Горицкий монастырь адрес. Историко-архитектурный и художественный музей-заповедник


В дни праздничных масленичных гуляний уместно будет вспомнить о прошлогодней поездке на Масленицу в Переславль-Залесский . Бегло о том путешествии я уже на страницах блога. Думаю, что пришла пора поговорить подробнее.
​Итак, Широкая Масленица. Мы едем на два дня в Переславль-Залесский - старинный город Золотого кольца России. Всего 150 километров, и вы в другой реальности.
К сожалению, на тот момент мы не знали, где в Переславле проводится Масленица. Та, которая не только для экскурсионных групп (как , на которую мы однажды нарвались), а та, что для народа - для всех жителей и гостей города - с массовыми народными гуляньями, развлечениями, сжиганием чучела Масленицы и, разумеется, блинами и многими другими угощениями.

Реклама — поддержка клуба

Не зная, где проводится (и проводится ли вообще!) Масленица в Переславле , мы рассудили здраво - надо ехать в Переславский музей-заповедник - главный культурный центр города.
Музей-заповедник - понятие объемное. Он включает и уникальный Спасо-Преображенский собор XII века, и музей-усадьбу "Ботик Петра I", и музей-усадьбу Ганшиных. Но центр заповедника располагается в Горицком монастыре. Вот туда мы и отправились.
Сегодня я расскажу вам о Горицком монастыре, покажу его архитектуру (о музейных экспозициях будет отдельный пост). Также вы увидите, какую Масленицу мы здесь застали.

История Горицкого монастыря

Горицкий Успенский монастырь - древнейший на Руси. Точную дату его основания не назовет никто. Известно точно только то, что уже в XIV веке обитель существовала. Название "Горицкий" идет от слова горица, возвышенность. Монастырь действительно стоит на высокой горе.
Идея создания в монастырях музеев мне, честно говоря, не нравится. Но не в случае с Горицким монастырем. Обитель была упразднена здесь еще в середине XVIII века, когда в 1744 году в обители обосновался Архиерейский дом. К сожалению и он пробыл здесь недолго. Все самое ценное вывезли, постройки забросили, так больше века стоял на горе монастырь и разрушался от времени и ветров. Лишь в конце XIX века на территории разместили духовное училище. А в 1918 году - краеведческий музей.
С тех пор прошло почти 100 лет, а музей-заповедник "жив-здоров". Конечно, храмы и здания, где располагаются экспозиции требуют обновления. Но если бы не музей, думаю не увидели бы Горицкого монастыря вообще. Музеи и другие организации, которые располагаются в стенах памятников архитектуры, порой единственное, что не дает уникальным памятникам - дворцам и церквям - разрушиться окончательно.

Архитектура монастыря

В плане Горицкий монастырь имеет форму квадрата. На его территории сохранилось не мало - три башни (XVI-XVII вв.), крепостная стена, Проездные и Святые ворота, палаты привратника (XVI в.), Трапезная палата (XVII в.), надвратная Никольская церковь, Всехсвятская церковь, Успенский собор (XVIII в.), звонница и т.д.
Монастырь интересен как архитектурный объект. И несмотря на потертый вид храмов, а может быть в какой-то степени благодаря ей, ощущаешь глубокую историчность этих стен.
На подъезде к Горицкому монастырю открывается вот такая картина - Проездные ворота, белокаменные стены, Палаты привратника.

Мы ставим машину на парковку у монастырских стен и оглядываемся вокруг. То, что обитель стоит на высоком холме, ощущаешь, глядя на виды, открывающиеся отсюда на Переславль.



Колокольня XVIII век (на рис. №6).

Проездные ворота XVII век (№ 1), Палата привратника (№ 2) XVII век.

Около часовни XIX века (№ 4) посетителей радушно встречает солнечная Масленица.

По дорожке идем в сторону храмов.



Всехсвятская церковь XVII век (№ 8).

Успенский собор XVIII век (№ 7).

Для увеселения граждан стоят такие вот картины с окошечком для лица, чтобы все желающие могли пофотографироваться.

Напротив здания Духовного училища и еще одной деревянной часовни мы застали сцену, на которой шло театрализованное действие. Вокруг стояли люди. Итак, что же происходит на Масленицу в музее-заповеднике Переславля? Здесь принимают и развлекают организованные группы, но принять участие в празднике могут и те, кто просто купил билеты в кассе. На мой взгляд, это тоже неплохой вариант. Погулять по территории, принять участие в празднике, посетить все экспозиции музея.

Развлекательная программа мне показалась занятной. Было весело. Это, конечно, не массовые народные гулянья, но в такой камерности тоже что-то есть.





Для тех, кто приехал группой, угощения - чай и блины - подаются организованно, в процессе программы. Для индивидуалов все еще проще - подходи, покупай блины, шашлыки, глинтвейн, чай и т.д.


После хороводов началось представление.




Завершились гулянья сжиганием чучела Масленицы.




После сжигания чучела мы отправились в музей, расположенный в зданиях Духовного училища (№ 10) и Трапезной палате XVII века (№ 9). О посещении музея я расскажу в отдельном посте.





​После музея мы пошли гулять по территории монастыря дальше.


Между Всехсвятской церковью и Успенским собором - большая площадка.

От звонницы хорошо видна колокольня монастыря.

Весна, однако. Почки набухают.

Ступени Успенского храма.

Сначала мы поднимаемся на стену, чтоб посмотреть через бойницы на Переславль.











​Но лучшие пейзажи, конечно, открываются со смотровой площадки звонницы. Заходим вот в эту деревянную дверцу.

На смотровой площадке.



Всехвсятская церковь и Успенский собор. Вид со смотровой площадки звонницы .

На звоннице одеваю телевик. Давайте разглядывать окрестности Переславля-Залесского вместе со мной.
Золотые купола - Никольский монастырь .

Сорокосвятская церковь на берегу Плещеева озера.

Та же церковь - поближе.




Никольский монастырь во всей красе.

Смоленско-Корнилиевская церковь (1694-1705 гг.) - единственное, что осталось от Борисоглебского мужского монастыря в Переславле-Залесском.

Смоленская (Смоленско-Корнилиевская) церковь стоит рядом с Никольским монастырем.

Никитский мужской монастырь - самый древний в Залесском крае (XI в.) и самый строгий.

Плещеево озеро.

Успенский монастырь был основан в первой половине XIV века, при владимирском князе Иване Даниловиче Калите (ок.1283—1340 или 1341 гг.). Построили обитель на возвышенности - «горице», что и дало название Горицкий.

Поначалу здания были из дерева. Разумеется, ни одно их них не дошло до наших дней - пожары и войны в старину не щадили деревянное зодчество. Первое разорение монастырю принес в 1382 году золотоордынский хан Тохтамыш (умер в 1406 г.). И с этим драматическим событием связано предание о чудесном спасении супруги Дмитрия Донского Евдокии. Накануне нападения татарского войска княгиня прибыла в Горицкую обитель на богомолье. По счастью, женщину успели увезти на плоту в центр Плещеева озера, где ее надежно скрыл плотный туман.

В 1392 году в благодарность за сохранение жизни Евдокия сделала щедрое пожертвование на восстановление Переславского монастыря. Кроме того, она ввела традицию каждое шестое воскресенье после Пасхи устраивать крестный ход на лодках от Успенской обители к середине озера, которое так заботливо уберегло великую княгиню от безжалостного врага.

В дальнейшем обитель пребывала в благополучии и богатстве. В XVI веке на территории стали возводить каменные сооружения. Во второй половине XVII столетия ее обнесли каменной оградой с башнями, Святыми и Проездными вратами, а также палатой привратника. В тот период монастырь владел обширными землями и пятью тысячами душ крестьян.

Святые врата с надвратной Никольской церковью возводились в XVIII веке, и сочетают в своей архитектуре узорочье и московское барокко. В середине столетия был построен щедро декорированный фигурным кирпичом нижний ярус с проездной аркой. Верхнюю часть с храмом сооружали ближе к концу века. Два маленьких убывающих восьмерика с небольшой главкой стоят на массивном четверике с четырехскатной кровлей. По бокам церкви устроена галерея.

Нарядные Проездные ворота восточной стены относят к шедеврам русского зодчества XVII. На более ранних фото в овальной нише верхней части ворот, сооруженной во второй половине XIX века, можно увидеть хорошо сохранившуюся фреску. Очень жаль, что теперь она исчезла. Видимо, роспись закрыли перед реставрацией.

Проходим через ворота, чтобы попасть на территорию обители, точнее музея-заповедника. Монастырь упразднили еще в 1744 году.

Время было ранее, около 10 утра, поэтому нас встречали только разомлевшие местные собаки. Посетителей почти не наблюдалось. В стенах обители царили тишина и покой.

Недалеко от Проездных ворот можно увидеть часовню из деревни Фонинское. Такие образцы строились "всеми миром", то есть на собранные верующими средства. Возводили их всего за один день местные крестьяне или заезжие плотники.

Направляемся по центральной дорожке к Успенскому собору.

Вдоль тропинки замечаем несколько интересных объектов. Дерево желаний.

Трогательная скорбная скульптура на надгробии.

Веселая парочка, устроившаяся на бревнах в тени пышной растительности.

Слева от центральной дорожки монастыря установлен памятник Юрию Долгорукому .

Бюст великого князя и основателя Переславля передали музею в 1963 году.

За памятником находится искусственный пруд , выкопанный в середине XVIII столетия на всякий пожарный случай. В 1925 году вокруг него посадили деревья. Сейчас они значительно подросли.

Заполняли пруд по трубам из водоема у монастырских стен. Берега укреплены бревнами.

Справа от центральной дорожки расположена впечатляющая размерами четырехъярусная колокольня с маленькой Богоявленской церковью на нижнем ярусе. Купол венчает главка на узорчатом барабане. Сооружение возводилось, с перерывами, в 1760-1780-х годах.

Трапезная палата с пятиглавой церковью Всех святых была построена, предположительно, в последние десятилетия XVII века. Под карнизом сделан фриз с ложными закомарами. Окна украшены фигурными наличниками. В XVIII -XIX веках сооружение подвергли существенной реконструкции, чем лишили нас возможности увидеть первоначальный облик храма.

З дание духовного училища с квартирами для преподавателей пристроили к западной части Трапезной палаты на излете XIX столетия. В 1918 году помещение занял музей, а в настоящее время в нем действует картинная галерея.

Рядом с бывшим духовным училищем установили две старинные пушки - трофеи, отбитые переяславцами во время осады их родного города польской армией.

Наконец, мы дошли до главного здания монастыря - Успенского собора . Строительство масштабного пятиглавого храма началось в 1750-х годах.

В нише церкви установлен массивный колокол.

К сожалению, внутрь собора мы не попали, он почему-то был закрыт. Говорят, несмотря на то, что в помещении летнего храма за долгие годы от холодов сильно пострадали лепнина и росписи в стиле барокко, убранство по-прежнему впечатляет. Многоярусный золоченый иконостас, декорированный барочными колоннами, фигурами и растительным орнаментом, создавался под руководством талантливого московского мастера Якова Жукова. Образы для него писали иконописцы из Нового Иерусалима.

После упразднения Переславской епархии в 1788 году Горицкий монастырь был закрыт, а Успенская церковь на некоторое время стала центральным собором города. Но затем этот статус передали более удобному для горожан, с точки зрения расположения, храму. Сейчас Успенский собор - музейная ценность.

В целях сохранения внутреннего убранства летняя церковь в зимний сезон закрыта для осмотра.

Стены монастыря , уже не имевшие оборонительного значения, достраивались в XVIII веке. Их сделали невысокими, а бойницы и вовсе несли лишь декоративную функцию.

В Переславле-Залесском сохранилось пять монастырей - настоящих шедевров зодчества и памятников старины. Одним из них является Горицкий монастырь, уникальный по своему духовному и историческому значению.

Этот монастырь иногда неправильно называют местным «кремлем», как, например, Спасский монастырь в Ярославле. Стены и башни обители невысокие, но именно они придают ей сходство с небольшой крепостью.

Монастырь был основан в первой половине XIV века при Иване Калите. Свое наиболее известное название он получил от расположения на возвышенности - «горице». От древних деревянных построек не сохранилось ничего. В 1382г. войско Тохтамыша разрушило Переяславль-Залесский, а вместе с ним и Горицкий монастырь.

Незадолго перед разорением сюда на богомолье приехала великая княгиня Евдокия, жена Дмитрия Донского. Она и еще несколько человек чудом спаслись от татар, уплыв на плоту на середину Плещеева озера и скрывшись за густым туманом.

В память о своем чудесном спасении Евдокия в 1392г. восстановила на свои средства монастырь, а в Переславле установилась традиция в шестое воскресенье после Пасхи устраивать крестный ход на лодках от Горицкого монастыря и устья Трубежа к середине озера.

С XVI века в монастыре значатся каменные постройки, что указывает на его богатство. В XVII веке в монастырском владении были очень большие земли и около 5000 крестьян. Во второй половине XVII века с юга и юго-запада монастырь был обнесен новой каменной оградой с башнями, Святыми и Проездными вратами, палатой привратника. На фото ниже Проездные ворота справа, Святые слева.

Подлинным шедевром зодчества XVII века считаются Проездные ворота монастыря в восточной стене. Они невысокие и исполняли скорее хозяйственную функцию, но их нарядное убранство непременно притягивает к себе внимание. Над массивными арками по бокам от ворот сверху помещены изящные фигурки двух коней, поднявшихся на дыбы (коней видно на фото выше).

Святые врата с надвратной Никольской церковью возводились в XVIII веке, и сочетают в своей архитектуре узорочье и московское барокко. По бокам церковь охвачена галереей, идущей по границам нижнего яруса ворот.

Стены достраивались в XVIII веке. Тогда оборонительного значения новая стена уже не имела, поэтому ее высота значительно меньше, чем обычно бывает в древних крепостях. Бойницы в них сделаны также скорее с декоративной целью - нижних нет вовсе, кое-где нет и верхних.

Башни северной стороны стен монастыря украшены с большим искусством: явно мастера заботились о внешнем виде стен и башен больше, нежели чем об обороне.

В XIX веке в северной стене была устроена невысокая звонница, с которой открывается великолепный вид на город.

Со стороны монастыря звонница кажется совсем низкой, на уровне второго этажа.

Но поскольку обитель расположена на горе, с другой стороны звонницы кажется, что ты этаже на шестом-седьмом.

Мы движемся от входа к главным храмам монастыря. Слева мы видим бюст основателя Переславля-Залесского Юрия Долгорукого.

Этот бюст работы скульптора С.М.Орлова, погрудное повторение памятника на Тверской площади в Москве, установлен здесь в 1963 году.

В середине XVIII века посреди монастыря был выкопан пруд «для предосторожности от пожарных случаев». Пруд заполнялся водой искусственно, по трубам, проведенным от соседнего пруда у стен монастыря.

Справа от центральной дорожки расположена впечатляющая размерами четырехъярусная колокольня с маленькой Богоявленской церковью на нижнем ярусе. С вершины её открывается очень красивый вид на город и Плещеево озеро.

В 1744г. была образована Переславская епархия; в нее вошли такие отдаленные от Переславля города, как Боровск, Можайск, Волоколамск, Дмитров. В Горицком монастыре было решено разместить резиденцию архиепископа.

Для благоустройства резиденции были снесены многие древние постройки: звонница, собор, службы. Упоминания о них сохранились только в монастырских документах. На месте старого трехглавого собора было решено выстроить новый, более грандиозный по своему размаху комплекс из нескольких больших храмов.

Всехсвятская церковь с трапезной палатой была построена в конце 17-го века. Древний синодик Горицкого монастыря сохранил имя одного из её строителей - Филиппа.

Успенский собор - главное сооружение Горицкого монастыря - начал строиться в середине 1750-х гг. С запада к собору должна была быть пристроена Гефсимания, соединяющая его с трапезной палатой. Это здание достроено не было.

В стене собора мы видим большой колокол, весом 149 пудов 19 фунтов, отлитый на заводе Финляндского в 1865 г. для Переславля-Залесского.

Поражает своим размахом и интерьер собора. Он богато украшен лепниной и росписями в стиле барокко; над его убранством трудились лучшие мастера из Нового Иерусалима.

Уникальный многоярусный золоченый иконостас, датируемый 1759-ым годом, выполнен под руководством знаменитого московского мастера Якова Жукова и украшен барочными колоннами, фигурами и растительными узорами. Иконы для него писали те же мастера из Нового Иерусалима.

В конце XIX века к трапезной палате с запада было пристроено здание духовного училища с квартирами для преподавателей. Для строительства нового здания и была разобрана недостроенная и обветшавшая Гефсимания. Классы и комнаты для учеников устроили в трапезной.

Училище просуществовало до 1918г., а потом в его стенах разместился музей, о чем свидетельствует старая мемориальная доска и надпись над входом. Сейчас там находится картинная галерея.

Рядом с бывшим духовным училищем установили две старинные пушки - трофеи, отбитые переславцами во время осады их родного города польской армией.

Ядра для осадных орудий 15-16 вв. расположены рядом.

В музее представлены полотна классиков отечественной живописи: И.Шишкина, В.Поленова и др. Ниже мы видим характерный для музея экспонат.

В 1960-х гг. в обитель были перевезены две деревянных часовни - из деревень Фонинское и Старово Переславского района. Такие часовни были «обыденными», то есть чаще всего сооружались за один день силами крестьян или странствующих плотников на деньги, собранные «миром».

Выше мы видим часовню из села Фонинское.

А часовню из села Старово я почему-то вблизи не сфотографировал. Ниже мы видим её спрятанной за лотком "Сладкий миндаль".

Или мы можем увидеть её сверху, с Богоявленской колокольни. Последние три фотографии - это виды на город с колокольни.

Но "монастырём" это место называется только по привычке. На самом деле переславский Успенский Горицкий монастырь был в 1744-ом году закрыт и превращён в усадьбу переславского епископа. А окончательно всё здесь застопорилось, когда упразднили Переславскую епархию - в 1788 году.

В начале 20-го века внутренность монастыря представляла грустную картину запустения: громадное пространство, обнесенное стенами, пустырь, поросший травою, с грудами мусора и заросшим прудом. В советское время в Горицком монастыре был создан краеведческий музей, один из первых в республике - он был основан в 1919г.

Fais se que dois adviegne que peut.

Горицкий Успенский мужской монастырь

Горицкий монастырь. Фото нач. ХХ века


Горицкий Успенский мужской монастырь

Горицкий Успенский мужской монастырь был основан при Иване Калите в 1362 году.
Вскоре в нем был пострижен святой Дмитрий Прилуцкий, оставивший монастырь в 1371 году.
Преподобный Димитрий Прилуцкий, чудотворец, родился в богатой купеческой семье Покропаевых, в Переславле-Залесском (по другим сведениям, в деревне Веслево Переславском районе Ярославской области. В Успенском Горицком монастыре принял монашеский постриг. На берегу Плещеева озера основал Никольский общежительный монастырь и стал его игуменом.


В 1354 году Димитрий впервые встретился с , приходившим в Переславль к епископу Афанасию. С тех пор неоднократно беседовал с Преподобным Сергием и сблизился с ним. Слава о переславском игумене так распространилась, что он стал восприемником детей великого князя Дмитрия Донского. Под влиянием Сергия Радонежского решил удалиться в глухое место и вместе с учеником Пахомием отправился на Север. В вологодских лесах, на реке Великой, в Авнежской округе, они построили храм Воскресения Христова и хотели положить основание монастырю. Но местные жители боялись лишиться угодий, и пустынники отправились дальше.

Свое наиболее известное название монастырь получил от расположения на возвышенности – «горице».
От древних деревянных построек не сохранилось ничего.

В 1382 г. войско Тохтамыша разрушило Переяславль-Залесский, а вместе с ним и Горицкий монастырь. Незадолго перед разорением сюда на богомолье приехала великая княгиня Евдокия, жена . Она и еще несколько человек чудом спаслись от татар, уплыв на плоту на середину Плещеева озера и скрывшись за густым туманом. В память о своем чудесном спасении Евдокия в 1392 г. восстановила на свои средства монастырь, а в Переславле установилась традиция в шестое воскресенье после Пасхи устраивать крестный ход на лодках от Горицкого монастыря и устья Трубежа к середине озера.

В Горицком монастыре был рукоположен преподобный Даниил, основатель Троице-Даниловского монастыря (1508 г.). Он прожил в Горицком монастыре с 1495 по 1525 гг.; сюда к нему стекалось множество паломников. Великий князь Василий III пригласил Даниила в крестные к своему сыну Ивану – будущему царю Ивану Грозному. Сам монастырь нередко посещали цари и их семьи, и в ризнице собралось немало царских даров.
С XVI века в монастыре значатся каменные постройки, что указывает на его богатство. В XVII веке в монастырском владении были очень большие земли и около 5000 крестьян.

Во второй половине XVII века с юга и юго-запада монастырь был обнесен новой каменной оградой с башнями, Святыми и Проездными вратами, палатой привратника.





Святые врата с надвратной Никольской церковью

Святые врата с надвратной Никольской церковью – образец соединения двух соседствующих по времени стилей: узорочья и московского барокко. Нижний ярус с широкой проездной аркой был выстроен в середине XVII века и богато декорирован деталями из фигурного кирпича. Верхняя часть с церковью надстроена позже, в конце XVII века, и ее убранство близко к московскому барокко, получившему в то время большую популярность. На массивном четверике с четырехскатной кровлей стоят два маленьких убывающих восьмерика, поддерживающих небольшую главку. По бокам церковь охвачена галереей, идущей по границам нижнего яруса ворот.



Проездные ворота монастыря

Подлинным шедевром зодчества XVII века считаются Проездные ворота монастыря в восточной стене. Они невысокие и исполняли скорее хозяйственную функцию, но их нарядное убранство непременно притягивает к себе внимание, выделяет их на фоне почти гладких, лишенных декора стен. Над массивными арками по бокам от ворот сверху помещены изящные фигурки двух коней, поднявшихся на дыбы. Верхняя массивная надстройка сооружена во второй половине XIX века.


Стена монастыря

Башни монастырской ограды

Стены достраивались в XVIII веке. Тогда оборонительного значения новая стена уже не имела, поэтому ее высота значительно меньше, чем обычно бывает в древних крепостях. Бойницы в них сделаны также скорее с декоративной целью – нижних нет вовсе, кое-где нет и верхних. Башни северной стороны стен монастыря украшены с большим искусством: явно мастера заботились о внешнем виде стен и башен больше, нежели чем об обороне.


Колокольня с Богоявленской церковью

Главная вертикаль монастыря – колокольня с Богоявленской церковью – начала строиться в 1760-х гг., потом строительство застопорилось и было доведено до конца в 1780-х гг. Это внушительное и величественное четырехъярусное здание с маленький церковью в нижнем ярусе. Венчает ее высокий купол с люкарнами, перекликающийся с куполами Успенского собора, и главка на большом узорчатом барабане. Когда Переславская епархия была упразднена, колокола отсюда были сняты и перевезены в Санкт-Петербург, на колокольню Петропавловской крепости. Сейчас на колокольне устроена просторная смотровая площадка, откуда открывается, пожалуй, лучший и самый полный вид на весь город.


Памятник Юрию Долгорукому (1090-1157гг.) основателю Переславль-Залесского

В 1963 г. в музей был передан бюст основателя города, князя Юрия Долгорукого. Сейчас этот памятник встречает туристов недалеко от входа в монастырь.

В 1744 г. была образована Переславская епархия. В Горицком монастыре было решено разместить резиденцию архиепископа. Было решено выстроить новый, более грандиозный по своему размаху комплекс, состоящий из Успенского собора, примыкающей к нему с запада Гефсиманией (постройкой, связанной с ландшафтом и символизирующей евангельские события) и трапезной с храмом Всех Святых.


Трапезная палата с Всехсвятской церковью (слева) и Успенский собор




Всехсвятская церковь

Церковь Всех Святых с Трапезной палатой (конец XVII века), ныне экспозиция и хранилище.

Трапезная палата с Всехсвятской церковью была построена, судя по убранству, в последние десятилетия XVII века. Высоко поднимающийся над стенами монастыря бесстолпный четверик церкви увенчан пятью главками на тонких узорчатых барабанах. Под карнизом проведен широкий фриз с ложными закомарами. Окна храма, апсид и трапезной палаты обрамлены фигурными наличниками. Построенное в XVII веке здание значительно реконструировалось в XVIII и XIX веках. Апсиды были скрыты кирпичной стеной XVIII века, многие наличники стесаны. Хотя бы отчасти их восстановили только при реставрации 1970-х гг.





Успенский собор (1750-е годы), ныне экспозиция и хранилище

Успенский собор – главное сооружение Горицкого монастыря – начал строиться в середине 1750-х гг. Массивный, но в то же время изящный четверик окружен по бокам крытыми галереями с широкими арочными окнами; с востока к нему примыкает большая апсида, по бокам которой поставлены два восьмигранных придела. Приделы завершаются отдельными куполами с люкарнами и световыми барабанами. Сам собор увенчан пятиглавием с широко расставленными главами. Часть окон в барабанах заложена. С запада к собору должна была быть пристроена Гефсимания, соединяющая его с трапезной палатой. Это здание достроено не было. По бокам от апсид трапезной церкви сохранились пристройки – следы несостоявшегося грандиозного архитектурного комплекса. На западном фасаде Успенского собора также видны следы этого замысла – высокая заложенная арка, которая и должна была соединять собор с Гефсиманией. Вместо арки там сохранилась небольшая на ее фоне дверь, сейчас закрытая; утрачены даже ступени, ведшие к ней.


Колокол

Колокол весом 149 пудов 19 фунтов отлит на заводе Финляндского в 1865 г. для Переславля-Залесского.
В 1788 году последовало закрытие Переславской епархии и перенесение кафедры в город Суздаль. В силу Синодального распоряжения часть ризницы Переславского архиерейского дома и некоторые домовые предметы, «по снабжении неоскудно всем необходимым Переславского Успенского собора», отправлены были с особою описью Преосвященному Платону, митрополиту Московскому, и здесь приняты для хранения в ризницу кафедрального Чудова монастыря. См. в 1790 году.

Поражает своим размахом и интерьер собора. Он богато украшен лепниной и росписями в стиле барокко; над его убранством трудились лучшие мастера из Нового Иерусалима. Уникальный многоярусный золоченый иконостас выполнен под руководством знаменитого московского мастера Якова Жукова и украшен барочными колоннами, фигурами и растительными узорами. Иконы для него тоже написаны мастерами из Нового Иерусалима. Интерьеры храма сильно пострадали от того, что помещение было «летним», то есть не отапливалось, и зимние холода ежегодно наносили немалый вред лепнине и настенной живописи. И все же собор поддерживался в наибольшем порядке по сравнению с прочими зданиями монастыря.

Звонница

В XIX веке в северной стене была устроена невысокая звонница, с которой открывается великолепный вид на Плещеево озеро.


Монастырский пруд

В середине XVIII века посреди монастыря был выкопан пруд «для предосторожности от пожарных случаев». Пруд заполнялся водой искусственно, по трубам, проведенным от соседнего пруда у стен монастыря. Берега пруда были укреплены бревнами. В 1925 г. сотрудниками музея вокруг него были насажены фруктовые деревья.

Масштабное строительство во монастыре было приостановлено сначала после указа Екатерины II о секуляризации монастырских земель в 1764 г., а окончательно застопорилось, когда упразднили Переславскую епархию, просуществовавшую всего 44 года – до 1788 г. Недостроенную Гефсиманию сначала просто забросили, а потом, в 1881 г., и вовсе разобрали.


Трапезная палата


Здание духовного училища

В конце XIX века к трапезной палате с запада было пристроено здание духовного училища с квартирами для преподавателей. Для строительства нового здания и была разобрана недостроенная и обветшавшая Гефсимания. Классы и комнаты для учеников устроили в трапезной. Училище просуществовало до 1918 г., а потом в его стенах разместился музей, о чем свидетельствует старая мемориальная доска и надпись над входом. Сейчас там находится картинная галерея.


Пушки отбиты переславцами у поляков во время осады города в июле 1611 года.


Ядра для осадных орудий XV-XVI вв.

Экспозиции и выставки в здании Духовного училища

Иконопись XV - XVIII вв.

Здесь представлены произведения иконописи XV-XVIII вв., вывезенные сотрудниками музея в 1920-е годы из закрытых и разрушенных монастырей и храмов Переславля и Переславского района. Сохраненные для потомков усилиями нескольких поколений искусствоведов, историков и реставраторов, они ныне составляют гордость музейной коллекции. В древности Переславль-Залесский был одним из центров иконописного дела, входившим в круг ростово-суздальской художественной культуры. С момента присоединения в начале XIV столетия Переславского удела к Московскому княжеству старые культурные связи постепенно ослабевали, но влияние древней традиции еще долго сохранялось в местном изобразительном искусстве. Среди переславских иконописцев были и монастырские иконники, и посадские художники, которые зарабатывали на жизнь своим искусством. Местные мастера писали иконы не только для храмов Переславля и окружавших его сел, но и для церквей Москвы и близлежащих городов. В экспозиции имеется также несколько первоклассных памятников, связанных своим происхождением с московской иконописной школой. Так, около 1557 года по заказу царя Ивана Грозного столичными мастерами были написаны иконы для местного ряда иконостаса Федоровского собора одноименного монастыря: "Федор Стратилат в житии", "Богоматерь Одигитрия", "О тебе радуется", "Троица Ветхозаветная", "Иоанн Златоуст", "Николай Чудотворец". Временем культурного расцвета города была и вторая половина XVII столетия. Тогда в Переславле жили и работали более десятка талантливых иконописцев. Некоторых из них также приглашали для выполнения царских заказов в Москву. В экспозиции музея можно увидеть работы представителей иконописной династии Казариновых, Федота Протопопова и других местных мастеров.


Преподобный Даниил Переславский

Деревянная скульптура и резьба XVI - XIX вв.

Постоянная выставка русской деревянной скульптуры находится в одном из помещений нижнего этажа Трапезной палаты XVII в. Резьба по дереву, занимающая промежуточное положение между высоким искусством и художественным ремеслом - традиционный промысел населения Переславского края. Местные резчики выполняли сложные иконостасные работы, трудились над украшением кораблей петровской потешной флотилии, убирали дивным узорочьем богатые палаты и крестьянские избы, резали на забаву детям игрушки. Удивительное мастерство переславских умельцев отмечал выдающийся исследователь русской деревянной скульптуры Н.Н. Померанцев. В экспозиции музея представлены как законченные скульптурные композиции, так и фрагменты несохранившихся иконостасов XVII-XIX веков из храмов Переславля и Переславского района. Большинство из них было обнаружено сотрудниками музея во время историко-этнографических экспедиций. После длительной реставрации эти уникальные художественные памятники заняли достойное место в музейном собрании. Широкую известность у специалистов и ценителей деревянной скульптуры в России и за рубежом приобрели изображения Спаса Полунощного ("Христос в темнице"), композиция "Тайная вечеря" и "Никола Можайский". Самый любопытный экспонат - это фигура "Мужичок" из имения Бектышево - единственное сохранившееся до настоящего времени скульптурное украшение ограды богатого дома, о существовании которых в Московской Руси известно из описаний иностранных путешественников XVI-XVII вв. Музейная коллекция деревянной скульптуры - это наглядное свидетельство талантливости местного населения, наделенного природным чувством прекрасного и художественным вкусом, сдобренным тонким юмором и самоиронией.

Русская живопись XVIII - XX вв.

Неизменно большой интерес среди посетителей музея и специалистов вызывает коллекция провинциального портрета XVIII-XIX веков. Эти произведения поступили в музей в первые годы его существования из дворянских и купеческих усадеб. В основу собрания русской живописи второй половины XIX века была положена часть коллекции картин Ивана Петровича Свешникова (1834-1910). Среди них картины художников-передвижников: пейзажи И.И. Шишкина, Н.Н. Дубовского, Л.Л. Каменева, В.Д. Поленова, жанровые полотна П.О. Ковалевского, И.М. Прянишникова, В.Е. Маковского. Большая роль в становлении музея и развитии его художественных коллекций принадлежит Д.Н. Кардовскому. Благодаря его усилиям, в 1927 году собрание живописи пополнилось картинами художников "Мира искусства" и Союза Русских художников. Среди них полотна А.Н. Бенуа, С.Ю. Жуковского, К.Ф. Юона, К.А. Коровина. В 1910-е годы К.А. Коровин написал много пейзажей в окрестностях Переславля, близ деревни Охотино, где у него была дача. К ним принадлежит небольшой этюд "Охотино. Река."(1920). В 1931 году по рекомендации Кардовского Союз советских художников подарил музею картины современных авторов (П.И. Котова, М.И. Авилова, А.А. Рылова). К этому же времени относятся поступления произведений художников "Бубнового валета" - И.И. Машкова, А.В. Лентулова, Н.А. Удальцовой. В 1952 году О.С. Малютина подарила музею "Портрет скульптора С.Д. Эрьзя" (1926) работы своего отца С.В. Малютина. Особенностью коллекции современного искусства музея является ее тематическая направленность. Одним из первых художников, много работ которого посвящены Переславлю, был А.А. Осмеркин. Летом 1948 года на реке Трубеж в Рыбной слободе он написал серию пейзажей. ("Дом Ниткина".)
В 1956 году в Переславле-Залесском открылся Дом творчества художников и скульпторов, который носит имя Д.Н. Кардовского. Переславль с его уютом старинного русского города, богатой историей, архитектурными памятниками на долгие годы определил творческие привязанности многих художников. Здесь плодотворно работали ярославцы, владимирцы, художники Поволжья, Сибири, Москвы, Подмосковья. Постепенно сформировался круг живописцев с определенными творческими интересами, тематикой и стилистикой произведений. Тут начинали свой путь в искусстве ныне широко известные мастера: Э.Г. Браговский, В.И. Иванов, В.Е. Попков, И.А. Попов, И.В. Сорокин. "Дивным старинным русским городом", "землей обетованной" назвал Переславль А.А. Тутунов. Любят наш город и более молодые художники. Их, как и предшественников, привлекают своеобразие старинных улиц, тихие воды Трубежа, укрытые роскошными кронами старых деревьев, голубые просторы Плещеева озера, на высоких берегах которого покоятся величественные ансамбли монастырей.



Часовня св. Георгия XIX в. перевезена из д. Фонинское Переславского уезда.

В 1960-х гг. сюда же были перевезены две деревянных часовни – из деревень Фонинское и Старово Переславского района. Такие часовни были «обыденными», то есть чаще всего сооружались за один день силами крестьян или странствующих плотников на деньги, собранные «миром». Внутри часовни из деревни Фонинское видны деревянные фигуры Христа и святых, выполненные с большим искусством.


Деревянная часовня из Старово Переславского района (касса музея)


В мае 1919 года в зданиях бывшего Успенского монастыря и духовного училища был открыт Переславль-Залесский краеведческий музей - один из первых музеев, созданных в молодом Советском государстве.




Copyright © 2015 Любовь безусловная

Выбор редакции
Раньше мидии считались деликатесом и бывали на столах среднестатистических семей очень редко. Сейчас данный продукт стал доступен многим....

В преддверии новогодних и Рождественских праздников мы все чаще задаем себе совсем нериторический вопрос из вечной серии «что...

Одним из наиболее популярных фаршированных колбасных изделий является языковая колбаса. Для ее изготовления используют только самое...

СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...
Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...
Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...
Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...
В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...