Добросовестность и деловая репутация участника закупки. Информация о добросовестности участника торгов является Добросовестность поставщика по 44 фз образец


Если цена во время торгов уменьшается более чем на 25 процентов, участник, ставший победителем, обязан подтвердить свою добросовестность. Это называется антидемпинговыми мерами. В статье читайте о том, как проверить добросовестность поставщика по 44-ФЗ.

Подтверждение добросовестности по 44-ФЗ: статья 37

Об антидемпинговых мерах говорится в статье 37 Закона 44-ФЗ. Их суть в направленности против намеренного снижения цены. Чтобы участники с умыслом не занижали стоимость контракта, борясь с конкурентами, для них придумали дополнительные шаги.

Что именно требуется от победителя закупки, зависит от начальной стоимости контракта. Если она составляет более 15 млн руб. и снижена на 25%, участник должен предоставить обеспечение в 1,5 раза больше, чем от него требуется по закупочной документации.

Если НМЦК менее 15 млн руб. и уменьшена более чем на 25%, победитель должен внести обеспечение, увеличенное в полтора раза, или направить информацию, подтверждающую добросовестность. Обратите внимание: с 2018 года помимо сведений о добросовестности участник также должен предоставить обеспечение, указанное в документации. Раньше этой фразы в ст. 37 не было. Нововведения стали действовать после вступления в силу Федерального закона от 27.12.2018 № 502-ФЗ.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Слайд-учебник поставщика по 44-ФЗ

Читайте слайд-учебник для участника закупок. Первый параграф мы посвятили всему, что потребуется для участия в тендерах. Каждая глава - отдельный информационный блок, посвященный конкретной тематике.

Какими бумагами подтвердить

Как именно подавать информацию о добросовестности, зависит от вида закупочной процедуры. Если это конкурс, сведения включаются в состав заявки. В случае с аукционом данные передаются заказчику вместе с подписанным проектом контракта. Если победитель вовремя не предоставляет подтверждение своей добросовестности или подает ложные данные, это может стать поводом для признания его уклонистом. А это прямой путь в реестр недобросовестных поставщиков на 2 года.

Также в ст. 37 говорится, что если предметом контракта выступает товар, необходимый для нормального функционирования скорой помощи, в том числе лекарства и топливо, участник должен предоставить заказчику обоснование своей цены. Что это может быть? Гарантийное письмо, составленное компанией-производителем, или бумаги, подтверждающие, что товар у поставщика в наличии. Подойдут также другие документы и расчеты, доказывающие, что участник сможет исполнить контракт.

Как участник предоставляет информацию о добросовестности

Участники конкурса предоставляют информацию о добросовестности в составе заявки, участники аукциона – с подписанным проектом контракта. При этом заказчик действует в зависимости от ситуации.

Конкурсная комиссия установила, что информация о добросовестности недостоверна. Комиссия отклоняет заявку и вносит информацию в протокол рассмотрения и оценки заявок. В протоколе указывают причину, по которой заявку отклонили. Комиссия подписывает протокол, и в течение следующего рабочего дня заказчик уведомляет участника о том, что заявку отклонили.

Участник конкурса не предоставил информацию о добросовестности в составе заявки. Заказчик не отклоняет заявку участника, но заключает контракт только после того, как победитель предоставит увеличенное в 1,5 раза обеспечение контракта. При этом, если заказчик предусмотрел в контракте аванс, победитель предоставляет обеспечение, размер которого не меньше аванса.

Участник аукциона не предоставил информацию о добросовестности или аукционная комиссия установила, что информация недостоверна. Участника признают уклонившимся. Комиссия оформляет решение протоколом. Протокол подписывают и в течение следующего рабочего дня размещают в ЕИС.

Об этом сказано в частях 4 и 5 статьи 37 Закона № 44-ФЗ, постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 23 июня 2016 года № Ф06-9551/2016, решении Самарского областного суда от 8 ноября 2016 года № 21-2087/2016.

Заказчик подписывает контракт только после того, как победитель предоставит информацию о добросовестности или обеспечение. Об этом сказано в части 2 статьи 37 Закона № 44-ФЗ и разъяснено в письме Минэкономразвития России от 8 ноября 2016 года № Д28и-2911.

Готовые формы для заявки участника, чтобы подтвердить соответствие требованиям

✔ Что подтвердит отсутствие судимости;
✔ Чем подтвердить, что вас не банкротят и не ликвидируют;
✔ Чем подтвердить, что у вас нет долгов перед бюджетом;
✔ Как составить декларацию, что вы не офшор;
✔ Как подтвердить статус СМП.

Скачать готовые формы

Письмо о добросовестности для заказчика

Как должно выглядеть письмо о добросовестности поставщика по 44-ФЗ? В законе об этом не говорится. Суть документа в том, что поставщик емко рассказывает об исполненных контрактах.

Письмо с информацией о добросовестности по 44-ФЗ удобно оформлять в виде таблицы с разбивкой по годам и следующими столбцами:

  • номер контракта в реестре;
  • наименование заказчика;
  • предмет контракта;
  • дата заключения;
  • срок исполнения;
  • цена контракта;
  • пени, неустойки, штрафы, если они были начислены.

1. Если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

2. Если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 настоящей статьи, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в документации о закупке.

3. К информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение одного года до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение двух лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе четырех и более контрактов (при этом не менее чем семьдесят пять процентов контрактов должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). В этих случаях цена одного из контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов цены, по которой участником закупки предложено заключить контракт в соответствии с частью 2 настоящей статьи.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В случае проведения открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, закрытого конкурса, закрытого конкурса с ограниченным участием, закрытого двухэтапного конкурса информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, предоставляется участником закупки в составе заявки на участие в открытом конкурсе, конкурсе с ограниченным участием, двухэтапном конкурсе, закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе. Комиссия по осуществлению закупок отклоняет такую заявку в случае признания этой информации недостоверной. Решение об отклонении такой заявки фиксируется в протоколе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с указанием причин отклонения такой заявки, доводится до сведения участника закупки, направившего заявку, не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола. Если участником закупки в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, в составе заявки на участие в открытом конкурсе, конкурсе с ограниченным участием, двухэтапном конкурсе, закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе не предоставлена информация, подтверждающая его добросовестность в соответствии с частью 3 настоящей статьи, контракт с данным участником заключается после предоставления им обеспечения исполнения контракта в размере, в полтора раза превышающем размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о закупке, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

(см. текст в предыдущей редакции)

5. В случае проведения открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, аукциона информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, предоставляется участником закупки при направлении заказчику подписанного проекта контракта. При невыполнении таким участником, признанным победителем конкурса или аукциона, данного требования или признании комиссией по осуществлению закупок информации, предусмотренной частью 3 настоящей статьи, недостоверной контракт с таким участником не заключается и он признается уклонившимся от заключения контракта. В этом случае решение комиссии по осуществлению закупок оформляется протоколом, который размещается заказчиком в единой информационной системе не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Обеспечение, указанное в частях 1 и настоящей статьи, предоставляется участником закупки, с которым заключается контракт, до его заключения. Участник закупки, не выполнивший данного требования, признается уклонившимся от заключения контракта. В этом случае уклонение участника закупки от заключения контракта оформляется протоколом, который размещается в единой информационной системе и доводится до сведения всех участников закупки не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.

7. При проведении конкурсов в целях заключения контрактов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, оказание консультационных услуг заказчик вправе установить в конкурсной документации различные величины значимости критериев оценки заявок для случаев подачи участником конкурса заявки, содержащей предложение о цене контракта, которая:

1) до двадцати пяти процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта;

2) на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта.

8. В случаях, предусмотренных пунктом 2 части 7 настоящей статьи, величина значимости такого критерия, как цена контракта, устанавливается равной десяти процентам суммы величин значимости всех критериев оценки заявок.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Если предметом контракта, для заключения которого проводится конкурс или аукцион, является поставка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствие, средства для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственные средства, топливо), участник закупки, предложивший цену контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, наряду с требованиями, предусмотренными настоящей статьей, обязан представить заказчику обоснование предлагаемой цены контракта, которое может включать в себя гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара, документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки, иные документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемой цене.

(см. текст в предыдущей редакции)

1) участником закупки, предложившим цену контракта на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, в составе заявки на участие в открытом конкурсе, конкурсе с ограниченным участием, двухэтапном конкурсе, закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе. В случае невыполнения таким участником данного требования или признания комиссией по осуществлению закупок предложенной цены контракта необоснованной заявка такого участника отклоняется. Указанное решение комиссии по осуществлению закупок фиксируется в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе;

2) участником закупки, с которым заключается контракт, при направлении заказчику подписанного проекта контракта при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, аукциона. В случае невыполнения таким участником данного требования он признается уклонившимся от заключения контракта. При признании комиссией по осуществлению закупок предложенной цены контракта необоснованной контракт с таким участником не заключается и право заключения контракта переходит к участнику закупки, который предложил такую же, как и победитель этого конкурса или аукциона, цену контракта или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем этого конкурса или аукциона. В этих случаях решение комиссии по осуществлению закупок оформляется протоколом, который размещается в единой информационной системе и доводится до сведения всех участников закупки не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола. законодательством об обращении лекарственных средств предельной отпускной цены.

В соответствии с ч.1,2 ст. 37 44-ФЗ. установлены антидемпинговые меры, которые распространяются на участие в конкурсах и аукционах.

Если участник закупки предложил снижение цены на 25 % и более, устанавливаются антидемпинговые меры, которые зависят от начальной максимальной цены контракта (НМЦК), рубеж которой определен в 15 млн. руб.

Если НМЦК меньше или равна 15 млн. руб. контракт будет заключен только после предоставления победителем обеспечения исполнения контракта, в 1,5 раза превышающего размер обеспечения исполнения контракта, указанного в документации, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки.

Образец письма о подтверждении добросовестности поставщика

исх № от ______

Информационное письмо

Общество с ограниченной ответственностью «Ромашка» (далее Общество), в лице генерального директора Иванова Ивана Ивановича, действующего на основании Устава, подтверждает добросовестность Общества в соответствии с требованиями ч.1, 2, 3 ст. 37 Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», и предоставляет информацию по исполненным контрактам:

Обеспечение заявки и письмо о добросовестности поставщика

Здравствуйте,

Добросовестность поставщика в таком случае (если НМЦ закупки не превышает 15 млн. руб.) можно подтвердить двумя вариантами:

1. Увеличенное в 1,5 раза обеспечение исполнение контракта. Тогда никакого письма не нужно.

2. В свободной форме текст (письмо или как-то иначе можно назвать), в котором поставщик удостоверяет заказчика о том, что в реестре контрактов, заключенных заказчиками (на сайте zakupki.gov.ru) есть информация, подтверждающая исполнение этим поставщиком:

Либо в течение одного года до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов без неустоек (штрафов, пеней),

Либо в течение двух лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе четырех и более контрактов (при этом не менее чем 75% контрактов должны быть исполнены без неустоек (штрафов, пеней),

Либо в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов без неустоек (штрафов, пеней).

В этих случаях цена одного из контрактов должна составлять не менее чем 20% цены, по которой поставщику предложено заключить контракт.

В любом случае в таком документе должны быть ссылки на реестровые записи.

В любом случае обычное обеспечение исполнения контракта должно быть представлено.

Документы, подтверждающие добросовестность

Минфин России привел перечень документов, наличие которых у налогоплательщика поможет доказать осмотрительность, осторожность его действий при выборе контрагентов

версия для печати

Не секрет, что налоговые органы очень часто предъявляют налогоплательщикам обвинения в том, что те недобросовестно подходят к выбору партнеров. Так, например, крайне сложно получить налоговый вычет по НДС, или возможность признать произведенные затраты в налоговых расходах, если у партнера есть проблемы с государственной регистрацией.

Поэтому налогоплательщик спросил прямо: какие документы нужно представить в налоговую инспекцию, чтобы доказать, что он действовал добросовестно, осмотрительно и осторожно?

  • копия свидетельства о постановке контрагента на учет в налоговом органе
  • документы, удостоверяющие факт занесения сведений о контрагенте в ЕГРЮЛ
  • доверенность, (или иной документ), уполномочивающий то или иное лицо подписывать документы от лица контрагента
  • официальные источники информации, характеризующие деятельность контрагента.
  • Таким образом, если налогоплательщик соберет такие документы в отношении своего партнера перед совершением сделки, то он может надеяться доказать перед налоговыми органами свою осмотрительность и добросовестность.

    Отметим, что в Налоговом кодексе РФ такой порядок не прописан (см. например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 13.11.08 № А56-4538/2008 и Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.08 № А56-18569/2008). Однако выполнение требований данного письма Минфина России может оказать налогоплательщикам очень большую помощь при общении с налоговыми органами.

    Впрочем, обольщаться особо не стоит. Например, ФАС Восточно-Сибирского округа в постановлении от 11.11.08 № А33-2940/08-Ф02-5516/08 указал, что информация о регистрации контрагента в качестве юридического лиц и постановке его на учет в налоговом органе носит справочный характер. Она никак не характеризует контрагента как добросовестного, надежного и стабильного участника хозяйственных взаимоотношений. По мнению суда, наличие у налогоплательщика копий таких документов не свидетельствует о том, что он проявил в отношении партнера должную осмотрительность.

    Вполне возможно, что поэтому все остальное – подлинный экономический смысл произведенных хозяйственных операций, наличие деловой цели в действиях налогоплательщика – Минфин России отдает на откуп арбитражным судам. По мнению финансистов, на это указывают п. п. 1, 7 и 9 постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.06 № 53.

    Инструкция по предоставлению информации о добросовестности участника при заключении контракта

    Как фирме, имеющей опыт выполнения контрактов, не предоставлять увеличенное в 1,5 раза обеспечение исполнения контракта, мы и расскажем в этой статье.

    Ст. 37 ФЗ-44 описывает случаи, когда участник размещения заказа вынужден или подтверждать свою добросовестность. или предоставлять обеспечение исполнения контракта в 1,5 раза выше, чем было указано в документации о проведении закупки. А если начальная (максимальная) цена контракта при проведении конкурса или аукциона составляет более чем 15 000 000 рублей, то не менее размера аванса. Такую обязанность закон возложил на участников конкурсов или аукционов, которыми предложена цена контракта, которая на 25% и более ниже начальной (максимальной) цены.

    Согласно части 3 статьи 37 ФЗ-44 к информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение одного года до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение двух лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе четырех и более контрактов (при этом не менее чем семьдесят пять процентов контрактов должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней), либо в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). В этих случаях цена одного из контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов цены, по которой участником закупки предложено заключить контракт в соответствии с частью 2 статьи 37 ФЗ-44.

    ЭТАП 1. Поиск информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками.

    ЭТАП 2. Информация, подтверждающая исполнение участником контрактов.

    После того, как вы отыскали все контракты, исполненные вашей организацией на данный момент, вы выбираете тот вариант, который наиболее вам подходит для подтверждения добросовестности:

    1. Наличие исполненных в течение 1 года до даты подачи заявки на участие в этой закупке 3 и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней)
    2. Наличие исполненных в течение 2 лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе 4 и более контрактов (при этом не менее чем семьдесят пять процентов контрактов должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней)
    3. Наличие исполненных в течение 3 лет до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе 3 и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней)

    При этом цена одного из контрактов должна составлять не менее чем 20% цены, предложенной участником по данной закупке.

    ЭТАП 3 (самый важный). Оформление документов для заказчика

    Так как ФЗ-44 не конкретизирует, как участник закупки обязан предоставлять информацию о добросовестности, рекомендуем проявить максимум осмотрительности и оформить её следующим образом:

    Создаете файл с названием «Информация, подтверждающая добросовестность»

    Ссылки на выбранные согласно 2 этапа контракты размещаете в этот файл (указываете по каждому контракту реестровый номер закупки, наименование заказчика, № и дату контракта, сумму контракта, срок исполнения.

    По каждой выбранной Вами в подтверждение добросовестности закупке переходите в «Карточку контракта»:

    Сведения о добросовестности Участника размещения заказа. ФЗ-44

    При снижении цены на аукционе более чем на 25 %, необходимо или увеличивать обеспечение в полтора раза, или предоставлять сведения (информацию) о добросовестности УРЗ. Это относится в аукционам, НМЦК которых: менее 15 млн. рублей, если НМЦК более 15 млн. рублей, необходимо предоставлять обеспечение в полуторном размере.

    Информация, которая подтверждает добросовестность УРЗ.

  • Это информация из реестра исполненных контрактов, на официальном сайте Госзаказа, где можно найти информацию об исполненных УРЗ контрактах, и использовать данные из этого реестра.
  • Оформление Сведений о добросовестности.

  • Номер заказа.
  • Заказчик, наименование и ИНН.
  • Сумма контракта.
  • Процент: отношение суммы исполненного контракта к НМЦК текущего аукциона.
  • Примечания: любая информация, которую УРЗ считает необходимым указать, как правило – это даты заключения или исполнения контрактов.
  • Строгих правил, регламентирующих оформление Сведений о добросовестности не имеется, если Заказчик в документации установил требования к оформлению Сведений о добросовестности участников (форму Сведений о добросовестности), то рекомендуется использовать эту форму.

    Требования к Сведениям о добросовестности.

  • Период: в течение определенного периода должны быть исполнены несколько контрактов.
  • Отсутствие (полное или частичное) пеней и штрафов по исполненным контрактам.
  • Суммы заключенных контрактов.
  • Законодательство предоставляет несколько вариантов для формирования сведений о добросовестности.

    Участник тендера рано или поздно сталкивается с демпингом в госзаказе. Само явление демпинг существует в сфере тендеров очень давно, практически с момента возникновения института государственных закупок в России. Понятие «антидемпинговые меры» в госзаказе появилось не так давно, а именно после принятия 44-ФЗ. В действовавшем до 44-ФЗ законе №94-ФЗ такое понятие отсутствовало. При этом на практике демпинг в госзаказе конечно же был, но законодательно государство никак с этим явлением не пыталось бороться. Что же из себя представляет «демпинг» в госзаказе на сегодняшней момент и какие способы борьбы с этим явлением применяются? Попробуем во всем разобраться!

    Что такое демпинг в госзаказе?

    Слово демпинг заимствовано от английского dumping, в переводе сброс (продажа по искусственно заниженным ценам). Чаще всего, демпинговые цены ниже рыночных и даже ниже себестоимости. Чтобы понять природу это явления давайте с Вами разберемся в причинах использования демпинга в тендерах:
    1. Вход поставщика на рынок, который уже поделен и нет иного способа на него попасть.
    2. Получение заказа у конкретного заказчика, чтобы начать с данным заказчиком сотрудничество с целью допродажи смежных услуг, работ, а также выход на более крупные контракты.
    3. Получение новых контрактов и получение необходимой квалификации для участия в крупных конкурсах, запросах предложений.
    4. Игра по правилам, установленным государством, где ценовой показатель является в госзакупках наиболее важным и большинстве случаев решающим.

    Общее у всех этих причин это то, что поставщик работая в минус или в ноль планирует получить прибыль или какие то преференции в будущем. Кроме того, не стоит забывать и про Российскую действительность. На данный момент государством создана система госзакупок, при которой больше шансов выиграть имеет поставщик, который предложит наименьшую цену. Это справедливо, как для аукционов, так и для конкурсов и иных способов закупок. В подавляющем большинстве закупок коэффициент значимости выше для критерия «Цена», чем по другим оценочным критериям.
    Не смотря, на то что государство создало условия для развития демпинга в госзаказе, оно же создало и антидемпинговые меры для борьбы с этим явлением. Рассмотрим этот инструмент поподробнее.


    Антидемпинговые меры по 44 ФЗ: что это такое?

    Под демпингом в 44-ФЗ понимается снижение ценового предложения участника на 25% и более от начальной (максимальной) цены контракта. То есть, если лимит закупки 1 000 000 рублей и ценовое предложение участника составляет 750 000 рублей или более, то такое предложение признается демпинговым, если поставщик предложит 750 001 рубль, то по закону это не демпинг. Уловили тонкую грань? Один рубль или даже одна копейка может повлиять на то признается предложенная цена демпинговой или нет. Конечно же такой подход он формален и к рынку имеет опосредованное отношение. На рынке госзаказа свои правила и эти правила 44-ФЗ. Разберем антидемпинговые меры по 44 фз поподробнее.

    Возможны две ситуации:

    Вариант №1 Цена (НМЦ) закупки более 15 миллионов рублей.
    В этом случае, согласно ч. 1 ст. 37 44-ФЗ если цена победителя закупки является демпинговой и снижена на 25% и более, то заказчик заключает контракт с таким участником только после предоставления победителем обеспечения контракта с коэффициентом 1,5. Но при этом сумма должна быть не менее, чем размер аванса (если аванс предусмотрен по закупочной документации и по проекту контракта). То есть участник закупки, предлагая цену на 25% и ниже цену от НМЦ должен быть готов в случае победы предоставить обеспечение контракта в 1,5 выше. Обеспечение контракта участник на выбор может предоставить, как в виде банковской гарантии, так и перечислив денежные средства на счет заказчика. Конечно же, чаще всего поставщик выбирает обеспечение в виде банковской гарантии.
    Вариант №2 Цена (НМЦ) закупки менее 15 миллионов рублей.
    В этом случае у участника закупки есть выбор:
    - предоставить обеспечение контракта с коэффициентом 1,5 (как в варианте выше)
    - предоставить в составе заявки документы, подтверждающие добросовестность поставщика на дату подачи заявки.

    ВАЖНО: документы по добросовестности необходимо представлять в составе заявки на конкурс, то есть до определения победителя. Если Вы участвуете в аукционе, то такие документы предоставляются вместе с подписанным контрактом.

    Информация подтверждающая добросовестность поставщика.

    Рассмотрим, что понимается под «добросовестностью» поставщика» и подтверждающей информацией.
    Под добросовестностью поставщика понимается подтвержденный факт успешного исполнения контрактов с государственными заказчиками. То есть, такие контракты должны быть завершены и информация о таких контрактах должна содержаться в реестре контрактов.
    Кроме того, должны быть соблюдены условия по сроку давности таких контрактов, количеству и наличию или отсутствию штрафных санкций:
    Вариант №1: 3 и более контракта в течении 1 года до даты подачи заявки, без неустоек.
    Вариант №2: 4 и более контракта в течении 2 лет до даты подачи заявки, 75% контрактов без неустоек.
    Вариант №3: 3 и более контракта в течении 3 лет до даты подачи заявки, без неустоек.
    При этом, цена одного исполненного контракта должна быть не менее 20% ценового предложения участника в закупочной процедуре.

    ВАЖНО: Обратите внимание на то что контракты, подтверждающие добросовестность обязательно должны быть внесены в реестр контрактов. Факт внесения такого контракта в реестр необходимо проверить самостоятельно. Контракты, которые не внесены в реестр контрактов не могут быть использованы участников в качестве информации, подтверждающей добросовестность. В случае, если заключенный контракт отсутствует в реестре, то обратитесь к заказчику для уточнения причин. Внесение контрактов в реестр - это обязанность заказчика, который также несет и административную ответственность.

    На практике информация подтверждающая добросовестность может быть представлена поставщиком в виде справки с перечнем контрактов, которые соответствуют требованиям Варианта №1,2 или №3, которые мы с Вами разобрали выше. В такой справке участник закупки может указать также и ссылку на записи в реестре контрактов. В качестве подтверждения информации поставщик может приложить распечатки с реестра контрактов, а также сами копии исполненных договоров и актов (справку участник представляет обязательно, остальное по усмотрению).

    В некоторых случаях заказчик может признать информацию подтверждающую добросовестность недостоверной если:
    - участником представлена информация по добросовестности по незавершенным контрактам
    - представленные сведения по контрактам, подтверждающим добросовестность отсутствуют в реестре контрактов
    - не выполнены требования по количеству подтверждающих контрактов, сроку, отсутствию неустойки (в соответствии с вариантами 1,2,3 разобранными выше)

    Такая ситуация может иметь далеко идущие последствия для поставщика с внесением участника в реестр недобросовестных поставщиков, в случае участия в электронном конкурсе. В случае выявления заказчиком недостоверной информации в открытом конкурсе участник отделается отклонением заявки.

    Антидемпинговые меры по 44 ФЗ и особые случаи.

    Вариант №1: В случае, если Заказчик проводит конкурс на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, то в конкурсной документации могут быть предусмотрены различные критерии оценки заявок с ценой снижения 25% и более от НМЦ и менее 25% от НМЦ. Например, участник такого конкурса снижает цену на 25% и более, в этом случае Заказчик понижает коэффицент значимости для ценового предложения и устанавливает его равным не 60%, а 30%, для оценки квалификации коэффициент станет, например, не 40%, а 70%. Таким образом, заявка «демпингующего» участника будет оцениваться так, что предлагать заниженную цену становиться не выгодно, так как участник в этом случае гарантированно наберет меньше баллов. Эти цифры указаны для примера и естественно, что заказчик должен прописать в закупочной документации коэффициенты значимости и условия, при которых они будут применяться.

    Вариант №2: В случае, если заказчик производит закупку товаров для жизнеобеспечения (продукты, средства для первой помощи, топливо и т.д.), то участнику дополнительно к 1,5 кратному обеспечению контракта (или информация подтверждающая добросовестность) необходимо обосновать снижение ценового предложения путем представления:
    - гарантийного письма от производителя (с ценой и количеством товара)
    - документов, которые подтверждают факт наличия товара у участника процедуры
    - иных документов

    Вариант №3. Антидемпинговые меры в некоторых случаях вообще не могут быть применены, например, в случае закупки лекарств, которые включены в перечень необходимых и важнейших лекарств (такой перечень утверждается Правительством РФ). Но цена лекарственных препаратов должна быть снижена не более 25% относительно предельной отпускной цены, зарегистрированной в соответствии с законодательством РФ.

    Вариант №4: Антидемпинговые меры не применяются также и в случае, если заказчиком не установлено требование о обеспечении исполнения контракта. Установление требования о обеспечении контракта это обязанность заказчика и в некоторых случаях заказчик вправе обеспечение контракта не устанавливать. В этом случае у поставщика отсутствует необходимость предоставлять обеспечение контракта, предоставлять информацию подтверждающую добросовестность в составе заявки или предоставлять обеспечение контракта с коэффициентом 1,5.

    А был ли демпинг?

    Мы с Вами подробно разобрали антидемпинговые меры по 44 фз, рассмотрели во всех ньюансах добросовестность поставщика, способы подтверждения добросовестности. А теперь давайте зададимся вопросом насколько эффективны данные меры, предложенные авторами 44-ФЗ? Дело в том, что точкой отсчета при определении демпинговая цена или не демпинговая предложена начальная максимальная цена контракта (НМЦ). Но, как показывает практика НМЦ заказчик может сформировать и обосновать абсолютно любую, то есть это не рыночная цена. Если НМЦ 1 000 000 это совершенно не значит, что реальная стоимость товаров, работ, услуг является такой же, то есть 1 000 000 рублей. Естественно, что заказчик заинтересован в том, чтобы процедура закупки состоялась. Поэтому заказчику выгодно формировать НМЦ выше реальной стоимости. Такая ситуация с формированием НМЦ выгодна также и поставщику, который при участии в закупке имеет возможность «скинуть» цену и побороться за заказ. Таким образом, можно сделать вывод о том, что цена поставщика сниженная на 25% и более от НМЦ не всегда может являться действительно демпинговой. Механизм, который заложен в 44-ФЗ для борьбы с демпингом нельзя назвать эффективным и продуманным.

    Но следует отметить и тот, факт, что заказчик сам может создать условия для борьбы с демпингом, например выбирая процедуру закупки, в которой возможно установить коэффициент значимости по цене 30%. Как показывает практика заказчик сам не всегда заинтересован бороться с демпингом, так как в сегодняшних нестабильных реалиях наименьшая цена контракта является важнейшим фактором при выборе поставщика.

    Следует также понимать, что слишком низкая стоимость может стать причиной низкого качества поставляемых товаров работ, услуг. Заказчикам и поставщикам следует пытаться искать и находить золотую середину в этом непростом вопросе.

    Необходимость в проверке добросовестности поставщика требуется при наличии у заказчика объективных причин для сомнений в благонадежности контрагента. Данные об исполнении государственных контрактов за тот или иной период времени становятся подтверждением добросовестности поставщика.

    Причина необходимости подтверждения добросовестности

    Практика чрезмерного снижения цены, с помощью которой достигается не только очевидное получение прибыли, но и некоторые другие цели, получили широкое распространение в рыночной экономике, а в госзаказе со времени появления рынка государственных закупок.При использовании этого метода конкурентной борьбы участник, применивший демпинг, чаще всего работает себе в убыток и не получает никакой прибыли, поэтому такой метод является отрицательным составляющим нормальных конкурентных отношений и с этим связано название «демпинг». Однако существование демпинга на данном рынке является необходимым условием по определенным причинам, так как критерий самой низкой цены был и остается на рынке муниципальных и государственных закупок наиболее распространенным критерием.

    Это связано, прежде всего, с тем, что способ обоснования начальной цены государственными заказчиками не является совершенным и обязательным, вследствие чего последние могут публиковать извещения далеко не по рыночным ценам. Намеренно завышая начальные цены, заказчики с большей вероятностью могут добиваться торгов, и у них снижается риск не освоения ими бюджетных средств. Данная причина, как правило, обусловливает формирование начальной цены и ее обоснования под выделенные пределы бюджетных обязательств. Установление такого положения, как правило, требует внимательного изучения обоснования начальной цены, при этом в большинстве случаев используются абсолютно одинаковые цены в процессе применения отличающихся источников сведений о них.

    Также метод снижения начальной цены, как правило, приводит к победе на торгах, результатом чего в условиях развитой конкуренции на тех или иных рынках обязательно становится неизбежный демпинг. Государство никоим образом не регулировало и не предоставляло защиту заказчикам от демпинга до времени вступления в законную силу 44-ой статьи ФЗ. Однако так как демпинг к моменту подготовки проекта 44 ФЗ оказывал сильное влияние на рынок государственного заказа и характеризовался весьма существенными рисками, на тот момент обсуждение механизма борьбы с демпингом при осуществлении госзакупок было самым острым и актуальным вопросом. Статья 37 44-ФЗ, появившейся в результате этого, отвечала на вопрос, как определить демпинг и защититься от него.

    Как было установлено, в соответствии с общим правилом, демпинг приводит к тому, что начальная цена снижается минимум на 25 процентов от НМЦК. Следовательно, в большинстве случаев может произойти ситуация, при которой вопрос даже одной копейки определяет наличие или отсутствие демпинга. При учете распространенного завышения заказчиками начальной цены контракта, необходимо отметить, что появление системы защиты от демпинга никоим образом не снизило само явление демпинга, который остался таким же популярным на рынке госзакупок. В частности это было обусловлено не отпугивающим видом самих механизмов для большинства участников. Попробуем рассмотреть их более подробно.

    Различные варианты защиты от демпинга зависят от величины начальной цены. При превышении НМЦК разграничительной суммы в 15 миллионов рублей в обязанность победителя входит увеличение начального размера обеспечения исполнения контракта в 1,5 раза, и это не зависит от метода обеспечения, которой может быть банковская гарантия или перечисленная на счет заказчика определенная сумма денежных средств. Добросовестность поставщика и будет определяться предоставлением такого увеличенного размера обеспечения.

    Если сумма начальной цены не достигает 15 млн.руб., победитель торгов на законодательной основе сможет сделать самостоятельный выбор: увеличить размер обеспечения в 1,5 раза или обеспечить подтверждение добросовестности поставщика в нематериальной форме. Для этого заказчик должен получить от победителя торгов данные о муниципальных или государственных контрактах, которые были ранее заключены и успешно исполнены. В случае с аукционом данная информация должна предоставляться при подписании государственных контрактов со стороны поставщика, а при проведении конкурса – в составе заявки на конкурс.

    Информация и документация, подтверждающая добросовестность поставщика.

    В соответствии с законодательными правилами норма добросовестности поставщика косвенно определяется в качестве его характеристики, основывающейся на опыте прошлого исполнения государственных контрактов. Поэтому такой контракт должен быть исполнен относительно недавно, перед подачей заявки на участие в тендере, если со стороны поставщика не имеется никаких нарушений. В данном вопросе нужно акцентировать внимание на определенных нюансах.

    Гражданско-правовые договоры, которые были заключены с обычными гражданами или представителями бизнеса, не могут использоваться в качестве подтверждения добросовестности поставщика, таким подтверждением может быть только ГК. Кроме того, заказчик должен производить публикацию сведений по данному ГК в реестре контрактов, находящемуся по адресу http://zakupki.gov.ru/epz/contract/quicksearch/search.html . При этом согласно первой части статьи 103 44 ФЗ, контракты, заключенные в соответствии с пунктами 4, 5, 23, 42, 44, 45, 46, 52 первой части статьи 93 44 ФЗ, не включаются в реестр контрактов. Следовательно, добросовестность поставщика не будет подтверждаться достаточно распространенными контрактами по четвертому и пятому пунктах, называющихся «закупками, договорами до 100 тысяч» и «малыми закупками». Таким образом, заключенные в результате торгов контракты станут наилучшим вариантом для подтверждения того, что поставщик является добросовестным, в соответствии с 44 ФЗ.

    Кроме того, данные подтверждения добросовестности поставщика должны иметь соответствие с одним из следующих условий:

    1. минимум три гражданских контракта, выполненных в течение года до момента подачи заявки без нарушений;
    2. минимум четыре гражданских контракта, выполненных на протяжении двух лет до момента подачи заявки, три четверти которых не имеют нарушений;
    3. минимум три гражданских контракта, выполненных на протяжении трех лет до момента подачи заявки без нарушений.

    При этом стоимость одного из контрактов во всех случаях не должна быть меньше 20% предложения победителя.

    При внимательном просмотре вышеуказанных случаев можно заметить законодательный недочет при их формировании, так как первый случай полностью поглощается третьим, а второй случай имеет полное соответствие с третьим. Таким образом, ориентироваться нужно исключительно на третий случай.

    Конкретно установленной формы подтверждения данных о добросовестности поставщика нет. Однако так как победитель торгов должен предоставить данные из реестра контрактов, в качестве наиболее подходящего метода можно назвать предоставление номеров реестра, с кратким перечислением в виде таблицы основных условий, с которыми гражданские контракты должны иметь соответствие для подтверждения добросовестности поставщика. Поскольку все требуемые заказчику данные содержатся в реестре контрактов, не нужно направлять заказчику сканированные копии контрактов, с приложенными к ним платежными и приемочными документами.

    При установлении заказчиком из реестра контрактов несоответствия данных с вышеуказанными условиями, участник признается таковым, который уклоняется от заключения ГК, с последующим включением в РНП в ходе проведения аукциона. Поданная им заявка на конкурс будет подлежать отклонению.

    Исключения

    Выше рассмотрены общие нормы антидемпинговых мер. Однако имеются определенные исключения из них, к примеру, при закупке заказчиков продовольствия, средств для оказания скорой медицинской помощи, лекарственных средств, топливного материала, победитель при демпинге должен обосновать собственное предложение через представление документов, подтверждающих возможность исполнения контракта согласно предложенной цене, или гарантийного письма от производителя.

    При закупке лекарственных средств, включенных в список важнейших и необходимых лекарств, демпинг представляет собой снижение стоимости минимум на 25% относительно зарегистрированной на законодательном уровне предельной отпускной цены. При этом учету не подлежит снижение относительно начальной цены.

    Ну и, разумеется, антидемпинговые меры не применяются в том случае, если заказчиком не было установлено обеспечение исполнения контракта.

    Выбор редакции
    Откуда это блюдо получило такое название? Лично я не знаю. Есть еще одно – «мясо по-капитански» и мне оно нравится больше. Сразу...

    Мясо по-французски считается исконно русским блюдом, очень сытное блюдо, с удачным сочетанием картофеля, помидоров и мяса. Небольшие...

    Мне хочется предложить хозяюшкам на заметку рецепт изумительно нежной и питательной икры из патиссонов. Патиссоны имеют схожий с...

    Бананово-шоколадную пасту еще называют бананово-шоколадным крем-джемом, поскольку бананы сначала отвариваются и масса по консистенции и...
    Всем привет! Сегодня в расскажу и покажу, как испечь открытый пирог с адыгейским сыром и грибами . Чем мне нравится этот рецепт — в нём...
    Предлагаю вам приготовить замечательный пирог с адыгейским сыром. Учитывая, что пирог готовится на дрожжевом тесте, его приготовление не...
    Тыква очень часто используется в качестве начинки, причем как в сладких, так и несладких блюдах. С ней готовят самсу, разнообразные...
    Если вы не новичок в кулинарии, то знаете, что обязательными ингредиентами классических сырников являются творог, мука и яйцо, но уж...
    Сырники популярны у многих славянских народов. Это национальное блюдо русских, украинцев и белорусов. Изобрели их экономные хозяйки,...