Что делать? Я узнал о коррупции на работе. Что делать и куда обращаться? Как можно бороться с коррупцией


09Дек

Коррупция – это обширный термин, который служит для определения процесса злоупотребления государственной властью в целях получения личной выгоды. Само слово «коррупция» произошло от латинского «corrumpere » — растление, и «corruptio » — разложение, подкуп, продажность, порча.

Что такое КОРРУПЦИЯ – определение простыми словами. Понятие коррупции.

Простыми словами, Коррупция – это процесс при котором должностное лицо, наделенное определенной властью, использует ее для личного обогащения. К таким лицам могут относится практически все госслужащие способные тем или иным образом повлиять на разрешение какой-либо ситуации. Так это могут быть:

  • Политики;
  • Чиновники всех уровней;
  • Представители надзорных и правоохранительных органов;
  • Представители медицины и образования.

В более широком понимании, термин коррупция включает в себя взяточничество, вымогательство, мошенничество, злоупотребление властью, растрату и отмывание денег.

Причины коррупции.

Причин для существования и процветания коррупции существует огромное множество, и достаточно сложно привести абсолютно все аспекты возникновения данного явления. Тем не менее основные причины практически всегда находятся на поверхности.

Личная жадность. Жадность ведет к неограниченному желанию денег или власти, не обращая внимания на принципы. По сути, это врожденный человеческий импульс – владеть наибольшим количеством благ.

Низкий уровень личной этической ответственности в следствии отсутствия должного образования и воспитания.

Отсутствие чувства долга служения, и единства с обществом , которому служит государственный служащий. В данном случаи, личный эгоизм превышает потребности большинства.

Заработная плата. Низкая заработная плата, которая довольно часто выплачивается большинству сотрудников в государственном секторе, толкает некоторых людей на коррупционные действия.

Низкие возможности самореализации. Из-за отсутствия возможностей для работы по желанию, многие люди сознательно идут работать в государственные структуры, чтобы зарабатывать на коррупционных схемах. Довольно часто эти люди дают взятки, для получения подобных «теплых» должностей.

Отсутствие строгих и быстрых наказаний. Это значит, что даже если кто-то признан виновным или даже пойман с поличным, судебная система затягивает процесс. В случаи, когда судебный процесс длится очень долго, напряжение в обществе спадает, и как правило дело спускается на тормозах. Еще одной проблемой являются слишком мягкие наказания. К примеру, коррупционера могут не посадить в тюрьму, а перевести на менее престижную должность. Что само собой способствует процветанию коррупции, так как отсутствует реальное наказание за преступление.

Отсутствие плохой репутации. Это значит, что, человек, который был замечен в коррупции должен приобретать «дурную славу», и уважающие себя люди должны избегать его и не вести с ним дел. Само собой, что такого человека не стоит подпускать к работе управленца.

Отсутствие единства в обществе. Данный фактор является очень важным, так как именно он влияет на ситуацию с коррупцией в целом. Общество должно быть единым в стремлении победить коррупцию. И не должно быть ситуаций, когда человек на публике открыто критикует коррупцию, а сам тайно относит взятки за ускорение каких-либо дел. Если общественность сплотится против коррупции таким образом, что никто не будет предлагать взятки, то у коррумпированных чиновников не будет другого выбора, кроме как работать честно.

Отсутствие прозрачности и доступа к информации. Плодородной почвой для коррупционных действий, является сокрытие информации о проведении сделок, тендеров и о собственности чиновников. Развиваются скрытые .

Отсутствие независимого органа по борьбе с коррупцией с самыми широкими полномочиями.

Отсутствие компетентных и независимых судов.

Отсутствие отчетности в среде работы государственных чиновников. Это значит, что общество не знает, чем конкретно занят тот или иной работник государственной структуры. Общество не имеет доступа к информации о том, как он выполняет свою работу и насколько он с ней справляется. Из-за этого, нет возможности оценить тот факт, заслужено ли этот чиновник получает зарплату, премии, льготы и надбавки.

Виды и формы коррупции.

Так как, понятие коррупции весьма обширно и затрагивает множество областей жизнедеятельности человека, то ее принято делить на несколько видов или форм, которые в свою очередь зависят от степени влияния и объемов. Основные формы коррупции это:

  • Индивидуальная (несистематическая, бытовая ) коррупция;
  • Мелкая коррупция;
  • Политическая (большая, грандиозная ) коррупция.

Индивидуальная (несистематическая, бытовая) коррупция.

Это самый наименее опасный вид коррупции, который встречается очень редко и не способен повлиять на общие процессы в обществе.

Мелкая коррупция.

Цели, принципы и проявления коррупции.

Как уже можно понять из самого определения термина, коррупция преследует всего одну единственную цель: личное обогащение, концентрация и удержание власти. К принципам коррупции можно отнести выражение «порочный круг». Это значит, что коррумпированные чиновники создают структуру из подобных себе же. Таким образом, на знании о том, что каждый из таких чиновников замешан во взяточничестве, и держится вся эта порочная структура.

Исходя из нашей реальности, о проявлениях коррупции и о ее примерах, писать вероятно не стоит, так как каждый встречался с ней лично и может наблюдать каждый день. Это распыли денег на ремонте дорог, взятки за отметки в учебных заведениях, благодарности за «квалифицированный» прием у врача. О большой коррупции, говорить вообще нет смысла, достаточно включить критическое мышление и посмотреть несколько вечеров новости по ТВ.

Проблема и последствия коррупции.

Обслуживание . В первую очередь, хочется отметить, что в странах, где процветает коррупция нет надлежащего обслуживания. За качественное и своевременное обслуживание приходится доплачивать отдельно. Данный аспект касается практически всех сфер жизнедеятельности: от приема у врача, до получения лицензии в лицензирующем органе.

Отсутствие надлежащего правосудия. Коррупция в судебной системе приводит к вынесению несправедливых решений. В такой системе, прав окажется тот, кото больше денег занесет судье. Из-за коррупции в полицейской системе процесс расследования продолжается десятилетиями. Это позволяет преступникам свободно перемещаться и даже совершать больше преступлений.

Безработица . В следствии коррупционной деятельности в системе образования, государство производит все меньше квалифицированных кадров. Это в свою очередь создает потребность в профессионалах, которых просто нет в наличии.

Плохое здоровье и гигиена : в странах с большей коррупцией можно заметить больше проблем со здоровьем среди людей.

Загрязнение окружающей среды. В основном это происходит из-за деятельности, различных предприятий, которые за взятку получают возможность не использовать системы очистки, да и вообще ведут свою работу как им угодно.

Несчастные случаи. Плохие дороги, ветхие коммуникации, пренебрежение мерами безопасности – все это результат коррупционных действий чиновников. Сюда в качестве примера, можно привести и получение водительских прав за взятку. Что в свою очередь повышает аварийность на дорогах.

Итог.

В итоге хотелось бы отметить, что коррупция, это действительно важнейшая проблема, которую невозможно побороть без активного участия всего общества. Ведь именно от того, как каждый гражданин относится и реагирует на проявления коррупционных действий зависит обстановка в государстве в целом. В идеальном варианте, каждый человек, обязан пресекать любые проявления взяточничества, всеми доступными и что самое важное, законными методами.

Категории: , / / от

Раздел 1. История коррупции.

Раздел 2. Типология.

Раздел 3. Вред от коррупции .

Раздел 4. Причины.

Раздел 5. Борьба с коррупцией .

Раздел 6. Экономический анализ коррупции.

Раздел 7. Области распространения коррупции.

Раздел 8. Коррупция в зеркале российских СМИ: от серьезного до курьезного.

Коррупция — это термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной дохода, противоречащее законодательству и моральным установкам.

История коррупции

В первобытных и раннеклассовых обществах плата жрецу, вождю или военачальнику за личное обращение к их помощи рассматривалась как универсальная норма. Ситуация стала меняться по мере усложнения и профессионализации государственного аппарата. Правители высшего ранга требовали, чтобы нижестоящие "служащие" довольствовались только фиксированным "жалованием". Напротив, чиновники низших рангов предпочитали тайно получать от просителей (или требовать у них) дополнительную плату за исполнение своих служебных обязанностей.

На ранних этапах истории античных обществ (древнегреческие города-государства, республиканский Рим), когда еще не было профессиональных государственных чиновников, коррупция почти отсутствовала. Это явление начало расцветать лишь в эпоху упадка античности, когда появились такие государственные чиновники, о которых говорили: "Он приехал бедным в богатую провинцию, а уехал богатым из бедной провинции". В этот время в римском праве появился специальный термин, который был синонимом слов "портить", "подкупать" и служил для обозначения любых должностных злоупотреблений.

продажа сырьевых товаров по ценам ниже рыночных

Районирование, поскольку оно влияет на стоимость земли

Добыча природных ресурсов

продажа государственных активов, в особенности государственных предприятий

Предоставление монопольной власти к определённому виду коммерческой (в особенности экспортно-импортной) деятельности

контроль над теневой экономикой и нелегальным бизнесом (вымогательство, защита от преследования, уничтожение конкурентов и т. д.)

Назначение на ответственные посты в органах власти.

Приведённые ниже формы коррупции относятся в первую очередь к судьям, однако в случае административных правонарушений могут относиться и к должностным лицам, уполномоченным рассматривать соответствующие дела (органам внутренних дел, органам пожарного надзора, налоговым, таможенным органам и т. д.)

«Вилки» в законодательстве. Многие нормы позволяют судье выбирать между мягкой и жёсткой мерами наказания, чтобы он мог максимально учесть степень вины, тяжесть правонарушения и иные обстоятельства. При этом у судьи появляется рычаг воздействия на совершившего правонарушение гражданина. Чем больше разница между верхним и нижним пределами наказания, тем большую взятку будет готов заплатить гражданин.

Альтернативное административное взыскание. Существуют нормы права с наложением альтернативного административного взыскания, например, или арест. От большинства норм - «вилок» их отличает не только более широкий диапазон наказаний (и, следовательно, более сильная мотивация у нарушителя к даче взятки), но и то, что правосудие осуществляют представители исполнительной, а не судебной, власти. Многие юристы полагают, что использование санкций подобного вида оправдано только в уголовном судебном процессе , но имеет под собой мало оснований в процессе административном: «Во-первых, судебный построен на принципах открытости (гласности), состязательности, устности и непосредственности разбирательства. При административном же производстве гражданин в большинстве случаев остается один на один с представителем власти. Во-вторых, даже самая высокая мера наказания за административное правонарушение не настолько тяжка для правонарушителя, как в уголовном праве, чтобы её имело смысл дифференцировать».

Переквалификация состава правонарушения. Другой разновидностью «вилок» является дублирование состава правонарушения в различных кодексах. Это открывает возможности для переквалификации совершённого правонарушения в более мягкую категорию (например, из уголовного - гражданское). Разграничить преступления и другие правонарушения часто сложно в силу размытости формулировок законодательства, и в таких ситуациях судьи (либо должностные лица) принимают решение по своему усмотрению, что открывает возможности для взяток и вымогательства.

Не денежные потери граждан. Некоторые нормы права могут вызывать коррупцию, если накладывают на индивида связанные с подчинением норме права потери. Даже в случае, когда сумма штрафа и взятки за преступление номинально равны, стоит заметить что оплата штрафа сопровождается не денежными издержками времени на совершение платежа в банке и предоставление в выписавшее штраф ведомство доказательств об оплате (квитанции). Вызываемые нормами права не денежные потери разнообразны и в различной мере неприятны для граждан. Также стоит учитывать, что не все граждане готовы защищать свои права в суде.

Вред от коррупции

Эмпирические данные показывают, что коррупция вызывает:

неэффективное распределение и расходование государственных средств и ресурсов;

неэффективность коррупционных денежных потоков с точки зрения экономики страны;

потери налогов , когда налоговые органы присваивают себе часть налогов;

потери времени из-за чинимых препятствий, снижение эффективности работы государственного аппарата в целом;

разорение частных бизнесменов;

снижение инвестиций в производство, замедление экономического роста;

понижение качества общественного сервиса;

нецелевое использование международной помощи развивающимся странам, что резко снижает её эффективность;

неэффективное использование способностей индивидов: вместо производства материальных благ люди тратят время на непродуктивный поиск аренды;

рост социального неравенства;

усиление организованной преступности — банды превращаются в мафию;

ущерб политической легитимности власти;

снижение общественной морали.

В высоко коррумпированных бюрократических аппаратах большинство государственных ресурсов сознательно направляется в каналы, где их легче всего разворовать или где легче всего собирать взятки. Политика правящей элиты становится направленной на подавление механизмов контроля над коррупцией (см. ниже): свободы прессы, независимости системы правосудия, конкурирующих элит (оппозиции) и далее индивидуальных прав граждан.

Так, некоторые люди отмечают, что существуют случаи, когда поведение и внешний вид человека являются сигналом для правоохранительных органов к задержанию человека с целью вымогательства взятки.

Существует также точка зрения, что к коррупции допустимо терпимое отношение. Согласно одному аргументу, в истории развития многих стран (Индонезии, Таиланда, Кореи) были периоды, когда экономика и коррупция росли одновременно. Согласно другому аргументу, взяточничество есть лишь реализация рыночных принципов в деятельности государственных и муниципальных структур. Таким образом, терпимое отношение к коррупции допустимо в условиях экономического бума либо пока она не затрагивает в целом. Критики этой точки зрения возражают, что вследствие перечисленных выше причин, страны с высоким уровнем коррупции после периода роста рискуют утратить стабильность и впасть в нисходящую спираль.

Оптимальный уровень коррупции

По мере того, как государство искореняет коррупцию, на борьбу с коррупцией возрастают так, что для полной ликвидации коррупции придётся затратить бесконечные усилия. Сравнивая потери от коррупции и расхода на искоренение коррупции для каждого её уровня, можно найти оптимальный уровень коррупции, отражающий наименьшие суммарные потери.

Кроме того, чрезмерное увлечение борьбой с коррупцией в ущерб устранению её причин способно лишить административную систему гибкости, а население гражданских свобод. Правящая группа может использовать карательное законодательство для усиления своего контроля над обществом и преследования политических противников.

Коррупция наносит многомиллиардные убытки международной торговле. Именно это стало одной из причин роста интереса к проблеме международной коррупции в последние годы. Так, американские фирмы-экспортёры утверждали, что они часто проигрывают выгодные контракты из-за того, что по закону не имеют права платить взятки заграничным чиновникам. Напротив, в большинстве стран ОБСЕ взятки иностранным партнёрам не только не запрещались, но даже могли быть списаны с выгоды при уплате налогов. Например, у немецких корпораций такие расходы составляли около 5,6 млрд. долл. в год (англ.). Ситуация изменилась только в конце 1997 г., когда страны ОБСЕ подписали «конвенцию о борьбе с дачей взяток иностранным государственным должностным лицам при осуществлении международных деловых операций». Во исполнение конвенции в течение последующих лет были приняты законы, явным образом запрещающие национальным компаниям давать взятки кому бы то ни было.

Причины коррупции

Фундаментальное противоречие

Производство любых благ требует затраты определённых ресурсов, который компенсируется средствами, полученными от потребителей этих благ. Зарплата служащих относится к числу издержек, покрываемых в конечном итоге за счёт приобретателя , однако их деятельность определяется волей начальства и работодателя. Это приводит к ситуации, когда приобретатель получает необходимую услугу или продукт от служащего, но не может напрямую повлиять на деятельность этого служащего. Частным случаем является общественное благо, которое оплачивается за счёт налогов и предоставляется государственными служащими. Несмотря на то, что работу чиновников фактически оплачивают граждане, их работодателем является государство, которое наделяет их правом принимать решения, затрагивающие конкурирующие интересы различных лиц, по закону.

В отсутствие у кого-либо дискреционной власти, коррупция была бы невозможна. Однако персона или группа, обладающая верховной властью, не в состоянии самостоятельно обеспечивать реализацию политики, которую она определяет. Для этой цели она назначает администраторов, которых она наделяет требуемыми полномочиями.

Она передаёт необходимые ресурсы, для которых устанавливает правила поведения и над которыми она осуществляет надзор. И здесь возникает следующая проблема:

Консервативность закона. На практике инструкции меняются значительно медленнее, чем внешние условия. Поэтому они оставляют место для действий по своему усмотрению, поскольку иначе система управления становится совершенно негибкой, и несоответствие жёстких норм реалиям способно полностью остановить работу. Однако это означает, что в непредусмотренной законом, ситуации администратор может начать руководствоваться наиболее выгодной рентой.

Невозможность всеохватывающего контроля. Надзор требует расходов, но кроме того, чрезмерно жёсткий контроль наносит удар по качеству управленческого персонала и приводит к оттоку творчески мыслящих кадров.

Таким образом, принцип управления сам по себе содержит потенциальную возможность для коррупции. Эта возможность перерастает в объективные условия, когда потенциальная ренда преобладает над рисками.

Данная проблема многократно воспроизводится в бюрократическом аппарате, поскольку администраторы высшего уровня назначают своих подчинённых и т. д. Особенность систем с представительной властью народа состоит в том, что высшие должности занимают политические элиты, получившие властные полномочия от народа и рискующие потерей власти на следующих выборах.

Причины высокой коррупции

Большинство специалистов сходится на том, что основной причиной высокой коррупции является несовершенство политических институтов, которые обеспечивают внутренние и внешние механизмы сдерживания (см. следующий раздел). Помимо этого, есть основания полагать, что некоторые объективные обстоятельства вносят существенный вклад:

Двусмысленные законы.

Незнание или непонимание законов населением, что позволяет должностным лицам произвольно препятствовать осуществлению бюрократических процедур или завышать надлежащие выплаты.

Нестабильная политическая ситуация в стране.

Отсутствие сформированных механизмов взаимодействия институтов власти.

Зависимость стандартов и принципов, лежащих в основе работы бюрократического аппарата, от политики правящей элиты.

Профессиональная некомпетентность бюрократии .

Кумовство и политическое покровительство, которые приводят к формированию тайных соглашений, ослабляющих механизмы контроля над коррупцией.

Отсутствие единства в системе исполнительной власти, т. е., регулирование одной и той же деятельности различными инстанциями.

Низкий уровень участия граждан в контроле над государством.

Гипотезы о причинах высокой коррупции

Рассматриваются и другие предположения в отношении обстоятельств, которые возможно являются причинами высокой коррупции:

низкий уровень заработной платы в государственном секторе по сравнению с частным сектором;

государственное регулирование экономики;

зависимость граждан от чиновников, государства на определённые услуги;

оторванность бюрократической элиты от народа;

экономическая нестабильность, ;

этническая неоднородность населения;

низкий уровень экономического развития (ВВП на душу населения);

религиозная традиция;

культура страны в целом.

На сегодняшний день не существует единого мнения касательно подтверждения данных гипотез.

Так, повышение заработной платы в государственном секторе по сравнению с частным сектором не приводит к немедленному снижению коррупции. С другой стороны, это способствует постепенному повышению уровня квалификации бюрократии и в долгосрочной перспективе имеет эффект. В странах с наиболее низким уровнем коррупции зарплата чиновников в 3—7 раз превышает заработки в производственном секторе.

Одним из наиболее спорных вопросов является роль государственного регулирования рынков и государства как монополии . Сторонники свободного рынка указывают, что уменьшение роли государства и рост конкуренции способствуют снижению коррупции, поскольку тем самым снижается объём необходимых дискреционных властных полномочий и сокращаются возможности добиться преимущественного положения на рынке посредством протекционного регулирования, а, следовательно, возможности для поиска аренды . Действительно, для всех стран с низкой коррупцией характерна относительно свободная экономика. Наоборот, плановая экономика, характеризующаяся монопольной властью чиновников и поддерживающая цены на уровне ниже рыночных, порождает стимулы для взяточничества как средства получения дефицитных товаров и услуг.

Существует также ряд возражений данному аргументу. Во-первых, частный сектор не всегда в состоянии предложить удовлетворительное решение проблем, и в таких случаях большинство людей считает оправданным вмешательство государства. Это, в свою очередь, создаёт предпосылки для недобросовестного надзора и сбора государственной аренды. Таким образом, полное избавление от коррупции оказывается невозможным даже в открытой экономике. Во-вторых, процесс экономической либерализации осуществляется правительством, и поэтому по своей сути также является активным вмешательством в экономику (которое вдобавок может сопровождаться созданием источников коррупционного обогащения на приватизации). Поэтому на практике начальный период либерализации нередко характеризуется противоположным эффектом — всплеском коррупции. В-третьих, исследования показывают отсутствие зависимости уровня коррупции при либерально-демократической политической системе от того, придерживается ли руководство страны неолиберальной или социал-демократической идеологии. Более того, во многих странах с низкой коррупцией относительно большие и государственные расходы ( , Нидерланды, Скандинавия).

Основная причина коррупции - возможность получения экономической профита, связанной с использованием властных полномочий, главный сдерживающий фактор — риск разоблачения и наказания.

Коррупция является огромным препятствием на пути к экономическому росту и развитию.

Исторически коррупция происходит от обычая делать подарки, должностное лицо за результаты, достигнутые с помощью него. С древних времен, чтобы добиться расположения, дарили подарки. Подарок выделял человека среди других, и его прошение выполнялось. В первобытных обществах плата жрецу или вождю вообще была абсолютно нормальной.

Но государственный аппарат усложнялся, усилилась власть центрального правительства, появились профессиональные чиновники, которые стремились воспользоваться своим положением для тайного увеличения своих доходов.

Коррупционная зараза проникла практически во все отрасли медицины - это признано на высшем государственном уровне. Комитет Государственной Думы по безопасности, проанализировав материалы Генпрокуратуры, МВД, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения пришел к неутешительным выводам - коррупция растет и в количественном, и в денежном выражении.

Неуклонно растет число возбужденных уголовных дел. Если в 1999 году, по данным МВД, было выявлено 5538 преступлений, в 2000 году - 6348, в 2002-м - 7537, а в 2004-м - 6429 преступлений, то уже в 2008 году - уже более 12000 преступлений.

Растет и сумма причиненного материального ущерба. В 2003 году ущерб составлял более 180 млн. рублей, в 2004 году - 174 млн. рублей, а за 6 месяцев 2008 года - почти 820 млн. рублей.

Но это только цифры. А за ними стоят тысячи человеческих жизней.

Факты мошенничества и обогащения за счет государственных средств в области здравоохранения, несомненно, самым серьезным образом влияют на качество медицинских услуг, но есть и более страшные вещи. Препараты, содержащие наркотические вещества. В небольших дозах они незаменимы при лечении ряда заболеваний. Но из-за коррумпированности лиц, отвечающих за безопасность хранения и распространения таких препаратов, они большими политическими партиями попадают на наркотический . С каждым годом правоохранительными органами фиксируется все больше случаев хищения сильнодействующих психотропных и наркотических препаратов работниками медицинских учреждений, людьми, призванными спасать жизни и возвращать здоровье. Из этого можно сделать единственный неутешительный вывод - коррупция в медицине, а именно ситуация, связанная с наркотическими, психотропными и другими сильнодействующими препаратами угрожает здоровью нации.

В некоторых случаях коррупция стала единственной возможностью получить номинально бесплатные услуги, которые государство обязано предоставлять своим гражданам. Коррупция в медицине не только способствует формированию негативной морально-этической ситуации в обществе. Она углубляет дискриминацию граждан по их социальному статусу, деструктивно воздействует на систему государственного у правления и снижает возможности экономического роста страны. Говоря юридическим языком, коррупция в здравоохранении приводит к массовому нарушению конституционных прав и свобод граждан.

Борьба с коррупцией

На сегодняшний день неизвестны методы в педагогике и менеджменте, которые бы гарантировали, что человек будет идеальным чиновником. Однако существует множество стран с весьма низким уровнем коррупции. Более того, известны исторические примеры, когда действия, направленные на снижение коррупции, привели к значительным успехам: , Гонконг, . Это однозначно говорит в пользу того, что методы борьбы с коррупцией существуют.

С формальной точки зрения, если не будет государства — не будет и коррупции. Способность людей на данном этапе развития эффективно сотрудничать без государства подвергается очень сильным сомнениям. Тем не менее, в условиях, когда коррупция распространена практически везде, роспуск коррумпированных органов власти представляется одним из действенных радикальных способов от неё избавиться.

Помимо роспуска органов власти, существуют три возможных подхода к уменьшению коррупции. Во-первых, можно ужесточить законы и их исполнение, тем самым повысив риск наказания. Во-вторых, можно создать экономические варианты, позволяющие должностным лицам увеличить свои доходы , не нарушая правила и законы. В-третьих, можно усилить роль рынков и конкуренции , тем самым уменьшив размер потенциальной прибыли от коррупции. К последнему также относится в предоставлении государственных услуг, при условии дублирования одними государственными органами функций других органов. Большинство положительно зарекомендовавших себя методов относится к внутренним либо внешним механизмам надзора.


Решил немного поразмышлять на тему коррупции
Борьба с коррупцией: оценка необходимости и перспектив.
Самый важный вопрос, который хотелось бы затронуть в пределах этого размышления, касается некоторых аспектов проблемы борьбы с коррупцией, в частности перспектив и необходимости борьбы с ней.
Начнем с основ. Коррупция, как известно переводится с латыни, как разложение. Однако, не всякое разложение есть коррупция. В юридическом смысле коррупция - это разложение в пределах государственного механизма. Можно даже конкретизировать понятие разложение следующим образом: когда законно, а точнее конституционно установленная цель государственных органов - равное (принцип равенства) способствование реализации прав всех граждан - подменяется личной (корыстно направленной) целью. Учитывая, что такая практика осуществления своих полномочий государственными органами может привести к искажению и деградации тех ценностей, идей и идеалов на базе которых зиждется концепция современного демократического, и главное правового государства; и это в конечном итоге превратит государство в инструмент для реализации отдельных корыстно направленных интересов власть имущих, в то время как права и законные интересы граждан будут всячески нарушаться. Именно поэтому борьба с коррупцией должна присутствовать. Но как обычно вопрос, особенно в российских реалиях, упирается в проблемы реализации этой борьбы. Не всегда возможно определить, рассчитать и измерить ту меру, за пределами которой борьба с коррупцией превратится в еще одну коррупционную проблему государства, а потраченные на эту борьбу средства будут способствовать не сокращению, а возрастанию коррупционных проявлений. Можно с уверенностью констатировать, что такая фиктивная борьба ни обществу ни государству не нужна. В таких условиях вполне четко встает вопрос, во-первых, о недееспособности государства, которое должно борьбу организовывать и о неспособности самого общества повлиять на эту ситуацию, во-вторых, о необходимости поиска новых путей решения проблемы коррупции.
Таким решением в определенных условиях и с определенными оговорками может стать перевод коррупционного порядка оказания государственных услуг в легальное русло. Безусловно, звучит это абсурдно и крайне неразумно, но так ли это на само деле?
Для того чтобы это выяснить посмотрим на этот вопрос как на новую концепцию развития государства. Сразу скажем, с одной стороны эта идея может
показаться новой интерпретацией модели монетаристского государства. С другой стороны, перевод коррупционных проявлений в легальное русло наглядно демонстрирует все преимущества и недостатки системы товарно-денежных отношений и деформаций в психологическом состоянии общества, когда достижение материального благополучия становится недостижимой целью всей жизни человека. Кажется, это скорее психологическое, нежели правовое русло, но как выясняется это не совсем так, постольку, поскольку до сих пор идут дискуссии о природе права, его месте и предназначении в нашей жизни. Больше того, нельзя отрицать тот факт, что право отражает далеко не только и даже не столько общие правила жизни общества, сколько психологическую симптоматику каждого конкретного общества. В этом ключе, представляется, что по состоянию конкретной правовой системы можно ставить диагноз конкретному обществу. Ведь право - это не законы данные Богом (хотя с этим в ином случае можно поспорить), и не правила продиктованные исключительно государством, а скорее психология конкретного общества и/или всего человечества, прошедшая процесс объективизации через механизм государства. При этом об источнике этой психологии по-прежнему можно спорить, утверждая и доказывая ее вполне человеческое либо же божественное происхождение. Собственно именно поэтому вполне справедливо то изречение, которое гласит: мы заслужили, то, что имеем. Ведь общественная психология уникальна, как уникальна и правовая система, причем даже не столько буква закона, сколько дух закона, который ее пронизывает и наполняет подлинно демократическим/антидемократическим смыслом.
Впрочем, перейдем к рассмотрению возможных вариантов легализации коррупционных проявлений.
Концепция «Государство - сервис» или «Сервисное государство».
Основные положения:

  1. Государство выполняет социальные заказы в обычном и ускоренном порядке (за деньги).
  2. Граждане- становятся потребителями услуг, для которых имеет значение сроки и порядок выполнения услуг.
  3. Выполнение
  4. Государство легализует коррупцию, как выполнение тех же услуг, но за дополнительную плату.
  5. Налогообложение как таковое отсутствует, за исключением налога на оказание услуг. Государство получает доход за счет обращения с государственной собственностью.
  6. Вмешательство государства в экономику ограничено изданием законов ограничивающих оборот нежелательных с общественной точки зрения товаров; а также государственными органами осуществляющими противодействие монополии.
  7. Контроль и надзор сугубо общественный
  8. Главная ценность деньги и капитал в получении которых заинтересованы все члены общества.

В тоже время такая схема не будет работать (если она и будет работать то также как в 90-х) она чисто гипотетическая, идеализированная и отстраненная от реальности, она позволяет просмотреть те вещи те черты которые при обычном рассмотрении и обычном фокусе выявить невозможно.
Коррупция это всегда угроза государству в том смысле в котором мы его себе представляем и противодействие ей безусловно необходимо.

В качестве адекватной одной модели, позволяющей минимизировать коррупционные проявления можно рассматривать электронную демократию и электронный документооборот.

В рамках этой темы я бы предложил предлагать конкретные схемы минимизации коррупционных проявлений в России.
Извиняюсь за такое долгое вступление.

Уже долгие годы представители различных слоев гражданского общества ведут жаркие дискуссии и активно спорят по поводу того, насколько эффективны и целесообразны используемые методы и способы в решении проблемы под названием: «борьба с коррупцией в России». Безусловно, ни у кого не вызывает сомнения, что мздоимство в нашей стране приобретает поистине угрожающие масштабы, парализуя функционирование практически всех институтов человеческой жизнедеятельности. Чиновничий бюрократизм является некой питательной средой для взяточничества. К сожалению, главной ценностью для представителей верхушки и политической элиты сегодня являются материальные ресурсы. Эта «болезнь» уже давно приобрела системный характер. Естественно, что борьба с коррупцией в России должна вестись все 24 часа в сутки. Но, вместе с тем, очень важно понять, адекватных ли мер в настоящее время придерживаются власти, чтобы искоренить вышеуказанное зло. Откуда оно вообще возникло и что собой представляет? Рассмотрим эти вопросы подробнее.

Историческая справка

Коррупция возникла много веков тому назад. Еще в древних сочинениях Индии, Китая, Египта и Месопотамии фигурирует это негативное явление.

Проблемы борьбы с коррупцией в России также возникли не вчера. Впервые социальное зло упоминается в письменных источниках 14-го столетия. В эпоху царизма взяточничество классифицировалось на «лихоимство» и «мздоимство». В первом случае «слуга Государев» совершал противоправные действия за взятку, а во втором исполнял свои прямые обязанности в корыстных интересах.

Только при Петре Великом чиновники начали получать фиксированное жалование, и взяточничество стало рассматриваться как преступление. Однако и после этого госслужащие низкого ранга не отказывались от получения денег за «определенные услуги», поскольку для них это было единственным способом выжить. Но даже жестокие наказания в виде клеймения, казни и ссылки, которые царь–реформатор ввел для мздоимцев, не имели эффекта.

В 19 столетии тенденция распространения взяточничества в низших эшелонах власти только усилилась, и начальство на противоправные деяния своих подчиненных зачастую закрывало глаза, поскольку понимало, что зарплата мелкого чиновника оставляла желать много лучшего. Именно поэтому борьба с коррупцией в России того периода была малоэффективной.

В прошлом веке проблема мздоимства наблюдалась в первую очередь в сферах поставок для военных нужд и сделок с объектами недвижимости. И все это происходило на фоне разрастания чиновничьего аппарата.

Немногие знают, что с приходом к власти большевиков коррупция в системе государственного управления никуда не исчезла. В качестве примера можно привести туманную историю с закупкой паровозов за границей. Большевики на 200 млн золотых рублей планировали приобрести порядка 1000 локомотивов. Продавцом числился один из шведских заводов, который, справедливости ради, в год выпускал не более 40 паровозов в год. Причем коммунисты знали, что на железнодорожных полотнах родной страны из-за нехватки топлива простаивают порядка 1000 рабочих локомотивов. В итоге для государственных нужд были экспроприированы церковные ценности, которые израсходовались отнюдь не на продовольствие, а на закупку ж/д составов. Несмотря на то что взяточничество в первые десятилетия СССР было явлением нередким, оно приравнивалось к контрреволюционной деятельности и виновные в нем приговаривались к расстрелу. Процветало мздоимство и в правоохранительной системе.

Чекисты получали за свою работу невысокую зарплату, и нередко за определенную мзду шли на должностные преступления.

«Застойные» времена

Коррупция не обошла стороной и брежневскую эпоху. Ее подпитывал сам стиль управления Леонида Ильича. Он часто расставлял своих людей на высоких должностях, смотрел сквозь пальцы на поведение своих родственников и просил своих коллег проявлять мягкость по отношению к ним. Через некоторое время обиход советского человека пополнился словом «блат», которое наделяло его обладателя некими преимуществами перед остальными. Если человек имел нужные связи, то он всегда мог достать дефицитный товар или имел доступ к другим благам. Вместе с тем борьба с коррупцией в России сорок лет назад осуществлялась весьма оригинальным способом: факты мздоимства детальным образом освещались в юмористических программах и фельетонах. Даже громкие скандалы (хлопковое дело, рыбное дело) не попадали на страницы советской прессы.

Коррупция после распада СССР

В 90-е годы, когда власть в стране вновь поменялась, взяточничество продолжало парализовать многие институты человеческого бытия. При этом оно трансформировалось в некую форму полуоткрытого грабежа и откровенного рэкета.

Этому способствовали следующие негативные факторы: несовершенная законодательная база, ослабление функций государственных институтов, «удешевление» норм морали в обществе. Лихие девяностые породили бандитизм и произвол, который начал творится в системе государственного управления. Просто ужасающей в одночасье стала коррупция в России. Борьба власти на тот момент с мздоимством была явно бесперспективной. Постепенно на передний план вышел класс олигархов, который и принимал впоследствии важнейшие политические решения в стране, понятно, исключительно в своих интересах. Естественно, история борьбы с коррупцией в России в 90-е годы не закончилась.

Понятие

В настоящее время вышеуказанная проблема продолжает дезорганизовывать экономику, государство и российское общество в целом.

Вообще, коррупция как социальное явление – это порча властных структур посредством ее подкупа. Другими словами, продажность чиновника, который лоббирует исключительно свои корыстные интересы – есть смысл мздоимства. С юридической точки зрения коррупционер – лицо, которое за деньги или прочие материальные блага совершает нужное действие или бездействие, используя свои должностные полномочия. Естественно, речь идет о госслужащих.

Источники

Борьба с коррупцией в современной России не может быть действенной без понимания того, откуда возникает это социальное зло.

А источники мздоимства не лишены «многогранности». Во-первых, речь идет о государственных финансовых и товарных потоках. Они переплетаются абсолютно со всеми сферами общественной и государственной жизни. Вышеуказанные потоки контролируют чиновники различных рангов и уровней, и именно они используют их в угоду своим корыстным интересам.

Во-вторых, это денежные активы представителей бизнеса и простых граждан, которые имеют легальные потребности и интересы, но для их реализации госслужащие просто так ничего не делают, а за определенное вознаграждение они почему-то готовы.

Оба перечисленных источника стоят в плоскости регулирования отраслей права (банковское, административное, таможенное и прочее). Однако эффективная профилактика и решение проблемы мздоимства невозможны посредством включения нескольких статей в УК РФ или положений в законодательный акт об Основах госслужбы. Бесспорно, законы о борьбе с коррупцией России имеют качественную основу, но искоренить зло только при помощи их вряд ли удастся. Тем более что некоторые нормативно-правовые акты косвенно или прямо допускают использование технологий взяточничества.

Классификация

Эксперты условно вычленяют два вида мздоимства: мелкий (повседневный, низовой) и крупный (элитарный, вершинный). В первом случае коррупция носит бытовой характер, когда в повседневной жизни человек на месте решает возникшие проблемы. Речь идет, например, об оплате штрафов на руки сотрудникам ГИБДД, конвертах, которые адресуются руководителям медицинских учреждений в качестве благодарности, денежных вознаграждениях, которые передаются нотариусам за ускорение процесса по оформлению документов.

Уже мало кто удивляется тому, что низовая коррупция прочно вошла в жизнь современного человека. Львиная доля преступлений совершается именно на этом уровне. Однако это вовсе не значит, что борьба с коррупцией МВД России сосредоточена именно на низовом секторе.

Недюжинные усилия сыщики предпринимают, чтобы уличить во взятках представителей верхушки власти. Привлечь их к ответственности порой очень трудно, поскольку они имеют высокий социальный статус, в результате чего они могут пользоваться определенными привилегиями. Их противоправные деяния зачастую совершаются путем запутанных схем, и раскрутить дело в этом случае может только опытный сыщик. Кроме того, ущерб от преступной деятельности высокопоставленных чиновников исчисляется многими миллионами рублей. Коррупционные схемы наверху рождаются в специфических видах госдеятельности, поэтому необходимо уметь досконально в них разбираться, чтобы виновные понесли заслуженное наказание.

Предпринимаемые меры

Несомненно, простого обывателя интересует то, какие методы борьбы с коррупцией в России предпринимаются в настоящее время и что можно усовершенствовать в этом плане.

Законодательство

Многие эксперты считают, что одна из мер по искоренению мздоимства – это ужесточение наказания за данный вид преступлений. И соответствующие поправки уже внесены в нормативно-правовую базу.

Госслужащих обязали фиксировать все свои заработки в декларациях. В результате такой меры ответственных постов лишились порядка 3 тысяч чиновников по состоянию на 2011 год.

Специальные органы

В целях уничтожения негативного социального явления был учрежден Совет при президенте Российской Федерации по противодействию коррупции. В него вошел целый ряд высокопоставленных чиновников: Юрий Чайка, Сергей Собянин, Сергей Иванов. При прокуратуре был создан отдел по борьбе с коррупцией в России, сотрудники которого профилировались на раскрытии именно этого вида преступлений. Уже удалось привлечь к ответственности несколько региональных губернаторов и мэров.

Потенциальные меры безопасности

А что можно предпринять для улучшения ситуации? Какая нужна система борьбы? Коррупцией в России уже никого не удивишь. Однако борьба с ней может выйти на более качественный уровень, если начнут надлежащим образом исполняться принятые законы. Для решения проблемы необходимо, чтобы деятельность государственных органов носила открытый характер. Все ветви власти должны быть прозрачны для народа. Необходимо осуществить административную реформу, чтобы сделать качество и доступность госуслуг еще выше, а издержки предпринимателей, связанные с бюджетным регулированием, – ниже. Необходимо реформировать судебную систему и сломать в ней коррупционную составляющую, нивелировав влияние чиновников на представителей Фемиды. Не лишним будет преобразовать и сферу естественных монополий. Деятельность крупных компаний находится в тени не только для простого обывателя, но и для сособственника акционера. Прозрачной необходимо сделать систему ЖКХ. Вместе с тем, как свидетельствуют отзывы граждан, меры, которые государство принимает для искоренения мздоимства, пока что малоэффективны: чиновники продолжают брать взятки, не боясь ответственности.

Если вы узнали о коррупции на работе, вы можете сообщить об этом в правоохранительные органы. Подробно опишите все обстоятельства, если у вас есть какие-то подтверждающие ваши слова документы - используйте их, и обращайтесь в прокуратуру, Следственный комитет или полицию по телефонам доверия или через формы на сайте. Обращение можно отправить и анонимно.

Понятно, что это непростое решение, которое может повлечь серьезные последствия и для виновных лиц (закон устанавливает ответственность за коррупцию вплоть до уголовной), но и для вас. В Госдуму сейчас внесли законопроект, защищающий сотрудников, которые сообщили о коррупционных правонарушениях. Если проект будет принят, сообщившего о коррупции будут в течение двух лет защищать от увольнения и другого ущемления прав на работе, помогут скрыть его личные данные, если он будет участвовать в судебном процессе - предоставят юридическую помощь.

Также можно привлечь общественные организации и СМИ. Последним вы можете передать сведения с условием неразглашения вашего имени, что предусмотрено Законом “О СМИ”.

Если ситуация приобрела серьезный характер, ведется расследование и идет судебный процесс над коррупционерами, то к вам как свидетелю (потерпевшему) по делу могут быть применены меры государственной защиты. Такие меры могут применяться и до возбуждения уголовного дела. Главное, чтобы опасность, вам угрожающая, была воспринята сотрудниками правоохранительных органов, судом как реальная. Лучше самому письменно попросить о применении мер защиты, подробно описав существующие угрозы. Здесь все может быть как в фильмах: от предоставления личной охраны и охраны жилища до переселения на другое место жительства, изменения документов и внешности.

Сообщить о коррупции – это серьезный гражданский поступок, возможные последствия которого иногда трудно предугадать. И решать этот вопрос лучше с компетентным юристом, которому вы доверяете.

Чем вам так "насолил" вопрошающий?)) если он узнал (услышал, видел), то доказательств у него, естественно не может быть, а если он замешан, то единственный способ не рисковать это либо уволиться либо перевестись в другой отдел (район и тд.). коррупцией пронизана вся система гос управления и "предателей" все равно она отторгнет.. перспективы судебной у подобных случаев доноса нет, поскольку нужна подстава (деньги в руки передать), анонимное сообщение отправят в мусорную корзину поскольку вода без фактуры (там и итак все всё знают)..если не хочешь иметь дело с коррупцией, то не работай в этой среде..донос, участие в подставе, слив инфы обернется для инициатора в ЛЮБОМ случае боком.

Выбор редакции
КАК УЗНАТЬ СВОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ПО ДАТЕ РОЖДЕНИЯ!Советуем внимательно изучить этот нелегкий материал, примерить его к себе и внести...

Такой талисман, как Ци Линь, символизирует празднество, долгую жизнь, радость, великолепие, мудрость и появление знаменитых потомков....

Раньше мидии считались деликатесом и бывали на столах среднестатистических семей очень редко. Сейчас данный продукт стал доступен многим....

В преддверии новогодних и Рождественских праздников мы все чаще задаем себе совсем нериторический вопрос из вечной серии «что...
Одним из наиболее популярных фаршированных колбасных изделий является языковая колбаса. Для ее изготовления используют только самое...
СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...
Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...
Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...
Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...