Дети которые не хотят учиться. Почему дети не хотят учиться


Что прячется за детской ленью? Почему завышенные родительские ожидания могут сослужить плохую службу, когда речь идет об учебе?

Почему дети, от природы любознательные и совсем не ленивые, отказываются учиться и порой даже идти в школу (особенно после праздников)? Есть на это пять причин. И почти все они связаны с отсутствием на учебу и с неуспехом.

1. Несоответствие способностей и требований

Многие родители выбирают для детей школу по принципу «чем круче, тем лучше». Если ребенок и до школы проявлял чудеса интеллектуального развития, тогда это оправдано. А если нет? Ребенку может быть трудно справляться со сложной программой, и не потому, что он ленив. Порой, даже прилагая максимум усилий, он не может усваивать новый материал. Неудача за неудачей - и желание учиться пропадает.

Родителям в такой ситуации стоит адекватно оценить возможности ребенка и перевести его в обычную школу. Скорее всего, он быстро начнет делать успехи и у него появится мотивация к учебе.

2. Неорганизованность

У многих первоклассников отсутствуют навыки самоорганизации. В школе под руководством учителя они справляются. А вот дома ребенок никак не может приступить к выполнению уроков, потому что не знает с чего начать, как приступить к работе. Он и заниматься-то не хочет, он хочет поиграть, побездельничать. Он еще не может осознать, что он должен заниматься. В итоге домашнее задание не выполнено, появляются пробелы в знаниях, плохие отметки и, как следствие, теряется интерес к учебе.

Задача родителей научить ребенка , внушить ему, что теперь у него есть обязанности, которые он должен выполнять.

3. Неинтересно

Ребенок ожидал, что школа – это ново, увлекательно, а на деле оказалось, что это нудное занятие, когда нужно делать совершенно неинтересные вещи, от которых он не получает удовольствия. Детям могут быть непонятны какие-то предметы. Если им скучно на уроках, они и дома особо стараться не будут. Часто дети не могут понять, для чего им нужны те или иные знания, что они дают. Родители должны помочь ребенку увидеть смысл и практическое применение этих знаний в жизни, мотивируя таким образом на их получение.

4. Отношения в классе

Очень часто причиной нежелания идти в школу становятся невыносимые для ребенка . Если его дразнят, травят, а то и поколачивают, он, конечно, не хочет идти в школу, боится, что его будут унижать, боится отвечать на уроках, чтобы не привлекать к себе внимание. Отрицательное отношение к школе проецируется и на учебу.

В этом случае родители должны вмешаться, потому что без их помощи не обойтись. Если мама и папа не знают, что сделать в текущей ситуации, нужно обратиться за помощью к психологу.

5. Усталость

У детей в первом классе это связано с резким возрастанием нагрузок, к которым они не привыкли. Усталость снижает способность к восприятию новых знаний. Родителям кажется, что ребенок не хочет учиться, а ему просто тяжело. Достаточно правильно организовать его рабочий день – чередовать занятия с отдыхом, играми и прогулками, и ребенку станет легче. В старших классах при сегодняшних огромных нагрузках усталость – очень частая причина «лени». К тому же старшеклассники, особенно те, кто уже определился с выбором будущей профессии, начинают игнорировать «ненужные» предметы, оставляя силы на «профильные».

Краткое содержание: Ребенок не хочет ходить в школу. Проблемы в школе. Ребенок не хочет учиться в школе что делать? Как помочь ребенку учиться. Ребенок не хочет делать уроки. Ребенок ничем не интересуется.

Данная статья представляет собой фрагмент из книги И.Ю. Млодик "Современные дети и их несовременные родители, или О том, в чем так непросто признаться".

Наши отношения с детьми в точности копируют отношения с нашим "внутренним ребенком", которые, в свою очередь, повторяют модель отношения взрослых к нам, когда мы сами были детьми. И если родители во времена своего детства не прожили адекватно какой-то возраст, не решили какую-то важную возрастную задачу, то и своим детям с большой долей вероятности они не позволят сделать это... Если, конечно, не займутся самоисследованием и не проработают то, что по каким-то причинам им не удалось сделать в свое время. Книга именно об этом.

Психологическую часть дополняет художественный рассказ, который ведется от лица ребенка и дает возможность представить, что он мог бы рассказать взрослым, если бы умел выражать свои мысли. Издание будет интересно и родителям, и выросшим детям, пытающимся разобраться в своей жизни. Книга издана издательством "ГЕНЕЗИС" . Более подробную информацию о книге и условиях ее приобретения можно найти по ссылке >>>>

"Точнее, он вообще ничего не хочет", - часто жалуются они. "Современные дети как-то особенно не хотят учиться", - уверяют меня учителя, убеждают родители. Мне не удивительно, ведь во многих семьях теперь есть возможность "помогать" ребенку учиться.

Большинство родителей, обращающихся ко мне с этой проблемой, очень вовлечены в процесс учебы ребенка. Они практически учатся за него. Отслеживают все его домашние задания, проверяют или укладывают портфель. Проверяют домашнее задание, иногда даже делают его вместе, напряженно глядя через детское плечо.

С одной стороны, многим родителям кажется, что насколько успешно учится ребенок в школе, настолько счастливым и обеспеченным потом будет его будущее. В этом есть доля правды, но не вся. Ведь важно не только то, какие оценки у него будут по предметам, но и какие навыки, умения и чувства у него останутся после того, как он закончит школу.

Если ребенок, учась в школе, в основном пребывает в напряжении, стрессе, страхе, если там он часто ощущает себя неуспешным, раскритикованным, неуверенным, плохим, если у него останется ощущение, что учеба - это то, что он ненавидит, это постоянное принуждение, и то, что он будет делать исключительно "из-под палки", - то, завершив обучение в школе, ему будет трудно любить учиться. Он постарается побыстрее закончить этот процесс в своей жизни, и не возвращаться к нему никогда. Так что, понукая его, вы можете достигнуть нежелательных целей. Очень многие дети больше никогда не открывают крышку пианино после окончания музыкальной школы, ненавидят читать, потому что их заставляли, не способны написать даже письмо, не то что статью или отчет, потому что кто-то критиковал их и заставлял переписывать сочинения.

Учеба в наших современных школах - непростое, но посильное занятие, с которым ваши дети способны справиться самостоятельно. Конечно, если только у вас нет непомерных родительских амбиций, и вы не отдали ребенка туда, где учебные требования выше его возможностей. Если только вы не ждете того, что ребенок прыгнет выше своей головы, реализуя ваши когда-то несбывшиеся мечты или мечты ваших родителей. А также если амбиции учителя не превышают детских способностей, и учитель не возложил на родителя почетную обязанность привести оценки вашего конкретного ребенка к его завышенным ожиданиям, дабы "не портить картину успеваемости в классе". Итак, если вы готовы к тому, чтобы он сначала научился учиться, а потом легко, самостоятельно и настолько успешно, насколько он может, постиг школьную программу.

У многих, особенно у сверхконтролирующих родителей, есть твердое убеждение, что все дети от природы ленивы, безответственны, только и думают, как бы развлечься, набедокурить, отмазаться от работы, найти приключений на свою голову. Их убежденность небезосновательна, но применима только к тем детям, которые на минутку, на полчаса, на день вырвались из-под удушающего родительского контроля. Вот этим, конечно, хочется "оторваться" и сделать все то, что им категорически запрещали. Большинство же детей на самом деле готовы заниматься делом, вполне разумно сочетая его с отдыхом, хотят быть успешными, способны сосредоточенно работать и учиться, когда понимают, что это их дело, что оно под их управлением и контролем. Когда все победы - их, и ошибки и поражения - тоже их. Дети легче и быстрее откликаются на ту деятельность, которую они сами могут организовать, на результат которой могут повлиять, в которой сами могут распределять свое время и свои усилия.

Сейчас, имеющие возможность не работать мамы или бабушки, принимают решение и дальше не заниматься своей жизнью, а "помогать" ребенку учиться, чем создают, конечно, много проблем: и себе и ему. "Помогают" большинство из них исходя из такого рода соображений: "Он такой слабенький (отстающий, невнимательный, несобранный); его надо контролировать, а то вообще ничего делать не будет". Либо из таких: "Мне вот в детстве никто не помогал, и мне было трудно. Вот для своего ребенка я сделаю все, что в моих силах". Намерения, конечно, благие, но далеко не всегда обусловленные реальными потребностями вашего ребенка.

Большинство детей невнимательны, расторможены, не собраны потому, что за свое дошкольное время так и не научились управлять собой. Скорее всего, потому, что многое делалось и решалось за них, потому, что им не ставили границ, либо ограждали от всего, и у него не было возможности сделать дело самому сначала и до конца. В любом случае, начало было положено до того, как он пошел в школу. Школа, скорее всего, проявила проблемы, и по большей части - проблемы даже не ребенка, а семейной системы, в которой он рос.

И как на возникшие проблемы прореагировала система? Она усилила свои прежние воздействия. Если его гиперопекали, стали опекать еще больше, если контролировали, то усилили контроль. "Он же не справляется, это очевидно!" И как будто не хотят замечать, что от всех этих мер проблема в корне не решается, наоборот, усиливается, закрепляется. Тогда сила воздействия повышается еще больше... его начинают наказывать, не добившись уговорами, начинают делать что-то за него. И он перестает учиться, или, во всяком случае, хотеть учиться (а это и так не просто в рамках нашей системы образования).

Родители все больше берут контроль в свои руки, соответственно, его все меньше остается у ребенка. Они все больше проявляют к нему свою родительскую волю, все меньше ее остается у него самого. Все больше обучение и его оценки становятся их делом, и тем меньше - его. К тому же у него вырабатывается стойкое и сильное сопротивление к их давлению (как и у любого человека, иначе чье-то внешнее давление разрушило бы личность, сломало ее). Сопротивление может быть пассивным и выглядеть как лень, саботаж, бесконечные походы в туалет, попить, поиграть, помечтать, забывание домашних заданий, откладывание уроков на потом. Или более активные формы: капризы, возмущения, скандалы, прогулы, конфликты, открытые протесты (как правило, в подростковом возрасте).

Родители в таком случае возмущенно тычут в ребенка пальцем, называя его лентяем, раздолбаем, хулиганом и т.д., в зависимости от широты словарного запаса и наивных представлений об особой действенности какого-либо эпитета. Им не хочется признавать, что не он один отвечает за проблему, в которой оказался. Они уверены, что они-то все делают правильно, это он - просто лентяй и далее по списку.

Постепенно у ребенка остается все меньше сил и желания пытаться справиться с тем, с чем ему невозможно справиться. Потому что при внешнем неусыпном контроле у него формируется достаточно сложный механизм. У него пропадает собственный мотив делать что-то, а вместе с мотивом - и энергия, которая всем нам нужна для того, чтобы делать что-то (особенно то, что делать не особенно хочется), к тому же у него растет сопротивление к этому внешнему давлению. Потому что любая психика стремится сохраниться и не быть растоптанной и уничтоженной чьими-то намерениями, даже если эти намерения "самые благие".

Чем больше давите, тем сильнее сопротивление (если вы, конечно, уже не "сломали" вашего ребенка и не подчинили полностью вашей воле). Если ваш ребенок сопротивляется вам, вы должны радоваться, а не возмущаться. Это значит, что у него есть силы и здоровье, чтобы не дать вам уничтожить свою личность. И ваша задача - попытаться понять, что происходит, чему он так яростно сопротивляется и постараться убрать первопричину. Потому что на сопротивление уходит так много энергии, что ваш ребенок становится слабым вдвойне: у него очень мало осталось своей энергии на то, чтобы что-то сделать, потому что вы забрали у него мотив, и он вынужден тратить еще больше сил на то, чтобы не дать вам так сильно и так сразу его раздавить.

Представьте, что вам надо на работу и кто-то из ваших домашних постоянно проверяет вас, взяли ли вы с собой нужные вам документы, написали ли вы отчет. И делал бы это постоянно, из раза в раз. Вас бы это быстро утомило, но со временем вы привыкнете и как-нибудь, когда ваши домашние забудут напомнить вам про отчет, вы, конечно, забудете его дома. И с возмущением: "Ты почему мне не напомнила!" - быстро переложите, например, на жену ответственность за вашу ошибку. А она вам на это: "Я что, обязана думать про твой отчет?" И правда, не обязана. Вот и не надо было раньше лезть не в свое дело. Кто виноват? Оба. Каждый занимался не своим. Она в свое время взяла ответственность, он отдал.

А что вы будете чувствовать, если каждый день ваши близкие после того, как вы только что пришли с работы, будут вам говорить: "Садись за свой отчет, делай свои документы. Вот прямо при мне, садись и делай. Что значит, хочу передохнуть, телевизор посмотреть? А кто твой отчет за тебя будет делать? Я ж для тебя стараюсь, чтобы тебе завтра на работе не влетело!" Если бы это делала ваша жена, вы бы уже давно расстались с ней. Если ваша мама, возненавидели бы ее, при всем уважении, и стали искать варианты, как разъехаться. Это естественно - начать ненавидеть того, кто нас принуждает. И вы бы хотели, чтобы ваши дети чувствовали то же самое по отношению к вам?

А если б они (кто-то из ваших домашних) при этом еще стояли у вас за спиной, крича на вас каждый раз, когда вы в своем отчете допускаете ошибку? Вы бы стали собраннее, внимательнее и энтузиазм бы ваш вырос? А если б заставили все переписывать, "потому что не достаточно аккуратно написано", после того, как вы вымучили первые две страницы? Ну давайте, примерьте это на себя! И как? Жмет? Много злости, возмущения, протеста и никакого желания работать?

Вам легче, вы же взрослый, вы еще можете возмутиться, всех послать по своим делам и сказать, что ваш отчет - это ваше дело, и нагоняй на работе, если что, тоже ваше дело. Можете накричать даже, стукнуть кулаком, показать, кто в доме хозяин. А ваши дети? Они не могут. Они вынуждены подавлять в себе раздражение на вас, потому что любят, боятся огорчить или, может, просто боятся ослушаться. И страх и энергия на подавление злости тоже отнимает у них силы. Не удивительно, что им не хочется учиться.

"Что вы предлагаете?! - обычно возмущенно восклицают родители на мои попытки разъяснить их непосредственное и живейшее участие в создавшейся проблеме. - Перестать его контролировать? Он тогда вообще перестанет делать уроки! И мы вообще скатимся на двойки!" Мне не хочется, конечно, им говорить, что вы-то свою родительскую двойку уже получили. Это было бы грубо... зато правда. Конечно, если сейчас, когда он уже 8-9-10 лет живет под неусыпным родительским контролем, дать ему полную свободу, это, однозначно, подставило бы его под неудачу. Особенно если дать на это ему два дня. За два дня он точно успеет только продемонстрировать весь репертуар своих невозможностей управлять собой и собственной учебой. При этом по прошествии этих двух дней его родитель с трудно скрываемым злорадством (!) ответит нам: "Я же говорил! Он не может!"

Конечно, не может. А кто бы смог? Ему предстоит этому научиться. И если другие дети учились этому в своей дошкольной жизни, причем не рискуя никаким снижением успеваемости, то именно ему сейчас предстоит это сделать с риском того, что оценки какое-то время будут очень даже не те, каких бы вам хотелось. Но нужно выбрать: либо оценки (которые в случае подобных проблем и так, как правило, невысоки), либо время для формирования у ребенка навыков самоуправления и самоконтроля. Время, в течение которого, учеба стала бы его, а не вашим делом. Время, в течение которого, он сначала будет ожидать от вас привычного "пинка", потом, не получив его, будет вас провоцировать на него или радостно забросит все, потом поймет, что учиться как-то надо и двоечником в классе все-таки быть неприятно. Потом будет постепенно учиться уговаривать себя самого, что и начнет у него выходить сначала с переменным успехом, а потом, с получением первых, честно заработанных хороших оценок, все лучше и лучше.

Если он очень привык делать все с вами и не готов добровольно от этого отказаться (что является еще более тяжелым случаем, показывающим, что ваш ребенок или совсем уж не верит в себя или очень боится ошибаться, или достаточно инфантилен, психологически незрел), то пробуйте начинать хотя бы с тех уроков, которые всегда давались ему легко. А остальные, более сложные, пусть делает сам, но может обращаться к вам за помощью, если ему что-то непонятно. Очень важно, чтобы по возможности он сам мог планировать свое время, когда что делать. Чтобы если не успевает что-то сделать, то шел бы в школу со своими не выученными уроками и получал там свои законные "двойки", расстраивался, исправлял.

Вы быстрее достигнете успеха, если будете отмечать каждый шаг все более возрастающего контроля ребенка над собой, его каждый маленький успех. Если на неудачи будете реагировать не нотацией и упреком "я же говорил, что схлопочешь "двойку"!", а попыткой вместе разобраться, почему это произошло.

Важно понимать, что вам трудно будет отдать контроль ребенку, если при этом вы не найдете, чем можно заняться вам в это время, если в вашей жизни не найдутся ваши собственные смыслы, потребности и занятия. У многих мам и бабушек сверхзабота и сверхконтроль - всего лишь компенсаторная возможность уйти от своих страхов ненужности, нереализованности, невовлеченности в профессию или призвание. Многим из них значительно легче командовать в чужой жизни, чем управлять собственной. И некоторые из них радостно хватаются за эту соломинку. Только их ребенок здесь при чем?

Другие публикации по теме данной статьи:

Можно загнать лошадь в воду, но нельзя заставить ее пить

Депутаты Госдумы намерены ввести большие штрафы для родителей за прогулы детей-школьников — пять тысяч рублей за прогул. Хулиганство будет стоить еще больше — десять тысяч. Предлагается также отправить в школы судебных приставов, установить в каждом классе камеры, а особо агрессивных подростков превентивно изолировать в колониях.

Столь строгие меры выглядят обоснованными.

Участившиеся случаи подросткового рукоприкладства, насилия, хулиганства на фоне падающих баллов ЕГЭ и жалоб на низкую посещаемость указывают на то, что со школой явно что-то не так.

Но помогут ли штрафы и веб-камеры в классах изменить ситуацию к лучшему? То ли это, что требуется сейчас?

Не хочу и не буду

«Учится у нас в школе молодой человек, Русланом зовут. Ну как учится — ходит. Каждое утро как примерный ученик в школу приходит. С пятого класса о нем вся школа слышит. Уже тогда он всем говорил: «Ну не хочу я учиться, не хочу писать, не буду читать». И тогда он и начал себя «проявлять». Одним зимним днем взял и сбежал из дома. Три дня искали. А он в деревню пешком ушел, в 30 км от города. Пришел к бабушке одинокой и попросился переночевать. Автобус редко в ту деревню ходит. Вот на третий день и решила его бабушка в город отвезти, в милицию сдать: мол, волнуются же родители. А родители и половина учителей школы целыми днями его искала по городу.

Вышли они с бабушкой из автобуса, а он и деру опять. Еще через два дня сняли его с поезда на Сочи.

— Чего сбежал-то?

— Да не хочу я учиться, а батька в школу гонит.

На учет его в полицию по делам несовершеннолетних поставили, на школьный учет и другие «строгие» меры. Штраф, конечно же, родителям выписали. Удалось вовлечь его в лыжную секцию, школа ботинки, лыжи купила. Семье не потянуть, там их трое, братцев-то.

И стало у него получаться. На соревнованиях городских выступал. А учиться так и не хотел, как к нему ни подойди. Зато первым любую физическую помощь готов был школе оказать. Придет, сам возьмет лопату и давай весь снег у школы разгребать, все вычистит. Но только вместо уроков. Скучновато ему в школе. Тянет на подвиги. Весной подбил ребят, убежали с уроков и обкидали машину камнями. Ну и правда, чего она стоит-то.

Полицейские разбирательства, суд, штраф… школе. Ведь сбежали-то в учебное время. Пришлось школе выплачивать пострадавшему.

Виноваты, не могут педагоги найти подход и усадить его за парту. Соцпедагог за ручку на уроки стала водить. Она его в класс, а он окно откроет и на улицу. Да еще и подворовывать стал. Так и прожили еще три года. Дорос до девятого класса. Пошло половое созревание. Спорт забросил, учебу и подавно. Подружился с сигаретой. Но все понимает. В школу приходит, чтобы на родителей не наезжали, а в класс не идет, а если и идет, то все сделает, чтобы его побыстрее удалили. А как только на мелкие его шалости перестали внимание обращать, так начались большие: то стукнет кого, то матом пошлет.

Разок свозили его на разговор к прокурору. Вроде покаялся, наобещал гору, но…

В общем, раза три на комиссию вызывался — родителям штраф, ему нравоучения. Мы ему индивидуальные задания, он не идет, мы его в другой класс, так там ребята завыли: он нам учиться не дает.

— Все, Руслан, заходите ко мне в кабинет. Вот директорский кабинет будет тебе классом. Давай тут учиться, открывай книжку по литературе, давай почитаем рассказ.

— Ну чего ты не читаешь?

— Да не хочу я и не буду.

Ничего не помогает. А он в классе не один. Их 25 сидит, и каждому нужна своя минутка внимания. Даже физрук, который его защищал на педсоветах, и то рукой махнул. А родители не отказываются, по первому звонку приходят в школу, выслушивают.

— Вы ж отец, ну повлияйте как-нибудь.

— А что я могу, он уже вон какой здоровый, не выпороть, а слова никакие не понимает.

А дома все делает. Помогает по хозяйству, за мелким следит, ну вот нет никаких проблем. А учиться не хочет, ну вот совсем.

Весной пошел работать на пилораму, деньги себе зарабатывать. Вот так до экзаменов его и не допустили. Незаконно. Но отчислить без разрешения комиссии по делам несовершеннолетних нельзя, а разрешения никто не даст. Зато в школе пока тихо и спокойно».

Может, не всем нужны косинусы и синусы?

Сергей Валериевич Погодин, рассказавший про Руслана (имя вымышленное, конечно), — директор школы №4 города Нелидова Тверской области.

Нелидово — райцентр. Население — 20 тысяч. Уровень жизни — как везде: одни ездят в Египет отдыхать, другие голодают. На весь город четыре школы. Школа №4 — самая обычная, средняя. Но зато предлагает детям массу дополнительных занятий: баскетбол, авиамоделирование, шахматы, лыжи, биатлон, танцы, походы, турслеты, хор, театр — всего и не перечислишь.

Если ребенок хочет чего-то добиться в жизни, школа дает ему площадку для старта. И одни дети этим пользуются. А другие — такие, как Руслан или девочки из цыганских семей, которые замуж выходят в 14 лет (в школе порядка 5-8% таких детей), — даже не пытаются.

Выходит, дело не в школе?

«Одни дети занимаются биатлоном, танцами, поют и хорошо учатся, а другие просто не хотят ничего, — говорит Сергей Погодин. — Одни добиваются побед на российском уровне, а другие сбегают с уроков, курят и хулиганят. А начальники говорят: виноваты педагоги, не могут найти подход.

То, что надо что-то с посещаемостью делать и как-то влиять, — это несомненно. Только как? Ну выпишут штраф пять тысяч бабушке, которая воспитывает внука одна на пенсию восемь тысяч, и что? Начнет он ходить в школу? Вряд ли.

К тому же большая часть прогулов происходит под прикрытием родителей: то дети заняты, то им этот предмет не нужен, то проспали, то не захотели... Бороться с этим возможно только беседами, других способов нет. Но кто слушает все эти беседы. Беседуешь, беседуешь, и… руки опускаются.

А может, и не нужны некоторым синусы и косинусы? Дать ему диплом столяра: пусть идет и строгает после 9-го класса?»

Сергей Погодин считает: если ребенка в 12 лет, скажем, забрать у матери-алкоголички в военное училище, он станет человеком. А если он еще лет пять-шесть будет жить с ней и видеть все, чем она занимается, то он станет таким же.

«И девочек туда же, только уклон на медицину, ну или какое другое направление. И не нянькаться с ними. Вот у нас был до прошлого года детдом в городе, там тетки с ними нянькались, а они все наркоманили только».

На кого свалить балбесов?

Школа не в состоянии заставить учиться детей, которые этого не хотят. Она может только читать им и их родителям лекции о правилах поведения.

Но кто же тогда в состоянии?

Депутаты исходят из того, что это должны делать сами родители. Предлагаемые ими меры направлены в конечном итоге именно на то, чтоб заставить родителей заставлять учиться детей.

В отличие от депутатов директор школы Сергей Погодин понимает, что это тоже нереально. Он предлагает третий путь: возлагать ответственность за таких детей не на школу и не на родителей, а на специальные военно-учебные заведения с жесткой дисциплиной.

«Всех родителей можно разделить на три группы: 1) «да мне пофиг, что там происходит»; 2) «мой ребенок самый лучший, а все остальные «редиски»; и 3) самая адекватная группа, которая интересуется жизнью ребенка и видит в учителях союзников в воспитании своего ребенка.

Поэтому одни даже не будут смотреть, что на этой камере, вторые посмотрят, но все равно сделают вывод, что прав только их ребенок, а третьим это просто не надо».

Вот в компьютер поиграть, это да

Такие принципиальные «отказники», как Руслан, — достаточно редкое явление. Если бы беда была только в них, ее действительно можно было бы решить кадетскими училищами и поправками к Закону об образовании, позволяющими отчислять их из школы.

Но проблема шире. Учиться на самом деле не хотят очень многие дети. Они просто не сопротивляются так яростно, как Руслан. Их нежелание скрытое, латентное. Кое-как они ходят на уроки, кое-как сдают экзамены. Но систематического, полноценного образования не получают.

«Из 25 человек в каждом классе учатся пять. Остальные бьют баклуши», — поделилась со мной наблюдениями давняя приятельница, москвичка, учительница математики.

Негласно, анонимно, в личных беседах такую же пропорцию называют многие преподаватели. Они ссылаются, например, на то, что перед ГИА в школе обычно проводится пробный экзамен. Так вот за него «двойки» зачастую получают до 70% учеников. Но на ГИА количество двоечников, конечно, опускается до 8%. Потому что если будет 70%, надо увольнять и учителей, и директора.

«Дети стали заметно инертными, многие ничего не хотят, — подтверждает Погодин. — У меня у самого сын, который ничего не хочет: ни спортом заниматься, ни книжки читать, в компе поиграть — это да».

Если к 7 годам у ребенка не сформирована познавательная мотивация, никакой тяги к знаниям не будет

Кандидат психологических наук Елена Волкова всю жизнь проработала с дошкольниками в НИИ дошкольного воспитания АПН СССР, а потом, когда он был разрушен, в НИИ семьи и детства РАО и центре «Дошкольное детство». Нежелание детей учиться она объясняет отсутствием познавательной мотивации.

«В учебниках по педагогике и психологии до сих пор написано, что к 7 годам ребенок должен хотеть узнавать что-то новое и понимать, что учитель в школе даст ему такую возможность. Но на деле все совсем не так.

Мы проводили опросы будущих первоклашек и детей, которые только-только стали ходить в школу.

У первоклашки перед первым сентября чаще всего доминирует социальная мотивация: все идут — и я иду.

Многие дети на вопрос «почему ты хочешь идти в школу?» отвечают: «там днем спать не надо», или «там кушать не заставляют», или даже «там занавески красивые». Кого-то (чаще девочек) привлекает внешняя атрибутика: новая красивая одежда, рюкзак, пенал. Все, что угодно, кроме получения знаний.

Неадекватный настрой на школу имеет свою причину.

Потребность познавать формируется не сама собой, а при такой организации жизни и развития ребенка, когда:

а) он будет иметь возможность столкнуться с чем-то, что вызовет его интерес;

б) его интерес будет замечен;

в) на его вопросы ответят;

г) ответят именно тогда, когда ему будет интересно, а не тогда, когда дойдет очередь по программе;

д) ответят понятно для него, с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей;

е) ответят так, что у него возникнут новые вопросы, на которые ему захочется получить ответ.

Такая организация обучения ребенка почти невозможна в массовом масштабе, хотя есть программы для детских садов, которые ее достаточно успешно решают. Но их мало, и погоды они не делают. Тем более что потом ребенок приходит в школу — и все. На этом все кончается, даже если было чему кончаться.

Если же ничего этого не было — то и не будет. И никакой тяги к знаниям ожидать неоткуда. Поэтому дети могут казаться пассивными и лишенными всякого интереса — да они и есть такие в массе своей.

Другая причина того, что у детей нет интереса к обучению, — это, как ни парадоксально, курс на «раннее обучение».

Амбициозные родители стремятся выращивать гениальных детей с пеленок. Учить без всякого представления о возрастных и физиологических возможностях, особенностях нервной системы, специфики развития ребенка.

Детей учат писать с двух лет, требуют чтения и счета, дети сидят за партами во всевозможных «школах юного гения».

В детском саду, где еще существуют какие-то представления о нормах, эти нормы пересматривались столько раз, что время, отведенное для занятий, больше, чем время на игру и прогулки. В старших группах дети преимущественно учатся и учатся. Потому что это — проверяют. Именно по этому показателю оценивается работа педагога. А сколько он там гулял или играл с детьми — не так важно.

Дети не играют, не гуляют, не двигаются и накапливают не просто антипатию, а ненависть к обучению.

С подростками другая картина: они ходят в школу иногда даже относительно охотно. Но опять же не из-за возможности что-то там узнать, а потому что у них там друзья, приятели, общение, интриги, опыт выстраивания социальных взаимоотношений.

Процент тех, кто ходит в школу учиться, удручающе мал. Конечно, если есть чудо-педагог, который смог заинтересовать своим предметом, увлечь чем-то, стимулировать интерес и стремление к знаниям в какой-то области, — таких детей больше. Но мало кому так везет».

«Инертность школьников — результат наших собственных «усилий», — считает Елена Волкова. — Несвоевременно раннее и неадекватное обучение детей, неучет возрастных и индивидуальных возможностей, унифицированный подход в образовании, невозможность формирования познавательных интересов и потребностей и многое другое.

И это невозможно исправить установками видеокамер хоть на каждой парте. Можно загнать лошадь в воду, но нельзя заставить ее пить».

В тренде

Ужесточение сейчас в тренде.

Если что-то не получается, первая реакция властей — ужесточать.

Вводить наказания, фиксировать нарушения, устанавливать веб-камеры, следить и контролировать.

Ставить ловушки, чтоб каждый нарушитель знал: мышь не проскочит, наказание неминуемо.

Примечательно, что именно такой подход к решению проблем характерен для людей с неразвитой познавательной мотивацией. Не желающих и не умеющих узнавать новое, учиться и докапываться до сути.

P.S. Камера с установкой стоит порядка 5 тысяч рублей. В России 44 тысячи школ. В школе минимум 10 классных комнат, а если там учатся две или даже три параллели, тогда комнат должно быть 20 или 30.

На все общее образование (то есть на все школы) из федерального бюджета в качестве межбюджетных трансфертов в 2015 году выделяется 16 468 млн руб. Каждый седьмой (а может, и каждый пятый) рубль пойдет на установку видеокамер, если депутаты решат все-таки реализовать эту свою затею. А всего на нее понадобится минимум 220 млн рублей.

Выбор редакции
Каждая хозяйка должна научиться правильно варить бульон, чтобы он был прозрачным. Его используют для заливного, супа, холодца и соуса....

Домашние вечеринки настолько вошли в моду у европейцев, что их устраивают едва ли не каждую неделю. Вкусная еда, приятная компания, много...

Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...

Характерными блюдами для национальной венгерской кухни считаются те, в которых использовано большое количество молотой паприки, репчатого...
Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...
Три дня длилось противостояние главы управы района "Беговой" и владельцев легендарной шашлычной "Антисоветская" . Его итог – демонтаж...
Святой великомученик Никита родился в IV веке в Готии (на восточной стороне реки Дунай в пределах нынешней Румынии и Бессарабии) во...
РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 07 мая 2014 года г. Ефремов Тульская областьЕфремовский районный суд Тульской области в...
Откуда это блюдо получило такое название? Лично я не знаю. Есть еще одно – «мясо по-капитански» и мне оно нравится больше. Сразу...