Что такое подтверждение соответствия продукции.


Подтверждение соответствия - это подтверждение того, что продукция или другие объекты соответствуют условиям реализации и утилизации, хранения, использования, процессов производства, положениям стандартов документально. В деле поставок продукции в последнее время большое значение стали иметь документы, которые подтверждают соответствие той продукции, которая поставляется, тем требованиям, что установлены в стандартах и прочих нормативных документах.

Формы подтверждения соответствия - это такой порядок, по которому происходит удостоверение соответствия продукции или объектов положениям стандартов и условиям условиям договоров, оно является документальным.

Такие подтверждающие документы - результат процедуры, в которой принимают участие три стороны. Как правило, участвующие стороны представляют покупателей (первая сторона) и поставщиков (вторая сторона). Третьей стороной является лицо или орган, который признается независимым в рассматриваемом вопросе участвующих сторон. Как правило, участвующие стороны представляют интересы покупателей (первая сторона) и поставщиков (вторая сторона).

Подтверждение соответствия преследует такие цели: обеспечивает соблюдение в отношении сведений, которые получены при осуществлении подтверждения соответствия; создание определенных условий, при которых по территории РФ товары могут перемещаться свободно, а также для осуществления международной торговли, научно-технического и международного экономического сотрудничества; повышение конкурентоспособности работ, услуг и продукции на российском и международном рынках; помощь покупателям в компетентном выборе услуг, работ и продукции; удостоверение соответствия процессов производства, продукции, перевозки, хранения, эксплуатации, реализации и утилизации, услуг, работ, или других объектов стандартам, техническим регламентам, условиям договоров.

Принципы подтверждения соответствия заключаются в следующем: недопустимость его замещения защита имущественного интереса заявителей, содействие соблюдению коммерческой тайны относительно сведений, которые были получены, когда осуществлялось подтверждение соответствия; невозможность принуждения к тому, чтобы осуществлялось подтверждение добровольного соответствия, включая и определенную систему добровольной сертификации; сокращение длительности проведения обязательного подтверждения соответствия и расходов потребителя; составление списка схем и форм относительно определенной продукции; невозможность использовать обязательное подтверждение к тем объектам, для которых не определены обязательные требования; доступность информации о способе проведения подтверждения соответствия лицам, которые в этом заинтересованы.

Разрабатывается и применяется подтверждение соответствия в равной мере и равным образом независимо от места и страны осуществления процессов производства, происхождения продукции, перевозки, хранения, эксплуатации, утилизации.

Недопустима на практике подмена подтверждения соответствия добровольным.

Добровольное подтверждение соответствия проводят на основании договора между органами сертификации и заинтересованным лицом по инициативе просителя в форме добровольной сертификации. В отношении продукции, продуктов производства, использования, хранения, транспортировки, реализации и утилизации услуг и работ, а также других объектов, устанавливаются требования договорами, системами добровольной сертификации и стандартами, они являются объектами добровольной сертификации.

Подтверждение соответствия осуществляется в целях :

    удостоверения соответствия продукции, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, сводам правил, условиям договоров;

    содействия приобретателям в компетентном выборе продукции, работ, услуг;

    повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках;

    создания условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории Российской Федерации, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли.

Подтверждение соответствия осуществляется на основе принципов :

    доступности информации о порядке осуществления подтверждения соответствия заинтересованным лицам;

    недопустимости применения обязательного подтверждения соответствия к объектам, в отношении которых не установлены требования технических регламентов;

    установления перечня форм и схем обязательного подтверждения соответствия в отношении определенных видов продукции в соответствующем техническом регламенте;

    уменьшения сроков осуществления обязательного подтверждения соответствия и затрат заявителя;

    недопустимости принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия, в том числе в определенной системе добровольной сертификации;

    защиты имущественных интересов заявителей, соблюдения коммерческой тайны в отношении сведений, полученных при осуществлении подтверждения соответствия;

    недопустимости подмены обязательного подтверждения соответствия добровольной сертификацией.

Подтверждение соответствия разрабатывается и применяется равным образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции, осуществления процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок и (или) лиц, которые являются изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями.

Формы подтверждения соответствия . Подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах принятия декларации о соответствии (декларирование соответствия) и обязательной сертификации .

В современной международной терминологии ИСО (словарь ИСО/МЭК 17000) под сертификацией понимается: действие третьей стороны, доказывающее, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу. В этом определении подчеркивается:

1. Действия по сертификации осуществляет независимая от производителя и потребителя третья сторона.

2. Оценка соответствия производится данным образом, т.е. существуют система, правила, процедуры и управление деятельностью по сертификации.

3. Сертификация распространяется не только на продукцию, но и на процессы, в том числе на процессы управления качеством на предприятии, а также на персонал.

В законе «О техническом регулировании» дано следующее определение сертификации:

Сертификация – форма осуществления органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.

Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента. В области обязательной сертификации осуществляется государственный надзор и контроль.

Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации на основании договора с заявителем. Соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия, выдаваемым заявителю органом по сертификации, и содержит сведения, перечень которых предусмотрен в законе. Срок действия сертификата соответствия определяется соответствующим техническим регламентом.

Декларирование соответствия осуществляется либо на основании только собственных доказательств (техническая документация, результаты собственных исследований (испытаний) и измерений, другие документы), либо на основании собственных доказательств и доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (центра). До вступления в силу соответствующих технических регламентов схема декларирования соответствия на основе собственных доказательств допускается для применения только изготовителями или только лицами, выполняющими функции иностранного изготовителя (ст.46, п.4).

Декларация о соответствии – документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.

Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу независимо от схем обязательного подтверждения соответствия и действуют на всей территории Российской Федерации.

В обязательной сфере сертификация и декларирование в совокупности с государственным надзором должны обеспечить защиту потребительского рынка от опасной продукции. Более предпочтительным в перспективе считается механизм декларирования, поскольку он снимает административное давление с производителя, повышает его ответственность, снижает затраты заявителя (в несколько раз) и, одновременно, делает более эффективным государственный контроль.

В добровольной сфере сертификация должна обеспечить подтверждение заявленных показателей качества продукции или услуги. Добровольная сертификация может осуществляться по инициативе заявителя для установления соответствия продукции, процесса или услуги национальным стандартам, стандартам организаций, системам добровольной сертификации и условиям договоров.

Объекты сертификации. В соответствии со ст. 23, п. 1 ФЗ «О техническом регулировании» объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории РФ. Продукцию или услугу, в отношении которой сертификация обязательна, ранее устанавливали законы РФ («Об обеспечении единства измерений», «Об атомной энергии», «Об оружии» и др.), а в последующем будут устанавливать технические регламенты, принятые федеральным законом или постановлением Правительства РФ.

Согласно ст. 21, п. 1 «добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствия национальным стандартам, стандартам организаций, сводам правил, системам добровольной сертификации, условиям договоров». Любые объекты, в отношении которых национальными стандартами, стандартами организаций, сводами правил, системами добровольной сертификации и условиями договоров установлены требования, могут являться объектами добровольной сертификации. В системе добровольной сертификации должны быть установлены: перечень (номенклатура) объектов, подлежащих сертификации, и их характеристики (с указанием документов, где они приведены), на соответствие которым осуществляется сертификация.

До дня вступления в силу соответствующих ТР:

Правительство РФ (и ФОИВ) вправе вносить изменения в правовые акты (и НД ФОИВ), применяемые до дня вступления в силу ТР.

Правительство РФ ежегодно утверждает единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия.

Обязательная оценка соответствия (подтверждение соответствия, государственный контроль (надзор)), а также маркирование продукции знаком соответствия осуществляются согласно принятым до дня вступления в силу закона №65-ФЗ правовым актам РФ и НД ФОИВ.

При ввозе на территорию России продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, в таможенный орган одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия по спискам продукции с указанием кодов Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, утвержденным Правительством Российской Федерации на основании технических регламентов. Предоставление декларации о соответствии или сертификата соответствия не требуется, если таможенным режимом не предусмотрена возможность отчуждения продукции на таможенной территории Российской Федерации. Полученные за пределами территории Российской Федерации документы о подтверждении соответствия, знаки соответствия, протоколы исследований (испытаний) и измерений продукции могут быть признаны в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Работы и услуги не подлежат государственному контролю и надзору . Такой подход является следствием сближения Российских правил сертификации с международными. Дело в различии трактовок понятия «стандарт» в законе «О техническом регулировании» и в Соглашении ВТО по техническим барьерам в торговле. Согласно Соглашению стандарты применяются только в отношении товаров, а не услуг (работ). Международную торговлю услугами регулирует другое соглашение – Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС). ГАТС в отношении услуг не применяет термины «технический регламент» и «стандарт», а применяет термин «меры», под которыми понимаются законы и подзаконные акты, принятые государством, но отнюдь не добровольные соглашения на уровне юридических лиц по регулированию торговли услугами. Под «услугой» понимается любой вид услуг (включая «работы») в любом секторе экономики, за исключением услуг, предоставляемых органами власти при осуществлении ими властных полномочий.

В связи с указанным Ростехрегулирование в своем Информационном письме от 11 июля 2003 года № ВК-110-28/2522 «О сертификации услуг в Системе сертификации ГОСТ Р» сообщил, что со дня вступления в силу ФЗ «О техническом регулировании» услуги не являются объектом обязательного подтверждения соответствия, и что обязательное подтверждение соответствия осуществляется только в отношении продукции.

В то же время, обязательная сертификация потенциально опасных для жизни, здоровья и имущества потребителя услуг была введена в России на основании законов: «О защите прав потребителей», «Об атомной энергии», «О безопасности дорожного движения», «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации» и др.

Различают формы подтверждения соответствия в законодательно регулируемой сфере (обязательные требования, касающиеся безопасности продукции, маркировка знаком обращения на рынке) и в законодательно не регулируемой сфере (добровольные требования, маркировка знаком соответствия НД). В международной практике знаки соответствия в законодательно регулируемой сфере обычно указываются как certificateofconfidence, а в законодательно не регулируемой –certificateofconformity.

Знаки соответствия, применяемые в системе ГОСТ Р, показаны на рисунке.

Подтверждение соответствия на территории России может носить добровольный или обязательный характер (рис. 3.1).

Рис. 3.1.

Добровольное подтверждение соответствия

Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствия документам по стандартизации, системам добровольной сертификации, условиям договоров.

Объекты добровольного подтверждения соответствия:

  • продукция;
  • процессы проектирования, строительства, монтажа, наладки, производства, эксплуатации, хранения, перевозки и утилизации;
  • работы и услуги;
  • иные объекты, в отношении которых стандартами, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются требования. Назначение добровольной сертификации отражено на рис. 3.2.

Рис. 3.2.

Обязательное подтверждение соответствия

Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах принятия декларации и обязательной сертификации. Проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента.

Объектом обязательного подтверждения соответствия является продукция, выпускаемая в обращение на территории России.

Декларация о соответствии и сертификат имеют равную юридическую силу и действуют на территории России.

Рассмотрим формы обязательного подтверждения соответствия.

Декларирование соответствия (ст. 24 Закона «О техническом регулировании»). Круг заявителей устанавливается соответствующим техническим регламентом. Заявителем может быть индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, являющиеся изготовителем либо продавцом, которые для подтверждения соответствия принимают декларацию о соответствии. Третьей стороной могут быть орган по сертификации и (или) аккредитованная испытательная лаборатория (центр). Схема декларирования соответствия с участием третьей стороны устанавливается в техническом регламенте в том случае, если отсутствие третьей стороны приводит к недостижению целей подтверждения соответствия.

На рис. 3.3 представлены схемы декларирования соответствия.


Рис. 3.3.

При декларировании соответствия на основании собственных доказательств заявитель самостоятельно формирует доказательственные материалы с целью подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов. В качестве доказательственных материалов используются техническая документация, результаты собственных исследований и измерений и пр.

При декларировании соответствия на основании собственных доказательств и доказательств, полученных с участием третьей стороны, заявитель по своему выбору в дополнение к собственным доказательствам включает в доказательственные материалы протоколы исследований, испытаний и измерений, проведенных в аккредитованной испытательной лаборатории, а также предоставляет сертификат системы качества. Речь идет о сертификате системы качества, в отношении которого предусматривается контроль (надзор) органа по сертификации, выдавшего данный сертификат, за объектом сертификации. Сертификат системы качества может использоваться в составе доказательства при принятии декларации о соответствии любой продукции (если техническим регламентом не предусмотрена иная форма подтверждения соответствия).

Обязательная сертификация (ст. 25 Закона «О техническом регулировании»), Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации на основании договора с заявителем. Схемы сертификации, применяемые для сертификации определенных видов продукции, устанавливаются соответствующим техническим регламентом. Круг заявителей устанавливается соответствующим техническим регламентом.

Соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия, который выдается заявителю органом по сертификации. Наличие такого сертификата облегчает экспорт и импорт продукции и служит гарантией безопасности для покупателя. Сертифицированная продукция обладает более высокими потребительскими свойствами, конкурентна на международном рынке, выше оценивается покупателем, быстрее включается в эксплуатацию, так как отпадает необходимость проведения входного контроля у потребителей. Обязательная сертификация является средством контроля безопасности строительной продукции. Однако нельзя сказать, что сертификат как документ сам по себе открывает путь в светлое будущее и гарантирует спокойное существование организации. Сертификат - только входной билет для участия в конкурентной борьбе.

Сертификат соответствия включает в себя:

  • наименование и местонахождение заявителя;
  • наименование и местонахождение изготовителя продукции, прошедшей сертификацию;
  • наименование и местонахождение органа по сертификации, выдавшего сертификат соответствия;
  • информацию об объекте сертификации, позволяющую идентифицировать этот объект;
  • наименование технического регламента, на соответствие требованиям которого проводилась сертификация;
  • информацию о проведенных исследованиях (испытаниях) и измерениях;
  • информацию о документах, представленных заявителем в орган по сертификации в качестве доказательств соответствия продукции требованиям технических регламентов;
  • срок действия сертификата соответствия;
  • информацию об использовании или о неиспользовании заявителем национальных стандартов РФ, включенных в перечень документов по стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента.

Продукция, соответствие которой подтверждено требованиям технических регламентов, самостоятельно маркируется заявителем знаком обращения на рынке. Изображение знака обращения на рынке устанавливается Правительством РФ. Данный знак не является специальным защищенным знаком и наносится в информационных целях.

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется в отношении продукции только в части соблюдения требований соответствующих технических регламентов и исключительно на стадии обращения продукции.

При получении и признании достоверности информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов орган государственного контроля выдает предписание о разработке изготовителем (продавцом) программы мероприятий с целью предотвращения причинения вреда. Контролирующий орган оказывает содействие в ее реализации и осуществляет контроль по выполнению данной программы. В случае невыполнения предписания или невыполнения программы мероприятий по предотвращению причинения вреда орган государственного контроля вправе обратиться в суд с иском о принудительном отзыве продукции.

Назначение обязательной сертификации отражено на рис. 3.4.

Рис. 3.4.

В соответствии с изложенным материалом основные положения добровольного и обязательного подтверждения соответствия приведены в табл. 3.1.

Основные положения добровольного и обязательного подтверждения соответствия

Таблица 3.1

Основные положения

Добровольное

подтверждение

соответствия

Обязательное

подтверждение

соответствия

Заявитель

Физическое лицо или юридическое лицо

Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (изготовитель либо продавец). Круг заявителей устанавливается техническим регламентом

Предмет подтверждения соответствия

Системы добровольной сертификации.

Условия договоров. Документы по стандартизации

Технические регламенты

Объект подтверждения соответствия

Продукция, процессы, работы, услуги

Продукция

Документы, удостоверяющие подтверждение соответствия

Сертификат соответствия

Сертификат соответствия.

Декларация о соответствии

Маркировка объектов

Знак соответствия системы добровольной сертификации

Знак обращения на рынке

Схема подтверждения соответствия (сертификации)

Выбирает заявитель

Выбирает орган, проводящий сертификацию

Второй формой подтверждения соответствия является обязательное подтверждение соответствия. В статье 23 Федерального закона от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее Закон 184-ФЗ) устанавливаются общие требования к обязательному подтверждению соответствия, эти требования касаются обоих форм и декларирования соответствия и обязательной сертификации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Закона №184-ФЗ, оно проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом и исключительно на соответствие требований технического регламента.

Статья называет объектами, подлежащими обязательной сертификации, только продукцию, выпускаемую в обращение на территории Российской Федерации. Что означает данное указание закона? Скорее всего имеется в виду, что подтверждение соответствия должно проводится до поступления товаров на рынок силами изготовителя товаров. На последующих стадиях продвижения товара подтверждение соответствия будет производиться в форме государственного контроля и надзора уполномоченными на это органами. Также из положений статьи 23 Закона №184-ФЗ можно сделать вывод, что продукция, подлежащая обязательному подтверждению соответствия, должна предназначаться для дальнейшего продвижения и обращения на рынке.

Форма и схемы обязательного подтверждения соответствия устанавливаются только техническим регламентом. При установлении их обязательно учитывается такой фактор, как степень риска недостижения целей технического регламента.

Существует две формы обязательного подтверждения соответствия:

· декларирование соответствия;

· обязательная сертификация.

Оба документа, и декларация соответствия, и сертификат обладают одинаковой юридической силой независимо от схем обязательного подтверждения соответствия. И декларация и сертификат действуют на всей территории Российской Федерации.

Процедура обязательной сертификации является платной, работы по сертификации оплачиваются лицом, подавшим заявку на ее проведение (заявителем).

Методика определения стоимости проведения работ по обязательной сертификации устанавливается Правительством Российской Федерации. Эта методика предусматривает применение единых правил и принципов установления цен на продукцию одинаковых или сходных видов независимо от страны и (или места) ее происхождения, а также лиц, которые являются ее заявителями.

Необходимо заметить, что в настоящее время система технического регулирования в Российской Федерации находится в состоянии длящейся реформы, и многие документы регулирующие вопросы обязательной сертификации утратили силу, а технические регламенты так и не приняты.

Знаку обращения на рынке посвящена статья 27 закона №184-ФЗ. Характеризуя данную правовую норму нужно заметить, что в Законе №184-ФЗ знаку обращения на рынке отводится значимая роль. Раньше подобной функциональной принадлежностью обладал знак соответствия, который был предусмотрен Законом о сертификации.

Знаком обращения на рынке маркируется продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов подтверждено в порядке, предусмотренном Законом №184-ФЗ. Изображение знака обращения на рынке утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2003 года №696. Этим же постановлением утверждено и описание знака обращения на рынке. В соответствии с данным Постановлением:

«Знак обращения на рынке представляет собой сочетание букв «Т» (с точкой над ней) и «Р», вписанных в букву «С», стилизованную под измерительную скобу, имеющую одинаковые высоту и ширину.

Изображение знака обращения на рынке должно быть одноцветным и контрастировать с цветом поверхности, на которую оно нанесено».

Обратите внимание!

Знак обращения на рынке не является специальным защищенным знаком и наносится в информационных целях.

Маркировка знаком обращения на рынке осуществляется самостоятельно заявителем, способ нанесения маркировки не установлен, пунктом 2 статьи 27 Закона №184-ФЗ этот знак наносится любым удобным для заявителя способом. Все расходы по маркировке несет заявитель.

Не может быть маркирована знаком обращения на рынке продукция, чье соответствие требованиям технических регламентов не было подтверждено в установленном законом порядке. При нарушении этого правила наступает ответственность по статье 14.7. КоАП РФ «Обман потребителей».

Более подробно вопросы ответственности за нарушение в области подтверждения соответствия будут рассмотрены в разделе этой книги.

Статьей 28 Закона №184-ФЗ устанавливаются основные права и обязанности заявителя в области обязательного подтверждения соответствия. Необходимо заметить, что данной статьей регламентированы права заявителя независимо от формы обязательного подтверждения соответствия, то есть они распространяются и на декларирование соответствия и на обязательную сертификацию.

Пункт 1 статьи 28 закона №184-ФЗ посвящен основным правам заявителя. Согласно этому пункту заявитель имеет право:

· выбрать самостоятельно формы и схему подтверждения соответствия, которая предусмотрена для соответствующих видов продукции определенными техническими регламентами;

Анализируя данное положение закона можно сделать вывод, что для одной и той же продукции могут применяться различные формы обязательного подтверждения соответствия. В случае, если техническим регламентом предусмотрено несколько схем соответствия для данного вида продукции, заявитель вправе выбрать для себя одну из схем:

· обратиться в любой орган по сертификации, область аккредитации которого позволяет ему осуществлять сертификацию продукции, которую желает сертифицировать заявитель;

· обжаловать в орган по аккредитации неправомерные действия органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров), в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 28 Закона №184-ФЗ устанавливаются основные обязанности заявителя в области обязательного подтверждения соответствия. В соотвтествии с данным пунктом заявитель обязан:

«обеспечивать соответствие продукции требованиям технических регламентов;

выпускать в обращение продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия, только после осуществления такого подтверждения соответствия;

указывать в сопроводительной технической документации и при маркировке продукции сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии;

предъявлять в органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов, а также заинтересованным лицам документы, свидетельствующие о подтверждении соответствия продукции требованиям технических регламентов (декларацию о соответствии, сертификат соответствия или их копии);

приостанавливать или прекращать реализацию продукции, если срок действия сертификата соответствия или декларации о соответствии истек либо действие сертификата соответствия или декларации о соответствии приостановлено либо прекращено;

извещать орган по сертификации об изменениях, вносимых в техническую документацию или технологические процессы производства сертифицированной продукции;

приостанавливать производство продукции, которая прошла подтверждение соответствия и не соответствует требованиям технических регламентов, на основании решений органов государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов».

Некоторые обязанности перешли в новый закон из действовавшего ранее Закона о сертификации, это следующие обязанности:

· обеспечивать соответствие продукции требованиям технических регламентов;

· выпускать в обращение продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия, только после осуществления такого подтверждения соответствия;

· предъявлять органам государственного контроля и заинтересованным лицам документы, свидетельствующие о подтверждении соответствия продукции требованиям технических регламентов.

Список обязанностей значительно расширен, и появление остальных (новых обязанностей) можно назвать одним из достаточно значимых достижений для системы технического регулирования. Для большей эффективности правоприменения целесообразно было бы еще внести в КоАП РФ и Уголовный кодекс Российской Федерации (далее УК РФ) статьи, устанавливающие ответственность за нарушение данных обязанностей.

Со вступлением в силу Закона №184-ФЗ значительные изменения претерпели условия ввоза на территорию Российской Федерации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия. Новые условия соответствуют общей концепции закона, соответствуют введенным им изменениям. В частности, условия построены на том, что из правомочий федеральных органов исполнительной власти исключены права на решение соответствующих вопросов.

Так как в соответствии со статьей 23 Закона №184-ФЗ объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая к обращению на территории Российской Федерации. Что значит продукция выпускаемая в обращение? Это продукция готовая, продукция, которая реализуется изготовителем находящимся на территории Российской Федерации, либо же продукция ввозимая на территорию Российской Федерации, которая выпускается в таможенном режиме выпуска для свободного обращения согласно правилам Таможенного кодекса Российской Федерации.

Итак, установленные Законом №184-ФЗ условия ввоза распространяются на продукцию, ввоз и оборот которой разрешен, и которая предназначена для использования, продажи в соответствии с ее прямым назначением. Например, не будет распространяться данный порядок на продукцию, находящуюся транзитом на территории Российской Федерации, или продукцию, поступающую для дипломатических представительств, находящихся на территории Российской Федерации.

Именно на продукцию, соответствующую перечисленным характеристикам, распространяются положения, содержащиеся в пункте 1 статьи 29 закона №184-ФЗ, и при помещении продукции под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на таможенной территории Российской Федерации. В таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются:

· декларация о соответствии или,

· сертификат соответствия,

· документы об их признании в соответствии со статьей 30 Закона №184-ФЗ.

Вопрос о признании результатов соответствия будет более подробно рассмотрен автором в разделе 3. данной книги.

Представление указанных документов не требуется в случае помещения продукции под таможенный режим отказа в пользу государства.

Еще одно условие, установленное законодательством Российской Федерации: продукция должна быть внесена в списки, составленные на основании технических регламентов и утвержденные Правительством Российской Федерации с указанием кодов Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности. Эти списки составляются для целей таможенного оформления. Так, ранее действовал Порядок ввоза на территорию Российской Федерации продукции, подлежащей обязательной сертификации, утвержденный Приказом Государственного таможенного комитета России от 23 мая 1994 года №217. Затем этот Порядок был отменен Приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 8 декабря 2003 года №1401 «Об упорядочении нормативной правовой базы ГТК России». А новый документ, регулирующий порядок ввоза на территорию Российской Федерации продукции, требующей обязательного подтверждения соответствия, так и не принят. В пункте 3 статьи 29 Закона №184-ФЗ сказано, что порядок ввоза продукции, требующей обязательного подтверждения соответствия, которая определяется в описанных выше списках, утверждается Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 29 закона №184-ФЗ продукция, определяемая составляемыми Правительством Российской Федерации списками, ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации, и помещаемая под таможенные режимы, которыми не предусмотрена возможность ее отчуждения, выпускается таможенными органами Российской Федерации на территорию Российской Федерации без представления декларации о соответствии, сертификата соответствия и иных предусмотренных пунктом 1 статьи 29 Закона №184-ФЗ документов о соответствии.

Продукция, представленная на рынке Российской Федерации, не вся производится и выпускается на ее территории. А система технического регулирования, существующая в нашей стране, предусматривает подтверждение соответствия только для продукции, выпущенной в обращение в Российской Федерации. Именно это регулирует статья 30 Закона №184-ФЗ, в которой говорится о признании результатов подтверждения соответствия.

Российская Федерация заключила с рядом стран международные договоры, в соответствии с которыми полученные за пределами территории Российской Федерации документы о подтверждении соответствия, знаки соответствия, а также протоколы исследований (испытаний) и измерений продукции могут быть признаны на территории Российской Федерации. В таком случае продукция выпускается на территорию Российской Федерации без дополнительных повторных исследований. Порядок признания зарубежных документов о соответствии предусмотрен в заключенных договорах. В настоящее время такие договоры заключены с Грузией, Эстонией и другими странами.

Можно сделать вывод, что при поставке на территорию Российской Федерации иностранной продукции, которая в соответствии с законодательством России подлежит обязательному подтверждению соответствия в условиях договоров о поставке должно быть предусмотрено обязательство поставщика предоставить сертификат или иных необходимые документы, подтверждающие ее соответствие установленным требованиям, так как от их наличия может зависеть вопрос о получении разрешения на ввоз продукции на территорию Российской Федерации.

Более подробно с вопросами, касающимися правового регулирования правил сертификации продукции и услуг, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Сертификация продукции и услуг. Правовое регулирование. Практика. Документы».

Формой подтверждения соответствия в общем случае называется порядок подтверждения соответствия. Термины «подтверждение соответствия» и «сертификация» идентичны. Поэтому формы подтверждения соответствия – формы сертификации. Подтверждение соответствия может осуществляться в отношении разных нормативных документов, например, государственных или международных стандартов, правил, технических условий, договоров, технических регламентов и других нормативов. Подтвердить соответствие можно только требованиям определенной нормативной документации.

ФЗ № 184 «О техническом регулировании» уточняет, что формы подтверждения соответствия, сформулированные в данном законодательном документе, являются именно документальным удостоверением соответствия и относятся к подтверждению исполнения требований Технических регламентов, условий договоров и положений стандартов.

На основе ФЗ форма подтверждения соответствия может быть обязательной или добровольной.

При этом ФЗ № 184 в качестве обязательной формы подтверждения соответствия называет две формы: декларирование соответствия и обязательную сертификацию.

Таким образом, на основе ФЗ № 184 предусмотрено три формы подтверждения соответствия:

  • обязательная сертификация;
  • декларирование соответствия (обязательное);
  • добровольная сертификация.

Соответственно, закон предусматривает три документальных формы подтверждения соответствия:

  • обязательный сертификат соответствия;
  • декларация соответствия (обязательная);
  • добровольный сертификат соответствия.

Созданы две формы подтверждения соответствия (сертификация и декларирование) были в Европейском союзе. Здесь существует подход, основанный на определении степени потенциальной опасности товара. В соответствии с этим используется соответствующая форма сертификации: для наиболее опасных групп товаров следует обязательная оценка соответствия в аккредитованных сертификационных органах; для менее опасной продукции может применяться декларирование производителем (представителем производителя) или продавцом безопасности продукции.

Разница в этих двух формах состоит в степени ответственности заявителей и органов сертификации. При сертификации продукции документ соответствия оформляет и отвечает за него сертификационный орган, в другом случае заявитель сам принимает декларацию о соответствии на основании испытаний продукции, орган сертификации лишь регистрирует документ, ответственность за сведения, представленные в декларации, ложатся на декларанта.

В отличие от российского законодательства декларирование в Европе – это добровольная форма подтверждения соответствия. Там не существует установленного документа и твердого порядка регистрации их. В качестве декларации может выступать паспорт изделия, например.

В России законодательно установлена необходимость введения декларирования в качестве основной формы оценки соответствия, вместо обязательной сертификации. На это направляет Указ Президента РФ № 797 от 15 мая2008 г, который определяет, что для осуществления в России предпринимательской деятельности, необходимы неотложные меры по ликвидации административных ограничений.

Другие федеральные законы и сертификация

ФЗ № 52 от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» ввел две формы оценки соответствия продукции, которые явились аналогом обязательной сертификации и просуществовали в РФ длительное время (до 1 июля2010 г., когда вступило в действие законодательство Таможенного Союза — ТС). Это документы: Свидетельство о государственной регистрации РФ и Санитарно-эпидемиологическое заключение (СЭЗ). Они по сути являлись формами оценки соответствия, но не были указаны в ФЗ № 184, как формы подтверждения соответствия.

Решение Комиссии ТС (КТС) № 299 от 28.05.2010 г. ввело в действие две новых формы оценки соответствия, назвав их добровольными: Экспертное заключение Роспотребнадзора (которое заменило Свидетельство о государственной регистрации РФ и СЭЗ) и Свидетельство государственной регистрации ТС. Хотя их называют добровольными формами оценки соответствия, но эти документы должны быть представлены при возникновении ситуации на границе, которая требует санитарного надзора за перемещаемым грузом (без них груз не будет допущен в РФ), а также при первом выходе на рынок России продукции, которая указана в Перечне товаров, утвержденных решением КТС № 299.

Хотя ФЗ № 184, определяет, что обязательные формы подтверждения соответствия могут применяться лишь относительно установления исполнения обязательных требований Технических регламентов, а обязательная сертификация устанавливается лишь ФЗ № 184. Но до настоящего времени в РФ существуют обязательные формы оценки соответствия в других (кроме системы сертификации ГОСТ Р) обязательных системах оценки соответствия, которых в РФ – 16.

Они были созданы в соответствии с ФЗ № 5151-1 от 10 июня1993 г. «О сертификации продукции и услуг» и действуют по правилам ими установленным. Каждая обязательная система содержит свой перечень продукции, которая требует обязательного подтверждения соответствия.

Система пожарной сертификации МЧС была приведена в соответствие с ФЗ № 184 путем принятия Технического регламента «О пожарных требованиях» (ФЗ № 123 от 22.07.2008 г.), который вступил в силу с 1 мая 2009 года.

Обязательная сертификация, как форма оценки соответствия

Обязательная сертификация относится к одной из форм обеспечения государственного контроля безопасности продукции. В ходе процедуры сертификации выдается документ — сертификат соответствия. Иначе обязательную сертификацию определяют как «сертификацию в законодательно регулируемой сфере».

В соответствии с ФЗ № 184 такая форма подтверждения соответствия, как обязательная сертификация относится лишь в исполнению обязательных требований Технических регламентов.

Порядок подтверждения соответствия, кроме формы документа, включает и схемы сертификации или декларирования, от которых существенным образом зависит процедура подтверждения соответствия и тот набор обязательных документов, которые следует представить заявителю.

Но на переходный период, до вступления в действие ТР, установление обязательности подтверждения соответствия и утверждение Перечней такой продукции (корректировок к ним) поручено Правительству РФ (на основе ФЗ «О защите прав потребителей»).

Т.е. в этом случае ФЗ «О защите прав потребителей» вводит форму подтверждения соответствия, а также обязательные требования. В соответствии с данным законом обязательная сертификация, как форма подтверждения соответствия, должна применяться для удостоверения безопасности продукции для здоровья и жизни потребителей, предотвращения вреда имуществу потребителя и окружающей среде. В соответствии с ФЗ «Об энергосбережении» обязательной сертификации по характеристикам энергоэффективности подлежит продукция, потребляющая энергию.

Декларирование в России, как обязательная форма оценка соответствия

Декларирование также является формой подтверждения соответствия требованиям Технических регламентов. Исключение – переходный период. В это время форма оценки соответствия с оформлением декларации производится на основе той же законодательной базы, что и обязательная сертификация.

Сертификат соответствия и декларация о соответствии с точки зрения ФЗ № 184 имеют одинаковую юридическую силу. Но в соответствии с реформой технического регулирования в РФ, которая направлена, в том числе, на гармонизацию с международными требованиями и формами подтверждения соответствия, обязательная сертификация будет заменяться (и уже заменяется) декларированием продукции или оформлением добровольных форм оценки соответствия.

Принято считать, что по завершении реформы только около 10 % продукции, обращаемой на российском рынке, будет подлежать обязательной сертификации, а около 60 % потребует декларирования (обязательного, пока данное требование сформулировано российским законодательством). А оставшиеся 30 % продукции не потребуют обязательных форм подтверждения соответствия.

Добровольная сертификация, как форма оценки соответствия

Добровольная сертификация производится по инициативе заявителя на основе договорных отношений между органом по сертификации и заявителем. Данная форма подтверждения соответствия может происходить для определения соответствия стандартам организаций (включая, технические условия), национальным и международным стандартам, условиям договора, требованиям систем добровольной сертификации.

Объектами добровольной сертификации могут быть все объекты оценки соответствия, указанные в ФЗ № 184:

  • процессы (технологические, производственные, реализации, хранения, транспортировки, утилизации и прочие);
  • продукция;
  • работы и услуги;
  • системы менеджмента предприятий и организаций;
  • персонал и другие.

Подтверждением прохождения процедуры добровольной сертификации является присвоение объекту знака соответствия. Он аналогичен знаку соответствия обязательной системы сертификации, но вокруг графического знака, как правило, присутствует надпись «добровольная сертификация».

Каждая добровольная система сертификации, кроме определения объектов оценки соответствия, порядка (т.е. формы подтверждения соответствия), требований к объектам, может утверждать знак маркировки продукции.

Выбор редакции
После закипания температура воды перестает расти и остается неизменной до полного испарения. Парообразование - это процесс перехода из...

Звуки относятся к разделу фонетики. Изучение звуков включено в любую школьную программу по русскому языку. Ознакомление со звуками и их...

1. Логика и язык .Предметом изучения логики являются формы и законы правильного мышления. Мышление есть функция человеческого мозга....

Определение Многогранником будем называть замкнутую поверхность, составленную из многоугольников и ограничивающую некоторую часть...
Мое эссе Я, Рыбалкина Ольга Викторовна. Образование средне - специальное, в 1989 году окончила Петропавловский ордена трудового...
Going abroad nowadays is a usual thing for many families. Some people, however, stay unsatisfied with the time they have spent in a...
Каждая хозяйка должна научиться правильно варить бульон, чтобы он был прозрачным. Его используют для заливного, супа, холодца и соуса....
Домашние вечеринки настолько вошли в моду у европейцев, что их устраивают едва ли не каждую неделю. Вкусная еда, приятная компания, много...
Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...