Боголюбов Л.Н. Школьный словарь по обществознанию - файл n1.doc
30. Законность; признание подавляющим большинством граждан законности существующей официальной власти, принимаемых ею законодательных актов и решений.
Слайд 35 из презентации ««Вопросы по обществознанию» 10 класс» . Размер архива с презентацией 88 КБ.Обществознание 10 класс
краткое содержание других презентаций«Власть в России и США» - Сравнение высших органов власти России и США. Назначение высшего военного командования, послов. Законодательный процесс. Изменения Конституции США производятся путем введения поправок. Построение схем, таблиц. Председательствует вице-президент, без права голоса. Права граждан. Глава государства. Представление интересов страны в международных отношениях. Сенат и Палата Представителей. Представительство штата пропорционально населению (не более 1 от 30 000).
«PR-менеджер» - Образование в Российских ВУЗах. Требования к квалификации PR-менеджеров. Успешный опыт взаимодействия с СМИ. Профессионал в сфере public relation должен любить общаться с людьми. PR-специалисты должны постоянно контролировать сведения. Обучение. Какими надо обладать навыками. PR - менеджер. Опыт работы. Работодатели ищут и охотно принимают на стажировку студентов. Преимущество профильного образования.
«Кравченко, Певцова «Обществознание»» - Споры и порядок их рассмотрения. Конфессии в России. Организация содержания. Что такое экономика. Экономический рост и развитие. Социальный контроль. Ссылки на авторитеты. Сущность социализации. Выборы: система и люди. Основные особенности УМК. График. Формы предпринимательской деятельности. Молодёжь и молодёжная субкультура. Подготовка к выполнению задания типа С9. Иллюстрации. Форзацы: государственные символы России.
«Вопросы по Конституции» - Интеллектуальная игра для 10-11 классов «Знаешь ли ты Конституцию РФ». Ход игры. Народ выбирает. Задания болельщикам. Права человека. Президент РФ. «Союз нерушимый». Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. Государственные герб, флаг и гимн Российской Федерации. Задание зрителям. Вопросы- минутки. Преамбула. О Государственном флаге РФ. Труд свободен. Что означают цвета на Российском флаге.
«Критерии эссе по обществознанию» - Политология. Творческое мини-сочинение. Анализ экзаменационного эссе. Включение в текст. Эссе по обществознанию. Философия. Выпускники. Цитата Уильяма Шекспира. Экономика. Смысл. Понятие. В чём смысл жизни – вопрос сложный, чёткого ответа на него не. План анализа. Шекспир. Размышлению. Социология и социальная психология. Особенности эссе. Правоведение. Что такое эссе. Этапы процесса создания эссе.
«Общественные отношения» - Социально – значимые признаки: Механизм регулирования. Совокупность зависимостей между людьми. Личностный. Социальный контроль. Особенность правовых норм. Первый шаг к установлению социальных отношений. Социологическое обьяснение. Субьекты связи. Признаки нации. В. 30 «социальные взаимодействия.». Контроль в основе которого лежат нормы, обычаи, ролевые ожидания индивида. Нормы, которые заставляет выполнять государство.
СЛОВАРЬ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Адаптация (от лат. adaptare – приспособлять) - приспособление к физической или социальной среде.
Административное право - отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере государственного управления.
Антропология (от греч. anthropos - человек и logos - учение) - научная дисциплина, изучающая фундаментальные проблемы бытия человека в природной среде и социуме.
Атеизм (от фр. athdisme - безбожный) - одна из форм свободомыслия в отношении религии, сторонники которой последовательно отрицают существование сверхъестественных сил, считая религию творением самого человека.
Благо - все, что способно удовлетворять повседневные жизненные потребности людей, приносить им пользу.
Благоприятная окружающая среда – окружающая среда, качество которой обеспечивает функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов.
Буддизм - религиозно-философское учение, возникшее в Древней Индии в VI-V вв. до н. э. и ставшее одной из трех мировых религий.
Власть - 1) способность и возможность отдельного человека или группы людей распоряжаться другими людьми, проводить свою волю, заставлять подчиняться с помощью авторитета, права, принуждения.
2) политическое господство над людьми, их общностями, а также система государственных органов, включая лиц, облеченных властными полномочиями.
Воспитание - в широком смысле слова - приобщение к миру человеческой культуры, включающее освоение ценностей, способов и форм деятельности, опыта предшествующих поколений.
Восприятие – форма чувственного познания мира; целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.
Гениальность (от лат. genius - дух, духовное в человеке) - высшая степень творческой одаренности, ума, таланта ; высший уровень развития способностей, как общих (интеллектуальных), так и специальных (музыкальных, математических, художественных и др.).
Гипотеза – предположение, исходящее из фактов, либо умозаключение, пытающееся проникнуть в сущность ещё недостаточно изученной области мира.
Глобализация (франц. global - всеобщий, от лат. globus шар) - исторический процесс сближения наций и народов, постепенно стирающий традиционные границы и превращающий человечество в единую систему.
Глобальная угроза – опасность для жизни большинства людей на планете.
Глобальное потепление – увеличение средней температуры на Земле, способное изменить климат и увеличить частоту природных катастроф.
Глобальные проблемы – совокупность проблем человека, которые встали перед ним во второй половине ХХ в. и от решения которых зависит существование цивилизации.
Гражданин - 1) в юридическом (правовом) смысле - лицо, обладающее пр авом гражданства. Говоря иначе, это принадлежность лица к государству.
Гражданское право - отрасль права, нормы которой регулируют на началах юридического равенства сторон имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения.
Гуманизм (от лат. humanus - человечный, человеческий) - в широком смысле концепция человеческого бытия и базирующееся на ней мировоззрение, утверждающее ценность человека, достоинства, прав и свобод каждого индивида, обосновывающее возможности развития человека как личности и общества в целом. В узком смысле гуманизм - нравственный принцип в отношениях между людьми и в деятельности социальных институтов, в основе которого лежит забота о человеке, стремление к улучшению его жизни, удовлетворению его потребностей и развитию способностей.
Демографическая структура общества - деление населения по таким признакам, как возраст (дети, подростки, молодежь, люди среднего возраста, пожилые люди); пол (мужчины, женщины); состояние,.в браке (женатые/замужние, разведенные, вдовые); семейное, положение (одинокие, семейные); давность проживания в данном населенном пункте (новоселы, старожилы) и др.
Двухкарьерная семья - семья, где оба супруга работают.
Девиантное (отклоняющееся) поведение – несоответствие имеющейся норме или набору норм, принятых значительной частью людей в группе или сообществе.
Девиация (от позднелат. deviatio - отклонение) - отклонение в поведении человека от общепринятых норм.
Дееспособность - способность самостоятельно без всяких ограничений осуществлять свои права и нести обязанности. Дееспособность физических лиц в полном объёме наступает с 18 лет.
Деятельность - вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.
Духовная жизнь - сфера деятельности человека и общества, связанная с производством, сохранением, распространением и потреблением ценностей духовной культуры.
Духовная культура - часть общей культуры, совокупный духовный опыт человечества, включающий его интеллектуальную и духовную деятельность и ее результаты.
Духовная сфера общества – удовлетворяет потребность человека в самореализации, самоутверждении, в возрастании добра, истины и красоты, в нравственном совершенствовании.
Жизнь - одна из главных тем современных философских размышлений. Актуальность этой теме придали техногенные катастрофы, глобальные проблемы и угроза исчезновения человеческого рода в результате термоядерной войны.
Заблуждение - ошибочное мнение, (мысль, утверждение), являющееся следствием, предубеждений, пристрастий, недостаточной образованности (или попросту неграмотности), недобросовестности в обработке материала, поспешности в выводах и обобщениях.
Знание - результаты познания окружающего мира и самого человека, обоснованные в процессе практики.
Идеология (от греч. idea - образ, идея и logos - учение) - в широком смысле система взглядов и идей (политических, правовых, философских, нравственных, религиозных, эстетических и др.), в которых отражаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу.
Индивид (от лат. individuum - неделимое, особь) - отдельно взятый представитель всего человеческого рода.
Индивидуальность (от лат. individuum - неделимое, особь) - неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств. Если, употребляя слово индивид.
Институт права - один из составных элементов системы права, представляющий собой группу взаимосвязанных правовых норм внутри какой-либо отрасли права.
Институт социальный (лат. institutum - установление и socialis - общественный) - исторически сложившаяся форма организации людей, которая регулирует их деятельность и удовлетворяет те или иные фундаментальные человеческие потребности.
Искусство - 1) особая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах, один из важнейших способов эстетического освоения мира; 2) форма культуры, связанная со способностью человека к эстетическому освоению реального мира, его воспроизведению образно-символическими средствами с опорой на ресурсы творческого воображения субъекта.
Ислам (араб., букв, «предание себя (Богу), покорность»), мусульманство (магометанство) - одна из трех мировых религий.
Истина - подкрепленное практикой, научным экспериментом утверждение, точно (адекватно) отражающее действительность; истина - цель и результат познавательной деятельности.
Исторический процесс (от лат. processus - ход, развитие, изменение) - последовательная смена событий, жизнь человечества, протекающая во времени и пространстве, ее развитие (в прошлом и настоящем) и результаты жизнедеятельности людей.
Источники (или формы) права - это официальные, т. е. исходящие от государства, способы выражения и закрепления правовых норм с целью придания им общеобязательного, юридического характера.
Классы – это большие группы людей, которые различаются по экономическому (т.е. имущественному) признаку.
Коммуникация (от лат. communicatio - связываю) - наиболее употребительный термин в социологии , обозначающий общение, передачу информации от человека к человеку, специфическая форма взаимодействия людей в их трудовой и познавательной деятельности.
Компромисс (от лат. compromissum ) - соглашение, достигнутое на основе взаимных уступок.
Конституционное право - ведущая отрасль права, регулирующая фундаментальные (основополагающие) общественные отношения.
Конституция (от лат. constitutio - установление) - закон или несколько законов, обладающих высшей юридической силой по отношению ко всем остальным законам государства.
Конфессия (от лат. confessio - признание, исповедание) - синоним понятия «вероисповедание» - какая-либо религия, имеющая теоретически разработанное и систематизированное вероучение, культ и религиозные организации, в том числе священнослужителей и верующих.
Культура (от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, почитание) - 1) совокупность искусственных объектов, созданных человеком в процессе освоения и преобразования природы; 2) совокупность достижений человечества в социально- экономической, политической и духовной жизни; 3) уровень, степень развития какой-либо отрасли знания или деятельности (например, культура труда, культура потребления, правовая культура); 4) характеристика отдельных исторических эпох, этносов или наций; 5) уровень, степень развития человека как члена общества.
Культура массовая - обобщенная характеристика распространенной в современном индустриальном обществе формы культуры, которой свойственно индустриально-коммерческое производство и распространение с помощью средств массовой коммуникации стандартизированных духовных ценностей, рассчитанных на массового потребителя.
Культура межнациональных отношений - вид духовной культуры, составная часть культуры личности и межличностных отношений, государственной национальной политики.
Культура элитарная - субкультура привилегированных групп общества, характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом.
Легитимность - признание подавляющим большинством граждан законности существующей официальной власти, принимаемых ею законодательных актов и решений.
Личность (англ. personality, от лат. persona - маска актера, роль) - 1) особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в совместной деятельности и общении; 2) человек со своими социально обусловленными и индивидуально выраженными качествами (интеллектуальными, эмоциональными, волевыми, нравственными и др.); 3) особая форма существования и развития социальных связей, отношений человека к миру и с миром, к себе и с самим собой.
Люмпен (от нем. Lumpen - лохмотья) - общее название деклассированных (не принадлежащих ни к какому классу) слоев общества.
Маргиналы (от лат. marginalis - находящийся на краю) - представители социальных групп, занимающих промежуточное положение по отношению к признанным, господствующим культурам, образу жизни устойчивых социальных общностей.
Межнациональные конфликты - споры, столкновения, возникающие внутри страны между большими группами людей разных национальностей.
Межнациональные отношения - часть общественных отношений, охватывающая все сферы общественной жизни.
Ментальность, менталитет (от позднелат. mentalis - умственный) - устойчивый способ мировосприятия, характерный для больших групп людей (этносов, наций, социальных слоев), обуславливающий особенности их реагирования на факты и процессы реального мира.
Мировоззрение - система взглядов на мир, на место человека в нем, на содержание смысла его жизни и деятельности. Выделяются следующие типы мировоззрения: религиозное, мифологическое, естественно-научное, философское, обыденно-практическое (житейское).
Модернизация - 1) существенное обновление, изменение в каких-либо областях (экономике, технике, технологии, культуре и т. д.) применительно к современным требованиям; 2) переход от традиционного общества к индустриальному, сопровождаемый коренными ценностными изменениями сознания и культуры.
Молодежь - большая социальная группа , объединяющая людей в возрасте от 16 до 30 лет.
Мораль (от лат. moralis - нравственный) - феномен человеческого сознания, один из видов социального регулирования, цель которого - утверждать самоценность личности, равенство людей в их стремлении к счастливой и достойной жизни.
Наука - 1) специфическая форма человеческой деятельности, обеспечивающая получение нового знания о природе, обществе и мышлении, вырабатывающая способы и средства развития познавательного процесса, осуществляющая проверку, систематизацию и распространение полученного знания; 2) процесс построения системного образа реальности; 3) система теоретических знаний о природе, обществе и мышлении, характеризующаяся стремлением к объективному объяснению сущности явлений и процессов.
Наука об обществе - система дисциплин, исследующих различные стороны общественной жизни.
Научное познание - высший уровень познавательной деятельности, обеспечивающий создание теоретических знаний в обществе. Научное познание существенно отличается от обыденного.
Научно-техническая революция (НТР) - это резкий скачок в развитии производительных сил общества (станков, машин, сырья, источников энергии, рабочей силы).
Нация (от лат. natio - народ, племя) - одно из наиболее сложных обществоведческих понятий, обозначающее исторически сложившуюся устойчивую общность людей, образующуюся в процессе формирования единой экономической жизни, территории.
Норма морали (см. Мораль) - правило поведения, строго и конкретно предписывающее человеку, какие поступки он должен (или не должен) совершать.
Норма права - это общеобязательное правило, установленное государством и обеспеченное его принудительной силой.
Нормативно-правовой акт - главный источник (или форма) права в правовой системе", официальный документ, который создается компетентными (обладающими соответствующим правом) государственными органами и содержит общеобязательные правовые нормы.
Образование - профессионально организованный процесс приобщения личности к ценностям и нормам культуры данного общества.
Общение - взаимные отношения, деловая или дружеская связь между людьми.
Общественное сознание - процесс осознанного восприятия окружающего мира социальными общностями, состояние массового сознания, выражающее отношение социальных групп и организаций к окружающему миру, к устойчивым, постоянно повторяющимся явлениям, событиям и тенденциям общественной жизни.
Общественный прогресс (от лат. progressus - движение вперед) - развитие общества, характеризующееся его совершенствованием в ходе исторического развития, его движением от низших форм общежития к более высоким, от менее совершенного к более совершенному.
Общество - исторически развивающаяся совокупность жизнедеятельности человечества в его прошлом и настоящем, включающая все способы и формы человеческого общения", часть материального мира, обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная.
Объективная истина - достоверное знание, содержание которого не зависит от субъекта (ни от человека, ни от человечества).
Обыденное (повседневное) познание - одна из ступеней познавательной деятельности, в основе которой лежат здравый смысл и опыт обыденной жизни как источники получения истинного знания.
Относительная истина - показатель определенного уровня достоверности и полноты знания в конкретных условиях.
Отношения - особые связи человека с окружающим миром; в более широком смысле - взаиморасположение различных объектов и взаимозависимость их свойств.
Отношения межличностные - взаимосвязи между отдельными людьми. Они возникают и складываются на основе тех или иных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу.
Отношения общественные - многообразные связи, возникающие между социальными группами , а также внутри их в процессе практической и духовной деятельности людей.
Отрасль права - составная часть системы права , ее самое крупное подразделение, представляющее собой совокупность норм, регулирующих определенную сферу однородных общественных отношений.
Педагогика (от греч. paidagogike teachne - «детоводческое» мастерство) - отрасль науки, раскрывающая сущность, закономерности образования , роль образовательного процесса в развитии личности, разрабатывающая практические пути и способы повышения их результативности.
Плюрализм (от лат. pluralis - множественный) - многообразие во всех сферах жизнедеятельности общества и человека: плюрализм взглядов, точек зрения, позиций, мнений; плюрализм форм собственности и т. д.
Поведение - 1) процесс взаимодействия живых существ с окружающей средой; 2) целеориентированная активность живого организма, служащая для осуществления контакта с окружающим миром.
Поведение отклоняющееся - тип поведения, противоречащий принятым в данном обществе социальным нормам, ценностям и ожидаемым образцам поведения.
С
Санкция – составная часть нормы права, которая определяет меры принуждения, применяемые при нарушении предписаний диспозиции.
Сословия – это замкнутые группы людей, права и обязанности которых передаются по наследству.
Социализация - продолжающийся всю жизнь процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей.
Социализация - процесс усвоения индивидом жизненных умений и навыков, в том числе форм социальных связей и отношений.
Социальная адаптация – процесс, начинающийся с установления личностью или группой того факта, что усвоенные в предыдущей социальной деятельности поведенческие образцы не способствуют достижению успеха, и необходимо перестраивать своё поведение в соответствии с требованиями новой социальной среды
Социальная группа - любая совокупность людей, выделенных по социально значимым критериям (пол, возраст, национальность, раса, профессия, место жительства, доход, власть, образование и др.).
Социальная мобильность - перемещение человека или группы в обществе.
Социа́льная роль - модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе социальных институтов, общественных и личных отношений.
Социальный статус – это положение человека в обществе.
Социальная система – множество элементов (индивидов, групп, общностей), находящихся во взаимодействиях и отношениях; образуют единое целое.
Социальная стратификация - это описание социального неравенства в обществе, его деление на социальные слои по доходам, наличию или отсутствию привилегий, образу жизни.
Социальная структура общества (от лат. Structura– cтроение, расположение, порядок) – строение общества в целом, совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп. Эти группы имеют различное положение в обществе и имеют неравный доступ к социальным благам, таким, как деньги, власть, престиж.
Социум - одно из ключевых понятий обществоведения, обозначающее социальную среду, социальный мир. Употребляется в нескольких значениях: 1) общество как единая социальная система ; 2) разновидность человеческой общности (род, община, полис, поселок, землячество и др.); 3) социальное окружение человека ; среда, предоставляющая необходимые материальные условия для духовного роста личности, удовлетворения ее куль- ivpiibix потребностей; среда, в которой человек вовлечен во все пмды общественных связей (производственных, политических, религиозных и т. д.).
Способности - индивидуально-психологические особенности личности, условия успешного выполнения определенной деятельности.
Средства массовой информации (СМИ, масс-медиа ) - организационно-технические комплексы, которые обеспечивают систематический сбор, оперативную передачу и массовое тиражирование словесной, образной и музыкальной информации. СМИ свойственна оперативность, массовость (значительные тиражи печатных изданий, широкая аудитория электронных СМИ), периодичность воздействия на потребителей информации.
Субкультура - относительно самостоятельное образование внутри доминирующей культуры, отличающееся собственными ценностями, обычаями, нормами.
Субъект права - лицо, обладающее способностью иметь и осуществлять установленные законом права и обязанности.
Сущность - главное содержание предмета или явления.
Сферы жизни общества - это составные части общества, отражающие его структуру, совокупность деятельности людей, отношения между ними. Наука рассматривает общество как систему, сферы же являются подсистемами (частями) общества. Экономическая сфера включает производство, финансовые учреждения, обмен, распределение и потребление, отношения людей в этих процессах деятельности. Социальная- охватывает классы, социальные группы, этносы, различные отношения в обществе (например, национальные, семейные), образовательно-воспитательные и медицинские учреждения, органы социальной защиты, основной задачей которых является забота о пенсионерах и малоимущих. Политическая - включает политику, государство, право, отношения между этими структурами и отношения людей к этим структурам. Духов ная- охватывает мораль, науку, религию, образование, искусство, культуру в различных их проявлениях и организациях, творческую деятельность людей, их отношения в процессе создания, распространения, сохранения и усвоения духовных ценностей.
Все четыре сферы тесно взаимосвязаны (влияют друг на друга). Так, развитие экономической сферы прямо влияет на процессы в сфере социальной; правовые отношения охватывают все сферы общественной жизни. Нередко одно и то же учреждение по роду деятельности фактически относится к нескольким сферам: например, государственные учебные учреждения в своей подчиненности по финансированию относятся к социальной сфере, а не образовательно-воспитательной, как считают многие, однако в целом их деятельность соотносится со сферой духовной.
Талант (от греч. talanton ) - выдающиеся способности, одаренность в какой-либо области (художественной, научной, политической и др.).
Творчество - создание, открытие, изобретение новых духовных или материальных ценностей. Это целенаправленная деятельность, порождающая нечто качественно новое, ранее неизвестное.
Тинейджер (англ. teenager ) - подросток, юноша или девушка в возрасте 13-19 лет. Употребляется в двух значениях: подчеркивается переходный возраст представителей этой возрастной группы; указывается на принадлежность к молодежной субкультуре.
Толерантность (от лат. tolerantia - терпение) 1) терпимость к другим мнениям, верованиям, поступкам, поведению, образу жизни, обычаям, чувствам; 2) стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений.
Труд - целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью средств труда материальных и духовных ценностей, необходимых для полноценной жизни людей; процесс преобразования природы с целью производства материальных благ.
Трудовое право - отрасль права, регулирующая труд наем- пых работников на предприятиях, в учреждениях, организациях. 1"егламентирует отношения рабочих и служащих с работодателем по поводу непосредственного приложения труда", отношения по рассмотрению трудовых споров; отношения по охране труда.
Уголовное право - отрасль права, совокупность норм которого определяет преступность и наказуемость деяний, опасных для данной системы общественных отношений.
Урбанизация (от лат. urbanus ) - процесс перемещения большей части сельского населения в города в связи с процессом индустриализации.
Уровень жизни - показатель обеспеченности населения необходимыми для комфортного и безопасного существования товарами, услугами и условиями жизни.
Цивилизация (от лат. civilis - гражданский, государственный, общественный) - 1) достижения материальной и духовной культуры определенного общества (в этом смысле говорят, например, о российской, итальянской цивилизации); 2) все достижения современного человечества; 3) в культурно-исторической периодизации - этап общественного развития. Возникновение цивилизации связывается многими исследователями с переходом от первобытности к классовому обществу и государству, когда появляется письменность, правовые нормы (нормы права).
Человек - целостное биопсихосоциальное существо. Одновременно организм в ряду других организмов (представитель вида Homo sapiens ), создатель и носитель культуры человеческого общества, главный участник исторического процесса.
Чувственное познание - одна из ступеней познавательной деятельности: она характеризуется получением информации о предметах и явлениях окружающего мира с помощью органов чувств и проявляется в трех формах - ощущениях, восприятии и представлении.
(Документ)
n1.doc
Заблуждение - ошибочное мнение (мысль, утверждение), являющееся следствием предубеждений, пристрастий, недостаточной образованности (или попросту неграмотности), недобросовестности в обработке материала, поспешности в выводах и обобщениях.Задатки - биологически унаследованные свойства человека, его анатомо-физиологические особенности. Они могут развиваться в различных направлениях, превращаясь в способности. Поэтому задатки считают природными предпосылками способностей.
Продавцы предложат больше товаров при высоких ценах и меньше - при низких. Это определяется стремлением производителя к прибыли. Чем выше цена на товар, тем больше у производителя стимулов для его производства и продажи.
Покупатели готовы купить больше товара при низких ценах и меньше - при высоких.
Знание - результаты познания окружающего мира и самого человека, обоснованные процессом практики. Знания определяются потребностями общества и фиксируются в языке. Существует обыденное знание повседневной жизни и на -учное знание. Обыденное (повседневное) знание опирается на здравый смысл и опыт повседневной деятельности. Научное знание вырабатывается усилиями специалистов (ученых). Различают также явное знание, выраженное в языке, и неявное знание, связанное с навыками и умениями.
Важное значение в познавательной деятельности человека имеет вопрос о соотношении знания и веры. Вера в силу человеческого разума играет значимую познавательную роль, стимулируя получение новых знаний. В этом ее отличие от религиозной веры, в центре которой находится представление о сверхъестественных силах (Боге, ангелах и т. д.).
Антипод знания - незнание: в науке оно осознается как задачи, вопросы, проблемы. В обыденной жизни незнание выражается понятиями «тайна», «загадка», «секрет» и др. Незнание - это то, что находится между старым и новым знанием. Знание же результат познания и одновременно предпосылка его дальнейшего развития, производства новых знаний.
Знания различаются по объекту познавательной деятельности. Наиболее общими объектами познания являются природа, общество и человек, которым соответствуют естественно-научное, социальное и гуманитарное знания.
Идеология (от греч. 1аеа - образ, идея и 1о&оз - учение) - в широком смысле - система взглядов и идей (политических, правовых, философских, нравственных, религиозных, эстетических и др.), в которых отражаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу. Идеология выражает интересы конкретного общества или его части (класса, нации, социальной группы, общественного движения, партии) в форме идеалов, ценностей, программ поведения. Творцами идеологий являются идеологи - представители определенных классов, социальных групп, партий, государств.
Идеология может опираться на данные науки, но может, отражая интересы определенной социальной группы, создавать искаженные представления о действительности. Идеология всегда ориентирована на человеческие практические потребности, на ту или иную трактовку общественной жизни, социальных проблем и противоречий, на закрепление или изменение данных общественных отношений.
Идеология выполняет важную функцию сплочения данной социальной общности, стимулирует солидарность и социальную активность, служит идейной основой политических лозунгов и программ (см. Политическая идеология).
Избирательная система - 1) порядок выбора депутатов в представительные органы и должностных лиц. Он регулируется правовыми нормами, которые в совокупности образуют избирательное право, а также сложившимися обычаями.
Избирательная система охватывает: а) принципы и условия участия в формировании избираемых органов; б) организацию и порядок выборов (избирательный процесс) и в некоторых странах - отзыва выборных лиц. Основополагающими принципами российской избирательной системы являются: всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании; свобода предвыборной агитации; равенство прав кандидатов при проведении избирательной кампании.
Избирательный процесс включает следующие стадии: назначение выборов, установление избирательных округов и участков, создание избирательных органов, регистрация избирателей, выдвижение и регистрация кандидатов, предвыборная агитация, голосование, подсчет голосов и установление результатов голосования, возможный второй этап голосования и (или) новые выборы, окончательное определение и опубликование результатов выборов;
2) порядок распределения мест в выборных органах после установления результатов голосования.
Основными избирательными системами являются мажоритарная (система большинства) ипропорциональная (система представителей политических партий), но также существует и смешанная избирательная система.
При мажоритарной системе (один депутат - один округ) победителем на выборах считается либо тот, кто набрал наибольшее число голосов (относительное большинство), либо тот, кто завоевал 50% + 1 голос (абсолютное большинство).
Пропорциональная система (избирательные округа, как правило, не выделяются, и выборы проводятся по единому общенациональному округу) предполагает голосование не за личности, а за партийные списки. Распределение мест в выборном органе осуществляется пропорционально числу завоеванных партиями голосов избирателей.
Смешанная система сочетает мажоритарную и пропорциональную системы. Она действует, например, при избрании депутатов Государственной думы РФ.
Индивид (от лат. "ташаиит - неделимое, особь) - отдельно взятый представитель всего человеческого рода. В этом понятии выражен образ единичного человека, еще не наделенного богатством индивидуальных и социальных качеств. Это самая общая характеристика человека, свидетельствующая о том, что он вполне самостоятельное тело, природная и социальная особь.
Социальная история человека началась тогда, когда он отделился от природы, стал индивидом. Предполагают, что человек тогда увидел себя нагим, ощутил стыд, почувствовал беспомощность и одиночество. Но индивид обладал полным набором биологически обусловленных потребностей, которые необходимо было удовлетворить, для чего он вступал в отношения е другими людьми.
По сравнению с тем индивидом индивид сегодняшний несравненно более развит умственно и эмоционально. Условия жизни человеческого общества определяли все изменения индивида. Изменения общества приводили к изменениям индивида. Вот почему существует взгляд на индивида как на малую частицу общества.
Накопление индивидом духовных, психологических, социальных качеств есть процесс становления и развития личности.
Индивидуальность (от лат. ташаиит - неделимое, особь) - неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств. Если, употребляя слово индивид, мы пытаемся отметить связь человека с другими представителями человеческого рода, то понятие «индивидуальность», напротив, выделяет человека из сообщества других людей. Через это слово проступает непохожесть человека на других, его социально значимые отличия, своеобразие, неповторимость его психики и личности. . .
Как противоположность общего, типичного слово «индивидуальность» может быть применимо не только к человеку, но и к какому-либо явлению, существу.
Институт права - один из составных элементов системы права, представляющий собой группу взаимосвязанных правовых норм, внутри какой-либо отрасли права.
Выделение института права в отдельную группу норм внутри какой-либо отрасли права происходит объективно, в ходе развития общества. Будучи лишь частью отрасли права, институт права регулирует не всю сферу однородных общественных отношений, а только ее отдельные стороны.
Внутри каждой отрасли действует множество различных правовых институтов. Так, например, в трудовом праве (см. Трудовое право) существует, в частности, институт трудового договора, т. е. группа правовых норм, регулирующих отношения между работником и работодателем; институт приема на работу и увольнения, т. е. группа правовых норм, регулирующих отношения по обеспечению трудовой занятости, и многие другие институты. В уголовное право (см. Уголовное право) входят, в частности, институт преступлений против жизни, здоровья, достоинства личности; институт преступлений против собственности и многие другие.
Институт социальный (лат. тзШШит - установление и 5ОСШ//5 - общественный) - исторически сложившаяся форма организации людей, которая регулирует их деятельность и удовлетворяет те или иные фундаментальные человеческие требности. К важнейшим социальным институтам относятся: семья (удовлетворяет потребность в воспроизводстве рода); производство (потребность в добывании средств существования); государство (потребность в безопасности, социальном порядке); религия (потребность в решении духовных проблем); образование (удовлетворяет потребность в передаче знаний, подготовке кадров). Каждый социальный институт представляет собой устойчивый комплекс правил, принципов, норм, установок, ролей, статусов и специальных учреждений.
Широкое научное понятие социального института отличается от узкого значения слова «институт» - научного или образовательного учреждения.
С понятием социального института связано и понятие и н -ституциализации, означающее процесс придания социальным отношениям упорядоченного, организованного характера, завершающийся принятием определенных законов и созданием соответствующих учреждений.
Интуиция - знание, возникающее как результат познавательного озарения, без осознания путей и условий его получения.
Искусство - форма человеческой деятельности, художественное творчество, проявляющееся в различных его видах - живописи, архитектуре, скульптуре, литературе, музыке, танцах, театральных постановках, кинофильмах, декоративно-прикладном творчестве и др. В основе искусства как одного из важнейших способов эстетического осознания мира лежит воспроизведение и преобразование действительности в художественных образах. Именно создание художественного образа является отличительной чертой искусства. В зависимости от того, какими средствами и способами создается образ, различают разные виды искусства. Так, например, в литературе эстетическое осознание действительности осуществляется посредством слова, в живописи - через зрительные образы, в скульптуре - через объемно-пространственные формы, в музыке - через зву-коинтонации и т. д.
Часто, говоря об искусстве, подразумевают только его узкое значение - изобразительное искусство.
Ислам (от арабского слова «покорность») - одна из мировых монотеистических (см. Монотеизм) религий (наряду с христианством и буддизмом). Последователей ислама называют мусульманами. По количеству приверженцев является второй религией в мире (после христианства), общая их численность составляет 19% населения земного шара. Ислам возник в Западной Аравии в VII в., сложившись на основе христианства. иудаизма и местных религиозных верований. Основателем ислама является Мухаммед (570 - 632). Вероучение изложено в священной книге Коране. Основной догмат ислама - поклонение единому Богу Аллаху и признание Мухаммеда его посланником. Исходя из представлений о бессилии человека перед Аллахом, ислам требует покорности не только воле всевышнего, но и земным властям. Для ислама характерно активное проникновение во все сферы жизни людей, когда практически любая деятельность человека должна быть подчинена религиозным законам. В России ислам исповедуют 13 млн человек (9% всего населения), что позволяет его считать второй после христианства религией нашей страны.
Истина - подкрепленное практикой (научным экспериментом) утверждение, точно (адекватно) отражающее действительность; истина - цель и результат познавательной деятельности.
Истина демонстрирует как соответствие человеческих мыслей реальности (бытию), так и ограниченность возможностей практической и теоретической деятельности человека и общества на данном этапе их развития Этим объясняется относительный характер истины - ограниченного знания об объекте в каждый данный момент. Абсолютность истины достигается в тех случаях, когда она становится точным, исчерпывающим отображением объекта Истина формулируется в виде суждений, умозаключений и теорий.
История (от греч. Мзгопа - рассказ о прошедшем, об узнанном) - 1) процесс развития природы и человеческого общества; 2) комплекс общественных наук (историческая наука), изучающих прошлое человечества во всем его многообразии различные формы человеческой жизнедеятельности, возникновение и крушение государств и империй, заслуги великих личностей, образ жизни простых людей. История состоит из всеобщей (всемирной) истории и истории отдельных стран и народов, подразделяется на историю первобытного общества, древнюю историю, историю Средних веков, новую историю, новейшую историю. В комплекс исторических наук входят археология и этнография. Существуют так#е исторические дисциплины, изучающие различные стороны культуры, науки и техники Исторической науке принадлежит ведущая роль в обществоведении; 3) прошлое, сохраняющееся 9 памяти людей; 4) происшествие (событие); 5) рассказ.
Исторический процесс (от лат. ргосеззиз - ход, развитие, изменение) - последовательная смена событий, жизнь человечества, протекающая 0о времени и в пространстве, ее развитие (в прошлом и настоящем) и результаты жизнедеятельности людей. Исторический процесс непрерывен, ибо происходит безостановочно и не может быть завершен, ибо жизнь человечества постоянно продолжается.
Участники исторического процесса - индивиды, крупные социальные общности, их организации, выдающиеся личности. Наиболее крупная социальная общность - народ, роль которого в историческом процессе ученые характеризуют по-разному. Многие ученые, марксисты в том числе, полагают, что наиболее значительным субъектом исторического процесса являются народные массы, чья роль ярко проявляется во всех областях человеческой жизни. Но существуют и другие точки зрения: утверждается, что народ консервативен, упорно держится за существующее, за знакомое, часто не разделяет демократического образа мыслей.
В современном историческом процессе весьма значительна роль элиты - тех, кто, по выражению Г. Плеханова, видят дальше других, хотят сильнее других, выявляют назревшие общественные нужды и берут на себя почин их удовлетворить. В историческом процессе участвуют и личности, активно действующие в составе определенных общественных групп (движения, классы, партии).
Человек - центр мира, истории. Через человека и для человека происходит все совершающееся в истории. Одна из особенностей исторического процесса конца XX в. состоит в том, что в ряде стран получили невиданное раньше развитие самосовершенствование личности, следование общезначимым моральным ориентирам, возросла образованность населения, овладевающего демократической культурой; все это приводит к возрастанию роли в истории человека мыслящего и чувствующего. Данное положение находит свое подтверждение в повышении личной инициативы и заинтересованности индивида при решении современных глобальных проблем, в миротворческой деятельности, в поддержке людей, попавших в беду.
Источники (или формы) права - это официальные, т. е. исходящие от государства, способы выражения и закрепления правовых норм с целью придания им общеобязательного, юридического характера.
Существуют три основных источника (или формы) права: правовой обычай, судебный прецедент, нормативно-правовой акт.
Правовой обычай (или обычное право) - наиболее древний источник права, представляющий собой правило, которое вошло в привычку и одобрялось народом. С течением времени оно было принято государством и закреплено в виде закона. Первые законы Древнего мира и Средневековья фактически были сводами обычного права (Русская Правда, Саксонская Правда и др.). В ходе истории обычай был постепенно вытеснен другими источниками - юридическими. В настоящее время правовой обычай применяется крайне редко, но не исчез. Например, при рассмотрении дела о разводе супругов суд, решая вопрос о том, кому оставить детей, склоняется в пользу матери. В этом случае явно видно влияние обычая, когда воспитанием детей в основном занималась мать.
Судебный прецедент (прецедентное право)- это решение по какому-либо делу, которое стало образцом (прецедентом) для других аналогичных дел. Прецедент применяется в том случае, когда суду необходимо принять решение, а в законодательстве страны нет необходимой для данного случая правовой нормы. Прецедент встречался в Древнем мире и в Средневековье. В настоящее время часто применяется в Англии. У нас в стране он очень редок.
Иудаизм - самая древняя монотеистическая (см. Монотеизм) религия в мире. Возник в конце II - начале I тысячелетия до н. э. в Палестине, распространен в основном среди евреев. Основные положения вероучения изложены в Торе и Талмуде. Основа иудаизма - вера в единого Бога Яхве, бессмертие души, загробную жизнь, грядущий приход мессии (спасителя), богоизбранность еврейского народа. Иудаизм содержит множество ритуальных предписаний, охватывающих почти все сферы быта верующих. Иудаизм оказал влияние на формирование христианства и ислама. Общая численность верующих иудеев составляет приблизительно 20 млн человек.
Коммуникация (от лат. соттитсаИо - связываю) - наиболее употребительный термин в социологии, обозначающий общение, передачу информации от человека к человеку, специфическая форма взаимодействия людей в их трудовой и познавательной деятельности.
Не менее распространенным является другое значение этого термина - «путь, сообщение (связь) одного места с другим».
Компромисс (от лат. сотргот188ит) - соглашение, достигнутое на основе взаимных уступок. Конституционное право - ведущая отрасль права, регулирующая фундаментальные (основополагающие) общественные отношения. Ими охватываются: конституционный строй; формы и способы осуществления государственной власти; основы правового положения личности; национально-территориальное государственное устройство; система, порядок формирования, принципы организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
В Российской Федерации и некоторых других странах для обозначения этой же отрасли используется термин «государственное право».
Основными принципами конституционного (государственного) права являются: республиканская форма правления (республиканизм); народный суверенитет; приоритет и нерушимость прав и свобод человека, разделение властей, федера-лиЗм.
Главный источник конституционного права в России- Конституция РФ. К Другим источникам относятся: федеральные конституционные законы («О референдуме Российской Федерации», «О Конституционном суде» и пр.); федеральные законы («О выборах Президента Российской Федерации» и др.).
Основанием для наступления конституционной ответственности является виновное поведение субъекта, нарушающее предписания (нормы) конституционного права.
Конституционный строй - система социальных, экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и охраняемых конституцией и другими конституционно-правовыми актами государства. В отличие от государственного строя конституционный строй всегда предполагает наличие в государстве конституции.
Ключевой характеристикой конституционного строя является верховенство права. Его необходимыми признаками также являются народный суверенитет, разделение властей, нерушимость и неотчуждаемость общепризнанных прав и свобод человека (см. Права человека). Государственный строй может и не иметь этих признаков.
Основы конституционного строя Российской Федерации устанавливает первая глава Конституции РФ.
Конституция (лат. сопзШипо - установление) - закон или несколько законов, обладающих высшей юридической силой по отношению ко всем остальным законам государства. Это наивысшая правовая форма, в которой официально закрепляются ценности, институты и нормы конституционного строя, основа государственно-правового регулирования общественных связей и отношений государственной власти.
Конституция - политический, юридический и идеологический документ. Как политический документ, она отражает соотношение социальных и политических сил в обществе. Юридические свойства конституции состоят в том, что она является базой развития законодательства, существующего правопорядка. Идеологический характер конституции заключается в том, что в ней отражается в той или иной степени определенное мировоззрение.
Конституция Российской Федерации 1993 г. - основной закон Российского государства, закрепляющий основы его конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, организацию высших органов государственной власти.
Конфессия (от лат. соп/евкю - признание, исповедание (то же, что и вероисповедание) - какая-либо религия, церковь, религиозное объединение, имеющее свое разработанное вероучение, культ и организационную структуру.
Конфликтология - сравнительно молодая наука, возникшая на стыке социологии, политологии, социальной и политической психологии. Наиболее важными направлениями этой теории конфликтов является познание закономерностей возникновения конфликтов, их сущности, роли в жизни общества и путей преодоления. Занимается классификацией и анализом конфликтов по их масштабам, уровню, характеру и времени протекания.
Конформизм (от лат. соп - си югта - форма) - приспособление к существующим взглядам, мнениям, настроениям; пассивное, некритическое отношение к существующим тенденциям, состояниям и порядкам; беспринципность, граничащая с социальной мимикрией (т. е. приспособленчеством), нежелание противостоять преобладающим тенденциям и отстаивать собственную позицию.
Критерии истины - оценочные характеристики степени соответствия человеческих знаний действительности и «совпадения» содержания мысли с ее объектом.
Основным критерием истинности является практика, составляющая основу процесса познания. Практика -движущая сила познания; на каждом историческом этапе она ставит перед познанием конкретные проблемы, требующие неотложного решения. В философии практика понимается как система всемирно-исторической деятельности человечества; в ней представлен как прошлый опыт этой деятельности, так и ее современные формы и методы.
В качестве остальных критериев истины в познавательной деятельности выступают опытные данные, логика мыслительной деятельности, результаты научных экспериментов.
Кругозор - 1) пространство, охватываемое взором, горизонт; 2) объем знаний, широта взглядов на различные (экономические, политические, культурные, экологические и др. (проблемы и явления.
Широко распространено мнение, что философское знание призвано помогать науке расширять свой кругозор.
Культ (от лат. сиЯиз - почитание) - 1) один из основных элементов религии, совокупность определенных обрядов, ритуалов, дающих, с точки зрения верующих, возможность непосредственного общения с Богом и святыми; 2) слепое преклонение, чрезмерное возвеличивание кого-либо или чего-либо (культ личности, культ вещей).
Культура (от лат. сиИига ~ возделывание, обработка) - все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также все их результаты. Культура является исторической совокупностью производственных, общественных и духовных достижений человечества. В основе ее лежит преобразующая человеческая деятельность, поэтому культура включает в себя как материальные результаты деятельности людей по преобразованию окружающего мира (машины, постройки, произведения искусства, результаты познания и т. д.), так и человеческие способности и силы, которые он приобретает и реализует в этом процессе (знания, умения, навыки, мировоззрение, формы общения людей и т. д.). В связи с этим различают материальную и духовную культуру. К материальной относят все, что создается в процессе материального производства (техника, материальные ценности, производство и т. д.); к духовной - все созданное человеком в процессе духовного творчества (совокупность знаний, форм мышления, сфера мировоззрения и т. д.).
Культура создается, с одной стороны, путем суммирования, накопления опыта н культурных ценностей предыдущих поколений, т. е. создания традиций; с другой стороны - путем приращения культурного богатства в процессе творчества, т. е. новаторства. В процессе освоения культуры, культурной деятельности, человек формируется как культурно-историческое существо.
Часто под культурой понимают только специфическую эстетическую деятельность, обогащающую сферу духовной жизни
Культура массовая - явление культуры XX в., связанное с размыванием территориальных и социальных границ в условиях индустриально развитого общества. Массовая культура является коммерческой формой производства и распространения с помощью средств массовой информации стандартизированных духовных благ. Это в первую очередь коммерческая культура, поскольку ее содержание выступает в качестве предметов потребления, способных при продаже приносить прибыль. Основная черта массовой культуры - ориентация на вкусы и запросы массового потребителя.
Культура межнациональных отношений - вид духовной культуры, составная часть культуры личности и межличностных отношений, государственной национальной политики. Культура национальных отношений основывается на гуманистической направленности мировоззрения, на нормах: моральных, «золотом правиле» нравственности, которое гласит: «Поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы другие поступали по отношению к тебе»; политике-правовых, утверждающих равенство всех землян. Демократическая культура межнациональных отношений определяет ценностные ориентации, особенности поведения, сознания, деятельности отдельного человека, больших групп населения, органов власти в области национальных отношений. Культура межнациональных отношений требует безусловной (обязательной) реализации прав и свобод лиц любой национальной принадлежности, уважения самобытности этносов, особенностей их национального самосознания, менталитета, языка, религии, культуры, обычаев, исключает малейшие проявления национального недоверия, вражды. Культура межнациональных отношений способствует предупреждению и преодолению межнациональных конфликтов.
Систематическая реализация требований культуры межнациональных отношений - одна из существенных характеристик демократического общества. В становлении и укреплении культуры межнациональных отношений важную роль играет самосовершенствование индивида, прочность гуманистических убеждений.
Культура элитарная (от франц. е"Ше - лучшее, избранное) - явление, противопоставляемое массовой культуре, рассчитанное на узкий круг потребителей (элиту), подготовленных к восприятию сложных по содержанию произвсдениГ! культу -ры. Коммерческая выгода не является целью элитарной культуры.
Культурология (от лат. сиИига - возделывание, обработка и греч. 1о§оз - слово, учение) - наука, изучающая культуру как целостное и уникальное явление (теория культуры), а также исследующая культуры различных народов во всей их неповторимости и многообразии. -и.^.. 1 .
Легитимность - признание подавляющим большинством граждан законности существующей официальной власти, при- " нимаемых ею законодательных актов и решений.
Личность - это человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя. Это человек со своими социально сформированными и индивидуально выраженными качествами (интеллектуальными, эмоциональными, волевыми, нравственными и др.). Возникновение этих качеств связано с тем, что индивид в совместной деятельно- I сти с другими индивидами познает и изменяет мир и самого себя. Процесс этого познания и этих изменений одновременно является процессом становления личности.
Термин «личность» (англ. регзопаШу) происходит от латинского слова регзопа, обозначавшего маску, которую надевал актер в театральном представлении. Таким образом, с самого начала в понятие «личность» был включен внешний, социальный образ, некая «личина», общественное лицо, обращенное к окружающим.
Личность определяют как особую форму существования и развития социальных связей, отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой.
Природные свойства и особенности индивида проявляются в личности как ее социально обусловленные элементы. Так, например, особенности структуры мозга обусловлены биологи* чески, но порождаемые ею черты характера становятся особенностями личности в ходе ее деятельности и общения с другими людьми.
Личность характеризуется активностью, т. е. стремлением выходить за свои собственные пределы, развиваться, расширять сферу своей деятельности. Личность открыта всем влияниям общественной жизни, всякому опыту. Различные исследователи рассматривают развитие личности в ходе социализации индивида, его воспитания, его деятельности; непохожесть одного человека на других, его социально значимые отличия, своеобразие, неповторимость (см. Индивидуальность).
Личностью является человек, у которого есть своя позиция в жизни, который проявляет самостоятельность мысли, несет ответственность за свой выбор, свои решения, свою деятельность.
В поле внимания н деятельности личности не только внешний мир, но и она сама. Подчеркивая способность личности к самосовершенствованию, философы говорят о неисчерпаемости личности, ее бесконечном содержании.
Логика (от греч. «логос» - мысль, слово, закономерность) - 1) философская наука о законах и формах правильного мышления; 2 (совокупность правил, которым подчиняется процесс мышления, отражающий действительность; 3) закономерности объективного мира («логика событий», «логика каких-либо действий»).
Люмпен (от нем. 1мтреп - лохмотья) - общее название деклассированных (не принадлежащих ни к какому классу) слоев общества. Это морально опустившиеся, материально и духовно нищие люди. Они, как правило, не имеют определенного места жительства и существуют за счет попрошайничества, воровства, жульничества. На рост количества люмпенов оказывают сильное влияние безработица, утрата привычных социально-культурных связей, социальная незащищенность граждан, деструктивные (разрушающие) процессы в общественной жизни.
Автор пишет, что в правовом государстве как отдельная личность, так и народ должны быть не только объектом, но и субъектом власти. Опираясь на текст и обществоведческие знания, назовите и кратко поясните любые три формы участия граждан в осуществлении государственной власти.
В правовом государстве власти положены известные пределы, которых она не должна и правовым образом не может переступать. Ограниченность власти в правовом государстве создаётся признанием за личностью неотъемлемых, ненарушимых и неприкосновенных прав. Они слагаются из свободы совести, т. е. признания, что сфера мнений, убеждений и верований, религиозных и нерелигиозных, прежде всего должна быть безусловно неприкосновенна для государства. Непосредственным следствием свободы совести является свобода слова, устного и печатного. Для высказывания своих мнений и проповеди своих взглядов человек должен иметь свободу общения, поэтому неотъемлемым правом личности признаётся в правовом, или конституционном, государстве право принадлежать к любому обществу, устраивать союзы и организации. Но все эти, а также многие другие свободы или права, как, например, свобода передвижения, право на доброе незапятнанное имя, некоторые имущественные права, требуют своего дополнения в виде неприкосновенности личности. В правовом государстве недопустимо наказание иначе как по суду в строго определённой форме.
Благодаря неотъемлемым правам и неприкосновенности личности государственная власть в правовом или конституционном государстве не только ограничена, но и строго подзаконна. Подзаконность государственной власти является настолько общепризнанным достоинством государственного строя как такового, что обыкновенно его стремится присвоить себе и благоустроенное абсолютно монархическое государство. Но для него это оказывается совершенно недостижимой целью. Органы государственной власти бывают действительно связаны законом только тогда, когда им противостоят граждане, наделённые субъективными публичными правами. Этого нет в абсолютно монархическом государстве, так как в нём подданные лишены всяких гражданских прав, т. е. прав человека и гражданина. Законность предполагает строгий контроль и полную свободу критики всех действий власти, а для этого необходимо признание за личностью и обществом их неотъемлемых прав. Итак, последовательное осуществление законности требует как своего дополнения свобод и прав личности и, в свою очередь, естественно вытекает из них как их необходимое следствие.
В правовом государстве отдельные лица оказывают влияние на ход и характер законодательных работ через народное представительство. В избрании народного представительства должен участвовать, конечно, весь народ; никакие разделения народа и выделения из него привилегированных групп по отношению к праву избирать народных представителей, т. е. никакие ограничения избирательного права принципиально недопустимы. Избирательное право должно быть всеобщим и равным, а для того, чтобы всеобщность и равенство были действительно обеспечены, голосование должно быть прямым и тайным. Требование всеобщего, равного и прямого избирательного права с тайной подачей голосов является теперь основным требованием демократизма.
В правовом государстве власть должна быть организована так, чтобы она не подавляла личность; в нём как отдельная личность, так и совокупность личностей - народ - должны быть не только объектом власти, но и субъектом её.
(Б. А. Кистяковский )
Пояснение.
В правильном ответе могут быть названы и кратко объяснены следующие формы участия граждан в осуществлении государственной власти:
1) выборы (граждане избирают Президента РФ, депутатов Государственной Думы, глав субъектов Федерации и депутатов законодательных органов субъектов Федерации);
2) референдум (граждане могут участвовать в голосовании по наиболее важным вопросам общественно-политической жизни);
3) осуществление правосудия (граждане могут участвовать в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей);
4) обращения в органы государственной власти (граждане могут обращаться в органы государственной власти с запросами, жалобами и предложениями, которые должны быть рассмотрены)
5.1. Инт__рпр____тация – толкование, объяснение, раскрытие смысла чего-нибудь.
5.2 ..__м____грация – въезд в страну на временное или постоянное место жительства.
5.3 Л_____г_____тимность– признание подавляющим большинством граждан законности существующей власти.
5.4. Д_____скр______м_____нация – ущемление прав по тем или иным признакам
5.5. М_____нт_____л_____тет – образ мышления, мировоспрития, общая духовная настроенность социальной группы или индивида.
5.6. С__р__тизм – стремление к отделению, обособлению.
5.7. __кси__логия – учение о ценностях.
5.8. К__пр__ми__.- соглашение, достигнутое на основе взаимных уступок.
5.9. С__кул__ризация – процессосвобождения общества от господства церкви
5.10. Д__в__львация - официальное снижение курса национальной валюты по отношению к иностранным валютам
Результаты занесите в таблицу:
А | Б | В | Г |
1. «Вчера вражеская артиллерия зверски обстреляла наши самолеты, которые мирно бомбили их города». (Я. Гашек)
2. «Мы так вам верили, товарищ Сталин, как, может быть, не верили себе!» (М. Исаковский.)
3. Античные греки, пытаясь себе представить как выглядели боги Олимпа, придали им человеческие черты.
4. Индивид имеет лишь ему одному присущие способности, навыки, которые порождают специфический тип восприятия реальности.
5. Чем дольше мы знаем человека, тем меньше признаем за ним возможность изменяться.
6. «Разум человека все привлекает для поддержки и согласия с тем, что он однажды принял потому лишь, что это предмет общей веры». (Ф. Бэкон)
Составьте схему, отражающую соотношения между приведенными в перечне понятиями: практическая, познавательная, прогностическая, социально-преобразовательная, деятельность, ценностно-ориентировочная, материально-производственная, духовная.
- Кому принадлежит земля под сарае
- Мясо по-французски в духовке: из свинины, с картошкой, из курицы, с грибами, из говядины, с ананасом, из фарша и другие рецепты
- Как вкусно приготовить мясо по-французски из свинины в духовке – рецепт с пошаговыми фото
- Икра из патиссонов: лучшие рецепты Икра из патиссонов на зиму простой рецепт
- Бананово-шоколадная паста Банан шоколадная паста
- Осетинский пирог с сыром и зеленью
- Осетинские пироги — лучшие пошаговые рецепты
- Пирожки с тыквой в духовке на дрожжевом, песочном, слоеном тесте
- Идеальные сырники с манкой (всегда держат форму) Рецепт вкусных сырников с манкой
- Сырники из творога с манкой рецепт с фото пошагово на сковороде пышные Рецепт сырников из творога пошагово с манкой
- Вкус Средиземноморья: паста с соусами из баклажан и помидоров
- Рассказ о себе на английском
- Английский язык в сфере туризма Словарный запас для путешествий на английском
- Как сделать мутный бульон прозрачным
- Простые рецепты алкогольных коктейлей в домашних условиях Коктейли с помощью шейкера рецепты
- Алкогольные коктейли — крепкие и легкие: лучшие рецепты
- Национальная кухня венгрии Венгерское мясное блюдо в соусе
- Готовим коктейли алкогольные дома: пошаговые рецепты Какие коктейли можно сделать шейкере
- Владимир Долгих: уходящая номенклатура
- Страдание Святого великомученика Никиты Великомученик никита о чем молятся