Ч 1 ст 4 конституции рф. Законодательная база российской федерации


1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.

2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

...из Постановления КС РФ N 10-П от 11.06.2002г.

Суверенитет Российской Федерации как демократического федеративного правового государства, распространяющийся на всю ее территорию, закреплен Конституцией Российской Федерации в качестве одной из основ конституционного строя ( , часть 1). Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации, согласно Конституции Российской Федерации, является ее многонациональный народ ( , часть 1), который, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов и возрождая суверенную государственность России, принял Конституцию Российской Федерации (преамбула).

Суверенитет, предполагающий, по смыслу , и Конституции Российской Федерации, верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти, полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории и независимость в международном общении, представляет собой необходимый качественный признак Российской Федерации как государства, характеризующий ее конституционно - правовой статус.

Конституция Российской Федерации не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, помимо суверенитета Российской Федерации. Суверенитет Российской Федерации, в силу Конституции Российской Федерации, исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью, т.е. не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов Российской Федерации...

Содержащееся в Конституции Российской Федерации решение вопроса о суверенитете предопределяет характер федеративного устройства, исторически обусловленного тем, что субъекты Российской Федерации не обладают суверенитетом, который изначально принадлежит Российской Федерации в целом. По смыслу преамбулы, (часть 1), (часть 1), и (пункт "б") Конституции Российской Федерации в их взаимосвязи, республики как субъекты Российской Федерации не имеют статуса суверенного государства и решить этот вопрос иначе в своих конституциях они не могут, а потому не вправе наделить себя свойствами суверенного государства, - даже при условии, что их суверенитет признавался бы ограниченным.

Конституция Российской Федерации, определяя в (части 1 и 4) статус перечисленных в (часть 1) республик как субъектов Российской Федерации, исходит из относящегося к основам конституционного строя Российской Федерации и, следовательно, к основам конституционного строя республик принципа равноправия всех субъектов Российской Федерации, в том числе в их взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Признание же за республиками суверенитета, при том что все другие субъекты Российской Федерации им не обладают, нарушило бы конституционное равноправие субъектов Российской Федерации, сделало бы невозможным его осуществление в принципе, поскольку субъект Российской Федерации, не обладающий суверенитетом, по своему статусу не может быть равноправным с суверенным государством...

Признание Конституцией Российской Федерации суверенитета только за Российской Федерацией воплощено также в конституционных принципах государственной целостности и единства системы государственной власти ( , часть 3), верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов, которые имеют прямое действие и применяются на всей территории Российской Федерации, включающей в себя территории ее субъектов ( , часть 2; , часть 1; , часть 1). Отсутствие у субъектов Российской Федерации, в том числе у республик, суверенитета подтверждается и положениями (часть 4) и Конституции Российской Федерации, из которых вытекает, что только Российская Федерация вправе заключать международные договоры, приоритет которых признается в ее правовой системе, и только Российская Федерация как суверенное государство может передавать межгосударственным объединениям свои полномочия в соответствии с международным договором...

Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

Комм. Пиголкин А.С., Рахманина Т.Н.

Суверенитет означает верховенство власти. Это такое свойство (а точнее, «состояние») власти, которое обеспечивает государству возможность свободно, самостоятельно осуществлять свою внешнюю и внутреннюю политику. Суверенитет предполагает независимость государства во внешнеполитической сфере (в области международных отношений) и верховенство, непререкаемость его решений в делах внутренних.
Российская Федерация, как всякое подлинно независимое, свободное государство, обладает всей полнотой власти на своей территории. Никакая другая власть на территории России не вправе присвоить себе функции верховной суверенной власти, а тем более поставить себя над ней. Конституционное положение, закрепленное в , означает, что эта верховная власть распространяется на определенную территорию, т.е. территорию, находящуюся под юрисдикцией России, которая, согласно Конституции, включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. В соответствии с ч.2 ст.67 Конституции Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации (см. комментарий к ст.67).
Часть 2 ст.4 Конституции закрепляет один из важнейших принципов федеративного правового государства, прямо вытекающий из того, что суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. Верховенство федеральной Конституции и федеральных законов на всей территории Российской Федерации обеспечивает единство, согласованность и стабильность всей правовой системы России. При этом понятие «федеральные законы» в контексте данной статьи следует понимать в его широком значении, т.е. и как собственно федеральные законы, и как федеральные конституционные законы, хотя в последующих статьях Конституции данные понятия различаются достаточно четко.
Верховенство федеральных законов предполагает точное и неуклонное их соблюдение, исполнение и применение. Из этого вытекает требование точного соответствия Конституции и федеральным законам всех нормативных правовых актов, принимаемых Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, а также законов и иных нормативных правовых актов, принимаемых субъектами Российской Федерации по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов (см. комментарии к ст. и Конституции). Указанные акты не должны противоречить Конституции и федеральным законам. Если же такое противоречие (несоответствие) обнаруживается, то применяется Конституция или соответствующий федеральный закон. Акты, противоречащие им, подлежат в установленном порядке опротестованию, приостановлению, отмене. Как следует из смысла данной статьи Конституции, это правило действует на всей территории Российской Федерации.
Целостность и неприкосновенность территории являются одним из основных элементов безопасности государства, а их защита и обеспечение - одной из важнейших функций государства.
Активизация деятельности России в области международного сотрудничества и партнерства, важные шаги, предпринятые для обеспечения в мире ядерного разоружения, другие активные действия в пользу мира и безопасности свидетельствуют о новых приоритетах в военной доктрине Российской Федерации. Однако до тех пор, пока будет оставаться потенциальная угроза вооруженного нападения на Российскую Федерацию, Россия будет вынуждена поддерживать достаточный уровень обороноспособности для защиты жизненно важных интересов государства, в том числе для обеспечения целостности и неприкосновенности своей территории.
Российская Федерация располагает для этого всеми необходимыми силами и средствами: Вооруженными Силами, которые, согласно приоритетам военной политики России, должны быть предназначены исключительно для защиты независимости и территориальной целостности Российской Федерации, а также для выполнения ее международных обязательств; федеральными органами внешней разведки и контрразведки; пограничными, железнодорожными и другими войсками.
Безопасность Российской Федерации, включающая обеспечение целостности и неприкосновенности ее территории, достигается единой государственной политикой в данной области, соответствующими долгосрочными и краткосрочными федеральными программами, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.
О важности территориальной целостности Российского государства говорит сам факт помещения данного конституционного положения в гл.1 Конституции.

Лекция:

Конституция РФ


Конституция РФ – это основной закон нашего государства, обладающий высшей юридической силой, принятый всенародным референдумом 12 декабря 1993 года.

Конституция РФ закрепляет основы конституционного строя и государственного устройства РФ, гарантирует права и свободы человека и гражданина. Это документ особой важности, каждый гражданин должен познакомиться с его содержанием для того, чтобы:

    знать свои права и обязанности;

    иметь представление об органах государственной власти (Президенте, Федеральном Собрании, Правительстве) и органах МСУ (местного самоуправления), их полномочиях;

    знать, как устроено наше государство, какое оно по форме правления, форме государственного устройства и политическому режиму.

Конституция состоит из преамбулы (вступительной части) и двух разделов. Первый раздел включает 9 глав:

  1. Основы конституционного строя
  2. Права и свободы человека и гражданина
  3. Федеральное устройство
  4. Президент
  5. Федеральное собрание
  6. Правительство
  7. Судебная власть
  8. Местное самоуправление
  9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции

Второй раздел содержит заключительные и переходные положения. Всего в Конституции 137 статей. Их знание пригодится вам как в жизни, так и для сдачи ЕГЭ по обществознанию, особенно для решения задания 16.

Основы конституционного строя РФ


Основы конституционного строя РФ составляют первичную нормативную базу для всех правовых актов. К основным принципам конституционного строя РФ относятся:

  • Народовластие (прямая и представительная демократия)
  • Приоритет прав и свобод человека и гражданина
  • Верховенство закона
  • Федерализм
  • Суверенитет государства
  • Социальный характер государства
  • Светский характер государства
  • Республиканская форма правления
  • Политический плюрализм
  • Многообразие форм собственности

Основы конституционного строя изложены в главе I Конституции РФ и конкретизируются в других её главах. Коротко охарактеризуем статьи главы I Конституции РФ:

    Статья 1 провозглашает нашу Родину демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Из данной информации мы можем извлечь то, что политический режим в РФ – демократический, форма государственного устройства – федерация, форма правления – республика. Чтобы вспомнить характеристику этих форм обратитесь к теме

  • Статья 2 посвящена человеку и гражданину, она закрепляет обязанность государства соблюдать и защищать наши права и свободы.
  • Статья 3 провозглашает многонациональный народ России суверенным и единственным источником власти. Это означает то, что органы власти формируется народом. Как? Путём выборов. Кроме того, человек может обращаться в органы государственной власти и местного самоуправления, воздействовать на принимаемые ими политические решения в целях защиты своих интересов.
  • Статья 4 закрепляет суверенитет территории РФ. Вспомните, это один из признаков любого государства, означающий независимость в решении внутренних и внешних вопросов. Данная статья объявляет верховенство Конституции и Федеральных законов для обеспечения целостности территории РФ.
  • Статья 5 конкретизирует федеративное устройство России и объявляет республики, края, области, города федерального значения и другие субъекты равноправными.
  • Статья 6 закрепляет основы гражданства, приобретаемое и прекращаемое на законных основаниях.
  • Статья 7 характеризует Россию как социальное государство. Это означает то, что политика должна быть направлена на благоустройство граждан, обеспечение их достойной жизни.
  • Статья 8 закрепляет основы рыночной экономики: свободу предпринимательства, конкуренции, разнообразие форм собственности и т.д.
  • Статья 9 посвящена охране земли и природных богатств.

  • Статья 10 закрепляет ещё один важный признак демократического государства – разделение властей на три самостоятельные ветви (законодательную, исполнительную и судебную).
  • Статья 11 регламентирует то, что государственная власть осуществляется Президентом РФ, Федеральным Собранием РФ, Правительством РФ, судами РФ и соответствующими органами, образуемыми в субъектах. Данная статья закрепляет принцип федерализма – двухуровневую систему государственных органов. Вспомните, первый уровень – федеральные органы, второй уровень – органы субъектов РФ.
  • Статья 12 признает и гарантирует местное самоуправление (МСУ). Органы МСУ обладают самостоятельностью в пределах своих полномочий и не входят в систему органов государственной власти. Статья 133 Конституции закрепляет гарантии обеспечения деятельности органов МСУ. Во - первых, это право на судебную защиту , к примеру, граждане, проживающие на территории муниципалитета или сами органы МСУ могут обращаться в суд с требованием признания акта государственного органа власти недействительным, если последний ущемляет законные интересы граждан муниципалитета. Во - вторых, право на компенсацию дополнительных расходов , возникших в результате исполнения решений, возложенных органами государственной власти. Несмотря на свою самостоятельность органы МСУ должны выполнять решения органов государственной власти (например, постановление Правительства об установке счётчиков на воду). Поэтому, затраты органов МСУ, связанные с исполнением этих решений компенсируются за счёт федерального бюджета и бюджета субъекта РФ. В - третьих, запрет на ограничение прав местного самоуправления , установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Это означает то, что органы государственной власти не могут рассматривать и решать вопросы, отнесённые к ведению органов МСУ (владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью - жилищным и нежилым фондом; утверждение и исполнение местного бюджета; содержание инфраструктуры - газоснабжения, электроснабжения, водоснабжения, канализации и прочие вопросы).
  • Статья 13 провозглашает идеологическое многообразие, поэтому в РФ не может устанавливаться единая идеология.
  • Статья 14 характеризует нашу страну как светское государство. В РФ как не может быть единой идеологии, так и религии единой быть не может. Закрепляется свобода совести и вероисповедания. Религиозные объединения отделены от государства. То есть государство не вмешивается в религиозную сферу само и не привлекает религиозные объединения к реализации государственных функций. Но это не значит, что два важных социальных института: государство и религия, не взаимодействуют. Государство охраняет законную деятельность религиозных объединений, оказывает им финансовую помощь, обеспечивает преподавание дисциплин религиозного характера. А религиозные учреждения помогают государству в решении общественных задач, к примеру, воспитание молодого поколения в духе толерантности, борьба с терроризмом и т.д.

  • Статья 15 провозглашает высшую юридическую силу Конституции на территории РФ, её прямое действие.
  • Статья 16 закрепляет неизменность основ конституционного строя, кроме как в случаях, предусмотренных самой Конституцией в главе 9.

Правовой статус человека и гражданина


Конституция РФ в статье 2 закрепила статус человека: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». И в ней же закрепила обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека. Глава II Конституции РФ закрепляет права и свободы человека и гражданина, принадлежащие ему от рождения.
Рассмотрим классификацию прав и свобод , которые составляют правовой статус человека и гражданина РФ:

    Личные (гражданские) права и свободы являются прирожденными и неотъемлемыми для каждого человека независимо от его гражданства, пола, возраста, расы, национальной или религиозной принадлежности, социального положения. К ним относятся: право на жизнь, право на имя, неприкосновенность личности, свобода передвижения и выбора места жительства, неприкосновенность жилища, запрет принудительного труда, тайна переписки, достоинство личности, свобода совести и вероисповедания.

    Политические права и свободы тесно связаны с принадлежностью лица к данному государству, то есть с гражданством и определяют участие граждан в общественной и политической жизни страны. К ним относятся: равенство всех перед законом, свобода слова и печати, свобода собраний, свобода союзов, право обращаться в органы государственной власти и МСУ с предложениями, жалобами, заявлениями.

    Социально – экономические права и свободы – это возможности личности в сфере производства и распределения материальных благ, призванные обеспечить удовлетворение материальных и духовных потребностей человека. К ним относятся: право на труд, право на охрану семьи, материнства, отцовства и детства, право на социальное обеспечение, право на жилище, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на образование и др.

    Культурные права и свободы обеспечивают духовное развитие личности. К ним относятся: право на образование, свобода творчества, свобода преподавания, право получения образования на родном языке и др.

    Экологические права и свободы: право на благоприятную окружающую среду; право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды, право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Государство в соответствии со статьями 2, 17, 19 Конституции РФ не только признаёт, но и гарантирует права и свободы человека и гражданина. Конституционными гарантиями прав и свобод человека и гражданина являются:

    Государственная защита прав и свобод. Президент РФ является гарантом прав и свобод человека и гражданина РФ. Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению прав и свобод граждан, прокуратура осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, Уполномоченный по правам человека рассматривает жалобы граждан о нарушении прав и свобод действиями органов государственной власти и МСУ и принимает меры по их восстановлению.

    Право на самозащиту. Согласно ст. 45 Конституции РФ каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом. Данное право граждане могут реализовать, обратившись в суд с иском либо заявлением и жалобой в компетентный орган или должностному лицу, либо самостоятельно своими действиями.

    Судебная защита прав и свобод.

    Право на международную защиту. Согласно статье 46 Конституции РФ каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (например, в Европейский суд по правам человека) в том случае, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

    Квалифицированная юридическая помощь адвоката, нотариуса, юридического бюро.

    Возмещение государством вреда , причинённого незаконными деяниями органов государственной власти или должностными лицами.

Правовой статус человека и гражданина состоит не только из прав и свобод, но и обязанностей. Обязанности – это действия, возложенные на человека и гражданина, требующие безусловного выполнения.
Конституционными обязанностями являются:

    Соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 15)

    Уважать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17)

    Обязанность родителей заботиться о детях и обязанность совершеннолетних трудоспособных детей заботиться о своих нетрудоспособных родителях (ч. 2, 3 ст. 38 Конституции РФ)

    Обязанность каждого гражданина получить основное общее образование и обязанность родителей или лиц, их заменяющих, обеспечить получение детьми образования данного уровня (ч. 4 ст. 43 Конституции РФ)

    Заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44 Конституции РФ)

    Платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ)

    Сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ)

    Защищать Отечество (ч. 1 ст. 59 Конституции РФ).

Текст Ст. 4 Конституции РФ в действующей редакции на 2019 год:

1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.

2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

Комментарий к Ст. 4 Конституции Российской Федерации

Государственный суверенитет — явление, производное от суверенитета народа (нации) и представляет собой атрибутивное свойство государственной власти. Суть его заключается в том, что народ, осознавая себя как единое целое, проживающее на определенной территории, создает механизм государства и передает ему часть принадлежащей народу суверенной власти для защиты его извне и изнутри. Учение о суверенитете разработано французским мыслителем Жаном Боденом (1530-1596) для обоснования существования монархической власти во времена династии Бурбонов в преддверии революционных преобразований этой страны, сводится к трем свойствам этой власти: верховенству, единству и неделимости. Как известно, это не спасло следующего французского монарха от гильотины, но распространило перечисленные свойства суверенитета на республиканские формы правления. Суверенитет современного государства существенно изменился и, с развитием международных отношений, в том числе экономических, созданием глобальных и региональных торговых, политических и иных систем, утратил свои абсолютные свойства. Однако в теории российского конституционного права он по-прежнему понимается как абсолютное свойство государственной власти.

Как отмечалось выше (см. комментарий к ст. 1), Конституцией Россия прямо не объявляется суверенным государством, однако комментируемая статья закрепляет основные свойства суверенной власти: верховенство, единство и неделимость.

1. Так, в ч. 1 данной статьи получает закрепление единство государственной власти, ее распространение на всю территорию страны. Это означает, что никакая часть государства, ни один ее субъект не может быть объявлен независимым, свободным от этой власти, от исполнения ее предписаний, выраженных в установленной законом форме.

В период так называемого парада суверенитетов большинство республик в составе Российской Федерации (за исключением Республики Ингушетия) приняли декларации о своем суверенитете в составе Российской Федерации, который был признан Российской Федерации в форме Федеративного Договора от 31 марта 1992 г. «О разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти суверенных республик»*(14). Аналогичный статус был закреплен и конституциями ряда республик в составе Российской Федерации. Однако вступление в силу Конституции России 1993 г. изменило юридическую конструкцию федеративных отношений. В связи с этим Конституционным Судом Российской Федерации было принято Постановление от 7 июня 2000 г. N 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в котором, в частности, говорится: «Положения Федеративного договора, предусматривающие суверенитет республик и позволявшие тем самым обосновывать ограничения суверенитета Российской Федерации, ее конституционно-правового статуса и полномочий, что нашло отражение в конституциях ряда республик, не могут действовать и не подлежат применению как противоречащие Конституции Российской Федерации»*(15).

В настоящий момент конституции всех республик в составе Российской Федерации приведены в соответствие с ч. 1 комментируемой статьи Конституции.

2. В следующей части комментируемой статьи получает закрепление такое свойство государственной власти, как верховенство. Следует заметить, что в Российской Федерации, как и в любом другом федеративном государстве, государственная власть разделена на два уровня — федеральный и региональный (см. комментарий к ст. 71-73). Поэтому Конституция России 1993 г. подробно регламентирует статус и полномочия федеральных органов государственной власти и вопросы совместного ведения России и ее субъектов (см. комментарий к ст. 5) и весьма скупо определяет самостоятельную компетенцию субъектов Федерации. Подчеркнем, что в ч. 2 комментируемой статьи речь идет о верховенстве федеральной власти, выраженной в установленной Основным законом форме — Конституции Российской Федерации и федеральных законах. Это означает, что только эти нормативно-правовые акты и изданные в их развитие подзаконные акты, не противоречащие федеральным Конституции и законам, имеют верховенство на всей территории страны. И это не лишает субъекты Федерации в пределах своей компетенции и вопросов ведения права издавать свои нормативно-правовые акты, которые в рамках указанных полномочий будут иметь верховенство на территории данного субъекта.

3. И, наконец, в последней части комментируемой статьи получает отражение такое свойство государственной власти, как неделимость. Еще раз подчеркнем: речь идет о федеральной государственной власти, осуществляемой Россией по вопросам, отнесенным к ее исключительному ведению ст. 71 настоящей Конституции (см. комментарий). Поэтому Конституция в данной части регламентирует только два важнейших качества суверенного государства — целостность и неприкосновенность.

Целостность означает сохранение территориального единства и недопустимость односторонней сецессии (от лат. secessio) — выхода из состава государства какой-либо его части. Дело в том, что Конституция (Основной закон) Республики Тыва, принятая 21 октября 1993 г., предусматривала право Республики на самоопределение и выход из состава Российской Федерации по результатам всенародного референдума населения республики. Правда, за такое решение должно было проголосовать не менее двух третей граждан Республики, обладающих избирательным правом*(16). Для такого подхода были свои исторические причины. Республика Тыва имеет государственную границу с Монголией (т.е. фактическую возможность для выхода), последней была присоединена к бывшему СССР, причем на основе двустороннего договора. Однако после визита в Республику Президента России Б.Н. Ельцина, Верховный Хурал (парламент) Республики добровольно отменил норму Конституции о праве Республики выйти из состава Российской Федерации.

Хотя Конституция России не предусматривает выхода из ее состава каких-либо территорий, это не означает, что теоретически данный акт не может быть осуществлен на основе международного договора. При этом такой договор подлежит обязательной ратификации парламентом страны и должен максимально учитывать интересы России в целом и проживающего на отделяемой территории населения. Другое дело, что конституционно недопустимым считается создание сепаратистских общественных объединений, призывающих к незаконному нарушению целостности государства (см. комментарий к ст. 13).

Неприкосновенность означает защиту от внешнего вторжения на территорию страны иностранных войск и экономической экспансии. Учитывая протяженность границ Российской Федерации и то обстоятельство, что до недавнего времени это были административные, а не государственные границы (с отсутствием таможенной службы и пограничной стражи), это серьезная проблема для нашей страны. Однако процесс демаркации и делимитации границ идет полным ходом и близок к завершению. Разумеется, это не означает, что наша страна намерена отгородиться от всего мира железным занавесом. Контакты с сопредельными государствами и народами могут и должны быть, но они должны осуществляться в законной форме, не угрожающей государственному суверенитету России. При этом само учение о суверенитете нуждается в дальнейшем развитии и совершенствовании.

Если государство является суверенным, то юридически это должно отражаться во всех законах. Однако если мы откроем конституцию Российской Федерации, принятую 12 декабря 1993 года, то мы увидим, что в ней присутствуют статьи, которые свидетельствуют о том, что Россия не является суверенным государством.

Статья 15 пункт 4 Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Разъяснение.

Это означает, что российское право встроено в международное право, и Россия должна считаться с чужими принципами и нормами, которые устанавливаются иностранными организациями (например, ООН - является ведущей организацией в сфере кодификации и развития международного права). Также данная статья устанавливает приоритет международных договоров над российскими законами, цитирую: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора

Статья 13 пункт 2 Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Разъяснение.

Данная статья устанавливает запрет на государственную идеологию. В то же время Статья 13 пункт 1 гласит: «В Российской Федерации признается идеологическое многообразие». Это означает, что в России идеологией может заниматься кто угодно, в том числе и представители иностранных государств, кроме самого российского государства.

Статья 29 пункт 5 Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Разъяснение.

Надо понимать, что цензура является средством государственного управления и защиты от вредоносной пропаганды. Но статья 29 пункт 5 лишает Россию информационной безопасности.

Статья 79 Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации.

В статье 79 мы видим, что Российская Федерация может передавать часть своих полномочий (например, полицейских или военных) международным органам, а нарушены ли за счёт этого чьи-либо права или нет, уже будут решать международные органы (см. ст.15 п.4 – о приоритете международных договоров над российскими законами).

Статья 75 пункты 1, 2

1. Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.

2. Защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти. Статья 75 (пункты 1 и 2) гласит, что «денежной единицей в Российской Федерации является рубль», а «денежная эмиссия осуществляется исключительно.

Разъяснение

Центральным банком Российской Федерации», «которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти». Получается, что российское государство не может контролировать выпуск денег. Данную функцию взял на себя Центральный банк Российской Федерации, который действует независимо от государства. Кому подчиняется Центральный банк? Как известно, Россия является членом Международного Валютного Фонда, и поэтому МВФ – единственная структура, чьи указания должен выполнять Центральный банк. Но об этом подробнее в следующей статье.

Вывод: В конституции РФ мы видим ряд статей, которые свидетельствуют об отсутствии идеологического (Статья 13 пункт 2, Статья 29 пункт 5), юридического (Статья 15 пункт 4, Статья 79) и частично экономического (Статья 75 пункты 1 и 2) суверенитета. Но все выше представленные статьи конституции Российской Федерацией являются всего лишь прелюдией к анализу федерального закона «О Центральном Банке РФ (Банке России)», который значительно лишает Россию экономического суверенитета.

Выбор редакции
СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...

Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...

Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...

Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...
В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c) Н.Л. ШЕХОВСКАЯ, (c) Более полувека назад, предвидя суть грядущих преобразований в России,...
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...
В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...