Гарантии обеспечения реализации принципов административного судопроизводства. Понятие и значение принципов административного судопроизводства РФ


Принятие Кодекса административного судопроизводства - важный этап в реализации Конституции Российской Федерации. Его ведение было обусловлено необходимостью установления особых процессуальных норм для рассмотрения «административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих их административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий» (ст.1 КАС РФ).Кроме КАС РФ был принят и Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства РФ».

Положительным моментом является то, что по сравнению с содержанием ГПК РФ и АПК РФ, КАС РФ содержит статью, которая едино закрепляет принципы административного судопроизводства (ст.6 КАС РФ). Имеются отдельные статьи, которые раскрывают содержание каждого из принципов. На наш взгляд проблемой является то, что существующие процессуальные кодексы закрепляют разные принципы судопроизводства, хотя основным субъектом процессуальных правоотношений является суд.

Принципы, по мнению С.С. Алексеева – это «руководящие идеи, характеризующие содержание права, его сущность и назначение в обществе. С одной стороны, они выражают закономерности права, а с другой – представляют собой наиболее общие нормы, которые действуют во всей сфере правового регулирования и распространяются на всех субъектов. Эти нормы либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из общего смысла законов».Это определение понятия принципов права в полной мере можно отнести к определению понятия принципов административного судопроизводства.

Характеристика принципов административного судопроизводства сводится к следующему:

Сущность принципа независимости судей(ст.7 КАС РФ), заключается в создании для них условий, при которых они имеют возможность свободно формировать свои оценки по поводу собранных доказательств, обстоятельств дела, квалификации спорных правоотношений безотносительно к каким-либо интересам и внешним влияниям. В Конституции РФ закреплено: «Судья независимы и подчиняются только Конституции РФ и Федеральному закону»(ст.120). Суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь Конституции РФ и закону.

Осуществление правосудия по административным делам на началах равенства всех перед законом и судом как принцип административного судопроизводства является отражением одноименного конституционного принципа. Суды не отдают предпочтения каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе, сторонам по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их прохождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, образования, рода и характера занятий, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим, не предусмотренным законом основаниям.

В ст. 9 КАС РФ наряду с законностью провозглашается принцип справедливости, к соблюдению которого при судебном разбирательстве настойчиво призывают Конституционный Суд РФ и Европейский суд по правам человека. Согласно Конвенции о защите прав человека и основных свобод (ч.1 ст. 6) каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок судом, созданный на основании закона.

Сущность принципа осуществления административного судопроизводства в разумный срок и исполнение судебных актов по административным делам в разумный срок заключается в усилении динамизма судебного процесса. Аналогичная норма содержится в Федеральном законе от 30 апреля 2010 года №68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок».

Согласно Конституции РФ, разбирательство дел во всех судах и при любом порядке осуществления правосудия открытое (ст.123). Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом (ч. 2 ст. 11 КАС РФ). На этих положениях и строится принцип гласности и открытости в административном процессе. Гласность обеспечивается проведением открытого судебного заседания. Гласность и открытость предполагает также право лиц получать информацию о дате, времени и месте рассмотрения административного дела, о результатах рассмотрения и принятия по нему судебных актов (ч. 3 ст. 11 КАС РФ). Судопроизводство ведется на русском языке или на языках республик, входящих в Российскую Федерацию (ст. 12 КАС РФ).

Содержание принципа непосредственности судебного разбирательства в административном судопроизводстве заключается в следующем требовании –суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании. Суд лично заслушивает объяснения сторон, показания свидетелей, оглашает письменные доказательства, осматривает вещественные доказательства, воспроизводит аудио- и видеозаписи и др.Проявлением принципа непосредственности является также правило, по которому суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании. Как важно ни было осуществление принципа непосредственности, не во всех случаях его применение возможно. Поэтому КАС РФ допускает некоторые исключения из него. Так, на основании ст. 66 КАС РФ обстоятельства, подлежащие выявлению по административному делу, исследуются судом, выполняющим судебное поручение. Результаты выполнения судебного поручения воспринимаются судом, посредством их соглашения в судебном заседании (ст. 164 КАС РФ).

В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон суд по каждому административному делу обеспечивает равенство прав участников судебного разбирательства по представлению и исследованию доказательств и заявлению ходатайств.

На наш взгляд состав принципов КАС РФ входят принципы, которые можно отнести не к принципам, а к условиям административного судопроизводства. Например, принцип осуществления административного судопроизводства в разумный срок и исполнение судебных актов по административным делам в разумный срок. Законодателем не раскрывается понятие принципа справедливости при рассмотрении и разрешении административных дел.

1«Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации» от 08.03.2015 №21-ФЗ (ред. от 03,07,2016) (с измен. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Российская газета, №49,2015

2Федеральный закон от 8 марта 2015 г. № 23-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные актыРоссийской Федерации в связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства РФ» // Собрание законодательства РФ, 2015, № 10, ст.1393

3«Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 23.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 19.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Собрание законодательства РФ, 2002, № 46, ст. 4532

4«Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 19.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Собрание законодательства РФ, 2002, № 30, ст. 3012

5лексеев С.С. Теория государства и права: учебник для вузов. 3-е изд. – М.: НОРМА, 2014. С.215

6Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от

05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ, 2014, № 31, ст. 4398 7Федеральный конституционный закон от 31. 12. 1996 № 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2014) «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 1997, № 1 ст. 1

8Ст. 7 Федеральный конституционный закон от 31. 12. 1996 № 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2014) «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 1997, № 1 ст. 1

9Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS № 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства РФ,1998 г. № 20, ст. 2143

10Федеральный закон «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» от 30.04.2010 № 68-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 2010, № 18, ст. 2144

Список литературы

1. Алексеев С.С. Теория государства и права: учебник для вузов. 3-е изд. – М.: НОРМА, 2014, - 304 с.

2. «Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 19.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Собрание законодательства РФ, 2002, № 30, ст. 3012

3. «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 23.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 19.12.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Собрание законодательства РФ, 2002, № 46, ст. 4532

4. «Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации» от 08.03.2015 №21-ФЗ (ред. от 03,07,2016) (с измен. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Российская газета, №49,2015

5. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ, 2014, № 31, ст. 4398

6. Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS № 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изменениями и дополнениями) //Собрание законодательства РФ,1998 г. № 20, ст. 2143

7. Федеральный закон от 8 марта 2015 г. № 23-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства РФ» // Собрание законодательства РФ, 2015, № 10, ст. 1393

8. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2014) «О судебной системе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ,1997, № 1, ст. 1

9. Федеральный закон «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» от 30.04.2010 № 68-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 2010, № 18, ст. 2144

Введение………………………………………………………………………..…3

1. Понятие и принципы административного процесса………………...…4

2. Производство по делам о поощрениях…………………………………..11

3. Участники административного процесса…………………………..…..13

Заключение……………………………………………………………………26

Список Литературы………………………………………………………….27

Введение

В условиях реформирования административного законодательства России проблема законодательного закрепления административного производства. Это обусловлено отсутствием как единого нормативного акта, устанавливающего административную производственную деятельность, так и конкретных предложений по реформированию административно процессуальной деятельности.

На сегодняшний день главнейшей задачей является разработка законодательных актов, устанавливающих административно - процессуальные нормы, которые регламентируют реализуемые на практике производственные процедуры. Решение этой проблемы будет способствовать совершенствованию производственных процедур и достижению более быстрой реализации законных интересов и прав граждан, и привлечение их к ответственности за неправомерные действия.

Административное производство предназначено для реализации статуса всех субъектов административного права. Оно многофункционально и способствует управленческим, регулятивным, защитным и иным действиям. Целью данной курсовой работы является выяснение понятия, сущности и видов административного производства.

Исследованием и изучением норм регулирующих административное производство, разработкой вопросов по улучшению их реализации и совершенствования занимаются - Д.Н. Бахрах, А.П. Коренев, В.Д. Сорокин, И.Ш. Килясханов и др.

1. Понятие и принципы административного процесса.

Административный процесс - это совокуп­ность действий, совершаемых органами испол­нительной власти для реализации возложенных на них задач и функций. Административный про­цесс состоит из определенных стадий.

Являясь ограниченной частью управленческой деятельности, административный процесс базируется на общих принципах государственного управления. Применительно к административному процессу эти общие принципы конкретизируются и приобретают специфические оттенки. Попробуем разобраться в основных принципах административного процесса. 1

Важнейшими из них являются:

1) обеспечение законности;

2) достижение объективной истины;

3) право на защиту;

4) презумпция невиновности;

5) равенство всех перед законом;

6) гласность;

7) оперативность;

8) осуществления административного процесса на языке коренного населения;

9)двустепенность административного процесса.

1) Принцип законности. Важнейший из принципов любого процесса

(уголовного, административного и гражданского), он состоит не только в строгом и надлежащем исполнении законов, но и в надлежащем применении этих актов. Последнее обстоятельство имеет первостепенное значение для административного процесса, в ходе которого как раз и происходит применение норм материального права. Этот принцип означает неукоснительное исполнение требований закона всеми участниками административно-процессуальной деятельности. Указанный принцип обусловливает защиту прав граждан, а также моральную и юридическую ответственность органа (должностного лица) за надлежащее ведение процесса. (ст. 1.6 КоАП).

2) Принцип полноты и объективности исследования обстоятельств.

Данный принцип означает такое ведение разбирательства по делу, которое должно дать результат, полностью соответствующий объективному положению. Закон обязывает орган, рассматривающий административное дело, использовать все имеющиеся возможности для привлечения доказательств, относящихся к данному делу, учесть и правильно их оценить, полностью исключить односторонний, а также предвзятый подход к оценке доказательств и, следовательно, к принятию решения (ст. 26.11; 24.1; ст. 24.4 – 24.7 КоАП).Должностные лица, разрешающие те или иные дела, должны внимательно разбираться в их существе. В случае истребовать необходимые документы, направлять работников на места для проверки и принимать другие меры для объективного разрешения вопроса.

3) Право на защиту реализуется предоставлением лицу, привлекаемому к

ответственности, необходимых правовых возможностей для доказывания своей невиновности либо приведения обстоятельств, смягчающих его вину. Названное лицо пользуется широкими правами на всех стадиях производства. Согласно ст. 25.1 КоАП оно может знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства, обжаловать постановления, при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью адвоката и т.д. Реализации права на защиту посвящена ст. 30.1 КоАП, в которой говорится о праве обжалования постановления по делу об административном правонарушении; в ст. 25.1 КоАП сказано о праве лица, привлекаемого к ответственности, дать объяснения, подписать протокол или отказаться от его подписания. Ряд других статей КоАП тоже закрепляют право граждан на защиту при совершении определенных процессуальных действий. Когда говорят о праве на защиту, прежде всего имеют в виду лицо, которое привлекают к ответственности. Но нельзя забывать, что в процессе может участвовать и другой гражданин, непосредственно заинтересованный в справедливом решении дела. Это потерпевший. Он тоже вправе активно защищать свои интересы, и для этого он может заявлять ходатайства, подавать жалобы и т.д.

4) Презумпция невиновности заключается в том, что лицо, привлекаемое к

административной ответственности, считается невиновным до тех пор, пока его виновность не будет доказана в установленном законом порядке (ч. 2 ст. 1.5 КоАП РФ). Данный принцип предполагает также, что время доказывания лежит на обвинителе. Привлекаемый к ответственности не обязан доказывать свою невиновность, хотя имеет на это право. Из принципа презумпции невиновности вытекает и такое важное положение: всякое сомнение толкуется в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности. Это относится к тем случаям, когда сомнения не были устранены в ходе разрешения дела. Указанное обстоятельство является одним из оснований вынесения оправдательных постановлений.

5) Принцип равенства сторон.

Данный принцип осуществляется во всех видах юридического процесса. Он вытекает из более общего принципа, согласно которому все граждане равны перед законом. На каждого гражданина, на каждое должностное лицо, независимо от его служебного положения, нормы закона распространяются в равной степени. Содержание данного принципа находит своё отражение в закреплении определённого правового статуса сторон, установлении их административно-процессуальных прав и обязанностей как участников определённого вида правовых отношений. Данный принцип исходит из необходимости оказания соответствующей правовой помощи стороне, которая в ней нуждается, и в то же время предполагает обязанность соответствующего органа следить за тем, чтобы стороны должным образом использовали принадлежащие им права и исполняли возложенные на них обязанности. Принцип равенства прямо закреплен в ст. 1.4 КоАП РФ, согласно которой все граждане равны перед законом и органом, рассматривающим дело, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств.

6) Принцип гласности процесса.

Этот принцип предполагает ознакомление широких слоёв граждан с решением тех или иных вопросов, входящих в компетенцию соответствующих органов государственного управления и обеспечивает сторонам в административном процессе возможность беспрепятственно знакомиться со всеми материалами по делу, документами и т.д., что является одним из существенных условий правильного рассмотрения и разрешения административных дел. Производство по делам об административных проступках осуществляется гласно, открыто. В целях повышения воспитательной и предупредительной роли названного производства такие дела могут рассматриваться непосредственно в трудовых коллективах, по месту учебы или жительства нарушителя (ст. 24.3 КоАП РФ).

7) Принцип быстроты процесса.

Данный принцип есть выражение оперативности государственной управленческой деятельности. С другой стороны, этот принцип выступает в качестве определённой юридической гарантии реализации субъективных прав и законных интересов участников процесса. Поэтому действующее законодательство устанавливает точные сроки, в течении которых должно быть осуществлено производство по тому или иному административному делу. Оперативность административного производства проявляется, прежде всего, в установлении сжатых сроков, определяющих прохождение дела. По общему правилу (ст. 27.5 КоАП РФ) дело должно быть рассмотрено в 15-дневный срок. Это обусловлено многочисленностью и относительной несложностью административных правонарушений. Оперативность обеспечивает своевременность, большой воспитательный, предупредительный эффект воздействия, а кроме того, экономию времени и материальных ресурсов.Данный принцип может воздействовать на административный процесс как позитивно, так и негативно. Быстрота, несомненно, дает возможность не затягивать административный процесс и излишне его не формализовывать, однако совмещение быстроты и качества процесса возможно лишь при очень высоком уровне профессионализма органов и лиц, рассматривающих и разрешающих дело.

8) Принцип осуществления административного процесса на языке коренного населения.

Существование этого принципа обусловлено многонациональным составом нашей страны и конституционно закреплённым равноправием всех национальностей проживающих на территории нашей страны. Участвующим в административном процессе лицам, не владеющим языком, на котором ведётся производство по делу, обеспечиваются право и возможность выступать, давать пояснения, заявлять ходатайства и т.д. на своём родном языке, а также беспрепятственно пользоваться услугами переводчика.

9) Принцип двустепенности административного процесса.

По этому принципу участники разбирательства административного дела и прежде всего сторона, чьи права и интересы устанавливаются в ходе процесса, могут обжаловать любое первичное действие органа государственного управления или должностного лица, рассматривающего данное дело. Обжалованию может подлежать решение любой первой инстанции в соответствующую вторую инстанцию – вышестоящий орган государственного управления, суд или какой-либо другой орган в зависимости от характера административного дела или законодательного установления.

К принципам административного процесса, характеризующих его как разновидность управленческой деятельности относят также ряд других принципов, таких как: 2

Принцип дифференциации и фиксирования функций выражается в том,

что между различными органами и должностными лицами разделяются и закрепляются административно-процессуальные полномочия по подготовке и изданию актов или разрешению индивидуальных управленческих дел. Можно говорить об известной степени специализации, при которой отдельные органы и служащие, выполняя ряд однотипных функций в административном процессе, приобретают высокий уровень профессионализма, оперативности и компетентности, а также несут ответственность за свой участок работы. Соблюдение этого принципа имеет свои положительные и отрицательные моменты.

Одним из важнейших принципов государственного управления,

который можно смело отнести и к принципам административного процесса, являются принципы персонализации ответственности и ответственности за непринятие решения. В управленческой деятельности нередко складывается ситуация, при которой весьма сложно выявить действительных виновников нарушений прав, свобод и законных интересов индивидуальных и коллективных субъектов административного процесса, а также лиц, допустивших просчеты при разработке и принятии правовых актов управления. Закрепление принципа персонализации ответственности позволит установить конкретных лиц, лично ответственных за такие нарушения. Это необходимо, прежде всего, для профилактики правонарушений, а также и для наказания виновных.

Принцип ответственности за непринятие решения призван максимальносократить сроки рассмотрения дел и устранить волокиту в административном процессе. Кроме того, он направлен против нежелания государственных и иных служащих брать на себя ответственность при рассмотрении индивидуальных административных дел и принятии правовых актов управления.

Помимо указанных, в специальной литературе выделяют еще ряд других принципов административного процесса, таких как принцип независимости в принятии решений, принцип компетентности и т.д. 3

В рамках существующей системы правопорядка задачи административного судопроизводства решаются не только в инстанциях общей юрисдикции, но и в арбитражных органах. Они направлены на рассмотрение жалоб физических и юридических лиц, касающихся действий государственных органов власти, а также разрешения конфликтных ситуаций между руководящими структурами и населением.

Недавние нововведения

Только в 2015 году появился Кодекс административного судопроизводства. Предмет регулирования задачи до этого не был четко определен и подкреплен нормативными правовыми актами, поэтому в процессе разбирательств возникали различные споры у юристов. Создание нового свода законов позволило облегчить труд специалистов. Кодекс представляет собой систематизированный акт, в котором регулируется порядок проведения административных дел.

Решаемые задачи

В статье КАС РФ отражены цели и задачи административного судопроизводства. Они согласуются с Конституцией Российской Федерации, которая устанавливает основные ориентиры правосудия.

На первое место выходят четыре задачи.

  1. Обеспечение доступности правосудия в области административных и публичных взаимоотношений между субъектами.
  2. Осуществление защиты оспариваемых или уже нарушенных законных интересов и свобод физических и юридических лиц.
  3. Своевременное рассмотрение разбирательств непосредственно с соблюдением правовых норм.
  4. Профилактика нарушений в сфере публичных взаимоотношений и укрепление законности.

Наиболее важным способом реализации поставленных задач административного судопроизводства, касающихся защиты прав и свобод граждан и юридических лиц, является обоснованное и взвешенное решение непосредственно по рассматриваемому делу.

Основные стадии процесса

Решение задач административного судопроизводства достигается за счет грамотно организованного процесса, который состоит из нескольких стадий (самостоятельных частей процессуальных действий).

  1. Возбуждение дела при наличии административного правонарушения имеет определенную специфику. Инициатива может исходить со стороны уполномоченного органа или рядового гражданина. При необходимости проводится административное расследование, в ходе которого реализуются привычные процессуальные действия вроде сбора и предоставления доказательств.
  2. Основной стадией считается непосредственно рассмотрение дела. Именно на этом этапе начинают проявляться основные черты административно-процессуальной деятельности. Дела о правонарушениях обычно рассматриваются в присутствии обвиняемого. После разбирательства должностным лицом выносится постановление об административном наказании или оправдательный приговор.
  3. Принятое решение может быть оспорено лицом, которое привлекалось к ответственности или органом исполнительной власти. Обжаловать вердикт можно в прокуратуре. При оспаривании приговора исполнение постановления приостанавливается. Жалоба должна быть подана в десятидневный срок. На ее рассмотрение отводится то же время.

Существуют некоторые сложности, не позволяющие успешно решать задачи административного судопроизводства, понятия и принципы которого сводятся к урегулированию конфликтных ситуаций между органами управления и гражданами. Не перестает быть актуальной проблема формирования членов административной юстиции. С практической точки зрения не до конца решены все сложности, связанные с независимым судом при участии в управленческих спорах.

Базовые принципы

Основные задачи и принципы административного судопроизводства направлены на защиту граждан от проведения незаконных действий со стороны высших органов и управленческих структур. Основополагающие идеи заключаются в следующем.

  1. Процесс должен проходить в рамках законности. Это невозможно сделать без четкого определения правовых норм.
  2. При рассмотрении дела не должно быть каких-то снисхождений и предпочтений по национальному признаку, вероисповеданию и другим критериям. Перед законом все равны.
  3. Решение должно выноситься с учетом всех обстоятельств. Наличие состязательности сторон является важным фактором.
  4. Каждая из стороны должна иметь возможность беспрепятственно присутствовать на всех стадиях процесса.
  5. Административные разбирательства следует делать гласными. Гражданам должна предоставляться возможность получать информацию в полном объеме, если это не затрагивает государственных тайн.
  6. Участникам процесса, которые не владеют языком, необходимо предоставлять переводчиков.
  7. Административные дела должны рассматриваться в максимально сжатые сроки, которые определены законом.
  8. Должностные лица, нарушающие исполнение процесса, обязаны нести ответственность за нарушение.

Общие черты процесса

Выше перечислялись задачи административного производства, которые позволяют эффективно регулировать деятельность. Однако необходимо понять, какие черты свойственны административному процессу.

  1. Результаты разбирательств на разных стадиях фиксируются в официальных документах.
  2. Четко прописаны административно-процессуальные нормы, формирующие самостоятельный институт.
  3. Цель процесса заключается в достижении конкретных юридических результатов, а также разрешении дел управленческого характера.
  4. Условия для исполнения материальных норм обеспечиваются в полной мере.
  5. Имеется определенное строение.

Разумные сроки судопроизводства

Административные разбирательства и исполнение вынесенных решений исполняются в разумный срок. При его определении в расчет берутся имеющиеся обстоятельства, так как дела могут отличаться разным уровнем правовой сложности. Сроки устанавливаются пунктами КАС РФ.

Обстоятельства, кающиеся организации работы судебного органа, не могут являться основанием для превышения установленных норм. В тех ситуациях, когда после принятия административного иска дело продолжительное время не рассматривается, председатель суда может дать мотивированное определение, чтобы ускорить процесс рассмотрения. В нем указываются рекомендации, позволяющие форсировать разбирательство, а также отражаются сроки, не позже которых следует провести судебное заседание.

В качестве заключения

В рамках статьи были подробно рассмотрены задачи административного судопроизводства, понятие которого заключается в грамотном разрешении конфликтных ситуаций между управленческими структурами и рядовыми гражданами или юридическими лицами. Они просты для понимания, но сложно выполнимы на практике, поэтому требуют взвешенного подхода при непосредственном воплощении в жизнь.

Принципы российской административной юстиции

Принципы – это основа. Явич полагал, что принцип – это часть правосознания. В этом смысле следует согласиться в том, что качество закона и эффективность зависит от того, как в нем сформулированы и раскрыты правовые функции.

Принципы – основные руководящие начала процессуальной деятельности. Принципами административного судопроизводства являются социально обусловленные и закрепленные законодательством основные исходные положения, определяющие сущность организации и деятельности судов по рассмотрению и разрешению дел об административных правонарушениях и дел, вытекающих из административных правоотношениях.

Основные свойства принципов :

1) Нормативность

Не любая правовая идея является принципом. А принципом она станет тогда, когда будет закреплена в соответствующих НПА.

В КоАПе, кстати, до 2002 года не было закреплено принципа презумпции невиновности и признавалась презумпция вины.

2) Регулятивность

Принципы – правила поведения большой общности. Они выражают ее степень демократизма. До сих пор возникает вопрос о состязательности ее. Существование этого принципа можно выводить из статуса различных участников процесса.

3) Аксиомотичность

Принципы процесса обладают верховенства по отношению к другим нормам административного производства и в пределах этой отрасли права, выводимой из этих норм. Более того, все другие нормы административной юстиции выводятся из принципов процесса и обусловлены ими. Поэтому принципы – это аксиома.

4) Ненарушимость

Так как принципы означают основы административного судопроизводства, то их нарушение всегда влечет отмену правового акта (нарушение правил о языке, например).

5) Универсальность

Действие принципов распространяется на все стадии процесса и в этом смысле они универсальны.

Суд признает решение незаконным, но не может диктовать какое решение принимать. С какой формулировкой устранить, например бездействие органа государственной власти? «Устранить», «обязать» или как то иначе?...

Первым делом следует признать бездействие неправомерным – посмотреть нормы, в какой срок должно быть принято решение первым делом. Противоправное бездействие тогда когда в установленные сроки уклоняется от принятия решения. Первый шаг сделали.

Здесь нет четкости важно, чтобы в перспективе эти вопросы были более четко урегулированы. К сожалению ясности тут нет. Например: в ЗК – отказ в предоставлении земельного участка можно оспорить и суд по ЗК может обязать орган принять решение по предоставлению ЗУ. Лектору кажется, что эффективный контроль будет тогда, когда у суда будут ясные полномочия по решению.



Итак, можно согласится с определением. Под АЮ или А. судопроизводством следует понимать правосудие по административным делам, осуществляемое в особой процессуальной форме судебными органами, путем разрешения спора, возникшего между административными органами и иными участниками А. правоотношений, вытекающий из А. правоотношений, результатом которого является – отмена, либо исправление неправомерного А. акта.

Рассказывает о незаконности акта – обязать орган исключить указание на приватизацию такого то объекта. Но при рассмотрении следующих инстанций было отменено со ссылкой на ст.10 (о принципе разделения властей). Судебное решение в таком виде не устояло. Что было делать в такой ситуации? Орган поступил мудро – к принятию решения орган самостоятельно устранил нарушение прав. Поскольку орган сам исправил недостаток, предмет требований исчез.

В какой форме заявлять требование – этот вопрос не получил детальной регламентации «устранить нарушение в установленном законом порядке» - что это такое – широкий простор для творчества юристов.

Н.Ю. Хоманева (проф.) полагает, что право на существование имеют следующие понятия – «правосудие по административным делам», «административная юрисдикция» (она их различает) и «административная юстиция».

Говоря о принципах административного процесса, целесообразно руководствоваться необходимостью их деления на две группы: 1) общие; 2) специальные.

К общим принципам административного процесса необходимо отнести такие.

1. Законность реализация материальных норм административного права должна осуществляться в четком соответствии с требованиями закона. Скажем, когда речь идет о юрисдикционном производстве, важно гарантировать обеспечение законности для всех участников процесса, в частности и для правонарушителя. В случае неюрисдикционного производства (позитивного характера) требования соблюдения законности в первую очередь выдвигаются к должностным лицам, деятельность которых лежит в основе отмеченного элемента административного процесса. В целом же необходимо отметить, что принцип законности эффективно действует тогда, когда положения действующего законодательства являются четкими, понятными, реалистичными. В сочетании с созданием адекватного механизма воплощения в жизнь предписаний норм права (это - очень важная часть процессуальной деятельности, прежде всего для граждан, которые получают определенные разрешения, лицензии и тому подобное), существует имеющаяся возможность обеспечения принципа законности в административном процессе.

2. Объективность – процесс рассмотрения административного дела, а также принятое решение должно базироваться на объективном всестороннем изучении всех обстоятельств дела.

3. Гласность. Сводится к возможности для граждан получать информацию о ходе того или иного административного процесса, который корреспондирует необходимость информирования граждан о деятельности специально уполномоченных органов (должностных лиц) относительно рассмотрения административных дел. Например, в юрисдикционных административных производствах (в так называемых охранительных правоотношениях) устанавливается принцип открытого рассмотрения дела об административном правонарушении (ст. 24.3 КоАП РФ). Еще один пример реализации на практике принципа гласности: процесс принятия того или иного нормативно-правового акта органом исполнительной власти, который тоже должен быть гласным, а в его проект заинтересованные лица могут вносить свои предложения.

4. Правовое равенство . Все субъекты административного процесса равны перед законом. Реализуется указанный принцип при помощи норм права, которые определяют права и обязанности субъектов административного процесса. Вместе с тем в производстве но делам об административных правонарушениях устанавливаютсяособые условия применения мер обеспечения производства по делам об административном правонарушении и привлечении к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц) (ст. 1.4 КоАП РФ).


5. ведение административного производства нагосударственном языке , т. с. на русском языке. В некоторых случаях предоставляется возможность осуществления производства (например, по делам об административном правонарушении) на государственном языке республики, на территории которой находятся судья, орган, должностное лицо, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях (ст. 24.2 КоАП РФ);

К специальным принципам административного процесса (что в значительной мере является характерными именно для административного процесса) принадлежат такие:

Принцип компетентности означает, что далеко не все субъекты исполнительной власти наделены полномочиями административно- процессуального характера. Частично полномочия такого рода есть у всех исполнительных органов (должностных лиц), но это касается только реализации дисциплинарной власти и разрешения жалоб. Полномочия же по более широкому кругу административно-процес­суальной деятельности закрепляются не за всеми такими субъектами. Например, Кодекс об административных правонарушениях прямо закрепляет круг органов (должностных лиц), уполномоченных рассма­тривать такого рода дела. Строгое соблюдение принципа компетент­ности обеспечивает надлежащее применение юридических средств воздействия, способствует усилению ответственности полномочных органов (должностных лиц) за совершение ими процессуальных действий.

Принцип охраны интересов личности и государства означает необходимость надлежащего использования сторонами администра­тивного процесса своих прав, гарантий прав и законных интересов личности, интересов государства.

Принцип процессуального равенства означает равенство сторон, во-первых, перед законом и, во-вторых, наделение каждой стороны определенным объемом взаимных процессуальных прав и обязан­ностей.

Принцип достижения материальной истины предполагает тщательное изучение всех условий и обстоятельств, связанных с данным индивидуальным, административным делом, а также состязатель­ность в ходе процессуального рассмотрения дел.

Принцип доступности выражается в беспрепятственной возмож­ности каждой из сторон участвовать во всех стадиях рассмотрения индивидуального дела.

Принцип экономичности и оперативности выражается в установлении достаточно сжатых сроков для осуществления всего комплекса административно- процессуальных действий, включая исполнение принятого решения.

Принцип ответственности должностных лиц за правильное и эффективное ведение процесса , за проявление бюрократизма при разборе жалоб и т. п.

Расширение полномочий органов судебной власти по разрешению административных дел актуализирует проблему так называемой ад­министративной юстиции. Этот юридический институт достаточно широко развит во многих западных странах. При этом имеется в виду осуществление административно-процессуальной деятельности специально создаваемыми административными судами (например, административные трибуналы во Франции) либо общими судами с выделенным административным производством (например, в Вели­кобритании). Под административной юстицией понимается особый процессуальный порядок разрешения административно-правовых споров между гражданами и органами государственного управления (должностными лицами). Жалобы граждан на неправомерные дей­ствия должностных лиц приобретают характер административных исков.

В России система административной юстиции пока еще не сло­жилась, хотя ее определенные элементы существовали всегда, а в по­следние годы они получают заметное развитие. В числе подобных элементов: судебное разрешение жалоб на неправомерные действия (решения) исполнительных органов (должностных лиц); рассмотре­ние и разрешение судьями индивидуальных дел об административных правонарушениях; разрешение споров между органами исполнитель­ной власти различных уровней в судебных органах.

Наличие системы контроля заключается в существовании в государстве среди других способов обеспечения законности и дисциплины также и контроля. Сущность его относительно административного процесса сводится к наличию государственных и негосударственных органов и институций, которые должны осуществлять контроль за ходом административного процесса. Характерно, что указанное касается как рассмотрения дел об административных правонарушениях (и других производств конфликтного характера), так и дел позитивного характера.

Соблюдение правовых презумпций административного процесса. Служит для надежной защиты прав и законных интересов граждан, которые принимают участие в административном процессе. Самое существенное значение имеют две из них: а) презумпция невиновности; б) презумпция правомерности правовой позиции гражданина.

Презумпция невиновности - это правовое положение, согласно с которым лицо считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана в порядке, установленном законом Обычно речь об этой категории идет в уголовном праве, однако она важна и для административного процесса.

Признаки презумпции невиновности в административном процессе:

Никто не обязан доказывать свою невиновность в совершении противоправного деяния;

Лицо по своему желанию имеет право доказывать свою непричастность к совершения противоправного деяния;

Только уполномоченные законом субъекты имеют право признавать лицо виновным в совершении административного правонарушения;

Презумпция правомерности правовой позиции гражданина - это правовое положение, согласно с которым лицо, которое подает жалобу, должно считаться таким, которое имеет правомерные основания для жалобы до тех пор, пока другое не будет установлено в соответствии с законом.

Признаки презумпции правомерности правовой позиции гражданина:

Изначальное признание наличия оснований для представления жалобы;

Права и обязанности относительно доказания правомерности правовой позиции гражданина должны быть разделены между: а) гражданином, который подает жалобу; б) органом (должностным лицом), который рассматривает жалобу; в) органом (должностным лицом), действия или бездеятельность которого обжалуются;

Решение по жалобе не должно базироваться на предположениях, а все сомнения относительно правомерности правовой позиции гражданина должны толковаться в его пользу.

Выбор редакции
В соответствии с п. 2 ст. 73СК РФ ограничение родительских прав возможно по двум основаниям:Если оставление ребенка с родителями (одним...

Учащиеся вузов и техникумов на дневной форме обучения не имеют возможности зарабатывать себе на жизнь из-за нехватки времени. Именно...

Здравствуйте, уважаемые читатели! В налоговом законодательстве нашего государства говорится, что налоговый вычет – это часть доходов...

Земельный налог оплачивается гражданами ежегодно, однако существует небольшая категория лиц, имеющих льготы. Входят ли в их число...
Теперь приступим к приготовлению теста, готовится оно очень просто.Соединяем в подходящей посуде размягченное сливочное масло, 1 куриное...
Для любимой классики нам нужны:*Все овощи взвешиваем после очистки.Свекла - 2 кгМорковь - 2 кгЛук репчатый - 2 кгПомидоры - 2 кгМасло...
В настоящее время трудно представить себе воспитанного и культурного человека, поглощающего ром, как говорится, «с горла». Со временем...
Кижуч – рыба семейства лососевых. Привлекает данная рыба своей серебристой чешуей. В России данную рыбу ловят от Чукотки до Камчатки, в...
Я очень люблю делать слоеный салаты на праздник, т. к. это довольно удобно для меня, ведь такой салат можно сделать накануне, а не...