Государственная экспертиза условий труда — что это такое, когда осуществляется. Осуществление государственной экспертизы условий труда, ее цели и особенности проведения Что такое государственная экспертиза условий труда


Государственная экспертиза условий труда – это оценка качества проведения специальной оценки условий труда, правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, фактических условий труда работников (ч. 11 ст. 209 ТК РФ, п. 2 Порядка проведения госэкспертизы).

Ее проводят следующие органы госэкспертизы (ч. 1 ст. 216.1 ТК РФ, п. 1 Порядка проведения госэкспертизы):

– федеральная инспекция труда, которая осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ч. 1 ст. 353 ТК РФ);

– органы исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда.

Срок проведения экспертизы – не более 30 рабочих дней со дня регистрации в органе госэкспертизы оснований для ее проведения (абз. 1 п. 18 Порядка проведения госэкспертизы). Он может быть продлен, но не более чем на 60 рабочих дней. Случаи продления установлены в абз. 2 п. 18 Порядка проведения госэкспертизы.

  1. В каких случаях работодателю целесообразно инициировать госэкспертизу условий труда

Как следует из анализа ч. 4 ст. 216.1 ТК РФ, п. 2, пп. “а” п. 3 Порядка проведения госэкспертизы, работодатель вправе инициировать проведение госэкспертизы.

Это даст ему возможность, в частности:

1) сократить затраты на предоставление гарантий и компенсаций;

2) исключить риск привлечения к административной ответственности.

Сокращение затрат работодателя на предоставление гарантий и компенсаций

Проведение госэкспертизы целесообразно, если у работодателя есть сомнения в том, что по результатам спецоценки работникам правильно установлены гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

Если такие гарантии и компенсации установлены неверно, например противоречат нормам трудового законодательства, работодателю приходится нести необоснованные затраты на их предоставление.

Пересмотр гарантий и компенсаций в пользу работодателя

Если результаты госэкспертизы свидетельствуют о неправильном предоставлении гарантий и компенсаций, работодатель обязан провести внеплановую спецоценку на основании предписания государственного инспектора труда. Только по ее итогам можно будет установить другие гарантии и компенсации.

Это следует из совокупного анализа п. 6 ст. 7, п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона о спецоценке.

Процедура проведения специальной оценки условий труда

К расходам работодателя на предоставление работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, в частности, относятся следующие:

– оплата труда в повышенном размере (ч. 1 ст. 146 ТК РФ);

– оплата ежегодных дополнительных отпусков (ч. 1 ст. 116, ст. 117 ТК РФ);

– затраты на направление работников на предварительные или периодические медосмотры (ч. 1, 8 ст. 213 ТК РФ).

Исключение риска привлечения к административной ответственности

Если по итогам проверки должностное лицо вынесло необоснованное, по мнению работодателя, предписание об устранении нарушений, касающихся предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, работодатель также может инициировать госэкспертизу по оценке правильности предоставления гарантий и компенсаций.

В этом случае заключение госэкспертизы послужит доказательством соблюдения работодателем трудового законодательства и государственных нормативных требований охраны труда, что позволит исключить риск привлечения его к административной ответственности в соответствии со ст. ст. 5.27 и 5.27.1 КоАП РФ.

  1. В каких случаях, помимо обращения работодателя, проводится госэкспертиза условий труда

Перечислим некоторые случаи, когда госэкспертиза может проводиться в отношении работодателя, который ее не инициировал.

Случай 1. Фактические условия труда на рабочих местах не соответствуют нормативным требованиям.

Возможность проведения госэкспертизы для оценки фактических условий труда предусмотрена в абз. 4 ч. 3 ст. 216.1 ТК РФ, п. 2 Порядка проведения госэкспертизы.

В этом случае с заявлением о проведении экспертизы вправе обратиться в том числе следующие лица:

– органы исполнительной власти.

Роструд в рамках своих полномочий осуществляет взаимодействие с другими федеральными органами исполнительной власти, например органами госсанэпиднадзора (ст. ст. 365, 368 ТК РФ). В рамках взаимодействия такие органы вправе обратиться за проведением государственной экспертизы, если имеют основания полагать, что фактические условия труда работников не соответствуют нормативным требованиям;

– работники;

– профессиональные союзы.

Это установлено в пп. “а” п. 3 Порядка проведения госэкспертизы.

Случай 2. Правильность применения дополнительных тарифов не является бесспорной.

Плательщики взносов определяют размеры дополнительных тарифов страховых взносов в зависимости от результатов спецоценки условий труда (ч. 2.1 ст. 58.3 Закона о страховых взносах). Если при проверке правильности применения дополнительных тарифов результаты специальной оценки вызывают у органа ФСС РФ и иных страховщиков обоснованные сомнения, они вправе обратиться за проведением экспертизы. Такой вывод следует из пп. “а” п. 3 Порядка проведения госэкспертизы.

Случай 3. Работодатель нарушает права работников, связанные с гарантиями и компенсациями.

Возможность проведения госэкспертизы для оценки правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда предусмотрена в абз. 3 ч. 3 ст. 216.1 ТК РФ, п. 2 Порядка проведения государственной экспертизы.

Если по итогам специальной оценки условия труда на рабочем месте признаны вредными и (или) опасными, работодатель обязан предоставлять работникам гарантии и компенсации, предусмотренные в Трудовом кодексе РФ (п. 6 ст. 7 Закона N 426-ФЗ), например:

– сократить продолжительность рабочего времени, если условия труда признаны вредными (3, 4 степень) или опасными (абз. 5 ч. 1 ст. 92 ТК РФ);

– повысить размер оплаты труда (ст. 147 ТК РФ);

– предоставить ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, если условия труда признаны вредными (2, 3, 4 степень) или опасными (ч. 1 ст. 117 ТК РФ).

Если работник не удовлетворен уровнем гарантий и компенсаций или считает, что специальная оценка была проведена недостаточно объективно, он может обратиться за проведением госэкспертизы (пп. а п. 3 Порядка проведения государственной экспертизы). В этом случае она проводится только в отношении условий труда на его рабочем месте (рабочих местах) (п. 4 Порядка проведения государственной экспертизы).

Инициировать проведение экспертизы может не только сам работник, но и, например, трудовая инспекция в связи с осуществлением контрольных мероприятий, профсоюз.

  1. Как работодателю узнать о проведении госэкспертизы условий труда, если он ее не инициировал

Рассмотрим, каким образом работодатель может узнать о проведении государственной экспертизы, которую он не запрашивал.

Если экспертиза проводится по обращению заявителей

Предварительного уведомления работодателя о проведении экспертизы по запросу органа исполнительной власти, работника, профсоюза, органа Фонда социального страхования и других заявителей, указанных в пп. “а” п. 3 Порядка проведения госэкспертизы, не предусмотрено. В открытых источниках соответствующая информация также не размещается.

Данный вывод следует из системного толкования ст. 216.1 ТК РФ, ст. 24 Закона о спецоценке условий труда, Порядка проведения госэкспертизы, Федерального закона об организации предоставления государственных и муниципальных услуг.

В процессе проведения госэкспертизы работодатель может узнать о ней при следующих обстоятельствах:

1) затребование ответственным органом документов или материалов, необходимых для госэкспертизы, в соответствии с п. 13 Порядка проведения госэкспертизы;

2) обращение государственного эксперта (экспертной комиссии) с инициативой посетить исследуемые рабочие места (рабочее место) для получения необходимой информации согласно п. 26 Порядка проведения госэкспертизы;

3) получение от руководителя государственной экспертизы уведомления о проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса в соответствии с п. 30 Порядка проведения госэкспертизы.

Кроме того, узнать о госэкспертизе работодатель может после ее окончания, когда получит копию соответствующего заключения согласно п. 40 Порядка проведения госэкспертизы.

Если экспертизу назначает суд

Работодатель, который участвует в судебном деле, может узнать о назначении госэкспертизы в порядке, определенном процессуальным законодательством.

В частности, суд может назначить экспертизу при рассмотрении трудового спора о предоставлении работнику гарантий и компенсаций за работу с вредными условиями труда. Работодатель может узнать о таком назначении из определения суда:

1) непосредственно в судебном заседании, в котором вынесено определение о проведении экспертизы;

2) при ознакомлении с материалами дела.

Данный вывод следует из системного толкования ч. 1 ст. 35, ч. 1, абз. 2 ч. 2 ст. 79, ч. 1 ст. 80 ГПК РФ.

Если экспертиза проводится по инициативе ГИТ

Уполномоченный орган может провести госэкспертизу по представлению ГИТ в связи с осуществлением, в том числе по заявлению работника, мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением Закона о специальной оценке условий труда (пп. “в” п. 3 Порядка проведения госэкспертизы). К указанным мероприятиям, в частности, относятся плановые и внеплановые проверки ГИТ, которые проводятся в форме документарных и (или) выездных проверок. Это следует из системного толкования ч. 1 ст. 25 Закона о специальной оценке условий труда, ч. 1 ст. 353, абз. 2 ст. 356 ТК РФ, п. п. 7, 8 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 N 875; далее – Положение), гл. 2 Закона N 294-ФЗ.

В указанном случае работодатель может узнать об экспертизе в процессе или по окончании ее проведения. Предварительное уведомление работодателя о проведении госэкспертизы законом не предусмотрено. О том, что планируется госэкспертиза, ему может стать известно, если ГИТ до начала проверки примет решение о привлечении к ней государственного эксперта (экспертной комиссии). В частности, как следует из ч. 4 ст. 12 Закона N 294-ФЗ, перед началом выездной (как плановой, так и внеплановой) проверки до сведения работодателя должна быть доведена информация в том числе о составе экспертов, привлекаемых к проверке.

Эти сведения работодатель может получить также из распоряжения (приказа) о соответствующей проверке, в котором они должны быть отражены. Данный вывод следует из ч. 1 ст. 353 ТК РФ, ч. 1 ст. 14, пп. 2 ч. 2 ст. 14 Закона N 294-ФЗ, п. п. 2, 7, 8 Положения.

Так, перед проведением плановой проверки (не позднее трех рабочих дней до ее начала) копию такого приказа ГИТ направляет работодателю заказным письмом с уведомлением или иным доступным способом (ч. 12 ст. 9 Закона N 294-ФЗ). Отметим, что в качестве одного из доступных способов оповещения ГИТ используют факсимильные сообщения.

Права и обязанности работодателя при проведении выездной проверки

  1. Оплата госэкспертизы условий труда

Проведение государственной экспертизы условий труда по инициативе работодателя может быть как платным, так и бесплатным. Это зависит от цели ее проведения.

В некоторых случаях сама экспертиза осуществляется бесплатно, однако все необходимые исследования (испытания) и измерения в отношении вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса работодатель оплачивает.

Цель экспертизы Необходимость оплаты
Оценка качества проведения спецоценки условий труда Экспертиза проводится платно (абз. 3 п. 5 Порядка проведения госэкспертизы).

Исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса в рамках экспертизы также оплачиваются (абз. 1 п. 28 Порядка проведения госэкспертизы)

Оценка фактических условий труда работников Экспертиза проводится бесплатно (п. 6 Порядка проведения госэкспертизы), исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса в рамках экспертизы оплачиваются (абз. 2 п. 28 Порядка проведения госэкспертизы)
Оценка правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда Экспертиза проводится бесплатно (п. 7 Порядка проведения госэкспертизы)

Нужно ли оплачивать госэкспертизу, за проведением которой в целях оценки качества проведения спецоценки работодатель обратился не в орган госэкспертизы, а в ГИТ?

Ответ: Нет.

Обоснование: В этом случае госэкспертиза будет инициирована ГИТ, а не работодателем. Такой вывод следует из совокупного анализа абз. 2 п. 5, пп. “в” п. 3 Порядка проведения государственной экспертизы.

Если работодатель не произведет оплату или представит заведомо ложные сведения о ней, госэкспертиза не проводится. Это следует из пп. “а”, “в” п. 20 Порядка проведения госэкспертизы.

В случае неоплаты исследований (испытаний) и измерений руководитель госэкспертизы:

1) принимает решение о невозможности проведения госэкспертизы и делает об этом запись в заключении госэкспертизы;

2) направляет копию указанного заключения в гострудинспекцию по месту нахождения рабочих мест, в отношении условий труда на которых проводилась госэкспертиза, для принятия решения о проведении на данных рабочих местах мероприятий по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Это предусмотрено в абз. 2, 3 п. 31 Порядка проведения госэкспертизы.

Работодатель оплатил госэкспертизу в целях оценки качества проведения спецоценки, но не отразил этот факт в заявлении. Могут ли ему отказать в проведении госэкспертизы?

Ответ: Да.

Обоснование: Основания для отказа в проведении госэкспертизы перечислены в п. 20 Порядка проведения государственной экспертизы. Одним из них является отсутствие в заявлении сведений об оплате госэкспертизы.

Если работодатель произвел оплату, но не отразил это обстоятельство в заявлении, ему могут отказать в проведении госэкспертизы по формальному признаку. Такой вывод следует из пп. “е” п. 11, пп. “а” п. 20 Порядка проведения государственной экспертизы.

Определение стоимости госэкспертизы

Стоимость госэкспертизы может состоять из двух частей:

– плата за экспертизу;

– плата за проведение исследований (испытаний) и измерений в отношении вредных или опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Стоимость проведения госэкспертизы в целях оценки качества спецоценки вычисляется по формуле, включенной в Методические рекомендации по определению размера платы за проведение экспертизы качества спецоценки условий труда, утвержденные Приказом Минтруда России от 09.10.2014 N 682н. Как следует из п. 1 названных Рекомендаций, размер оплаты устанавливается органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда.

Стоимость проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса определяет руководитель госэкспертизы на основе изучения предложений по проведению аналогичных исследований или измерений не менее чем трех аккредитованных в установленном порядке испытательных лабораторий (центров). На это указано в п. 29 Порядка проведения государственной экспертизы.

Порядок и сроки оплаты проведения госэкспертизы

Госэкспертиза условий труда оплачивается до подачи соответствующего заявления в уполномоченный орган. Это следует из пп. “е” п. 11 Порядка проведения госэкспертизы, согласно которому сведения об оплате экспертизы работодателю необходимо внести в указанное заявление.

Оплата исследований (испытаний) и измерений вредных или опасных факторов производственной среды и трудового процесса, проводимых в рамках госэкспертизы, работодатель оплачивает отдельно и только в том случае, если он получил соответствующее уведомление от руководителя госэкспертизы.

В течение 10 рабочих дней со дня получения такого уведомления работодателю необходимо предпринять следующие действия (абз. 1 п. 31 Порядка проведения госэкспертизы).

Шаг 1. Внести денежные средства на соответствующий лицевой счет органа госэкспертизы.

Шаг 2. Направить в соответствующий орган госэкспертизы документ, подтверждающий оплату проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Если госэкспертиза не проводится по причине того, что не соблюдены требования к содержанию заявления о ее проведении и (или) перечню прилагаемых документов, работодателю возвращаются денежные средства, которые он внес в счет оплаты экспертизы. Если основанием для отказа стало представление заведомо ложных сведений или подложных документов, деньги не возвращаются. Это следует из п. 21 Порядка проведения госэкспертизы условий труда.

  1. Результаты и последствия госэкспертизы условий труда для работодателя

Результатом госэкспертизы является заключение с выводом о качестве проведения спецоценки, о правильности предоставления (непредоставления) гарантий и компенсаций работникам либо о соответствии условий труда работников нормативам (п. 34 Порядка проведения госэкспертизы).

Заключение утверждается руководителем государственной экспертизы и не позднее трех рабочих дней с момента утверждения выдается или направляется непосредственно заявителю (его полномочному представителю) либо в соответствующий судебный орган или ГИТ (п. п. 37, 39 Порядка проведения госэкспертизы).

Последствия госэкспертизы для работодателя

Внеплановая спецоценка

Обязанность работодателя провести внеплановую спецоценку в случае получения предписания государственного инспектора труда, основанного на заключении госэкспертизы о некачественном проведении спецоценки или о несоответствии условий труда работников требованиям охраны труда, установлена в пп. 2 ч. 1 ст. 17 Закона о спецоценке, ст. 216.1 ТК РФ.

Внеплановая спецоценка должна быть проведена не позднее шести месяцев со дня получения названного предписания (ч. 2 ст. 17, п. 1 ч. 2 ст. 24 Закона о спецоценке).

Сроки проведения внеплановой спецоценки условий труда

Пересмотр гарантий и компенсаций в пользу работников

В результате пересмотра гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работодателя могут обязать:

– установить сокращенную продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск;

– выплатить денежные средства, в том числе компенсацию морального вреда.

Это следует из анализа ст. ст. 419, 236, 237, 219, 92, 117, 147 ТК РФ, ст. 151 ГК РФ, Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 N 10 “Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда”.

Если установлено, что труд работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, не оплачивается в повышенном размере, работодатель должен будет выплатить доплату к заработной плате с учетом процентов (денежной компенсации).

Минимальный размер такой компенсации составляет 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования Банка России от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки. В локальном нормативном акте, трудовом или коллективном договоре может быть предусмотрен больший размер компенсации (ст. 236 ТК РФ).

Данные выводы подтверждаются судебной практикой (Апелляционные определения Свердловского областного суда от 01.07.2014 по делу N 33-7308/2014 и от 20.06.2014 по делу N 33-7296/2014).

Пересмотр на основании заключения госэкспертизы гарантий и компенсаций в пользу работников возможен как по соглашению с работодателем, так и в результате обращения работников с иском в суд либо с жалобой в ГИТ. При этом работники могут самостоятельно обратиться в Роструд (органы исполнительной власти субъектов РФ) для проведения госэкспертизы до обращения в суд (ГИТ) либо она может быть назначена в ходе рассмотрения иска в суде (жалобы в ГИТ), если ранее не проводилась (п. 3 Порядка проведения госэкспертизы).

Привлечение к административной ответственности

Если госэкспертиза условий труда осуществлялась ГИТ при проведении проверки деятельности работодателя и по ее результатам были выявлены нарушения требований охраны труда, работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ст. 5.27.1 КоАП РФ (ст. 419, ст. 220 ТК РФ).

Ответственность за нарушения норм о спецоценке условий труда

Ликвидация организации

Существенным риском для работодателя является то, что государственный инспектор может направить в суд требование о ликвидации юридического лица по причинам нарушений требований охраны труда (пп. “е” п. 13 Постановления Правительства РФ от 01.09.2012 N 875).

Пересмотр гарантий и компенсаций в пользу работодателя

Если при проведении госэкспертизы будет установлено, что работодатель предоставляет гарантии и компенсации в большем объеме, чем предусмотрено законом (в том числе когда из-за неправильного проведения спецоценки допустимые условия труда были ошибочно признаны вредными или опасными), они могут быть пересмотрены в сторону их снижения либо отмены. В этом случае по итогам госэкспертизы работодателю необходимо провести внеплановую спецоценку с целью последующего снижения гарантий и компенсаций. Проведение внеплановой спецоценки условий труда не требуется, если госэкспертизой будут подтверждены безопасные условия труда (ч. 4 ст. 219 ТК РФ).

Снижение или отмена гарантий и компенсаций повлечет изменение обязательных условий трудового договора. Последнее возможно либо по соглашению сторон (ст. 72 ТК РФ), либо в порядке изменений условий договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (ст. 74 ТК РФ). При этом уменьшение объема гарантий и компенсаций возможно со дня подписания документа об изменениях, вносимых в трудовой договор, работником и работодателем.

Можно ли снизить размер гарантий и компенсаций с даты утверждения отчета спецоценки, в котором указано, что гарантии и компенсации должны предоставляться работникам в меньшем объеме?

Ответ: Нет.

Обоснование: Гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда являются обязательными условиями трудового договора, поэтому снизить либо отменить их можно только после внесения соответствующих изменений в трудовые договоры. Такой вывод следует из совокупного анализа абз. 7 ч. 2 ст. 57, ст. 72, ст. 74 ТК РФ.

Проверки предприятия могут проводиться по различным направлениям. Одним из них выступает государственная экспертиза условий труда. Итогом соответствующих мероприятий может стать привлечение компании к ответственности. Составление протоколов часто сопровождается вынесением предписаний, которые требуется выполнять.

Давайте разберемся, кто осуществляет экспертизу условий труда и как к ней подготовиться.

Цели проведения экспертизы

Понятие госэкспертизы труда приведено в ст. 211 ТК РФ. Под ней подразумевается совокупность контрольных мероприятий, в ходе которых устанавливается соблюдение действующих нормативов в сфере охраны труда.

Причина проверок не является исключительно формальной. Основные цели включают в себя:

  • качество выявления действий вредных факторов на рабочих местах при ранее проведенной (она выполняется по инициативе предприятия с привлечением специализированной организации);
  • контроль за предоставляемыми льготами и компенсациями сотрудникам, имеющим право на них (в том числе для проверок гражданина, которому будет назначаться досрочная или повышенная пенсия в будущем);
  • определение соответствия действующим нормативам проектов переоборудования, реконструкции или строительства предприятий;
  • установление фактических условий труда сотрудников.

Регламент проведения мероприятий

Базовые правила проведения экспертизы установлены в ст. 216.1 ТК РФ. Они конкретизированы приказом Минтруда N 549н, принятым 12 августа 2014 года.

Мероприятия могут проводиться несколькими структурами:

  • трудовой инспекцией, являющейся федеральным контролирующим органом (больше о полномочиях трудовой инспекции читайте );
  • государственным промышленным надзором при проверке предприятий, добывающих энергоресурсы, а также относящихся к химической и металлургической промышленности (ст. 366 ТК РФ);
  • Госэнергонадзором, в части контроля за соответствующими объектами;
  • Госатомнадзором (ему подконтрольны предприятия, обращающиеся с ядерными материалами);
  • Санэпидемнадзором, в рамках своей компетенции;
  • региональным ведомством, курирующим вопросы охраны труда (их наименование отличается в разных субъектах РФ).

Экспертиза осуществляется в ограниченные сроки. Их устанавливает должностное лицо, принявшее решение провести соответствующие мероприятия. При этом устанавливается ограничение: проверка не может осуществляться более 30-ти рабочих дней с момента поступления запроса о ее проведении. Согласно п. 18 приказа, период экспертизы может быть продлен, если требуется получение ряда документов или проведение дополнительных исследований. Срок мероприятий может продлеваться не более, чем на 60 рабочих дней по решению руководителя проводящего их ведомства.

Инициирование госэкспертизы работодателем

Важно знать

Если по результатам государственной экспертизы условий труда были выявлены нарушения процедуры проведения спецоценки условий труда, то работодатель имеет право в судебном порядке потребовать возмещения затрат от экспертной компании, которая проводила специальную оценку.

В ряде случаев инициатором контрольных мероприятий может стать само предприятие. Это преследует несколько практических целей:

  1. Экспертиза рабочих мест позволит сократить издержки на предоставление различных льгот и компенсаций сотрудникам (доплаты, дополнительный отпуск и другое). Это поможет добиться большей экономической эффективности компании.
  2. Если у работодателя имеются сомнения, относительно корректности выводов в ходе проведения и , то он может избежать административной ответственности. Предприятие, инициировавшее проверку, не будет считаться нарушителем.

Другие основания для проведения экспертизы

Контрольные мероприятия могут проводиться по ряду других причин:

  1. Несоответствие условий труда требованиям, предъявляемым законодательством (о классификации условий труда, установленной законодателем, можно узнать из статьи ). Проверка может быть инициирована исполнительными органами (к примеру, Роспотребнадзором, установившим нарушения), работниками предприятия и профессиональными объединениями.
  2. Сомнения в правильности применения дополнительных тарифов при изучении материалов по результатам независимой экспертизы условий труда. Инициатором в этом случае выступает ФСС или другая организация-страховщик.
  3. Нарушение со стороны администрации порядка исчисления и предоставления гарантий и компенсаций, в связи с условиями труда (п. 2 приказа) на конкретном рабочем месте. Чаще всего инициирует мероприятия сам сотрудник, но это может сделать профсоюз или трудовая инспекция.

Передача документов для проверки

Порядок проведения государственной экспертизы устанавливает обязанность предприятия предоставить экспертам ряд документов. К ним относятся:

  • соглашения между администрацией и сотрудниками, а также должностные инструкции;
  • перечень всех должностей, связанных с тяжелыми трудовыми условиями или действием вредных факторов;
  • документы о проведении медицинских осмотров;
  • подтверждение наличия средств защиты и их учета на личных карточках персонала;
  • журналы с доказательствами проведения инструктажей;
  • схему расстановки работников в ходе производства;
  • подтверждение квалификации, обучения и допуска сотрудников к работе (информация о прохождении сотрудниками аттестации по промбезопасности — );
  • приказы или другие акты о назначении ответственных за проведение инструктажей лиц.

Стоит отметить: в течение 7 дней после предоставления руководством предприятия документов для проведения государственной экспертизы условий труда орган исполнительной власти рассматривает вопрос о проведении ГЭУТ. Если документации недостаточно или она не соответствует установленным требованиям, — информируется заказчик. При неустранении недочетов орган исполнительной власти возвращает все материалы и уведомляет заказчика о том, что провести экспертизу невозможно. Недостаточные документальные сведения об объекте оценки – это единственная причина, по которой могут отказать в проведении госэкспертизы.

Расходы на проведение экспертизы

Стоимость осуществления экспертизы включает плату за само мероприятие и цену исследований действия вредных факторов. Согласно методическим рекомендациям от 9 октября 2014 года (утверждены приказом Минтруда N 682н), цена устанавливается ответственными региональными ведомствами.

По общему правилу, расходы на проведение контрольных мероприятий несет само предприятие. Исключение составляют лишь некоторые случаи, когда экспертиза инициируется другими субъектами:

  1. Если на проведении контроля качества условий труда настаивает то или иное ведомство.
  2. Когда проверка правильности расчета компенсаций и льгот проводится на основании обращения ФСС или другой организации-страховщика (п. 6 приказа).
  3. Если экспертиза будет касаться определения фактических условий труда на предприятии и инициирована государственным ведомством (п. 7 приказа).

О проведении государственной экспертизы условий труда смотрите в данном видеоматериале

Оформление результатов экспертизы и ее последствия

Результаты мероприятия оформляются в виде заключения. Оно будет содержать выводы об обоснованности или несоответствии предоставляемых сотрудникам гарантий и компенсаций, о качестве проведенной независимой оценки труда, а также о соответствии рабочих мест действующим требованиям. Также могут оформляться предписания об устранении нарушений.

Положительным последствием для компании может стать пересмотр предоставляемых работникам гарантий в виде:

  • уменьшения;
  • полной отмены.

Это снизит расходы на охрану труда в долгосрочной перспективе. Работодателю придется провести повторную спецоценку. Если госэкспертиза признает полную безопасность рабочего места, то новые исследования не потребуются.

Уменьшение или отмену гарантий и компенсация необходимо отразить в текстах трудовых договоров. Это делается по обоюдному согласию сторон, либо по причине изменений условий труда (организационных или технологических) по ст. 74 ТК РФ.

Дополнительно

Если заявитель выразил несогласие с заключением, сделанным государственной экспертизой, он имеет право обратиться в Минтруд России для рассмотрения разногласий. Приказом Минтруда РФ от 22 сентября 2014 года №652н был установлен порядок рассмотрения, а также необходимый для данной процедуры пакет документов.

Перечень возможных негативных последствий гораздо шире:

  • Наиболее серьезным риском является ликвидация предприятия. Такое требование инспектор может направить в суд, если будут обнаружены нарушения, касающиеся охраны труда.
  • Любое нарушение может стать основанием для административного штрафа. Согласно ст. 5.27.1 КоАП РФ, компания может заплатить 80 тыс. рублей. Больше о штрафах трудовой инспекции в 2019 году для юридических лиц можно прочитать по ссылке .
  • Работодателя могут вынудить предоставить дополнительные гарантии и компенсации сотрудникам. Это касается не только предоставление дополнительных выплат, отпусков и сокращения рабочего времени в будущем. Сотрудники получат основания для обращения в суд и взыскания морального вреда и компенсации по ст. 236 ТК РФ.
  • Установление некачественных результатов спецоценки вынудит предприятие проводить ее повторно в течение полугода с даты вручения предписания.

Чтобы минимизировать перечисленные риски, необходима предварительная оценка перспектив проведения экспертизы.

По вопросам проведения государственной экспертизы условий труда юрист проконсультирует вас в комментариях к статье

Трудовая экспертиза - это определение специалистами пригодности человека к труду по конкретной профессии.

Пригодность к тому или иному виду труда (профпригодность) обусловливается: возрастом; состоянием здоровья; уровнем подготовленности; наличием необходимых знаний, навыков и умений; призванием как совокупностью нужных профессиональных способностей и желания работать по данной профессии. Но зависит она и от социальных условий, и от пола свидетельствуемого.

В каждой профессии все перечисленные условия своеобразны, поэтому цели и формы трудовой экспертизы различны. Для экспертизы привлекаются различные специалисты и организации: врачи, психологи, педагоги, инженеры и другие специалисты, приемные комиссии, отделы кадров, вербовщики рабочей силы, военкоматы, врачебно-трудовые экспертные комиссии (ВТЭК), военно-врачебные комиссии (ВВК), комиссии по отбору машинистов локомотивов, шоферов, шахтеров и т.д.1

Трудовая экспертиза независимо от ее организационных форм решает следующие общие вопросы:

  • 1) может ли данный человек начинать выполнение определенной работы;
  • 2) может ли он продолжать работать в занимаемой им должности;
  • 3) на какой работе данного человека лучше использовать;
  • 4) если произошел несчастный случай, то в какой степени он зависел от особенностей работника и не была ли, в частности, сделана ошибка при допуске его к работе.

Эти вопросы определяют задачи трудовой экспертизы по данной профессии и методы их решения.

Основные задачи трудовой экспертизы во всех видах трудовой деятельности:

  • 1) предотвратить поступление человека па работу, к которой он не способен по возрасту, состоянию здоровья, образованию, психологической неспособности или но каким-либо другим причинам;
  • 2) отобрать для работы но данной профессии наиболее работоспособных людей, которые могут успешно выполнять трудовые обязанности по специальности без ущерба для своего здоровья и с надлежащей производительностью труда;
  • 3) своевременно отстранять от работы лиц, почему-либо оказавшихся неспособными к выполняемому ими виду труда, для отдыха, лечения или перевода на другую, более посильную им работу;
  • 4) определять, к какому виду труда тот или иной человек наиболее способен, с тем чтобы рекомендовать ему тот или иной вид трудовой деятельности в порядке профессиональной консультации.

Каждая из этих основных задач трудовой экспертизы решается соответствующим ей методом. В одних случаях изучаются только документальные данные, в других - проводятся беседы с поступающим на обучение или работу или же работающим на производстве, в некоторых - осуществляются врачебные и психологические исследования специалистами и экспертными комиссиями.

Наиболее четко организационно оформлена система врачебно-трудовой экспертизы, решающей свои задачи с помощью оценки состояния здоровья. Но врачебно-трудовая экспертиза с первых дней ее существования в той или иной форме всегда была связана с психологической экспертизой, потому что любой труд требует от человека не только физических, но и психических способностей, требования к которым в условиях механизации и автоматизации производственных процессов все более возрастают. Однако методика и организационные формы психологической трудовой экспертизы все еще не удовлетворяют предъявляемым к ней требованиям.

Объект трудовой экспертизы - взаимоотношение человека (для психологической трудовой экспертизы - личности) и труда. Трудовая экспертиза, в том числе и психологическая, может быть как прогностической, так и ретроспективной.

Прогностическая психологическая трудовая экспертиза на основе психодиагностики решает вопросы предвидения, психопрогностики особенностей дальнейшей трудовой деятельности освидетельствуемого. Она начинается еще в средней школе с профессиональной ориентации подростков, а затем продолжается при поступлении их в профессионально-техническое училище и в процессе обучения в нем, завершаясь на производстве.

Предвидеть успехи или неудачи подростка в его предстоящем учебном или производственном труде, т.е. заниматься психопрогностикой, - задача весьма важная, но чрезвычайно сложная. Надо хорошо знать требования осваиваемой профессии к его личным качествам, наличие у него необходимых способностей к обучению и труду, знать, как развиваются его общие способности и формируются профессиональные, как он относится к данному виду обучения и труда. Знать все эти данные для психодиагностики и на основе таких знаний прогнозировать успешность учебной и трудовой деятельности подростка могут обучающие и воспитывающие его. Именно они, педагоги, вместе с экспертными комиссиями должны решать задачу прогностической психологической экспертизы.

Ретроспективная трудовая экспертиза оценивает прошедшую учебную или трудовую деятельность освидетельствуемого и устанавливает связь допущенных им ошибочных действий, приведших к различным формам снижения качества деятельности (браку, травмам, авариям), со свойствами личности.

Оценивают прошедшую трудовую деятельность и устанавливают связь допущенных ошибочных действий со свойствами личности не только педагоги, но и инженеры-производственники, а также эксперты-врачи и психологи. Для ретроспективной трудовой экспертизы важно знать требования к качеству изучаемых действий, психические свойства и состояния обследуемого во время совершения анализируемых ошибок и происшествий.

Ретроспективная трудовая экспертиза важна для оценки способностей работника, для прогнозирования его дальнейшей деятельности и решения о целесообразности дальнейшего обучения или производственной работы по той или иной профессии.

В 2016 г. Приказом Минтруда РФ был утвержден Административный регламент предоставления Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по осуществлению государственной экспертизы условий труда. О том, кто и в какие сроки должен проводить экспертизу, для чего она проводится и какой порядок проведения процедуры - мы расскажем в данной статье.

Административный регламент предоставления Федеральной службой по труду и занятости государственной услуги по осуществлению государственной экспертизы условий труда был утвержден Приказом Минтруда РФ № 708н от 05.12.2016 г. В соответствии с положением статьи 126.1 Трудового кодекса РФ экспертиза осуществляется на основании определений суда, обращений работодателей и объединений работодателей, профсоюзов и их объединений, органов исполнительной власти, самих работников, органов ФСС и других представительных органов, уполномоченных на данные действия работниками.

Для чего проводится государственная экспертиза условий труда?

Осуществление экспертизы условий труда происходят с целью провести оценку:

  1. фактических условий труда работников;
  2. качества реализации специальной оценки условий труда;
  3. правильности предоставления работникам законных гарантий и компенсаций за работу с опасными и вредными условиями труда.

Как правило, работодатель является инициатором проведения государственной экспертизы только в том случае, если у него есть основания сомневаться в правильности установления гарантий и компенсаций работникам за работу с опасными и вредными условиями труда после проведения специальной оценки труда. Стоит напомнить, что к расходам работодателя при предоставлении таких компенсаций и гарантий относятся такие расходы, как: оплата труда в повышенном размере, ежегодных дополнительных отпусков, а также затраты на направление работника на периодические или предварительные медосмотры.

Это важно знать

  1. В случае, если в ходе государственной экспертизы будет выявлено, что работодатель предоставляет компенсации и гарантии работнику в большем объеме, чем предусмотрено законом, в том числе, если при неправильном проведении специальной оценки условий труда допустимые условия были ошибочно приняты, как опасные и вредные, они могут быть пересмотрены в сторону снижения либо отмены.
  2. В случае, если по итогам экспертизы условий труда класс вредности был понижен, работодателю следует провести внеплановую оценку условий труда с целью снижений компенсаций и гарантий. Если же госэкспертизой были подтверждены условия труда, как безопасные, проведение внеплановой СОУТ не требуется.
  3. В случае отмены гарантий и компенсаций или их снижения обязательно меняются условия трудового договора по соглашению сторон либо по причинам, непосредственно связанным с изменением технологических или организационных условий труда. При этом, уменьшение объема компенсаций и гарантий возможно со дня подписания дополнительного соглашения об изменениях, которые вносятся в трудовой договор.

Кто может проводить экспертизу условий труда?

В соответствии с законом государственную экспертизу условий труда могут осуществлять:

  1. органы исполнительной власти субъектов РФ в сфере охраны труда;
  2. федеральная инспекция труда, осуществляющая негосударственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных правовых актов, содержащих в себе нормы трудового права.

Законом установлено, что лица, осуществляющие экспертизу условий труда, наделены соответствующими правами и обязанностями. Так, они имеют право:

  • в порядке, предусмотренном действующим законодательством, беспрепятственно посещать любых работодателей для осуществления экспертизы при наличии удостоверения установленного образца (в том числе, работодателей - физических лиц);
  • проводить необходимые наблюдения, измерения и расчеты, в том числе, с привлечением при необходимости исследовательских лабораторий, аккредитованных в соответствии с действующим законодательством;
  • запрашивать и получать документы и иные материалы, необходимые для экспертизы.

В обязанности лиц, проводящих госэкспертизу условий труда, входит:

  • составление по результатам экспертизы заключения о соответствии условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и направление данного заключения в судебные органы, органы власти, работодателям и другим;
  • обеспечить обоснованность и объективность выводов, которые представлены в заключении;
  • реализовать сохранность полученных для осуществления экспертизы материалов и конфиденциальность сведений содержащихся в них.

Это важно знать

  1. Государственная экспертиза осуществляется в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. В настоящее время данный Порядок утвержден Приказом Минтруда РФ № 549н от 12.08.2014 г.
  2. Срок проведения государственной экспертизы условий труда не должна превышать 30 дней с момента регистрации в соответствующем органе основания для ее проведения. При этом срок проведения экспертизы может быть продлен до 60 дней, основания к продлению установлены в абзаце 2 пункт 18 указанного Порядка.

Госуслуги по проведению экспертизы условий труда

Роструд предоставляет возможность получения госуслуги в порядке реализации экспертизы. Пункт 3 Административного регламента предусматривает получения информации о порядке предоставления госуслуги в открытом доступе:

  • на официальном сайте Роструда;
  • на Едином портале государственных и муниципальных услуг;
  • на информационных стендах в местах, которые предусмотрены для предоставления государственных услуг.

Информация об услуге может предоставляться с использованием средств электронной, телефонной и факсимильной связи. Результатом предоставления услуги, которая направляется заявителю в срок не позднее 3-х дней с даты оформления, может быть:

  • направление заявителю заключения о результатах проведения экспертизы условий труда;
  • направление заявителю уведомления о невозможности предоставления услуги с обязательным указанием причин ее непредставления.

Это важно знать

  1. В соответствии с пунктом 15 Административного регламента установлено, что государственная услуга осуществляется в срок не более 30 дней с даты регистрации заявления.
  2. Плата за предоставление государственной услуги не взимается.

Для получения госуслуги по проведению государственной экспертизы условий труда заявителю необходимо предоставить правильно составленное заявление, где обязательно указываются:

  • полное наименование заявителя, в том числе ФИО, если заявителем является работник;
  • контактная информация - почтовый адрес, электронная почта и номер телефона;
  • наименование цели проведения госэкспертизы условий труда;
  • наименование профессий / должностей занятых работников и индивидуальные номера рабочих мест, наименование структурного подразделения работодателя, в котором находятся рабочие места, где будет предоставляться госуслуга (если заявителем является работник - указывается сведение о его рабочем месте);
  • обоснование необходимости проведение экспертизы;
  • сведения о ранее предоставляемых госуслугах (при наличии).

Важно! Заявление подписывается лично заявителем - работником или руководителем /заместителем руководителя в случае обращения работодателя, профсоюза или их объединений.

В соответствии с пунктом 21 Административного регламента работодатель к заявлению обязательно прикладывает:

  • отчет о проведении специальной оценки условий труда и иные документы, содержащие результаты исследований и измерений опасных и вредных факторов производственной среды и трудового процесса;
  • трудовой и коллективный (при наличии) договор, которые устанавливают обязательства работодателя по соблюдению прав работников на безопасные условия труда;
  • положение о системе оплаты труда работника (если есть);
  • местные акты работодателя, которые устанавливают условия и объемы предоставляемых работникам гарантий и компенсаций за работу с опасными и вредными условиями труда;
  • список работников, подлежащих периодическим или предварительным медицинским осмотрам, и копии заключительного акта о результатах таких осмотров за предшествующий год.

Это важно знать

  1. Все предоставляемые документы должны быть четкими для прочтения и не должны содержать слова и аббревиатуры, употребление которых не допускается действующим законодательством.
  2. Заявление и документы направляются заявителем в адрес Роструда почтовым отправлением с уведомлением либо передается должностному лицу на личном приеме либо направляется в электронной форме при использовании специальной формы.
  3. При получении документов в электронной форме, принявшее их должностное лицо подтверждает его получение в виде электронного документа.
  4. При приеме документов на личном приеме на втором экземпляре проставляется дата приема и должностное лицо, принявшее заявление.
  5. Принятое заявление (в том числе, направленное в электронном виде) регистрируется должностным лицом в течении одного рабочего дня с момента поступления. После регистрации документы передаются руководителю службы, который, в свою очередь, рассматривает его в день поступления и направляет с указанием руководителя уполномоченного структурного подразделения - он также рассматривает его в течение дня и передает его на исполнение должностному лицу.

Причины отказа в предоставлении госуслуги

В соответствии с пунктом 27 Административного регламента законом не предусмотрены основания для отказа в приеме документов, необходимых для проведения экспертизы условий труда. Вместе с тем, допускаются определенные основания для приостановления или отказа в предоставлении государственных услуг. При этом, приостановление государственной услуги возможно при предоставлении неполного комплекта документов, поданных работодателем, при условии, что их можно дополнительно запросить у заявителя. В предоставление услуги может быть отказано, если:

  • в заявлении отсутствуют сведения, предусмотренные пунктом 20 Административного регламента;
  • заявление поступило от лица, не входящего в круг заявителей, предусмотренных пунктом 2 регламента;
  • непредставление заявителем документов, указанных в пункте 21 регламента;
  • предоставление подложных документов или заведомо ложных сведений.

Административные процедуры: состав, сроки и последовательность выполнения

Административный регламент пунктом 49 устанавливает административные процедуры предоставления государственной услуги в рамках проведения госэкспертизы условий труда:

  1. проверка правильности оформления заявления и полноты прилагаемых документов, запрос недостающих документов, рассмотрение основания для оказания госуслуги;
  2. проведение оценки на соответствие зарегистрированных материалов государственным нормам, требованиям охраны труда и требованиям о специальной оценке;
  3. оформление результатов после предоставления государственной услуги.

Этапы административных процедур:

  • Основанием для начала административной процедуры является заявление и прилагаемые к нему документы.
  • В течении 5 дней после регистрации заявления производится проверка соответствия оформления и правильности комплектации документов, по результатам которой руководителем уполномоченного подразделения вносится предложение о возможности предоставления услуги либо оформления уведомления о невозможности предоставления услуги.

При выявлении некомплектности документов, данные сведения указываются в уведомлении, а также информация о сроках их подачи в полном объеме (не превышают 30 дней с даты отправления уведомления).
Принимается решение в течении 7 дней о предоставлении госуслуги - если есть возможность получения документов по средствам запроса. Уведомление направляется заявителю заказным почтовым отправлением или с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.
Если запрашиваемые документы заявителем не были предоставлены в течении 30 дней, заявление и документы возвращаются заявителю с уведомлением об отказе оказания услуги.

  • Если процедура проверки документов завершена с положительным решением, специалисты переходят к следующему этапу - оценки соответствия зарегистрированных материалов государственным нормативным требованиям охраны труда. На данном этапе анализируется заявление и прилагаемые к нему документы посредством сравнения их положений о составе и порядке предоставления компенсаций и гарантий за работу с опасными и вредными условия труда с аналогичными требованиями, предусмотренными ст. 92, 117, 147 и 219 ТК РФ:
  1. оплаты труда в повышенном размере;
  2. сокращенной продолжительности рабочей недели;
  3. дополнительного оплачиваемого отпуска;
  4. иных гарантий и компенсаций, предусмотренных действующим российским законодательством.

Срок исполнения данной процедуры не должен превышать 10 рабочих дней с момента установления оснований для предоставления государственной услуги.
Результатом исполнения процедуры оценки является установление соответствия порядка предоставления и размеров гарантий (компенсаций) за работу с вредными (опасными) условиями труда, предоставляемыми работодателем работникам, занятым на указанных в заявлении рабочих местах, требованиям названных статей ТК РФ и иных законодательных актов.

Важно ! Установление повышенных размеров компенсаций и гарантий по сравнению с ТК РФ не является не соответствием.

По результатам исполнения должностным лицом составляется проект заключения государственной экспертизы условий труда.

  • Проект заключения составляется в двух экземплярах, визируется должностным лицом и подписывается руководителем уполномоченного структурного подразделения, утверждается руководителем службы. Во всех случаях выявления несоответствия в заключении приводится подробное описание выявленного несоответствия с указанием наименования и реквизитов правового акта, требования которого не соблюдены.

Не позднее 3-х рабочих дней с даты утверждения заключения, один экземпляр выдается на руки заявителю либо направляется по почте или в электронном виде. Второй экземпляр остается в уполномоченном структурном подразделении, его копия направляется работодателю, если он не является заявителем.
Данная госуслуга предоставляется Рострудом бесплатно при направлении соответствующего заявления и комплекта документов.

Выбор редакции
Теперь приступим к приготовлению теста, готовится оно очень просто.Соединяем в подходящей посуде размягченное сливочное масло, 1 куриное...

Для любимой классики нам нужны:*Все овощи взвешиваем после очистки.Свекла - 2 кгМорковь - 2 кгЛук репчатый - 2 кгПомидоры - 2 кгМасло...

В настоящее время трудно представить себе воспитанного и культурного человека, поглощающего ром, как говорится, «с горла». Со временем...

Кижуч – рыба семейства лососевых. Привлекает данная рыба своей серебристой чешуей. В России данную рыбу ловят от Чукотки до Камчатки, в...
Я очень люблю делать слоеный салаты на праздник, т. к. это довольно удобно для меня, ведь такой салат можно сделать накануне, а не...
Пряник – это традиционная русская сладость, которую принято пить с чаем. Появились эти вкусности еще в древности. Основными ингредиентами...
В Саратове наступило самое настоящее лето! Зной и пыль(На каждом углу продают квас и мороженое, и детей всегда сложно провести мимо этих...
1 стакан чечевицы свежие грибы (белые или шампиньоны) - 300 гр. лук-репка - 1 шт. морковь -1 шт. 4 клубня картофеля растительное...
Творожная диета для похудения представляет собой быстрый (в отношении продолжительности), легкий (в отношении рациона питания), полезный...