Авторами фильма аудиовизуального произведения являются. Аудиовизуальное произведение


Закон.Ру - официально зарегистрированное СМИ. Ссылка на настоящую работу будет выглядеть следующим образом: Рожкова М.А. Является ли телепередача или телепрограмма аудиовизуальным произведением / сложным объектом интеллектуальной собственности? [Электронный ресурс] // Закон.ру. 2017. 6 января. URL:

Судебная практика свидетельствует о том, что суды нередко рассматривают телепрограммы и телепередачи как разновидность аудиовизуальных произведений (ст. 1263 ГК РФ).

Так, признавая телевизионную передачу объектом авторского права, суд указал следующее: «…по мнению суда, творческий труд, безусловно, присутствует в программах телеканала: в первую очередь имеется в виду труд операторов, снимающих программу, авторов сценария, создающих сценарий программы, режиссеров, выстраивающих съемочный процесс и определяющих очередность снимаемых сцен, режиссеров монтажа, осуществляющих последующий монтаж отснятого материала и наложение музыки» . Оценив доводы участника процесса, указавшего, что телепередачи относятся к объектам смежных прав и законодатель выделил их в отдельную категорию именно потому, что телепередачи не являются аудиовизуальными произведениями, суд подчеркнул: «…согласно ст. 1304 и ст. 1330 ГК РФ, объектом смежных прав является не сама телепередача, а право организации эфирного или кабельного вещания на сообщение в эфир или по кабелю телепередачи... При этом сама телепередача является аудиовизуальным произведением и объектом авторского права. В данном случае исключительное право телеканала на сообщение в эфир телепередачи, является дополнительным/смежным правом организации вещания по отношению к авторским правам на телепередачу, т.е. правам создавших ее лиц» .

Изложенная позиция вовсе не бесспорна.

Обратившись к Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений (далее - Бернская конвенция), можно увидеть, что в ней не упоминаются аудиовизуальные произведения, но прямо названы «кинематографические произведения, к которым приравниваются произведения, выраженные способом, аналогичным кинематографии » (ст. 2(1)). По смыслу ст. 14 Бернской конвенции кинематографические произведения (Cinematographic Works ) представляют собой созданные на основе литературных и художественных произведений кинематографические постановки. При этом в соответствии со ст. 14bis Бернской конвенции кинематографическое произведение подлежит охране в качестве оригинального произведения.

Далее нельзя не вспомнить Договор о международной регистрации аудиовизуальных произведений, или иначе - Договор о реестре фильмов (Treaty on the International Registration of Audiovisual Works (Film Register Treaty) ) . Его ст. 2 ("Audiovisual Work" ) устанавливала: «Для целей настоящего Договора «аудиовизуальное произведение» означает любое произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой кадров (с сопровождением или без сопровождения их звуком), предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия». Следует специально подчеркнуть, что целью данного договора было создание международного реестра фильмов и выражение «аудиовизуальное произведение» использовалось как синоним слова «фильм».

Россия в Договоре о реестре фильмов не участвовала. Вместе с тем понятие аудиовизуального произведения, содержащееся в ст. 2 этого международного договора, а также положение ст. 2(1) Бернской конвенции, были воспроизведены в ст. 4 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах»: «аудиовизуальное произведение - произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой кадров (с сопровождением или без сопровождения их звуком), предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств; аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения и все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы, диафильмы и слайдфильмы и тому подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения и все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы, диафильмы и слайдфильмы и тому подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации».

Затем определение, содержащееся в ст. 2 Договора о реестре фильмов, дополненное положением ст. 2(1) Бернской конвенции, было воспроизведено в п. 1 ст. 1263 ГК РФ: «Аудиовизуальным произведением является произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы и другие подобные произведения), независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации».

Изложенное позволяет заключить, что под аудиовизуальными произведениями следует понимать именно фильмы (кинофильм, телефильм, видеофильм), но не телепередачи и телепрограммы.

Развивая сказанное, необходимо указать следующее.

Отечественный законодатель относит аудиовизуальные произведения к сложным объектам интеллектуальной собственности, под которыми в силу п. 1 ст. 1240 ГК РФ понимается объект, включающий несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности. Следует обратить внимание на то, что список сложных объектов интеллектуальной собственности носит закрытый характер и в него включено лишь 4 разновидности: (1) кинофильмы и иные аудиовизуальные произведения; (2) театрально-зрелищные представления; (3) мультимедийные продукты; (4) базы данных.

Аналогичным образом телепередачи и телепрограммы, признаваемые в соответствии с Законом РФ «О средствах массовой информации» продукцией средства массовой информацией могут включать в свой состав как охраняемые объекты интеллектуальной собственности (фонограммы, короткометражные фильмы, литературные и музыкальные произведения и т.д.), так и объекты, которые не охраняются в качестве объектов интеллектуальной собственности (идеи, информация, методы и т.п.). Это не позволяет относить телепередачи и телепрограммы к сложным объектам интеллектуальной собственности. Подтверждает этот вывод и то, что все чаще звучат предложения о введении в ГК РФ нового объекта интеллектуальной собственности - формата телепередач притом, что во всем мире он к таковым не относится .

Исходя из сказанного можно заключить, что на сегодняшний день действующее отечественное законодательство не позволяет относить телевизионные программы и телевизионные передачи к аудиовизуальным произведениям, являющимся сложными объектами интеллектуальной собственности.

P.S. IP CLUB лента новостей в сфере интеллектуальной собственности и Digital Law в

Приложение 6

к Порядку регулирования

отношений в связи с созданием,

правовой охраной и

ДОГОВОР N__

на создание аудиовизуального произведения

(примерная форма)

г. Москва Дата (прописью)

3.5. В случае просрочки выплаты вознаграждения каждый из Авторов вправе потребовать от Изготовителя пеню в размере _______________ от невыплаченной соответствующему Автору суммы вознаграждения, которая определена для данного Автора в пункте 3.2. настоящего Договора, за каждый день просрочки.

4. ПРИЕМ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИЗГОТОВИТЕЛЕМ СДАЧА ОБОРУДОВАНИЯ, МАТЕРИАЛОВ АВТОРАМИ

4.2. Изготовитель в течение _____________(__________________________)

(цифрами) (прописью с маленькой буквы)

4.3. В случае мотивированного отказа Изготовителя от приемки работ он вправе потребовать устранения недостатков за счет Авторов с указанием сроков их устранения, изложив требование и сроки его выполнения в мотивированном отказе.

4.4. Авторы обязаны возвратить полученные ими от Изготовителя материалы, оборудование, объекты авторского права и смежных прав вместе с их материальными носителями в надлежащем состоянии с учетом естественного износа в следующие сроки _________________. Возврат оформляется актом, который должен быть подписан Сторонами.

5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

5.1. В случае неисполнения Изготовителем положений пунктов 2.10. и 2.14. настоящего Договора Авторы вправе расторгнуть договор и потребовать возмещения документально подтвержденного ущерба.

5.2. Если Авторы не приступают своевременно к созданию аудиовизуального произведения согласно предусмотренному пунктом 2.9. настоящего Договора графику либо иным образом нарушают график создания аудиовизуального произведения, Изготовитель вправе расторгнуть Договор и потребовать возмещения убытков.

5.3. В случае непредставления в срок аудиовизуального произведения Изготовитель вправе взыскать с любого из Авторов либо со всех Авторов штраф в размере _______________.

5.4. В случае невыполнения Авторами требования Изготовителя, предъявленного в соответствии с пунктом 4.3. настоящего договора, в установленный срок, Изготовитель вправе расторгнуть настоящий Договор с Авторами и потребовать реального возмещения причиненного ему ущерба.

6. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА НЕПРЕОДОЛИМОЙ СИЛЫ

6.1. Ни одна из Сторон не несет ответственности перед другой Стороной за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему Договору, обусловленное действием обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе объявленной или фактической войной, гражданскими волнениями, эпидемиями, блокадами, эмбарго, пожарами, землетрясениями, наводнениями и другими природными стихийными бедствиями, изданием актов органов государственной власти.

6.2.Свидетельство, выданное торгово-промышленной палатой или иным компетентным органом, является достаточным подтверждением наличия и продолжительности действия обстоятельств непреодолимой силы.

6.3. Сторона, которая не исполняет свои обязательства вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы, должна не позднее, чем в трехдневный срок, известить другую Сторону в письменном виде о таких обстоятельствах и их влиянии на исполнение обязательств по настоящему Договору.

В случае неисполнения Стороной обязанности, предусмотренной в настоящем пункте, она лишается права ссылаться на обстоятельства непреодолимой силы как на обстоятельство, освобождающее ее от ответственности за ненадлежащее исполнение или неисполнение обязательств по настоящему Договору.

6.4. Действие обстоятельств непреодолимой силы продлевает срок выполнения обязательств по настоящему Договору на срок действия обстоятельств непреодолимой силы.

7. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ СПОРОВ

7.1. Все разногласия и споры по договору, возникшие между сторонами, разрешаются в претензионном порядке.

В частности, по всем вопросам, связанным с нарушением условий договора, Сторона, считающая свои права нарушенными, направляет противной Стороне претензию в письменной форме с указанием характера нарушений и обоснованием денежных сумм, подлежащих взысканию , а также при необходимости с указанием оснований для изменения либо расторжения договора.

7.2. При оставлении вышеупомянутой претензии без ответа в течение ________(__________) календарных дней с даты ее получения либо в случае недостижения согласия по вопросам, изложенным в претензии, спор передается на рассмотрение арбитражного суда в порядке, установленном действующим законодательством РФ.

8. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

8.1. Настоящий Договор вступает в силу с даты его подписания Сторонами и действует до __________. Договор может быть продлен во взаимному согласию Сторон посредством заключения соответствующего дополнительного соглашения, подписанного уполномоченными представителями Сторон.

8.2. В настоящий Договор могут быть внесены изменения и дополнения, которые оформляются Сторонами дополнительными соглашениями к настоящему Договору.

8.3. Все приложения к настоящему Договору являются его неотъемлемой частью.

8.4. Истечение срока настоящего Договора не освобождает Стороны от исполнения взятых на себя по настоящему Договору обязательств, от выплаты штрафов и возмещения убытков.

8.5. Односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается, за исключением случаев, оговоренных настоящим Договором.

Расторжение настоящего договора в одностороннем порядке (отказ от исполнения настоящего Договора) осуществляется путем направления одной Стороной письменного уведомления об этом другой Стороне не позднее, чем за ________(_________) календарных дней до даты прекращения действия настоящего Договора. Настоящий Договор считается прекращенным с даты, указанной в уведомлении о расторжении настоящего Договора.

8.6. Все условия настоящего Договора являются конфиденциальными.

8.7. Вопросы, не урегулированные или не полностью урегулированные настоящим Договором, регулируются законодательством Российской Федерации.

8.8. Стороны обязуются незамедлительно информировать друг друга о любых изменениях в своих наименованиях, об изменении адресов, банковских реквизитов, номеров телефонов и факсов, электронной почты.

8.9. Настоящий договор составлен на русском языке в экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному для каждого участника Договора.

Приложение N 1

N___ от "__"__________ 201__г.

г. Москва Дата (прописью)

ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (ОАО "РЖД"), в лице (должность, Ф. И.О.), действующего на основании ______________, именуемое в дальнейшем - "Изготовитель", и __________________________________________, именуемые в дальнейшем "Авторами" с другой стороны, совместно именуемые "Стороны", составили настоящее Техническое задание к договору на создание аудиовизуального произведения N___ от "__"_________ 201_г. о нижеследующем:

1. Изготовитель поручает, а Автор обязуется выполнить работы по созданию _____________________________________________________________________(указать вид, тематику, название аудиовизуального произведения и цель его предполагаемого последующего использования, а также эффект, которого желает достичь Изготовитель в результате его использования; может быть указана целевая аудитория аудиовизуального произведения, а также иные дополнительные требования).

2. Созданное аудиовизуальное Произведение передается Изготовителю в электронном виде на DVD диске в количестве ___ шт. в срок до ______________.

3. Передача аудиовизуального произведения оформляется путем составления и подписания Сторонами акта сдачи-приемки аудиовизуального произведения.

Приложение N 2

к договору на создание аудиовизуального произведения

N___ от "__"___________ 201__г.

г. Москва Дата (прописью)

ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТ

по созданию аудиовизуального произведения

Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (ОАО "РЖД"), в лице (должность, Ф. И.О.), действующего на основании ______________, именуемое в дальнейшем - "Изготовитель", и ________________________________________________________________, именуемые в дальнейшем "Авторами" с другой стороны, совместно именуемые "Стороны", составили и утвердили график съемок к договору на создание аудиовизуального произведения N___ от "__"__________ 201__г.

В соответствии с настоящим Графиком проведение работ по созданию аудиовизуального произведения ____________ (указать название) предусматривает следующие этапы и сроки их проведения:

1. написание сценария с ___________ по ___________;

2. кастинг, подготовительные мероприятия с ___________ по ___________;

3. съемки с ___________ по ___________;

4. монтаж с ___________ по ___________;

5. озвучивание и постпродакшн с ___________ по __________.

Все работы по созданию аудиовизуального произведения __________ (указать название) должны быть завершены в срок до ____________.

Передача аудиовизуального произведения оформляется путем составления и подписания Сторонами акта сдачи-приемки аудиовизуального произведения.

Акт сдачи-приемки работ

по договору на создание аудиовизуального произведения_________________

N___ от "___"__________ 201__г.

г. Москва Дата (прописью)

Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (ОАО "РЖД"), в лице (должность, Ф. И.О.), действующего на основании ____________,именуемое в дальнейшем - "Изготовитель", и ____________________________________________________, именуемые в дальнейшем "Авторами" с другой стороны, совместно именуемые "Стороны", составили настоящий Акт о нижеследующем:

1. Авторы в соответствии условиями договора на создание аудиовизуального произведения N____ от "___"_____________ 201__г. и Техническим заданием к вышеуказанному договору создали _________________________________(указать вид, название, тематику аудиовизуального произведения).

2. Созданное Произведение передано Заказчику на DVD диске в количестве ____ экз.

5. Настоящий Акт является основанием для принятия Изготовителем у Авторов созданного аудиовизуального произведения на DVD диске.

6. По качеству созданного аудиовизуального произведения и срокам выполнения работ по его созданию Стороны взаимных претензий не имеют.

7. Настоящий Акт является основанием для принятия Изготовителем у Авторов исключительных прав на созданное аудиовизуальное произведение, включая права на воспроизведение, распространение, публичное исполнение, сообщение по кабелю для всеобщего сведения, передачу в эфир и любое другое публичное сообщение аудиовизуального произведения, а также на субтитрование и дублирование текста аудиовизуального произведения.

8. Моментом передачи исключительных прав на созданное аудиовизуально произведение является подписание Сторонами настоящего Акта.

7. Настоящий Акт составлен в 2 (двух) экземплярах, по одному экземпляру для каждой Стороны, при этом оба экземпляра имеют равную юридическую силу.

Ключевые слова: аудиовизуальное произведение, права на фильм, права на телепрограмму, права на видеоролик, права на сложный объект, права продюсера, авторское право, интеллектуальная собственность, результат интеллектуальной деятельности, исключительное право

Который складывается в результате создания аудиовизуальных произведений, и - один из наиболее актуальных и сложных вопросов в сфере охраны интеллектуальной собственности.

В соответствии со ст. 1263 ГК РФ [ "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 13.07.2015) ] , аудиовизуальное произведение - это произведение, «…состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств» . Самый «типичная» категория аудиовизуальных произведений - это кинофильмы, а также «все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим» (телепрограммы, видеоклипы и др.)

На любое аудиовизуальное произведение существует в некотором смысле «двухуровневое авторство». В соответствии с положениями вышеуказанной статьи 1263 ГК РФ, авторами любого аудиовизуального произведения являются три лица: режиссер-постановщик, автор сценария и композитор, являющийся автором музыкального произведения, специально созданного для этого произведения. Режиссер - это лицо, которое руководит постановкой аудиовизуального произведения и игрой актеров; сценарист - лицо, создавшее литературное произведение (сценарий), которое было положено в основу аудиовизуального произведения; композитор - автор музыки и/или текста, использованных в произведении. Авторы обладают правом авторства и иными личными (неимущественными) правами в отношении произведения.

Однако, у аудиовизуального произведения есть и второй «уровень» авторства: в соответствии с п. 5 указанной статьи, «…каждый автор произведения, вошедшего составной частью в аудиовизуальное произведение, как существовавшего ранее (автор произведения, положенного в основу сценария, и другие), так и созданного в процессе работы над ним (оператор-постановщик, художник-постановщик и другие), сохраняет исключительное право на свое произведение, за исключением случаев, когда это исключительное право было передано изготовителю или другим лицам либо перешло к изготовителю или другим лицам по иным основаниям, предусмотренным законом» .

Таким образом, поскольку в аудиовизуальное произведение могут входить (и обычно входят) не только режиссура, сценарий и музыка, но и иные многочисленные объекты, то у такого произведения может быть достаточно большое количество авторов, чьи права и интересы необходимо учитывать в отношении каждого конкретного аудиовизуального произведения.

Гражданский кодекс содержит особые положения о правах композитора: п. 3 ст. 1263 ГК устанавливает, что композитор сохраняет право на вознаграждение при публичном исполнении произведения или сообщении его в эфир или по кабелю. Надо отметить, что данное положение действует, даже если исключительное право на вошедшее в аудиовизуальное произведение музыкальное произведение принадлежит другому лицу. Публичное исполнение - это «…представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения» ; сообщение произведения в эфир - это «…сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению, за исключением сообщения по кабелю. При этом под сообщением понимается любое действие, посредством которого произведение становится доступным для слухового и (или) зрительного восприятия независимо от его фактического восприятия публикой…»; сообщение по кабелю - это «сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств…» (ст.1270. ГК «Исключительное право на произведение» ).

Такое отдельное закрепление прав композитора представляется необычным и может привести к выводу о некотором неравенстве между композиторами и иными авторами. Так, гражданином Российской Федерации П.Г. Любимовым была подана жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации, в которой он просил признать противоречащим положениям Конституции Российской Федерации пункт 3 статьи 1263 ГК РФ. Решением суда общей юрисдикции П.Г. Любимову было отказано в удовлетворении иска к ОАО "ТВ Центр" о защите личных неимущественных прав и о выплате вознаграждения, соразмерного вознаграждению, выплаченному композитору, в связи с телевизионным показом кинофильма, одним из авторов которого (режиссером-постановщиком) он являлся. При этом суд первой инстанции признал несостоятельными ссылки на право композиторов на получение вознаграждения за использование музыки в фильмах, и отклонил требования заявителя, который, соответственно, просил признать за ним, как за режиссером-постановщиком, право на получение вознаграждения на условиях, аналогичным условиям, действующим для композиторов. Конституционный суд не рассматривал конституционность данного положения статьи и, в целом, отказал в принятии к рассмотрению жалобы, поскольку «…решение вопроса о закреплении в действующем гражданском законодательстве такого подхода для режиссера-постановщика как автора произведения составляет прерогативу федерального законодателя и Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно в силу статей 10 и 125 Конституции Российской Федерации.» [ Определение Конституционного Суда РФ от 27.05.2010 N 690-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Любимова Павла Григорьевича на нарушение его конституционных прав пунктом 3 статьи 1263 Гражданского кодекса Российской Федерации" ]

Помимо авторов, в «список» лиц, обладающих определенными правами в отношении аудиовизуального произведения, входит так называемый «изготовитель». «Изготовитель аудиовизуального произведения» - это лицо, организовавшее создание этого произведения, и его права определяются так же, как права создателя любого сложного объекта авторского права.

В соответствии с п. 19.1. Постановления Пленумов Верховного Суда и ВАС РФ [ Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 5, Пленума ВАС РФ N 29 от 26.03.2009 "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" ] , «Под лицом, организовавшим создание сложного объекта, понимается лицо, ответственное за организацию процесса создания такого объекта, в частности лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за создание соответствующего объекта (продюсер и т.п.).»

Изготовитель - это, как правило, и есть продюсер. А продюсер - это, в соответствии с законом о кинематографии, «физическое или юридическое лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за финансирование, производство и прокат фильма» [ Федеральный закон от 22.08.1996 N 126-ФЗ (ред. от 05.05.2014) "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" ] . Однако, «изготовителем» аудиовизуального произведения может быть не только продюсер, но и, например, работодатель соответствующих авторов, Российская Федерация, субъекты федерации в отношении соответствующих произведений и др.

Изготовитель обладает исключительным (имущественным) правом на аудиовизуальное произведение в целом, если только иное не вытекает из его договоров с авторами произведения. Изготовитель также вправе указывать свое имя (или наименование - для юридических лиц) в произведении.

Статья 1240 ГК («Использование результата интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта» ) конкретизирует права изготовителя, как лица, организовавшего создание сложного объекта, включающего несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности: изготовитель «…приобретает право использования указанных результатов на основании договоров об отчуждении исключительного права или лицензионных договоров, заключаемых таким лицом с обладателями исключительных прав на соответствующие результаты интеллектуальной деятельности.» Причем, если вошедший в состав произведения объект был создан именно в этих целях, то такой договор, если соглашением сторон не предусмотрено иное, считается договором отчуждения исключительного права. В соответствии с п. 1 статьи 1234 ГК РФ, «по договору об отчуждении исключительного права одна сторона (правообладатель) передает или обязуется передать принадлежащее ей исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации в полном объеме другой стороне (приобретателю).» Лицензионный же договор, предусматривающий использование результата интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта, заключается на весь срок и в отношении всей территории действия соответствующего исключительного права, если договором не предусмотрено иное.

Необходимо отметить, что такое регулирование комплекса прав различных лиц в отношении аудиовизуальных произведений применимо только к тем произведениям, которые были созданы после введения в действия соответствующих положений Гражданского Кодекса. Так, в соответствии со ст. 486 утратившего силу Гражданского кодекса РСФСР («Авторское право на кинофильмы, телевизионные фильмы, радио- и телевизионные передачи» ), «Авторское право на кинофильм или телевизионный фильм принадлежит предприятию, осуществившему его съемку…Автору сценария, композитору, режиссеру - постановщику, главному оператору, художнику - постановщику и авторам других произведений, вошедших составной частью в кинофильм или телевизионный фильм, принадлежит авторское право каждому на свое произведение. Авторское право на радио- и телевизионные передачи принадлежат передающим их радио- и телевизионным организациями, а на произведения, включенные в эти передачи, - их авторам.» (под «авторским правом» подразумевалось право «на опубликование, воспроизведение и распространение своего произведения всеми дозволенными законом способами под своим именем, под условным именем (псевдоним) или без обозначения имени (анонимно); на неприкосновенность произведения; на получение вознаграждения за использование произведения другими лицами» ). Данные положения действуют для аудиовизуальных произведений, созданных в период их действия.

После анализа основ правового регулирования института аудиовизуального произведения необходимо перейти к рассмотрению судебной практики, которая существенно расширяет круг вопросов, которые могут возникнуть при урегулировании споров между различными субъектами в отношении таких произведений.

Так, актуальным представляется вопрос о правах на персонажей как часть произведения. Так, обзор судебной практики, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ, устанавливает, что « Истец, обращающийся в суд за защитой прав на персонаж как на часть произведения, должен обосновать, что такой персонаж существует как самостоятельный результат интеллектуальной деятельности.». Это основано, в частности, на п. 7 ст. 1259 Г КРФ («Объекты авторских прав»): «…Авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям, установленным пунктом 3 настоящей статьи» . Пункт 3, в свою очередь, устанавливает, что «авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме». Следовательно, для самостоятельной правовой охраны персонажа аудиовизуального произведения необходимо, чтобы этот персонаж был самостоятельным результатом творческого труда автора и был выражен в объективной форме. Обзор практики содержит следующее разъяснение: «…персонажем аудиовизуального произведения как самостоятельным результатом творческого труда автора могут являться созданные и зафиксированные в аудиовизуальном ряде мультфильмов динамические рисованные (кукольные) образы главных героев, в отличие от других действующих героев обладающие такой совокупностью признаков, которые делают их оригинальными, узнаваемыми и отличительными от других героев в силу их внешнего вида, движений, голоса, мимики и иных других признаков, предназначенных для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия... При анализе вопроса о том, является ли конкретный результат объектом авторского права, судам следует учитывать, что … таковым является только тот результат, который создан творческим трудом. При этом надлежит иметь в виду, что пока не доказано иное, результаты интеллектуальной деятельности предполагаются созданными творческим трудом.» Следовательно, при отсутствии обоснования, что какой-либо персонаж существует как самостоятельный результат интеллектуальной деятельности, не имеется возможности определить объекты авторских прав, характер нарушения третьим лицом таких прав, а также подлежащий взысканию размер компенсации за нарушение [ "Обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.09.2015) ]

Следующий пункт Обзора практики подчеркивает целостность и единство аудиовизуального произведения и устанавливает следующее: «Незаконное использование части произведения, названия произведения, персонажа произведения является нарушением исключительного права на произведение в целом, если не доказано, что часть произведения является самостоятельным объектом охраны.»; «совместное использование нескольких частей и (или) персонажей одного произведения образует один факт использования». Так, незаконное использование персонажа произведения является нарушением исключительного права на само произведение и, например, реализация товара, на котором размещены изображения персонажей одного произведения, следует рассматривать как одно правонарушение.

Однако, эта целостность и единство аудиовизуального произведения - применимы не во всех случаях. Так, множество споров вызывает возможность использовать аудиовизуальное произведение для создания пародии. В соответствии с пунктом 4 ст. 1274 ГК РФ («Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях» ), «Создание произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры на основе другого (оригинального) правомерно обнародованного произведения и использование этих пародий либо карикатуры допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права на оригинальное произведение и без выплаты ему вознаграждения.» Следовательно, автор оригинального произведения не вправе запрещать использование своего произведения указанным способом на основе положений данной статьи. И только в том случае, если пародия или карикатура порочат честь, достоинство или деловую репутацию автора оригинального произведения, он вправе защищать их в порядке, установленном в части первой ГК РФ.

Однако Президиум ВАС РФ в Постановлении от 19 ноября 2013 г. N 5861/13 установил, что при переработке аудиовизуального произведения, в том числе для создания пародии на него, требуется соблюдать права автора (правообладателя) музыкального произведения, которое переработке не подвергалось. В данном деле Президиум ВАС рассмотрел заявление ООО "Первое музыкальное Издательство", которое требовало взыскать компенсацию за нарушение исключительных авторских прав на песни под названием "Лондон", "Сан-Франциско", "Чао, бамбино" (группы «Кармен»), выразившееся в их использовании в телевизионной передаче "Стиляги". По мнению заявителя, эта передача не является пародийной, поэтому они могли быть использованы только с разрешения правообладателя. Однако, телевизионная передача «Стиляги» была признана пародийной: в ее рамках известные люди (артисты, спортсмены, актеры и т.д.) готовят оригинальные пародийные номера на клипы, фрагменты музыкальных кинофильмов, мюзиклов и спектаклей.

Президиум ВАС постановил, что музыкальные произведения могут существовать самостоятельно или как часть сложного аудиовизуального произведения и охраняться независимо от других его частей; что требуется соблюдать права автора (правообладателя) музыкального произведения, которое переработке не подвергалось, и в рассматриваемом споре имеются основания для признания факта использования без разрешения правообладателя в телепередаче спорных музыкальных произведений как самостоятельных объектов охраны. Президиум ВАС отменил решения судов нижестоящих инстанций и удовлетворил исковые требования ООО «Первое музыкальное Издательство», постановив взыскать с нарушителя компенсацию, обязать его опубликовать данное постановление и запретить использовать песни в передаче "Стиляги" [ Постановление Президиума ВАС РФ от 19.11.2013 N 5861/13 по делу N А40-38278/2012-12-166 ].

Подводя итог, можно отметить, что аудиовизуальные произведения занимают особое место среди объектов авторского права. Особенности предоставления правовой охраны таким произведениям, в целом, и их отдельным элементам закрепляются в российском законодательстве, в законодательстве иностранных государств, а также в большинстве международных соглашений.

Аудиовизуальное произведение - это сложный объект, который включает несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности. Причем такое объединение нескольких произведений в одном - не механическое, и этим аудиовизуальное произведение отличается от составного произведения (то есть произведения, которые представляет собой результат творческого труда только по подбору или расположению материалов).

В результате объединения разных элементов в фильме, клипе, передаче и т.п. возникает единый объект, которое «растворяет» в себе вошедшие в него иные произведения, которое представляет собой результат творческого вклада многих лиц - авторов, однако не сводится к простой совокупности таких вкладов, а выводит общий творческий результат на совершенно новый уровень. При этом аудиовизуальные произведения, как правило, обладают большой ценностью с экономической точки зрения.

Однако в части установления прав различных лиц в отношении различных частей произведения, а также , как самостоятельных объектов, независимо от других элементов, представляется достаточно противоречивым, и должно дополняться последовательной и согласованной судебной практикой.

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

Статья 13. Авторское право на аудиовизуальные произведения. 1. Авторами аудиовизуального произведения являются:

режиссер - постановщик;
автор сценария (сценарист);
автор музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения (композитор).
2. Заключение договора на создание аудиовизуального произведения влечет за собой передачу авторами этого произведения изготовителю аудиовизуального произведения исключительных прав на воспроизведение, распространение, публичное исполнение, сообщение по кабелю для всеобщего сведения, передачу в эфир или любое другое публичное сообщение аудиовизуального произведения, а также на субтитрирование и дублирование текста аудиовизуального произведения, если иное не предусмотрено в договоре. Указанные права действуют в течение срока действия авторского права на аудиовизуальное произведение.
Изготовитель аудиовизуального произведения вправе при любом использовании этого произведения указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания.
3. При публичном исполнении аудиовизуального произведения автор музыкального произведения (с текстом или без текста) сохраняет право на вознаграждение за публичное исполнение его музыкального произведения.
4. Авторы произведений, вошедших составной частью в аудиовизуальное произведение, как существовавших ранее (автор романа, положенного в основу сценария, и другие), так и созданных в процессе работы над ним (оператор - постановщик, художник - постановщик и другие), пользуются авторским правом каждый на свое произведение.
Комментарий к статье 13
1. Эта статья относится к установлению авторства и носителей авторских прав на аудиовизуальные произведения.
При этом имеются в виду только те аудиовизуальные произведения, которые созданы после 2 августа 1993 года, т.е. начиная с 3 августа 1993 года - момента вступления в силу Закона об авторском праве.
2. Понятие аудиовизуального произведения содержится в ст. 4 Закона (см. также комментарий к этой статье).
Термин "аудиовизуальные произведения" в общегражданском законодательстве нашей страны впервые был употреблен в Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 года (ст. 134). До этого закон говорил о кинофильмах и телевизионных фильмах, которые ныне охватываются более широким понятием аудиовизуальных произведений.
3. В соответствии с законодательством об авторском праве, действовавшим в РСФСР до 1 октября 1964 года, первоначальное авторское право на киноленты признавалось за выпустившим их в свет кинопроизводственным предприятием.
4. По Гражданскому кодексу РСФСР авторское право на кинофильм или телевизионный фильм закреплялось за предприятием, осуществившим его съемку, а авторское право на любительский кинофильм или телевизионный фильм - за его автором или соавторами (ст. 486 ГК РСФСР 1964 года).
Данные нормы действовали с 1 октября 1964 года по 2 августа 1992 года.
Именно на их основе в настоящее время определяется владелец первоначального авторского права на кинофильмы, снятые в этот период времени.
5. Владелец первоначального авторского права на фильмы, которые были сняты с 3 августа 1992 года по 2 августа 1993 года, должен определяться согласно действовавшему в этот период законодательству - Основам 1991 года. Пункт 5 ст. 135 этого акта устанавливает:
"Авторы кино-, теле- и видеофильма по авторским договорам передают право на использование фильма его изготовителю в пределах, предусмотренных договором.
Авторы произведений, использованных в фильме, сохраняют авторское право каждый на свое произведение, передают изготовителю право на его использование в фильме и могут использовать произведение независимо от фильма в целом".
Таким образом, Основы устанавливали разный правовой режим для авторов фильма и авторов произведений, использованных в фильме: авторские права первых переходили к изготовителю по договору, в то время как в отношении вторых право на использование их произведения в фильме переходило к изготовителю в силу установленной в законе презумпции.
При этом закон не пояснял, кто же является авторами фильма: если это те лица, произведения которых не существуют вне фильма и потому не могли быть использованы в фильме (т.е. не подпадают под норму ч. 2 п. 5 статьи 135 Основ), то тогда авторы фильма - это режиссер - постановщик, оператор, художник - постановщик. Следовательно, сценарист и композитор не относятся к числу авторов фильма.
Все эти сложные вопросы, очевидно, будут предметом рассмотрения в судебной практике.
6. Аудиовизуальное произведение является сложным, синтетическим; оно создается творческими усилиями большого числа работников. Более того, аудиовизуальное произведение обычно включает в себя произведения различных авторов, которые не принимают непосредственного участия в создании аудиовизуального произведения.
Некоторые произведения, входящие как составная часть в аудиовизуальное произведение, могут существовать независимо от него.
Другие произведения, тоже используемые в аудиовизуальном произведении, создаются лишь в процессе работы над ним и существуют лишь в неразрывной связи с аудиовизуальным произведением; они, эти последние произведения, не могут быть выделены из аудиовизуального произведения. К их числу относятся предметы творческого труда режиссера - постановщика и некоторых других лиц. Точно так же перевод произведения на другой язык не может быть отделен от оригинала, не может быть использован независимо от оригинала.
Таким образом, аудиовизуальное произведение - это слияние произведений и идей из произведений различных авторов, их "сплав", сгусток.
Большое число произведений, которые используются при создании аудиовизуального произведения, например сценарий, используется в измененной форме.
Все указанные выше особенности создания аудиовизуальных произведений делают невозможным их квалификацию просто как произведений, созданных соавторами.
На аудиовизуальное произведение возникает особое авторское право.
7. Пункт 1 ст. 13 Закона устанавливает, что авторами аудиовизуального произведения являются режиссер - постановщик, сценарист, а также композитор и автор текста песни, если музыка и текст песни специально созданы для этого аудиовизуального произведения.
Никакие другие лица не могут считаться авторами аудиовизуального произведения: данная норма Закона является императивной.
Если музыка к аудиовизуальному произведению была заимствована из ранее опубликованных произведений какого-либо композитора, а также если в аудиовизуальном произведении использована известная песня, композитор и авторы песни не считаются авторами аудиовизуального произведения.
8. Иначе решается вопрос в отношении сценариста. Известно, что сценарии могут публиковаться сами по себе, как литературные произведения. Если опубликованный сценарий будет затем использован в аудиовизуальном произведении, сценарист становится одним из его авторов, даже если он не принимал непосредственного участия в создании аудиовизуального произведения.
9. Аудиовизуальное произведение следует считать неделимым объектом, а потому к взаимоотношениям между авторами аудиовизуального произведения применимы все нормы, касающиеся неделимого соавторства (см. ст. 10 и комментарий к ней).
10. Сценарист, композитор оригинальной музыки и авторы оригинальных песен могут использовать свои собственные произведения без согласия других авторов аудиовизуального произведения, если иное не предусмотрено соглашением между соавторами аудиовизуального произведения.
11. В пункте 2 содержится презумпция о том, что авторы аудиовизуального произведения передают по договорам свои основные имущественные авторские правомочия изготовителю аудиовизуального произведения.
Понятие "изготовитель аудиовизуального произведения" дано в ст. 4 Закона (см. п. 8 комментария к ст. 4).
12. При создании аудиовизуального произведения изготовитель заключает договоры с режиссером - постановщиком, сценаристом, автором оригинальной музыки, авторами оригинальных песен.
По своей сути эти договоры могут быть трудовыми или гражданско - правовыми, причем - не обязательно авторскими.
При наличии трудового договора в силу вступают нормы ст. 14 (см. также комментарий к ней). Во всех остальных случаях в силу вступает презумпция п. 2 ст. 13 и предполагается, что к изготовителю переходят все исключительные права на использование аудиовизуального произведения, перечисленные в п. 2 ст. 16, за исключением права на переработку.
Следует считать, что переходящее к изготовителю право на распространение включает в себя и право проката (п. 3 ст. 16).
13. Хотя среди переходящих к изготовителю от авторов аудиовизуального произведения прав право на импорт прямо не упомянуто, оно также переходит к изготовителю в силу общего смысла п. 2 ст. 13 Закона.
14. Вместе с тем договор, заключаемый изготовителем с авторами аудиовизуального произведения, может предусматривать, что все перечисленные права или некоторые из них, причем либо полностью, либо частично, остаются у авторов аудиовизуального произведения.
Но если в таком договоре какое-либо имущественное авторское право не будет упомянуто, то в отношении этого права сохранит силу указанная презумпция о переходе права к изготовителю.
15. Вторая фраза ч. 1 п. 2 говорит о сроке, на который имущественные авторские права, охватываемые рассмотренной выше презумпцией, переходят к изготовителю.
Выражена эта норма не совсем удачно: в ней упоминается какой-то "срок действия авторского права на аудиовизуальное произведение". Поэтому может сложиться впечатление, что Закон предусматривает особый срок для этой категории произведений. На самом деле в ст. 27 Закона никакого особого срока для аудиовизуальных произведений не установлено. Поэтому окончание срока действия авторского права на аудиовизуальное произведение определяется моментом смерти автора (или умершего последним соавтора) аудиовизуального произведения в соответствии со ст. 27 Закона.
И все же общий смысл второй фразы ч. 1 п. 2 ясен: при отсутствии иного указания в договоре между авторами аудиовизуального произведения и изготовителем изготовитель приобретает исключительные права на использование на все время, пока аудиовизуальное произведение пользуется авторско - правовой охраной.
16. Нормы ч. 1 п. 2 отменяют - для договоров, которые заключаются между изготовителем и авторами аудиовизуального произведения, - нормы п. 1 ст. 30, ч. ч. 2 и 3 п. 1, ч. 1 п. 2 и п. 4 ст. 31 Закона.
17. Часть 2 п. 2 предусматривает особое личное право изготовителя указывать на аудиовизуальном произведении свое имя или наименование. Это не авторское правомочие.
По своему содержанию оно напоминает право издателя на указание своего наименования (см. п. 2 ст. 11).
18. Презумпция о переходе исключительных имущественных авторских прав к изготовителю сформулирована лишь в отношении авторов аудиовизуального произведения, т.е. лиц, которые названы в п. 1.
Однако в создании аудиовизуального произведения принимают участие и многие другие авторы, в частности те, которые прямо указаны в п. 4. Не распространяется ли на них указанная презумпция? Ответ на этот вопрос не так прост и не самоочевиден.
Если презумпция о переходе к изготовителю практически всех имущественных прав по договору не распространяется на авторов отдельных произведений, включенных в состав аудиовизуального произведения, изготовитель - для обеспечения использования аудиовизуального произведения - вынужден заключать с этими авторами договоры по полной форме.
И, получается, что договор с режиссером, сценаристом, автором оригинальной музыки к аудиовизуальному произведению может быть очень кратким, а договор с автором, например, "вставной" песни должен быть очень подробным и полным: ведь если в нем какое-либо авторское правомочие не будет упомянуто или будет упомянуто неполно, то использование аудиовизуального произведения может быть поставлено под угрозу и даже парализовано.
Логики в этом нет, а потому следует считать, что буквальное прочтение нормы п. 2 ст. 13 было бы неправильным. Иными словами, п. 2 применяется не только к авторам аудиовизуального произведения, но и ко всем авторам использованных произведений.
19. Пункт 3 устанавливает право автора музыкального произведения, использованного в аудиовизуальном произведении, на получение вознаграждения при публичном исполнении аудиовизуального произведения.
Право на вознаграждение - в данном случае и вообще - это составной элемент любого имущественного авторского правомочия.
Но если имущественные правомочия являются исключительными, запретительными, то право на вознаграждение таковым не является.
20. В пункте 3 под автором музыкального произведения (с текстом или без текста) имеются в виду как автор оригинальной музыки и специально созданной для этого аудиовизуального произведения песни, так и автор ранее известной музыки и "вставной" (ранее известной) песни.
21. В пункте 3 под термином "публичное исполнение" подразумевается то значение, которое придано ему п. 2 ст. 16 Закона. Это, по сути дела, демонстрация аудиовизуального произведения (кино-, теле-, видеофильма и т.п.) в кинотеатре, видеосалоне или в другом общественном месте.
При этом показ аудиовизуального произведения по телевидению не охватывается понятием "публичное исполнение", ибо оно входит в другое понятие: "сообщение для всеобщего сведения".
Следовательно, норма п. 3 не относится к телевещанию.
22. Следует рассмотреть вопрос о том, является ли норма, содержащаяся в п. 3 ст. 13, императивной или диспозитивной. Иными словами, если эта норма может быть изменена или отменена договором, она является диспозитивной; в противном случае это обязательная, императивная норма.
Вывод о том, что рассматриваемую норму следует считать императивной, так как она не сопровождается оговоркой "если иное не предусмотрено в договоре", был бы поспешным и поверхностным: часто характер той или иной нормы определяется не внешним признаком, а самой ее сутью.
23. Признание нормы п. 3 императивной означало бы наличие неотъемлемого от личности автора имущественного авторского права, подобного праву следования (см. п. 2 ст. 17).
Но тогда становится неясным, почему право следования подробно описано в Законе, а названное право на получение вознаграждения упомянуто лишь мимоходом.
24. Диспозитивный характер рассматриваемой нормы косвенно подтверждается и подзаконным нормативным актом - Положением о минимальных ставках авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений (утверждено Постановлением Правительства РФ от 21 марта 1994 года N 218 - Собрание актов Президента и Правительства РФ, 1994, N 13, ст. 994).
В разделе I этого Положения содержатся минимальные ставки авторского вознаграждения за различные виды публичного исполнения. Пункт 24 этого раздела, относящийся к демонстрации аудиовизуальных произведений, содержит примечание, которое гласит, что указанная минимальная ставка применяется, "если иное не определено в договоре между автором музыкального произведения и организацией, обладающей в установленном порядке правами на прокат аудиовизуального произведения".
Отсюда следует, что эта ставка может быть изменена соглашением сторон, причем как в сторону увеличения, так и уменьшения: ведь если бы речь шла о возможности только увеличения этой ставки, примечания не потребовалось бы, поскольку все ставки и так являются минимальными и могут быть увеличены по договору.
Но если соглашением сторон ставку можно уменьшить, то никто не может запретить сторонам договориться о ставке "ноль".
Значит, норма п. 3 ст. 13 диспозитивная, она может быть изменена соглашением сторон.
25. Пункт 4 данной статьи относится к авторам произведений, вошедших составной частью в аудиовизуальное произведение. О них мы уже говорили в п. 6 комментария к настоящей статье.
Эти лица, с одной стороны, пользуются авторским правом каждый на свое произведение; с другой стороны, они не могут претендовать на то, чтобы считаться авторами (соавторами) аудиовизуального произведения в целом.
Из Закона не вытекает обязанность упоминать их имена при использовании аудиовизуального произведения.

Выбор редакции
СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...

Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...

Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...

Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...
В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c) Н.Л. ШЕХОВСКАЯ, (c) Более полувека назад, предвидя суть грядущих преобразований в России,...
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...
В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...