Договор подряда в международном праве. Коммерческая практика договоров строительного подряда с иностранным элементом


По договору подряда одна сторона - подрядчик обя­зан выполнить по заданию другой стороны - заказчика опре­деленную работу, сдать ее заказчику, который обязан ее при­нять и оплатить. По договору подряда могут быть выполнены различные виды работ:

Научно-исследовательские и конструкторские;

Изыскательские и проектные;

Строительные и монтажные;

Экономические обоснования;

Маркетинговые исследования и т.д.

Структура контракта . По своей структуре подрядные кон­тракты похожи на договоры купли-продажи и имеют с ними достаточно много сходных условий, например определение сторон, порядок предъявления и урегулирования претензий, форс-мажорные обстоятельства, арбитражное разбирательство споров и др.

Предмет контракта. В условии подрядного контракта, по­священного предмету договора, указываются основные обяза­тельства подрядчика и заказчика. При этом следует иметь в виду, что данное условие для каждого подрядного контракта будет различным и должно учитывать его конкретные особен­ности и условия исполнения.

Цена и общая сумма контракта. Существуют следующие виды цен подрядных контрактов:

1. Глобальные цены устанавливаются за выполнение подрядчиком всего комплекса обязательств по контракту.

2. Цены на части работ могут быть приведены в контрак­те наряду с глобальными ценами. В этом случае вся работа разбивается на отдельные части и указывается стоимость каж­дой из них отдельно. Если используется этот вид цен, то при изменении объемов работ можно с большей точностью изме­нить глобальную цену контракта.

3. Усредненные единичные расценки. Еще более эффек­тивен метод, когда заказчик требует от подрядчика указать не только разбивку глобальной цены на отдельные укрупненные части, но и усредненные единичные расценки на отдельные виды работ. Например, можно потребовать указания единичных расценок на следующие виды работ: 1 м 3 кирпичной кладки, выемка 1 м 3 грунта экскаватором, установка 1 светильника и т.д. Нередко подрядные контракты вообще не имеют глобальной цены, и заказчик предлагает указать в своем предложении единичные расценки всех видов работ.

4. Цены по системе «стоимость плюс вознаграждение».
Суть системы состоит в следующем: подрядчик, выполнив
определенный объем работ, представляет заказчику счет, подтвержденный выпиской из табеля рабочего времени о фактически затраченных человеко-часах труда, копиями счетов на приобретение материалов и аренду строительных машин и оборудования или расчетом амортизационных отчислений. Подрядчик увеличивает подтвержденную расчетами и докумен­тами стоимость работ на величину вознаграждения для компенсации своих административно-хозяйственных затрат и получения прибыли от выполненной работы.



Условия и порядок платежей. Существует две основные системы оплаты подрядных работ:

1. Повременная оплата - наименее выгодный вариант, так как не стимулирует своевременности выполнения принятых обязательств.

2. Поэтапная или сдельная система оплаты труда подряд­чиков предусматривает частичную оплату работ после завер­шения определенного в контракте этапа. Кроме этого, в кон­тракте можно зафиксировать определенный процент премии для подрядчика при ускорении завершения работ и экономии средств заказчика.

Сроки исполнения работ. Срок начала работ по подряд­ному контракту может быть установлен в связи с датами раз­ных событий:

С датой подписания подрядного контракта;

С датой перевода заказчиком аванса, если его выплата предусмотрена контрактом;

С датой получения подрядчиком от заказчика финансовой
гарантии оплаты работ и т.д.

Если подрядный контракт предусматривает выполнение подрядчиком ряда последовательных работ, контракт может иметь промежуточные сроки их начала и окончания.

При осуществлении международных торговых операций стороны часто сталкиваются с финансовыми проблемами, острота и сложность которых дополнительно объясняется нахождением сторон в разных государствах и соответственно подчинением их разным правовым системам. Стремление решить финансовые проблемы породило новые виды международных коммерческих сделок, которые в свой круг правоотношений включают, помимо традиционных сторон (например, продавец - покупатель ), сторону, берущую на себя бремя финансовых проблем. К таким многосторонним, преимущественно трехсторонним, сделкам относятся договоры международного финансового лизинга, международного факторинга, международного форфейтинга . Существенные различия национального регулирования данных договоров в разных странах, а часто и отсутствие такого регулирования, с одной стороны, и широкое использование новых договорных форм в международной практике, с другой, сделало необходимым создание единообразного регулирования. На сегодня два из названных договоров - финансового лизинга и факторинга - стали предметом регулирования двух международных конвенций, содержащих систему унифицированных материально-правовых норм по каждому из этих договоров. Договор форфейтинга, который является разновидностью уступки долга, выраженного в оборотном документе (простом и переводном векселе), не имеет единообразного регулирования и единообразной концепции. Единственным его регулятором остается национальное право, избранное посредством коллизионных норм.

Международный финансовый лизинг. Проект Конвенции о международном финансовом лизинге был подготовлен в рамках Международного института по унификации частного права (УНИДРУА) и принят 26 мая 1988 г. на дипломатической конференции в Оттаве при участии 55 государств, в том числе и СССР. Россия присоединилась к Конвенции в 1998 г. Кроме того, 29 января 2002 г. был принят Федеральный закон "О финансовой аренде (лизинге)" (далее - Закон о лизинге) [Абдуллин А.И. Становление и развитие науки международного частного права в России: проблема понимания природы международного частного права в трудах российских правоведов XIX века // Журнал международного частного права . 1996. № 3 (13)], в котором есть ряд норм относительно международного финансового лизинга. Это новая редакция Федерального закона "О лизинге" от 15 ноября 1998 г. [Алексеев С.С. Общая теория права . М., 1981. Т. 1]

Термин "лизинг" - новый для отечественного права . В переводе с английского "lease", "leasing" означает "аренда". Поэтому в нашей литературе часто термин "лизинг" используют для обозначения различного рода арендных операций, что не соответствует российскому праву. В ГК РФ § 6 гл. 34, посвященный в целом аренде, был назван "Финансовая аренда (лизинг)". Следовательно, "лизинг" ГК использует только для обозначения круга правоотношений, опосредуемых особым договором финансовой аренды. В этом качестве наш термин "лизинг" является аналогом термина "финансовый лизинг", используемого в международной практике.

Оттавская конвенция определяет лизинг как единую трехстороннюю сделку, согласно которой одна сторона - лизингодатель (арендодатель) на основе спецификации другой стороны - лизингодержателя (арендатора) заключает договор с третьей стороной - поставщиком, по которому лизингодатель приобретает основное оборудование, средства производства и другое оборудование (далее - оборудование) на условиях, одобренных арендатором, и заключает с арендатором договор аренды, которому передается оборудование в пользование в обмен на арендные платежи (п. 1 ст. 1). В п. 2 этой же статьи выделяются основные характерные особенности лизинговой сделки:

Как видим, Оттавская конвенция исходит из определяющей роли арендатора в системе лизинговых отношений, который является инициатором всей сделки. Правда, из смысла п. 1-а ст. 8 инициатором сделки может быть и арендодатель, который по собственному усмотрению приобретает оборудование в качестве предмета будущего лизинга. Это обстоятельство влияет на объем ответственности арендодателя. Отметим, что содержание договора финансовой аренды, закрепленной в ст. 665 ГК РФ, соответствует положениям Оттавской конвенции. Конвенция применяется к лизинговым операциям независимо от того, имеет ли арендатор право на покупку оборудования по истечении срока аренды или имеет право продолжать пользование оборудованием на основе аренды, заключаемой на дополнительный срок.

Главное внимание в Конвенции уделено распределению ответственности между сторонами в случае ненадлежащего исполнения обязательства по лизингу. Конвенция преследует цель освобождения от ответственности арендодателя за поставленное оборудование (качество, сроки и пр.) исходя из того, что последний в лизинговой сделке имеет только финансовый интерес. Поэтому общий принцип ответственности заключается в том, что арендодатель не несет ответственности перед арендатором за поставленное оборудование, за исключением случая, когда арендатору нанесен ущерб в результате его обращения к компетенции арендодателя или в результате вмешательства арендодателя в выбор поставщика или оборудования (п. 1-а ст. 8).

Этот принцип нашел отражение еще в двух положениях Конвенции. Во-первых, ст. 10 устанавливает, что обязанности поставщика по договору поставки имеют силу также и по отношению к арендатору, как если бы он являлся стороной такого договора и как если бы оборудование поставлялось непосредственно арендатору. Но поставщик не несет ответственности за одно и то же упущение и перед арендодателем, и перед арендатором. Во-вторых, согласно п. 5 ст. 12 арендатор вправе предъявлять претензии к арендодателю за непоставку, задержку в поставке или поставку оборудования, не соответствующего договорным требованиям, только в случае, если это произошло в результате действия или бездействия со стороны арендодателя.

Если оборудование не поставлено, или поставлено с просрочкой, или не соответствует условиям договора поставки, права сторон договора лизинга сводятся к следующему (ст. 12): арендатор вправе отказаться от оборудования или расторгнуть договор аренды; арендодатель вправе исправить свое неисполнение поставкой оборудования, соответствующего договорным условиям; арендатор вправе задержать выплату арендных платежей до момента, когда арендодатель исправит свое неисполнение; если арендатор воспользовался своим правом на расторжение договора, то он имеет право получить обратно арендные платежи.

В случае неуплаты арендатором арендных платежей арендодатель вправе (ст. 13): взыскать причитающиеся ему просроченные платежи вместе с процентами и убытками; требовать досрочной выплаты будущих платежей или расторгнуть договор аренды и в этом случае вправе потребовать возврата имущества и возмещения ущерба. Однако при расторжении договора арендодатель не вправе требовать выплаты арендных платежей, срок исполнения которых не наступил, но их сумма может быть учтена при исчислении убытков.

В заключение отметим, что положения Оттавской конвенции, определяющие сферу ее действия, юридическую силу ее положений, во многом совпадают с Конвенцией о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. Так, Оттавская конвенция, так же как и Конвенция 1980 г., применяется тогда, когда стороны договора лизинга имеют свои коммерческие предприятия на территории разных договаривающихся государств, или когда договор лизинга регулируется правом одного из договаривающихся государств (ст. 3). Оттавская конвенция, будучи юридически обязательной в указанных случаях, носит диспозитивный характер: стороны вправе договориться о неприменении всей Конвенции либо об исключении или изменении практически любого из ее положений (отдельные исключения даны в тексте Конвенции - ст. 5).

Договор международного факторинга. В последний день работы дипломатической конференции в Оттаве 26 мая 1988 г. была принята еще одна конвенция, подготовленная в рамках УНИДРУА - Конвенция по международным факторинговым операциям. В Конвенции содержатся унифицированные материально-правовые нормы, регулирующие международные факторинговые операции и обеспечивающие баланс интересов всех ее участников.

Согласно Конвенции "договор по факторинговым операциям" - это договор, заключенный между одной стороной (поставщик по договору купли-продажи) и другой стороной (фирмой по факторинговым операциям, фактор), именуемой в дальнейшем цессионарием, в соответствии с которым поставщик может или должен уступить цессионарию обязательственные требования, вытекающие из договоров поставки, заключаемых между поставщиком и его заказчиками (дебиторами). При этом цессионарий должен взять на себя не менее двух из следующих обязанностей: а) финансирование поставщика (заем или досрочный платеж); б) ведение счетов по денежным требованиям, являющимся предметом уступки; в) предъявление к оплате дебиторских задолженностей; г) защиту от неплатежеспособности дебиторов (ст. 1).

Конвенция требует поставить в известность дебиторов об уступке дебиторских задолженностей, однако не ставит действительность уступки в зависимость от согласия дебиторов. Более того, предусмотрено положение о приоритетности договора о факторинге. Уступка требования поставщиком может быть осуществлена, несмотря на любое соглашение между поставщиком и дебитором, запрещающее такую уступку (ст. 6). Правда, при присоединении к Конвенции государство может сделать оговорку о неприменении этого правила, если на его территории дебитор имеет коммерческое предприятие (ст. 18).

Права и обязанности сторон. Дебитор, получив письменное уведомление от поставщика или от цессионария в силу полномочий, выданных поставщиком, обязан уплатить цессионарию, если: он не знает другого преимущественного права на получение данного платежа; в уведомлении достаточно точно идентифицировано платежное требование и цессионарий; уведомление касается требований, вытекающих из договора поставки, заключенного до или в момент отправки уведомления.

Дебитор вправе использовать против цессионария все средства защиты, вытекающие из договора поставки, которые он мог бы использовать против поставщика. Однако если дебитор сделал платеж цессионарию, а поставщик не поставил ему товары или поставил с нарушением, то он не может потребовать у цессионария возврата платежа. Из этого правила есть два исключения. Дебитор вправе потребовать от цессионария возврата уплаченной суммы, если: 1) цессионарий не уплатил соответствующей суммы поставщику; 2) цессионарий выплатил дебиторскую сумму поставщику тогда, когда он знал, что поставщик не выполнил свои обязательства перед дебитором (ст. 9, 10).

Практике известны два вида факторинга: прямой и косвенный. Прямой - когда поставщик (экспортер) уступает право требования цессионарию, а он непосредственно вступает в отношения с дебитором (импортером по договору купли-продажи). Косвенный - когда цессионарий передает право требования другому фактору, находящемуся в стране импортера, и этот второй цессионарий вступает в отношения с дебитором и полученный платеж перечисляет первому цессионарию. В принципе все рассмотренные положения Конвенции регулируют отношения по первому виду факторинга. Однако ст. 11 говорит о том, что положения Конвенции применяются к любой последовательной цессии. Отсюда следует, что Конвенция в равной степени регулирует как прямой , так и косвенный факторинг, за исключением одного случая, когда последовательная цессия запрещена договором по факторинговым операциям (ст. 12).

Конвенция о факторинге применяется, если все стороны факторинговых операций имеют коммерческие предприятия на территории разных договаривающихся государств или если договорные отношения регулируются правом договаривающегося государства. Стороны могут исключить применение Конвенции полностью. Исключение отдельных положений Конвенции или их изменение не предусматривается (ст. 2, 3).

12.7. Договор международного подряда

Во внешнеэкономических связях договором подряда (международный подряд) обычно оформляются внешнеэкономические сделки, связанные с выполнением каких-либо строительных, геолого-разведочных, проектно-изыскательских, монтажных, консультационных и информационных услуг в сфере научной организации и управления производством (консалтинговые услуги) и других видов работ . По договору подряда подрядчик обязуется выполнить за свой риск определенную работу по заданию заказчика из его или своих материалов, а заказчик обязуется принять и оплатить выполненную работу. Это наиболее распространенное определение договора подряда, применяемого во внешнеэкономических связях. Оно в целом соответствует и общим положениям договора о подряде, установленным ГК РФ (ст. 702-705). Однако отношения сторон по осуществлению работ и их оформление договором подряда во внешнеэкономической деятельности имеют некоторые особенности.

Отношения по международному подряду регулируются нормами национального права (главным образом коллизионными и гражданско-правовыми), нормами международных договоров и обычаями международного делового оборота, сложившимися в сфере подрядных отношений. [Абдуллин А.И. Становление и развитие науки международного частного права в России: проблема понимания природы международного частного права в трудах российских правоведов XIX века // Журнал международного частного права . 1996. № 3 (13)]

ГК РФ подрядные отношения в целом подчиняет общим коллизионным правилам для договорных обязательств: стороны могут выбрать права - lex voluntatis; при отсутствии выбора права соглашением сторон применяется право страны, с которой договор наиболее тесно связан - Law of the Contract (ст. 1211). При этом законодатель в качестве презумпции наиболее тесной связи указывает на право страны, где находится место жительства или основное место деятельности стороны, обязательство которой имеет главное значение для содержания договора. Для договора подряда такой стороной является подрядчик (подп. 5 п. 3 ст. 1211). Однако в отношении двух договоров подряда предусмотрена другая презумпция наиболее тесной связи: для договора строительного подряда и договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ - это право страны, где в основном создаются предусмотренные соответствующим договором результаты (lex loci solutionis).

Из имеющихся международных соглашений о подряде следует отметить соглашения, заключенные еще в период существования СЭВ. Они продолжают действовать, хотя их нормативная природа была изменена в отношении ряда государств. Прежде всего это Общие условия монтажа и оказания услуг, связанных с поставками машин и оборудования, 1973 г. (ОУМ) в редакции 1991 г. и Общие условия технического обслуживания машин и оборудования (ОУТОМО) в редакции 1991 г. Как и Общие условия поставок (ОУП), эти акты сохранили юридическую обязательность для России, Вьетнама, Монголии, Кубы, а в отношениях с предпринимателями из Польши, Болгарии, Венгрии, Чехии и Словакии они являются рекомендательными и применяются лишь тогда, когда стороны предусмотрят в контракте их применение.

ОУМ 1973 г. содержит унифицированные правила по основным вопросам, составляющим содержание подрядного договора: порядок подготовки и проведения монтажных работ , порядок помесячной приемки и расчетов, условия командирования специалистов подрядчика в страну, где работы осуществляются; правила, относящиеся к гарантиям качества, гарантийным срокам и срокам предъявления претензий и исков. По ряду вопросов, связанных с ответственностью сторон, в частности условия освобождения от ответственности, и о порядке заключения договора, ОУМ и ОУТОМО отсылают к Общим условиям поставок.

Весь комплекс отношений, возникающих при строительстве объектов за рубежом или с участием инофирм в России, регулируется в контрактах, заключаемых предприятиями с инофирмами. Именно в таких договорах оговариваются наиболее существенные правовые, экономические и технические вопросы строительства, реконструкции и проведения иных работ . Однако при реализации какого-либо крупномасштабного проекта при участии государства предварительно заключается межправительственное соглашение, в которое наряду с другими положениями о сотрудничестве включается пункт о строительстве, реконструкции объекта, о производстве определенных работ . Затем на базе уже имеющегося межправительственного соглашения предприятия-контрагенты заключают подрядный, гражданско-правовой договор, конкретизируя и развивая положения международного договора.

В международной практике наиболее широко применяются следующие виды договоров: договор на выполнение строительных, научно-изыскательских, геолого-разведочных работ , а также договор о сооружении объекта "под ключ ". О последнем виде подрядного договора следует сказать подробнее.

В международной практике сложились два способа правового оформления строительства объекта. Один из них состоит в том, что заказчик заключает несколько договоров с разными подрядчиками на проектно-изыскательские работы, поставку машин и оборудования, монтаж оборудования и др. и координирует деятельность своих партнеров. При другом способе заказчик заключает всего лишь один договор со своим контрагентом (подрядчиком), в котором они согласовывают условия выполнения всех необходимых работ . В этом случае обязанность по обеспечению выполнения всего комплекса работ лежит на подрядчике, который обязуется передать заказчику объект "под ключ " и устранить в гарантийный период дефекты, а заказчик содействует выполнению договора, принимая и оплачивая работу.

Основное содержание договоров о производстве геологоразведочных и проектно-изыскательских работ состоит в том, что подрядчик выполняет определенные работы, связанные с разработкой полезных ископаемых и подготовкой всего комплекса технической документации для крупномасштабного строительства, и после окончания работ представляет заказчику отчеты с приложением материалов, например проектно-изыскательские карты, расчеты и др.

В настоящее время ввиду застройки большей части территории Российской Федерации распространение получили договоры подряда . Однако не всегда строительные работы выполняются российскими подрядчиками. Сейчас все более популярными становятся договоры подряда с иностранными подрядчиками, преимущественно по возведению крупных промышленных и бытовых объектов.

По договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

В соответствии со ст. 1211 Гражданского кодекса РФ регулироваться данные отношения будут либо по соглашению сторон, либо правом страны, с которой договор наиболее тесно связан.

Правом страны, с которой договор наиболее тесно связан, считается, если иное не вытекает из закона , условий или существа договора либо совокупности обстоятельств дела, в отношении договора строительного подряда и договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ – право страны, где в основном создаются предусмотренные соответствующим договором результаты.

Таким образом, если по договору подряда будут возводиться здания и сооружения на территории Российской Федерации, то будет применяться российское право.

Для того чтобы найти подрядчика, многие организации проводят торги (тендеры), определяющие наиболее надежного подрядчика и наиболее подходящие условия.

Правом страны, с которой договор наиболее тесно связан, считается, если иное не вытекает из закона, условий или существа договора либо совокупности обстоятельств дела в отношении договора, заключенного на аукционе, по конкурсу или на бирже , – право страны, где проводится аукцион, конкурс или находится биржа. В данном случае, если торги будут проводиться на территории Российской Федерации, правом, подлежащим применению, будет считаться российское право. Однако и в данном случае это диспозитивная норма и может изменяться соглашением сторон.

На международном уровне действуют различные договоры. Одним из таких примеров являются Общие условия монтажа машинного оборудования за границей (Европейская экономическая комиссия ООН , ECE/ ME/574D, 1963 г.).

В данных Общих условиях в выражении «монтаж машинного оборудования за границей» имеются в виду следующие случаи:

  • договор, по которому предприятие или консорциум предприятий, взяв на себя глобальное обязательство по поставкам и монтажу машинного оборудования, передает договор о монтаже оборудования или части оборудования другому предприятию;
  • договор, по которому собственник установки желает произвести монтаж машинного оборудования, купленного им в другом месте;
  • договор, по которому предприятие, производящее монтаж, заключает договор о монтаже оборудования, изготовленного самим клиентом.

Договор считается заключенным, если по получении твердого предложения одной из сторон другая сторона посылает в пределах установленного первой стороной

Развитие международного сотрудничества в области строительства объектов недвижимости значительно повысило роль договоров подряда, заключаемых белорусскими инвесторами-заказчиками с иностранными подрядными организациями, а также отечественными подрядчиками с зарубежными заказчиками. В связи с этим возникающие имущественные отношения, связанные с выполнением работ, несомненно, являются объектом правового регулирования и должны требовать к себе повышенного внимания как со стороны хозяйствующих субъектов, так и со стороны законодателя. Причина в том, что наличие иностранного элемента в виде стороны договора, обладающей правосубъектностью, основанной на нормах иностранного гражданского права, является важной особенностью данных отношений. Присутствие иностранного элемента обязывает учитывать при разработке условий договора строительного подряда, а также в случае возникновения спора нормы иностранного законодательства. В этой связи следует отметить, что договоры международного подряда справедливо относятся к наиболее сложным видам внешнеэкономических сделок. Договор подряда может квалифицироваться как международный при наличии одного из двух условий: коммерческие предприятия сторон такого договора - подрядчика и заказчика - должны находиться на территории различных государств либо подрядные работы должны осуществляться на территории другого государства, даже если стороны имеют свои коммерческие предприятия на территории одного государства.

Договор подряда практически не получил конвенционного регулирования. Отсутствие нормативного (юридически обязательного регулирования) договора на международном уровне в определенной степени компенсируется множеством руководств и проформ договора, которые разработаны различными международными организациями и служат образцом для заказчиков и подрядчиков, принадлежащих к различным государствам. Среди таких проформ можно выделить Правовое руководство ЮНСИТРАЛ по составлению международных контрактов на строительство промышленных объектов (A/C№.9/SER.B/2) 1987 г., разработка которого была обусловлена стремлением облегчить заказчикам, особенно из развивающихся стран, подготовку соответствующих контрактов. Как и все подобные документы, Правовое руководство не имеет какой-либо юридической силы и является лишь рекомендацией сторонам договоров международного подряда. Кроме того, нельзя не указать на принятые в 1985 г. Принципы Всемирного банка, регулирующие строительство промышленных объектов, а также общие условия договоров подряда и поставки, финансируемых Европейским фондом развития, принятые в 1972 г.

В мире существует большое количество различных видов типовых строительных контрактов, и потому профессиональное сообщество всегда стремилось сформировать некие единые стандарты документации, которые могли бы упростить процесс подготовки и осуществления строительной деятельности, были бы более удобными в использовании и могли бы многократно использоваться в различных строительных проектах. Однако наиболее применимыми на практике рекомендациями по составлению договоров подряда являются рекомендации Международной федерацией инженеров-консультантов - FIDIC (Federation Internationale des Ingenieurs Counseils). Федерация была основана в 1913 году группой инженеров из Франции и Швейцарии. В настоящее время в FIDIC входит около 80 национальных ассоциаций, представляющих более 4000 практикующих инженеров-консультантов. Республику Беларусь в данной международной организации представляет Белорусская ассоциация инженеров-консультантов. Всего под эгидой FIDIC появилось на свет девять типовых контрактов, восемь из которых имеют неофициальное название «по цвету». Первоначально были выпущены пять основных проформ:

  • «Условия контракта на сооружение объектов гражданского строительства» («Красная книга») – «Conditions of Contract for Works in Civil Engineering Construction» («Red Book»);
  • «Условия субдоговора на сооружение объектов гражданского строительства» – «Conditions of Subcontract for Works in Civil Engineering Construction»;
  • «Типовой договор между заказчиком и консультантом на оказание услуг» («Белая книга») – «Client/Consultant Model Services Agreement» («White Book»);
  • «Условия контракта на проектирование, строительство и сдачу объектов «под ключ» («Оранжевая книга») – «Conditions of Contract for Design-Build and Turnkey» («Orange Book»);
  • «Условия контракта на электромонтажные работы и работы по монтажу механического оборудования» («Желтая книга») – «Conditions of contract for Electrical and Mechanical Works» («Yellow Book»).

В 1999 году было разработано еще четыре формы:

  • «Условия контракта на строительство» – «Conditions of Contract for Construction, First Edition», 1999 – рекомендуются при проведении строительных или инженерных работ, спроектированных заказчиком или его представителем, инженером;
  • «Условия контракта на поставку оборудования, проектирование и строительство» – «Conditions of Contract for Plant and Design and Build, First Edition», 1999 – рекомендуются при поставке и монтаже электрического и/или механического оборудования, а также при разработке проекта и выполнении строительных или инженерных работ;
  • «Условия контракта для проектов, выполняемых «под ключ» – «Condition for Contract for EPC Turnkey, First Edition», 1999 – могут применяться при сооружении «под ключ» полностью оборудованного и готового к эксплуатации завода, электростанции, объекта инфраструктуры или другого аналогичного объекта, где, во-первых, важна точность оценки конечной стоимости объекта и сроков его выполнения, и, во-вторых, подрядчик несет всю полноту ответственности за разработку проекта и осуществление работ с минимальным участием заказчика;
  • «Краткая форма контракта» – «Short Form of Contract, First Edition», 1999 –рекомендуется при выполнении строительных и инженерных работ с относительно малым объемом инвестиций.

Проформы ФИДИК регулируют отношения сторон также на преддоговорной стадии. Указанными контрактами регламентируется проведение строительных тендеров. Проформы рекомендованы, прежде всего, для проведения международных тендеров на строительство, но могут применяться и на национальном уровне.

ФИДИК разрабатывает, публикует типовые условия контрактов для использования во всех странах мира и призывает не участвующие в данной федерации страны к выработке единой концепции и общих правил проведения торгов (тендеров), разработке единых норм и типовых форм контрактной документации, которые можно было бы применять во всех странах мира. Эти документы используют Международный и Европейский банки развития и реконструкции.

Касательно вышеприведенных актов следует отметить, что все они разработаны международными организациями и не имеют общеобязательной силы. Для сторон конкретного договора строительного подряда обязательны лишь те положения данных документов, которые включены в договор либо на которые сделаны ссылки в договоре. В то же время, если в договоре сделана оговорка на применение условий какого-либо их данных международных документов он автоматически становится неотъемлемой частью договора.

Вместе с тем, с учетом отсутствия в национальном законодательстве собственных разработанных уникальных проформ договоров международного подряда, принимая во внимание специфику подобных договоров и их значимость для отечественной экономики, представляется целесообразным использование положений указанных проформ в договорах, заключаемых отечественными заказчиками и подрядчиками. Доводом в пользу этого помимо прочего будет являться и то, что как в Правилах заключения и исполнения договоров (контрактов) строительного подряда, утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 № 1450, так и в Положении о договорах подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, утв. приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 04.11.1999 № 339 содержатся отсылочные нормы на условия заключаемых договоров.

Существует ряд правовых актов Содружества Независимых Государств в сфере строительства. К ним относится Соглашение от 09.09.1994 г. «О сотрудничестве в строительной деятельности (СНГ). В соответствии с данным Соглашением, создан Межправительственный совет по сотрудничеству в строительной деятельности; государства-участники СНГ выразили намерение стремиться к сближению законодательства и методов государственного регулирования инвестиционной и строительной деятельности. Заседания совета проводятся не реже двух раз в год.

Также следует назвать соглашение от 27.03.1997 г. «О взаимном признании лицензий на осуществление строительной деятельности, выдаваемых лицензионными органами государств-участников Содружества независимых государств».

Это Соглашение имеет наибольшую практическую значимость для субъектов хозяйствования государств-участников СНГ. Согласно данному документу, органы договаривающихся государств, ответственные за выдачу соответствующих лицензий, взаимно признают выданные ими лицензии на отдельные виды строительной деятельности, по которым у них порядок эквивалентен выдачи лицензий. Признание лицензии происходит путем оформления и выдачи строительной организации соответствующей национальной лицензии. Срок действия лицензии определяется по законодательству страны, где будет осуществляться строительная деятельность, но не может превышать срока действия данной лицензии, предусмотренного в стране, где лицензия была выдана.

Соглашение подписали Азербайджан, Молдова (ратифицировано с оговоркой), Армения, Россия, Беларусь, Таджикистан, Грузия, Узбекистан, Казахстан, Украина, Кыргызстан. Соглашение не подписано Туркменистаном.

Соглашение от 13.01.1999 «О межгосударственной экспертизе проектов строительства, представляющих взаимный интерес для государств - участников Содружества Независимых Государств».

В Республике Беларусь отсутствуют специальные правовые акты, регламентирующие реализацию международных договоров подряда. Исключением являются утвержденные постановлением МАиС РБ от 17. 09. 2010 № 24 Методические рекомендации о порядке действий иностранного инвестора при реализации на территории Республики Беларусь инвестиционного проекта.

Указанные рекомендации содержат список документов, регламентирующих деятельность иностранных инвесторов при реализации инвестиционных проектов на территории Республики Беларусь. Следует отметить, что среди специальных документов в нем названы:

  1. Инвестиционный кодекс Республики Беларусь
  2. Декрет Президента Республики Беларусь от 6.08.2009 № 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь»
  3. Постановление Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 1.02.2005 № 2 «Об утверждении Положения о порядке деятельности инженерной организации, осуществляющей комплексное управление инвестиционным проектом в строительстве»

Все иные документы в равной степени известны отечественным подрядным организациям, поскольку регламентируют подрядные отношения с участием резидентов Республики Беларусь.

  • выступать заказчиком;
  • уполномочить выступить заказчиком другое лицо;
  • привлечь инженерную организацию по договору на оказание
  • инженерных услуг либо договору об оказании инженерных услуг по
  • комплексному управлению инвестиционным проектом.

Основным документом, между заказчиком и подрядчиком является договор подряда. Как правило, договоры международного подряда, в особенности международного строительного подряда, заключаются в процессе торгов. В настоящее время информация о тендерах, широко доступна через СМИ и Интернет. Кроме того, следует отметить, что существуют специализированные сайты, аккумулирующие соответствующие предложения не только по конкретной стране, но и по всему миру, например dg Market Tenders Worldwide: ]]> http://www.dgmarket.com ]]>

  • предпроектные работы, а именно, «привязка» соответствующего промышленного объекта к месту его сооружения с выяснением различных обстоятельств, связанных с указанной местностью (например, геологических, климатических и т.д.) без уточнения которых невозможно надлежащим образом создать промышленный объект;
  • разработка проекта (проектно-сметной документации), связанного с созданием соответствующего здания (сооружения), либо системы зданий (сооружений), в которых будет размещаться соответствующее промышленное производство;
  • адаптация проектной документации к законодательству страны, в которой будет осуществляться строительство;
  • разработка технической и технологической документации в отношении соответствующего оборудования (машин), начиная с предварительного проекта, рабочего технического проекта и т.д.;
  • производство необходимого оборудования (машин);
  • приобретение необходимых строительных материалов, техники и т.д. у сторонних организаций;
  • поставка строительных материалов в страну заказчика (покупателя);
  • строительство зданий (сооружений) в стране заказчика (покупателя);
  • поставка оборудования (машин) в страну заказчика (покупателя) с соблюдением всех условий, связанных с поставкой товара;
  • осуществление монтажа либо руководство или надзор за монтажными работами;
  • ввод объекта в эксплуатацию;
  • проведение гарантийных испытаний;
  • помощь в управлении объектом со стороны подрядчиков (продавцов), в том числе и путем направления соответствующих специалистов;
  • подготовка работников заказчика (покупателя) подрядчиками (продавцами) для работы на соответствующем оборудовании (машинах);
  • гарантия поставки запасных частей (а иногда и условия их поставки);
  • продажа лицензии или передача ноу-хау на соответствующие машины; и т.д.

При этом, необходимо учитывать особые требования национального законодательства к договору подряда. Так, в частности в соответствии с пунктом 16 Правил заключения и исполнения договоров (контрактов) строительного подряда № 1450 от 15.09.1998, утв. МАиС РБ в договоре подряда указываются следующие данные и обязательные условия:

1. наименование сторон и необходимые реквизиты (юридические адреса в соответствии с учредительными документами или паспортные данные, расчетные счета обслуживающих банков, учетные номера налоговой инспекции, номера свидетельств о государственной регистрации, номера и сроки действия лицензий подрядчика);

2. предмет договора подряда (наименование и местоположение объекта строительства, виды строительных работ);

3. сроки (месяц и год) начала и завершения строительства объекта, выполнения видов строительных работ;

4. договорная (контрактная) цена объекта, вида строительных работ, устанавливаемая по результатам проведения подрядных торгов. По объектам, по которым проведение подрядных торгов не является обязательным, договорная (контрактная) цена определяется по соглашению сторон с учетом законодательства Республики Беларусь;

5. порядок расчетов за выполненные работы;

6. источники финансирования;

7. распределение функций между заказчиком и подрядчиком по обеспечению объекта конструкциями, материалами, изделиями, оборудованием, инвентарем, а при необходимости - и по проектированию объекта;

8. обязанности заказчика и подрядчика при исполнении договора подряда;

9. порядок контроля заказчиком за качеством выполняемых подрядчиком работ и поставляемых конструкций, материалов, изделий, оборудования и инвентаря.

Каждая сторона вправе внести предложения о включении в договор подряда и других условий, предусматривающих:

10. условия выплаты и размер премий за своевременный ввод объекта в эксплуатацию;

11. ответственность сторон при невыполнении обязательств по договору;

12. особенности приемки выполненных строительных работ, сдачи объекта в эксплуатацию;

13. взаимоотношения сторон при наступлении форс-мажорных обстоятельств;

14. порядок и основания изменения или расторжения договора подряда;

15. перечень услуг, предоставляемых одной стороной другой стороне.

Следует обратить внимание как заказчиков, так и подрядчиков на то, что если в договоре не включено одно из условий, названных в законодательстве в качестве обязательных, существенных или необходимых, а также тех, по которым стороны условились достигнуть соглашения такой договор может быть признан незаключенным.

По данной причине в случае применения типовых условий контрактов FIDIC в соответствии с белорусским правом необходима соответствующая адаптация, так как имеют место существенные отличия диспозитивных норм Гражданского кодекса Республики Беларусь, Правил заключения и исполнения договоров (контрактов) строительного подряда, утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 № 1450, Положения о договорах подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, утв. приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 04.11.1999 № 339, др белорусских подрядных правовых норм и типовых условий контрактов FIDIC.

Можно выделить два основных метода установления контрактных отношений на строительство промышленных объектов:

Заключение единого контракта;

Заключение нескольких контрактов.

В некоторых случаях стороны создают совместное предприятие для строительства объекта, которое не является видом договора и в данной статье не рассматривается. В качестве вида договора стороны могут пожелать заключить договор о совместной деятельности (простого товарищества).

При заключении одного контракта подрядчик обязан выполнить весь комплекс обязательств, необходимых для строительства объекта, координировать процесс строительства и в некоторых случаях - его эксплуатации в течение согласованного срока.

В зависимости от объема обязательств подрядчика можно выделить виды единого контракта: «под ключ»; «под неполный ключ»; «продукт в руки».

При заключении контракта «под ключ» подрядчик должен обеспечить положительный результат испытаний объекта после завершения его строительства и передать его заказчику готовым для эксплуатации на заранее согласованной мощности.

При заключении контракта «продукт в руки» подрядчик обязан кроме завершения строительства объекта передать заказчику технологические и другие умения для его эксплуатации, а также гарантировать его соответствие согласованным показателям, таким как объем выпуска продукции, потребления сырья, ресурсов.

Однако наряду с указанными договорами, когда наибольшая часть обязанностей лежит на подрядчике (продавце), международный торговый оборот знает и так называемые договор «расходы плюс вознаграждение». Суть указанных договоров заключается в том, что подрядчик (продавец) фактически выступает в роли посредника, который осуществляет функцию комплектации соответствующего объекта и организации его строительства, а право выбора соответствующих предметов для комплектации объекта и подрядчиков для строительства объекта среди организаций, представленных основным подрядчиком (продавцом), принадлежит именно заказчику (покупателю).

Основным преимуществом заключения единого контракта выступают обеспечение единой ответственности за конечный результат и выполнение обязательств по контракту.

Среди недостатков обычно называют более высокую стоимость, более низкое использование национального научно-производственного потенциала. Кроме того, подрядчик не заинтересован в предложении инновационных технологий при строительстве объекта, технических новшеств и усовершенствований, существенно удорожающих строительство.

Договоры международного подряда, а также предшествующая их заключению тендерная документация в большинстве случаев предусматривают разбирательство споров в создаваемых сторонами третейских судах либо (что реже) в государственных судах по месту осуществления строительства, которое, как правило, совпадает с местом нахождения заказчика, с применением права государства-заказчика.

Коллизионные нормы белорусского законодательства предусматривают применение права страны подрядчика как наиболее тесно связанного с договором (п. 1 ст. 1125 ГК РБ).

В гражданском и торговом праве зарубежных стран отношения по договору подряда регулируются в основном диспозитивными нормами. Отсюда большое значение приобретают положения самого контракта, которые, однако, формулируются фактически в одностороннем порядке заказчиком и выносятся на тендер. Большую роль в области регулирования подрядных отношений в зарубежных странах играет также формулярное право.

Помимо разрешения споров государственными судами возможно включение в договоры арбитражной оговорки о подведомственности частным судам.

При определении подведомственности сторонам необходимо исходить в первую очередь из стоимости рассмотрения дела в том или ином суде, а также руководствоваться тем, каким образом в последующем происходит исполнение судебного решения.

Зачастую в договорах используется следующая формулировка: «Контракт регулируется правом государства X (страна заказчика). Споры рассматриваются в хозяйственном суде (арбитражном суде) в стране X по месту нахождения заказчика (подрядчика).

В заключение необходимо отметить, что практически полное отсутствие в отечественной литературе работ, посвященных договору международного подряда, не соответствует тому месту, которое занимает данный вид договора в отечественной и зарубежной договорной практике. Возможной причиной тому является то, что практика привлечения зарубежного инвестора (подрядчика) для строительства является новой для нашего государства.

В Республике Беларусь применение контрактов FIDIC на сегодняшний день недостаточно популярно. Причины тому – специфика отечественного законодательства, а также стремление белорусского подрядчика (заказчика) работать по установленной схеме – т.е. по уже разработанным договорам подряда на строительство. Однако приход в Республику Беларусь крупных иностранных инвесторов, подрядчиков диктует свои правила, и большинство из них предпочитает работать с учетом международных норм и механизмов, широко применяемых на международном строительном рынке. Специфика белорусского строительного законодательства, безусловно, требует внесения порой значительных изменений в контракты FIDIC для их адаптации и возможности использования в Республике Беларусь. Не стоит забывать также и о том, что проформы контрактов FIDIC являются объектом авторского права и все права на их перевод и продажу принадлежат Международной федерацией инженеров-консультантов.

В этой связи другим вариантом решения данной проблемы будет являться включение раздела о специфике международных подрядных правоотношений в проект новой редакции Правил заключения и исполнения договоров (контрактов) строительного подряда, утв. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 № 1450, а также в Положение о договорах подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, утв. приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 04.11.1999 № 339 с учетом современных реалий строительного рынка, разрозненных положений отдельных правовых актов, регулирующих участие иностранной стороны в подрядных правоотношениях. Также представляется целесообразным разработка и утверждение Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь типовых проформ указанных договоров по аналогии с проформами контрактов FIDIC.

Функ Я.И. Совершенствование правовых средств производственной кооперации (кооперирования) путем введения особого типа договора.

 ДОГОВОР МЕЖДУНАРОДНОГО СТРОИТЕЛЬНОГО ПОДРЯДА: ПРИМЕР ДОГОВОР СТРОИТЕЛЬНОГО ПОДРЯДА № _____ Договор заключен ________________ 200__ г. в городе ________________________________. Компания "_______________________" (_______________________) (далее - Заказчик), в лице _______________, действующего на основании ________________, имеющий разрешение на строительство, полученное ____________________ 200__ г. №______, с одной стороны, и компания "____________________________" (Республика Беларусь) (далее - Подрядчик), в лице _________________________, действующего на основании ________________, имеющий лицензию №______ от ____________________ 200__ г. на производство ____________________________ (вид работ), с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем. 1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА 1.1. Подрядчик обязуется в установленный договором срок по заданию Заказчика выполнить строительно-монтажные работы и сдать их Заказчику, а Заказчик обязуется создать Подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять результаты этих работ и оплатить их стоимость. Перечень строительно-монтажных работ устанавливается в проектно-сметной документации. 2. ПРОЕКТНО-СМЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ 2.1. Подрядчик выполняет работы в соответствии с представляемой Заказчиком проектно-сметной документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, а также стоимость работы. Проектно-сметная документация разрабатывается, согласовывается и утверждается в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь. В случае необходимости Заказчик и (или) Подрядчик на основе проектно-сметной документации получают необходимые разрешения и согласования в государственных органах и организациях для осуществления работ по настоящему договору. 2.2. Подрядчик, обнаруживший в ходе выполнения работ неучтенные в проектно-сметной документации работы, в связи с чем возникла необходимость проведения дополнительных работ и увеличилась сметная стоимость работ, обязан сообщить об этом Заказчику. При неполучении от Заказчика ответа на свое сообщение в течение 10 дней Подрядчик приостанавливает соответствующие работы с отнесением убытков, вызванных простоем, на счет Заказчика. Заказчик освобождается от возмещения этих убытков, если докажет отсутствие необходимости в проведении дополнительных работ. Подрядчик, не выполнивший вышеуказанные обязанности, лишается права требовать от Заказчика оплаты выполненных им дополнительных работ и возмещения вызванных этим убытков, если не докажет необходимости немедленных действий в интересах Заказчика. При согласии Заказчика на проведение и оплату дополнительных работ Подрядчик вправе отказаться от их выполнения лишь в случаях, когда они не входят в сферу профессиональной деятельности Подрядчика либо не могут быть выполнены Подрядчиком по не зависящим от него причинам. 2.3. Заказчик вправе внести в проектно-сметную документацию изменения, не связанные с дополнительными расходами для Подрядчика. Изменения проектно-сметной документации, требующие дополнительных расходов для Подрядчика, осуществляются за счет Заказчика на основе согласованной сторонами дополнительной сметы. Подрядчик вправе требовать пересмотра сметы, если по не зависящим от него причинам стоимость работ превысила смету не менее чем на 10%. Подрядчик вправе требовать возмещения разумных расходов, которые понесены им в связи с установлением и устранением дефектов в проектно-сметной документации. 3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН 3.1. Заказчик обеспечивает Подрядчика необходимыми материалами, изделиями, конструкциями и необходимым оборудованием. Оборудование, подлежащее монтажу, а также конструкции, материалы и изделия, обеспечение которыми возложено на Заказчика, передаются по актам Подрядчику комплектно в соответствии с требованиями государственных стандартов и технических условий. 3.2. К обязанностям Подрядчика относятся: а) выполнение в установленные сроки работ в соответствии с утвержденной проектной документацией с обязательным соблюдением всех экологических и иных требований; б) обеспечение надлежащего качества работ, оформление исполнительной документации, подтверждающей соответствие выполненных работ требованиям проектной и нормативно-технической документации; в) проведение индивидуального опробования и испытания смонтированного им оборудования; г) своевременное устранение выявленных недоделок и дефектов; д) сдача Заказчику выполненных работ (его результата); е) предупреждение Заказчика о выявлении предоставленных им некачественных конструкций, материалов, изделий, оборудования, технической документации, возможных неблагоприятных для Заказчика последствиях в результате выполнения его указаний, иных, не зависящих от Подрядчика негативных для Заказчика обстоятельствах. При этом Подрядчик обязан приостановить работы до получения от Заказчика необходимых указаний. В случае невыполнения Подрядчиком этих обязанностей он не может претендовать на компенсацию дополнительных затрат, возникших вследствие указанных обстоятельств; ж) обеспечение сохранности конструкций, материалов, изделий, оборудования, инвентаря, другого имущества, предоставленного ему Заказчиком, от начала работ до подписания акта приемки-передачи выполненных работ; з) хранение документов, подтверждающих все затраты по выполнению работ; и) другие обязанности, установленные законодательством Республики Беларусь, нормативно-технической документацией и настоящим договором. 3.3. К обязанностям Заказчика относятся: а) передача Подрядчику в согласованные с ним сроки проектно-сметной документации и иных необходимых документов; б) передача Подрядчику конструкций, материалов, изделий, оборудования, поставка которых возложена на Заказчика, в соответствии с графиками этой передачи, увязанными со сроками выполнения работ; в) своевременное проведение комплексного опробования и испытания оборудования; г) своевременные расчеты за выполненные работы; д) организация и осуществление контроля и надзора за ходом и качеством выполнения работ, соблюдением сроков их выполнения (графика), правильностью использования Подрядчиком материалов Заказчика, не вмешиваясь при этом в оперативно-хозяйственную деятельность Подрядчика. При обнаружении отступлений от условий договора Заказчик обязан немедленно заявить об этом Подрядчику. В случае отсутствия такого заявления Заказчик теряет право в дальнейшем ссылаться на обнаруженные им недостатки; е) другие обязанности, установленные законодательством Республики Беларусь, нормативно-технической документацией и настоящим договором. По соглашению сторон отдельные обязанности Заказчика могут выполняться Подрядчиком. 3.4. Подрядчик несет ответственность за сохранность объекта в целом с даты начала работ по дату подписания акта сдачи-приемки объекта в эксплуатацию, после чего такая ответственность переходит к Заказчику. 4. СТОИМОСТЬ, СРОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ И ПОРЯДОК РАСЧЕТОВ 4.1. Общая стоимость работ - ________________________________. Если работы выполняются поэтапно, то общая стоимость работ включает в себя стоимость каждого этапа работ. Стоимость работ может быть изменена в случае внесения заказчиком изменений в утверждаемую часть проектной документации, изменения законодательства о налогообложении, тарифах, сборах, в случае инфляционных процессов и по другим значимым причинам. 4.2. Срок выполнения работ (приблизительно): с _______________ по _______________. При этом срок строительства _______ (часть объекта): с __________ по ______________. срок строительства _______ (часть объекта): с __________ по ______________. 4.3. Оплата работ производится на основании подписанного сторонами акта приемки-передачи выполненных работ (этапа работ) в течение _________ банковских дней со дня подписания акта. Если работы выполняются поэтапно, то стороны подписывают график выполнения и оплаты этапов работ, в котором указываются сроки выполнения этапов работ, сроки оплаты этих этапов и другие условия. 4.4. Оплата производится путем банковского перевода платежными поручениями со счета Заказчика на счет Подрядчика. 4.5. Оплата производится в ________________. В случае изменения валюты платежа, а также иных условий платежа стороны подписывают дополнительное соглашение к договору, условия которого не могут противоречить законодательству Республики Беларусь. 4.6. Заказчик обязан выплачивать подрядчику авансы, которые, как правило, не должны быть меньше 50% стоимости работ, планируемых к выполнению в последующем месяце. При этом авансы, как правило, должны перечисляться не позднее 10 дней до начала работ. Наряду с указанными авансами договором подряда может предусматриваться перечисление заказчиком разовых (целевых) авансов на приобретение материальных ресурсов, поставка которых зависит от сезонности выполнения строительных работ или имеет иные особенности. Конкретные размеры, сроки и порядок перечисления авансов определяются в договорах подряда с учетом характера объекта, условий строительства и других факторов. Стоимость строительных работ, подлежащих оплате, определяется за вычетом ранее полученных подрядчиком авансов. Неиспользованные своевременно авансы подлежат индексации подрядчиком с учетом инфляции. Авансы, использованные не по целевому назначению, подлежат индексации подрядчиком с учетом инфляции и возврату заказчику по его требованию. 4.7. Некачественно выполненные работы оплате не подлежат, не оплачиваются до устранения дефектов и последующие технологически связанные с ними работы. После устранения дефектов ранее выполненные работы подлежат оплате по тарифам, действовавшим на первоначально установленную настоящим договором (графиком) дату их выполнения. При срыве по вине Подрядчика предусмотренного договором срока выполнения работы, выполненные после указанного срока, оплачиваются по тарифам, действовавшим на установленную настоящим договором дату их завершения. 4.8. При нарушении Заказчиком сроков перечисления платежей за выполненные работы их оплата производится с учетом инфляции на момент фактических расчетов. 4.9. Финансирование работ производится за счет ________________ (источник финансирования). 5. ПРИЕМКА-СДАЧА ВЫПОЛНЕННЫХ РАБОТ (ИХ РЕЗУЛЬТАТОВ) 5.1. По выполнении работ (этапа работ) Подрядчик письменно сообщает Заказчику о готовности к сдаче результата выполненных работ (этапа работ). При получении такого сообщения Заказчик обязан в течение 3-х рабочих дней приступить к их приемке. Приемка осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь и нормативно-технической документации. Заказчик организует и осуществляет приемку за свой счет. В предусмотренных законодательством случаях в приемке должны участвовать представители государственных органов, органов местного управления и самоуправления. 5.2. Приемка-сдача результата работ (этапа работ) оформляются актом, подписанным обеими сторонами. При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом с указанием мотивов отказа, и акт подписывается другой стороной. Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными. В случаях, когда это предусмотрено законодательством либо вытекает из характера выполняемых по договору работ приемке результата работ должны предшествовать предварительные испытания. И тогда приемка может осуществляться только при положительном результате предварительных испытаний. Заказчик вправе отказаться от приемки результата работ при обнаружении недостатков, которые исключают возможность его целевого использования и не могут быть устранены Подрядчиком или Заказчиком. 6. ГАРАНТИЙНЫЕ СРОКИ 6.1. На принятые в эксплуатацию объекты и выполненные работы устанавливается гарантийный срок 2 года. Стороны могут установить более длительный гарантийный срок, что указывается в акте приемки-сдачи выполненных работ. Гарантия качества результата работ распространяется на все, что составляет результат работ. 6.2. Исчисление гарантийного срока начинается со дня подписания приемочной комиссией акта приемки-сдачи выполненных работ, являющихся предметом настоящего договора, а в случае создания объекта - со дня приемки этого объекта в эксплуатацию. Если объект и (или) работы не принимаются Заказчиком по не зависящим от Подрядчика причинам, то гарантийный срок исчисляется со дня, когда Заказчик должен был их принять. 6.3. Подрядчик несет ответственность за некачественно выполненные работы, обнаруженные в пределах гарантийного срока, если не докажет, что это произошло вследствие нормативного износа объекта (его частей), неправильной его эксплуатации, а также ненадлежащего ремонта объекта, произведенного Заказчиком. Наличие некачественно выполненных работ, обнаруженных в процессе эксплуатации объекта, оформляется соответствующим актом Заказчика и Подрядчика. Для участия в составлении акта, согласования сроков и порядка ликвидации дефектов Подрядчик обязан направить своего представителя не позднее 5 дней со дня получения письменного извещения Заказчика. В случае неявки представителя Подрядчика в установленный срок акт составляется Заказчиком в одностороннем порядке и направляется Подрядчику для устранения дефектов. В составлении акта о наличии дефектов, согласовании сроков и порядка их устранения по субподрядным работам участвует представитель субподрядчика. Течение гарантийного срока прерывается на все время, на протяжении которого объект не мог эксплуатироваться вследствие недостатков, за которые отвечает Подрядчик. 7. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ 7.1. Споры, вытекающие из договора, разрешаются путем переговоров, выставления письменных претензий. Срок рассмотрения претензии - 14 дней с момента получения. Неразрешенный сторонами спор передается на рассмотрение в компетентный государственный суд по месту нахождения ответчика. 7.2. Заказчик несет ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств, предусмотренных договором, и уплачивает неустойку (пеню) в действующих ценах (тарифах) Подрядчику в следующих случаях и размерах: а) за необоснованное уклонение от приемки выполненных работ (этапа работ) и оформления соответствующих документов, подтверждающих их выполнение, - 0,1% стоимости этих работ (этапа работ) за каждый день просрочки, но не более 10% от стоимости работ (этапа работ); б) несвоевременное перечисление аванса, средств на оплату выполненных и принятых в установленном порядке работ - 0,15% неперечисленной суммы за каждый день просрочки; в) нарушение сроков поставки конструкций, материалов, изделий, оборудования и инвентаря - 0,15% их стоимости за каждый день просрочки, но не более стоимости недопоставленных оборудования, конструкций, материалов, изделий и инвентаря. 7.3. Подрядчик несет ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств, предусмотренных договором, и уплачивает неустойку (пеню) в действующих ценах (тарифах) Заказчику в следующих случаях и размерах: а) за несвоевременное обеспечение готовности работ, в том числе непредоставление фронта работ, - 0,1% их стоимости за каждый день просрочки; б) нарушение сроков выполнения работ (этапа работ) - 0,15% стоимости этих работ (этапа работ) за каждый день просрочки, но не более 10% стоимости работ (этапа работ); в) несвоевременное устранение дефектов, выявленных в период гарантийного срока эксплуатации результата работ (объекта), - 0,15% стоимости работ по устранению дефектов за каждый день просрочки. 7.4. Кроме предусмотренных п. 7.2 и 7.3 договора санкций за неисполнение обязательств по договору сторона, нарушившая договор, возмещает другой стороне убытки в сумме, не покрытой неустойкой. Сторона, виновная в превышении установленных договором сроков выполнения работ (этапа работ), возмещает другой стороне причиненные этим убытки. 7.5. Окончание срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за его нарушение. 8. ИЗМЕНЕНИЕ И РАСТОРЖЕНИЕ ДОГОВОРА 8.1. Изменения в договор вносятся путем заключения сторонами дополнительного соглашения. При получении предложения о внесении изменений в договор сторона, получившая такое предложение, обязана рассмотреть его в 10-дневный срок. 8.2. Договор может быть расторгнут досрочно по обоюдному согласию сторон. Договор может быть расторгнут досрочно по предложению: а) Заказчика - если Подрядчик неоднократно допустил некачественное выполнение работ либо неоднократно нарушил сроки выполнения работ (этапы работ); б) Подрядчика - при неоплате Заказчиком выполненных в течение трех месяцев работ (этапа работ), при нарушении сроков предоставления Заказчиком более чем на один месяц конструкций, материалов, изделий, оборудования, инвентаря, а также передачи проектной документации. Договор может быть досрочно расторгнут по предложению любой из сторон, если на предложение о внесении существенных изменений в условия договора другая сторона не дала ответа в установленный срок, либо если вторая сторона ликвидируется в связи с ее банкротством. 8.3. Предложение о расторжении договора в письменном виде заинтересованная сторона направляет другой, которая обязана рассмотреть его в 20-дневный срок. При согласии второй стороны расторжение договора оформляется двусторонним актом. В нем указываются: объем и стоимость фактически выполненных Подрядчиком работ; перечень передаваемой Заказчику исполнительной документации; перечень и стоимость имущества Заказчика, не использованного Подрядчиком при выполнении работ на объекте; установленные законодательством Республики Беларусь или договором гарантийные обязательства по работам, принятым Заказчиком и отраженным в акте о расторжении договора; другие обязательства сторон, связанные с расторжением договора. 9. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 9.1. Договор вступает в силу с момента подписания сторонами и действует до момента исполнения сторонами всех своих обязательств. 9.2. Если после заключения и до прекращения действия договора принят акт законодательства Республики Беларусь, устанавливающий обязательные для Заказчика и Подрядчика требования, отличные от действовавших при заключении настоящего договора, его условия должны быть приведены в соответствие с этим актом законодательства, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь. 9.3. Подрядчик вправе привлекать на основании договоров субподряда для выполнения отдельных видов работ субподрядчиков с согласия Заказчика. Выполнение обязанностей Заказчика по работам, на которые Подрядчиком заключен договор субподряда, возлагается на Подрядчика, а обязанностей Подрядчика - на субподрядчика. Подрядчик несет перед Заказчиком ответственность за все работы, выполняемые им и субподрядчиками. 9.4. Отношения между сторонами, не урегулированные настоящим договором, регулируются законодательством _____________________________. РЕКВИЗИТЫ И ПОДПИСИ СТОРОН: Заказчик: Подрядчик: Место нахождения: _______________________ Место нахождения: _______________________ Почтовый адрес: _________________________ Почтовый адрес: _________________________ Банковский счет: _________________________ Банковский счет: _________________________ Телефон и факс: _________________________ Телефон и факс: _________________________ E-mail: __________________________________ E-mail: __________________________________ Контактное лицо: ________________________ Контактное лицо: ________________________

Выбор редакции
СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...

Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...

Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...

Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...
В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c) Н.Л. ШЕХОВСКАЯ, (c) Более полувека назад, предвидя суть грядущих преобразований в России,...
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...
В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...