Городская реформа в России (1870). Городское самоуправление (дума, управа, головы) Когда была реформа городского самоуправления


ГОРОДСКАЯ УПРАВА,

1) в России исполнительный орган городской думы. Учреждён Городовым положением 1870 года. Члены городской управы избирались городской думой из числа её гласных; с 1892 утверждались губернаторами (градоначальниками). Как и городская дума, городская управа возглавлялась городским головой. Число членов управ определяли сами городские думы (в Санкт-Петербурге и Москве - 8-11 человек), оно не должно было быть меньше трёх (включая городского голову). В 1892 максимальное число членов управ ограничено (в крупных городах - не более 4, в Санкт-Петербурге и Москве - не более 6 гласных). Первоначально городская управа была подотчётна только городской думе (ежегодные отчёты и сметы управ поступали к губернатору, контролировавшему законность деятельности управ, «для сведения»), фактически оказалась бесконтрольной, что вело к злоупотреблениям должностных лиц, состоявших в подчинении городской управы. В 1892 деятельность городской управы подчинена надзору губернатора (градоначальника); он стал утверждать инструкции, которыми городская дума определяла направления деятельности городской управы. Между членами городской управы существовала специализация по отраслям хозяйства (торговля, финансы, медицина, образование и пр.), в крупных городах члены управы возглавляли отраслевые отделения с многочисленным штатом городских служащих (в Москве в начале 20 века - около 22 тысяч человек). Часть дел решались членами управы коллегиально.

После Февральской революции 1917 число членов городской управы увеличилось (в Петрограде - до 22 человек), большинство мест в управах заняли эсеры. При городских управах созданы многочисленные исполнительные комиссии (в Петрограде -20 комиссий), однако наладить работу новые учреждения не смогли. После Октябрьской революции 1917 стали упраздняться, перестали существовать с окончанием Гражданской войны 1917-22.

2) В Российской Федерации в отдельных городских поселениях (например, в городе Калуга) наименование местной администрации - исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, наделённого полномочиями по решению вопросов местного значения, а также осуществлению отдельных переданных законом органам местного самоуправления государственных полномочий.

Лит.: Нардова В. А. Городское самоуправление в России в 60-х - начале 90-х годов XIX в. Л., 1984; она же. Самодержавие и городские думы в России в конце XIX - начале XX в. СПб., 1994; Писарькова Л. Ф. Московская городская дума, 1863-1917. М., 1998; Галкин П. В., Иванова Е. В. На городской службе: Очерки общественного самоуправления г. Коломны конца XIX - начала XX в. Коломна, 2002.

В. И. Фадеев (городские управы в Российской Федерации).

В 1870 г. по примеру земской была проведена городская реформа. Она вводила всесословные органы самоуправления -- городские думы, избираемые на четыре года. Гласные дум избирали на тот же срок постоянно действующие исполнительные органы -- городские управы, а также городского голову, который являлся руководителем как думы, так и управы.

Избирался городской глава, который возглавлял городскую думу и управу, координируя их деятельность. Право избирать и быть избранными имели только те жители, которые обладали имущественным цензом, т. е. банкиры, владельцы домов, торгово-промышленных заведений. Основная масса населения была отстранена от участия в городском самоуправлении. Губернатор и министр внутренних дел могли наложить запрет на любое решение думы. В общественном движении городские думы участвовали слабо, так как купечество и фабриканты мало интересовались политикой.

«Городская управа состоит под председательством городского головы, из членов избираемых думою, и число их не должно быть менее двух. Впрочем, небольшим городам дозволяется исполнительную власть вручать одному городскому голове (ст.70 и 71). При этом мы можем выразить мысль, что последнее правило могло бы иметь более широкое применение, если бы городской голова был поставлен в другие условия, если бы ответственность его перед обществом была действительною, а не прозрачною».

Городские думы и управы ведали в основном хозяйственными вопросами.

Правом выбора в новые органы управления пользовались мужчины, достигшие возраста 25 лет и платившие городские налоги. Все избиратели, в соответствии с величиной уплачиваемых в пользу города сборов, делились на три курии. Первую составляла небольшая группа наиболее крупных владельцев недвижимой собственности, промышленных и торговых предприятий, которые платили в городскую казну 1/3 всех налогов. Во вторую курию входили более мелкие налогоплательщики, вносящие еще 1/3 городских сборов. Третья курия состояла из всех остальных налогоплательщиков. При этом каждая из них избирала равное число гласных в городскую думу, что обеспечивало преобладание в ней крупных собственников.

Городские органы самоуправления появились в 1870 г. сначала в 509 русских городах. В 1874 г. реформа была введена в городах Закавказья, в 1875 г. -- Литвы, Белоруссии и Правобережной Украины, в 1877 г. -- в Прибалтике. Она не распространялась на города Средней Азии, Польши и Финляндии.

Одним из минусов городской реформы было то, что мелкие города испытывали трудности, так как по закону большая часть денежных средств уходила на содержание правительственных учреждений.

Лучшей стороной реформы 1870 г. было предоставление городскому общественному управлению сравнительно широкой самостоятельности в ведении городского хозяйства и решении местных дел. Утверждению губернской администрации или в некоторых случаях министерства внутренних дел подлежали лишь наиболее важные постановления думы (как правило, финансовые). Огромное же большинство дел, в том числе и годовые сметы, решались думою окончательно и не нуждались ни в чьем утверждении. На губернатора возлагался надзор лишь за законностью действий органов городского самоуправления. Судебную защиту городского самоуправления должны были обеспечивать губернские по городским делам присутствия. В состав губернского по городским делам присутствия входили: губернатор, вице-губернатор, председатель казенной палаты, прокурор окружного суда, председатель губернской земской управы, городской голова губернского города и председатель мирового съезда. А.А.Головачев замечал по этому поводу: «У нас считается необходимым все вопросы, возникающие в административной практике, разрешать также административным порядком... У нас забывают, что вопросы, возникающие в административной практике, т.е. вопросы о так называемых пререканиях о пределах власти и законности административных распоряжений суть также вопросы о праве и, как таковые, подлежат разрешению судебных мест. ... Нет никакой необходимости учреждать особое присутствие, т.к. все вопросы, в случае замеченной незаконности действий Городского Управления или жалоб и пререканий, могли бы рассматриваться судом в общем порядке, законами установленном».

При всей ограниченности городская реформа раскрепостила российское общество, как и земская, способствовала приобщению широких слоев населения к решению вопросов управления. Реформа послужила значительным толчком для развития региональной экономики. Города теперь могли более эффективно вкладывать средства и своевременно реагировать на нужды граждан. Это служило предпосылкой для формирования в России гражданского общества и правового государства.

Московская городская Дума и представительные органы власти Москвы

Общие принципы городского общественного управления в России были заложены в годы правления Екатерины II. В апреле 1785 года «Грамота на права и выгоды городам Российской империи» (Жалованная грамота городам или Городовое положение 1785 года) впервые провозгласила единый порядок самоуправления и стала основой русского городского законодательства. Городское положение 1785 года утверждало широкое представительство в городском общественном управлении – «всесословность» выборных органов власти и право участия в выборах всего городского населения.

К участию в городском самоуправлении привлекались все горожане или «городовые обыватели», записанные в один из шести разрядов Городовой обывательской книги. Первый разряд составляли «настоящие городовые обыватели» - все те, кто владели недвижимостью независимо от происхождения, звания и занятий; второй - гильдийские купцы; третий - цеховые ремесленники; четвертый - иногородние и иностранные гости, которые «приписались к городу»; пятый - именитые граждане (лица, исполнявшие в течение ряда лет выборную городскую службу, ученые, имевшие университетские и академические аттестаты, художники, композиторы, а также банкиры, оптовые торговцы, судовладельцы) и шестой разряд составляли посадские горожане, которые кормились «промыслом или черной работой». Шесть разрядов Городовой обывательской книги одновременно были и шестью избирательными разрядами – куриями.

Городовое положение 1785 года определяло «город как юридическое лицо, как особую местную общину, имеющую свои, особые интересы и нужды» и вводило определенную систему органов городского самоуправления:


· Общая городская дума;

· Шестигласная дума;

· Градское общество.

Общая городская дума состояла из выборных представителей - гласных и городского головы. Гласные избирались на три года отдельно по шести избирательным разрядам - куриям и получали таким образом свои представительские полномочия от горожан всех шести разрядов. Независимо от числа гласных каждая курия имела в думе только один голос.

Гласные Общей городской думы избирали из своей среды по одному представителю от каждого из шести разрядов в Шестигласную думу, которая являлась исполнительным органом городского самоуправления. Шестигласная дума должна была ведать городским хозяйством, его благоустройством и отчитываться по всем доходам и расходам перед губернатором.

Наряду с Общей городской думой был создан еще один орган общественного самоуправления - Градское общество. Участвовать в собраниях Градского общества могли все горожане, но право голоса получали лишь достигшие 25 лет и владевшие капиталом, приносящим не менее 50 рублей дохода в год. Таким образом, собрание Градского общества состояло из граждан богатых, не беднее купцов второй гильдии. Члены собрания избирали городского голову, старост и других представителей административно-судебной власти городского самоуправления.

Градское общество имело свою печать и проводило собрания в собственном доме, там же заседали Общая городская дума и Шестигласная дума.

Общая городская дума в Москве была торжественно открыта 15 января 1786 года в присутствии московского губернатора В.П.Лопухина, городского головы С.Д.Ситникова и 78 гласных. После присяги и молебна гласные провели первое заседание, на котором избрали членов Шестигласной думы. В состав Московской общей думы (1786-1789 годы) от шести избирательных курий было избрано: «настоящих городовых обывателей» - 15 гласных; купеческих гильдий - 3 гласных; цехов - 16 представителей; иногородних купцов и иностранных гостей - 28 (соответственно 16 и 12); именитых граждан - 1 и от посадских - 15 гласных.

В Москве Общая городская дума прекратила свое существование в 1798 году. В том году состоялось лишь 3 заседания (последнее 27 мая), на них присутствовало соответственно - 50, 24 и 11 гласных. Официально Московская городская дума была упразднена указом Павла I от 17 января 1799 года. В апреле того же года вступил в силу «Устав столичного города Москвы», который для хозяйственного управления городом учреждал ратгауз, состоявший из коронных и выборных чиновников во главе с президентом, назначенным указом императора по представлению Сената. В результате «сугубо бюрократическая организация сменила общественно-автономное обустройство». Однако уже в 1801 году Александр I Манифестом от 2 апреля восстановил действие Городового положения 1785 года и тем самым подтвердил его «непреложность и неприкосновенность».

С этого времени русские города юридически управлялись на принципах общественного самоуправления, однако в действительности самостоятельность городской представительной власти была сведена до «возможного минимума».

Городское самоуправление в России возникло и стало развиваться во многом не как результат естественной эволюции городских сообществ, но чаще всего как результат реформ, которые проводились «сверху» и которые почти всегда несколько опережали реалии. В силу этих причин в процессе становления городского самоуправления нередко происходил откат назад. Так, новое городовое положение 1846 года, сохраняя принцип общности избирательного права, вводит строгую сословность, повышает имущественный ценз в отношении пассивного избирательного права и еще более усиливает опеку и контроль со стороны правительства. Действие данного положения первоначально распространялось только на Петербург, и лишь с 1862 года (в измененном виде) - на Москву. В этот период избиратели делятся на пять сословных разрядов: 1) потомственные дворяне, владеющие собственностью в столицах; 2) личные дворяне, почетные граждане и разночинцы, имеющие равные права с личными дворянами и почетными гражданами; 3) купцы всех трех гильдий; 4) столичные мещане; 5) столичные ремесленники и мещане, записанные в цехи. Каждый из этих пяти разрядов избирал из своей среды по 35 гласных в одно из пяти сословных отделений Общей думы. Отделения возглавлялись сословными старшинами, избиравшимися из числа гласных. Городской голова мог быть избран только из числа дворян, почетных граждан или купцов 1-й гильдии, владевших в городе собственностью на сумму не менее 15 тыс. рублей. В качестве исполнительного органа вместо прежней Шестигласной думы была образована Распорядительная дума, возглавлявшаяся городским головой и состоявшая из 10 выборных членов (по 2 гласных от каждого из пяти городских сословий), а также одного члена, назначенного правительством.

Новая крупная реформа городского самоуправления была осуществлена в период царствования Александра II , когда было принято Городовое положение от 16 июня 1870 года. Этот законодательный акт признал независимость городского самоуправления от правительственной опеки. Надзирающие органы, т.е. губернатор и губернская администрация в лице «губернского по городским делам присутствия», имели право контроля лишь за законностью решений Городской думы и управы, и только немногие категории постановлений думы подлежали утверждению государственной администрацией. Городовое положение 1870 года отменяло сословный принцип организации думы, но в отношении избирательного права оно делало очередной попятный шаг. В число избирателей включались только плательщики городских сборов. При этом все они были разделены на три разряда: в первый разряд вносились крупные плательщики, во второй - средние, в третий - мелкие, так, чтобы сумма платежей, вносимых избирателями каждого разряда, составляла одну треть всех городских сборов. Каждый разряд избирал одну треть гласных думы. Таким образом, самый малочисленный разряд крупных налогоплательщиков избирал столько же гласных, что и многочисленный третий разряд. Смысл подобной системы был очевиден: с одной стороны, к выборам допускался достаточно широкий круг горожан, с другой - крупнейшим плательщикам обеспечивалось решающее влияние в делах самоуправления и тем самым обеспечивалась его политическая благонадежность. Правила о применении Городового положения 1870 года в Москве были утверждены в 1872 году. В том же году состоялись выборы нового состава Московской городской думы в количестве 180 гласных (по 60 гласных от каждого из трех избирательных разрядов). Срок полномочий Думы составлял 4 года. В качестве исполнительного органа вместо Распорядительной думы стала избираться Городская управа, при этом ее членами могли быть избраны не только гласные думы, но и другие лица, имеющие право голоса на городских выборах. Для Москвы число членов Городской управы ограничивалось шестью. Кроме них в состав управы входил городской голова и его товарищ (заместитель).

В период контрреформ Александра III городское самоуправление подверглось ограничениям со всех сторон. Городовое положение, принятое в тот период (11 июня 1892 года), действовало, с небольшими изменениями, вплоть до 1917 года. Оно сохранило основную структуру органов самоуправления - Городскую думу, избираемую на 4 года (в Москве на сей раз она состояла из 160 гласных), и Городскую управу. В отношении избирательных прав горожан данное положение совершило очередной шаг назад: хотя избирательные разряды и отменялись, но сделано это было лишь за их ненадобностью: круг самих избирателей был резко сужен, а позиции крупной буржуазии еще больше усилились. В Москве как столичном городе в их число были включены только физические и юридические лица, владеющие недвижимостью достаточно высокой стоимости (не менее 3000 рублей), а также купцы 1-й гильдии. Тем самым избирательного права лишилась такая категория столичных налогоплательщиков, как квартиронаниматели, причем независимо от стоимости ими арендуемых квартир. Таким образом, почти вся городская интеллигенция не могла принять участия в выборах. Из состава избирателей исключались купцы и домовладельцы иудейского вероисповедания, священнослужители христианских конфессий, владельцы винных лавок и питейных домов, ряд других категорий горожан. В результате число избирателей в Москве сократилось с 20 до 7 тысяч человек, при том что население города в начале 90-х годов XIX века превысило 900 тысяч человек.

Несмотря на столь решительные шаги по обеспечению относительной политической благонадежности городского самоуправления Городовое положение 1892 года устанавливало над ним жесткий надзор и опеку. Все сколько-нибудь важные постановления Городской думы должны были утверждаться губернатором или министром внутренних дел. В эту категорию попадали, в частности, постановления по вопросам о городском бюджете и сверхсметных расходах, о переложении натуральных повинностей в денежные, о муниципализации предприятий, об отчуждении городских имуществ, о займах и поручительствах, о размерах платы за пользование городскими предприятиями, о планировке города. Помимо того, губернатор был вправе приостанавливать исполнение думского постановления, если усмотрит, «что оно не соответствует общим государственным пользам и нуждам, либо явно нарушает интересы местного населения». Приостановленное губернатором постановление передавалось от губернского по городским делам присутствия до министра внутренних дел, Сената (в случае жалобы городского управления), а в некоторых случаях - до Комитета министров и Государственного совета.

С точки зрения самостоятельности городского самоуправления Москва оказалась в довольно невыгодной ситуации как вторая столица империи, имевшая важное политическое значение и находившаяся под пристальным вниманием центральных властей. В отличие от всех других российских городов в Москве, в соответствии с Городовым положением 1892 года, городской голова назначался императором по представлению министра внутренних дел. Городская дума избирала лишь двух кандидатов на этот пост. В истории московского городского самоуправления был период (1912-1914 годов), когда из-за противостояния Городской думы и центральной власти пост городского головы оставался вакантным.

Члены московской Городской управы, как и в других городах империи, утверждались в должности правительственной администрацией: товарищ Городского головы - министром внутренних дел, остальные члены - губернатором. Все члены Городской управы считались состоящими на государственной службе. Чины им не присваивались, но они пользовались теми же правами, что и чиновники соответствующих классов. Должность члена городской управы по своему рангу была довольно низкой, тем более если принять во внимание обширность и сложность отраслей городского хозяйства, которыми они заведывали в крупных и даже средних городах. В столицах должность члена Городской управы соответствовала VII классу Табели о рангах (надворный советник или подполковник).

Независимо от усиления правительственного надзора и опеки над городским самоуправлением, его функции в Москве, как и в большинстве других российских городов, множились, а находящееся в ведении органов самоуправления городское хозяйство расширялось и усложнялось. В связи с этим возникает настоятельная необходимость привлечения к работе органов самоуправления широкого круга специалистов. Городовым положением 1892 года предусматривалось, что Городская дума вправе назначать таких должностных лиц и создавать исполнительные комиссии, которые подчиняются управе и приступают к работе с разрешения губернатора. К началу 1900-х годов при Городской управе работало несколько комиссий и около тысячи служащих. Развитие исполнительных органов городского самоуправления имело и обратную сторону: как отмечали некоторые исследователи, этот процесс приводил к возникновению антагонизмов между думой и управой, тем более что служебная карьера членов и служащих управы зависела не от думы, а от местной правительственной администрации. После избрания членов управы дума не могла сместить их. Городовым положением, впрочем, предусматривалось проведение перевыборов половины членов управы через каждые два года.

В условиях законодательных и административных ограничений деятельности органов городского самоуправления Москвы успех многих начинаний обеспечивался в первую очередь благодаря энергии и предприимчивости городского головы, гласных и членов управы. Самым ярким и самым эффективным городским головой Москвы был бесспорно Н.А. Алексеев. Именно в период его пребывания на этом посту (1885-1893 годов) были предприняты решительные шаги по благоустройству города, начиная от строительства современных для того времени водопровода и канализации и заканчивая обустройством первых асфальтовых тротуаров и возведением здания Городской думы на Воскресенской площади (ныне пл. Революции).

Февральская революция 1917 года принесла с собой всеобщее избирательное право и пропорциональную систему выборов. Именно на такой основе прошли в июне 1917 года выборы в Московскую городскую думу, которые принесли успех партии эсеров. В сентябре того же года впервые были организованы выборы районных дум Москвы, на которых большинство голосов получила партия большевиков.

Вскоре после победы Октябрьского вооруженного восстания решением Московского военно-революционного комитета от 5(18) ноября 1917 года городская дума была распущена. Через три дня общее собрание районных дум признало Советскую власть. Управление городским хозяйством было поручено Совету районных дум, а в марте 1918 года - передано Президиуму Московского Совета рабочих и солдатских депутатов. Так завершился первый, 130-летний период истории городской думы Москвы.

Московский Совет рабочих и красноармейских депутатов был образован 19 марта 1918 года в результате реорганизации Совета рабочих и солдатских депутатов. Первые после Октябрьской революции выборы в Моссовет были проведены в конце марта - начале апреля 1918 года. За все время его деятельности выборы проводились 21 раз. Количественный состав депутатов Моссовета разных созывов колебался в основном от 800 до 1400 человек.

Структура Моссовета была определена на его первом заседании, состоявшемся после выборов весной 1918 года. Высшим органом являлся Пленум Моссовета: он принимал постановления, касающиеся интересов всего населения города (по жилищным, продовольственным вопросам, передвижения населения и др.), утверждал местные налоги и сборы в пользу советской власти; сметы учреждений и предприятий, отчеты об их деятельности. Пленум был высшей кассационной инстанцией. Он обладал правом отмены всех постановлений и распоряжений местных исполнительных органов власти. Пленум избрал Президиум (25 человек) и Исполнительный комитет. В перерывах между Пленумами исполнительную и законодательную власть осуществлял Исполком, роль которого особенно возросла во время гражданской войны и в последующие годы.

Для руководства городским хозяйством были образованы 18 отделов. В них работали члены Президиума и Исполкома. В своей деятельности они руководствовались постановлениями Пленума и Исполкома. Руководители отделов избирались Исполкомом.

В 1921 году было принято «Положение о Советах в Москве и Московской губернии». В соответствии с ним произошло объединение городских и губернских Советов. Московский Совет стал называться Московским губернским (с 1929 года - областным) Советом рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Высшим органом власти стал губернский съезд Советов, собиравшийся два раза в год. Юрисдикция Моссовета распространялась на Москву и Московскую область. Для руководства хозяйством Москвы были избраны Малый Совет и Малый Президиум.

После январских выборов 1922 года при Моссовете были образованы 15 секций, в том числе: здравоохранения, топливная, транспортная, коммунального хозяйства, народного образования, почт и телеграфов и др. Секции были созданы как одна из основных организационных форм контроля за деятельностью отделов Исполкома. 23 марта 1921 года было утверждено Положение о секциях Моссовета.

23 февраля 1931 года по инициативе ЦК ВКП (б) и Московского комитета партии объединенное заседание XI областного съезда Советов Московской области и Пленума Моссовета приняло решение выделить Москву в самостоятельный центр с собственным бюджетом и своим Исполнительным комитетом. Был создан Московский городской Совет рабочих и красноармейских депутатов. К концу 1932 года аппарат Президиума Моссовета состоял из секретариата, организационного отдела, управления делами, планового отдела, отдела приема и комиссии исполнения. Решением Президиума от 5 мая 1934 года была утверждена новая структура аппарата Президиума, в которую вошли протокольная часть, секретная часть, спецсектор, управление делами (канцелярия, бухгалтерия, хозяйственная часть). Руководство работой этих подразделений возлагалось на секретаря Моссовета.

Конституция СССР 1936 года изменила структуру, порядок образования и деятельность высших и местных органов власти. Была установлена сессионная форма деятельности Советов. Сессии созывались не реже одного раза в месяц. Они избирали председателя, секретаря, которые и руководили работой сессии. Решения на сессии принимались простым большинством голосов депутатов и опубликовывались за подписью председателя и секретаря. Исполнительный комитет избирался Моссоветом как постоянно действующий орган с исполнительными и распорядительными функциями. Существенно изменилось его правовое положение.

В соответствии с Конституцией СССР 1936 года Московский Совет получил новое название - Московский Совет депутатов трудящихся. Пленум, состоявшийся 25-31 марта 1937 года и обсудивший достижения в хозяйственном строительстве и реконструкции Москвы, утвердил секции Моссовета. При Президиуме Моссовета был организован общий отдел, в состав которого вошли сектор информации и сектор наказов. Для подготовки кадров и руководства учебой депутатского состава при председателе Президиума Моссовета был создан сектор кадров.

В целях усиления контроля Моссовета за состоянием отдельных отраслей работы Исполкома, его отделов и управлений, для подготовки к рассмотрению вопросов на сессиях было решено образовать постоянно действующие комиссии Моссовета: бюджетную, школьную, торговли и общественного питания, городского транспорта, жилищного хозяйства, культуры, здравоохранения, местной промышленности, топливно-энергетическую, коммунального хозяйства и благоустройства. Во главе комиссии стоял председатель. Каждая комиссия состояла из 9-15 депутатов. Комиссии подготавливали к сессиям Моссовета доклады и предложения. Члены комиссий проводили обследования определенных участков городского хозяйства, контролировали деятельность отделов и управлений Исполкома, оказывали помощь в выявлении недостатков и вносили предложения по их устранению.

Во время Великой Отечественной войны перевыборы в местные Советы не проводились. Депутаты Московского и районных Советов работали с 24 декабря 1939 года по 21 декабря 1947 года. За этот период прошли 23 сессии Московского Совета. Деятельность Совета была подчинена решению вопросов военного времени и послевоенного строительства. Депутаты Моссовета принимали участие в строительстве оборонительных сооружений, заготовке дров и т.д.

В 1947 году 21 декабря состоялись первые послевоенные выборы в местные Советы городов. В Моссовет было избрано 1392 депутата. 23-26 января 1948 года прошла 1-ая сессия II созыва Моссовета, посвященная организационным вопросам, вопросам работы Совета и жилищному строительству в Москве. На ней был утвержден состав 34 управлений и отделов Моссовета.

В 1948 году на сессии Моссовета были утверждены 12 постоянных комиссий Моссовета (в составе 138 депутатов), в том числе бюджетная, школьная, торговли и общественного питания, городского транспорта, жилищного хозяйства, культуры, здравоохранения, местной промышленности, топливно-энергетическая, коммунального хозяйства (по благоустройству), газификации, жилищному строительству.

17 декабря 1950 года прошли очередные выборы, на которых жители столицы избирали в Моссовет 1452 депутата. В Моссовете были образованы 14 постоянных комиссий. В каждую комиссию входило до 15 депутатов.

После принятия новой Конституции в октябре 1977 года Московский Совет получил название: Московский городской Совет народных депутатов. Решением X сессии Моссовета 16 созыва от 5 июня 1979 года был утвержден Регламент Московского городского Совета народных депутатов. С внесенными изменениями и дополнениями он был еще раз утвержден решением VI сессии 17 созыва от 12 июня 1981 года. По Регламенту основной организационно-правовой формой деятельности Моссовета, обеспечивающей коллективное обсуждение стоящих перед ним задач и принятие решений по их выполнению, являлись его сессии.

Последние выборы в Моссовет состоялись 4 марта 1990 года. На первой сессии Моссовета в апреле 1990 года было утверждено Временное положение о председателе, его заместителе и Президиуме Моссовета. Этим же положением закреплялось образование секретариата и пресс-центра Моссовета. Председателем Моссовета был избран Г.Х. Попов. Первая сессия утвердила Регламент первой сессии Моссовета 21 созыва, временное Положение о постоянных и временных комиссиях.

С марта 1917 года до июня 1991 года Моссовет и его Исполком возглавляло одно должностное лицо - председатель Моссовета. С июня 1991 года Моссовет - высший представительный орган государственной власти в Москве - возглавил его председатель Н.Н. Гончар. Исполнительную власть в городе стала осуществлять Мэрия Москвы во главе с Мэром Москвы Г.Х. Поповым.

Моссовет был распущен Указом Президента Российской Федерации от 7 октября 1993 года N 1594 «О прекращении полномочий Московского городского Совета народных депутатов, Зеленоградского городского Совета народных депутатов, районных Советов народных депутатов, поселковых и сельского Совета народных депутатов в городе Москве».

Конституция Российской Федерации и Закон Российской Федерации от 15 апреля 1993 года № 4802-I «О статусе столицы Российской Федерации» определили особый статус города Москвы как города федерального значения, субъекта Российской Федерации, административного центра Московской области, столицы России. Такой правовой статус означает, что Москва обладает широкими полномочиями для самостоятельного решения вопросов развития города, улучшения качества жизни его населения, международного сотрудничества.

Современный период деятельности представительного и законодательного органа власти Москвы, формирующейся системы самоуправления в городе связан с Указом Президента Российской Федерации от 24 октября 1993 года № 1738 «О поддержке мер Правительства Москвы и Московского областного Совета народных депутатов по реформе органов государственной власти и органов местного самоуправления в г. Москве и Московской области». Указом Президента было рекомендовано Временное положение о системе органов государственной власти города Москвы, определяющее порядок работы городской Думы. Распоряжением Мэра Москвы от 8 декабря 1993 года № 710-РМ «Об обеспечении деятельности Московской городской Думы в соответствии с законодательством Российской Федерации» Думе был рекомендован Регламент в качестве временного (на период проведения поэтапной конституционной реформы) правового акта города Москвы.

Московская городская Дума - высший и единственный постоянно действующий законодательный (представительный) орган государственной власти города Москвы - сформирована 12 декабря 1993 года. Численный состав Думы был определен в количестве 35 депутатов, работающих на постоянной основе. Выборы депутатов Думы I – III созывов проходили по 35 одномандатным округам на срок 4 года. Депутаты Думы IV созыва также избирались на 4 года, при этом 15 из них - по одномандатным округам и 20 - по городскому избирательному округу от избирательных объединений. В состав Думы V созыва в 2009 году по городскому избирательному округу от избирательных объединений сроком на 5 лет были избраны 18 депутатов; по одномандатным избирательным округам - 17. Выборы депутатов Думы VI созыва состоялись 14 сентября 2014 года по 45 избирательным округам на пятилетний срок полномочий. В отличие от предыдущих выборов (IV и V созывы), проводимых по смешанной системе, была применена мажоритарная избирательная система. Число депутатов Московской городской Думы увеличилось с 35 до 45. Свои полномочия осуществляют 43 депутата (полномочия депутата А.Е.Клычкова прекращены досрочно с 5 октября 2017 года, А.Б.Милявского - с 10 сентября 2018 года). В Думе VI созыва Председатель Думы, два его заместителя, а также руководители 15 комиссий осуществляют свою деятельность на профессиональной постоянной основе, остальные депутаты – без отрыва от основной деятельности.

Выражая волю и интересы жителей столицы, в июне 1995 года Дума приняла Устав (Основной Закон) города Москвы. Устав провозглашает: «Источником власти в городе Москве являются жители города Москвы, обладающие избирательным правом в соответствии с законодательством. Они осуществляют свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти города Москвы и органы местного самоуправления». Как основной документ, определяющий правовое положение Москвы, города федерального значения - субъекта Российской Федерации, столицы Российской Федерации, Устав сформулировал основные принципы организации и осуществления государственной власти и местного самоуправления в городе Москве, разграничил сферы полномочий и ответственности органов представительной и исполнительной властей, определил принцип территориального устройства Москвы.

В связи с принятием Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», других федеральных законов, регулирующих организацию и деятельность органов власти в субъектах Российской Федерации, 13 июля 2001 года Московская городская Дума приняла новую редакцию Устава города Москвы. При работе над новой редакцией Устава была сохранена его концепция и структура. В то же время серьезные изменения были внесены в текст Устава. Наиболее существенным образом были переработаны положения, регулирующие организацию деятельности органов исполнительной власти города и Московской городской Думы. В новую редакцию Устава также были внесены изменения в положения, касающиеся статуса и полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти города Москвы - Московской городской Думы. В области законодательного процесса основным нововведением стало четкое разграничение вопросов, по которым принимаются законы города Москвы, и вопросов, по которым принимаются постановления Московской городской Думы.

Депутаты постоянно ведут работу по совершенствованию Устава. Введены нормы, касающиеся учреждения в Москве новой должности - Уполномоченного по правам человека. До пяти лет увеличен срок полномочий Мэра Москвы и Московской городской Думы, в перечень полномочий Думы включены полномочия по назначению выборов Мэра Москвы и голосования по его отзыву. В Устав также внесены изменения, касающиеся бюджетно-финансовой системы, правового регулирования вопросов территориального устройства и территориального управления в городе Москве с учетом изменения границы между городом Москвой и Московской областью.

К исключительной прерогативе Думы относится рассмотрение проекта городского бюджета, проекта бюджета территориального государственного внебюджетного фонда города Москвы, утверждение этих бюджетов, а также отчетов об их исполнении. Законами города Москвы устанавливаются региональные и местные налоги и сборы, порядок предоставления льгот по ним, а также конкретные размеры ставок и налоговых льгот по федеральным налогам в пределах прав, предоставляемых субъектам Российской Федерации, федеральным законодательством. Дума устанавливает порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории города Москвы, а также в пределах своих полномочий определяет порядок деятельности органов местного самоуправления. Московская городская Дума утверждает: Генеральный план развития города Москвы, программы социально-экономического развития города Москвы, соглашения об изменении границ города Москвы.

Как представительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации Московская городская Дума согласовывает в порядке, установленном законом города Москвы, представление на должность Прокурора города Москвы; назначает и освобождает от должности Председателя Контрольно-счетной палаты Москвы, его заместителя, аудиторов Контрольно-счетной палаты и в порядке, установленном законом города Москвы, Уполномоченного по правам человека в городе Москве; назначает мировых судей города Москвы в порядке, установленном законами города Москвы, и по представлению Мэра Москвы судей Уставного суда города Москвы. Депутаты заслушивают ежегодные отчеты Мэра Москвы о результатах деятельности Правительства Москвы, в том числе по вопросам, поставленным Московской городской Думой. Для осуществления контрольных функций Московская городская Дума наделена правом выражать недоверие Мэру Москвы и должностным лицам, в назначении которых Московская городская Дума принимала участие, в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательством и Уставом города Москвы.

Московская городская Дума как законодательный орган субъекта Российской Федерации обладает правом законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, правом избрания своего представителя в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законодательством и нормативными правовыми актами города Москвы.

Для эффективной деятельности коллегиального органа власти и управления депутаты в январе 1994 года постановлением Московской городской Думы под № 1 приняли «Регламент Московской городской Думы». Регламент устанавливает правила и процедуры работы Думы, порядок осуществления Думой своих полномочий. По мере накопления опыта появилась необходимость уточнить некоторые нормы правового акта. Новые редакции Регламента принимались Думой 11 февраля 1998 года, 19 июня 2002 года. Депутаты шестого созыва работают по Регламенту, основной текст которого был утвержден постановлением Московской городской Думы от 16 ноября 2005 года № 320.

Согласно главе 9 Регламента депутаты имеют право образовывать добровольные депутатские объединения - фракции, блоки, клубы, другие объединения на основе свободного волеизъявления. Первые добровольные депутатские объединения созданы депутатами Думы I созыва. В 1996 году зарегистрировалась фракция «Выбор России». Позже фракция «Выбор России» перерегистрировалась как «Объединенные демократы - ДВР» и зарегистрировалась новая фракция «Столица». В Думе II созыва были зарегистрированы депутатская группа «Россия», фракция Московского городского отделения движения «Наш дом - Россия» и перерегистрировалась фракция «ОБЪЕДИНЕННЫЕ ДЕМОКРАТЫ - ДВР». Характерным отличием Думы III созыва было усиление роли фракций в депутатской деятельности. В ноябре 2003 года зарегистрировалась фракция «Единая Россия». В 2004 году образовались еще три фракции: «Новая Москва», «Яблоко - Объединенные демократы», «Родина». Фракция «Новая Москва» в ноябре 2004 года изменила название на «СПС - Новая Москва», а с февраля 2005 года - на «СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ». В январе 2005 года зарегистрировалась фракция «Партия ЖИЗНИ - Новая Москва», впоследствии - «Партия ЖИЗНИ». Соответствующими изменениями в Регламенте Думы в 2004 году были закреплены статус фракции, а также права и принципы ее образования: фракция может быть сформирована из депутатов, принадлежащих только к одному избирательному объединению. Депутаты Думы IV созыва создали по принципу партийной принадлежности три фракции: «ЕДИНАЯ РОССИЯ» , «Коммунистическая партия Российской Федерации» и «ЯБЛОКО - ОБЪЕДИНЕННЫЕ ДЕМОКРАТЫ». В Думе созыва 2009-2014 годов были образованы два депутатских объединения: фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ» и фракция .

В соответствии с Уставом города Москвы фракции обладают правом законодательной инициативы в Думе. В действующей редакции Регламента фракция определяется как постоянное депутатское объединение, сформированное из депутатов (депутата), кандидатуры которых (кандидатура которого) на выборах в Думу были выдвинуты (была выдвинута) избирательным объединением. Депутат, входящий во фракцию, может быть членом только той политической партии, во фракцию которой он входит. По решению фракции в ее состав могут входить также депутаты, не являющиеся членами данной либо иной политической партии. Депутаты Думы, не вошедшие во фракции, вправе образовывать иные постоянные или временные депутатские объединения. При этом депутат может быть членом только одного постоянного депутатского объединения.

В Думе VI созыва сформированы четыре депутатских объединения: фракция Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» , фракция «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» , фракция «Родина» и депутатское объединение «Моя Москва».

Московская городская Дума продолжает и развивает исторические традиции городского самоуправления и предшествовавших институтов законодательной власти России.

Литература:

Богословский М.М. Москва в 1870-1890-х годах. - В сб.: Московская старина. М.: Правда, 1989.

Велихов Л.А. Основы городского хозяйства. М.-Л.: Госиздат, 1928.

Герье В. О Московской городской думе. / Публикация А.Шаханова. - В сб.: Московский архив, выпуск 1. Мосгорархив, 1996.

Кузовлева О. Управлять Москвой непросто. - В сб.: Московский архив, выпуск 1. Мосгорархив, 1996.

Латышев С., Арсеньев К. Город. //Энцикл. словарь Брокгауза и Ефрона, т. IX . 1893.

Лужков Ю.М. Мы дети твои, Москва. М.: Вагриус, 1996.

Михайловский А. Реформа городского самоуправления. М., 1909. Москва. Городское управление. Справочник. М., 1997. Московская власть: городские головы (1782-1997). М., 1997.

Новиков А. Записки о городском самоуправлении. Спб., 1904.

Шрейдер Г. Наше городское общественное управление. Спб., 1902.

Деревянное двухэтажное здание Кузнецкой городской управы с возвышавшейся над ним башней пожарной каланчи было одной из достопримечательностей Подгорья.

Хотя ратушу взамен бурмистерской избы в Кузнецке полагалось учредить ещё в 1723 году, с этим новшеством опоздали на 57 лет. Соответственно, город так и оставался без местного самоуправления, чиновников которого, впрочем, следовало выбирать не из всего населения, а из “граждан первостатейных, добрых, пожиточных и умных”. Соответственно, город и уезд так и не были разделены по управлению, и о должности земского комиссара с земской канцелярией из подъячих, солдат и рассыльных здесь так и не услышали. Такой отказ от петровских реформ объяснялся слишком малой численностью Кузнецкого дистрикта - 700 дворов при норме 1500 - 2000.

В 1780 году в Кузнецком уезде были учреждены и стали действовать (или, наоборот, бездействовать) аж три разных суда: уездный - для немногочисленного дворянства, городская ратуша - для горожан и нижняя расправа - для крестьян. Существовал и сиротский суд - орган опеки из городского головы, членов ратуши и старост. Его задача - сохранять собственность вдов, малолетних и промотчиков состояния. Последний не помешал бы и сейчас, учитывая масштабы эпидемии игромании в Новокузнецке.

Заново свои коллегиальные учреждения (присутствия) Кузнецк получил в 1804 году, когда он был причислен к разряду окружных городов среднего размера. Город обзавёлся ратушей, сиротским и словесным судами и квартирной комиссией. Кроме того, до 1826 года Кузнецк считался по-прежнему крепостью, где размещался военный гарнизон, независимый от городского самоуправления.

В 1876 году по всей империи началась земская реформа. Первый в Кузбассе представительный орган местного самоуправления - городская дума - был избран в 1876 году в Мариинске. В Кузнецке же реформа натолкнулась на... отсутствие подходящего помещения - здание окружного казначейства было занято судом, а остальные достойные здания были домами купцов и училищем. В придачу своего кирпича в Кузнецке не делали - везли издалека. Правда, с введением думы с управой в Кузнецке ликвидировали ратушу и квартирную комиссию, а через два года - сиротский и словесный суды, но они сами размещались где попало.

И единственным выходом из такого конфуза стало решение срочно строить для думы не каменное, а деревянное здание на главной Фрололаврской улице. А для придания ему пышности возвести над крышей башню - пожарную каланчу с курантами. Поскольку тощий городской бюджет не позволял одновременно возвести и думу, и городскую управу - орган исполнительной власти, то обе ветви власти решено было поместить вместе, но на разных этажах, присовокупив к ним полицейское управление в составе пристава, трёх околоточных и шести городовых, а также 18 пожарных. Чтоб хоть какая-то польза была.

Вот так в 1877 году на Фрололаврской, по случаю переименованной в Полицейскую, и была построена деревянная двухэтажная городская управа с полицейским управлением и домом пожарной команды. Бревенчатое здание с двумя рядами по шесть окон на фасаде и довольно скромными наличниками, железной крышей и палисадом выглядело бы неказисто, если бы не выраставшая из крыши деревянная башня с круговой смотровой площадкой и шпилем, над которым по праздникам поднимали флаг. Поскольку курантов так и не установили, их функцию выполнял дежурный пожарный, бивший в полдень и каждые шесть часов в колокол. От проезжей части управу ограждал высокий палисад с рядом берёз. Со двора же был пристроен навес для служебного транспорта - лошадей с заправкой в виде сенного овина.

Архитектурно управа весьма тяготела к так называемому военно-казённому стилю, который буйным цветом расцвёл на просторах Российской империи эпохой ранее - в четверть века царствование Николая I. Тогда во избежание всякого вольнодумства чиновники строго-настрого запретили строить что-либо, помимо зданий, предусмотренных типовыми проектами. Карикатуристы немало хихикали над таким абсурдом, но факт остаётся фактом - начиная с воцарения Николая Павловича в 1825 году и много позже его смерти, вплоть до 1870-х годов, всё в России строилось по “образцовым прожектам по губерниям”. Типичным примером стала и наша управа с каланчёй.

Городскую думу кузнечане избирали на четырёхлетний срок, но первые выборы 1876 года вышли комом - большинство горожан их просто проигнорировали: из 369 человек, имевших имущественный ценз, в голосовании приняло участие всего 38 - 10,3 процента избирателей, что можно назвать, очевидно, самой низкой в истории Кузбасса явкой избирателей. Впрочем, в других городах нашей губернии народ тоже “голосовал ногами”: в Барнауле из 1370 человек, имевших право выбирать, на участки пришёл только 51 - меньше 4 процентов, в Колывани из 646 избирателей - 270, в Бийске из 873 - лишь 59 человек (6,7 процента).

В первую городскую думу Кузнецка были избраны 30 гласных (депутатов): шесть чиновников, 14 мещан, девять купцов и один... “прочий”. Ни один из них не имел высшего образования, средним могли похвастаться только трое, низшим (начальным) обладали восемь избранников, домашним - 14, а пятеро были вовсе безграмотны. Так что, когда шестилетний Володя Ульянов ещё в гимназию пойти не успел, у нас уже решительно претворяли в жизнь важнейший ленинский принцип - сразу пять кухарок взялись управлять государством.

За свой первый год работы - 1877-й - наша дума провела 16 заседаний, причём лишь семеро депутатов приняли участие во всех заседаниях. Средняя явка была лишь 10 человек, и зачастую сессии срывались из-за отсутствия кворума. Что немудрено: тогдашние избранники жили не коррупцией и откатами, а простым трудом: покосами да пчёлами. Первым секретарём (председателем) гордумы Кузнецка стал господин Фурс - он пребывал в этой должности все 1870 - 1880-е годы.

Городская управа состояла из трёх чиновников: головы и двух помощников. Первым городским головой Кузнецка на четырёхлетний срок был избран купец Иван Конюхов, на второй - купец Медников, на третий и четвёртый сроки - тоже купец, а позже золотопромышленник Степан Егорович Попов.

Деятельность городской думы в основном касалась утверждения городских бюджетов. И у горожан, проигнорировавших выборы вовсе или избравших не учёных грамоте депутатов-кухарок, была причина пригорюниться - за восемь лет, с 1880 по 1888 год, доходы Кузнецка не только не выросли, но упали с 8818 до 7867 рублей. Главной причиной такого конфуза было снижение оборотных доходов от аренды государством казармы - с 4277 до 3030 рублей. Упали и проценты от капиталов - со 103 до 80 рублей, а поступления от продажи негодных вещей и штрафов вовсе исчезли: если в 1880-м за негодные вещи город умудрился выручить аж четыре рубля, то за восемь лет народ стал, видно, умней и приобретать их вовсе перестал. Доход же от остальных источников рос: от городских зданий - с 304 до 750 руб., от продажи земель частникам - с 8 до 22 руб., от сенокосов, выгонов и огородов - с 430 до 843 руб., от рыбной ловли - с 36 до 58 руб., от налогов на землю под заводы и кузницы - с 55 до 83 руб., от площадей под лавки, балаганы и лари - с 613 до 880 руб., от городских весов и мер - с 252 до 300 руб., от перевозов - с 41 до 121 руб., от постоянных пожертвований - с 155 до 210 руб., от питейных заведений и постоялых дворов - с 458 до 524 руб., от оценочных сборов - с 606 до 661 руб.

Бюджет Кузнецка был профицитный и за те же восемь лет вырос с 6853 до 7851 руб. Из них на содержание полиции уходило 443 и 502 руб. соответственно, на пожарную часть - 823 и 1290 руб., на судебную часть - 600 и 300 руб., на тюрьму - 426 и 517 руб., на военное ведомство - 1483 и 1575 руб., на городское управление - 1988 и 1991 руб., на благоустройство - 282 и 845 руб., на народное образование - 450 и 647 руб., на медицину - 50 и 50 руб. (сумма не менялась, так как вся, до копеечки, уходила на содержание всё той же повивальной бабки), на пенсии и пособия для престарелых полицейских, духовенства и учителей - 100 и 260 руб. и на чрезвычайные ситуации - 18 и 30 руб.

В конце концов Советская власть покончила и с думой, и с управой, и с двухэтажным зданием с каланчёй: на улице Достоевского не осталось почти ничего - в основном помойки да гаражи. Фото из архива автора

16 июня 1870 г. Александр II подписал Закон о реформе городского самоуправления в России, которая по праву стала составной частью Великих реформ 60-70-х гг. XIX в. Принятие «Городового положения 1870 г.» явилось ответом на новые насущные потребности развития городов, создавало определенные условия для подъема городского хозяйства, привлечения к работе в органах самоуправления стремительно набиравших силу после падения крепостного права предпринимателей.

Принятию городской реформы предшествовала серьезная подготовительная работа, которая началась в 1862 г. по инициативе Министерства внутренних дел. Для выработки предложений на местах в российских городах было образовано 509 комиссий, на основе мнения которых в МВД был составлен первый вариант проекта реформы. Рассмотрение проектов продолжалось до 1870 г., когда третий по счету проект получил силу закона.

Реформа заменила прежние сословные органы городского управ­ления всесословными выборными органами самоуправления – Городской думой (распорядительной) и Городской управой (исполнительной). Избирательное право было предоставлено лицам мужского пола, находившимся в русском подданстве и платившим в пользу города налоги и сборы. Наиболее крупными группами избирателей стали владельцы недвижимости в черте города, содержатели торговых и промышленных заведений, обладатели купеческих и промысловых свидетельств и приказчики 1-го разряда. Избирательное право было предоставлено и юридическим лицам: разным ведомствам, учреждениям, обществам, товариществам, монастырям, церквам, платившим сборы в городской бюджет. Законом предусматривалась трехразрядная избирательная система, при которой все избиратели делились на три курии (крупных, средних и мелких налогоплательщиков) с равными общими суммами платежей городских налогов. Каждая курия избирала 1/3 состава гласных Городской думы. Численный состав дум устанавливался с учетом количества населения от 30 до 72 чел., в Москве – 180, в Петербурге – 250. Городская дума избирала из своего состава городского голову, его заместителя, членов управы. Городской голова возглавлял одновременно и Думу, и Управу, координируя их работу. Органом надзора за соблюдением законности в деятельности городского самоуправления являлось Губернское по городским делам присутствие (под председательством губернатора).

Лица, имевшие право участвовать в выборах гласных городских дум, составляли в целом весьма незначительную часть населения. Так, в середине 80-х гг. в Среднем и Нижнем Поволжье их процент колебался от 7,7% самостоятельного населения в Казани до 9,6% в Саратове. И все же избирательная система обеспечила довольно прочные позиции в думах представителям торгово-промышленных кругов российских городов. Купечество крупнейших городских центров того же Среднего и Нижнего Поволжья, составляя всего лишь 2,5%–3,4% их населения, было представлено в 1884-1888 гг. в Самарской городской думе 51,4% всех гласных, в Саратовской – 62,5%, в Казанской – 66,7%, в Астраханской 68% гласных. Наряду с русскими купцами избирались в думы и представители других национальностей. Причем число их постоянно увеличивалось. Например, в Казанскую городскую думу в 1872-1874 гг. было избрано 8 татар, в 1875-1878 гг. – 12, в 1879-1882 гг. – 16, в 1883-1886 гг. – 20.


Городские органы самоуправления имели ряд административно-хо­зяйст­венных функций. Прежде всего это благоустройство города: освещение, отопление, водо­снабжение, очистка, транспорт, устройство городских проездов, набережных, мостов и др. Далее – развитие народного образования и культуры (открытие школ, библиотек, музеев, театров и пр.), здравоохранения (учреждение и содержание больниц, проведение санитарно-ги­гие­нических мероприятий). Требовало внимания оказание содействия в обеспечении населения продовольствием (организация рынков, базаров), принятие мер против пожаров и других стихийных бедствий, попечение о развитии местной торговли и промышленности, об устройстве бирж, кредитных учреждений и др. В пределах предоставлен­ной компетенции органы самоуправления обладали относительной независимостью и самостоятельностью.

Городской бюджет формировался на основе налогов и сборов с недвижимости, доходов от эксплуатации городских имуществ (торговых рядов, бань и др.), пошлинных сборов на клеймение весов и мер, аукционов и др., а также отчислений из городской казны. Реформа устанавливала ряд ограничений бюджетных прав органов самоуправления: они не могли самостоятельно вводить новые налоги и превышать установленную законом предельную норму обложения. На городские думы были возложены обязательные расходы на содержание пожарной охраны, полиции, тюрем, казарм и др.

Городские думы в новых условиях смогли добиться определенных успехов и доказать жизнеспособность органов самоуправления. Характерным примером в этом отношении являлась Казань как один из крупных административных, торгово-промышленных и научно-учебных центров Европейской России второй половины XIX в. Реализация реформ 1870 г. привела к тому, что именно представители крупного купечества стали играть значительную роль в общественной жизни Казани. Пост городского головы преемственно занимали выборные из купеческого сословия (Д.Ва­раксин, П.Прибытков, Е.Печников и др.). Под их руководством Казанская городская дума и управа немало полезного сумели сделать для города. Уже к середине 70-х гг. было замощено около половины всех улиц, в 1874 г. состоялось открытие водопровода, в том же году началось освещение улиц газовыми фонарями, в июне 1897 г. первые электрические фонари зажглись на центральных улицах города, в 1875 г. состоялось открытие конно-железной дороги, в 1899 г. в городе появился первый электрический трамвай, в 1876 г. город подключился к международному телеграфному агентству, в 1882 г. началось строительство первой телефонной станции. Много внимания новые органы самоуправления уделяли решению проб­лем развития здравоохранения, народного образования, культуры.

Создание органов земского городского самоуправления явилось важ­ным этапом становления в России гражданского общества. Впервые управ­ление общественными делами в значительной своей части было изъято из ведения чиновников и передано избранным представителям различных социальных групп населения. На смену бюрократическим принципам комплектования и функционирования органов местного управления пришла система местного самоуправления, основанная на принципах цензовой демократии. Не случайно российские либералы расценивали введение земств, а затем и органов городского самоуправления как важнейшие шаги по пути к конституционным формам правления в России. Новые органы местного самоуправления – земские и городские – вошли в историю страны как буржуазные учреждения.

Выбор редакции
1 2 3 4 5 6 7 8 9 … 32 Причины возникновения: У восточных славян родоплеменные, кровнородственные отношения сменяются на военные,...

Русь - исторически сформировавшееся название, которое получили земли восточных славян. Впервые оно употреблялось как название...

Происки недругов способны существенно подпортить репутацию и жизнь. Ненавистники имеют в своем арсенале много сплетен, интриг, козней. От...

Хотите овладеть Магией Обольщения? Сделать свое Тело Идеальным? Убрать морщины и излишки там где не нужно? Прибавить там где...
Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.Присоединяйтесь к нам в...
Общеизвестна сила магии цыган. Даже в наши дни имеется множество свидетельств чудесам, которые вытворяют цыганские ворожеи. В их активах...
Мощные заговоры от пьянства помогут человеку избавиться от пагубной привычки, вернуть здоровье и наладить взаимоотношения с окружающими....
Сталкивается уже на рубеже VIII-IX вв. Объединившись с варяжскими дружинами, восточные славяне совершали набеги на византийские владения...
Преподобный Алексий, человек Божий, родился в Риме от знатных и благочестивых родителей. Отец его Евфимиан был сенатором. Он отличался...