Фз 123 статья 85. Изучаем технический регламент о требованиях пожарной безопасности


А.В. Зайцев
Советник президента Ассоциации индустрии безопасности

Следуя букве Закона о техническом регулировании, МЧС России завершило в 2008 г. подготовку Технического регламента, призванного объединить требования пожарной безопасности, которые были рассредоточены в таких нормативных документах, как ГОСТы, СНиП, Правила пожарной безопасности и НПБ

"Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" вступит в силу 1 мая 2009 г. При его подготовке за основу были взяты требования пожарной безопасности, традиционно применяемые на территории Российской Федерации и привычные для специалистов. Вместе с тем закон установил ряд новых понятий. Прежде всего, стоит упомянуть оценку допустимого уровня пожарного риска, а также декларацию пожарной безопасности.

Цели и задачи ФЗ № 123

Цели создания Технического регламента:

  • определение на законодательном уровне основных положений технического регулирования в области пожарной безопасности и общих требований пожарной безопасности к объектам защиты;
  • формирование принципиально нового механизма реализации требований в области пожарной безопасности и контроля их выполнения.

Основные задачи Технического регламента:

  • комплексное обеспечение пожарной безопасности территорий, зданий, сооружений, транспортных средств, технологических установок, оборудования, агрегатов, изделий и иного имущества;
  • установление минимально необходимых требований пожарной безопасности к различным видам продукции;
  • внедрение системы гибкого нормирования в области пожарной безопасности (оценка пожарного риска, добровольное противопожарное страхование).

Четыре составляющих закона

Технический регламент охватывает все направления деятельности по обеспечению пожарной безопасности объектов и продукции.

Можно выделить следующие составляющие закона:

  • правовую;
  • организационно-правовую;
  • организационно-техническую;
  • техническую.

Правовая составляющая
Заключается в определении в качестве подзаконных актов, необходимых для практической реализации требований Технического регламента, национальных стандартов (ГОСТ Р) и сводов правил (СП).

Национальные стандарты (ГОСТ Р) можно разделить на две части: одна из них регламентирует требования пожарной безопасности конкретных объектов, а другая - требования к пожарной технике. На момент написания этой статьи на согласовании находились 97 проектов стандартов.

В связи с этим нормы пожарной безопасности (НПБ), касающиеся требований к средствам пожарной сигнализации и оповещения, переходят с нововведениями в формат национального стандарта ГОСТ Р 53325-2009 "Техника пожарная. Технические средства пожарной автоматики. Общие технические требования. Методы испытаний".

Для определения времени работы технических средств противопожарной защиты в условиях пожара впервые вводится ГОСТ Р "Электрооборудование систем противопожарной защиты. Требования пожарной безопасности. Метод определения работоспособности в условиях пожара".

Для части объектов, имевших ранее свои Правила пожарной безопасности, вводятся национальные стандарты, в частности ГОСТ Р "Объекты образования. Требования пожарной безопасности", ГОСТ Р "Объекты социальной защиты. Требования пожарной безопасности", ГОСТ Р "Сельскохозяйственные предприятия. Требования пожарной безопасности" и т.п.

Если национальные стандарты содержат требования к обеспечению пожарной безопасности конкретных объектов и технических средств, то Своды правил (СП) прописывают пути достижения задач, поставленных ГОСТами. На момент написания этой статьи на согласовании находились 13 Сводов правил.

В частности, практически закончены работы над сводом правил "Системы противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования". Наиболее актуальными для читателей данного журнала являются первые три части этого документа:

  • "Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические";
  • "Системы оповещения и управления эвакуацией";
  • "Системы отопления, вентиляции, кондиционирования и противодымной защиты".

Организационно-правовая составляющая и декларирование
Организационно-правовая составляющая заключается в введении механизма декларирования факта обеспечения пожарной безопасности собственниками объектов.

Декларирование носит обязательный характер и производится в уведомительном порядке. В декларации пожарной безопасности собственник должен либо привести расчетные величины пожарных рисков, либо перечислить нормативные документы по пожарной безопасности, требования которых он обязуется выполнять. В частности, одним из основных показателей, используемых для управления пожарной безопасностью путем оценки пожарного риска, является расчет индивидуального риска - количественной меры, характеризуемой частотой поражения опасными факторами пожара определенного человека.

"Статья б. Условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности.

Пункт 5. Юридическим лицом - собственником объекта защиты (зданий, сооружений, строений и производственных объектов) в рамках реализации мер пожарной безопасности должна быть представлена в уведомительном порядке до ввода в эксплуатацию объекта защиты декларация пожарной безопасности в соответствии со статьей 64 настоящего Федерального закона"

На проектируемый объект декларация должна составляться застройщиком либо лицом, осуществляющим подготовку проектной документации

Пункт 3. Декларация пожарной безопасности на проектируемый объект защиты составляется застройщиком либо лицом, осуществляющим подготовку проектной документации".

Собственник объекта несет административную и уголовную ответственность за полноту и достоверность содержащихся в декларации сведений.

"Статья 64. Требования к декларации пожарной безопасности.

Пункт 4. Собственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному Федеральным законом или договором, или орган управления многоквартирным домом, разработавшие декларацию пожарной безопасности, несут ответственность за полноту и достоверность содержащихся в ней сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации".

Декларации пожарной безопасности на объекты, которые будут эксплуатироваться на момент вступления регламента в силу, должны быть предоставлены не позднее 1 мая 2010 г.

"Статья 64. Требования к декларации пожарной безопасности.

Пункт 7. Для объектов защиты, эксплуатирующихся на день вступления в силу настоящего Федерального закона, декларация пожарной безопасности предоставляется не позднее одного года после дня его вступления в силу".

"Статья 4. Техническое регулирование в области пожарной безопасности Пункт 4. На существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона".

Организационно-техническая составляющая
В Техническом регламенте впервые сведены требования и отражены все необходимые связи между всеми составляющими системы противопожарной защиты, а именно:

  • объемно-планировочными решениями;
  • используемыми строительными конструкциями и материалами;
  • средствами, ограничивающими распространение пожара за пределы очага;
  • эвакуационными путями;
  • первичными средствами пожаротушения;
  • средствами индивидуальной защиты людей от воздействия опасных факторов пожара;
  • автоматическими системами пожарной сигнализации;
  • автоматическими установками пожаротушения;
  • системами оповещения людей о пожаре;
  • системами вентиляции и кондиционирования, аварийной вентиляции, пожарным водопроводом;
  • системами управления лифтами и т.п.

Живучесть систем противопожарной защиты

Одно из существенных отличий от ранее существовавшей нормативной базы заключается в том, что в Техническом регламенте время функционирования всех технических средств систем противопожарной защиты рассчитывается исходя из времени, как минимум необходимого для полной эвакуации всех людей в безопасное место. Из этого требования вытекает необходимость максимально повысить надежность и живучесть указанных средств в условиях распространения опасных факторов пожара, что является одним из основных элементов организационно-технической составляющей Технического регламента.

"Статья 51. Цель создания систем противопожарной защиты.

  1. Целью создания систем противопожарной защиты является защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий
  2. Защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий обеспечиваются снижением динамики нарастания опасных факторов пожара, эвакуацией людей и имущества в безопасную зону и (или) тушением пожара
  3. Системы противопожарной защиты должны обладать надежностью и устойчивостью к воздействию опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для достижения целей обеспечения пожарной безопасности".

Как следствие, в Техническом регламенте отдельной статьей введены требования к кабелям и проводам всех систем противопожарной защиты, которые должны сохранять работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для полной эвакуации людей в безопасную зону.

"Статья 82. Требования пожарной безопасности к электроустановкам зданий, сооружений и строений.

2. Кабели и провода систем противопожарной защиты, средств обеспечения деятельности подразделений пожарной охраны, систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, аварийного освещения на путях эвакуации, аварийной вентиляции и противодымной защиты, автоматического пожаротушения, внутреннего противопожарного водопровода, лифтов для транспортирования подразделений пожарной охраны в зданиях, сооружениях и строениях должны сохранять работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для полной эвакуации людей в безопасную зону".

"Статья 103. Требования к автоматическим установкам пожарной сигнализации.

2. Линии связи между техническими средствами автоматических установок пожарной сигнализации должны быть выполнены с учетом обеспечения их функционирования при пожаре в течение времени, необходимого для обнаружения пожара, выдачи сигналов об эвакуации, в течение времени, необходимого для эвакуации людей, а также времени, необходимого для управления другими техническими средствами".

В подзаконных нормативных документах радиоканал наравне с проводными средствами стал одним из вариантов организации линий связи в системах пожарной сигнализации, оповещения и автоматики.

ГОСТ-Р 53325-2009 "Техника пожарная Технические средства пожарной автоматики. Общие технические требования. Методы испытаний".

"Пункт 3.38: Линии связи: Провода, кабели, оптическое волокно, радиоканал или другие средства передачи сигналов, обеспечивающие взаимодействие и обмен информацией между компонентами системы пожарной сигнализации.

Пункт 7.1.13: ППКП и ППУ, а также иные технические средства противопожарной защиты, взаимосвязь с которыми осуществляется по радиоканальным линиям связи, должны быть адресными и обеспечивать между собой двухсторонний обмен данными. Достоверность передачи информации по радиоканальным линиям связи должна быть обеспечена техническими решениями, определяемыми производителями систем. В качестве данных технических решений могут быть предусмотрены возможности перехода на резервные частотные каналы, использование специальных протоколов обмена и иные способы повышения достоверности и надежности системы связи. При отсутствии связи с любым компонентом радиоканальной системы в течение определенного времени, но не более 300 с, ППКП и/или ППУ должны индицировать информацию о возникшей неисправности".

Свод правил. Системы противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования.

"Часть 1. Автоматическая пожарная сигнализация и автоматическое пожаротушение.

Пункт 13.15.1: В качестве шлейфов пожарной сигнализации и соединительных линий связи могут применяться как проводные, так и непроводные каналы связи.

Часть 2. Оповещение и эвакуация людей при пожаре.

Пункт 2.7: Соединительные линии: Провода, кабели, а также радиоканальные линии, обеспечивающие соединение между компонентами систем пожарной автоматики, в том числе систем оповещения и управления эвакуацией.

Пункт 3.4: Радиоканальные соединительные линии должны быть обеспечены системой автоматического контроля их исправности".

Таким образом, одним из возможных вариантов реализации требований Технического регламента является использование профессиональных беспроводных адресно-аналоговых систем пожарной сигнализации с двухсторонним протоколом обмена.

Техническая составляющая

Заключается в определении требований к техническим средствам пожарной автоматики, включающим отдельные установки или целые системы. Данные требования позволяют реализовать основные задачи систем противопожарной защиты и достигнуть требуемого уровня надежности и устойчивости к воздействию опасных факторов пожара (живучести).

В соответствии с Техническим регламентом автоматические установки пожарной сигнализации не могут управлять пожаротушением, оповещением и пожарной автоматикой и призваны только обнаруживать сам факт возгорания, не более Все остальные функции возложены на приборы управления оповещением, пожаротушением, лифтами, дымоудалени-ем, вентиляцией и т.п.

Согласно пункту 5 статьи 83 Технического регламента автоматические установки пожарной сигнализации должны обеспечивать информирование дежурного персонала об обнаружении неисправности линий связи и технических средств оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, управления системами противопожарной защиты, приборами управления установками пожаротушения. Вся информация должна сводиться на приемно-контрольные приборы, использование дополнительных выносных ламп и кнопок, размещенных на стене, исключено.

Статья 84 содержит практически всю первую часть НПБ 104-03 вместе с ранее исключенным пунктом по управлению разблокировкой эвакуационных выходов. Теперь эти требования прописаны в федеральном законе, что еще раз подчеркивает, что обнаружение пожара - лишь малая часть задачи систем противопожарной защиты, а основной задачей является своевременная организованная эвакуация из здания всех людей.

В статье 85 Технического регламента приводятся требования к системам дымоудаления и аварийной вентиляции, которые ранее содержались в СНиП "Вентиляция и кондиционирование". Положения этой статьи также напрямую связаны с организацией своевременной и организованной эвакуации людей в случае пожара, а их невыполнение влечет за собой уголовную ответственность владельцев объектов.

Продолжение следует...

Данный материал - первый в серии публикаций о Техническом регламенте. Он раскрывает лишь часть широкого спектра вопросов, которые затрагивает новый Федеральный закон № 123. Сегодня активно продолжается работа по формированию подзаконной нормативной базы. На официальных сайтах ВНИИПО и МЧС размещаются для открытого обсуждения текущие версии проектов национальных стандартов и сводов правил.

"Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" - это:

  • принципиально новый подход к ответственности юридических и физических лиц;
  • инновационный подход к живучести систем пожарной безопасности.

Уже сейчас проектно-монтажным организациям необходимо подготовиться к работе в новых условиях - разобраться в требованиях новых нормативных документов, подобрать типовые технически и экономически обоснованные решения.

Значение Технического регламента как основы для введения в действие новой нормативной базы трудно переоценить, а реализация его требований позволит поднять обеспечение пожарной безопасности в нашей стране на новый качественный уровень.

Статья 6. Условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности

1. Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:

1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;

2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.

2. Утратил силу. - Федеральный закон от 10.07.2012 N 117-ФЗ.

3. При выполнении обязательных требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и требований нормативных документов по пожарной безопасности, а также для объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию или проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, расчет пожарного риска не требуется.

4. Пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона.

5. Собственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании, предусмотренном федеральным законом или договором, должны в рамках реализации мер пожарной безопасности в соответствии со статьей 64 настоящего Федерального закона разработать и представить в уведомительном порядке декларацию пожарной безопасности.

6. Расчеты по оценке пожарного риска являются составной частью декларации пожарной безопасности или декларации промышленной безопасности (на объектах, для которых они должны быть разработаны в соответствии с законодательством Российской Федерации).

7. Порядок проведения расчетов по оценке пожарного риска определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации.

8. Разработка декларации пожарной безопасности не требуется для обоснования пожарной безопасности пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

Технический регламент о требованиях пожарной безопасности - это документ, который устанавливает единообразные подходы к организации и обеспечению пожарной безопасности и пожарной защиты. Разбираемся, что такое технический регламент о требованиях пожарной безопасности, для чего он нужен, где применяется.

Технический регламент по пожарной безопасности 123-ФЗ определяет конкретные и основополагающие , классифицирует понятия в единую систему, разъясняет терминологию.

Положения технического регламента пожарной безопасности 123-ФЗ от 22.07.2008 обязательны:

  • на любом этапе создания, изменения, обслуживания, эксплуатации и утилизации объектов защиты;
  • при создании, утверждении, применении и исполнении техрегламентов и иной документации, касающихся безопасности при пожаре.

Основные требования

Технический регламент о требованиях пожарной безопасности определяет ряд требований. Каждый раздел Регламента содержит обязанности при проектировке, строительстве, эксплуатации жилых и производственных объектов (разделы II, III, IV), а также требования к технике (раздел V) и продукции общего назначения (раздел VI).

Разделами II, III, IV регламентируются общие требования к проектной документации на объекты строительства (помещений, зданий и других строительных сооружений) на всех этапах их создания и эксплуатации, а также классификация объектов, их элементов и частей, помещений, конструкций и материалов. Например, в зданиях должна быть предусмотрена возможность эвакуировать людей вне зависимости от возраста и состояния до того, как наступила угроза их жизни и здоровью, возможность спасения матценностей.

Раздел V касается пожарной техники в целом, а также отдельных видов, таких как первичные средства пожаротушения (огнетушитель, пожарные кран и шкаф); мобильные средства пожаротушения (автомобиль, мотопомпа, летательные аппараты, поезда, суда), автоматические установки пожаротушения (водяного и пенного пожаротушения), средства индивидуальной защиты пожарных и граждан при пожаре (дыхательный аппарат, противогаз) и т. д.

Разделом VI регулируются требования к информации о веществах и материалах, устанавливается обязанность производителя разработать документацию на них.

Что меняется с 2020 года

Пакет с таблицей поправок, который будет вводиться с 2020 года, не настолько объемный. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности 2020 года содержит изменения, связанные с обновлением Лесного кодекса и вступающие в силу с 01.07.2019.

Например, в действующей редакции статья 69 закона 123-ФЗ устанавливает размеры противопожарных расстояний, которые нужно соблюдать на территории между строениями и лесничествами (лесопарками) во избежание распространения огня. Новая редакция исключит термин «лесопарки», оставив лишь лесничества.

Скачать технический регламент о требованиях пожарной безопасности

Изменения прошлых лет

В технический регламент о требованиях пожарной безопасности 2017 год внес изменения в статьи 1, 2, 3, 6.1, 64 закона № 123.

Теперь идентификация здания, сооружения, производственного объекта проводится через установление соответствия классу и степени огнестойкости пожарной опасности.

Расстояния между зданиями, сооружениями должны обеспечивать нераспространение пожара на соседние. Допускается уменьшение расстояния от зданий, сооружений и технологических установок до граничащих с ними объектов при применении противопожарных преград, предусмотренных ст. 37. При этом расчетное значение риска не должно превышать допустимое значение, установленное ст. 93.

Для оценки соответствия требованиям безопасности объекта с количеством этажей не более двух собственник или владелец может добровольно составить декларацию, предусматривающую сведения о системе противопожарной защиты.

Эвакуационными выходами также считаются выходы из подвальных этажей с помещениями категорий В1-В4, Г и Д; из помещений категорий В1-В4, Г и Д и вестибюль, расположенные на первом этаже зданий класса Ф5.

К зданиям и сооружениям по всей их длине (кроме линейных объектов) должен быть обеспечен подъезд мобильных средств пожаротушения: с одной стороны — при ширине здания или сооружения не более 18 м и с двух сторон — при ширине более 18 м, а также при устройстве замкнутых и полузамкнутых дворов.

Помещения класса Ф5 категорий А, Б и В1, где производятся, применяются или хранятся легковоспламеняющиеся жидкости, должны иметь класс пожарной опасности не выше КМ 1 (указано, что полы следует выполнять из негорючих материалов или материалов группы горючести Г1).

Противодымные экраны должны оборудоваться автоматическими и дистанционно управляемыми приводами (без термоэлементов). Рабочая длина таких экранов должна быть не менее толщины дымового слоя, образующегося при пожаре. Основа рабочих полотен экранов должна выполняться из негорючих материалов.

Кроме того, список классов опасности дополнен объектами религиозного назначения (Ф 3.7). В отношении объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ религиозного назначения требования пожарной безопасности устанавливаются соответствующим нормативным документом по безопасности (Положение вступило в силу 31.07.2018).

В последние два года регламент подвергся существенным корректировкам. В Федеральный закон 123-ФЗ введена новая статья 6.1. Она касается проведения идентификации объектов, которые нужно защищать.

Сооружения распределены по классам. Для этого они разграничены в соответствии с установленными признаками:

  • отнесение к классу пожароопасности функционального и конструктивного характера;
  • устойчивость к огню;
  • принадлежность производственного объекта к определенной категории пожарной, взрывопожарной опасности.

Более подробным стал перечень разрешенных к применению вариантов защиты от огня. Он дополнен экранами, занавесами, шторами. А вот в список возможных к применению средств тушения огня первичного характера включена категория «аэрозольный генератор».

Правки касаются перечня эваковыходов: группа дополнена новыми категориями в виде выходов из подвалов и вестибюлей на первых этажах зданий.

Владельцы объектов размером до 1500 м² и высотой не больше 2 этажей имеют право добровольно формировать декларацию пожарной безопасности. Если произошла смена владельца здания и конструктивных особенностей сооружения (реконструкция, капремонт), обновленная информация предоставляется в течение одного года с момента изменений.

Декларация пожарной безопасности

Одним из обязательных компонентов обеспечения пожаробезопасной эксплуатации объекта является пожарная декларация. Статья 64 техрегламента предусматривает необходимость составить такой документ в части определенных зданий.

Для каких объектов нужна

Документ нужно формировать в части сооружений, в отношении которых:

  • законодателем персонально предусмотрена экспертиза проектных документов (кроме многоквартирных, одноквартирных жилых домов, в том числе блокированных);
  • присвоен класс огнеопасности функционального характера Ф 1.1., то есть детские сады, дома престарелых, лечебные учреждения, спальные здания образовательных интернатов.

Документ предусматривает наличие сведений об оценке:

  • риска пожара;
  • объема потенциального имущественного ущерба.

Для каких объектов не требуется

ГрК РФ в ст. 49 говорит о том, что экспертизу можно не проводить в части проектных документов по некоторым видам жилых домов, многоквартирных, отдельно находящихся объектов с высотой не больше 2 этажей и с общей площадью не больше 1500 м². Исключение составляют особенно опасные, технически сложные, уникальные сооружения, которые:

  • неприменимы для проживания, производственной деятельности;
  • применимы для производства, но не требуют конструирования санитарно-защитных зон;
  • применимы для производства, и санитарно-защитные зоны уже установлены в границах участка, на котором они стоят.

Это значит, что обязанность составлять декларацию по подобным сооружениям отсутствует. Такой документ можно составить на добровольных основах.

Можно ли разработать для одного помещения

Пункт 2 Приказа МЧС РФ № 91 гласит, что данные по документу можно сформировать как на весь объект, так и на отдельные элементы (сооружения), для которых определены требования к пожарной безопасности.

Кто имеет право составить

ДПБ составляет собственник объекта. Специальные формы для заполнения документа содержатся на сайте МЧС. Руководитель организации вправе привлечь к формированию декларации любого техспециалиста или организацию. Наличие лицензии не является необходимым условием (Письмо Рособра от 27.02.2010 № 16-486/07-03).

Руководитель объекта защиты подписывает документ. Далее его надо заверить печатью предприятия.

Как оценить риск пожара

Риск пожара — это оценка вероятности возникновения опасности пожара и последствий для человека и матценностей. Оценка оформляется на основе расчета.

Расчет должен быть в части объектов производства и тех, где нарушаются нормативы по пожарной безопасности. Если на объекте нет производства и предписаний по нарушениям, расчет риска не делается. Руководитель организации, не заполняя такой раздел декларации, должен установить, исполняются ли на объекте требования безопасности обязательного формата.

Если расчет нужен, он прилагается в форме отчета. Правила же подсчета определены Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 № 272.

Как оценить ущерб для имущества третьих лиц

Владелец объекта оценивает в собственных расчетах возможность причинения вреда чужим ценностям, например оборудованию (не здоровью!). В разделе ДПБ можно прописать стоимость и количество имущества, которому может быть причинен ущерб.

Если нарушения отсутствуют, в этом разделе можно обозначить, что опасность потенциального ущерба имуществу третьих лиц отсутствует.

Внести изменения или создать новую декларацию

Если условия на объекте защиты неизменны, декларация носит бессрочный характер. Документ надо уточнить или разработать заново, если есть изменения, которые затрагивают сведения, имеющиеся в ДПБ (к примеру, сменился владелец, поменялось назначение объекта, сфера его деятельности, тип). Изменения в ДПБ надо регистрировать в том же порядке, который определен для самой декларации.

Как зарегистрировать

Алгоритм регистрации документа определен Приказом МЧС РФ от 24.02.2009 № 91. Документ должен разработать и предоставить владелец сооружения. Если здание проектируется, декларацию формирует застройщик (до ввода в эксплуатацию). Ответственность за полноту информации в документе несет ее разработчик.

Декларацию надо оформить по установленной форме. Число экземпляров такое: на бумаге в 2 экземплярах или электронно (выбор варианта за исполнителем документа).

Направить декларацию можно:

  • почтой;
  • по интернету;
  • через портал госуслуг;
  • в сканированном виде через официальный сайт МЧС РФ.

МЧС проверяет документ на соответствие шаблону не более 5 рабочих дней. Если все соответствует нормативам, документ регистрируется в перечне деклараций пожарной безопасности.

Если форма не соответствует установленной, МЧС возвращает ее исполнителю, указав причины.

По факту регистрации МЧС направляет один экземпляр в адрес декларанта.

Нужно ли согласовывать

Документ не следует согласовывать с органами Госпожнадзора. Почему? Все просто: он направляется в порядке уведомления. Сведения, включенные в него, проверяются в процессе контрольных мероприятий.

Кто проверяет

Юрлицо, оформившее декларацию, несет полную ответственность за сведения, включенные в документ. Исполнение нормативов безопасности проверяется в дальнейшем в период плановой проверки. В случае обнаружения пожарным инспектором включенных в документ, но не реализованных норм, предприятие подвергается штрафу.

Важно знать, что в процессе плановой проверки инспектор вправе запросить ДПБ, даже если распоряжение о проверке не содержит необходимости предоставить такую бумагу.

Ответственность за невыполнение

Ответственность за невыполнение правил № 123-ФЗ (непредоставление или предоставление с неполными или недостоверными сведениями декларации, предусмотренной п. 4 ст. 64 Регламента) административным законодательством напрямую не предусмотрена. Однако в КоАП РФ установлена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности (ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ). Ст. 19.7 КоАП РФ предусмотрена ответственность за непредоставление (несвоевременное предоставление) в госорган или должностному лицу сведений, предоставление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления его деятельности.

Пожары всегда доставляют человеку массу проблем, а зачастую это просто трагедия. Во времена, когда постройки были в основном деревянными, пожары стирали с лица земли целые деревни и города.

С применением в строительстве негорючих материалов вероятность их значительно уменьшилась, но исключить предпосылки для возгорания и минимизировать последствия можно только соблюдая специальные нормы и правила, которые устанавливает технический регламент по пожарной безопасности.

Техрегламент, известный как ФЗ-123, утвержден в июне 2008 года, датой одобрения Советом Федерации является 11 июля того же года.

Для чего он издан

Регламент принят для того, чтобы защитить каждого человека, живущего в стране, от возможных последствий пожаров, а также для того, чтобы свети их количество к минимуму.

В этом важном документе приводятся основные принципы пожарной безопасности для построек всех видов. Он также определяет нормы для производства технических средств пожаротушения и оповещения.

Цель, которая ставится регламентом, – обеспечить каждое здание и сооружение необходимыми устройствами для безопасности людей и оборудования и допускающими проведение необходимых мер для быстрой эвакуации из помещений.

Область действия технического регламента распространяется на правила, связанные с возведением и последующим использованием зданий. Требования регламента необходимо учитывать уже на стадии проектирования дома или другой постройки.

Его учитывают при ремонте, реставрационных работах, техническом обслуживании помещений.

Нормы, определенные в регламенте, обязательно должны учитываться при разработке технической документации на объекты, а также при составлении и принятии нормативных документов, в которых содержатся требования пожарной безопасности.

Структура документа

Технический регламент состоит из восьми разделов, в каждый из которых включены несколько глав. Деление на разделы произведено таким образом, чтобы в каждом из них содержалась исчерпывающая информация по какому-либо вопросу.

При этом первый раздел содержит общие принципы, термины и определения, которые встречаются в тексте, классификацию пожаров и их поражающих действий. Последний раздел уточняет сроки вступления в силу ФЗ-123 о пожарной безопасности, иерархию иных существующих документов.

Остальные разделы описывают требования к жилым домам любой этажности, к помещениям, в которых могут находиться люди, производственным строениям и сооружениям.

Особое внимание уделяют требованиям к пожарной технике, предназначенной для борьбы с огнем. Отдельно идут таблицы, помогающие определить противопожарные расстояния между зданиями, рассчитать класс пожарной опасности, предел огнестойкости и многое другое. Эта информация всегда должна применяться на практике.

Основная классификация пожаров

Технический регламент подразделяет все пожары на шесть классов, которые обозначаются латинскими буквами от A до F:

  • A – горят твердые предметы;
  • B – горят жидкости, в том числе расплавленные вещества;
  • C – возгораются газы;
  • D – происходит горение металлов (их выделяют особо, как можно заметить);
  • E – пожары происходят на работающих электроустановках;
  • F – особо опасные пожары, связанные с выделением и распространением радиоактивных веществ.

Опасные факторы – это явления, сопутствующие горению и оказывающие воздействие на людей и предметы, расположенные в зоне пожара. К таким факторам относятся пламя и искры, поток разогретого воздуха, высокая температура вокруг горящих материалов.

В техническом регламенте по пожарной безопасности также называют опасными факторами высокую концентрацию в окружающей среде токсичных продуктов горения, задымленность и низкое содержание кислорода в окружающей среде.

Особое внимание уделяется последствиям возгорания и сопутствующим поражающим факторам.

В зависимости от того, что именно горит, может происходить взрыв, возникать радиоактивное загрязнение, распространение ядовитых газовых паров, и многое другое. Обращая внимание на важность последствий, не случайно в регламенте ФЗ-123 для их описания выделена целая глава.

Показатели опасности

Показатели пожарной опасности используются для оценки ситуации при пожаре. Они необходимы для принятия решения о способах локализации и устранения пожара.

Показатели учитывают материал горящих веществ и его агрегатное состояние. Все показатели сведены в специальную таблицу в конце текста ТР (технического регламента).

Вещества, в соответствии с законом №123, в зависимости от горючести подразделяются на три группы:

  • негорючие. Совершенно неспособны гореть в воздухе, однако они могут быть очень взрывоопасными;
  • трудногорючие. Горят в воздухе при наличии поддерживающего источника пламени и не поддерживают горение при отсутствии такого источника;
  • горючие. Могут самовозгораться при наступлении определенных условий и загораться от постороннего источника, а также способны гореть после воздействия источника горения.

Жидкие вещества согласно требованиям пожарной безопасности делят на просто легковоспламеняющиеся и более опасные. Пары последних могут воспламениться даже при очень низких температурах.

Расположение домов и других сооружений

Противопожарные требования к постройкам, согласно техническому регламенту, заключаются в соблюдении безопасных расстояний между двумя соседними зданиями, наличии в зданиях и между ними необходимых проходов и проездов, определении порядка размещения пожаро- и взрывоопасных веществ на территории зданий и сооружений, наличии средств пожаротушения и противопожарных инженерных сетей.


Противопожарные расстояния определяются по таблицам, приведенным в конце ФЗ №123. При этом учитывают степень огнестойкости материалов построек и сочетаемость этих материалов.

При проектировании учитывается расстояние между стенами соседних зданий и сооружений, если отсутствуют выступающие более чем на 1 метр конструкции. Если такие конструкции существуют, расстояние должно измеряться от них.


Определены расстояния от построек до лесных массивов. Если речь идет об окраине города, то до леса или лесопосадки должно быть 50 м и больше. Для поселков, сел, деревень с застройкой не выше двухэтажной это расстояние должно быть хотя бы 15 метров.

Хоть практика показывает, что сильные стихийные пожары остановить такое расстояние не может, оно дает время, чтобы можно было покинуть дом и спасти самое необходимое.

Все требования технического регламента, которые предусмотрены в проектных документах, не подлежат самостоятельному изменению застройщиками и собственниками зданий и сооружений.

Требования к технике

Наличие противопожарной техники – автоматизированных систем оповещения и пожаротушения регламентируется для производственных и складских помещений.

Техника, применяемая при пожаротушении должна строго отвечать всем нормам, также определяемым техническим регламентом. Все противопожарные устройства должны быть определены еще на стадии проектирования.

Технический регламент определяет, что все здания должны быть оборудованы необходимым количеством огнетушащего вещества, используемого в автоматических системах пожаротушения. Все системы пожаротушения должны иметь возможность дистанционного контроля работоспособности.

Системой оповещения о возникновении пожара должно быть оборудовано каждое производственное помещение.

Важность пожарной оценки

Чтобы подтвердить, что объект (жилой дом, дача, гостиница – что угодно) соответствует требованиям технического регламента по пожарной безопасности, необходима оценка этого объекта. Она может быть добровольной и обязательной.

В законе сказано, какие строения или техника должны оцениваться обязательно. В первую очередь, это общественные здания и установки для пожаротушения. К ним предъявляют конкретные требования, отходить от которых запрещено.

Коснулось собственников помещений. По новому закону они самостоятельно определяют требования, выполнение которых обеспечит сохранность объекта от воспламенения. Для этого установлена специальная форма – Декларация пожарной безопасности.

Это документ, который содержит информацию о требованиях, которые необходимо выполнять, чтобы поддерживать приемлемый уровень риска возгорания на объекте. Декларация выдается после проведения экспертизы. Чтобы экспертиза прошла успешно, здание должно поддерживать показатели пожарного риска. так же важно соблюдать нормы « «.

Показатели включают:

  • воспламеняемость;
  • огнестойкость, горючесть;
  • дымообразование;
  • скорость распространения огня;
  • выделение токсичных веществ.

Федеральный закон 23 «О пожарной безопасности» устанавливает базовые положения о поддержании сохранности помещений в противодействии воспламенению. Данный закон устанавливает основные требования по поддержанию уровня риска воспламенения на различных объектах – здания, жилые строения, промышленные объекты.

Федеральный закон 123 решает следующие задачи:

  • гарантия комплексной системы защиты от возгорания, включая безопасность таких объектов, как: здания, транспорт, техническое оборудование, и другое имущество;
  • гарантия минимального уровня пожарной безопасности;
  • появление новой системы нормирования. Такая система является гибкой, использует разные механизмы для оценки рисков пожарообразования. Система гарантирует страховку имущественной ответственности перед третьими лицами.

Среди нововведений ФЗ 123 выделяется:

  • новый документ предоставляет широкий спектр классификации пожарной безопасности, позволяющий клиенту выбрать подходящий способ защиты;
  • способ страховки ответственности за повреждение имущества третьих лиц при пожаре. Такое нововведение позволяет застраховать чужое имущество в случае возгорания подконтрольного собственнику объекта.

Регламент «О требованиях пожарной безопасности» включает следующие условия:

  • выполнение в полном объеме требований безопасности, которые устанавливаются федеральным законом. Риск возникновения пожара, не должен превышать нормы, установленной законом;
  • здания, для которых не установлены требования о противодействиях возгоранию, считаются безопасными, если обеспечен приемлемый уровень риска возгорания.

Последние изменения ФЗ-123 «О пожарной безопасности»

Последние изменения 123 Федерального закона в основном уточняющие. Из большинства статей была убрана классификация — «конструкция». Теперь, согласно закону, пожарная безопасность касается только «зданий» и «сооружений». Крупное изменение коснулось собственников помещений. Согласно новому закону, они сами назначают требования, определяющие сохранность помещений от возникновения пожаров. Также, собственники могут застраховать соседние здания от ущерба, нанесенного пожаром.

Последняя редакция 123 Федерального закона «О пожарной безопасности» коснулась следующих статей:

  • Статью 4 дополнила информация о том, что на территории Крыма и Севастополя, на защищенных объектах, действующие требования о противодействиях возгоранию, продлеваются до 1 сентября 2018 года;
  • В ст. 32, в список охраняемых объектов добавились образовательные организации;
  • Изменения в статье 54 коснулись необходимости оснащения объектов системами пожарной сигнализации. Теперь, они не обязательны;
  • Согласно изменениям в статье 64 в декларации указывается только перечень статей, требования которых соответствуют одному из объектов защиты;
  • Статья 67, в новой редакции закона, исключена;
  • Ст. 69 устанавливает протвивопожарные расстояния между различными строениями;
  • Ст. 82 предполагает установку источников бесперебойного питания в зданиях, для питания систем противопожарной безопасности;
  • Согласно статье 83, в зданиях классов функциональной опасности возгорания Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 необходимо дублирование сигналов о возгорании объекта, на пульт охраны по месту дислокации;
  • Согласно дополнениям статьи 84, здания социального обслуживания, с постоянным прибыванием людей, следует обеспечить системой оповещения при возникновении пожара;
  • Из статьи 87 исключили требования к огнестойкости для строений;
  • Из статьи 90, были исключены пункты 4 и 5 первой части, а также части с 3 по 17. Из части 2 было исключено обеспечение выходов на кровлю для строений, из п.2 ч.1 – пожарные лестницы.

Скачать

Федеральный закон 123 «О пожарной безопасности» в последней редакции можно скачать

Выбор редакции
После закипания температура воды перестает расти и остается неизменной до полного испарения. Парообразование - это процесс перехода из...

Звуки относятся к разделу фонетики. Изучение звуков включено в любую школьную программу по русскому языку. Ознакомление со звуками и их...

1. Логика и язык .Предметом изучения логики являются формы и законы правильного мышления. Мышление есть функция человеческого мозга....

Определение Многогранником будем называть замкнутую поверхность, составленную из многоугольников и ограничивающую некоторую часть...
Мое эссе Я, Рыбалкина Ольга Викторовна. Образование средне - специальное, в 1989 году окончила Петропавловский ордена трудового...
Going abroad nowadays is a usual thing for many families. Some people, however, stay unsatisfied with the time they have spent in a...
Каждая хозяйка должна научиться правильно варить бульон, чтобы он был прозрачным. Его используют для заливного, супа, холодца и соуса....
Домашние вечеринки настолько вошли в моду у европейцев, что их устраивают едва ли не каждую неделю. Вкусная еда, приятная компания, много...
Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...