Договор на проведение экспертизы. Договор на проведение экспертизы Акт экспертизы выполненных работ по 44 фз


С момента вступления в силу 44-ФЗ у заказчиков появилась новая обязанность – проведение экспертизы полученных по контракту результатов. Предусмотрен вариант «экономный», когда экспертизу могут выполнить собственные сотрудники. В каких случаях это можно делать, рассмотрим в статье.

Понятие экспертизы по 44-ФЗ

Законодательство о госзакупках не дает ответа на вопрос, что такое экспертиза по 44-ФЗ . Если исходить из текста 44-ФЗ, то экспертиза проводится для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов на соответствие условиям заключенного контракта.

В документации о закупке обязательно должны быть указаны показатели, позволяющие определить это соответствие (п.2 ст.33). Проведение такой экспертизы обязательно.

«Внутреннюю» экспертизу заказчик может провести практически всегда. Исключение из этого правила - закупка у единственного поставщика (ч. 4 ст. 94 44-ФЗ), когда заказчик обязан привлекать внешних экспертов. Но и в этом случае можно проводить экспертизу своими силами для:

  • ряда неконкурентных закупок;
  • закупок на услуги экспертов;
  • закупок на подготовку проекта объекта капстроительства и результаты инженерных изысканий, которые прошли государственную или негосударственную экспертизу.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Как провести экспертизу своими силами по 44-ФЗ

Для того, чтобы провести внутреннюю экспертизу Вам необходимо:

  1. разработать локальный нормативный документ по порядку проведения внутренней экспертизы (положение) и утвердить его;
  2. издать приказ о назначении ответственных за проведение экспертизы - отдельных сотрудников или комиссию.

При проведении экспертизы своими силами заказчик вправе возлагать проведение экспертизы ТРУ на приемочную комиссию или создать отдельную комиссию по проведению экспертиз (письмо МЭР от 09.09.2016 № Д28и-2396). Но также никто не запрещает возложить обязанности экспертов на отдельных сотрудников.

Экспертиза осуществляется до подписания приемо-сдаточных документов, и, соответственно, до окончательного расчета по контракту (этапу контракта).

Каким документом оформляются результаты внутренней экспертизы

Если вы хотите найти утвержденный бланк по внутренней экспертизе по 44-ФЗ, то его не существует. Минэкономразвития РФ предлагает для этих целей использовать документы о приемке ТРУ, надлежаще оформленные и подписанные заказчиком (акт сдачи-приемки, товарная накладная, счета-фактуры и т.д.).

Предполагается, что на этих документах должны быть соответствующие надписи о проведенной экспертизе. Отчет по экспертизе в этом случае не составляется (письма от 09.09.2016 № Д28и-2396 и №Д28и-2449, от 19.08.2016 № Д28и-2162, от 31.12.2014 № Д28и-2919). При большом желании можно оформлять отдельный документ по результатам проведения экспертизы, но крепить в ЕИС его не надо. Каким образом вы будете поступать, необходимо утвердить в Порядке проведении внутренней экспертизы.

Образец внутренней экспертизы по 44-ФЗ

В случае, если Вы будете делать надписи на существующих документах, предлагаем для удобства использовать штамп с соответствующим текстом. Например,
«Экспертиза проведена. Результаты, исполнения соответствуют условиям контракта №___ от ____. Фактов ненадлежащего исполнения не выявлено.
Ответственный____
».

При оформлении отдельного заключения, прежде всего, необходимо проставить обязательные реквизиты документа:

  • название документа,
  • дату,
  • номер,
  • место составления.

Исключения составляют:

  • закупка услуг экспертных организаций;
  • разработка проектной документации объекта капитального строительства и результаты инженерных изысканий, которые уже подвергались исследованию;
  • торги, которые осуществляются на основании п. 1–9, 14,15, 17–30, 32, 33, 36, 40–42, 44–48 ч. 1 ст. 93 ФЗ-44 (к примеру, посещение кинотеатра, зоопарка или проведение работ по мобилизационной подготовке).

Важно упомянуть, что правительство РФ может указать иные случаи, в которых обязательно осуществлять подобного рода аудит. При приемке результатов исполнения контракта по иным закупкам организатор сам принимает решение, каким способом проводить экспертную проверку. Как проверить самостоятельно Рассмотрим подробнее вопрос о том, каким образом провести экспертную проверку своими силами.

Как провести экспертизу по 44-фз

Menu ГлавнаяНовости- Закупки в СМИ- Мероприятия- Новости ЕИС- Вестник Института госзакупок- Аукционный вестник- Авторские статьи- Юмор в госзаказе44-ФЗ- Нормативно-правовые акты- Письма и разъяснения- Руководства и документация- Шаблоны документов- Судебная практика- Решения контролирующих органов223-ФЗ- Письма и разъяснения- Нормативно-правовые актыВидео- Вебинары- СеминарыВопросыЗаказчику- Консультация по 44-ФЗУчастнику- Электронная подпись- Банковская гарантия- Консультация по 44-ФЗ- Свидетельство СРО, ЛицензияСсылки- Учебные центры- Сервисы и справочники- Специализированные организации- Эксперты- Торговые площадки- Общественные организации У нас много планов и проектов для Вас, но ограниченное количество ресурсов.

Экспертиза по 44 фз: акт и заключение

Порядок же проведения экспертных работ определяется российским Правительством. В каких случаях необходимы экспертные работы? Согласно закону, требования о реализации экспертных проверок недействительны в случаях, если речь идет о закупке товаров, услуг или работ, закрепленных на официальном сайте в интернете. Все остальные, можно сказать, незапланированные закупки необходимо проверять при помощи экспертной комиссии.


Для чего вообще проводят экспертизу? Закон говорит о проверке результатов исполнения работ подрядчиками на соответствие установленным в контракте нормам. Экспертные работы всегда проводятся либо во время приемки, либо при проверке оказанных услуг. Как известно, исполнение обязательств или приобретение отдельных товаров может носить поэтапный характер.
В этом случае экспертиза должна осуществляться для каждого конкретного этапа.

Как провести экспертизу своими силами

Именно про экспертизу и всю систему закупок будет рассказано в этой статье. Общая характеристика 44-ФЗ Согласно статье 1, предметом рассматриваемого нормативного акта являются отношения в области обеспечения региональных и федеральных нужд Российской Федерации. В частности, речь в законе идет о следующих явлениях и процессах:

  • качественные работы по определению поставщиков, исполнителей и подрядчиков;
  • планирование закупок услуг, товаров или работ;
  • проведение аудита в области закупок;
  • осуществление мониторинга;
  • заключение специальных гражданских договоров при покупке;
  • осуществление работ контрольно-надзорного типа за соблюдением российского законодательства.

Представленный Федеральный закон должен строго соответствовать конституционным нормам.

Под принципами в данном случае понимаются разного рода условия, идеи и убеждения, от которых ни в коем случае нельзя отступать. Вот что здесь стоит отметить:

  • принцип качественной организации электронного документооборота в системе;
  • принцип обеспечения здоровой конкуренции;
  • принципы открытости, прозрачности и гласности;
  • принцип профессионализма сторон сделки;
  • принцип стимулирования инновационных работ;
  • принцип ответственности за результативность обеспечения закупок;
  • принципы гуманности и соответствия законам Российской Федерации;
  • принцип применения национального режима и т.д.

Именно на всех представленных выше принципах базируется система исполнения, изменения или ликвидации контрактов.

Акт внутренней экспертизы по 44 ap бланк образец

Порядок проведения экспертизы собственными силами Чтобы организовать экспертизу самостоятельно заказчику необходимо соблюсти все правила проведения такой процедуры. Она должна состоять из следующих этапов:

  1. Руководитель организации издает приказ о формировании экспертной комиссии из числа сотрудников. В нее должно входить пять или более компетентных специалистов.


    В приказе обязательно прописываются реквизиты контракта, реализация которого оценивается, а также сроки его исполнения и этапность.

  2. Сформированная комиссия оценивает результат исполнения договора. При этом должны быть выдержаны сроки, прописанные в договоре.
  3. По итогам работы комиссии оформляется документ о приемке. Это может быть акт приема-передачи или заключение по результатам работы комиссии.

Акт внутренней экспертизы по 44 фз бланк образец

Подборка шаблонов и образцов документации для работы заказчиков по 44-ФЗ. Материалы в удобном формате Word. Все документы выполнены в соответствии с действующими нормами и готовы для использования в работе. Этот раздел постоянно пополняется новыми образцами по просьбам посетителей и нашей инициативе.

Добавляйте страницу в закладки и всё необходимое всегда будет под рукой! Если вы не нашли на сайте необходимый шаблон или образец, сообщите об этом нам с помощью on-line консультанта в правом нижнем углу страницы и мы обязательно постараемся помочь вам! Для загрузки/просмотра файла нажмите на иконку с зеленой стрелочкой.

Важно

Положение о проведении экспертизы (44-ФЗ) гласит, что акт должен быть размещен в государственной информационной системе в сети «Интернет». Написание заявления Проведение экспертизы осуществляется в рамках обыкновенного гражданско-правового договора. По результатам проведения внутренних экспертных работ лицо, являющееся заказчиком, обязано оформить и подать в информационный реестр всего один документ, включающий данные о приемке и об экспертизы.


Привлечение же сторонних экспертов влечет за собой создание следующих документов:
  • акт о приемке;
  • акт об экспертизе;
  • заключение о проведении экспертизы.

В отчет (акт о проведении экспертных работ) входит информация об исполнении контракта и сроках, о нарушениях и принятых мерах ответственности, а также об изменениях, если таковые вносились в контракт.

Внимание

В пунктах 6-12 статьи 94 рассматриваемого нормативного акта рассказывается о создании заказчиком специальной приемочной комиссии, о приемке результатов контракта поэтапно, о составлении отчетов и т.д. Немаловажное место занимает здесь экспертиза. По 44-ФЗ, это целый ряд мероприятий по проверке поставляемого товара или услуги. Именно про экспертные работы и будет рассказано далее.


Об экспертизе Как реализуется проведение экспертизы по 44-ФЗ? Ответ на этот вопрос предоставляют пункты 3-5 статьи 94 рассматриваемого закона. Согласно нормативному акту, экспертные работы могут проводиться как силами самого заказчика, так и специальной экспертной комиссии, услугами которой необходимо своевременно пользоваться. Естественно, далеко не всегда получится провести экспертные работы самому; тем более, если речь идет о таком важном заказчике, как государство или конкретный его регион.

Соответствующий образец акта экспертизы по 44 ФЗ (бланк) можно скачать ниже. Механизм таков:

  • руководитель заказчика издает внутренний приказ о создании экспертной комиссии (в ее составе должно быть не менее пяти человек, также указываются реквизиты договора и его предмет);
  • приемка осуществляется в порядке, который указан в договоре;
  • документ, оформленный в ходе приема товара (работ, услуг), является тем документом, который подтверждает проведение экспертной проверки (это может быть акт приема-передачи либо документ иного рода, закрепляющий исполнение контракта, а также возможные претензии).

В случае когда организатор считает, что обязательства по договору другой стороной не исполнены либо исполнены ненадлежащим образом, он должен в письменном виде направить отказ (с указанием всех причин) от подписания акта приема в порядке, установленном договором.

К нему прикладывается документ, сформированный по результатам работы экспертной комиссии.В некоторых случаях результатом работы комиссии становится принятие решения о расторжении контракта в одностороннем порядке. Заказчик составляет письмо об этом и направляет его поставщику. Если недочеты не устраняются, договор автоматически расторгается.

После этого заказчик обязан передать сведения о таком поставщике в РНП. Законодательно на заказчика не накладывается обязанность оформлять результаты экспертизы отдельным заключением. Во многих случаях достаточно упомянуть о реализации такой оценки и ее итогах в документе, подтверждающем приемку. При этом обязательно должны быть проставлены подписи всех членов комиссии. Экспертиза собственными силами помогает заказчику сэкономить средства на вызове эксперта, быстро провести приемку.
Первая реализуется с привлечением опытных профессиональных экспертов. Вторую заказчик организует самостоятельно. Использовать внутреннюю экспертизу не удастся в следующих случаях:

  • У заказчика отсутствуют в штате специалисты, обладающие квалификацией и уровнем знаний, достаточными для проведения грамотной оценки результатов исполнения поставщиком обязательств.
  • Между сторонами возникает конфликтная ситуация.
  • У организации заказчика недостаточно материально-технических ресурсов, которые требуются для проведения качественной оценки результатов исполнения договора.

В прочих случаях заказчик может организовать проверку своими силами. Привлекать экспертов также не запрещено. Это остается на усмотрение заказчика.

Форма договора между двумя субъектами о проведении экспертизы одним из них, специализирующимся в этой области. Эксперт может осуществлять работу сам, привлекать третьих лиц по своему усмотрению. Главное итог - акт экспертизы на руках у заказчика.

Стоимость работы

Сумма договорная. Производится перечислением на банковский счет исполнителя или вносится наличными.

Формирование предоставления услуг

Они состоят из обязательств обеих сторон. Для исполнителя это обеспечение качественной экспертизы в строго оговоренные сроки. Для чего он должен:

  • взять у заказчика имущество или документацию, подлежащие экспертизе;
  • возвратить их с актом экспертизы, подтвержденным документом приема и сдачи в обусловленный срок;
  • обеспечить неразглашение информации, которую предоставил клиент;
  • все действия совершать в рамках законов РФ.

Можно предусмотреть еще ряд обязательств и прав исполнителя по досрочному выполнению работы, отказа выполнять ту, которая не предусмотрена договором и т.п.

Со стороны заказчика обязательства заключаются:

  • в предоставлении необходимой информации, документов, затребованных экспертом;
  • в обеспечении свободного доступа на объекты, если таковые имеются и в этом есть необходимость для исполнителя;
  • в своевременности подписания акта о выполнении заказа и оплате услуг экспертизы.

Предусматриваются возможности получения информации заказчиком о том, какими нормами и правовыми актами пользовался эксперт. Он же должен предоставить результаты экспертизы в 2-х экземплярах с соблюдением всех правил подготовки таких документов.

О конфиденциальности

Важным условием такого договора становится сохранение коммерческой или иной тайны в ходе проведения экспертных работ. Поэтому каждый субъект договора обязуется не разглашать информацию другой стороны (без согласования с нею) минимум на год. Нарушение конфиденциальности влечет за собой возмещение убытков потерпевшей стороне.

Период действия, механизм расторжения

После подписания договор автоматически начинает действовать. Определяются его сроки. Заказчик может прервать договор в одностороннем порядке, но в таком случае обязан компенсировать эксперту все понесенные ним затраты. Расторжение или внесение изменений возможно по согласованию между сторонами.

Различные обстоятельства

Невыполнение обязательств обеими сторонами воспринимается как ответственность, за которую придется отвечать по действующему законодательству РФ. Лишь в случае наступления форс-мажорных обстоятельств ответственность не наступает.

Спорные вопросы, если не удается договориться между собой, решаются в судебном порядке.

Итоговые положения

В этой части условия в договоре могут быть разные. Например, осуществление постоянной связи любыми доступными методами.

В документе эксперт обязательно должен обозначить, что он не является заинтересованным лицом в отношении проводимой экспертизы, в родстве с причастными к процессу лицами не состоит и никакой материальной заинтересованности не имеет.

По договору никаких уступок не может быть. Спорные вопросы решаются через судебные инстанции.

Государственных и муниципальных закупок регулируется законодательно. В отношении этой системы действует громадное количество правил и требований. Важнейшим элементом здесь является проведение экспертизы. По 44-ФЗ, это совокупность специальных мероприятий, необходимых для регистрации товаров, услуг и работ. Именно про экспертизу и всю систему закупок будет рассказано в этой статье.

Общая характеристика 44-ФЗ

Согласно статье 1, предметом рассматриваемого нормативного акта являются отношения в области обеспечения региональных и федеральных нужд Российской Федерации. В частности, речь в законе идет о следующих явлениях и процессах:

  • качественные работы по определению поставщиков, исполнителей и подрядчиков;
  • услуг, товаров или работ;
  • проведение аудита в области закупок;
  • осуществление мониторинга;
  • заключение специальных гражданских договоров при покупке;
  • осуществление работ контрольно-надзорного типа за соблюдением российского законодательства.

Представленный Федеральный закон должен строго соответствовать конституционным нормам.

О системе закупок

Что представляет собой контрактная система в области осуществления государственных и муниципальных закупок? Закон гласит о совокупности участников системы и осуществляемых ими закупочных действий, направленных на реализацию нужд федерального или регионального характера. В контрактной системе немаловажным элементом является поиск подрядчика - лица, способного и согласного осуществлять определенные услуги. Именно с подрядчиком или с лицом, готовым продать определенный товар, заключается договор на контрактной основе. Государственным или муниципальным заказчиком при этом выступает соответствующий орган, наделенный властными полномочиями.

Все действия участников контрактной системы закупок отражаются в единой информационной системе. Здесь имеются данные о годовом объеме закупок, об общем количестве затрат, о стоимости полученных и т.д.

Отдельно стоит отметить необходимость привлекать специальных экспертов при реализации действий по закупке. Экспертиза по 44-ФЗ нужна для изучения и оценивания предмета сделки, а также для подготовки экспертных заключений по участникам закупки.

На каких принципах базируется система?

По 44-ФЗ экспертиза, купля-продажа, занесение информации в специальный реестр и прочие действия, составляющие весь процесс закупок, должны базироваться на ряде специальных принципов. Под принципами в данном случае понимаются разного рода условия, идеи и убеждения, от которых ни в коем случае нельзя отступать. Вот что здесь стоит отметить:

  • принцип качественной организации электронного документооборота в системе;
  • принцип обеспечения здоровой конкуренции;
  • принципы открытости, прозрачности и гласности;
  • принцип профессионализма сторон сделки;
  • принцип стимулирования инновационных работ;
  • принцип ответственности за результативность обеспечения закупок;
  • принципы гуманности и соответствия законам Российской Федерации;
  • принцип применения национального режима и т.д.

Именно на всех представленных выше принципах базируется система исполнения, изменения или ликвидации контрактов.

Об исполнении контрактов

В статье 94 рассматриваемого нормативного акта закрепляются нормы, в соответствии с которыми должен оформляться, регистрироваться и приниматься контракт на реализацию закупок государственного или регионального характера.

Сам процесс исполнения контрактного договора состоит из ряда специальных мер, которые реализуются после заключения документа и имеют своими целями осуществление действий закупочного характера. Сюда включены пути взаимодействия поставщика с заказчиком в соответствии с нормами российского законодательства. Вот что здесь стоит выделить:

  • процесс приемки поставляемого товара, выполняемой услуги или работы;
  • оплата заказчиком услуги, работы или товара;
  • взаимодействие заказчика с поставщиком, исполнителем или подрядчиком при расторжении или изменении контракта.

В обязанности поставщика входит своевременное наделение заказчика достоверной информацией об условиях контракта. При этом исполнитель должен качественно реализовать все прописанные в документе обязанности.

В пунктах 6-12 статьи 94 рассматриваемого нормативного акта рассказывается о создании заказчиком специальной приемочной комиссии, о приемке результатов контракта поэтапно, о составлении отчетов и т.д. Немаловажное место занимает здесь экспертиза. По 44-ФЗ, это целый ряд мероприятий по проверке поставляемого товара или услуги. Именно про экспертные работы и будет рассказано далее.

Об экспертизе

Как реализуется проведение экспертизы по 44-ФЗ? Ответ на этот вопрос предоставляют пункты 3-5 статьи 94 рассматриваемого закона. Согласно нормативному акту, экспертные работы могут проводиться как силами самого заказчика, так и специальной экспертной комиссии, услугами которой необходимо своевременно пользоваться.

Естественно, далеко не всегда получится провести экспертные работы самому; тем более, если речь идет о таком важном заказчике, как государство или конкретный его регион. Порядок же проведения экспертных работ определяется российским Правительством.

В каких случаях необходимы экспертные работы?

Согласно закону, требования о реализации экспертных проверок недействительны в случаях, если речь идет о закупке товаров, услуг или работ, закрепленных на официальном сайте в интернете. Все остальные, можно сказать, незапланированные закупки необходимо проверять при помощи экспертной комиссии.

Для чего вообще проводят экспертизу? Закон говорит о проверке результатов исполнения работ подрядчиками на соответствие установленным в контракте нормам. Экспертные работы всегда проводятся либо во время приемки, либо при проверке оказанных услуг.

Как известно, исполнение обязательств или приобретение отдельных товаров может носить поэтапный характер. В этом случае экспертиза должна осуществляться для каждого конкретного этапа. Стоит обратить внимание на ситуации, когда поэтапность не указана в контракте, но на практике к ней все же приходится обратиться. В этом случае экспертные работы все так же необходимо осуществлять поэтапно.

О привлечении экспертов

У заказчиков часто возникает вопрос: как именно стоит осуществлять экспертные работы? Можно сделать все своими силами - дешево, но, вполне вероятно, не очень качественно, а можно с привлечением специалистов - профессионально, но с оплатой услуг. Естественно, большинство заказчиков выбирают первый вариант. Тем более, если речь идет о региональных или федеральных властях, где зачастую имеются свои штабы, в которых специалисты способны осуществлять экспертную деятельность. Но что же говорит закон? Согласно части 4 статьи 94 № 44-ФЗ, обязательное привлечение экспертов необходимо в ситуациях, когда закупка товаров или услуг реализуется всего у одного поставщика. Исключениями здесь могут выступать лишь следующие случаи:


Во всех остальных случаях допускается по 44-ФЗ внутренняя экспертиза, то есть без привлечения посторонних комиссий.

Как именно необходимо работать с экспертами? Закон устанавливает особый порядок, при котором соответствующие комиссии, зарегистрированные в государственных реестрах, имеют возможность запрашивать у поставщиков и заказчиков дополнительные материалы, связанные с условиями исполнения контракта. Результаты экспертных работ должны быть оформлены в специальном документе (по 44-ФЗ - акт экспертизы), который подписывается как самим заказчиком, так и представителем экспертной комиссии. При выявлении нарушений на приемке или во время проверочных работ может быть подана соответствующая жалоба, в которой должен указываться конкретный срок их устранения.

Внутренняя экспертиза по 44-ФЗ (образец оформления)

По 44-ФЗ проведение внутренних экспертных работ возможно лишь при строгом соблюдении норм закона, в которых устанавливается следующее:

  • руководитель организации (он же заказчик) формирует и регистрирует приказ о создании экспертной комиссии;
  • в составе комиссии должны находиться минимум 5 человек;
  • в приказе содержится номер и предмет контрактного документа, а также сроки и этапы проведения экспертных работ;
  • приемка все так же осуществляется в сроки, установленные в контракте.

При соблюдении данных условий возможна экспертиза по 44-ФЗ своими силами. В случае с отсутствием экспертов извне документ о приемке товара одновременно является и актом о проведении экспертных работ. Положение о проведении экспертизы (44-ФЗ) гласит, что акт должен быть размещен в государственной информационной системе в сети "Интернет".

Написание заявления

Проведение экспертизы осуществляется в рамках обыкновенного гражданско-правового договора. По результатам проведения внутренних экспертных работ лицо, являющееся заказчиком, обязано оформить и подать в информационный реестр всего один документ, включающий данные о приемке и об экспертизы. Привлечение же сторонних экспертов влечет за собой создание следующих документов:

  • акт о приемке;
  • акт об экспертизе;
  • заключение о проведении экспертизы.

В отчет (акт о проведении экспертных работ) входит информация об исполнении контракта и сроках, о нарушениях и принятых мерах ответственности, а также об изменениях, если таковые вносились в контракт. Заключение экспертизы по 44-ФЗ включает в себя оценочные данные о том или ином товаре, услуге или работе.

Как заказчику провести "внешнюю" экспертизу по контрактам, заключенным по п. 25.1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ "О контрактной системе..."

1. Сначала немного предыстории.

Судя по всему из-за недоработки законодателей с 1 июля 2018 г. заказчики по контрактам, заключенным по итогам электронного аукциона с единственным поставщиком по п. 25.1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ вынуждены проводить "внешнюю" экспертизу, т.е. приглашать экспертов со стороны, заключая с ними контракты в порядке Закона № 44-ФЗ.

Дело в том, что ранее п. 25 ч. 1 ст. 93 было установлено, что если на электронный аукцион поступила либо была допущена только 1 заявка, контракт заключается с единственным поставщиком. При этом п. 25 ч. 1 ст. 93 указан в исключениях ч. 4 ст. 94, по которым "внешняя" экспертиза не проводится.

Но п. 25.1 ч. 1 ст. 93 в исключениях ч. 4 ст. 94 отсутствует, при этом с 1 июля несостоявшиеся (с 1 заявкой) электронные аукционы перемещены из п. 25 в п. 25.1.

Соответственно - если проводимый после 1 июля электронный аукцион не состоялся в связи с тем, что подана или допущена только 1 заявка и заказчик заключил контракт по п. 25.1. ч. 1 ст. 93, заказчик должен проводить "внешнюю" экспертизу.

Что делать в связи с этим:

1) [так делать нельзя, но] имитировать конкуренцию [ну, а куда деваться?..], т.е. просить поставщиков подать вторую заявку просто ради подачи, чтобы аукцион считался состоявшимся,

2) проводить "внешнюю" экспертизу. Да, это обязательно. При этом частью 8 статьи 7.32 КоАП РФ установлен штраф 20 000 рублей за несоблюдение требований законодательства о проведении экспертизы ТРУ или отдельных этапов исполнения контракта, если заказчик обязан привлечь экспертов. Некоторые контролеры решили игнорировать данное требование и не проверять или не наказывать заказчиков, но... не все.

2. Как провести "внешнюю" экспертизу

1) заключать возмездные договоры с экспертами (на общих основаниях 44-ФЗ - т.е. конкурентными способами либо до 100 т.р.). Ключевая проблема тут - у заказчиков обычно нет денег на экспертизы. Если деньги есть - основная задача только в том, чтобы найти эксперта.

2) заключать безвозмездные договоры. Есть мнение, что безвозмездные договоры Законом № 44-ФЗ запрещены, но, например, Верховный суд РФ это мнение не разделяет (Ссылка на решение ВС РФ),правда, применительно к запросу котировок, но суть от этого не меняется. Далее будем говорить в основном про безвозмездные договоры.

3. Кто может быть "внешним" экспертом?

Во-первых, законом предусмотрены "эксперты и экспертные организации". С организациями проще всего - в 99,5% случаев их нет)) Поэтому остановимся на экспертах [физических лицах].

Во-вторых, к экспертам установлены 2 варианта требований - по ст. 3 и ст. 41 Закона № 44-ФЗ, а также по профессиональному стандарту "Эксперт в сфере закупок". Но поскольку профстандарт касается в основном работодателей, а эксперт будет с нами работать по договору ГПХ, то профстандарт можно с определённой оговоркой игнорировать.

В ст. 3 сказано, что эксперт - это обладающее (1) специальными познаниями, (2) опытом, (3) квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла физическое лицо, которые осуществляют на основе (4) договора деятельность по изучению и оценке предмета экспертизы, а также по подготовке экспертных заключений по поставленным заказчиком, участником закупки вопросам. А ст. 41 запрещает быть экспертами (5) сотрудникам (в т.ч. бывшим) либо родственниками заказчика и поставщика, (6) физическим лицам, если заказчик или поставщик прямо и (или) косвенно (через третье лицо) может оказывать влияние на результат проводимой такими лицами экспертизы. Есть ещё запреты, но они менее важны.

Из перечисленного можно вывести 5 критериев эксперта - это (1) человек, который не работает и не работал у заказчика/поставщика и не является их близким родственником, (2) заказчик/поставщик не могут на него повлиять прямо или через сторонних лиц, (3) человек, заключивший договор с заказчиком, (4) человек с профильным предмету контракта опытом, или (5) с профильным предмету контракта образованием.

Какими документами должны подтверждаться опыт и образование закон не указывает, соответственно, можно сделать вывод, что любыми: удостоверение, диплом, сертификат, трудовая книжка, договор ГПХ и т.д.

Наличие документов об экспертности для заказчика обязательно. Несмотря на то, что закон не указывает их необходимости, контролёры будут их требовать с заказчика.

4. Как заключить безвозмездный договор на экспертизу.

Оптимальный рецепт на сегодня базируется на двух моментах:

1) практически у всех заказчиков присутствует проблема с "внешней" экспертизой. Поэтому, можно договориться с "соседским" заказчиком об обмене экспертами. Например, вы детсад и вам нужна экспертиза продуктов питания - повар соседнего детсада будет проводить экспертизу вам, а ваш повар им. Или вам нужна экспертиза топлива при заправке на АЗС - ваш водитель или механик подписывает экспертизу соседнему заказчику, а их специалист вашу. Да, экспертизы часто будут формальными, т.е. товар, работу, услугу будет принимать ваш человек, а эксперт (под ваше честное слово, что всё хорошо) подмахивать бумажки, но закон есть закон, он требует "внешнюю" экспертизу. Пока не приняты законы об ответственности экспертов за некачественную экспертизу (а они не приняты), схема рабочая;

2) заказчик не может быть инициатором заключения безвозмездного договора (иначе будут вопросы у контролеров), но никто не мешает стать таким инициатором эксперту.

Поэтому порядок действий следующий:

0) договариваемся с соседним заказчиком, его и своим сотрудником;

1) направляем письмо эксперту с просьбой заключить контракт на экспертизу с ценой не более 100 тыс.руб. (по п. 4 ч. 1 ст. 93, чтобы не запускать долгую тему с конкурентной закупкой) и с просьбой сообщить стоимость такого контракта - пример письма: Ссылка

Обязательно либо излагаем в письме условия контракта, либо прикладываем проект контракта - пример: Ссылка

2) получаем ответ эксперта о том, что он предлагает заключить договор на безвозмездное оказание услуг "с учётом части 2 статьи 8, статьи 24, статьи 93 Закона № 44-ФЗ, пункта 3 статьи 423 Гражданского кодекса Российской Федерации" (цитата из решения суда по ссылке в п. 2) - пример: Ссылка

3) заключаем с экспертом безвозмездный договор - пример: Ссылка (по ссылке также регламент проведения экспертизы и форма заключения эксперта) и обязательно берём у эксперта копии трудовой, сертификатов, дипломов и других документов об опыте и познаниях;

4) по закону эксперт обязан уведомить заказчика и поставщика о том, что он может быть экспертом, поэтому:

либо просим представителя поставщика расписаться на заключении эксперта, где есть формулировка уведомления (см. по ссылке выше)

либо распечатываем с запасом пачку уведомлений эксперта с его подписью - пример: Ссылка и вручаем 1 экз. каждому поставщику по п. 25.1 ст. 93 под его роспись на втором (вашем) экземпляре;

5) подписываем у эксперта экспертное заключение (или оформляем иначе, в порядке, утверждённом внутренним локальным актом заказчика), при этом обязательно стоит в заключении указывать способ проведения экспертизы, например, "визуальный осмотр" (помните же, что экспертиза по сути формальная?);

6) прикладываем заключение экспертизы к материалам закупки, плюс обязательно выкладываем скан заключения в реестре контрактов и в отчете об исполнении контракта в ЕИС.

Минфин ещё 4 мая 2018 г. внёс законопроект, который возвращает электронный аукцион в п. 25 ст. 93 - под исключения от "внешней" экспертизы, но проект завис на стадии обсуждения и не движется Ссылка на сайт ГД Скорее всего, такие закупки вернут под исключение от "внешней" экспертизы, но когда - пока ясности нет.

Эти шаблоны и инструкции распространяются бесплатно, поддержать автора шаблонов можно по ссылке

Выбор редакции
СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...

Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...

Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...

Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...
В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c) Н.Л. ШЕХОВСКАЯ, (c) Более полувека назад, предвидя суть грядущих преобразований в России,...
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...
В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...