Эвакуация населения по срочности. Эвакуация населения в условиях чс


Эвакуационные мероприятия

В определенных условиях, сложившихся в ходе чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, наиболее эффективным способом защиты населения является его эвакуация.

Эвакуация населения - комплекс мероприятий по организованному выводу и (или) вывозу населения из зон чрезвычайной ситуации или вероятной чрезвычайной ситуации, а также жизнеобеспечению эвакуированных в районе размещения (ГОСТ Р 22.0.02-94).

Эвакуация осуществляется в безопасные районы, в которых не действуют поражающие факторы соответствующего стихийного бедствия, аварии, природной или техногенной катастрофы. Эти районы могут быть заблаговременно подготовлены для размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуированных.

Эвакуация считается завершенной, когда все подлежащее эвакуации население вывезено (выведено) за границы зоны действия поражающих факторов. Пребывание эвакуированного населения в местах размещения обычно носит кратковременный характер.

Особенности проведения эвакуации определяются характером источника чрезвычайной ситуации (радиоактивное загрязнение или химическое заражение местности, землетрясение, снежная лавина, сель, наводнение и т.д.), пространственно-временными характеристиками воздействия поражающих факторов, численностью и охватом вывозимого (выводимого) населения, временем и срочностью проведения эвакомероприятий. Указанные признаки могут быть положены в основу классификации вариантов проведения эвакуации.

В зависимости от времени и сроков проведения выделяются упреждающая (заблаговременная) и экстренная (безотлагательная) эвакуация населения.

При получении достоверного краткосрочного прогноза о возможности возникновения стихийного бедствия или аварии может проводиться упреждающая (заблаговременная) эвакуация населения из зон возможного действия поражающих факторов (прогнозируемой зоны) чрезвычайной ситуации.

В случае возникновения и развития некоторых видов чрезвычайных ситуаций проводится экстренная (безотлагательная) эвакуация населения. Вывод населения из зоны чрезвычайной ситуации в этом случае, как правило, осуществляется при дефиците времени и в условиях воздействия на людей поражающих факторов.

Эвакуация населения может также проводиться в случае нарушения нормального жизнеобеспечения населения, при котором возникает угроза жизни и здоровью людей. Обычно это происходит, когда организация первоочередного жизнеобеспечения населения непосредственно в районе бедствия невозможна или экономически нецелесообразна, сложившийся уровень удовлетворения жизненно важных потребностей населения ниже допустимого, прогнозируемое время восстановления жизнеобеспечения превышает возможные сроки существования людей без жизнеобеспечения или при минимальном его уровне.

Критерии принятия решения на эвакуацию населения в случае нарушения систем и объектов жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях мирного времени показаны в таблице 9.4.

В зависимости от масштаба чрезвычайной ситуации и численности эвакуируемого населения могут быть выделены локальная, местная и региональная эвакуации.

Локальная эвакуация проводится в случае, если зона возможного воздействия поражающих факторов ограничена пределами отдельных городских микрорайонов или сельских населенных пунктов, при этом численность эваконаселения не превышает нескольких тысяч человек. В этом случае эвакуируемое население размещается, как правило, в примыкающих к зоне чрезвычайной ситуации населенных пунктах или непострадавших районах города.

Местная эвакуация проводится в том случае, когда зона чрезвычайной ситуации охватывает территории малых и средних городов, отдельные районы крупных городов, сельские районы. При этом численность эваконаселения может составлять от нескольких тысяч до десятков тысяч человек, которые размещаются, как правило, в безопасных районах, смежных с зоной чрезвычайной ситуации.

Региональная эвакуация осуществляется при условии распространения воздействия поражающих факторов на значительные площади, охватывающие территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации с высокой плотностью населения, включающие крупные города. При проведении региональной эвакуации вывозимое население может быть перемещено на значительные расстояния от постоянного места проживания.

В зависимости от охвата эвакуационными мероприятиями населения, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации, эвакуацию разделяют на общую и частичную.

Общая эвакуация предполагает вывоз (вывод) всех категорий населения из зоны чрезвычайной ситуации.

Частичная эвакуация осуществляется при необходимости вывода из зоны чрезвычайной ситуации только нетрудоспособного населения, детей дошкольного возраста, учащихся школ и профессионально-технических училищ.

Таблица 9.4

Критерии принятия решения на эвакуацию населения в случае нарушения систем и объектов жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях мирного времени

Основные системы жизнеобеспечения, выходящие из строя при ЧС

Жизненно важные потребности человека

Минимально допустимые нормы потребления, обеспечиваемые рассматриваемой системой жизнеобеспечения

Время, в течение которого человек без ущерба для здоровья может существовать без удовлетворения данных потребностей

Критерии для принятия решения об эвакуации

Топливоснабжение

0,02 т условного топливагод на человека

В холодное время года от нескольких часов до 2-3 суток

Возможный уровень удовлетворения жизненно важных потребностей ниже допустимого

Электроснабжение

112 квтчас на человека в год

Жилой фонд

2,5 кв. м на человека в течение нескольких месяцев

В холодное время года до 3 суток под открытым небом и до нескольких месяцев в палатках

Время восстановления систем, обеспечивающих удовлетворение жизненно важных потребностей человека, превышает время, которое он может прожить без удовлетворения этих потребностей, или удовлетворение их на уровне, значительно более низком, чем допустимый

Водоснабжение

Вода питьевая

2,5л (в жару 4 л) - 3-5 сут; 10-15 л-10 - 15 суг; далее 22,5-27,5 л (на человека в сут)

обеспечения

продуктами

Калорийность пиши от 1000-3000 ккалсут. Суточная потребность в белке 58-61 г (на человека)

Трое суток

Выбор варианта общей или частичной эвакуации зависит от вида стихийного бедствия, аварии, природной или техногенной катастрофы; масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации; степени риска проживания населения в ее зоне; долговременности ее последствий; степени необходимости хозяйственного использования производственных объектов, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.

Эвакуация населения планируется, организуется и осуществляется по производственно-территориальному принципу. Этот принцип предполагает, что вывод или вывоз рабочих, служащих, студентов, учащихся средних специальных учебных заведений и профессионально-технических училищ из зон чрезвычайных ситуаций организуется предприятиями, учреждениями, организациями и учебными заведениями. Эвакуация остального населения, не занятого в производстве и сфере обслуживания, организуется по месту жительства через жилищно-эксплуатационные органы.

Однако в определенных случаях эвакуация осуществляется только по территориальному принципу, т.е. непосредственно с места жительства или из других мест нахождения населения на момент объявления эвакуации. Это особенно характерно при эвакуации в ночное время, в выходные и праздничные дни, при нежелании населения эвакуироваться раздельно, не в составе семей, необходимости взять из дома личные вещи. В последующем, при наличии времени на воссоединение семей, все чаще в условиях мирного времени будет, видимо, практиковаться эвакуация с мест жительства.

Способы эвакуации и сроки ее проведения зависят от масштабов чрезвычайной ситуации, численности оказавшегося в опасной зоне населения, подлежащего срочной эвакуации, наличия транспорта, других местных ресурсов и условий. Население эвакуируется транспортом, пешим порядком или комбинированным способом. Последний основан на сочетании вывода максимально возможного количества людей с одновременным вывозом остальной части населения имеющимся транспортом. При этом транспортом планируется вывозить, как правило, людей, которые не могут передвигаться пешим порядком. Комбинированный способ эвакуации в наиболее полной мере отвечает требованию по осуществлению эвакомероприятий в максимально сжатые сроки.

Временное размещение населения проводится в зданиях общественного назначения (гостиницы, дома отдыха, кинотеатры, спортивные сооружения, общежития и т.п.). Порядок размещения доводится до всех категорий населения. Регистрация эвакоконтингента проводится, как правило, непосредственно в местах размещения.

При наличии достоверного краткосрочного прогноза о возможности возникновения чрезвычайной ситуации и получении положительного заключения компетентных органов о необходимости эвакуации проводятся подготовительные мероприятия. Их цель - создание благоприятных условий для организованного вывоза или вывода людей из возможной зоны чрезвычайной ситуации.

К подготовительным мероприятиям относятся:

  • - приведение в готовность эвакоорганов и уточнение порядка их работы;
  • - уточнение численности населения, подлежащего эвакуации пешим порядком и транспортом;
  • - распределение транспортных средств по станциям (пунктам) посадки, уточнение расчетов маршевых колонн и закрепление их за пешими маршрутами;
  • - подготовка маршрутов эвакуации, установка дорожных знаков и указателей, оборудование мест привалов;
  • - подготовка к развертыванию сборных эвакуационных пунктов и пунктов посадки - высадки;
  • - проверка готовности систем оповещения и связи;
  • - приведение в готовность имеющихся защитных сооружений.

Право принятия решения на проведение эвакуации принадлежит руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, на территории которых прогнозируется или возникла чрезвычайная ситуация.

В случаях, требующих принятия безотлагательного решения, экстренная эвакуация, носящая локальный характер, может осуществляться по указанию (распоряжению) начальника дежурной (диспетчерской) службы потенциально опасного объекта.

С получением сигнала на проведение эвакуации осуществляются следующие мероприятия:

  • - оповещение руководителей эвакоорганов, предприятий и организаций, а также населения о начале и порядке проведения эвакуации;
  • - развертывание и приведение в готовность эвакоорганов;
  • - сбор и подготовка к отправке населения, подлежащего эвакуации;
  • - формирование и вывод к исходным пунктам на маршрутах пеших колонн, подача транспортных средств в пункты посадки и посадка эвакуируемых на транспорт;
  • - вывод и (или) вывоз эвакуируемого населения из зоны чрезвычайной ситуации;
  • - прием и размещение эваконаселения в безопасных районах, в том числе заблаговременно подготовленных по первоочередным видам жизнеобеспечения.

В зависимости от специфических условий конкретной чрезвычайной ситуации и материально-технических возможностей приведенные содержание и порядок эвакомероприятий могут меняться и приспосабливаться к этим условиям и возможностям.

Эвакуация при различных видах стихийных бедствий, аварий, природных и техногенных катастроф имеет свои особенности.

При землетрясениях в случае разрушения или повреждения основных систем жизнеобеспечения эвакуация может носить местный или региональный масштабы.

Оповещение и информирование населения о порядке проведения эвакомероприятий при выходе из строя территориальных систем оповещения осуществляются при помощи оборудованного громкоговорящими устройствами автотранспорта, а также с помощью изготовленных для этой цели указателей, транспарантов и другой наглядной информации.

Эвакуация из зон крупномасштабных землетрясений, как правило, оказывается возможной только после восстановления транспортных систем, поскольку автомобильный и воздушный транспорт заняты эвакуацией пострадавших (пораженных).

Эвакуация при землетрясениях осуществляется с развертыванием сборно-эвакуационных пунктов в пострадавших районах. В качестве этих пунктов, а также мест временного размещения подлежащего эвакуации населения используются городские площадки, стадионы и другие безопасные места. При этом потерявшее кров население может быть временно размещено в полевых лагерях, палатках, юртах, вагонах-домиках, сборных домиках, железнодорожных вагонах, на судах водного транспорта.

Эвакуация населения из селеопасных районов может проводиться при угрозе формирования селевого потока, в период его формирования, а также, при необходимости, после прохождения селевого потока.

При угрозе формирования селевого потока проводится упреждающая эвакуация населения. Сроки завершения мероприятий по вывозу (выводу) населения за границы возможной зоны чрезвычайной ситуации определяются на основе краткосрочного прогноза возникновения селеопасности, который выдается на период от одних до трех суток.

В период формирования селевого потока, когда краткосрочный прогноз возникновения селя отсутствует, проводится экстренная эвакуация населения. Экстренность проведения эвакуации определяется оперативным прогнозом времени добегания селевой волны до защищаемого объекта (населенного пункта, жилого массива, туристической базы и т.п.). Проведение экстренной эвакуации предполагает вывод (вывоз) населения из четырехчасовой зоны возможного добегания селевого потока. За пределами этой зоны эвакуация населения проводится по мере возникновения реальной угрозы.

Эвакуация населения из лавиноопасных районов проводится при угрозе схода снежных лавин, в период их схода и после него в случае разрушения объектов жизнеобеспечения. Эвакуация организуется по территориальному принципу в один этап без развертывания сборного эвакуационного пункта.

При угрозе схода снежных лавин эвакуация носит упреждающий характер и имеет локальный или, редко, местный масштаб. Она должна быть завершена до определенного краткосрочным прогнозом момента возникновения лавины. При этом краткосрочный прогноз возникновения лавины дается на период от нескольких часов (обычно не менее четырех) до нескольких суток (не более двух).

При упреждающей эвакуации за пределы поражаемых лавиной зон выводятся жители тех населенных пунктов, которые в силу особенностей застройки могут быть приведены в негодность для дальнейшего проживания в результате схода лавины ожидаемой мощности.

После начала схода лавин при необходимости обычно проводится экстренная эвакуация локального масштаба. При этом временно проживающим на лавиноопасной территории (отдыхающим в санаторно-курортных учреждениях, на туристических базах, альпинистских лагерях) предоставляется незамедлительная возможность выехать за пределы зоны бедствия. Постоянно проживающее в данной местности население эвакуируется в ближайшие нелавиноопасные районы.

Эвакуация населения в случае радиационных аварий может иметь как локальный, местный, так и региональный масштаб в зависимости от возможных последствий радиационной аварии. Решение на эвакуацию населения принимается на основании прогнозируемой или сложившейся радиационной обстановки и прогнозируемого облучения населения.

Критерии принятия решений на эвакуацию населения из зон радиоактивного загрязнения приведены в таблице 9.5.

Таблица 9.5

Критерии принятия решений на эвакуацию населения из зон радиоактивного загрязнения

Эвакуация населения в этом случае проводится по территориальному принципу, за исключением отдельных объектов (интернаты, детские дома, медицинские учреждения психоневрологического профиля и т.п.), эвакуация которых предусматривается по производственному принципу.

Эвакуация населения проводится в два этапа:

  • - на первом этапе эваконаселение доставляется от мест посадки на транспорт до промежуточного пункта эвакуации, расположенного на границе зоны радиоактивного загрязнения;
  • - на втором этапе эваконаселение выводится (вывозится) с промежуточного пункта в спланированные места временного размещения.

В целях предотвращения необоснованного облучения населения на первом этапе посадка в транспортные средства проводится, как правило, непосредственно в местах нахождения людей (у подъездов домов, возле служебных зданий, защитных сооружений).

Промежуточные пункты эвакуации создаются на внешней границе зоны радиоактивного загрязнения и должны обеспечивать учет, регистрацию, дозиметрический контроль, санитарную обработку, медицинскую помощь, пересадку с "грязного" (используемого в зоне чрезвычайной ситуации) на "чистый" (используемый вне зоны радиоактивного загрязнения) транспорт и отправку эвакоконтингента к местам временного размещения. Там же, при необходимости, может проводиться замена или специальная обработка одежды и обуви эвакуируемых.

Характерной особенностью проведения эвакуации населения с радиационно загрязненных территорий является использование для вывоза людей крытого транспорта, исключающего попадание пыли внутрь салона (кузова).

Если населенные пункты, из которых при радиационной аварии эвакуировано население, оказываются вошедшими в зоны отчуждения и отселения, то эвакуированные уже не возвращаются в места постоянного проживания.

Эвакуация при авариях на химически опасных объектах также имеет свои особенности. В случае прогноза такой аварии производится упреждающая эвакуация в места, заведомо безопасные при ожидаемой аварии.

При произошедшей аварии на химически опасном объекте проводится экстренный вывод (вывоз) населения, попадающего или попавшего в зону химического заражения, за границы распространения облака аварийно химически опасного вещества. Возможный экстренный вывод (вывоз) населения планируется заблаговременно по данным предварительного прогноза и проводится из тех домов и сооружений, которые попадают в зону возможного заражения.

Население, проживающее в непосредственной близости от химически опасного объекта, ввиду быстрого распространения облака АХОВ может не выводиться из опасной зоны, а укрываться на верхних или нижних этажах (в зависимости от характера распространения АХОВ) в жилых, производственных и служебных зданиях и сооружениях с проведением герметизации помещения и с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания.

При химической аварии на транспорте вывод (вывоз) населения из зоны заражения и временное его размещение проводятся в оперативном порядке с учетом реально складывающейся обстановки.

В зависимости от вида и масштабов аварии с выбросом АХОВ в окружающую среду и продолжительности действия поражающих факторов пребывание эвакоконтингента в районах его временного размещения может составить от нескольких часов до нескольких суток.

Эвакуация населения как способ защиты особенно широко применяется при гидродинамических авариях с образованием волн прорыва и зон катастрофического затопления, а также при наводнениях природного происхождения - половодьях и паводках .

Прогнозировать прорыв плотин затруднительно, и сам прорыв в большинстве случаев происходит внезапно. Поэтому для гидродинамических аварий наиболее актуальна экстренная эвакуация. Она проводится из заранее определенной еще при проектировании гидроузла зоны возможного катастрофического затопления по сигналу о прорыве плотины. Поскольку скорость распространения волны прорыва может достигать 25 км/ч на равнинной местности и 100 км/ч в предгорной и горной местностях, время на оставление опасной зоны оказывается очень маю. Поэтому особенно успешно эвакуация проходит при наличии в зоне вероятного катастрофического затопления в нижнем бьефе плотины локальной автоматизированной системы оповещения о гидродинамической аварии и распространении волны прорыва.

Эвакуация организуется в два этапа. На первом этапе население в организованном порядке или самостоятельно на любых видах транспорта и пешим порядком срочно покидает пределы зоны катастрофического затопления. Маршруты имеют при этом незначительную протяженность и с учетом рельефа местности направлены в основном в противоположную от водотока сторону. На втором этапе население доставляется в места временного размещения.

Эвакуация при наводнениях природного происхождения проводится заблаговременно или безотлагательно. Для упреждающей эвакуации необходим достоверный краткосрочный прогноз наводнения, позволяющий организовать сборные эвакуационные пункты. Экстренная эвакуация проводится уже из зоны затопления плавающими средствами и вертолетами.

Общее руководство эвакуацией населения при всех видах чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, при которых эвакуация целесообразна, организуют руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, а также комиссии по чрезвычайным ситуациям соответствующих уровней.

Непосредственное планирование, организацию и проведение эвакуации осуществляют эвакуационные органы, создаваемые при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, администрациях организаций, и органы управления РСЧС.

Конкретный состав эвакоорганов на каждой территории и объекте определяется исходя из местных условий и потребностей. При этом могут создаваться:

  • - эвакуационные комиссии;
  • - эвакоприемные комиссии;
  • - сборные эвакуационные пункты;
  • - приемные эвакуационные пункты;
  • - промежуточные пункты эвакуации;
  • - группы управления на маршрутах пешей эвакуации;
  • - оперативные группы по вывозу (выводу) эваконаселения.

Руководящим органом всей системы эвакомероприятий на соответствующей территории и объекте является эвакокомиссия. Эвакокомиссии создаются в субъектах Российской Федерации, на территориях самоуправления и объектах экономики из числа ответственных работников администраций, представителей органов управления РСЧС, органов здравоохранения, образования, социального обеспечения, внутренних дел, транспортных организаций, военных комиссариатов и военных гарнизонов.

Для заблаговременной подготовки к эвакуации и ее организованного проведения осуществляется планирование эвакомероприятий. Планы эвакуации населения оформляются в виде разделов планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время.

Вопросы и задания

  • 1. Что такое защита населения от чрезвычайных ситуаций и каков основной объект этой защиты?
  • 2. Какие виды защиты населения от чрезвычайных ситуаций вы знаете?
  • 3. Сформулируйте сущность мероприятий инженерной защиты при чрезвычайных ситуациях.
  • 4. Назовите основные меры инженерной защиты от землетрясений и наводнений.
  • 5. Что понимается под радиационной и химической защитой населения?
  • 6. Перечислите основные мероприятия, обеспечивающие радиационную и химическую защиту вовремя радиационных и химических аварий.
  • 7. Назовите цели медицинской защиты населения при чрезвычайных ситуациях.
  • 8. Для чего проводится эвакуация населения при чрезвычайных ситуациях?

Эвакуация населения - это комплекс мероприятий по органи­зованному вывозу (выводу) населения из зон прогнозируемых или возникших ЧС и его временному размещению в безопасных райо­нах, заранее подготовленных для первоочередного жизнеобеспече­ния эвакуируемых.

Виды эвакуации могут классифицироваться по следующим при­знакам:

■ видам опасности - эвакуация из зон возможного и реального химического, радиоактивного, биологическою заражения (за­грязнения), возможных сильных разрушений, возможного ката­строфического затопления и др.;

■ способам эвакуации - различными видами транспорта, пешим порядком, комбинированным способом;

■ удаленности - локальная (в пределах города, населенного пун­кта, района); местная (в границах субъекта Российской Федера­ции, муниципального образования); региональная (в границах федерального округа); государственная (в пределах Российской Федерации);

■ временньт показателям - временная (с возвращением на по­стоянное местожительство в течение нескольких суток); средне­срочная (до одного месяца); продолжительная (более одного ме­сяца);

а в зависимости от времени и сроков проведения - упреждающая (заблаговременная) и экстренная (безотлагательная) эвакуация. Заблаговременная эвакуация населения из опасных районов проводится в случае краткосрочного прогноза возможности воз­никновения аварии на потенциально опасных объектах или сти­хийного бедствия, экстренная - при возникновении чрезвы­чайной ситуации.

Для непосредственного осуществления и планирования эвакуа­ции работающих и населения создаются эвакуационные органы:

я эвакуационная комиссия;

эвакуационная приемная комиссия;

я сборные эвакуационные пункты (СЭП);

промежуточные и приемные пункты эвакуации.

Каждый сборный эвакуационный пункт обеспечивается бланками эвакуационных удостоверений. Эвакуационное удостоверение со­стоит из трех частей: собственно удостоверения, корешка и талона.

В удостоверении указывают фамилию, имя, отчество, год и место рождения эвакуируемого, адрес его местожительства до эвакуации, куда он эвакуировался, кто еще с ним эвакуировался, а также номер и адрес эвакуационного пункта. Талон к эвакуационному удостове­рению остается на сборном пункте, а корешок передают в отделение полиции. Собственно эвакуационное удостоверение хранится у эвакуируемого и вместе с паспортом служит документом, удостове­ряющим его личность.


Рис. 42. Эвакуация больных и персонала из лечебного учреждения

Получив указания об эвакуации, население в назначенное время прибывает на СЭП. Каждому эвакуируемому необходимо иметь при себе: документы, средства индивидуальной защиты, теплые вещи (даже летом), туалетные и постельные принадлежности, медикамен­ты, продукты питания (на 3 дня). Все вещи должны быть уложены в сумку (чемодан, рюкзак). Перед уходом из дома надо выключить все осветительные и нагревательные приборы, перекрыть водопровод и газ, закрыть окна и форточки (рис. 42). Основные задачи СЭП:

э поддержание связи с эвакуационной комиссией города, объек­тами, приписанными к СЭП, транспортными органами, исход­ными пунктами маршрутов пешей эвакуации, информирование их о времени прибытия населения на СЭП и времени отправле­ния его в загородную зону; в контроль за своевременной подачей транспортных средств, ор­ганизацией отправки эвакуируемого населения в загородную зону;

ж ведение учета эвакуируемого населения, вывозимого всеми ви­дами транспорта и выводимого пешим порядком, и представле­ние в установленном порядке донесения в эвакуационную ко­миссию города;

т. оказание медицинской помощи больным во время нахождения их на СЭП;


а обеспечение соблюдения населением общественного порядка и укрытие его в защитных сооружениях по сигналам ГО. Способы эвакуации и сроки ее проведения зависят: от масштабов ЧС; количества оказавшегося в зоне ЧС населения; наличия транс­портных средств; количества маршрутов эвакуации и их пропускной способности; степени подготовленности личного состава эвакуаци­онных органов, органов управления по делам ГОЧС и самого насе­ления.

Эвакуационные мероприятия осуществляются по решению Пре­зидента РФ или начальника ГО Российской Федерации - Предсе­дателя Правительства РФ, а в отдельных случаях, требующих при­нятия немедленного решения, - по решению начальников ГО субъектов Российской Федерации. Эвакуация занятой в производ­ственной сфере части населения, а также членов их семей прово­дится по производственному признаку, т.е. по месту работы, осталь­ной части населения - по территориальному признаку, т. е. по месту жительства.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ,

1. Что понимается под эвакуацией?

2. По каким признакам различают эвакуацию населения?

3. Как различают эвакуацию в зависимости от времени и сроков проведения?

4. Назовите эвакуационные органы, которые создаются для пла­нирования и организации эвакуации.

5. Каковы основные задачи сборного эвакуационного пункта?

6. От чего зависят способы и сроки проведения эвакуации?

АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ У\ ДРУГИЕ НЕОТЛОЖНЫЕ РАБОТЫ, ПРОВОДИМЫЕ В ЗОНАХ ЧС

Лыарийно-1-пп(ате.1ыты<. и;//;I гай н^шлложлыг работы (АСДНР) - это действия по спасению людей, материальных и куль­турных ценностей, защите природной среды в зоне ЧС, локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уров­ня воздействия характерных для них опасных факторов. Организа­ция АСДНР является одной из основных задач ГО.

АСДНР проводятся формированиями ГО для решения следующих задач:

■ спасения людей и оказания помощи пострадавшим;

■ локализации аварий и устранения повреждений, препятствую­щих проведению спасательных работ;

■ создания условий для последующего проведения восстанови­тельных работ.

Для организации более эффективного управления проведением АСДНР с учетом их характера и объема, рационального использова­ния имеющихся сил и средств на территории объекта определяются места работ с учетом особенностей территории объекта, характера планировки и застройки, расположения защитных сооружений и технологических коммуникаций, а также транспортных магистралей. АСДНР имеют различное содержание, но проводятся, как правило, одновременно.

Каварийно-спгкягельным работам относят: разведку маршрутов движения формирований и участков пред­стоящих работ;

а локализацию и тушение пожаров на путях движения формиро­ваний и участках работ; ? розыск пораженных и извлечение их из завалов, поврежденных и горящих зданий, загазованных, задымленных и затопленных помещений;

« подачу воздуха в заваленные защитные сооружения с повреж­денной вентиляцией; к вскрытие разрушенных, поврежденных и заваленных защит­ных сооружений, спасение находящихся в них людей (рис. 43); в оказание первой медицинской помощи пораженным и эвакуа­ция их в лечебные учреждения; а вывоз (вывод) населения из опасных мест в безопасные районы;

■ санитарную обработку людей, обеззараживание их одежды, территории, сооружений, техники, воды и продовольствия. Для обеспечения успешного проведения спасательных работ в

очаге поражения проводятся ругие нео гложные рабт ы. К ним от­носятся:

■ прокладка колонных путей и устройство проездов (проходов) в завалах и на зараженных участках;

а локализация аварий на коммунально-энергетических и техноло­гических сетях;

■ укрепление или обрушение угрожающих обвалом конструкций зданий (сооружений) на путях движения к участкам проведения работ.

При ведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения, образовавшихся в результате военных действий, дополнительно проводятся:

■ обнаружение, обезвреживание и уничтожение невзорвав- шихся боеприпасов в обычном снаряжении;

■ ремонт и восстановление поврежденных защитных соору­жений.

Одновременно могут проводиться и такие работы, как:

■ обеззараживание очагов поражения;

■ сбор материальных ценностей;

■ обеспечение питанием нуждающегося в нем населения;

■ утилизация зараженного продовольствия ц другие работы, направленные на предотвращение возникновения эпиде­мии.

В АСДНР принимают участие силы и средства ликвидации ЧС, к которым относятся:

■ военизированные и невоенизированные противопожарные, по­исковые, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные, восстановительные и аварийно-технические формирования фе­деральных органов исполнительной власти;

■ формирования и учреждения Всероссийской службы медицины катастроф;

■ формирования ветеринарной службы и службы защиты расте­ний Минсельхоза и продовольствия РФ;

■ военизированные службы по активному воздействию на гидро­метеорологические процессы Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

■ формирования ГО РФ территориального и объектового уров­ней, специально подготовленных сил и средств Войск ГО РФ, других войск и воинских формирований, предназначенных для ликвидации ЧС;

■ службы поискового и аварийно-спасательного полетов граждан­ской авиации Федеральной авиационной службы России;

■ восстановительные и пожарные поезда МПС РФ;

Рис. 43. Аварийно-спасательные работы после обрушения здания

я аварийно-спасательные службы и формирования Федеральной службы морского флота России, Федеральной службы речного флота России.

Кроме того, отработаны вопросы привлечения сил и средств Минобороны, МВД, Федеральной пограничной службы, ряда других министерств и ведомств. МЧС России постоянно проводит плано­мерную работу по совершенствованию сил и средств для предупре­ждения и ликвидации ЧС. Отрабатывается программа, курируемая Центром поиска и спасения на морях и в водных бассейнах РФ. Раз­вивается и укрепляется поисково-спасательная служба, создаются специализированные подразделения этой службы в республиках, краях и областях.

Эффективность применения сил и средств аварийно-спасательных подразделений во многом зависит от их технической оснащенности и от того, насколько быстро они смогут приступить к проведению работ.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Какие задачи должны решать АСДНР, проводимые в зонах ЧС?

2. Какие виды работ относятся к аварийно-спасательным?


3. Назовите другие неотложные работы, которые осуществляются для обеспечения успешного проведения спасательных работ в очаге поражения.

4. Укажите специфику проведения аварийно-спасательных и дру­гих неотложных работ, осуществляемых в зонах ЧС военного времени.

5. Дайте характеристику силам и средствам ликвидации ЧС.

ОБУЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ГО

Обучение населения в области ГО осуществляется в рамках еди­ной системы подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС природного и техногенного характера. Обучение является обяза­тельным и проводится в учебных заведениях МЧС России, в учреж­дениях повышения квалификации федеральных органов исполни­тельной власти и организаций, в учебно-методических центрах по ГО и ЧС субъектов Российской Федерации, на курсах ГО муници­пальных образований, по месту работы, учебы и мес*у жительства граждан (рис. 44).

Правовую основу содержания и методики обучения населения основам ГО составляет Постановление Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской оборо­ны», принятое в связи с подписанием Федерального закона от 12 фев­раля 1998 г, № 28-ФЗ «О гражданской обороне», который определил в качестве одной из основных задач в области ГО: «обучение насе­ления способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий», а в числе лиц, подлежащих обучению, - учащихся учреждений общего образова­ния и студентов учреждений профессионального образования.

Основные задачи обучения населения в области ГО: о изучение способов защиты от опасностей, возникающих при ве­дении военных действий или вследствие этих действий, порядка действий по сигналам оповещения, приемов оказания первой медицинской помощи, правил пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты; « совершенствование навыков по организации и проведению ме­роприятий по ГО; ■ выработка умений и навыков для проведения АСДНР; я овладение личным составом гражданских организаций ГО прие­мами и способами действий по защите населения, материальных


Рис. 44. На учениях по гражданской обороне
15В

и культурных ценностей от опасностей, возникающих при веде­нии военных действий или вследствие этих действий; ч обучение (переподготовка) руководителей всех уровней управ­ления действиям по защите населения от ЧС; - выработка у руководителей и специалистов федеральных орга­нов власти, органов исполнительной власти субъектов Россий­
ской Федерации, органов местного самоуправления, предприя­тий, учреждений и организаций навыков в подготовке и управ­лении силами и средствами, входящими в РСЧС;

■п практическое усвоение работниками в составе сил РСЧС своих обязанностей при действиях в условиях ЧС;

я проведение противопожарной пропаганды и обучение мерам пожарной безопасности.

Лица, подлежащие обучению, подразделяются на следующие группы:

руководители федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федера­ции, главы муниципальных образований, главы местных адми­нистраций и руководители организаций (далее именуются - ру­ководители);

должностные лица ГО, руководители и работники органов, осу­ществляющих управление ГО (далее именуются - должност­ные лица и работники ГО), преподаватели курса «Основы без­опасности жизнедеятельности» и дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в учреждениях общего и профессиональ­ного образования;

личный состав формирований и служб; работающее население;

обучающиеся в образовательных учреждениях, за исключением дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей (далее имену­ются - обучающиеся);

неработающее население.

Обучение населения в области ГО осуществляется в рамках еди­ной системы подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС природного и техногенного характера.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1/1 ЗАДАНИЯ

1. Что является правовой основой обучения населения в области ГО?

2. Перечислите основные задачи обучения населения по защите от ЧС

3. Назовите группы лиц, подлежащих обучению в области защиты населения и территорий от ЧС.

Гллвд 7


Похожая информация.


При угрозе и возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий одной из основных мер по экстренной защите населения от поражающих факторов ЧС является эвакуация из районов, в которых существует опасность для жизни и здоровья людей.

Эвакуация населения - комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) населения из зон прогнозируемых или возникших ЧС и его временному размещению в безопасных районах, заранее подготовленных для первоочередного жизнеобеспечения эвакуируемых. В зависимости от времени и сроков проведения эвакуация может быть упреждающей (заблаговременной) или экстренной (безотлагательной).

  • * Упреждающая эвакуация проводится при получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения запроектной аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия. Основанием для принятия данной меры защиты населения служит краткосрочный прогноз возникновения аварии или бедствия на период от нескольких десятков минут до нескольких суток, который может уточняться в течение этого срока.
  • * Экстренная эвакуация населения осуществляется в случае возникновения ЧС - при малом времени упреждения или в условиях воздействия на людей поражающих факторов ЧС.

В зависимости от характера ЧС и численности населения, подлежащего перемещению из опасной зоны, эвакуация может быть локальной, местной и региональной.

  • * Локальная эвакуация проводится тогда, когда зона возможного воздействия поражающих факторов ЧС ограничена пределами отдельных городских микрорайонов или сельских населенных пунктов; при этом численность эвакуируемого населения не превышает несколько тысяч человек. Эвакуированных в данном случае размещают обычно в непострадавших районах города или ближайших населенных пунктах.
  • * Местная эвакуация проводится, когда в зону ЧС попадают средние города, отдельные районы крупных городов, сельские районы с численностью населения от нескольких тысяч до десятков тысяч человек. Эвакуируют население обычно на ближайшие безопасные территории региона.
  • * Региональная эвакуация проводится при условии распространения поражающих факторов на площади, охватывающие территории одного или нескольких регионов с высокой плотностью населения, включающие крупные города. При этом население из зоны ЧС может быть эвакуировано на значительные расстояния от мест постоянного проживания. В зависимости от охвата эвакуационными мероприятиями населения, оказавшегося в зоне ЧС, различают общую и частичную эвакуацию. Общая эвакуация предполагает вывоз (вывод) из зоны ЧС всех категорий населения, частичная - нетрудоспособного населения, детей дошкольного и школьного возраста.

Медико-санитарное обеспечение эвакуации населения. Значение медико-санитарного обеспечения при проведении эвакуационных мероприятий определяется тем, что, во-первых, необычные для повседневной жизнедеятельности населения условия могут привести к увеличению заболеваемости; во-вторых, резко ухудшаются санитарно-гигиенические условия жизни и быта населения; в-третьих, нарушается действующая система медико-санитарного обеспечения.

Медицинские мероприятия при эвакуации следует организовывать и проводить дифференцированно по отношению к следующим контингентам:

  • - население, эвакуируемое из района ЧС;
  • - больные, эвакуируемые вместе с лечебными учреждениями, в которых они находятся на лечении;
  • - нетранспортабельные больные;
  • - рабочие и служащие предприятий, находящихся в районе ЧС и продолжающих производственную деятельность.

Подготовку к медико-санитарному обеспечению эвакуируемого населения осуществляют заблаговременно. Ее организуют по территориально-производственному принципу. Подготовка включает:

  • - планирование медико-санитарного обеспечения эвакуации и подготовку соответствующих (необходимых) сил и средств здравоохранения;
  • - организацию своевременного оказания медицинской помощи эвакуируемому населению на сборных эвакуационных пунктах, пунктах посадки, в пути следования, на промежуточных пунктах эвакуации, в пунктах высадки, на приемных эвакуационных пунктах и в местах расселения населения в загородной зоне;
  • - проведение санитарно-профилактических мероприятий, направленных на охрану здоровья эвакуируемого населения,

предупреждение возникновения и распространения массовых инфекционных заболеваний.

Непосредственное руководство медико-санитарным обеспечением осуществляют соответствующие руководители органов управления здравоохранением и службой медицины катастроф административно-территориальных образований в тесном взаимодействии со штабами по делам ГО и ЧС.

На период проведения эвакуационных мероприятий на маршрутах эвакуации разворачивают медицинские пункты с круглосуточным дежурством на них медицинских работников. Медицинские пункты разворачивают в лечебно-профилактических учреждениях по заданию соответствующих органов управления по делам ГО и ЧС.

Задачи медицинского пункта:

  • - оказание неотложной медицинской помощи заболевшим;
  • - направление в лечебные учреждения лиц, нуждающихся в госпитализации;
  • - выявление и кратковременная изоляция инфекционных больных;
  • - проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

В местах размещения медико-санитарное обеспечение населения осуществляют исходя из следующих расчетов: в военное время на участке с населением 2500 человек, в мирное время на 600 человек - 1 врач и 2 средних медицинских работника; в поликлинике в военное время на 100 больных - 1 врач и 2 средних медицинских работника, в мирное время на 50-60 больных - 1 врач и 1 медицинская сестра.

Эвакуации подлежат не только здоровые люди, но и амбулаторные больные. Особое внимание должно быть обращено на детей, стариков, беременных и на другие категории населения, требующие медицинского наблюдения.

Большое значение для повышения эффективности защиты людей имеют мероприятия, в выполнении которых активное участие принимает служба медицины катастроф:

  • - обучение населения и спасателей правилам защиты от опасностей, вызванных авариями, катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, эпизоотиями, в том числе способам оказания первой помощи и мерам профилактики инфекционных заболеваний;
  • - морально-психологическая подготовка населения и спасателей с целью формирования психологической устойчивости и готовности к активным действиям при ликвидации последствий ЧС, предупреждения паники, нередко усугубляющей последствия ЧС;
  • - использование защитных сооружений (убежищ, противорадиационных укрытий, приспосабливаемых помещений) как средств коллективной защиты населения, в том числе и для развертывания и обеспечения работы медицинских учреждений в условиях радиоактивного или химического загрязнения территории и др.;
  • - использование средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи от загрязнения радиоактивными, химическими веществами, бактериальными средствами;
  • - соблюдение соответствующих режимов противорадиационной и противохимической защиты, правил поведения;
  • - проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при проживании (пребывании) на территории, загрязненной радиоактивными и химическими веществами, или в очагах инфекционных заболеваний, представляющих опасность заражения населения и спасателей при ликвидации последствий ЧС;
  • - проведение мероприятий медицинской защиты - составной части медико-санитарного обеспечения населения и личного состава, участвующего в ликвидации последствий ЧС.

К счастью такие ситуации, в которых может понадобиться эвакуация населения, случаются далеко не часто, но, тем не менее, мне кажется, что каждому современному человеку необходимо иметь хотя бы общее представление о действиях, предпринимаемых в подобных случаях.

В своей статье я постараюсь объяснить, откуда произошел сам термин «эвакуация», остановлюсь более подробно на различиях между собственно эвакуацией, рассредоточением и отселением, после чего детально охарактеризую общий порядок эвакуации населения.

1. Что такое «эвакуация» и корни происхождения данного термина?

Прежде всего, отмечу, этот термин произошел от латинского слова «evacure», что в переводе на наш родной, русский язык означает «удалять», «вывозить», «опорожнять». Подразумевает он под собой целый комплекс мероприятий, направленных на организованный вывоз/вывод населения в случае создания в том или ином месте

2. Чем эвакуация населения отличается от рассредоточения и отселения?

Под эвакуацией понимают процесс, предполагающий организованное и самостоятельное передвижение людей на потенциально безопасную территорию.

Если в городе или на каком-либо объекте создается чрезвычайная ситуация, это автоматически означает, что может понадобиться некоторое количество персонала для предотвращения последствий или обеспечения более или менее нормальной жизнедеятельности пострадавшей местности. Например, будет необходимо разобрать завалы, оказать помощь пострадавшим и раненным, доставить воду или медикаменты. В таком случае проводится такое мероприятие как рассредоточение, подразумевающее под собой постоянную доставку рабочих и вывоз их в загородную зону после окончания рабочей смены.

Отселение имеет место быть в тех случаях, когда необходимо полное переселение людей из зоны, к примеру, зараженной радиацией, разрушенной или затопленной. Население перевозится на в другие, более безопасные регионы страны. Иногда отселение может иметь временный характер. Это происходит в том случае, если имеется хотя бы крошечный шанс на возвращение через определенный период времени, который иногда, кстати, может исчисляться днями, неделями и даже месяцами.

3. Эвакуация населения при ЧС.

Сразу хочу предупредить, что этот раздел представляет собой не очередность действий, а скорее некий набор памяток, которые помогут спастись самому, не впасть в панику и придти на помощь близким в сложной ситуации.

Итак, объявлена эвакуация населения. В случае возникновения такой необходимо:

  • Обратить внимание на то, что это мероприятие, как правило, проводится в кратчайшие сроки. Вас никто не будет ждать или уговаривать покинуть опасную территорию. Буквально в течение суток по городу будут курсировать специальные, легко узнаваемые автобусы или автомобили. Спустя 24 часа после оповещения вам придется самостоятельно искать возможность спастись или покинуть объект/местность/зараженную территорию.
  • Запомнить, что специальные службы имеют полное право использовать любую имеющуюся в наличии технику, включая личные транспортные средства граждан, которые на тот момент не задействованы для осуществления производственных или хозяйственных перевозок.
  • Использовать все доступные средства массовой информации (телевиденье, радио, печатные издания, онлайн ресурсы) для того, чтобы получить более подробные сведения о сложившейся ситуации.
  • Знать, что при кинотеатрах, клубах, школах, развлекательных центрах, супермаркетах и дворцах культуры создаются сборные эвакуационные пункты, предназначенные для предварительной регистрации и последующей отправки населения на безопасную территорию.
  • Позаботиться о наличии самых необходимых вещей: обуви, одежды, белья.
  • Захватить с собой небольшое количество пищи и фляги с питьевой водой. Конечно же, следует отдать предпочтение продуктам питания, не требующим длительной подготовки перед употреблением. Например, сухарям, консервам или концентратам. От скоропортящихся продуктов желательно и вовсе отказаться.
  • Иметь в виду, что весь груз, включая одежду, продукты питания и другие личные вещи весьма вероятно придется нести самостоятельно, поэтому упаковывать их советуется компактно, в прочные, надежные и желательно подписанные чемоданы, корзины, пакеты.
  • В том случае, если эвакуация уже объявлена, постараться не поддаваться панике, и обязательно захватить с собой удостоверяющие личность документы.
  • Соблюдать определенные правила при эвакуации с детьми. Во-первых, вложить в кармашек ребенка листочек бумаги с указанием его имени, фамилии, отчества, домашнего адреса и мобильного номера телефона родителей. Во-вторых, приготовить специальный так называемый детский набор, состоящий из продуктов питания и любимых игрушек или книжек малыша. Именно последние в случае необходимости помогут успокоить перепуганного происходящим ребенка.

Эвакуация. Определения. Классификация эвакомероприятий.

Эвакуация населения – комплекс мероприятий по организо¬ванному вывозу (выводу) населения из зон чрезвычайной ситуации или вероятной чрезвычайной ситуации (ЧС) природного и техногенно¬го характера и его кратковременному размещению в заблаговременно подготовленных по условиям первоочередного жизнеобеспечения безо¬пасных (вне зон действия поражающих факторов источника ЧС) райо¬нах (далее – безопасные районы). Эвакуация считается законченной, когда все подлежащее эвакуации население будет вывезено (выведе¬но) за границы зоны действия поражающих факторов источника ЧС в безопасные районы.

Локальная эвакуация

проводится в том случае, если зона возможного воздействия поражающих факторов источника ЧС ограниче¬на пределами отдельных городских микрорайонов или сельских насе¬ленных пунктов, при этом численность эваконаселения не превышает нескольких тысяч человек. В этом случае эвакуируемое население размещается, как правило, в примыкающих к зоне ЧС населенных пунктах или не пострадавших районах города (вне зон действия пора¬жающих факторов источника ЧС).

Местная эвакуация

проводится в том случае, если в зону ЧС попадают средние города, отдельные районы крупных городов, сельские районы. При этом численность эваконаселения может сос¬тавлять от нескольких тысяч до десятков тысяч человек, которые размещаются, как правило, в безопасных районах смежных с зоной ЧС.

Региональная эвакуация

осуществляется при условии распространения воздействия поражающих факторов на значительные площади, охватывающие территории одного или нескольких регионов с высокой плотностью населения, включающие крупные города. При про-ведении региональной эвакуации вывозимое (выводимое) из зоны ЧС население может быть эвакуировано на значительные расстояния от постоянного места проживания.

В зависимости от охвата эвакуационными мероприятиями населения, оказавшегося в зоне ЧС, выделяют следующие варианты их проведения: общая эвакуация и частичная эвакуация.

Общая эвакуация

предполагает вывоз (вывод) всех категорий населения из зоны ЧС.

Частичная эвакуация осуществляется при необходимости вывода из зоны ЧС нетрудоспособного населе¬ния, детей дошкольного возраста, учащихся школ, ПТУ (лицеев, колледжей).

Выбор указанных вариантов проведения эвакуации определяется в зависимости от масштабов распространения и характера опасности, достоверности прогноза ее реализации, а также перспектив хозяйственного использования производственных объектов, размещенных в зоне действия поражающих факторов источника ЧС.

Вернуться в начало

Организация эвакуации.


Основанием для принятия решения на проведение эвакуа¬ции является наличие угрозы жизни и здоровью людей, оцениваемой по заранее установленным для каждого вида опасности критериям.

Право принятия решения на проведение эвакуации принад¬лежит руководителям (начальникам ГО) органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, на территории которых возникла или прогнозируется ЧС.

В зависимости от масштабов ЧС и требований к срочности про¬ведения эвакуации экстренная (безотлагательная) или упреждающая (заблаговременная) эвакуация, носящая местный или региональный характер, осуществляется по указанию (распоряжению) соответствующих начальников гражданской обороны.

В случаях, требующих принятия безотлагательного решения, экстренная эвакуация, носящая локальный характер, может осуществляться по указанию (распоряжению) начальника дежурно-диспетчерс¬кой службы потенциально опасного объекта.

Общее руководство эвакуацией населения осуществляется начальниками гражданской обороны (комиссиями по ЧС) территориальных, ведомственных, объектовых органов управления, а непосредс¬твенная организация и проведение эвакуационных мероприятий - эвакуационными органами, создаваемыми главами администраций субъек¬тов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органами управления объектов экономики через эвакуационные органы и управления ГОЧС соответствующего уровня.

Проведение эвакуации населения требует тщательно про¬думанного планирования эвакомероприятий и заблаговременной всесторонней подготовки: транспорта, дорог, районов размещения эвакуированного населения в безопасных местах, эвакуационных органов, а также всесторонней подготовки населения в области защиты от ЧС.

Эта подготовительная работа организуется и проводится на¬чальниками гражданской обороны – руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов управления объектов экономики через эвакуационные органы и управления ГОЧС.

Планы эвакуации населения оформляются в виде разделов планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС в мирное время на федеральном, региональном, территориальном, местном, объекто¬вом уровнях.

Планы обеспечения эвакуации населения разрабатываются соот¬ветствующими постоянно действующими органами управления, специ¬ально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС. Порядок разработки, оформления, согласования и утверждения данных планов определяется Положением «О единой го¬сударственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных си¬туаций» и другими соответствующими нормативными документами.

Эвакуация населения планируется, организуется и осу¬ществляется по производственно-территориальному принципу, который предполагает, что вывоз (вывод) из зон ЧС рабочих, служащих, сту¬дентов, учащихся средних специальных учебных заведений и профес¬сионально-технических училищ организуется по предприятиям, орга¬низациям, учреждениям и учебным заведениям, эвакуация остального населения, не занятого в производстве и сфере обслуживания – по месту жительства через жилищно-эксплуатационные органы.

В определенных случаях эвакуация осуществляется по террито¬риальному принципу, т.е. непосредственно из мест нахождения насе¬ления на момент объявления эвакуации.

Способы эвакуации и сроки ее проведения зависят от масштабов ЧС, численности оказавшегося в опасной зоне населения, наличия транспорта и других местных условий. Население эвакуиру-ется транспортом, пешим порядком или комбинированным способом, основанном на сочетании вывода максимально возможного количества людей с одновременным вывозом остальной части населения имеющимся транспортом. При этом транспортом планируется вывозить, как пра¬вило, население, которое не может передвигаться пешим порядком.

Комбинированный способ эвакуации в наиболее полной мере от¬вечает требованию по осуществлению эвакомероприятия из зон ЧС (при постоянной угрозе воздействия поражающих факторов источника ЧС) в максимально сжатые сроки.

Эвакуированное население размещается в безопасных ра¬йонах до особого распоряжения, в зависимости от обстановки. Взаимодействие между федеральными органами исполнитель¬ной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями при подготовке и проведе¬нии эвакуации населения осуществляется в соответствии с Законом РФ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техноген¬ного характера», Постановлением правительства РФ от 5 но¬ября 1995 г., №1113 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», а также «Руководством по взаи-модействию Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихий¬ных бедствий и Министерства обороны по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

При наличии соответствующих межгосударственных догово¬ренностей размещение эвакуируемых граждан РФ может производиться на территории стран - участниц Содружества независимых государств и других сопредельных государств. В свою очередь, территория РФ может быть предоставлена для размещения населения, эвакуируемого из других государств. Взаимодействие компетентных органов сотруд¬ничающих государств основывается при этом на нормах международно¬го права, условиях двусторонних или многосторонних межгосударс-твенных договоренностей, законодательств РФ и других стран.

Вернуться в начало

Эвакуационные органы. Назначение, состав, размещение.


Для непосредственной подготовки, планирования и проведения эвакуационных мероприятий решениями Начальников гражданской обороны территориальных и отраслевых (объектовых) органов управления создаются эвакуационные органы, которые работают во взаимодействии с соответствующими органами управлениями ГОЧС и службами гражданской обороны. Заблаговременно (в мирное время) формируются (создаются) следующие эвакоорганы:

эвакуационные комиссии республиканские, краевые, областные, городские, районные в городах и других населенных пунктов и объектовые; эвакуационные комиссии министерств (ведомств) и организаций;

сборные эвакуационные пункты (СЭП) городские и объектовые;

эвакоприемные комиссии при органах местного самоуправления;

промежуточные пункты эвакуации (ППЭ);

приемные эвакуационные пункты (ПЭП);

оперативные группы (ОГ) по организации вывоза эваконаселения;

группы управления на маршрутах пешей эвакуации;

администрации пунктов посадки (высадки) населения на транспорт (с транспорта).

Эвакуационные органы в практической деятельности руководствуются федеральным законом "О гражданской обороне", другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Руководством, нормативными актами органов исполнительной власти и рекомендациями соответствующих органов управления ГОЧС.

Территориальные эвакуационные и эвакоприемные комиссии возглавляются заместителями руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, отраслевые (объектовые) эвакуационные комиссии заместителями руководителей отраслей (объектов) экономики.

В состав эвакуационных и эвакоприемных комиссий назначаются лица руководящего состава администраций (департаментов, управлений, служб, отделов), транспортных органов, органов народного образования, социального обеспечения, здравоохранения, внутренних дел, связи, представители военных комиссариатов, мобилизационных подразделений органов исполнительной власти, органов управления ГОЧС. Лица (военнообязанные), имеющие мобилизационные предписания, в состав эвакуационных органов не назначаются.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ЭВАКУАЦИОННОЙ КОМИССИИ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ЗВЕНА.

1. Поддержание связи с подчиненными эвакуационными органами и транспортными службами, контроль хода оповещения населения и подачи транспорта на пункты посадки.

2. Руководство работой подчиненных эвакуационных комиссий по сбору эвакуируемого населения и отправке его в безопасные районы.

3. Осуществление доклада эвакоприемным комиссиям о количестве выводимого (вывозимого) населения по времени и видам транспорта.

4. Сбор и обобщение данных о ходе эвакуации населения, доклад их начальнику ГО и вышестоящим эвакуационным органам. 5. Организация первоочередного жизнеобеспечения и защиты населения.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ЭВАКУАЦИОННОЙ КОМИССИИ ОБЪЕКТА ЭКОНОМИКИ.

1. Оповещение рабочих и служащих объекта о начале эвакуации, времени прибытия их и членов их семей на СЭП.

2. Постановка задачи начальникам эшелонов, старшим по автоколоннам, вручение им списков эваконаселения, вошедшего в состав колонны (эшелона).

3. Поддержание взаимодействия с транспортными органами, выделяющими транспортные средства для вывоза рабочих, служащих объектов и членов их семей в безопасный район (вне зоны действия поражающих факторов источника ЧС).

4. Ведение учета и доклад начальнику гражданской обороны объекта и районной (городской) эвакокомиссии о количестве вывезенных в безопасный район (вне зоны действия поражающих факторов ЧС) рабочих, служащих и членов семей (по времени, видам транспорта).

5. Обеспечение защиты населения на СЭП, пунктах посадки, на ППЭ.

6. Поддерживает взаимодействие с эвакоприемными комиссиями в безопасном районе (вне зоны действия поражающих факторов источника ЧС). При необходимости высылает туда своих представителей.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ СЭП.

1. Регистрацию прибывшего на СЭП населения, распределяет его по видам транспорта и отправляет на пункты посадки.

2. Ведение учета эваконаселения, вывозимого в безопасные районы всеми видами транспорта и представляет об этом сведения в вышестоящую эвакуационную комиссию.

3. Организация оказания медицинской помощи, заболевшим во время нахождения на СЭП.

4. Обеспечение поддержание общественного порядка и укрытие населения, находящегося на СЭП, по установленным сигналам.

5. В отдельных случаях СЭП может не разворачиваться. При этом из личного состава СЭП формируются оперативные группы, усиленные сотрудниками МВД для организованного вывоза (вывода) из зоны ЧС эваконаселения.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПЭП.

1. Встреча прибывших поездов (судов), автомобильных пеших колонн и обеспечение, совместно с администрацией пункта высадки (начальника станции, пристани), высадку эвакуируемого населения. При необходимости организует временное размещение прибывшего населения в ближайшем к пункту высадки населенном пункте.

2. Организация взаимодействия с автотранспортными органами с целью отправки населения в пункты его размещения в безопасных районах.

3. Доклад эвакоприемной комиссии о времени прибытия, количестве прибывшего эваконаселения и отправке его в пункт размещения.

4. Организация оказания медицинской помощи заболевшим из числа прибывшего населения.

5. Обеспечение поддержания общественного порядка в районе пункта высадки.

Вернуться в начало

Сборный эвакуационный пункт. Назначение, состав, основные задачи.


Сборные эвакуационные пункты (СЭП) предназначаются для сбора, учета эвакуируемого населения, организованной отправки его в загородную зону и создаются на базе одного предприятия (учреждения. организации). Располагаются СЭП вблизи пунктов посадки на транспорт и в начале маршрутов пешей эвакуации, как правило, в зданиях общественного назначения. Каждый СЭП обеспечивается связью с районной эвакокомиссией, пунктом посадки (станцией, пристанью), исходным пунктом на маршруте пешей эвакуации, эвакоорганами в загородной зоне. Ему присваивается номер и за ним закрепляются автомобильный транспорт, расположенные вблизи защитные сооружения и соответствующие объекты экономики, рабочие и служащие которых с членами семей и остальное население будет эвакуироваться через данный СЭП.

Приписка населения к СЭП производится из расчета 4000 - 5000 человек на один пункт, количество транспортных средств, подаваемых на СЭП, определяется в соответствии с численностью приписанного населения.

Примерная структура рабочего аппарата СЭП(состав):

Начальник и его заместитель;

Группа регистрации и учета;

Группа формирования эвакуационных эшелонов (пеших колонн);

Комната матери и ребенка;

Стол справок;

Медицинский пункт;

Пост (группа) охраны общественного порядка;

Группа связи;

Комендантская служба.

На каждом СЭП в состав групп регистрации и формирования колонн включаются представители эвакокомиссии объектов, приписанные к данному пункту.

Основные задачи СЭП:

Поддержание связи с эвакокомиссией города (района), объектами, приписанными к СЭП, транспортными органами, исходными пунктами маршрутов пешей эвакуации, информирование их о времени прибытия населения на СЭП и времени отправления его в загородную зону;

Контроль за своевременной подачей транспортных средств, организацией отправки эваконаселения в загородную зону;

Ведение учета эвакуируемого населения, вывозимого всеми видами транспорта и выводимого пешим порядком, и представление в установленном порядке и сроки донесений в эвакокомиссию города (района);

Оказание необходимой медицинской помощи больным во время нахождения их на СЭП;

Обеспечение соблюдения населением общественного порядка и укрытие его в защитных сооружениях по сигналам гражданской обороны.

Сборные эвакуационные пункты в ЧС мирного времени

Сборные эвакуационные пункты предназначаются для сбора и регистрации эваконаселения, формирования эвакуационных колонн и эшелонов, посадки на транспорт и отправки в безопасные районы эвакуируемого населения.

СЭП размещаются вблизи железнодорожных станций, морских и речных портов, пристаней, вблизи маршрутов пешей эвакуации, в местах, обеспечивающих условия для сбора людей. Количество СЭП и их пропускная способность определяется с учетом численности эвакуируемого населения, количества маршрутов эвакуации, пунктов посадки на транспорт и интенсивности отправления с них автоколонн, эшелонов, судов. Для размещения СЭП используются различные общественные здания и сооружения. На СЭП или в непосредственной близости от него для защиты населения подготавливаются имеющиеся защитные сооружения (убежища, подвалы и другие заглубленные помещения), оборудуются простейшие укрытия.

Сборные эвакуационные пункты создаются из расчета один СЭП вблизи каждой станции (пункта) посадки на транспорт и маршрута эвакуации пешим порядком для обеспечения отправления 5 - 6 поездов в сутки или комплектования и подготовки к маршу двух (по 500 чел.) пеших колонн в час.

СЭП должен обеспечивать одновременное размещение людей не менее чем на один поезд (судно, колонну). Каждому СЭП присваивается порядковый номер. За ним закрепляются объекты экономики, жилищно-эксплуатационные организации, а также пункты посадки, с которых организуется вывоз населения и маршруты пешей эвакуации.

СЭП обеспечиваются прямой связью с городскими, районными, объектовыми эвакуационными комиссиями, с пунктами посадки на транспорт и транспортными органами.

Для обеспечения работы СЭП назначается рабочий аппарат из числа сотрудников территориальных исполнительных органов, учреждений и организаций, на базе которых развертывается СЭП.

Экстренная (безотлагательная) эвакуация населения из зон ЧС осуществляется, как правило, без развертывания СЭП. Их задачи в этих случаях возлагаются на оперативные группы, за которыми закрепляются соответствующие административно-территориальные единицы.

В состав группы управления входят:

звено связи (3 - 4 чел.);

посты регулирования движения (5 - 8 чел.);

отделение обеспечения движения (8 - 10 чел.);

медицинский пост (3 чел).

Основными задачами групп управления на маршрутах эвакуации пешим порядком являются:

организованная отправка пеших колонн;

поддержание порядка и обеспечение управления на маршруте;

подготовка и поддержание маршрута в исправном состоянии;

ведение радиационной и химической разведки на маршруте;

оказание медицинской помощи заболевшим в пути следования.

Выбор редакции
СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...

Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...

Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...

Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...
В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c) Н.Л. ШЕХОВСКАЯ, (c) Более полувека назад, предвидя суть грядущих преобразований в России,...
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...
В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...