Чрезвычайные ситуации их классификация. Чрезвычайные ситуации


«Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени»

Основные вопросы темы

1.

2. Причины аварий и катастроф техногенного характера.

Литература.

1. Обеспечение безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие // Под ред. В.Я. Сюнькова. М.: Центр инноваций в пе­дагогике. 1996.

2. А.П.Зайцев. Чрезвычайные ситуации. Краткая характерис­тика и классификация. // Библиотечка журнала "Военные зна­ния". М.: 1997.

3. Проблемы базопасности при чрезвычайных ситуациях // М.: ВИНИТИ, 1996, вып.4. С.

1. Основные понятия. Классификация чрезвычайных ситуаций.

Основные понятия

Чрезвычайные ситуации (ЧС) возникают на планете Земля постоянно как из-за воздействия природных стихийных явле­ний, так и в результате аварий и катастроф техногенного харак­тера, т.е. являющихся непосредственным следствием деятельно­сти человека.

За 30 лет, с 1962 по 1992 годы, в мире от ЧС пострадало бо­лее 3 млрд человек, из них погибло более 4 млн. Прямой эконо­мический ущерб составил свыше 337 млрд долларов. Среднего­довой рост социально-политических и экономических потерь от природных и техногенных ЧС составил по числу погибших 43%, по числу пострадавших - 9% и по материальному ущербу - свы­ше 10%.

В России за 1991-1996 гг. от ЧС различного характера (без учета аварий, катастроф на дорогах и бытовых пожаров) постра­дало более 268 тыс. человек. Прямой экономический ущерб со­ставил свыше 9 трлн рублей.

Увеличение материальных потерь от природно-техногенных чрезвычайных ситуаций, по подсчетам специалистов, приведет к тому, что значительная часть (от 10 до 15 процентов) валового национального продукта будет расходоваться не на экономичес­кое и социальное развитие, а на аварийно-спасательные работы, оказание помощи пострадавшим и восстановление разрушенно­го. Это, в свою очередь, создает определенную угрозу развитию государства. 1 »

На территории России число чрезвычайных ситуаций непре­рывно растет:

1990 г. - произошло 300 ЧС, пострадало 2850 чел;

1991 г. - 353 ЧС, пострадало 6216 чел;

1993 г. - 1182 ЧС, пострадало 11357 чел;

1995 г. - 1474 ЧС, пострадало 49680 чел, их которых 4400 по­гибло;

1997 г. - по сравнению с 1996 г. общее количество ЧС увели­чилось на 20%, произошло 1665 ЧС, пострадал 83051 человек, погибло 1735 человек, материальный ущерб составил 7,976 трлн рублей. 1 "

Приведенная статистика убедительно свидетельствует о необ­ходимости постоянного внимания всех государств, ученых, об­щественности к проблеме защиты людей от аварий, катастроф, стихийных и экологических бедствий.

Совместная борьба с негативными последствиями чрезвычай­ных ситуаций требует единого научного аппарата, однозначного понимания основных понятий. Именно поэтому первая статья российского федерального закона "О защите населения и терри­торий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного ха­рактера" называется "Основные понятия".

КУДА ЗВОНИТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ Главное управление по делам ГО и ЧС г. Москвы 924-89-53, 229-20-20, Служба спасения 937-99-11.

Базовым понятием при решении различных вопросов науч­ного и практического плана является определение чрезвычайной ситуации.

Известны три основных определения ЧС:

"Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного при­родного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей".(Закон "О защите населения и тер­риторий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", принятый в 1994г.);

"ЧС - нарушение нормальных условий жизни и деятельности людей на объекте или определенной территории (акватории), вызванное аварией, катастрофой, стихийным или экологичес­ким бедствием, эпидемией, эпизоотией (болезнь животных), эпифитотией (поражение растений), применением возможным противником современных средств поражения и приведшее или могущее привести к людским или материальным потерям".

(ГОСТ Р 22.0.02-94. БЧС Термины и определения основных понятий);

"Чрезвычайной называ­ется ситуация, при которой на территории или объекте возникает угроза жизни и здоровью людей и ожидает­ся материальный ущерб при условии, что объект или данная территория не могут самостоятельно справиться со сложившейся обстанов­кой. (Международное опре­деление чрезвычайной ситу­ации).

Закон определяет и другие основные понятия.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - комплекс меропри­ятий, проводимых заблаговременно и направленных на макси­мально возможное уменьшение риска возникновения чрезвы­чайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, сни­жение размеров ущерба окружающей.природной среде и матери­альных потерь в случае их возникновения.

Ликвидация чрезвычайных ситуаций - аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружа­ющей природной среде и материальных потерь, а также на ло­кализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.

Зона чрезвычайной ситуации - территория, на которой сложи­лась чрезвычайная ситуация.

Каталог основных понятий Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) содержит полный спектр терминов и определений.

Авария - ЧС техногенного характера, происшедшая по конст­руктивным, производственным, технологическим или эксплуа­тационным причинам, либо из-за случайных внешних воздейст­вий, и заключающаяся в повреждении, выходе из строя, разру­шении технических устройств или сооружении.

Катастрофа - крупная авария, повлекшая за собой человече­ские жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяже­лые последствия.

Стихийное бедствие - катастрофическое природное явление (или процесс), которое может вызвать многочисленные челове­ческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тя­желые последствия

Экологическое бедствие (экологическая катастрофа) - чрезвы­чайное событие особо крупных масштабов, вызванное изменени­ем (под воздействием антропогенных факторов) состояния суши, атмосферы, гидросферы и биосферы и отрицательно повлиявшее на здоровье людей, их духовную сферу, среду обитания, экономи­ку или геносферу. Экологические бедствия часто сопровождают­ся необратимыми изменениями природной среды

Классификация чрезвычайных ситуаций

Классификация ЧС производится по различным признакам

В их числе причины возникновения и масштабы ЧС, интен­сивность и длительность воздействия поражающих факторов, численность пострадавших (пораженных) людей, величина эко­номического ущерба и степень влияния на природную среду

Так по масштабу распространения и тяжести последствий ЧС подразделяются на локальные, местные, территориальные, реги­ональные, федеральные и трансграничные

Постановлением Правительства РФ №1094 от 1309.96 г. ут­верждено "Положение о классификации ЧС природного и техногенного характера", установившее единый подход к оценке чрезвычайных ситуации природного и техногенного характера, определению границ их зон и адекватному реагированию на них Введены количественные критерии определения масштаба ЧС в зависимости от количества пострадавших людей, у которых ока­зались нарушены условия жизнедеятельности, от размера мате­риального ущерба, а также границы зон распространения пора­жающих факторов

1.Локалъные - это ЧС, в результате которой пострадало не бо­лее 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет не бо­лее 1 тыс минимальных размеров оплаты труда на день возник­новения ЧС и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пре­делы объекта производственного или социального назначения

2. Местная - в результате которой пострадали свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свы­ше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб состав­ляет свыше 1 тыс, но не более 5 тыс минимальных размеров оп­латы труда на день возникновения ЧС и зона чрезвычайной ситу­ации не выходит за пределы населенного пункта, города, района

3.Территориальная - в результате которой пострадали свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедея­тельности свыше 300, но не более 500 человек, либо материаль­ный ущерб составляет свыше 5 тыс, но не более 0,5 млн мини­мальных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС и зо­на чрезвычайной ситуации не выходит за пределы субъекта РФ

4.Региональная - в результате которой пострадали свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятель­ности свыше 500, но не более 1000 человек, либо материальный ущерб свыше 0,5 млн, но не более 5 млн минимальных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС и зона чрезвычайной ситуации охавтывает территорию двух субъектов РФ

З.Федеральная - в результате которой пострадали свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 млн ми-нимальних размеров оплаты труда на день возникновения ЧС и зона чрезвычайной ситуации выходит за пределы более чем двух субъектов РФ

6.Трансграничная - это такая ЧС, поражающие факторы кото-рои выходят за пределы РФ, либо чрезвычайная ситуация, кото­рая произошла за рубежом и захватывает территорию России

Указанная классификация чрезвычайных ситуации по их масштабу играет значительную роль в практике работы юристов и экономистов при решении вопросов возмещения расходов на ликвидацию ЧС через страхование, обращение в органы испол­нительной власти по финансированию на восстановление объ­ектов экономики и территории, пострадавших в результате чрез­вычайных ситуации, при определении меры ответственности ви­новников ЧС и т п

Чрезвычайные ситуации классифицируют также по группам, типам и видам лежащих в их основе чрезвычайных событий

Согласно базовой классификации ЧС, используемой в Еди­ной государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуации имеются следующие группы ЧС

Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери или нарушения условий жизнедеятельности людей.

Авария – чрезвычайное событие техногенного характера, произошедшее по конструктивным, производственным, технологическим или эксплуатационным причинам либо из-за случайных внешних воздействий и заключающееся в повреждении, выходе из строя, разрушении технических устройств или сооружений.

Катастрофа – крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия.

Опасное природное явление – стихийное событие природного происхождения, которое по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности может вызвать отрицательные последствия для жизнедеятельности людей, экономики и природной среды.

Стихийное бедствие – катастрофическое природное явление (или процесс), которое может вызвать многочисленные человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия.

Экологическое бедствие (экологическая катастрофа) – чрезвычайное событие особо крупных масштабов, вызванное изменением (под воздействием антропогенных факторов) состояния суши, атмосферы, гидросферы и биосферы и отрицательно повлиявшее на здоровье людей, их духовную сферу, среду обитания, экономику или генофонд. Экологические бедствия часто сопровождаются необратимыми изменениями природной среды.

Всю совокупность возможных чрезвычайных ситуаций целесообразно разделить на конфликтные и бесконфликтные . К первым относят военные столкновения, экономические кризисы, экстремистскую политическую борьбу, социальные взрывы, национальные и религиозные конфликты, терроризм, разгул уголовной преступности. Ко вторым относятся чрезвычайные ситуации техногенного, природного и экологического характера. Далее будут рассмотрены только бесконфликтные чрезвычайные ситуации. Эти чрезвычайные ситуации классифицируются по значительному числу признаков, описывающих явления с различных сторон их природы и свойств.

    1. Классификация чрезвычайных ситуаций

Во исполнение Федерального закона «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Правительство РФ своим постановлением № 1094 от 13.09.96 г. утвердило «положение о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

В этом постановлении ЧС классифицируются в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ситуациях, или людей, у которых оказались нарушенными условия жизнедеятельности, от размера материального ущерба, а также границы зон распространения поражавших факторов чрезвычайных ситуаций.

Классификация чрезвычайных ситуаций осуществляется по следующим признакам.

1. По причинам возникновения:

1) техногенного (антропогенного) характера;

2) природного характера;

3) экологического характера.

2. По масштабу распространения чрезвычайные ситуации подразделяются на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные (табл. 2).

1). К локальной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет не более 1 тысячи минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения. может быть ликвидированасилами и ресурсами объекта.

Таблица 2

Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабу

Масштаб ЧС

Последствия ЧС

Пострадало, чел.

нарушены условия жизне-деятельности, чел.

материальный ущерб, тыс. МРОТ

зона распространения чс

локальная

В пределах территории объекта

В пределах населенного пункта, города, района

территориальная

В пределах субъекта Российской Федерации

региональная

В пределах нескольких областей (краев) или экономи-ческого района

федеральная

зона чс выходит за пределы территории двух субъектов РФ

трансграничная

ЧС, поражающие факторы которой выходят за пределы РФ, или ЧС, которая произошла за рубежом и затрагивает территорию РФ

2). К местной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1 тысячи, но не более 5 тысяч минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы населенного пункта, города, района.

3). К территориальной относится ЧС, в результате которой пострадало от 50 до 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности от 300 до 500 человек, либо материальный ущерб составил от 5 тысяч до 0,5 миллиона минимальных размеров оплаты труда и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы субъекта Российской Федерации.

4). К региональной относится ЧС, в результате которой пострадало от 50 до 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности от 500 до 1000 человек, либо материальный ущерб составляет от 0,5 до 5 миллионов минимальных размеров оплаты труда. Региональные ЧС распространяются на несколько областей (краев) или экономический район.

5). К федеральной относится ЧС, в результате которой пострадало свыше 500 человек либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 миллионов минимальных размеров оплаты труда. Зона чрезвычайной ситуации выходит за пределы территории двух субъектов РФ.

6). К трансграничной относится чрезвычайная ситуация, поражающие факторы которой выходят за пределы РФ, или ЧС, которая произошла за рубежом и затрагивает территорию РФ.

3. По характеру поражающих факторов или источников опасности:

1) тепловые;

2) химические;

3) радиоактивные;

4) воздействие ударной волны или урагана;

5) гидрологические;

6) биологические.

4. По характеру воздействия на основные объекты поражения:

1) разрушение;

2) заражение;

3) затопление;

4) пожары.

5. По причинам возникновения аварий:

1) неудачные проектные решения, отступление от проектной документации;

2) недооценка действующей нагрузки (снег, производственная пыль, ветер и т.п.);

3) потеря устойчивости (эксцентриситет при приложении нагрузок, иска-жение геометрической формы, неправильная анкеровка опор);

4) некачественное изготовление, монтаж конструкции;

5) нарушение правил эксплуатации (нарушение технологических режимов и правил техники безопасности);

6) аварии в результате усталости, вибраций, коррозии;

7) непредвиденные стихийные бедствия (погодные, геофизические и т.п.).

6. По степени внезапности:

1) внезапные (взрывы, транспортные аварии, землетрясения);

2) быстро распространяющиеся (пожары, выброс АХОВ  , гидродинамиче-ские аварии с образованием волн прорыва, сель);

3) умеренно распространяющиеся (выброс радиоактивных веществ, аварии на коммунальных системах, извержение вулканов, половодье);

4) медленно распространяющиеся (аварии на очистных сооружениях, засуха, эпидемии, экологические отклонения).

7. По отраслям народного хозяйства, где могут возникнуть ЧС:

1) на транспорте;

2) в промышленности и энергетике;

3) в строительстве;

4) в коммунально-жилищной сфере.

8. По долговременности и обратимости последствий:

1) кратковременного воздействия (загрязнение участка местности аварий-но химически опаснымивеществами (АХОВ); затопление отдельных населенных пунктов в период паводка, интенсивного снеготаяния и т.п.);

2) долговременного воздействия (загрязнение местности радиоактивными веществами; спад уровней радиации до допустимых в среднем происходит через 10 периодов полураспада основных радионуклидов).

Для практических нужд общую классификацию ЧС, используемую в единой системе предупреждения и действий в ЧС, строят по группам, типам и видам; при этом их кодируют следующим образом:

1) группы (чрезвычайные ситуации техногенного характера, чрезвычайные ситуации природного характера, чрезвычайные ситуации экологического характера) кодируют однопозиционными номерами;

2) типы ЧС (транспортные аварии, пожары, аварии с выбросами химиче-ски опасных веществ, геофизические опасные явления, ЧС, связанные с изменением суши, и т.д.) кодируют двухпозиционными цифрами;

3) виды ЧС (аварии товарных поездов, аварии на автодорогах, землетря-сения, лесные пожары, наличие тяжелых металлов, в т.ч. радионуклидов и других вредных веществ, и т.д.) кодируют трехпозиционными номерами.

Примеры кодирования чрезвычайных ситуаций приведены ниже.

Пример 1

Произошла чрезвычайная ситуация 1.4.1, что означает:

1 – чрезвычайная ситуация техногенного характера;

4 – авария с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ (РВ);

1 – авария на атомных станциях, атомных энергетических установках производственного и исследовательского назначения с выбросом (угрозой выброса) РВ.

Пример 2

Произошла чрезвычайная ситуация 2.3.2, что означает:

2 (группа ЧС) – чрезвычайные ситуации природного характера;

3 (тип ЧС) – метеорологические и агрометеорологические опасные явления;

2 (вид ЧС) – ураганы (12-15 баллов).

Пример 3

Произошла чрезвычайная ситуация 3.1.2, что означает:

3 – ЧС экологического характера;

1 – ЧС, связанные с изменением состояния суши (почвы, недр);

2 – наличие тяжелых металлов (в т.ч. радионуклидов и других вредных веществ в почве (грунте) сверх предельно допустимых концентраций).

Современный комплекс проблем безопасности. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций

Основные понятия МК

В Федеральном законе "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация определяется как "обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушения условий жизнедеятельности людей".

Это определение служит базовым при решении вопросов классификации ЧС природного и техногенного характера, являющейся важной составной частью научно-методических основ обеспечения противодействия чрезвычайным ситуациям.

В каждом конкретном случае ЧС обусловливается оперативной обстановкой.Оперативная обстановка в районе чрезвычайной ситуации - это характеристика зоны ЧС, полученная на определенный момент времени и содержащая сведения о ее состоянии, поступивших для нее требуемых ресурсах, проведенных работах, а также о различного рода внешних факторах, относящихся к данному событию. Целесообразно также оценивать обстановку на той или иной территории, где существует угроза возникновения ЧС.

В понятийном аппарате чрезвычайных ситуаций важное место занимают термины "авария", "катастрофа", "бедствие".

Авария - чрезвычайное событие техногенного характера, происшедшее по конструктивным, производственным, технологическим или эксплуатационным причинам, либо из-за случайных внешних воздействий, и заключающееся в повреждении, выходе из строя, разрушении технических устройств или сооружений

Производственная или транспортнаякатастрофа - крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия

Опасное природное явление - стихийное событие природного происхождения, которое по своей интенсивности, масштабу распространения и продолжительности может вызвать отрицательные последствия для жизнедеятельности людей, экономики и природной среды.

Стихийное бедствие - катастрофическое природное явление (или процесс), которое может вызвать многочисленные человеческие жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия.

Экологическое бедствие (экологическая катастрофа) - чрезвычайное событие особо крупных масштабов, вызванное изменением (под воздействием антропогенных факторов) состояния суши, атмосферы, гидросферы и биосферы и отрицательно повлиявшее на здоровье людей, их духовную сферу, среду обитания, экономику или генофонд. Экологические бедствия часто сопровождаются необратимыми изменениями природной среды.

Если брать всю совокупность возможных чрезвычайных ситуаций, то их целесообразно первоначально разделить наконфликтные и бесконфликтные (см. рис. 1). К конфликтным прежде всего могут быть отнесены военные столкновения, экономические кризисы, экстремистская политическая борьба, социальные взрывы,

Рисунок 1. Классификация чрезвычайных ситуаций по сфере возникновения.

национальные и религиозные конфликты, противостояние разведок, терроризм, разгул уголовной преступности, широкомасштабная коррупция и др. Мы же рассмотрим бесконфликтные ЧС - техногенного, экологического и природного характера. Они могут быть классифицированы (систематизированы) по значительному числу признаков, описывающих явления с различных сторон их природы и свойств.

В частности, можно построить классификационные структуры по типам и видам чрезвычайных событий, лежащих в основе ЧС, масштабу их распространения, сложности обстановки и тяжести последствий, масштабу и уровням привлекаемых для их ликвидации органов управления, сил и средств.

Чрезвычайные события, лежащие в основе ЧС, в свою очередь можно классифицировать (систематизировать) по сущности и характеру базовых явлений и процессов, важнейшим признакам проявления (типам и видам); характеру поражающих факторов или источников опасности (тепловые, химические, радиационные, биологические и т.д.); месту возникновения или принадлежности; основным причинам возникновения (конструктивные, производственные, эксплуатационные, погодные, геофизические и др.); интенсивности протекания; масштабам воздействия (поражения); характеру воздействия на основные объекты поражения (разрушение, заражение, затопление и др.); содержанию и характеру последствий; долговременности и обратимости последствий и т.д.

Для практических нужд общую классификацию ЧС лучше всего построить по типам и видам лежащих в их основе чрезвычайных событий. Она будет наиболее обобщающей, так как раскрывает сущность явлений, происходящих при чрезвычайных событиях и в значительной мере определяющих складывающиеся ЧС.

Важной является также классификация, построенная по масштабу распространения чрезвычайных событий. При этом следует иметь в виду, что учитываются не только размеры территории, подвергнувшейся воздействию ЧС, но и возможные ее косвенные последствия. Это, скажем, тяжелые нарушения организационных, экономических, социальных и других существенных связей, действующих на значительных расстояниях. Кроме того, принимается во внимание тяжесть последствий, которая и при небольшой, площади ЧС порой может быть огромной и трагичной.

Чрезвычайное событие - зональное происшествие техногенного, антропогенного или природно­го происхождения, заключающееся в резком отклонении от нормально протекающих процессов или явлений и оказывающее отрицательное воздействие на жизнедеятельность человека, функциониро­вание экономики, социальную сферу и природную среду.

При этом под нормой понимается такое протекание процесса или явления, к которому населе­ние и производство приспособились путем длительного опыта или специальных научно-технических разработок.

Чрезвычайные условия - характерные меры общей обстановки, сложившиеся в соответствую­щей зоне (на объекте, в регионе и др.) в результате чрезвычайного события и других одновременно действующих усугубляющих или стабилизирующих факторов, в том числе местных особенностей.

Чрезвычайная ситуация - совокупность исключительных обстоятельств, сложившихся в соответствующей зоне в результате чрезвычайного события техногенного, антропогенного или природного характера, а также под влиянием возникших чрезвычайных условий.

Обстановка в районе ЧС - конкретная характеристика зоны (объекта, региона и др.), в которой сложилась чрезвычайная ситуация, выявленная на определенный момент времени и содержащая сведения о состоянии, последствиях, ресурсах и проведенных работах, а также данные о внешних условиях. К чрезвычайным ситуациям мирного и военного времени относятся:

· аварии;

· крупные аварии;

· опасные природные явления;

· стихийные бедствия;

· экологические бедствия;

· экологические катастрофы;

· социальные, политические, национальные явления.

Экологическое бедствие - ЧС, вызванное изменением под действием антропогенных факторов состояния суши, атмосферы, гидросферы и биосферы, и заключающееся в проявлении резкого отрицательного влияния этих изменений на здоровье людей, их духовную сферу, среду обитания, экономику или генофонд.

Экологическая катастрофа - экологическое бедствие особо крупных масштабов и наиболее тяжких последствий, как правило сопровождающееся необратимыми изменениями природной среды.

Для правильной оценки возникающих происшествий и явлений существуют критерии для отнесения возникающей ситуации к чрезвычайной (см. таб. 1). Только наличие одновременно всей совокупности критериев позволяет классифицировать ситуацию как чрезвычайную.

С учетом рассмотрения данных критериев: ЧС - внешне неожиданная, внезапно возникающая обстановка, характеризирующаяся неопределенностью и сложностью принятия решения, остро конфликтностью и стрессовым состоянием населения, значительным социально-экологическим и экономическим ущербом прежде всего человеческими жертвами и вследствие всего этого необходимостью крупных людских, материальных и временных затрат на проведение эвакуационно-спасательных работ и ликвидацию последствий ЧС, как правило именуется по лежащему в ее основе чрезвычайному событию.

Основные последствия ЧС - разрушения, затопления, массовые пожары, радиоактивные загрязнения (заражение), бактериальное (биологическое) заражение, химическое заражение и т.д., гибель населения Масштаб последствий (ущерб) ЧС - количество заболеваний, травм, смертей, экономические потери и т.д. (является следствием взаимодействия многих явлений - причин, факторов).

Таблица 1

Критерии для отнесения возникающей ситуации к чрезвычайной .

№ пп Тип критерия Качественное описание критерия
1. Временной Внешняя внезапность, неожиданность, быстрое развитие событий.
2. Социально-экологический Человеческие жертвы, эпидемия, метагенез, эпизоотии, массовый падеж скота, вывод из производства значительной части природных ресурсов, с/х угодий и культур.
3. Социально-психологический Стрессовое состояние (страх, депрессия, паника и пр.). Дестабилизация психологической устойчивости населения в пост кризисный период.
4. Социально-экономический Остро конфликтность, взрывоопасность, усиление внутриполитической напряженности, широкий внутриполитический резонанс. Усиление международной напряженности, широкий международный резонанс.
5. Экономический Значительный экономический ущерб в денежном и натуральном выраже­нии. Выход из строя целых инженерных систем и сооружений. Необходи­мость значительных материальных затрат на восстановление и компенса­цию, создание страховых фондов. Необходимость использования большого количества техники для предотвращения ситуации и ликвидации ее последствий.
6. Организационно-управленческий Неопределенность ситуации, сложность прогнозирования хода событий принятия решения. Необходимость привлечения большого количества раз­ных специалистов и организаций. Необходимость масштабных эвакуацион­ных и спасательных работ.

Классификация чрезвычайных ситуаций

Чрезвычайные ситуации классифицируются в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ситуациях, людей, у которых оказались, нарушены условия жизнедеятельности, размера материального ущерба, а также границы зон распространения поражающих Факторов чрезвычайных, ситуаций.

Так вот, по масштабу распространения и тяжести последствий ЧС подразделяются на локальные, объектовые, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные (глобальные) (таб. 2).

К локальной (частной) относится ЧС, в результате которой пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия. Жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб. Составляет не более 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит территориально и организационно за пределы рабочего места или участка, малого отрезка дороги, усадьбы, квартиры.Объектовые ограничиваются пределами производственного или иного объекта и могут быть ликвидированы его силами и ресурсами (в том числе силами специализированных формирований).

К местной - относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы населенного пункта, города, района, области, края, республики и устраняются их силами, средствами и другими ресурсами.

Таблица 2.

К территориальной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 300, но не более 500 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 тыс., по не более 0,5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуаций и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы субъекта РФ.

К региональной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 500, но не более 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 0.5 млн., но не более 5 млн.

минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона ЧС распространяется на несколько областей (краев, республик) или экономических районов. Для ликвидации их последствий нужны объединенные усилия этих территорий, а также участие федеральных сил, средств и ресурсов.

К федеральной (национальной) относится чрезвычайная ситуация в результате которой пострадало свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации охватывает обширную территорию страны, но не выходит за ее границы. Здесь задействуются силы, средства и ресурсы всего государства. Часто прибегают и к иностранной помощи.

К трансграничной (глобальной) относится чрезвычайная ситуация, поражающие факторы которой выходят за пределы Российской Федерации, либо чрезвычайная ситуация, которая произошла за рубежом и затрагивает территорию Российской Федерации. Их последствия устраняются силами и средствами как пострадавших государств, так и международного сообщества.

Каждому виду чрезвычайных ситуаций свойственна своя скорость распространения опасности, являющаяся важной составляющей интенсивности протекания чрезвычайного события и характеризующая степень внезапности воздействия поражающих факторов. С этой точки зрения такие события можно подразделить навнезапные (взрывы, транспортные аварии, землетрясения и т.д.),с быстро (пожары, выброс газообразных АХОВ гидродинамические аварии с образованием волн прорыва, сель и др.),умеренно (выброс радиоактивных веществ, аварии на коммунальных системах, извержения вулканов, половодья и пр.) и медленно распространяющейся опасностью (аварии на очистных сооружениях, засухи, эпидемии, экологические отклонения и т.п.).

К ликвидации чрезвычайных ситуаций могут привлекаться Вооруженные Силы Российской Федерации, Войска гражданской обороны РФ, другие войска и воинские формирования в соответствии с законодательством РФ. Ликвидация чрезвычайной ситуации считается завершенной по окончании проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Все чрезвычайные ситуации (антропогенного, техногенного и природного происхождения (характера)) могут быть классифицированы по значительному количеству признаков, описывающих эти явления с различных характерных сторон их природы и свойств. Каждая ЧС имеет свою физиче­скую сущность, свои, только ей присущие причины возникновения, движущие силы развития, свои особенности воздействия на человека и окружающую среду.

Чрезвычайные ситуации классифицируют:
по природе возникновения - природные, техногенные, экологические, биологические, антропогенные, социальные и комбинированные;
по масштабам распространения последствий - локальные, объектовые, местные, национальные, региональные, глобальные;
по причине возникновения - преднамеренные и непреднамеренные (стихийные);
по скорости развития - взрывные, внезапные, скоротечные, плавные;
по возможности предотвращения - неизбежные (природные), предотвращаемые (техногенные, социальные), антропогенные.
по ведомственной принадлежности.
К техногенным относят ЧС, происхождение которых связано с техническими объектами, - пожары, взрывы, аварии на химически опасных объектах, выбросы радиоактивных веществ, обрушение зданий, аварии на системах жизнеобеспечения.
К природным относятся ЧС, связанные с проявлением стихийных сил природы, - землетрясения, наводнения, извержения вулканов, оползни, сели, ураганы, смерчи, бури, природные пожары и др.
К экологическим ЧС относятся аномальное природное загрязнение атмосферы, разрушение озонового слоя земли, опустынивание земель, засоление почв, кислотные дожди и др.
К биологическим ЧС относятся эпидемии, эпизоотии, эпифитотии.
К социальным ЧС относятся события, происходящие в обществе, - межнациональные конфликты, терроризм, грабежи, геноцид, войны и др.
Антропогенные ЧС являются следствием ошибочных действий людей.
Локальные ЧС - это чрезвычайные ситуации, масштабы которых ограничиваются одной промышленной установкой, поточной линией, цехом, небольшим производством или какой-то отдельной системой предприятия. Для ликвидации последствий достаточно сил и средств, имеющихся на пострадавшем объекте.

Об-Бектовые ЧС - это чрезвычайные ситуации, когда последствия ограничиваются территорией завода, учреждения, учебного заведения, но не выходят за рамки объекта. Для их ликвидации привлекают хотя и все силы и средства предприятия, но их достаточно, чтобы справиться с аварийной ситуацией.
Местные ЧС - это чрезвычайные ситуации, масштабы которых ограничены поселком, городом, районом, отдельной областью. Для ликвидации последствий достаточно сил и средств, имеющихся в непосредственном подчинении местной власти, начальника ГО, его комиссии по ЧС, а также на объектах промышленности, транспорта, сельского хозяйства, расположенных на их территории. В отдельных случаях могут привлекаться воинские части гражданской обороны и другие подразделения МЧС.
Национальные ЧС - это чрезвычайные ситуации, которые охватывают несколько экономических районов, но не выходят за пределы страны. Последствия ликвидируются силами и ресурсами страны, зачастую с привлечением иностранной помощи.
Региональные ЧС - это чрезвычайные ситуации, распространяющиеся на несколько областей, республик, крупный регион. Их ликвидацией занимаются, как правило, региональные центры МЧС или специально создаваемые министерством (правительством) оперативные группы. Для проведения спасательных и других неотложных работ привлекают кроме всех видов формирований подразделения МЧС, МВД и МО.
Глобальные ЧС - это чрезвычайные ситуации, последствия которых настолько велики, что захватывают значительные территории, несколько республик, краев, областей и сопредельные страны. Для ликвидации последствий привлекают силы МЧС, МО, МВД, ФСБ. Проведением спасательных и других неотложных работ, как правило, занимается специально созданная правительственная комиссия или лично начальник ГО страны - Председатель Правительства.
По ведомственной принадлежности различают ЧС в следующих отраслях народного хозяйства:
в промышленности;
в строительстве;
на транспорте;
в жилищно-коммунальной сфере;
в сельском хозяйстве;
в лесном хозяйстве и т. д.

По материалам книги - "Безопасность жизнедеятельности" Под редакцией проф. Э. А. Арустамова.

В настоящем материале под понятием "объект экономики" понимается государственное, арендное или иное предприятие, учреждение или организация сферы материального производства либо непроизводственной сферы хозяйства, объединенное единой системой управления и расположенное на единой площадке.

В единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций предприятия как объекты экономики классифицируются по основным показателям, имеющим определяющее значение в вопросах обеспечения техногенной безопасности населения и территорий, а также взаимодействия территориальных органов управления и органов госнадзора по обеспечению промышленной безопасности.

При решении задач обеспечения безопасности в техносфере наиболее важными критериями оценки и классификации объектов являются:

Ø форма собственности предприятия;

Ø техническая сложность объекта экономики;

Ø виды опасности, которые исходят с территории объекта;

Ø этап эксплуатации объекта;

Ø важность объекта в экономике государства либо субъекта РФ;

Ø порядок функционирования в чрезвычайных ситуациях (условиях);

Ø критерий в соответствии с Нормами международного гуманитарного права;

Ø ведомственная принадлежность.

Формы собственности предприятий были рассмотрены выше. Остается лишь отметить, что в зависимости от формы собственности в сочетании с рентабельностью определяется успех работы по обеспечению безопасности и безаварийности производства, активность и инициативность персонала в рассматриваемой области.

Из огромного перечня промышленных предприятий, а также учреждений и организаций в интересах обеспечения пристального контроля и надзора выделяется особая группа объектов. Состав этой группы определен Минстроем РФ и определяется как технически особо сложные объекты .

К ним относятся:

Ø ядерно и (или) радиационно опасные объекты (атомные станции, исследовательские реакторы, предприятия топливного цикла, объекты временного и долговременного хранения ядерного топлива и радиоактивных отходов);

Ø объекты уничтожения и захоронения химических и других опасных отходов;

Ø гидротехнические сооружения 1 и 2 класса;

Ø объекты обустройства нефтяных месторождений на шельфах морей;

Ø магистральные газо-, нефте- и продуктопроводы с давлением более 6 Мпа;

Ø крупные склады для хранения нефти и нефтепродуктов (свыше 20тыс. тонн) и изотермические хранилища сжиженных газов;

Ø объекты, связанные с производством, получением или переработкой жидкофазных и твердых продуктов, обладающих взрывчатыми свойствами и склонных к спонтанному разложению;

Ø предприятия по подземной и открытой (глубина разработки свыше 150 м) добыче и переработке (обогащению) твердых полезных ископаемых;

Ø тепловые электростанции мощностью свыше 600 МВт;

Ø морские порты, аэропорты с длиной взлетно-посадочной полосы 1800 м и более, мосты и тоннели длиной более 500м, метрополитены;

Ø крупные промышленные объекты с численностью занятых более 10 тысяч человек.

В проектах строительства этих объектов в проектной документации обязательно рассматриваются инженерно-технические мероприятия гражданской обороны и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций. Вопросы обеспечения безопасности потенциально опасных и технически особо сложных объектов подлежат государственной экспертизе уже на этапе проектирования предприятий.

Одним из важнейших признаков является опасность объекта (учреждения, организации). Органами, специально уполномоченными в области промышленной безопасности и безопасности населения и территорий, используются несколько основных понятий предприятий, реально представляющих опасность для рабочих, служащих, населения и окружающей среды:

Ø потенциально опасный объект;

Ø опасный производственный объект.

Первым и самым важным признаком является опасность объекта. В соответствии с ГОСТ Р 22.0.02-94 потенциально опасным (ПОО) называется объект , на котором используют, производят, перерабатывают, хранят или транспортируют радиоактивные, взрыво-, пожароопасные, опасные химические и биологические вещества (материалы), создающие реальную угрозу возникновения источника ЧС, либо применяют опасные технологические процессы.

Кроме того, в соответствии с Законом Российской Федерации "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (1997г.) к категории опасных производственных объектов относятся те, на которых:

Ø получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества: воспламеняющиеся газы, окисляющие вещества, горючие вещества, взрывчатые вещества, токсичные вещества, высокотоксичные вещества, вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды в количествах, превышающих нормы, установленные этим законом;

Ø используется оборудование, работающее под давлением более 0,07МПа или при температуре нагрева воды более 115°С;

Ø используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры;

Ø получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на их основе;

Ø ведутся горные выработки по обогащению полезных ископаемых и работы в подземных условиях.

Обобщая, можно отметить основные потенциально опасные объекты:

Ø радиационно опасные объекты (промышленные предприятия);

Ø ядерно опасные объекты;

Ø химически опасные объекты;

Ø взрыво-, пожароопасные промышленные предприятия;

Ø гидродинамически опасные объекты;

Ø биологически опасные предприятия (объекты);

Ø транспортные предприятия;

Ø объекты - источники электромагнитных излучений;

Ø объекты полигенной опасности.

К категории радиационно опасных объектов относятся те, на которых используют, хранят, перерабатывают или транспортируют радиоактивные вещества, при аварии или разрушении которых может произойти облучение ионизирующим излучением или радиоактивное загрязнение людей, сельскохозяйственных животных и растений, объектов экономики, а также окружающей природной среды.

Отнесение к радиационно опасным и ядерно опасным объектам производится компетентными органами в соответствии с законодательством Российской Федерации. В частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года № 238 утвержден перечень особо радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов. В этом перечне более ста организаций. Безопасность таких объектов контролирует и обеспечивает Госатомнадзор, Минатом, Госкомэкология, МАГАТЭ, органы исполнительной власти административно-территориальных образований.

К химически опасным относятся объекты , на которых хранят, перерабатывают, используют или транспортируют опасные химические вещества, при аварии на которых или при разрушении которых может произойти гибель или химическое заражение людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также химическое заражение окружающей природной среды. На территории Российской Федерации таких объектов насчитывается более трех с половиной тысяч.

Взрыво-, пожароопасным является объект , на котором производят, используют, перерабатывают, хранят или транспортируют легковоспламеняющиеся и взрыво-, пожароопасные вещества, создающие реальную угрозу возникновения чрезвычайной техногенной ситуации.

Состав гидротехнических сооружений , представляющих опасность для населения, определен Законом Российской Федерации "О безопасности гидротехнических сооружений" от 23 июня 1997 г.

Биологически опасные объекты - объекты, на которых возможна авария, сопровождающаяся распространением опасных биологических веществ в количествах, создающих опасность для жизни и здоровья людей, сельскохозяйственных животных и растений, приводящих к ущербу окружающей природной среды.

Особое место в классификации потенциально опасных объектов занимают объекты полигенной опасности , т.е. объекты, обладающие различными источниками опасности и характеризующиеся более чем одним видом опасности.

Объекты полигенной опасности , одной из характеристик которых является взрыво-, пожароопасность, склонны к реализации в чрезвычайных ситуациях эффекта "домино" и представляются как одни из наиболее опасных и сложных с точки зрения локализации аварии и проведения спасательных работ.

По результатам прогнозирования ЧС техногенного характера потенциально опасные объекты категорируются по степени опасности в зависимости от возможных на них ЧС следующим образом:

Ø потенциально опасные объекты федерального значения - если на них определена возможность возникновения федеральных и/или трансграничных ЧС с частотой (вероятностью), выше установленной Министерством по делам ГО ЧС;

Ø потенциально опасные объекты регионального значения - если на них определена возможность возникновения региональных ЧС с частотой (вероятностью), выше установленной Министерством по делам ГО ЧС;

Ø потенциально опасные объекты местного значения - если на нихопределена возможность возникновения местных и территориальных ЧС с частотой (вероятностью), выше установленной Министерством по делам ГО ЧС;

Отнесение потенциально опасных объектов к той или иной категории и зависимости от возможных на них ЧС производится на основе вероятностной оценки органами управления по делам ГО и ЧС субъектов Российской Федерации. Сведения о категорировании представляются в МЧС России.

Вероятность возникновения ЧС на объекте экономики, как показывает практика, зависит от этапа его функционирования, так как параметры, характеризующие его опасность по отношению, прежде всего, к населению, могут изменяться, а также могут изменяться виды опасностей и их количество. Каждый из этапов существования промышленного предприятия характеризуется, как это было отмечено выше, своим набором присущих предприятию опасностей и соответственно мероприятий органов управления РСЧС по предупреждению ЧС.

В связи с этим практически оправдана классификация промышленных предприятий по этапам их существования :

Ø проектируемые промышленные объекты;

Ø строящиеся объекты;

Ø вводимые в эксплуатацию и производящие пусконаладочные работы;

Ø нормально функционирующие предприятия;

Ø реконструируемые и расширяющиеся предприятия;

Ø технически перевооружаемые;

Ø перепрофилируемые;

Ø законсервированные объекты;

Ø промышленные объекты, выводимые из эксплуатации;

Ø аварийные объекты на любом этапе их функционирования.

Даже без предварительной оценки понятно, что на каждом этапе работы объекта вероятность возникновения аварийной ситуации (ЧС в том числе) будет различна. Соответственно этой величине должна быть определена степень внимания к объекту органов, уполномоченных в области безопасности.

В системе Гражданской обороны РФ в интересах обеспечения устойчивого функционирования объектов экономики в чрезвычайных условиях (под термином "чрезвычайные условия" здесь и далее понимаются условия военного времени) промышленные предприятия как объекты ГО в зависимости от важности их в обеспечении устойчивости экономики государства в целом подразделяются на:

Ø объекты особой важности;

Категория объекта зависит от вида выпускаемой продукции, ее объема, от численности работающего персонала и важности этой продукции в сфере обеспечения безопасности государства (объема выпускаемой продукции, работ, услуг). Порядок отнесения организаций к категориям по Гражданской обороне утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации в 1998г.

Как правило, категорированные объекты имеют особые обязательства перед государством по выпуску важнейших для экономики страны видов продукции и выполнению услуг либо работ. В зависимости от организации функционирования в чрезвычайных условиях объекты разделяются на:

Ø прекращающие свою деятельность на определенной территории, подверженной воздействию опасных факторов в чрезвычайных условиях, либо ситуациях;

Ø переносящие свою деятельность на территорию вне опасных зон;

Ø продолжающие работу в опасных зонах;

Ø объекты-дублеры.

Перечень объектов, продолжающих свою работу в чрезвычайных условиях, определяется Правительством РФ, органами управления министерств и ведомств и Суженным Заседанием органов исполнительной власти от Субъекта РФ до муниципального образования. Уточняя особенности функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях, территориальные органы исполнительной власти тем самым определяют перечень производств и объектов, устойчивость деятельности которых в зоне ЧС необходимо обеспечить. Очевидно, что нет смысла тратить силы и средства на те объекты, деятельность которых можно прекратить уже при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации либо в чрезвычайных условиях.

В зависимости от рассматриваемого периода (мирное время, военное время) перечень таких объектов может быть различным.

В системах РСЧС и ГО особое место занимают предприятия (объекты) жизнеобеспечения, устойчивость функционирования которых важна как в чрезвычайных условиях (ЧУ), так и в чрезвычайных ситуациях (ЧС) . К ним относятся:

Ø объекты (предприятия) топливно-энергетического комплекса;

Ø учреждения управления;

Ø предприятия (объекты) связи;

Ø объекты здравоохранения;

Ø объекты (предприятия) транспорта;

Ø предприятия пищевой промышленности;

Ø предприятия коммунального хозяйства и бытового обслуживания;

Ø строительные организации и предприятия по производству строительных материалов;

Ø производители средств спасения;

Ø ремонтные предприятия;

Ø предприятия и учреждения средств массовой информации;

Ø другие предприятия, деятельность которых важна в ЧС.

Состав объектов жизнеобеспечения для каждой конкретной территории определяется комиссией по чрезвычайным ситуациям ATE. Проект перечня таких объектов готовит отдел, управление (главное управление) по делам ГОЧС и после утверждения списка контролирует выполнение мероприятий по подготовке к устойчивому функционированию в чрезвычайных ситуациях, определенных перечнем объектов. Одновременно территориальные органы управления РСЧС в составе предприятий жизнеобеспечения должны обратить внимание на объекты, безаварийная остановка которых самапо себе может привести к чрезвычайной ситуации на подконтрольной территории. Примером может служить остановка работы теплоцентрали в холодное время года.

Если говорить обобщенно, то к рассматриваемому спискутаких объектов относятся:

Ø объекты топливно-энергетического комплекса;

Ø объекты транспорта;

Ø объекты водоснабжения;

Ø объекты здравоохранения и другие.

Классифицируя объекты экономики, нельзя обойти вниманием классификацию объектов, определенную Нормами международного гуманитарного права. В частности, ими определены такие понятия, как "военный объект", "гражданский объект" . Отнесение рассматриваемого объекта к той или иной категории одновременно предопределяет понимание опасностей, которым он может быть подвергнут в военное время. Соответственно и мероприятия по защите этих объектов будут различными. Женевская конвенция "О защите гражданского населения во время войны" дает понятие военного объекта: "Военные объекты ограничиваются теми объектами, которые в силу своего характера, расположения, назначения и использования «носят эффективный вклад в военные действия, а полное или частичное разрушение, захват или нейтрализация которых дает явное военное преимущество" . Гражданскими объектами являются все те, которые не являются военными.

Таким образом, в соответствии с Женевскими конвенциями 1949 года, все объекты военно-промышленного комплекса, топливно-энергетического комплекса, металлургии являются военными, т.е. объектами поражения противника. В свою очередь, гражданские объекты находятся под защитой Международного гуманитарного права и не должны являться объектом нападения в военное время,

Рассматривая в целом всю экономику страны, можно классифицировать промышленные предприятия как объекты различной ведомственной принадлежности, например:

Ø объекты местной обороны, имеющие подчинение МО РФ;

Ø объекты МВД РФ;

Ø объекты ФСБ;

Ø объекты ФАПСИ;

Ø объекты МПС и другие предприятия, сохранившие вертикальную ведомственную систему управления.

В качестве примера как наиболее представительную группу рассмотрим объекты местной обороны (ОМО). К ним относятся учреждения и организации, находящиеся в ведении Министерства обороны РФ:

Ø арсеналы, военные базы, заводы (фабрики) и склады;

Ø узлы связи и передающие центры ГШ и видов ВС РФ;

Ø испытательные полигоны, проектные и научно-исследовательские институты;

Ø военно-учебные заведения (в т.ч. суворовские и нахимовские училища);

Ø госпитали, поликлиники, санатории, пансионаты, турбазы;

Ø типографии, дома офицеров, студии, театры, музеи;

Ø предприятия военной торговли;

Ø КЭЧ районов, в/ч, другие предприятия и организации.

Объекты местной обороны, в зависимости от важности и предназначения, подразделяются на объекты ОВ, I, 2 категории и некатегорированные. Эти объекты не контролируются МЧС, но, как правило, являются опасными и представляют угрозу для населения и территорий. На этих объектах вопросы обеспечения защиты РиС, а также взаимодействие с управлениями по делам ГО ЧС решают начальники штабов местной обороны.

Организация работы территориальных ОУ РСЧС с этой категорией объектов имеет свою специфику. В первую очередь эта специфика заключается в сложности доступа специалистов РСЧС на территорию таких объектов или целых закрытых территориальных образований для оценки состояния безопасности территорий и степени защиты рабочих, служащих и проживающего вблизи этих объектов населения. Работа территориальных органов с такими объектами осуществляется через соответствующее министерство (ведомство), а также непосредственно "объект-территория" на договорной основе (за исключением объектов МО) с учетом требований Закона РФ "О предприятиях и предпринимательской деятельности", Положения "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС". В то же время именно из-за ведомственных преград территориальные органы управления не всегда могут иметь исчерпывающую информацию о степени опасности для населения объектов экономики ведомственного подчинения. Именно ведомственные объекты и закрытые территориальные образования могут являться непредвиденным ранее источником опасности.


Похожая информация.


Выбор редакции
Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...

Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...

В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...

ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c) Н.Л. ШЕХОВСКАЯ, (c) Более полувека назад, предвидя суть грядущих преобразований в России,...
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...
В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...
Особое место по популярности среди консервированных зимних солений, занимают огурцы. Известно множество рецептов огуречных салатов:...
Телятина – превосходное диетическое мясо молодых животных, разумеется, оно гораздо нежнее, чем мясо взрослых бычков. Регулярное включение...
В конце прошлого столетия кукурузу называли не иначе как королева полей. Сегодня ее выращивают, конечно, не в таких масштабах, но, тем не...