Боголюбов Л.Н. Школьный словарь по обществознанию - файл n1.doc


30. Законность; признание подавляющим большинством граждан законности существующей официальной власти, принимаемых ею законодательных актов и решений.

Слайд 35 из презентации ««Вопросы по обществознанию» 10 класс» . Размер архива с презентацией 88 КБ.

Обществознание 10 класс

краткое содержание других презентаций

«Власть в России и США» - Сравнение высших органов власти России и США. Назначение высшего военного командования, послов. Законодательный процесс. Изменения Конституции США производятся путем введения поправок. Построение схем, таблиц. Председательствует вице-президент, без права голоса. Права граждан. Глава государства. Представление интересов страны в международных отношениях. Сенат и Палата Представителей. Представительство штата пропорционально населению (не более 1 от 30 000).

«PR-менеджер» - Образование в Российских ВУЗах. Требования к квалификации PR-менеджеров. Успешный опыт взаимодействия с СМИ. Профессионал в сфере public relation должен любить общаться с людьми. PR-специалисты должны постоянно контролировать сведения. Обучение. Какими надо обладать навыками. PR - менеджер. Опыт работы. Работодатели ищут и охотно принимают на стажировку студентов. Преимущество профильного образования.

«Кравченко, Певцова «Обществознание»» - Споры и порядок их рассмотрения. Конфессии в России. Организация содержания. Что такое экономика. Экономический рост и развитие. Социальный контроль. Ссылки на авторитеты. Сущность социализации. Выборы: система и люди. Основные особенности УМК. График. Формы предпринимательской деятельности. Молодёжь и молодёжная субкультура. Подготовка к выполнению задания типа С9. Иллюстрации. Форзацы: государственные символы России.

«Вопросы по Конституции» - Интеллектуальная игра для 10-11 классов «Знаешь ли ты Конституцию РФ». Ход игры. Народ выбирает. Задания болельщикам. Права человека. Президент РФ. «Союз нерушимый». Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. Государственные герб, флаг и гимн Российской Федерации. Задание зрителям. Вопросы- минутки. Преамбула. О Государственном флаге РФ. Труд свободен. Что означают цвета на Российском флаге.

«Критерии эссе по обществознанию» - Политология. Творческое мини-сочинение. Анализ экзаменационного эссе. Включение в текст. Эссе по обществознанию. Философия. Выпускники. Цитата Уильяма Шекспира. Экономика. Смысл. Понятие. В чём смысл жизни – вопрос сложный, чёткого ответа на него не. План анализа. Шекспир. Размышлению. Социология и социальная психология. Особенности эссе. Правоведение. Что такое эссе. Этапы процесса создания эссе.

«Общественные отношения» - Социально – значимые признаки: Механизм регулирования. Совокупность зависимостей между людьми. Личностный. Социальный контроль. Особенность правовых норм. Первый шаг к установлению социальных отношений. Социологическое обьяснение. Субьекты связи. Признаки нации. В. 30 «социальные взаимодействия.». Контроль в основе которого лежат нормы, обычаи, ролевые ожидания индивида. Нормы, которые заставляет выполнять государство.

СЛОВАРЬ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Адаптация (от лат. adaptare – приспособлять) - приспособление к физической или социальной среде.

Административное право - отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере государственного управления.

Антропология (от греч. anthropos - человек и logos - уче­ние) - научная дисциплина, изучающая фундаментальные проб­лемы бытия человека в природной среде и социуме.

Атеизм (от фр. athdisme - безбожный) - одна из форм сво­бодомыслия в отношении религии, сторонники которой после­довательно отрицают существование сверхъестественных сил, считая религию творением самого человека.

Благо - все, что способно удовлетворять повседневные жиз­ненные потребности людей, приносить им пользу.

Благоприятная окружающая среда – окружающая среда, качество которой обеспечивает функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов.

Буддизм - религиозно-философское учение, возникшее в Древней Индии в VI-V вв. до н. э. и ставшее одной из трех ми­ровых религий.

Власть - 1) способность и возможность отдельного челове­ка или группы людей распоряжаться другими людьми, проводить свою волю, заставлять подчиняться с помощью авторитета, пра­ва, принуждения.

2) политическое господство над людьми, их общностями, а также система государственных органов, включая лиц, облечен­ных властными полномочиями.

Воспитание - в широком смысле слова - приобщение к миру человеческой культуры, включающее освоение ценностей, способов и форм деятельности, опыта предшествующих поколе­ний.

Восприятие – форма чувственного познания мира; целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.

Гениальность (от лат. genius - дух, духовное в человеке) - высшая степень творческой одаренности, ума, таланта ; высший уровень развития способностей, как общих (интеллектуальных), так и специальных (музыкальных, математических, художествен­ных и др.).

Гипотеза – предположение, исходящее из фактов, либо умозаключение, пытающееся проникнуть в сущность ещё недостаточно изученной области мира.

Глобализация (франц. global - всеобщий, от лат. globus ­шар) - исторический процесс сближения наций и наро­дов, постепенно стирающий традиционные границы и пре­вращающий человечество в единую систему.

Глобальная угроза – опасность для жизни большинства людей на планете.

Глобальное потепление – увеличение средней температуры на Земле, способное изменить климат и увеличить частоту природных катастроф.

Глобальные проблемы – совокупность проблем человека, которые встали перед ним во второй половине ХХ в. и от решения которых зависит существование цивилизации.

Гражданин - 1) в юридическом (правовом) смысле - лицо, обладающее пр авом гражданства. Говоря иначе, это принадлеж­ность лица к государству.

Гражданское право - отрасль права, нормы которой регу­лируют на началах юридического равенства сторон имуществен­ные и связанные с ними личные неимущественные отношения.

Гуманизм (от лат. humanus - человечный, человеческий) - в широком смысле концепция человеческого бытия и базирую­щееся на ней мировоззрение, утверждающее ценность человека, достоинства, прав и свобод каждого индивида, обосновывающее возможности развития человека как личности и общества в це­лом. В узком смысле гуманизм - нравственный принцип в отно­шениях между людьми и в деятельности социальных институтов, в основе которого лежит забота о человеке, стремление к улуч­шению его жизни, удовлетворению его потребностей и развитию способностей.

Демографическая структура общества - деление населе­ния по таким признакам, как возраст (дети, подростки, моло­дежь, люди среднего возраста, пожилые люди); пол (мужчины, женщины); состояние,.в браке (женатые/замужние, разведенные, вдовые); семейное, положение (одинокие, семейные); давность проживания в данном населенном пункте (новоселы, старожилы) и др.

Двухкарьерная семья - семья, где оба супруга работают.

Девиантное (отклоняющееся) поведение – несоответствие имеющейся норме или набору норм, принятых значительной частью людей в группе или сообществе.

Девиация (от позднелат. deviatio - отклонение) - отклоне­ние в поведении человека от общепринятых норм.

Дееспособность - способность самостоятельно без всяких ог­раничений осуществлять свои права и нести обязанности. Дееспособность физических лиц в полном объёме наступает с 18 лет.

Деятельность - вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.

Духовная жизнь - сфера деятельности человека и общест­ва, связанная с производством, сохранением, распространением и потреблением ценностей духовной культуры.

Духовная культура - часть общей культуры, совокупный духовный опыт человечества, включающий его интеллектуальную и духовную деятельность и ее результаты.

Духовная сфера общества – удовлетворяет потребность человека в самореализации, самоутверждении, в возрастании добра, истины и красоты, в нравственном совершенствовании.

Жизнь - одна из главных тем современных философских размышлений. Актуальность этой теме придали техногенные ка­тастрофы, глобальные проблемы и угроза исчезновения челове­ческого рода в результате термоядерной войны.

Заблуждение - ошибочное мнение, (мысль, утверждение), являющееся следствием, предубеждений, пристрастий, недоста­точной образованности (или попросту неграмотности), недобро­совестности в обработке материала, поспешности в выводах и обобщениях.

Знание - результаты познания окружающего мира и самого человека, обоснованные в процессе практики.

Идеология (от греч. idea - образ, идея и logos - учение) - в широком смысле система взглядов и идей (политических, пра­вовых, философских, нравственных, религиозных, эстетических и др.), в которых отражаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу.

Индивид (от лат. individuum - неделимое, особь) - отдель­но взятый представитель всего человеческого рода.

Индивидуальность (от лат. individuum - неделимое, особь) - неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств. Если, употребляя слово индивид.

Институт права - один из составных элементов системы права, представляющий собой группу взаимосвязанных право­вых норм внутри какой-либо отрасли права.

Институт социальный (лат. institutum - установление и socialis - общественный) - исторически сложившаяся форма ор­ганизации людей, которая регулирует их деятельность и удо­влетворяет те или иные фундаментальные человеческие потреб­ности.

Искусство - 1) особая форма общественного сознания и че­ловеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах, один из важнейших способов эстетического освоения мира; 2) форма культуры, связан­ная со способностью человека к эстетическому освоению реально­го мира, его воспроизведению образно-символическими средства­ми с опорой на ресурсы творческого воображения субъекта.

Ислам (араб., букв, «предание себя (Богу), покорность»), му­сульманство (магометанство) - одна из трех мировых религий.

Истина - подкрепленное практикой, научным эксперимен­том утверждение, точно (адекватно) отражающее действитель­ность; истина - цель и результат познавательной деятельности.

Исторический процесс (от лат. processus - ход, развитие, изменение) - последовательная смена событий, жизнь челове­чества, протекающая во времени и пространстве, ее развитие (в прошлом и настоящем) и результаты жизнедеятельности людей.

Источники (или формы) права - это официальные, т. е. ис­ходящие от государства, способы выражения и закрепления правовых норм с целью придания им общеобязательного, юри­дического характера.

Классы – это большие группы людей, которые различаются по экономическому (т.е. имущественному) признаку.

Коммуникация (от лат. communicatio - связываю) - наибо­лее употребительный термин в социологии , обозначающий обще­ние, передачу информации от человека к человеку, специфичес­кая форма взаимодействия людей в их трудовой и познаватель­ной деятельности.

Компромисс (от лат. compromissum ) - соглашение, достиг­нутое на основе взаимных уступок.

Конституционное право - ведущая отрасль права, регули­рующая фундаментальные (основополагающие) общественные отношения.

Конституция (от лат. constitutio - установление) - закон или несколько законов, обладающих высшей юридической силой по отношению ко всем остальным законам государства.

Конфессия (от лат. confessio - признание, исповедание) - синоним понятия «вероисповедание» - какая-либо религия, имеющая теоретически разработанное и систематизированное ве­роучение, культ и религиозные организации, в том числе священнослужителей и верующих.

Культура (от лат. cultura - возделывание, воспитание, обра­зование, почитание) - 1) совокупность искусственных объектов, созданных человеком в процессе освоения и преобразования при­роды; 2) совокупность достижений человечества в социально- экономической, политической и духовной жизни; 3) уровень, сте­пень развития какой-либо отрасли знания или деятельности (на­пример, культура труда, культура потребления, правовая культу­ра); 4) характеристика отдельных исторических эпох, этносов или наций; 5) уровень, степень развития человека как члена об­щества.

Культура массовая - обобщенная характеристика распро­страненной в современном индустриальном обществе формы культуры, которой свойственно индустриально-коммерческое производство и распространение с помощью средств массовой коммуникации стандартизированных духовных ценностей, рас­считанных на массового потребителя.

Культура межнациональных отношений - вид духовной культуры, составная часть культуры личности и межличностных отношений, государственной национальной политики.

Культура элитарная - субкультура привилегированных групп общества, характеризующаяся принципиальной закры­тостью, духовным аристократизмом.

Легитимность - признание подавляющим большинством граждан законности существующей официальной власти, при­нимаемых ею законодательных актов и решений.

Личность (англ. personality, от лат. persona - маска актера, роль) - 1) особое качество человека, приобретаемое им в социо­культурной среде в совместной деятельности и общении; 2) че­ловек со своими социально обусловленными и индивидуально выраженными качествами (интеллектуальными, эмоциональны­ми, волевыми, нравственными и др.); 3) особая форма существо­вания и развития социальных связей, отношений человека к ми­ру и с миром, к себе и с самим собой.

Люмпен (от нем. Lumpen - лохмотья) - общее название деклассированных (не принадлежащих ни к какому классу) сло­ев общества.

Маргиналы (от лат. marginalis - находящийся на краю) - представители социальных групп, занимающих промежуточное положение по отношению к признанным, господствующим куль­турам, образу жизни устойчивых социальных общностей.

Межнациональные конфликты - споры, столкновения, возникающие внутри страны между большими группами людей разных национальностей.

Межнациональные отношения - часть общественных от­ношений, охватывающая все сферы общественной жизни.

Ментальность, менталитет (от позднелат. mentalis - умственный) - устойчивый способ мировосприятия, характер­ный для больших групп людей (этносов, наций, социальных сло­ев), обуславливающий особенности их реагирования на факты и процессы реального мира.

Мировоззрение - система взглядов на мир, на место чело­века в нем, на содержание смысла его жизни и деятельности. Выделяются следующие типы мировоззрения: религиозное, мифологическое, естественно-научное, фило­софское, обыденно-практическое (житейское).

Модернизация - 1) существенное обновление, изменение в каких-либо областях (экономике, технике, технологии, культуре и т. д.) применительно к современным требованиям; 2) переход от традиционного общества к индустриальному, сопровождаемый коренными ценностными изменениями сознания и культуры.

Молодежь - большая социальная группа , объединяющая людей в возрасте от 16 до 30 лет.

Мораль (от лат. moralis - нравственный) - феномен чело­веческого сознания, один из видов социального регулирования, цель которого - утверждать самоценность личности, равенство людей в их стремлении к счастливой и достойной жизни.

Наука - 1) специфическая форма человеческой деятельнос­ти, обеспечивающая получение нового знания о природе, обще­стве и мышлении, вырабатывающая способы и средства развития познавательного процесса, осуществляющая проверку, система­тизацию и распространение полученного знания; 2) процесс построения системного образа реальности; 3) система теоретичес­ких знаний о природе, обществе и мышлении, характеризующа­яся стремлением к объективному объяснению сущности явлений и процессов.

Наука об обществе - система дисциплин, исследующих различные стороны общественной жизни.

Научное познание - высший уровень познавательной дея­тельности, обеспечивающий создание теоретических знаний в обществе. Научное познание существенно отличается от обыден­ного.

Научно-техническая революция (НТР) - это резкий ска­чок в развитии производительных сил общества (станков, машин, сырья, источников энергии, рабочей силы).

Нация (от лат. natio - народ, племя) - одно из наиболее сложных обществоведческих понятий, обозначающее историчес­ки сложившуюся устойчивую общность людей, образующуюся в процессе формирования единой экономической жизни, террито­рии.

Норма морали (см. Мораль) - правило поведения, строго и конкретно предписывающее человеку, какие поступки он должен (или не должен) совершать.

Норма права - это общеобязательное правило, установлен­ное государством и обеспеченное его принудительной силой.

Нормативно-правовой акт - главный источник (или фор­ма) права в правовой системе", официальный документ, который создается компетентными (обладающими соответствующим правом) государственными органами и содержит общеобязательные правовые нормы.

Образование - профессионально организованный процесс приобщения личности к ценностям и нормам культуры данного общества.

Общение - взаимные отношения, деловая или дружеская связь между людьми.

Общественное сознание - процесс осознанного восприя­тия окружающего мира социальными общностями, состояние массового сознания, выражающее отношение социальных групп и организаций к окружающему миру, к устойчивым, постоянно повторяющимся явлениям, событиям и тенденциям обществен­ной жизни.

Общественный прогресс (от лат. progressus - движение вперед) - развитие общества, характеризующееся его совер­шенствованием в ходе исторического развития, его движением от низших форм общежития к более высоким, от менее совершен­ного к более совершенному.

Общество - исторически развивающаяся совокупность жиз­недеятельности человечества в его прошлом и настоящем, вклю­чающая все способы и формы человеческого общения", часть ма­териального мира, обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная.

Объективная истина - достоверное знание, содержание которого не зависит от субъекта (ни от человека, ни от челове­чества).

Обыденное (повседневное) познание - одна из ступеней познавательной деятельности, в основе которой лежат здравый смысл и опыт обыденной жизни как источники получения ис­тинного знания.

Относительная истина - показатель определенного уровня достоверности и полноты знания в конкретных условиях.

Отношения - особые связи человека с окружающим миром; в более широком смысле - взаиморасположение различных объ­ектов и взаимозависимость их свойств.

Отношения межличностные - взаимосвязи между отдель­ными людьми. Они возникают и складываются на основе тех или иных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу.

Отношения общественные - многообразные связи, возни­кающие между социальными группами , а также внутри их в про­цессе практической и духовной деятельности людей.

Отрасль права - составная часть системы права , ее самое крупное подразделение, представляющее собой совокупность норм, регулирующих определенную сферу однородных общест­венных отношений.

Педагогика (от греч. paidagogike teachne - «детоводческое» мастерство) - отрасль науки, раскрывающая сущность, законо­мерности образования , роль образовательного процесса в разви­тии личности, разрабатывающая практические пути и способы повышения их результативности.

Плюрализм (от лат. pluralis - множественный) - многооб­разие во всех сферах жизнедеятельности общества и человека: плюрализм взглядов, точек зрения, позиций, мнений; плюрализм форм собственности и т. д.

Поведение - 1) процесс взаимодействия живых существ с окружающей средой; 2) целеориентированная активность живого организма, служащая для осуществления контакта с окружающим миром.

Поведение отклоняющееся - тип поведения, противоре­чащий принятым в данном обществе социальным нормам, цен­ностям и ожидаемым образцам поведения.

С

Санкция – составная часть нормы права, которая определяет меры принуждения, применяемые при нарушении предписаний диспозиции.

Сословия – это замкнутые группы людей, права и обязанности которых передаются по наследству.

Социализация - продолжающийся всю жизнь процесс усво­ения культурных норм и освоения социальных ролей.

Социализация - процесс усвоения индивидом жизненных умений и навыков, в том числе форм социальных связей и отно­шений.

Социальная адаптация – процесс, начинающийся с установления личностью или группой того факта, что усвоенные в предыдущей социальной деятельности поведенческие образцы не способствуют достижению успеха, и необходимо перестраивать своё поведение в соответствии с требованиями новой социальной среды

Социальная группа - любая совокупность людей, выделен­ных по социально значимым критериям (пол, возраст, национальность, раса, профессия, место жительства, доход, власть, образование и др.).

Социальная мобильность - перемещение человека или группы в обществе.

Социа́льная роль - модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе социальных институтов, общественных и личных отношений.

Социальный статус – это положение человека в обществе.

Социальная система – множество элементов (индивидов, групп, общностей), находящихся во взаимодействиях и отношениях; образуют единое целое.

Социальная стратификация - это описание социального неравенства в обществе, его деление на социальные слои по доходам, наличию или отсутствию привилегий, образу жизни.

Социальная структура общества (от лат. Structura– cтроение, расположение, порядок) – строение общества в целом, совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп. Эти группы имеют различное положение в обществе и имеют неравный доступ к социальным благам, таким, как деньги, власть, престиж.

Социум - одно из ключевых понятий обществоведения, обозначающее социальную среду, социальный мир. Употребляет­ся в нескольких значениях: 1) общество как единая социальная система ; 2) разновидность человеческой общности (род, общи­на, полис, поселок, землячество и др.); 3) социальное окружение человека ; среда, предоставляющая необходимые материальные условия для духовного роста личности, удовлетворения ее куль- ivpiibix потребностей; среда, в которой человек вовлечен во все пмды общественных связей (производственных, политических, религиозных и т. д.).

Способности - индивидуально-психологические особен­ности личности, условия успешного выполнения определенной деятельности.

Средства массовой информации (СМИ, масс-медиа ) - организационно-технические комплексы, которые обеспечивают систематический сбор, оперативную передачу и массовое тиражи­рование словесной, образной и музыкальной информации. СМИ свойственна оперативность, массовость (значительные тиражи печатных изданий, широкая аудитория электронных СМИ), пе­риодичность воздействия на потребителей информации.

Субкультура - относительно самостоятельное образование внутри доминирующей культуры, отличающееся собственными ценностями, обычаями, нормами.

Субъект права - лицо, обладающее способностью иметь и осуществлять установленные законом права и обязанности.

Сущность - главное содержание предмета или явления.

Сферы жизни общества - это составные части общества, отражающие его структуру, совокупность деятельности людей, отношения между ними. Наука рассматривает общество как сис­тему, сферы же являются подсистемами (частями) общества. Экономическая сфера включает производство, финан­совые учреждения, обмен, распределение и потребление, отноше­ния людей в этих процессах деятельности. Социальная- охватывает классы, социальные группы, этносы, различные от­ношения в обществе (например, национальные, семейные), об­разовательно-воспитательные и медицинские учреждения, орга­ны социальной защиты, основной задачей которых является за­бота о пенсионерах и малоимущих. Политическая - вклю­чает политику, государство, право, отношения между этими структурами и отношения людей к этим структурам. Духов­ ная- охватывает мораль, науку, религию, образование, искус­ство, культуру в различных их проявлениях и организациях, твор­ческую деятельность людей, их отношения в процессе создания, распространения, сохранения и усвоения духовных ценностей.

Все четыре сферы тесно взаимосвязаны (влияют друг на дру­га). Так, развитие экономической сферы прямо влияет на про­цессы в сфере социальной; правовые отношения охватывают все сферы общественной жизни. Нередко одно и то же учреждение по роду деятельности фактически относится к нескольким сфе­рам: например, государственные учебные учреждения в своей подчиненности по финансированию относятся к социальной сфере, а не образовательно-воспитательной, как считают многие, однако в целом их деятельность соотносится со сферой духовной.

Талант (от греч. talanton ) - выдающиеся способности, ода­ренность в какой-либо области (художественной, научной, поли­тической и др.).

Творчество - создание, открытие, изобретение новых духов­ных или материальных ценностей. Это целенаправленная дея­тельность, порождающая нечто качественно новое, ранее неиз­вестное.

Тинейджер (англ. teenager ) - подросток, юноша или девуш­ка в возрасте 13-19 лет. Употребляется в двух значениях: подчеркивается переходный возраст представителей этой возрастной группы; указывается на принадлежность к молодежной субкуль­туре.

Толерантность (от лат. tolerantia - терпение) 1) терпимость к другим мнениям, верова­ниям, поступкам, поведению, образу жизни, обычаям, чувствам; 2) стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отноше­нии от превалирующего типа или не придерживаются общепри­нятых мнений.

Труд - целесообразная деятельность человека, направлен­ная на создание с помощью средств труда материальных и духов­ных ценностей, необходимых для полноценной жизни людей; процесс преобразования природы с целью производства матери­альных благ.

Трудовое право - отрасль права, регулирующая труд наем- пых работников на предприятиях, в учреждениях, организациях. 1"егламентирует отношения рабочих и служащих с работодателем по поводу непосредственного приложения труда", отношения по рассмотрению трудовых споров; отношения по охране труда.

Уголовное право - отрасль права, совокупность норм ко­торого определяет преступность и наказуемость деяний, опасных для данной системы общественных отношений.

Урбанизация (от лат. urbanus ) - процесс перемещения боль­шей части сельского населения в города в связи с процессом ин­дустриализации.

Уровень жизни - показатель обеспеченности населения не­обходимыми для комфортного и безопасного существования то­варами, услугами и условиями жизни.

Цивилизация (от лат. civilis - гражданский, государствен­ный, общественный) - 1) достижения материальной и духовной культуры определенного общества (в этом смысле говорят, на­пример, о российской, итальянской цивилизации); 2) все дости­жения современного человечества; 3) в культурно-исторической периодизации - этап общественного развития. Возникновение цивилизации связывается многими исследователями с переходом от первобытности к классовому обществу и государству, когда появляется письменность, правовые нормы (нормы права).

Человек - целостное биопсихосоциальное существо. Одно­временно организм в ряду других организмов (представитель ви­да Homo sapiens ), создатель и носитель культуры человеческого общества, главный участник исторического процесса.

Чувственное познание - одна из ступеней познавательной деятельности: она характеризуется получением информации о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств и проявляется в трех формах - ощущениях, воспри­ятии и представлении.

(Документ)

  • ЕГЭ 2011 - 2 демо варианта по обществознанию к ЕГЭ 2011 (Документ)
  • Демонстративная работа по обществознанию ЕГЭ 2011 года (Документ)
  • Сборник словарей биржевых и экономических терминов (Документ)
  • Боголюбов Н. История корабля. Том 2 (Документ)
  • Боголюбов Н. История корабля. Том 1 (Документ)
  • Мордкович А.Г. Школьный курс математики. Краткий справочник (Документ)
  • Петрунин Ю.Ю. (ред.) и др. Словарь по обществознанию (Документ)
  • Алеев Равиль. Юридический этимологический словарь (Документ)
  • n1.doc

    Заблуждение - ошибочное мнение (мысль, утвержде­ние), являющееся следствием предубеждений, пристрастий, не­достаточной образованности (или попросту неграмотности), не­добросовестности в обработке материала, поспешности в выво­дах и обобщениях.

    Задатки - биологически унаследованные свойства чело­века, его анатомо-физиологические особенности. Они могут раз­виваться в различных направлениях, превращаясь в способно­сти. Поэтому задатки считают природными предпосылками спо­собностей.

    Продавцы предложат больше товаров при высоких ценах и меньше - при низких. Это определяется стремлением произ­водителя к прибыли. Чем выше цена на товар, тем больше у производителя стимулов для его производства и продажи.

    Покупатели готовы купить больше товара при низких ценах и меньше - при высоких.

    Знание - результаты познания окружающего мира и са­мого человека, обоснованные процессом практики. Знания оп­ределяются потребностями общества и фиксируются в языке. Существует обыденное знание повседневной жизни и на -учное знание. Обыденное (повседневное) знание опирается на здравый смысл и опыт повседневной деятельности. Научное знание вырабатывается усилиями специалистов (ученых). Раз­личают также явное знание, выраженное в языке, и неяв­ное знание, связанное с навыками и умениями.

    Важное значение в познавательной деятельности человека имеет вопрос о соотношении знания и веры. Вера в силу чело­веческого разума играет значимую познавательную роль, стиму­лируя получение новых знаний. В этом ее отличие от религиоз­ной веры, в центре которой находится представление о сверхъ­естественных силах (Боге, ангелах и т. д.).

    Антипод знания - незнание: в науке оно осознается как задачи, вопросы, проблемы. В обыденной жизни незнание вы­ражается понятиями «тайна», «загадка», «секрет» и др. Незна­ние - это то, что находится между старым и новым знанием. Знание же результат познания и одновременно предпосылка его дальнейшего развития, производства новых знаний.

    Знания различаются по объекту познавательной деятельно­сти. Наиболее общими объектами познания являются природа, общество и человек, которым соответствуют естественно-на­учное, социальное и гуманитарное знания.

    Идеология (от греч. 1аеа - образ, идея и 1о&оз - уче­ние) - в широком смысле - система взглядов и идей (поли­тических, правовых, философских, нравственных, религиозных, эстетических и др.), в которых отражаются и оцениваются отно­шения людей к действительности и друг к другу. Идеология вы­ражает интересы конкретного общества или его части (класса, нации, социальной группы, общественного движения, партии) в форме идеалов, ценностей, программ поведения. Творцами идеологий являются идеологи - представители определенных классов, социальных групп, партий, государств.

    Идеология может опираться на данные науки, но может, отражая интересы определенной социальной группы, создавать искаженные представления о действительности. Идеология все­гда ориентирована на человеческие практические потребнос­ти, на ту или иную трактовку общественной жизни, социальных проблем и противоречий, на закрепление или изменение данных общественных отношений.

    Идеология выполняет важную функцию сплочения данной социальной общности, стимулирует солидарность и социальную активность, служит идейной основой политических лозунгов и программ (см. Политическая идеология).

    Избирательная система - 1) порядок выбора депута­тов в представительные органы и должностных лиц. Он регули­руется правовыми нормами, которые в совокупности образуют избирательное право, а также сложившимися обычаями.

    Избирательная система охватывает: а) принципы и условия участия в формировании избираемых органов; б) организацию и порядок выборов (избирательный процесс) и в некоторых стра­нах - отзыва выборных лиц. Основополагающими принципами российской избирательной системы являются: всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании; свобода предвыборной агитации; равенство прав кандидатов при проведении избирательной кампании.

    Избирательный процесс включает следующие стадии: назна­чение выборов, установление избирательных округов и участ­ков, создание избирательных органов, регистрация избирателей, выдвижение и регистрация кандидатов, предвыборная агитация, голосование, подсчет голосов и установление результатов голо­сования, возможный второй этап голосования и (или) новые вы­боры, окончательное определение и опубликование результатов выборов;

    2) порядок распределения мест в выборных органах после установления результатов голосования.

    Основными избирательными системами являются мажо­ритарная (система большинства) ипропорциональная (система представителей политических партий), но также суще­ствует и смешанная избирательная система.

    При мажоритарной системе (один депутат - один округ) победителем на выборах считается либо тот, кто набрал наи­большее число голосов (относительное большинство), либо тот, кто завоевал 50% + 1 голос (абсолютное большинство).

    Пропорциональная система (избирательные округа, как пра­вило, не выделяются, и выборы проводятся по единому общена­циональному округу) предполагает голосование не за личности, а за партийные списки. Распределение мест в выборном органе осуществляется пропорционально числу завоеванных партиями голосов избирателей.

    Смешанная система сочетает мажоритарную и пропорцио­нальную системы. Она действует, например, при избрании де­путатов Государственной думы РФ.

    Индивид (от лат. "ташаиит - неделимое, особь) - от­дельно взятый представитель всего человеческого рода. В этом понятии выражен образ единичного человека, еще не наделен­ного богатством индивидуальных и социальных качеств. Это самая общая характеристика человека, свидетельствующая о том, что он вполне самостоятельное тело, природная и социальная особь.

    Социальная история человека началась тогда, когда он от­делился от природы, стал индивидом. Предполагают, что чело­век тогда увидел себя нагим, ощутил стыд, почувствовал беспо­мощность и одиночество. Но индивид обладал полным набором биологически обусловленных потребностей, которые необхо­димо было удовлетворить, для чего он вступал в отношения е другими людьми.

    По сравнению с тем индивидом индивид сегодняшний не­сравненно более развит умственно и эмоционально. Условия жизни человеческого общества определяли все изменения ин­дивида. Изменения общества приводили к изменениям индиви­да. Вот почему существует взгляд на индивида как на малую частицу общества.

    Накопление индивидом духовных, психологических, соци­альных качеств есть процесс становления и развития лич­ности.

    Индивидуальность (от лат. ташаиит - неделимое, особь) - неповторимое своеобразие человека, набор его уни­кальных свойств. Если, употребляя слово индивид, мы пытаем­ся отметить связь человека с другими представителями челове­ческого рода, то понятие «индивидуальность», напротив, выде­ляет человека из сообщества других людей. Через это слово проступает непохожесть человека на других, его социально зна­чимые отличия, своеобразие, неповторимость его психики и лич­ности. . .

    Как противоположность общего, типичного слово «индиви­дуальность» может быть применимо не только к человеку, но и к какому-либо явлению, существу.

    Институт права - один из составных элементов систе­мы права, представляющий собой группу взаимосвязанных пра­вовых норм, внутри какой-либо отрасли права.

    Выделение института права в отдельную группу норм внутри какой-либо отрасли права происходит объективно, в ходе раз­вития общества. Будучи лишь частью отрасли права, институт права регулирует не всю сферу однородных общественных от­ношений, а только ее отдельные стороны.

    Внутри каждой отрасли действует множество различных правовых институтов. Так, например, в трудовом праве (см. Тру­довое право) существует, в частности, институт трудового дого­вора, т. е. группа правовых норм, регулирующих отношения между работником и работодателем; институт приема на работу и увольнения, т. е. группа правовых норм, регулирующих отно­шения по обеспечению трудовой занятости, и многие другие институты. В уголовное право (см. Уголовное право) входят, в частности, институт преступлений против жизни, здоровья, до­стоинства личности; институт преступлений против собствен­ности и многие другие.

    Институт социальный (лат. тзШШит - установление и 5ОСШ//5 - общественный) - исторически сложившаяся фор­ма организации людей, которая регулирует их деятельность и удовлетворяет те или иные фундаментальные человеческие требности. К важнейшим социальным институтам относятся: семья (удовлетворяет потребность в воспроизводстве рода); про­изводство (потребность в добывании средств существования); государство (потребность в безопасности, социальном поряд­ке); религия (потребность в решении духовных проблем); об­разование (удовлетворяет потребность в передаче знаний, под­готовке кадров). Каждый социальный институт представляет со­бой устойчивый комплекс правил, принципов, норм, установок, ролей, статусов и специальных учреждений.

    Широкое научное понятие социального института отличает­ся от узкого значения слова «институт» - научного или обра­зовательного учреждения.

    С понятием социального института связано и понятие и н -ституциализации, означающее процесс придания соци­альным отношениям упорядоченного, организованного характе­ра, завершающийся принятием определенных законов и созда­нием соответствующих учреждений.

    Интуиция - знание, возникающее как результат позна­вательного озарения, без осознания путей и условий его полу­чения.

    Искусство - форма человеческой деятельности, худо­жественное творчество, проявляющееся в различных его ви­дах - живописи, архитектуре, скульптуре, литературе, музыке, танцах, театральных постановках, кинофильмах, декоративно-прикладном творчестве и др. В основе искусства как одного из важнейших способов эстетического осознания мира лежит вос­произведение и преобразование действительности в художе­ственных образах. Именно создание художественного образа яв­ляется отличительной чертой искусства. В зависимости от того, какими средствами и способами создается образ, различают раз­ные виды искусства. Так, например, в литературе эстетическое осознание действительности осуществляется посредством сло­ва, в живописи - через зрительные образы, в скульптуре - через объемно-пространственные формы, в музыке - через зву-коинтонации и т. д.

    Часто, говоря об искусстве, подразумевают только его узкое значение - изобразительное искусство.

    Ислам (от арабского слова «покорность») - одна из ми­ровых монотеистических (см. Монотеизм) религий (наряду с христианством и буддизмом). Последователей ислама назы­вают мусульманами. По количеству приверженцев является вто­рой религией в мире (после христианства), общая их числен­ность составляет 19% населения земного шара. Ислам возник в Западной Аравии в VII в., сложившись на основе христианства. иудаизма и местных религиозных верований. Основате­лем ислама является Мухаммед (570 - 632). Вероучение изло­жено в священной книге Коране. Основной догмат ислама - поклонение единому Богу Аллаху и признание Мухаммеда его посланником. Исходя из представлений о бессилии человека перед Аллахом, ислам требует покорности не только воле все­вышнего, но и земным властям. Для ислама характерно актив­ное проникновение во все сферы жизни людей, когда практи­чески любая деятельность человека должна быть подчинена религиозным законам. В России ислам исповедуют 13 млн чело­век (9% всего населения), что позволяет его считать второй после христианства религией нашей страны.

    Истина - подкрепленное практикой (научным экспери­ментом) утверждение, точно (адекватно) отражающее действи­тельность; истина - цель и результат познавательной деятель­ности.

    Истина демонстрирует как соответствие человеческих мыс­лей реальности (бытию), так и ограниченность возможностей практической и теоретической деятельности человека и обще­ства на данном этапе их развития Этим объясняется отно­сительный характер истины - ограниченного знания об объекте в каждый данный момент. Абсолютность истины достигается в тех случаях, когда она становится точным, исчер­пывающим отображением объекта Истина формулируется в виде суждений, умозаключений и теорий.

    История (от греч. Мзгопа - рассказ о прошедшем, об уз­нанном) - 1) процесс развития природы и человеческого об­щества; 2) комплекс общественных наук (историческая наука), изучающих прошлое человечества во всем его многообразии различные формы человеческой жизнедеятельности, возникно­вение и крушение государств и империй, заслуги великих лич­ностей, образ жизни простых людей. История состоит из всеоб­щей (всемирной) истории и истории отдельных стран и народов, подразделяется на историю первобытного общества, древнюю историю, историю Средних веков, новую историю, новейшую историю. В комплекс исторических наук входят археология и этнография. Существуют так#е исторические дисциплины, изу­чающие различные стороны культуры, науки и техники Исто­рической науке принадлежит ведущая роль в обществоведении; 3) прошлое, сохраняющееся 9 памяти людей; 4) происшествие (событие); 5) рассказ.

    Исторический процесс (от лат. ргосеззиз - ход, раз­витие, изменение) - последовательная смена событий, жизнь человечества, протекающая 0о времени и в пространстве, ее развитие (в прошлом и настоящем) и результаты жизнедеятель­ности людей. Исторический процесс непрерывен, ибо происхо­дит безостановочно и не может быть завершен, ибо жизнь чело­вечества постоянно продолжается.

    Участники исторического процесса - индивиды, крупные социальные общности, их организации, выдающиеся личности. Наиболее крупная социальная общность - народ, роль которо­го в историческом процессе ученые характеризуют по-разному. Многие ученые, марксисты в том числе, полагают, что наиболее значительным субъектом исторического процесса являются на­родные массы, чья роль ярко проявляется во всех областях че­ловеческой жизни. Но существуют и другие точки зрения: утверждается, что народ консервативен, упорно держится за су­ществующее, за знакомое, часто не разделяет демократического образа мыслей.

    В современном историческом процессе весьма значительна роль элиты - тех, кто, по выражению Г. Плеханова, видят дальше других, хотят сильнее других, выявляют назревшие об­щественные нужды и берут на себя почин их удовлетворить. В историческом процессе участвуют и личности, активно действу­ющие в составе определенных общественных групп (движения, классы, партии).

    Человек - центр мира, истории. Через человека и для человека происходит все совершающееся в истории. Одна из особенностей исторического процесса конца XX в. состоит в том, что в ряде стран получили невиданное раньше развитие самосо­вершенствование личности, следование общезначимым мораль­ным ориентирам, возросла образованность населения, овладе­вающего демократической культурой; все это приводит к возра­станию роли в истории человека мыслящего и чувствующего. Данное положение находит свое подтверждение в повышении личной инициативы и заинтересованности индивида при реше­нии современных глобальных проблем, в миротворческой дея­тельности, в поддержке людей, попавших в беду.

    Источники (или формы) права - это официальные, т. е. исходящие от государства, способы выражения и закреп­ления правовых норм с целью придания им общеобязательно­го, юридического характера.

    Существуют три основных источника (или формы) права: правовой обычай, судебный прецедент, нормативно-правовой акт.

    Правовой обычай (или обычное право) - наиболее древний источник права, представляющий собой правило, ко­торое вошло в привычку и одобрялось народом. С течением времени оно было принято государством и закреплено в виде закона. Первые законы Древнего мира и Средневековья факти­чески были сводами обычного права (Русская Правда, Саксон­ская Правда и др.). В ходе истории обычай был постепенно вытеснен другими источниками - юридическими. В настоящее время правовой обычай применяется крайне редко, но не исчез. Например, при рассмотрении дела о разводе супругов суд, ре­шая вопрос о том, кому оставить детей, склоняется в пользу матери. В этом случае явно видно влияние обычая, когда воспи­танием детей в основном занималась мать.

    Судебный прецедент (прецедентное право)- это решение по какому-либо делу, которое стало образцом (преце­дентом) для других аналогичных дел. Прецедент применяется в том случае, когда суду необходимо принять решение, а в зако­нодательстве страны нет необходимой для данного случая пра­вовой нормы. Прецедент встречался в Древнем мире и в Сред­невековье. В настоящее время часто применяется в Англии. У нас в стране он очень редок.

    Иудаизм - самая древняя монотеистическая (см. Моно­теизм) религия в мире. Возник в конце II - начале I тысяче­летия до н. э. в Палестине, распространен в основном среди евреев. Основные положения вероучения изложены в Торе и Талмуде. Основа иудаизма - вера в единого Бога Яхве, бес­смертие души, загробную жизнь, грядущий приход мессии (спа­сителя), богоизбранность еврейского народа. Иудаизм содержит множество ритуальных предписаний, охватывающих почти все сферы быта верующих. Иудаизм оказал влияние на формирова­ние христианства и ислама. Общая численность верующих иудеев составляет приблизительно 20 млн человек.

    Коммуникация (от лат. соттитсаИо - связываю) - наиболее употребительный термин в социологии, обозначаю­щий общение, передачу информации от человека к человеку, специфическая форма взаимодействия людей в их трудовой и познавательной деятельности.

    Не менее распространенным является другое значение это­го термина - «путь, сообщение (связь) одного места с дру­гим».

    Компромисс (от лат. сотргот188ит) - соглашение, до­стигнутое на основе взаимных уступок. Конституционное право - ведущая отрасль права, регулирующая фундаментальные (основополагающие) об­щественные отношения. Ими охватываются: конституцион­ный строй; формы и способы осуществления государственной власти; основы правового положения личности; нацио­нально-территориальное государственное устройство; систе­ма, порядок формирования, принципы организации и деятель­ности органов государственной власти и местного самоуправ­ления.

    В Российской Федерации и некоторых других странах для обозначения этой же отрасли используется термин «государ­ственное право».

    Основными принципами конституционного (государствен­ного) права являются: республиканская форма правления (республиканизм); народный суверенитет; приоритет и неруши­мость прав и свобод человека, разделение властей, федера-лиЗм.

    Главный источник конституционного права в России- Конституция РФ. К Другим источникам относятся: федераль­ные конституционные законы («О референдуме Российской Федерации», «О Конституционном суде» и пр.); федераль­ные законы («О выборах Президента Российской Федерации» и др.).

    Основанием для наступления конституционной ответствен­ности является виновное поведение субъекта, нарушающее пред­писания (нормы) конституционного права.

    Конституционный строй - система социальных, эко­номических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и охраняемых конституцией и другими конституционно-пра­вовыми актами государства. В отличие от государственного строя конституционный строй всегда предполагает наличие в го­сударстве конституции.

    Ключевой характеристикой конституционного строя являет­ся верховенство права. Его необходимыми признаками также являются народный суверенитет, разделение властей, неруши­мость и неотчуждаемость общепризнанных прав и свобод чело­века (см. Права человека). Государственный строй может и не иметь этих признаков.

    Основы конституционного строя Российской Федерации ус­танавливает первая глава Конституции РФ.

    Конституция (лат. сопзШипо - установление) - закон или несколько законов, обладающих высшей юридической си­лой по отношению ко всем остальным законам государства. Это наивысшая правовая форма, в которой официально закрепляются ценности, институты и нормы конституционного строя, основа государственно-правового регулирования общественных связей и отношений государственной власти.

    Конституция - политический, юридический и идеологичес­кий документ. Как политический документ, она отражает соот­ношение социальных и политических сил в обществе. Юриди­ческие свойства конституции состоят в том, что она является базой развития законодательства, существующего правопоряд­ка. Идеологический характер конституции заключается в том, что в ней отражается в той или иной степени определенное мировоззрение.

    Конституция Российской Федерации 1993 г. - основной за­кон Российского государства, закрепляющий основы его кон­ституционного строя, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, организацию высших органов госу­дарственной власти.

    Конфессия (от лат. соп/евкю - признание, исповедание (то же, что и вероисповедание) - какая-либо религия, цер­ковь, религиозное объединение, имеющее свое разработанное вероучение, культ и организационную структуру.

    Конфликтология - сравнительно молодая наука, воз­никшая на стыке социологии, политологии, социальной и по­литической психологии. Наиболее важными направлениями этой теории конфликтов является познание закономерностей возник­новения конфликтов, их сущности, роли в жизни общества и путей преодоления. Занимается классификацией и анализом конфликтов по их масштабам, уровню, характеру и времени протекания.

    Конформизм (от лат. соп - си югта - форма) - при­способление к существующим взглядам, мнениям, настроениям; пассивное, некритическое отношение к существующим тенден­циям, состояниям и порядкам; беспринципность, граничащая с социальной мимикрией (т. е. приспособленчеством), нежелание противостоять преобладающим тенденциям и отстаивать соб­ственную позицию.

    Критерии истины - оценочные характеристики степе­ни соответствия человеческих знаний действительности и «со­впадения» содержания мысли с ее объектом.

    Основным критерием истинности является практика, со­ставляющая основу процесса познания. Практика -дви­жущая сила познания; на каждом историческом этапе она ста­вит перед познанием конкретные проблемы, требующие не­отложного решения. В философии практика понимается как си­стема всемирно-исторической деятельности человечества; в ней представлен как прошлый опыт этой деятельности, так и ее современные формы и методы.

    В качестве остальных критериев истины в познавательной деятельности выступают опытные данные, логика мыслитель­ной деятельности, результаты научных экспериментов.

    Кругозор - 1) пространство, охватываемое взором, го­ризонт; 2) объем знаний, широта взглядов на различные (эко­номические, политические, культурные, экологические и др. (про­блемы и явления.

    Широко распространено мнение, что философское знание призвано помогать науке расширять свой кругозор.

    Культ (от лат. сиЯиз - почитание) - 1) один из основных элементов религии, совокупность определенных обрядов, риту­алов, дающих, с точки зрения верующих, возможность непос­редственного общения с Богом и святыми; 2) слепое преклоне­ние, чрезмерное возвеличивание кого-либо или чего-либо (культ личности, культ вещей).

    Культура (от лат. сиИига ~ возделывание, обработ­ка) - все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также все их результаты. Культура является ис­торической совокупностью производственных, общественных и духовных достижений человечества. В основе ее лежит преоб­разующая человеческая деятельность, поэтому культура вклю­чает в себя как материальные результаты деятельности людей по преобразованию окружающего мира (машины, постройки, произведения искусства, результаты познания и т. д.), так и человеческие способности и силы, которые он приобретает и реализует в этом процессе (знания, умения, навыки, мировоз­зрение, формы общения людей и т. д.). В связи с этим различа­ют материальную и духовную культуру. К материальной относят все, что создается в процессе материального производ­ства (техника, материальные ценности, производство и т. д.); к духовной - все созданное человеком в процессе духовного творчества (совокупность знаний, форм мышления, сфера ми­ровоззрения и т. д.).

    Культура создается, с одной стороны, путем суммирования, накопления опыта н культурных ценностей предыдущих поко­лений, т. е. создания традиций; с другой стороны - путем при­ращения культурного богатства в процессе творчества, т. е. новаторства. В процессе освоения культуры, культурной дея­тельности, человек формируется как культурно-историческое су­щество.

    Часто под культурой понимают только специфическую эстетическую деятельность, обогащающую сферу духовной жизни

    Культура массовая - явление культуры XX в., связан­ное с размыванием территориальных и социальных границ в ус­ловиях индустриально развитого общества. Массовая культура является коммерческой формой производства и распростране­ния с помощью средств массовой информации стандартизиро­ванных духовных благ. Это в первую очередь коммерческая куль­тура, поскольку ее содержание выступает в качестве предметов потребления, способных при продаже приносить прибыль. Ос­новная черта массовой культуры - ориентация на вкусы и за­просы массового потребителя.

    Культура межнациональных отношений - вид ду­ховной культуры, составная часть культуры личности и меж­личностных отношений, государственной национальной поли­тики. Культура национальных отношений основывается на гу­манистической направленности мировоззрения, на нормах: мо­ральных, «золотом правиле» нравственности, которое гласит: «Поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе»; политике-правовых, утверждающих равенство всех землян. Демократическая куль­тура межнациональных отношений определяет ценностные ориентации, особенности поведения, сознания, деятельности от­дельного человека, больших групп населения, органов власти в области национальных отношений. Культура межнациональных отношений требует безусловной (обязательной) реализации прав и свобод лиц любой национальной принадлежности, уважения самобытности этносов, особенностей их национального само­сознания, менталитета, языка, религии, культуры, обыча­ев, исключает малейшие проявления национального недоверия, вражды. Культура межнациональных отношений способствует предупреждению и преодолению межнациональных конфлик­тов.

    Систематическая реализация требований культуры межна­циональных отношений - одна из существенных характеристик демократического общества. В становлении и укреплении куль­туры межнациональных отношений важную роль играет само­совершенствование индивида, прочность гуманистических убеж­дений.

    Культура элитарная (от франц. е"Ше - лучшее, избран­ное) - явление, противопоставляемое массовой культуре, рас­считанное на узкий круг потребителей (элиту), подготовлен­ных к восприятию сложных по содержанию произвсдениГ! культу -ры. Коммерческая выгода не является целью элитарной культуры.

    Культурология (от лат. сиИига - возделывание, обра­ботка и греч. 1о§оз - слово, учение) - наука, изучающая культуру как целостное и уникальное явление (теория культу­ры), а также исследующая культуры различных народов во всей их неповторимости и многообразии. -и.^.. 1 .

    Легитимность - признание подавляющим большинством граждан законности существующей официальной власти, при- " нимаемых ею законодательных актов и решений.

    Личность - это человек, активно осваивающий и целе­направленно преобразующий природу, общество и самого себя. Это человек со своими социально сформированными и индиви­дуально выраженными качествами (интеллектуальными, эмоцио­нальными, волевыми, нравственными и др.). Возникновение этих качеств связано с тем, что индивид в совместной деятельно- I сти с другими индивидами познает и изменяет мир и самого себя. Процесс этого познания и этих изменений одновременно является процессом становления личности.

    Термин «личность» (англ. регзопаШу) происходит от латин­ского слова регзопа, обозначавшего маску, которую надевал актер в театральном представлении. Таким образом, с самого начала в понятие «личность» был включен внешний, социальный образ, некая «личина», общественное лицо, обращенное к ок­ружающим.

    Личность определяют как особую форму существования и развития социальных связей, отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой.

    Природные свойства и особенности индивида проявляются в личности как ее социально обусловленные элементы. Так, например, особенности структуры мозга обусловлены биологи* чески, но порождаемые ею черты характера становятся особен­ностями личности в ходе ее деятельности и общения с други­ми людьми.

    Личность характеризуется активностью, т. е. стремлением выходить за свои собственные пределы, развиваться, расширять сферу своей деятельности. Личность открыта всем влияниям общественной жизни, всякому опыту. Различные исследователи рассматривают развитие личности в ходе социализации инди­вида, его воспитания, его деятельности; непохожесть одного человека на других, его социально значимые отличия, своеобра­зие, неповторимость (см. Индивидуальность).

    Личностью является человек, у которого есть своя позиция в жизни, который проявляет самостоятельность мысли, несет ответственность за свой выбор, свои решения, свою деятель­ность.

    В поле внимания н деятельности личности не только внеш­ний мир, но и она сама. Подчеркивая способность личности к самосовершенствованию, философы говорят о неисчерпаемос­ти личности, ее бесконечном содержании.

    Логика (от греч. «логос» - мысль, слово, закономер­ность) - 1) философская наука о законах и формах правильно­го мышления; 2 (совокупность правил, которым подчиняется про­цесс мышления, отражающий действительность; 3) закономер­ности объективного мира («логика событий», «логика каких-либо действий»).

    Люмпен (от нем. 1мтреп - лохмотья) - общее назва­ние деклассированных (не принадлежащих ни к какому классу) слоев общества. Это морально опустившиеся, материально и духовно нищие люди. Они, как правило, не имеют определенно­го места жительства и существуют за счет попрошайничества, воровства, жульничества. На рост количества люмпенов ока­зывают сильное влияние безработица, утрата привычных со­циально-культурных связей, социальная незащищенность граж­дан, деструктивные (разрушающие) процессы в общественной жизни.

    Автор пишет, что в правовом государстве как отдельная личность, так и народ должны быть не только объектом, но и субъектом власти. Опираясь на текст и обществоведческие знания, назовите и кратко поясните любые три формы участия граждан в осуществлении государственной власти.


    В правовом государстве власти положены известные пределы, которых она не должна и правовым образом не может переступать. Ограниченность власти в правовом государстве создаётся признанием за личностью неотъемлемых, ненарушимых и неприкосновенных прав. Они слагаются из свободы совести, т. е. признания, что сфера мнений, убеждений и верований, религиозных и нерелигиозных, прежде всего должна быть безусловно неприкосновенна для государства. Непосредственным следствием свободы совести является свобода слова, устного и печатного. Для высказывания своих мнений и проповеди своих взглядов человек должен иметь свободу общения, поэтому неотъемлемым правом личности признаётся в правовом, или конституционном, государстве право принадлежать к любому обществу, устраивать союзы и организации. Но все эти, а также многие другие свободы или права, как, например, свобода передвижения, право на доброе незапятнанное имя, некоторые имущественные права, требуют своего дополнения в виде неприкосновенности личности. В правовом государстве недопустимо наказание иначе как по суду в строго определённой форме.

    Благодаря неотъемлемым правам и неприкосновенности личности государственная власть в правовом или конституционном государстве не только ограничена, но и строго подзаконна. Подзаконность государственной власти является настолько общепризнанным достоинством государственного строя как такового, что обыкновенно его стремится присвоить себе и благоустроенное абсолютно монархическое государство. Но для него это оказывается совершенно недостижимой целью. Органы государственной власти бывают действительно связаны законом только тогда, когда им противостоят граждане, наделённые субъективными публичными правами. Этого нет в абсолютно монархическом государстве, так как в нём подданные лишены всяких гражданских прав, т. е. прав человека и гражданина. Законность предполагает строгий контроль и полную свободу критики всех действий власти, а для этого необходимо признание за личностью и обществом их неотъемлемых прав. Итак, последовательное осуществление законности требует как своего дополнения свобод и прав личности и, в свою очередь, естественно вытекает из них как их необходимое следствие.

    В правовом государстве отдельные лица оказывают влияние на ход и характер законодательных работ через народное представительство. В избрании народного представительства должен участвовать, конечно, весь народ; никакие разделения народа и выделения из него привилегированных групп по отношению к праву избирать народных представителей, т. е. никакие ограничения избирательного права принципиально недопустимы. Избирательное право должно быть всеобщим и равным, а для того, чтобы всеобщность и равенство были действительно обеспечены, голосование должно быть прямым и тайным. Требование всеобщего, равного и прямого избирательного права с тайной подачей голосов является теперь основным требованием демократизма.

    В правовом государстве власть должна быть организована так, чтобы она не подавляла личность; в нём как отдельная личность, так и совокупность личностей - народ - должны быть не только объектом власти, но и субъектом её.

    (Б. А. Кистяковский )

    Пояснение.

    В правильном ответе могут быть названы и кратко объяснены следующие формы участия граждан в осуществлении государственной власти:

    1) выборы (граждане избирают Президента РФ, депутатов Государственной Думы, глав субъектов Федерации и депутатов законодательных органов субъектов Федерации);

    2) референдум (граждане могут участвовать в голосовании по наиболее важным вопросам общественно-политической жизни);

    3) осуществление правосудия (граждане могут участвовать в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей);

    4) обращения в органы государственной власти (граждане могут обращаться в органы государственной власти с запросами, жалобами и предложениями, которые должны быть рассмотрены)

    5.1. Инт__рпр____тация – толкование, объяснение, раскрытие смысла чего-нибудь.

    5.2 ..__м____грация – въезд в страну на временное или постоянное место жительства.

    5.3 Л_____г_____тимность– признание подавляющим большинством граждан законности существующей власти.

    5.4. Д_____скр______м_____нация – ущемление прав по тем или иным признакам

    5.5. М_____нт_____л_____тет – образ мышления, мировоспрития, общая духовная настроенность социальной группы или индивида.

    5.6. С__р__тизм – стремление к отделению, обособлению.

    5.7. __кси__логия – учение о ценностях.

    5.8. К__пр__ми__.- соглашение, достигнутое на основе взаимных уступок.

    5.9. С__кул__ризация – процессосвобождения общества от господства церкви

    5.10. Д__в__львация - официальное снижение курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам

    Результаты занесите в таблицу:

    А Б В Г

    1. «Вчера вражеская артиллерия зверски обстреляла наши самолеты, которые мирно бомбили их города». (Я. Гашек)

    2. «Мы так вам верили, товарищ Сталин, как, может быть, не верили себе!» (М. Исаковский.)

    3. Античные греки, пытаясь себе представить как выглядели боги Олимпа, придали им человеческие черты.

    4. Индивид имеет лишь ему одному присущие способности, навыки, которые порождают специфический тип восприятия реальности.

    5. Чем дольше мы знаем человека, тем меньше признаем за ним возможность изменяться.

    6. «Разум человека все привлекает для поддержки и согласия с тем, что он однажды принял потому лишь, что это предмет общей веры». (Ф. Бэкон)

    Составьте схему, отражающую соотношения между приведенными в перечне понятиями: практическая, познавательная, прогностическая, социально-преобразовательная, деятельность, ценностно-ориентировочная, материально-производственная, духовная.

    Выбор редакции
    Мое эссе Я, Рыбалкина Ольга Викторовна. Образование средне - специальное, в 1989 году окончила Петропавловский ордена трудового...

    Going abroad nowadays is a usual thing for many families. Some people, however, stay unsatisfied with the time they have spent in a...

    Каждая хозяйка должна научиться правильно варить бульон, чтобы он был прозрачным. Его используют для заливного, супа, холодца и соуса....

    Домашние вечеринки настолько вошли в моду у европейцев, что их устраивают едва ли не каждую неделю. Вкусная еда, приятная компания, много...
    Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...
    Характерными блюдами для национальной венгерской кухни считаются те, в которых использовано большое количество молотой паприки, репчатого...
    Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...
    Три дня длилось противостояние главы управы района "Беговой" и владельцев легендарной шашлычной "Антисоветская" . Его итог – демонтаж...
    Святой великомученик Никита родился в IV веке в Готии (на восточной стороне реки Дунай в пределах нынешней Румынии и Бессарабии) во...