Что такое мышление? Определение. Как развивать мышление: пошаговая инструкция


Мышлением является свойство психики человека, отражение субъектом окружающей его картины реальности. Для мышления характерно обобщение, установление связей и отношений между объектами. Оно имеет сложную и вместе с тем интересную видовую структуру. Рассмотрим основные виды мышления в психологии.

Этапы развития мышления

Сложность процесса формирования высшей мыслительной деятельности помогла человеку развить многие виды мышления в психологии. Таблица содержит шаги развития мышления.

Допонятийный этап

Понятийный (абстрактный) этап

Основная роль в процессе мышления отведена памяти. Мышление ребенка с единичными суждениями о предметах, обобщение со знакомыми объектами. Суждения основаны на сходстве и примерах. Поэтому воспитание детей может быть эффективным только на примерах.

Абстрактное мышление постепенно сменяет допонятийное, если ребенок развивается правильно. В таком случае он начинает оперировать понятиями. Смена допонятийного мышления на понятийное осуществляется не сразу, а поэтапно. Первые зачатки появляются у двухлетних детей, а развитие совершенной понятийной мыслительной деятельности завершается в юношеском возрасте.

Классификация видов мышления в психологии

Мышлению свойственная своя типология и структура. Виды мышления в психологии можно классифицировать по нескольким признакам.

Признак

Типология

1. Природа решаемых вопросов.

Мышление теоретического (концептуального) и практического характера.

2. Неординарность мышления, продуктивность.

Творческий и нетворческий виды мышления в психологии.

3. Сущность решаемых вопросов.

Действенный, образный и логический виды мыслительной деятельности.

4. Осознанность, детальность вопросов.

Дискурсивное (умозаключающее) и интуитивное (мгновенное).

Виды мышления в психологии и их характеристика

Мыслительная деятельность определяется применяемыми средствами. Выделяют:

  • мышление наглядно-действенного характера, связанное с предметными действиями (трехлетний малыш ломает игрушки, собирает пирамидку);
  • наглядно-образная мыслительная деятельность проявляется во взаимодействии с образами предметов по памяти (работа модельера или стилиста, создание мысленного образа);
  • мышление самого высокого уровня, абстрактно-логического (словесно-логического) характера - оперирование понятиями об объектах (на физике изучение электрона без прямого контакта с частицами).

Последний тип мышления включает в себя несколько подвидов.

Абстрактно-логические виды мышления в психологии

Теоретическое и практическое

Теоретическим мышлением является познание теории, которая включает в себя научные законы, правила, концепции, гипотезы. Суть практического мышления - в преобразовании окружающего мира.

Аналитическое, реалистическое и аутистическое

Аналитическое (логическое) мышление осознанно, ограничено по времени, состоит из логических этапов.

Реалистическое - сосредоточено на окружающем, подчинено правилам логики.

Аутистическое - направлено на осуществление человеческих потребностей.

Продуктивное и репродуктивное

Продуктивное - это воссоздание нового мыслительного продукта.

Репродуктивное - это воспроизведение по шаблону.

Непроизвольное и произвольное

Непроизвольное - смена образов в сновидениях. Произвольное - целенаправленность мысли.

Рассмотрим на примерах абстрактно-логические виды мышления в психологии, кратко охарактеризовав каждый.

Мышление на уровне теории и практики

Варианты применения результатов и особенности вопросов определяют отличия мышления на теоретическом уровне и практическом.

Результаты теоретического мышления не требуется применять в практической деятельности. Чаще всего это разработка методологии, изучение законов. Например, теория психологии: осмысление уже определенных кем-то законов, связей. Создание периодической таблицы Д.И. Менделеевым на базе систематизации данных о химических элементах.

Целью практического мышления, напротив, становится применение теории на практике, в реальной жизни. Работа психотерапевта состоит в помощи клиенту по разрешению конкретных проблем. Разнообразные виды мышления в психологии, схема анализа состояния, стратегия и приёмы для исцеления применяются врачом на практике. Или адвокат обдумывает выступление в суде. Из собранной информации он выделяет факты, позволяющие смягчить вину подзащитного. Одной из особенностей практического мышления является ограниченность во времени, то есть требуется применить быстро знания, любое понятие и виды мышления.

Психология специалиста, мастерство, профессионализм в каком-либо деле предопределены тем, как человек использует оба вида мышления. Взаимосвязь между ними делает деление на теорию и практику условным. Л. Рубинштейн считал, что мышление любого типа связано с практикой. Теория всегда строится на практическом опыте.

Творческий и репродуктивный типы мышления

Оригинальность результатов - это признак, по которому мышление делят на продуктивное и непродуктивное. Продукт мысли может быть творческим и нетворческим.

Нетворческий тип имеет еще одно название - репродуктивный. Репродукция - это повторение, то есть данный вид мышления заключается в повторении уже полученных кем-то результатов, возможно, с внесением своих «штрихов». При этом эффективность решения одной и той же задачи повышается.

По мнению А. Брушлинского, нетворческого мышления не существует, так как любой мыслительный процесс приводит к созданию нового.

В плане понимания творческого мышления интересна мысль английского врача Э. Боно: «Чтобы родить творческие мысли, надо думать около». Данный феномен был назван «боковым мышлением». Например, Лагранж придумал вариационное исчисление, когда слушал орган в церкви.

Д. Гилфорд сформулировал особенности творческого мышления:

  • оригинальные и необычные идеи;
  • способность проявить гибкость, увидеть ситуацию под другим углом;
  • гибкость при сравнении новых идей.

Развитию творческого подхода препятствуют конформизм, боязнь критики и ошибок, тревожность, напряженность и завышенная самооценка.

Роль логики в мышлении

В зависимости от времени процесса мышления, его осознанности и наличия структуры выделяют логическое и интуитивное мышление. Логическому (аналитическому) свойственна развернутость во времени, четкость, его этапы всегда ясны. Интуитивное непредсказуемо, неосознанно и быстро протекает. Вычленить его этапы невозможно.

Логическое мышление работает на основе последовательности умозаключений. Оно подчиняется правилам логики. Логика предполагает изучение проблемы, ее анализ, целеполагание, выявление предположений и методики разрешения вопроса. Работа над проблемным вопросом строится по четкой логической схеме.

Интуиция

Феномен мышления на основе интуиции удачно охарактеризовал Эдгар По: «Дар обнаруживать ценные вещи, которые и не искал». Он подчеркивал, что многие великие открытия были сделаны непредсказуемо, благодаря случайностям и неожиданным событиям.

Мыслительная деятельность всегда была связана с его величеством случаем. Интуитивные виды мышления в психологии, примеры которых известны нам по Закону Фарадея, открытию радиоактивности супругами Кюри, способствовали многим интересным открытиям.

Случай не все определяет в мышлении. Даже интуитивные озарения имеют свои корни. Как считают ученые - специалисты в разных областях, случайности способствуют подготовленному уму. Например, не всякий человек, сидящий под яблоней и наблюдающий за падением плодов, сформулировал бы Закон всемирного тяготения, а исключительно И. Ньютон. Над решением проблемы тяготения он долго работал.

Существует гипотеза о том, что доминирование интуиции или логики в мышлении обусловлено генетически. По мнению ученых, люди с ведущим правым полушарием больше применяют интуицию, а с левым - логику.

Бессознательная мыслительная деятельность

Мышление - это не только уровень сознания, но и бессознательная сфера. Взаимодействия этих сфер и переходы мышления из первого состояния во второе и наоборот достаточно сложны.

В результате взаимодействия сознания и бессознательного всегда приходит решение задачи. Для этого важно развивать целенаправленность мышления. Решение иногда приходит и как побочный продукт главной цели.

Взаимодействие осознанного и неосознанного - это связь прямого и побочного продуктов мыслительных действий. Неосознанное так же влияет на человека и его действия, хотя и не остается в сознании, не выражается через речь. Побочный (неосознанный) результат мышления образуется под влиянием тех же образов, явлений, но он не является важным для достижения цели.

Оперативное мышление

Особым видом мышления является оперативное, которое проявляется при ряде признаков:

  • ограниченное время на решение задачи;
  • тесная взаимосвязь восприятия и осмысления информации;
  • информация и среда быстро меняются;
  • оператор испытывает сильную эмоциональную и волевую нагрузку;
  • оператор соотносит информацию об объекте с ранее накопленными знаниями и создает в мыслях четкий образ управляемого объекта.

Что такое аутистическое мышление?

Еще одним необычным видом мышления является аутистическое, названное так от слова «аутизм», что переводится как «полет фантазии», «полет в облаках» или «оторванность от реальности». Такой тип мышления предполагает слабую ориентацию на реальную жизнь и обстоятельства. Он не считается нормой, но и не является патологией (заболеванием): например, детские фантазии, оторванные от жизни, решение нереальных задач. Аутистическое мышление может быть свойственно не только ребенку, но и взрослому. В таком случае уже зрелый человек не принимает в расчет реальную ситуацию, игнорирует реальность и преподносит такое решение сложной задачи, которое ей не соответствует.

Заключение

Мышление - это познавательный процесс, свойственный интеллекту. Благодаря ему человек может изучить недоступные для органов чувств объекты и явления. Выделяет мыслительную деятельность среди других процессов познания такое свойство, как обобщенное отражение окружающего мира.

Все виды мышления в психологии целенаправленны и мотивированны. Потребности, интересы человека, его цели запускают мыслительные операции, что свойственно человеческой личности, а не просто мозгу. Совершенствование мышления всегда определяется активным стремлением развивать интеллект и желанием использовать свои способности.

Типы мышления, впрочем, как и само это определение, а также то, как изменяется мышление, на протяжении уже многих лет изучает наука психология.

Понятие мышления можно свести к тому, что это – познавательная деятельность. Ею из всех живых существ обладают только люди. Они посредством своих перцептивных органов могут получать информацию из окружающей среды, а затем при помощи мыслей ее анализировать и использовать в своей деятельности.

Свойства

Мышление как психический процесс имеет несколько основных свойств.

1. Опосредованный характер – все, что люди не видят непосредственно, они могут понять косвенно, через накопленный ими опыт или через те знания, которые они уже получили раньше. Например, посмотрите на любой автомобиль. Снаружи видны только внешние черты транспортного средства. Но если подумаете, то легко можно представить, что у машины находится под капотом: двигатель, аккумулятор, расширительный бачок, фильтры и прочие элементы.

Или представьте себе известную русскую игрушку матрешку. Не видно, что внутри большой фигуры находится средняя, в ней – меньшая и в итоге – самая маленькая, но все мы знаем, что именно так и есть. Этот процесс психология иначе называет опосредованное познание.

2. Обобщенность – человек познает окружающую среду с помощью обобщенных представлений о тех или иных явлениях и объектах. Общее существует в целом, а проявляется в каждом конкретном объекте. Люди могут выражать то, что им известно о тех или иных явлениях или предметах, с помощью языка. Посредством слов можно обобщить множество явлений.

Например, деревья, города, материки, законы и пр. В каждой из этих категорий имеется множество отдельных объектов, но все они имеют общие свойства, на основании которых люди объединили их в определенные группы. Представьте себе, что человек видит незнакомое дерево. Он не знает, как оно называется, но по определенным внешним признакам точно понимает, что это именно дерево.

Процессы мышления всегда имеют какие-то результаты. Они фиксируются людьми в виде понятий, которые появляются на основании рассуждений. Если говорить о том, что такое понятие, нужно отметить, что оно есть не что иное, как высшая ступень познания.

Мышление человека отображается в облике суждений, каждое из которых представляет собой отдельную мысль человека о чем-нибудь. Если представить этапность мышления как последовательную цепочку, то получится рассуждение. Когда оно несет практическую пользу или вывод, то в таком случае его называют умозаключением.

Роль, виды и функции

Роль мышления в познании окружающей действительности преувеличить трудно, ведь только с его помощью можно понять мир, такова природа мышления. Люди воспринимают то, что находится вокруг них, через органы чувств: глаза, уши, нос и др., ведь они – каналы связи человека с его окружением, поскольку именно через них информация попадает в мозг.

Если у человека имеются какие-то проблемы со здоровьем (например, слепота или глухота), то он хуже воспринимает то, что его окружает. В связи с этим можно говорить о том, что у него имеются проблемы и с мыслительными способностями.

Мыслительные процессы являются весьма сложными, но именно они позволяют человеку делать выводы, открывать новые законы природы, решать задачи, производить что-либо и преобразовывать все то, что его окружает. Подумать только – раньше люди жили в пещерах и носили на себе шкуры животных, а теперь мы можем строить небоскребы, летательные аппараты, осваивать космос и т.п.

Мышление и сознание имеют тесную взаимосвязь с тем, что мы ощущаем. Однако стоит отметить, что прежде чем ощущение станет мыслью, проходит определенный промежуток времени, ведь это довольно сложный процесс. Функции мышления направлены на решение повседневных проблем и задач.

Общая характеристика мышления сводится к тому, что мышление и интеллект из всех живых существ есть только у людей и, применяя их, люди принимают определенные решения в своей жизни. Порой это бывает очень трудно, потому что нужно сосредоточенно над чем-то думать. Но стоит отметить, что мышление и речь больше связаны, нежели, допустим, мысли и ощущения, потому что каждый индивид думает словами, произносит то, что он думает, при помощи речи и передает это другому человеку именно посредством слов.

Виды мышления в психологии подразделяются на три основных типа: конкретно-образное, абстрактное и практическое. Мышление и его виды являются одним из центральных понятий в психологической науке. Основные формы мышления используются человеком постоянно, на протяжении всей жизни. Но он в определенный момент использует тот или иной тип, учитывая, какую задачу ему нужно решить в конкретный период времени.

Например, практическое участвует в практической, организаторской, технической или производственной деятельности. У данного типа мышления имеется ряд особенностей: строгое внимание к деталям, оперирование схемами, умение быстро переходить от мысли к действию, наблюдательность и т.п.

Для конкретно-образного характерно то, что человек свои отвлеченные мысли превращает в определенные конкретные образы. Именно так появляются картины, музыка, стихи, песни и т.п.

Абстрактное главной своей целью имеет поиск общих законов в человеческом социуме и в естественной природе. Его примерами служат всевозможные пословицы и поговорки, которые человек понимает, используя абстракцию. Допустим, всем известная фраза «шила в мешке не утаишь» означает не то, что в мешке видно шило, а то, что любая ложь, как бы ее ни скрывали, все равно рано или поздно откроется.

Основные виды мышления тесно связаны между собой. У каждого человека присутствуют все эти типы, но тот или иной может быть развит больше или меньше. Примечательно, что развитие мышления происходило на протяжении всей истории существования человечества. Изначально оно было только практическим, остальные формы мышления в психологии появились гораздо позже.

Например, сначала человек научился мерить землю, а только потом появилась специальная наука геометрия. Сначала люди догадались о том, как узнать массу тела, а потом появилась физика. Сначала человек начал изучать строение тела и его функции, а только потом появились биология, медицина и т.п. Кстати, практическое мышление в примитивном виде имеется не только у людей, но и у некоторых живых организмов.

Свойства мыслительной деятельности

Наиболее развитая ступень генерирования мыслей – это мышление ассоциативное, абстрактное, или, как его еще иначе называют, творческое мышление. Но его используют отнюдь не всегда. Например, для решения бытовых проблем применяется мышление логическое, а для создания произведений искусства – именно творческое.

Мышление и деятельность человека между собой взаимосвязаны. Мыслительная деятельность по своему содержанию делится на научную, творческую и практическую. Классификация видов мышления происходит также в зависимости от его глубины. На этом основании выделяют теоретическое и эмпирическое мышление. Последний тип строится на основе опыта, и если рассмотреть этапы развития мышления, он – самый низший.

В свою очередь логическое мышление имеет более сложную структуру и направлено на решение самых разнообразных задач. Для него характерны соотношение интеллекта и , а также особенностей психики человека. Практический образ мышления связан с тем, как люди умеют вырабатывать планы, ставить цели, а также систематизировать разные понятия.

Аналитическое мышление неразрывно связно с практикой и основывается на предыдущих знаниях, а результатом его является создание теорий, построение закономерностей и обобщение опыта.

Стоит несколько слов сказать о таком понятии, как свойства мышления. Их существует несколько: логичность, направленность, объективность или субъективность, развитость или неразвитость и т.п.

Учимся мыслить

Многие люди спрашивают – как развить мышление? И это вполне резонно. Психологи считают, что развивать мыслительную деятельность человек может в течение всей своей жизни, и для этого есть разные методы. Над их разработкой постоянно трудятся величайшие умы всего мира.

На сегодняшний день известно несколько основных методов, которые позволяют развить способы мышления. Это, например, игры, чтение литературы или изучение иностранного языка.

Итак, несколько советов, с помощью которых можно развить свою мыслительную деятельность.

  • Читайте в день не менее 10 страниц художественного текста.
  • В процессе чтения литературы анализируйте материалы и старайтесь систематизировать прочитанное.
  • Играйте в развивающие игры – шахматы, шашки, тетрис, слова, города и пр. Это помогает развить свойства мышления, в частности логичность.
  • Разгадывайте шарады и загадки.
  • Решайте специальные логические задачи, а также математические примеры.
  • Изучайте иностранные языки.

Итак, разные виды и формы мыслительной деятельности человека сосуществуют одновременно, и их можно и нужно развивать, используя для этого разные упражнения и игры. Автор: Елена Рагозина

Термин “мышление” представителями различных наук понимался по-разному. Под мышлением подразумевали всю психологию человека и противопоставляли реально существующему материальному миру (французский философ XVII в. Р. Декарт). В конце XIX в. под мышлением стали понимать один из познавательных процессов. С середины XX в. выясняется, что оно представляет собой довольно сложный процесс и точно определить мышление как понятие не представляется возможным. До сих пор не существует единого, общепринятого определения мышления.

И все же мышление в современном его понимании можно определить с разных сторон, как один из познавательных, психических процессов человека. Цель его состоит в познании окружающего мира с помощью органов чувств или при помощи иных психологических процессов.

Мышление - это процесс решения задач, вопросов, проблем путем преобразования исходных условий по определенным правилам и законам логики.

Мышление - это процесс обобщенного познания человеком действительности на уровне понятий (знания о самом главном и существенном, которые связаны с определенным словом, содержанием.

Мышление - это также процесс опосредствованного (при помощи специальных средств) познания человеком действительности.

Мышление - это вид деятельности, благодаря которому человек, включая его в другие познавательные процессы, превращает их в высшие психические функции. Высшие формы восприятия, внимания, воображения, памяти и речи человека самым тесным образом связаны с мышлением.

Особенности мышления

Мышление - это психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира. Оно выступает как главный инструмент познания. Мышление – это опосредствованное (познание одного посредством другого) познание. Процесс мышления характеризуется следующими особенностями:

1. Мышление всегда имеет опосредованный характер. Устанавливая связи и отношения между предметами и явлениями объективного мира, человек опирается не только на непосредственные ощущения и восприятия, но обязательно и на данные прошлого опыта, сохранившиеся в его памяти.



2. Мышление опирается на имеющиеся у человека знания об общих законах природы и общества. В процессе мышления человек пользуется уже сложившимися на основе предшествующей практики знаниями общих положений, в которых отражены наиболее общие связи и закономерности окружающего мира.

3. Мышление исходит из "живого созерцания", но не сводится к нему. Отражая связи и отношения между явлениями, мы всегда отражаем эти связи в отвлеченном и обобщенном виде, как имеющие общее значение для всех сходных явлений данного класса, а не только для данного, конкретно наблюдаемого явления.

4. Мышление всегда естьотражение связей и отношений между предметами в словесной форме. Мышление и речь всегда находятся в неразрывном единстве. Благодаря тому, что мышление протекает в словах, облегчаются процессы абстракции и обобщения, так как слова по своей природе являются совершенно особыми раздражителями, сигнализирующими о действительности в самой обобщенной форме.

5. Мышление человека органически связано с практической деятельностью. В своей сущности оно опирается на общественную практику человека. Это отнюдь не простое "созерцание" внешнего мира, а такое его отражение, которое отвечает задачам, возникающим перед человеком в процессе труда и других видов деятельности, направленных на переустройство окружающего мира.

Мышление тем не менее отличается от других познавательных процессов, например, от восприятия, воображения и памяти.

В образе восприятия содержится всегда только то, что непосредственно воздействует на органы чувств. В восприятии всегда более или менее точно, прямо или косвенно содержится или отражается информация, воздействующая на органы чувств.

В мышлении всегда представлено то, чего в действительности, в физическом виде не существует. Понятие о явлениях и предметах является результатом мышления. Мышление отражает лишь существенное и игнорирует множество случайных, несущественных признаков предметов и явлений.

Воображение и мышление - сугубо внутренние и разные процессы. Тем не менее они существенно отличаются. Результатом мышления является мысль, а итогом воображения - образ. Мышление помогает человеку глубже и лучше познавать окружающий мир. Результатом воображения не является какой-либо закон. Чем дальше образ фантазии отходит от действительности, тем воображение лучше. Чем ближе к действительности находится продукт мышления, тем оно совершеннее.

Человек с богатым воображением не всегда является творчески одаренной, интеллектуально развитой и человек с хорошо развитым мышлением не всегда обладает хорошей фантазией.

Память запоминает, хранит и воспроизводит информацию об окружающем мире. Она не привносит нового, не порождает и не изменяет мысль. Мышление же, напротив, порождает и изменяет именно мысли как таковые.

Основные виды мышления человека . Существует несколько подходов к классификации видов мышления: эмпирический (опытным) и статический, логический, генетический принципы.

Итак, у человека можно выделить следующие основные виды мышления:

теоретическое и практическое,

продуктивное (творческое) и репродуктивное (нетворческое),

интуитивное (чувственное) и логическое,

аутистическое и реалистическое,

наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление.

Теоретическим называется мышление, которое совершается в уме, без обращения к практическим действиям, т.е., мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений. Например, доказательство какого-либо неочевидного положения путем умственного преобразования уже известных положений, определение понятий, формулирование и обоснование теорий, объясняющих какие-либо явления действительности.

Практическим называют мышление, целью которого становится решение некоторой практической, жизненной задачи, отличной от тех чисто познавательных задач, которые были названы теоретическими. Такое мышление может содержать в себе и умственные, и практические действия человека. Практическое мышление - мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач.

Продуктивным или творческим называют такое мышление, которое порождает какой-либо новый, ранее не известный материальный (предмет, явление) или идеальный (мысль, идея) продукт. Продуктивное (творческое) мышление - мышление на основе творческого воображения.

Репродуктивное или воспроизводящее мышление имеет дело с задачами, решение которых было найдено. В репродуктивном мышлении человек идет уже пройденным, известным путем. В результате такого мышления ничего нового не создается. Поэтому его иногда называют также нетворческим.Репродуктивное (воспроизводящее) мышление - мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников.

Названия «продуктивное» и «репродуктивное» применительно к мышлению появились и стали использоваться на рубеже XIX - XX вв. В настоящее время предпочтение отдается названиям: «творческое мышление» и «нетворческое мышление».

Интуитивным называют мышление, особенность которого заключается в наличии у человека особой интеллектуальной способности и особого чувства - интуиции. Интуиция - это умение быстро находить правильное решение какой-либо задачи без долгих рассуждений и быть убежденным, чувствовать его правильность, не располагая вескими доказательствами истинности данного решения. Человеком руководит интуиция, и она же ведет его мышление по правильному пути.

Интуитивное мышление - мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира.

Интуитивное мышление, как правило, неосознается. Человек не знает, не может дать сознательного отчета в том, каким образом он пришел к тому или иному решению, не может его логически обосновать.Дискурсивное мышление - мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия.

Логическим называют такое мышление, которое осознается как процесс, может быть доказано и проверено с точки зрения его правильности или ошибочности путем логических правил.

Есть предположение, что преобладание у человека интуитивного или логического мышления в какой-то степени обусловлено генетически. Ученые допускают, что у людей, для которых ведущим является правое полушарие головного мозга, преобладает интуитивное мышление, а у людей, для кого ведущим выступает левое полушарие головного мозга, ведущим является логическое мышление.

Аутистическое мышление - особый вид мышления, который далеко не всегда открывает человеку истину или приводит к правильному решению той или иной задачи. «Аутизм» переводится на русский язык как «витание в облаках», «свободный полет фантазии», «оторванность от действительности». Речь идет о мышлении, которое не принимает в расчет или слабо ориентируется на реальную действительность, решая задачи без учета объективных жизненных обстоятельств. Такое мышление в большинстве случаев является не вполне нормальным с точки зрения обычного понимания нормы. Это мышление, однако, нельзя назвать и больным (патологическим), так как его наличие у человека не свидетельствует о присутствии какого-либо заболевания.

В противоположность аутистическому мышлению выделяют реалистическое мышление. Этот вид мышления всегда руководствуется реальной действительностью, ищет и находит решение задач в результате внимательного изучения этой действительности, и найденные решения, как правило, соответствуют реальной действительности. Аутистически мыслящих людей иногда называют фантазерами, а реалистически мыслящих - прагматиками, реалистами.

Наглядно-действенным называется мышление, процесс которого сводится к реальным, практическим действиям человека с материальными предметами в наглядно воспринимаемой ситуации. Внутренние, умственные действия практически сводятся к минимуму, задача в основном решается за счет практических манипуляций с предметами. Наглядно-действенное - это простейший из известных видов мышления, свойственный многим животным. Наглядно-действенное мышление - это мышление, непосредственно включенное в деятельность.

Оно представляет собой генетически самый ранний вид мышления человека.

Наглядно-образным называют мышление, при котором задачи человеком решаются путем внутренних, психологических действий и преобразований образов предметов. Данный вид мышления появляется у детей в возрасте 3-4 лет. Образное мышление - это мышление, осуществляющееся на основе образов, представлений того, что человек воспринимал раньше.

Словесно-логическим называют высший по уровню развития вид мышления человека, возникающий лишь в конце дошкольного возраста и совершенствующийся на протяжении всей жизни. Такое мышление имеет дело с понятиями о предметах и явлениях, полностью протекает во внутреннем, умственном плане, для него не является обязательной опора на наглядно воспринимаемую ситуацию.

Отвлеченное мышление - это мышление, совершающееся на основе отвлеченных понятий, которые образно не представляются.

Процессы мышления. Процессы мышления это процессы, с помощью которых человек решает задачи. Это могут быть как внутренние, так и внешние процессы, в результате которых человек открывает для себя новые знания, находит решения возникающих перед ним задач. В разных видах мышления: наглядно-действенном, наглядно-образном и словесно-логическом - эти процессы выступают как различные.

В наглядно-действенном мышлении они представляют собой целенаправленные практические действия человека с реальными предметами, приводящие его к заданной цели. Эти действия определяются условиями задачи и направлены на их преобразование таким образом, чтобы за минимальное число сравнительно простых действий привести человека к желаемой цели - искомому решению задачи.

В наглядно-образном мышлении его процесс представляет собой уже чисто внутренний, психологический процесс, содержанием которого становится манипулирование образами соответствующих предметов.

Под процессами, характеризующими словесно-логическое мышление, понимаются внутренние рассуждения человека, где он действует с понятиями по законам логики, осуществляя поиск нужного решения задачи через сравнение и преобразование понятий.

Под суждением понимают некоторое высказывание, содержащее в себе определенную мысль. Под рассуждением имеют в виду систему логически связанных друг с другом суждений, выстроенная последовательность которых приводит к выводу, представляющему собой искомое решение задачи. Суждения могут быть утверждениями о наличии или отсутствии у какого-либо предмета или явления конкретного признака. Логически и лингвистически суждения обычно представлены простыми предложениями.

В психологии и в логике наиболее детально изученными оказались процессы, относящиеся к словесно-логическому мышлению. Веками в процессе поиска правильных способов действий с понятиями - таких, которые гарантируют избежание ошибок, люди выработали правила действий с понятиями, которые получили название логических операций мышления.

Логические операции мышления - это такие умственные действия с понятиями, в результате которых из обобщенных знаний, представленных в соответствующих понятиях, получают новые знания, причем - истинные. Основные логические операции мышления следующие: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение и конкретизация.

Сравнение - это логическая операция, в результате которой два или несколько разных объектов сравниваются между собой с целью установить, что общее и различное имеется в них. Выделение общего и различного является итогом логической операции сравнения. Сравнение - это операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и в выявлении, таким образом, общности или различия между ними.

Анализ - это мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части.

Анализ - это логическая операция разделения некоторого сложного или составного объекта на отдельные части, элементы, из которых он состоит. Иногда также выясняются связи, существующие между частями или элементами, для того чтобы определить, каким образом внутренне устроен соответствующий сложный объект.

Синтезом называют логическую операцию объединения частей или элементов в некоторое сложное целое. Как и в случае анализа, это иногда делается для того, чтобы далее определить, как устроено сложное целое, какими особенными свойствами оно отличается от элементов, из которых состоит. Синтез - это мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому.

В мышлении человека редко случается так, чтобы оно включало в себя только одну логическую операцию. Чаще всего логические операции присутствуют комплексно.

Абстрагированием называется такая логическая операция, в результате которой выделяется и рассматривается какое-либо частное свойство одного или нескольких разных объектов, причем такое свойство, которое в действительности как отдельное и независимое от соответствующих объектов не существует. Абстрагирование - мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного.

Обобщение - это логическая операция, в результате которой некоторое частное утверждение, справедливое в отношении одного или нескольких объектов, переносится на другие объекты или приобретает не частный, конкретный, а обобщенный характер. Обобщение - это объединение многих предметов или явлений по какому-то общему признаку.

Конкретизация - это движение мысли от общего к частному.

Конкретизация - это логическая операция, противоположная обобщению. Она проявляется в том, что некоторое общее утверждение переносится на какой-либо конкретный объект, то есть ему приписываются свойства, присущие многим другим объектам.

Участвуя в целостном, процессе мышления, логические операции взаимно дополняют друг друга и служат цели такого преобразования информации, благодаря которому удается быстро найти искомое решение некоторой задачи. Все процессы мышления и все включенные в него логические операции имеют внешнюю организацию, которую обычно называют формами мышления или умозаключениями.

Неотъемлемой частью жизнедеятельности человека является мышление. Определение данного понятия было дано еще в древности. Этим вопросом интересовались ученые и мыслители во все времена. И на сегодняшний день данное явление нельзя считать полностью изученным.

История изучения мышления

Во все времена ученых интересовало такое явление, как мышление. Определение данному понятию было дано еще в античный период. При этом особое внимание уделялось тому, чтобы познать сущность невидимых явлений. был первым, кто затронул этот вопрос. Именно ему человечество обязано появлением таких понятий, как истина и мнение.

Немного иначе рассматривал данный вопрос Платон. Он считал, что мышление - космической сущности, которой обладала человеческая душа до вселения в земное тело. Он считал, что это не творческая деятельность, а репродуктивная, направленная на то, чтобы "вспомнить" те знания, которые были "забыты". Несмотря на достаточно фантастические рассуждения, именно Платону принадлежит заслуга в изучении такого понятия, как интуиция.

Аристотель дал основательные пояснения по поводу того, что такое мышление. Определение включило в себя такие категории, как суждение и умозаключение. Философ разработал целую науку - логику. Впоследствии на основе его исследований Раймондом Луллием была создана так называемая "мыслительная машина".

Декарт воспринимал мышление как духовную категорию, а главным методом познания считал систематическое сомнение. Спиноза же, в свою очередь, считал, что это физический способ действия. Главное заслугой Канта стало разделение мышления на синтетическое и аналитическое.

Мышление: определение

Процессы, происходящие в головном мозге человека, всегда вызывали повышенный интерес. Поэтому существует немало теорий о том, что такое мышление. Определение напрашивается следующее: это познавательная деятельность, которая осуществляется человеком. Это своего рода способ восприятия и отражения действительности.

Главный результат мыслительной деятельности - это мысль (она может проявляться в виде осознания, понятия, идеи или в прочих формах). При этом не стоит путать данный процесс с ощущением. Мышление, по мнению ученых, присуще только человеку, а вот чувственными восприятиями обладают также животные и более низкие формы организации жизни.

Стоит отметить ряд отличительных особенностей, которыми характеризуется мышление. Определение данного термина дает право говорить о том, что оно позволяет получать информацию о тех явлениях, которые не могут быть восприняты при непосредственном контакте. Таким образом, отмечается взаимосвязь мышления с аналитическими способностями.

Стоит отметить, что способность человека к мышлению проявляется постепенно, по мере развития индивида. Так, при познании человеком норм языка, особенностей окружающей среды и прочих форм жизнедеятельности, оно начинает приобретать все новые формы и глубинные смыслы.

Признаки мышления

Мышление имеет ряд определяющих признаков. Основными считаются следующие:

  • этот процесс позволяет субъекту ориентироваться в межпредметных связях, а также понимать сущность каждого конкретного явления;
  • оно возникает на основе имеющихся теоретических знаний, а также ранее выполняемых практических действий;
  • мыслительный процесс всегда опирается на фундаментальные знания;
  • по мере своего развития мышление может выходить далеко за пределы практической деятельности и имеющихся представлений о тех или иных явлениях.

Основные мыслительные операции

Определение слова "мышление" на первый взгляд не раскрывает всей сущности данного процесса. Чтобы лучше понять его смысл, стоит ознакомиться с основными операциями, которые и раскрывают суть термина:

  • анализ - разделение изучаемого предмета на составляющие;
  • синтез - выявление взаимосвязей и объединение разъединенных частей;
  • сравнение - выявление схожих и различных качеств предметов;
  • классификация - выявление основных признаков с последующей группировкой по ним;
  • конкретизация - выделение определенной категории из общей массы;
  • обобщение - объединение предметов и явлений в группы;
  • абстрагирование - изучение конкретного предмета в независимости от других.

Аспекты мышления

На мышление и подход к решению проблем оказывают влияние существенные аспекты, которые формируются в процессе жизнедеятельности человека. Стоит отметить такие существенные моменты:

  • национальный аспект - это менталитет и специфические традиции, которые исторически заложены в человеке, проживающем в определенной местности;
  • общественно-политические нормы - формируются под давлением социума;
  • личные интересы - субъективный фактор, который может повлиять на окончательное решение проблемного вопроса.

Виды мышления

Как уже упоминалось, еще в античный период данному понятию было дано определение. Виды мышления следующие:

  • абстрактное - подразумевает использование ассоциативных символов;
  • логическое - используются устоявшиеся конструкции и распространенные понятия;
  • абстрактно-логическое - совмещает в себе оперирование символами и стандартными конструкциями;
  • дивергентное - поиск нескольких равноправных ответов на один и тот же вопрос;
  • конвергентное - допускает лишь один единственно правильный путь решения проблемы;
  • практическое - подразумевает выработку целей, планов и алгоритмов;
  • теоретическое - подразумевает познавательную деятельность;
  • творческое - имеет целью создание нового "продукта";
  • критическое - проверка имеющихся данных;
  • пространственное - изучение объекта во всем многообразии его состояний и свойств;
  • интуитивное - быстротечный процесс с отсутствием четко очерченных форм.

Фазы мышления

Исследователи обращают внимание на активный, динамичный характер мышления. Учитывая, что основной его целью является решение проблем, можно выделить такие основные фазы:

  • осознание наличия проблемы (является результатом потока информации, которая обрабатывалась на протяжении определенного периода времени);
  • поиск возможного решения и формирование альтернативных гипотез;
  • всесторонняя проверка гипотез на предмет применимости их в практической деятельности;
  • решение проблемы проявляется в получении ответа на проблемный вопрос и фиксирование его в сознании.

Уровни мышления

Определение уровня мышления впервые заинтересовало Аарона Бека, которого по праву считают отцом когнитивной психологии. Он полагал, что на бессознательном уровне человеком руководят убеждения и устоявшиеся схемы. В связи с этим выделяют такие уровни мышления:

  • произвольные мысли, которые находятся на поверхности сознания (их легко осознавать и контролировать);
  • автоматические мысли - это некоторые стереотипы, которые устоялись как в обществе, так и в сознании человека (в большинстве случаев они закладываются процессе воспитания и обучения);
  • когнитивные убеждения - это сложные конструкции и схемы, которые возникают на бессознательном уровне (они трудно поддаются изменению).

Процесс мышления

Определение процесса мышления гласит, что это набор действий, при помощи которых человек решает те или иные логические задачи. В результате также могут быть получены принципиально новые знания. У данной категории есть следующие отличительные особенности:

  • процесс носит опосредованный характер;
  • опирается на ранее полученные знания;
  • во многом зависит от созерцания окружающей среды, но не сводится к нему;
  • связи между различными категориями находят свое отражение в вербальной форме;
  • имеет практическую значимость.

Качества ума

Определение уровня мышления неразрывно связано с определением К ним относятся следующие:

  • самостоятельность - способность генерировать оригинальные идеи и мысли, не прибегая к помощи окружающих, не пользуясь стандартными схемами и не поддаваясь постороннему влиянию;
  • любознательность - потребность в получении новой информации;
  • быстрота - время, которое проходит с момента осознания проблемы до генерирования окончательного решения;
  • широта - способность применять к решению одной и той же задачи знания из разных отраслей;
  • симультанность - умение смотреть на проблему с разных сторон и генерировать разносторонние пути ее разрешения;
  • глубина - это степень владения той или иной темой, а также понимания сущности ситуации (подразумевает понимание причин тех или иных событий, а также умение предвидеть дальнейший сценарий развития событий);
  • гибкость - умение учитывать специфические условия, в которых возникает проблема, отходя от общепринятых шаблонов и алгоритмов;
  • логичность - установление точной последовательности действий в решении задач;
  • критичность - склонность к тому, чтобы подвергать глубокой оценке каждую из возникающих идей.

Какие методики определения уровня мышления известны?

Исследователи отметили, что мыслительные процессы у разных людей протекают неодинаково. В связи с этим возникает необходимость в такой работе, как определение уровня логического мышления. Стоит отметить, что по данному вопросу разработано достаточно много методик. Наиболее часто используются следующие:

  • "20 слов" - это тест, который помогает выявить способности человека к запоминанию.
  • "Анаграммы" - методика, которая направлена на определение способности к комбинаторному мышлению. Также тест позволяет выявить склонность к коммуникациям.
  • "Выявление существенных признаков" - методика определения мышления, которая призвана выявить умение человека отличать первостепенные и второстепенные явления.
  • "Заучивание слов" - определяет, насколько развиты способности, связанные с запоминанием и воспроизведением информации. Также тест позволяет оценить состояние памяти и концентрации внимания у людей, страдающих психическими заболеваниями.
  • "Количественные отношения" - тест на уровень логического мышления у подростков и взрослых людей. Вывод делается на основании решения 18 задач.
  • "Куб Линка" - это методика, которая направлена на выявление у человека специальных способностей (наблюдательность, склонность к анализу, умение выявлять закономерности и т. д.). Путем решения конструктивных задач можно оценить степень сообразительности человека.
  • "Построение забора" - тест на уровень развития мышления. Выявляется, насколько хорошо испытуемый понимает конечную цель, насколько точно он следует инструкции. Определяющими факторами также считаются темп и координация действий.

Как развить мышление: пошаговая инструкция

Если тест на определение показал неудовлетворительные результаты, не стоит сразу опускать руки. Развить данную способность можно следующим образом:

  • записывайте свои идеи, а также ход решения проблемы (это позволяет задействовать больше отделов головного мозга);
  • обратите внимание на логические игры (самым ярким примером являются шахматы);
  • купите несколько сборников с кроссвордами или головоломками и посвящайте их решению все свободное время;
  • чтобы активизировать мозговую активность, необходим (это может быть неожиданное изменение режима дня, новый способ выполнения привычных действий);
  • физические нагрузки (лучше всего отдать предпочтение танцам, так как они заставляют постоянно думать и запоминать схему движений);
  • займитесь изобразительным искусством, что поможет вам найти новые формы подачи своих идей;
  • заставьте свой мозг усваивать новую информацию (можно начать изучать иностранный язык, посмотреть документальный фильм, прочитать раздел энциклопедии и т. д.);
  • подходите к решению проблем системно, а не хаотично (данный процесс включает установленную последовательность этапов - от осознания проблемы до выработки окончательного решения);
  • не забывайте об отдыхе, ведь чтобы мозг работал наиболее продуктивно, ему нужно давать время на восстановление.

Мышление и психология

Стоит отметить, что в психологии весьма активно изучается данное понятие. Определение мышления простое: совокупность процессов умственной активности, на которых основана познавательная деятельность. С этим термином связывают такие категории, как внимание, ассоциация, восприятие, суждение и прочие. Считается, что мышление - это одна из наивысших функций человеческой психики. Оно рассматривается как опосредованное отражение действительности в обобщенной форме. Суть процесса состоит в выявлении сущностей предметов и явлений и установления взаимосвязей между ними.

Выбор редакции
СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...

Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...

Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...

Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...
В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c) Н.Л. ШЕХОВСКАЯ, (c) Более полувека назад, предвидя суть грядущих преобразований в России,...
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...
В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...