Обо мне. Почему я стал учителем


КВАШНИНА ВЕРА ВАСИЛЬЕВНА

Все мы родом из детства, и именно туда я мысленно возвращаюсь, каждый раз размышляя о том, почему я стала учителем. Те детские, теперь уже далёкие годы, наверное, и определили выбор мною моей будущей профессии. Вспоминаются любимые учителя, жестам, мимике и манере, говорить которых я подражала, играя «в школу». Начиналась эта игра с того, что я рассаживала в три ряда фантики от конфет, открывала тетрадку-журнал и, урок начинался. Я становилась то строгой и знающей Евгенией Петровной, то добрым и ироничным Иваном Порфирьевичем, то всё понимающей Анастасией Сергеевной. Мои воображаемые ученики слушали меня внимательно, а я объясняла им учебный материал, который проходили в школе, задавала вопросы и сама же на них отвечала. Так, играя, я блестяще выполняла домашние задания, неосознанно оттачивая на «своих учениках» методические приёмы будущей учительской профессии.

Босоногое детство, весёлое, бесшабашное. Родители, мне ещё двенадцатилетней девчушке, доверяют своих 7-8-летних чад с нехитрыми съестными припасами в узелках. Пока мамы и папы на работе я вожусь с их детьми, организовывая подвижные игры, мини-походы в ближайший лес. На окраине леса, вырезав лопатой, дёрн по периметру, мы каждое утро начинаем наш дворовый летний лагерь с линейки, с поднятия флага, дворового гимна, придуманного нами, с обсуждения предстоящего досуга. Чтение замечательных детских книг было неотъемлемой частью нашего дружеского общения.

Однажды, прочитав повесть А. П. Гайдара «Тимур и его команда», мы загорелись желанием создать свой дворовый «тимуровский» отряд, со всеми атрибутами, описанными в повести Гайдара. Был у нас и свой штаб-чердак, и банки-склянки, по первому призыву которых мы мгновенно оказывались в условленном месте. И так же как в произведении А. П. Гайдара мы разрабатывали планы предстоящих действий, определяя кому из престарелых жителей нашего небольшого посёлка, состоящего из четырёх двухэтажных домов, нужна помощь тимуровского отряда. Мы не гнушались никакой работы тайно и явно, помогая людям: мыли полы, носили воду, поливали цветники, выносили мусор, собирали металлолом и макулатуру, и делали это с удовольствием, с азартом, потому что это была игра.

Эти лидерские навыки, приобретённые в детстве, помогали и сейчас помогают мне в работе с детьми.



После окончания десятого класса я продолжаю обучение в одиннадцатом педагогическом классе, классе старших пионервожатых. Но вожатские навыки мне пришлось применять в должности воспитателя в областной школе-интернате. Вот где был настоящий простор для развития творческих задатков, оригинальности, фантазии, интереса и внимания к окружающим. Я благодарна судьбе, что свела меня с замечательным человеком, Педагогом с большой буквы Юрием Степановичем Бродским. Вместе с коллективом единомышленников Юрий Степанович превратил заурядную школу-интернат с трудными подростками в «Республику Корчагинцев», где не было давления взрослых на детей, где подростки, умело управляемые наставниками-учителями и воспитателями, руководили жизнью Республики. Это тоже была игра, похожая на игру из моего детства, но особенность её была в том, что она сопровождалась, как я потом поняла, педагогическими приёмами и методами. Корчагинский гимн, корчагинские чтения, костры, заседания Комиссариата Республики, состоящего из учащихся седьмых, восьмых, девятых и десятых классов, под руководством главного Комиссара Республики Ю.С. Бродского, увлекательные конкурсы, соревнования между классами, педагогические советы - всё это стало для меня настоящей школой творчества, педагогических находок, школой любви к профессии, к детям.

Шли годы. Я завершила обучение в Свердловском педагогическом институте и продолжила свою деятельность уже в качестве учителя начальных классов в средней школе №23. Возглавлял тогда школу талантливый педагог-литератор. В. А. Файнштейн - строгий и умный руководитель. Попасть в эту школу было непросто, ведь Виктор Анатольевич подбирал кадры с особой ответственностью, и начала я свою учительскую деятельность в этой школе по просьбе Ю.С. Бродского, который возглавлял тогда городской отдел управления образования. Мне вручили второй класс и я, не обладая ещё учительским опытом, методами обучения ринулась в бой. Ребята были шумные, неорганизованные. Помню курьёзный случай, который произошёл в моей практике сразу же после поступления на работу. Покормив детей, и подождав пока последний ребёнок завершит свою трапезу, иду в класс и о, чудо! Дети пристойно сидят за партами, в классе мёртвая тишина, чего никогда не бывало перед уроком, приходилось детей минуты две успокаивать и вдруг такая умилительная картина. Только хочу выразить ребятам слова благодарности за такое преображение, как взгляд мой падает на последнюю парту, а там…

директор школы Виктор Анатольевич сидит. От неожиданности, оторопелости я как села за учительский стол, так и провела весь урок русского языка, не вставая. Урок прошёл как в тумане, я не могла дождаться его окончания, не знала, что делать с оставшимся на уроке временем. Такой небывалой наглости от молодого педагога вряд ли ожидал посещающий уроки директор. Правда, надо отдать должное Виктору Анатольевичу, его мудрости, выдержке. Он даже не вызвал меня, чтобы указать на методические просчёты на уроке и никогда и нигде не упоминал об этом курьёзе. Хочется выразить и большую человеческую благодарность завучу Гилёвой Екатерине Александровне, которая помогла мне стать настоящим учителем. Она учила меня таким тонкостям, я бы даже сказала мелочам в этой профессии, без которых невозможно стать хорошим педагогом. Многому научилась я и у своего наставника «Учителя-методиста», «Старшего учителя», «Отличника народного просвещения СССР» Елены Абрамовны Федорович. Помню, как по-хорошему я завидовала ей в том, что у неё так всё прекрасно получается. Мне так хотелось походить на неё во всём: умением грамотно вести урок, родительские собрания, также одеваться, говорить, быть уверенной в себе. Много лет спустя на приёме у мэра города А.М. Чернецкого по случаю 65-летия учреждения почётного звания «Заслуженный учитель РФ» и выхода в свет издания, рассказывающего о Заслуженных учителях РФ в системе образования Екатеринбурга, Елена Абрамовна оставила в моём экземпляре автограф: «Верочке от той, которая первой увидела то доброе и большое, что должно было вырасти из тебя».

Как здорово, когда на этапе становления жизненного пути тебе встречаются настоящие корифеи педагогического труда. Мне было чему и у кого учиться.

А потом была четырёхлетняя командировка в Германии. Город Фюрстенберг, средняя школа № 23 Группы Советских войск в Германии. Что это было за время! Я уже не учитель-новичок, накопленный ранее багаж учительского опыта, позволяет мне легко войти в новые, необычные для меня условия бытия и работы. Мы работаем вдали от Родины, скучаем по своим родным местам, но полны оптимизма, способности действовать, помогать друг другу, готовы к сопереживанию и сочувствию. Работа в международном лагере в Ростоке, посещение уроков немецких учителей, знакомство с образовательной системой в ГДР - всё это до сих пор со мной. Как это было давно.



Уже 25 лет я учу детей в гимназии № 39, работая учителем начальных классов. Используя тот данный мне великими учителями-коллегами, учителями-новаторами педагогический и энергетический заряд, я научилась критично относиться к себе, быть терпимой в ситуациях неопределённости, научилась оценивать ситуацию, быстро и правильно ориентироваться в ней, смелость брать на себя ответственность за воспитание, обучение и развитие личности ребёнка в контексте «Я единственный и неповторимый».

Детские годы - самый чистый и светлый этап взрослой жизни. Мне повезло, что я живу вместе с детьми на этом важнейшем периоде их жизни. Ярчайшие и неповторимые годы.

Я горжусь, что мои дети смотрят на мир большими глазами, умеют сопереживать, удивлять, быть добрыми и любить друг друга.

Замкнутый круг общения на гуманном языке доброты и любви - вот смысл моей педагогической деятельности.

Многое сейчас зависит от веры педагогов в собственные силы, ученики верят нам.

В этом сила учителя и его огромная ответственность перед будущим.

И литературы

Почему я стала учителем

(эссе)

Работая в школе больше 30 лет, наверное, никогда не задавала себе вопрос, почему я стала учителем. Отчего мне не приходило в голову поразмышлять об этом раньше? Может быть, потому, что не хватало времени, может быть, потому, что для меня это так же естественно и органично, как дышать, видеть небо и солнце, может быть, потому, что это в какой – то степени предполагает подведение итогов. Сейчас, когда за плечами много лет работы в школе, наверное, можно осмыслить всю эту огромную школьную жизнь, которая пролетела так стремительно, но оставила столько впечатлений и незабываемых отметин на сердце,

Почему же я стала учителем, ведь до меня в нашей семье не было педагогов, кто сыграл бы определённую роль в выборе этой удивительной профессии. Наверное, надо вернуться в далёкие 60-е годы. Обычное село на Белгородчине, простая крестьянская семья, но как же почитали в ней книгу, знания! А знания тогда для меня, девчонки, ассоциировались только со школой. Я с завистью смотрела, как мои старшие сёстры и брат складывали в портфель книжки и тетрадки, ручки и карандаши и отправлялись в школу. Я торопила время. Когда же, когда я возьму в руки портфель, надену красивое коричневое платьице, нарядный фартучек и сяду за парту. И вот я в школе. На меня ласково смотрят глаза моей первой учительницы Чеботарёвой Евдокии Ивановны. Именно в тот момент я уже неосознанно, но точно знала, что в моей жизни сделан очень важный выбор - я буду учителем. Красивая, добрая, строгая, всегда спокойная, выдержанная. Хотелось подражать ей во всём: её голосу, её походке, особенностям её речи. Для меня моя первая учительница Евдокия Ивановна Чеботарёва – начало всех начал.

Почему я стала учителем? Может, потому, чтобы встретить моих первых учеников не здесь, в России, а там, на Кавказе, в Чечне. Мне никогда не забыть моих первых учеников. Стройная, грациозная, очень внимательная и прилежная Хава Шамсуева, целеустремлённый, уверенный в себе Руслан, Алихан, скромный, интеллигентный мальчик, потрясающий художник, очень горячий, своенравный Казбек. Я часто думаю, как сложилась жизнь моих мальчиков и девочек после всех тех трагических событий. Именно там, в Чечне, я поняла, что сделала правильный выбор – выбор на всю жизнь.

А может, я стала учителем потому, чтобы испытать вместе с моими ребятами глубокое духовное единение, когда мы с восторгом смотрели на сцене Белгородского академического театра имени Щепкина « Бешеные деньги» Островского и «Ромео и Джульетту» Шекспира. А потом возвращались домой и бурно обсуждали увиденное. Слушая своих учеников, я с удовлетворением отмечала про себя, что сегодня они поднялись на ступенечку выше в своём духовном развитии. И ничего, что мы возвратимся домой к двенадцати ночи, а завтра 6 уроков, и, значит, лечь придётся под утро, чтобы завтра прийти в класс и не обмануть ожидание пытливых глаз, устремлённых на тебя.

А может, я стала учителем потому, чтобы потом долго вспоминать удивительный поход с моими девятиклассниками после выпускных экзаменов, когда ночью вдруг разразилась гроза, ослепительно сверкала молния, а мы сидели, тесно прижавшись друг к другу, в протекающей палатке, взятой на прокат. При каждом раскате грома взвизгивали девчонки, а мальчики вели себя так солидно, по - мужски, подбадривали, и нам совсем не было страшно, потому что рядом были они, такие надёжные и смелые. А потом вдруг наступила такая удивительная тишина, мы откинули полог, и в палатку ворвался дурманящий запах разнотравья, чистого воздуха. И ребята, как малыши, бегали по мокрой траве и были так счастливы, как никогда на свете. Но больше всех счастлива была я за моих мальчишек и девчонок.

А может, я стала учителем потому, что ни в какой другой профессии нет того ощущения единения, сотрудничества со своими учениками, как в школе на уроке. Мне очень близки слова Януша Корчака из книги «Как любить ребёнка»: «Не деспотичные распоряжения, не навязанная дисциплина, не недоверчивый контроль, а тактичная договорённость, вера в сотрудничество, в совместную жизнь» должны определять наше общение с детьми. Именно учитель создаёт основу сотрудничества. Не забыть мне подготовку к интегрированному уроку по литературе в выпускном классе «Год великого перелома». Вместе с учителем истории мы определяли круг вопросов для обсуждения, отбирали исторический материал, художественные произведения, отражающие годы коллективизации , Это и роман Б. Можаева «Мужики и бабы», и повести В. Быкова «Облава» и «Овраги» Антонова, стихи Мандельштама. Многое открыли для себя ребята и в ходе подготовки к уроку, и на уроке. Никого не оставило равнодушным письмо Фёдора Раскольникова Сталину от 01.01.01 года. О многом заставило задуматься произведение В. Быкова «Облава», повествующее об облаве сына на собственного отца. Кажется, после этого урока ребята стали какими-то повзрослевшими, возмужавшими. Я видела это по их лицам, когда звучало стихотворение О. Алексеева «Вопрос»

С холодным ликом мертвеца

Сын отрекался от отца.

Отец молчал, он был не глуп.

Дышал махрою тесный клуб,

Да мужики судачили:

«Без дела раскулачили»

Отец в чужих краях гостил,

Но сыну после всё простил…

Спросил меня однажды дед:

«А ты б отрёкся или нет?»

На таких уроках идёт серьёзная работа мысли и чувства. Основой сотрудничества учителя и ученика становится стремление понять друг друга, и это понимание помогает молодым познать окружающий мир, жизнь. На таких уроках особый микроклимат, потому что здесь собрались люди, доверяющие друг другу, единомышленники.

Почему я стала учителем? Может, потому, чтобы вместе со всеми участвовать в реформе образования, ведь образование - это передача от поколения к поколению духовных богатств, знаний. В учебном году в нашу школьную жизнь ворвалась короткая аббривиатура-ЕГЭ. 3 июня 2004 года я так же волновалась и переживала за своих учеников, как и все мои коллеги на Белгородчине. Впервые за 30 лет работы рядом с моими учениками не было меня. Два выпускных класса. Очень волновалась за 11»Б», там было много проблемных учеников. Надеялась на 11»А», что не подведут, справятся со всеми заданиями. И вот тревожные ожидания позади. Получены результаты. Как же я была счастлива за моих ребят! Средний тестовый балл выпускников в обоих классах был выше 50%. Кажется, такие результаты в том году показали около 200 учителей Белгородской области . Было очень приятно получить от губернатора Белгородской области Савченко письмо.

И сотни других выпускников, замечательных тружеников, прекрасных родителей. Гордостью наполняется сердце, когда видишь, что твои мальчики и девочки уверенно шагают по жизни, преодолевая трудности, достигая определённых результатов.

Работа учителя не ограничивается только уроками, потому что учитель - это ещё и воспитатель. написал об этом глубоко, образно и точно: «Учительство-это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжёлый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает личностью своей, своим отношением к миру» И не будь я учителем, вряд ли состоялась бы у меня встреча с удивительным человеком. Я не только познакомилась с ним сама, я познакомила моих учеников с, ныне, к сожалению, ушедшим от нас. В нескольких километрах от города Бирюча раскинулось старинное русское село Казацкое, где и жил Иван Дмитриевич Мишуков. Тяжёлая болезнь приковала его к постели. Весь огромный мир замкнулся в рамках одной комнаты, постели, окна, за которым кипела жизнь. И надо было обладать сильным характером, чтобы не впасть в отчаяние, не замкнуться в себе, не ожесточиться. Иван Дмитриевич победил свою болезнь, нашёл своё место в жизни. Он писал очерки о своих земляках, прекрасные стихи и публиковал их в районной газете «Знамя труда». Наша встреча происходила весной. Уже пробивалась зелёная травка, на берёзках появились серёжки. Мы с ребятами подъехали к простому деревенскому дому. У калитки нас встретила невысокая хрупкая старушка, мама. Мы с тревогой в душе поднялись на крыльцо, прошли сенцы, прихожую и попали в комнату Ивана Дмитриевича. Мы так боялись увидеть несчастного человека, измученного болезнью, а увидели огромные голубые глаза, и столько в них было жажды жизни, интереса ко всему, уверенности, силы и бесконечной доброты. Мне сразу вспомнились его строки:

Когда мой свет качнётся за окном,

Готовясь прыгнуть в тёмную безбрежность,

Я пожалею только лишь о том,

Что не растратил без остатка нежность.

Уже через минуту вся скованность прошла. Мы говорили обо всём: о природе и экологии, о добре и зле, духовных ценностях. А потом были стихи… Возвращались домой все притихшими. Кто-то сказал: «Мы должны рассказать об этом человеке своим друзьям, родным, близким». Встречи с такими людьми, знакомство с их творчеством оказывают благотворное влияние на ребят.

2006 год. Это особый год в моей учительской жизни, в моей судьбе. Пройден большой профессиональный путь исканий, сложилась своя система работы на основе разумного использования инновационных технологий , достигнуты определённые результаты. Всё это и привело меня к решению об участии во Всероссийском конкурсе «Лучшие учителя России». Став победителем, я понимаю, что это меня ко многому обязывает. Я очень люблю свою профессию, потому что для меня «урок- общение, а не просто работа, искусство, а не только учебное занятие, жизнь, а не часы в расписании», вот почему я стала учителем.

Эссе к конкурсу «Учитель года-2003»

Однозначного ответа на вопрос "Почему я учитель?" у меня нет. Моё ли это счастье или моя судьба, болезнь или любовь? Может быть, родовая память и я впитала её с молоком мамы или естественный результат того, что родилась и выросла в учительской семье? Этого я не знаю. Зато знаю, что не могу представить себя без класса и доски, тетрадей и учебников, без горящих жаждой познания глаз моих учеников, без их забот и радостей, без их любви и доверия, без всего того, с чем неразрывно связана моя учительская деятельность.

Мне повезло родиться в удивительной семье. Мои родители поженились через месяц после своего знакомства и вот уже 42 ой год живут вместе. Им удалось пронести через всю жизнь преданность и нежность друг к другу и не растерять ни крупицы своей любви. Эта атмосфера любви, честности, дружбы, всегда царившая в нашей семье, помогала и помогает в жизни мне, моим двум сёстрам и брату. Гёте сказал: "Учатся у тех, кого любят". И поэтому главными моими учителями я считаю своих родителей. Моя мама более 40 лет посвятила школе. Учитель истории, завуч, директор школы, "Отличник народного образования", "Старший учитель" - всё это моя мама Сперанская Мария Максимовна. Она - настоящий профессионал, преданный своей работе и просто очень чуткий, болеющий душой за каждого человек. В нашей семье отношение к профессии учителя всегда было особым, а День Учителя - одним из главных праздников. Сельскими учителями были мои бабушка и дедушка, их братья и сёстры. Учитель математики - моя старшая сестра Татьяна. Даже папа несколько лет преподавал математику в школе. Более 20 представителей этой профессии насчитала я среди своих близких родственников. Помню, как меня, трёхлетнюю, старшие сёстры усаживали за парту и учили разным премудростям. А через некоторое время эти опыты я ставила над своими младшими братьями. Это называлось - "играть в школу"…

Учёба мне всегда давалась легко, и, окончив школу с серебряной медалью, я не колебалась в какой институт поступать.

При выборе специальности победила любовь к математике. В школе этой науке меня учили прекрасные женщины Вишнякова Розалия Михайловна и Бочанова Людмила Алексеевна. Они открыли мне её красоту и изящество, развили мои математические способности, привили любовь к решению нестандартных задач. Только люди, плохо знающие математику, считают её скучной, неинтересной. А те, кто понимают и любят её, знают как много в ней азарта, красоты и гармонии. Как правило, учителя математики - очень жизнерадостные, разносторонне одаренные, постоянно остающиеся молодыми люди. Думая о своих учителях и о тех, кто работает со мной рядом, я ещё раз убеждаюсь в этом. Вспомните своих учителей математики, и, я думаю, вы согласитесь со мной!

Мне повезло после окончания института стать учителем естественнонаучного лицея. Сюда меня, буквально за руку привела моя учительница литературы Тамара Константиновна Ососкова. Она стала моим наставником, который помог мне овладеть методикой преподавания предмета, и добрым другом, направлявшим мои первые шаги на нелегком пути учителя.

Почти 10 лет прошло с тех пор, как я переступила порог лицея. И все эти годы я не перестаю восхищаться человеком, который придумал и создал эту удивительную страну знаний. Он защищает десертации, преподаёт, решает массу хозяйственных проблем, играет в волейбол, в качестве артиста участвует в большинстве мероприятий лицея. Трудно поверить, что всё это под силу одному человеку! Сергей Александрович Старченко со своей кипучей энергией способен заразить духом творчества каждого, кто живёт, учится и работает рядом с ним.

Работать в лицее всегда было трудно, но интересно! Учить способных детей - это совсем не просто, как многим кажется: ты должен постоянно совершенствоваться, подниматься на ещё не изведанные высоты, чтобы вести за собой своих учеников. Иначе, ты будешь, скорее, помехой им на пути овладевания знаниями.

Все учителя, работающие со мной в лицее, - люди, по настоящему, творческие, интересные, яркие. Совместная работа с такими незаурядными людьми всегда являлась для меня стимулом профессионального роста…

И всё же, главное богатство лицея - дети. Я благодарна каждому из своих учеников за то, что однажды они появились в моей жизни. Радость от общения с ними с лихвой окупает все жертвы, которых требует профессия учителя. Особенно дороги мне те малыши, которых мне доверили в первый год работы в лицее. Конечно, малышами их сейчас не назовёшь, все они студенты третьих курсов институтов. Мы прожили вместе 7 лет в лицее. Не расстаёмся надолго и по сей день. Я рада, что до сих пор они очень дружны между собой. А я всегда чувствую их поддержку и любовь. 10 лет назад им достался молодой и неопытный классный руководитель. Они взрослели и учились, и я училась и набиралась опыта вместе с ними, порой совершая ошибки и допуская промахи.

Тогда и сейчас я очень хотела быть для них тем другом, каким была для меня и моих одноклассников наш классный руководитель Пшеничникова Ирина Владимировна. Сколько душевного тепла, искреннего участия получали мы от неё. Я думаю, что большую часть той сердечной доброты, которую она дарила нам, мы передали своим детям и ученикам.

Мне повезло в жизни жить, учиться и работать с прекрасными людьми. Повезло обрести любовь и поддержку самого близкого человека, моего мужа, который тоже вырос в учительской семье и, поэтому, с пониманием относится к моей одержимости профессией. Наконец, повезло найти единственное любимое мной дело.

"Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть ни чем иным…" (Л. Н. Толстой)

Я родился в семье людей, имеющих прямое отношение к культуре и образованию. Мой дед, Шулин Пётр Николаевич, прошел всю войну, с первого и до последнего дня. Уже после её окончания, он занимал должность начальника штаба высшего летного училища г. Ейска, а также занимался преподавательской деятельностью с курсантами. Позже, Петр Николаевич, будучи подполковником в отставке, стал директором Дома культуры поселка «Резинотехника» Заволжского района г. Ярославля. Благодаря его инициативе, при доме культуры была создана музыкальная школа. После ухода с этой должности, он работал руководителем начальной военной подготовки в школе №19 г. Ярославля. Моя бабушка, Шулина Мария Ивановна, очень долгое время была преподавателем музыки по классу фортепиано в музыкальных школах различных городов России. Моя мама, Шулина Елена Петровна, педагог с 25-летним стажем, она посвятила себя работе в высшей школе, в настоящее время преподает латинский язык в Ярославской государственной медицинской академии, являясь доцентом кафедры иностранных языков.

Будучи школьником, я активно занимался спортом: в составе сборной команды города Ярославля многократно становился победителем первенства Ярославской области; в составе сборной Ярославской области – участвовал в финале чемпионата России по баскетболу среди юношей.

Эти обстоятельства, плюс то, что меня окружали прекрасные педагоги-профессионалы, на которых мне всегда хотелось быть похожим, повлияло на выбор мною профессии учителя.

Эссе « Моя педагогическая философия»

Почему я стал учителем? Отвечая самому себе на данный вопрос, вспоминаю свои школьные годы. Наверное, каждый из нас, выбирая свой дальнейший путь, свою профессию, ориентируется на тех людей, которые рядом, которые влияли на наше восприятие жизни и чей опыт и умения вызывали в нас хорошую зависть. Так, что ответ прост - меня окружали прекрасные педагоги, профессионалы, на которых мне хотелось быть похожим.

И вот я учитель с восьмилетним стажем. Учителем быть, прямо скажем, нелегко. Он должен быть творцом, не унывать, уметь вести за собой, быть мудрым, объективным, нужным и любимым детьми, вселять в них уверенность и оптимизм. Быть человеком, сочетающим в себе такие качества и умения, не так-то просто.

От современного учителя требуется большой объем знаний и умений, которые он должен использовать в своей работе: владеть методами научно - исследовательской и экспериментальной работы, иметь глубокие разносторонние знания преподаваемого предмета и смежных дисциплин, знать традиционную методику преподавания предмета и современные образовательные технологии.

Для меня основные задачи в воспитании и обучении детей - это развитие познавательного интереса, творческого потенциала, а также личностных качеств, особенно таких, как самостоятельность, ответственность, порядочность. Несомненно, педагог должен обеспечить детям определенную свободу, возможность выбора, но, в первую очередь, привить им навыки самоконтроля. Настоящий учитель тот, чьи ученики способны к саморазвитию,самоанализу, и творчеству. «Творчество неотрывно от свободы. Лишь свободный творит. Из необходимости рождается лишь эволюция; творчество рождается лишь из свободы» (Н. А. Бердяев).

При этом самому педагогу необходимо постоянно самосовершенствоваться в сфере своей деятельности, чтобы быть интересным ребенку. Как только специалист перестает учиться и совершенствовать свое мастерство, он изживает себя как профессионал. Если педагог хочет воспитать в ребенке определенные личностные качества, то, по меньшей мере, он сам должен этими качествами обладать. «Свободе учат свободой, ответственности – ответственностью, добру и совести – добром и совестью» (Симон Соловейчик). Поэтому, обучая, я сам стараюсь не переставать учиться у коллег, у детей и на собственных ошибках, так как я выбрал свое педагогическое кредо:

« Docendo discimus » (Уча, мы учимся).

В своей работе я выделил такие приоритеты, как любовь, понимание, уважение, терпимость. Считаю важным помочь ребенку быть в гармонии с собой и научиться быть гармоничным. «Лучший способ сделать детей хорошими - это сделать их счастливыми» (Оскар Уайльд).

Я люблю свою работу. Как и любому учителю, мне свойственно умение сорадоваться и сопереживать. Я испытываю неповторимое чувство гордости за ребенка, который добился успеха, смог преодолеть себя, ощутить уверенность в себе, свою значимость.

Для меня также важно видеть результаты своего труда. Ведь учителю всегда кажется, что можно было сделать лучше, чем получилось. Наверное, никого так часто не посещает чувство неудовлетворенности, недовольства собой и достигнутыми результатами, как учителя.

Есть известные тезисы, с которыми я полностью согласен: «Не бывает детей, не желающих и не мечтающих быть счастливыми, красивыми, ловкими, умными, здоровыми»; «Не бывает детей, ничего не умеющих»;«Не бывает детей, не любящих играть, общаться, фантазировать, импровизировать».

Сегодня много говорят о работе с одаренными детьми. На мой взгляд, все дети одарены от природы, только важно успеть вовремя определить, в какой сфере жизнедеятельности данный ребенок одарен и помочь ему развить свой талант: «Мало бороться со своими недостатками. Нужно бороться и со своими талантами, чтобы они росли» (М.Шаплан).

Работа с талантливым ребенком - это диалог, основанный на взаимообогащении и поэтому важно найти контакт с ребенком, услышать, понять и принять его точку зрения. И главное – поддержать ребенка и искренно верить в его успех!

Конечно, далеко не каждому из моих воспитанников суждено подняться на олимпийский пьедестал, но вытачать себя, «отшлифовать» тело и разум под силу любому: «Человек не что иное, как - то, чем он делает себя сам» (Ж.-П. Сартр). Это суждение мне особенно близко как учителю физической культуры.

Свою роль, роль учителя физической культуры, я сравниваю с работой режиссера, который ставя спектакль в театре, лишь показывает свое личное представление о решении той или иной проблемы,в тоже время оставляя главное решение за актером.

Я часто повторяю воспитанникам, что сила находится внутри нас и цитирую известную поговорку «Путь даже в тысячу миль начинается с первого шага». Уверен, что без обретения внутренней силы, внутренней самостоятельности, а значит уверенности в себе, в своих возможностях, не добиться личной свободы, личных достижений, и эту свою уверенность я стараюсь взрастить в своих воспитанниках. Мы говорим об этом в поездках на соревнования, в перерывах между занятиями и на уроках. Эти беседы сближают меня с детьми, мы учимся лучше понимать друг друга. Надеюсь, что мои уроки не пройдут даром для моих учеников, и они поймут, что самая сложная работа – это работа по преодолению самого себя.

Выбор редакции
СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...

Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...

Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...

Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...
В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c) Н.Л. ШЕХОВСКАЯ, (c) Более полувека назад, предвидя суть грядущих преобразований в России,...
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...
В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...