Эпигенетическая теория личности эрика эриксона. Эпигенетическая теория Э


Введение

Эрик Эриксон (1902 - 1994) - один из выдающихся эго-психологов XX века, постфрейдист. Его интересовало эго и его адаптивные способности в развитии индивидуума. Э. Эриксон многое позаимствовал из теорий своих предшественников в психоанализе, и, оставаясь в рамках психоаналитической традиции, он разработал свою периодизацию развития личности, свою психоаналитическую концепцию детства.

«Детство и общество» - его первая книга, опубликованная Эриксоном в 1950 году (переиздана в 1963 году). Ее появление обязано практике психоанализа, как отметил в ней автор. В основном в данной книге рассматриваются связь детства и социальной жизни, Эриксон приводит исследования детства у двух племен африканских индейцев сиу и юрок, он говорит о развитии ЭГО, кризисах, конфликтах и рассматривает юность и идентичность.

О своей книге Эриксон говорит как о «концептуальных путевых заметках», он подчеркивает, что это - книга об исторических процессах «Детство и общество» пользовалась популярностью, и именно благодаря данной книге он был признан ведущим представителем эго-психологии.

Эпигенетическая направленность теории Э. Эриксона

Теория психосоциального, или как еще называют эпигенетического развития, возникла из психоанализа.

Эриксон полагает, что человек в течение всей своей жизни проходит через несколько стадий, универсальных для всего человечества. Раскрытие данных стадий регулируется с помощью эпигенетического принципа созревания. Под эпигенетическим принципом Э. Эриксон подразумевает, во-первых, что личность развивается постепенно, осуществляется переход от ступени к ступени благодаря желанию личности развиваться и двигаться вперед, а, во-вторых, общество, как считает Эриксон, устроено таким образом, что развитие социальных возможностей человека всегда одобряется обществом, оно старается сохранять и поддерживать данную тенденцию.

В своей первой книге «Детство и общество» Э. Эриксон делит всю жизнь человека на «восемь возрастов человека», то есть на стадии психосоциального развития эго. Э. Эриксон утверждает, что стадии - это исход эпигенетического раскрывающегося определенного «плана личности», который передаются генетически.

Эпигенетический принцип, равно как и эпигенетическая концепция развития заключается в том, что каждая стадия жизни человека, его определенного цикла жизни, наступает в определенный для нее момент, или как говорит Эриксон - в «критический период». Не менее важным является и то, что только путем последовательного прохождения в своем развитии таких критических периодов, личность полноценно формируется. Нужно подчеркнуть, что каждая стадия сопровождается определенным для того возраста психологическим кризисом и особой задачей развития. Каждая задача развития, которая выдвигается обществом, заключается в определенном соотношении между двумя крайними полюсами. Результат борьбы и есть развитие личности. При достижении равновесия можно говорить о приобретении новой формы эго-идентичности. При этом решение задач сводится к зависит от достигнутого уровня развития самого индивида.

Хотелось бы остановиться и чуть подробнее поговорить о каждой из восьми стадий психосексуального развития.

Первая стадия (I) - Орально-респираторно-сенсорная, как называет ее Э. Эриксон. Но общепринято называть ее орально-сенсорной стадией. Она состоит из двух фаз, подобно З. Фрейду, но Э. Эриксон вторую фазу в своей книге обозначает Второй стадией (II),которая имеет иной, в отличие от первой стадии, модус.

Понятие модус органа Э. Эриксон трактует подобно З. Фрейду - как зону концентрации сексуальной энергии, но в отличие от него, Э. Эриксону важен не столько сам орган, сколько его направленность функционирования. Например, если в младенческом возрасте эрогенная зона - это рот ребенка, то Фрейд рассматривает лишь саму эрогенную зону, т.е. рот, а Э. Эриксон способность получать (toget)через рот.

Теперь, мы можем подробнее рассмотреть данную стадию. Как было сказано выше, она состоит из двух фаз (стадий I иII):

В первой фазе (I стадии) данной стадии рассматривается эрогенной зоной орган - рот, он же формирует определенный модус развития, а именно доминирующие качества личности.Модальностью рта определяется сосание, то есть получение (toget) через рот пищи. Получение - это первая социальная модальность младенца, которую он постигает в жизни. Оптимальная совокупная ситуация, которая подразумевает готовность малыша получать то, что дают, заключается во взаимном регулировании малыша с матерью, которая позволит ему развивать способы получать по мере ее развития способов давать. За такую координацию для малыша высшая награда либидального удовольствия - удовольствие «оральное». Как пишет Э. Эриксон, - «По-видимому, рот и сосок - всего лишь центры общей ауры сердечного тепла и взаимности, которой наслаждаются и на которую отзываются релаксацией не только эти центральные органы, но и оба целых организма».

На этой стадии младенец живет и любит только посредством рта, а мать посредством своей груди. Господствующим модусом органа на данной стадии является первый из пяти - «инкорпоративный 1», при этом нельзя отвергать наличие других 4-х модусов («инкорпоративный 2», «ретентивный», «элиминативный», «интрузивный»), ведь для функционирования каких-либо телесных зон с впускно-выпускными отверстиями необходимо наличие всех модусов во вспомогательных ролях.

Как считает Э. Эриксон, младенец, получая то, что дают, и, научаясь заставлять другого делать то, чего бы ему хотелось, развивает ту необходимую основу своего эго, чтобы потом стать тем, кто дает. Этого можно достичь только посредством взаимной релаксации. Если этого не происходит, то ситуация взаимного регулирования распадается на попытки контролировать друг друга путем принуждения или фантазии, а в данном случае, младенец будет стараться получить то, чего не дополучил главным на тот момент стадии образом - сосанием, и делать он будет это посредством своей беспорядочной активности.

Во второй фазе (II стадии; возраст: Рождение - 1 год) главным органом так же является рот, но в качестве модальности выступает уже кусание, а не сосание, это происходит в связи с тем, что у ребенка режутся зубы. Социальной модальностью в данной фазе является взятие (taking) и удерживание (holdingonto) разных предметов. Модусом органа является 2-й модус «инкорпоративный 2». На данной стадии ребенок должен совершенствовать механизмы схватывания, исследования, а также присваивания всего, что будет находиться в пределах его досягаемости. Такое совершенствование происходит по мере того, как он научается перекатываться со спинки на животик, менять позы, приподниматься и садиться в своей кроватке. Однако именно в этом периоде появляются в жизни ребенка «добро» и «зло», конечно же, если прежде базисное доверие не было затронуто на первой стадии. Даже самое доброжелательное окружение, как говорит Э. Эриксон, не убережет ребенка от травматического изменения. Здесь сталкивается развитие импульсов и механизмов хватания, прорезывание зубов с возможным процессом отнятия от груди и отделения от матери. Как утверждает Э. Эриксон, момент отлучения от груди из-за кусания может быть началом разделенности, когда гнев ребенка, обращенный на зубы, мучающие его, направленный против лишающей груди матери сливается вместе с яростью, вызываемой бессилием своего собственного тела, и ведут к переживаю (садомазохистского характера) - сильного смятения, которое оставляет после себя ощущение, что когда - то давно человек разрушил единство с материнской средой.

Поэтому при внезапном отнятии от груди ребенка, мать должна компенсировать это своей эмоциональной поддержкой, успокаивающим присутствием, нежностью и лаской. При утрате любви матери ребенок же идет по пути младенческой депрессии или хроническому состоянию печали, который придаст всей будущей его жизни депрессивный оттенок.

На данной стадии возникает конфликт «базисное доверие против базисного недоверия», и в зависимости от того, в пользу какого из полюсов он разрешается, определяется особая задача развития, вследствие которой, у младенца зарождаются базисные чувства доверия или же недоверия к себе и миру.

Вторая стадия (III стадия; возраст:1-3 года), или третья стадия по Э. Эриксону называется анально-уретрально-мышечная (общепринято, как и анально-мышечная). Эрогенной зоной данной стадии являются выделительные органы, которые имеют свою модальность - опорожнение кишечника и мочевого пузыря, от чего дети получают удовольствия на данном этапе. Также на данном этапе развиваются новые социальные модальности - отпускание (lettinggo) и удержание (holdingon). Благодаря развитию мышечной системы и более регулярному стулу, ребенку становится доступным способность произвольного расслабления, выталкивания и удержания и их чередования по желанию. Анальная зона является модальной зоной двух модусов, конфликтующих между собой, которые впоследствии должны сменять друг друга. Модусы органа - «ретентивный» и «элиминативный». В этом возрасте дети то хранят или прячут различные предметы, то выкидывают их от себя, все это объясняется ретентивно-эмилинативными модусами.

Если ребенка на данном этапе его развития лишать возможности расслабленно и без принуждения удовлетворять свою потребность, то он будет искать удовлетворения и контроля, регрессируя, либо фальшиво прогрессируя, поскольку будет чувствовать себя лишенным власти в своем теле и бессильным во внешнем мире.

В данной стадии возникает второй конфликт, в котором автономия борется против стыда и сомнения. Для того, чтобы конфликт этой стадии развернулся в положительную сторону, младенец должен чувствовать, что его базисное доверие не находится под угрозой. В зависимости от того, в чью пользу разрешается конфликт, определяется его задача развития, вследствие которой, младенец может приобрести такие качества, как независимость и самостоятельность, либо стыда и сомнения в своих действиях.

Третья стадия (IV стадия по Э. Эриксону; возраст:3-6 лет) называется локомоторно-генитальная. Эрогенная зона - это гениталии. Модальностью является интерес к гениталиям обоих полов. Появляется новая социальная модальность «делания» («maling»), имеются в виду такие занятия, которые принесут выгоду, преимущество и др., т.е. занятия, приносящие личностный успех. В данной стадии господствует модус органа «интрузивный». Именно он служит признаком фантазий и «подобных» активностей. Все они заключаются в интрузии (вторжении) в другие тела, например, посредством напористого и агрессивного говорения производится вторжение в умы и уши других людей. В данной стадии мальчики сталкиваются с пониманием того, что в половой сфере он уступает родителям. Некоторые следствия такого понимания составляют эдипов комплекс, который был описан З. Фрейдом. Девочки же сталкиваются с пониманием того, что у них нет пениса, как у мальчиков, поэтому они становятся не в состоянии поддерживать мечты о сексуальном равенстве. Что касается социальной модальности, то у мальчиков акцент на «делании» фаллически-интрузивными способами сохраняется, а у девочек он смещается к «деланию» с помощью приставания и провоцирования, либо делая себя привлекательной. В данном случае ребенок развивает в себе инициативу.

Однако «Эдиповы» желания ведут к смутным фантазиям, которые граничат с насилием и убийством, следствием чего является глубокое чувство вины. Данная ситуация предполагает, что происходит разрешение третьего конфликта - конфликта между инициативой и чувством вины. На этом заканчивается теория инфантильной сексуальности.

Четвертую стадию (V стадия по Э. Эриксону; возраст:6-12 лет) Э. Эриксон называет периодом психосексуального моратория, также эта стадия известна в психоанализе как латентная. Тут имеет место рудиментарный генеративный модус. С наступлением латентного периода развитый ребенок забывает или сублимирует потребность «делания» и учится заниматься полезным трудом и ищет признания. Можно сказать про этот период - «дремлющая сексуальность». Опасность стадии заключается в чувствах неполноценности и неадекватности. Как говорит Э. Эриксон, - «ребенок в этом случае переживает отчаяние от своей неумелости в мире орудий и видит себя обреченным на посредственность или неадекватность»

В Латентной стадии ищет решения следующий конфликт - конфликт трудолюбия против чувства неполноценности, в связи с чем, решается задача развития.

Пятая стадия (Возраст:12-19 лет)- Подростковая. Главное событие нормально развивающейся личности ребенка - установление эго-идентичности или интеграции, которая представляет собой накопленный опыт возможности эго интегрировать все идентификации с проблемами либидо. Таким образом «чувство идентичности эго - есть уверенность в том, что внутренняя тождественность и непрерывность сочетается с тождественностью и непрерывностью значения индивидуума для других, выявляемого в реальной перспективе «карьеры»» (Э. Эриксон, с.250). Другими словами подросток осознает образ его «Я», а также свое место в мире, он четко представляет, кем он является. Но существует опасность смешения ролей, не редко бывает сомнение в половой идентичности, но чаще подростков беспокоит неспособность понять свою профессиональную идентичность.

Тут подростку необходимо решить все свои старые задачи и обрести целостность личности. Поэтому конфликтом данной стадии является борьба между идентичностью и смешением ролей. Вследствие чего, задачей становится осознание себя и своего места в мире, а отрицательным полюсом является неуверенность в осознании собственного «Я»

Шестая стадия (Возраст:20-25 лет)называется Ранняя зрелость (или Молодость). Как пишет Э. Эриксон в своей монографии, - «Новоиспеченный взрослый, появившийся в результате поисков и упорного отстаивания собственной идентичности, полон желания и готов слить свою идентичность с идентичностью других». Это говорит о том, что настала стадия для поиска своего спутника жизни. Стремлением к этому является овладение всеми своими модальностями поведения. Все модусы органа уже подчинены самому индивиду, и не диктуют ему путь развития, как в ранее разобранных стадиях. Опасностью на данной стадии является одиночество или изоляция, люди, у которой задачей развития стало одиночество, обычно готовы изолировать или уничтожить тех людей, которые кажутся им опасными для них самих. Это говорит о отголосках непринятия своей идентичности на предыдущей стадии. Также на данной стадии мы можем сказать о генитальности в последний раз, ведь на данной стадии проявляется именно истинная генитальность. Не стоит понимать любовь как сексуальное влечение, говорил Э. Эриксон, также он полагал, что появление такого зрелого чувства любви подготавливает переход на следующую стадию.

Конфликт на данной стадии заключается в борьбе между близостью и изоляцией. Конфликт разрешается решением задачи развития в ту или иную сторону.

Седьмая стадия (Возраст:26-64 лет) называется Средняя зрелость (или Зрелость). Э. Эриксон говорит о том, что зрелый человек хочет чувствовать себя нужным, а зрелость нуждается в одобрении со стороны своих детей и внуков, о которых должна заботиться. Под генеративностью Э. Эриксон понимает полную заинтересованность в том, как устроена жизнь нового поколения и в заинтересованности его наставления. В тех случаях, когда не удается достичь генеративности, формируется регрессия с потребностью псевдоблизости, чаще всего с чувством обеднения личной жизни.

Тут имеет место конфликт между генеративностью и стагнациями. Задачей этого периода является противостояние творческих сил человека против застоя в жизни.

Восьмая стадия (Возраст:65 лет - смерть) - Поздняя зрелость (Старость). Последняя стадия включает в себя целостность эго, четкого определения Э. Эриксон не дает, но приводит несколько примеров. Целостность эго - это уверенность в стремлении к порядку и смыслу. Это - постнарциссическая любовь (не себя), как переживание опыта. Это - принятие своего цикла жизни как правильного и верного, не требующего перемен. Это - хорошие отношения с образом жизни и с прошлыми занятиями, увлечениями. В таком случае «смерть теряет свою мучительность», - как выразился Э. Эриксон. Но есть и другой исход жизни, это отсутствие или утрата всей накопленной интеграции эго, оно выражается в страхе смерти. Отчаяние выражает мысли о том, что времени осталось мало, чтобы попытаться что-то изменить.

В стадии Старости либо личность приобретает целостное представление о себе, либо разочаровывается в жизни и отчаивается. Так выражена задача развития данного периода. А решается она к конфликте между целостностью эго и отчаянием.

Сравнительная характеристика взглядов Э. Эриксона и З. Фрейда

Эрик Эриксон являлся одним из последователей Зигмунда Фрейда. Он многое позаимствовал из его теории, но и предложил свою собственную теорию.

Начать нужно с того, что Э. Эриксон говорит о психосоциальном развитии, в отличие от З. Фрейда, выдвигает свое положение о психосексуальном развитии.

Но при этом Э. Эриксон объясняет структуру личности так же, как делал это З. Фрейд.

Их методы исследования психики различались, у Э. Эриксона - психо-исторический метод, Э. Фрейд работал посредством психоанализа.

Самым главным отличием концепции Э. Эриксона является выделение восьми стадий психосоциального развития личности, у З. Фрейда их всего пять, но первые 4 стадии имеют схожую идею.

Они оба использовали понятие сексуальной энергии либидо.

Э. Эриксон рассматривает периоды от рождения до самой смерти, З. Фрейд же ограничивает развитие личности восемнадцатью годами.

У З. Фрейда ребенок развивается только в определенной системе: отец, мать и ребенок, Э. Эриксон же больше внимания уделяет ребенку в социокультурной среде.

Эриксон рассуждает о кризисах и задачах развития, с которыми сталкивается каждый человек, проходя какую-то определенную стадию развития.

Данные ученые по-разному трактовали влияние бессознательного на жизнь человека. Э. Эриксон старался понять, каковы способности человека для преодоления каких-либо трудностей. З. Фрейд же связывал это влияние с пережитыми психическим травмами в детстве.

Как говорилась выше, модус органа они трактуют так же по-разному. Повторюсь, для З. Фрейда модусом органа являлся сам орган, как зона концентрации сексуальной энергии, а для Э. Эриксона модусом органа являлась его направленность функционирования.

Виды идентичности

Поскольку каждой определенной стадии психосоциального развития отвечают свои общественные ожидания, которые индивид может оправдать или не оправдать, решив задачу своего развития, тогда он либо принимается обществом, либо общество отвергает его. В связи с этим положением Э. Эриксон решил выделить два главных понятия своей концепции - это понятия групповой идентичности и эго-идентичности.

Групповая идентичность - это определенным образом ориентированное на включение в социальную группу воспитание жизни ребенка с первого дня его жизни, которое направлено на формирование мироощущения характерного для данной группы.

Идентичность эго - обладает свойством формироваться одновременно с групповой идентичностью. Эго-идентичность - это такое чувство идентичности, которое формирует чувство устойчивости, непрерывности и тождественности своего «Я». Можно сказать, что эго-идентичность - это и есть целостность личности.

Основные этапы становления личности (модус, основной конфликт, базисные чувства)

Понятие модус органа Э. Эриксона разбиралось в первом разделе, но повторим.

Модус органа - это зона концентрации сексуальной энергии, которую Эриксон понимает как функциональную направленность самого органа, но не как сам орган.

Снова приведем пример, если в младенческом возрасте эрогенная зона - это рот ребенка, а модальностью будет, например, сосание или кусание, то направленностью функционирования будет способность получать (toget)или взятие (taking) и удерживание (holdingonto). Так же это называется социальными модальностями.

Если рассматривать эпигенетическую карту, которую Э.Эриксон составляет по ходу написания книги, то мы увидим там, что он дал названия пяти модусам, каждый из которых означает социальную модальность. Каждая зона взаимодействует со всем и модусами. Эриксон связывает эти модусы с тремя зонами - «орально-сенсорной», «анальной», «генитальной». Но на каждой стадии развития господствует лишь один модус.

Инкорпоративный 1 - (от лат. incorporatio)Инкорпорация - это включение в свой состав, присоединение.

Инкорпоративный 2

Ретентивный - задерживание, удерживаие, сдерживание.

Элиминативный - выведение, устранение, отпускание.

Интрузивный - (от лат. intrusus - втолкнутый) - это активное внедрение во что-либо.

Тем основным конфликтом, который можно выделить, проанализировав теорию психосоциального развития Э. Эриксона, является как раз сам факт преодоления проблем, которые возникают в результате соотнесения одного модуса с какой-либо зоной.

Изначально базисное доверие формируется у младенца в первую очередь посредством материнской груди, материнской заботы, ласки и любви.

Э. Эриксон говорит о том, что младенцу необходимо обрести базисное доверие к себе и к миру, чтобы нормально развиваться дальше.

Виды кризисов. Их характеристика и значение

Кризис, как считает Э. Эриксон - это «поворотные пункты», «моменты выбора между прогрессом и регрессом, интеграцией и задержкой». Если сказать иными словами, то кризисы необходимы для достижения зрелости какого-то определенного уровня, чтобы появилась возможность соответствовать требованиям социума, которое предъявляет индивиду свои социальные требования.

Таким образом, кризис - это необходимый внезапный поворот, за которым следует либо развитие личности, либо ее регрессия.

Для разрешения кризиса на протяжении всех 8 стадий перед индивидом встают конфликты, борьба в которых происходит между двумя полюсами, между двумя крайними возможностями исхода событий в будущем индивида. Таким образом эти конфликты и являются задачами развития, ведь, только решим конфликт, перед индивидом встанет задача. Результат борьбы и есть развитие личности. Но не всегда результат бывает положительным в ситу тех или иных причин, поэтому личность, развиваясь, может в определенный момент регрессировать.

Основные конфликты и задачи мы разбирали более подробно в первой части данной анализа монографии, где указывали их характеристику, поэтому лишь повторимся. Решение этих задач - есть решение кризиса.

Базисное доверие против базисного недоверия.

Автономия против стыда и сомнения.

Инициатива против чувства вины.

Трудолюбие против чувства неполноценности

Идентичность против смешения ролей

Близость против изоляции

Генеративность против стагнации

Целостность эго против отчаяния

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

1. Психоаналитическая теория З. Фрейда описывает стадии психосексуального развития личности на основе проявления либидо (половой энергии) и способа его удовлетворения. Неудовлетворенное либидо приводит к остановке развития или фиксации определенных черт личности, которые могут быть неустранимы или ярко проявляются в процессе последующего воспитания. На оральной стадии (первый год жизни) либидо удовлетворяется кормлением. На анальной стадии (1-3 года) либидо удовлетворяется в чувственном наслаждении процессами выделения. На фаллической стадии (3-5 лет) либидо связано с гениталиями и осознанием сексуальных различий. Ребенок испытывает сильное бессознательное влечение к родителю противоположного пола. Развивается Эдипов комплекс у мальчиков (соперничество с отцом) и комплекс Электры у девочек (соперничество с матерью). Латентная стадия (5-12 лет) сопровождается уменьшением сексуальной силы либидо, оно переносится на освоение общечеловеческого опыта в процессе обучения и социализации, на развитие отношений со сверстниками. На генитальной стадии (12-18 лет) в подростковый период возвращается сила либидо, связанная с половыми органами. Формируется половая идентичность, стремящаяся удовлетворить свою потребность с противоположным полом. Цель этого периода - формирование зрелой сексуальности, способности любить другого человека.

2 . 3этапа теории Хорни. 1 этап - работы по женской психологии, написанных в 1920-х и начале 1930-х годов, Хорни пыталась видоизменить идеи Фрейда о зависти к пенису, женском мазохизме, женском развитии, оставаясь в рамках ортодоксальной теории. Благодаря работе «Женская психология», она была признана «первой леди психоанализа». Второй этап отождествляют с неофрейдистской школой, (Э. Фромм, Г. Салливан, К. Томсон и А. Кардинер) . В «Невротической личности нашего времени» (1937) и «Новых путях психоанализа» Хорни порвала с Фрейдом и развила психоаналитическую парадигму, в соответствии с которой культура и нарушенные человеческие отношения рассматриваются в качестве самых важных причин невротического развития. Это легло в основу терапии по принципу «здесь и сейчас». В 1940-е годы Хорни завершила разработку своей зрелой теории - 3 этап. В книгах «Внутренние конфликты» (1945) и «Неврозы и человеческое развитие» (1950) Хорни утверждает, что человек борется с тревогой, вызванной ощущением опасности, сознанием, что его не любят и не ценят, отказываясь от своих истинных чувств и тщательно разрабатывая стратегии защиты,что отдаляет их от реального «я». Основатель гуманистической психологии .

3.Индивидуальная психология А. Адлера.У ченик З. Фрейда и основатель индивидуальной психологии. Стимулом считается не сексуальное влечение, а стремление к превосходству . Социальность, целеполагаемость, целостность, субъективность, самоопределение - это единство создает в индивидуальной психологии представление человеке как о неделимой единице.

4. Эпигенетическая теория Э. Эриксона имеет центральное понятие «идентичность» - как«субъективное... ощущение тождества и целостности», которое формируется на протяжении всей жизни и проходит ряд стадий. Движущая сила развития - быть самим собой в своих глазах и в восприятии других. Каждая стадия развития - это борьба, динамическое соотношение позитивного и негативного варианта развития. Цель борьбы - включение субъекта в более широкое социальное окружение. В период младенчества в общении с матерью разрешается противоречие между надеждой и безнадежностью, позитивным образованием является базисное доверие к миру, а деструктивным новообразованием - уход от общения и деятельности. В раннем детстве в общении с родителями разрешается противоречие между самостоятельностью и зависимостью: положительное новообразование - воля, а деструктивные - импульсивность или соглашательство. В возрасте игры у ребенка под влиянием семейных отношений в борьбе личной инициативы против чувства вины и страха в благоприятном случае формируется целеустремленность, в неблагоприятном - заторможенность. В школьном возрасте в среде одноклассников и учителей происходит выбор личности или в сторону предприимчивости, компетентности, умелости или чувство неполноценности и инертность. Противоречие подросткового периода решается в среде сверстников. Идентичность против смешения идентичности в результате формирует или способность к верности, или застенчивость и негативизм. В юности (21-25 лет) среди друзей, сексуальных партнеров, соперников и сотрудников осуществляется выбор между интимностью и изоляцией.

В целом, результат развития идентичности личности приведет в положительном случае к способности любить, в неблагоприятном разрешении - к исключению кого-либо (или себя) из круга интимных отношений.

Здравствуйте, дорогие читатели!
Наша команда экспертов рада приветствовать на образовательном портале, где мы оказываем помощь в вопросах, связанные с самыми популярными дисциплинами, такими как русский язык, физика, психология и т.д. Вас интересует, в чем заключается смысл эпигенетическая теория Э. Эриксона?

В начале хочется отметить, что данная дисциплина, психология, масштабна. Поэтому, для глубокого и основательного понимания темы, разберемся, что принято называть психологией? ПСИХОЛОГИЯ – это наука, которая изучает закономерности возникновения, развития, а также функционирования психики человека, а также группы людей. После того, как мы выяснили основные положения изучаемой науки, переходим к системному рассмотрению следующих терминов, которые будут часто встречаться в сегодняшней теме: ЛИЧНОСТЬ, ПСИХОЛОГИЯ, ТЕОРИЯ, ОСНОВА, РАЗВИТИЕ.

ЛИЧНОСТЬ – это относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, морально-волевых и социально-культурных качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. ТЕОРИЯ – это учение, система идей или принципов. Является совокупностью обобщённых положений, образующих науку или её раздел. ОСНОВА – это фундамент чего-либо. РАЗВИТИЕ – это сложный процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему.

Стоит отметить, что теория Э.Эриксона так, же, как и теория А.Фрейд, возникла из практики психоанализа. Э.Эриксон создал психоаналитическую концепцию об отношениях «Я» и общества. Вместе с тем, его концепция — это концепция детства. Основная задача Э.Эриксона состояла в разработке новой психоисторической теории развития личности с учетом конкретной культурной среды.

Дополним, что ритуализация в человеческом поведении — основанное на соглашении взаимодействие по меньшей мере двух людей, к-ые возобновляют его через определенные интервалы времени в повторяющихся обстоятельствах; оно имеет важное значение для «Я» всех участников.

Стадии ритуализации по Э.Эриксону:

  • младенчество – взаимность (религия);
  • раннее детство – различение добра и зла (суд);
  • игровой возраст – драматическая разработка (театр);
  • школьный возраст – формальные правила (школа);
  • юность – солидарность убеждений (идеология).

Стоит отметить, что данная концепция Э.Эриксона (теория) называется эпигенетической концепцией жизненного пути личности и является неотъемлемой в жизни каждого человека. Я рассчитываю, что Вы усвоили пройденную тему сегодняшнего урока. Если же что-то осталось непонятным из данной темы, Вы всегда можете задать волнующий Вас вопрос.
Желаем успехов в учебе и в творческой деятельности!

Эпигенетическая теория Эриксона представляет собой восьмиэтапную концепцию, которая описывает, как личность развивается и изменяется на протяжении всей жизни. Это совокупность взглядов, объясняющих природу формирования индивида с момента его зачатия и вплоть до старости. Она повлияла на понимание того, как дети развиваются в детстве и в дальнейшей жизни.

По мере того как каждый человек продвигается в социальной среде, от младенчества до смерти, он сталкивается с различными проблемами, которые бывают преодолены или могут привести к трудностям. Хотя каждый этап основывается на опыте более ранних стадий, Эриксон не верил, что овладение каждым периодом необходимо для того, чтобы перейти к следующему. Как и другие теоретики подобных идей, ученый полагал, что эти ступени произошли в предопределенном порядке. Такое действие стало известно, как эпигенетический принцип.

Схожие принципы

Эпигенетическая теория Эриксона имеет некоторые сходства с работой Фрейда о психосексуальной стадии, но с некоторыми ключевыми отличиями. Его учитель сосредоточился на влиянии Ид (Оно). Фрейд полагал, что личность во многом сформировалась к тому моменту, когда ребенку исполнилось пять лет, в то время как личность Эриксона охватывает всю продолжительность жизни.

Другое важное отличие состоит в том, что, хотя Фрейд подчеркивал важность детских переживаний и бессознательных желаний, его последователь уделял больше внимания роли социальных и культурных влияний.

Разбор частей теории

Есть три ключевых компонента эпигенетической теории Эриксона:

  1. Эго-идентичность. Постоянно меняющееся чувство себя, которое возникает благодаря социальным взаимодействиям и опыту.
  2. Сила эго. Это развивается, когда люди успешно справляются с каждой стадией развития.
  3. Конфликт. На каждом этапе формирования люди сталкиваются с каким-то типом разногласий, который служит поворотным моментом в процессе последовательного продвижения.

Этап 1: доверие против недоверия

Мир безопасен и предсказуем, опасен и хаотичен. В эпигенетической теории Эриксона указано, что первая стадия психосоциального развития была сосредоточена на ответах, на эти важные вопросы.

Младенец входит в мир совершенно беспомощным и зависимым от попечителей. Эриксон считал, что в течение этих первых двух критических лет жизни важно, чтобы кроха узнал, что родителям (опекунам) можно доверять в удовлетворении всех потребностей. Когда о ребенке заботятся и его или ее нужды обеспечиваются должным образом, он развивает чувство, что миру можно доверять.

Что происходит, если малышом пренебрегают или его, или ее потребности не удовлетворяются с какой-либо реальной последовательностью. При таком сценарии у него может развиться чувство недоверия к миру. Он может ощущаться как непредсказуемое место, и люди, которые должны любить и заботиться о ребенке, не могут быть надежными.

Некоторые важные вещи, которые следует помнить о стадии доверия и недоверия:

  1. Если этот этап завершен успешно, ребенок появится с добродетелью надежды.
  2. Даже когда возникают проблемы, человек с таким качеством будет чувствовать, что он может обратиться к любимым за поддержкой и заботой.
  3. Те, кто не сможет обрести эту добродетель, будут испытывать страх. Когда возникает кризис, они могут чувствовать себя безнадежно, тревожно и неуверенно.

Этап 2: автономия против стыда и сомнения

Согласно следующему утверждению в эпигенетической теории Э. Эриксона, по мере того как младенцы вступают в детские годы, они становятся все более независимыми. Не только начинают ходить самостоятельно, но и осваивают процессы выполнения ряда действий. Дети часто хотят делать больше выбора в отношении вещей, которые влияют на их жизнь, отдают предпочтение каким-либо продуктам и видам одежды.

Эти действия не только играют важную роль в становлении более независимым человеком, они также помогают определить, развивают ли личности чувство автономии или сомнения в отношении своих способностей. Те, кто успешно пройдут этот этап психосоциального формирования, проявят силу воли или чувство в том, что они могут предпринять значимые действия, которые повлияют на происходящее с ними.

Дети, которые развивают эту автономию, будут чувствовать себя уверенно и комфортно в внутри себя. Воспитатели могут помочь малышам добиться успеха на этой стадии, поощряя выбор, позволяя им принимать решения и поддерживая эту возросшую независимость.

Какие действия могут привести к неудаче на этой ступени, вопрос интересный. Родители, которые слишком критичны, которые не позволяют своим детям делать выбор, или которые слишком контролируют, могут способствовать стыду и сомнению. Индивиды, как правило, выходят из этой стадии без чувства собственного достоинства и уверенности в своих силах, они могут стать чрезмерно зависимыми от других.

Некоторые важные вещи, которые нужно помнить о этапах автономии и стыда, и сомнения:

  1. Этот период помогает установить курс для дальнейшего развития.
  2. У детей, которые преуспеют в это время взросления, будет большее чувство собственной независимости.
  3. Те, которые ведут усиленную борьбу, могут чувствовать стыд за свои усердие и способности.

Этап 3: инициатива против вины

Третья стадия эпигенетической теории Э. Эриксона связана с развитием у детей чувства инициативности. С этого момента сверстники становятся более важными, так как маленькие личности начинают больше общаться с ними в их окрестностях или в классе. Дети начинают больше притворяться, что играют в игры и общаются, часто придумывая забавы и планируя занятия с подобными себе.

На этом этапе эпигенетической теории развития Эриксона для личности важно выносить суждения и планировать свои действия. Дети также начинают отстаивать больше власти и контроля над окружающим их миром. В этот период родители и опекуны должны побуждать их исследовать, а также принимать соответствующие решения.

Важные моменты об инициативе против чувства вины:

  1. Дети, которые успешно справляются с этой стадией, проявляют инициативу, а те, кто этого не делает, могут испытывать чувство вины.
  2. Добродетель в центре этой ступени — цель, или чувство, что они имеют контроль и власть над некоторыми вещами в мире.

Этап 4: окружение против неполноценности

В школьные годы до подросткового возраста дети вступают в психосоциальную стадию, которую Эриксон в эпигенетической теории развития называет «окружение против неполноценности». В это время они сосредоточены на развитии чувства компетентности. Не удивительно, что школа играет важную роль на этом этапе развития.

По мере взросления дети приобретают способность решать все более сложные задачи. Они также заинтересованы в том, чтобы стать искусными и опытными в различных делах, у них раскрываются склонности в изучении новых навыков и решении задач. В идеале дети получат поддержку и похвалу за выполнение различных занятий, таких как рисование, чтение и письмо. Получая это позитивное внимание и подкрепление, подрастающие личности начинают формировать уверенность в себе, необходимую для достижения успеха.

Так что же происходит, если дети не получают похвалы и внимания от других за освоение чего- то нового, вопрос очевидный. Эриксон в эпигенетической теории личности считал, что неспособность овладеть этой стадией развития в итоге приведет к чувству неполноценности и неуверенности в собственных силах. Основная добродетель, возникающая в результате успешного завершения этой психосоциальной ступени, известна как компетентность.

Основы психосоциального развития в зависимости от отрасли:

  1. Поддержка и поощрение детей помогает им осваивать новые навыки, приобретая при этом чувство компетентности.
  2. У детей, которые борются на этом этапе, могут возникнуть проблемы с уверенностью в себе, когда они станут старше.

Этап 5: идентичность и ролевая путаница

Любой, кто ясно помнит бурные подростковые годы, может, вероятно, сразу понять стадию эпигенетической теории личности Эриксона в противовес роли и текущим событиям. На этом этапе подростки начинают изучать основной вопрос: «Кто я?». Они сосредоточены на изучении чувства себя, выяснения того, во что они верят, кто они и кем хотят стать.

В эпигенетической теории развития Эриксон выразил свое мнение в том, что формирование личной идентичности является одним из важнейших этапов жизни. Прогресс в ощущении себя служит своего рода компасом, который помогает направлять каждого человека на протяжении всей его или ее жизни. Что же нужно, чтобы развить хорошую индивидуальность, вопрос, который беспокоит многих. Требуется способность исследовать, которую нужно подпитывать поддержкой и любовью. Дети часто проходят разные фазы и исследуют различные способы самовыражения.

Важное в стадии идентичности и путаницы:

  1. Те, кому позволено пройти это личное исследование и успешно овладеть этой стадией, появляются с сильным чувством независимости, личного участия и ощущением себя.
  2. Кто не в состоянии завершить эту ступень формирования, часто вступают во взрослую жизнь, смущенные тем - кто они на самом деле и чего они хотят от себя.

Основная добродетель, которая появляется после успешного завершения этой стадии, известна как верность.

Этап 6: близость против изоляции

Любовь и романтика являются одними из главных забот многих молодых людей, поэтому неудивительно, что шестая стадия эпигенетической теория личности Э. Эриксона сосредоточена именно на этой теме. Такой период начинается примерно с 18 и 19 лет и продолжается до 40 лет. Центральная тема этой стадии сосредоточена на формировании любовных, длительных и поддерживающих отношений с другими людьми. Эриксон полагал, что чувство самостоятельности, которое установилось на этапе смешения идентичности и роли, играет жизненно важное значение в способности устанавливать крепкие и любящие отношения.

Успех в этот период развития приводит к прочным связям с другими, в то время как неудача может привести к чувству изоляции и одиночества.

Основная добродетель на этой стадии в эпигенетической теории личности Э. Эриксона — это любовь.

Этап 7: производительность против стагнации

Более поздние годы взрослой жизни отмечены необходимостью создать что-то, что будет продолжаться и после ухода человека. По сути, люди начинают чувствовать необходимость оставить какой-то прочный след в мире. Это может включать воспитание детей, заботу о других или оказание какого-либо положительного воздействия на общество. Карьера, семья, церковные группы, социальные организации и другие вещи могут способствовать чувству выполненного долга и гордости.

Важные моменты, которые следует помнить в эпигенетической направленности теории Эриксона:

  1. Те, кто овладевают этой стадией развития, представляют себя с чувством, что они оказали значительное и ценное влияние на окружающий их мир и развивают основную добродетель, которую Эриксон называл заботой.
  2. Люди, которые не справляются с этой задачей эффективно, могут чувствовать себя не вовлеченными, непродуктивными и даже отрезанными от мира.

Этап 8: честность против отчаяния

Финальную ступень эпигенетической теории развития личности Э. Эриксона кратко можно описать в нескольких ключевых моментах. Длится она примерно с 65 лет и до конца жизни человека. Это, может быть, последний его этап, но все же важный. Именно в это время люди начинают размышлять о том, как они прошли свой жизненный путь, большинство из них спрашивают себя: «А хорошую ли жизнь прожил я?» Личности, которые вспоминают о важных событиях с гордостью и достоинством, будут чувствовать себя удовлетворенными, в то время как те, кто смотрит назад с сожалением испытают горечь или даже отчаяние.

Основные моменты в стадии психосоциального развития в духе целостности и отчаяния:

  1. Люди, успешно прошедшие последнюю стадию жизни, являют себя с чувством мудрости и понимают, что прожили достойную и значимую жизнь, даже несмотря на то, что им придется столкнуться со смертью.
  2. Те, кто растратил годы впустую, и они лишены смысла, будут испытывать грусть, гнев и сожаление.

Описание значения

Психосоциальная теория Эриксона широко и высоко ценится. Как и в любой концепции, у нее есть критики, но в целом она считается фундаментально значимой. Эриксон был психоаналитиком, а также гуманистом. Таким образом, его теория полезна далеко за пределами психоанализа — она ​​является существенной для любого изучения, связанного с личным осознанием и развитием — себя или других.

Если рассматривать эпигенетическую теорию развития личности Эриксона кратко, то можно обнаружить заметный, но не значительный, фрейдистский элемент. Поклонники Фрейда сочтут это влияние полезным. Люди, которые несогласны с ним, и особенно его психосексуальной теорией, могут игнорировать фрейдистский аспект и все же находить идеи Эриксона лучшими. Его совокупность взглядов стоит особняком и не зависит от понятий его учителя и ценится за надежность и актуальность.

Помимо фрейдовского психоанализа, Эриксон разработал собственную теорию в основном из своих обширных практических полевых исследований, сначала с сообществами коренных американцев, а затем также из своей работы по клинической терапии, связанной с ведущими психиатрическими центрами и университетами. Он активно и скрупулезно проводил свою работу с конца 1940-х до 1990-х годов.

Разработка основных положений

Если рассматривать кратко эпигенетическую теорию развития Э. Эриксона можно выделить ключевые моменты, повлиявшие на дальнейшее становление этого учения. Концепция решительно включила культурные и социальные аспекты в биологическую и сексуально ориентированную идею Фрейда.

Эриксон смог сделать это благодаря его сильному интересу и состраданию к людям, особенно молодым, а также благодаря тому, что его исследования проводились в обществах, далеких от более загадочного мира кушетки психоаналитика, что по существу было подходом Фрейда.

Это помогает восьмиэтапной концепции Эриксона стать чрезвычайно мощной моделью. Она очень доступна и, очевидно, актуальна для современной жизни с нескольких точек зрения, для понимания и объяснения того, как личность и поведение развиваются в людях. Таким образом, принципы Эриксона имеют огромное значение в обучении, воспитании детей, самосознании, управлении и разрешении конфликтов и в целом, для понимания себя и других.

Основы для появления будущей модели

И Эриксон, и его жена Джоан, которые сотрудничали как психоаналитики и писатели, страстно интересовались развитием детства и его влиянием на общество взрослых. Его работа актуальна так же, как когда он впервые изложил свою оригинальную теорию, фактически учитывая современное давление на общество, семью, отношения и стремление к личному становлению и реализации. Его идеи, вероятно, более актуальны, чем когда-либо.

Изучая кратко эпигенетическую теорию Э. Эриксона, можно отметить утверждения ученого о том, что люди испытывают восемь стадий психосоциального кризиса, которые существенно влияют на развитие и личность каждого человека. Джоан Эриксон описала девятую стадию после смерти Эрика, но на восьмиступенчатую модель чаще всего ссылаются и рассматривают как стандарт. (Работа Джоан Эриксон над «девятой стадией» появляется в ее редакции 1996 года «Завершенный жизненный цикл: обзор».). Ее труд не рассматривается как канонический при изучении проблем с развитием человека и его личности.

Появление термина

Эпигенетическая теория Эрика Эриксона относится к «психосоциальному кризису» (или психосоциальным кризисам, являющимся множественным числом). Этот термин является продолжением использования Зигмундом Фрейдом слова «кризис», который представляет собой внутренний эмоциональный конфликт. Можно описать этот вид разногласия как внутреннюю борьбу или вызов, с которым человек должен договориться и иметь дело, чтобы расти и развиваться.

«Психосоциальный» термин Эриксона происходит от двух исходных слов, а именно - "психологический" (или корня, «психо», относящихся к уму, мозгу, личности.) и "социальный" (внешние отношения и окружение). Изредка можно увидеть понятие расширенное до биопсихосоциального, в котором "био" относится к жизни, как к биологическому.

Создание этапов

Рассматривая кратко эпигенетическую теорию Эриксона можно определить преобразование структуры его научного труда для оценки личности. Успешное прохождение через каждый кризис предполагает достижение здорового соотношения или баланса между двумя противоположными диспозициями.

Например, здоровый подход на первой стадии формирования (доверие против недоверия) можно охарактеризовать как переживание и рост через кризис "Доверие» (людей, жизни и будущего развития), а также прохождение и развитие подходящей способности для «Недоверия», где это уместно, чтобы не быть безнадежно нереалистичным или легковерным.

Или переживать и расти на второй стадии (автономия против стыда и сомнения), чтобы быть, по сути, «Автономным» (быть собственной личностью, а не бессмысленным или трепетным последователем), но обладать достаточной способностью для «Стыда и Сомнения», чтобы обрести свободомыслие и независимость, а также этичность, внимательность и ответственность.

Эриксон назвал эти успешные сбалансированные результаты «Основными добродетелями» или «Основными преимуществами». Он определил одно конкретное слово, которое представляет их силу, приобретенную на каждом этапе, что обычно встречается в диаграммах психоаналитика и письменной теории, а также в других объяснениях его работы.

Эриксон также определил второе поддерживающее слово «сила» на каждой стадии, которое наряду с основной добродетелью подчеркивало здоровый результат на каждой ступени и помогало передать простое значение в резюме и диаграммах. Примерами основных достоинств и поддерживающих сильных слов являются «Надежда и стремление» (с первого этапа доверие против недоверия) и «Сила воли и самоконтроль» (со второго этапа автономия против стыда и сомнения).

Ученый использовал слово «достижения» в контексте успешных результатов, потому что оно подразумевало получение чего-то четкого и постоянного. Психосоциальное развитие не является завершенным и необратимым: любой предыдущий кризис может эффективно вернуться к любому, хотя и в другом облике, с успешными или неудачными результатами. Возможно, это помогает объяснить, как преуспевающие могут падать от благодати и как безнадежные неудачники могут в итоге достичь великих целей. Никто не должен успокаиваться, и у всех есть надежда.

Развитие системы

Позже в своей жизни ученый стремился предостеречь от интерпретации своего труда в «шкале достижений», в которой стадии кризиса представляют собой единственное безопасное достижение или цель крайнего «позитивного» варианта, обеспеченного раз и навсегда. Это исключило бы ряд возможных ошибок с оценкой личности.

Э. Эриксон в эпигенетической теории с возрастными периодами отметил, что ни на одной стадии не может быть достигнуто добро, которое непроницаемо для новых конфликтов, и что верить в это опасно и неуместно.

Этапы кризиса не являются четко определенными шагами. Элементы имеют тенденцию перекрываться и смешиваться от одной ступени к другой и к предыдущим. Это широкая основа и концепция, а не математическая формула, которая точно воспроизводит всех людей и ситуации.

Эриксон в эпигенетической теории развития личности стремился указать, что переход между этапами перекрывается. Кризисные периоды соединяются друг с другом как переплетенные пальцы, а не как ряд аккуратно сложенных коробок. Люди не просыпаются внезапно однажды утром и не вступают в новую жизненную стадию. Изменения не происходят в регламентированных четких шагах. Они градуированные, смешанные и органические. В этом отношении ощущение модели аналогично другим гибким рамкам человеческого развития (например, «Цикл скорби» Элизабет Кюблер-Росс и «Иерархия потребностей Маслоу»).

Когда человек безуспешно проходит через стадию психосоциального кризиса, у него развивается тенденция к той или иной из противоборствующих сил (либо к синтонической, либо к дистонической, на языке Эриксона), которая затем становится поведенческой тенденцией или даже психической проблемой. Грубо говоря, можно назвать это «багажом» знаний.

Эриксон подчеркнул значение и "взаимности" и «порождаемости» в своей теории. Условия связаны между собой. Взаимность отражает влияние поколений друг на друга, особенно в семьях между родителями, детьми и внуками. Каждый потенциально влияет на опыт других, проходя через различные стадии кризиса. Генеративность, фактически названное расположение в пределах одной из стадий кризиса (генеративность против застоя, стадия седьмая), отражает значительную взаимосвязь между взрослыми и наилучшими интересами личностей — собственных детей и в некотором роде всех остальных, и даже следующего поколения.

Влияние родословной и семьи

Эпигенетическая теория Эриксона с возрастными периодами отмечает, что поколения влияют друг на друга. Очевидно, что родитель формирует своим примером психосоциальное развитие ребенка, но, в свою очередь, его личностный рост зависит от опыта общения с чадом и создаваемого давления. То же можно сказать в отношении бабушек и дедушек. Опять же, это помогает объяснить, почему, будучи родителями (или учителями, или братьями и сестрами, или бабушкой и дедушкой), люди изо всех сил стараются хорошо справиться с молодым человеком, чтобы решить свои эмоциональные проблемы.

Психосоциальные стадии эпигенетической теории Эриксона четко разграничивают наступления новых периодов. Однако в зависимости от самого индивидуума их срок может различаться. В некотором смысле развитие действительно достигает пика на седьмом этапе, так как на восьмом речь идет больше об оценке и о том, как человек использовал жизнь. Перспектива дарить и вносить позитивные изменения для будущих поколений перекликается с гуманитарной философией ученого, и именно это, возможно, больше, чем что-либо еще, позволило ему разработать такую ​​мощную концепцию.

Подводя итог

Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона ознаменовала собой существенное отличие от многих более ранних идей в том, что она была сосредоточена на поэтапном развитии, сопровождающим человека на протяжении всей его жизни. Сегодня многие психологи предпочитают концепции, которые менее сфокусированы на наборе заранее определенных ступеней, и признают, что индивидуальные различия и переживания часто означают, что развитие может заметно отличаться от одного человека к другому.

Некоторая критика теории Эриксона заключается в том, что она мало говорит о первопричинах каждого кризиса формирования. Он также имеет тенденцию быть несколько расплывчатым в отношении различий между событиями, которые отмечают разницу между успехом и провалом на каждом этапе. Кроме того, в теории отсутствует какой-либо объектный способ определения того, прошел ли человек конкретную стадию развития.

Эрик Эриксон , ученик Фрейда, создал новую теорию на базе учения Фрейда о фазах психо - сексуального развития. Теория Эриксона - это теория психо - социального развития, она включает восемь стадий развития “Я”, на каждой из которых прорабатываются и уточняются ориентиры по отношению к себе и к внешней среде. Эриксон отмечал, что изучение личностной индивидуальности становится такой же стратегической задачей второй половины ХХ века, какой было изучение сексуальности во времена З. Фрейда, в конце ХIХ века. Отличие теории Эриксона от теории Фрейда состоит в следующем:

Во-первых, 8 стадий по Эриксону не ограничиваются только детством, а включают развитие и трансформацию личности в течение всей жизни от рождения и до глубокой старости, утверждая, что и для взрослого и зрелого возраста характерны свои кризисы, в ходе которых решаются соответствующие им задачи.

Во-вторых, в отличие от пансексуальной теории Фрейда, развитие человека, по Эриксону, складывается из трех взаимосвязанных, хотя и автономных процессов: соматического развития, изучаемого биологией; развития сознательного «я», изучаемого психологией, и социального развития, изучаемого общественными науками.

Основной закон развития - «эпигенетический принцип», согласно которому на каждом новом этапе развития возникают новые явления и свойства, которых не было на предшествующих стадиях процесса.

Эриксон выделяет 8 основных задач, которые человек, так или иначе, решает в течение своей жизни. Эти задачи присутствуют на всех возрастных этапах, на протяжении всей жизни. Но каждый раз одна из них актуализируется с очередным возрастным кризисом. Если она решается в положительном ключе, то человек, научившись справляться с подобного рода проблемами, дальше чувствует себя в похожих ситуациях более уверенно. Не пройдя успешно какой-либо возрастной период, он чувствует себя как школьник, не умеющий решать задачи какого-то типа: “вдруг спросят, вдруг уличат, что не умею”.

Ситуация эта не является необратимой: учиться никогда не поздно, но она осложняется тем, что время, отведенное на решение данной проблемы, упущено. Новые возрастные кризисы выводят на первый план новые проблемы, каждый возрастной этап “подбрасывает” свои задачи. А на старые, привычные часто не хватает ни сил, ни времени, ни желания уже. Так и тянутся они в виде отрицательного опыта, опыта поражений. В таких случаях говорят, что за человеком тянется “хвост проблем”. Таким образом, Э. Эриксон рассматривает соответствие между стадиями взросления и проблемами, которые человек, не решив на определенной стадии, потом так и тянет за собой всю жизнь.

Этапы развития психики по Эриксону :

I стадия. Орально-сенсорная

Соответствует оральной стадии классического психоанализа.

Возраст: первый год жизни.

Задача этапа: базисное доверие против базисного недоверия .

: энергия и надежда.

Степень доверия младенца к миру зависит от заботы, проявляемой к нему. Нормальное развитие происходит, когда его потребности быстро удовлетворяются, он долго не испытывает недомогания, его баюкают и ласкают, с ним играют и разговаривают. Поведение матери уверенно и предсказуемо. В таком случае вырабатывается доверие к миру, в который он пришел. Если он не получает должного ухода - вырабатывается недоверие , боязливость и подозрительность.

Задача этого этапа - проработать необходимый баланс между доверием и недоверием к миру. Это поможет, уже будучи взрослым, не поддаваться на первую же рекламу, но и не быть “человеком в футляре”, недоверчивым и подозрительным ко всему и ко всем.

В результате удачного прохождения этой стадии вырастают люди, которые черпают жизненную веру не только в религии, но и в общественной деятельности и научных занятиях. Не прошедшие удачно эту стадию люди, даже если исповедуют веру, фактически, каждым вздохом выражают недоверие к людям.

II стадия. Мышечно-анальная

Совпадает с анальной стадией фрейдизма.

Возраст 2-й - 3-й годы жизни.

Задача этапа : автономия против стыда и сомнения.

Ценные качества, приобретаемые на этом этапе : самоконтроль и сила воли.

На этом этапе на первый план выходит развитие самостоятельности на основе моторных и психических способностей. Ребенок осваивает различные движения. Если родители предоставляют ребенку делать самому то, что он может, у него вырабатывается ощущение, что он владеет своими мышцами, своими побуждениями, самим собой и, в значительной мере, средой. Появляется самостоятельность.

Если воспитатели проявляют нетерпение и спешат сделать за ребенка то, на что он и сам способен, развивается стыдливость и нерешительность. Если родители постоянно бранят ребенка за мокрую постель, запачканные штанишки, пролитое молоко, разбитую чашку и т.п. - у ребенка закрепляется чувство стыда и неуверенность в своих способностях управлять собой и окружением.

Внешний контроль на этой стадии должен твердо убеждать ребенка в его силах и возможностях, а также защищать от анархии.

Исход этой стадии зависит от соотношения сотрудничества и своеволия, свободы самовыражения и ее подавления. Из чувства самоконтроля , как свободы распоряжаться собой без утраты самоуважения , берет начало прочное чувство доброжелательности , готовности к действию и гордости своими достижениями, чувство собственного достоинства. Из ощущения утраты свободы распоряжаться собой и ощущения чужого сверхконтроля происходит устойчивая склонность к сомнению и стыду .

III стадия. Локомоторно-генитальная

Стадия инфантильной генитальности, соответствует фаллической стадии психоанализа.

Возраст: 4 - 5 лет - дошкольный возраст.

Задача этапа : инициатива (предприимчивость) против чувства вины.

Ценные качества, приобретаемые на этом этапе : направление и целеустремленность.

К началу этой стадии ребенок уже приобрел множество физических навыков, начинает сам придумывать себе занятия, а не просто отвечать на действия и подражать им. Проявляет изобретательность в речи, способность фантазировать.

От того, как реагируют взрослые на затеи ребенка, во многом зависит перевес качеств в характере. Дети, которым предоставлена инициатива в выборе деятельности (бегать, бороться, возиться, кататься на велосипеде, санках, коньках), вырабатывают предприимчивость. Закрепляет ее готовность родителей отвечать на вопросы (интеллектуальная предприимчивость) и не мешать фантазировать и затевать игры.

Если взрослые показывают ребенку, что его деятельность вредна и нежелательна, вопросы назойливы, а игры бестолковы, он начинает чувствовать себя виноватым и уносит это чувство вины во взрослую жизнь. Опасность этой стадии - в возникновении чувства вины за свои цели и поступки в ходе наслаждения новым локомоторным и ментальным могуществом, которые требуют энергичного обуздания. Поражение ведет к покорности, чувству вины и тревоги. Подавляются и сдерживаются излишне оптимистические надежды и дикие фантазии.

На этой стадии происходит самое важное по последствиям разделение между потенциальным триумфом человека и потенциальным тотальным разрушением. И именно здесь ребенок навсегда становится разделившимся внутри себя : на детский набор, сохраняющий изобилие потенциалов роста, и родительский набор, поддерживающий и усиливающий самоконтроль, самоуправление и самонаказание. Развивается чувство моральной ответственности.

Ребенок на этой стадии склонен учиться быстро и жадно, стремительно взрослеть в смысле разделения обязанностей и дел. Хочет и может заниматься совместными делами, вместе с другими детьми придумывает и планирует дела. Подражает идеальным прототипам. Эта стадия связывает мечты раннего детства с целями активной взрослой жизни.

IV стадия. Латентная

Соответствует латентной фазе классического психоанализа.

Возраст 6 - 11 лет.

Задача этапа: трудолюбие (умелость) против чувства неполноценности.

Ценные качества, приобретаемые на этом этапе : система и компетентность.

Любовь и ревность находятся на этой стадии в скрытом состоянии (о чем и говорит ее название - латентная). Это годы начальной школы. Ребенок проявляет способность к дедукции, организованным играм, регламентированным занятиям. Интерес к тому, как вещи устроены, как их приспособить, освоить. В эти годы он напоминает Робинзона Крузо и часто интересуется его жизнью.

Когда детей поощряют мастерить , строить шалаши и авиамодели, варить, готовить и рукодельничать, когда им разрешают довести начатое дело до конца , хвалят за результаты, тогда у ребенка вырабатывается умелость, способности к техническому творчеству.

Когда родители видят в трудовой деятельности ребенка одно “баловство ” и “пачкотню ”, это способствуют выработке у него чувства неполноценности. Опасность этой стадии - чувство неадекватности и неполноценности. Если ребенок отчаивается в своих орудиях труда и рабочих навыках или занимаемом месте среди товарищей, то это может отбить охоту к идентификации с ними, ребенок считает себя обреченным на посредственность или неадекватность. Он учится завоевывать признание , занимаясь полезным и нужным делом.

Окружение ребенка на этой стадии уже не ограничивается домом . Влияние не только семьи, но и школы. Отношение к нему в школе оказывает существенное влияние на уравновешенность психики. Отставание вызывает чувство неполноценности. Он уже убедился на опыте, что в лоне семьи нет осуществимого будущего. Систематическое обучение - во всех культурах происходит на этой стадии. Именно в этот период более широкое общество становится важным в отношении предоставления ребенку возможностей для понимания значимых ролей в технологии и экономике общества.

Фрейд называет эту стадию латентной, т.к. неистовые влечения находятся в спячке. Но это лишь временное затишье перед бурей полового созревания, когда все более ранние влечения вновь появляются в новом сочетании, чтобы оказаться подчиненными генитальности.

V стадия. Подростковый возраст и ранняя юность

Классический психоанализ отмечает на этой стадии проблему “любви и ревности” к собственным родителям. Успешное решение зависит от того, найдет ли он предмет любви в собственном поколении. Это продолжение латентной стадии по Фрейду.

Возраст 12 - 18 лет.

Задача этапа: идентичность против смешения ролей.

Ценные качества, приобретаемые на этом этапе : посвящение и верность.

Главное затруднение на этой стадии - идентификационная спутанность, неспособность опознать свое “Я”.

Подросток созревает физиологически и психически, у него развиваются новые взгляды на вещи,

новый подход к жизни. Интерес к мыслям других людей, к тому, что они сами о себе думают.

Влияние родителей на этой стадии - косвенное. Если подросток благодаря родителям уже выработал доверие, самостоятельность, предприимчивость, и умелость, то его шансы на идентификацию, т.е. на опознание собственной индивидуальности значительно увеличиваются.

Обратное справедливо для подростка недоверчивого, неуверенного, исполненного чувства вины и сознания своей неполноценности. При трудностях самоидентификации проявляются симптомы путаницы ролей . Это часто бывает у малолетних преступников. Девочки, проявляющие в подростковом возрасте распущенность, очень часто обладают фрагментарным представлением о своей личности и свои беспорядочные связи не соотносят ни со своим интеллектуальным уровнем, ни с системой ценностей.

Обособленность круга и отвержение “чужаков”. Опознавательные знаки “своих” - одежда, макияж, жесты, словечки. Эта интолерантность (нетерпимость) - защита против “помрачения” сознания идентичности. Подростки стереотипизируют себя, свои идеалы, своих врагов. Часто подростки отождествляют свое “Я” с образом, противоположным тому, что ожидают их родители. Но иногда лучше ассоциировать себя с “хиппи” и т.п., чем вообще не обрести своего “Я”. Подростки испытывают способность друг друга хранить верность. Готовность к такому испытанию объясняет привлекательность для молодежи простых и жестких тоталитарных доктрин.

VI стадия. Ранняя взрослость

Генитальная стадия по Фрейду.

Возраст : период ухаживания и ранние годы семейной жизни. От конца юности до начала среднего возраста. Здесь и далее Эриксон уже четко не называет возраст.

Задача этапа : близость против изоляции.

Ценные качества, приобретаемые на этом этапе : аффилиация и любовь.

К началу этой стадии человек уже опознал свое “Я” и включился в трудовую деятельность.

Ему важна близость - не только физическая, но и способность заботиться о другом человеке, делиться с ним всем существенным без боязни потерять при этом себя. Новоиспеченный взрослый готов проявлять нравственную силу и в интимных, и товарищеских взаимоотношениях, оставаясь верным , даже если потребуются значительные жертвы и компромиссы. Проявления этой стадии - не обязательно в сексуальном влечении, но и в дружбе. Например, между однополчанами, сражавшимися бок о бок в тяжелых условиях, образуются тесные связи - образец близости в широком смысле.

Опасность стадии - избегание контактов, которые обязывают к близости. Избегание опыта близости из-за страха утратить эго приводит к чувству изоляции и последующему самопоглощению . Если ни в браке, ни в дружбе он не достигает близости - одиночество . Не с кем разделить свою жизнь и не о ком заботиться. Опасность этой стадии состоит в том, что и интимные, и соперничающие, и враждебные отношения человек испытывает к одним и тем же людям. Остальные - безразличны. И только научившись отличать схватку соперников от сексуального объятия, человек осваивает этическое чувство - отличительный признак взрослого человека. Только теперь проявляется истинная генитальность . Ее нельзя считать чисто сексуальной задачей. Она есть объединение способов подбора партнера, сотрудничества и соперничества.

VII стадия. Взрослость

Эту и последующую стадию классический психоанализ уже не рассматривает, он охватывает только период взросления.

Возраст : зрелый.

Задача этапа : генеративность против стагнации.

Ценные качества, приобретаемые на этом этапе : производство и забота.

Ко времени наступления этой стадии человек уже прочно связал себя с определенным родом занятий, а его дети уже стали подростками.

Для этого этапа развития характерна общечеловечность - способность интересоваться судьбами людей за пределами семейного круга, задумываться над жизнью грядущих поколений, формами будущего общества и устройством будущего мира. Для этого не обязательно иметь собственных детей, важно активно заботиться о молодежи и о том, чтобы в будущем людям легче жилось и работалось.

Те, у кого чувство сопричастности человечеству не выработалось, сосредоточиваются на самих себе, и их главной заботой становится удовлетворение своих потребностей, собственный комфорт, самопоглощенность.

Генеративность - центральный момент этой стадии - это заинтересованность в устройстве жизни и наставлении нового поколения. Хотя существуют отдельные лица, которые вследствие жизненных неудач или особой одаренности в других областях, не направляют этот интерес на свое потомство. Генеративность включает в себя продуктивность и креативность , но эти понятия не могут его заменить. Генеративность - самая важная стадия как психосексуального, так и психосоциального развития.

Когда такого обогащения не удается достичь , происходит регрессия к потребности в псевдоблизости, с чувством застоя и обеднением личной жизни. Человек начинает баловать себя , как если бы он был своим ребенком. Сам факт наличия детей или желания их иметь - это еще не генеративность.

Причины отставания - чрезмерное себялюбие, напряженное самосозидание преуспевающей личности за счет других сторон жизни, недостаток веры, доверия, ощущения, что он желанная надежда и забота общества.

VIII стадия. Зрелость

Возраст : пенсионный.

Задача этапа : целостность эго против отчаяния.

Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: самоотречение и мудрость.

Основная работа в жизни закончилась, настало время размышлений и забав с внуками.

Ощущение цельности, осмысленности жизни возникает у того, кто, оглядываясь на прожитое, ощущает удовлетворение. Кому прожитая жизнь представляется цепью упущенных возможностей и досадных промахов, осознает, что начинать все сначала уже поздно и упущенного не вернуть. Такого человека охватывает отчаяние при мысли о том, как могла бы сложиться, но не сложилась его жизнь. Безнадежность. Отсутствие или утрата накопленной целостности выражается в страхе смерти: единственный и неповторимый жизненный цикл не принимается как завершение жизни. Отчаяние выражает сознание того, что времени жить осталось мало, чтобы попытаться начать новую жизнь и испытать иные пути к целостности.

Отвращение скрывает отчаяние, хотя и в виде “массы мелких отвращений”, которые не складываются в одно большое раскаяние.

Сравнив эту стадию с самой первой, видим, как замыкается круг ценностей: целостность (integrity) взрослого и младенческое доверие, уверенность в честности (integrity) Эриксон обозначает одним и тем же словом. Он утверждает, что здоровые дети не будут бояться жизни, если окружающие их старики обладают достаточной целостностью, чтобы не бояться смерти.

Выбор редакции
КАК УЗНАТЬ СВОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ПО ДАТЕ РОЖДЕНИЯ!Советуем внимательно изучить этот нелегкий материал, примерить его к себе и внести...

Такой талисман, как Ци Линь, символизирует празднество, долгую жизнь, радость, великолепие, мудрость и появление знаменитых потомков....

Раньше мидии считались деликатесом и бывали на столах среднестатистических семей очень редко. Сейчас данный продукт стал доступен многим....

В преддверии новогодних и Рождественских праздников мы все чаще задаем себе совсем нериторический вопрос из вечной серии «что...
Одним из наиболее популярных фаршированных колбасных изделий является языковая колбаса. Для ее изготовления используют только самое...
СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...
Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...
Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...
Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...