171 фз о регулировании. Законодательная база российской федерации


Торговля спиртосодержащими напитками - отрасль, занимающая значительную часть всемирного товарооборота. Это справедливо и для Российской Федерации. Чтобы законодательно контролировать оборот алкогольной продукции, применяется ФЗ 171. О содержании, поправках и ключевых статьях закона и пойдет речь в статье.

Федеральный закон под номером 171 регламентирует правовые основы вопросов производства и товарного оборота алкогольной продукции, и контролирует из потребление (распитие).

Также, в ФЗ 171 приведены определения, включая «этиловый спирт», «денатурат», «спиртосодержащая продукция», «спиртные напитки» и т. д. Закон определяет полномочия органов контроля за торговлей алкогольными напитками и порядок производства, указывает на способы контроля за соблюдением настоящего законопроекта.

Принятие настоящего закона и его вступление в силу произошло 22 ноября 1995 года. После этого неоднократно вносились поправки и изменения. Последняя редакция ФЗ 171 датируется 3 июля 2016 года, с ее вступлением в силу 4 числа.

Последние поправки в ФЗ 171 «Об обороте алкогольной продукции»

Проблема чрезмерного потребления алкоголя на территории Российской Федерации стоит очень остро. Поэтому, чтобы контролировать этот момент, в ФЗ 171 «Об обороте алкогольной продукции» и вносятся поправки.

Первой необходимо рассмотреть статью 16 ФЗ 171, которая внесла существенные поправки в законопроект о розничной торговле спиртосодержащей продукцией.

Статья 16

  • 1. В этом пункте ст. 16 ФЗ 171 рассматривается, какие предприятия, организации и хозяйства имеют право розничной продажи пива, сидра, пуаре и т. д. Под эти категории попадают ИП, сельскохозяйственные товаропроизводители и организации;
  • 2. Здесь указывается, в каких категориях строений и помещений не допускается розничная торговля алкогольными напитками: образовательные и медицинские учреждения, недвижимость, принадлежащая ЮЛ и т. д.;
  • 3. Данный пункт закона приводит исключения из правил, попадающих под запрет пункта 2 настоящей статьи: торговля на бортах авиа- и водных судов, в магазинах беспошлинной торговли и т. д.;
  • 4. Объяснение, при каких условиях допустима розничная продажа алкоголя в заведениях общественного питания;
  • 5. Уточнение, что в стандартных условиях продажа спиртосодержащей продукции в объектах общественного питания, на водных и воздушных судах, не допускается, за исключением моментов, которые указаны в 3 и 4 пункте настоящей статьи;
  • 6. Указание исключений, на какие виды алкогольной продукции не распространяются запреты на продажу;
  • 7. Этот пункт законопроекта объясняет, в каких местах и кому запрещено распитие алкогольных напитков;
  • 8. Определение границ объектов, на территории которых запрещено распитие спиртосодержащей продукции. И этот пункт рассматривает порядок информирования органов местного самоуправления об организациях, занимающихся распространением этих напитков, уполномоченными лицами;
  • 9. Временные ограничения для розничной торговли алкогольными напитками устанавливаемые законодательством РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
  • 10. Требования к организациям, занимающимся продажей алкоголя, касательно складских помещений, с исключениями из подпункта закона;
  • 11. В этом пункте поясняется - когда территория торгового объекта уже во время действия лицензии перестает соответствовать требованиям ФЗ 171, то организация имеет право продолжать деятельность, и на последующую выдачу лицензии это не влияет - только ограничение срока в 5 лет.

Рассмотрим оставшиеся ключевые статьи закона.

В этой статье закона приведены понятия, используемые в тексте ФЗ 171, с определениями: все спиртосодержащие пищевые и непищевые товары, термины, относящиеся к производству и торговле. В последней редакции закона, статья изменений не претерпела.

Объяснение правил использования аппаратуры, применяемой при сбыте алкогольной продукции. Изменению подвергся пункт ФЗ 171, в котором говорится о случаях, когда учет объема проданных напитков не обязательно должен вестись с использованием электронных ресурсов. В предыдущей редакции ФЗ 171 это разрешено для поселений с числом жителей менее трех тысяч - теперь - для неподключенных к сети «Интернет».

Ст. 12

Статья рассматривает особенности налогообложения алкогольной продукции, и ее маркировки. Текст пункта ФЗ 171 включает информацию о необходимых документах и условия выдачи акцизных марок. В последней редакции закона, статья изменений не претерпела.

Ст. 18

Этот пункт ФЗ 171 указывает, какие виды торговой и производственной деятельности подлежат лицензированию, а какие - нет. В последней редакции закона, пункт изменений не претерпел.

Ст. 19

Текст статьи ФЗ 171 описывает порядок выдачи официальных лицензий на производство алкогольной продукции, перечень документов, и исключения из закона. В последней редакции, статья изменений не претерпела.

Ст. 20

Пункт ФЗ 171, полезный для начинающих предпринимателей - описание условий приостановки, возобновления или даже аннулирования лицензии на деятельность. В последней редакции закона, статья изменений не претерпела.

Ст. 26

Статья ФЗ 171, важная для новичков в производстве и реализации спиртосодержащей продукции - ограничения и запреты. С учетом возможности уголовной ответственности за нарушения, пункт требует внимания. В последней редакции закона, изменений не претерпел.

Текст федерального закона 171

С учетом поправок и дополнений настоящего закона, смысла обращаться к изначальному варианту нет. Рекомендуем скачать по ФЗ 171 «Об обороте алкогольной продукции» с изменениями последней редакции от 3 июля 2016 года.


18 июля 2011 г. Президент РФ подписал Закон N 218-ФЗ, который внес важные и объемные изменения в Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (даᴫᴇᴇ - Закон N 171-ФЗ). В частности, пиво отнесено к алкогольной продукции со всеми вытекающими из этого последствиями.
Установлено, что перевозки этилового спирта (в т.ч. денатурата), нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25% объема готовой продукции подлежат лицензированию с 1 июля 2012 г.
Закон N 218-ФЗ вступил в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.
В соответствии со ст. 18 Закона N 171-ФЗ лицензированию подлежат виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением:
- производства и оборота этилового спирта по фармакопейным статьям, пива и пивных напитков;
- розничной продажи спиртосодержащей продукции;
- закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве этой и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях.
В таком виде названное положение ст. 18 начнет действовать с 1 января 2012 г. До этого времени лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением их закупки (в целях использования в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях) и розничной продажи спиртосодержащей продукции.
Лицензии выдаются на осуществление следующих видов деятельности:
- производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в т.ч. денатурата;
- производство, хранение и поставки произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;
- хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;
- закупка, хранение и поставки алкогольной и спиртосодержащей продукции;
- розничная продажа алкогольной продукции;
- производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции;
- перевозки этилового спирта (в т.ч. денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25% объема готовой продукции. Это положение начало действовать с 1 июля 2012 г.

Лицензированию подлежат производство и оборот произведенных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по каждому поставляемому или поступающему в розничную продажу виду, указанному в ст. 2 Закона N 171-ФЗ. Основные понятия изложены в ст. 2 этого Закона:
- этиловый спирт - спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья, в т.ч. денатурированный этиловый спирт, этиловый спирт по фармакопейным статьям, головная фракция этилового спирта (отходы спиртового производства), спирт-сырец, дистилляты винный, виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый. Такая редакция этого пункта начнет действовать с 1 июля 2012 г.;
- денатурированный этиловый спирт (денатурат) - этиловый спирт, содержащий денатурирующие вещества в концентрации, предусмотренной названным Законом;
- этиловый спирт по фармакопейным статьям - этиловый спирт, произведенный путем добавления очищенной воды в закупленный ректификованный этиловый спирт, произведенный из пищевого сырья и используемый в качестве лекарственного средства и (или) для производства лекарственных препаратов, содержащих этиловый спирт, зарегистрированных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и включенных в государственный реестр лекарственных средств. Содержание этилового спирта в этиловом спирте по фармакопейным статьям изменяется путем добавления в него очищенной воды. Положение начнет действовать с 1 июля 2012 г.;
- спиртосодержащая продукция - пищевая или непищевая продукция с содержанием этилового спирта более 1,5% объема готовой продукции;
- спиртосодержащая пищевая продукция - пищевая продукция (в т.ч. виноматериалы, любые растворы, эмульсии, суспензии, виноградное сусло, иное фруктовое сусло, пивное сусло) (кроме алкогольной продукции) с содержанием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, более 1,5% объема готовой продукции. Положение начнет действовать с 1 июля 2012 г.;
- спиртосодержащая непищевая продукция - непищевая продукция (в т.ч. денатурированная спиртосодержащая, спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция, любые растворы, эмульсии, суспензии), произведенная с использованием этилового спирта, иной спиртосодержащей продукции или спиртосодержащих отходов производства этилового спирта, с содержанием этилового спирта более 1,5% объема готовой продукции;
- денатурированная спиртосодержащая продукция - спиртосодержащая непищевая продукция, содержащая денатурирующие вещества в концентрации, предусмотренной вышеназванным Законом;
- алкогольная продукция - пищевая продукция, произведенная с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5% объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством РФ. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в т.ч. водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива. Положение начнет действовать с 1 июля 2012 г.;
- спиртные напитки - алкогольная продукция, произведенная с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции и не относящаяся к винным напиткам. Положение начнет действовать с 1 июля 2012 г.;
- водка - спиртной напиток, произведенный на основе этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и воды, с содержанием этилового спирта от 38 до 56% объема готовой продукции;
- вино - алкогольная продукция с содержанием этилового спирта от 8,5 до 16,5% объема готовой продукции, произведенная в результате полного или неполного брожения ягод свежего винограда, виноградного сусла без добавления этилового спирта, концентрированного виноградного сусла, ректификованного концентрированного виноградного сусла. Вина с защищенным наименованием места происхождения могут иметь содержание этилового спирта не менее 4,5% объема готовой продукции. Положение начало действовать с 1 июля 2012 г.;- ликерное вино - алкогольная продукция с содержанием этилового спирта от 15 до 22% объема готовой продукции, произведенная в результате полного или неполного брожения целых или дробленых ягод винограда, иных фруктов либо виноградного или иного фруктового сусла с добавлением или без добавления концентрированного виноградного или иного фруктового сусла, ректификованного концентрированного виноградного или иного фруктового сусла, без добавления этилового спирта, за исключением винного, ректификованного винного, виноградного, ректификованного виноградного, иного фруктового дистиллята. Положение начало действовать с 1 июля 2012 г.;
- фруктовое вино - алкогольная продукция с содержанием этилового спирта от 6 до 15% объема готовой продукции, произведенная в результате полного или неполного брожения дробленых свежих фруктов одного вида или нескольких видов, либо фруктового сусла, либо восстановленного концентрированного фруктового сока с добавлением или без добавления сахаросодержащих продуктов, без добавления этилового спирта. Положение начало действовать с 1 июля 2012 г.;
- винный напиток - алкогольная продукция с содержанием этилового спирта от 1,5 до 22% объема готовой продукции с насыщением или без насыщения двуокисью углерода, содержащая не менее 50% виноматериалов с добавлением или без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного, и (или) фруктового дистиллята, и (или) сахаросодержащих продуктов, и (или) ароматических и вкусовых добавок, и (или) пищевых красителей, и (или) вод. Положение начало действовать с 1 июля 2012 г.;
- виноматериалы - спиртосодержащая пищевая продукция с содержанием этилового спирта до 22% объема готовой продукции, произведенная в результате полного или неполного брожения ягод винограда, иных фруктов, виноградного или иного фруктового сусла с добавлением или без добавления концентрированного виноградного или иного фруктового, ректификованного концентрированного виноградного или иного фруктового сусла, без добавления этилового спирта, за исключением винного, ректификованного винного, виноградного или ректификованного виноградного дистиллята, разлитая в производственную или транспортную тару, предназначенная для производства алкогольной продукции и не подлежащая реализации населению. Положение начало действовать с 1 июля 2012 г.;
- пиво - алкогольная продукция с содержанием этилового спирта, образовавшегося в процессе брожения пивного сусла, которая произведена из пивоваренного солода, хмеля и (или) полученных в результате переработки хмеля продуктов (хмелепродуктов), воды с использованием пивных дрожжей, без добавления этилового спирта, ароматических и вкусовых добавок. Допускается частичная замена пивоваренного солода зерном, и (или) продуктами его переработки (зернопродуктами), и (или) сахаросодержащими продуктами при условии, что их совокупная масса не превышает 20% массы заменяемого пивоваренного солода, а масса сахаросодержащих продуктов не превышает 2% массы заменяемого пивоваренного солода. Положение вступило в силу с 1 июля 2012 г.;
- напитки, изготавливаемые на основе пива (пивные напитки), - алкогольная продукция с содержанием этилового спирта, образовавшегося в процессе брожения пивного сусла, не более 7% объема готовой продукции, которая произведена из пива (не менее 40% объема готовой продукции) и (или) приготовленного из пивоваренного солода пивного сусла (не менее 40% массы сырья), воды с добавлением или без добавления зернопродуктов, сахаросодержащих продуктов, хмеля и (или) хмелепродуктов, плодового и иного растительного сырья, продуктов их переработки, ароматических и вкусовых добавок, без добавления этилового спирта. Положение вступило в силу с 1 июля 2012 г.;
- сусло - спиртосодержащая пищевая продукция, являющаяся полуфабрикатом производства алкогольной продукции, с содержанием этилового спирта, образовавшегося в процессе брожения, более 1,5% ее объема, получаемая в зависимости от вида алкогольной продукции из ягод винограда (виноградное сусло), из иных фруктов (фруктовое сусло), из воды, пивоваренного солода, хмеля и (или) хмелепродуктов (пивное сусло), из воды и меда (медовое сусло). В сусле для производства пива и пивных напитков допускается частичная замена пивоваренного солода зерном, и (или) полученными в результате переработки зерна продуктами (зернопродуктами), и (или) сахаросодержащими продуктами при условии, что их совокупная масса не превышает 20% массы заменяемого пивоваренного солода, а масса сахаросодержащих продуктов не превышает 2% массы заменяемого пивоваренного солода. Положение вступило в силу с 1 июля 2012 г.;
- безводный (стопроцентный) спирт - условное понятие, применяемое в расчетах;
- производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции - производство организацией такой продукции в целях ее продажи и получения прибыли, а также для собственных нужд;
- оборот - закупка (в т.ч. импорт), поставки (в т.ч. экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа;
- уведомление - документ, который подтверждает закупку (в т.ч. для собственных нужд), поставку, перевозку этилового спирта (в т.ч. денатурата), нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25% объема готовой продукции и наличие которого является обязательным для организации, осуществляющей закупку, поставки, перевозки указанной продукции. Положение вступило в силу с 1 июля 2012 г.;
- мощность основного технологического оборудования для производства этилового спирта или алкогольной продукции с использованием этилового спирта (производственная мощность) - максимально возможный годовой объем производства соответствующей продукции на принадлежащем организации и установленном ею основном технологическом оборудовании для производства соответствующей продукции, выраженный в декалитрах. Положение вступило в силу с 1 июля 2012 г.;
- норма минимального использования производственной мощности - минимально возможный годовой объем производства этилового спирта или алкогольной продукции с использованием этилового спирта на принадлежащем организации и установленном ею основном технологическом оборудовании для производства соответствующей продукции, выраженный в декалитрах и позволяющий обеспечивать установленный Правительством РФ минимальный уровень рентабельности производства этих видов продукции. Положение вступило в силу с 1 июля 2012 г.;
- приостановление использования основного технологического оборудования для производства этилового спирта или алкогольной продукции с использованием этилового спирта - временное прекращение использования организацией основного технологического оборудования для производства этилового спирта или алкогольной продукции с использованием этилового спирта по уведомлению о приостановлении использования указанного оборудования, представленному организацией в лицензирующий орган, без приостановления действия лицензии. Положение вступило в силу с 1 июля 2012 г.;
- уведомление о приостановлении или возобновлении использования основного технологического оборудования для производства этилового спирта или алкогольной продукции с использованием этилового спирта - документ, подтверждающий возможность или невозможность соблюдения нормы минимального использования производственной мощности. Положение вступило в силу с 1 июля 2012 г.;
- уведомление о начале оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции - документ, содержащий дату первой поставки на территорию Российской Федерации алкогольной продукции определенного наименования, описание ее характеристик и свойств, технологических процессов производства, производственного контроля, хранения, перевозки, реализации, утилизации, маркировки алкогольной продукции, подаваемый в уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти в соответствии с техническим регламентом. Информация, содержащаяся в уведомлении о начале оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, вносится в соответствующий федеральный реестр. Положение вступило в силу с 1 июля 2012 г.
Это важно! Лицензии на хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, закупку, хранение и поставку алкогольной и спиртосодержащей продукции выдаются отдельно на алкогольную, спиртосодержащую пищевую и спиртосодержащую непищевую продукцию.
Лицензии на производство и оборот произведенных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции выдаются только организациям, которые имеют оборудование, отвечающее требованиям ст. 8 Закона N 171-ФЗ в новой редакции. При этом изменения, внесенные в п. 2, вступят в силу с 1 января 2012 г.; положение о запрете производства алкогольной продукции обособленным подразделением организации, использующим основное технологическое оборудование для производства этилового спирта, вступит в силу с 1 января 2013 г.; п. п. 10 и 11 вступят в силу с 1 января 2012 г.; п. 12 вступит в силу с июля 2012 г.
Статья 8 предусматривает обязанности организаций, использующих оборудование для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Распоряжением Правительства РФ от 13.01.2006 N 17-р утвержден Перечень видов основного технологического оборудования для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Для получения лицензии на осуществление одного из видов деятельности, связанных с производством указанной продукции и указанных в п. 2 ст. 18 "Виды деятельности, подлежащие лицензированию" Закона N 171-ФЗ, организацией представляются в лицензирующий орган следующие документы:
- заявление о выдаче лицензии с указанием полного и (или) сокращенного наименований и организационно-правовой формы юридического лица (организации), места его нахождения, адреса его электронной почты, по которому лицензирующий орган осуществляет переписку, направление решений, извещений, уведомлений с использованием электронной подписи, мест нахождения его обособленных подразделений, осуществляющих лицензируемые виды деятельности, наименования банка и номера расчетного счета в банке, лицензируемого вида деятельности, который организация намерена осуществлять, вида продукции (в соответствии с п. п. 3 и 4 ст. 18 Закона), срока, на который испрашивается лицензия;
- копии учредительных документов и копия документа о государственной регистрации организации - юридического лица (с предъявлением оригиналов, если копии документов не заверены нотариусом);
- копия документа о постановке организации на учет в налоговом органе;
- копия документа об уплате государственной пошлины за предоставление лицензии;
- заключения уполномоченных Правительством РФ федеральных органов исполнительной власти о соответствии производственных и складских помещений организации требованиям пожарной безопасности и экологическим требованиям. Если указанные документы не представлены заявителем, они (сведения, содержащиеся в них) представляются по межведомственному запросу лицензирующего органа уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
Заключения о соответствии экологическим нормам и требованиям производственных и складских помещений организаций, осуществляющих деятельность, связанную с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, выдает Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Постановление Правительства РФ от 11.01.2007 N 3);
- документ, подтверждающий техническую компетентность (аккредитацию) лаборатории химического и технологического контроля производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, или копия договора с такой лабораторией на проведение указанного контроля;
- копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии основного технологического оборудования;
- документ, подтверждающий наличие у организации уставного капитала (уставного фонда) в соответствии с п. 9 ст. 8 и пп. 2.1 и 2.2 ст. 11 Закона N 171-ФЗ;
- схема оснащения основного технологического оборудования для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции, содержащая информацию об указанных оборудовании, автоматических средствах и о коммуникациях в соответствии с перечнем информации, установленным уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти;
- расчет мощности основного технологического оборудования для производства этилового спирта и алкогольной продукции с использованием этилового спирта по каждому заявленному виду продукции, составленный в порядке и по форме, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти;
- документы, подтверждающие наличие у организации производственных и складских помещений в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более;
- копии технической документации изготовителя автоматических средств измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции на указанные автоматические средства, установка которых обязательна в соответствии с требованиями федерального закона.
Документы, предусмотренные последними тремя пунктами, необходимо представлять после 1 января 2012 г.
Для получения организацией лицензии на один из видов деятельности по производству этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, указанных в п. 2 ст. 18 Закона N 171-ФЗ, она не должна представлять документы, не предусмотренные п. 1 ст. 19 "Порядок выдачи лицензии".
Для получения лицензии на один из видов деятельности по обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, указанных в п. 2 ст. 18 (кроме перевозок этилового спирта (в т.ч. денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25% объема готовой продукции и розничной продажи алкогольной продукции), организация представляет в лицензирующий орган (такой перечень будет действовать с 1 июля 2012 г.):

- документ, подтверждающий наличие у организации уставного капитала (уставного фонда) в соответствии с п. 2.1 ст. 11;
- документы, подтверждающие наличие у организации складских помещений в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более;
- заключения уполномоченных Правительством РФ федеральных органов исполнительной власти о соответствии складских помещений организации требованиям пожарной безопасности и экологическим требованиям (кроме заключения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение экологической экспертизы, в отношении складских помещений, предназначенных для хранения алкогольной продукции). Если указанные документы не представлены, они (сведения, содержащиеся в них) представляются по межведомственному запросу лицензирующего органа уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
Для получения лицензии на перевозки этилового спирта (в т.ч. денатурата), нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25% объема готовой продукции организация представляет в лицензирующий орган (такой перечень будет действовать с 1 июля 2012 г.):
- документы, предусмотренные пп. 1 - 4, 8 п. 1 ст. 19;
- документы, подтверждающие наличие у организации в собственности, оперативном управлении, хозяйственном ведении транспортных средств, соответствующих требованиям, установленным уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти;
- документы, подтверждающие наличие у организации в собственности, оперативном управлении, хозяйственном ведении оборудования для учета объема перевозок продукции, соответствующего требованиям, установленным уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти;
- копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии оборудования для учета объема перевозок продукции;
- иные установленные Правительством РФ документы.
Для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции заявитель представляет в лицензирующий орган:
- документы, предусмотренные пп. 1 - 4, 8 п. 1 ст. 19;
- документ, подтверждающий наличие у заявителя уставного капитала (уставного фонда) в соответствии с п. 5 ст. 16 Закона N 171-ФЗ;
- документы, подтверждающие наличие у заявителя стационарных торговых объектов и складских помещений в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более;
- заключения специально уполномоченных государственных органов о соответствии стационарных торговых объектов и складских помещений заявителя санитарно-эпидемиологическим требованиям. Если указанные документы не представлены заявителем, они (сведения, содержащиеся в них) представляются по межведомственному запросу лицензирующего органа уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
Для получения заявителем лицензии на один из видов деятельности по обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, указанных в п. 2 ст. 18, не допускается требовать от такого заявителя документы, не предусмотренные соответственно п. п. 3 - 3.2 этой статьи.
Данные документы могут быть по усмотрению организации представлены как на бумажном носителе, так и в форме электронных документов.
Решение о выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или об отказе в ее выдаче принимается в течение 30 дней со дня получения заявления и всех необходимых документов. В случае необходимости проведения дополнительной экспертизы указанный срок может быть продлен на период ее проведения, но не более чем на 30 дней.
Основанием для отказа в выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции могут служить:
- выявление в представленных документах недостоверной, искаженной или неполной информации;
- нарушение требований ст. 8 Закона N 171-ФЗ;
- наличие у заявителя на дату поступления в лицензирующий орган заявления о выдаче лицензии задолженности по уплате налогов, сборов, а также пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, подтвержденной справкой налогового органа в форме электронного документа, полученной с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в т.ч. Интернета, по запросу лицензирующего органа;
- несоответствие производственных и складских помещений, стационарных торговых объектов заявителя, осуществляющего производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, требованиям пожарной безопасности (кроме лицензии на розничную продажу алкогольной продукции), экологическим, санитарно-эпидемиологическим требованиям, которое подтверждено заключением соответствующего уполномоченного федерального органа исполнительной власти;
- наложение органом, осуществляющим государственный контроль над производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, на принадлежащее заявителю основное технологическое оборудование для производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции ареста в качестве меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении;
- несоответствие заявителя иным лицензионным требованиям, установленным в соответствии с положениями ст. ст. 2, 8, 9, 10.1, 11, 16, 19, 20, 25 и 26 Закона N 171-ФЗ.
Использование нового основного технологического оборудования для производства этилового спирта и алкогольной продукции допускается по истечении 45 дней после представления в лицензирующий орган перечня видов данного оборудования и сертификатов соответствия. Использовать его можно и до истечении этого срока, если лицензирующим органом принято соответствующее решение. Однако лицензирующий орган вправе запретить использовать такое новое оборудование. В этом случае использовать его нельзя. Лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции выдается на срок, указанный лицензиатом, но не более чем на пять лет.
Вопросы о приостановлении, аннулировании и прекращении действия лицензии изложены с учетом положений нового Закона, которые вступают в силу в разные сроки (в т.ч. в 2012 г.). Текст действующей в настоящее время ст. 20 "Приостановление, возобновление, прекращение действия лицензии и аннулирование лицензии" с указанием внесенных изменений Законом N 218-ФЗ приведен ниже:
"Статья 20. Приостановление, возобновление, прекращение действия лицензии и аннулирование лицензии
1. Действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции приостанавливается решением лицензирующего органа на основании материалов, представленных органами, осуществляющими контроль и надзор за соблюдением настоящего Федерального закона, а также по инициативе самого лицензирующего органа в пределах его компетенции в следующих случаях: (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ)
невыполнение организацией предписаний лицензирующего органа об устранении нарушений условий действия лицензии;
непредставление в установленный срок заявления о переоформлении лицензии;
неуплата в установленный срок государственной пошлины за предоставление лицензии; (абзац четвертый утратил силу. - Федеральный закон от 18.07.2011 N 218-ФЗ)
абзацы пятый - шестой утратили силу. - Федеральный закон от 21.07.2005 N 102-ФЗ;
использование основного технологического оборудования, предназначенного для производства этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) алкогольной продукции и (или) их хранения, для производства и (или) хранения на том же оборудовании непищевой продукции, за исключением отходов основного производства; (в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 102-ФЗ)
использование основного технологического оборудования, предназначенного для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (кроме случаев, предусмотренных пунктом 2.1 статьи 8 настоящего Федерального закона) и не оснащенного автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции, техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему в соответствии с требованиями статьи 8 настоящего Федерального закона; (в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 102-ФЗ, от 29.12.2006 N 248-ФЗ)
оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением требований, предусмотренных статьей 10.2 настоящего Федерального закона, а спиртосодержащей непищевой продукции, кроме того, с нарушением требований, предусмотренных пунктом 4 статьи 10.1 настоящего Федерального закона; (в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 102-ФЗ)
непредставление в установленный срок организацией в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий межотраслевую координацию и функциональное регулирование в сфере государственной статистики, сведений об объеме производства и поставок алкогольной и спиртосодержащей продукции; (абзац введен Федеральным законом от 21.07.2005 N 102-ФЗ)
поставки, закупка этилового спирта, в том числе денатурата, и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60 процентов объема готовой продукции без уведомления; (абзац введен Федеральным законом от 21.07.2005 N 102-ФЗ)
отсутствие технологического оборудования, позволяющего полностью перерабатывать и (или) утилизировать барду (основной отход спиртового производства) на очистных сооружениях (для организаций, осуществляющих производство этилового спирта); (абзац введен Федеральным законом от 21.07.2005 N 102-ФЗ)
использование для производства этилового спирта и алкогольной продукции нового основного технологического оборудования с нарушением требований пункта 10 статьи 19 настоящего Федерального закона; (абзац введен Федеральным законом от 21.07.2005 N 102-ФЗ)
нарушение требований пунктов 2.1 и 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона; (абзац введен Федеральным законом от 21.07.2005 N 102-ФЗ)
передача федеральных специальных марок и акцизных марок другой организации; (абзац введен Федеральным законом от 21.07.2005 N 102-ФЗ)
использование зарегистрированных товарных знаков, а также изобретений и промышленных образцов, защищенных патентами, после вступления в силу решения суда о незаконности их использования;
выявление нарушения, являющегося основанием для аннулирования лицензии. (абзац введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 218-ФЗ)
Действие лицензии приостанавливается на срок, необходимый для устранения выявленных нарушений, но не превышающий шести месяцев, за исключением случая приостановления действия лицензии в связи с выявлением нарушения, являющегося основанием для аннулирования лицензии. В случае выявления нарушения, являющегося основанием для аннулирования лицензии, действие лицензии приостанавливается до дня вступления в законную силу принятого судом либо уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти решения об аннулировании лицензии или об отказе в ее аннулировании. (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ)
Лицензирующий орган в срок не более чем 14 дней со дня принятия решения о приостановлении действия лицензии осуществляет снятие остатков готовой продукции, сырья и полуфабрикатов, используемых для ее производства, а также пломбирование оборудования и коммуникаций в целях исключения производства и реализации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ)
После получения от организации заявления об устранении обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, лицензирующий орган в течение 14 дней обязан принять решение о возобновлении действия лицензии или об отказе в возобновлении ее действия и обращении в суд с заявлением об аннулировании лицензии. В случае непринятия лицензирующим органом в указанный срок одного из этих решений действие лицензии считается возобновленным. (в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 102-ФЗ, от 18.07.2011 N 218-ФЗ)
Принятое лицензирующим органом решение о приостановлении действия лицензии может быть обжаловано в суд.
2. Действие лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции прекращается по истечении срока действия такой лицензии и в случае ликвидации организации или в случае принятия лицензирующим органом решения о досрочном прекращении действия такой лицензии на основании заявления организации.
Лицензирующий орган в срок не более чем 14 дней со дня установления факта прекращения действия лицензии осуществляет снятие остатков готовой продукции, сырья и полуфабрикатов, используемых для ее производства, а также пломбирование оборудования и коммуникаций в целях недопущения производства и реализации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. (п. 2 в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ)
3. Лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции аннулируется решением суда по обращению лицензирующего органа или решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти. (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ)
Основанием для аннулирования такой лицензии в судебном порядке является:
обнаружение недостоверных данных в документах, представленных организацией для получения такой лицензии;
абзац утратил силу. - Федеральный закон от 21.07.2005 N 102-ФЗ;
ставка этилового спирта (в том числе денатурата) организации, не имеющей соответствующей лицензии, или без уведомления; (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ)
оборот алкогольной продукции без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона либо с поддельными марками; (в ред. Федерального закона от 2

    и также изменения по инвентаризации основного технологического оборудования для производства этилового спирта (за исключением основного технологического оборудования для производства этанола) и лицензированию деятельности организаций, торгующих в розницу алкогольной продукцией при оказании услуг общественного питания, в том числе в условиях выездного обслуживания.

    Рассмотрим эти новшества по датам вступления в силу.

    С 04.07.2016

    Появились новые основания для приостановления действия лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (п. 1 ст. 20 Закона № 171-ФЗ):

    фальсификация сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в том числе путем дублирования);

    наличие поступившей из ФНС России информации о совершении налогового правонарушения в виде указания в налоговой декларации по акцизам на алкогольную продукцию недостоверных (ложных) сведений, повлекших занижение исчисленной суммы акциза.

Новое основание для аннулирования лицензии в судебном порядке - это розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания по одному месту осуществления лицензируемой деятельности (п. 3 ст. 20 Закона № 171-ФЗ).

С 04.08.2016

Правила производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, установленные Законом № 171-ФЗ, будут распространены на деятельность:

    ветеринарных организаций, использующих лекарственные препараты, содержащие этиловый спирт;

    по производству и обороту парфюмерно-косметической продукции, содержащей этиловый спирт.

Новшество для лиц, производящих дистилляты полным циклом или хранящих винодельческую продукцию с неоконченной выдержкой. На основании заявления таких лиц в случае незавершенности начатого в период действия лицензии и до момента прекращения срока действия лицензии полного цикла производства дистиллятов или выдержки винодельческой продукции они могут получить временное разрешение. Временное разрешение предоставляет право на завершение полного цикла дистиллятов или право на завершение выдержки винодельческой продукции, а также право на хранение и поставку дистиллятов или винодельческой продукции. Завершение начатого в период действия лицензии полного цикла производства дистиллятов или выдержки винодельческой продукции, хранение и поставки произведенных дистиллятов или винодельческой продукции контролирует лицензирующий орган - Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка. При этом снятие остатков готовой продукции, сырья и полуфабрикатов, используемых для ее производства, а также пломбирование оборудования и коммуникаций в целях недопущения производства и реализации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется после завершения полного цикла производства дистиллятов или завершения выдержки винодельческой продукции (п. п. 2, 5 ст. 20 Закона № 171-ФЗ).

С 01.01.2017

В Законе № 171-ФЗ понятие "этиловый спирт по фармакопейным статьям" заменяется понятием "фармацевтическая субстанция спирта этилового (этанол)», под которым понимают содержащую этиловый спирт фармацевтическую субстанцию – лекарственное средство в виде одного или нескольких обладающих фармакологической активностью действующих веществ которое предназначено для производства, изготовления лекарственных препаратов и определяет их эффективность (п. 2 ст. 4 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств"). Аналогичная корректировка произведена в тексте Закона № 182-ФЗ.

Корректировка сферы действия закона № 171-ФЗ

К спиртосодержащей продукции будут отнесены спиртосодержащие лекарственные препараты и медицинские изделия с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции. Спиртосодержащие лекарственные препараты – это жидкие, содерожащие этанол лекарственные средства в виде лекарственных форм, применяемые для профилактики, диагностики, лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности. А спиртосодержащие медицинские изделия – это медицинские изделия в жидком виде, содержащие этанол (подп. 3.1, 3.2 ст. 2 Закона № 171-ФЗ).

Из-под действия правил Закона № 171-ФЗ выводятся спиртосодержащие медицинские изделия, зарегистрированные и включенные в государственный реестр, за исключением изделий в жидком виде с содержанием этанола.

Не будет считаться производством алкогольной продукции изготовление организацией общественного питания алкогольных коктейлей и иной продукции путем смешения закупленной маркированной алкогольной продукции в потребительской упаковке с иной пищевой продукцией или с применением других технологических процессов (настаивание, брожение и другие). Такие организации вправе работать на основании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, которая выдана до 04.07.2016, до окончания срока ее действия (ст. 7 Закона № 261-ФЗ).

Требования по учету и декларированию, прописанные в Законе № 171-ФЗ, будут распространены на организации - производителей этанола для производства спиртосодержащих лекарственных препаратов (ч. 4.2 ст. 45 Закона № 61-ФЗ).

Новые требования

Будут установлены требования к:

    оснащению основного технологического оборудования автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта;

    прием и передаче информации, полученной с использованием автоматических средств измерения и учета концентрации и объема безводного спирта.

Но эти требования не распространятся на производство или оборот спиртосодержащих лекарственных препаратов или спиртосодержащих медицинских изделий.

Новые послабления

Будет разрешено производство этилового спирта с получением этанола без полной переработки или утилизации на очистных сооружениях.

Закупать этанол в объеме, превышающем 200 декалитров в год, в целях производства алкогольной и спиртосодержащей продукции или использования для собственных нужд можно будет без представления уведомления.

При обороте этанола не потребуются:

    при импорте - справка, прилагаемая к таможенной декларации;

    при производстве в РФ или импорте в рамках Таможенного союза - справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной;

    уведомление (для этанола с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции);

    копия извещения об уплате авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об уплате авансового платежа акциза;

    копия извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза с отметкой налогового органа по месту учета покупателя об освобождении от уплаты авансового платежа.

Пунктом 7 статьи 12 Закона № 171-ФЗ будут установлены основания для отказа в выдаче федеральных специальных марок.

С 01.01.2017 в Кодексе РФ об административных правонарушениях понятие "этиловый спирт по фармакопейным статьям" заменяется понятием "фармацевтическая субстанция спирта этилового (этанол)». О том, что такое этанол, читайте выше.

С 31.03.2017

Правительство РФ установит (п. 3 ст. 14 Закона № 171-ФЗ):

    порядок учета объема производства этанола, его поставки или использования для собственных нужд;

    порядок представления деклараций об объеме производства этанола, его поставки или использования для собственных нужд, а также форму таких деклараций.

Продажа алкоголя в розницу

Статьей 16 Закона № 171-ФЗ будут установлены особые требования к розничной продаже алкогольной продукции.

Лицензии на розничную продажу алкогольной продукции будут выдавать отдельно (п. 4 ст. 18 Закона № 171-ФЗ):

1) на розничную продажу алкогольной продукции. Такая лицензия предусматривает право организации на закупку (за исключением импорта) алкогольной продукции по договору поставки, а также на хранение закупленной алкогольной продукции и ее реализацию по договору розничной купли-продажи;

2) на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания. Данная лицензия предусматривает право организации на:

Закупку (за исключением импорта) алкогольной продукции по договору поставки;

Хранение (в том числе во вскрытой потребительской таре (упаковке);

Использование для изготовления алкогольных напитков, кулинарных блюд, спиртосодержащей пищевой продукции и иной пищевой продукции;

Отпуск алкогольной продукции потребителю в открытой потребительской таре или в розлив при оказании услуг общественного питания.

Новый пункт 3.2-2 статьи 19 установит перечень документов, которые нужно представляет в лицензирующий орган для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.

Будут скорректированы указанные в пункте 9 статьи 19 основания для отказа в выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Надзор за использованием оборудования

Статьями 5 и 14.1 Закона № 171-ФЗ будет введена государственная регистрация основного технологического оборудования для производства этилового спирта. Также будет введен государственный надзор за использованием основного технологического оборудования для производства этилового спирта, которое подлежит государственной регистрации (Закон № 182-ФЗ, п. 1 ст. 23, ст. 23.3 Закона № 171-ФЗ).

Основное технологическое оборудование для производства этилового спирта (за исключением оборудования для этанола) пройдет инвентаризацию для последующей государственной регистрации (ч. 1 ст. 6 Закона № 261-ФЗ). До 01.07.2017 лица, владеющие оборудованием, подлежащим государственной регистрации, на правах:

    собственности,

    хозяйственного ведения,

    оперативного управления,

а также лица, хранящие такое оборудование без права собственности на него, обязаны провести его инвентаризацию и представить уведомление в Росалкогольрегулирование (ч. 2 ст. 6 Закона № 261-ФЗ).

Сведения, содержащиеся в уведомлении, Росалкогольрегулирование внесет в единый государственный реестр мощностей основного технологического оборудования для производства этилового спирта или алкогольной продукции с использованием этилового спирта, производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи. В случае выявления в представленных уведомлении и в правоустанавливающих документах недостоверной, искаженной или неполной информации Росалкогольрегулирование откажет в регистрации (ч. ч. 5, 6 Закона № 261-ФЗ).

Права Росалкогольрегулирования

Должностные лица Росалкогольрегулирования смогут: (подп. 4, 5 п. 2 ст. 23 Закона № 171-ФЗ):

    составлять протоколы об административных правонарушениях;

    рассматривать дела об административных правонарушениях;

    принимать меры по предотвращению нарушения обязательных требований, а также требований к использованию основного технологического оборудования для производства этилового спирта, которое подлежит государственной регистрации;

    направлять в уполномоченные органы материалы для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением требований к использованию основного технологического оборудования для производства этилового спирта, которое подлежит государственной регистрации.

Административная ответственность

Статья 14.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях будет дополнена новыми видами правонарушений и ответственности для юридических лиц. Их оштрафуют на сумму от 100 000 до 150 000 рублей с конфискацией основного технологического оборудования:

    за использование или владение незарегистрированным основным технологическим оборудованием для производства этилового спирта;

    за использование или владение основным технологическим оборудованием для производства этилового спирта, зарегистрированным, но не законсервированным в установленном порядке, в отсутствие лицензии на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата;

    за отсутствие лицензии на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата.

Не действует Редакция от 01.01.1970

Наименование документ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 22.11.95 N 171-ФЗ (ред. от 10.01.97) "О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ПРОИЗВОДСТВА И ОБОРОТА ЭТИЛОВОГО СПИРТА И АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ"
Вид документа закон
Принявший орган президент рф, гд рф, сф рф
Номер документа 171-ФЗ
Дата принятия 29.11.1995
Дата редакции 01.01.1970
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус не действует
Публикация
  • В данном виде документ опубликован не был.
  • (в ред. от 22.11.95 - "Российская газета", N 231, 29.11.95;
  • "Собрание законодательства РФ", 27.11.95, N 48, ст. 4553)
Навигатор Примечания

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 22.11.95 N 171-ФЗ (ред. от 10.01.97) "О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ПРОИЗВОДСТВА И ОБОРОТА ЭТИЛОВОГО СПИРТА И АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ"

Правомерность действий органа, выдающего лицензии на производство и оборот этилового спирта, может быть рассмотрена независимой экспертной комиссией, формируемой соответствующим органом местного самоуправления с участием представителей организаций, осуществляющих деятельность по производству и обороту этилового спирта, на основании обращения заявителя.

Заключение независимой экспертной комиссии обязательно учитывается органом, выдающим лицензии.

Положение о независимой лицензионной экспертизе по производству и обороту этилового спирта и алкогольной продукции разрабатывается соответствующими федеральными органами исполнительной власти и утверждается Правительством Российской Федерации.

Действия органа, выдающего лицензии на производство и оборот этилового спирта, обжалуются в арбитражный суд.

Поставки и реализация этилового спирта для федеральных государственных нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о поставках продукции для федеральных государственных нужд исключительно унитарными предприятиями, а также организациями иных форм собственности, в которых контрольный пакет акций (не менее пятидесяти одного процента акций) принадлежит государству или органам местного самоуправления и которые имеют оборудование для хранения и отпуска этилового спирта, а также лаборатории контроля его качества.

Перечень указанных организаций утверждается Правительством Российской Федерации.

Сдача в аренду имущества унитарных предприятий, которые осуществляют деятельность по поставкам и реализации этилового спирта, а также уменьшение доли акций государства в организациях иных форм собственности, осуществляющих указанную деятельность, не допускаются.

Реализация этилового спирта для нужд соответствующего субъекта Российской Федерации разрешается организациям с годовой мощностью в пересчете на абсолютный алкоголь не более 0,02 миллиона декалитров в пределах квот, выделенных данному субъекту Российской Федерации, и при наличии сертификатов соответствия продукции, выдаваемых лабораториями органов санитарно-эпидемиологического надзора или другими лабораториями, аттестованными Комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации.

Закупка этилового спирта разрешается только юридическому лицу, имеющему квоту на его получение и лицензию (разрешение) на изготовление продукции с использованием этилового спирта.

Правительство Российской Федерации определяет порядок регулирования отпускных цен на этиловый спирт путем установления квот на закупку этилового спирта и ставок акцизного сбора на алкогольную продукцию.

Импорт этилового спирта осуществляется по квотам непосредственно для государственных нужд в объемах, недостающих для покрытия потребностей внутреннего рынка Российской Федерации.

Квоты на экспорт, импорт и закупку этилового спирта определяются в порядке и на условиях, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, исходя из баланса производства и потребления этилового спирта с учетом потребностей субъектов Российской Федерации. При этом общий объем квот на этиловый спирт, используемый для производства алкогольной продукции, не должен превышать аналогичный показатель предыдущего года.

Глава III. Основные правила производства и оборота алкогольной продукции

Государственное регулирование производства и оборота алкогольной продукции включает в себя:

лицензирование деятельности по производству и обороту алкогольной продукции;

сертификацию алкогольной продукции и оборудования для ее производства;

установление акцизов на алкогольную продукцию всех видов;

контроль за соблюдением прав потребителей алкогольной продукции;

установление государственных стандартов, технических условий, норм и правил в области производства и оборота алкогольной продукции.

Порядок государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Производство и оборот алкогольной продукции осуществляются организациями, которые имеют удовлетворяющие установленным санитарно-гигиеническим нормам и правилам условия для указанной деятельности при наличии соответствующих лицензий.

Для производства алкогольной продукции разрешается применение этилового спирта, произведенного только из пищевого сырья.

Создание организаций с иностранными инвестициями в целях импорта, розлива и реализации алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более двенадцати процентов от объема единицы алкогольной продукции не допускается.

Реализуемая в розничной сети на территории Российской Федерации алкогольная продукция, в том числе импортируемая, сопровождается информацией на русском языке о сертификации, о коде изготовителя, о знаке соответствия, о наименованиях государственных стандартов, обязательным требованиям которых алкогольная продукция должна соответствовать, об объеме упаковки, о составе, о содержании вредных для здоровья веществ по сравнению с обязательными требованиями стандартов и о противопоказаниях к применению.

Порядок лицензирования деятельности по производству и обороту алкогольной продукции устанавливается в соответствии с положениями статей 6 и 7 настоящего Федерального закона.

Исчисление и уплата налогов и сборов с алкогольной продукции производятся в порядке и на условиях, которые определяются законодательными актами Российской Федерации.

Алкогольная продукция с содержанием алкоголя свыше 6 процентов подлежит обязательной маркировке марками акцизного сбора или специальными марками.

Образцы марок, порядок и размеры их оплаты устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Доля импортируемой алкогольной продукции в годовом объеме алкогольной продукции, реализуемой на таможенной территории Российской Федерации в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации, не должна превышать двадцати процентов. При этом доля натуральных вин и иных алкогольных напитков с объемным содержанием этилового спирта не более двадцати процентов должна составлять не менее восьмидесяти процентов от годового объема импортируемой алкогольной продукции.

Качество импортируемой алкогольной продукции должно быть не ниже качества, предусмотренного государственными стандартами и техническими условиями на аналогичную отечественную алкогольную продукцию.

Организации, осуществляющие производство и оборот алкогольной продукции, обязаны предоставлять декларацию об объеме произведенной, экспортируемой, импортируемой, нереализованной и недоиспользованной алкогольной продукции, в том числе алкогольной продукции, полученной в результате переработки отходов от ее производства, в соответствующие государственные органы по состоянию на первое января очередного года.

Порядок предоставления декларации устанавливает Правительство Российской Федерации.

Реализация отечественной и импортируемой алкогольной продукции осуществляется организациями оптом и в розницу, индивидуальными предпринимателями в розницу при наличии лицензий, выдаваемых на основании решений соответствующих органов местного самоуправления.

Организации и индивидуальные предприниматели могут осуществлять реализацию алкогольной продукции исключительно в местах, определяемых органами местного самоуправления.

При этом не допускается оптовая и розничная реализация алкогольной продукции:

в детских, учебных, культовых и лечебно-профилактических учреждениях и на прилегающих к ним территориях;

с объемным содержанием этилового спирта более двенадцати процентов в неспециализированных организациях в местах массового скопления граждан и нахождения источников повышенной опасности (вокзалы, аэропорты, станции метро, объекты военного назначения) и на прилегающих к ним территориях, а также с рук, лотков и автомашин, в необорудованных торговых палатках, павильонах и в других не приспособленных для продажи этой продукции помещениях, в научных и производственных организациях и на прилегающих к ним территориях;

лицам, не достигшим возраста 18 лет;

без сертификата соответствия.

Прилегающие территории определяются органами местного самоуправления с учетом требований соответствующих служб.

Розничная реализация питьевого спирта разрешается только в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.

Иные условия или ограничения на розничную реализацию алкогольной продукции на определенной территории могут устанавливаться органом законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления исключительно в целях защиты здоровья населения, обеспечения общественной безопасности и соблюдения нравственных норм

Государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта и алкогольной продукции включает в себя контроль за выдачей лицензий на производство и оборот этилового спирта и алкогольной продукции, сертификацию оборудования для производства этилового спирта и алкогольной продукции, контроль за соблюдением установленных стандартов на алкогольную продукцию и сырье для ее производства, контроль за качеством и объемами производства этилового спирта и алкогольной продукции, а также контроль за экспортом, импортом и закупкой этилового спирта и алкогольной продукции.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, ведающие вопросами производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, вправе направлять часть штрафов, взимаемых за нарушения норм и правил производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, на финансирование и поддержку организаций, осуществляющих контроль за качеством и объемами реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Общественный контроль за соблюдением настоящего Федерального закона осуществляется гражданами и их общественными организациями (объединениями).

Государственные органы и их должностные лица обязаны содействовать гражданам и их общественным организациям (объединениям) в проведении соответствующих проверок по фактам нарушения настоящего Федерального закона и в десятидневный срок уведомлять заявителя о принятом по представленным материалам решении.

В области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции запрещаются:

использование этилового спирта, произведенного из непищевого сырья, для приготовления алкогольной продукции;

розничная реализация этилового спирта;

реализация этилового спирта организациям, не имеющим квот на его закупку, или его реализация сверх указанных квот;

производство и оборот алкогольной продукции без соответствующих лицензий;

реализация алкогольной продукции без сертификатов соответствия или без марок акцизного сбора;

реализация забракованной алкогольной продукции, произведенной с превышением предельно допустимых концентраций вредных примесей;

поставка алкогольной продукции в упаковке, не соответствующей требованиям нормативно-технической документации;

искажение и (или) непредоставление в установленные сроки декларации о производстве и об обороте алкогольной продукции.

Должностные лица организаций и граждане, осуществляющие производство и оборот этилового спирта и алкогольной продукции с нарушением требований настоящего Федерального закона, могут быть привлечены к административной ответственности в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Предложить Президенту Российской Федерации привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Поручить Правительству Российской Федерации привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Кремль.

На сайте «Zakonbase» представлен ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 22.11.95 N 171-ФЗ (ред. от 10.01.97) "О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ПРОИЗВОДСТВА И ОБОРОТА ЭТИЛОВОГО СПИРТА И АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ" в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

На сайте «Zakonbase» вы найдете ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 22.11.95 N 171-ФЗ (ред. от 10.01.97) "О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ПРОИЗВОДСТВА И ОБОРОТА ЭТИЛОВОГО СПИРТА И АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ" в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

При этом скачать ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 22.11.95 N 171-ФЗ (ред. от 10.01.97) "О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ПРОИЗВОДСТВА И ОБОРОТА ЭТИЛОВОГО СПИРТА И АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ" можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.

N 171-ФЗ

О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

(с изменениями от 10 января 1997 г., 7 января 1999 г., 29 декабря 2001 г., 24, 25 июля 2002 г., 2 ноября 2004 г., 21 июля, 31 декабря 2005 г., 26 июля, 16 октября, 29 декабря 2006 г., 20 апреля, 19 июля, 1 декабря 2007 г., 23 июля, 30 декабря 2008 г., 27 декабря 2009 г.)

Общие положения»> Глава I. Общие положения (ст.ст. 1-7)

Этилового спирта, алкогольной и

Спиртосодержащей продукции

Производству и обороту этилового спирта,

Алкогольной и спиртосодержащей продукции

Федерального закона и ответственность за

Его нарушение

Положения настоящего Федерального закона о соответствии этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции требованиям технических регламентов вступают в силу со дня вступления в силу соответствующих технических регламентов

Пункты настоящего Федерального закона в части оснащения оборудования для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции и техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему вступает в силу с 1 июля 2006 г.

Федеральным законом от 9 июля 1999 г. N 158-ФЗ введена уголовная ответственность за производство, приобретение, хранение, перевозку или сбыт немаркированных товаров и продукции

Действие абзаца третьего пункта 2 статьи 8 в редакции Федерального закона от 29.12.2006 N 248-ФЗ в период с 1 января 2007 года по 1 июля 2007 года не распространяется на учет объема оборота парфюмерно-косметической продукции, расфасованной в потребительскую тару (упаковку).

См. также:

Выбор редакции
Мое эссе Я, Рыбалкина Ольга Викторовна. Образование средне - специальное, в 1989 году окончила Петропавловский ордена трудового...

Going abroad nowadays is a usual thing for many families. Some people, however, stay unsatisfied with the time they have spent in a...

Каждая хозяйка должна научиться правильно варить бульон, чтобы он был прозрачным. Его используют для заливного, супа, холодца и соуса....

Домашние вечеринки настолько вошли в моду у европейцев, что их устраивают едва ли не каждую неделю. Вкусная еда, приятная компания, много...
Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...
Характерными блюдами для национальной венгерской кухни считаются те, в которых использовано большое количество молотой паприки, репчатого...
Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...
Три дня длилось противостояние главы управы района "Беговой" и владельцев легендарной шашлычной "Антисоветская" . Его итог – демонтаж...
Святой великомученик Никита родился в IV веке в Готии (на восточной стороне реки Дунай в пределах нынешней Румынии и Бессарабии) во...