Флаг руси имперский. Как появился черно-желто-белый флаг


Официально государственного флага в России не было очень долго, хотя порой бело-сине-красный трехцвет воспринимался именно как государственный — ведь его поднимали на торговых судах и чаще всего видели за границей. Но вот 11 июня 1858 г. император Александр II утвердил первый официальный государственный флаг Российской империи — черно-желто-белое полотнище.

Откуда взялись эти цвета? Отчасти их выбор был оправдан традициями западноевропейской геральдики, в соответствии с которой цвета флагов чаще всего повторяли цвета гербов правящих в этих странах династий. Так и на русском флаге верхняя черная и средняя желтая полосы соответствовали черному двуглавому орлу и желтому полю государственного герба, а нижняя — белая — кокарде Петра I и белому всаднику святому Георгию, покровителю царей московских и Москвы.

Но флаг династических цветов просуществовал недолго. Император Александр III 7 мая 1883 г. повелел в торжественных случаях вывешивать бело-сине-красный трехцвет, а 5 апреля 1896 г. специальное совещание постановило: трехцвет — «народный и государственный флаг» Российской империи. Цвета объяснялись титулом императора — «всея Великия, и Белыя и Малыя России»: красный цвет соответствовал великороссам, синий — малороссам, белый — белоруссам.

В конце XIX в. были унифицированы флаги, штандарты и вымпелы, белый, синий и красный цвета вытеснили черный, золотой и белый. Однако борьба сторонников двух флагов не прекратилась; вопрос о том, какой из них должен быть государственным, продолжал обсуждаться. Монархически настроенные круги настаивали на возвращении династического флага, а либералы выступали за сохранение бело-сине-красного флага.

Помешала его окончательному решению первая мировая война, и трехцвет сохранился как государственный, а черно-желто-белый — как династический флаг императоров.

Первая мировая война дала жизнь еще одному флагу, соединившему трехцвет и императорский штандарт и символизировавшему единение царя и народа. В нем белую и синюю полосы на крыже (в левом верхнем углу полотнища) перекрывал желтый квадрат с двуглавым орлом.

Так вот до 1858 года флаг был иной. Порядок цветов в нем был таков: начиная с верхней полосы - белой, далее желтой и черной внизу. В таком виде он существовал до момента его официального принятия. Наряду с ним существовал бело-сине-красный, который с 29 апреля 1896 г. император Николай II повелел считать Национальным и Государственным флагом. Императора "уговорили", поскольку якобы всем славянским народам присвоили таковые цвета - и это подчеркивает их "единство".

То есть, тогда, перед принятием, - бело-желто-черный флаг просто перевернули.

Прослеживается у "переворота" и автор - Бернгард Карл Кёне. Он родился в семье тайного государственного архивариуса, берлинского еврея, принявшего реформатское вероисповедание. В Россию он попал по протекции. В геральдической историографии заслужил резкую отрицательную оценку, несмотря на бурную деятельность. Надо ли говорить, что по-русски в ведомстве которое он возглавлял не говорили? Впрочем, тогда вообще мало говорили по-русски в высоких чиновничьих кругах.

Но как бы то ни было - флаг был принят и в таковом виде он просуществовал до 1910 года, когда монархисты подняли вопрос о «правильности» флага, поскольку приближалось 300-летие Дома Романовых.

Было образовано Особое совещание для выяснения вопроса “о государственных Русских национальных цветах”. Оно проработало 5 лет, и большинство участников проголосовало за возвращение имперского бело-желто-черного флага с «правильным» расположением цветов в качестве основного, государственного.

Отчего-то и почему - непонятно, но пошли на компромисс - в результате появился симбиоз двух конкурирующих флагов: эклектичный бело-сине-красный флаг имел в верхнем углу желтый квадрат с черным двуглавым орлом. С таким немножко и повоевали в ту мировую войну. Далее история имперского флага заканчивается по всем известной причине.

В геральдике перевернутый флаг означает траур, это прекрасно знал Кёне, возглавляя геральдическое ведомство Империи. Гибель русских императоров подтвердила это. В морской практике перевернутый флаг означает, что судно терпит бедствие.

Понятно, что цвета и сейчас путают и вешают флаги кверху ногами сознательно и неосознанно, но что бы таковое происходило на государственном уровне и с многолетней борьбой - нужны особые усилия особых людей.

Каждый человек должен обязательно знать не только прошлое своей страны, но и историю возникновения ее главных символов государственной власти. В этой статье мы хотели бы описать Имперский, или Народный гербовый, черно-желто-белый флаг, чей он, когда появился и что собой олицетворял.

Какое значение имеет флаг?

Знамя любой страны имеет глубокий сакральный смысл и емко выражает ее самобытность. Этот официальный символ государственности представляет нацию, описывая ее духовную реальность. На флагах изображаются важные символические эмблемы, герб или его отдельные элементы, которые условно могут поведать о значительных исторических событиях, традициях, верованиях и даже об экономике и географическом положении страны. Цвета знамени всегда имеют глубокий смысл, выражая единство народа, его могущество, стремление к свободе и миру. Российский черно-желто-белый флаг стал священным символом Великой страны, государственной мощи и крепости, стабильности и незыблемости исторических границ нашей Родины. О нем мы подробно расскажем далее.

История возникновения русского флага. Первый государственный флаг

Государственные флаги, как и гимны, начали появляться в европейских странах лишь с конца XVIII в. До этого времени, конечно, существовали различные знамена и гербы аристократических родов, династий, торгового и военного флотов, значки гильдий и цехов. В России были распространены боевые стяги-хоругви. На них часто изображались лики Божией Матери, Спасителя и святых. Они были священны, как и иконы, часто перед ними молились и служили молебны. Царские стяги считались знаменами государства, но вплоть до XVII века не имели официального статуса, поэтому нередко меняли свой внешний вид, цвета и форму. Считается, что начало возникновению первого русского флага положил царь Алексей Михайлович, который издал два особых указа в 1668-1669 гг. Они предписывали поднимать над русскими военными кораблями бело-сине-красный стяг.

Флаги времен правления Петра I и Елизаветы Петровны

В дальнейшем Петр I продолжил дело создания государственного знамени. В 1693 г. на военном корабле "Святой Петр" был поднят "флаг царя Московского", представлявший собой полотнище (4,6 на 4,9 м) из горизонтальных полос синего, красного и белого цветов. На флаге посередине золотой краской был изображен двуглавый орел. В 1699 г. царь собственноручно нарисовал эскиз трехполосного флага Русского царства. Кроме триколора, используемого на военных судах, Петр I утвердил еще один государственный штандарт - желтое полотнище с нарисованным по центру черным орлом, который держал четыре карты с изображениями Каспийского, Белого и Азовского морей, а также Финского залива.

Следующим этапом в создании российского государственного знамени стала процедура коронации Елизаветы Петровны. К церемонии (1742 г.) было разработано новое знамя Российской империи, состоявшее из желтого полотнища с изображением черного двуглавого орла, окруженного овальными щитками с гербами.

Русский флаг черный, желтый, белый - "имперка"

Следующий государственный флаг был создан ко дню коронации Александра II. Он выглядел следующим образом: на золотом полотнище были изображены черный орел и белый Георгий Победоносец верхом на коне. Предложил создать такой флаг геральдист Б. В. Кёне, который занимался разработкой и династии Романовых. Он считал, что для нового русского национально флага необходимо установить гербовые цвета - черный, серебряный и золотой, так как это было принято в геральдике многих европейских стран. Позднее, 11 июня 1856 г. Александр II своим приказом утвердил новый облик Государственного флага и установил отныне, что все знамена, штандарты, вымпелы и другие предметы, используемые в торжественных случаях, должны иметь гербовые цвета Русской империи. Так в России появился черно-желто-белый флаг. Такой триколор стал использоваться в различные торжественные дни, в том числе и при коронации Александра III. Выглядел черно-желто-белый флаг Российской империи так, как показано на следующем рисунке.

Впоследствии его стали называть Гербовым народным флагом. По мнению правительства, простой люд, созерцая гербовые цвета на государственном знамени, приобщался к русской культуре и истории.

Что символизировал стяг, утвержденный императором Александром II

Каждый цвет флага - черный, желтый, белый - был глубоко символичен. Давайте подробнее рассмотрим, что они обозначали. двуглавого орла, показывал императорскую власть, державность, государственность, крепость и стабильность. Он указывал на незыблемость границ Российской империи, простиравшейся от Тихого океана до Он знаменовал собой силу и мощь огромной страны. Золотой (или желтый) цвет также имел огромное значение. В прошлом он являлся основным колером знамени Православной Византии и воспринимался русским народом как символ духовности и религиозности. символизировал стремление к нравственному развитию, совершенствованию, а также твердость духа. Он знаменовал сохранение в чистоте православной веры и постижение Божественной истины.

Белый цвет символизировал чистоту и вечность. Для русских людей он являлся отражением деяний Святого Георгия Победоносца и означал стремление защищать свою отчизну и хранить русскую землю, даже жертвую самим собой. Белый цвет говорил о той огромной силе духа русского национального характера, стойкости и непоколебимости защитников земли русской. Православие, самодержавную власть и народность - вот, что символизировал собой Имперский черно-желто-белый флаг. Значение его сложно переоценить - он стал выражением русской православной традиции, самодержавной власти и стойкости простого народа.

Какой флаг: черный, желтый, белый или петровский "триколор" использовался в конце XIX в.?

Несмотря на то что новый русский флаг, черно-желто-белый, был создан на основе государственных гербовых цветов, которые несли значительную сакральную нагрузку, обществом он воспринимался исключительно как правительственный штандарт. Черно-желтые цвета у многих русских людей ассоциировались с Австрией и домом Габсбургов. А вот "петровский" бело-сине-красный триколор был народу ближе и считался гражданским, постепенно приобретая статус "обывательского". Поэтому в 70 - 80 гг. XIX в Российской империи имела место быть называемая "двойственность" государственного символа.

Одновременно существовали и использовались два знамени - бело-желто-черный флаг России (правительства) и национальный, бело-сине-красный триколор. Зачастую именно последнему отдавалось предпочтение - он появлялся на улицах городов, устанавливался около памятников и использовался на торжественных мероприятиях.

"Петровский" триколор - национальный флаг Российской империи

Во время коронации Александр III был удивлен тем, что сам Кремль и торжественная процессия были оформлены в гербовые цвета, а столицу украшали Впоследствии император подписал указ, по которому "петровский" триколор приобрел официальный статус и стал национальным флагом Российской империи. С момента вхождения в силу постановления флаг "черная, белая, желтая полоса" стал считаться знаменем царствующего дома Романовых. Император Николай II своим указом от 1896 г. закрепил положение бело-сине-красного стяга в качестве единственного государственного.

Возвращение черно-желто-белого флага

Приближение важной даты - 300-летия правления Дома Романовых, а также буржуазно-демократическая революция стали причиной поворота в политике, касающегося национальных цветов. Приверженцы монархических устоев желали возвратить флаг "черная, желтая, белая полоса", который для них выступал символом защиты Российской империи от грядущих драматических событий. В 1914 г. была осуществлена попытка соединить два флага - "петровский" триколор и черно-бело-желтую "имперку". В итоге появилось новое знамя, в котором присутствовали цвета - синий, черный, красный, желтый, белый. Флаг выглядел следующим образом: в верхнем прямоугольного полотна располагался квадрат желтого цвета. В нем был нарисован черный двуглавый орел.

Это сочетание должно было выражать единство народа и власти, а также патриотизм и веру в победу. Тем не менее столь эклектичный флаг не прижился и не стал национальным. Он прослужил в качестве официального государственного символа недолго - до 1917 г. Последующее отречение Николая II, а затем и Февральская революция положили конец внедрению имперской символики.

Красный флаг СССР

После Октябрьской революции государственный флаг приобрел новый облик: он представлял собой простое красное полотнище прямоугольной формы без надписей и каких-либо эмблем. Он стал символом Свободы и знаменовал наступление новой эпохи в жизни страны. 8 апреля 1918 г. на собрании было внесено предложение об утверждении в качестве официального красного флага с буквами "П. В. С. С.", обозначавшими знаменитый девиз, призывавший к объединению пролетариев всех стран. Далее, в апреле 1918 г., флагом государства было признано красное полотнище с надписью: "Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика".

С момента объединения РСФСР с БССР, УССР и Закавказской федерацией в СССР флагом стало алое полотнище прямоугольной формы. На нем изображались в верхнем углу серп и молот золотого колера, а над ними - пятиконечная звезда красного цвета, с золотой каймой.

Использование бело-сине-красного флага

C 1923 по 1991 гг. официальным был признан вот такой флаг. Тем не менее "петровский" триколор продолжал использоваться в некоторых случаях.

Во время Великой Отечественной войны он вместе с Андреевским флагом служил некоторым антисоветским формированиям. К примеру, Русская освободительная армия под предводительством генерал-лейтенанта А. А. Власова использовала немного видоизмененный Андреевский флаг с красной полосой по канту. Отметим, что использование русской национальной символики было общепринятым в коллаборационистских формированиях Третьего рейха. В дальнейшем в 70-х гг. бело-сине-красные цвета использовались в антикоммунистической организации - ВСХСОН. В 1987 г. "петровский" триколор стал применятся различными патриотическими формированиями, например обществом "Память". В 1989 г. массовое демократическое движение приняло триколор в качестве своего официального символа. В то же время монархисты и последователи консервативных движений стали вновь использовать черно-желто-белый флаг Имперской России. В 1989 г. Патриотическое объединение "Русское знамя" вынесло предложение отменить красный флаг и вновь сделать официальным бело-сине-красное знамя. Верховный Совет РСФСР постановил (22.08.91г.) признать бело-сине-красный триколор официальным символом государства. 1 ноября 1991 г. он был принят в качестве государственного флага РСФСР.

Символическое значение белого, синего и красного цветов современного российского флага

В наши дни имеется несколько толкований цветов флага РФ. С древних времен белый обозначал откровенность и благородство, синий - честность, целомудрие, верность и безупречность, а красный - любовь, великодушие, мужество и смелость. Еще одним распространённым толкованием являлось соотнесение цветов с историческими территориями России. Так, белый связывался с Белой, синий - Малой, а красный - Великой Русью, символизируя объединение трех народов - малороссов, великороссов и белорусов. Существовали и другие трактовки цветовой символики. Например, белый колер рассматривался как символ Свободы, красный - державности, а синий - обозначал Богородицу. Иногда, цвета "петровского" триколора толковались как триединство царской власти, православной веры и русского народа.

Вместо заключения

Итак, в этой статье мы рассмотрели черно-желто-белый флаг: чей он, когда возник и что собой олицетворял. Мы узнали, как на протяжении времени видоизменялись русские знамена и что они собой представляли. Мы описали не только "петровский" стяг, но и красный флаг СССР. И, конечно, рассказали, когда был принят бело-сине-красный триколор в качестве главного государственного символа Российской Федерации.

Если вы помните, он состоит из верхней черной полосы, средней желтой и нижней белой. Именно в таком виде он был принят в 1858 году. Но мне всегда это представлялось нелогичным – чуть позже объясню почему. Нет, не сами цвета, а их расположение. Впрочем, обо всем по порядку…

Ходит множество споров о правильности расположения цветов на флаге Российской Империи. Как правильно: черный­желтый-­белый или белый-­желтый­-черный? К сожалению, на эту тему существует море публикаций в основном познавательного характера, где нет обоснованного объяснения, как должны правильно располагаться цвета. Есть только ссылка на высочайше утвержденный указ № 33289 от 11 июня 1858 года «О расположении гербовых цветов Империи на знаменах, флагах и других предметах, употребляемых для украшений при торжественных случаях». Но не указываются обстоятельства, при которых был принят указ, текущее государственное положение и кто был автором данного документа.

Так вот до 1858 года флаг был иной. Порядок цветов в нем был таков: начиная с верхней полосы – белой, далее желтой и черной внизу. В таком виде он существовал до момента его официального принятия. Наряду с ним существовал бело-­сине­красный… Но бело-­желто-­черный до Александра II, а после черно-­желто­-белый флаг обществом воспринимался как имперский, правительственный, в отличие от бело-­сине-­красного флага торгового флота России. С имперским флагом в сознании народа связывались представления о величии и могуществе государства. Это и понятно, что может быть величественного в торговом флаге, в самих его цветах, которые были искусственно привязаны к Русской культуре Петром I? Конечно, нельзя отрицать всех заслуг Великого императора, но здесь он явно перегнул палку (просто­напросто скопировал цвета флага Голландии).

Сосуществование двух флагов до 70­х гг. XIX в. было не столь заметным, однако постепенно начинает возникать вопрос о «двойственности» важнейшего государственного Российского символа. По­разному эта двойственность воспринимается и Русской общественностью. Ярые защитники Русского самодержавия считали, что ни о каком флаге, кроме имперского, узаконенного императором, речь идти не может: народ и власть должны быть едины. Оппозиция царскому режиму встала под торговые бело-­сине-­красные флаги, которые стали символом антиправительственных политических движений тех лет. Именно эти цвета отстаивали т. н. «либеральные» круги, которые на весь мир кричали, что борются с деспотизмом и реакционностью царской власти, а, по сути, боролись с величием и благосостоянием своей собственной страны.

Во время этой бурной полемики от рук революционеров погиб Александр II. Его сын и преемник, Александр III 28 апреля 1883 г. придал бело-­сине-­красному флагу статус государственного, но при этом НЕ ОТМЕНИВ и имперский. В России стало два официальных государственных флага, что еще более усложнило положение. А уже с 29 апреля 1896 г. император Николай II повелел считать Национальным и Государственным флагом бело-­сине­-красный, указав также что «другие флаги допускаемы быть не должны».

Черно-­желто­-белый остался только у императорской фамилии. Императора «уговорили», поскольку якобы всем славянским народам присвоили таковые цвета – и это подчеркивает их «единство». И объясняя это еще тем, что черно-­желто-­белый флаг «не имеет геральдических исторических основ в России», чтобы считаться полотнищем, несущим русские национальные цвета. Напрашивается вопрос, а какие такие исторические основы есть у торгового флага?

Но вернемся к бело-­желто-­черному знамени. То есть, тогда, перед принятием, бело-­желто-­черный флаг просто перевернули.

Прослеживается у «переворота» и автор – Бернгард Карл Кёне (о нем будет сказано в конце статьи, чтобы вполне представлять, что за человек влез «исправлять» российскую геральдику). Александр II по восшествии на престол решил, помимо всего прочего, привести в порядок государственную символику – и подвести ее под общеевропейские геральдические стандарты.

Заниматься этим должен был барон Бернгард Карл Кёне, назначенный в 1857 году начальником гербового департамента. Он (Кёне) родился в семье тайного государственного архивариуса, берлинского еврея, еретика, принявшего реформатское вероисповедание. В Россию он попал по протекции. В геральдической историографии заслужил резкую отрицательную оценку, несмотря на бурную деятельность.

Но как бы то ни было – флаг был принят и в таковом виде он просуществовал до 1910 года, когда монархисты подняли вопрос о «правильности» флага, поскольку приближалось 300-­летие Дома Романовых.

Было образовано Особое совещание для выяснения вопроса «о государственных Русских национальных цветах». Оно проработало 5 лет, и большинство участников проголосовало за возвращение имперского бело-­желто-­черного флага с «правильным» расположением цветов в качестве основного, государственного.

Отчего-то и почему – непонятно, но пошли на компромисс – в результате появился симбиоз двух конкурирующих флагов: эклектичный бело-­сине-­красный флаг имел в верхнем углу желтый квадрат с черным двуглавым орлом. С таким немножко и повоевали в ту мировую войну. Далее история имперского флага заканчивается по всем известной причине.

В геральдике перевернутый флаг означает траур, это прекрасно знал Кёне, возглавляя геральдическое ведомство Империи. Гибель русских императоров подтвердила это. В морской практике перевернутый флаг означает, что судно терпит бедствие.

Понятно, что цвета и сейчас путают и вешают флаги кверху ногами сознательно и неосознанно, но что бы таковое происходило на государственном уровне и с многолетней борьбой – нужны особые усилия особых людей.

Существование бело­-желто-­черного флага подтверждают кинохроники, однако к ним относятся по­разному, ввиду черно­белой пленки. Приверженцы черно-­желто-­белого флага объясняют, что на съемках бело­-сине-­красный флаг, не смущаясь простым опытом сравнения цветов, при переводе цветных флагов в черно-­белый режим при помощи любого известного графического редактора. При таком опыте велико сходство бело-­желто­-черного флага с кадрами кинохроник, чем бело-­сине-­красного.

Также триколор в расположении белый-­желтый-­черный можно увидеть и на картинах художников.

В. М. Васнецов «Известие о взятии Карса» 1878 год

На картине Васнецова, посвященной русско­-турецкой войне, устанавливают бело­-желто-­черный флаг. Интересный факт: картина датируется 1878 годом, то есть написана спустя 20 лет после выхода утверждения № 33289 «о расположении гербовых цветов», в котором их поменяли наоборот. Выходит, что в народе еще были в ходу не перевернутые бело-­желто-­черные флаги.

[В центре, есть предположение, что это флаг (сине­-желто-­красный) Объединённого княжества Валахии и Молдавии, союзника Российской Империи в Русско­-турецкой войне (1877–1878). Также есть мнение, что это панславянский (общеславянский) флаг (в случае если флаг носит сине-­бело-­красные цвета. Трудно судить по репродукции о цветности средней полосы). Славянские народы в 1848 году на Панславянском конгрессе в Праге приняли общий панславянский флаг, повторивший цвета российского (бело­-сине-­красного) флага.]

А вот картина Розанова «Ярмарка на Арбатской площади». На крышах зданий видно, как развеваются бело­-желто­-черные флаги. А наряду с ними бело­-сине­-красные. Картина написана как раз во время сосуществования двух флагов.

Картина А. П. Розанова «Ярмарка на Арбатской площади» 1877 год

Как только не объясняют расположение черной полосы вверху: это и непостижимость Бога (а как же – Бог есть свет?), и величие Империи, и цвет Духовности (ссылаясь на монашеское одеяние).

Также истолковывают как: черный – монашество, желтый – золото икон, белый – чистота души. Но все это из разряда народных толкований. Кто как придумает.

Догадаться самому о значении цветов в таком расположении (черный-желтый­-белый) трудновато. Не приходит просто в голову логическое объяснение. Но за нас кто­то «добрый» делает это сам и подсовывает свою трактовку, чтобы ни у кого не возникло и тени сомнения о «правильности» расположения цветов. А если кто думает иначе, его одергивают: как посмел усомниться? Принцип «так думают все» или «так принято» – действует здесь в полной мере. Ищут не правду, а общественное мнение, которое, увы, практически никогда не имеет ничего общего с истиной.

Но упускается самый главный момент, что цвета имперского флага должны быть тождественны словам, выражающим всю нашу славянскую суть: Православие, Самодержавие, Народность. Или же если сказать по­другому: Церковь, Царь, Царство. Какой цвет подходит к каждому из этих слов? Думаю, ответ очевиден.

Также наряду с флагом, в 1858 году претерпел изменения и государственный герб. Кёне его создал таким, каким мы его привыкли видеть. Хотя при Николае I он был другим.

Герб Кёне, 1858 год

Для примера Герб, изображенный на монетах. Вот монеты Николаевские, 1858 года.

А вот монета 1859 года Александра II (Правление Александра II, годы которого были прозваны «эпохой великих реформ», для российских евреев, как и для страны в целом, явилось резким контрастом предыдущему. Реформы в экономике, относительные политические свободы, бурное развитие промышленности – все это, как и веком ранее в Пруссии, создало условия для еврейской ассимиляции, которой так и не произошло). Здесь явственно видно, насколько точно «слизан» орел с герба Габсбургов. Особо яркая деталь – хвост орла. И это все в один год со сменой флага. Также появились на монетах магендовиды (шестиконечные звезды). Так как масоны большие символисты, им так и хотелось хоть каплю дегтя, но добавить в нашу геральдику.

Еще несколько монет для сравнения:

Еще в 59-­ом выпустили памятную монету и медаль «Монумент Императора Николая I на коне». Магендавиды теперь настолько мелкие, что их можно только под лупой рассмотреть.

Обновили медные монеты, дизайн изменился кардинально, звезды там «советские» – пентакли.

На изображении ниже представлено сходство герба, который «сочинил» Кёне, с гербом Габсбургов.

Герб Габсбургов

Для сравнения:

1. Корона приобрела ленту (хотя, на мой взгляд, это больше похоже на змею), до этого в Российской геральдике никогда не использовалась эта лента.

2. Крылья осыпались, раньше на всех орлах были крылья пушистыми, а теперь абсолютно слизаны с Габсбургов, даже по оформлению, между большими перьями и там и там есть маленькие перышки. Единственное – на нашем орле по 6 перьев, против 7.

3. Совокупность герба и цепочки, хотя такое расположение и использовалось ранее, но на всех предыдущих монетах был четко виден орден Святого апостола Андрея Первозванного, теперь это просто цепочка, как собственно и Габсбургов.

4. Главное Хвост. Тут и без комментариев понятно.

Бернгард Карл (в России Борис Васильевич) Кёне (4/16.7.1817, Берлин – 5.2.1886, Вюрцбург, Бавария) родился в семье тайного государственного архивариуса, берлинского еврея, принявшего реформатское вероисповедание (сам Кёне и его сын остались протестантами, несмотря на то что связали свою жизнь с Россией, а внук уже был православным).

Он рано увлёкся нумизматикой и свою первую работу в этой области («Монетное дело города Берлина») опубликовал в возрасте 20 лет, ещё когда был учеником берлинской гимназии.

Также стал одним из активных деятелей, а затем и секретарём Берлинского нумизматического общества, а в 1841–1846 гг. руководил изданием журнала по нумизматике, сфрагистике и геральдике.

С Россией Кёне заочно познакомился ещё в начале 1840­-х годов. Известный нумизмат Яков Яковлевич Рейхель, служивший в Экспедиции заготовления государственных бумаг, владелец одной из крупнейших нумизматических коллекций, обратил внимание на молодого человека, вскоре ставшего его помощником в собирательстве и «представителем» в немецких нумизматических кругах. После окончания университетского курса Кёне впервые приехал в Петербург.

В Берлин он вернулся с твёрдым желанием поступить на русскую службу и выступил претендентом на свободную тогда кафедру археологии в Петербургской Академии наук (чего так и не произошло). В результате протекции Рейхеля 27 марта 1845 г. Кёне был определён помощником начальника Первого отделения Императорского Эрмитажа (Первое отделение включало собрания антиков и монет, им руководил крупный нумизмат Флориан Антонович Жиль) с чином коллежского ассесора [к концу жизни Кёне дослужился до тайного советника (1876)].

В Петербурге Кёне развил бурную деятельность.

Упорное желание попасть в Академию наук, причём по археологическому «направлению», стимулировало не только активное изучение им археологии, но и его не менее активную организаторскую работу. Стремясь обрести нужный вес в научных кругах, Кёне выступил инициатором создания в России специального нумизматического общества, но поскольку археология неизбежно привлекала его, он соединил две эти науки под одним «административным» названием – так появилось Археологическо­-Нумизматическое общество в Петербурге (позднее Русское Археологическое общество).

Кёне стремился пропагандировать себя и общество в европейском масштабе. На нём лежала вся переписка с иностранными учёными. А иностранные научные общества неизменно принимали его в свои члены, так что к концу жизни он являлся членом 30 зарубежных обществ и академий (в Петербургскую он так и не попал). Кстати, ориентированность на Запад привела к тому, что Кёне старался не допускать на заседаниях докладов на русском языке (только на французском и немецком), и лишь после того как в общество вступил этнограф и археолог Иван Петрович Сахаров (1807–1863), русский язык был восстановлен в своих правах.

Вторая половина 1850­х годов – это триумф Кёне в Герольдии, когда он в 1856 г. создаёт Большой государственный герб империи, а в июне 1857 г. становится управляющим Гербовым отделением при департаменте (с оставлением в должности по Эрмитажу). Возглавив всю практическую работу в области российской геральдики, Кёне в течение последующих лет начал масштабную геральдическую реформу, стремясь унифицировать и придать системность корпусу российских родовых и территориальных гербов путём приведения их в соответствие с правилами европейской геральдики (например, поворот фигур в правую геральдическую сторону; замена некоторых, казавшихся Кёне не подходящими для геральдики, фигур на иные и т. д.) и введения новых принципов и элементов (помещение губернского герба в вольную часть городского, система эмблем внешней части территориальных и городских гербов, отражающих их статус и т. д.).

Карьера Кёне в Русском Археологическом обществе оборвалась с приходом нового августейшего руководителя Великого князя Константина Николаевича. Он не утвердил избрание Кёне секретарём третьего отдела общества (единственный случай за всю историю общества), в результате чего в начале 1853 г. Кёне покинул его ряды. Константин Николаевич, видимо, вообще питал к Кёне устойчивую неприязнь. В частности, он неодобрительно отнёсся к проекту государственного герба 1856–1857 гг.

15 октября 1862 г. Кёне было дозволено принять баронский титул, пожалованный 12/24 мая того же года правительницей (за малолетством принца Генриха XXII) княжества Рёйсс­-Грейцского Каролиной­-Амалией. В литературе можно встретить утверждение, что этим титулом Кёне обязан созданному им государственному гербу Российской империи, но эти данные нуждаются в подтверждении. Скорее всего, предприимчивый нумизмат просто купил права на этот титул и таким образом стал, наверное, единственным в России бароном «Рёйсс­-Грейцским».

Главные выводы

Отчетливо виден почерк масонства в Российской геральдике, как и хорошо известно авторство этих «творений». Налицо успешная диверсия против Российской Империи, совершенная еврейством против монархии и русского народа.

Россия – это православная страна, независимо от того, сколько в настоящее время в ней воцерковленных и истинно верующих людей. Православие – это тот фундамент, на котором выстроена и стоит до настоящего времени Русь. А это значит, что не может быть в её символике ничего противоречащего православной духовности.

Если исходить из этого утверждания, то имперский флаг России должен быть бело­-желто-­черный, а не наоборот. И вот почему:

Белый цвет – Бог. Белый цвет символизирует Божественный нетварный (несозданный) свет.

В великие праздники Рождества Христова, Богоявления, Вознесения, Преображения, Благовещения служат в белых облачениях. Белые ризы надеваются во время крещений и погребений. Праздник Пасхи (Воскресения Христова) начинается в белых облачениях в знак Света, воссиявшего из Гроба воскресшего Спасителя, хотя основным пасхальным цветом является красный с золотом. В иконописи белый цвет означает сияние вечной жизни и чистоты.

Жёлтый (золотой) – Царь. Это цвета славы, царского и епископского величия и достоинства.

В облачениях этого цвета служат по воскресным дням – дням памяти Господа, Царя Славы. В ризах золотого (желтого) цвета отмечают дни особых помазанников Божьих: пророков, апостолов и святителей. В иконописи золото символизирует Божественный свет.

Чёрный – народ Божий (см. ниже о черносотенстве).

Еще этот цвет символизирует плач и покаяние. Принят в дни Великого Поста, символизирует отречение от мирской суеты.

За Веру! (Бог – Православие) – Белый цвет. Царя! (Самодержавие) – Жёлтый цвет. Отечество! (Землю Русскую, Народ) – Чёрный цвет.

Братья и сёстры, так как по-вашему должны располагаться цвета на имперском флаге России? Сверху вниз белый­-жёлто-­чёрный, т. е. БОГ-­ЦАРЬ­-НАРОД или наоборот, чёрно­-жёлто­-белый, т. е. НАРОД-­ЦАРЬ­-БОГ?

Последний вариант и есть символ либералов, когда над Царем и Богом становится безумная народная толпа, жаждущая жить по своим страстям. По нашему мнению черно-­желто­-белый флаг есть символ революции, которая и произошла в России через несколько десятилетий после принятия этого флага.

Кроме того, все мы помним из Святого Евангелия, что волхвы поднесли рождшемуся Господу нашему Иисусу Христу: «и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну!». (Матф. 2:11)

Ладан, как Богу – белый цвет. Золото, как Царю – жёлтый цвет. Смирна, как человеку – чёрный цвет.

Не станем винить в этом наших благоверных Царей, т. к. никто не виновен в нашем с вами предательстве Бога и Царя, совершающемся и сегодня. Эти внешние признаки являются лишь отражением духовного состояния народа.

Можно твердо заявить, что святой Великий Царь­-искупитель Николай II и цесаревич Алексей понимали проблему государственного флага Российской Империи и намеревались привести его цвета в изначальный вид, т. е. бело-­желто-­черный. Подтверждением этому служит то, что знамя Ливадийско-­Ялтинской потешной (предназначенной для военных игр) роты имени Цесаревича Алексея состояло из белой, желтой и черной полос.

Это знамя принадлежало полку Цесаревича. Поэтому, несомненно, что в его предполагаемое грядущее царствование планировалось использование именно такого расположения цветов на имперском стяге...

Кроме того, на 300­-летие Дома Романовых Царём Николаем II была утверждена юбилейная медаль с использованием цветов: Бело­-Жёлто­-Чёрным.

Братья и сёстры, мы призываем всех вас не разделяться друг с другом, основываясь на разногласиях по расположению цветов на имперском флаге. И этот важный для всех нас вопрос, несомненно, будет решаться одним из первых с восшествием на престол грядущего и обетованного русскому народу Помазанника Божьего – Царя.

Укрепи и помоги нам Господи! Аминь.

Черносотенство

Долгое время этим названиям придавался крайне отрицательный характер, однако словосочетание «черная сотня» встречается в русских летописях еще с XII в. В средневековой Руси «черными людьми» называли «людей земли» – «земских» (горожан и сельчан), в отличие от «служилых», чья жизнь была неразрывно связана с учреждениями государства. Таким образом «ч. с.» – это объединение земских людей, и именуя свои организации «ч. с.» - идеологи начала XX в. стремились тем самым подчеркнуть, что в тяжкое для страны время объединения «земских людей» – «ч. с.» – призваны спасти, уберечь ее главные устои...

История названия

Само наименование «черная сотня» прослеживается, например, в классическом курсе лекций В. О. Ключевского «Терминология русской истории». Словосочетание «черная сотня» вошло в русские летописи, начиная с XII века (!) и играло первостепенную роль вплоть до Петровской эпохи. «Черные сотни» – это объединения «земских» людей, людей земли, в отличие от «служилых», чья жизнь была неразрывно связана с учреждениями государства. И именуя свои организации «черными сотнями», идеологи начала XX века стремились тем самым возродить древний сугубо «демократический» порядок вещей: в тяжкое для страны время объединения «земских людей» – «черные сотни» – призваны спасти ее главные устои.

Основоположник организованного «черносотенства» В. А. Грингмут в своем уже упомянутом «Руководстве монархиста­--черносотенца» (1906) писал: «Враги самодержавия назвали «черной сотней» простой, черный русский народ, который во время вооруженного бунта 1905 года встал на защиту самодержавного Царя. Почетное ли это название, «черная сотня»? Да, очень почетное. Нижегородская черная сотня, собравшаяся вокруг Минина, спасла Москву и всю Россию от поляков и русских изменников».

© Дмитрий Литвин, текст, 2016

© Книжный ларёк, публикация, 2016

Наряду с привычным сегодня трёхцветным флагом нашей Родины, во время различных народно-патриотических мероприятий приходится видеть и чёрно-жёлто-белые знамёна. Их вид порой вызывает недоумение: какое они имеют отношение к российской символике? Постараемся разобраться в этом вопросе.

Введение нового государственного флага

Официальный государственный российский флаг, цвета и внешний вид которого были утверждёны именным Указом императора Александра II, являл собой полотнище, разделённое на три равные горизонтальные полосы. Из них верхняя была окрашена в чёрный цвет, средняя - в жёлтый или золотой, а нижняя - в белый или серебряный. В историю он вошёл под своим традиционным названием - имперский флаг России.

Следует сразу отметить, что использовать его предполагалось лишь для украшения в торжественных случаях правительственных и административных учреждений. Частные же лица, переполняемые патриотическими чувствами, обязаны были для их выражения довольствоваться традиционным бело-сине-красным стягом, известным в России уже в течение двух с лишним столетий.

Отвечает на этот вопрос в своём Указе сам император. Согласно его трактовке и установившейся традиции, цвета имперского флага России, или, как они называются в геральдике, тинктуры, объясняются следующим образом.

Несмотря на то что 11 декабря 1993 года бело-сине-красный триколор был утверждён в качестве государственного флага России, у его альтернативного варианта существует немало сторонников. Известно, например, что ряд депутатов вносил на рассмотрение Госдумы предложение об избрании символом нашей страны именно чёрно-жёлто-белого стяга.

В наши дни он не является официальным государственным флагом, но тем не менее широко используется различными монархическими, националистическими и казачьими организациями - от занимающих умеренные позиции до крайне радикальных. Популярен он и среди футбольных болельщиков.

За время правления Династии Романовых флаг государства Российского менялся несколько раз. Сначала Петром I был принят, так называемый, Андреевский флаг. Этот флаг одновременно был символом и государства и флота. Затем, уже гораздо позже, Петр I принял в качестве основного флага государства бело-сине-красный флаг. 11 июня 1858 года Александром II в качестве официального флага Российской Империи был принят черно-желто-белый флаг или романовский. Этот флаг был государственным до 28 апреля 1883 года. В этот день Александр III в указе "Повелением о флагах для украшения зданий в торжественных случаях" распорядился использовать бело-сине-красный флаг в качестве государственного флага Российской Империи, вместо чёрно-жёлто-белого. При Николае II флаг претерпел небольшое изменение: в верхнем левом углу бело-сине-красного флага появился черный двуглавый орел на золотом поле. После Октябрьской Революции 1917 года бело-сине-красный флаг перестал быть основным символом Российского государства. И лишь в 1993 году приказом президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина бело-сине-красный флаг вновь стал символом уже Молодой России.

Черно-желто-белый флаг как официальный (государственный) флаг Российской Империи был введён Указом Александра II от 11 июня 1858 года. Цвета флага означали следующее: Черный цвет - цвет Российского двуглавого орла - символ Великой державы на Востоке, символ державности вообще, государственной стабильности и крепости, незыблемости исторических границ - вот та основа, которая определяла в веках и доныне смысл самого существования русской нации, создавшей огромное государство от Балтийского моря до Тихого океана. Золотой (желтый) цвет - некогда цвет знамени Православной Византии, воспринятого как государственное знамя России Иваном Третьим Васильевичем, - вообще символ духовности, устремление к нравственному совершенствованию и твердости духа. Для русских - символ преемственности и сохранения в чистоте христианской Истины - Православной веры. Белый цвет - цвет вечности и чистоты, не имеющий в этом смысле разночтений среди евразийских народов. Для русских - это цвет Святого Георгия Победоносца - символ великой, бескорыстной и радостной жертвенности за Отечество, за "други своя", за Землю Русскую, - той главной коренной черты русского национального характера, которая из века в век, из рода в род, озадачивала, восхищала и страшила иноземцев.

Первые два русских государственных цвета явились в нашем Отечестве в 1472 году после женитьбы Ивана Третьего на царевне Софье Палеолог, вместе с принятием герба от павшей под ударами турков Византийской империи. Византийский императорский стяг - золотое полотно с черным орлом, увенчанным двумя коронами, - становится государственной хоругвью России.

Еще до начала Смуты государственная хоругвь получает завершающую деталь - грудь орла закрывается большим гербовым щитом с изображением Святого Георгия Победоносца. Белый всадник на белом коне дал впоследствии законное основание третьему цвету флага - белому. Черно-желто-белый флаг соединил в себе цвета национальных геральдических эмблем и в царствование Императора Николая Первого утвердился как общегосударственный символ. Впервые в России черно-желто-белый флаг начал вывешиваться в торжественные дни после 1815 года, вслед за окончанием Отечественной войны с наполеоновской Францией.

В 1819 году в нашей Армии был впервые принят батальонный линейный значок, состоящий из трех горизонтальных полос: белой (верхней), желто-оранжевой и черной (жолнерский значок). 11 июня 1858 года Император Александр Второй собственноручно утвердил рисунок с расположением гербовых черно-желто-белого цветов Империи на знаменах и флагах для украшения на улицах при торжественных случаях. Черно-желто-белый флаг никогда не был законным порядком отменен, так же как и бело-сине-красный никогда не был общенациональным, хотя при демократах сменил свой статус коммерческого, гражданского морского флага на статус "государственного". Российский национально-государственный флаг со времени царствования Императора Александра Третьего, с особенной яростью подвергался нападкам леводемократической общественности за свой, как тогда писали, "подчеркнуто монархический и германофильский характер". Те же самые критики, которые не усматривали в бело-сине-красном флаге полной аналогии с национальными цветами Франции и Голландии, а также со множеством третьестепенных стран, таких как Аргентина, Гаити, Гондурас, Чили, находили "позорное германофильское подражательство" в одной-единственной верхней полосе черно-желто-белого флага.

28 апреля 1883 года (7 мая 1883 года) Александр III "Повелением о флагах для украшения зданий в торжественных случаях" распорядился использовать бело-сине-красный флаг в качестве государственного флага Российской Империи, вместо чёрно-жёлто-белого.

Появление в России трехцветного (поясного – с горизонтальным расположением полос) бело-сине-красного флага большинство историков также связывает с царствованием Алексея Михайловича. Очень интересно описывается история зарождения трехцветного российского флага в книге А. Я. Дегтярева «История Российского флага»: «В конце 60-х годов XVII века по указу царя Алексея Михайловича, прозванного Тишайшим, в подмосковном селе Дединове начали строить «воинский корабль», названный гордо и грозно – «Орел». Это была первая ласточка будущего российского военного флота. В документах о строительстве и оснащении «Орла», педантичным капитаном Бутлером, упомянуты материалы, необходимые для изготовления морских знамен и вымпелов. Упомянуто «большое знамя, что живет на корме», «узкое долгое знамя, что живет на среднем большом дереве», «знамя, что живет не переднем лежачем дереве». О цветах этих морских знамен Бутлер оставил в одном из документов следующее замечание: «Флаги те цветами, как Великий Государь укажет, но такое бывает, какого государства корабль, того государства и знамя». О том, какие цвета указал Тишайший для флага, говорят древние документы. Царь приказал отпустить «на знамена и яловчики к корабельному строению в селе Дединове киндяки и тафту (сорта материи) червчатую, белую и лазоревую». То есть красную, белую и синюю».

Данное документальное свидетельство разрушает один из аргументов позднейших критиков бело-сине-красного флага. Они не упускали случая утверждать, что этот флаг был учрежден Петром I именно для торгового, частного флота и поэтому государственным флагом признан быть не может. Однако бело-сине-красная расцветка флага возникла в связи со строительством корабля «воинского». Тем более первого боевого корабля России, легендарного «Орла», родоначальника русского военного флота. Расположение цветов на флаге «Орла» было, конечно, не таким, какое позднее собственноручно начертал Петр Великий. Флаг имел синий прямой крест, разделяющий полотнище на четыре равные части-крыжи. Первый и четвертый были белые, второй и третий – красные. В последней трети XVII века флаг такого рисунка довольно прочно закрепился на мачтах больших и малых русских судов. Доказательством тому служит то, что в конце века, когда уже появились петровские геральдические новации, временно под этим флагом русские корабли ходили на Азов.

Летом 1693 года молодой Петр направился в Архангельск, где впервые в жизни увидел морские корабли. Английские и голландские парусники как раз готовились к отплытию, и молодой царь непременно решил проводить их в море. Флаги на иностранных кораблях были достаточно просты по рисунку, не утяжелены надписями, как русские хоругви, ярки и потому видны издалека.

Вскоре молодой царь принял решение – строить два корабля для своего флота. Один при его деятельном участии тут же заложили на верфи в Архангельске, а другой был заказан в Голландии.

Только в середине сентября Петр отправился в столицу. Из Архангельска двинулись водным путем в сторону Вологды. Здесь он пожаловал архиепископу Афанасию свой струг «с парусом, якорем, со всею прикрасою и снастью судовою». В числе корабельных «прикрас» были пожалованы архиепископу три флага, которые развевались на судах Петра. Один большой – «флаг царя Московского» и два поменьше, с иерусалимскими прямыми крестами.

Полотнище «Флага царя Московского» разделялось на три горизонтальные полосы: верхняя – белая, средняя – синяя и нижняя – красная. В полотнище флага был вшит увенчанный тремя коронами желтый двуглавый орел со скипетром и державой. На груди орла был помещен красный щит с изображением Святого Георгия, колющего копьем зеленого дракона. Примечателен в отношении цветовой гаммы и один из флагов с крестом. Он был белым, с вшитым красным иерусалимским крестом. Любопытно то, что флаг имел длинный бело-сине-красный хвост. Наконец, третий флаг, изготовленный из белой шелковой материи, имел квадратную форму и в него был вшит желтый крест. Эти три флага, сыгравшие немалую роль в позднейших спорах, выступают как три загадки, на которые мало кто обращал внимание.

Тогда возникает еще один вопрос, – не в Архангельске ли были изготовлены и другие флаги, в частности, – бело-сине-красный? Уезжая из Москвы, Петр наверняка не имел с собой бело-сине-красного стяга. Его тогда еще попросту не существовало, и нет никаких известий о геральдической деятельности молодого царя, относящихся к этому времени. Не было перед глазами никаких образцов, которые заставили бы заработать воображение. Однако все это разом появилось в Архангельске.

По другим источникам – сам царь Петр, работавший в конце 90-х гг. XVII в. на судоверфях Амстердама, вернувшись в Россию, учредил флаг по типу голландского триколора, но с иным порядком чередования цветов. В начале XVIII в. он описывался так: «Флаг Его Царского Величества московского разделен натрое. Верхняя полоса белая, средняя синяя, нижняя красная. На синей полосе золотом с царской короною венчан двоеглавый орел, имеющий в сердце красное клеймо с серебряным св. Георгием, без змия». Торговым флагом в 1693 – 1700 гг. считался белый стяг с двуглавым черным Орлом.

«Голландская» версия у многих создает устойчивое впечатление о том, что Петр придумал бело-сине-красный стяг под впечатлением пребывания в Голландии. Но Петр отправился в Голландию в 1697 году, тогда как флаг появился несколькими годами ранее. Конечно, знакомство Петра с голландским морским флагом, как и с флагами других стран, к этому времени уже состоялось – в архангельском порту наблюдал он их немало, но той глубокой симпатии к Голландии, которую Петр привез из европейского путешествия, еще не было. И поэтому утверждение о том, что влияние голландской геральдики было главной и единственной причиной появления бело-сине-красного стяга, мягко говоря, сомнительно. На самом деле, создавая новый флаг, Петр обнаружил глубокую приверженность российской геральдической традиции. Он сохранил прямую преемственность с тем старым крестовым флагом, под которым, по-видимому, прибыл в Архангельск летом 1693 года.

Первые несколько лет после своего появления «флаг царя Московского» – бело-сине-красный стяг с нашивным орлом – был только царским корабельным штандартом, и русские корабли по-прежнему бороздили реки и моря под крестовым флагом. Так продолжалось до 1697 года, когда Петр ввел на флоте новый флаг – трехцветный, но без нашивного двуглавого орла.

Почти десятилетие на рубеже XVII – XVIII вв. трехцветный бело-сине-красный флаг служил боевым знаменем России как на суше, так и на море. С ним Русская армия и флот совершали Азовский поход 1696 г. Он развевался на корме корабля «Крепость», совершившем в 1700 г. переход из Азова в Стамбул, доставившем в Турцию русского посла для заключения перемирия с Османской Империей. Под этим знаменем русская гвардия в 1700 г. героически защищалась под Нарвой. Бело-сине-красные знамена несли русские войска в 1701 – 1704 гг. в сражениях при Эрестфоре, при штурме Нотебурга и взятии Нарвы. В 1716 г. этот флаг реял на флагмане «Ингерманланд», когда Петр I командовал соединенным флотом России, Голландии, Дании и Англии, готовившим военную операцию против Швеции.

Но постепенно в ходе Северной войны 1700 – 1721 гг., сначала в армии, а затем и на флоте (в 1703 – 1712 гг.), утвердился «штандарт во образе креста Святого Андрея» – Андреевский флаг, являющийся по всеобщему признанию одним из красивейших в мире. А 20 января 1705 г. Петр I именным указом даровал бело-сине-красный флаг только торговому флоту. Как Андреевский флаг на военных кораблях, так и бело-сине-красный флаг на коммерческих судах указывали на их государственную принадлежность России и в этом «национальном» значении были известны всему миру. При этом бело-сине-красные цвета на флоте не исчезли. После утверждения Андреевского флага они сохранялись в корабельных и галерных вымпелах.

В основном бело-сине-красную символику имела сухопутная армия России в Петровскую эпоху. Армейские офицеры носили отличительный знак – широкий бело-сине-красный офицерский шарф, который являлся как бы малым подобием национального флага.

В послепетровское время в России, под влиянием немецкого окружения царствующих особ, национальные цвета почти «потерялись». После крушения наполеоновской Франции и образования в 1815 г. «Священного союза» эта тенденция еще более усилилась. Получилось так, что Россия, Пруссия и Австрия в своей государственной символике использовали практически одинаковые цвета. У Пруссии был черно-белый флаг, черные и желтые полосы имели флаги многих немецких княжеств. В России, ориентировавшейся со времен Анны Иоанновны на немецкие образцы, эти цвета также приобрели государственное значение. Что касается бело-сине-красных цветов, то они постепенно становились народными – ими украшались ярмарки, выставки, народные гуляния на масленицу. В соответствии с дипломатическим протоколом Российский национальный флаг лучше знали за рубежом, нежели внутри страны. Бело-сине-красные флаги вывешивал в 1856 г. Париж при заключении Парижского мирного договора, а также Варшава и Рига, встречая императора Александра II. Однако 11 июня 1858 г. император утвердил рисунок и расположение «гербовых цветов на знаменах, флагах и других предметах, употребляемых для украшения при торжественных случаях». Вместе с тем, поскольку народная молва связывала бело-сине-красные цвета с именем Петра Великого, они сохраняли свое значение и почитались как исторические, «петровские». В качестве официального (государственного) флага России триколор был утвержден накануне коронации Николая II в 1896 г. Тогда красный цвет означал державность, синий - цвет Богоматери, под покровительством которой находилась Россия, белый - цвет свободы и независимости. По другой трактовке цвета флага означают единство трех братских восточно-славянских народов: белый - цвет Белой Руси (Белоруссии), синий - Малороссии (Украины), красный - Великороссии (России). Расположение полос Российского Государственного флага, остававшееся неизменным на протяжении веков, совпадает с древним пониманием строения мира: внизу – физический, выше – небесный, еще выше – мир божественный. В другом понимании значение расцветки Российского Государственного флага звучит так: белый цвет – Вера, синий цвет – Надежда, красный – Любовь.

Последний флаг Российской Империи. Бело-сине-красный с черным двуглавым орлом на золотом поле в левом верхнем углу, представлявший собой олицетворение лозунга "Единение Царя с народом". Он был создан по почину Государя Императора Николая II во время Первой Мировой Войны в 1914 году. Следующая выдержка из журнала "Летопись Войны" 1914-15 гг. описывает это событие: "Святость души нашего народа в настоящую тяжелую годину сопровождается полным слиянием и единением его с мыслями и чувствами Государя Императора. Вот почему Его Императорское Величество изволил воочию засви-детельствовать о сем перед всем миром, и отныне, в знак тесного единения Православного Царя с Его верным народом, в русском национальном флаге у древка между белой и синей полосами (на четверти общей величины у каждой) будет вечно красоваться Императорский Штандарт (желтый квадрат с черным, российским гербом). Это Великая Царская милость всему Русскому народу".

Выбор редакции
СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...

Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...

Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...

Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...
В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c) Н.Л. ШЕХОВСКАЯ, (c) Более полувека назад, предвидя суть грядущих преобразований в России,...
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...
В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...