Административное производство и его стадии. Стадии производства по делам об административных правонарушений



Производство по делам об административных правонарушениях состоит из четырех стадий:
возбуждение дела;
рассмотрение дела;
пересмотр постановлений и решений;
исполнение постановлений.
Каждая стадия - это совокупность процессуальных действий, имеющих сравнительно самостоятельный характер и призванных решать свойственные только ей задачи. Одна стадия отличается от другой кругом участников производства, совершением разного вида действий, оформлением специальных процессуальных документов, подводящих итог деятельности на данном этапе.
В то же время, несмотря на самостоятельность каждой стадии, они подчинены решению общей задачи административного процесса. Стадии производства тесно связаны между собой: каждая последующая начинается только после завершения предыдущей; на новой стадии проверяется то, что было сделано ранее.
На первой стадии выявляются факт и обстоятельства совершения административного правонарушения, данные о виновном, составляется протокол. На второй происходит рассмотрение дела уполномоченным на то органом, выносится постановление. На третьей стадии, которая является факультативной, на основании жалобы лица или протеста прокурора пересматривается постановление и выносится решение о его изменении, отмене или оставлении в силе. На четвертой - принятое постановление исполняется. В законодательном порядке решены вопросы о распределении процессуальных функций между субъектами власти на каждой стадии производства: одни составляют протокол, другие рассматривают и выносят по нему постановление, третьи принимают решение по жалобе, четвертые исполняют постановление.
В случае упрощенного (ускоренного) производства по некоторым категориям дел, стадии производства не имеют своего четкого выражения, они практически сливаются. Так, при взыскании штрафа на месте соединяется расследование, рассмотрение дела и исполнение постановления. В данном случае все действия осуществляются одним должностным лицом.
Каждая стадия, в свою очередь, подразделяется на этапы, состоящие из взаимосвязанных действий. Систему стадий и этапов производства можно представить таким образом:
Возбуждение дела: возбуждение дела; административное расследование; процессуальное оформление результатов расследования; направление протокола об административном правонарушении для рассмотрения по подведомственности.
Рассмотрение дела: подготовка дела к рассмотрению, анализ и оценка обстоятельств дела, принятие постановления, объявление постановления.
Пересмотр постановления: подача жалобы или опротестование постановления; рассмотрение жалобы или пересмотр постановления; вынесение решения; оглашение решения.
Исполнение постановления: обращение постановления к исполнению; приведение постановления в исполнение; разрешение вопросов, связанных с исполнением; окончание производства по исполнению постановления.
Таким образом, деятельность субъектов административного процесса развивается во времени как последовательный ряд связанных между собой процессуальных действий. Процесс проходит несколько сменяющих друг друга этапов развития, или стадий. Каждая стадия может начаться при наличии материального и процессуального оснований. Материальное основание - наличие нарушения правовой нормы, т.е. наличие юридического факта, содержащего в себе все признаки административного правонарушения. Процессуальное основание - повод - это полученная в установленном порядке компетентным органом (лидирующим субъектом) информация в виде заявления, сообщения, протокола, постановления, решения, протеста, жалобы.
Вопросы и задания для самопроверки:
Укажите задачи производства по делам об административных правонарушениях.
Дайте характеристику участникам производства.
Какова роль доказательств и доказываний в производстве по делам об административных правонарушениях?
Какие существуют меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях?
Дайте краткую характеристику стадий и этапов производства по делам об административных правонарушениях.

Еще по теме 10.5. Стадии производства по делам об административных правонарушениях:

  1. 2.11.3. Производство по делам об административных правонарушениях
  2. § 1. Понятие и общие правила производства по делу об административном правонарушении
  3. § 4. Стадии производства по делу об административном правонарушении

Ввиду того, что отмеченные производства - варианты юрисдикционных производств вообще, соответственно им присуща общая стадийность, о которой шла речь раньше. В то же время, определены характерные особенности, присущие именно рассмотрению дел об административных правонарушениях. Различают такие четыре стадии производства по делам об административных правонарушениях:

Первая стадия - возбуждение дела об административном правонарушении.

Выявление факта правонарушения;

Составление протокола об административном правонарушении;

Возбуждение дела;

Направление материалов для рассмотрения за подведомственностью.

Важное место в процессе производства занимает составление протокола об административном правонарушении. В протоколе отмечаются:

Дата и место его составления, должность, фамилия, имя, отчество лица, которое составило протокол;

Сведения о личности нарушителя;

Место, время совершения и суть административного правонарушения;

Нормативный акт, который предусматривает ответственность за это правонарушение;

Фамилии, адреса свидетелей и потерпевших, если они есть;

Объяснение нарушителя;

Другие сведения, необходимые для решения дела.

Если правонарушением причинен материальный вред, об этом также отмечается в протоколе. Протокол подписывается лицом, которое его составило, и лицом, которое совершило административное правонарушение. При наличии свидетелей и потерпевших протокол может быть подписан также и этими лицами.

В случае отказа лица, которое совершило правонарушение, от подписания протокола, в нем делается запись об этом. Лицо, которое совершило правонарушение, имеет право дать объяснение и замечание относительно содержания протокола, которые добавляются к протоколу, а также изложить мотивы своего отказа от его подписания.

Во время составления протокола нарушителю разъясняются его права и обязанности (ст. 256 КУоАП).

Вторая стадия - рассмотрение дела об административном правонарушении.

Во время этой стадии имеют место такие процессуальные этапы:

Подготовка дела к рассмотрению;

Слушание дела.

Важные обстоятельства, на которые целесообразно обратить внимание в анализе стадии рассмотрения дела, - место и сроки рассмотрения дела. Относительно первого вопроса отметим такое.

Дело об административном правонарушении в зависимости от вида правонарушения рассматривается:

а) по месту его совершения;

б) по месту учета транспортных средств или по месту жительства нарушителей (когда правонарушение совершено водителем).

Законами Украины может быть предусмотрено и другое место рассмотрения дела об административном правонарушении (Ст. 276 КУоАП).



Относительно второго вопроса (сроки) стоит отметить, что ст. 277 КУоАП свидетельствует об определенных сроках рассмотрения дел об административных правонарушениях:

Пятнадцатидневный срок со дня получения органом (должностным лицом), правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела (большинство правонарушений);-

Семидневный срок (например, нарушения, связанные с эксплуатацией топливно- и энергоиспользующего комплекса);

Пятидневный срок (например, изготовление, хранение самогона и аппаратов для его производства);

Трехдневный срок (скажем, незаконная торговая деятельность);

На протяжении суток (например, нарушение иностранцами и лицами без гражданства правил пребывания в Украине и транзитного проезда через территорию Украины).

Обстоятельства, которые необходимо выяснитьь при рассмотрении дела об административном правонарушении:

Было ли совершено административное правонарушение;

Виновато ли лицо в его совершении;

Подлежит ли оно административной ответственности;

Есть ли обстоятельства, которые смягчают и отягчают ответственность;

Причинен ли имущественный вред;

Есть ли основания для передачи материалов об административном правонарушении на рассмотрение общественной организации, трудовому коллективу;

Другие обстоятельства, которые имеют значение для правильного решения дела.

Рассмотрев дело об административном правонарушении, орган (должностное лицо) выносит постановление по делу. Постановление исполнительного органа сельского, поселкового, городского совета по делу об административном правонарушении принимается в форме решения.

По делу об административном правонарушении орган (должностное лицо) выносит одно из таких постановлений:

1) о наложении административного взыскания;

2) о применении мер влияния относительно несовершеннолетних;

3) о закрытии дела (cm. 284 КУоАП).

Постановление должно содержать:

Наименование органа (должностного лица), который вынес постановление, дату рассмотрения дела;

Ведомости о лице, относительно которого рассматривается дело;

Изложение обстоятельств, установленных при рассмотрении дела;

Указание нормативного акта, который предусматривает ответственность за административное правонарушение;

Принятое по делу решение.

Четвертая стадия - обжалование и опротестування постановления по делу об административном правонарушении. Эта стадия не является обязательной. Во время этой стадии могут иметь место такие процессуальные этапы:

Обжалование постановления;

Опротестування постановления.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана на протяжении десяти дней со дня вынесения постановления. Жалоба и протест на постановление по делу об административном правонарушении рассматриваются правомочными органами (должностными лицами) в десятидневный срок со дня их поступления, если другое не установлено законами Украины.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано:

1) постановление административной комиссии - в исполнительный комитет соответствующего совета или в районный, районный в городе, городской или горрайонный суд, решение которого является окончательным;

2) решение исполнительного комитета сельского, поселкового, городского совета - в соответствующий совет или в районный, районный в городе, городской или горрайонный суд, решение которого является окончательным;

3) постановление другого органа (должностного лица) о наложении административного взыскания - в высший орган (высшему должностному лицу) или в районный, районный в городе, городской или горрайонный суд, решение которого является окончательным.

Постановление об одновременном наложении основного и дополнительном административных взысканий может быть обжаловано по выбору лица, относительно которого оно вынесено, в порядке, установленном для обжалования основного или дополнительного взыскания.

Жалоба подается в орган (должностному лицу), который вынес постановление по делу об административном правонарушении, если другое не установлено законодательством Украины. Жалоба, которая поступила, на протяжении трех суток посылается вместе с делом органу (должностному лицу), правомочному ее рассматривать.

Лицо, которое обжаловало постановление об административном правонарушении, освобождается от уплаты государственной пошлины (cm. 288 КУоАП).

Необходимо знать, что, в соответствии с нормами действующего законодательства, постановление местного суда (судьи) о наложении административного взыскания является окончательным и обжалованию в порядке производства по делам об административных правонарушениях не подлежит, за исключением случаев, предусмотренных законами Украины.

Варианты решений, которые принимает орган (должностное лицо) при рассмотрении жалобы или протеста на постановление по делу об административном правонарушении:

1) оставляет постановление без изменения, а жалобу или протест без удовлетворения;

2) отменяет постановление и посылает дело на новое рассмотрение;

3) отменяет постановление и закрывает дело;

4) изменяет меру взыскания в границах, предусмотренных нормативным актом об ответственности за административное правонарушение, с тем, однако, чтоб взыскание не было усилено.

Если будет установлено, что постановление вынесено органом (должностным лицом), неправомочным решать это дело, то такое постановление отменяется и дело посылается на рассмотрение компетентного органа (должностного лица).

Пятая стадия - выполнение постановления о наложении административного взыскания.

Постановление о наложении административного взыскания является обязательным для выполнения государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами (cm. 298 Купап). Не подлежит выполнению постановление о наложении административного взыскания, если оно не было обращено к исполнению на протяжении трех месяцев со дня вынесения.

2. Производство в административных судах - это судебное разбирательство дел по поводу обжалования решений, действий или бездеятельности субъектов властных полномочий. Этот вид производств имеет место в деятельности административных судов - относительно нового вида судопроизводства Украины. Деятельность административных судов по решению дел административной юрисдикции регулируется нормами Кодекса административного судопроизводства Украины (дальше - КАСС).

Какие же дела решает административный суд? Компетенция административных судов распространяется на:

1) споры физических или юридических лиц с субъектом властных полномочий относительно обжалования его решений (нормативно правовых актов или правовых актов индивидуального действия), действий или бездеятельности;

2) споры по поводу принятия граждан на публичную службу, ее прохождение, освобождение от публичной службы;

3) споры между субъектами властных полномочий по поводу реализации их компетенции в сфере управления, в частности делегированных полномочий, а также споры, которые возникают по поводу заключения и выполнения административных договоров;

4) споры по обращению субъекта властных полномочий в случаях, установленных законом;

5) споры относительно правоотношений, связанных с избирательным процессом или процессом референдума.

Компетенция административных судов не распространяется на публично правовые дела, среди которых:

1) отнесенные к юрисдикции Конституционного Суда Украины;

2) которые надлежит решать в порядке уголовного судопроизводства;

3) о наложении административных взысканий;

4) относительно отношений, которые в соответствии с законом, уставом (положением) объединения граждан отнесены к его внутренней деятельности или исключительной компетенции (ст. 17 КАСС).

Важно обстоятельство, на которое целесообразно обратить внимание, - обжалование решений, действий или бездеятельности субъектов властных полномочий, как основной предмет обращения к административному суду в целом вписывается в предложенную раньше формулу деятельности административных судов, которые рассматривают дела типа «человек против государства». Именно поэтому дела об административных правонарушениях не являются предметом рассмотрения административных судов, потому что здесь действует другой принцип - «государство против человека (имеется в виду правонарушитель)».

Кратко остановимся на стадиях производства в административных судах по поводу обжалования решений, действий или бездеятельности субъектов властных полномочий.

Первая стадия -начало производства в административном деле. В процессе имеют место в первую очередь обращение лица с административным иском и открытие производства в административном деле.

В административный суд имеет право обратиться с административным иском лицо, которое считает, что нарушены его права, свободы или интересы в сфере публично-правовых отношений. В определенных законом случаях в административный суд также может обратиться субъект властных полномочий.

Судья после получения искового заявления выясняет:

1) подано ли исковое заявление лицом, которое имеет административную процессуальную дееспособность;

2) имеет представитель надлежащие полномочия (если исковое заявление подано представителем);

3) отвечает исковое заявление требованиям, установленным КАСС;

4) подлежит ли исковое заявление рассматривать в порядке именно административного судопроизводства;

5) нет ли других оснований для возвращения искового заявления или отказа в открытии производства в административном деле, установленных этим Кодексом.

Вопрос об открытии производства в административном деле судья решает не позже следующего дня после поступления искового заявления в административный суд или окончания срока, установленного для устранения недостатков искового заявления, в случае оставления искового заявления без движения (cm. 107 КАСС).

Вторая стадия - рассмотрение дела, во время которого имеют место такие процессуальные этапы:

Предварительное судебное заседание;

Судебное разбирательство дела.

Предварительное судебное заседание проводится с целью выяснения возможности урегулирования спора до судебного разбирательства дела или обеспечения всестороннего и объективного решения дела на протяжении установленного срока.

Предварительное судебное заседание проводится судьей, который осуществляет подготовку дела к судебному разбирательству, при участии сторон и других лиц, которые принимают участие по делу.

Для урегулирования спора суд выясняет, не отказывается ли истец от административного иска, не признает ли ответчик административный иск, и разъясняет сторонам возможности относительно примирения.

Если спор не урегулирован, то суд:

1) уточняет исковые требования и возражения ответчика против административного иска;

2) выясняет вопрос о составе лиц, которые будут принимать участие по делу;

3) определяет факты, которые необходимо установить для решения спора и которые из них признаются сторонами, а которые надлежит досказывать;

4) выясняет, какими доказательствами стороны могут обосновать свои доводы или возражения, и устанавливает сроки для их предоставления;

5) совершает другие действия, необходимые для подготовки дела к судебному разбирательству.

Судебное разбирательство дела. Административное дело должно быть рассмотрено и решается в пределах разумного срока, но не больше двух месяцев с дня открытия производства по делу. Судебное разбирательство административного дела осуществляется на судебном заседании с вызовом лиц, которые принимают участие по делу, по окончании подготовительного производства.

Лицо, которое принимает участие в деле, имеет право заявить ходатайство о рассмотрении дела при его отсутствии. Если такое ходатайство заявили все лица, которые принимают участие в деле, судебное разбирательство дела осуществляется в порядке письменного производства (cm. 122 КАС).

Третья стадия - принятие решения по делу.

Судебные решения по делам, которые рассматривают административные суды, бывают двух видов:

1. Постановление - судебное решение, которым суд решает спор в сущности.

2. Постановление - судебное решение, которым суд останавливает или закрывает производство по делу, оставляет исковое заявление без рассмотрения или принимает решение относительно других процессуальных действий, ходатайств.

Во время принятия постановления суд решает:

1) имели ли место обстоятельства, которыми обосновывались требования и возражения, и какими доказательствами они подтверждаются;

2) есть ли другие фактические данные, которые имеют значение для решения дела, и доказательства для их подтверждение;

3) какую правовую норму надлежит применить к этим правоотношениям;

4) надлежит ли удовлетворить исковые требования или отказать в их удовлетворении;

5) как распределить между сторонами судебные расходы;

6) есть ли основания допустить немедленное выполнение постановления;

7) есть ли основания для отмены мероприятий по обеспечению административного иска.

Четвертая стадия - пересмотр судебного решения в апелляционном и кассационном порядке. Отмеченная стадия имеет факультативный характер.

Судом апелляционной инстанции в административных делах является апелляционный административный суд, в пределах территориальной юрисдикции которого находится местный административный суд (местный общий суд как административный суд или окружной административный суд), который принял решение.

Заявление об апелляционном обжаловании и апелляционная жалоба подаются на протяжении десяти дней.

Судом кассационной инстанции в административных делах является Высший административный суд Украины. Кассационная жалоба подается на протяжении одного месяца после вступления в силу судебного решения суда апелляционной инстанции непосредственно в административный суд кассационной инстанции.

Пятая стадия - выполнение судебного решения в административном деле.

Постановление суда, которое набрало законную силу, является обязательным для лиц, которые принимают участие в деле, для их правопреемников, а также для всех органов, предприятий, учреждений и организаций, должностных или служебных лиц, других физических лиц и подлежит выполнению на всей территории Украины (ст. 255 Купап).

Производство по административным правонарушениям развивается во времени как последовательный ряд закономерно связанных между собой процессуальных действий. В этом смысле оно проходит несколько сменяющих друг друга этапов или стадий:

1) возбуждение дела об административном правонарушении;

2) рассмотрение административного дела, и вынесение постановления по нему (разрешение дела);

3) пересмотр постановлений и решений по делам об административном правонарушении (обжалование или опротестование постановления);

4) исполнение постановления по делу.

Первая стадия - возбуждение административного дела - первоначальная стадия административного производства. Поводами к возбуждению дела являются:

Непосредственное обнаружение уполномоченными должностными лицами составлять протоколы о факте совершения административного правонарушения;

Материалы, поступающие из правоохранительных органов, а также от других государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, указывающие на наличие события административного правонарушения;

Сообщения и заявления физических и юридических лиц;

Сообщения в средствах массовой информации.

Поводами к возбуждению по ст.14.12, 14.13, 14.21-14.23 являются так же, сообщения и заявления собственника имущества унитарного предприятия, органов управления юридического лица, арбитражного управляющего, а при рассмотрении дела о банкротстве- собрания (комитета) кредиторов. Дело возбуждается хотя- бы при наличии одного факта.

Дело считается возбуждённым с момента :

Составления первого протокола о применении мер обеспечения производства (ст.27.1);

Составления протокола или постановления прокурором;

Вынесение определения о возбуждении дела при необходимости административного расследования. При предупреждении и наложении штрафа на месте, протокол не составляется.

Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные составлять протоколы и рассматривать дела указаны в гл.23.1- 23.61 (их 60) Кодекса об административных правонарушениях, а в ст.28.3 –должностные лица имеющие право составлять протоколы (81 должностное лицо).

Статья 28.3 перечисляет должностных лиц имеющие право составлять протоколы об административном правонарушении, органы уполномоченные осуществлять контроль, надзор, выдачу лицензий (ст. 14.1,19.20) члены избирательной комиссии, комиссии референдума (ст. 5.2-5.4, 5.6, 5.9-5.16); члены комиссий по делам не совершеннолетних и защите их прав (5.35-5.37, 6.10); инспектора Счётной палаты РФ (5.17,5.18, 5.21,15.14-15.16; ч.1 ст.19.4. ч.1 ст19.5); должностные лица государственных внебюджетных фондов (15.3, 15.4,ч.1 ст.15.6,15.18).

При неточном составлении протокола недостатки устраняются в течении 3 суток и материалы отправляются обратно судье, должностному лицу или органу рассматривающий дело в течении суток. При прекращении дела (ст.24.5) выносится постановление в соответствии ст. 29.10 Кодекса.

Вторая стадия - рассмотрение дела об административном правонарушении (гл. 29 Кодекса)- центральная стадия производства по делам об административных правонарушениях.

Данная стадия включает;- подготовку дела и рассмотрение дела об административном правонарушении.

Судья,должностное лицо выясняет следующие вопросы:

Относится ли дело к их компетенции рассмотрения дела (ст.32.1-23.61 Кодекса предусматривает полномочия судей, органов и должностных лиц рассматривать дела об административных правонарушениях);

Правильно ли составлены протоколы и иные материалы;

Имеются ли обстоятельства рассмотрения дела судьёй, органом или должностным лицом(являются родственником правонарушителя, потерпевшего, представителем физического и юридического лица; лично или косвенно заинтересован в разрешении дела);

Имеются обстоятельства исключающие производство по делу;

Достаточно ли материала для его рассмотрения;

Имеются ли ходатайства и отводы(подаётся заявление).

После подготовки дела выносится определение,(постановление) к рассмотрению дела:

О назначении времени и места рассмотрения дела; о вызове лиц указанных в ст.25.1-25.10 ; или об отложении рассмотрения дела;

О возвращении протокола в случае его не правильного составления и неполноты предоставленных материалов;

О передаче протокола и других материалов по подведомственности, либо при отводе судьи(должностного лица, коллегиального органа), при наличии обстоятельств в ст.24.5(обстоятельства исключающие производство).

В случае не явки без уважительных причин лица без которого дело не может быть рассмотрено, судья,орган, должностное лицо выносят постановление о приводе (мера принуждения) указанных лиц.

Дело о правонарушении рассматривается по общему правилу:- по месту его совершения или по месту жительства лица, в отношении которого ведётся производство; по месту нахождения органа рассматривающего дело; дело по не совершеннолетнему рассматривается по месту его жительства. При рассмотрение дела связанного с лишением права управлять транспортным средством, может быть рассмотрено по месту регистрации транспортного средства. Дело об административном правонарушении по которому проводилось административное расследование (за нарушение таможенных правил, валютного законодательства и.др.) , рассматривается по месту нахождения органа.

Сроки. Дело по административному правонарушению рассматривается в течении 15 дней со дня получения протокола и других материалов об административном правонарушении. В случае установления дополнительных обстоятельств рассмотрение дела может быть продлено судьёй, должностным лицом, органом, но не более чем на месяц. О продлении выносится определение.

Дело по которому предусмотрен административный арест рассматривается в день получения протокола(мелкое хулиганство, распитии спиртных напитков и появление лица в общественном месте в пьяном виде и др.), а в отношении лиц подвергнутому административному задержанию –не позднее 48 часов с момента его задержания.

Рассмотрение дела об административном правонарушении (ст. 29.7 КоАП РФ), является центральной стадией административного производства. Здесь принимается решение, в котором компетентный государственный орган (должностное лицо) официально признает гражданина виновным или невиновным и определяет меру наказания.

В некоторых случаях законодательством предусмотрены более короткие сроки: так, материалы о мелком хулиганстве, распитии спиртных напитков или появлении в общественных местах в пьяном виде рассматриваются начальником органа внутренних дел в течение суток.

Рассмотрение дела об административном проступке осуществляется, открыто в присутствии лица, привлекаемого к ответственности. В его отсутствии это возможно лишь в случаях, когда имеются сведения о том, что гражданин своевременно извещен о времени и месте рассмотрения, но от него не поступило ходатайство, об отложении разбирательства. В ряде случаев присутствие правонарушителя при рассмотрении дела обязательно: это требование относится к лицам, которые задержаны за мелкое хулиганство, распитие спиртных напитков или появление в общественных местах в состоянии опьянения и к которым дважды в течение года применялись меры административного воздействия. Несоблюдение этого требования влечет за собой признание постановления о наложении взыскания недействительным. Если нарушитель не является по вызову, он может быть подвергнут приводу (ст. 27.15 КоАП РФ).

Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении включает:

Объявляется, кто рассматривает дело и какое дело подлежит рассмотрению;

Кто и на основании какого закона привлекается к ответственности;

Устанавливается факт явки лиц участвующих в процессе;

Проверяются полномочия представителей, защитника;

Уточняется,об извещении участников процесса;

Разъясняются права и обязанности;

Рассматриваются заявления, отводы.

Дело может быть отложено к рассмотрению по определённым обстоятельствам, тогда выносится определение:

Поступило заявление об отводе судьи, должностного лица, коллегиального органа;

При отводе специалиста, переводчика, эксперта когда их отвод препятствует рассмотрению дела;

Истребовании других материалов;

Вынесении определения о приводе лица;

Выносится определение о передачи дела по подведомственности.

При продолжении рассмотрении дела оглашается Протокол об административном правонарушении.

предмет доказывания;доказательства и оценка доказательств. Предметом доказывания являются обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении:

Наличие события административного правонарушения;

Лицо, совершившее противоправное деяние, за которое Кодексом или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность;

Виновность или не виновность лица (объективная истина);

Обстоятельства, смягчающее ответственность;

Характер и размер причинённого ущерба;

Обстоятельства исключающие производство по делу;

Иные обстоятельства, имеющее значение для правильного разрешения дела.

Доказательствами могут служить любые факты, на основании которых судья, должностное лицо, орган в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения; виновность лица привлекаемого к ответственности и иные обстоятельства.

Эти данные устанавливаются: протоколом об административном правонарушении, иными протоколами; заслушивается объяснение лица в отношении которого ведётся производство и объяснения других лиц; показания потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта; показаниями технических средств, вещественными доказательствами и иными материалами (например, взятием проб, документы (фото- и киносъёмки, звукозаписи, видеозаписи, информационных базах данных); поручения и запросы по делу; истребование сведений и.др.

Из всех данных предмета доказывания, делается вывод- оценка доказательств :- то есть, суд,судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Только на основе оценки доказательств устанавливается объективная истина – признать лицо (физическое или юридическое) в отношении которого ведётся административное расследование -виновным (виновное) либо не виновен (не виновное). Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу. Могут осуществляться и другие процессуальные действия.

Рассмотрение дела об административном правонарушении - цен­тральная стадия производства, в рамках которой наиболее проявляются многие важные черты, свойственные юрисдикционной административно-процессуальной деятельности. Её содержание может быть раскрыто на основе рассмотрения ряда принципиальных вопросов, среди которых, прежде всего, вопрос об органах /должностных лицах/, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.

Если ранее мы рассмотрели должностные лица которые вправе составлять протокол об административном правонарушении, то ст.23.1-23.61 Кодекса предусматривают полномочия судей и органов рассматривать дела о об административных правонарушениях и должностных лиц этих органов.

Дела рассматриваются:

Судьями и мировыми судьями;

Комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

Должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов(например, ст.23.34 «Органы осуществляющие государственный пожарный надзор» по ст.8.32,11.16,20.4 –и их должностные лица;- главные государственные инспектора и их заместители РФ(в субъектах РФ, и.т.д. до районного звена); а так же уполномоченными органами исходя из функций и задач в соответствии с Положениями о них утверждённые Президентом РФ и Правительством РФ(органы контроля, надзора и другие, например, инспекции).

Процессуальным документом, фиксирующим окончание расследования по административному делу, являются: -протокол, постановление и определение.

После рассмотрения дела коллегиальным органом - составляется протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении(например, Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав). В нём указывается: дата и место рассмотрения дела; наименование и состав коллегиального органа; событие рассматриваемого дела; сведения о явке лиц, участвующих в рассмотрении дела (отсутствующих);отводы и ходатайства, результаты их рассмотрения; объяснения, показания и заключения лиц участвующих в процессе; документы исследованные при рассмотрении дела. Протокол подписывается председательствующим в заседании и секретарём заседания.

Постановление могут быть двух видов:

О назначении административного наказания;

О прекращении производства по делу.

В постановлении о прекращении производства выносится в случаях:

Объявления устного замечания(ст. 2.9);

Прекращение дела и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или орган дознания, если в действиях содержатся признаки преступления.

В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны: должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесшее постановление;

Дата и место рассмотрения дела;

Сведения о лице в отношении которого рассмотрено дело;

Обстоятельства. установленные при рассмотрении дела;

Статьи настоящего Кодекса или субъекта РФ предусматривающие ответственность, либо основания прекращения дела;

Мотивированное решение по делу. Если имел место имущественный ущерб, то указывается его размер, порядок и сроки его возмещения.

Срок и порядок обжалования постановления.

В постановлении указывается изъятые предметы и вещи, документы на которые наложен арест и решение по ним, если в отношении их не применено иное (конфискация или возмездное изъятие).

А именно:

Вещи и документы не изъятые из оборота -передаются в собственность государства;

вещи, изъятые из оборота передаются соответствующим организациям или уничтожаются;

Документы, являющиеся вещественным доказательством хранятся в деле в течении всего срока хранения дела, либо передаются установленным порядком заинтересованным лицам;

Изъятые ордена, медали, знаки подлежат возврату владельцу, а если он не известен в Администрацию Президента РФ.

Постановление подписывается судьёй, должностным лицом или председательствующим в заседании коллегиального органа, вынесшими постановление.

За постановление вынесенное коллегиальным органом голосует большинство его членов (считается принятым) присутствующих в зале.

Производство по делам об административных правонарушениях -- одно из производств административно-юрисдикционного процесса. Некоторые ученые -- административисты к производству по делам об административных правонарушениях сводят весь административно--юрисдикционный процесс, понимая под ним разрешение дел об административных правонарушениях, т.е. деятельность уполномоченных государственных органов и должностных лиц по рассмотрению этих дел, или преимущественно по рассмотрению дел об административных правонарушениях, применению санкций.

Традиционно стадия понимается как часть процесса и равно входящего в него производства. В общетеоретическом аспекте «стадия»-- это период, определенная ступень развития. В юридическом смысле процессуальная стадия понимается как совокупность процессуальных действий и решений, объединенных общей задачей и завершаемых выводами по делу, принимаемыми компетентными органами.

Как и любая разновидность юридического процесса, производство по делам об административных правонарушениях развивается во времени как последовательный ряд сменяющих друг друга фаз развития.

После принятия такого акта начинается новая стадия. Стадии органично связаны между собой: последующая, как правило, начинается лишь поле того, как закончена предыдущая, на новой стадии проверяется то, что было сделано раньше.

Анализ норм КоАП РФ позволяет вести речь о четырех стадиях производства по делу об административном правонарушении:

  • -- Возбуждение дела об административном правонарушении;
  • -- Рассмотрение дела об административном правонарушении;
  • -- Пересмотр постановления и решения;
  • -- Исполнение постановления по делу об административном правонарушении.

В производстве по делу об административном правонарушении каждая стадия играет свою роль. Специфика заключается в том, что большинство из них по отношению к стадии рассмотрения -- обеспечивающие. Например, первоначальная стадия производства призвана обеспечить процесс рассмотрения дела посредством сбора доказательств, процессуального оформления материалов и направления их по подведомственности компетентному органу. Стадия пересмотра направлена на обеспечение законности в порядке обжалования или опротестования принятых постановлений. А стадия исполнения направлена на реализацию уже вынесенного постановления по делу.

Каждой стадии должны быть присущи следующие черты:

  • 1) стадия -- самостоятельная часть производства, имеющая свои специфические задачи;
  • 2) стадия имеет свой особый круг участвующих субъектов;
  • 3) стадия -- совокупность последовательных юридических действий, в том числе процессуальных, осуществляемых в определенной логической последовательности и установленных временных сроках. На каждой стадии существуют этапы - группы взаимосвязанных действий;
  • 4) каждая стадия оформляется процессуальным документом, который как бы подводит итог деятельности;
  • 5) стадии органично связаны между собой, на новой стадии проверяется то, что было сделано раньше;
  • 6) стадия характеризуется определенным соотношением степени познания совершенного правонарушения государственным органом и изменениями в правовом статусе нарушителя.

Каждая стадия имеет самостоятельную, но подчиненную общей цели процессуальную задачу, которая обусловливает, с одной стороны, принадлежность стадии к общей системе процесса, а с другой - качественные особенности стадии как в известной степени самостоятельного явления

Наличие общей цели и позволяет вести речь о включении в понятие производства всех процессуальных действий, осуществляемых на каждой стадии.

Все стадии производства по делам об административных правонарушениях взаимосвязаны, объединены общими задачами, указанными в ст. 24.1 КоАП РФ. К ним относится всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. Большая часть этих задач решается на первых двух стадиях производства.

Можно сделать вывод, что юридический процесс -- это производство по делам об административных правонарушениях развивающаяся во времени как последовательный ряд сменяющих друг друга фаз развития.

Под стадией следует понимать такую сравнительно самостоятельную часть производства, которая, наряду с его общими задачами, имеет свойственные только ей задачи, документы и другие особенности. Так, стадии отличаются друг от друга и кругом участников производства. На каждой стадии совершаются определенные действия, которые являются частными по отношению к общей цели производства. Решение задач каждой стадии оформляется специальным процессуальным документом, который как бы подводит итог деятельности.

Возбуждение дела означает принятие решения начать его расследование при наличии признаков правонарушения. Далее происходит собирание и исследование материалов, имеющих отношение к совершенному правонарушению и личности правонарушителя, т.е. административное расследование.

Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:

  • 1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
  • 2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
  • 3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Указанные в ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ материалы, сообщения, заявления подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях.

Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:

  • 1) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 27.1 КоАП РФ;
  • 2) составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;
  • 3) вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного ст. 28.7 КоАП РФ;
  • 4) оформления предупреждения или с момента наложения (взимания) административного штрафа на месте совершения административного правонарушения в случае, если в соответствии с ч. 1 ст. 28.6 КоАП РФ протокол об административном правонарушении не составляется.

В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в п. п. 2 и 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

Рассмотрение дела об административном правонарушении

По поступившему делу об административном правонарушении мировой судья в соответствии со ст. 29.1 КоАП РФ проверяет:

  • 1) относится ли оно к его компетенции (т.е. дело возбуждено по факту совершения правонарушения, перечень которых дан в ч. ч. 1 и 2 ст. 28.1 КоАП РФ; исключений, содержащихся в ч. 3 этой же статьи, нет);
  • 2) нет ли оснований для самоотвода;
  • 3) правильно ли составлены: протокол об административном правонарушении и другие документы, предусмотренные КоАП РФ, а также правильно ли оформлены материалы по делу в целом.
  • 4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу (т.е. не имеется ли формальных поводов к прекращению дела производством, см. ст. 24.5 КоАП РФ);
  • 5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу (на данном этапе судья не вправе входить в оценку доказательств, предрешать вопрос о виновности; его полномочия ограничиваются только проверкой наличия в материалах дела соответствующей информации, которая может стать предметом исследования в судебном заседании);
  • 6) имеются ли ходатайства и отводы.

Общее правило - дело об административном правонарушении рассматривается в 15-дневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Исключение: в случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, рассматривающим дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока судья, рассматривающий дело, выносят мотивированное определение.

Пересмотр постановления и решения

Стадия пересмотра, являясь факультативной (необязательной) стадией в производстве по делам об административных правонарушениях, преследует двоякую цель: во-первых, обеспечить реализацию прав лица, привлеченного к административной ответственности, или потерпевшего на защиту от неправомерных действий и решений субъектов административной и судебно-административной юрисдикции, а во-вторых, подтвердить или опровергнуть законность и обоснованность принятых на стадиях возбуждения, рассмотрения и пересмотра дела процессуальных актов и исправить допущенные нарушения.

Конституционным основанием стадии пересмотра являются ст. 33, 45 и 46 Конституции РФ, гарантирующие каждому человеку государственную защиту и самозащиту своих прав, включая право на обращение с жалобой в государственные и муниципальные органы и на судебное обжалование решений и действий органов публичной власти.

Процессуальной основой стадии пересмотра являются гл. 30 КоАП РФ. Для оспаривания постановлений, определений и решений, принятых на стадиях возбуждения, рассмотрения и пересмотра дела, законодатель предусмотрел институт не общей, а специальной административной и специальной судебной жалобы (специального судебного порядка), следовательно, другие процессуальные механизмы признания незаконными вышеназванных юрисдикционных актов здесь не применяются, за исключением тех случаев, когда суд вынужден воспользоваться аналогией процессуального закона. Возможность обжалования определения об отклонении ходатайства о восстановлении срока для подачи жалобы вытекает из конституционного принципа доступа к правосудию, поскольку такое определение препятствует дальнейшему продвижению дела. Другие виды процессуальных определений, выносимые на стадии пересмотра, -- об отказе в удовлетворении ходатайств, об отложении слушания дела, об истребовании дополнительных доказательств -- не могут выступать в качестве самостоятельного предмета судебного разбирательства, поскольку носят промежуточный характер, непосредственно не ограничивая материальных прав участников, следовательно, обжалуются либо опротестовываются вместе с итоговым решением по жалобе (протесту).

Стадия пересмотра постановления и решения по делу, как правило, состоит из следующих этапов: подачи жалобы или протеста; подготовки дела к пересмотру; слушания дела; вынесения решения по делу; доведения решения до сведения заинтересованных лиц. Все названные этапы сохраняются при подаче последующих жалоб и протестов, рассматриваемых во второй инстанции, за исключением пересмотра дела в порядке надзора. До вступления постановления в законную силу предусмотрено как минимум одно обжалование -- когда оспаривается постановление суда общей юрисдикции, в том числе мирового судьи. Максимальное -- трехкратное обжалование - допускается в отношении постановления административного органа: вышестоящему органу, в районный и вышестоящий суд.

В зависимости от субъекта, осуществляющего рассмотрение жалобы (протеста), и особенностей процедуры пересмотра она может быть подразделена на два вида - в административном и в судебном порядке. Соответственно, выделяется административное производство и административное судопроизводство по пересмотру постановлений и решений по делам об административных правонарушениях. Несмотря на то, что КоАП установил единые процедурные правила пересмотра для административных органов и судов, у этих двух видов государственной деятельности различная конституционная основа и основополагающие правовые и организационные принципы.

Исполнение постановления по делу об административном правонарушении

Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу:

  • 1) после истечения срока, установленного для обжалования постановления (определения) по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано, т.е. через 10 дней после вынесения постановления, определения (ч. 1 ст. 31.1 КоАП РФ);
  • 2) после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление (ч. 2 ст. 31.1 КоАП РФ);
  • 3) немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе (т.е. вынесения решения судом кассационной инстанции), протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление (ч. 3 ст. 31.1 КоАП РФ).

Постановление по делу об административном правонарушении приводится в исполнение уполномоченными на то органом, должностным лицом в порядке, установленном КоАП РФ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними постановлениями Правительства Российской Федерации.

В случае вынесения нескольких постановлений о назначении административного наказания в отношении одного лица каждое постановление приводится в исполнение самостоятельно.

При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного ареста, лишения специального права или в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, судья, вынесший постановление, может отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца. С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, вынесшим постановление, на срок до трех месяцев.

Судья, вынесший постановление о назначении административного наказания, приостанавливает исполнение постановления в случае принесения протеста на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении до рассмотрения протеста. О приостановлении исполнения постановления выносится определение, которое при необходимости немедленно направляется в орган, должностному лицу, приводящим это определение в исполнение. Принесение протеста на постановление об административном аресте не приостанавливает исполнение этого постановления. Вопросы об отсрочке, о рассрочке, приостановлении или прекращении исполнения постановления о назначении административного наказания, а также о взыскании административного штрафа, наложенного на несовершеннолетнего, с его родителей или иных законных представителей рассматриваются судьей, вынесшим постановление, в 3-дневный срок со дня возникновения основания для разрешения соответствующего вопроса. Лица, заинтересованные в разрешении вопросов, указанных в ч. 1 ст. 31.8 КоАП РФ, извещаются о месте и времени их рассмотрения. При этом неявка заинтересованных лиц без уважительных причин не является препятствием для разрешения соответствующих вопросов.

Можно сделать вывод, что возбуждение дела означает принятие решения начать его расследование при наличии признаков правонарушения. Далее происходит собирание и исследование материалов, имеющих отношение к совершенному правонарушению и личности правонарушителя, т.е. административное расследование.

В структуре каждого из административных производств есть возможность отделить относительно самостоятельные элементы: стадии, этапы и процессуальные действия.

Стадии административного производства - это последовательно сменяющие друг друга операции, которые логично связаны между собой и направлены на обеспечение осуществления административного производства.

Стадиям административного процесса присущи такие признаки:

а) они осуществляются последовательно, то есть одна операция сменяет другую, образовывая своеобразную цепь действий;

б) расположение операций в этой цепи имеет неслучайный характер. Их последовательность логично определена. Так, вынесение постановления по делу не может предшествовать такой операции, как составление протокола об административном правонарушении;

в) разным видам административных производств присущи разные по характеру и назначению операции. Отличаются они и по степени урегулированности административно процессуальными нормами;

г) осуществление той или иной операции в том или ином производстве определяется административно процессуальными нормами и выступает как момент реализации материальных норм административного права.

Выделяют пять стадий административного производства .

1. Возбуждение производства в административном деле. В его процессе осуществляется сбор фактических данных, по которым оценивается перспектива последующего движения дела. Результатом завершения стадии анализа ситуации является подготовка одного или нескольких вариантов решения (правовой регуляции) ситуации. Примером стадии заведения производства по делу по жалобе гражданина является факт предоставления самой жалобы, после чего соответствующий орган публичной администрации, руководство предприятия, учреждения, организации должно провести определенные действия в рамках возбуждения соответствующего производства.

2. Рассмотрение административного дела - фактически центральная стадия административногопроизводства, во время которой осуществляются мероприятия, направленные на изучение всех обстоятельств дела. Если за пример взять нормотворческое производство, то в рамках заседания правительства происходит обсуждение проекта с возможностью высказаться всем заинтересованным сторонам.

3. Принятие решения по делу. В процессе этой стадии оформляется решение уполномоченного органа (должностного лица) относительно административного дела. Скажем, одним из вариантов принятия решения по делу, в случае рассмотрения дела в административном суде, является постановление - судебное решение, которым суд решает спор по сути.

4. Выполнение решения. Во время этой стадии завершается административное производство, которое свидетельствует об особенной важности стадии. По сути, все предыдущие стадии любого производства существуют ради обеспечения выполнения решения. Для примера можно привести практику привлечения лица к административной ответственности. Стадия выполнения решения указанного вида производства, в случае наличия постановления о наложении административного взыскания, сводится к обязательности ее выполнения государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

5. Обжалование решения по делу. Указанная стадия, в отличие от других, имеет факультативный характер.

Также, существует еще такое понятие, как процессуальные этапы.

Процессуальные этапы - совокупность действий, необходимых для достижения внутристадийной промежуточной цели. Например, на стадии рассмотрения дела об административном правонарушении имеют место такие процессуальные этапы, как подготовка дела к рассмотрению, анализ фактических материалов, оценивание доказательств и тому подобное.

Выбор редакции
В соответствии с п. 2 ст. 73СК РФ ограничение родительских прав возможно по двум основаниям:Если оставление ребенка с родителями (одним...

Учащиеся вузов и техникумов на дневной форме обучения не имеют возможности зарабатывать себе на жизнь из-за нехватки времени. Именно...

Здравствуйте, уважаемые читатели! В налоговом законодательстве нашего государства говорится, что налоговый вычет – это часть доходов...

Земельный налог оплачивается гражданами ежегодно, однако существует небольшая категория лиц, имеющих льготы. Входят ли в их число...
Теперь приступим к приготовлению теста, готовится оно очень просто.Соединяем в подходящей посуде размягченное сливочное масло, 1 куриное...
Для любимой классики нам нужны:*Все овощи взвешиваем после очистки.Свекла - 2 кгМорковь - 2 кгЛук репчатый - 2 кгПомидоры - 2 кгМасло...
В настоящее время трудно представить себе воспитанного и культурного человека, поглощающего ром, как говорится, «с горла». Со временем...
Кижуч – рыба семейства лососевых. Привлекает данная рыба своей серебристой чешуей. В России данную рыбу ловят от Чукотки до Камчатки, в...
Я очень люблю делать слоеный салаты на праздник, т. к. это довольно удобно для меня, ведь такой салат можно сделать накануне, а не...