Финская образовательная система. Нужно ли знание финского языка? Учителям в Финляндии платят как докторам


26.03.2015

Я слышал и читал ранее, что финское образование является лучшим в мире по рейтингу, составленному образовательной организацией Pearson Education . Но не знал, почему оно лучшее, до настоящего момента.

А вот сегодня прочел статью о 7 принципах «средней» ступени финского образования , и многое стало ясно. Лучшее оно, образование, потому что отлично удовлетворяет условиям воспитания нового человека глобального мира. Человека - потребителя, "глобика", так сказать.

А "глобику" не нужно великих открытий, ему не нужно перенапряжение, ему нужен комфорт и спокойствие. Система уже позаботилась о его задаче в обществе, и эта задача - потребление. Одной профессии тебя выучат, а больше знаний и не нужно. Ведь если много учиться, то так и на развлечения времени не останется. А что это за потребление без развлечения?!

Ну, не буду забегать вперед, давайте почитаем о самих этих принципах. Стоить заметить, что автор статьи Наталья Киреева (русская женщина, проживающая в Хельсинки) действительно считает финское образование лучшим. А я позволю себе короткие комментарии, позволяющие прийти к выводам, заявленным мною выше.

1. Равенство

Школ .

Нет ни элитных, ни «слабеньких». В самой крупной школе страны учится 960 учеников. В самой маленькой - 11. Все имеют абсолютно одинаковое оборудование, возможности и пропорциональное финансирование. Почти все школы - государственные, есть десяток частногосударственных. Разница, кроме того что родители вносят частичную оплату, - в повышенных требованиях к ученикам. Как правило, это своеобразные «педагогические» лаборатории, следующие выбранной педагогике: Монтессори, Френе, Мортана и Вальдорфской школы. К частным относятся и учреждения с преподаванием на английском, немецком, французском.

Замечательная идея на счет социального статуса. Видимо, это финны взяли из советской системы образования.

Всех предметов

Углубленное изучение одних предметов в ущерб другим не приветствуется. Здесь не считается, что математика важнее, к примеру, искусства. Наоборот, единственным исключением при создании классов с одаренными детьми могут быть склонности к рисованию, музыке и спорту.

То есть ни какой специализации. Не важно - ваш ребенок гений математики или нет. Сиди, не дергайся.

Р одителей

Кто по профессии (социальному статусу) родители ребенка, учитель узнает в последнюю очередь, в случае необходимости. Вопросы учителей, анкеты, касающиеся места работы родителей, запрещены.

С трудом верится, что в "гнезде" ювенальной юстиции родителей не тестируют на социальный статус. Видимо это припасено для "менее продвинутых" государств. Ведь у нас в России данное анкетирование как раз все больше распространяется.

Учеников

Финны не сортируют учеников на классы по способностям или карьерным предпочтениям.

Также нет «плохих» и «хороших» учеников. Сравнение учеников друг с другом запрещено. Дети, как гениальные, так и с большим дефицитом умственных способностей, считаются «особенными» и учатся вместе со всеми. В общем коллективе обучаются и дети на инвалидных креслах. При обычной школе может быть создан класс для учащихся с заболеваниями органов зрения или слуха. Финны стараются максимально интегрировать в общество тех, кому требуется особое отношение. Разница между слабыми и сильными учащимися - самая маленькая в мире.

«Меня возмущала финская система образования, когда в школе училась моя дочь, которую, по здешним меркам, можно отнести к одаренным. Но когда в школу пошел сын, у которого обилие проблем, мне сразу все очень понравилось», - делилась впечатлениями русская мама.

Вот тут русская мама называет вещи своими именами. Система работает на усреднение, гении системе не нужны. Все должны соответствовать минимальному стандарту.

Учителей

Нет «любимых» или «ненавистных грымз». Учителя тоже не прикипают душой к «своему классу», не выделяют «любимчиков» и наоборот. Любые отклонения от гармонии ведут к расторжению контракта с таким учителем. Финские учителя должны лишь выполнять свою работу наставника. Все они одинаково важны в трудовом коллективе: и «физики», и «лирики», и учителя труда.

Совсем не понимаю как можно стать наставником, при этом не "прикипая душой" к своему классу?! Думаю, тут автор выдает желаемое за действительное. По сути превращая учителя, предоставляющего образовательную услугу, в учителя-наставника. Вот как раз, чтобы дать услугу, "прикипать" не нужно.

Равенство прав взрослого (учителя, родителя) и ребенка

Финны называют этот принцип «уважительное отношение к ученику». Детям с 1 класса объясняют их права, в том числе и право «жаловаться» на взрослых социальному работнику. Это стимулирует финских родителей к пониманию, что их ребенок - самостоятельная личность, обижать которую запрещено как словом, так и ремнем.

Надеюсь, по этому вопросу ни у кого вопросов нет? Запугивая и родителей и учителей, система превращает детей в бесконтрольных существ со всеми вытекающими последствиями.Ребенок это еще не личность, а развивающаяся личность. И без взрослого контроля и наставления не известно, в кого он превратится. Хотя нет, понятно в кого - потребителя! Государственная пропаганда об этом позаботится.

2. Бесплатность (Замечательно!)

3. Индивидуальность

Для каждого ребенка составляется индивидуальный план обучения и развития. Индивидуализация касается содержания используемых учебников, упражнений, количества классных и домашних заданий и отводимого на них времени, а также преподаваемого материала: кому «корешки» - более подробное изложение, а от кого требуются «вершки» - кратко о главном.

На уроке в одном и том же классе дети выполняют упражнения разного уровня сложности. И оцениваться они будут согласно персональному уровню. Если отлично выполнил «свое» упражнение начальной сложности, получи «отлично». Завтра дадут уровень выше - не справишься - ничего страшного, снова получишь простое задание.

Не готов давать оценку данной инициативе, но по мне - это какой то хаос.

4. Практичность

Финны говорят: «Либо мы готовим к жизни, либо - к экзаменам. Мы выбираем первое». Поэтому экзаменов в финских школах нет. Контрольные и промежуточные тесты - на усмотрение учителя. Существует только один обязательный стандартный тест по окончании средней общеобразовательной школы, причем учителя не пекутся о его результатах, ни перед кем за него не отчитываются и детей специально не готовят: что есть, то и хорошо.

В школе преподают только то, что может понадобиться в жизни. Устройство доменной печи, например, не пригодится, его и не изучают. Зато здешние детишки с детства знают, что такое портфолио, контракт, банковская карта. Умеют высчитать процент налога на полученное наследство или заработанный в будущем доход, создать сайт-визитку в интернете, просчитать цену товара после нескольких скидок или изобразить «розу ветров» на данной местности.

Инженером можешь ты не стать, но потребителем - обязан.

5. Доверие

Во-первых, к школьным работникам и учителям: нет проверок, роно, методистов, обучающих как обучать и проч. Программа образования в стране единая, но представляет собой только общие рекомендации, и каждый педагог использует тот метод обучения, который считает подходящим.

Во-вторых, доверие к детям: на уроках можно заниматься чем-то своим. Например, если на уроке литературы включен учебный фильм, но ученику не интересно, он может читать книгу. Считается, что ученик сам выбирает, что для него полезнее.

Доверие или безразличие?

6. Добровольность

Учится тот, кто хочет учиться. Педагоги постараются привлечь внимание ученика, но если у него начисто отсутствует интерес или способности к учебе, ребенка сориентируют на практически полезную в будущем, «несложную» профессию и не будут бомбить «двойками». Не всем строить самолеты, кто-то должен хорошо водить автобусы.

В этом финны тоже видят задачу средней школы - выявить, стоит ли данному подростку продолжать обучение в лицее или достаточно минимального уровня знаний, кому полезнее пойти в профессиональное училище. Надо отметить, что и тот и другой путь в стране одинаково ценится.

Выявлением склонностей каждого ребенка к определенному виду деятельности путем тестов и бесед занят штатный школьный специалист - «учитель будущего».

В общем, процесс обучения в финской школе мягкий, деликатный, но это не значит, что можно «забить» на школу. Контроль школьного режима обязателен. Все пропущенные уроки будут «отсижены» в прямом смысле. Например, для ученика 6 класса учитель может найти «окошко» в расписании и посадить его на урок во 2 классе: сиди, скучай и думай о жизни. Будешь мешать младшим - час не засчитают. Не выполняешь заданное учителем, не работаешь на уроке - никто не будет вызывать родителей, грозить, оскорблять, обращаясь к умственной неполноценности или лени. Если родители также не озабочены учебой своего ребенка, он спокойно не перейдет в следующий класс.

Оставаться на второй год в Финляндии не позорно, особенно после 9 класса. К взрослой жизни нужно готовиться серьезно, поэтому в финских школах есть дополнительный (необязательный) 10 класс.

Создается впечатление идеально справедливого общества. Что хочешь делаешь, не хочешь - не делаешь, ни кто тебе за это слово не скажет. А как тогда тренируется сверхусилие? Как воспитать характер, волю, усердие? Но это ничего не нужно потребительской системе. И это еще раз доказывает, что именно такого "свободного" человека финская образовательная система и взращивает.

7. Самостоятельность

Финны полагают, что школа должна научить ребенка главному - самостоятельной будущей успешной жизни. Поэтому здесь учат размышлять и самим получать знания. Новых тем учитель не рассказывает - все есть в книгах. Важны не заученные формулы, а умение пользоваться справочником, текстом, интернетом, калькулятором - привлекать нужные ресурсы к решению текущих проблем.

То есть еще раз доказывается, что знания по сути и не нужны, когда есть гугл. Осталось только сделать знания, доступные в интернете, удовлетворяющими идеологии глобального мира и дело с концом.

Мой приятель недавно был в Финляндии и рассказывал, что на улицах и в барах много пьющей и веселящейся молодежи. Теперь я понимаю почему. У настоящего, "свободного" потребителя развлечения - необходимая часть жизни. (Уроки? - не слышал.)

Но самое страшное это, насколько я понимаю, то, что родители не могут принудить свое чадо учиться. Если школа сказала, что ты водитель, то все - приговор. А если родитель не согласен, то ни к чему такой родитель. Ребенок изымается пользу государства и становится водителем. А родителю остается смириться, если не хочет попасть в тюрьму.

Так что если еще раз где нибудь услышите, что финская система образования лучшая в мире, подумайте кто и зачем дает такую оценку.

Владимир Волошко, РВС.

Специально отправился в Хельсинки, чтобы встретиться с финскими экспертами образования и выяснить суть грядущих перемен.

Финляндия уже несколько лет занимает лидирующие позиции в . Именно поэтому взоры мировой образовательной общественности уже третий год прикованы к финской системе образования в попытке определить причины успеха и перенести положительный опыт в свои реалии.

Здание одной из старейших средних школ в Хельсинки (Эйлантарха). Источник: flickr

Поэтому новость о том, что Финляндия собирается провести самую радикальную реформу учебных программ в истории своего образования, и стала такой ошеломительной.

Лииза Пойхолайнен, руководитель направления образования детей и взрослых в Хельсинки, говорит об этой реформе:

Мы стоим перед началом важнейшей перемены в образовании Финляндии.

Как мы привыкли видеть школьную систему образования? Урок истории утром, урок географии ближе к полудню, два урока алгебры и английский язык в завершение дня. По сорок минут разрозненных знаний. Финские реформаторы поставили себе задачу разрушить эту привычную структуру, верой и правдой прослужившую не одно столетие. Уже сейчас из старших классов школы постепенно уходит традиционная урочная система - шестнадцатилетние подростки изучают не предметы, а «феномены», или явления, или процессы, или как угодно. Суть в чём: в течение курса профориентационной подготовки юные будущие специалисты, выбравшие, к примеру, занятия по обслуживанию в сфере общественного питания, проходят комплексную подготовку по «всему сразу» - элементы математики, иностранного языка, навыки делового письма и общения. Иными словами, всё то, что непосредственно понадобится для полноценного овладения будущей профессией.

Кабинет труда в средней школе г. Ювяскюля, Финляндия. Источник: flickr

Паси Силандер, руководитель департамента по вопросам городского развития г. Хельсинки, объясняет:

Современному обществу нужен совсем иной подход к образованию, чтобы подготовить людей к будущей профессии. Сейчас молодёжь использует достаточно продвинутую компьютерную технику. В прошлом тем же банковским клеркам было необходимо оперировать большими объёмами цифр, а сейчас необходимость в этом отпадает. Вот почему нам нужно менять образование таким образом, чтобы удовлетворить общественные и промышленные нужды.

Конечно, это не означает, что Финляндия на выходе хочет получить исключительно представителей рабочих специальностей или квалифицированных специалистов сферы услуг. Нет, во внимание принимаются и академически одарённые ученики, активно интересующиеся наукой. Судя по всему, предполагается, что учебная программа будет разбита на отдельные учебные темы - например, тема «Евросоюз» будет включать в себя элементы экономики, истории стран-участниц, изучение иностранных языков и географии.

Так изучают предметы естественнонаучного цикла в школе г. Ювяскюля, Финляндия.

Сегодня трудно поверить, что финской системе образования меньше 50 лет. Именно в шестидесятые годы теперь уже прошлого столетия стала формироваться система высшего и профессионального образования Финляндии. За эти полвека Финляндия прошла большой путь – ныне в государстве функционирует 29 университетов, из которых 10 специализированных (3 политехнических университета, 3 высших экономических заведений и 4 художественных) и столько же многофакультетных.

Большинство вузов страны основано в послевоенный период. Исключение составляют: Королевская Академия в Турку (основана в 1640 году, когда Финляндия еще являлась составной частью Шведского королевства, с тех пор она поменяла свое местоположение – в 1828 г, после большого пожара – и теперь располагается в Хельсинки); Технологического университета и Школы экономики и управления (открыты в начале XX века); Академия Або и Академия Турку (1918 год).

Впрочем, образование в Финляндии, как и в любой другой стране, начинается вовсе не с институтов, академий или университетов, а с дошкольного образования. Как известно, среднее и высшее образование в Финляндии бесплатное, а вот дошкольное − платное. Садики делятся на три вида: муниципальные, частные и семейные, родители сами выбирают, в какой именно садик отдать ребенка. Оплата садика зависит от доходов семьи. Максимальная плата за садик составляет 254 евро, минимальная − 23 евро в месяц. В детские сады Финляндии детей принимают с 9 месяцев до 7-8 лет. А с 6 лет начинают бесплатно готовить к школе. Иногда мест в садиках не хватает, и тогда государство ежемесячно выплачивает дополнительные 500 евро семье, чтобы один из родителей оставался с ребенком дома. В садиках Финляндии на каждого воспитателя детского сада (по закону) приходится по 4 ребенка, поэтому группы в садиках обычно маленькие.

Надо сказать, что финское школьное образование постоянно приковывает повышенный интерес со стороны мирового сообщества. Дело в том, что финские школьники демонстрируют впечатляющие результаты в рамках "Программы по международной оценке образовательных достижений учащихся" (PISA). В 2000 и 2003 годах Финляндия не только заняла первое место в этом "конкурсе", но и оказалась единственной европейской страной вошедшей в число лидеров. Чтобы понять причины такого успеха надо копнуть в самую глубь.

Образование в Финляндии начинается с дошкольного возраста. И начинается оно в яслях, куда попадают дети в возрасте от 3 до 6 лет. Вообще, системе дошкольного образования в Финляндии уделяется много внимания. В первую очередь дошкольные образовательные учреждения должны подготовить ребенка к учебе в школе.

Вторая ступень системы образования в Финляндии – основная школа, где ребенок учится с 7 до 16 лет (не сильно отличается от ситуации в России, не находите?). А вот дальше начинаются отличия. Во-первых, в финских школах не сдают экзаменов. Даже выпускных. Во-вторых, дифференциация обучения, выделение одних предметов и их углубленное изучение в ущерб иным – не приветствуется. В-третьих, не существует "элитных" классов. Да и вообще, сектор частных школ в Финляндии незначителен. Министерство образования Финляндии проводит политику выравнивания системы образования – это значит, что образование должно быть везде и для всех одинаковым как по содержанию, так и по доступности. Политика выравнивания вплотную упирается в географическую проблему. Дело в том, что согласно этой образовательной парадигме плотность школ по территории страны должна быть одинакова. Что вызывает определенные трудности в слабозаселенных областях страны – например, на севере – в Лапландии. Вроде и население небольшое, а школ должно быть ничуть не меньше, чем в куда более густонаселенной центральной части страны.

Интересный факт: оказывается, что здания школ в Финляндии проектируются ведущими архитекторами страны, при этом учитывается и мнение самих учеников (старших классов) и их родителей, поэтому финские школы не похожи ни на казармы, ни на больницы. Как и в любой другой европейской школе, подход к занятиям носит индивидуальный характер, т.е. к каждому ребенку необходимо находить свой путь. В одном классе одновременно работают двое учителей – это снимает нагрузку с каждого из них и серьезно упрощает и ускоряет процесс принятия решений. После каждого урока школьники могут рассказать, что они смогли понять, а что нет. Причем, непонимание предмета не считается виной ребенка, а признается недоработкой учителя по проектированию системы подачи знаний.

В Финляндии существует традиция, согласно которой детей отдают в ближайшую школу. Раньше вообще было запрещено родителям самостоятельно выбирать школу для своего ребенка, и только в последние годы этот запрет был снят. Тем не менее, большинство родителей не утруждает себя лишними поисками, предпочитая отправлять детей в ближайшую к месту жительства школу.

И только на третьей ступени образования финны имеют право выбирать – на кого им собственно учиться, а главное где? Выбор небольшой: либо профессиональное училище, либо гимназия. В настоящее время в Финляндии действует 441 гимназия (с общим количеством учащихся 130 тысяч человек) и 334 профессиональных училищ (со 160 тысячами учащихся). Так же как и в случае школьников, в случае учащихся государство берет на себя заботу о полном обеспечении учащихся: им оплачивают питание, учебники и проезд до дома. Собственно гимназии и профессиональные училища – суть старшая школа.

В 19 лет школьное образование в Финляндии заканчивается окончательно. По его завершению вчерашними школьниками сдается матрикуляционный – первый, единственный и последний, - общенациональный экзамен. Его значение трудно оценить, ибо для поступления в вузы он не играет практически никакой роли. Поступление гарантирует только удачное прохождение вступительных экзаменов в самом вузе. Причем организация вступительных экзаменов целиком и полностью ложится на вузы. На этом этапе становится понятно различие между гимназиями и профессиональными училищами. Выпускники первых, как правило, поступают в университеты, выпускники вторых – в институты. Это не значит, что выпускники профучилищ не могут поступать в университеты – формальных ограничений тому нет – просто такова статистика. К слову о статистике, лишь не более трети выпускников школ продолжает свое образование в высших учебных заведениях.

Высшее образование в Финляндии имеет свои особенности. Начать с того, что в отличие от России, здесь нет как такового частного сектора. Немногочисленные коммерческие вузы страны находятся под полным контролем министерства образования Финляндии и получают государственные субсидии. Среднее образование в Финляндии отсутствует. Это существенно облегчает Финляндии процесс перехода на Болонскую модель унификации статусов высших учебных заведений. Впрочем, раньше здесь существовали средние специальные учебные заведения, но теперь статус большинства из них (если не всех) приравнен к высшим учебным заведениям.

Вообще, система высшего образования в Финляндии весьма своеобразна. Как мы уже отмечали, в Финляндии функционирует 29 университетов. Помимо них существует Высшая школа обороны, хоть и функционирующая за рамками Министерства образования, но имеющая университетский статус. Политехнические институты Финляндии имеют, как и их собратья из Германии и Франции, практическую наклонность. Образовательный процесс в них включает профессионально-трудовую практику.

Не надо путать университеты и профессиональные вузы. Первые ведут фундаментальные научные исследования, в праве присваивать степень бакалавра, магистра. Здесь же можно защитить докторскую диссертацию, а перед ней и получить звание лиценциата – промежуточное научное звание между магистром и доктором (ни в одной другой стране мира оно неизвестно, в первом приближении его можно считать аналогом российского кандидата в доктора наук). Профессиональные вузы (их часто называют политехниками или политехами) всего этого не предоставляют. За исключением того, что в последнее время политехники стали выдавать и степени магистров, чего раньше не было. Но еще раньше – в 2002 году – им разрешили вести последипломную подготовку специалистов. Единственное, что объединяет и профессиональные вузы Финляндии, и университеты – это их равномерное расположение по территории всей страны.

В настоящее время, наибольшей популярностью среди финских студентов политехников обладают следующие направления образования: технология и транспорт, управление и бизнес, здравоохранение. Высшее образование в сфере туризма, культуры также привлекательно для молодых людей. Образование в политехниках длится 3,5-4 года.

Высшее образование в Финляндии ведется в основном на шведском и финском языках , но уже сейчас существует программа образования на английском языке – преимущественно для иностранных студентов. Понятно, что если Вы планируете получать высшее образование в Финляндии на английском языке, Вам потребуется владеть им в совершенстве – иначе к обучению Вас просто не допустят. Чтобы подтвердить свои навыки владения английским языком требуется сдать один из двух возможных тестов: IELTS (International English Language Testing System) или TOEFL (Test of English as a Foreign Language). Что примечательно, второй чаще применяется при поступлении иностранного студента в учебные заведения США или Канады, в то время как первый – это стандартный тест для любого студента, чьим родным языком английский не является.

Материал по теме

Образование в Финляндии: личный опыт русской студентки Сайменского университета прикладных наук

Студентка Сайменского университета прикладных наук (Лаппеенранта) Екатерина Антипина рассказала порталу eFinland.ru о том, чем финская система высшего образования отличается от российской, как проходит учебный процесс на программе International Business и почему у практического подхода к обучению преимуществ больше, чем недостататков.

Образование в Финляндии, в том числе и высшее – бесплатно (в том числе и для иностранных студентов). В целом участие государства в финансировании системы высшего образования в Финляндии оценивается в 72%. Впрочем, студенту высшего учебного заведения все же требуется некая сумма наличными. Во-первых, на проживание и питание – хватит 600-900 евро в месяц. А, во-вторых, на обязательное членство в студенческих союзах, в размере 45-90 евро. Впрочем, это правило распространяется далеко не на все направления подготовки будущих специалистов, бакалавров и магистров. Например, направление MBA в Хельсинкской школе экономики платное – всего каких-то 18 тысяч евро…

Для того, чтобы поступить в вуз Финляндии иностранцу ему необходимо не только успешно сдать вступительные экзамены, но и подтвердить свое финансовое положение, успешно пройти экзамены на знание одного из допустимых языков – финского или шведского (английского при поступлении на международные программы). Так же от иностранцев требуется законченное среднее образование. Некоторые финские вузы вводят квоты на прием иностранных студентов.

Надо понимать, что высшее образование в Финляндии, проводимое по международным программам, может быть уже, чем аналогичное образование, но проводимое на финском языке. Например, уже упомянутая нами Хельсинкская школа экономики (Helsinki School of Economics) честно признается, что набор предметов по специальности международный бизнес, преподаваемой на английском, меньше, чем предметов в аналогичной программе, но преподаваемой на финском.

В общей сложности, в Финляндии ежегодно обучается порядка 6-7 тысяч международных студентов (против 250-300 тысяч своих). Наибольшей популярностью, как среди иностранных, так и среди местных студентов пользуются университеты – они принимают от 60 до 70% студентов. Соответственно, в политехниках обучаются 30-40% студентов. Причем, иностранные студенты чаще выбирают университеты, чем это делают финны.

Не сложно увидеть, сколь сложна и проработана система образования в Финляндии. Удивительно, что эта северная страна берет на себя опеку над иностранными студентами – ведь и для них высшее образование в Финляндии остается бесплатным.

Факторы эффективности финской системы образования

В исследованиях PISA-2000 и PISA-2003 Финляндия показала очень высокий средний результат, в особенности в области детского чтения. При этом лишь в немногих странах учебные достижения школьников в столь малой степени связаны с внешкольными факторами: экономическим, социальным и образовательным уровнем семьи.

Достижения Финляндии принято считать образцовыми, финский опыт анализируется мировой образовательной общественностью. Какие особенности финской системы образования привели к столь высоким результатам?

Некоторые общие особенности финской системы образования

В Финляндии дети посещают школу с 7 лет. После реформы дошкольного образования в 2000 году местные органы управления образованием обязаны предоставить для каждого желающего место в дошкольном учреждении. 93% детей посещают подготовительные группы при школе или детский сад. Учебный год начинается в середине августа и оканчивается в июне. Выбор школы свободный, никто не обязан посылать детей в школу по месту жительства.

Какие виды школ существуют в Финляндии ?

  • Первая школа - это младшая ступень, продолжающаяся 6 лет. Младших школ в стране насчитывается около 3000. Все предметы, кроме иностранных языков, преподает один классный учитель.
  • Второй вид школ - трехлетняя "старшая школа" (7 - 9-й год обучения), их в стране насчитывается около 600. В этих школах работают учителя-предметники.
Объединение двух школ под одной крышей встречается только в регионах с высокой плотностью населения, да и там очень редко. Вместе две эти школы называются перускоулу , что в дословном переводе означает "основная школа". Однако смысловой перевод перускоулу как "общеобразовательная" или "основная школа" не точен. Финская перускоулу кардинально отличается от нашей и немецкой общеобразовательных основных школ, имеющих более 1000 учеников и 100 учителей. С точки зрения финской педагогики это чистое варварство - подходы к обучению здесь очень отличаются от наших.
  • Третий вид школ - это лукио (гимназия), их насчитывается около 400. В них нет привычных для нас классов, но есть система курсов, обучение на которых может продолжаться от 2 до 4 лет. Выпускной экзамен в Финляндии - это централизованный экзамен. Средний аттестационный бал - решающий фактор для тех, кто хочет продолжать обучение в университете. Если у выпускника хороший средний балл, то он может подать заявку на поступление в университет. Поступит он или нет - решает приёмная комиссия университета. Число поступающих на тот или иной факультет зависит от преподавательского состава факультета. Идея увеличить нагрузку на преподавателей никем не обсуждается: это понизит качество преподавания.

Социокультурные условия как фактор успеха

Многие считают, что успехи финской системы образования связаны с социокультурными и географическими особенностями. Каковы же они?

В Финляндии долгие, холодные, темные зимы, здесь давно сформировалась традиция чтения, которой нет в европейских странах, расположенных южнее. Уже в начале XX века в Финляндии был самый низкий в мире процент безграмотных (3,8% взрослого населения). Традиционно высокая ценность чтения от старшего поколения передалась детям и молодёжи.

На успехи в образовании влияют также свойства языка: финская орфография соответствует фонетике языка. Расхождений между написанием и произношением, как в большинстве других языков, в финском нет. Конечно, взрослому человеку такие несовпадения не очень мешают, но в процессе обучения письму и чтению они играют существенную роль. В первую очередь это касается детей, отнесённых в исследованиях PISA к группе риска. Это те учащиеся, которые с трудом преодолевают низший уровень понимания текста или вовсе не справляются с этой задачей.

Для развития навыков чтения в Финляндии успешно используют зарубежное телевидение. Как правило, перевод зарубежных передач и кинофильмов не синхронизируется, но делается в виде титров. Те, кто мало читает книги, но любит смотреть телевизор, ежедневно тренируются в быстром чтении. Так как они делают это добровольно - телевизор-то смотреть хочется! - эффект довольно высок.

Дифференциация по уровню доходов населения в Финляндии самая низкая из всех развитых стран. Конечно, и в Финляндии есть учёные и юристы, врачи, учителя - с одной стороны, и почтальоны, шофёры, продавцы, слесари - с другой. Но такого социального слоя, как пролетариат, не существует. Каждый финский учитель знает, что ценностные и нормативные установки в семьях его учеников вполне схожи, чего не скажешь о семьях в Германии или России. И хотя высокая степень гомогенности характерна лишь для внутренних областей Финляндии и не так ярко выражена в густонаселённых регионах и крупных городах, она оказывает существенное влияние на результаты PISA в целом.

Однако видеть секрет финского успеха только в социокультурных и географических особенностях совершенно неправильно.

Регулярные исследования качества образования, как международные, так и внутрифинские, убеждают в этом. Например, в исследованиях 60-х годов по математическим достижениям (IEA -1964) успехи Финляндии были невысокими; в таком же исследовании 1981 года она уже на среднем уровне; а в исследовании TIMMS -1999 результаты этой страны уже существенно выше среднего (только 6 из 38 стран показали статистически значимые более высокие результаты). Подобная динамика наблюдается и по другим значимым показателям (знаниям в естествознании, умении читать и др.). Таким образом, хотя объективные социокультурные особенности страны играют определенную роль, но основным фактором успеха всё же стали реформы системы образования.

Концепция государства благосостояния

Успех финской системы образования - следствие целенаправленных реформ, вызванных идеей "государства благосостояния". Эта общественно-экономическая модель, принятая в Финляндии после Второй мировой войны, привела в 60-70-е годы к началу целенаправленных глубоких структурных перемен всего государственно-общественного устройства. Реформа системы образования стала ядром центрального проекта развития общества. Вот почему невозможно рассматривать финскую систему образования в отрыве от процесса общественно-экономического и политического развития страны в целом.

Нужно также иметь в виду, что вплоть до 60-х годов Финляндия - аграрная страна, 35% населения которой было связано с сельскохозяйственными профессиями, которые традиционно передавались от отца к сыну. Система образования строилась с учётом того, что молодёжь рано включалась в производственные отношения в сельском хозяйстве и не была заинтересована в получении высшего образования. Основная часть населения заканчивала неполную среднюю семилетнюю школу ("канзакооулу" ). В полную среднюю школу("оппокооулу" - пять лет обучения) и трёхлетнюю старшую ступень - гимназию, дававшую право на получение высшего академического образования, шли немногие. Для них такое решение означало разрыв с семейными профессиональными традициями. Система образования, существующая до структурных реформ, была параллельной, ориентированной на удовлетворение актуальных потребностей населения, сложившихся по традиции. Перспективы общественного развития в то время ещё не просматривались.

Всё закончилось драматически: в связи с кризисом перепроизводства сельскохозяйственной продукции было принято политическое решение о ликвидации огромного количества маленьких крестьянских хозяйств. В конце 60-х годов более 300 000 финнов переселились в соседние страны. Можно себе представить, какую угрозу представлял этот процесс для развития страны с общим населением 4,5 миллиона человек!

Новая концепция развития общества и государства стала жизненной необходимостью. Для обеспечения материального и духовного благополучия нации и была создана модель "государства благосостояния".

Нужно отметить, что концепции "государства благосостояния", разработанные в Финляндии и Швеции, существенно отличаются от моделей с тем же названием в других европейских странах. Три основных элемента государственной политики составляют модель государства благосостояния: необходимость экономического роста, социальные права граждан и гарантированное государством благосостояние граждан. Суть модели - в увязке этих элементов друг с другом, в понимании характера их взаимозависимости. Социальное равноправие, производительный труд, материальное благосостояние, демократическое устройство (управление) идеологически связывались в ней между собой. Благодаря этому равноправие и солидарность становятся средством повышения экономической эффективности, но одновременно они являются целями, для достижения которых важен экономический рост. В рамках реформы большое значение придавалось системе пенсионного и медицинского страхования, бюджетным отчислениям на воспитание, уход за пожилыми и инвалидами, на помощь в обеспечении жильём и пособия по безработице, стипендии для учащихся. Центральным аспектом модели стало обеспечение права каждого гражданина на полноценное образование - положение, из которого проистекла вся концепция реформ школьной системы. При этом основной вопрос ставился не о том, сколько будут стоить реформы, а о том, сколько государству необходимо средств для их обеспечения.

Интеграция, а не дифференциация!

Сегодня в финском обществе господствует позитивное отношение (консенсус) к поэтапному переходу всей школьной системы к социально-интегративным школам, интегрирующим в общем потоке слабых и сильных учеников, а также детей с какими-либо нарушениями в развитии. Эта политика началась в 70-х годах, а последняя специальная школа закрыта в Финляндии несколько лет назад. До окончания общего среднего обязательного образования (до 9-го класса) все дети учатся вместе.

Преимущества интегративной школы в том, что она даёт возможность эффективно развиваться слабым учащимся, гибко адаптироваться к повысившимся требованиям рынка труда, а также способствует социальной интеграции, консолидации в обществе. С интегративным подходом связана и необходимость разрабатывать особые формы и методы учебной работы, согласующиеся с палитрой различных потенциалов учебных достижений учащихся, причём не только в младшей, но и в средней школе. Помимо учителей, владеющих разнообразным методическим репертуаром, в школах работают специалисты, умеющие индивидуально работать с детьми.

На начальном этапе реформ финская общественность была обеспокоена тем, что они могут привести к снижению общего уровня образования. Поэтому в школах ввели интенсивные курсы по выбору, начиная с 6-7-х классов. Однако этот эксперимент быстро вошёл в противоречие с идеей равенства, был признан педагогически непродуктивным и его отменили.

В Швеции дифференциация детей по признаку учебных достижений законодательно запрещена. Школам не разрешается вести отбор детей на специальные курсы по интенсивному изучению того или иного предмета. Учителя одной шведской школы в интервью немецкому журналу "Педагогика" признались, что они попытались тайком вести такие курсы, отбирая наиболее способных учеников, но ясно увидели, что с педагогической точки зрения это совершенно неправильно. "Мы убедились в целесообразности принципа интеграции на собственном опыте и больше таких попыток не предпринимаем".

В русле основной идеи интеграции и равенства решается и вопрос о второгодничестве. Хотя юридически оно не отменено, но используется только в крайних случаях. Оставление на второй год признано педагогически и экономически бессмысленным.

Все эти образовательно-политические решения - следствие идеи равноправия . Эта идея понимается в скандинавских странах более радикально, чем в других странах Европы, где она также провозглашена центральным элементом образовательной политики. В Финляндии идея равенства понимается наиболее радикально и включает в себя не только равенство шансов, но и равенство результатов. Это означает, что все учащиеся, независимо от начальных способностей, благоприятных или неблагоприятных для обучения социальных условий, должны получать к концу 9-го класса одинаково высокий образовательный уровень. Финская школа устроена так, чтобы обеспечить это равенство результатов . Вот в чём секрет её успешности и высоких показателей в PISA.

Педагогика

Финская педагогика как в теории, так и на практике призвана обеспечить политическую идею равенства. В психолого-педагогических теориях в 70-х годах наблюдается решительный отказ от внимания к врожденным способностям или дарованиям и переход к изучению способностей, влияющих на процесс обучения. "Не следует переоценивать влияния различных когнитивных способностей на результаты учебного процесса. Если преподаваемый материал будет правильно распределён и приспособлен к нуждам отдельного ученика, постепенно усложняясь, и одновременно будет принято, что скорость усвоения материала может быть различной, то результаты обучения в группах с разными способностями на выходе не будут особо отличаться друг от друга. В соответствии с этим обучение в младшей школе нужно дифференцировать так, что различное время, требуемое разным ученикам для освоения материала, должно стать признанной составной частью системы?

В качестве дидактической модели, обеспечивающей этот процесс, была избрана концепция американского педагога Блума (Bloom) " mastery learning ", согласно которой центральным элементом учебного процесса является тщательная формулировка (определение) учебных целей и последующая детализация этих целей по отдельным шагам, где для каждого опять-таки точно формулируется учебная цель. Достижение этих целей должно быть своевременно отслежено. Существенную роль здесь играет принцип преодоления трудностей , согласно которому важнейшая задача учебного процесса состоит в том, что мы своевременно определяем трудности, с которыми сталкивается ученик, и помогаем ему преодолеть их. Важна также и система оценки учебных достижений: отметки, которые позволяют сравнивать одного ученика с другим, были устранены. Усилия теперь направлялись на восприятие учеником своих учебных достижений - прогресса в обучении, который должен усилить доверие ученика к себе, своим способностям и повысить позитивное отношение к процессу обучения, как таковому. Уже на ранних этапах обучения практикуется самооценка.

В последние годы намечается переход от концепции Блума, в основе которой лежали модели обучения бихевиористского толка, к конструктивистским моделям обучения, основывающимся на идеях Пиаже. В них подчеркивается собственная активность ученика в обучении.

В финской системе образования учителям предоставлена высокая степень свободы, гарантированная законом. Однако рука об руку со свободой проводилась реформа образования учителей. Учителя действительно должны владеть всей палитрой педагогических методов и подходов. Только в этом случае педагогическая свобода может принести ожидаемые плоды.

Все дело в начале!

Как для Финляндии, так и для Швеции характерна высокая роль, которую придают педагоги и политики дошкольным учреждениям и младшей школе в системе образования. Именно они поставлены во главу угла всей школьной системы.

Считается, что успех или неуспех ребёнка определяется именно началом его образовательного пути . Для этой ступени необходимы педагоги самой высокой квалификации. "Самые квалифицированные педагоги должны работать в дошкольном секторе и в младшей школе. Именно в этот период можно многое испортить, испортить всю жизнь человека. В старшем звене, конечно, тоже можно навредить, но это сделать не так легко. Поэтому самые квалифицированные педагоги должны работать именно в младшем звене ", - говорит Эскил Франк, вице-ректор педагогической высшей школы в Стокгольме. Не случайно фильм известного немецкого режиссёра и журналиста Райнхарда Каля, посвящённый финской системе образования, называется "Все дело в начале!". В Финляндии педагоги дошкольной ступени должны иметь высшее университетское образование и общины обязаны предоставить каждому ребёнку возможность посещать детский сад или подготовительный класс при школе. Детей, живущих в отдалённых районах, привозят в школу на специальном школьном такси. Государство адресно инвестирует в образование каждого отдельного ребенка. "Нам нужен каждый ученик, мы не можем себе позволить безнадежные случаи?" - говорит Юкка Сарьяла, президент центрального департамента образования в Хельсинки. В Швеции государство последовательно снижает родительскую плату за посещение дошкольных учреждений с целью обеспечить широкий доступ к дошкольному воспитанию и образованию.

Педагогическая установка на решающее значение младшей ступени отчётливо проявляется в распределении государственных средств на образование: основной поток финансирования идет на ступень дошкольного образования и младшей школы. Роль учителя в старшем звене не так высока, как в младшей школе. Если младшая школа качественно выполняет свою работу, то расходы на старшую снижаются. Затраты средств на младшую ступень в Финляндии значительно выше, чем в ФРГ, а на старшую - ниже. В ФРГ повышенное внимание уделяется именно старшей школе. Это существенное отличие от глубоко укоренившейся как в Германии, так и в России установки на важность именно старшей ступени, задача которой - обеспечить поступление в вуз. Необходимо преодолеть это заблуждение и сделать из финского и шведского опыта надлежащие педагогические и политические выводы. В Финляндии и Швеции "сильная школа" - та, которая поднимает слабых и средних учеников на самый высокий уровень, до которого они способны подняться.

Децентрализация школьной системы,

педагогическая автономия отдельной школы

и внутрисистемная диверсификация

Учредители школ - местные общины. У школ очень широкая педагогическая автономия (методы, организация учебного процесса и даже учебные программы), а родители же имеют свободное право выбора школ разного профиля. Так при внешнем формальном равенстве образовалась сильная внутрисистемная диверсификация: каждая школа обязана - в соответствии с потребностями социума - разработать и реализовать свой индивидуальный педагогический профиль. В рамках очень общих и широких целей и предписаний, задающихся централизованно, коллегия каждой школы сама разрабатывает свою программу и учебные планы. Между финскими школами существуют большие различия, гораздо более значимые, чем различия между школами одного типа в Германии и России. Потоки учащихся в густонаселённых регионах страны распределяются между школами с разными профилями и программами обучения. У одних школ программы более интенсивные, у других - менее. Представление о "финской школе" как о единой системе обучения с общими программами и учебными планами неправильно. Едины общие принципы и цели, но они осуществляются на уровне отдельной школы весьма по-разному.

В настоящее время центральное государственное ведомство планирует несколько ограничить свободу школ в выборе программ - расхождение между школами стало слишком большим. Но идея "профилизации" остается в силе. Под профилем понимается ориентация школы в сторону математического, языкового, художественного или какого-нибудь другого уклона. Существуют даже школы со спортивным профилем.

С такой организацией школьной системы связана и отмена государственной инспекции. Некоторые аналитики считают её основным фактором, поднявшим эффективность школьной системы Финляндии. Доверие учителям, связанное и с реформой учительского образования, является основой предоставляемой учителям свободы . При помощи эвалюации школа узнаёт о своей работе, о сильных и слабых сторонах. С эвалюацией связано консультирование школ по возникающим проблемам, а не оценка её работы или тем более санкции. Замена государственной инспекции системой эвалюации нужно рассматривать как существенный элемент реформы образования Финляндии.

Интеграция альтернативных моделей в систему образования

Разнообразие педагогических профилей школ привело к интеграции международно признанных альтернативных школьных моделей в систему образования Финляндии. Педагогическая свобода, свобода в выборе систем обучения, закреплена в финской конституции, провозглашающей право на основание негосударственных школ и частных воспитательных учреждений. Законодательно закреплено также право на домашнее обучение. В законодательстве 1991 года, которое было направлено на децентрализацию школьной системы, есть положение об интеграции бывших до этого частными альтернативных школ в общую систему образования. Такие альтернативные учебные заведения, как школы Монтессори, Френе, вальдорфские школы Штайнера и другие с международным признанием, учреждаются без какого-либо дополнительного согласования и финансируются на тех же условиях, что и регулярные коммунальные (государственные) школы. Закон 1991 года легализовал и уравнял их в правах с государственными. Характерно обоснование этого решения, в котором подчеркивается, что государственная школьная система учится у альтернативных школ прогрессивным методам обучения. Для получения финансирования альтернативные школы должны заключать договор с местными общинами, на основании которых им предоставляется полное материальное обеспечение, равное с таковым у государственных школ.

Внутришкольные факторы высоких достижений финской школы. Школьный персонал

Педагогическая концепция, представленная выше, в конкретном воплощении имеет свои организационные особенности. Персонал финской школы состоит не только из администрации, классных учителей и учителей-предметников. Кроме них, к персоналу школы относятся:

1. Школьная сестра , по основному образованию медсестра, но имеет дополнительное образование в области профилактической оздоровительной работы. Такая профессиональная специализация неизвестна ни в Германии, ни в России.

2. Куратор , по образованию социальный педагог, занимается сферой проблем социального характера. Если в каком-то классе возникает конфликт двух группировок, то классный учитель не занимается решением этой проблемы. Он посылает конфликтующие стороны к куратору, основная компетентность которого - умение решать межчеловеческие и межгрупповые проблемы. Он должен также владеть терапевтическими методами работы с группами. Проблемы, которые нужно решать с участием родителей, решает куратор, а не учитель.

3. Психолог. Часто дети сами приходят к психологу. То, что в школе существует взрослый, который обязан хранить молчание о доверенных ему проблемах, всегда готовый тебя выслушать, поддержать, оказать компетентную помощь, крайне важно для детей и подростков. У учителя просто нет времени заниматься такими проблемами с учениками. Конечно, о настоящей психотерапии в данном контексте речь не идёт, дело касается индивидуальных психологических проблем. Например, у хорошей ученицы вдруг падает успеваемость. Она не может сконцентрироваться на занятиях: с её братом случилось несчастье, он попал в больницу. Этой девочке не нужна помощь в учебе, но психологическая поддержка необходима. Если она получит ее, то сможет снова вернуться к успешным занятиям.

4. Специальный учитель. Задача этого учителя - поддержка и педагогическая работа с отстающими. Специальный учитель должен иметь основное учительское образование, проработать как минимум три года в школе и затем получить специальное дополнительное образование, включающее в себя основы психологии. Специальный учитель должен владеть всей палитрой методов и приёмов, необходимых для преодоления вместе с учениками разнообразных трудностей в обучении.

5. Ассистенты. В школах, где много учащихся и большие классы, есть ассистенты, не имеющие специального образования. Они работают почасовиками под руководством учительского состава. Это могут быть абитуриенты, еще не получившие место в университете, не работающие родители, например, мамы, занимающиеся домашним хозяйством. Их помощь существенно разгружает учителей.

6. Персонал кухни. В каждой школе есть кухня и столовая. Дети ежедневно получают полноценное горячее питание.

В финской школе существует система замены учителей. Каждый учредитель имеет в запасе дипломированных педагогов. В случае болезни основного учителя его тут же заменят. Поэтому отмены уроков из-за отсутствия педагога практически не бывает. Это имеет особое значение для слабых учеников, больше других страдающих от выпадения уроков.

Учителя могут посвятить себя целиком и полностью преподаванию, так как для решения других возникающих проблем есть дополнительные специалисты - психологи, кураторы и другие. Если в школе большие классы (18-20 детей), то приглашаются ассистенты-почасовики. Они работают по указанию учителя и, как правило, опекают учеников, которые не могут или не хотят следовать за классом, участвовать в общей работе. Если какой-нибудь ученик мешает классу работать, ассистент садится рядом с ним и занимается индивидуально. Ни в коем случае учитель не должен отвлекаться от своей основной задачи - преподносить материал всему классу. Для отстающих учащихся существует система поддержки, охватывающая 16-17% всех учеников! Идея здесь такая: если слабый ученик выявлен вовремя и ему оказана целенаправленная помощь, то ему не потребуется проводить в школе ещё год дополнительно. Оставление на второй год является травмирующим не только для ученика, но и неэкономичным для всего общества.

Как происходит поддержка особо слабых учеников?

Когда ученик не успевает за своим классом, то сначала приглашают специального учителя, который наблюдает за ним. В трудных случаях он забирает ученика и даёт ему индивидуальные уроки или проводит их в малых группах. Как правило, после таких дополнительных занятий ученик может вернуться в класс и продолжать своё обучение.

Если ученику не удается справиться с учебными проблемами с помощью специального учителя, то закон предписывает вынести этот случай на специальный совет. Он собирается раз в месяц, и в него входят администрация школы, классный учитель, в отдельных случаях - учитель-предметник, психолог, специальный учитель и школьный врач. Вначале выясняется, не являются ли проблемы ребенка в учебе следствием проблем со здоровьем. Если это так, то этим учеником должен заниматься врач, о чем сообщают родителям. Если дело не в этом, то совет ищет другие причины трудностей в обучении. Совет разрабатывает план, как ему помочь. Через месяц этот случай снова выносится на совет. Основной вопрос - помогли ли мероприятия, предусмотренные планом. Если нет видимых результатов, то обсуждают, что можно сделать ещё. Одна из возможностей - разработка индивидуального учебного плана (программы) для этого ученика. В этом случае не все учебные цели класса являются обязательными для данного ребёнка.

Сотрудничество с родителями крайне желательно. Но если они этого не хотят, то школа должна обходиться сама. Она не имеет права бросить на произвол судьбы ученика, который, по несчастью, имеет родителей, не желающих о нём заботиться. Правовой субъект здесь - ребёнок. Именно ему закон гарантирует право, по которому его потребности в заботе, внимании, поддержке будут удовлетворены. Случаям подросткового хулиганства, молодёжной преступности в этой системе ней места, потому что задолго до того ученик, склонный к девиантному поведению, будет выявлен и ему оказана своевременная помощь и поддержка.

Итак, основным фактором успеха финской системы образования является продуманная школьная политика, являющаяся частью концепции общества благосостояния. Гуманизм, как умонастроение и реальная социальная практика, пронизывает всё финское общество.

В последние годы оно поставило перед собой новые цели, подтвержденные конституцией, - переход к обществу знаний и коммуникативному обществу. С этими целями связано использование новых образовательных технологий, использующих возможности компьютеров и Интернета, а также методов обучения, развивающих самостоятельность и социальные способности. Большинство учащихся должно получить высшее образование, и финское общество уверенно идет к этой цели: доля населения с высшим образованием в Финляндии самая высокая в мире.

Статья была опубликована в журнале "Народное образование" , № 4 за 2006 г.

Сегодня трудно поверить, что финской системе образования меньше 50 лет. Именно в шестидесятые годы теперь уже прошлого столетия стала формироваться система высшего и профессионального образования Финляндии. За эти полвека Финляндия прошла большой путь – ныне в государстве функционирует 29 университетов, из которых 10 специализированных (3 политехнических университета, 3 высших экономических заведений и 4 художественных) и столько же многофакультетных.

Впрочем, образование в Финляндии, как и в любой другой стране, начинается вовсе не с институтов, академий или университетов, а с дошкольного образования. Как известно, среднее и высшее образование в Финляндии бесплатное, а вот дошкольное − платное. Садики делятся на три вида: муниципальные, частные и семейные, родители сами выбирают, в какой именно садик отдать ребенка. Оплата садика зависит от доходов семьи. Максимальная плата за садик составляет 254 евро, минимальная − 23 евро в месяц. В детские сады Финляндии детей принимают с 9 месяцев до 7-8 лет. А с 6 лет начинают бесплатно готовить к школе. Иногда мест в садиках не хватает, и тогда государство ежемесячно выплачивает дополнительные 500 евро семье, чтобы один из родителей оставался с ребенком дома. В садиках Финляндии на каждого воспитателя детского сада (по закону) приходится по 4 ребенка, поэтому группы в садиках обычно маленькие.

Надо сказать, что финское школьное образование постоянно приковывает повышенный интерес со стороны мирового сообщества. Дело в том, что финские школьники демонстрируют впечатляющие результаты в рамках "Программы по международной оценке образовательных достижений учащихся" (PISA). В 2000 и 2003 годах Финляндия не только заняла первое место в этом "конкурсе", но и оказалась единственной европейской страной вошедшей в число лидеров. Чтобы понять причины такого успеха надо копнуть в самую глубь.

Образование в Финляндии начинается с дошкольного возраста. И начинается оно в яслях, куда попадают дети в возрасте от 3 до 6 лет. Вообще, системе дошкольного образования в Финляндии уделяется много внимания. В первую очередь дошкольные образовательные учреждения должны подготовить ребенка к учебе в школе.

Вторая ступень образования в Финляндии – основная школа, где ребенок учится с 7 до 16 лет (не сильно отличается от ситуации в России, не находите?). А вот дальше начинаются отличия.

  • Во-первых, в финских школах не сдают экзаменов. Даже выпускных.
  • Во-вторых, дифференциация обучения, выделение одних предметов и их углубленное изучение в ущерб иным – не приветствуется.
  • В-третьих, не существует "элитных" классов. Да и вообще, сектор частных школ в Финляндии незначителен.

Министерство образования Финляндии проводит политику выравнивания системы образования – это значит, что образование должно быть везде и для всех одинаковым как по содержанию, так и по доступности.

Интересный факт: оказывается, что здания школ в Финляндии проектируются ведущими архитекторами страны, при этом учитывается и мнение самих учеников (старших классов) и их родителей, поэтому финские школы не похожи ни на казармы, ни на больницы.

Как и в любой другой европейской школе, подход к занятиям носит индивидуальный характер, т.е. к каждому ребенку необходимо находить свой путь. В одном классе одновременно работают двое учителей – это снимает нагрузку с каждого из них и серьезно упрощает и ускоряет процесс принятия решений. После каждого урока школьники могут рассказать, что они смогли понять, а что нет. Причем, непонимание предмета не считается виной ребенка, а признается недоработкой учителя по проектированию системы подачи знаний.

В Финляндии существует традиция, согласно которой детей отдают в ближайшую школу. Раньше вообще было запрещено родителям самостоятельно выбирать школу для своего ребенка, и только в последние годы этот запрет был снят. Тем не менее, большинство родителей не утруждает себя лишними поисками, предпочитая отправлять детей в ближайшую к месту жительства школу.

И только на третьей ступени образования финны имеют право выбирать – на кого им собственно учиться, а главное где? Выбор небольшой: либо профессиональное училище, либо гимназия. В настоящее время в Финляндии действует 441 гимназия (с общим количеством учащихся 130 тысяч человек) и 334 профессиональных училищ (со 160 тысячами учащихся). Так же как и в случае школьников, в случае учащихся государство берет на себя заботу о полном обеспечении учащихся: им оплачивают питание, учебники и проезд до дома. Собственно гимназии и профессиональные училища – суть старшая школа.

В 19 лет школьное образование в Финляндии заканчивается окончательно. По его завершению вчерашними школьниками сдается матрикуляционный – первый, единственный и последний, - общенациональный экзамен. Его значение трудно оценить, ибо для поступления в вузы он не играет практически никакой роли. Поступление гарантирует только удачное прохождение вступительных экзаменов в самом вузе. Причем организация вступительных экзаменов целиком и полностью ложится на вузы. На этом этапе становится понятно различие между гимназиями и профессиональными училищами. Выпускники первых, как правило, поступают в университеты, выпускники вторых – в институты. Это не значит, что выпускники профучилищ не могут поступать в университеты – формальных ограничений тому нет – просто такова статистика. К слову о статистике, лишь не более трети выпускников школ продолжает свое образование в высших учебных заведениях.

Образование в Финляндии, в том числе и высшее – бесплатно (в том числе и для иностранных студентов). В целом участие государства в финансировании системы высшего образования в Финляндии оценивается в 72%.

Наталья Киреева живет в Хельсинки. Недавно она рассказала о системе и принципах местного образования и поделилась своим мнением, почему финское образование считается одним из лучших в мире.

20.03.13

Успех бесплатного образования в Финляндии был большой темой для обсуждения в образовательных кругах за последний год. Мы уже упоминали об особенностях школьного образования в Финляндии и публиковали видео выступления известного специалиста в этой области .

Нина Смит, уроженка Финляндии, предложила разоблачить слухи, витающие вокруг финского образования. Нина – образовательный консультант, которая получила научную степень и право на преподавание в университете Ювяскюля в Финляндии. Она – опытный педагог, который обеспечивает учителей персонализированными инструментами, помогающих им расширять знания и создавать наиболее эффективные и эмоционально безопасные классные комнаты.

Понятно, что Нина не может рассказывать об опыте работы со всеми учениками и учителями в Финляндии, но она владеет полученным ей собственным образованием там, а также преподает там несколько лет; она имеет несколько важных событий и способна понять суть, чтобы поведать ее нам. На каждое утверждение Нина отвечала факт это, выдумка или и то и другое.

1) Учителям в Финляндии платят как докторам.

Вымысел. Начальная зарплата для учителя небольшая (около 40-50 тысяч долларов в год, примерно 3-4 тысячи долларов в месяц), но если это постоянный контракт, то они получают также оплачиваемое лето. Врачам платят больше, но, как правило, в Финляндии разница в зарплатах между профессиями небольшая ().

2) Профессиональному развитию придают большое значение в Финляндии и учителя рассматриваются как уважаемые специалисты.

Факт. Это двойной вопрос. Профессиональный рост рассматривается, как необходимый для учителей, но обычно они могут самостоятельно принимать решения относительно их профессионального развития. Простые учителя должны иметь научные звания, которые наиболее важны в образовании и незначительны в разносторонних школьных предметах, а также других незначительных выбранных предметах. Учителя – это часть научного сообщества и их мнение об образовании уважают. Обычно обучение – это выбранная карьера, а не стартовая площадка для чего-либо еще.

3) У учителей в Финляндии много самостоятельности в выборе потребностей студентов: государственный стандарт образования очень общий и не предписывающий.

Факт. Государственный стандарт образования содержит цели и основное содержание для различных школьных предметов, но школы и районы создают свои собственные учебные планы в рамках государственного стандарта. Учителя делают выбор, как помочь студентам достичь целей ().

4) У учащихся в Финляндии больше, чем один час перерыва в день.

Факт. По базовым требованиям для школьного образования должно быть 45 минут обучения/изучения и затем 15-минутный перерыв. Учащиеся первого и второго класса идут в школу на 4 часа в сутки и в это время включается 75 минут перерыва. Во время перерыва студенты выходят наружу, чтобы играть – и их поощряют за физическую активность.

5) В Финляндии нет никакого принудительного тестирования.

Факт. Учителям доверяют оценивать, что на их взгляд, лучше всего приносит пользу в обучении их студентов. Обратная связь в процессе обучения подчеркнута стандартным тестированием ().

6) Школа не начинается для финских детей до 7 лет.

Факт. Год перед школой называют дошкольным, и это добровольно для всех учащихся, а не принудительно для 6-летних. Предполагается, что там ученики научатся основам чтения, как учиться и как принимать участие в групповой деятельности.

7) Высококачественное раннее детское образование бесплатно в Финляндии.

Факт, и немного миф. Дошкольный (год перед началом школы) период относится к формальной системе образования и бесплатен. Те же самые требования, регулирующие также обучение 6-летних в школах, действительны в дневных центрах для 6-летних, а обучение в них - это выбор родителей, который часто зависит от их занятости. Каждый ребенок имеет право на высококачественное раннее детское образования, но бесплатно ли это - зависит от уровня дохода родителей. Раннее детское образование в большой степени финансируется, таким образом, самая высокая ежемесячная оплата за работу с детьми составляет 264 евро (350$) за ребенка в дневном детском центре.

8) В Финляндии нет никаких частных школ.

И то и другое. В Финляндии общее законодательство и для частных (финансируемые только государством) и для общественных (городом или государством) школ. В прошлом году было 85 частных школ в Финляндии, составляющие около 3% от всего учащегося населения.

9) Требуется родительское участие.

Вымысел. Родителей поощряют к вовлечению в образование их детей, но это не обязательно. Учащиеся очень независимы, включая дорогу в школу и домой, если расстояние меньше 5 км. Они идут или едут на велосипеде, или родители подвозят их.

10) В Финляндии нет никаких сообществ учителей, и это необходимо для лучшего образования.

Вымысел. На самом деле более чем 95% учителей являются членами профсоюза учителей (OAJ), который является составляющим Союз Объединений Профессионального и Старшего Руководящего Персонала в Финляндии (AKAVA). Но, отношения между школами, высшими должностными лицами образования и союзом конструктивны ().

11) Финские дети добиваются большего успеха в школе, чем ученики в других странах, просто потому что уровень бедности гораздо ниже.

Вымысел. Уровень бедности в Финляндии, конечно, ниже, но что действительно имеет значение в образовании - это объективность в совокупности с качеством. Вместо того, чтобы выдвинуть на первый план персональную работу и соревнование обучающихся, в Финляндии фокусируются на способности школ предоставить одинаково хорошее образование различным ученикам. Основное образование абсолютно бесплатно, включая: обучение, школьные материалы, школьную еду, здравоохранение, стоматологическое обслуживание, специализированное образование и корректирующее обучение. Финской особенностью является бесплатный горячий обед, который ежедневно предоставляется всем. Голодные студенты не могут учиться хорошо ().

12) Финский способ преподавания никогда не мог быть использован в других странах (например США), потому что население там более разнородное.

И то и другое. Никакая образовательная система никогда не должна копироваться в другой культуре, это точно так же, как никакая информация не должна быть общепринятой, но она должна усваиваться и/или приспосабливаться, чтобы стать пригодной. Но отдельные способы и практики по облегчению обучения отдельных детей и стимулированию сотрудничества и познанию могут легко быть переняты ().

Выбор редакции
Три дня длилось противостояние главы управы района "Беговой" и владельцев легендарной шашлычной "Антисоветская" . Его итог – демонтаж...

Святой великомученик Никита родился в IV веке в Готии (на восточной стороне реки Дунай в пределах нынешней Румынии и Бессарабии) во...

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 07 мая 2014 года г. Ефремов Тульская областьЕфремовский районный суд Тульской области в...

Откуда это блюдо получило такое название? Лично я не знаю. Есть еще одно – «мясо по-капитански» и мне оно нравится больше. Сразу...
Мясо по-французски считается исконно русским блюдом, очень сытное блюдо, с удачным сочетанием картофеля, помидоров и мяса. Небольшие...
Мне хочется предложить хозяюшкам на заметку рецепт изумительно нежной и питательной икры из патиссонов. Патиссоны имеют схожий с...
Бананово-шоколадную пасту еще называют бананово-шоколадным крем-джемом, поскольку бананы сначала отвариваются и масса по консистенции и...
Всем привет! Сегодня в расскажу и покажу, как испечь открытый пирог с адыгейским сыром и грибами . Чем мне нравится этот рецепт — в нём...
Предлагаю вам приготовить замечательный пирог с адыгейским сыром. Учитывая, что пирог готовится на дрожжевом тесте, его приготовление не...