Действие нормативно правовых актов в пространстве тгп. Действие нпа в пространстве


Действие нормативно-правового акта означает установление таких временных и пространственных параметров, которые необходимы для достижения тех юридических последствий и социальных целей, на которые рассчитывал законодатель. Для достижения ожидаемого эффекта необходимо, чтобы этот акт был согласован, органически вошел в действующую систему нормативно-правовых актов, чтобы адресат был однозначно определен и был готов к должному восприятию и использованию нормативных предписаний, чтобы эти предписания учитывали как специфику самого субъекта, так и своеобразие окружающей его обстановки, территории, на которой он проживает, а также обеспечивались необходимым комплексом материальных, организационных, информационных и тому подобных средств.

Следовательно, для каждого нормативно-правового акта необходимо установить определенные пределы его действия во времени, в пространстве и по кругу лиц, определить его адресность (когда, где и чье поведение он регулирует). При этом данные параметры зависят не только от своеобразия адресата и объекта регулирования, но и от положения правотворческого органа в механизме государства, от содержания, значимости и сферы действия самого нормативного акта.

1. Действие нормативно-правового акта во времени ограничено моментом его вступления в юридическую силу и моментом утраты юридической силы. Эти сроки указываются или в самом нормативном акте, или в специально принятом по этому поводу акте.

Время вступления нормативно-правовых актов в действие не может быть для всех актов одинаковым. Так, для реализации крупномасштабных юридических актов необходима значительная подготовительная работа, связанная с организационной перестройкой, принятием конкретизирующих актов, выделением материальных средств и т. д. Поэтому слишком быстрое введение таких актов может вызвать существенные трудности у адресатов, сбои в работе всего государственного механизма. В связи с этим иногда приходится практиковать поэтапное вступление в действие актов, принятых центральными органами государственной власти и управления. Примером может послужить ныне действующий ГК РФ.

В то же время существуют ситуации, требующие оперативного нормативного регулирования. Они, как правило, не изменяют правового положения граждан, не требуют значительной подготовительной работы, часто регулируют деятельность государственных органов, связанную с режимом секретности, и т. д. Ввод в действие таких актов ограничен во времени.

Существуют следующие основные варианты введения нормативно-правовых актов в действие :

  • 1) с момента принятия или подписания;
  • 2) с момента опубликования;
  • 3) по истечении определенного срока с момента опубликования (так, согласно ст. 6 Федерального закона от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» «федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу»);
  • 4) со времени, указанного в данном акте или в специально принятом по этому поводу акте;
  • 5) с момента получения адресатом и т. д.

По общему правилу, действие нормативного акта распространяется лишь на отношения, возникшие после его вступления в действие. Это необходимо для обеспечения стабильности и организованности в общественной жизни, гарантированности от возможного произвола и ухудшения правового положения отдельных категорий субъектов. Однако иногда (когда об этом прямо сказано в самом акте или когда смягчается или отменяется юридическая ответственность) ему придается обратная сила, т. е. он оказывает регулирующее воздействие на отношения, возникшие до его принятия и вступления в действие. Причем обратная сила может носить ревизионный (когда пересматриваются наступившие юридические последствия) и простой (когда наступившие юридические последствия не пересматриваются) характер.

Нормативно-правовые акты утрачивают юридическую силу и перестают действовать в случаях:

  • 1) истечения срока, на который был принят акт;
  • 2) изменения обстоятельств, на которые был рассчитан акт;
  • 3) прямой официальной отмены акта или признания акта не конститу цион н ы м;
  • 4) фактической отмены (когда принят новый акт, регулирующий те же отношения, а старый формально не отменен);
  • 5) вступления в силу международного договора, которому противоречит внутригосударственный акт.

Следует различать прекращение действия нормативного акта и утрату им юридической силы. Так, в постановлении Конституционного Суда РФ от 11 апреля 2000 г. № 6-П отмечается, что признание закона субъекта Федерации противоречащим федеральному закону по своей природе не является подтверждением недействительности закона, а означает лишь признание его недействующим, а, следовательно, не подлежащим применению. Лишение же акта юридической силы возможно только по решению самого законодательного органа, издавшего акт или в порядке конституционного судопроизводства.

В качестве исключения иногда допускается «переживание» закона, когда утративший юридическую силу закон продолжает регулировать некоторые отношения. Это исключение становится правилом в эпоху революционной смены политико-правовых систем, когда качественно иная правовая система в силу своей несформированности вынуждена заимствовать у старой системы политически нейтральные правовые нормативы.

  • 2. Действие нормативно-правового акта в пространстве предполагает его действие в границах территории, на которую распространяются полномочия соответствующего правотворческого органа (либо на всю территорию, либо на часть территории, отличающуюся особыми экономическими, национальнополитическими, климатическими и тому подобными условиями). При этом в границах любого государства есть территории, на которые не распространяется действие его законодательства (территории посольств, военных кораблей под чужим флагом). Они наделяются свойством экстерриториальности.
  • 3. Действие нормативно-правового акта по кругу лиц предполагает распространение его регулятивного воздействия на всех граждан, проживающих на территории действия полномочий соответствующего правотворческого органа (либо государства в целом, либо отдельного региона), что не исключает адресного воздействия, устанавливающего особое правовое положение отдельных категорий граждан (студентов, пенсионеров, лиц, проживающих в районах Крайнего Севера, и т. д.). Исключение из этого общего правила составляют собственные граждане, проживающие за границей, а также иностранцы и лица без гражданства, лишенные возможности быть участниками правоотношений, непосредственно связанных с гражданством в данном государстве (избирать и быть избранными, служить в вооруженных силах и т. п.).

Таким образом, нормативно-правовые акты имеют временные, пространственные и субъективные пределы своего функционирования.

1. Действие НПА в пространстве суть территориальные ограничения их действия, когда нормативный акт применяется на той территории, на которую распространяется суверенитет государства или компетенция соответствующих органов. Поэтому акты федеральных органов распространяются на всю территорию РФ, акты субъектов РФ – на территории этих субъектов, акты муниципальных органов – на территории соответствующих муниципальных образований.

К территории государства относятся: суша, в том числе недра и континентальный шельф, территориальные воды (12 морских миль), воздушное пространство. К государственной территории приравниваются морские, речные и воздушные суда, находящиеся под флагом государства, территории дипломатических посольств, представительств. Военные суда без исключений, а гражданские – в водах и воздушных пространствах своего государства, открытом море и воздушном пространстве.

По общему правилу, НПА распространяются на всех лиц, находящихся на той территории, на которой действуют эти акты.

Действие НПА зависит от:

Ø Уровня государственного органа

Ø Юридической силы

Юридическая наука и практика знает принцип экстерриториальности. Это юридическая фикция, согласно которой определенные части территории государства (здания иностранных посольств, миссий или их средства транспорта), а также дипломатические представители иностранных государств признаются не находящимися на территории государства, где они реально пребывают. Они юридически считаются находящимися на территории того государства, чье посольство помещается в данном здании или чьими представителями они являются. Действие НПА в данном случае ограничено.

Пор общему правилу НПА РФ действуют в отношении всех граждан, иностранцев, лиц без гражданства, внутригосударственные, совместные, иностранные, международные организации, не пользующиеся правом экстерриториальности.

Ряд законов, прежде всего уголовные законы, распространяется на граждан данного государства независимо от места их нахождения и от того понесли ли они наказание по законам иностранного государства. В то же время главы государств и правительств, сотрудники посольств, некоторые другие иностранные граждане наделены дипломатическим иммунитетом и пользуются правом экстерриториальности.

Еще одна особенность. Иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть в соответствии с законом быть субъектами ряда отношений (судьи, военнослужащие и т.д.). НПА могут действовать в отношении отдельных категорий граждан: военнослужащих, пенсионеров, инвалидов и др.

Вопрос 42: Действие нормативно-правовых актов во времени. Основной принцип действия нормативно-правовых актов во времени. «Обратная сила» и «переживание» закона. Прямое действие закона.


Говоря о пределах действия НПА во времени, учитывают три существенных обстоятельства: момент вступления его в законную силу, момент прекращения его действия и применение установленных нормативным актом юридических норм к отношениям, возникшим до его вступления в законную силу (обратная сила закона).

В РФ НПА вступают в силу одним из следующих способов:

· в результате указания в тексте НПА на календарную дату, с которой он вступает в силу;

· в результате указания на иные обстоятельства, с которыми связывается вступление его в законную силу (с момента подписания, с момента опубликования).

· В результате применения общих правил. По этим правилам законы РФ и др. НПА высших представительных органов вступают в силу на всей территории РФ одновременно по истечении 10 дней со дня их официального опубликования, если в тексте НПА не указано иное, ФС РФ – 7 дней,

НПА Президента и Правительства вступают в силу на всей территории РФ одновременно по истечении 7 дней после их официального опубликования.

Издания, в которых осуществляется официальное опубликование: Российская газета и Собрание законодательства РФ.

Акты министерств и ведомств вступают в силу по истечении 10 дней со дня их официального опубликования и подлежат государственной регистрации в Минюсте.

Субъекты порядок устанавливают самостоятельно.

Прекращение действия НПА:

· Истечение срока, на который был принят НПА;

· Объявление об утрате юридической силы НПА (прямое указание на отмену, которое может содержаться в специальном НПА);

· Принятие нового НПА равной или большей силы, регулирующего тот же круг общественных отношений;

· С изменением обстоятельств, на которые был рассчитан НПА.

Действие НПА – это порождение тех юридических последствий, которые в нем предусмотрены. Вопрос о действии НПА во времени нужно рассматривать с учетом еще двух аспектов. НПА не имеет обратной силы (эта юридическая аксиома сформулирована еще древнеримскими юристами). НПА действует только в отношении тех обстоятельств и случаев, которые возникли после введения его в действие. Исключения допускаются в весьма редких случаях, когда об этом указано в самом акте или когда ему придана обратная сила компетентным государственным органом либо тогда, когда данный НПА смягчает или устраняет ответственность.. В Уголовном праве обратную силу имеют законы, которые устраняют наказуемость или смягчают ответственность.

НПА может утратить силу, но отдельные его положения, нормы могут применяться к фактам, имевшим место во время его действия (переживание закона). Это относится и к регулированию длящихся правоотношений. ТО есть НПА отменён, но по специальному указанию нового закона продолжает действовать по отдельным вопросам.

Момент вступления НПА в силу необходимо отличать от момента приобретения им силы. Закон приобретает юридическую силу с момента приятия его ГД РФ в окончательной редакции и одобрения СФ РФ. Практически в соответствии со сложившейся практикой силу приобретает после подписания Президентом.

Прямое действие закона означает, что закон непосредственно порождает права и обязанности субъектов правоотношений, регулирует общественные отношения.

Прямое действие закона означает, что органы государства обязаны рассматривать нормы закона в качестве непосредственной нормативной основы правоприменения и использовать их для разрешения конкретных дел.

Нормативный правовой акт (НПА) - официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица), иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.д.) или путём референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределённый круг лиц и неоднократное применение.

Действие нормативно-правовых актов в пространстве показывает территорию, на которую распространяется действие нормативного акта.
По общему правилу, нормативно-правовой акт действует на всей территории, на которую распространяется власть государственного органа, издавшего этот акт. Так, акты федеральных органов власти (федеральные законы, указы президента, постановления правительства и др.) действуют на всей территории Российской Федерации, акты органов власти субъектов федерации (например, законы Думы Приморского края) действуют на территории данного субъект федерации, акты органов местного самоуправления действуют только на территории данного административнотерриториального образования и т.д.
Исключениями из общего правила являются
· акты, изданные специально для определенной территории (например, для районов Крайнего Севера);
· распространение действия акта за пределы территории государства (на территории посольств и консульств данного государства за рубежом, на территории военноморских и воздушных судов и т.д.). это так называемый принцип экстерриториальности.
Для определения пространственного действия актов, распространяющихся на территорию государства, необходимо знать, что представляет собой с юридической точки зрения территория государства. Территория любого государства очерчена государственной границей, под которой понимается линия и проходящая по ней вертикальная поверхность, определяющая пределы территории суши, недр, вод, воздушного пространства государства.
Следовательно, территория государства включает:
- часть суши с внутренним водным пространством в пределах границ государства;
- внутренние территориальные воды в пределах 12 морских миль; воздушный столб над территорией государства (на высоте до 35 км);
- воздушные и морские суда военного и гражданского флота, находящиеся в открытом море или воздухе под флагом и гербом государства;
- космические объекты, находящиеся под флагом и гербом государства;
- т.н. квазитерритория (территория посольств и консульств, пользующихся особым правовым режимом)

Пространственное (территориальное) действие нормативных актов основывается на таких принципах как территориальный принцип и экстерриториальный принцип.

Территориальный принцип предполагает действие нормативного акта данного субъекта правотворчества в пределах государственных или административных границ данного государства. Иными словами, нормативный акт действует либо на всей территории государства, либо на определённой её части.

Понятие «территория государства» определяется нормами международного и внутригосударственного права. Так, территория украинских дипломатических представительств за рубежом относится к территории Украинского государства. Согласно Закону Украины «О государственной границе Украины» под территорией Украины понимается не только её, в пределах государственной границы, сухопутное, водное пространство, воздушное пространство над ними, недра, но и военные, невоенные корабли, находящиеся под флагом Украины, например, в открытом море, а также воздушные суда, находящиеся вне пределов государства под его опознавательными знаками. Согласно территориальному принципу действия нормативных актов, в унитарном государстве есть нормативные акты, действие которых распространяется на всю территорию страны, на территорию административно-территориальных единиц или территориальных автономий. В федеративном государстве, акты общефедеральных органов действуют в пределах территориальных границ федерации в целом, а акты субъектов федерации действуют в пределах их территориальных границ. В унитарном, федеративном государстве акты органов местного самоуправления действуют в пределах соответствующих административных границ.

Экстерриториальный принцип предполагает действие нормативного акта данного субъекта правотворчества за пределами территории его юрисдикции. Например, допускается использование иностранного законодательства по некоторым наследственным делам, при судебном рассмотрении споров, вытекающих из определённых внешнеторговых контрактов (арбитражная оговорка которых предусматривает именно такой порядок судебного разбирательства).

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ В ПРОСТРАНСТВЕ - действие нормативных правовых актов в пространстве, связанное с установлением территориального ограничения, пространственного предела действия акта. Он предполагает, что нормативный правовой акт применяется на той территории, на которую распространяется суверенитет государства или компетенция соответствующих властных структур, обладающих правотворческими полномочиями. По общему правилу действие нормативных правовых актов распространяется в пределах государственной территории. Территориальный принцип действия нормативных актов имеет особенности в зависимости от характера государственно-территориального устройства. Федеративное устройство государства предполагает действие принципа приоритета федерального законодательства. В соответствии со ст. 76 Конституции РФ по предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ. Законы и нормативные акты субъектов Федерации, принятые в пределах их полномочия не могут противоречить федеральным законам.

Для уголовного законодательства пространственный принцип действия закона имеет свои особенности. Имеется в виду то обстоятельство, что преступление считается совершенным на территории РФ как в том случае, когда преступные действия начаты и окончены на ее территории, включая наступление предусмотренного уголовным законом преступного результата, так и в случае, когда преступное действие совершено на территории РФ, а преступный результат наступил за ее пределами.

57. ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО АКТА ПО КРУГУ ЛИЦ - применимость нормативного правового акта к определенному кругу субъектов права, т.е. определение тех физических лиц и организаций, которые подпадают под действие закона. Общее правило здесь следующее: нормативный правовой акт действует в отношении всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся субъектами отношений, на которые он распространяется.

В то же время права могут распространяться не только на лиц, пребывающих на территории РФ, но и в отношении проживающих в иностранных государствах. Это касается как российских граждан, так и соотечественников.

Вместе с тем существует определенные особенности действия нормативных правовых актов по кругу лиц.

Во-первых, действующее уголовное законодательство РФ распространяется не только на лиц, находящихся на территории РФ, но и на ее граждан за пределами государственной территории РФ. Так, гражданин РФ, совершивший преступление на территории другого государства и привлеченный в этой стране к уголовной ответственности после отбывания наказания не освобождается от наказания по российскому законодательству.

Во-вторых, действие нормативных актов по кругу лиц определяется принадлежностью к российскому гражданству. Некоторые политические права и свободы распространяются на иностранных граждан. Равно эти лица не обременены некоторыми конституционными обязанностями. Особую группу представляют лица без гражданства и беженцы, пребывающие на территории РФ.

В-третьих, под действие закона полностью или частично не подпадают лица, обладающие различными правовыми иммунитетами.

Ограничение действия закона по кругу лиц обусловлено спецификой закона, т.е. особенностями его действия по предмету (а также и в пространстве). Так, Семейный кодекс РФ регулирует отношения между супругами, между родителями и их детьми. Закон о милиции главным образом касается персонала (сотрудников) милиции. Законодательство о правовом положении иностранных граждан, о беженцах, о вынужденных переселенцах и т.д. ограничивает свое действии в отношении строго определенного круга лиц.

58. Система права - это внутренняя структура права (строение, организация), которая складывается объективным образом как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений.

Система права:

§ выражает существующую правовую действительность, не есть результат произвольных действий тех, кто создаст нормы права;

§ предопределена социальным строем общества и соответственно интересами и потребностями людей;

§ показывает, из каких частей, элементов состоит право и как они соотносятся между собой.

Система права едина, поскольку в образующих ее нормах отражается общая воля общества, государства; кроме того, нормы регулируют единые цели и задачи, прежде всего упорядочение общественных отношений. В то же время нормы права различаются по содержанию, сфере действия, формам выражения, предмету, средствам и способам метода правового регулирования и проч.

Объективная природа системы права означает, что правовые нормы и другие образования системы права строятся по объективным критериям.

Структурные элементы системы права - это норма права, отрасль права, подотрасль права, институт права, субинститут (рис. 1).

Норма права - первичный элемент системы права. Правовые нормы регулируют не все общественные отношения, а те из них, которые государство, общество рассматривают как наиболее значимые, важные.

Отрасль права - совокупность однородных правовых норм, обособившихся внутри системы права и регулирующих определенный род общественных отношений. Род - широкое понятие, которое может включать довольно большое видовое разнообразие отношений. Отграничение норм по отраслям происходит по таким признакам, как предмет и метод правового регулирования.

Действие нормативного правового акта в пространстве означает, что его нормы подлежат обязательному выполнению на определенной территории, территории государства или ее части.Под государственной территорией понимается часть земного шара, которая находится под суверенитетом определенного государства. В состав территории государства входит суша, недра, воды и лежащее над сушей и водами воздушное пространство. Сушей является вся сухопутная территория в пределах границ государства. Водную территорию составляют внутренние воды и территориальные воды (полоса прибрежных морских вод определенной ширины, отсчитываемой от линии наибольшего отлива). Находящиеся под сухопутной и водной территорией недра являются принадлежностью данного государства. Высотный предел воздушного пространства одновременно является линией разграничения воздушного и космического пространства. В настоящее время он не определен. Боковые пределы территории государства обозначаются государственными границами. Иногда применяется термин «условная территория», к которой относят расположенные вне пределов государственной территории объекты: воздушные, морские, суда в открытом море и воздушном пространстве, космические корабли и иные космические объекты, искусственные острова и сооружения в открытом море, Антарктике, помещения дипломатических и консульских представительств. Суверенитет государства распространяется на данную «условную территорию».Порядок, в соответствии с которым законы не распространяются на то или иное пространство или лиц, называется экстерриториальностью . Принцип экстерриториальности означает, что в пределах границ любого государства в соответствии с нормами международного права могут находиться участки территории и лица, на которых не распространяется юрисдикция данного государства (например, территории посольств, консульств).В пространстве нормативные правовые акты могут действовать следующим образом:

Распространяться на всю территорию государства; Действовать лишь на какой-то строго определенной части страны; Предназначаться для действия за пределами государства, хотя в соответствии с принципами государственного суверенитета законы (иные нормативные правовые акты) действуют лишь на его территории. В соответствии со ст. 68 Закона РБ «О нормативных правовых актах в Республике Беларусь»: Нормативные правовые акты республиканских государственных органов имеют обязательную силу на всей территории Республики Беларусь (но при этом республиканский государственный орган может определить его действие на какой-то определенной части территории государства), нормативные правовые акты органов местного управления и самоуправления - на соответствующей территории Республики Беларусь.

В некоторых случаях правовые нормы могут действовать за пределами Республики Беларусь. К ним можно отнести нормы о гражданстве, нормы об уголовной ответственности. Законодательство одного государства может быть применено на территории другого в случаях, когда это предусмотрено международными договорами.

Действие НПА по кругу лиц

Действие нормативного правового акта по кругу лиц подчиняется общему правилу: он распространяется на всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся его адресатами, т.е. граждан государства, иностранцев, лиц без гражданства, лиц, обладающих двойным гражданством, юридических лиц, функционирующих на территории государства.
По действующему законодательству существует две категории иностранцев на территории РБ: постоянно проживающие и временно пребывающие. Постоянно проживающие в РБ иностранные граждане - это те, кто имеет разрешение на постоянное проживание и вид на жительство. Вид на жительство иностранного гражданина или лица без гражданства - это документ, подтверждающий личность иностранного гражданина или апатрида, получивших в соответствии с законодательством РБ разрешение на постоянное место жительства в РБ. Иностранные граждане, находящиеся в РБ на ином законном основании, считаются временно пребывающими в РБ. Иностранные граждане на территории РБ пользуются в основном теми же правами и свободами, что и белорусские граждане. В соответствии со ст.1104 ГК РБ иностранцам и лицам без гражданства в РБ предоставляется национальный режим, т.е. они пользуются гражданской правоспособностью наравне с гражданами РБ. Изъятия из принципа национального режима устанавливаются только Конституцией, законами и международными договорами. Важной особенностью принципа национального режима в данном случае является то, что никакими другими правами, кроме тех, которые предоставлены гражданам РБ, иностранные граждане не обладают. Основным законом, определяющим общее правовое положение этих лиц, является закон РБ "О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в РБ" (от 3.06.93), а также Правила пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в РБ (от 26.01.96). .
Вопросы дееспособности физических лиц решаются с помощью коллизионных норм. Ст.1104 ГК РБ предусматривает, что дееспособность физического лица определяется его личным законом. Однако гражданская дееспособность физического лица в отношении сделок, совершаемых в РБ, и обязательств, возникающих вследствие причинения вреда в РБ, определяется по законодательству РБ.
К лицам, наделенным дипломатическим иммунитетом относятся главы государств и правительств, сотрудники дипломатических представительств, консульств и некоторые другие лица в соответствии с международными соглашениями. Эти лица пользуются личной неприкосновенностью. В случае совершения ими преступления или административных проступков на территории страны пребывания вопрос об ответственности разрешается дипломатическим путем.

Действие законов и иных нормативных правовых актов означает обязательность их исполнения не только в течение определенного времени, но и на определенной территории .

Действие нормативного правового акта в пространстве – это определение территории, на которой его нормы подлежат обязательному выполнению . В этой связи нормативные правовые акты и содержащиеся в них нормы права различаются в зависимости от того, распространяется ли их действие на всю территорию государства или же на определенную ее часть, или предназначены для действия за пределами страны .

Следовательно, пространственное действие нормативных правовых актов в первую очередь связано с понятием территории государства .

В понятие «территория государства» включается: суша с недрами; внутренние воды, двенадцатимильные пребрежные морские воды в пределах границ государства; воздушный «столб» в пределах границ, доступный обычным летательным аппаратам (самолетам); территория, занимаемая посольствами и представительствами за рубежом; военные корабли в любом месте, гражданские суда в открытом море; воздушные суда в воздухе.

По действию в пространстве нормативные правовые акты могут быть:

а) общегосударственными (действующими на всей территории государства);

б) региональными (действующими на территории субъекта);

в) местными (действующими на территории муниципального образования);

г) локальными (действующими в пределах учреждения – ИТУ, воинской части и т.д.).

К тому же, действие нормативных правовых актов в пространстве может осуществляться на основе экстерриториального принципа. Экстерриториальность – юридический статус физических или юридических лиц, учреждений либо объектов, изъятых из под действия законодательства данной страны и подпадающих под действие законодательства другого государства.

Экстерриториальное действие нормативных праовых актов относительно российских граждан за пределами России предопределяется следующими моментами. Во-первых, граждане нашего государства, находящиеся за границей, всегда сохраняют с ним правовую связь. В соответствии с международным правом созданы и действуют конституционные и специальные нормы, обеспечивающие права и законные интересы своих граждан не только на территории России, но и вне пределов государства . Так, российские граждане, находящиеся за границей, согласно Закону о гражданстве РФ и другим законам, имеют право принимать участие в выборах в представительные (законодательные) органы РФ, в выборах Президента РФ и др.

Во-вторых, властные предписания нормативных правовых актов обязательны для граждан и на территории своего государства, и за ее пределами. Поэтому граждане РФ, находящиеся за границей, обязаны подчиняться не только законодательству страны пребывания, но и законодательству своей страны .



Институт экстерриториальности существует и в виде дипломатических и консульских привилегий и иммунитетов, предоставляемых в соответствии с действующими законодательными положениями. Экстерриториальностью пользуются также военные и воздушные суда в пределах иностранной территории, если они оказались там законным путем (ст. 32 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.).

Применение нормативных правовых актов одной страны на территории другой может осуществляться в соответствии с международными соглашениями. Как видно, в такой ситуации определенные государства сами допускают эту возможность.

Действие нормативных правовых актов по кругу лиц .

Имеется в виду применимость таких актов к определенным категориям субъектов права (лицам, органам, организациям). Иными словами, выяснение действия нормативных правовых актов по кругу лиц означает определение субъектов–адресатов нормативно выраженного предписания.

По общему правилу законодательство РФ распространяется на всех субъектов права, находящихся на ее территории. Это:

– граждане государства;

– лица с двойным гражданством;

– лица без гражданства;

– граждане иностранных государств;

– все организации, функционирующие на территории государства.

Существуют, вместе с тем, некоторые особенности, связанные с распространением действия нормативных правовых актов в отношении граждан РФ.

1. В каждом государстве установлены правовые нормы, которые распространяются только на граждан государства и не действуют в отношении иностранцев и лиц без гражданства. Уместно отметить, что согласно Конституции РФ, граждане России имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ч. 1 ст. 32); имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ч. 2 ст. 32); имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования (ст. 31); долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации является защита Отечества (ст. 58) и др.

2. Нормативные правовые акты нередко распространяют свое действие не на всех граждан, а на их определенную часть , выделяемую на основании какого-либо общего социального признака (должностные лица, студенты, военнослужащие, врачи, учителя, пенсионеры и т.д.). Так, норма, содержащаяся в ч. 1 ст. 285 Уголовного кодекса Российской Федерации (злоупотребление должностными полномочиями) действует в отношении должностных лиц, нормы Закона РФ «О милиции» действуют в отношении только сотрудников и органов милиции.

3. Нормативные правовые акты РФ применяются с учетом определенной специфики в отношении лиц с двойным гражданством . Если гражданин Российской Федерации является одновременно и гражданином другого государства, т.е. имеет двойное гражданство , он пользуется не только покровительством России, но и покровительством «своего» нового государства. Вместе с тем, согласно ч.2 ст. 62 Конституции РФ «наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает его от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации».

4. Нормативные правовые акты РФ, распространяющие свое действие в отношении граждан иностранных государств и лиц без гражданства, соответствуют международным правовым документам. Законодательство России, как и законодательство иных стран, приравнивает иностранных граждан и лиц без гражданства в отношении прав и обязанностей в значительном объеме к российским гражданам. Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в России правами и несут обязанности «наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации». Следовательно, эта категория лиц не может участвовать в некоторых видах правоотношений.

В России, например, по Закону о правовом положении иностранных граждан, последние не пользуются рядом прав и свобод, которые, по существу, неотделимы от гражданства. Они не могут избирать и быть избранными в государственные органы, участвовать в референдуме, не могут быть назначены на определенные государственные должности, например, прокурора, судьи, нотариуса и занимать их. На них не возлагаются определенные конституционные обязанности, скажем, такие как обязанность нести военную службу, которая является долгом и обязанностью лишь гражданина Российской Федерации. Наконец, в отношении трудовой деятельности, социального обеспечения, пребывания иностранцев и лиц без гражданства на территории России и др. установлен и осуществляется ряд специальных правил.

5. В соответствии с международными соглашениями, особое положение в России, как и в других странах, занимает определенная категория лиц, обладающая правом экстерриториальности, т.е. дипломатическим иммунитетом . Это – главы государств и правительств, сотрудники дипломатических представительств иностранных государств (послы, посланники, поверенные в делах, советники, торгпреды, военные атташе и их помощники, секретари и др.), члены их семей и некоторые другие иностранные граждане. Дипломатический иммунитет относительно названных лиц состоит в том, что они не подлежат аресту или задержанию в какой бы то ни было форме. Вопрос об ответственности таких субъектов за совершенные правонарушения решается дипломатическим путем.

Вместе с тем, указанные лица обязаны уважать законы государства пребывания, не вмешиваться в его внутренние дела.

6. Круг лиц, на которых распространяет свое действие тот или иной нормативный правовой акт, может определяться также по признаку пола, по возрасту (несовершеннолетние), по состоянию здоровья (инвалиды) и др.

7. Различны пределы действия нормативных правовых актов и в отношении организаций – субъектов права. Компетенция, подведомственность, субординация и другие особенности каждого государственного органа, его место в механизме государства должны соответствовать установленным пределам действия нормативных правовых актов .

Нормативные правовые акты обращены и к различным общественным объединениям, предусматриваю правовые основы их деятельности (ФЗ «Об общественных объединениях», ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», ФЗ «О политических партиях» и др.).

Определение юридических пределов действия нормативных правовых актов имеет и теоретическое, и практическое значение. Профессионалу–юристу необходимо на базе теоретических знаний правильно определять хронологические, территориальные пределы действия принятого нормативного правового акта и круг субъектов, к которым он адресован.

Контрольные вопросы к лекции.
Темы докладов, рефератов, сообщений. Литература

Контрольные вопросы

2. Сформулируйте определение понятия «форма (источник) права».

3. Назовите формы (источники) права, выделяемые юридической наукой.

4. Каковы особенности правового обычая?

5. Почему правовой прецедент – источник англосаксонского права не получил широкого распространения в России?

6. Каковы особенности нормативного договора как источника права?

7. Что представляет собой нормативный правовой акт. Раскройте понятие, назовите признаки, отличающие его от других форм (источников) права.

8. Раскройте определение закона, назовите его признаки.

9. Как классифицируются законы?

10. Дайте классификацию подзаконных актов.

11. Каков порядок вступления в силу во времени законов и других нормативных правовых актов?

12. Раскройте особенности действия нормативных правовых актов в пространстве.

13. Как действуют нормативные правовые акты по кругу лиц?

Выбор редакции
Святой великомученик Никита родился в IV веке в Готии (на восточной стороне реки Дунай в пределах нынешней Румынии и Бессарабии) во...

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 07 мая 2014 года г. Ефремов Тульская областьЕфремовский районный суд Тульской области в...

Откуда это блюдо получило такое название? Лично я не знаю. Есть еще одно – «мясо по-капитански» и мне оно нравится больше. Сразу...

Мясо по-французски считается исконно русским блюдом, очень сытное блюдо, с удачным сочетанием картофеля, помидоров и мяса. Небольшие...
Мне хочется предложить хозяюшкам на заметку рецепт изумительно нежной и питательной икры из патиссонов. Патиссоны имеют схожий с...
Бананово-шоколадную пасту еще называют бананово-шоколадным крем-джемом, поскольку бананы сначала отвариваются и масса по консистенции и...
Всем привет! Сегодня в расскажу и покажу, как испечь открытый пирог с адыгейским сыром и грибами . Чем мне нравится этот рецепт — в нём...
Предлагаю вам приготовить замечательный пирог с адыгейским сыром. Учитывая, что пирог готовится на дрожжевом тесте, его приготовление не...
Тыква очень часто используется в качестве начинки, причем как в сладких, так и несладких блюдах. С ней готовят самсу, разнообразные...