1 правовой статус федерального собрания российской федерации. Статус федерального собрания рф


Высшую законодательную власть в государстве осуществляет парламент. Парламент – это представительный орган страны, наделенный полномочиями по осуществлению законодательной власти в государстве и олицетворяющий ее. Парламент РФ – это Федеральной Собрание РФ, оно является высшим представительным и законодательным органом РФ (ст. 94 Конституции РФ). Федеральное Собрание осуществляет законодательную власть в РФ независимо от других органов государственной власти РФ.

Федеральное Собрание состоит из двух палат: 1) Совета Федерации (в него входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ: один – представитель законодательной власти субъекта РФ, а другой – исполнительной власти); 2) Государственной Думы (в ее состав избираются депутаты путем всеобщего открытого голосования).

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают особым статусом представителей народа. Принципы их деятельности: 1) принцип «императивного мандата» (т. е. обязательности исполнения наказов избирателей и отчетность перед ними); 2) принцип «свободного мандата» (т. е. свободного своего волеизъявления без влияния со стороны какого бы то ни было органа власти или должностного лица).

Черты Федерального Собрания РФ: 1) Федеральное Собрание – это коллегиальный орган, состоящий из представителей населения; 2) это высший законодательный орган в РФ, т. е. акты Федерального Собрания и законы, им принимаемые, должны соответствовать только Конституции РФ, в отношении же всех остальных нормативных актов эти акты обладают высшей юридической силой.

Принципы деятельности Федерального Собрания РФ: 1) порядок формирования и компетенция палат Федерального Собрания устанавливаются Конституцией РФ; 2) Федеральное Собрание является представителем народа России и отстаивает его интересы; 3) Федеральное Собрание – единственный орган, обладающий правом принятия государственного бюджета и контроля за его исполнением; 4) выборы Президента РФ назначаются Федеральным Собранием.

Основной функцией Федерального Собрания является принятие (нижней палатой) и одобрение (верхней палатой) федеральных конституционных и федеральных законов.

Федеральное Собрание РФ осуществляет: 1) распоряжение федеральными средствами государственной казны (принимает федеральный бюджет и осуществляет контроль за его исполнением); 2) контроль за исполнительной властью.

В полномочия Федерального Собрания входит производство процедуры отрешения Президента РФ от должности на основании заключения Генерального прокурора РФ о наличии состава преступления в действиях Президента РФ и процедуры объявления «вотума недоверия» Правительству РФ, а также контроля за судебной властью путем дачи согласия на назначение судей высших государственных судов России.

Федеральное Собрание независимо в осуществлении своих полномочий, но его нижняя палата (Государственная Дума РФ) может быть распущена Президентом РФ в случаях: 1) трехкратного неодобрения Федеральным Собранием кандидатуры Председателя Правительства РФ, предложенной Президентом РФ; 2) объявления «вотума недоверия» Правительству РФ, с которым дважды не согласился Президент РФ.

17. Совет Федерации: порядок формирования, структура, компетенция, организация деятельности.

Сове́т Федера́ции - верхняя палата Федерального Собрания Российской Федерации

В Совет Федерации в соответствии с частью 2 статьи 95 Конституции Российской Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

Общее число членов Совета Федерации (сенаторов) - 170. По два представителя от каждого субъекта России, которых насчитывается 85 (с 18 марта 2014 года).. Часть 2 ст. 96 Конституции РФ указывает, что порядок формирования Совета Федерации устанавливается федеральным законом. Действующий в настоящее время порядок формирования Совета Федерации определен Федеральным законом от 3 декабря 2012 № 229-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации».

Структура Совета Федерации:

1) Председатель Совета Федерации и его заместители (избираются членами палаты и не могут представлять один и тот же субъект РФ);

2) комитеты Совета Федерации по отдельным вопросам деятельности Совета Федерации (их численность не может быть менее 10 человек, все члены палаты должны входить в один из комитетов);

3) постоянные (по регламенту и парламентским процедурам) и временные (по какому-либо особо значимому вопросу или событию) комиссии. Председатель Совета Федерации ведет заседания палаты Федерального Собрания и управляет внутренним распорядком деятельности, а также направляет законопроекты в Государственную Думу и осуществляет представительские функции палаты во взаимоотношениях с иными органами власти РФ и иностранных государств.

В компетенцию Совета Федерации входит решение следующих вопросов: 1) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

2) утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и о введении чрезвычайного положения;

3) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

4) назначение выборов Президента РФ;

5) отрешение Президента РФ от должности;

6) назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ;

7) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ;

8) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Внутренняя организация деятельности

Председатель Совета Федерации. Совет Федерации возглавляет Председатель Совета Федерации. Председатель Совета Федерации избирается из числа членов Совета Федерации тайным голосованием. Для избрания Председателя требуется, чтобы за него проголосовало более половины от общего числа членов Совета Федерации.

Наряду с Председателем, Совет Федерации избирает заместителей Председателя Совета Федерации. Порядок избрания вышеперечисленных должностных лиц урегулирован Регламентом Совета Федерации. Регламент Совета Федерации устанавливает, что Председатель и его заместители не могут быть представителями от одного субъекта Российской Федерации.

Председатель Совета Федерации наделен многочисленными полномочиями, которые условно можно разделить на организационные и представительские. Председатель Совета Федерации ведет заседания палат; ведает внутренним распорядком деятельности палаты; подписывает постановления Совета Федерации; распределяет обязанности между заместителями; осуществляет контроль за деятельность Аппарата Совета Федерации; направляет для рассмотрения в комитеты Совета Федерации федеральные законы, принятые Государственной Думой, законопроекты, которые предполагается внести в Государственную Думу в качестве законодательной инициативы; направляет Президенту РФ для подписания и обнародования федеральные законы, одобренные Советом Федерации, и другие. Председатель Совета Федерации представляет палату во взаимоотношениях с Президентом РФ, Государственной Думой, Правительством РФ и другими органами государственной власти, с парламентами иностранных государств и с международными парламентскими организациями.

Заместители Председателя Совета Федерации замещают Председателя Совета Федерации в его отсутствие, по поручению Председателя имеют право подписывать постановления палаты, организуют взаимодействие комитетов, осуществляют другие полномочия по вопросам внутреннего распорядка деятельности палаты.

Комитеты и комиссии Совета Федерации. Основными структурными подразделениями Совета Федерации являются комитеты. Они создаются в целях реализации полномочий, возложенных на Совет Федерации.

Комитеты Совета Федерации по вопросам, отнесенным к их ведению, осуществляют подготовку заключений по федеральным законам, принятым Государственной Думой и переданным на рассмотрение Совета Федерации; организуют проведение парламентских слушаний; разрабатывают и предварительно рассматривают законопроекты, которые предлагается внести в Государственную Думу в качестве законодательной инициативы; решают вопросы организации своей деятельности; решают другие вопросы, относящиеся к ведению палаты.

18 Государственная Дума: порядок формирования, структура, компетенция, организация деятельности.

Порядок формирования государственной думы – выборы. Что касается порядка формирования Государственной Думы, то Конституция не устанавливает, какими должны быть выборы - прямыми или косвенными, открытыми или тайными, не определяет и подлежащей применению избирательной системы. Все это отдано на усмотрение законодателя. Требование всеобщности выборов можно вывести из положений ч. 1 и 2 ст. 32 Конституции, а требование равных выборов - из принципа равноправия, записанного в ее ст. 19. Принципы всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, добровольного участия в выборах сформулированы с соответствующей нормативной конкретизацией в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" от 6 декабря 1994 г. (СЗ РФ, 1994, N 33, ст. 3406), а применительно к выборам в Государственную Думу - в Федеральном законе "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 24 июня 1999 г. В этом законе подробно урегулирован порядок выборов депутатов Государственной Думы. В соответствии с ним депутаты избираются по смешанной системе. Половина депутатов избирается в одномандатных избирательных округах по мажоритарной системе относительного большинства, согласно которой избранными считаются депутаты, получившие наибольшее число голосов по округу. Другая половина депутатов избирается в федеральном избирательном округе, охватывающем всю территорию Российской Федерации, по системе пропорционального представительства, согласно которой каждое избирательное объединение получает число депутатских мандатов, пропорциональное числу голосов, поданных за федеральный список кандидатов этого объединения. При этом установлен заградительный пункт: в распределении депутатских мандатов по федеральному избирательному округу участвуют только те избирательные объединения, за чьи федеральные списки кандидатов подано не менее 5% голосов. Для признания выборов состоявшимися необходимо участие в голосовании не менее 25% избирателей данного избирательного округа.

Конституцией устанавливаются требования предъявляемые к кандидатам в депутаты государственной думы: им может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

Полномочия (компетенция) Государственной Думы закреплены в ст. 103 Конституции РФ. К ведению Государственной Думы относятся:

а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства;

б) решение вопроса о доверии Правительству;

в) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава аудиторов;

д) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;

е) объявление амнистии;

ж) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности

Структура Государственной думы включает руководство (председатель Государственной думы и его заместители), депутатские объединения (фракции и депутатские группы), также комитеты и комиссии. Председатель Государственной думы избирается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной думы при тайном голосовании на весь срок полномочий данного созыва. Председатель Государственной думы ведет заседания палаты, ведает вопросами внутреннего распорядка, организует работу Совета Государственной думы, осуществляет общее руководство деятельностью аппарата думы, назначает и увольняет руководителей аппарата, представляет думу во взаимоотношениях с президентом, правительством, Советом федерации, подписывает постановления Государственной думы. Число заместителей председателя определяется решением Государственной думы. Заместители председателя думы избираются большинством голосов от общего числа депутатов. Они замещают председателя во время его отсутствия, по поручению председателя ведут заседания палаты, координируют деятельность комитетов и комиссий Государственной думы.

Из числа депутатов формируются комитеты и комиссии Государственной думы. Думские комитеты готовят законопроекты к рассмотрению Государственной думой; заключения по законопроектам, поступившим на рассмотрение Государственной думы; запросы в Конституционный суд; организуют проводимые Государственной думой парламентские слушания; дают заключения и предложения по соответствующим разделам проекта федерального бюджета. В комитетах обязаны состоять все депутаты, кроме председателя Думы, его заместителей, руководителей депутатских фракций и групп. Государственная дума может создавать комиссии, деятельность которых ограничена определенным сроком или конкретной задачей.

Для предварительного рассмотрения организационных вопросов деятельности думы создан Совет Государственной думы. В состав Совета Государственной думы с правом решающего голоса входят председатель думы и руководители депутатских объединений.

Согласно Конституции РФ, Федеральное Собрание Российской Фе­дерации - является представительным и законодательным органом госу­дарственной власти. Как представительный орган, Федеральное Собрание формируется путем выражения воли народа, т.е. путем выборов. Общее собирательное название представительных законодательных органов в мире - парламент.

Оно представляет многонациональный народ России и субъекты федерации. Признание же его законодательным органом означает, что ни один закон Российской Федерации не может быть принят, если он не рас­смотрен и не одобрен парламентом. Как законодательный орган Феде­ральное Собрание осуществляет контроль за исполнительной властью, т.е. за Правительством. Федеральное Собрание является постоянно действую­щим органом.

Федеральное Собрание состоит из двух равноправных палат - Госу­дарственной Думы и Совета Федерации. Палаты Федерального Собрания заседают раздельно. Совместные заседания палат парламента проводятся для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств.

Заседания палат парламента проходят открыто (гласно). В отдель­ных случаях, при рассмотрении вопросов, связанных с государственной тайной, обороноспособностью и безопасностью государства, палаты мо­гут проводить закрытые заседания.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъек­та Российской Федерации: по одному от представительного и исполни­тельного органов государственной власти. 5 августа 2000 года вступил в силу федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации". В соответствии с этим законом законодательный (представительный) орган власти субъекта фе­дерации избирает своего представителя в Совет Федерации по предложе­нию председателя этого органа или группы депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов. Он избирается на срок полномочий избравшего его законодательного органа власти субъекта РФ. Представитель же от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ назначается в Совет Федерации высшим должностным ли­цом субъекта Федерации на срок его полномочий. Данный порядок фор­мирования Совета Федерации вступил в силу с 1 января 2002года. До поступления этого срока в состав Совета Федерации входили по должности глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти по должности.

Согласно Конституции Российской Федерации, к ведению Совета Федерации относятся утверждение изменения границ между субъектами России, утверждение указов главы государства о введении чрезвычайного и военного положения, решение вопросов о возможности использования Вооруженных Сил России за её пределами, назначение выборов Прези­дента Российской Федерации, отрешение Президента России от должнос­ти, назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного суда Российской Федерации, Высшего Арбитраж­ного Суда Российской Федерации, назначение на должность и освобожде­ние от должности Генерального прокурора Российской Федерации.


Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесен­ным к его ведению Конституцией Российской Федерации. Они принима­ются большинством голосов от общего числа членов палаты.

Государственная Дума РФ состоит из 450 депутатов, которые изби­раются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право избирать имеют только граждане России, достигшие на день выборов восемнадцатилетнего возраста. Депутаты Го­сударственной Думы избираются сроком на 4 года. Депутатом может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

Порядок выборов депутатов Государственной Думы установлен федеральным законом от 20 декабря 2002 года "О выборах депутатов Госу­дарственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Этим законом устанавливается мажоритарно-пропорциональная (смешан­ная) избирательная система. Это означает, что половина (225 депутатов) состава Государственной Думы избирается по одномандатным округам, то есть от каждого избирательного округа избирается один депутат. Дру­гая половина избирается по общефедеральным спискам кандидатов в де­путаты, выдвинутых избирательными объединениями (партиями) и изби­рательными блоками. Мандаты при этом распределяются пропорциональ­но количеству набранных голосов между избирательными объединения­ми (партиями), набравшими не менее 5% голосов избирателей.

Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной основе и не могут быть членами Совета Федерации, депутатами других представительных органов, занимать иные оплачиваемые должности на государственной службе. За свою работу в парламенте народные избран­ники получают заработную плату. В период осуществления своих полно­мочий депутаты обладают неприкосновенностью.


К ведению Государственной Думы относятся: дача согласия Прези­денту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации; решение вопроса о доверии Правительству Рос­сийской Федерации, назначение на должность и освобождение от должно­сти Председателя Центрального банка Российской Федерации, назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, объявление амнистии, выдвижение обвинения против Прези­дента Российской Федерации для отрешения его от должности. По вопро­сам, отнесенным к её ведению, Государственная Дума принимает поста­новления большинством голосов от общего числа депутатов.

Кроме того, с целью осуществления контроля за деятельностью Пра­вительства России и исполнением бюджета обе палаты парламента обра­зуют Счетную палату. При этом каждая палата назначает половину соста­ва ее аудиторов. При этом Государственная Дума назначает и освобожда­ет от должности Председателя счетной палаты, а Совет Федерации - его заместителя.

Государственная Дума может быть распущена Президентом Рос­сийской Федерации в следующих случаях:

После трехкратного отклонения представленных Президентом кан­дидатур Председателя Правительства Российской Федерации;

В случае повторного в течении трех месяцев выражения недове­рия Правительству Российской Федерации;

При отказе в доверии Правительству России, если глава Правитель­ства сам поставил вопрос о доверии Правительству.

Причем в последних двух случаях глава государства может либо распустить Государственную Думу, либо объявить об отставке Правитель­ства.

Особое место в компетенции Федерального Собрания занимают законодательные полномочия. Это вытекает из его конституционного ста­туса как законодательного органа. Парламент может принимать законы, которые охватывают наиболее важные вопросы в различных сферах госу­дарственной и общественной жизни.

Федеральное Собрание может принимать законы только в пределах предмета ведения Российской Федерации и совместного ведения России и её субъектов. В предметы ведения субъектов Российской Федерации зако­нодательный орган вторгаться не имеет конституционного права. Феде­ральное Собрание принимает федеральные конституционные законы и федеральные законы.

Конституция Российской Федерации регулирует порядок рассмотрения, принятия и обнародования законов, т.е. весь законодательный процесс.

Законопроекты вносятся только в Государственную Думу. Правом законодательной инициативы обладают: Президент Российской Федера­ции, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государствен­ной Думы, Правительство Российской Федерации, законодательные орга­ны субъектов Российской Федерации.

Право законодательной инициативы также принадлежит Конститу­ционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации, но только по вопросам их ведения.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой боль­шинством голосов от общего числа её депутатов; при голосовании по проектам федеральных конституционных законов требуется не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней переда­ются на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный Закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более по­ловины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четыр­надцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае откло­нения Федерального закона Советом Федерации палаты могут создать со­гласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государ­ственной Думой. В случае несогласия Государственной Думы с решени­ем Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы.

Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления к нему на подпись федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в порядке, установлен­ном Конституцией Российской Федерации, вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одоб­рен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.

Процедура прохождения федеральных конституционных законов имеет особенности:

1) Они принимаются по вопросам, предусмотренным Конституци­ей Российской Федерации.

2)Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Госу­дарственной Думы.

3) Принятый федеральный конституционный закон в течение че­тырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Феде­рации и обнародованию. При этом Президент не имеет права вето в отно­шении этих законов.

Порядок рассмотрения, принятия и обнародования законов дол­жен обеспечивать демократизм формирования выраженной в законах го­сударственной воли народа, отражение его мнения и интересов.

§ 3. ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Согласно Конституции Российской Федерации, исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Правительство - это высший коллегиальный орган, осуществ­ляющий государственное управление. Как высший орган исполнительной власти, Правительство Российской Федерации возглавляет единую систе­му исполнительной власти в Российской Федерации. Оно обеспечивает функционирование всей системы исполнительной власти на всей терри­тории государства, направляет деятельность министерств и иных органов федеральной исполнительной власти.

Правительство Российской Федерации - это коллегиальный орган. В его состав входят Председатель Правительства Российской Федерации, его заместители и федеральные министры.

Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом с согласия Государственной Думы. Кандидатура Председа­теля Правительства вносится на рассмотрение Государственной Думы в двухнедельный срок после вступления в должность вновь избранного Пре­зидента Российской Федерации или после отставки Правительства, либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой. После трехкратного отклонения Государственной Думой представленных кандидатур на пост Председателя Правительства Российской Федерации Президент назначает его, а Государственную Думу распускает, объявляя досрочные парламентские выборы.

Заместители Председателя Правительства и федеральные министры назначаются на должность Президентом по предложению главы Прави­тельства. Члены Правительства не могут занимать иную должность на го­сударственной службе, в коммерческих, общественных органах и полити­ческих партиях. Они не имеют права на предпринимательскую деятель­ность, а также любую другую работу, кроме преподавательской и научно-творческой деятельности. Они не могут быть также депутатами и членами палат Парламента.

Правительство может подать в отставку по своей инициативе. Пре­зидент имеет право её принять или отклонить. В то же время Президент имеет право отправить в отставку Правительство.

Государственная Дума может выразить недоверие Правительству. В этом случае глава государства вправе объявить об отставке Правитель­ства или не согласиться с решением Государственной Думы. В случае, если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит не­доверие Правительству, Президент объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу. Председатель Правительства может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Прави­тельству. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

В случае отставки или сложения полномочий Правительство Рос­сийской Федерации по поручению Президента России продолжает дей­ствовать до сформирования нового Правительства.

Как федеральный исполнительный орган власти Правительство Рос­сии наделено широким кругом конституционных полномочий.

Оно организует реализацию внутренней и внешней политики госу­дарства, осуществляет государственное управление и регулирование во всей сферах социально-экономической жизни, обеспечивает исполнение Конституции и федеральных законов. Правительство федеральной консти­туцией наделено правом законодательной инициативы.

В области управления экономикой Правительство:

Обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности в стране;

Создает условия для свободного развития предпринимательства;

Обеспечивает проведение в России единой финансовой, кредит­ной и денежной политики;

Осуществляет управление федеральной собственностью;

Разрабатывает федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение.

В области социальной политики Правительство:

Разрабатывает программы социального развития; реализует еди­ную политику в области здравоохранения, науки, образования и культуры;

Обеспечивает проведение единой государственной политики, реа­лизацию прав граждан в области социального обеспечения и социальной защиты;

Принимает меры по реализации прав граждан на получение пенсий и пособий; способствует развитию физической культуры, спорта и туризма.

В области обеспечения законности, прав и свобод граждан:

Принимают меры по охране общественного правопорядка, борь­бе с преступностью;

Разрабатывает и реализует единую политику в области обеспече­ния безопасности личности, защиты прав и свобод человека и гражданина;

Разрабатывает и реализует программу борьбы с преступностью.

В области обороны и безопасности страны Правительство России осуществляет меры по обеспечению её обороны:

Принимает меры к обеспечению государственной безопасности;

Принимает меры по охране государственной границы;

Руководит гражданской обороной

В области внешней политики Правительство России заключает меж­дународные договоры и представляет интересы Российской Федерации в международных организациях.

Правительство на основании и во исполнение Конституции, феде­ральных законов, нормативных указов Президента издает постановления и распоряжения, которые обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации.

ВВЕДЕНИЕ

Парламент, в соответствии с теорией разделения властей - представляет собой общегосударственный представительный орган, главной функцией которого является осуществление государственной власти.

Федеральное собрание - представительный и законодательный орган Российской Федерации. Тем самым устанавливается, что формой государства является представительная, т.е. опосредованная выборами, парламентская демократия, в условиях которой формирование политической воли народа возлагается на народное представительство, самостоятельно принимающее наиболее ответственные решения. В передаче парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета как основы правопорядка.

Предметом исследования данной контрольной работы является Федеральное собрание как высший законодательный и представительный орган государственной власти.

Цель данной работы состоит в анализе сущности и роли Федерального собрания в системе органов государственной власти РФ на основе действующего законодательства.

Исходя из вышеизложенной цели, можно выделить следующие задачи:

  • · охарактеризовать правовой статус Федерального Собрания, его структуру;
  • · определить порядок формирования Государственной Думы и Совета Федерации;
  • · рассмотреть компетенцию палат Федерального собрания.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РФ: ПРАВОВОЙ СТАТУС И СТРУКТУРА

По Конституции РФ 1993 года (статья 94), Федеральное собрание признается парламентом России. Согласно ч.1 ст. 95 Конституции Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Такая структура проистекает из федеративного государственного устройства, когда одна из палат является палатой общенародного представительства, а в другой палате реализуется представительство субъектов федерации.

Двухпалатная структура Федерального Собрания предполагает и значительную самостоятельность палат, что проявилось в их компетенции и в том, что они заседают раздельно (ч.1 ст. 100). Конституция (ч. З ст. 100) предусматривает только три случая, когда Совет Федерации и Государственная Дума могут собираться для совместных заседаний (да и то не обязаны): во-первых, для заслушивания посланий Президента РФ, во-вторых, с целью заслушивания посланий Конституционного Суда, в-третьих, для заслушивания выступлений руководителей иностранных государств .

Статья 94 указывает, что Федеральное собрание является представительным и законодательным органом России. Представительство - очень широкое понятие. В отношении государственных органов обычно полагают, что речь идет о представительстве интересов и воли избирателей, а мандат на такое представительство дают сами избиратели на выборах. В России в полной мере представительным органом является Государственная Дума, избираемая непосредственно гражданами. Думается, можно согласиться с мнением разработчиков проблемного комментария к Конституции РФ, согласно которому о представительном характере верхней палаты говорить приходится с натяжкой. Члены Совета Федерации, за исключением первого его созыва в 1993-1995 гг., не избираются населением именно в качестве членов этой палаты Федерального собрания. Большинство из них избирается либо в качестве депутата законодательного органа субъекта РФ, либо в качестве главы администрации (Президента, губернатора, мэра и т.п.) субъекта Федерации, а уже членом Совета Федерации они становятся по должности.

В отношении понятия "законодательный орган" в Конституции имеется четкое представление. Законодательный орган реализует законодательную составляющую государственной власти, закрепленную в статье 10 Конституции. Сущность Федерального собрания как законодательного органа России состоит в том, что парламент РФ обладает правом принимать общеобязательные для исполнения на территории страны нормативно-правовые акты - федеральные конституционные законы и федеральные законы по вопросам своей компетенции.

Будучи законодательным органом, Федеральное собрание вместе с тем исполняет и некоторые довольно ограниченные контрольные функции за исполнительной властью. Этот контроль осуществляется посредством утверждения федерального бюджета Государственной Думой, а также использование права отказывать в доверии к правительству, которое в этом случае может быть отправлено в отставку Президентом РФ .

Тема 13. Федеральное Собрание – парламент РФ, его палаты

1. Правовой статус и структура Федерального Собрания России

Конституция (ст. 94) определяет, что парламент России - Федеральное Собрание - является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Это означает, во-первых, что Российский парламент состоит из представителей народа. О представительном характере Федерального Собрания свидетельствует и его структура.

В соответствии со ст. 95 Конституции России Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы, каждая из которых формируется с учетом необходимого представительства. Так, в верхнюю палату парламента - Совет Федерации - входит по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации - по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Этим обеспечивается представительство в Российском парламенте интересов каждого из субъектов Федерации. Более того, обеспечивается реализация интересов и законодательной, и исполнительной ветвей государственной власти этих субъектов.

Сущность Федерального Собрания как законодательного органа России состоит в том, что парламент обладает правом принимать общеобязательные для исполнения на территории страны правовые акты - федеральные конституционные законы и федеральные законы по вопросам своей компетенции.

Федеральное Собрание является постоянно действующим органом. С целью обеспечения своевременного начала работы парламента установлено правило, что вновь избранная Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Однако в случае необходимости Президент России может созвать заседание Государственной Думы и ранее этого срока (п. 2 ст. 99 Конституции Российской Федерации).

Непрерывность в деятельности парламента России достигается тем, что полномочия Государственной Думы прежнего созыва (т.е. избранной раньше) прекращаются с момента начала работы Государственной Думы нового созыва. Палаты заседают раздельно . Заседания палат являются обычно открытыми . В случаях, предусмотренных регламентами палат, их заседания могут быть закрытыми.

Палаты могут собираться совместно лишь в нескольких случаях для заслушивания посланий Президента России, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств. С целью обеспечения необходимой организации работы палат, ведения заседаний и соблюдения внутреннего распорядка депутаты каждой палаты избирают из своего состава соответственно - Председателя Совета Федерации и его заместителей, Председателя Государственной Думы и его заместителей (ст. 101 Конституции России).

Для предварительного рассмотрения организационных вопросов, касающихся распорядка деятельности этой палаты, образуется Совет Государственной Думы. В его состав входят Председатель Государственной Думы, руководители фракций и депутатских групп.

К числу депутатских объединений Государственной Думы относятся фракции и депутатские группы. Фракция формируется депутатами, избранными в состав палаты от какого-либо избирательного объединения (политической партии, движения и т. п.) и депутатами - членами этой политической партии (движения), избранными в нее по одномандатным избирательным округам. Депутаты Государственной Думы, не вошедшие во фракции, могут образовать депутатские группы (при наличии в них не менее 35 депутатов).

Предыдущая

Правовой статус и структура Федерального Собрания РФ.

Фед Собрание – парламент – явл-ся представительным и законодательным органом РФ. ФС действует самостоятельно в пределах своей компетенции и олицетворяет законод ветвь власти.

Функции ФС:

Представительная, основанная на выражении воли народа;

Законодательная, обезпечивающая правовое регулирование общ отношений;

Контрольная, заключается в проверке деят-ти гос органов.

Структура ФС - состоит из двух палат: нижняя – Гос Дума и верхняя – Совет Федерации. Двухпалатный состав парламента РФ обусловлен ее федеративным устройством. Совет Федерации явл-ся органом представительства всех субъектов РФ, а Гос Дума выражает интересы всех граждан независимо от места их жительства, а также интересы полит партий.

СФ и ГД заседают раздельно. Они могут собираться совместно лишб для заслушивания:

Посланий Президента

Посланий Конст Суда РФ

Выступлений руководителей иностранных гос-в

Согласно Конст ФС явл-ся постоянно действующим органом

58. Совет Федерации – структура, полномочия, порядок формирования и деятельности.

Полномочия СФ не ограничены сроком, никто не вправе его распустить, но его состав постоянно обновляется. Избрание в субъектах РФ глав представительных и исполнительных органов гос власти осуществляется в разное время, срок их полномочий колеблется в соответствии с законами субъектов РФ, поэтому в течение года в СФ происходит ротация (замена выбывших членов вновь избранными). Каждый субъект РФ направляет в СФ главу представительного органа и главу исполнительного органа гос власти, поэтому общее число членов СФ должно составлять 178 человек, но это число законодательно не закреплено. СФ может формироваться путем как избрания, так и назначения.

Совет Федерации – верхняя палата российского парламента – наделяется спец конституционной компетенцией, которая способствует привлечению его к решению важных вопросов жизни гос-ва и общ-ва.

Структура СФ:

Совет Федерации выбирает Председателя и его заместителей, которые не могут быть представителями одного субъекта. Все члены СФ обязаны войти в одни из комитетов своей палаты, численный состав которого должен быть не менее 10 человек (комитет по соц политике, по делам СНГ, по вопросам безопасности и обороны и др). палата также создает различные постоянные и временные комиссии.

При СФ создается Совет палаты, постоянно действующий коллегиальный орган. В состав Совета палаты входят Председатель СФ, его заместители, председатели комитетов СФ и председатель Комиссии СФ по регламенту и парламентским процедурам.

Полномочия СФ:

1. утверждение изменения границ между субъектами РФ (с согласия субхектов)

2. утверждение указа Президента о введении военного положения

3. утверждение указа Президента о введении чрезвычайного положения

4. решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил за пределами территории РФ (если это соотв Конст, международным договорам и фед законам)

5. назначение выборов Президента

6. отрешение Президента от должности

7. назначение на должность судей Конст Суда, Верх Суда, Высш Арб Суда РФ

8. назначение на должность и освобождение от должности Ген Прокурора

9. назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов

Выбор редакции
Мое эссе Я, Рыбалкина Ольга Викторовна. Образование средне - специальное, в 1989 году окончила Петропавловский ордена трудового...

Going abroad nowadays is a usual thing for many families. Some people, however, stay unsatisfied with the time they have spent in a...

Каждая хозяйка должна научиться правильно варить бульон, чтобы он был прозрачным. Его используют для заливного, супа, холодца и соуса....

Домашние вечеринки настолько вошли в моду у европейцев, что их устраивают едва ли не каждую неделю. Вкусная еда, приятная компания, много...
Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...
Характерными блюдами для национальной венгерской кухни считаются те, в которых использовано большое количество молотой паприки, репчатого...
Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...
Три дня длилось противостояние главы управы района "Беговой" и владельцев легендарной шашлычной "Антисоветская" . Его итог – демонтаж...
Святой великомученик Никита родился в IV веке в Готии (на восточной стороне реки Дунай в пределах нынешней Румынии и Бессарабии) во...