Ганеша: индийское божество с головой слона. Сказания о ганеше


Бог мудрости Ганеша - величественный представитель индийского пантеона небожителей. Каждый индус хотя бы раз в жизни произносил молитву в его честь, ведь именно он является исполнителем заветных желаний человека. Помимо этого, своей мудростью он направляет тех, кто хочет познать секреты мироздания или стремится добиться успеха в бизнесе.

Пару слов об индуизме

Индуизм сильно отличается от всего то, к чему привык русский человек. Религия этой страны основывается на мифах и легендах, которые скорее похожи на сказки, нежели на правдивые истории из прошлого. Но для индусов они вполне реальны, ведь они существуют в их культуре столь давно, что стали ее неотъемлемой частью.

Поэтому не стоит удивляться тому, что в современной Ганеша представляется столь же реальным, как Иисус в европейском мире. Этот факт очень важен, так как позволяет посмотреть на мир индуизма глазами самих индусов.

Облик Ганеши

Бог Ганеша - воплощение мудрости и успеха. Зачастую его изображают в виде тучного мужчины, восседающего на троне или крысе. Подобный образ символизирует достаток, который приходит в дом вместе с божеством. Однако главным отличием бога является слоновья голова, которая выделяет его на фоне остальных представителей индийского пантеона.

Следует заметить, что бог Ганеша всегда изображается с одним бивнем. Касательно этой детали его образа существует множество легенд, но обсудим их позже. Также, в зависимости от его конкретного воплощения, может меняться и количество рук. Например, у привычной формы божества их четыре, а у просвещенной - тридцать две.

Рождение великого бога

Любое божество в индуизме окутано множеством легенд и суеверий: одни дополняют основную историю, вторые, наоборот, только противоречат ей. Так получилось и с богом мудрости, чье рождение описано в десятках различных сказаний, которые сильно отличаются друг от друга.

Согласно основной версии, жена Шивы Парвати любила принимать ванну в полном одиночестве. Но ее муж часто прерывал этот процесс, вероломно вламываясь в купальню. Уставши от подобного поведения, Парвати решили создать себе защитника, который бы преграждал нерадивому супругу дорогу в ванную.

Измазавшись глиной и шафраном, богиня создала мальчика, которого назвала впоследствии назвала Ганеша. Наделенный космической силой, он пообещал матери во что бы то ни стало защитить ее от визитов Шивы. Увы, решимость Ганеши не помогла ему в борьбе с верховным богом - увидевший юного защитника Шива пришел в ярость и убил мальчика одним сильным ударом.

Узнавши об этом, Парвати возненавидела своего мужа. Дабы насолить ему, она создала и Кали, которые начали сеять хаос по миру. Долгое время Шива пытался успокоить свою супругу, но все его попытки оказывались тщетными. Тогда он оживил мальчика, наделив его частью своей силы. Таким образом, Ганеша стал сыном двух великих небожителей - Шивы и Парвати.

Индийский бог Ганеша: история и факты

Историки уверены в том, что впервые образ Ганеши был сформирован в древнем гимне Ригвед. Он был написан примерно 3,5 тысячи лет назад, и воспевал величие древних богов. Среди прочих строк была часть, посвященная божеству Брихаспати, которое позже перевоплотиться в бога Ганешу.

Данную часть гимна можно перевести следующим образом:

«Мы взываем к тебе, о великий Гапати ганов (титул командующего божественными войсками)!

О, Брихаспати - поэт из поэтов, творец из творцов!

Ты богаче всех известных, и самый прекрасный из существ!

Выслушай наши молитвы и одари нас своим благословением, восседая на престоле!»

К тому же в пользу подобного перевоплощения свидетельствуют существующие описание Брихаспати. В древности люди считали, что это божество выглядит как крупный мужчина, одаривающий всех богатством и мудростью. Неизвестным остается лишь то, как именно Брихаспати превратился в Ганешу. И все же многие теологи склоняются к тому, что старое божество попросту обзавелось новым обликом и именем, при этом сохранив большую часть своих способностей и титулов.

Место в божественной иерархии

Как говорилось ранее, бог Ганеша является сыном Парвати и Шивы. Это делает его весьма могущественным созданием, занимающим почетное место в пантеоне индуистских бессмертных. К тому же он является военачальником небесного войска, что дает ему право повелевать многими младшими духами и якшасами.

Помимо этого, многие мифы рассказывают нам о том, что у Ганеши есть старший брат Сканда - беспощадный бог войны, всегда соперничающий с воплощением мудрости. Но первый сын Шивы зачастую проигрывал своему родственнику, так как всегда решал проблемы силой, а не умом. Любопытно то, что в Индии массовое поклонение Ганеше началось лишь после того, как исчезли храмы Сканды. Подобная перемена в культуре индусов объясняется тем, что потребность в воинственном боге постепенно угасла, а вот существо, исполняющее желания, только укрепило свою власть.

Семейное положение Ганеши

Изначально было принято считать, что бог мудрости дал Это было связано с тем, что, по преданиям, он практиковал особую технику самодисциплины, подразумевающую половое воздержание - брахмачарьям. Из-за этого многие индусы верили в то, что тело их божества никогда не коснется женщины.

Однако с годами моральные устои менялись, а вместе с ними и легенды о боге Ганеше. Согласно некоторым из них, он был женат на трех богинях - Буддхи, Сиддхи и Риддхи. Они воплощали недвижимые идеалы мудрости: разум, успех и процветание. А вот более поздние сказания приписывали богу-слону брак с духовным воплощением культуры и искусства Сарасвати.

Символика в образе бога

Сегодня каждый индус знает о том, что представляет собой Ганеша. Фото этого божества стоит в каждом доме, и родители с детства обучают детей распознавать символы, сокрытые в лике святого. А заключаются они в следующем:

  1. олицетворяет благоразумие и преданность.
  2. Столь огромные уши позволяют слышать даже те молитвы, что произносятся в душе человека.
  3. Один бивень символизирует силу бога и то, что он пресекает любую двусмысленность.
  4. Хобот является признаком высокого интеллекта.
  5. Большой живот демонстрирует богатство и щедрость божества, которую он готов разделить со всем миром.

Бог и демон-великан

Однажды между богом и демоном Гаджамукху развязалась нешуточная битва. Следует заметить: хоть бог-слон и обладал внушающими размерами, он явно уступал своему врагу, который был настоящим великаном. И тем не менее силы противников были равны, что затянуло битву на долгие дни.

И вот, казалось бы, демон начал побеждать Ганешу, оттесняя его назад. В пылу сражения, не желая проигрывать, слоноподобный бог оторвал один из своих бивней и со всей мощи запустил его во врага. В тот же миг Гаджамукху упал на землю, поверженный неожиданным ударом. Более того, волшебная сила бивня превратила злого демона в послушную крысу, которая навеки стала ручным питомцем бога мудрости.

Поверья о слоновой голове

Если верить основной версии, своей родной головы Ганеша лишился в тот день, когда преградил Шиве путь в купальню матери. Разъяренный бог не просто убил мальчика одним ударом, а отсек ему голову, которая впоследствии бесследно исчезла. Позже это стало главной проблемой всемогущего творца, желающего оживить сына своей супруги. В итоге, не видя другого выхода, он пришил мальчику голову слоненка, которого поймал недалеко в лесу.

Второе предание гласит о том, что человеческого лица Ганешу лишил бог Шани. Произошло это из-за того, что Шива забыл пригласить своего друга на день рождения к сыну, и это сильно разгневало его. Ворвавшись в тронный зал, Шани посмотрел на мальчика своим испепеляющим взглядом, тем самым уничтожив его голову. Благо на торжестве присутствовал великий мудрец Брахма, который посоветовал Шиве приделать сыну голову другого существа. И им стал слон Айравата, который принадлежал богу Индре.

Великий обжора

Ганеша - бог богатства, обожающий все сладкое. Особенно он любит приготовленные по особому рецепту. Поэтому все, кто хочет заручиться поддержкой этого небожителя, приносят ему на сладкое блюдо. Есть даже легенда, рассказывающая о том, как Ганеша собирает дары со своих святилищ.

Однажды бог-мудрости так переел угощений, что еле залез на своего ездового питомца - крысу Гаджамукху. Он приказал ей не спеша отвезти его домой, дабы он смог переварить все съеденное. Но по пути им дорогу переползла змея, из-за чего крыса споткнулась и уронила Ганешу на землю. От удара живот бога не выдержал и разорвался, а все сладости выкатились наружу.

Благо божество было бессмертно, и подобный поворот событий не убил его. Поэтому он неспешно собрал все угощения, после чего поймал злополучного змея. В качестве наказания он опоясал им свой живот, дабы тот навеки сдерживал его.

Бог мудрости в современной Индии

Начнем с того, что даже сегодня многие индусы верят в существование такого своеобразного бога, как Ганеша. Фото этого небожителя есть в каждом доме, так как оно привлекает в семью достаток и удачу. Боле того, в этой стране предприниматели привыкли носить в своем кошельке изображение этого божества, искренне веря в то, что именно оно принесло им удачу. К тому же многие из них молят о благосклонности Ганешу перед началом любой крупной сделки. То же касается и студентов, которые просят у своего покровителя мудрости и наставления.

Помимо этого, во многих домах стоит статуэтка бога Ганеши. Если верить поверью, то она оберегает своих хозяев от беды. Например, отпавший кусочек глины или трещина означает, что статуэтка приняла на себя удар судьбы или кармы. Поэтому поврежденные обереги стараются сразу же менять, дабы они и в будущем охраняли своих владельцев.

К тому же один раз в году индусы отмечают день рождения Ганеши. В его честь устраивают пышное гуляние с красочным фестивалем. В этот день вся работа откладывается, и люди занимаются лишь празднованием и молитвами. При этом индусы верят в то, что в эту ночь Ганеша выполнит любое желание человека, если тот действительно верит в него.

Кто такой Ганеш?
В «Тирумантирам» сказано: «Он, сын Шивы, имеет пять рук, лицо слона и мощные бивни, подобен обликом месяцу, он — цветок мудрости, пребывающий в сердце, его стопы я славлю. Господь Ганеша, бог времени и памяти, пребывающий в Муладхара-чакре, удерживающий равновесие между высшими и низшими чакрами, поддерживает все чувствующие существа. Он держит у себя чертежи всего прошлого и будущего всей вселенной — этого божественного шедевра. Только добро исходит от Бога Ганеши, который, приняв форму слона, отличается от других Богов. Он отводит несчастья от тех, кто выполняет покаяние во имя его. Он руководит нашей кармой, находясь внутри нас и определяя время событий. До совершения любого важного начинания мы просим его убрать препятствия с пути, если будет на то воля его. Этот Господь препятствий делает так, чтобы мы не навредили себе, живя по несовершенному плану или выражая ненужные просьбы, либо начиная непродуманное предприятие. Перед тем, как мы обращаемся к нему, он ожидает, что мы применим все свои умственные способности для того, чтобы прийти к тому решению, которое он принял».

Воспевание имени Ганеша помогает человеку обрести сиддхи и внутреннюю силу для реализации любых проектов. Наравне с различными индийскими Божествами на алтаре индусов обязательно стоит мурти Ганеше — сыну Шивы и Парвати, брат Сканды. Согласно традиции именно Ганеш является покровителем человека, ведущего духовный поиск, а также помогает становлению бизнеса, способствует процветанию любого дела и убирает все препятствия с пути молящегося.

Являясь хранителем Дхармы и сыном божественных родителей, Ганеша является покровителем всей йогинов.
Поистине он многолик! Он — Господь интеллекта и самореализации!

Исходя из строк «Тирумантирам», именно он порождает препятствия на пути Кундалини и духовного развития, но он же и разрушает их в тот момент, когда время «идти вверх» пришло.
Именно гнев Ганеша порождает жар в симпатической нервной системе и последующие болезни, если человек искусственно пытается поднять Кундалини.

Символ Шри Ганеши — свастика.
День Ганеши — четвертый лунный. Именно в четвертый лунный день месяца Бхадра отмечается Чатур-Ганеш фестиваль, который празднуется в течение следующих 10 дней.

Ганеш является Ишта-Дэватой и покровителем людей, которые родились в четверг, а также в -е, 5-е и 22-е лунные сутки.

Также Ганеш являет собой пранаву ОМ, без которой ничего нет в этом мире.

Мантры и пуджа Ганеше

ОМ ГАМ ГАНАПАТАЙЕ НАМАХА — это главная мантра, посвященная Ганеше. Она дарует чистоту намерений и опять же успех во всех начинаниях (читайте продолжение информации после фото).

ОМ ГАМ ГАНАПАТАЙЕ САРВЕ ВИГХНА РАЙЕ САРВАЙЕ САРВЕ ГУРАВЕ ЛАМБА ДАРАЙЯ ХРИМ ГАМ НАМАХА — одна из самых мощных мантр, способствующих обретению Богатства.

1. Ганеша Гаятри

Ом Бхур Бхувах Сваха
Тат Пурушая Видмахе
Ванратундайя Дхимахи
Танно Дантих Прачодаят

Перевод: Ом, Земля, воздушное пространство и небеса.
Медитируем на тот великий дух,
На обладающего хоботом,
Пусть Он направляет меня к постижению Истины.

2. Ом Гам Ганапатае Намо Нама (или Намаха)

Приветствие Великому Ганеше.

3.
Ом Шрим Хрим Клим Глаум Гам Ганапатае
Вараварада Сарва Джанаме Вашаманайя Сваха

Перевод: Биджа мантры Лакшми, Дурге, Кали и две биджа-мантры Ганешу. Пролей свою милость, о Господь, и прими мое эго, как дар. Слава тебе.

5. Призвание Ганеши
Гаджанам бхутганадисевитам
Капиттха джамбху пчаячару бхакшанам
Умасутам Шоквина Шкаракам
Намами Вигхнешвар Панпадкаджам.

Перевод: О, слоноликий, почитаемый всеми,
Тот, кто поедает плоды каппитхи и джамбу,
О, сын Умы, уничтожителя печалей,
Я склоняюсь к твоим лотосным стопам Владыки Мира.

Как провести ритуал в домашних условиях
Если у вас нет возможности или желания присоединиться к нам, но вы очень хотите сделать что-нибудь, чтобы Ганеш Джи обратил на вас свое внимание, мы вам расскажем о том, как провести ритуал в домашних условиях.
Зажгите огонь и благовония.
Для начала просто произнесите мантру-приветствие Господу Богу, Божественной Матери, пяти стихиям, Солнцу, Луне и Звездам, своим предкам и родителям, своим учителям и своему Гуру Джи. В этот раз сконцентрируйте свое внимание на том, чтобы призвать своего Гуру, и проведите Гуру-манас-пуджу, поднеся к фотографии своего учителя благовония и читая мантру Аим Шрим Пайлот Баба Гуруве Намаха.
Также вы можете прочесть мантру гуру
Ом Гуру Бхйо Намаха
Ом Парама Гуру Бхйо Намаха
Ом Пара-пара Гуру Бхйо Намаха
Ом Парамештхи-гурубхйо Намаха! ОМ.
или Мантру
Гурур Брахма!
Гурур Вишну!
Гуру Дэво Махешварам !
Гуру Сакшат Парабрахма.
Тасмай Шри Гуравэ Намаха . ОМ.
(перевод: Гуру — это Брахма! Гуру — это Вишну! Гуру — это Господь Махешвара! Я созерцаю в Гуру самого Парабрахмана. И так вечно поклоняюсь Шри Гуру.
Таким образом вы установите связь со своим учителем и получите благословение на проведение ритуала.

Вы, конечно, можете сделать хому или небольшую ягью-подношение (жертвенный огонь) в честь праздника Ганеша, но можете просто прочесть мантры, предложив Ганеше прасад, в виде огня, благовоний, сладостей, риса, кумкума (красный порошок) и цветов.

Мы предлагаем вам во избежание путаницы просто призвать дух Бога Ганеши в ваш дом и в образ, который он олицетворяет.
Для ритуала необходимо иметь благовония, огонь, сладости, воду и красный цветок, поднося которые мурти (статуе или изображению) Ганеши, стоит произнести мантру, с помощью которой вы перенесете энергии божества в мурти и установите присутствие Ганеши в вашем доме:
ОМ БХУР БХУВАХ СВАХА СИДДХИ БУДДХИ САХИТАЙА ГАНАПАТАЙЕ НАМАХА ГАНАПАТИМ АВАХАЙАМИ СТХАПАЙАМИ.
(эта мантра призывания Божества Ганеши, которого будут сопровождать Богини Сиддхи и Буддхи — божественных супруг Ганеши).
Затем предложите Божеству занять его место:
ОМ ШРИМ ХРИМ ГЛАУМ ГАМ ГАНАПАТАЕ НАМАХА АСАНАМ САМАРПАЙАМИ
Во время произнесения «самарпайами» предложите Ганеше немного риса и цветов.
Следующий шаг — это приветствие Ганеши в том образе, который стоит перед вами:
НАМО ВРАТА ПАТАЙЕ НАМО ГАНАПАТАЙЕ НАМАХА ПРАМАТХА ПАТАЙЕ НАМАСТЕСТУ ЛАМБО ДАРАЙАИКАДАНТАЙА ВИГХНА ВИНАШИНЕ ШИВА СУТАЙА ВАРАДА МУРТАЙЕ НАМО НАМАХА. ОМ.

(В этой мантре приветствуется покровитель обетов, Ганапати, толстопузый Экаданта — устранитель препятствий, сын Шивы). После чего начинается пуджа.

Если перед вами находится мурти в образе скульптуры, вы можете омыть стопы богоподобного Ганеши водой со словами:
ОМ ШРИМ ХРИМ ГЛАУМ ГАМ ГАНАПАТАЕ НАМАХА ПАДЪЯАМ САМАРПАЙАМИ

Затем омыть руки Ганеши, произнеся:
ОМ ШРИМ ХРИМ ГЛАУМ ГАМ ГАНАПАТАЕ НАМАХА АРГХЬЯМ САМАРПАЙАМИ

После чего омыть лицо и дать испить воду Ганеше с мантрой:
ОМ ШРИМ ХРИМ ГЛАУМ ГАМ ГАНАПАТАЕ НАМАХА АЧАМАНИЯМ САМАРПАЙАМИ

Теперь самое вкусное — омовение Ганеши панчамритой (смесью молока, йогурта или кефира, меда, сахара и масла-гхи) со словами:
ОМ ШРИМ ХРИМ ГЛАУМ ГАМ ГАНАПАТАЕ НАМАХА ПАНЧААМРИТА СНАНАМ САМАРПАЙАМИ .

После чего необходимо омыть Ганешу Джи теплой водой и начисто вытереть с мантрой:
ОМ ШРИМ ХРИМ ГЛАУМ ГАМ ГАНАПАТАЕ НАМАХА ШУДХОДАКА-СНАНАМ САМАРПАЙАМИ

Одеть Ганешу Джи в чистую красивую одежду:
ОМ ШРИМ ХРИМ ГЛАУМ ГАМ ГАНАПАТАЕ НАМАХА ВАСТРАНИ САМАРПАЙАМИ

Нарядить Ганешу в различные украшения, корону:
ОМ ШРИМ ХРИМ ГЛАУМ ГАМ ГАНАПАТАЕ НАМАХА БХУШАНАНИ САМАРПАЙАМИ

Преподнести Ганеше сандаловую пасту:
ОМ ШРИМ ХРИМ ГЛАУМ ГАМ ГАНАПАТАЕ НАМАХА ЧАНДАНАМ САМАРПАЙАМИ

Поднести кум-кум (красный порошок), которым поставить тилак на лоб и на стопы Божества:
ОМ ШРИМ ХРИМ ГЛАУМ ГАМ ГАНАПАТАЕ НАМАХА КУМКУМАМ САМАРПАЙАМИ

Поднести рис:
ОМ ШРИМ ХРИМ ГЛАУМ ГАМ ГАНАПАТАЕ НАМАХА АКШАТАМ САМАРПАЙАМИ

Поднести цветы:
ОМ ШРИМ ХРИМ ГЛАУМ ГАМ ГАНАПАТАЕ НАМАХА ПУШПАНИ САМАРПАЙАМИ
ОМ ШРИМ ХРИМ ГЛАУМ ГАМ ГАНАПАТАЕ НАМАХА ПУШПА МАЛАМ САМАРПАЙАМИ (в том случае, если вы предлагаете божеству не один-два цветка, а целую гирлянду).

Поднести благовония:
ОМ ШРИМ ХРИМ ГЛАУМ ГАМ ГАНАПАТАЕ НАМАХА ДХУПАМ САМАРПАЙАМИ

Поднести светильник с огнем:
ОМ ШРИМ ХРИМ ГЛАУМ ГАМ ГАНАПАТАЕ НАМАХА ДУПАМ САМАРПАЙАМИ

Поднести сладости:
ОМ ШРИМ ХРИМ ГЛАУМ ГАМ ГАНАПАТАЕ НАМАХА НАЙВЕДЬЯМ САМАРПАЙАМИ

Поднести цельные плоды:
ОМ ШРИМ ХРИМ ГЛАУМ ГАМ ГАНАПАТАЕ НАМАХА ПХАЛАМ САМАРПАЙАМИ

Поднесение монет и денег:
ОМ ШРИМ ХРИМ ГЛАУМ ГАМ ГАНАПАТАЕ НАМАХА ДРАВЬЯ ДАКШИНАМ САМАРПАЙАМИ

Совершение парикрамы (обхождение алтаря или места пуджи вокруг 3 раза по часовой стрелке) или просто повернуться по часовой стрелке вокруг своей оси, произнеся мантру:
ОМ ШРИМ ХРИМ ГЛАУМ ГАМ ГАНАПАТАЕ НАМАХА ПРАДАКШИНАМ САМАРПАЙАМИ

После чего начните арати — божественное восхваление Ганеши.

В конце сделайте намаскару, склонив колени и коснувшись лбом пола, мысленно поблагодарив Ганешу и всех Божеств.

Еще немного о Ганеше
У Ганеши человеческое тело, но голова слона и мышь вместо средства передвижения. Символично это можно отнести к развитию души — из мыши превратиться в слона, а затем в человека. Голова слона обладает символом «ОМ» и указывает на мудрость Ганеши.
А ведь действительно Слоноголовый Огромный Ганеш с легкостью передвигается на одном из самых маленьких животных. Метафора в том, что именно с помощью мудрости он обуздал свое Эго и является повелителем не только всех живых существ в мире, но и себя самого.
Мышь — символ обоняния, символизирующая склонность к мирским удовольствиям и, как следствие, к тьме. Таким образом, Ганеша ведет человека из тьмы к свету, освобождая людей от плохих качеств и привычек.
Большой живот Ганеши — символ Изобилия и вместилище всех земных горестей и неприятностей.
Говорят, что Ганешу создали, как наблюдателя за всеми ложными и неложными кармами и дхармами на земле и на небе, подарив ему позицию межгалактического и межпланетарного Бога Кармы. Его знания бесконечны, а суждения всегда справедливы. Даже Боги и Дэваты, прежде чем начать какое-то действие, совершают обряд поклонения Ганеше, впрочем, именно так, как когда-то повелел его Великий Отец Шива, произнеся: «Моему сыну должно быть оказано поклонение первому, даже передо мной самим».

Так и происходит… Во всей Индии, чтобы не начинали люди, они приносят подношение Ганеше, прося его о божественной милости, прежде, чем обратиться к другим Божествам.

В эпической и пуранической мифологии – сын Шивы и Парвати , брат Сканды. Жены Ганеши – Буддхи (“разум”) и Сиддхи (“успех”). По версии “Вараха-пураны” Боги обратились к Шиве с просьбой создать бога, который препятствовал бы свершению злых деяний, и Ганеша возник из сияния величия Шивы.

Иконография. Ганеша обычно представляется в виде плотного человечка с человеческим туловищем красного или желтого цвета, с большим шарообразным животом, четырьмя руками и слоновьей головой с одним бивнем.

Ганеша – Божество, составляющее свиту Шивы. В индуистском пантеоне появляется сравнительно поздно, в эпоху раннего средневековья, но сразу занимает в нем почетное положение и принадлежит к числу наиболее популярных и почитаемых индийских богов. Его призывают в помощь, предпринимая важное дело. Бог мудрости и устранитель препятствий, покровитель торговли и путешественников.

Символ Шри Ганеши – свастика.

День Ганеши – четвертый лунный. Именно в четвертый лунный день месяца Бхадра отмечается Чатур-Ганеш фестиваль, который празднуется в течение следующих 10 дней.

Ганеш является Ишта-Дэватой и покровителем людей, которые родились в четверг , а также в -е, 5-е и 22-е лунные сутки.

Также Ганеш являет собой пранаву ОМ, без которой ничего нет в этом мире.


Версии рождения Ганеши

1. “Брихаддхарма-пурана” (II кн.). После появления на свет Сканды, Шива отказывался “предаваться любовным ласкам” ради появления потомства, но Парвати страстно желала сына. Разгневанный Шива свернул полу одеяния богини и подал ей в руки: “Вот тебе сын, Парвати”. – “Как может этот кусок ткани заменить мне сына?” – возразила она. Но, когда она говорила, то случайно прижала сверток к своей груди. Как только сверток коснулся груди богини, он ожил и Парвати велела жрецам совершить обряды, полагавшиеся при рождении сына.

Версии появления слоновьей головы

1.По одной из версий, на празднестве в честь рождения Ганеши забыли пригласить бога Шани, который из мести испепелил голову новорожденного. Брахма посоветовал Парвати заменить ее головой первого существа, которое ей встретится, и им оказался слон.

2.Брихаддхарма-пурана” (II кн.). После рождения Ганеши все боги были приглашены на праздник, где каждый мог взглянуть на младенца. Почести Парвати и ее сыну не воздал только Шани, т.к. он был проклят своей супругой за пренебрежение ею и от его взгляда гибло все, на что падал взор бога. Парвати пренебрегла предупреждением Шани и попросила его взглянуть на сына. Как только Шани посмотрел на Ганешу, голова младенца отделилась от тела и упала на землю. Воскресить младенца не удалось даже Шиве. Тогда с небес раздался голос, велевший “приставить” к плечам Ганеши голову того, кто “спит лицом к северу”. На поиски головы был отправлен слуга Шивы Нандин, который после долгих странствий пришел в столицу небесного царства Амаравати. У ворот города он увидел Айравату, слона Индры, лежащего головой на север. Победив в сражении с Индрой, Нандин отсек голову слону и вернулся к Шиве. Юный бог ожил и по велению Шивы стал во главе ган (сонмов слуг Шивы), получив от Брахмы имя Ганеша, “Владыка сонмов”. Индра пришел с покаянием к Шиве и в знак прощения, Шива велел бросить тело обезглавленного слона в океан, чтобы тот обрел новую голову, после чего воскресший Айравата вернулся к Индре.

3.Другое объяснение состояло в том, что Парвати слепила из глины человечка и, омыв его в водах Ганга, поставила стражем перед своими покоями, а когда новый страж преградил туда путь самому Шиве, гневливый бог отрубил ему голову и, увидев отчаяние супруги, обещал приставить к туловищу Ганеши голову первого встречного существа, которым оказался слон.

4.”Вараха-пурана”. Ганеша потерял голову из-за проклятия Парвати, недовольной его появлением на свет.

Два объяснения были предложены индийскими мифотворцами и для объяснения того, почему у слоноголового человечка только один бивень .

1.Согласно одному из них, он лишился одного бивня за добросовестное исполнение своих обязанностей сторожа, не пустив на сей раз брахмана Парашураму (одна из аватар Вишну) в покои Шивы; Парашурама, который вообще ни с кем не церемонился, отсек ему один бивень своим топором.

2. По другой легенде, Ганеша сам использовал один бивень в качестве оружия, отломив его и поразив великана Гаджамукху («Слоноволикий» – снова «слоновый мир»), который превратился после этого в крысу, ставшую впоследствии ездовым животным (вахана) Ганеши.

Ганеша очень любит сладкое блюдо: шарики из рисовой муки со сладкой сердцевиной. На одном из своих дней рождения Ганеша ходил от дома к дому, принимая предложения сладких блюд. Съев большое количество их, он поехал ночью на своей мыши. Внезапно мышь споткнулась – она увидела змею и испугалась так, что в итоге Ганеша упал. Его живот открылся и все сладкие блюда вышли. Но Ганеша запихнул их назад в свой живот и, поймав змею, обвязал ее вокруг живота. Увидев все это, Луна в небе весело засмеялась. Это недостойное поведение Луны очень Ганешу рассердило, и он швырнул один из своих клыков и в Луну и сказал, что отныне никто не должен смотреть на Луну в день Ганеша-Чатуртхи.

Однажды Ганеша и Его брат Правитель Субраманйа однажды спорили – кто был старший из них. Вопрос был задан Господу Шиве для окончательного решения. Шива решил, что тот, кто сделает круг через весь мир и вернется первым к отправной точке, получит право быть старшим. Субраманйа сразу улетел на своем средстве передвижения – павлине чтобы сделать оборот вокруг мира. Но мудрый Ганеша, выражая преданное почтение и любовь, обошел вокруг Своих родителей и просил награду за Его победу. Господь Шива сказал: «Любимый и мудрый Ганеша! Но как могу я дать тебе награду; ты же не обошел весь мир?» Ганеша ответил: «Нет, но я обошел вокруг моих родителей. Мои родители представляют целую проявленную вселенную!» Таким образом, спор был улажен в пользу Правителя Ганеши, который был после того признан старшим из двух братьев. Мать Парвати также дала Ему плод как награду за эту победу.

———————————————————————

Хотя Ганеша – предводитель низшего пантеона в услужении Шивы , он почитается прежде всего как божество мудрости, бизнеса и устранения препятствий . Эти же функции выполняют обе его жены – Буддхи («Разум») и Сиддхи («Успех»).

Ганешу призывали и призывают до сих пор в помощь при каждом начинании , с обращения к нему начинаются многие санскритские сочинения (ему посвящена и отдельная Ганеша-пурана). Изображения и храмы Ганеши исключительно популярны, особенно на юге Индии. В многочисленных храмах, посвященных Ганеше, особо отмечается четвертый день светлой половины месяца – чатуртти, а в месяце бхадра (август-сентябрь) в Махараштре праздник Ганеши отмечают в течение десяти дней.

———————————————————————

Имена. ГАНЕША В поздневедийский период эпитет «Ганапати» (тождественный по значению «Ганеше») принадлежал изначально самому Рудре-Шиве как божеству, неизменно окруженному свитой (Тайттирия-самхита). Гхатодара – “Толстобрюхий”; Вигхнеша – “Владыка препятствий”; Экаданта – “Однозуб”.

Мантры и пуджа Ганеше

ОМ ГАМ ГАНАПАТАЙЕ НАМАХА – это главная мантра, посвященная Ганеше. Она дарует чистоту намерений и опять же успех во всех начинаниях (читайте продолжение информации после фото).

ОМ ГАМ ГАНАПАТАЙЕ САРВЕ ВИГХНА РАЙЕ САРВАЙЕ САРВЕ ГУРАВЕ ЛАМБА ДАРАЙЯ ХРИМ ГАМ НАМАХА – одна из самых мощных мантр, способствующих обретению Богатства.

1. Ганеша Гаятри

Ом Бхур Бхувах Сваха
Тат Пурушая Видмахе
Ванратундайя Дхимахи
Танно Дантих Прачодаят

Перевод: Ом, Земля, воздушное пространство и небеса.
Медитируем на тот великий дух,
На обладающего хоботом,
Пусть Он направляет меня к постижению Истины.

2. Ом Гам Ганапатае Намо Нама (или Намаха)

Приветствие Великому Ганеше.

3. Ом Шрим Хрим Клим Глаум Гам Ганапатае
Вараварада Сарва Джанаме Вашаманайя Сваха

Перевод: Биджа мантры Лакшми, Дурге, Кали и две биджа-мантры Ганешу. Пролей свою милость, о Господь, и прими мое эго, как дар. Слава тебе.

4. Призвание Ганеши

Гаджанам бхутганадисевитам
Капиттха джамбху пчаячару бхакшанам
Умасутам Шоквина Шкаракам
Намами Вигхнешвар Панпадкаджам.

Перевод: О, слоноликий, почитаемый всеми,

Тот, кто поедает плоду каппитхи и джамбу,
О, сын Умы, уничтожителя печалей,
Я склоняюсь к твоим лотосным стопам Владыки Мира.

Как провести ритуал в домашних условиях

Если у вас нет возможности или желания присоединиться к нам, но вы очень хотите сделать что-нибудь, чтобы Ганеш Джи обратил на вас свое внимание, мы вам расскажем о том, как провести ритуал в домашних условиях.

Зажгите огонь и благовония.

Для начала просто произнесите мантру-приветствие Господу Богу, Божественной Матери, пяти стихиям, Солнцу, Луне и Звездам, своим предкам и родителям, своим учителям и свему Гуру Джи. В этот раз сконцентрируйте свое внимание на том, чтобы призвать своего Гуру и проведите Гуру-манас-пуджу, поднеся к фотографии своего учителя благовония и читая мантру Аим Шрим Пайлот Баба Гуруве Намаха.
Также вы можете прочесть мантру гуру

Ом Гуру Бхйо Намаха
Ом Парама Гуру Бхйо Намаха
Ом Пара-пара Гуру Бхйо Намаха
Ом Парамештхи-гурубхйо Намаха! ОМ.

или Мантру

Гурур Брахма!
Гурур Вишну!
Гуру Дэво Махешварам !
Гуру Сакшат Парабрахма.
Тасмай Шри Гуравэ Намаха . ОМ.

(перевод: Гуру – это Брахма! Гуру – это Вишну! Гуру – это Господь Махешвара! Я созерцаю в Гуру самого Парабрахмана. И так вечно поклоняюсь Шри Гуру.
Таким образом вы установите связь со своим учителем и получите благословение на проведение ритуала.

Вы конечно можете сделать хому или небольшую ягью-подношение (жертвенный огонь) в честь праздника Ганеша, но можете просто прочесть мантры, предложив Ганеше прасад, в виде огня, благовоний, сладостей, риса, кумкума (красный порошок) и цветов.

Мы предлагаем вам во избежание путаницы просто призвать дух Бога Ганеши в ваш дом и в образ, который он олицетворяет.

Для ритуала необходимо иметь благовония, огонь, сладости, воду и красный цветок, поднося которые мурти (статуе или изображению) Ганеши, стоит произнести мантру, с помощью которой вы перенесете энергии божества в мурти и установите присутствие Ганеши в вашем доме:

ОМ БХУР БХУВАХ СВАХА СИДДХИ БУДДХИ САХИТАЙА ГАНАПАТАЙЕ НАМАХА ГАНАПАТИМ АВАХАЙАМИ СТХАПАЙАМИ.

(эта мантра призывания Божества Ганеши, которого будут сопровождать Богини Сиддхи и Буддхи – божественных супруг Ганеши).

Затем предложите Божеству занять его место:

ОМ ШРИМ ХРИМ ГЛАУМ ГАМ ГАНАПАТАЕ НАМАХА АСАНАМ САМАРПАЙАМИ

Во время произнесения “самарпайами” предложите Ганеше немного риса и цветов.
Следующий шаг – это приветствие Ганеши в том образе, который стоит перед вами:
НАМО ВРАТА ПАТАЙЕ НАМО ГАНАПАТАЙЕ НАМАХА ПРАМАТХА ПАТАЙЕ НАМАСТЕСТУ ЛАМБО ДАРАЙАИКАДАНТАЙА ВИГХНА ВИНАШИНЕ ШИВА СУТАЙА ВАРАДА МУРТАЙЕ НАМО НАМАХА. ОМ.

(В этой мантре приветствуется покровитель обетов, Ганапати, толстопузый Экаданта – устранитель препятствий, сын Шивы). После чего начинает пуджа.

Если перед вами находится мурти в образе скульптуры, вы можете омыть стопы богоподобного Ганеши водой со словами:
ОМ ШРИМ ХРИМ ГЛАУМ ГАМ ГАНАПАТАЕ НАМАХА ПАДЪЯАМ САМАРПАЙАМИ

Затем омыть руки Ганеши, произнеся:
ОМ ШРИМ ХРИМ ГЛАУМ ГАМ ГАНАПАТАЕ НАМАХА АРГХЬЯМ САМАРПАЙАМИ

После чего омыть лицо и дать испить воду Ганеше с мантрой:
ОМ ШРИМ ХРИМ ГЛАУМ ГАМ ГАНАПАТАЕ НАМАХА АЧАМАНИЯМ САМАРПАЙАМИ

Теперь самое вкусное – омовение Ганеши панчамритой (смесью молока, йогурта или кефира, меда, сахара и масла-гхи) со словами:
ОМ ШРИМ ХРИМ ГЛАУМ ГАМ ГАНАПАТАЕ НАМАХА ПАНЧААМРИТА СНАНАМ САМАРПАЙАМИ .

После чего необходимо омыть Ганешу Джи теплой водой и начисто вытереть с мантрой:
ОМ ШРИМ ХРИМ ГЛАУМ ГАМ ГАНАПАТАЕ НАМАХА ШУДХОДАКА-СНАНАМ САМАРПАЙАМИ

Одеть Ганешу Джи в чистую красивую одежду:
ОМ ШРИМ ХРИМ ГЛАУМ ГАМ ГАНАПАТАЕ НАМАХА ВАСТРАНИ САМАРПАЙАМИ

Нарядить Ганешу в различные украшения, корону:
ОМ ШРИМ ХРИМ ГЛАУМ ГАМ ГАНАПАТАЕ НАМАХА БХУШАНАНИ САМАРПАЙАМИ

Преподнести Ганеше сандаловую пасту:
ОМ ШРИМ ХРИМ ГЛАУМ ГАМ ГАНАПАТАЕ НАМАХА ЧАНДАНАМ САМАРПАЙАМИ

Поднести кум-кум (красный порошек), которым поставить тилак на лоб и на стопы Божества:
ОМ ШРИМ ХРИМ ГЛАУМ ГАМ ГАНАПАТАЕ НАМАХА КУМКУМАМ САМАРПАЙАМИ

Поднести рис:
ОМ ШРИМ ХРИМ ГЛАУМ ГАМ ГАНАПАТАЕ НАМАХА АКШАТАМ САМАРПАЙАМИ

Поднести цветы:
ОМ ШРИМ ХРИМ ГЛАУМ ГАМ ГАНАПАТАЕ НАМАХА ПУШПАНИ САМАРПАЙАМИ
ОМ ШРИМ ХРИМ ГЛАУМ ГАМ ГАНАПАТАЕ НАМАХА ПУШПА МАЛАМ САМАРПАЙАМИ (в том случае, если вы предлагаете божеству не один-два цветка, а целую гирлянду).

Поднести благовония:
ОМ ШРИМ ХРИМ ГЛАУМ ГАМ ГАНАПАТАЕ НАМАХА ДХУПАМ САМАРПАЙАМИ

Поднести светильник с огнем:
ОМ ШРИМ ХРИМ ГЛАУМ ГАМ ГАНАПАТАЕ НАМАХА ДУПАМ САМАРПАЙАМИ

Поднести сладости:
ОМ ШРИМ ХРИМ ГЛАУМ ГАМ ГАНАПАТАЕ НАМАХА НАЙВЕДЬЯМ САМАРПАЙАМИ

Поднести цельные плоды:
ОМ ШРИМ ХРИМ ГЛАУМ ГАМ ГАНАПАТАЕ НАМАХА ПХАЛАМ САМАРПАЙАМИ

Поднесение монет и денег:
ОМ ШРИМ ХРИМ ГЛАУМ ГАМ ГАНАПАТАЕ НАМАХА ДРАВЬЯ ДАКШИНАМ САМАРПАЙАМИ

Совершение парикрамы (обхождение алтаря или места пуджи вокруг 3 раза по часовой стрелке) или просто повернуться по часовой стрелке вокруг своей оси, произнеся мантру:
ОМ ШРИМ ХРИМ ГЛАУМ ГАМ ГАНАПАТАЕ НАМАХА ПРАДАКШИНАМ САМАРПАЙАМИ

После чего начните арати – божественное восхваление Ганеши.

В конце сделайте намаскару, склонив колени и коснувшись лбом пола, мысленно поблагодарив Ганешу и всех Божеств.

Ганеша - Сын Шивы и Парвати

Титул Ганеша был присвоен второму сыну Шивы, когда он стал хранителем, или владыкой, всех Ганов - войска Шивы. Любое тантрическое религиозное поклонение начинается с обращения к Ганеше. Поскольку он является одним из самых популярных индийских божеств, к нему обращаются с просьбой устранить препятствия в начале любого предприятия - путешествия, постройки дома, создания книги и даже написания обычного письма.

Ганеша изображается приземистым, с большим животом, четырьмя руками и головой слона с одним бивнем. В трех руках он удерживает анкуш (топор), пашу (аркан) и, иногда, раковину. Четвертая рука может изображаться в жесте "наделения дарами", однако чаще всего она держит ладду - сладкий шарик из гороховой муки. Его небольшие глаза сияют, словно драгоценные камни. Он восседает на крысе (или же она его сопровождает). Когда-то крыса была демоном, но Ганеша обуздал его и сделал своей ваханой (ездовым животным). Этот демон символизирует суетность и дерзость. Таким образом, Ганеша покоряет лживую суетность, гордыню, эгоистичность и дерзость.

История появления Шри Ганеша

Когда-то в давние времена на горе Кайлаш жили в верности прекрасная Богиня Шри Парвати и Ее супруг, великий Бог Шри Шива. Однажды Шри Шива ушел, оставив супругу одну во дворце. Пока Его не было Шри Парвати решила принять ванну. Она попросила быка Нанди, слугу Шивы, охранять дверь и никого не впускать, пока Она принимает ванну. Спустя некоторое время Шри Шива вернулся, и Нанди, растерянный, не осмелился помешать своему Хозяину войти в Его собственный дом. Таким образом Парвати была застигнута при совершении своего туалета и была этим очень раздосадована. Она рассказала об этом своим служанкам, которые сказали Ей, что ни один из Ган (слуг) эскорта Шивы не мог считаться Ее слугой и подсказали Ей создать своего собственного сына, который был бы Ей всецело предан. Она одобрила эту мысль, обмазала свое тело массой из шафрана и глины, помассировала Себя, собрала частички, которые отделились от Ее тела, размяла их и слепила, придав им форму мальчика сильного и красивого. Она одела его в одежды и царские украшения, благословила и вдохнула в него жизнь. Ребенок поклонился, говоря: "Мать, чего Ты хочешь от меня? Прикажи и я буду Тебе повиноваться." Парвати дала ему крепкую палицу и попросила его стань на страже у дверей Ее жилища, чтобы никто не мог туда войти.

Спустя некоторое время Шива подошел к дворцу и спросил себя, что это за ребенок, которого Он никогда не видел. Он хотел войти, но к своему великому изумлению, мальчик преградил Ему дорогу: "Стой! Никто сюда не может войти без согласия моей Матери." Шива был поражен подобной дерзостью: "Ты, что же, не знаешь, кто Я такой? Уйди с моей дороги!" Ребенок ни говоря ни слова ударил Шиву своей палицей. Шива пришел в гнев: "Ты обезумел! Я - Шива; муж Парвати, как осмеливаешься ты запретить мне зайти к Себе в дом." Вместо ответа ребенок снова Его ударил. Разъяренный Шива обратился к Ганам: "Арестуйте его и приведите ко Мне" и ушел, в то время как Ганы приближались к мальчику, который начал им угрожать: "Идите вон или я вас отколочу!" "Если тебе дорога жизнь, то придется отступить! Похоже, что ты забыл, что мы Ганы Шивы!" Ребенок оказался в затруднительном положении: "Что же делать?" - думал он. "Должен ли я сражаться с Ганами, которые являются слугами Господина моей Матери?" Но Парвати, услышав шум спора, послала одну из служанок узнать причину и та вскоре вернулась, чтобы рассказать о том, что происходит. Парвати какой-то момент колебалась: "В конце концов Шива - мой муж." Но Она повторила свое приказание никого не пускать, и тем самым сомнения Ее сына развеялись. Мальчик храбро обернулся к Ганам и объявил: "Я сын Парвати, а вы - Ганы Шивы. Вы подчиняетесь приказаниям вашей Матери, а я своей. Я утверждаю, что Шива не переступит порог без согласия моей Матери." Они рассказали обо всем Шиве, который подумал: "Увы, Парвати, заходит слишком далеко, не оставляя мне никакой альтернативы. Если Я прикажу своим Ганам уйти, то скажут, что Я склонился перед приказанием своей жены!" Поэтому Он подтвердил Ганам, чтобы те победили ребенка, и они, воодушевленные свирепостью, вернулись сражаться. Мальчик, увидев, что они наступают тесными рядами, встретил их насмешками. Ганы набросились на него. Нанди схватил его за ноги, но тот оттолкнул его и ударил своей стальной палицей. Ударив одних, нанося раны другим, нещадно бил тех, кто к нему приближался. Большинство из Ган были повержены, а те кто остался в живых, мгновенно сбежали, и сын Парвати снова стал на караул, невозмутимый, у входа во дворец своей Матери.

Однако шум битвы достиг ушей Брахмы, Вишну и Индры, которые обратились к мудрому Нарада. Тот научил их пойти к Шиве, которому они могли бы понадобиться. Итак они пошли засвидетельствовать свое почтение Богу Шиве, который выслушав их рассказ о сражении попросил Брахму урезонить этого ребенка. Брахма приняв вид брамина и в сопровождении множества мудрецов отправился ко дворцу Парвати, чтобы выполнить свою миссию. Как только Он приблизился ко дворцу, мальчик бросился на него и вырвал у него клок бороды. Застигнутый врасплох, Брахма сказал: "Я не пришел драться, а пришел для примирения. Послушай меня." Вместо ответа ребенок, потряс своей палицей и обратил всех в бегство. Мудрецы вернулись признать свое бессилие к стопам Шивы. Тогда Шива сам отправился ко дворцу Парвати. Две армии окружили ребенка, который выступил против них очень смело. В конце концов Шива с помощью Вишну отрезал голову у ребенка и Ганеша пал мертвым на поле битвы.

Когда Парвати узнала она разгневалась. Ее ярость брызнула в пространство, приняв образ двух ужасающих Богинь, Кали - кровавая, верхом на льве, и Дурга - ужасная, сидящая верхом на тигре. Кали с выпученными глазами, со спутанными волосами, со свисающим языком, потрясая саблей, открывала свой глубокий рот, подобный огромной пещере. Дурга приняла форму ослепляющей молнии. Ужасные Шакти Парвати стали уничтожать все вокруг. Испуганные боги стали умолять Шиву успокоить Парвати. И тогда Шива послал их на север страны, приказав принести голову первого живого существа, которого они встретят, а само животное бросить в реку, чтобы у него выросла новая голова.. Этим животным оказался слон. Поэтому Боги принесли Шиве голову слона, который сразу же прикрепил ее к телу мальчика и Ганеша ожил. Парвати обрадовалась и крепко обняла Ганешу, а Шива сказал: "После того, как я вернул ему жизнь, Ганеша теперь и Мой сын. Поскольку, мальчик проявил такую храбрость, теперь он будет Предводителем моих Ганов".

В другой версии утверждается, что Ганеша родился как дар, полученный Парвати за ее молитвы, обращенные к богу Вишну. Божественная Мать пригласила всех богов и полубогов в гости, чтобы они благословили ее дитя. Собравшиеся гости покорно рассматривали прекрасного младенца - все, за исключением Шани (Сатурна), который уставился в пол, так как его жена наложила на него заклятье: тот, на кого он посмотрит, мгновенно обратится в пепел. Божественная Мать оскорбилась таким поведением и настаивала на том, чтобы Шани посмотрел на ребенка и восхитился им. Шани поведал Божественной Матери о заклятии и отказался взглянуть на малыша. Однако Божественная Мать пребывала в полной уверенности, что, несмотря на заклятье, взгляд Шани не навредит ее ребенку, и потому вновь потребовала, чтобы Шани посмотрел и благословил его. Едва Шани поднял взгляд, как голова младенца сгорела дотла. На спине Гаруды (божественного орла) Вишну отправился на поиски детской головы и, по совету бога-творца Брахмы, вернулся с первой же найденной: он принес голову слоненка.

Существует множество историй о рождении Ганеши в различные кальпы (эпохи), но все они указывают на одно:

Ганеша был творением Божественной Силы, будь то Шива или Шакти. Он был создан как страж, или привратник, дворца Божественной Матери. Это означает, что человек может приблизиться к Божественной Матери только с разрешения Ганеши, который является также богом мудрости и благоразумия.

У Ганеши один бивень сломан. История рассказывает, что Ганеша Сам отломал у себя бивень, сражаясь с великаном Гаджамукхой, и бросил его в своего противника; бивень обладал магической силой и превратил Гаджамукху в мышь, которая стала ездовым животным (ваханой) Шри Ганеши.

Еще одна чрезвычайно интересная и поучительная история рассказывает о том, как этот бог стал покровителем всех ган (полубоги, войско-свита Шивы) и получил звание Ганеши. Давным-давно единственным стражем богов, полубогов, людей, демонов, духов, призраков и других созданий был Шива. Однако Шива все время пребывал в блаженном состоянии самадхи (транса), и потому всем существам, включая богов, было очень трудно связаться с ним. Когда ганы попадали в беду, им приходилось часами распевать гимны и молитвы, чтобы вернуть бога Шиву к обычному сознанию. Они испытывали потребность в другом хранителе, который оказывался бы рядом в любой миг, разрешал раздоры и обеспечивал безопасность в трудных обстоятельствах.

Ганы обратились с этой просьбой к Брахме, однако он не смог ничего придумать и предложил Вишну заставить бога Шиву назначить нового Ганапати ("предводителя ган"). Вишну предложил, чтобы ганы выбрали в качестве хранителя одного из двух сыновей Шивы: Карттикейю (Субраманью) или толстобрюхого Ламбодара (так поначалу звали Ганешу). Чтобы выяснить, кто из братьев достоин быть предводителем ган, боги и полубоги решили провести состязание. Они придумали для сыновей Шивы одну задачу и оговорили день, время и место проведения состязания.

В назначенный день все явились наблюдать за состязанием. Судьей назначили Вишну; центральные места заняли Шива и Божественная Мать Парвати. В оговоренное время Вишну объявил присутствующим суть состязания: братьям предстояло обойти всю вселенную и как можно скорее вернуться назад. Тот, кто вернется первым, и станет Ганешей, владыкой всех ган. Едва услышав условия и задачу состязания, Карттикейя вскочил на своего быстролетного павлина и скрылся в пространстве, чтобы как можно быстрее облететь всю вселенную. Тем временем Ламбодар продолжал сидеть на своей крысе и не двинулся с места. Увидев, что Ламбодар не спешит, Вишну предложил ему поторопиться. После настоятельных просьб Вишну вступить в состязание, Ламбодар улыбнулся и направился к своим родителям, чтобы засвидетельствовать им свое почтение. Боги и полубоги были совершенно поражены, увидев, что, вместо того чтобы устремиться в космос, Ламбодар объехал вокруг Шивы и Парвати, своей матери, которая представляет собой изначальную Пракрити, причину существования всех явлений. Сделав круг, Ламбодар вернулся в исходное положение, поклонился родителям и объявил: "Я выполнил задачу. Я обошел всю вселенную".

"Это неправда, - воскликнули боги и полубоги. - Ты никуда не уходил. Ты просто лентяй!"
Сложив руки, Ламбодар остановился перед богом Вишну и сказал: "Я знаю, ты понял, что именно я сделал. Однако для того, чтобы это стало понятно всем, я объясню: я действительно выполнил задачу и обошел всю вселенную, так как этот мир имен и форм представляет собой лишь выражение и проявление Божественной Матери и Божественного Отца. Они суть источник всего сущего. Я обошел этот источник, который есть Истина, сущность всего, что только есть, суть всех явлений. Мне известно, что эта сансара представляет собой океан относительного существования, что она иллюзорна - и потому нет никакого смысла оставлять за спиной Истину и обходить всю иллюзию. Мой брат все еще скитается по иллюзорному миру относительного существования. Когда он постигнет Истину, он также вернется сюда - к той Истине, которая единственна; все прочее, включая меня и вас, иллюзорно".

Его заявление вызвало среди ган проблеск подлинного понимания, и они были поражены и восхищены мудростью этих слов. Восхваляя утонченные рассуждения и просветленное поведение смешного на вид, толстобрюхого Ламбодара, они признали его своим покровителем, Ганешей. Когда Вишну украшал лоб слоноголового бога знаком победы (тилаком), появился мокрый от пота и задыхающийся Карттикейя. Он рассвирепел и оспорил право Ганеши на победу. Боги объяснили Карттикейе утонченный ум и мудрость Ганеши и сказали: "Ты погнался за материальным, которое иллюзорно; ты обошел обычный мир, чье существование относительно. Это означает, что ты не способен непосредственно воспринимать Истину".

Бог Вишну объявил, что с этих пор все ганы будут восхвалять Ганешу в начале всех важных дел.

Тот, кто вспомнит о нем в начале любого предприятия и вознесет Ганеше хвалу, избавится от помех на пути к цели - его путь будет легок, и он завершит свое дело без малейших затруднений.

МАГИСТЕРИУМ

“Он, сын Шивы, имеет пять рук, лицо слона и мощные бивни, подобен обликом месяцу, он – цветок мудрости, пребывающий в сердце, его стопы я славлю. Господь Ганеша, бог времени и памяти, пребывающий в Муладхара чакре, удерживающий равновесие между высшими и низшими чакрами, поддерживает все чувствующие существа. Он держит у себя чертежи всего прошлого и будущего всей вселенной – этого божественного шедевра.

Только добро исходит от Бога Ганеши, который, приняв форму слона, отличается от других Богов. Он отводит несчастья от тех, кто выполняет покаяние во имя его. Он руководит нашей кармой, находясь внутри нас и определяя время событий. До совершения любого важного начинания мы просим его убрать препятствия с пути, если будет на то воля его. Этот Господь препятствий делает так, чтобы мы не навредили себе, живя по несовершенному плану или выражая ненужные просьбы, либо начиная непродуманное предприятие. Перед тем, как мы обращаемся к нему, он ожидает, что мы применим все свои умственные способности для того, чтобы прийти к тому решению, которое он принял”

Тирумантирам.

Легенда о Ганеше, Чандре (Луне) и Шани (Сатурне)

Решил как-то Чандра, то есть Луна, навестить Шиву и Парвати, ибо был много наслышан об их прекрасном сыне. Но тут как на зло ему на пути попался какой-то толстый уродец, да к тому же еще и со слоновьей головой, и спросил его:

Куда ты направляешься, о, лучезарный?

На что лучезарный незамедлительно ответил:

К Шиве и Парвати, увидеть их прекрасного сына – Ганешу.

Так я и есть Ганеша! – Призналось это странное существо, на что Чандра расхохотался:

Ты Ганеша? Да не может быть! Ганеша он такой! Он растакой! Он отакенный! А ты… фу…

Ганеша обиделся, но проучить Чандру решил незамедлительно. Ну, и проклял его, уродством проклял, Чандра – он ведь, красивое божество, ну и поскольку он так возгордился своей красотой, что не признал Ганешу только из-за его внешности, то Ганеша его уродством и проклял.

Став уродливым, Чандра от стыда спрятался в дальней пещере, а тем временем пришло время Ганешиного Садэ-сати. К слову сказать, Садэ-сати – противнейший период, особенно для тех, у кого с Сатурном не лады. Самое несчастное время, длящееся семь с половиной лет для людей, ну а для богов семь с половиной дней.

Так вот, по поводу начала сего «радостного» периода пришел к Ганеше Шани и сообщил ему о начале «веселья». То бишь: «хоть ты и бог Ганеша, но помучить тебя я все равно сумею». На что Ганеша среагировал таким образом:

В писаниях сказано, что Саде-сати наступает, когда Сатурн вступает в знак перед тем знаком, в котором находится Луна натива. А где сейчас Луна?

Шани посмотрел на пустующее небо, почесал репу и пожал плечами.

Отож бо й оно, - ответил Ганеша.

Что же делать? – Недоумевал Шани (Сатурн).

Ничего не поделать, о ваше темнейшество, - ответил Ганеша, - приходите завтра.

Итак Шани ходил к Ганеше семь дней и в конце концов когда Саде-сати закончилось не выдержал и поинтересовался у слоноликого, как же ему это удалось. Ганеша, конечно не стал скрывать секрет незамысловатой уловки, ну и, в конце концов, потом избавил Луну от проклятия.

И жили они долго и счастливо, а Ганеша к тому же, еще и попросил у Шани благословения чтобы все, кто обращаются к нему с мольбами не слишком сильно мучились во время своих Саде-сати. Шани не смог отказать мудрейшему, так что почитайте Ганешу и тоже живите долго и счастливо.

Легенда о Ганеше и Луне

Вот не взлюбил Ганеша Луну, что поделать, об этом и следующая легенда. В один из своих дней рождений (Ганеш Чатуртхи) Ганеша наслаждался сладким пудингом и индийскими сладостями ладду. Закончив с трапезой, он с наступлением ночи сел на свое ездовое животное – мышку и отправился гулять.

Но увидев на дороге змею, мышь испугалась и споткнулась, Ганеша упал и его огромный живот лопнул, а все сладости вывалились наружу. Слоноликий исправил этот инцидент тем, что вернул еду обратно, а живот обвязал змеей (вот почему его иногда изображают с таким причудливым поясом).

Все эти действия показались забавными Луне, и та рассмеялась, увидев такое непочтительное поведение, Ганеша проклял Луну тем, что никто не сможет на нее смотреть во время Ганеш Чатуртхи (день рождения Ганеши). А если кто-либо так поступит, то его честное имя от этого пострадает.

Легенда о Ганеше и крысе

У каждого божества индийского пантеона есть свое ездовое животное и Ганеша – тоже не исключение. Как ни странно, это огромное слоноликое божество ездит на маленькой крысе, или мышке, которую называют Мушика. На этот счет есть несколько легенд.

По версии одной из них, один демон, у которого тоже было лицо слона, однажды услышал сплетни о себе, в которых он сравнивался с Ганешей в нелицеприятной форме. Разгневанный он прибежал к горе Кайлас и стал звать Ганешу, чтобы сразиться с ним. В следующую секунду он обнаружил себя лежащим на земле с приставленным к горлу бывнем.

Как ты это сделал? – Изумился демон, на что Ганеша только рассмеялся, а демон выразил желание служить ему и стать таким же быстрым. Согласившись, слоноликий бог превратил демона в мышь и с тех пор этот демон в таком образе служит Ганеше.

Согласно другой версии, Ганеша долго сражался с одним демоном и никак не мог его победить, потому что жена демона молилась богине Парвати – матери Ганеши. Слоноликий бог просил мать перестать защищать врага, но Парвати не могла удовлетворить его просьбу, так как должна была дать своей преданной то, о чем та ее просила. Как оказывается, не все так просто, даже для богов.

Тем не менее, и в этой истории мудрость Ганеши пришла ему на помощь и они с Парвати пришли к забавному консенсусу. Слоноликое божество не стало убивать демона, а превратило его в мышь и своего слугу. А когда разгневанная жена демона обратилась к Парвати с претензиями, та только пожала плечами и ответила, что она ведь выполнила просьбу преданной – сохранила жизнь ее мужа. Ну и что, что он теперь – мышь? Зато живой, к тому же еще и слуга непревзойденного бога силы и мудрости.

Легенда о том, как Ганеша потерял свой бивень

На эту тему тоже есть несколько версий, по одной из них, бивень был отрублен Парашурамой, который пришел навестить Шиву. Но поскольку этот бог спал, Ганеша отказался пускать Парашураму в дом. По другой версии Ганеша отломал себе бивень сам, так как перо, которым он записывал «Махабхарату» сломалось. А записывал он ее с уст Вьясадевы, перед тем договорившись с ним, что повествование будет записано, только если мудреца не станут прерывать. Таким образом слоноликое божество пожертвовало своим бивнем ради того, чтобы записать поэму.

Мантры Ганеши

  • Ом Гам Ганапатаэ Намаха.
  • Ом Шри Ганешая Намаха.
  • Ом Шри Махаганапатаэ Намаха.
  • Ом Гам Ганапатаэ Сарве Вигхна Раэ Сарваэ Сарве Гураве Ламба Дарайя Хрим Гам Намаха.
  • Ом Шрим Хрим Крим Глоум Гам Ганапатаэ Вара Варада Сарваджанам Ме Вашаманая Сваха.
  • Хрим Гам Хрим Ганапатаэ Сваха.
  • Ом Гам Ом.
  • Ом Гам Ганапатаэ Намаха.
  • Ом Намо Бхагавате Гаджананая.
  • Ом Вакратундая Хум.

Изучение ведической астрологии джйотиш и поклонение древним божествам поможет вам на пути самопознания.

Статья принадлежит сайт
Материал написан исключительно для проекта сайт
Копирование текста строго запрещено и является нарушением авторского права.

Выбор редакции
Откуда это блюдо получило такое название? Лично я не знаю. Есть еще одно – «мясо по-капитански» и мне оно нравится больше. Сразу...

Мясо по-французски считается исконно русским блюдом, очень сытное блюдо, с удачным сочетанием картофеля, помидоров и мяса. Небольшие...

Мне хочется предложить хозяюшкам на заметку рецепт изумительно нежной и питательной икры из патиссонов. Патиссоны имеют схожий с...

Бананово-шоколадную пасту еще называют бананово-шоколадным крем-джемом, поскольку бананы сначала отвариваются и масса по консистенции и...
Всем привет! Сегодня в расскажу и покажу, как испечь открытый пирог с адыгейским сыром и грибами . Чем мне нравится этот рецепт — в нём...
Предлагаю вам приготовить замечательный пирог с адыгейским сыром. Учитывая, что пирог готовится на дрожжевом тесте, его приготовление не...
Тыква очень часто используется в качестве начинки, причем как в сладких, так и несладких блюдах. С ней готовят самсу, разнообразные...
Если вы не новичок в кулинарии, то знаете, что обязательными ингредиентами классических сырников являются творог, мука и яйцо, но уж...
Сырники популярны у многих славянских народов. Это национальное блюдо русских, украинцев и белорусов. Изобрели их экономные хозяйки,...