Диктатура определение по истории. Значение слова «диктатура


Что такое Диктатура? Значение и толкование слова diktatura, определение термина

1) Диктатура - - (лат. dictatura - неограниченная власть), понятие, характеризующее систему осуществления государственной власти недемократическими методами, авторитарный или тоталитарный политический режим. Диктатура является антонимом слова « демократия », а в реальности оное осуществление власти являлось бы антагонистичным демократическому правлению. Однако как всегда всё перепуталось и нарочито смешалось, и теперь под диктатурой понимается любая форма осуществления власти, которая не вписывается в рамки, ограниченные новым мировым порядком. В связи с этим слово «диктатура» просто напросто является ярлыком, который навешивается на неугодную власть в целях дальнейшей обструкции какими-либо методами, вплоть до агрессии. Таким образом, когда современные политики и общественные деятели начинают что-то говорить про диктатуру, необходимо чётко помнить, что в современном мире плохими словами обычно называют то, что ещё не совсем скурвилось. Т. е. получается как всегда, что белое называют чёрным, а чёрное - белым. См. также: авторитаризм, гуманитарная миссия, диктатор, коммуно-фашизм, прогрессивное человечество, холодная война.

2) Диктатура - - полновластие, использование власти для осуществления целей одной части общества при подавлении другой. " Диктатура есть господство части общества над всем обществом и притом господство, опирающееся на насилие " (Л., 30, 122). При диктаторском режиме происходит концентрация власти в руках одного (диктатора) или нескольких лиц, на первый план в политике выдвигаются насилие и террор. В России и СНГ сейчас под "демократической" маской установлены буржуазные диктатуры.

3) Диктатура - - ничем неограниченная власть, опирающаяся на насилие.

4) Диктатура - - неограниченная власть, важнейшим способом осуществления которой является вооруженное насилие.

5) Диктатура - - неограниченная политическая, экономическая и идеологическая власть осуществляемая строго ограниченной группой людей во главе с лидером, имя которого или используемая ими социально-политическая идея, дает определение тому или иному виду диктаторского правления. Сущность Д. Заключается в узурпации на первом этапе ее становления политической власти с дальнейшим распространением господства на все сферы жизнедеятельности общества.

6) Диктатура - (лат. dictatura неограниченная власть) - 1) в Древнем Риме - полномочия, власть или время властвования диктатора; 2) политический режим, характеризующийся неограниченной властью одного лица, небольшой группы или организации. Исторические разновидности Д. - тирания, азиатский деспотизм, цезаризм, диктатура пролетариата, фашизм, авторитаризм, тоталитаризм и др. Все они характеризуются неограниченным и бесконтрольным характером власти, монополизацией, низкой степенью легитимности власти, бесправностью человека, применением преимущественно репрессивных форм и методов социального контроля. XX в. знает две разновидности Д. - авторитаризм и тоталитаризм. Причины возникновения Д. усматривают в кризисах и разрушении традиционных структур общества, традициях, политической культуре народов, психологии масс, отсутствии развитого гражданского общества.

7) Диктатура - (от лат. dictature - неограниченная власть) - способ осуществления государственной власти, для которого характерно непосредственное применение вооруженной силы, практически полное ограничение прав и свобод. Диктатура как особый способ осуществления власти возникает чаще всего в чрезвычайных условиях, в период обострения борьбы между классами и социальными группами.

8) Диктатура - Власть диктатора.

Диктатура

- (лат. dictatura - неограниченная власть), понятие, характеризующее систему осуществления государственной власти недемократическими методами, авторитарный или тоталитарный политический режим. Диктатура является антонимом слова « демократия », а в реальности оное осуществление власти являлось бы антагонистичным демократическому правлению. Однако как всегда всё перепуталось и нарочито смешалось, и теперь под диктатурой понимается любая форма осуществления власти, которая не вписывается в рамки, ограниченные новым мировым порядком. В связи с этим слово «диктатура» просто напросто является ярлыком, который навешивается на неугодную власть в целях дальнейшей обструкции какими-либо методами, вплоть до агрессии. Таким образом, когда современные политики и общественные деятели начинают что-то говорить про диктатуру, необходимо чётко помнить, что в современном мире плохими словами обычно называют то, что ещё не совсем скурвилось. Т. е. получается как всегда, что белое называют чёрным, а чёрное - белым. См. также: авторитаризм, гуманитарная миссия, диктатор, коммуно-фашизм, прогрессивное человечество, холодная война.

Полновластие, использование власти для осуществления целей одной части общества при подавлении другой. " Диктатура есть господство части общества над всем обществом и притом господство, опирающееся на насилие " (Л., 30, 122). При диктаторском режиме происходит концентрация власти в руках одного (диктатора) или нескольких лиц, на первый план в политике выдвигаются насилие и террор. В России и СНГ сейчас под "демократической" маской установлены буржуазные диктатуры.

Ничем неограниченная власть, опирающаяся на насилие.

Неограниченная власть, важнейшим способом осуществления которой является вооруженное насилие.

Неограниченная политическая, экономическая и идеологическая власть осуществляемая строго ограниченной группой людей во главе с лидером, имя которого или используемая ими социально-политическая идея, дает определение тому или иному виду диктаторского правления. Сущность Д. Заключается в узурпации на первом этапе ее становления политической власти с дальнейшим распространением господства на все сферы жизнедеятельности общества.

(лат. dictatura неограниченная власть) - 1) в Древнем Риме - полномочия, власть или время властвования диктатора; 2) политический режим, характеризующийся неограниченной властью одного лица, небольшой группы или организации. Исторические разновидности Д. - тирания, азиатский деспотизм, цезаризм, диктатура пролетариата, фашизм, авторитаризм, тоталитаризм и др. Все они характеризуются неограниченным и бесконтрольным характером власти, монополизацией, низкой степенью легитимности власти, бесправностью человека, применением преимущественно репрессивных форм и методов социального контроля. XX в. знает две разновидности Д. - авторитаризм и тоталитаризм. Причины возникновения Д. усматривают в кризисах и разрушении традиционных структур общества, традициях, политической культуре народов, психологии масс, отсутствии развитого гражданского общества.

(от лат. dictature - неограниченная власть) - способ осуществления государственной власти, для которого характерно непосредственное применение вооруженной силы, практически полное ограничение прав и свобод. Диктатура как особый способ осуществления власти возникает чаще всего в чрезвычайных условиях, в период обострения борьбы между классами и социальными группами.

Возникшей в результате Великой французской революции : форма власти - республика , форма отношения к власти - демократия , форма осуществления власти - диктатура.

Функционирование диктаторского режима нередко сопровождается радикальными или репрессивными мерами против политических оппонентов и жёстким подавлением или устранением тех прав и свобод граждан, которые тем или иным образом противоречат позиции данного режима.

Эффективность и оптимальность данной формы осуществления власти зависит от многих факторов, в том числе от объективной ситуации, восприятия обществом необходимости именно данной формы осуществления власти, формы отношения общества и власти, формы идеологического обоснования власти.

В настоящее время диктатурой, как правило, именуют режим власти одного лица или группы лиц (в противопоставлении народу), не ограниченный нормами законодательства и не сдерживаемый какими-либо общественными или политическими институтами. Несмотря на то, что нередко в условиях такой диктатуры сохраняются отдельные демократические институты, их реальное влияние на политику сводится к минимуму.

Типология

Иногда встречаются случаи, когда говорить об однозначном соответствии общественного устройства тому или иному типу не представляется возможным по тем или иным причинам - к примеру, в силу того, что страна находится в переходном периоде и ещё не успела достигнуть определенного системного этапа в своем развитии. В таких случаях режим может определяться как смешанный, или промежуточный; в зависимости от конкретных соотношений употребляются термины «демократический авторитаризм» или «авторитарная демократия». Несмотря на общие диктаторские наклонности, в том числе - к применению силы, такой режим приемлет частную собственность и стремится опираться на определенные слои общества, в которых ищет поддержку; соответственно, в государстве наличествуют либеральные элементы, а экономическое устройство общества создает условия для их дальнейшего развития: чем активнее модернизируется экономика, тем сильнее демократические тенденции.

В историческом аспекте существовали также гибридные режимы, объединявшие в себе отдельные черты авторитаризма и тоталитаризма (пример - режим Франко в Испании 30-х гг. XX века).

Диктатура в Древнем Риме

Первоначально диктатурой именовалась высшая экстраординарная магистратура в Римской республике . Диктатура устанавливалась постановлением сената , согласно которому высшие ординарные магистраты республики - консулы назначали диктатора , которому передавали всю полноту власти . В свою очередь, диктатор назначал своего заместителя - начальника конницы . Диктаторам полагалось сопровождение 24 ликторов с фасциями - символами власти, в то время как консулам полагалось по 12 ликторов .

Диктаторы имели практически неограниченную власть и не могли быть привлечены к суду за свои действия, однако в обязательном порядке слагали свои полномочия по истечении срока. Первоначально диктатура устанавливалась на срок в 6 месяцев, либо на время исполнения поручения сената, как правило, связанного с устранением угрозы государству.

Диктатура в древнегреческих государствах

Диктатура была нередким явлением в Древней Греции и её колониях. Диктаторы в этих государствах назывались «тиранами», а диктатура - «тиранией». Первое время это слово не несло негативного оттенка. Большинство тиранов опирались на демос и притесняли аристократию . Некоторые из тиранов, особенно ранних, прославились как меценаты , справедливые правители и мудрецы: например тиран Коринфа Периандр или тиран Афин Писистрат . Но гораздо больше сохранилось рассказов о жестокости, подозрительности и самодурстве тиранов, которые изобретали изощренные пытки (особенно был известен тиран Акраганта Фаларид , сжигавший людей в медном быке). Существовал популярный анекдот (его героем был сначала Фрасибул Милетский , потом он привязывался и к другим лицам) о тиране, который на вопрос коллеги-тирана (вариант: сына) о наилучшем способе удержаться у власти стал ходить по полю и молча срывать все колоски, выдававшиеся над общим уровнем, показывая тем самым, что тирану следует уничтожать всё сколько-нибудь выдающееся в гражданском коллективе. Хотя на этапе становления греческого полиса тирания могла играть позитивную роль, кладя конец аристократическому произволу, в конечном итоге они быстро становились помехой для окрепшего гражданского коллектива.

Некоторые тираны стремились превратить свои государства в наследственные монархии. Но сколько-нибудь долговечных династий ни один из тиранов не создал. В этом смысле показателен оракул , будто бы полученный Кипселом , захватившим власть в Коринфе : «Счастлив Кипсел, и дети его, но не дети его детей». Действительно, сам Кипсел и его сын Периандр благополучно правили, но уже преемник (племянник) Периандра был быстро убит, после чего всё имущество тиранов было конфисковано, их дома срыты и их кости выброшены из могил.

Эпоха VII-VI вв. известна как эпоха «старшей тирании» ; к её концу в материковой Греции тираны исчезают (в Ионии они оставались из-за персидской поддержки, в Сицилии и Великой Греции - из-за специфической военной обстановки). В эпоху развитой демократии, в V в. до н. э. , отношение к тирании было однозначно негативное, и именно тогда этот термин приблизился к своему нынешнему значению. Тирания сама по себе воспринималась зрелым гражданским сознанием как вызов справедливости и основе существования гражданского коллектива - всеобщему равенству перед законом. О Диогене , например рассказывали, что на вопрос, какие животные самые опасные, он ответил: «из домашних - льстец, из диких - тиран»; на вопрос, какая медь наилучшая: «та, из которой сделаны статуи Гармодия и Аристогитона » (тираноубийц).

Диктатура в Новейшее время

Диктаторские режимы правого толка

В Европе

В Азии, Африке, Латинской Америке

Диктаторские режимы левого толка

Примером диктатуры левого толка является большевистский режим в СССР .

После войны в странах Восточной Европы под влиянием СССР установились коммунистические диктатуры, прекратившие своё существование в конце 1980-х - начале 1990-х годов (распад мировой системы социализма).

В большинстве своём средства массовой информации стран Западной Европы, некоторых стран Восточной Европы и США для описания политического строя в Республике Беларусь время от времени пользуются словосочетанием «последняя диктатура Европы», а президента Александра Лукашенко они называют «последним диктатором Европы» .

Примеры

  • Франсиско Франко в Испании,
  • Чёрные полковники в Греции,
  • Аугусто Пиночет в Чили,
  • Антониу де Оливейра Салазар в Португалии.

Преимущества и недостатки

Эффективность диктатуры как формы осуществления власти зависит от того, с какими задачами приходится сталкиваться обществу и государству в конкретных исторических условиях. Она может оказаться очень полезной в условиях противостояния с внешним врагом или для разрешения острого внутриполитического или социально-экономического кризиса. Если диктатор пользуется поддержкой большинства населения, то сосредоточение власти в одних руках может быть эффективным для решения как неотложных, так и долгосрочных задач развития общества. В то же время, увеличивается опасность волюнтаристских, неоптимальных решений, а диктатор может утратить чувство меры или сделать укрепление собственной власти самоцелью.

Преимущества (объективные и субъективные)

Сторонниками диктатуры обычно указываются следующие преимущества диктатуры как механизма государственной власти:

  • Диктатура обеспечивает единство и, как следствие, прочность системы власти;
  • При единоличной диктатуре диктатор в силу своего положения выше любой политической партии (в том числе и своей) и поэтому является непредвзятой политической фигурой;
  • При диктатуре больше возможности осуществить какие-либо долговременные (не ограниченные сроком избрания) преобразования в жизни государства;
  • При диктатуре больше возможности осуществить кардинальные преобразования, необходимые в долгосрочной перспективе, но непопулярные в краткосрочной;

По сравнению с монархией выделяют следующие преимущества единоличной диктатуры.

Понятие «диктатура» в современной политической теории и обыденной практике часто отождествляется и используется как синоним терминов «тирания» и «не демократия» (в смысле обозначения противоположных либерал-демократическому режиму - авторитарного и тоталитарного политико-правовых режимов). Такое отождествление этих понятий явилось следствием активного привнесения и «насаждения» в политических науках определённых идеологических установок и штампов, вкупе с применением ряда политических манипулятивных технологий. Однако, подобное понимание сущности диктатуры в корне неверно, ибо:

Диктатура (лат. «dictatura») - неограниченная экстраординарная власть в государстве одного лица, реже группы лиц, временно законным образом переданная или насильственно захваченная в период острого национально-государственного кризиса для спасения нации и государства.

И соответственно:

Диктатор (лат. «dictator») - временный экстраординарный правитель с чрезвычайными, иногда неограниченными полномочиями (например - «выборный человек всея Земли Русской» Козьма Минин).

Как отмечал К. Шмитт: «Диктатура - это осуществление свободной от правовых границ государственной власти для преодоления ненормального состояния, особенно войны и мятежа. Итак, определяющим для понятия диктатуры является, во-первых, представление о нормальном состоянии, которое должна восстановить или которого должна достичь диктатура, далее представление об определенных правовых границах, которые упраздняются (приостанавливаются) в интересах устранения ненормального состояния.» .

Институт «диктатуры» оформился в римском государственном праве и политической практике как вынужденная противоположность институтам ординарной (обычной) власти, которая осуществлялась и реализовывалась постоянно, за исключением периодов острого национально-государственного кризиса, вызванного как внешними, так и внутренними причинами. К ординарной власти относилась власть различных римских государственных органов и должностных лиц (магистратов): власть двух консулов, власть Сената, власть народных трибунов, народных собраний (комиций), власть цензоров, преторов, эдилов и т.д.

Решение о назначении диктатора и установлении диктатуры, как правило, принимал Сенат. После чего один из консулов осуществлял процедуру назначения диктатора. Диктатор фактически становился главой государства, концентрируя в своих руках всю полноту власти (как гражданской, так и военной). Все магистраты, в том числе и консулы, безукоризненно и беспрекословно подчинялись ему, продолжая нести свою службу. На решения диктатора не действовали ни право апелляции, ни «вето» народного трибуна. Диктатор самостоятельно выбирал и назначал начальника конницы (своего помощника).

Свиту диктатора составляли 24 ликтора (охранники-телохранители) с пучками фасций и воткнутыми в них топорами: как в пределах, так и вне пределов Рима, что означало закрепление за ним права военачальника подвергать телесным наказаниям и казнить римских граждан: как в самом Риме, так и вне его пределов. Данное обстоятельство лишний раз подчеркивало экстраординарный характер власти диктатора и отличия его полномочий от полномочий консулов (высших ординарных должностных лиц - магистратов). Ведь сопровождающие консулов ликторы в обычных условиях, втыкали топоры в фасции только вне пределов Рима, где действовали законы военного времени. И, соответственно, только там консулы, реализуя свои полномочия, могли подвергать телесным наказаниям и казнить римских граждан. В самом Риме, где действовали законы мирного времени, приговорённый к смерти мог требовать народного суда и, консулы беспрекословно выполняли это требование, демонстрируя своё подчинение воле народа и народных собраний. Решения, приговоры и действия диктатора в период осуществления им своих полномочий не обсуждались и не подвергались сомнению. И никогда по окончании периода диктатуры бывший диктатор, возвращавшийся за истечением срока своих полномочий к своим обычным занятиям и делам, не подвергался какому-либо судебному преследованию или порицанию за свои действия и решения.

Первоначально институт и режим «диктатуры» вводился сроком на шесть месяцев, но впоследствии мог продлеваться до одного года (как было сперва в случае с Цезарем), пожизненно (что с Цезарем произошло впоследствии) и на неопределённый срок (например, диктатура Суллы по окончанию одного из периодов гражданских войн).

К установлению диктатуры римляне прибегали, например, после поражения от Ганнибала в битве при Тразименском озере (диктатура Квинта Фабия «Кунктатора» (Медлителя)), когда остро стал вопрос о факте самого существования римского государства, а также во время острых внутриполитических кризисов, грозящих или оборачивающихся гражданской войной (противостояние патрициев и плебеев, противоборство за власть различных партий и лидеров (диктатура Суллы, Цезаря).

Идеальным образцовым диктатором римскими историками признавался Луций Квинкций Цинциннат, который после нанесения военного поражения врагам отечества и выполнения поставленных перед ним задач, на 16 день срока исчисления своих полномочий незамедлительно сложил их с себя и возвратился к занятию сельским хозяйством .

Действенность и эффективность института диктатуры в римской истории признавалась многими авторами. Например, Н. Макиавелли, подчёркивая разницу между тиранией и диктатурой, отмечал, что «за много времени ни один Диктатор не причинил республике ничего, кроме блага... Опыт показывает, что Диктатура всегда оказывалась полезной... Ибо без подобного учреждения города с трудом справились бы с чрезвычайными обстоятельствами. Ведь обычные учреждения действуют в республиках медленно (так как советы и магистраты не имеют возможности во всём поступать самостоятельно, но нуждаясь друг в друге для решения многих вопросов, а также потому, что для вынесения совместных решений потребно время) и предлагаемые ими меры оказываются крайне опасными, когда им приходится лечить болезнь, требующую незамедлительного вмешательства. Вот почему республики должны иметь среди своих учреждений нечто подобное Диктатуре.» .

И.А. Ильин, рассуждая о необходимости установления национальной диктатуры в постсоветской России, давал этому институту следующую оценку: «сущность диктатуры в кратчайшем решении и в полновластии решающего. Для этого необходима одна, личная и сильная воля. Диктатура есть по существу своему учреждение военно-образное: это есть своего рода политическое полководчество, требующее глазомера, быстроты, приказа и повиновения. Римляне знали спасительность единовластия и не боялись диктатуры, давая ей полные, но срочные и целевые полномочия. Диктатура имеет прямое, историческое призвание - остановить разложение, загородить дорогу к хаосу, прервать политический, хозяйственный и моральный распад страны. И вот есть в истории такие периоды, когда бояться единоличной диктатуры значит тянуть к хаосу и содействовать разложению.

В эпоху Великой Французской Революции, благодаря феномену «якобинской диктатуры», категория «диктатура» прочно вошла в современный политико-правой и научный дискурс. Как отмечает известный немецкий политолог-исследователь феномена «диктатуры» К. Шмитт: «С этого времени диктатурой именуется упразднение разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной), поскольку это «разделение властей» рассматривалось как присущее каждому конституционному порядку требование. Новое государственно-правовое развитие ведет к тому, чтобы точно ограничить полномочия, предоставленные и для исключительного случая. В течение XIX века возникает особый род законов о военном, осадном или исключительном положении.» .

Карл Шмитт выделял две разновидности диктатуры: диктатуру «комиссарскую» и диктатуру «суверенную». Комиссарской диктатурой он именует диктатуру, «которая, несмотря на все чрезвычайные полномочия, все же существенно держится в рамках существующего конституционного порядка и при которой диктатор уполномочен конституционным образом». Суверенной диктатурой - диктатуру упраздняющую «весь правовой порядок, и диктатура подчинена цели вызвать целиком новый порядок. Эта суверенная диктатура особенно осуществляется Национальным собранием, которое после революции, когда прежний конституционный порядок устранен и пока новая конституция еще не вступила в силу, может осуществлять государственную власть без правовых ограничений. Это в современном демократическом государстве самый частый случай суверенной диктатуры. (Примеры: французское Национальное собрание 1848 года, Веймарское национальное собрание 1919 года до издания Веймарской конституции). Но суверенная диктатура может заключаться также в том, что революционная партия, ссылаясь на истинную волю народа, овладевает государственной властью и осуществляет ее временно, то есть до установления состояния, при котором народ может свободно осуществлять свою волю, причем эта партия сама решает то, когда это состояние наступило.» .

В XX веке большую путаницу в понимание сущности диктатуры внесли марксисты, подменив первоначальное содержание данного понятия своими идеологическими постулатами и штампами. В соответствии с марксистско-ленинской теорией понятие диктатура фактически становилось синоним определённого типа государств. На взгляд марксистов, любое государство представляет собой диктатуру определённого класса. Рабовладельческому типу государств была присуще диктатура класса рабовладельцев; феодальному - диктатура феодалов; буржуазному - диктатура буржуазии, капитала; социалистическому - диктатура пролетариата.

Категория «диктатура» рассматривалась учеными-марксистами в двух значениях: 1) как «система политического господства какого-либо класса, составляющая содержание любой формы политической власти в обществе с антагонистическими классами»; 2) как «способ осуществления государственной власти путём непосредственного применения вооруженной силы в чрезвычайных условиях, при обострении классовой борьбы» .

«Социально-экономической основой диктатуры в эксплуататорском обществе является частная собственность и эксплуатация, существование противоположных общественных классов, их борьба за свои классовые интересы и цели. В обществе с классовыми антагонизмами историческое развитие осуществляется при подчинении с помощью диктатуры деятельности всего населения интересам господствующего класса, являющегося носителем и защитником данного типа производства. Последовательное осуществление диктатуры того класса, который на данном этапе служит выразителем нового, представляет собой одно из важнейших условий общественного прогресса.» .

Диктатура как «особый способ осуществления государственной власти», на взгляд марксистов могла быть двух видов. «Одним из них является диктатура, направленная на выполнение задач революции и осуществляется представителями прогрессивных революционных классов (например, якобинская диктатура 1793-1794 гг. во Франции, пролетарская диктатура после Октябрьской революции 1917 года в России). Другим видом является реакционная, контрреволюционная диктатура, направленная на подавление революционных сил и осуществляемая представителями реакционных классов» .

«Диктатура пролетариата - власть рабочего класса, устанавливаемая в результате социалистической революции и имеющая целью построение социализма и переход общества к строительству коммунизма. Эта власть называется пролетарской потому, что руководящее положение в обществе и государстве занимает рабочий класс во главе с марксистско-ленинской партией, выступающей в союзе с крестьянством и другими демократическими слоями общества. Эта власть называется диктатурой потому, что она, осуществляя самую широкую демократию для трудящихся, использует силу, когда это необходимо, для подавления сопротивления эксплуататорских классов и пресечения деятельности враждебных социализму элементов.».

Такое понимание и трактовка сущности диктатуры как бы оправдывало проводимую большевиками политику террора и геноцида, насильственный захват власти, произвол и беззаконие, уничтожение традиционных основ существования гражданского общества и, попрание всех мыслим свобод.

И одновременно полностью игнорировало весь исторический опыт, политическую и научную традицию исследования феномена «диктатуры». Подобный подход, господствовавший в советской науке, являлся крайне одиозным примером необъективного подхода в исследовании политических феноменов, вследствие привнесения идеологических постулатов в научно-политическую сферу. Фактически речь шла о создании новой политической мифологии и псевдонаучного языка, подменяющего и искажающего весь первоначальный смысл понятий.

К сожалению, в постсоветский период, многие наши учёные-обществоведы, продолжая эту «традицию» марксистов, «вдарились» в иную крайность, привнося в научный оборот уже не марксистские, а западные либерально-демократические штампы. Прежде всего, упомянутую уже трактовку диктатуры как «не демократии». Одновременно, в настоящее время, часто диктаторскими именуются режимы неугодные Западу, что понятное дело, не означает, что в этих обществах и государствах действительно функционирует режим диктатуры. Поэтому этот образец политтехнологического мифотворчества следует всячески развенчивать и противодействовать его распространению.

Не допустимо употреблять термин диктатура, как синоним термина тирания или какой-либо другой форме осуществления государственной власти. В том числе и в политической риторике. Если это происходит - значит, налицо попытка применения политических технологий с целью очернить и дискредитировать своих политических оппонентов.

Диктатура может возникнуть при любой форме осуществления государственной власти: монархии, аристократии и демократии. Она может практиковаться и при любых видах политико-правовых режимов. Наделение чрезвычайными полномочиями главы государства в период острого внешнего или внутриполитического кризиса для спасения нации и государства в принципе характерно для всех политико-правовых режимов, даже если подобные действия не предусмотрены Конституциями этих стран. В том числе и либерально-демократических: 4-х кратный подряд президентский срок Ф. Рузвельта в нарушение соответствующих положений Конституции США . Как показывает ряд исторических примеров, диктатуру может осуществлять не одно лицо, а группа лиц (в истории России - К. Минин и Д. Пожарский).

Следует сказать, что диктатура может перерастать в тиранию, но это необязательное условие (всё зависит от конкретной исторической личности). Например, А. Гитлер законным образом получил диктаторские полномочия рейхсканцлера, но, упразднив пост рейхспрезидента и перестав собирать рейхстаг, он фактически стал тираном.

диктатура пролетариата, диктатура это
Диктату́ра (лат. dictatura) - форма осуществления государственной власти, при которой вся полнота государственной власти принадлежит одной политической позиции, принадлежащей либо одному человеку (диктатору), либо правящей группе лиц (партии, союзу, классу и т. д.).

C точки зрения политологии, диктатура - форма осуществления власти, при которой правитель или правящая группа, вне зависимости от формы власти, вне зависимости от формы отношения к власти, осуществляет своё правление прямым, директивным путём. Независимость данной формы осуществления власти от формы власти и формы отношения к власти ярко показывает пример политической системы, возникшей в результате Великой французской революции: форма власти - республика, форма отношения к власти - демократия, форма осуществления власти - диктатура.

Функционирование диктаторского режима сопровождается радикальными или репрессивными мерами против политических оппонентов и жёстким подавлением или устранением тех прав и свобод граждан, которые тем или иным образом противоречат позиции данного режима.

Эффективность и оптимальность данной формы осуществления власти зависит от многих факторов, в том числе от объективной ситуации, восприятия обществом необходимости именно данной формы осуществления власти, формы отношения общества и власти, формы идеологического обоснования власти.

В настоящее время диктатурой, как правило, именуют режим власти одного лица или группы лиц (в противопоставлении народу), не ограниченный нормами законодательства и не сдерживаемый какими-либо общественными или политическими институтами. Несмотря на то, что нередко в условиях такой диктатуры сохраняются отдельные демократические институты, их реальное влияние на политику сводится к минимуму.

  • 1 Типология
  • 2 Диктатура в Древнем Риме
  • 3 Диктатура в древнегреческих государствах
  • 4 Диктатура в Средние века
  • 5 Диктатура в Новейшее время
    • 5.1 Диктаторские режимы правого толка
      • 5.1.1 Европе
      • 5.1.2 Азии, Африке, Латинской Америке
    • 5.2 Диктаторские режимы левого толка
    • 5.3 Скрытые формы диктатуры
  • 6 Примеры
  • 7 Преимущества и недостатки
    • 7.1 Преимущества (объективные и субъективные)
    • 7.2 Недостатки и риски
  • 8 См. также
  • 9 Примечания
  • 10 Литература
  • 11 Ссылки

Типология

На современном этапе развития общества диктаторские политические системы могут существовать в одной из двух основных форм: авторитаризма и тоталитаризма. Последний термин на данный момент имеет скорее историческое значение, относясь преимущественно к определенным режимам середины и конца XX века, в то время как первый довольно активно используется и для характеристики современных государств с высокоцентрализованным управлением, ассоциируемых главным образом с третьим миром. Несмотря на наличие общих черт, продиктованных родовой близостью, эти две формы имеют также и ряд отличий, не позволяющих смешивать их между собой.

Если в рамках тоталитарной системы государство, его руководящие органы, общество, экономика, идеология и другие составляющие социума цементируются в единое образование, то авторитаризм характеризуется меньшей степенью подавления различных аспектов общественной жизни: к примеру, государство, хотя и пользуется неспособностью гражданского общества оказывать сопротивление власти, но, тем не менее, не предпринимает никаких мер, которые были бы направлены на прекращение его существования. Сохраняется определенная свобода действий в экономической сфере, в области личных убеждений («дозированное инакомыслие»), допускаются классовые различия определенного рода, могут существовать альтернативные партии и парламент. Кроме того, если при тоталитаризме власть концентрируется в руках определенной группировки или организации (к примеру, политической партии), то центром властных полномочий при авторитаризме является государство как таковое. силу изложенного выше, смена авторитарного политического режима на демократическое устройство общества не обязательно подразумевает радикальных изменений всей общественной системы в целом, в то время как при демократизации тоталитарного устройства социума такие модификации неизбежны.

  1. Властные полномочия принадлежат группе наиболее финансово обеспеченных семейств, которым подконтрольны как политика, так и экономика государства. Такие варианты распространены, к примеру, в Латинской Америке.
  2. Лидерство принадлежит национальной буржуазии как классу («новой олигархии»), которая часто выступает в союзе с военными структурами. Эта модель встречается в африканских государствах.
  3. Главой государства является монарх, передающий власть по наследству; формально государство считается монархией, однако фактически существуют основания классифицировать его как авторитарный режим. Соответствующие вариации встречаются на Ближнем Востоке; в зависимости от конкретной специфики монарх может также одновременно и являться религиозным лидером.

Нередко в отдельную форму выделяется также военная диктатура, характерная для ряда развивающихся стран.

Иногда встречаются случаи, когда говорить об однозначном соответствии общественного устройства тому или иному типу не представляется возможным по тем или иным причинам - к примеру, в силу того, что страна находится в переходном периоде и ещё не успела достигнуть определенного системного этапа в своем развитии. таких случаях режим может определяться как смешанный, или промежуточный; в зависимости от конкретных соотношений употребляются термины «демократический авторитаризм» или «авторитарная демократия». Несмотря на общие диктаторские наклонности, в том числе - к применению силы, такой режим приемлет частную собственность и стремится опираться на определенные слои общества, в которых ищет поддержку; соответственно, в государстве наличествуют либеральные элементы, а экономическое устройство общества создает условия для их дальнейшего развития: чем активнее модернизируется экономика, тем сильнее демократические тенденции.

В историческом аспекте существовали также гибридные режимы, объединявшие в себе отдельные черты авторитаризма и тоталитаризма (пример - режим Франко в Испании 30-х гг. XX века).

Диктатура в Древнем Риме

Основная статья: Диктатор (Древний Рим)

Первоначально диктатурой именовалась высшая экстраординарная магистратура в Римской республике. Диктатура устанавливалась постановлением сената, согласно которому высшие ординарные магистраты республики - консулы назначали диктатора, которому передавали всю полноту власти. свою очередь, диктатор назначал своего заместителя - начальника конницы. Диктаторам полагалось сопровождение 24 ликторов с фасциями - символами власти, в то время как консулам полагалось по 12 ликторов.

Диктаторы имели практически неограниченную власть и не могли быть привлечены к суду за свои действия, однако в обязательном порядке слагали свои полномочия по истечении срока. Первоначально диктатура устанавливалась на срок в 6 месяцев, либо на время исполнения поручения сената, как правило, связанного с устранением угрозы государству.

Однако в 82 году до н. э. был избран первый бессрочный диктатор Луций Корнелий Сулла (формально - «для проведения законов и для приведения республики в порядок» (legibus faciendis et rei publicae constituendae causa)). 79 году Сулла, однако, сложил свои полномочия диктатора. 44 году, за месяц до гибели от рук заговорщиков, бессрочным диктатором стал Гай Юлий Цезарь, до этого несколько раз избиравшийся диктатором во время гражданской войны по обычной схеме. Должность диктатора была отменена в 44 году до н. э., вскоре после убийства Цезаря.

Сулла и Цезарь были последними диктаторами по формальной должности и первыми диктаторами Рима в современном смысле слова. Октавиан Август и последующие императоры не назначались на должность диктатора (хотя Августу эта должность и предлагалась), но фактически обладали диктаторской властью. Формально Римское государство ещё долго считалось республикой и существовали все республиканские органы власти.

Уже Август добился того, что его преемником стал его приёмный сын - Тиберий. дальнейшем подобные случаи происходили всё чаще. Это стало одной из предпосылок к последующему преобразованию Древнего Рима в монархию.

Диктатура в древнегреческих государствах

Основная статья: Тирания

Диктатура была нередким явлением в Древней Греции и её колониях. Диктаторы в этих государствах назывались «тиранами», а диктатура - «тиранией». Первое время это слово не несло негативного оттенка. Большинство тиранов опирались на демос и притесняли аристократию. Некоторые из тиранов, особенно ранних, прославились как меценаты, справедливые правители и мудрецы: например тиран Коринфа Периандр или тиран Афин Писистрат. Но гораздо больше сохранилось рассказов о жестокости, подозрительности и самодурстве тиранов, которые изобретали изощренные пытки (особенно был известен тиран Акраганта Фаларид, сжигавший людей в медном быке). Существовал популярный анекдот (его героем был сначала Фрасибул Милетский, потом он привязывался и к другим лицам) о тиране, который на вопрос коллеги-тирана (вариант: сына) о наилучшем способе удержаться у власти стал ходить по полю и молча срывать все колоски, выдававшиеся над общим уровнем, показывая тем самым, что тирану следует уничтожать всё сколько-нибудь выдающееся в гражданском коллективе. Хотя на этапе становления греческого полиса тирания могла играть позитивную роль, кладя конец аристократическому произволу, в конечном итоге они быстро становились помехой для окрепшего гражданского коллектива.

Некоторые тираны стремились превратить свои государства в наследственные монархии. Но сколько-нибудь долговечных династий ни один из тиранов не создал. этом смысле показателен оракул, будто бы полученный Кипселом, захватившим власть в Коринфе: «Счастлив Кипсел, и дети его, но не дети его детей». Действительно, сам Кипсел и его сын Периандр благополучно правили, но уже преемник (племянник) Периандра был быстро убит, после чего всё имущество тиранов было конфисковано, их дома срыты и их кости выброшены из могил.

Эпоха VII-VI вв. известна как эпоха «старшей тирании» ; к её концу в материковой Греции тираны исчезают (в Ионии они оставались из-за персидской поддержки, в Сицилии и Великой Греции - из-за специфической военной обстановки). эпоху развитой демократии, в V в. до н. э., отношение к тирании было однозначно негативное, и именно тогда этот термин приблизился к своему нынешнему значению. Тирания сама по себе воспринималась зрелым гражданским сознанием как вызов справедливости и основе существования гражданского коллектива - всеобщему равенству перед законом. О Диогене, например рассказывали, что на вопрос, какие животные самые опасные, он ответил: «из домашних - льстец, из диких - тиран»; на вопрос, какая медь наилучшая: «та, из которой сделаны статуи Гармодия и Аристогитона» (тираноубийц).

В IV в. до н. э., в условиях острого кризиса полиса, в греческих городах-государствах вновь появляются тираны (так называемая «младшая тирания» ) - как правило, из удачливых военачальников и командиров наёмных отрядов; но на этот раз рассказы о мудрых и справедливых тиранах вовсе отсутствуют: тираны были окружены всеобщей ненавистью и сами в свою очередь жили в атмосфере постоянного страха.

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890-1907).

Диктатура в Средние века

В Средневековье господствующей формой правления была монархия. Даже в результате переворотов к власти, как правило, приходили представители королевских или других знатных родов, причём они не скрывали намерений передавать свою власть по наследству. Однако существовали и исключения. Многие города-коммуны и торговые республики нанимали для обороны полководцев - кондотьеров или князей. На время войны кондотьеры получали большие властные полномочия в городе. После войны, опирясь на наёмное войско, набранное на деньги города, некоторые кондотьеры удерживали власть, превращаясь в диктаторов. Такая диктатура называлась синьорией. Некоторые синьории становились наследственными, превращясь в монархии. Одним из самых известных диктаторов, основавших монархию, являлся Франческо Сфорца.

Диктатура в Новейшее время

Индекс демократии от Economist Intelligence Unit, 2012. Страны красного цвета являются авторитарными, и чаще всего находятся под властью диктатур. Большинство современных диктатур в Африке и Азии.

Диктаторские режимы правого толка

В Европе

В Новейшее время диктаторские режимы получили широкое распространение в Европе в 20-е - 40-е годы 20-го века. Зачастую, их установление становилось следствием распространения тоталитарных идеологий. частности, в 1922 году установлена фашистская диктатура в Италии, а в 1933 году - нацистская диктатура в Германии. Диктатуры крайне правого толка были установлены и в ряде других европейских государств.

Большинство таких диктаторских режимов прекратили своё существование в результате Второй мировой войны. Достаточно долгое время удалось продержаться диктатуре Салазара в Португалии (до 1974 г.) и диктатуре Франко (до 1975 г.) в Испании.

В Азии, Африке, Латинской Америке

В Азии, Африке и Латинской Америке (каудилизм) процесс деколонизации сопровождался установлением диктатур. этих регионах широко практиковался захват государственной власти выходцами из военной среды, приводивший к установлению военных диктатур.

Диктаторские режимы левого толка

В марксизме-ленинизме диктатура рассматривается как форма политического подавления эксплуатируемого большинства эксплуатирующим меньшинством. то же время диктатуры пролетариата, то есть диктатура рабочего класса, рассматривается как высшая форма демократии, форма государственной власти в социалистических государствах на переходном этапе от капитализма к коммунизму.

Примером диктатуры левого толка является большевистский режим в СССР.

После войны в странах Восточной Европы под влиянием СССР установились коммунистические диктатуры, прекратившие своё существование в конце 1980-х - начале 1990-х годов (распад мировой системы социализма).

В большинстве своём средства массовой информации стран Западной Европы, некоторых стран Восточной Европы и США для описания политического строя в Республике Беларусь время от времени пользуются словосочетанием «последняя диктатура Европы», а президента Александра Лукашенко они называют «последним диктатором Европы».

Скрытые формы диктатуры

Патриотический акт, принятый в США в 2001 году, по мнению ряда политологов и представителей правозащитных организаций, фактически дал старт развитию новой неявной формы диктатуры. По их мнению, этот документ наделяет чересчур широкими полномочиями правоохранительные и разведывательные органы государства и спецслужбы, приводимыми в действие по их усмотрению, и эти полномочия могут быть использованы во вред, то есть против граждан, не связанных с терроризмом, просто для установления более тщательного контроля над обществом в ущерб конституционным правам и свободам граждан США.

Кроме того, по мнению критиков, данный документ позволяет создавать подзаконные распоряжения и инструкции для государственных и частных организаций, разрешающий применение различных методов получения информации вплоть до применения пыток.

Примеры

  • Франсиско Франко в Испании
  • Чёрные полковники в Греции
  • Аугусто Пиночет в Чили

Преимущества и недостатки

Преимущества (объективные и субъективные)

Сторонниками диктатуры обычно указываются следующие преимущества диктатуры как механизма государственной власти:

  • Диктатура обеспечивает единство и, как следствие, прочность системы власти;
  • При единоличной диктатуре диктатор в силу своего положения выше любой политической партии (в том числе и своей) и поэтому является непредвзятой политической фигурой;
  • При диктатуре больше возможности осуществить какие-либо долговременные (не ограниченные сроком избрания) преобразования в жизни государства;
  • При диктатуре больше возможности осуществить кардинальные преобразования, необходимые в долгосрочной перспективе, но непопулярные в краткосрочной;

По сравнению с монархией выделяют следующие преимущества единоличной диктатуры:

  • К диктаторской власти обычно приходит человек, обладающий организаторскими и иными способностями, волей и знаниями. то же время при монархии замещение власти проходит не по способностям кандидата, а по случайности рождения, вследствие чего верховную государственную власть может получить человек, совершенно не готовый к исполнению подобных обязанностей;
  • Диктатор обычно лучше монарха осведомлён о реальной жизни, о проблемах и чаяниях народа.

Недостатки и риски

Многие недостатки диктатуры и порождаемые ею риски есть оборотная сторона ее достоинств. частности

  • Единство и прочность власти зачастую мнимые:
    • многие диктаторы не полностью уверены в прочности своей власти и поэтому склонны к проведению террора с целью упрочить своё влияние;
    • избыточная централизация власти делает государство заложником личных качеств диктатора как верховного правителя, - смерть диктатора может ввергнуть государство в кризисное состояние;
  • Велика возможность проникновения во власть людей, для которых власть есть самоцелью, или просто профессионально непригодных к работе государственных властителей.
  • Новое правительство (особенно если при этом диктатор свергнут) может инициированные диктатором долговременные проекты свернуть ради сиюминутной политической выгоды проигнорировав последующий за этим долговременный политический и даже экономический ущерб особенно если он не сразу проявится.

Также в сравнении с республикой выделяют также следующие недостатки и риски:

  • При диктатуре больше теоретической возможности для возникновения монархии;
  • При единоличной диктатуре диктатор не несет юридической ответственности перед кем-либо за последствия своего правление, что может привести к принятию решений, объективно не отвечающих интересам государства;
  • При диктатуре плюрализм мнений полностью отсутствует либо ослаблен;
  • При единоличной диктатуре нет легальной возможности сменить диктатора, если его политика идет в разрез с интересами государства как общества.

В сравнению с монархией выделяют также следующие недостатки:

  • Диктатуру обычно не считают «богоугодной» формой государственного устройства. Хотя бывают и исключения. Например, диктатура Аугусто Пиночета поддерживалась церковью и гонений на религию не было.
  • Многие считают диктатора узурпатором, что также провоцирует возникновение сопротивления его власти;
  • В отличие от диктатора, монарх, как правило, с детства воспитывается с учётом того, что в будущем он станет верховным правителем государства. Это позволяет ему с ранних лет развивать качества, потребные для такой должности.

См. также

В Викицитатнике есть страница по теме
  • Вождизм
  • Тирания
  • Диктатор

Примечания

  1. Democracy at a standstill. The Economist Intelligence Unit. Проверено 28 мая 2013.
  2. Гаджиев К.С. Диктатура // Большая российская энциклопедия. - 2007. - Т. 8. - С. 747. - ISBN 978-5-85270-338-5.
  3. Rice: Belarus "Last Dictatorship in Europe" (англ.), FOX news (22.04.2005).
  4. Europe’s ‘last dictator’ juggles East and West (англ.), Euronews (20.12.2010).
  5. In Europe"s last dictatorship, all opposition is mercilessly crushed (англ.), The Independent (08.03.2011).

Литература

  • Диктатор // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907.
  • Brzezinski. Z. The Permanent purge, politics in Soviet totalitarianism. - Camb., 1956.
  • Friedrich C.Y., Brzezinski. Z. Totalitarian dictatorship and autocracy. - Camb., 1965.
  • Andreski S. Wars, revolutions, dictatorships: studies of historical and contemporary problems from a comparative viewpoint. - L., 1992. - 232 с. - ISBN 0-7146-3452-2.
  • Ильин М.В. Слова и смыслы: опыт описания ключевых политических понятий. - М.: РОССПЭН, 1997. - 430 с. - ISBN 5-86004-075-Х.
  • Brooker P. Non-democratic regimes: theory, government and politics. - N.Y.: St. Martin"s Press, 2000. - 288 с.
  • Linz J.J. Totalitarian and authoritarian regimes. - Boulder: Lynne Rienner Publishers, 2000. - 343 с.
  • Работяжев Н. В., Соловьёв Э. Г. Феномен тоталитаризма: политическая теория и исторические метаморфозы. - М.: Наука, 2005. - 328 с. - ISBN 5-02-006217-0.
  • Шмитт К. Диктатура. От истоков современной идеи суверенитета до пролетарской классовой борьбы / Пер. с нем. Ю. Коринца под ред. Д. Кузницына. - СПб.: Наука, 2005. - 326 с. - (Слово о сущем.) ISBN 5-02-026895-X
  • Гаджиев К.С. Политология. - М: Логос, 2011. - 488 с.

Ссылки

  • Ленин. О демократии и диктатуре

диктатура, диктатура в беларуси, диктатура вікіпедія, диктатура магазин, диктатура пролетариата, диктатура секса, диктатура це, диктатура цезаря, диктатура эстетика, диктатура это

Диктатура Информацию О

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Диктатумра (лат. dictatura) -- форма государственного правления, при которой вся полнота государственной власти принадлежит одному лицу -- диктатору, группе лиц или одной социальной прослойке («диктатура пролетариата»).

Диктатумра с точки зрения политологии -- форма осуществления власти, при которой власть осуществляет своё правление прямым, директивным, путём. Независимость данной формы осуществления власти от формы власти и формы отношения к власти ярко показывает пример политической системы, возникшей в результате Великой французской революции -- форма власти -- республика, форма отношения к власти -- демократия, форма осуществления власти -- диктатура.

Эффективность и оптимальность данной формы осуществления власти зависит от многих факторов, в том числе от объективной ситуации, восприятия обществом необходимости именно данной формы осуществления власти, формы отношения общества и власти, формы идеологического обоснования власти.

В настоящее время диктатурой, как правило, именуют режим власти одного лица или группы лиц, не ограниченный нормами законодательства, не сдерживаемый какими-либо общественными или политическими институтами. Несмотря на то, что нередко в условиях диктатуры сохраняются отдельные демократические институты, их реальное влияние на политику сводится к минимуму. Как правило, функционирование диктаторского режима сопровождается репрессивными мерами против политических оппонентов и жестким ограничением прав и свобод граждан.

Диктатура в Древнем Риме

Первоначально диктатурой именовалась высшая экстраординарная магистратура в Римской республике. Диктатура устанавливалась постановлением сената, согласно которому высшие ординарные магистраты республики -- консулы назначали диктатора, которому передавали всю полноту власти. В свою очередь, диктатор назначал своего заместителя -- начальника конницы. Диктаторам полагалось сопровождение 24 ликторов с фасциями -- символами власти, в то время как консулам полагалось по 12 ликторов.

Диктаторы имели практически неограниченную власть и не могли быть привлечены к суду за свои действия, однако в обязательном порядке слагали свои полномочия по истечении срока. Первоначально диктатура устанавливалась на срок в 6 месяцев, либо на время исполнения поручения сената, как правило, связанного с устранением угрозы государству.

Однако в 82 году до н. э. был избран первый бессрочный диктатор Луций Корнелий Сулла (формально -- «для проведения законов и для приведения республики в порядок» (legibus faciendis et rei publicae constituendae causa)). В 79 году Сулла, однако, сложил свои полномочия диктатора. В 44 году, за месяц до гибели от рук заговорщиков, бессрочным диктатором стал Гай Юлий Цезарь, до этого несколько раз избиравшийся диктатором во время гражданской войны по обычной схеме. Должность диктатора была отменена в 44 году до н. э., вскоре после убийства Цезаря.

Сулла и Цезарь были последними диктаторами по формальной должности и первыми диктаторами Рима в современном смысле слова. Октавиан Август и последующие императоры не назначались на должность диктатора (хотя Августу эта должность и предлагалась), но фактически обладали диктаторской властью. Формально Римское государство ещё долго считалось республикой и существовали все республиканские органы власти.

Уже Август добился того, что его преемником стал его приёмный сын -- Тиберий. В дальнейшем подобные случаи происходили всё чаще. Это стало одной из предпосылок к последующему преобразованию Древнего Рима в монархию.

Диктатура в древнегреческих государствах

Диктатура была нередким явлением в Древней Греции и её колониях. Диктаторы в этих государствах назывались «тиранами», а диктатура -- «тиранией». Первое время это слово не несло негативного оттенка. Большинство тиранов опирались на демос и притесняли аристократию. Некоторые из тиранов, особенно ранних, прославились как меценаты, справедливые правители и мудрецы: например тиран Коринфа Периандр или тиран Афин Писистрат. Но гораздо больше сохранилось рассказов о жестокости, подозрительности и самодурстве тиранов, которые изобретали изощренные пытки (особенно был известен тиран Акраганта Фаларид, сжигавший людей в медном быке). Существовал популярный анекдот (его героем был сначала Фрасибул Милетский, потом он привязывался и к другим лицам) о тиране, который на вопрос коллеги-тирана (вариант: сына) о наилучшем способе удержаться у власти стал ходить по полю и молча срывать все колоски, выдававшиеся над общим уровнем, показывая тем самым, что тирану следует уничтожать всё сколько-нибудь выдающееся в гражданском коллективе. Хотя на этапе становления греческого полиса тирания могла играть позитивную роль, кладя конец аристократическому произволу, в конечном итоге они быстро становились помехой для окрепшего гражданского коллектива.

Некоторые тираны стремились превратить свои государства в наследственные монархии. Но сколько-нибудь долговечных династий ни один из тиранов не создал. В этом смысле показателен оракул, будто бы полученный Кипселом, захватившим власть в Коринфе: «Счастлив Кипсел, и дети его, но не дети его детей». Действительно, сам Кипсел и его сын Периандр благополучно правили, но уже преемник (племянник) Периандра был быстро убит, после чего всё имущество тиранов было конфисковано, их дома срыты и их кости выброшены из могил.

Эпоха VII--VI вв. известна как эпоха «старшей тирании»; к её концу в материковой Греции тираны исчезают (в Ионии они оставались из-за персидской поддержки, в Сицилии и Великой Греции -- из-за специфической военной обстановки). В эпоху развитой демократии, в V в. до н. э., отношение к тирании было однозначно негативное, и именно тогда этот термин приблизился к своему нынешнему значению. Тирания сама по себе воспринималась зрелым гражданским сознанием как вызов справедливости и основе существования гражданского коллектива -- всеобщему равенству перед законом. О Диогене, например рассказывали, что на вопрос, какие животные самые опасные, он ответил: «из домашних -- льстец, из диких -- тиран»; на вопрос, какая медь наилучшая: «та, из которой сделаны статуи Гармодия и Аристогитона» (тираноубийц).

В IV в. до н. э., в условиях острого кризиса полиса, в греческих городах-государствах вновь появляются тираны (так называемая «младшая тирания») -- как правило, из удачливых военачальников и командиров наёмных отрядов; но на этот раз рассказы о мудрых и справедливых тиранах вовсе отсутствуют: тираны были окружены всеобщей ненавистью и сами в свою очередь жили в атмосфере постоянного страха.

диктатура тоталитарный идеология

Диктатура в Средние века

В Средневековье господствующей формой правления была монархия. Даже в результате переворотов к власти, как правило, приходили представители королевских или других знатных родов, причём они не скрывали намерений передавать свою власть по наследству. Однако существовали и исключения. Многие города-коммуны и торговые республики нанимали для обороны полководцев -- кондотьеров или князей. На время войны кондотьеры получали большие властные полномочия в городе. После войны, опираясь на наёмное войско, набранное на деньги города, некоторые кондотьеры удерживали власть, превращаясь в диктаторов. Такая диктатура называлась синьорией. Некоторые синьории становились наследственными, превращаясь в монархии. Одним из самых известных диктаторов, основавших монархию, являлся Франческо Сфорца.

Диктатура в Новейшее время

В Новейшее время диктаторские режимы получили широкое распространение в Европе в 20-е -- 40-е годы 20-го века. Зачастую, их установление становилось следствием распространения тоталитарных идеологий. В частности, в 1922 году установлена фашистская диктатура в Италии, а в 1933 -- нацистская диктатура в Германии. Диктатуры крайне правого толка были установлены и в ряде других европейских государств. Большинство таких диктаторских режимов прекратили свое существование в результате Второй мировой войны. Последней диктатурой Европы принято считать Республику Беларусь.

В Азии, Африке, Латинской Америке

В Азии, Африке и Латинской Америке установлением диктатур сопровождался процесс деколонизации. Широко практиковался в указанных регионах захват государственной власти выходцами из военной среды, приводивший к установлению военных диктатур.

Диктаторские режимы левого толка

В марксизме имеется также понятие диктатуры пролетариата.

Скрытые формы диктатуры

Патриотический акт, принятый в США, фактически дал старт развитию новой неявной формы диктатуры. Этот акт наделяет чересчур широкими полномочиями правоохранительные и разведывательные органы государства и спецслужбы, приводимыми в действие по их усмотрению, и эти полномочия могут быть использованы во вред, то есть против граждан, не связанных с терроризмом, просто для установления более тщательного контроля над обществом в ущерб конституционным правам и свободам граждан США.

Данный документ позволяет создавать подзаконные распоряжения и инструкции для государственных и частных организаций, разрешающий применение различных методов получения информации вплоть до применения пыток.

Преимущества и недостатки

Сторонниками диктатуры обычно указываются следующие преимущества диктатуры как формы правления:

· Диктатура обеспечивает единство и, как следствие, прочность системы власти;

· Диктатор в силу своего положения выше любой политической партии (в том числе и своей) и поэтому является непредвзятой политической фигурой;

· При диктатуре больше возможности осуществить какие-либо долговременные (не ограниченные сроком избрания) преобразования в жизни государства;

· При диктатуре больше возможности осуществить кардинальные преобразования, необходимые в долгосрочной перспективе, но непопулярные в краткосрочной;

По сравнению с монархией выделяют следующие преимущества:

· К диктаторской власти обычно приходит человек, обладающий организационными и иными способностями, волей и знаниями. В то же время при монархии замещение власти проходит не по способностям кандидата, а по случайности рождения, вследствие чего верховную государственную власть может получить человек, совершенно не готовый к исполнению подобных обязанностей;

· Диктатор обычно лучше монарха осведомлён о реальной жизни, о проблемах и чаяниях народа.

Среди недостатков диктатуры обычно упоминаются следующие:

· Диктаторы обычно менее уверены в прочности своей власти, поэтому они нередко склонны к массовым политическим репрессиям;

· После смерти диктатора может возникнуть риск политических потрясений;

· Велика возможность проникновения во власть людей, для которых власть является самоцелью.

По сравнению с республикой выделяют также следующие недостатки:

· При диктатуре больше теоретической возможности для возникновения монархии;

· Диктатор не несет юридической ответственности перед кем-либо за своё правление, что может привести к принятию решений, объективно не отвечающих интересам государства;

· При диктатуре плюрализм мнений полностью отсутствует либо ослаблен;

· Нет легальной возможности сменить диктатора, если его политика оказалась противоречащей интересам народа.

По сравнению с монархией выделяют также следующие недостатки:

· Диктатуру обычно не считают «богоугодной» формой государственного устройства.

· В отличие от диктатора, монарх, как правило, с детства воспитывается с учётом того, что в будущем он станет верховным правителем государства. Это позволяет ему гармонично развивать качества, необходимые для такой должности.

Адольф Гитлер (1889-1945) германский диктатор.

Ким Ир Сен (1912-1994) вождь Северной Кореи (1948-1994).

Мао Цзэдун (1893-1976) председатель ЦК Коммунистической партии Китая (1943-1976), творец "Культурной революции".

Бенито Муссолини (1883-1945) фашистский диктатор Италии (1922-1943).

Аугусто Пиночет Угарте (1915-2006) чилийский диктатор.

Пол Пот (Салот Сар) (1928-1998) вождь режима кампучийских "красных кхмеров".

Антониу ди Оливейра Салазар (1889-1970) португальский диктатор (1932-1968).

Анастасио Сомоса (1896-1956) никарагуанский диктатор (1937-1947, 1950-1956).

Иосиф Виссарионович Сталин (Джугашвили) (1878-1953) советский политический и государственный деятель.

Мухаммед Ходжи Сухарто (1921-2008) президент Индонезии (1968-1998).

Франсиско Франко (1892-1975) диктатор Испании.

Энвер Ходжа (1908-1985) государственный и политический деятель Албании.

Саддам Хусейн (1937-2006) президент Ирака (1979-2003).

По данным журнала, сейчас в мире не менее 40 диктаторов, под властью которых живут около 1900 миллионов человек. Большинство из них - лидеры различных африканских стран, но достаточно "популярным" диктаторство оказалось и в пределах бывшего советского пространства, пишет "Обозреватель".

Возглавил же список "худших из худших" лидер Северной Кореи Ким Чен Ир. Как отметили составители рейтинга, Ким сформировал свой культ личности, культивируя при этом политику изоляционизма, что привело к обнищанию его народа, массового голода и заключений сотен тысяч людей в лагерях, при этом как все силы диктатор бросил на проведение ядерной программы.

1. Ким Чен Ир, КНДР (16 лет у власти)

2. Роберт Мугабе, Зимбабве (30 лет у власти)

3. Тан Шве, Бирма (18 лет у власти)

4. Омар Хассан аль-Башир (Судан (21 год у власти)

5. Гурбангулы Бердымухамедов, Туркменистан (4 года у власти)

6. Исайя Афеворк, Эритрея (17 лет у власти)

7. Ислам Каримов, Узбекистан (20 лет у власти)

8. Махмуд Ахмадинежад, Иран (5 лет при власти)

9. Мелес Зенауи, Эфиопия (19 лет у власти)

10. Ху Цзиньтао, Китай (7 лет у власти)

11. Муаммар Каддафи, Ливия (41 год у власти)

12. Башар аль-Асад, Сирия (10 лет у власти)

13. Индрис Деби, Чад (20 лет у власти)

14. Теодоро Обианг Нгема Мбасого, Экваториальная Гвинея (31 год у власти)

15. Хосни Мубарак, Египет (29 лет у власти)

16. Яйя Джамме, Гамбия (16 лет у власти)

17. Уго Чавес, Венесуэла (11 лет у власти)

18. Блез Компаоре, Буркина-Фасо (23 года у власти)

19. Йовери Мусевени, Уганда (24 года у власти)

20. Поль Кагаме, Руанда (10 лет у власти)

21. Рауль Кастро, Куба (2 года при власти)

22. Александр Лукашенко, Беларусь (16 лет у власти)

23. Поль Бийя, Камерун (28 лет у власти)

О формах диктатуры

1. Финансово-олигархическая форма диктатуры. Она часто близка к буржуазной демократии.

2. Партийно-религиозная диктатура. Примеры: диктатура христианства времен инквизиции, фашизм-гитлеризм, «сталинизм», «маоизм» и т.д. Эта форма часто сливается с диктатурой «финансистов» (клан олигархов + клан идеологов или жрецов). Примеры: древнеегипетская диктатура фараонов + жрецы; клан крепостников + РПЦ в царской России.

3. «Императорская» (личная) диктатура. (Ее разновидности: «вождизм», монархия). Но если «монархия» сочетается с Парламентом, то это уже не диктатура, а форма демократии (как в Англии). Ибо в таком варианте «монархия» - это лишь «обрядовость», «маскарад».

4. Разные сочетания указанных выше форм.

Экономика диктатур: клубок противоречий

Диктатура концентрирует государственную власть в руках одного человека или небольшой группы людей. Диктатура любого типа однозначно попирает права человека, однако ее влияние на экономику весьма неоднозначно.

На всем протяжении человеческой истории, начиная с античных философов - до политиков и мыслителей 19-го века, существовали различные, зачастую противоположные, мнения о приемлемости недемократических видов правления. Экономист Лайонел Артидж\Lionel Artige, автор исследования "О Диктатуре, Экономическом Развитии и Стабильности" \On Dictatorship, Economic Development and Stability, отмечает, что практически во всех случаях анализ авторитарных систем правления сводился к рассмотрению лишь политической составляющей диктатуры, а экономические аспекты этого строя игнорировались.

Артидж объясняет это тем, что темпы экономического развития в прошлом были ничтожны и поэтому не заслуживали внимания. Однако после начала "индустриальной революции" уровень жизни многих людей значительно повысился. Именно степень влияния промышленной революции, по мнению Артиджа, предопределила возникновение тех или иных политических режимов в разных странах мира.

Многие экономисты доказали наличие четкой взаимозависимости между типом политического режима и динамикой экономического развития - в качестве критерия они принимали величину дохода на душу населения. Однако до сих пор (первое исследование на эту тему провел известный экономист Сеймур Липсет\Seymour M. Lipset в 1959 году), не удалось установить, каким образом политический режим и экономика влияют друг на друга. Ныне принято считать, что именно политический режим определяет экономическое развитие страны, а не наоборот, хотя такое мнение может считаться субъективным, поскольку статистических данных, доказывающих ее правоту весьма немного.

Исследователи влияния диктатур на экономики вынуждены рассматривать множество противоречивых факторов. Экономический эффект диктатуры крайне противоречив: диктатуры либо порождали тяжелые экономические кризисы, либо оказывались в состоянии сотворить "экономическое чудо". Известно, что в 20 веке диктатуры наиболее многочисленны в беднейших странах мира. Тем не менее, стремительный экономический рост многих стран Юго-Восточной Азии произошел именно в условиях правления диктаторов. Есть теория, что диктатуры реже всего появляются и хуже всего выживают в странах, население которых имеет средний уровень доходов. Однако и у этой теории есть многочисленные критики.

Артидж, проанализировавший историю нескольких десятков диктатур, пришел к выводу, что диктаторы обычно заинтересованы в развитии экономики "своей" страны. Однако цена решений диктаторов чрезвычайно высока - она оказывает прямое и значительное влияние на экономический рост страны. Из-за этого экономические ошибки диктаторов (например, уничтожение или устранение от власти талантливых администраторов, популистские реформы, гигантомания и пр.) наносят колоссальный ущерб. В экономике диктаторы стремятся, прежде всего, устранять угрозы для своего режима. Главными проблемами для них являются массовые волнения населения и заговоры. Для того, чтобы остаться у власти, диктатору надо суметь доказать населению, а особенно приближенным, что государственные перевороты, нестабильность и смена лидера невыгодны для них.

Однозначно доказаны несколько тезисов. Во-первых, в странах, где правят диктаторы, доход на душу населения ниже, чем в странах, где существует демократическая форма правления. Во-вторых, в странах, где правят диктаторские режимы, темпы экономического роста являются либо крайне низкими, либо крайне высокими - в демократиях рост обычно остается на более стабильном среднем уровне. В-третьих, в последние сто лет все случаи массового голода происходили в странах с диктаторской формой правления (автор этой аксиомы Амартья Сен\Amartya Sen, лауреат Нобелевской премии по экономике 1998 года). Тем не менее, до сих пор неясно, что появляется сперва - курица или яйцо: приводит ли диктатура к экономическому отставанию страны, или неблагоприятное положение в экономике порождает тиранов и диктаторов.

Примеры диктаторских экономик: Германия, Северная Корея и Чили

Вне зависимости от существующей в стране политической системы и формы государственного правления, лидерам всех стран приходится решать схожие экономические задачи.

Нацистская Германия.В Германии, к периоду прихода к власти Адольфа Гитлера (1933 год), экономика находилась в плачевном состоянии. Ко времени прихода к власти Гитлера, почти половина трудоспособного населения страны не имела работы. Гитлер наметил ряд экономических целей: уменьшение объемов импорта, сокращение уровня безработицы, реформа системы государственных закупок и т. д. Однако ни одной из целей нацистам достичь не удалось. Государственные расходы намного превышали доходы, государственный долг нацистской Германии к 1939 году (то есть к последнему мирному году в ее истории) достиг 40 млрд. марок. В 1939 году Германия импортировала 33% необходимых ей сырьевых ресурсов.

Вероятно, единственным бесспорным достижением нацистов на экономическом фронте являлось сокращение безработицы. Нацистская пропаганда постоянно использовала термин "экономическое чудо" для описания успехов правления Гитлера. Пропаганда акцентировала внимание именно на уровне безработицы. Так, если в 1933 году безработица составляла 6 млн., то уже в 1934 году эта цифра уменьшилась до 3.3 млн., в 1935 году - до 2.9 млн., в 1936-м - до 2.5 млн., в 1937-м году - до 1.8 млн., в 1938-м году - до 1 млн. К 1939 году количество безработных составляло уже 302 тыс., то есть, число незанятых уменьшилось почти в двадцать раз по сравнению с уровнем 1933 годом. Эта статистика была не вполне честной. Во-первых, в отчетах не учитывались женщины, в том числе и одинокие, многие из которых были вынуждены работать, чтобы прокормить свои семьи. Во-вторых, у безработных не было выбора: нужно было либо соглашаться на любую работу, которую им предлагали власти, либо быть признанными "тунеядцами" и оказаться в концентрационных лагерях. В-третьих, была создана Национальная Трудовая Служба, работники которой должны были выполнять различные виды работ - строительство ирригационных каналов, автомагистралей, озеленение местностей и т.д. Работники Национальной Трудовой Службы жили в особых лагерях, носили полувоенную одежду и получали за свой труд лишь "карманные деньги", что, тем не менее, было лучше, чем оставаться безработными. Оставлять работу можно было лишь с письменного разрешения властей. Все виды забастовок были объявлены вне закона. Рабочие должны были работать по 72 часа в неделю. Тем, не менее, мало кто из работников роптал на свою участь, так как их зарплаты были в десять раз выше пособий по безработице. В-четвертых, уже в 1935 году все евреи были лишены гражданства Германии, поэтому также не учитывались в статистических отчетах по безработице. В-пятых, молодые люди, призванные в вооруженные силы Германии, в то время составляющие 1.4 млн. человек, также выбыли из числа безработных. Для обеспечения германской армии оружием и обмундированием понадобились новые производственные мощности, что позволило уменьшить безработицу, однако реалии были намного скромней данных, использованных нацистскими пропагандистами.

Одним из "козырей" нацистской пропаганды была компания по созданию "народного автомобиля" - Volkswagen. Первая модель Volkswagen стоила 990 марок, что составляло около 35 недельных зарплат среднего работника. Согласно специально созданной схеме, немцы, желавшие приобрести автомобиль, должны были откладывать по 5 марок на специальные накопительные счета. Тем не менее, на практике никто не смог купить машину - все накопленные вкладчиками деньги пошли на военные нужды. С началом Второй Мировой войны программа "народного автомобиля" была заморожена.

Северная Корея. Западные экономисты делят послевоенную (то есть после окончания Корейской войны, проходившей в 1950-1953 годы) экономическую историю КНДР на пять декад: первые два десятилетия сопровождались быстрыми темпами экономического роста и индустриализации, после чего последовали три десятилетия стагнации и кризисов. Начиная с 1960 года, в Северной Корее не было опубликовано ни одного официального статистического отчета об экономике страны, что естественно затрудняет работу иностранных экспертов.

После окончания войны КНДР смогла довольно быстро восстановить свою экономику, сделав основной упор на тяжелую индустрию, включая химическую и машиностроительную промышленность, производство чугуна и стали и т.д. Вплоть до начала 1970-х годов, КНДР опережала Южную Корею по уровню индустриализации и доходу на душу населения. Типичной схемой торговли для КНДР был экспорт минералов и металлов, отчасти вооружений и текстильной продукции, и импортирование нефти, коксующего угля и промышленного оборудования. В 1970-е годы КНДР приобрела у западных компаний ряд современных производств. Однако впоследствии, когда мировая экономика вошла в фазу рецессии, а цены на экспортируемое Северной Кореей минеральное сырье снизились, КНДР оказалась не в состоянии обслуживать свой долг, на то время составлявший около $2 млрд. В отличие от социалистических стран Восточной Европы, КНДР продолжала поддерживать систему полномасштабного планирования. Это привело к стагнации. В 1991 году Москва прекратила оказывать Пхеньяну экономическую помощь и потребовала оплаты своих товаров (прежде всего, энергоносителей) в конвертируемой валюте. Главным спонсором Северной Кореи стал Китай, который согласился предоставлять КНДР нефть и продукты питания по сниженным ценам. Однако в 1994 году Китай также сократил размеры дотаций Северной Корее.

Северная Корея не имеет своих запасов нефти и газа и зависит от импорта, который по "братским ценам" ранее обеспечивали СССР и Китай. Пик потребления нефти КНДР пришелся на 1988 год и составил 23 млн. баррелей - прекращение советских поставок и сокращение китайского экспорта снизили количество импортируемой КНДР нефти до 4 млн. баррелей к 1997 году. Несмотря на то, что КНДР имеет значительные запасы каменного угля, низкий технологический уровень не дает возможности организовать его добычу в необходимых масштабах.

Пахотные земли составляют лишь 14% от всей территории Северной Кореи. КНДР стремилась к самодостаточности в производстве продуктов питания, однако хищническое возделывание почв привело к их истощению, активное использование химических удобрений - к окислению почвы, а неэффективное террасирование - к эрозии. Ситуацию усугубили стихийные бедствия. Сильнейший град 1994 года, наводнения 1994 и 1995 годов, засуха 1997 года окончательно разрушили сельское хозяйство Северной Кореи, в стране начался голод, в результате которого погибло более 1 млн. человек (точные данные неизвестны). В 1995 году Северная Корея впервые обратилась за международной помощью.

В последние годы в Северной Корее было создано несколько свободных экономических зон. Однако их успехи весьма скромны.

Чили. Политическую систему, которая была создана генералом Аугусто Пиночетом, совершившим государственный переворот в 1973 году (этот режим просуществовал до 1990-го года), принято называть "классическим образцом военной диктатуры правых сил". Режим Пиночета многие называли фашистским. Однако, нацисты в Германии и фашисты в Италии 1930-х годов были сторонниками активного вмешательства государства в экономику, тогда как Пиночет выступал за свободу экономической деятельности.

Стратегия развития, которая взяла на вооружение хунта Пиночета, была основана на принципе невмешательства государства в экономку, ее открытия для внешней торговли и иностранного капитала. Подобные взгляды иногда называют "монетаристскими". Монетаризм ассоциируется с группой сторонников консервативной экономики, называемой иначе Чикагской Школой, во главе которой стоял знаменитый экономист Милтон Фридман\Milton Friedman, лауреат Нобелевской премии по экономике 1976 года. Так называемые "чикагские мальчики" - молодые экономисты, призванные восстановить экономику Чили - начали крупномасштабную приватизацию чилийской экономики. Они стремились контролировать инфляцию путем сдерживания общего уровня заработных плат. Если с первой задачей "чикагским мальчикам" удалось справиться, то со сдерживанием инфляции дело пошло не совсем удачно. В период с 1974 по 1976 годы ежегодный уровень инфляции составлял 200-300%, в первую очередь из-за резкого роста цен на импортируемую нефть. В данных условиях сдерживание зарплат на низком уровне означало ухудшение благосостояния рядовых чилийцев. В первые четыре года диктатуры Пиночета расходы на социальное страхование, здравоохранение и образование были сокращены на 40%.

Результаты влияния Пиночета на экономику Чили довольно противоречивы. После переворота хунте потребовалось целых пять лет для того, чтобы восстановить экономику и вернуть ее к показателям "допутчевого" 1972 года. Однако в 1978-1980-е годы экономический рост был впечатляющим, составив 8% в год. Потом вновь последовал период рецессии, когда показатели роста начали снижаться. После 1986 года рост чилийской экономики составлял 5-6% в год, повысившись до 9.3% в 1989. В среднем, экономический рост в период 1973-1988 годов составлял скромные 2%. Многие экономисты объясняют это неэффективным инвестированием, так как львиная доля инвестиций направлялась либо в недвижимость, либо в спекулятивные сделки. Среди положительных изменений принято указывать рост объемов чилийского экспорта на 400% с 1973 года и уменьшение зависимости Чили от импорта металлов.

Кроме того, количество личных автомобилей в Чили увеличилось в три раза по сравнению с 1970-м годом - это косвенное свидетельство того, что, по крайней мере, часть чилийского общества выиграла от действий Пиночета. Тем не менее, уровень жизни большинства чилийцев снизился. Чилийцы даже стали хуже питаться. Резко выросло расслоение общества: в 1988 году 20% самых богатых людей Чили контролировали 60% национального дохода, тогда как в 1978 году данный показатель составлял 51%. Еще одним неблагоприятным последствием экономической политики Пиночета явилось образование огромного внешнего долга Чили, который к 1990 году составил $17 млрд.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Характеристика тоталитаризма как политического феномена ХХ века. Ознакомление с типологией авторитарных политических режимов: олигархические, диктаторские, прямо- и непрямопредставительские. Рассмотрение критериев и теоретических моделей демократии.

    реферат , добавлен 20.06.2010

    Форма правления государством, отличающаяся участием граждан в управлении и их равенством перед законом. Формы реализации демократии. Ограничение произвола и злоупотреблений властью. Демократия и диктаторские режимы. Партии Германия 20-30 х годов.

    реферат , добавлен 20.11.2011

    Демократический режим, его характеристика. Характеристика демократии и диктатуры. Антидемократические режимы, их особенности. Сравнительная характеристика авторитарного, тоталитарного и демократического режимов. Процесс распада тоталитарных режимов.

    реферат , добавлен 24.05.2013

    Поражение фашистской Германии во Второй мировой войне. Возникновение радикальных политических организаций как правого, так и левого толка. "Немецкое сообщество" Августа Наусляйтера. Идеологические наследники НСДАП. Деятельность Адольфа фон Таддена.

    реферат , добавлен 27.07.2015

    Авторитарный режим как форма правления политической диктатуры. Описание условий, в результате которых зарождаются авторитарные режимы. Виды военных режимов и практические примеры военного правления. Характеристика политических режимов в современном мире.

    реферат , добавлен 16.01.2011

    Сравнение двух противоположных политических режимов - демократии и диктатуры. Идейные истоки и социальные предпосылки тоталитаризма. Характерные черты тоталитарных режимов. Особенности авторитарных политических систем. Авторитаризм и демократия.

    контрольная работа , добавлен 09.03.2010

    Характеристика основных форм осуществления государственной власти (политических режимов). Признаки диктатуры, тоталитарного, авторитарного и демократического режимов. Идеология разных политических режимов, наличие или отсутствие демократических свобод.

    презентация , добавлен 25.09.2013

    Теоретические основы тоталитаризма как особого общественно-политического феномена. Определенные черты сходства в методах политической борьбы, захвата и реализации власти нацистов и большевиков. Противоположность тоталитарных режимов СССР и Германии.

    курсовая работа , добавлен 09.10.2015

    Сравнительная характеристика тоталитарных и авторитарных режимов. Их основные различия и сходства. Типология тоталитарных режимов в зависимости от формы социального контроля. Основные виды однопартийных режимов. Отличительные черты корпоратизма.

    курсовая работа , добавлен 07.10.2012

    Причины возникновения и условия формирования тоталитаризма. Установление личной диктатуры. Контроль за свободой мысли, подавление инакомыслия. Разрушение гражданского общества. Деформация политического сознания. Фашизм и коммунизм как формы тоталитаризма.

Выбор редакции
СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...

Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...

Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...

Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...
В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c) Н.Л. ШЕХОВСКАЯ, (c) Более полувека назад, предвидя суть грядущих преобразований в России,...
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...
В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...