Что такое гражданское общество кратко. Понятие «гражданское общество


Сегодня в России существует отчуждение между социумом и властью, которое породило не только недоверие «низов» к «верхам», но и неприязнь «верхов» к «низам», прежде всего к любым формам самодеятельности общества, в силу неразвитости социальных интересов. Отсюда и постоянное стремление государства не взаимодействовать с институтами гражданского общества, а управлять ими, игнорировать импульсы снизу, пытаясь превратить гражданские движения и объединения в каналы односторонней передачи указаний «сверху вниз».

В современной России формирование гражданского общества происходит одновременно с переходом к демократической системе правления и рыночной экономике. И в данном переходе гражданское общество должно помочь России. Оно является неким «мотором» в развитии страны по направлению построения правового государства с рыночной экономикой. В настоящее время данная проблема стоит в центре внимания. Постоянно в своих выступлениях и обращениях высшее руководство страны, политические и общественные деятели акцентирует внимание на том, что необходимо создать действующее гражданское общество, а также необходимо взаимодействие государства и власти с институтами гражданского общества при формировании тех или иных базовых законопроектов.

В настоящее время в России существуют серьезные вызовы, которым государство не способно противостоять в одиночку (терроризм, недостаточный уровень и темпы реформирования государственных институтов, высокий уровень бедности и медленные изменения в сознании населения и т.д.). И лишь совместно с гражданским обществом государство может противостоять этим вызовам. Гражданское общество должно стать помощником государства в решении данных проблем.

Президент Российской Федерации В. В. Путин убежден в том, что «без зрелого гражданского общества невозможно эффективное решение насущных проблем людей». «Только развитое гражданское общество может обеспечить незыблемость демократических свобод, гарантии прав человека и гражданина». Нужно сказать, что гражданское общество начинается с развитого самосознания, возвышающегося из индивидуальных начал личности. Развивать же их можно в первую очередь усилиями самой личности, ее устремленностью к ответственной свободе и демократии. И лишь свободный человек сможет обеспечить рост экономики и процветание государства в целом.

На сегодняшний день в России существуют и функционируют элементы гражданского общества, присутствующих во всех сферах общественной жизни (политической, экономической, социальной, духовной и т. д.). Например, политические партии, органы местного самоуправления, средства массовой информации, общественно-политические организации, различные экологические и правозащитные движения, этнические и конфессиональные общности, спортивные объединения, творческие, научные и культурные союзы, союзы предпринимателей и потребителей и т. д. В экономической сфере функционируют такие организации, как «Ассоциация российских банков», «Союз предпринимателей и арендаторов», в социальной – «Пенсионный фонд», «Союз солдатских матерей», «Фонд социальной защиты материнства и детства», в политической – политический партии и т. д. Но, к сожалению, многие организации, союзы, объединения и движения независимы лишь формально. На деле все обстоит иначе. Однако, несмотря на это, можно сказать, что формирование гражданского общества в Российской Федерации уже началось и делает свои первые шаги.

Сегодня общество может выражать свои интересы и подавать импульсы власти через различные каналы. Непосредственная связь с представителями власти местного, регионального и федерального уровней (отправка индивидуальных и коллективных писем, дни личного приема и т. д.). «Достучаться до власти» можно также через политические партии. Например, фракция ЛДПР создала интернет-проект, где люди могут отправить снятые самим видеоролики о случаях коррупции, нарушении прав и закона и т.д. После чего партия отправляет депутатский запрос в соответствующие органы государственной власти. Также подавать импульсы властям граждане могут через средства массовой информации и т.д.

Нельзя не отметить проекты, созданные для развития гражданского общества. Например, создание «Общественной палаты РФ». Официальной целью которой является содействие формированию, обеспечению деятельности и развитию поля гражданского участия в выработке и реализации государственной политики в Российской Федерации. Один из наиболее эффективных организаций по формированию гражданского общества, по мнению автора, сделало много положительного в этом направлении. Закон «Об образовании», при разработке и принятии которой во внимание были приняты пожелания общества, и внесены поправки, закон «Об НКО», реформа «ЖКХ» и т.д.

Также создан «Совет по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека при Президенте РФ». Главной целью данной организации является обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина, содействие становлению и развитию гражданского общества.

Институты гражданского общества являются связующим звеном между государством и личностью. Они выражают интересы членов общества, на основе которых создаются и принимаются законы. Сигналы и импульсы, исходящие от общества в России, должны корректировать и контролировать существующую власть.

В современной России формирование гражданского общества имеет свои специфические особенности:

1. Первая особенность – «позитивный характер митингов, протестов». В Российской Федерации протестные акции не доходят до своих крайних форм проявления. Российское законодательство не запрещает гражданам своей страны проводить мирные митинги, пикеты, шествия, протесты. Общество через них формирует и выражает свое мнение, требования по различным проблемам (социальным, политическим, экономическим, культурным), по вопросам внешней политики. И стоит подчеркнуть, что требования манифестантов удовлетворяются. Власть слышит народ и идет к нему навстречу. К примеру, можно привести события мая 2012 года. Главной целью протестного движения было заявить власти о себе, об отношении к легитимности власти, о своей позиции к прошедшим выборам. Стоит сказать, что манифестанты своего достигли. Протестные акции были как импульс к диалогу с властью, и этот диалог состоялся. В России протесты и митинги имеют достаточно позитивный характер, что отличает ее от других стан. Например, от сегодняшней Украины, где протестные движения и акции приобрели крайние формы проявления. Страна на кануне уничтожения, в стране хаос.

2. Вторая особенность становления гражданского общества в современной России – «этнорегиональный характер». Разрыв по уровню развития гражданских отношений в различных регионах страны слишком велик (например, в столице и в глубинке). Данное обстоятельство, несомненно, затрудняет развитие гражданского общества на политическом пространстве современной России. Из этого следует, что на региональном уровне гражданское общество намного слабее, чем на федеральном. Конечно, и его способность противостоять политической власти значительно меньше, чем в стране в целом. Чтобы устранить столь глубокое противоречие нужно интенсивно развивать местное самоуправление, где сосредоточены не только властные отношения, но и гражданские.

И здесь нельзя не отметить деятельность «Общественной палаты РФ» по уменьшению разрыва между мегаполисом и регионом. Например, в январе 2013 года был подписан закон Президентом Владимиром Путиным об увеличении числа членов «Общественной палаты» со 126 до 166 человек. Что, несомненно, позволило расширить участие региональных общественных структур в работе «Общественной палаты», что, в свою очередь, дает возможность ускорение развитию единого гражданского общества в современной России.

3. Третьей особенностью является «зависимость независимых СМИ». Владимир Путин, будучи кандидатом на пост президента, 12 февраля 2004 года на встрече со своими доверенными лицами в МГУ сказал: «Мы должны продолжить работу по формированию полноценного, дееспособного гражданского общества в стране. Особо отмечу: оно немыслимо без подлинно свободных и ответственных средств массовой информации. Но такая свобода и такая ответственность должны иметь под собой необходимую правовую и экономическую базу, создать которую – обязанность государства». То есть в России независимые средства массовой информации формируются не гражданским обществом, а гражданским обществом и государством вместе. По мнению автора, это позитивный проект. Государство в той или иной степени должно контролировать какая информация подается СМИ.

4. Последней особенностью, которую выделяет автор, является «PR-компания Президента», то есть, непосредственная связь с обществом. Ни в одной стране нет «прямой линии» общения президента с народом. Где принимают участие различные представители общества (студенты, ветераны ВОВ, ученые, деятели культуры, многодетные семьи, пенсионеры, врачи и многие другие представители общества). Люди могут обратиться к президенту по телефону, через отправку писем, по интернету или через телемост. Такие мероприятия длятся более двух часов. Даже в самой демократической стране – Соединенных Штатах Америки такого не наблюдается. Данная особенность отличает формирование институтов гражданского общества в современной России от стран Запада.

Подводя итоги вышесказанному, можно сделать несколько выводов:

1. Становление институтов гражданского общества в России началось и маленькими шажками движется вперед (как выше было отмечено, появилось множество союзов, объединений, движений, ассоциаций и т. д. во всех сферах общества). Пускай многие организации сегодня лишь формально независимы от государства и властных структур, но все же они есть, что дает основание для умеренной оптимистической оценки возможностей и перспектив развития правового государства и гражданского общества в России;

2. Гражданское общество в России формируется одновременно с переходом к демократическому и правому государству. Оно должно стать «двигателем», который будет двигать страну в направлении демократического государства и рыночной экономики;

3. Формирование и развитие гражданского общества в России имеет свою специфику. У нее свой путь и своя дорога в данном направлении.

Гражданское общество представляет собой совокупность общественных институтов (группы, движения, некоммерческие организации, религиозные и национальные общности) созданных с целью общественного контроля, достижения конкретных целей и отстаивание интересов конкретных общностей людей.

Признаки гражданского общества

Признаки гражданского общества представляют собой такие характеристики общества, при которых можно говорить о реально функционирующем гражданском обществе в рамках общественной жизни.

Основными признаки гражданского общества являются:

1. Реальное функционирование и обеспечение системы прав и свобод личности.

2. Наличие развитой системы самоуправления.

3. Наличие реальной конкуренции между различными политическими силами.

4. Наличие высокой степени плюрализма и общественного сознания.

5. Наличие независимых СМИ и реализация на практике права человека на информацию.

6. Наличие развитого института частной собственности, доверие населения к экономическим институтам.

7. Наличие органов государственной власти, выбранных на честных и справедливых выборах.

8. Наличие правового государства

9. Политика государства, направленная на достижение реальных благ для населения.

Структура гражданского общества

Структура гражданского общества включает в себя те общественные институты, которые призваны отстаивать интересы отдельных групп населения, к таковым принято относить:

1. Общественные объединения и правозащитные организации.

2. Политические движения и партии.

3. Независимые СМИ.

4. Семья как основная ячейка общества.

5. Церковь и религиозные объединения.

6. Общественные институты, не подчиненные государству (предпринимательство, собственность и др.)

35. Понятие правосознания

Правовое сознание (правосознание) представляет собой совокупность представлений и внутренних переживаний по отношению к праву.

Структура правосознания

Правосознание включает в себя следующие структурные элементы:

1. Правовая психология

Правовая психология представляет собой внутренние переживания человека по отношению к праву или конкретному правовому явлению.

2. Правовая идеология

Правовая идеология представляет собой глубокое, осмысленное представление и отношение людей к праву желаемому и реальному.

Виды правосознания

Правосознания принято подразделять на основе двух важных принципов: по степени общности отношения и по уровню и глубине отношения к праву.

По степени общности отношения к праву принято выделять:

1. Индивидуальное правосознание

2. Групповое правосознание

3. Массовое правосознание

По уровню и глубине отношения к праву принято выделять:

1. Обыденное правосознание

2. Профессиональное правосознание

3. Доктринальное правосознание

36. Правовая культура: понятие и структура.

Правовой культурой считают особое юридическое достояние общества, которое можно воспринимать как качественное правовое состояние общества, личности или социальной группы.

В связи с данным определением можно выделить следующие виды правовой культуры:

1) правовая культура общества – это доля общей культуры, которая передает степень правового сознания и правовой активности общества;

2) правовая культура личности – это культура отдельного члена общества, человека;

3) правовая культура социальной группы – это специфичная культура для таких социальных групп, как профессиональная группа, молодежь и т. д.

Правовую культуру общества отличают следующие черты: 1) уровень совершенства законодательства; 2) правовая активность населения государства; 3) уровень развития в государстве юридических норм, литературы и образования; 4) соотношение в нормах права национального и общечеловеческого начал; 5) эффективность работы правоприменительных органов государства.

Правовая культура личности состоит из следующих элементов:

1) знание, а вместе с этим и понимание права;

2) отношение человека к праву, т. е. привычка, проявляющаяся в законопослушном и правомерном поведении человека;

3) уровень правового поведения – юридически значимого поведения, которое может проявляться в наличии у человека умений эффективного использования средств права с целью осуществления субъективных прав и свобод или для достижения своих личных целей;

4) правовая психология;

5) правовая идеология.

В правовой культуре личности также выделяют три категории, которые находятся в неразрывной связи, представляют единое целое, такие как: 1) идейно-теоретические правовые представления. Это система мнений на реальное или желаемое право, его явления, на правовую жизнь в целом; 2) позитивные правовые чувства, которые представляют собой правовое чувство, которое наряду с настроением, психологическим настроем, а также традициями в сфере действия права представляют социально-правовую психологию. Положительное ее проявление и выступает элементом правовой культуры; 3) творческая деятельность человека в области права.

Правовую культуру социальных групп отличают следующие черты: 1) знание, почитание права и законодательства; 2) соблюдение законности; 3) наличие умения использовать предоставленную народом и правом власть; 4) наличие умений по эффективному обеспечению прав и свобод граждан; 5) правовое обучение и воспитание граждан; 6) способность правильно и быстро составлять, оформлять нужные юридические документы.

Правовая культура выполняет следующие функции: 1) познавательно-преобразовательную, которую связывают с теоретической и организаторской деятельностью по формированию правового государства и гражданского общества; 2)праворегулятивную , которая направлена на реализацию эффективного и устойчивого функционирования элементов правовой системы и всего общества; 3) ценностно-нормативную , которая проявляется в различных, имеющих ценностное значение фактах жизни, которые отображаются в поступках и сознании людей; 4) правосоциализаторская , через которую правовая культура выражается в формировании правовых качеств личности, а также организации самовоспитания и правового обучения, юридической помощи населению; 5) коммуникативная, реализуемая через общение граждан в юридической сфере.

37. Правовое воспитание: понятие формы, методы.

Правовое государство представляет собой такую форму организации деятельности государственной власти, при которой само государство, все социальные общности, отдельные индивиды уважают право и находятся в одинаковом отношении к нему. Право в этом случае выступает способом взаимосвязи государства, общества и индивида.

Принципы правового государства:

1) создание законодательной системы, соответствующей объективности права;

2) закрепление в законодательстве широкого комплекса естественных неотчуждаемых и демократических прав человека, их обеспечение реальными материальными и иными гарантиями, надежной защитой от каких-либо посягательств;

3) разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную: ветви власти должны быть независимы друг от друга и должны действовать в соответствии с конституционно закре-пленными полномочиями;

4) верховенство закона, на основе и во исполнение которого создаются и реализуются все подзаконные акты;

5) при федеративном устройстве государства демократическое распределение компетенции между субъектами федерации. Понятие «правовое государство» предусматривает не столько подчинение государственной власти надконституционным нормам, сколько ограничение ее всемогущества в интересах гарантирования прав отдельного индивида перед лицом государства. Правовое государство само себя ограничивает определенным комплексом постоянных норм и правил. Государство становится правовым именно потому, что оно подпадает под власть права. Праву принадлежит приоритет перед государством.

Эффективное функционирование правового государства предполагает наличие у него равноправного партнера, каким выступает гражданское общество

Исходной идеей гражданского общества является преобразова­ние коллективности (организованной по законам природы совместной жизни людей в обществе), и развитие человека, вышедшего из мира всеобщей вражды, необузданной свободы, в гражданина этого общества. В самом понятии гражданского общества заложено постоянное изменение, совершенствование и переход от менее развитого состояния человека, общества и власти к более развитому и цивилизованному. Условием такого развития является равновесие , равное развитие, взаимное равенство прав, свобод и обязанностей всех трех главных составляющих гражданского общества - человека, общества и государства. Доминирование одной из этих сфер разрушает гражданское общество .

типы гражданского общества:

социальные образования (сословие, социальная группа, класс);

общество как совокупность граждан страны;

мировое сообщество граждан.

Признаки в современном понимании.

Гражданское общество - это общество с развитыми экономическими, политическими, правовыми, культурными отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним; это союз индивидов, обладающих развитой, целостной, активной личностью, высокими человеческими качествами (свободы, права, долга, морали, собственности и др.).

Признаками (особенностями) гражданского общества являются:

    высокое сознание людей;

    высокая материальная обеспеченность их на основе владения ими собственностью;

    широкие связи между членами общества;

    наличие государственной власти, подконтрольной, преодолевшей отчуждение от общества власти, где ее носители - всего лишь наемные работники, обладающие соответствующей компетентностью, мастерством, способностью решать проблемы общества;

    децентрализация власти;

    передача части власти органам самоуправления;

    согласование позиций вместо конфликтов;

    развитое чувство коллективности (но не стадной), обеспеченное сознанием принадлежности к общей культуре, нации;

    личность гражданского общества - это человек, ориентированный на созидание, духовность.

    наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

Гражданское общество - это сообщество свободных индивидов . В экономическом плане сказанное означает, что каждый индивид является собственником. Он реально обладает теми средствами, которые необходимы человеку для его нормального существования. Он свободен в выборе форм собственности, определении профессии и вида труда, распоряжении результатами своего труда. В социальном плане принадлежность индивида к определенной социальной общности (семья, клан, класс, нация) не является абсолютной. Он может существовать самостоятельно, имеет право на достаточно автономную самоорганизацию для удовлетворения своих потребностей и интересов. Политический аспект свободы индивида как гражданина заключается в его независимости от государства, т. е. в возможности, например, быть членом политической партии или объединения, выступающих с критикой существующей государственной власти, вправе участвовать или не участвовать в выборах органов государственной власти и местного самоуправления. Обеспеченной свобода считается тогда, когда индивид через определенные механизмы может ограничивать своеволие государственных или иных структур в отношении себя (например, через суд).

Гражданское общество есть сложноструктурированная плюралистическая система . Разумеется, любой социальный организм обладает определенным набором системных качеств, но для гражданского общества характерны их полнота, устойчивость и воспроизводимость. Наличие многообразных общественных форм и институтов (профсоюзы, партии, объединения предпринимателей, общества потребителей, клубы и т. п.) позволяет выразить и реализовать самые разнообразные потребности и интересы индивидов, раскрыть всю оригинальность человеческого существа. Плюрализм как черта, характеризующая структуру и функционирование общественной системы, проявляется во всех ее сферах: в экономической - это многообразие форм собственности (частной, акционерной, кооперативной, общественной и государственной); в социальной и политической - наличие широкой и развитой сети общественных образований, в которых индивид может проявить и защитить себя; в духовной - обеспечение мировоззренческой свободы, исключение дискриминации по идеологическим мотивам, терпимое отношение к различным религиям, противоположным взглядам.

Гражданское общество - это саморазвивающаяся и самоуправляемая система . Индивиды, объединяясь в различные организации, устанавливая между собой разнообразные отношения, реализуя свои порой противоположные интересы, тем самым обеспечивают гармоническое, целенаправленное развитие общества без вмешательства государства как политической властной силы. Гражданское общество имеет свои внутренние источники саморазвития, независимые от государства. Более того, благодаря этому оно способно ограничивать властную деятельность государства. Одной из важных характеристик динамики общества является гражданская инициатива как осознанная и активная деятельность во благо общества. В сочетании с такими нравственными категориями, как гражданский долг, гражданская совесть, она служит надежным средством дальнейшего поступательного развития гражданского общества.

Гражданское общество - правовое демократическое общество , где связующим фактором выступают признание, обеспечение и защита естественных и приобретенных прав человека и гражданина. Идеям гражданского общества о разумности и справедливости власти, о свободе и благополучии личности соответствуют идеи приоритета права, единства права и закона, правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти. Гражданское общество на пути к правовому развивается вместе с государством. Правовое государство можно считать результатом развития гражданского общества и условием его дальнейшего совершенствования.

Структура.

Гражданское общество имеет свою структуру, составляющие которой различные общественные образования и общественные институты, обеспечивающие условия для реализации частных интересов и потребностей индивидов, коллективов, способные «давить» на государственную власть с тем, чтобы заставить ее служить обществу.

Структура - это внутреннее строение общества, отражающее многообразие и взаимодействие его составляющих, обеспечивающее целостность и динамизм развития.

Системообразующим началом является человек с его естественными потребностями и интересами, внешне выраженными в юридических правах и обязанностях. Составляющими частями и элементами структуры выступают различные общности и объединения людей и устойчивые отношения между ними.

Структуру современного российского гражданского общества можно представить в виде пяти основных систем, отражающих соответствующие сферы его жизнедеятельности. Это социальная, экономическая, политическая, духовно-культурная и информационная системы.

Социальная система охватывает совокупность объективно сформировавшихся общностей людей и взаимоотношений между ними. Это первичный, основополагающий пласт гражданского общества, оказывающий определяющее влияние на жизнедеятельность других его подсистем

Экономическая система представляет собой совокупность экономических институтов и отношений, в которые вступают люди в процессе реализации отношений собственности, производства, распределения, обмена и потребления совокупного общественного продукта

Политическую систему составляют целостные саморегулирующиеся элементы - государство, политические партии, общественно-политические движения, объединения и отношения между ними. Индивид политически выступает в качестве гражданина, депутата, члена партии, организации.

Духовно-культурная система образуется из отношений между людьми, их объединениями, государством и обществом в целом по поводу духовно-культурных благ и соответствующих материализованных институтов, учреждений (образовательных, научных, культурных, религиозных), через которые реализуются эти отношения.

Информационная система складывается в результате общения людей друг с другом непосредственно и через средства массовой информации. В качестве ее структурных элементов могут выступать общественные, муниципальные и частные организации, учреждения, предприятия, а также граждане и их объединения, осуществляющие производство и выпуск средств массовой информации. Информационные отношения носят сквозной характер, они пронизывают все сферы гражданского общества.

Суммируя все изложенное, можно кратко определить гражданское общество как совокупность внегосударственных и внеполитических отношений (экономических, социальных, культурных, нравственных, духовных, семейных, религиозных), образующих особую сферу специфических интересов свободных индивидов-собственников и их объединений.

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

2. Причины возникновения гражданского общества и условия его функционирования

3. Структура гражданского общества и основные направления его активности

4. Гражданское общество и государство

Гражданское общество во многих отношениях есть самая загадочная категория политологии. Оно существует, не имея единого организационного центра. Составляющие граждан­ское общество общественные организации и объединения воз­никают спонтанно. Без какого-либо участия государства граж­данское общество превращается в мощную самоорганизующую­ся и саморегулирующуюся сферу общественной жизни. Более того, в одних странах оно есть и успешно развивается, а в дру­гих, в частности в бывшем СССР, его не было многие десяти­летия. Если такая огромная держава, как СССР, а также ряд других государств существовали без гражданского общества, может быть, в нем нет особой необходимости? Ведь есть госу­дарство, призванное управлять обществом, заботиться о его эко­номической и политической стабильности, росте благосостоя­ния народа и о многом другом.

Вопрос о гражданском обществе не случайно рассматрива­ется после изучения темы «Политические режимы». Известно, что они делятся на две группы: демократические и недемокра­тические. В условиях недемократических режимов (например, при тоталитаризме) гражданского общества нет и быть не может. В демократических же странах выбирать, быть или не быть граж­данскому обществу, не приходится, ибо оно становится НЕОБ­ХОДИМЫМ. Гражданское общество есть важнейшая составля­ющая демократического государства. Степень развития граждан­ского общества отражает уровень развития демократии.

Если граждане бывшего СССР либо вообще ничего не знали о гражданском обществе, либо имели о нем весьма туманные представления, то в современной России это одно из наиболее часто встречающихся понятий. Его упоминают в связи с вопро­сами государственного управления, в связи с Конституцией и Гражданским кодексом, при анализе политических режимов, в связи с переходом к рыночной экономике, развитием частной собственности, а главное - в связи с образованием в стране в последние годы многочисленных, ранее неведомых организа­ций и объединений предпринимателей, банкиров, арендаторов, актеров, ветеранов войн, пенсионеров и др.

Что же такое гражданское общество и почему оно может раз­виваться наиболее полно лишь в условиях демократических по­литических режимов?

Гражданское общество - это формирующаяся и развивающаяся в демократических государствах человеческая общность, представ­ленная

I) сетью добровольно образовавшихся негосударственных структур (объединения, организации, ассоциации, союзы, центры, клубы, фонды и т.д.) во всех сферах жизнедеятельности общества и

2) совокупностью негосударственных отношений - экономических, политических, социальных, духовных, религиозных и других.

Конкретизируя данное определение, отметим следующее:

Эта «сеть» может быть очень плотной, включающей в неко­торых странах сотни тысяч разного рода объединений граж­дан или предприятий (признак высокоразвитого демократи­ческого общества), и «рыхлой», насчитывающей скромное число такого рода организаций (признак государств, дела­ющих первые шаги в демократическом развитии);

Объединения, составляющие гражданское общество, отра­жают широчайшую палитру хозяйственных, правовых, куль­турных и многих других интересов граждан (предприятий) и создаются в целях удовлетворения этих интересов;

Специфика всех организаций, образующих гражданское общество, состоит в том, что они создаются не государ­ством, а самими гражданами, предприятиями, существу­ют автономно от государства, но, разумеется, в рамках действующих законов;

Составляющие гражданское общество объединения возни­кают, как правило, спонтанно (в связи с появлением у группы граждан или предприятий конкретного интереса и потребности в его реализации). Затем какая-то часть этих объединений может прекратить свое существование. Одна­ко подавляющая их часть становится долгожителями, по­стоянно действующими, набирающими со временем силу и авторитет;

Гражданское общество в целом является выразителем обще­ственного мнения, что служит своеобразной формой прояв­ления его влияния на политическую власть. Приведем отдельные примеры возникновения организаций и объединений, составляющих гражданское общество, которые отражают мотивы их создания, формы активности и цели.

Известно, что переход России к рыночной экономике дал мощное начало процессу образования в стране коммерческих банков. До августа 1998 г их насчитывалось более 1500. Образо­вание коммерческих банков - результат частной инициативы граждан или предприятий. В рыночной среде они действуют на свой страх и риск. Законы рынка крайне жестки. Не исключены банкротства. Кроме того, есть государства, которые могут изме­нять законодательство о банках, ужесточать условия их функци­онирования.

Как показывает мировой опыт, рынок и государство могут быть как в пассиве, так и в активе бизнеса (банковского, в част­ности). Чтобы они были в активе, за это нужно бороться. Необ­ходимы групповые, ассоциированные усилия. Российские коммерческие банки существуют всего несколько лет, но уже в 1991 г они образовали Ассоциацию российских банков, объединившую московскую, санкт-петербургскую, пермскую, новороссийскую, дальневосточную и ряд других региональных организации. Ос­новные цели Ассоциации - координация действии российских банков, осуществление совместных программ, защита коммер­ческих банков. В этой связи Ассоциация разрабатывает концеп­цию развития банковского дела, рекомендации и проекты нор­мативных документов, регламентирующих работу банков и их отношения с Центральным банком. Есть основания полагать, что Ассоциация российских банков успешно отстаивает через государственные органы коллективные интересы коммерческих банков. В частности, специальным указом президента деятель­ность иностранных коммерческих банков на территории России была вплоть до 1996 г. ограничена. Тем самым был нейтрализо­ван очень сильный конкурент российских банков.

Еще пример. Многообразие форм собственности, в частности уравнение в правах со всеми другими правами частной собствен­ности, привело к образованию в стране многочисленных коопе­ративных, арендных предприятии, акционерных обществ, то­вариществ с ограниченной ответственностью и других форм предприятии. Успех их работы зависит от них самих. Сырье для производства, рабочая сила, само производство, хранение и сбыт готовой продукции - все это их собственное дело. Однако при этом ряд важных отношений с государством у данных предприя­тий остается. Это касается налогов, таможенных пошлин, государ­ственного страхования, соблюдения законодательства об охране окружающейсреды, правил хранения, перевозки продукции и многого другого



Мировой опыт показывает, что на налоговую политику госу­дарства можно влиять в сторону либерализации. Но опять же успех более реален, если переговоры с государственными струк­турами ведет объединенный представительный орган, возникший по инициативе предпринимателей, как организация граждан­ского общества. Многочисленные союзы предпринимателей су­ществуют во всех странах мира. Можно даже констатировать, что в структуре гражданского общества они занимают наиболь­ший удельный вес. Переходящая к рыночном экономике Россия не стала исключением. В течение всею нескольких лет здесь воз­никли сотни различного рода объединении, в том числе в сфере бизнеса. В их числе Российский союз промышленников и пред­принимателей, Конгресс российских деловых кругов. Союз пред­принимателей и арендаторов, Ассоциация совместных предприятий, Союз объединенных кооперативов, Ассоциация руководителей предприятий, Союз акционерных обществ, Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов, Союз молодых предпринимателей России, Союз малых предприятий России.

О Союзе малых предприятий России скажем несколько под­робнее. Он возник в 1990 г. Главная цель - всемерно способ­ствовать устранению монополизма в российской экономике. Дан­ной организацией разрабатываются предложения по совершен­ствованию государственного законодательства в части образования и функционирования малых предприятии. Кроме того, Союз малых предприятий России занимается развитием дело­вого сотрудничества малых предприятии. Он оказывает содей­ствие своим членам в освоении новой техники и технологии, во внедрении управленческих новшеств Союз проводит конферен­ции и деловые встречи, оказывает содействие малым предприя­тиям в строительстве производственных здании.

Приведенные примеры касаются хозяйственной сферы. Од­нако спектр общественных интересов, в связи с которыми воз­никают организации гражданского общества, далеко выходит за ее рамки Он охватывает политические, культурные, правовые, экономические, научные и многие другие интересы. Эти инте­ресы могут лежать и в иных плоскостях. Например, полагая, что государство недостаточно активно проводит политику реорганизации российской армии, устранения «дедовщины» и других порочащих честь и достоинство солдат, так называемых неустав­ных отношений, матери воинов, проходящих службу, органи­зовали Комитет солдатских матерей, который ставит конкрет­ные цели по защите прав призывников и ведет активный диалог с правительством. Имеют свои организации ветераны Великой Отечественной воины, воины-афганцы, инвалиды.

В дальнейшем, по мере рассмотрения проблем, связанных с гражданским обществом, будут приводиться и другие при­меры организации гражданского общества. Однако и из ска­занного вытекает, что гражданское общество есть та среда, в которой современный человек, законным путем удовлетворяет свои потребности, развивает свою индивидуальность, приходит к сознанию ценности групповых акции и общественной солидар­ности. (Кумар К. Гражданское общество //Гражданское обще­ство М, 1994. С. 21).

В заключение данного параграфа отметим, что интерес к гражданскому обществу проявляют многие науки правоведе­ние, экономическая теория, история, философия, социоло­гия и др.

Правоведение изучает гражданское общество как субъект граж­данского права и как субъект правового регулирования.

Экономическую теорию интересуют экономические причины возникновения организации гражданского общества, роль фи­нансовой сферы в их функционировании.

История описывает конкретные национальные формы граж­данского общества, особенности участия граждан в обществен­ной жизни.

Философия и социология изучают гражданское общество как социальную систему, как форму общественной организации и общения.

Однако особо важная роль в изучении гражданского общества принадлежит политологи». Именно политология изучает харак­тер и формы взаимодействия гражданского общества с полити­ческими и общественными институтами - государством в це­лом, федеральными и местными органами власти. Опираясь на достижения других наук, политология исследует причины и ус­ловия возникновения гражданского общества, его структуру, направления эволюции Другими словами, политология воссоз­дает целостную картину гражданского общества.

Впервые понятие «гражданское общество» появилось в 17 веке в трудах Т. Гоббса, Г. Гроция, Дж.Локка и развивалось в 18 веке Ш. Монтескье, В. Гумбольдтом, Д. Вико и другими исследователями .

Решающим социально-экономической предпосылкой правового государства является гражданское общество. В свое время Сен-Симон утверждал, что общество имеет двух врагов, которых оно в равной степени ненавидит: анархию и деспотизм. Гражданское общество, в объяснении которого ведущая роль принадлежит Гегелю, выступает как такая зрелость социальных связей, когда обе эти крайности исключаются в принципе .

В 17 веке принципиального различия между государством и гражданским обществом не проводилось, но они уже и не отождествлялись. Названные мыслители, будучи сторонниками договорного происхождения государства, исходили из того, что гражданское общество представляет собой государство, основанное на общественном договоре. Локк утверждал: « … абсолютная власть, у кого бы она ни находилась, весьма далека от того, чтобы быть видом гражданского общества; она настолько несовместима с ним, как рабство с собственностью» .

В 18 веке В. Гумбольдт отмечает три различия между гражданским обществом и государством:

1) Система национальных, общественных учреждений формируется снизу;

2) Естественное и общее право в гражданском обществе;

3) Человек в гражданском обществе и гражданин - в государстве .

Более четко разграничил гражданское общество и государство Г. Гегель, согласно которому гражданское общество представляет собой частную сферу экономической жизни и деятельности людей, общающихся через систему потребностей и разделение труда, правосудие и внешний порядок (полицию и корпорации), а государство - область публичной власти. Государственное вмешательство оправдано при двух условиях:

1. С целью устранения несправедливостей и неравенства внутри гражданского общества (например, при доминирующем положении одного из классов);

2. Для защиты и содействия осуществлению всеобщего интереса .

Согласно И. Канту, гражданское правовое состояние основывается на свободе каждого члена общества как человека, равенство его с каждым другим как подданным, самостоятельности каждого члена общества как гражданина.

В 19 веке К. Маркс характеризовал природу гражданского общества и его соотношение с государством так: «… форма общения на всех существующих до сих пор исторических ступенях, обусловливаемая производительными силами и, в свою очередь, обусловливающая их, есть гражданское общество… Гражданское общество обнимает все материальное общение индивидов в рамках определенной ступени развития производительных сил. Оно обнимает всю торговую и промышленную жизнь данной ступени и потому выходит за пределы государства и нации, хотя, с другой стороны, оно опять-таки должно выступать в виде национальности и строиться внутри в виде государства». Гражданское общество он рассматривал как экономический базис, обусловливающий государство .

В последние годы гражданское общество оказалось в центре внимания многочисленных субъектов политики. Это понятие стало одним из самых распространенных и употребляемых в философии политики и права, теории государства и права, политологии и политической социологии. Однако релевантность его употребления в современной политикo-правовой литературе уже привела к тому, что сущность и смысл этой категории размываются, теряют устойчивые концептуальные очертания, одновременно приобретая политизированную интерпретацию .

Среди исследователей развернулась самая настоящая дискуссия о сущности этого социального феномена. Очень интересно выразил его глубинный смысл лидер мирового пролетариата Владимир Ильич Ленин. Он заявил, что мы создадим такое общество, в котором каждая кухарка сможет управлять государством. Однако с этим очень трудно согласиться. Не может быть такого государства, в котором каждый дворник или кучер способен на высоком уровне выполнять управленческие функции.

В настоящее время многие исследователи рассматривают гражданское общество в двух плоскостях: идеологической - как идею, доктрину, утопию, и институциональной - как взаимосвязанную совокупность общественно-политических институтов. В данной работе, направленной на определение конкретных факторов, детерминирующих формирование гражданского общества, как рабочий вариант принят второй подход .

И все же что такое гражданское общество? В настоящее время существует, по крайней мере, четыре огромных блока определений данного понятия.

По мнению некоторых исследователей, гражданское общество - это совокупность всех неполитических отношений, сфера своеобразного политического пространства.

Есть точка зрения, согласно которой гражданское общество - это своего рода социальное пространство, в котором люди связаны и взаимодействуют между собой в качестве независимых как друг от друга, так и от государства индивидов .

Ряд ученых убежден, что гражданское общество - это совокупность различных неправительственных институтов и самоорганизующихся групп, независимых как от государственной власти, так и от отдельных частных структур и способных к организованным коллективным действиям в защиту общественно значимых интересов в рамках заранее установленных правил правового характера .

Согласно четвертому подходу, содержание дефиниции «гражданское общество» включает сферу властной деятельности свободных индивидов и их организаций, направленную на создание необходимых условий для самореализации, развития личности.

Мы предлагаем следующее авторское определение: гражданское общество - это обстоятельство, в котором происходит переход основных властных функций от государства к независимым от власти общественным объединениям, способным создать необходимые условия для реализации прав и свобод граждан, самоорганизации личности, реализации ее законных интересов и важнейших потребностей, роста гражданской самодеятельности.

Таким образом, гражданское общество можно также рассматривать как систему, в которой взаимодействуют развитые экономические, культурные, правовые, политические отношения между составляющими его структурами и индивидами, и направлены они на развитие властных функций и личностных качеств людей, реализацию прав и свобод граждан. Причем эти связи неопосредованы государством. В такой ситуации активно действуют различные негосударственные структуры, массовые движения, политические партии, группировки по интересам и убеждениям, политически и социально активные личности. Гражданское общество - это устойчивая система социальных отношений и определяющих их общественных интересов, отражающих эти интересы идей и реализующих их организаций, возникающая на определенном исторически обусловленном этапе развития социума и инкорпорированных в нем индивидов.

Гражданское общество является главной опорой всякой настоящей демократии. Оно способствует ее формированию и служит залогом сохранения и укрепления. Гражданское общество выступает основным противником сползания государства в сторону авторитаризма и тоталитаризма, защищает общество от любых злоупотреблений со стороны властей, препятствует наступлению на права человека, ограничивает коррупцию.

Гражданское общество имеет сложную структуру, включает хозяйственные, экономические, этнические, религиозные и правовые отношения и организации, а также не опосредованные государством политические отношения между индивидами, политическими партиями, общественными объединениями, группами интересов. В гражданском обществе, в отличие от государственной системы управления, преобладают не вертикальные, а горизонтальные связи - отношения конкуренции, поддержки и солидарности между свободными и равноправными социальными партнерами .

Важнейшими структурными элементами гражданского общества являются различные группы и организации, независимые от власти, объединенные общностью интересов, активно участвующие в политической жизни страны и выполняющие определенные властные функции. Среди них - местные органы самоуправления, политические партии, общественные объединения, профессиональные союзы, семьи, трудовые коллективы, правозащитные объединения, молодежные структуры, религиозные организации, творческие союзы и ассоциации, общественные объединения предпринимателей, общественные клубы и самодеятельные ассоциации, объединения граждан по месту жительства, средства массовой информации и многие другие. Наиболее важными из них являются:

· Советы депутатов, прежде всего базового уровня, где каждый гражданин страны, избранный в них, может представлять и защищать интересы различных социальных групп и слоев, принимать управленческие решения;

· политические партии, служащие своеобразным посредником между государством и широкими народными массами;

· общественные объединения, пытающиеся решить многочисленные проблемы людей путем целенаправленного влияния на власть;

· независимые средства массовой информации, доносящие различную информацию до людей. Прямое назначение их состоит в обеспечении информационного обмена между ячейками общества, создании в нем единого информационного пространства;

· суд присяжных как орган, разрешающий конфликты и споры между государством, обществом, индивидом и друг другом;

· церковь как общественный институт, формирующий личностные качества и властные отношения, систему прав и свобод граждан при помощи специфических идеологических методов и принципов;

· семья как институт, обеспечивающий первичное пространство частной жизни и способный в силу этого стать отправной точкой «роста снизу» гражданского общества;

· профессиональные союзы, призванные отстаивать сугубо экономические интересы людей труда .

Чтобы понять сущность гражданского общества, необходимо выделить его основные ценности и признаки.

Основными ценностями современного гражданского общества, которые необходимо формировать в процессе целенаправленной социальной деятельности, являются права человека и демократия, свобода и частная собственность, идеологический плюрализм и многопартийность; инициативность граждан и толерантность; гражданская культура и свободная конкуренция и т.д.

Основными признаками современного гражданского общества являются:

Ш относительная независимость, автономность по отношению к государству;

Ш многомерность, наличие большого количества независимых от власти общественных формирований, самостоятельно регулирующих свою общественную деятельность, выполняющих значительный комплекс властных функций;

Ш высокий уровень прав и свобод граждан;

Ш передача значительной части властных функций органам самоуправления;

Ш социальный, политический и культурный плюрализм;

Ш свобода экономической деятельности, многообразие форм собственности, свободная конкуренция между всеми субъектами экономической деятельности;

Ш широкие горизонтальные связи между членами общества;

Ш создание реальных возможностей для развития гражданской культуры и всесторонних способностей людей;

Ш учет мнения большинства и обеспечение прав меньшинства граждан .

Важным аспектом современной политической мысли является методологический поиск наиболее эффективных путей формирования гражданского общества. Сегодня все политики и исследователи согласны с тем, что для этого необходимы субъективные факторы и объективные условия. Но что важнее, как их можно создать? Одним из путей формирования личностных качеств «строителей» гражданского общества является повышение гражданской, правовой, политической культуры личности. Объективные условия создаются прежде всего при помощи законодательной деятельности, необходимого правового поля. Мы убеждены, что это намного эффективнее, чем первый фактор. Однако нас за такой подход постоянно критикуют, доказывая, что, во-первых, важнее, если политический субъект осознает, что с нужна частная собственность на средства а производства или землю, чем то, что государство законодательно разрешит и поддержит их. Во-вторых, что государство не заинтересовано в создании гражданского общества. Как утверждает известный российский исследователь Юрий Резник, государство и о гражданское общество - антиподы, что «не о может волк, которому поручено сторожить овец и создавать условия для их выживания, сдержать свой природный инстинкт, точно так же не может государство как орган принуждения и правопорядка быть защитником и заботливым «отцом» гражданского общества .

С этим утверждением, несмотря на всю сложность отношений государства и гражданского общества, трудно согласиться. В реальной жизни гражданское общество и государство соединены множеством структурных связей, так как государство, осуществляя функции управления в общественной жизни, не может постоянно не соприкасаться с основными гражданскими ценностями и структурами. Гражданское общество является одним из важных и мощных рычагов в системе «сдержек» и «противовесов» стремления политической власти к абсолютному господству. Для выполнения этой задачи у него имеется достаточно большое количество средств. Среди них - активное участие в избирательных компаниях и референдумах, большие возможности в формировании общественного мнения и организации сопротивления проведению тех или иных государственных преобразований и т.д.

Государство заинтересовано во взаимодействии с гражданским обществом. Это объясняется целым рядом причин. Именно гражданское общество является источником легитимности политической силы, стоящей у власти. Контакты со структурами гражданского общества являются для государства важными источниками информации о состоянии общества, его интересах, проблемах и настроениях

В сложные исторические периоды гражданское общество становится мощной силой, поддерживающей государство. Среди организаций гражданского общества достаточно много нуждающихся в материальной поддержке со стороны государства, однако есть и такие, которые оказывают постоянную финансовую помощь государству (ассоциации банков, предпринимательские союзы и др.). Поэтому государство, как правило, заинтересовано в развитии гражданского общества.

Разнообразие конкретных условий становления, функционирования и развития гражданского общества и его взаимоотношений с государственной властью неизбежно детерминирует наличие специфических особенностей формирования гражданского общества, находящихся в зависимости от имеющихся в обществе традиций, обычаев, от преобладающих форм верховной власти, типа государственного устройства.

В современной научной литературе гражданское общество определяется неоднозначно. О. Самородний утверждает, что понятие «гражданское общество» включает всю совокупность общественных отношений вне рамок политической структуры государства: экономических, национальных, религиозных, духовно-нравственных, семейных, культурных и т.д.

Согласно А.Б. Венгерову, гражданское общество - это система социальных институтов и общественных связей для свободной реализации каждым гражданином и объединениями граждан их творческих, трудовых потенций.

По мнению Г.А. Атаманчука, гражданское общество - это сфера свободной, творческой жизнедеятельности личности, коллективов и общностей людей .

В.А. Владимиров под гражданским обществом подразумевает систему отношений индивидов, обладающих собственностью и полнотой гражданских прав, относительно обособленных в рамках качественной однородности каждого конкретного структурного ее воплощения.

А.В. Одинцова определяет гражданское общество как совокупность общественных отношений формальных и неформальных структур, в рамках которых имеет место удовлетворение многообразных исторически обусловленных потребностей и реализации интересов индивидов и их групп .

В новейшей учебной литературе гражданское общество, в частности профессором О.Э. Лейстом, характеризуется как «общество равноправных людей, свободно проявляющих свою личность, творческую инициативу, общество равных возможностей, освобожденное от лишних запретов и дотошной административной регламентации» .

Как считает академик В.С, Нерсесянц, «современное гражданское общество - это правовое, либерально-демократическое открытое общество, основным субъектом которого является свободный индивид, реализующий свои интересы в рамках единого для всех закона и общего правопорядка» .

При всем многообразии сущностной характеристики различными авторами современного гражданского общества бесспорным является то, что оно:

а) основано на праве;

б) целенаправленно на обеспечение реализации интересов гражданина, человека;

в) индивиды в нем равноправны;

г) индивиды вступают во взаимоотношения по собственному обоюдному волеизъявлению;

д) индивиды являются инициаторами создания своих формирований в процессе реализации собственных интересов .

Современное правовое гражданское общество - это система отношений, в которой равноправные индивиды и образуемые ими объединения в соответствии с их свободным волеизъявлением на основе права реализуют свои интересы .

Глубокое осмысление понятия гражданское общество получило в трудах Гегеля, в его знаменитой «Философии права» .

В гражданском обществе реализуется свободная воля личности, ее частные интересы во всех областях жизни и деятельности, но прежде всего и главным образом в определяющей сфере - экономической. Свободная воля реально возможна только у частного собственника. Как отмечал Г.Гегель, личность без частной собственности - это голая абстракция .

Гражданское общество глубоко эгоистично, включая себялюбивых индивидов, объединяемых прежде всего нуждой. Поскольку каждый из них преследует собственные цели, коллективность эта подвержена разного рода случайностям и нуждается в более высокой «форме всеобщности» - в государстве. Таким образом, гражданское общество - связующее звено, находящееся между разрозненными индивидами и государством как высшей формы человеческой организации .

Вся история цивилизации свидетельствует о том, что в основе экономического прогресса, а значит, и общества в целом лежит частная собственность, и гражданское общество - это не что иное, как договорные отношения частных собственников.

Структурными элементами гражданского общества являются:

Собственность;

Свободный труд;

Предпринимательство;

Общественные объединения;

Образование;

Культура;

Воспитание;

Свободные средства массовой информации .

Достижение всеобщего правового гражданского общества И. Кант считал величайшей объективно обусловленной проблемой человечества: «Величайшая проблема для человеческого рода, разрешить которую его вынуждает природа, - достижение всеобщего правового гражданского общества. Только в обществе, а именно в таком, в котором членам его предоставляется величайшая свобода, а стало быть, существует полный антагонизм, и тем не менее самое точное определение и обеспечение свободы ради совместимости ее со свободой других, - только в таком обществе может быть достигнута высшая цель природы: развитие всех ее задатков, заложенных в человеке».

Гражданское общество является важнейшей предпосылкой формирования социального правового государства. Государство обусловливается гражданским обществом. Без гражданского общества нет правового государства, и наоборот. По отношению к гражданскому обществу государство должно издавать правовые законы, предусматривающие экономический и политический плюрализм, паритетность форм собственности, многопартийность, равноправие субъектов права, международно признанные права человека, их гарантии, осуществлять должную защиту всего того, что относится к обеспечению благосостояния граждан, их достойного уровня жизни .

Структурными экономическими элементами гражданского общества являются:

Частная собственность наряду с другими паритетными формами собственности, акционерные общества, концерны, консорциумы и другие хозяйственные объединения;

Социальными подразделениями - классы, нации, другие слои;

Общественными формированиями - политические партии, иные общественные организации, создаваемые свободным волеизъявлением членов общества;

Традиционными - семья, клубы по интересам и другие общности .

Гражданское общество основано на праве, которое нельзя отождествлять с действующим законодательством. Вне права гражданское общество существовать не может.

Гражданское общество представляет собой исторически определенный вид общества, характерными признаками которого являются обособленность от государства и ограничение сферы деятельности материальным производством, призванным удовлетворять частный интерес .

Гражданское общество - способ социальной жизни, основанный на праве и демократии; общественное устройство, при котором человеку гарантируется свободный выбор форм его экономического и политического бытия, утверждаются права человека .

Гражданскому обществу должны быть свойственны определенные признаки, способствующие более глубокому осмыслению его природы:

1) Общество существовала всегда, но не всегда ему были свойственны элементы гражданского общества. Идея независимого гражданского общества в период функционирования административно-командной системы была отвергнута, т.к.ограничивала формы и способы вмешательства государства в жизнь самих граждан, прежде всего контроль за ними.

2) Гражданское общество - это такое социальное пространство, в котором люди взаимодействуют относительно свободно, без непосредственного вмешательства государства

3) Гражданское общество состоит из независимых от государства субъектов, действующих самостоятельно в рамках закона. Это предприниматели, партии, общественные объединения, движения и иные негосударственные организации. Они определяют степень зрелости гражданского общества, его социальную значимость.

4) Гражданское общество функционирует в условиях равенства всех форм собственности, свободы предпринимательской и частной инициативы. Без возможности реального владения и распоряжения собственностью не может быть экономической свободы людей.

5) Гражданское общество - это такое общество, где главным действующим лицом является человек - личность-субъект, обладающий экономической и политической свободой .

Гражданское общество должно способствовать тому, чтобы личность могла наиболее полно раскрыть свою индивидуальность, добилась успехов на каком-либо поприще, получила общественное признание. Это зависит от многих факторов, в том числе от желания и способности индивидуума приобрести и развить в себе определенные положительные свойства.

В настоящее время общество не в состоянии создать необходимые условия для того, чтобы каждый индивидуум мог сформировать себя как личность сообразно своим способностям, интересам, потребностям, хотя определенные благоприятные предпосылки для этого есть .

Таким образом, понятие «гражданское общество» характеризует определенный уровень развития, его состояние, степень социально-экономической, политической и правовой зрелости .

Выбор редакции
Святой великомученик Никита родился в IV веке в Готии (на восточной стороне реки Дунай в пределах нынешней Румынии и Бессарабии) во...

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 07 мая 2014 года г. Ефремов Тульская областьЕфремовский районный суд Тульской области в...

Откуда это блюдо получило такое название? Лично я не знаю. Есть еще одно – «мясо по-капитански» и мне оно нравится больше. Сразу...

Мясо по-французски считается исконно русским блюдом, очень сытное блюдо, с удачным сочетанием картофеля, помидоров и мяса. Небольшие...
Мне хочется предложить хозяюшкам на заметку рецепт изумительно нежной и питательной икры из патиссонов. Патиссоны имеют схожий с...
Бананово-шоколадную пасту еще называют бананово-шоколадным крем-джемом, поскольку бананы сначала отвариваются и масса по консистенции и...
Всем привет! Сегодня в расскажу и покажу, как испечь открытый пирог с адыгейским сыром и грибами . Чем мне нравится этот рецепт — в нём...
Предлагаю вам приготовить замечательный пирог с адыгейским сыром. Учитывая, что пирог готовится на дрожжевом тесте, его приготовление не...
Тыква очень часто используется в качестве начинки, причем как в сладких, так и несладких блюдах. С ней готовят самсу, разнообразные...