Что такое административно правовые нормы. Административно-правовые нормы: понятие, особенности, структура и виды
Административно-правовая норма это установленное государством правило поведения в целях регулирования общественных отношений в сфере государственного управления.
Особенности административно-правовых норм.
Поскольку административно-правовые нормы действуют в сфере государственного управления, то первой их особенностью является сам предмет регулирования или специфика нормируемых общественных отношений, складывающихся в сфере государственного управления.
Вторая особенность административно-правовых норм заключается в том, что они содержат в себе юридически обязательные правила поведения, адресованные различными субъектами, действующими в сфере государственного управления, но главным образом - органам управления (органам исполнительной власти и местного самоуправления), так как они регулируют, прежде всего, деятельность аппарата управления.
Виды административно-правовых норм.
Основным критерием классификации административно-правовых норм является их юридическое содержание, в соответствии, с которым эти нормы могут быть подразделены на:
а) обязывающие, т.е. предписывающие обязательное совершение определенных действий, о которых идет речь в данной норме (множество таких норм содержится в правилах дорожного движения, пожарной безопасности, правилах оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации и других актах);
б) запрещающие , т.е. предусматривающие запрет на совершение определенных действий, указанных в данной норме (например, ст. 20.1 КоАП РФ запрещает нецензурную брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие действия, демонстративно нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан);
в) уполномочивающие , т.е. предусматривающие возможность действовать по своему усмотрению в пределах требований данной нормы, т.е. предоставляют возможность участникам управленческой деятельности совершить определенные действия или воздержаться от них (например, гражданин может в установленном порядке получить право управления автотранспортом или пользования гражданским оружием, а может и нет).
В зависимости от субъектов, которым адресованы административно-правовые нормы, последние подразделяются на:
а) нормы, регулирующие правовое положение органов исполнительной власти и местного самоуправления, формы и методы их деятельности, организацию работы;
б) нормы, закрепляющие административно-правовой статус служащих государственного и муниципального аппарата;
в) нормы, закрепляющие административно-правовое положение общественных объединений (негосударственных организаций);
г) нормы, закрепляющие административную правосубъектность граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства.
По своей служебной роли нормы административного права подразделяются на материальные и процессуальные.
Нормы материального административного права определяют содержание прав и обязанностей сторон общественных отношений.
Нормы процессуального права определяют порядок реализации этих обязанностей и прав (например, процедуру рассмотрения жалобы, заявления).
По действию во времени административно-правовые нормы делятся на срочные , т.е. с заранее определенным сроком действия и бессрочные , не имеющие заранее установленного срока действия. Последние действуют до их отмены.
По кругу лиц , на которых распространяется их действие, - общие (относятся ко всем лицам на данной территории); специальные (действуют лишь в отношении конкретных субъектов - военнослужащих, сотрудников милиции, работников торговли, лиц, ответственных за соблюдение правил пожарной безопасности и других).
По пределу действия в пространстве (по классификации А.П. Коренева) административно-правовые нормы делятся на:
а) общероссийские (федеральные);
б) действующие в пределах субъектов Российской Федерации;
в) распространяющие свое действие на определенную часть территориальной единицы (например, при объявлении карантина);
г) межтерриториальные (или специальные), действующие в пределах нескольких административно-территориальных единиц (районов, округов, краев, областей и др.).
По объему регулирования (по классификации Ю.М. Козлова) административно-правовые нормы могут быть общими, межотраслевыми, отраслевыми и местными. В соответствии с данным критерием административно-правовые нормы могут иметь внутрисистемный (их юридическая сила распространяется на нижестоящие звенья исполнительной власти) либо общеобязательный характер.
Структура административно-правовых норм.
С точки зрения внутренней структуры административно-правовая норма, как любая другая норма права, состоит из гипотезы, диспозиции и санкции .
Гипотеза - это та часть нормы, которая содержит указание на фактические условия, при наличии которых надо руководствоваться данной нормой, исполнять или применять ее. Гипотеза административно-правовой нормы может быть абсолютно определенной, т.е. точно указывающей факты, наличие которых дает основание руководствоваться данной нормой. Например, гипотеза нормы Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" устанавливает возраст (18 лет), по достижении которого гражданин Российской Федерации мужского пола должен стать на воинский учет.
Гипотеза административно-правовой нормы может быть и относительно определенной , т.е. дающей лишь общую характеристику фактов, позволяющих руководствоваться данной нормой. Например, военнообязанный без уважительной причины не явившийся по вызову в военкомат, может быть привлечен к ответственности в виде штрафа, налагаемого властью военкома. В данном случае вопрос о признании причины неуважительной решает должностное лицо органа управления - военный комиссар.
Диспозиция - главная часть административно-правовой нормы, определяющая само правило поведения, предписываемое нормой права (в запрещающей норме - то, что запрещено).
Санкция - это мера государственного воздействия принудительного характера, применяемая к лицам, нарушающим установленные правила.
Наибольшее распространение получили следующие санкции административных норм:
1. Меры дисциплинарной ответственности. К ним относятся: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, понижение в должности и т.д.
2. Меры материально-финансового характера (например, запрещение выдавать деньги с расчетного или текущего счета при невыполнении основных показателей производственного плана.
3. Меры административного наказания.
Согласно ст. 3.1. КоАП РФ к ним относятся:
1) предупреждение;
2) административный штраф;
3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
6) административный арест;
7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
8) дисквалификация;
9) административное приостановление деятельности.
Понятие и виды административно-правовых отношений.
Под административным правоотношением понимается общественное отношение, урегулированное административно-правовой нормой.
Могут ли подобные отношения возникнут между гражданами? Г.И. Петров обосновал возможность этого, хотя данная точка зрения не получила в научной литературе широкого распространения.
В то же время профессор Ю.П. Соловей утверждает, что между гражданами возможны полицейско-правовые отношения, которые являются разновидностью административно-правовых. Например, фермер, применяющий огнестрельное оружие для защиты своей собственности, или охранник - для защиты охраняемого имущества. Любой гражданин вправе в рамках необходимой обороны применить силу в целях пресечения преступления.
А западному законодательству известно право "останови и обыщи", которым наделен любой гражданин, пресекающий преступление. Оно дополняется правом доставления подозреваемого в полицию. Это явно административно-правовые (и даже полицейско-правовые) отношения между гражданами, характеризуемые неравенством сторон. Известны также "вертикальные" административно-правовые отношения между водителями, водителями и пассажирами, закрепленные правилами дорожного движения.
Нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение.
В административно-правовой норме содержится правило поведения, регулирующее общественные отношения в сфере исполнительной власти (государственного управления). Норма административного права выражает сущность регулируемого ею общественного отношения, является «кирпичиком» конкретного административно-правового акта (закона, указа Президента, постановления Правительства и др.).
Нормы административного права занимают важное место в системе российского права, так как регламентируют широкий круг разнообразных общественных отношений. Ими определяются границы должного, допускаемого или рекомендуемого поведения людей, порядок деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц, а также государственных и негосударственных предприятий, учреждений, организаций и трудовых коллективов в сфере исполнительной власти (государственного управления). Нормы административного права устанавливают правовой режим взаимоотношений субъектов государственного управления и местного самоуправления, определяют права, свободы и обязанности граждан в сфере исполнительной власти и гарантии их реализации. Значительное место занимают нормы об административной, дисциплинарной и материальной ответственности, а также о способах обеспечения законности и дисциплины в деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц.
Нормы административного права не только упорядочивают, закрепляют и защищают новые общественные отношения, возникающие при переходе к рыночной экономике, но и вытесняют из сферы исполнительной власти (государственного управления) общественные отношения, не отвечающие современным условиям. Во многих его нормах определяется механизм исполнения, претворения в жизнь, применения требований законов к конкретным обстоятельствам и объектам управления.
Целям исполнения и применения законодательства служит и правотворческая деятельность самих органов исполнительной власти. В случаях, когда нормы законов не имеют прямого действия, эту роль выполняют подзаконные акты, издаваемые Правительством, федеральными и региональными органами исполнительной власти. Детализируя и конкретизируя конституционные и законодательные нормы, подзаконные акты делают их реально «работающими».
Существуют различные виды административно-правовых норм (см. схему 3). Основаниями их подразделения на виды являются: содержание; форма выражения установленных правил; круг лиц, на которых они распространяются; порядок действия норм в пространстве и другие признаки.
закрепляющие права, обязанности и ответственность (статус) субъектов административного права: граждан, органов исполнительной власти, государственных служащих, предприятий, учреждений и организаций;
определяющие формы и методы реализации исполнительной власти;
устанавливающие административную ответственность за правонарушения, не являющиеся преступлениями;
регулирующие административно-процессуальную деятельность;
обеспечивающие законность в деятельности органов исполнительной власти;
Схема 3. Классификация административно-правовых норм
определяющие основные положения по организации государственного управления в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах.
Те группы административно-правовых норм, которые определяют права, обязанности и ответственность участников регулируемых ими отношений, принято называть материальными - например, статьи многочисленных положений о субъектах государственного управления. Административно-правовые нормы, которые определяют порядок (процедуру) реализации норм материального права, называются процессуальными - например, разделы Кодекса об административных правонарушениях РСФСР* (КоАП), регулирующие производство по соответствующим категориям дел.
Административно-правовые нормы различны по своей регулятивной направленности и, соответственно, по юридическому содержанию.
Нормы административного права делятся на виды в зависимости от различных критериев - особенностей регулируемых ими общественных отношений, назначения и функций.
1. По назначению административно-правовые нормы делятся на материальные и процессуальные.
Материальные административно-правовые нормы юридически закрепляют комплекс прав и обязанностей, а также ответственность участников регулируемых административным правом управленческих отношений, т.е. фактически их административно-правовой статус. В материальных нормах находит свое выражение тот правовой режим, в рамках которого должна функционировать система исполнительной власти (государственного управления), должны действовать участники регулируемых управленческих отношений. Такие административно-правовые нормы нередко называют статичными. Это, например, нормы, определяющие обязанности соответствующих должностных лиц принять и рассмотреть в установленный срок жалобу гражданина, основы компетенции того или иного субъекта исполнительной власти. Например, ФЗ-79 "О государственной гражданской службе РФ" определяет государственную службу в качестве профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Эта норма статична, т. к. лишь фиксирует возможность приобрести охарактеризованный в ней в общей форме статус государственного служащего. Таким образом, материальные административно-правовые нормы определяют основы взаимодействия субъектов, исполнение, применение и соблюдение норм административного права, обеспечения в необходимых случаях их мерами государственного принуждения.
Процессуальные административно-правовые нормы регламентируют процессуальные вопросы, связанные с осуществлением государственного управления. Например, это нормы, определяющие порядок приема, рассмотрения, разрешения жалоб и заявлений граждан: порядок производства по делам об административных правонарушениях.
Соотношение материальных и процессуальных норм административного права может быть показано на следующем примере. ФЗ-58 "О системе государственной службы Российской Федерации" от 27 мая 2003 г. определяет государственную службу в качестве профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственного органа, а также условия, связанные с поступлением на государственную службу. Эти нормы лишь фиксируют возможности приобретения гражданами Российской Федерации статуса государственного служащего. В этом их юридически понимаемая статичность и, соответственно, материальность. Этот же закон содержит нормы, определяющие порядок поступления на государственную службу и ее прохождения. В данном случае речь идет уже о процессуальных (динамичных) нормах.
2. По методу воздействия на поведение субъектов. Административно-правовая норма по-разному воздействует на поведение участников общественных отношений: она может обязывать к действию, предписывать совершать определенные действия, управомочивать совершать те или иные действия, запрещать их совершение. В соответствии с характером сформулированного в норме правила административно-правовые нормы подразделяются на:
а) обязывающие, т.е. содержащие юридическое предписание действовать в предусмотренных нормой условиях должным образом. Содержащиеся в таких нормах указания могут быть выражены как обязательное предписание. Например, для совершения определенных видов работ необходимо получить лицензию (официальное разрешение);
б) запрещающие, т.е. предусматривающие запрет на совершение тех или иных действий в условиях, определяемых данной нормой. Запреты могут носить общий (например, запрещение действий (бездействия), подпадающих под признаки административного правонарушения) или специальный характер (например, запрещение применения специальных средств и огнестрельного оружия милицией в отношении женщин и несовершеннолетних);
в) уполномочивающие (дозволительные)- нормы, в которых выражается возможность адресата действовать в рамках установленных требований по своему усмотрению. Например, гражданину предоставлена возможность самостоятельно решать вопросы, связанные с практической реализацией его субъективных прав и свобод в сфере государственного управления (например, право на обжалование неправомерных действий должностных лиц).
г) стимулирующие (поощрительные) - нормы, которые обеспечивают с помощью соответствующих средств материального или морального воздействия должное поведение участников регулируемых управленческих общественных отношений (например, установление налоговых льгот, льготное кредитование и т.д.);
д) рекомендательные, т. е. нормы, которые носят рекомендательный характер, дающие возможность поисков наиболее целесообразных вариантов решения определенных задач (например, рекомендации по наиболее эффективной организации работы государственных налоговых инспекций по применению санкций за нарушения налогового законодательства). Чаще всего используются во взаимоотношениях субъектов исполнительной власти негосударственных формирований.
3. По субъектам (адресатам) административно-правовые нормы делятся на регулирующие:
а) деятельность государственных органов, предприятий, организаций;
б) поведение граждан;
в) деятельность общественных и религиозных организаций;
г) деятельность государственных служащих.
Нормы административного права распространяются также и на иностранных физических и юридических лиц, находящихся на территории Российской Федерации.
4. По форме предписания административно-правовые нормы делятся прежде всего на императивные (категоричные) и рекомендательные.
Императивные нормы содержат правила, непосредственно определяющие поведение субъектов при наступлении сформулированных в них условий, которые не могут быть заменены другими правилами поведения по соглашению сторон данного правоотношения, т.е. содержат категорические требования в отношении варианта поведения в сфере управления.
Что касается диспозитивных норм, предоставляющих возможность субъектам правоотношения самим определять свои права и обязанности в рамках правовой нормы, то они в административном законодательстве встречаются относительно редко. Это объясняется специфической сферой административного права - государственным управлением.
5. По действию в пространстве:
а) федеральные - действующие в пределах Российской Федерации;
б) региональные (окружные) - действующие в пределах региона Российской Федерации (федерального округа);
в) субъектов РФ - действующие в пределах субъекта РФ;
г) муниципальные-действующие в пределах муниципального образования;
д) локальные - действующие в пределах учреждения, предприятия, организации.
В ряде случаев указанные нормы действуют на территории нескольких государств в соответствии с двусторонними или многосторонними соглашениями. Расширение подобной практики стало закономерным для взаимоотношений между суверенными государствами - членами Содружества Независимых Государств (СНГ).
6. По действию во времени нормы делятся на:
а) срочные, т.е. временные. Если срок действия нормы заранее установлен, значит, она временная. Срочная норма, если её досрочно не отменят, прекращает действие автоматически, когда наступает заранее названная дата.
б) бессрочные - постоянные нормы действуют неопределенное время, срок их действия заранее не определяется, они имеют силу до тех пор, пока не будут отменены.
В Российской Федерации действуют некоторые административно-правовые нормы бывшего СССР. В подобных случаях союзные нормы, не противоречащие российскому законодательству, сохраняют свою силу впредь до момента установления обновленных норм законодательными или иными органами Российской Федерации.
Административно-правовые нормы делятся также на длительные и кратковременные. При этом длительными или кратковременными могут быть как срочные, так и бессрочные нормы.
7. С учетом федеративного устройства России административно-правовые нормы классифицируются по масштабу действия. Это:
Общефедеральные нормы;
Нормы субъектов Федерации.
8. По объему регулирования административно-правовые нормы подразделяются на:
Общие, т.е. распространяющие свое действие на все сферы и отрасли государственного управления и регламентирующие наиболее важные стороны процесса реализации исполнительной власти. Чаще всего такого рода нормы содержатся в законодательных актах, указах президента и постановлениях Правительства Российской Федерации;
Межотраслевые, т.е. регламентирующие те или иные стороны государственно-управленческой деятельности, которые являются общими или сопредельными для всех или многих отраслей государственного управления и имеют при этом специальный характер. Например, такие черты свойственны нормам антимонопольного, экологического законодательства, нормам, содержащимся в положениях о межотраслевых органах исполнительной власти (статистики, тарифам) и т.п.;
Отраслевые, т.е. регламентирующие те или иные стороны управленческих отношений, возникающих в границах сферы, закрепленной за исполнительными органами отраслевой компетенции (например, министерств).
Существуют и иные классификационные группы административно-правовых норм. Например, они могут иметь либо внутрисистемный (их юридическая сила распространяется на нижестоящие звенья механизма исполнительной власти), либо общеобязательный (их действие распространяется на всех участников регулируемых отношений) характер.
Административно-правовые нормы различны по своей регулятивной направленности и, соответственно, по юридическому содержанию.
Нормы административного права делятся на виды в зависимости от различных критериев - особенностей регулируемых ими общественных отношений, назначения и функций.
1. По назначению административно-правовые нормы делятся на материальные и процессуальные.
Материальные административно-правовые нормы юридически закрепляют комплекс прав и обязанностей, а также ответственность участников регулируемых административным правом управленческих отношений, то есть фактически их административно-правовой статус. В материальных нормах находит свое выражение тот правовой режим, в рамках которого должна функционировать система исполнительной власти (государственного управления), должны действовать участники регулируемых управленческих отношений. Такие административно-правовые нормы нередко называют статичными. Это, например, нормы, определяющие обязанности соответствующих должностных лиц принять и рассмотреть в установленный срок жалобу гражданина, основы компетенции того или иного субъекта исполнительной власти. Таким образом, материальные административно-правовые нормы определяют основы взаимодействия субъектов, исполнение, применение и соблюдение норм административного права, обеспечения в необходимых случаях их мерами государственного принуждения.
Процессуальные административно-правовые нормы регламентируют процессуальные вопросы, связанные с осуществлением государственного управления. Например, это нормы, определяющие порядок приема, рассмотрения, разрешения жалоб и заявлений граждан: порядок производства по делам об административных правонарушениях. Их назначение сводится к определению порядка (процедуры) реализации юридических обязанностей и прав, установленных нормами материального административного права в рамках регулируемых управленческих отношений. Эти нормы обычно называют динамичными.
Соотношение материальных и процессуальных норм административного права может быть показано на следующем примере: Федеральный Закон "О системе государственной службы Российской Федерации" от 27 мая 2003 г. определяет государственную службу в качестве профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственного органа, а также условия, связанные с поступлением на государственную службу. Эти нормы лишь фиксируют возможности приобретения гражданами Российской Федерации статуса государственного служащего. В этом их юридически понимаемая статичность и, соответственно, материальность. Этот же закон содержит нормы, определяющие порядок поступления на государственную службу и ее прохождения. В данном случае речь идет уже о процессуальных (динамичных) нормах.
2. По методу воздействия на поведение субъектов. Административно-правовая норма по-разному воздействует на поведение участников общественных отношений: она может обязывать к действию, предписывать совершать определенные действия, управомочивать совершать те или иные действия, запрещать их совершение. В соответствии с характером сформулированного в норме правила административно-правовые нормы подразделяются на предписывающие, управомочивающие и запретительные.
По субъектам (адресатам) административно-правовые нормы делятся на регулирующие:
- - деятельность государственных органов, предприятий, организаций;
- - поведение граждан;
- - деятельность общественных и религиозных организаций;
- - деятельность государственных служащих.
Нормы административного права распространяются также и на иностранных физических и юридических лиц, находящихся на территории Российской Федерации.
3. По форме предписания административно-правовые нормы делятся, прежде всего, на императивные (категоричные) и рекомендательные.
Императивные нормы содержат категорические предписания. Они не могут быть изменены участниками конкретных общественных отношений. Пример: п. 2.7 Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 «О правилах дорожного движения» водителю запрещается: управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения.
Рекомендательные нормы содержат рекомендации о целесообразности совершения субъектами административного права тех или иных действий. Диспозитивных норм, предоставляют возможность субъектам правоотношения самим определять свои права и обязанности в рамках правовой нормы. Они в административном законодательстве встречаются относительно редко.
4. По действию в пространстве. Административно-правовые нормы, закрепленные в федеральном законодательстве, действуют на всей территории РФ. На территориях субъектов РФ действуют также административно-правовые нормы, закрепленные в нормативных правовых актах субъектов РФ.
В ряде случаев указанные нормы действуют на территории нескольких государств в соответствии с двусторонними или многосторонними соглашениями. Расширение подобной практики стало закономерным для взаимоотношений между суверенными государствами - членами СНГ.
5. По действию во времени административно-правовые нормы делятся на срочные, то есть с заранее определенным сроком действия, и бессрочные, не имеющие заранее установленного срока действия.
Административно-правовые нормы, как правило, не ограничены определенными сроками действия. Это означает, что они действуют до их официального изменения либо отмены. В ряде случаев возможно установление определенных сроков их действия, например, Федеральными конституционными законами «О чрезвычайном положении» и «О военном положении» на определенный срок устанавливается режим чрезвычайного или военного положения. Законную силу административно-правовые нормы приобретают, либо с момента подписания содержащих их нормативных актов, либо в тот срок, который предусмотрен для вступления соответствующих норм в силу.
В Российской Федерации действуют некоторые административно-правовые нормы бывшего СССР. В подобных случаях союзные нормы, не противоречащие российскому законодательству, сохраняют свою силу впредь до момента установления обновленных норм законодательными или иными органами Российской Федерации.
Административно-правовые нормы делятся также на длительные и кратковременные. При этом длительными или кратковременными могут быть как срочные, так и бессрочные нормы.
- 6. С учетом федеративного устройства России административно-правовые нормы классифицируются по масштабу действия:
- - общефедеральные нормы;
- - нормы субъектов Федерации.
- 7. По объему регулирования административно-правовые нормы подразделяются на:
- - общие, то есть распространяющие свое действие на все сферы и отрасли государственного управления и регламентирующие наиболее важные стороны процесса реализации исполнительной власти. Чаще всего такого рода нормы содержатся в законодательных актах, указах президента и постановлениях Правительства Российской Федерации;
- - межотраслевые, то есть регламентирующие те или иные стороны государственно-управленческой деятельности, которые являются общими или сопредельными для всех или многих отраслей государственного управления и имеют при этом специальный характер. Например, такие черты свойственны нормам антимонопольного, экологического законодательства, нормам, содержащимся в положениях о межотраслевых органах исполнительной власти (статистики, тарифам) и т.п.;
- - отраслевые, то есть регламентирующие те или иные стороны управленческих отношений, возникающих в границах сферы, закрепленной за исполнительными органами отраслевой компетенции (например, министерств).
Существуют и иные классификационные группы административно-правовых норм. Например, они могут иметь либо внутрисистемный (их юридическая сила распространяется на нижестоящие звенья механизма исполнительной власти), либо общеобязательный характер (их действие распространяется на всех участников регулируемых отношений).
Под структурой административно-правовой нормы понимается внутреннее строение нормы, определенный порядок взаимосвязи, взаимообусловленности составных частей, элементов нормы. Административно-правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.
Гипотеза как часть административно-правовой нормы содержит указание на фактические условия ее реализации. Гипотеза содержит указание на юридический факт, фактические обстоятельства вступления нормы в действие, реализации ее диспозиции (например, условия привлечения к административной ответственности). Гипотеза может быть как абстрактной, так и казуистической. Абстрактная гипотеза, определяя условия действия нормы, указывает на общие признаки реализации нормы. Казуистическая гипотеза связывает реализацию юридической нормы со строго определенными частными случаями.
Диспозиция - это структурный элемент юридической нормы, в котором определяется правило поведения, предписываемое нормой, права и обязанности сторон.
Предписывающие диспозиции возлагают на субъекты обязанность совершения определенных действий, предписывают им тот или иной вариант должного поведения, обязанность совершения ими тех или иных действий. Пример, согласно п. 1.5. Правил дорожного движения, «…участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасность для движения и не причинять вред».
Управомочивающие диспозиции определяют в административном праве, как правило, функции и правомочия субъектов государственного управления. Например, согласно ст. 13 Федерального Конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации», Правительство РФ в пределах своих полномочий: организует реализацию внутренней и внешней политики РФ; осуществляет регулирование в социально-экономической сфере; обеспечивает единство системы исполнительной власти в РФ, направляет и контролирует деятельность ее органов; формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию; реализует предоставленное ему право законодательной инициативы».
Запрещающими называются диспозиции, содержащие запрет на совершение тех или иных противоправных деяний (действий или бездействия). Запрещающая диспозиция требует воздерживаться от определенного варианта поведения, которое законом считается правонарушением.
Санкция как элемент административно-правовой нормы содержит указание на меры воздействия, применяемые к нарушителю. При этом имеется в виду не любое административное воздействие, а лишь такое, применение которого предусмотрено нормой в связи с правонарушением. Административно-правовые санкции, применяемые за административные правонарушения, предусматриваются КоАП РФ. Например, согласно ст. 8.1. данного Кодекса санкцией «…за несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов является назначение административного штрафа гражданам, должностным лицам и юридическим лицам».
Административно-правовые санкции, применяемые за нарушение норм данного Кодекса, перечислены в ст. 3.2. К ним относятся следующие:
- - предупреждение;
- - административный штраф;
- - возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
- - конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
- - лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
- - административный арест;
- - административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
- - дисквалификация;
- - административное приостановление деятельности.
Административно-правовые нормы - это установленные государством правила поведения, регулирующие отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в процессе государственной деятельности.
Особенности административно-правовых норм проявляются в том, что они: выражают сущность исполнительной власти, устанавливая правовое положение и исполнительную компетенцию государственных органов; регулируют деятельность по осуществлению исполнительно-властных полномочий государственных органов; регулируют формы и методы их осуществления; устанавливают определенный порядок взаимоотношений между субъектами управления. Кроме того, административно-правовые нормы отличаются тем, что имеют собственные средства защиты от посягательств (в случае неисполнения их или ненадлежащего исполнения). За их нарушение наступает административная ответственность, а в некоторых случаях и дисциплинарная ответственность. Административноправовыми нормами обеспечивается применение законодательства в целом. Во исполнение законов органы исполнительной власти принимают постановления и распоряжения, которые являются подзаконными нормативными правовыми актами. Рассматриваемые нормы часто устанавливаются субъектами исполнительной власти в процессе ее реализации, для которых эти нормы впоследствии являются обязательными. Посредством административ-ноправовых норм устанавливается и обеспечивается режим законности и государственной дисциплины в сфере государственного управления. Нормы административного права определяют должное поведение всех лиц и организаций, действующих в данной сфере.
Административно-правовая норма имеет традиционную структуру: гипотезу - условие действия нормы; диспозицию - предписания, запреты, дозволения; санкцию - меры административного или дисциплинарного воздействия.
Для административно-правовых норм характерно многообразие, которое отражает их различие по видам, классифицируемых по ряду оснований.
1. По способу воздействия на поведение субъектов административного права: обязывающие (предписывают обязательное совершение
определенных действий, устанавливая обязанность действовать в соответствии с требованиями данной нормы, например обязанность подчинения законному распоряжению представителя власти), запретительные (устанавливают запрет на совершение определенных действий в условиях, предусмотренных правовой нормой), уполномочивающие или дозволительные (предоставляют возможность действовать по своему усмотрению, используя или не используя предоставленное субъективное право), стимулирующие или поощрительные (мотивированно побуждают к совершению каких-либо действий с помощью средств морального или материального воздействия, например предоставлением льгот и стимулов (государственным служащим), рекомендательные (устанавливают варианты желательного и целесообразного поведения).
2. По целевому назначению: регулятивные (регулируют общественные отношения, возникающие в сфере государственного управления) и охранительные (обеспечивают защиту государственно-управленческих отношений).
Е. их административно-правовой статус; в этом смысле их еще называют статичными) и процессуальные (регламентируют процедуру, порядок реализации прав и обязанностей, закрепленных материальными нормами, процедуру применения ответственности; их именуют динамичными).
4. По юридической силе: законодательные (оформленные актами, имеющими силу законов) и подзаконные (оформленные подзаконными актами, например содержатся в актах Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления).
5. По конкретному содержанию и уровню обобщенности: общие (регулируют государственно-управленческие отношения общего характера) и особенные (регулируют особенности управления в конкретной сфере общественных отношений).
6. По предмету ведения органов публичной власти: федеральные (относящиеся к компетенции федеральных органов исполнительной власти и изданные федеральными нормативными правовыми актами), субъектов федерации (относящиеся к компетенции органов исполнительной власти субъектов федерации и закрепление в их актах), местного самоуправления (принятые актами органов местного самоуправления по предметам их ведения).
7. По территориальному масштабу: общегосударственные (действуют в пределах юрисдикции государства), территориальные (действуют в административных границах соответствующего субъекта федерации), межтерриториальные (действуют в границах нескольких территориальных образований).
8. По объекту регулирования отраслей государственного управления: общеотраслевые (регламентируют наиболее важные стороны
государственно-управленческой деятельности, распространяясь на все сферы и отрасли), межотраслевые (регламентируют все или несколько отраслей государственного управления, отличаясь специализацией,
например административно-правовые нормы, имеющиеся в таможенном, налоговом законодательстве), отраслевые (регулируют управленческие отношения в определенных отраслях).
9. По адресату регулирования - регламентирующие общий и специальный административно-правовой статус субъектов государственноуправленческих отношений (граждан, организаций, органов исполнительной власти, государственных служащих и т. д.).
10. По кругу лиц: распространяющиеся на физических (распространяют действие на всех граждан либо на отдельные их группы, например распространение льгот для муниципальных служащих) и юридических лиц (распространяют действие на все организации, предприятия, учреждения, независимо от форм собственности, например по уплате налогов, либо на отдельные их категории, например по уплате налогов страховыми организациями).
11. По пределу действия во времени: бессрочные (действуют постоянно, т. е. без указания срока действия вплоть до официальной отмены компетентным органом) и срочные (действуют временно, т. е. в течение указанного срока действия).
12. По условиям действия: обычные (действуют в обычных условиях при ординарных обстоятельствах) и экстраординарные (действуют в чрезвычайных ситуациях при экстраординарных обстоятельствах).
Еще по теме §2. Административно-правовые нормы: понятие, особенности, структура, виды:
- § 5. Понятие административно-правовой нормы, особенности ее содержания и структуры
- Пирожки с тыквой в духовке на дрожжевом, песочном, слоеном тесте
- Идеальные сырники с манкой (всегда держат форму) Рецепт вкусных сырников с манкой
- Сырники из творога с манкой рецепт с фото пошагово на сковороде пышные Рецепт сырников из творога пошагово с манкой
- Вкус Средиземноморья: паста с соусами из баклажан и помидоров
- Мортаделла - итальянская колбаса
- Как приготовить брокколи брокколи с грибами в сметанном соусе Что приготовить из брокколи и грибов
- Как правильно приготовить овсяный суп на плите, в мультиварке и горшочках
- Расклады на картах таро на личность
- Онлайн гадание «Выбор из двух вариантов» на картах Таро с толкованием результата
- Меню для кафе (варианты оформления и образец)
- Великие об успехе. Отступать — всегда рано! Подборка мотивирующих цитат для достижения успеха и своих целей
- Владимир Долгих: уходящая номенклатура
- Страдание Святого великомученика Никиты Великомученик никита о чем молятся
- Кому принадлежит земля под сарае
- Мясо по-французски в духовке: из свинины, с картошкой, из курицы, с грибами, из говядины, с ананасом, из фарша и другие рецепты
- Как вкусно приготовить мясо по-французски из свинины в духовке – рецепт с пошаговыми фото
- Икра из патиссонов: лучшие рецепты Икра из патиссонов на зиму простой рецепт
- Бананово-шоколадная паста Банан шоколадная паста
- Осетинский пирог с сыром и зеленью
- Осетинские пироги — лучшие пошаговые рецепты