Что такое параллелизм в литературе, примеры. Что такое параллелизм, примеры параллелизма
- Где вы, мои старые друзья? Где вы, степенные и задумчивые соратники мои?!.
- Отчего на свете так жить тревожно? Отчего на свете так любить волнительно?.
Для придания речи особой выразительности часто применяют различные формы построения предложений в тексте, так называемые стилистические фигуры.
Одной из таких стилистических фигур является ПАРАЛЛЕЛИЗМ .
Само слово происходит от греческого parallelos, что означает рядом идущий.
Речь идет о соседних предложениях или об отдельных частях предложения, сходных членах предложения, одинаково расположенных в тексте, в предложении.
Рядом идущие - это идущие друг за другом предложения, отрывки, очень похожие по своему построению. Наверно, стоит привести примеры, тогда будет понятней, что же такое параллелизм .
Классическим примером, который сразу приходит на память при определении этого термина, являются всем известные строчки из песни Лебедева-Кумача Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет.
Вот еще пример параллелизма - тоже известное стихотворение М.Ю. Лермонтова Когда волнуется желтеющая нива...:
Три предложения в одном стихотворении построены одинаково.
А вот строчки из лирики Брюсова:
Два предложения тоже построены одинаково.
Надеюсь, теперь понятно, что такое параллелизм.
У литературоведческого термина параллелизм есть ещ одно название - хиазм. Понятие это означает такой композиционный прим, благодаря которому читатель находит аналогию между двумя поэтическими образами и сопоставляет их. Синтаксический, ритмический, лексический повтор позволяет по-новому воспринять известный образ или создать в свом воображении абсолютно новый. Два сопоставляемых образа или понятия могут контрастировать либо дополнять, подчркивать, усиливать друг друга. Параллелизм часто использовался в фольклоре, да и в авторских произведениях он нередок. Вот пример простейшего параллелизма: Летал сокол по небу, гулял молодец по свету...
Чаще всего говорят о так называемом синтаксическом параллелизме, который является одним из распространннейших риторических примов, используемых поэтами, а порой и прозаиками.
Суть этого языкового явления сводится к тому, что автор синтаксически выстраивает соседние предложения по приблизительно одной схеме, создавая этим эффект рефрена , если так можно выразиться.
Из-за неумения на ходу писать хорошие стихи, я приведу два прозаических примера параллелизма, в первом из которых повторяются только начала, а во втором - предложения одинаково конструируются целиком:
А вот некоторые другие значения понятия параллелизм:
Параллелизм - это сопоставление нескольких предметов, которое требуется для подчркнутости их сходств и различий. По своей сути параллелизм это сравнение.
Примеры параллелизма:
Первый пример. Твой ум высок, что горы.
Второй пример. Тучки небесные - вечные странники.
Термин Параллелизм действительно может использоваться в различных отраслях знаний, но все-таки в школах сейчас часто проходят параллелизм в литературных произведений. Например, часто встречается параллелизм в народных песнях, былинах, сказках. Он вообще считается стилистической фигурой, обычной для такого рода произведений.
Часто используется параллелизм в поэзии, поскольку придает стихотворению особый шарм, красоту.
Иначе говоря параллелизм в литературе - это последовательность идентичных предложений или их частей, которые идут друг за другом.
Различают несколько видов параллелизма, но это уже работа для литературоведов.
Вот несколько любопытных примеров параллелизма:
Параллелизм - это фигура речи, подразумевающая близкое расположение в тексте сходных по семантической и грамматической структуре элементов речи.
Позвонишь ли ты мне? Напишешь ли?
Твоя речь прекрасна, словно песня. Твои глаза блестят, словно речка.
Ночкой темной тучки ходят. Ночкой темной волки бродят.
Расскажу тебе вс, расповедаю.
Слово параллелизм является родственным слову параллель, которое служит наилучшей иллюстрацией для понимания смысла. Как известно из геометрии, параллельными прямыми называются такие прямые, которые нигде не пересекаются. То есть точки пендикуляров двух прямых расположены относительно друг друга таким образом, что по всей длине прямой соблюдается постоянное расстояние между ними.
Точно так же параллелизм означает постоянство взаимного расположения каких-либо явлений или элементов в пространстве и времени.
Например, параллелизм в истории выражается в примерно одновременном появлении у различных народов одних и тех же культурных проявлений. Например, пирамиды строили и в Египте, и в Америке независимо друг от друга.
Очень ярко выражен параллелизм в музыке, это знает каждый человек, взявший несколько аккордов.
В тороговле параллелизм выражается в стремлении установки продавцами примерно одинаковых цен, чтобы получить максимальную прибыль, но не выпасть из рынка.
Примеров параллелизма в природе и человеческом обществе великое множество, так что приведенные примеры - только часть из них.
Образные средства в литературе
В своем арсенале художники слова имеют множество выразительных средств, чтобы создать яркий и впечатляющий образ. В своих произведениях писатели активно используют тропы и стилистические (риторические) фигуры:
- риторический вопрос
- инверсию
- градацию
- эпифору
- сравнение
Их использование делает восприятие художественной речи многоплановой, вызывает интерес у читателей к изображаемому, рождает богатые образные ассоциации. Одним из таких стилистических приемов является параллелизм. Этот термин заимствован из греческого языка, где слово parallelos , буквально значит «идущий рядом» .
Параллелизм известен в биологии, математике, физике. В литературе словом «параллелизм» обозначают сходные элементы в построении высказывания. Это могут быть звуки и слоги (звуковой параллелизм), повторяющие слова (лексический параллелизм) и синтаксические конструкции - фразы и предложения.
Если в произведении имеются одинаковые или сходные по синтаксическому построению смежные строфы, фразы, предложения, то такие конструкции называют лингвистическим термином «синтаксический параллелизм».
При использовании синтаксического параллелизма повторяется однотипное синтаксическое построение следующих друг за другом частей высказывания, фраз и предложений. Синтаксический параллелизм выражается в определенном, похожем порядке слов с однотипным сказуемым, например:
Алмаз шлифуется алмазом,
Строка шлифуется строкой.
А. Недогонов
С помощью этого стилистического приёма автор сопоставляет два объекта действительности и выражает свое отношение к тому, что он изображает, используя определенное построение стихотворной фразы.
Часто синтаксический параллелизм сочетается с другими образными средствами художественной литературы, например с анафорой:
Лениво дышит полдень мглистый,
Лениво катится река,
И в тверди пламенной и чистой
Лениво тают облака.
Ф. И. Тютчев. Полдень
Нередки сочетания синтаксического параллелизма с антитезой:
Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой,
Что кинул он в краю родном?
М. Ю. Лермонтов. Парус
Отрицательный синтаксический параллелизм
Из народного творчества многие писатели восприняли отрицательный параллелизм, который имеет равное количество одинаково расположенных компонентов, но в отличие от прямого параллелизма строится с употреблением частицы «не» :
В заветных ладанках не носим на груди,
О ней стихи навзрыд не сочиняем,
Наш горький сон он не бередит,
Не кажется обетованным раем.
Не делаем её в душе своей
Предметом купли и продажи,
Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,
О ней не вспоминаем даже.
А. Ахматова. Родная земля
Примеры синтаксического параллелизма из художественной литературы
Жизнь без тревог - прекрасный светлый день,
Тревожная - весны младые грезы.
Там - солнца луч и в зной оливы сень,
А здесь - и гром, и молния, и слезы…
А. Майков. Дума
Молятся звезды, мерцают и рдеют,
Молится месяц, плывя по лазури,
Легкие тучки, свиваясь, не смеют
С темной земли к ним притягивать бури.
Но слишком рано твой ударил час,
И вещее перо из рук упало.
Какой светильник разума угас!
Какое сердце биться перестало!
Н. А. Некрасов. Памяти Добролюбова
Не оттого, что зеркало разбилось,
Не оттого, что ветер выл в трубе,
Не оттого, что в мысли о тебе
Уже чужое что-то просочилось, -
Не оттого, совсем не оттого
Я на пороге встретила его.
А. Ахматова. Измена
Понимание основных законов синтаксиса и их применение позволяет поэтам и писателям делать письменную речь более выразительной, расставлять в ней эмоциональные акценты, делающие письменную речь живой и яркой. Одним из приемов, позволяющих сделать письменную речь яркой, является применение синтаксического параллелизма. Что это такое, синтаксический параллелизм – разберемся подробно в следующем разделе статьи.
Синтаксический параллелизм в русском языке и литературе: определение и примеры
Определение синтаксического параллелизма звучит следующим образом: это расположение слов в идентичном порядке в двух, трех или большем количестве предложений, следующих в письменной речи друг за другом.
Однако тождественными могут быть не только конструкции предложений, но и отдельные слова, части предложений, словосочетания. Параллелизм в его общем понятии чаще всего встречается в поэзии: примененное повторение позволяет сделать стихотворение максимально выразительным, добавить в него больше глубинного смысла и эмоций. Еще один литературный пример синтаксического параллелизма, который можно назвать классическим – это стихотворное произведение Лермонтова «Белеет парус одинокий».
Различают множество видов параллелизма. К примеру, в строфическом параллелизме должны наблюдаться не только синтаксические, но и лексические параллели. Параллелизм может ритмическим, прямым или отрицательным. Кладезем примеров разных видов параллелизма будут сборники русских народных песен, любые поэтические произведения, современные песни.
Именно синтаксический параллелизм позволяет сделать художественное произведение живым и звучащим, хотя в синтаксисе существуют и другие приемы придания выразительности письменной речи.
Сравнительный или синтаксический параллелизм.
Среди всех видов параллелизмов, наиболее часто встречается в литературе синтаксический параллелизм. Его отличает использование одной и той же структуры предложений, будь то стихотворение или проза. Обобщающее обстоятельство, как правило, ставится в первую часть предложения, во вторую же помещаются сравниваемые объекты.
Использование такого приема позволяет усилить обобщающее обстоятельство, сделать его описание полным, объемным, ярким. Чаще всего используемое обстоятельство или часть речи является ключевым в произведении, так называемым «главным героем», усилить которое подчас просто необходимо для понимания сюжета.
Использование синтаксического параллелизма.
Подобный прием весьма характерен для английских текстов. В английском языке легко сопоставлять схожие по созвучности слова для сравнения тех или иных частей речи, обстоятельств, героев. В русском языке подобная форма используется реже, так как разбивать конструкцию предложения не всегда уместно и стилистически верно.
История появления синтаксического параллелизма берет свои истоки от древнееврейского языка, который в свою очередь использовался для составления псалмов. В Средние века наиболее почитаемыми и читаемыми текстами были именно священные псалмы, Библия и жизнеописания святых. Такие книги распространялись как в Европе, так и в Азии, а книги, повествующие о других ценностях жизни или других устоях, уничтожались.
Средневековый германский стиль так же оказал влияние на синтаксический параллелизм. От этого влияния в стихотворениях и прозе начала появляться отрывочная ритмика, возникло сочетание несочетаемых частей речи для усиления эффекта.
Кроме того, к синтаксическому параллелизму приложил руку и финский эпос «Калевала». В этом эпосе явственно прослеживается использование подобных конструкций, что в свою очередь придает произведению шарм и определенный дух.
Примеры синтаксического параллелизма.
Чаще всего в русской поэзии подобные композиции встречаются у Тютчева и Фета.
«Только в мире и есть, что тенистый
Дремлющих кленов шатер.
Только в мире и есть, что лучистый
Детски задумчивый взор.
Только в мире и есть, что душистый
Милой головки убор.
Только в мире и есть этот чистый
Влево бегущий пробор».
(А.А. Фет)
«Кончен пир, умолкли хоры,
Опорожнены амфоры,
Опрокинуты корзины,
Не допиты в кубках вины,
На главах венки измяты, –
Лишь курятся ароматы
В опустевшей светлой зале…
Кончив пир, мы поздно встали –
Звезды на небе сияли,
Ночь достигла половины…»
(Ф.И. Тютчев)
Композиционный прием, с помощью которого можно соединить два или три элемента речи в одном произведении, называется параллелизм. Это слово происходит от греческого, и в буквальном переводе означает: «находящийся рядом», «идущий рядом».
Среди параллелизмов выделяют следующие виды:
- синтаксический,
- ритмический,
- строфический,
- отрицательный.
Сравнительный или синтаксический параллелизм.
Среди всех видов параллелизмов, наиболее часто встречается в литературе синтаксический параллелизм. Его отличает использование одной и той же структуры предложений, будь то стихотворение или проза. Обобщающее обстоятельство, как правило, ставится в первую часть предложения, во вторую же помещаются сравниваемые объекты.
Использование такого приема позволяет усилить обобщающее обстоятельство, сделать его описание полным, объемным, ярким. Чаще всего используемое обстоятельство или часть речи является ключевым в произведении, так называемым «главным героем», усилить которое подчас просто необходимо для понимания сюжета.
Использование синтаксического параллелизма.
Подобный прием весьма характерен для английских текстов. В английском языке легко сопоставлять схожие по созвучности слова для сравнения тех или иных частей речи, обстоятельств, героев. В русском языке подобная форма используется реже, так как разбивать конструкцию предложения не всегда уместно и стилистически верно.
История появления синтаксического параллелизма берет свои истоки от древнееврейского языка, который в свою очередь использовался для составления псалмов. В Средние века наиболее почитаемыми и читаемыми текстами были именно священные псалмы, Библия и жизнеописания святых. Такие книги распространялись как в Европе, так и в Азии, а книги, повествующие о других ценностях жизни или других устоях, уничтожались.
Средневековый германский стиль так же оказал влияние на синтаксический параллелизм. От этого влияния в стихотворениях и прозе начала появляться отрывочная ритмика, возникло сочетание несочетаемых частей речи для усиления эффекта.
Кроме того, к синтаксическому параллелизму приложил руку и финский эпос «Калевала». В этом эпосе явственно прослеживается использование подобных конструкций, что в свою очередь придает произведению шарм и определенный дух.
Примеры синтаксического параллелизма.
Чаще всего в русской поэзии подобные композиции встречаются у Тютчева и Фета.
«Только в мире и есть, что тенистый
Дремлющих кленов шатер.
Только в мире и есть, что лучистый
Детски задумчивый взор.
Только в мире и есть, что душистый
Милой головки убор.
Только в мире и есть этот чистый
Влево бегущий пробор».
(А.А. Фет)
«Кончен пир, умолкли хоры,
Опорожнены амфоры,
Опрокинуты корзины,
Не допиты в кубках вины,
На главах венки измяты, –
Лишь курятся ароматы
В опустевшей светлой зале...
Кончив пир, мы поздно встали –
Звезды на небе сияли,
Ночь достигла половины...»
(Ф.И. Тютчев)
Не просто так во всех учебниках по русскому языку и литературе можно встретить фразу: «Русский язык красив и богат». Конечно, этому есть доказательства, и вполне весомые. Во-первых, в русском языке существует огромное количество средств выразительности, которые украшают речь, делают ее столь мелодичной. Русские писатели и поэты щедро добавляют различные тропы в свои произведения. Их нужно уметь видеть и отличать. Тогда произведение заиграет новыми красками. Часто с помощью выразительных средств авторы акцентируют внимание читателей на конкретных вещах, вызывают определенные эмоции или помогают понять, как стоит относиться к персонажам. Одним из таких приемов является параллелизм. Он делится на несколько видов и используется для разных целей. В данной статье будет разобрано, что такое параллелизм, на примерах литературных произведений.
Что такое параллелизм?
Согласно Большому энциклопедическому словарю, параллелизм - сходное расположение речевых элементов в смежных частях текста. В переводе с греческого языка это слово означает «расположение рядом».
Легко сделать вывод, что данный прием был известен еще грекам и широко использовался в риторике, был предметом ее исследования. В целом параллелизм является характерной чертой античной литературы. В русском языке примеры параллелизма очень часто встречаются в фольклоре. Причем во многих старинных произведениях это был основной принцип построения строф.
Виды параллелизма
Существует несколько форм параллелизма, которые встречаются в литературе чаще всего.
Параллелизм тематический. В данном случае происходит сопоставление явлений, которые близки по содержанию.
Синтаксический параллелизм. В этом случае предложения, следующие по порядку, строятся согласно одному синтаксическому принципу. Например, в нескольких идущих друг за другом предложениях соблюдается один и тот же порядок расстановки главных членов.
Звуковой параллелизм. Этот прием характерен для поэтической речи и часто встречается в стихотворных произведениях. Стихотворение обретает свою мелодию и звучание.
Но чтобы понять, что означает каждый этот вид, лучше разобраться с примерами параллелизма.
Синтаксический параллелизм
Как уже было упомянуто в начале статьи, русские литературные произведения богаты различными средствами, делающими речь более выразительной. Поэтому и разбирать стоит примеры синтаксического параллелизма из литературы. Такой прием встречается в стихотворениях М. Ю. Лермонтова.
Одно из таких стихотворений - «Когда волнуется желтеющая нива».
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, -
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога…
В первых двух строчках соблюдается один и тот же порядок главных членов предложения. Сначала идет сказуемое, за ним следует подлежащее. И снова: сказуемое, подлежащее. Причем очень часто параллелизм встречается вместе с анафорой или эпифорой. И это стихотворение как раз тот случай. В начале предложений повторяются одинаковые элементы. А анафора - повтор одинаковых элементов в начале каждого предложения/строки.
Тематический параллелизм. Примеры из художественной литературы
Этот вид средства выразительности, пожалуй, встречается чаще всего. И в прозе, и в поэзии можно увидеть различные сопоставления явлений. Особенно распространенный пример параллелизма - сопоставления состояний природы и человека. Для наглядности можно обратиться к стихотворению Н. А. Некрасова «Несжатая полоса». Стихотворение - диалог колосьев и ветра. И именно через этот диалог становится известно о судьбе пахаря.
Знал, для чего и пахал он и сеял,
Да не по силам работу затеял.
Плохо бедняге - не ест и не пьет,
Червь ему сердце больное сосет,
Руки, что вывели борозды эти,
Высохли в щепку, повисли как петли…
Параллелизм звуковой
Примеры параллелизма звукового искать можно не только в художественной литературе. Он нашел очень неплохое применение в современном мире. А именно - в телевидении и в радиовещании.
С помощью повторения частей речи или отдельных частей слова можно создавать различные эффекты, которые воздействуют на слушателей. Ведь человек очень часто ассоциирует акустические представления со смысловыми. Этим пользуется реклама. Пожалуй, каждый замечал, как хорошо запоминаются рекламные слоганы. Они интересные, необычные, но самое главное - хорошо звучат. И именно это звучание западает в память. Услышав один раз рекламный слоган, сложно его забыть. Он прочно ассоциируется с определенным товаром.
Отрицательный параллелизм
Отдельно следует упомянуть примеры параллелизма отрицательного. С ним точно сталкивался каждый еще на школьной скамье. Этот пример параллелизма в русском языке встречается часто, особенно в поэзии. А пришел этот прием из народных песен и прочно закрепился в стихотворениях.
Не ветра шумят холодные,
Не пески бегут зыбучие, -
Снова горе подымается,
Словно злая туча черная…
(Народная песня двенадцатого века).
И таких примеров в русском фольклоре много. Неудивительно, что писатели стали использовать этот прием и в своих произведениях.
Это были четыре самых распространенных вида параллелизма, которые встречаются в художественной литературе и не только. В основном, как видно из примеров, они употребляются, чтобы произвести некое впечатление на читателя/слушателя. Вызвать у него определенные чувства или ассоциации. Особенно это важно для поэзии, где чаще всего используются лишь образы, но не говорится ни о чем прямо. А параллелизм позволяет сделать эти образы еще ярче. Он также может добавить мелодичность срокам, что сделает их более запоминающимися. И, как видно из примеров, художественные приемы - это не только черта классической литературы. Напротив, они живы и употребляются до сих пор. Только в новом ключе.
Олицетворения лежат в основе других традиционных видов словесно-предметной иносказательности, прежде всего - образного параллелизма. Этот вид образности возник еще в устном синкретическом творчестве. В древности люди, будучи зависимыми от сил природы, не только уподобляли ее явления и процессы своим сознательным действиям, но и наоборот - мыслили о своих действиях и отношениях по аналогии с процессами, протекавшими в неорганической природе или в мире животных и растений. Они смутно сознавали закономерности жизни природы и через сопоставление с ними осмысляли социальные и психологические закономерности человеческой жизни. Отсюда и возникли в их словесном творчестве параллели между отношениями в природе и в жизни людей. Так, в русской народной песне поется: «Не свивайся, не свивайся, трава, с повиликой. || Не свыкайся, не свыкайся, молодец, с певицей. || Хорошо было свыкаться, тошно расставаться». Это - параллель двух образов: первый отражает отношения в природе, второй - отношения между людьми. Изображение природы в образном параллелизме всегда на первом месте (это - первый член параллелизма); изображение человеческих действий и отношений - на втором (это - второй член параллелизма). Между первым и вторым членами параллелизма существует прямая связь. Такая разновидность образности называется прямым двучленным параллелизмом. Отношения, возникающие в природе, как бы проясняют действия и отношения людей. Крепко сплетена трава с повиликой - столь же крепкой может быть человеческая любовь; траву с повиликой трудно разорвать - столь же трудной может быть разлука любящих. Изображение того и другого приобретает обобщающее значение. В специальной статье о параллелизме А. Н. Веселовский определяет этот вид образности как «сопоставление по признаку действия, движения». «...Параллелизм, - писал он, - покоится на сопоставлении субъекта и объекта по категории движения, действия, как признака волевой жизнедеятельности» (36, 126). Он называл такой параллелизм «психологическим», в отличие от параллелизма «ритмического», т. е. от интонационного сопоставления фраз, стихов в процессе пения или декламации. Однако такое определение сужает значение параллелизма образов, так как он основан, по существу своему, не только на эмоциональной, психологической связи между явлениями природы и отношениями человеческой жизни, но и прежде всего на их объективном сходстве, получающем обобщающее познавательное значение. В обрядовых и бытовых народных песнях образный параллелизм встречается очень часто. Иногда на нем основывается вся песня от начала до конца. Такова, на-, пример, одна из русских свадебных песен, изображающая сватовство: - Ой вы, соколы, соколы, Вы куда вечор летали? - Ах, мы летали На море на синее. - А что вы там видели? - Ах, мы видели серую уточку, Серую уточку на заводи. - Ах, вы что ее не пымали, Сизы перышки повыщипали. - Ой вы, бояре умные, Куда, бояре, ездили? - Ох, мы ездили с городу на город. Уж мы видели, видели Крас ну девицу во тереме. - Что ж вы ее не взяли? - Мы хотя и не взяли, Русу косу расплели, Шелковый косник выплели. Здесь отношения хищной птицы - сокола - и его жертвы - уточки - освещают отношения между сватами- «боярами» и выбранной ими в невесты девушкой. Соколы уточке «перышки выщипали», сваты расплели девушке косу - «сговорили ее в замужество». Возникнув первоначально на аналогии жизни природы и человека, образный параллелизм затем иногда распространяется и на предметы, сделанные человеком. Например: «Как у рюмочки у серебряной || Золотой у нее венчик, II Как у Михаила ИвановичаН"Дорогой у него разум». Развившись в устном народном творчестве, этот вид словесно-предметной изобразительности, так же как и олицетворение, был усвоен в исторически более поздние времена и художественной литературой. Здесь он перестал быть традиционным принципом образного мышления, вытекающим из наивного уподобления человека природе, а стал порождением личной творческой фантазии авторов, средством усиления эмоциональной выразительности их художественных обобщений. Вот стихотворение Ф. Сологуба: На серой куче сора, У пыльного забора, На улице глухой Цветет в исходе мая, Красою не прельщая, Угрюмый зверобой. В скита гаях ненужных, В страданиях недужных, На скудной почве зол, Вне светлых впечатлений Безрадостный мой гений Томительно расцвел. Своеобразное применение параллелизм получил отчасти в эпической литературе - и как средство образного познания, и как способ усиления эмоциональной выразительности. Таков «психологический» параллелизм в «Войне и мире» Л. Толстого. С чувством безнадежного разочарования в жизни князь Андрей едет в усадьбу Ростовых и по дороге видит большой дуб с обломанными сучьями и корой. Дуб выглядит старым, седым уродом, как бы презирающим «весну, любовь, счастье», и князь Андрей мысленно соглашается с ним. Но у Ростовых Андрей встретился с Наташей, увлекся ею, почувствовал, что в нем «поднялась неожиданная путаница молодых мыслей и надежд», и на обратном пути, увидев тот же дуб, но уже «преображенный, раскинувшийся шатром сочной, темной зелени», испытывал «беспричинное весеннее чувство радости и обновления». Параллелизм между внезапной грозой и трагическим ожиданием Катериной возмездия за ее измену мужу является высокохудожественной кульминацией «Грозы» А. Островского. Тонким мастером образных параллелей между характерами и переживаниями действующих лиц и окружающей их природой проявил себя Тургенев в ряде рассказов, повестей и романов («Бежин луг», «Свидание», «Затишье», «Фауст», «Рудин» и др.). Гораздо меньшее распространение получил возникший на основе прямого параллелизма параллелизм отрицательный, встречающийся особенно часто в устной народной поэзии славянских народов. Так, в русской песне поется: Не сокол летит по поднебесью, Не сокол ронит сизы крылышки, Скачет молодец по дороженьке, Горьки слезы льет из ясных очей. Здесь, как и в прямом параллелизме, дано сопоставление явлений природы и человеческой жизни - сокола и молодца - по сходству их действия и состояния. Сокол летит, молодец скачет; оба в беде - сокол роняет перья из своих крыльев, молодец льет слезы. При этом оба явления сохраняют свое самостоятельное значение и не подчиня ются одно другому. Но сходство между ними и их действиями уже не есть их тождество: их тождество отрицается с помощью отрицательной частицы «не». Кажется, сокол летит и роняет перья - нет, это молодец скачет и роняет слезы. И отрицание тождества явлений здесь более важно, чем утверждение их сходства. По замечанию Веселовского, «психологически на отрицательную формулу можно смотреть, как на выход из параллелизма...» (36, 188). Поэтому отрицательный параллелизм не может служить самостоятельным средством предметной изобразительности, основой построения целого произведения. Он употребляется обычно в зачинах произведений или отдельных их эпизодов. Отрицательный образный параллелизм настолько характерен для устной народной поэзии, что в художественной литературе он употребляется только тогда, когда поэт подражает стилю народного творчества. Так Пушкин начинает поэму «Братья-разбойники»: «Не стая воронов слеталась || На груды тлеющих костей...»; Некрасов - один из эпизодов в поэме «Мороз, Красный нос»: «Не ветер бушует над бором, || Не с гор побежали ручьи...»; Есенин - «Марфу Посадницу»: «Не сестра месяца из темного болота || В жемчуге кокошник в небо запрокинула...». Итак, наряду с олицетворением образный параллелизм, в особенности в своей основной - прямой двучленной - форме, представляет собой очень распространенный вид словесно-предметной иносказательности, зародившийся в древнем народном творчестве, позднее применяемый и в художественной литературе, прежде всего - в лирической.
- Салат из огурцов на зиму «Пикантный Салат из огурцов пикантный на зиму
- Телячья вырезка в духовке
- Кукурузная крупа – что это?
- Ажурные блинчики на молоке — рецепты тонких блинов с дырочками Блины ажурные тонкие дрожжевые
- Отличается насыщенный пар
- Чем звуки отличаются от букв?
- Какой разновидности языков естественных или формальных может
- Прямоугольный параллелепипед — Гипермаркет знаний
- Рассказ о себе на английском
- Английский язык в сфере туризма Словарный запас для путешествий на английском
- Как сделать мутный бульон прозрачным
- Отстранение работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр Отказаться от медкомиссии на работе
- Табель учета рабочего времени: расшифровка сокращений Как в табеле обозначается учебный оплачиваемый отпуск
- Какая норма продолжительности рабочего времени в неделю устанавливается данным работникам?
- Сергей михеев — железная логика (видео) последний выпуск Политолог михеев
- Евгений сатановский — последние видео Сатановский последние публикации
- Священник Игорь Затолокин
- Человек — существо духовное
- Основные ошибки заполнения
- Отчет рсв в году сроки сдачи