Фамилии прихожанок в женском монастыре корма. Кормянская обитель


Женский монастырь в честь святого праведного Иоанна Кормянского в д. Корма Гомельской епархии

История

Историю монастыря возможно начать со второй половины XVIII века. Первая деревянная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы была сооружена на средства прихожан в году при въезде в Корму со стороны города Добруша. В году возле церкви построили деревянную колокольню .

Богослужения в церкви совершались до года, а потом храм был закрыт. В 1930-х годах здание храма использовалось как зерносклад. В году при отступлении советской армии - как госпиталь, а во время оккупации немецкими солдатами - как конюшня. Во время хрущевских гонений с храма были сняты купола, но закрытия святыни народ не допустил.

В году по определению Синода Белорусской Православной Церкви честные останки протоиерея Иоанна Гашкевича были извлечены из-под спуда и поставлены в Покровском храме деревни Корма. Поток народа устремился к новому угоднику Божию.

31 мая года состоялась канонизация святого праведного Иоанна (Гашкевича) в лике местночтимых святых Белорусской Православной Церкви.

Основание монастыря

8 августа года определением Синода Белорусской Православной Церкви решено учредить при Покровском приходе женский монастырь в честь святого праведного Иоанна Кормянского.

С февраля года - строитель и духовный окормитель монастыря – архимандрит Варсонофий (Степанцов) . Он возглавил строительства многих построек на территории монастыря.

На год в монастыре проживало более 10 сестер.

Святыни

  • Список Владимирской иконы Божией Матери
  • Список иконы Божией Матери "Скоропослушница"
  • Ковчег с частицами мощей угодников Божиих

Храмы

  • Покрова Пресвятой Богородицы
  • Сретения Господня

Настоятельницы

Использованные материалы

  • История монастыря на сайте, посвященном св. прав. Иоанну Кормянскому


Начало исторического обзора Свято-Иоанновского Кормянского женского монастыря возможно отнести ко 2-й половине 18 столетия. Первая деревянная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы была сооружена на средства прихожан в 1760 году при въезде в Корму со стороны г. Добруша. В 1869 году возле церкви построили деревянную колокольню («Ведомости о церкви», 1906, по Могилевской епархии). В начале 20 века прежняя церковь пришла в ветхое состояние, и было решено строить в Корме новый каменный храм. Первоначально строительство его планировалось на месте старого, но бывший в то время духовником 3-го Гомельского округа протоиерей Иоанн Гашкевич (святой праведный Иоанн Кормянский) не благословил это решение, а посоветовал настоятелю провести три дня в молитве и посте, чтобы Господь указал место. Прихожане и настоятель, отец Петр, поступили по совету отца Иоанна, и Господь открыл это место: в центре деревни, на бугорке, вечером загорались свечи. На этом месте и решили строить храм.
Закладку храма и освящение его совершил батюшка Иоанн Гашкевич в сослужении с местным священником Николаем Страдомским, который в скором времени по освящении скончался, а на его место был назначен священником Алексий Ржевуский.
Существующая теперь Покровская церковь «построена в 1907 году* на средства Святейшего Синода 12 тысяч рублей и прихожан 8 тысяч рублей. Зданием каменная, теплая, с таковою же колокольнею, покрытая железом, окрашенным масляною краскою, ограда церкви деревянная. Престол в ней один во имя Покрова Пресвятой Богородицы, освящен Преосвященным Митрофаном, епископом Гомельским, 26 сентября (ст.ст.), утвари достаточно. Каплица в приходе есть деревянная, устроенная на кринице с разрешения Епархиального начальства в 1900 году на средства прихожан в память избавления от засухи.
В церковной библиотеке имеется Богослужебных книг 40. Священного Писания 2, писаний святых отцев 7 и духовно-нравственного содержания 31. Народное училище есть, в нем законоучителем состоит местный священник Алексий Ржевуский. Учащихся в нем 181 мальчиков и 44 девочек» («Ведомости о церкви», 1907).
Богослужения в церкви совершались до 1926 года, а потом храм был закрыт.
Здание храма использовалось как зерносклад. В 1941 году при отступлении советской армии - как госпиталь, а во время оккупации немецкие солдаты - как конюшня. В стоящий в Корме немецкий отряд прибыл лютеранский пресвитер и предложил очистить здание храма, чтобы использовать для богослужения и отправления треб по лютеранскому обряду. По приказу немцев храм привели в порядок. Было принесено несколько икон Богоматери, в том числе и половинка Владимирского образа, находившегося ранее в надкладезной часовне. Эта часть иконы чудным образом сорвалась со стены и ударила лютеранскому пресвитеру по голове. Пастор уразумел в этом наказание Богоматери. Вскоре немецкие солдаты привезли в деревню православного священника иеромонаха Иерофея из деревни Лысые, что километрах в 15-ти от Кормы, на Смоленщине, который и служил долгое время в этом храме.
Во время хрущевских гонений с храма были сняты купола, но закрытия святыни народ не допустил. В послевоенные годы в с. Корма часто приходила из д. Серовка блаженная Евфросиния. И поныне многие прихожане вспоминают ее предречения. Она ходила по домам и просила милостыню на монастырь, указывая на храм. Подходя к церковному порогу, кланялась на церковь, а потом на запад, говоря: «Один поклон Богородице, другой поклон игуменье». Все время местным жителям повторяла: «Корма - монастырь, монастырь». Все над ней посмеивались, говоря: «Какой здесь монастырь? Его здесь и при Царе-батюшке не было, а тем паче при советской власти».
Но шли годы, и все менялось. В 1990 году настоятелем храма был назначен иеромонах Стефан (Нещерет). В 1991 году им чудным образом были обретены нетленные мощи протоиерея Иоанна Иоанновича Гашкевича, священника Свято-Николаевской церкви д. Огородня-Гомельская. Мощи угодника Божия были перенесены в д. Корма и положены в каменном склепе за алтарной апсидой Свято-Покровской церкви.
Алтарницами храма в то время были монахиня Феодосия и монахиня Сергия, которые приняли постриг от иеромонаха Стефана в 1991 году. Это были первые ростки будущего монастыря. Монахиня Феодосия 1906 года рождения и поныне здравствующая, помнит, как в детстве видела отца Иоанна.
В 1997 году по определению Синода Белорусской Православной Церкви честные останки протоиерея Иоанна Гашкевича были извлечены из-под спуда и поставлены в Свято-Покровском храме д. Корма. Поток народа устремился к новому угоднику Божию. По благословению Святейшего Патриарха Алексия ІІ Синод единодушно и с пастырским попечением определил:
1) Протоиерея Иоанна Гашкевича причислить к лику местночтимых святых Белорусской Православной Церкви.
2) Честные останки протоиерея Иоанна, извлеченные из-под спуда 9 сентября 1997 года и поставленные в Свято-Покровском храме д.Корма Добрушского района Гомельской области именовать отныне святыми мощами.
К этому времени возле храма в малом домике жили три послушницы: Лидия, Нина и Евфросиния. Понемногу собиралась община. Из разных городов приезжали будущие насельницы и поселялись под покровом Богородицы и праведника Божия Иоанна. С начала Великого поста 1999 года сестры начали читать монашеское правило в храме.
Определением Синода Белорусской Православной Церкви от 8 августа 2000 года решено: учредить при Свято-Покровском приходе женский монастырь в честь святого праведного Иоанна Кормянского и именовать его Свято-Иоанновским Кормянским женским монастырем.
К приезду матушки настоятельницы на церковном дворе был выстроен корпус на 15 человек. На первом этаже устроены домовая церковь в честь Сретения Господня, трапезная, кухня, рухольная. На втором этаже - кельи для сестер. Но прежде, чем пришла игумения земная, новую обитель посетила Игумения Небесная: в храм чудным образом была принесена икона Богородицы Скоропослушница. Образ был написан в Русском Пантелеимоновом монастыре на Афоне в 1901 году, привезен в Россию и долгое время находился в Свято-Введенском храме д. Дубровка Добрушского района. Во время гонений на церковь икону изъяли из храма и поставили в подвал вместо засека для картошки. Неверующий человек, который это сделал, испугался, когда увидел проявившиеся на иконе масляные пятна, и отдал ее верующим людям, которые и сохранили ее.
6 августа 2000 года в воскресный день у Свято-Покровского храма д. Корма собралось множество народа - около тысячи человек. По окончании Литургии крестный ход последовал за село, на самое высокое место. Ликующий народ со слезами радости приветствовал приход Божией Матери в новую обитель как знак Небесного благословения на ее устроение. Солнце играло лучами на золотом фоне образа, а на руках Богородицы выступили капельки многоценного мира. Радости, казалось, нет границ: и стар и млад, и верующие и неверующие жители села вышли Богоматери навстречу…
В Свято-Покровском храме имеются большие святыни: ковчег с частицами мощей угодников Божиих (более пятидесяти; в том числе частицы Древа Креста Господня и Гроба Господня), чудотворные иконы Божией Матери Владимирская и Скоропослушница.
Со дня прославления угодника Божия Иоанна Кормянского ежедневно утром совершается молебен с акафистом у его мощей.
Память праведного Иоанна, чудотворца Кормянского, почитается верующими многих стран мира. Частички мощей угодника Божия находятся в Австралии, Болгарии, Канаде, на Кипре, во многих уголках Беларуси, Украины и России. По благословению Высокопреосвященнейшего Филарета, Митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, в Гомеле и Минске строятся храмы, а в г. Волковыске Гродненской епархии и г. Горки Могилевской епархии - приделы в честь святого праведного Иоанна Кормянского.
В настоящее время в монастыре проживает более 10 сестер, старшей монахиней является монахиня София (Демчик). Насельницы монастыря несут различные послушания, в том числе – опекают больницу и интернат для престарелых в д. Огородня.
* Во многих православных изданиях Беларуси, в том числе в фотоальбоме «Храмы Белой Руси», год основания Свято-Покровского храма указан неправильно – 1832. На самом деле – 1907 (см. «Ведомость о церкви Покровской, Гомельского уезда села Кормы, за 1907 год», НГАБ, Ф. 2948, воп. 1, спр. 27, л. 1).

(Материал подготовлен по книге «Святой праведный Иоанн Кормянский». Изд. 3-е. Мн.: Изд-во Белорусского Экзархата, 2003)

В Свято-Иоанно-Кормянском монастыре ДВА ХРАМА: в честь Покрова Пресвятой Богородицы, в котором открыто в раке слева от алтаря почивают мощи святого праведного протоиерея Иоанна Гашкевича, чудотворца Кормянского (1837-1917), и домовая церковь в корпусе - на 1-м этаже - в честь Сретения Господня (корпус построен в начале 1990-х, а достроен как монастырское здание (надстроен 2-й этаж и пристроена кухня) в марте-мае 2000 г. (я имела счастье принимать в этом личное участие).

Первое упоминание о Корме относится ко второй половине XVII столетия. Первая деревянная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы была сооружена на средства прихожан в 1760 году. В начале 20 века прежняя церковь пришла в ветхое состояние и было решено строить новый каменный храм.

Первоначально его строительство планировалось на месте старого, но протоиерей Иоанн Гашкевич (святой праведный Иоанн Кормянский) не благословил это решение, а посоветовал настоятелю провести три дня в молитве и посте, чтобы Господь Сам указал место нового храма. Прихожане и настоятель, отец Петр, поступили по совету прозорливого старца: в центре деревни, на бугорке, вечером сами собой загорались свечи, там и решили строить храм.

В 1907г. вместо обветшавшей церкви здесь был построен храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. При храме име­лась библиотека, было создано народное учили­ще.

Богослужения в Свято-Покровской церкви совершались до 1926 года, потом она была закрыта. Здание сначала использовалось как зерносклад, в 1941 году при отступлении советской армии - как госпиталь, а во время оккупации немецкими войсками - как конюшня.

В послевоенные годы в Корму из д. Серовка часто приходила блаженная Евфросиния. Она ходила по домам и просила милостыню на монастырь, указывая на храм. Подходя к церковному порогу, кланялась на церковь, а потом на запад, говоря: «Один поклон Богородице, другой поклон игуменье», а местным жителям часто повторяла: «Корма - монастырь, монастырь». Все над ней посмеивались, говоря: «Какой здесь монастырь? Его здесь и при Царе-батюшке не было, а тем паче при советской власти».

Во время хрущевских гонений с церкви бы­ли сняты купола, но закрытия святыни народ не допустил.

В 1990 г. настоятелем храма был назначен иеромонах Стефан (Нещерет), ныне епископ Гомельский и Жлобинский. В 1991 г. им чудным образом были обретены нетленные мощи протоиерея Иоанна Иоанновича Гашкевича. Святые мощи были перенесены в Корму и положены в каменном склепе за алтарной апсидой Свято-Покровской церкви.

Алтарницами храма в то время были монахи­ни Феодосия и Сергия, которые в 1991 г. при­няли постриг. Это были первые ростки буду­щего монастыря. Монахиня Феодосия (почившая в июне 2006 года в возрасте 100 лет) помнила, как в детстве видела отца Иоанна. Именно ей, когда она молилась на клиросе во время Божественной литургии, было видение праведного Иоанна Кормянского, входившего в алтарь.

По благословению Святейшего Патри­арха Алексия II Синод единодушно определил причислить протоиерея Иоанна Гашкевича к лику местночтимых святых Белорусской Православной Церкви.

В 2000 г. Свято-Покровский приход в Корме был преобразован в Свято-Иоанно-Кормянский женский монастырь.

Начало исторического обзора Свято-Иоанновского Кормянского женского монастыря возможно отнести ко 2-й половине 18 столетия. Первая деревянная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы была сооружена на средства прихожан в 1760 году при въезде в Корму со стороны г. Добруша. В 1869 году возле церкви построили деревянную колокольню («Ведомости о церкви», 1906, по Могилевской епархии). В начале 20 века прежняя церковь пришла в ветхое состояние, и было решено строить в Корме новый каменный храм. Первоначально строительство его планировалось на месте старого, но бывший в то время духовником 3-го Гомельского округа протоиерей Иоанн Гашкевич (святой праведный Иоанн Кормянский) не благословил это решение, а посоветовал настоятелю провести три дня в молитве и посте, чтобы Господь указал место. Прихожане и настоятель, отец Петр, поступили по совету отца Иоанна, и Господь открыл это место: в центре деревни, на бугорке, вечером загорались свечи. На этом месте и решили строить храм.


Закладку храма и освящение его совершил батюшка Иоанн Гашкевич в сослужении с местным священником Николаем Страдомским, который в скором времени по освящении скончался, а на его место был назначен священником Алексий Ржевуский.
Существующая теперь Покровская церковь «построена в 1907 году* на средства Святейшего Синода 12 тысяч рублей и прихожан 8 тысяч рублей. Зданием каменная, теплая, с таковою же колокольнею, покрытая железом, окрашенным масляною краскою, ограда церкви деревянная. Престол в ней один во имя Покрова Пресвятой Богородицы, освящен Преосвященным Митрофаном, епископом Гомельским, 26 сентября (ст.ст.), утвари достаточно. Каплица в приходе есть деревянная, устроенная на кринице с разрешения Епархиального начальства в 1900 году на средства прихожан в память избавления от засухи.
В церковной библиотеке имеется Богослужебных книг 40. Священного Писания 2, писаний святых отцев 7 и духовно-нравственного содержания 31. Народное училище есть, в нем законоучителем состоит местный священник Алексий Ржевуский. Учащихся в нем 181 мальчиков и 44 девочек» («Ведомости о церкви», 1907).
Богослужения в церкви совершались до 1926 года, а потом храм был закрыт.


Здание храма использовалось как зерносклад. В 1941 году при отступлении советской армии - как госпиталь, а во время оккупации немецкие солдаты - как конюшня. В стоящий в Корме немецкий отряд прибыл лютеранский пресвитер и предложил очистить здание храма, чтобы использовать для богослужения и отправления треб по лютеранскому обряду. По приказу немцев храм привели в порядок. Было принесено несколько икон Богоматери, в том числе и половинка Владимирского образа, находившегося ранее в надкладезной часовне. Эта часть иконы чудным образом сорвалась со стены и ударила лютеранскому пресвитеру по голове. Пастор уразумел в этом наказание Богоматери. Вскоре немецкие солдаты привезли в деревню православного священника иеромонаха Иерофея из деревни Лысые, что километрах в 15-ти от Кормы, на Смоленщине, который и служил долгое время в этом храме.


Во время хрущевских гонений с храма были сняты купола, но закрытия святыни народ не допустил. В послевоенные годы в с. Корма часто приходила из д. Серовка блаженная Евфросиния. И поныне многие прихожане вспоминают ее предречения. Она ходила по домам и просила милостыню на монастырь, указывая на храм. Подходя к церковному порогу, кланялась на церковь, а потом на запад, говоря: «Один поклон Богородице, другой поклон игуменье». Все время местным жителям повторяла: «Корма - монастырь, монастырь». Все над ней посмеивались, говоря: «Какой здесь монастырь? Его здесь и при Царе-батюшке не было, а тем паче при советской власти».
Но шли годы, и все менялось. В 1990 году настоятелем храма был назначен иеромонах Стефан (Нещерет). В 1991 году им чудным образом были обретены нетленные мощи протоиерея Иоанна Иоанновича Гашкевича, священника Свято-Николаевской церкви д. Огородня-Гомельская. Мощи угодника Божия были перенесены в д. Корма и положены в каменном склепе за алтарной апсидой Свято-Покровской церкви.

Алтарницами храма в то время были монахиня Феодосия и монахиня Сергия, которые приняли постриг от иеромонаха Стефана в 1991 году. Это были первые ростки будущего монастыря. Монахиня Феодосия 1906 года рождения и поныне здравствующая, помнит, как в детстве видела отца Иоанна.
В 1997 году по определению Синода Белорусской Православной Церкви честные останки протоиерея Иоанна Гашкевича были извлечены из-под спуда и поставлены в Свято-Покровском храме д. Корма.

Определением Синода Белорусской Православной Церкви от 8 августа 2000 года решено: учредить при Свято-Покровском приходе женский монастырь в честь святого праведного Иоанна Кормянского и именовать его Свято-Иоанновским Кормянским женским монастырем.


К приезду матушки настоятельницы на церковном дворе был выстроен корпус на 15 человек. На первом этаже устроены домовая церковь в честь Сретения Господня, трапезная, кухня, рухольная. На втором этаже - кельи для сестер. Но прежде, чем пришла игумения земная, новую обитель посетила Игумения Небесная: в храм чудным образом была принесена икона Богородицы Скоропослушница. Образ был написан в Русском Пантелеимоновом монастыре на Афоне в 1901 году, привезен в Россию и долгое время находился в Свято-Введенском храме д. Дубровка Добрушского района. Во время гонений на церковь икону изъяли из храма и поставили в подвал вместо засека для картошки. Неверующий человек, который это сделал, испугался, когда увидел проявившиеся на иконе масляные пятна, и отдал ее верующим людям, которые и сохранили ее.

Выбор редакции
Все, кто любит синенькие, должны обратить свое внимание на этот простой рецепт и обязательно приготовить это вкусное кушанье для сытного...

1343 11.07.12 Есть в Италии город Болонья, основанный 510 году до н. э. - кулинарная столица страны. За глаза Болонью называют...

В осенне-зимний период, брокколи — это замечательный продукт для приготовления свежих, но в тот же момент, сытных вегетарианских блюд....

Рецепт приготовления супа с овсяными хлопьями: Куриную грудку промыть и разрезать для удобства на средние куски. Положить курицу в...
ПОДЕЛИЛИСЬ Расклад показывает состояние человека в настоящее время и его ближайшее будущее. Автор расклада - Ляйсан Smaragd. Первая...
Расклад применяется, если надо сделать выбор между двумя или несколькими возможными вариантами. Рассмотрим сначала ситуацию с двумя...
Меню - основа ресторанного бизнеса. Это не просто список блюд, которые подают в заведении, а способ предложить посетителю то, что ему...
Вы всё ещё сомневаетесь в своих силах? Отставить все сомнения, пришло время вооружиться уверенностью в себе и двигаться к собственному...
Вы всё ещё сомневаетесь в своих силах? Отставить все сомнения, пришло время вооружиться уверенностью в себе и двигаться к собственному...