Государственная служба: тонкости увольнения. Порядок увольнения с государственной службы


Увольнение с госслужбы не имеет особых отличий от прекращения профессионального сотрудничества с другими категориями работающих.

Каждый человек имеет возможность претендовать на должности в тех или иных инстанциях, такие специалисты обычно имеют особый статус. Тем не менее даже в их деятельности могут возникнуть обстоятельства, которые вызывают необходимость прекращения профессионального сотрудничества. Действующими нормами определены четкие поводы для окончания деятельности госслужащего.

Поводы для прекращения профессионального сотрудничества с государственным (муниципальным) служащим особо не отличаются от общих установленных. Прежде всего, увольнение госслужащего в любой момент может произойти .

Руководитель может уволить бюджетного сотрудника по личной инициативе. Действующими нормами определен перечень причин для этого. Согласно Федеральному закону от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» к таковым отнесены:

  • Неудовлетворительное самочувствие человека, подтвержденное медицинским заключением, которое препятствует дальнейшему исполнению должностных обязанностей.
  • Недостаточный уровень квалификации. Такой факт должен быть подтвержден результатами проведенной проверки знаний.
  • Совершение тружеником проступка, который стал поводом для утраты доверия. Чаще всего такой повод применим к тем, кто занимается хранением и обслуживанием материальных ценностей, и денежных средств.
  • Повторный проступок со стороны работающего, к которому уже применены меры воздействия дисциплинарного характера.
  • без уважительной причины более четырех часов подряд.
  • Приход на работу под воздействием алкоголя или запрещенных препаратов;
  • Передача информации ограниченного доступа посторонним лицам;
  • Хищение материальных ценностей инстанции или других служащих. Такой факт должен быть подтвержден судом или другой уполномоченной инстанцией.
  • Несоблюдение требований внутренней безопасности, если это стало причиной причинения ущерба организации или труженикам.
  • Вынесение руководителем необоснованного распоряжения, если это стало причиной причинения ущерба организации.
  • Представление недостоверной или ложной информации человеком при назначении на должность.
  • Лишение права доступа к информационным ресурсам, если это необходимо для исполнения должностных обязанностей.
  • Прерывание своей профессиональной деятельности в связи с лечением на период более четырех месяцев.
  • Сокращение занимаемой должности.
  • Полная .

Наступление обстоятельств, которые не зависели от намерения сторон, также будут поводом для прекращения трудовых отношений. К ним относятся:

  • привлечение человека к исполнению обязанностей по военной службе в срочном или альтернативном порядке;
  • восстановление судебным решением в должности прежнего работающего;
  • назначение служащего на другую должность по результатам избирательной кампании;
  • обстоятельства, которые препятствуют дальнейшему исполнению должностных обязанностей – война, катастрофы, стихийные бедствия;
  • применение к труженику мер воздействия уголовного характера;
  • несоответствие занимаемой должности, установленное медицинским или судебным заключением;
  • лишение профессиональной квалификации в административном порядке;
  • уход из жизни труженика.

Также профессиональное сотрудничество прекращается, если были нарушены правила назначения на госбюджетную должность, а именно:

  • претендент не обладал необходимым образованием;
  • состояние его здоровья не соответствовало предъявляемым требованиям;
  • требованием ранее вынесенного судебного решения, человеку было запрещено занимать госбюджетные должности.

По собственному желанию

Госслужащий может уволиться из организации по собственному желанию.

Чтобы реализовать такое намерение, прежде всего заинтересованный труженик должен проинформировать руководителя о своем намерении не позднее чем за две недели до планируемого ухода.

Если поводом для ухода стали обстоятельства, которые объективно затрудняют дальнейшую работу, то увольнение должно состояться в день, который указан в обращении человека. Примерами таких обстоятельств являются: уход на заслуженный отдых, назначение на другую должность, нарушение руководителем взятых на себя обязательств.

Человек может аннулировать свое обращение и остаться на своем месте. Но это необходимо сделать, пока не истек срок предварительного уведомления начальника. Если период предупреждения истек, труженик имеет полное право не исполнять свои обязанности.

Работающий имеет возможность уйти из организации раньше, чем истечет период предупреждения. Однако это возможно только по согласованию с руководителем. Дни положенного ежегодного отпуска могут быть использованы служащим по назначению до ухода из структуры.

При увольнении человека исключают из специального учетного перечня, а материалы его личного дела передаются на хранение в архив.

В связи с утратой доверия

Освобождение от занимаемой должности в связи с утратой доверительного отношения к труженику реализуется несколько иначе. Прежде всего, следует отметить, что в большинстве случаев такое касается тех, кто обслуживает и денежные средства, а также имеет доступ к информации ограниченного доступа.

В данном случае прекратить сотрудничество с человеком на основании одного лишь подозрения нельзя.

Для этого сначала необходимо выявить факт проступка. Чаще всего такое происходит в момент проведения плановой проверки. Все факты должны быть задокументированы специальной проверочной комиссией. По результатам проверки составляется акт соответствующего содержания и руководителю организации вносятся предложения о применении мер воздействия к виновным.

Если факт нарушения был подтвержден, необходимо истребовать у нарушителя письменные пояснения, после чего издается распоряжение, с которым виновный должен быть ознакомлен под подпись.

По состоянию здоровья

Увольнение сотрудника по причинам его несоответствия занимаемой должности может произойти по намерению руководителя.

Следует отметить, что реализовать такой повод можно, только если нет возможности предложить человеку альтернативную должность. Обязательным условием для такого перевода является согласие труженика.

Сам факт неудовлетворительного самочувствия должен быть подтвержден официальным медицинским заключением.

Только при наличии указанного документа и подходящих вакансий, человек может быть освобожден от занимаемой должности и исключен из штата организации.

Истечение срока действия контракта

Госслужба прерывается и в случае, когда период действия подписанного истек. О предстоящем освобождении от должности, служащий должен быть проинформирован не позднее чем за семь фактических суток.

Не только наступление оговоренной сторонами даты будет поводом для окончания сотрудничества. Определенные обстоятельства также могут послужить причиной для этого.

Например, если договоренность подписывалась для выполнения определенного объема работы, то она прекращает свое действие, когда указанный объем будет выполнен. Это касается и случаев, когда работающий заменяет человека, который временно отсутствует по уважительным причинам, то есть труженик будет уволен, когда на работу выйдет основной специалист.

Уход на пенсию

Ещё одним поводом для прекращения трудовых отношений является . По действующим общим правилам предельный возрастной барьер нахождения на бюджетной должности составляет шестьдесят пять лет. Если человек достиг указанного возраста, но срок действия трудовой договоренности не истек, работающий, по согласованию с руководителем, может быть оставлен на своем месте, до истечения периода действия соглашения.

Некоторые исключения установлены для руководителей высшего звена. Для такой категории максимальный возраст нахождения на должности составляет семьдесят лет.

По согласованию между сторонами, человека могут оставить в структуре и по достижению пенсионного возраста на должности, которая не предусматривает исполнения обязанностей по гражданской службе.

Документальное оформление

Общий порядок прекращения профессионального сотрудничества предусматривает оформление необходимой документации.

Заинтересованная сторона должна проинформировать другую о своем намерении прекратить трудовые отношения.

Если инициатива исходит от сотрудника, то он обязан направить руководителю . В свою очередь, начальник направляет уведомление о своем намерении прекратить взаимодействие либо об обстоятельствах, которые препятствуют дальнейшему сотрудничеству.

После информирования необходимо оформить и подписать распоряжение, с которым под подпись нужно ознакомить увольняемого. В тексте такого документа необходимо указать:

  • наименование организации;
  • регистрационный номер и дату издания приказа;
  • повод для его оформления;
  • причины для прекращения отношений;
  • дата увольнения;
  • подпись руководителя организации;
  • личная роспись работающего и дата ознакомления.

В последний трудовой день человеку должна быть выдана на руки , а также выплачены положенные ему денежные средства. По просьбе увольняемого ему могут быть выданы и другие документы, которые имеют отношение к его профессиональной деятельности, например, копии приказов о приеме и увольнении.

Выплаты при увольнении

Выплата заработанных денежных средств является одним из обязательных этапов прекращения профессионального сотрудничества с любым работающим, независимо от занимаемой должности и специфики профессиональной деятельности. Такое правило распространяется и на госслужащих. Следует отметить, что выплаты указанной категории имеют свои особенности.

Прежде всего, должен быть выплачен заработок, в который включаются следующие суммы:

  • оклад за месяц, который соответствует классности чиновника;
  • дополнительная выплата за общий период деятельности в госбюджетных структурах;
  • компенсирование особых условий труда;
  • выплата за использование информации ограниченного доступа;
  • выплаты премиального характера.

Далее должен быть компенсирован период для отдыха и восстановления, который не был использован по назначению. Сюда включается не только оплата положенных дней, но и невыплаченная финансовая помощь, в пределах трех окладов по должности. Указанные суммы выплачиваются в полном объеме тем, кто проработал в госбюджетной структуре более одиннадцати месяцев.

В полном объеме денежные средства получат и те, кто проработал в структуре от пяти с половиной до одиннадцати месяцев, при условии, если прекращение профессионального сотрудничества произошло по причине:

  • ликвидации организации;
  • привлечение к исполнению обязанностей по воинской службе в срочном или альтернативном порядке;
  • уменьшение штатной численности тружеников;
  • перевод в другую структуру;
  • установление факта невозможности трудиться в последующем.

Финансовая помощь к отпуску не будет выплачена тем, кто уволен по отрицательным мотивам, например, прогул или .

Выходное пособие выплачивается только в случае ликвидации или сокращения. Его размер будет равен усредненному месячному заработку.

Если по указанным основаниям увольняются труженики, которые работали в условиях Крайнего Севера или приравненной к нему местности, то указанная выплата будет равна четырем усредненным заработкам за месяц. Такая же сумма будет выплачена тому работающему, который уходит или переводится на другое место в связи с нарушением здоровья либо нахождением на излечении более четырех месяцев подряд.

Заработок за две недели получат те, кто увольняется в связи с:

  • привлечением к воинской службе;
  • выходом основного специалиста, который временно отсутствовал по уважительным причинам;
  • отказом от перевода на другое место либо от продолжения работы в новых условиях.

Вам это будет интересно

Увольнение с госслужбы по собственному желанию осуществляется в соответствии с трудовым законодательством. В случае прекращения трудовых отношений по желанию одной из сторон необходимо соблюсти определенный порядок, иначе процедура может быть признана незаконной.

Уважаемые читатели! В статьях содержатся варианты решения типовых проблем.
Бесплатно помочь найти ответ на Ваш персональный вопрос помогут наши юристы. Для решения Вашей проблемы, звоните: Вы можете также получить бесплатную консультацию онлайн .

Прекращение трудовых отношений

Увольнение с госслужбы может осуществляться по собственному желанию, это право служащего. Собственно такая инициатива имеет несколько отличительных особенностей:

  • государственный или муниципальный служащий может уволиться по собственному желанию в любой момент, так как он обладает таким правом;
  • такое увольнение не должно обосновываться какими-либо доводами, работник не может ограничиваться условиями;
  • в том случае если у муниципального служащего или госслужащего имеется договоренность с руководством, то он может не отрабатывать период, который устанавливает трудовой договор;
  • при увольнении с муниципальной службы или госслужбы чиновник получает полностью расчет, который состоит из зарплаты и других отчислений.

Гражданский служащий получает полагающиеся выплаты в день, когда производится увольнение. В этот же день ему должна быть выдана надлежащим образом оформленная трудовая книжка.

П орядок и особенности процедуры

Когда происходит увольнение по собственному желанию муниципального или госслужащего, то ему необходимо написать соответствующее заявление. При этом стоит иметь в виду, что объяснять причину своего решения не нужно, работодатель не вправе это требовать.

Важно! Увольняться по желанию могут и те, кто начал служить по направлению, то есть государство оплатило его учебу. При этом нужно понимать, что в случае расторжения трудовых отношений придется возвратить средства, потраченные на образование.

Есть такое мнение, согласно которому, лицо после увольнения с госслужбы не имеет право в течение двухлетнего периода устраиваться на гос- или муниципальную службу. Однако оно ошибочно, так как трудовое законодательство не предусматривает подобных ограничений.

В ыплаты и компенсации

При расторжении трудовых отношений по собственному желанию муниципального либо госслужащего, ему должны быть выплачены причитающиеся ему денежные средства. К ним относят

  1. Зарплата служащего, начисляемая за то время, которое он отработал по факту. Расчет происходит по средней оплате за день службы, к примеру, если за день он зарабатывает 2000, то за 20 отработанных дней получит 40 000.
  2. Также ему будет выплачены премиальные. Они рассчитываются за год или квартал. Если выпал такой случай, что было не доработано некоторое время за квартал, то будет сокращение премии пропорционально количеству таких дней.
  3. Компенсационная выплата за дни отпуска, которые не были использованы.

Отвечая на вопрос: когда можно получить свой расчет в рассматриваемой ситуации, стоит сказать, что он производится в день, когда расторгаются трудовые отношения. В этот же день будет внесена соответствующая запись в трудовой документ.

Нередко возникаю спорные ситуации, которые имеют связь с выходным пособием. В частности, некоторые уверены, что оно им положено. Однако стоит иметь в виду, что получают такие выплаты те, кого вынуждены увольнять, потому что штат сокращают.

У вольнение с госслужбы порядок и правила

Для того чтобы уволиться муниципальный (в местных органах) или государственный служащий должны в первую очередь сообщать об этом руководству. Это делается в форме заявления. Образец заявления можно получить, обратившись в отдел кадров. Причину в нем указывать не нужно, кроме случаев, когда увольнение связано с выходом на пенсию или трудоустройством на выборную должность.

Бланк нужно выбирать только служебный, то есть получить именно в той организации, где проходит службу, так как они разнятся. В том случае, когда человек скачал образец с интернета, то, скорее всего, заявление придется писать заново. После разрыва трудовых отношений на каждого служащего оформляется личное дело, которое затем хранится в архиве.

З аявление на увольнение с госслужбы : образец

В 2017 году законами не устанавливается единая для всех форма заявления, которое пишется, когда человек желает уволиться со службы. В этой связи составляется оно в свободной форме либо по тому формату, которые действует в каждой конкретной организации. Однако имеются правила, которые необходимо соблюсти при написании:

  • обязательно должно быть написано от руки, то есть машинописные заявления не принимаются;
  • адресовано должно быть непосредственно работодателю либо его представителям, а не руководителю отдела, в котором проходила служба.

П орядок документального оформления

Статья 80 ТК РФ предусматривает правила прекращения отношений трудового характера по желанию служащего. В частности, он должен уведомить об этом работодателя не позднее четырнадцати дней до даты ухода. Это связано с тем, что такой период потребуется для завершения имеющихся дел, передаче их, а также прохождению обходного листа.

Работодатель после получения данного заявления в ответ издает приказ, где закрепляется дата увольнения. В указанный день работник может получить книжку, в которой отражается его трудовая деятельность. В нее уже будет внесена соответствующая запись.

В том случае, когда имеется допуск к тайне, охраняемой законом, то необходимо будет подписать документацию о ее неразглашении.

У плачивается ли НДФЛ

Говоря о том, уплачиваются ли государственными или муниципальными служащими налоги с полученных доходов, стоит отметить, что законы распространяют свое действие в равной мере на всех граждан, независимо от того, какую должность они занимают. В связи с этим указанные лица так же уплачивают 13 процентов от своей прибыли.

При этом оплачивает служащий налог не самостоятельно, за него это делает организация, в которой он проходит службу. Налогами не будут облагаться те выплаты, которые сотрудник получит в качестве компенсации при сокращении штатной численности.

В некоторых случаях служащий был нанят на работу по условиям, разработанным специально для него. То есть был заключен договор на персональных условиях, в нем было оговорено пособие, которые получит работник в случае увольнения. Если было указано, что такое пособие будет иметь больший размер, что заработная плата имеющая среднее значение, то человеку придется выплачивать налоги, которые предусматриваются законами.

Кроме этого, стоит отметить, что денежные средства, которые выплачиваются в качестве компенсации за дни отпуска, неиспользованные работником, так же подлежат налогообложению.

Увольнение государственного служащего является самым распространенным основанием прекращения государственной службы. Основания увольнения определяются в следующих законах:

1) Трудовой кодекс РФ;

2) ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации";

3) специальные федеральные законы, регламентирующие государственно-служебные отношения в различных государственных органах и различные виды государственной службы (например, органы внутренних дел, налоговые органы, таможенные органы);

4) законы субъектов РФ, регулирующие вопросы государственной службы.

Законодательство о труде определяет различные случаи увольнения государственного служащего.

I. Увольнение государственного служащего по собственному желанию (по собственной инициативе). Государственный служащий, желающий прекратить государственную службу и расторгнуть заключенный им на неопределенный срок трудовой договор по собственной инициативе, обязан за две недели письменно предупредить об этом руководителя государственного органа. После истечения указанного срока государственный служащий имеет право прекратить службу. Кадровая служба государственного органа должна оформить и выдать ему трудовую книжку и произвести необходимый расчет. В некоторых случаях руководитель государственного органа может расторгнуть трудовой договор с государственным служащим в тот срок, о котором последний просит в своем заявлении, по причине того, что он не имеет возможности продолжать государственную службу и выполнять свои должностные обязанности (например, в связи с необходимостью ухода за больным членом семьи).

Трудовой договор может быть расторгнут и до истечения срока предупреждения об увольнении по собственному желанию. В этом случае необходимо достичь соответствующей договорен-

ности между государственным служащим и руководителем государственного органа.

Для расторжения срочного трудового договора, или контракта (т. е. когда он заключен на определенный срок) важное значение имеют так называемые уважительные причины (например, инвалидность, препятствующая службе; болезнь), перечень которых законодатель не устанавливает (ст. 79-80 Трудового кодекса РФ). Таким образом, наличие уважительной причины является обязательным основанием для досрочного расторжения трудового договора (контракта). Данный вопрос в каждом конкретном случае подлежит тщательному обсуждению и рассмотрению обеими сторонами (государственным служащим и руководителем государственного органа). В любом случае отказа со стороны руководителя государственного органа в досрочном расторжении трудового договора из-за отсутствия, по его мнению, уважительной причины увольнения, государственный служащий вправе обжаловать это решение в административном или судебном порядке.

II. Увольнение государственного служащего по инициативе начальника (руководителя) государственного органа. Статья 81 Трудового кодекса РФ устанавливает несколько оснований увольнения государственного служащего по инициативе руководителя государственного органа.

1. Ликвидация государственного органа или сокращение его штата. Здесь необходимо соблюдение всех установленных законодательством о государственной службе и о труде оснований и порядка высвобождения служащих, а также гарантий, которые предоставляются государственному служащему, увольняемому в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением его штата. В случае ликвидации государственного органа государственные служащие подлежат увольнению. Если государственный служащий был с его согласия переведен из ликвидируемого государственного органа в другой государственный орган, то служащий обязан заключить с ним трудовой договор (контракт).

Увольнение по этому основанию допускается при условии, если невозможно перевести государственного служащего на другую государственную должность государственной службы с его согласия. Статья 16 ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" также устанавливает, что при ликвидации государственного органа или сокращении его штата государственному служащему в случае невозможности предоставления работы в том же государственном органе должна быть предложена

другая государственная должность в другом государственном органе с учетом профессии, квалификации и занимаемой ранее должности.

При невозможности трудоустройства государственного служащего, заключившего трудовой договор на неопределенный срок, ему гарантируется переподготовка (переквалификация) с сохранением на период переподготовки (переквалификации) денежного содержания по занимаемой до увольненения государственной должности государственной службы и непрерывного трудового стажа, а также предоставление возможности замещения иной государственной должности государственной службы.

Если государственный орган ликвидируется или сокращаются штаты, то государственному служащему при увольнении выплачивается средний заработок по ранее занимаемой должности в течение трех месяцев (без зачета выходного пособия). В случае непредоставления государственному служащему работы в соответствии с его профессией и квалификацией государственный служащий остается в реестре государственных служащих (с указанием в резерве) с сохранением в течение года непрерывного стажа государственной службы.

2. Обнаружившееся несоответствие государственного служащего занимаемой государственной должности государственной службы вследствие недостаточной квалификации или состояния здоровья, препятствующих продолжению осуществления государственной службы и исполнения своих должностных обязанностей. Одним из основных условий увольнения по данному основанию является отсутствие вины самого государственного служащего в ненадлежащем исполнении своих должностных обязанностей. Увольнение по этому основанию допускается при условии, если невозможно перевести государственного служащего на другую государственную должность государственной службы с его согласия. В данном случае перевод на другую государственную должность государственной службы допускается при условии, если такое состояние здоровья служащего вызвано заболеванием, не отнесенным к тем видам заболеваний, при наличии которых служащий вообще не может находиться на государственной службе. В данном случае речь всегда идет о стойком снижении трудоспособности государственного служащего, которое является препятствием для надлежащего исполнения должностных обязанностей. Государственный служащий может быть уволен на этом основании,

если его служба опасна для окружающих или противопоказана самому служащему.

Недостаточная квалификация государственного служащего как основание для увольнения должна подтвержаться соответствующими документами (например, решением аттестационной комиссии, которая признала государственного служащего не соответствующим занимаемой должности) и объективными данными, показывающими несоответствие государственного служащего занимаемой государственной должности вследствие недостаточной квалификации.

3. Неоднократное неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим без уважительных причин обязанностей, возложенных на него трудовым договором (контрактом), должностной инструкцией или правилами внутреннего трудового распорядка, если к нему ранее применялись меры дисциплинарной ответственности (дисциплинарные взыскания). Увольнение по данному основанию возможно при наличии следующих условий:

а) наличие систематического, т. е. неоднократного неисполнения должностных обязанностей;

б) вина государственного служащего, т. е. его виновные действия или бездействие, как причина неисполнения или ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей;

в) применение к служащему в прошлом мер дисциплинарной ответственности (дисциплинарных взысканий).

4. Прогул (в том числе отсутствие на службе без уважительных причин в течение рабочего дня более четырех часов). Главной особенностью увольнения по данному основанию является наличие неуважительной причины прогула. Если государственный служащий отсутствовал на службе по уважительной причине (например, авария, транспортное происшествие, болезнь), то его увольнение по данному основанию будет считаться незаконным.

5. Принятие необоснованного решения руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации.

6. Представление государственным служащим руководителю государственного органа подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на государственную службу (при заключении трудового договора).

7. Восстановление в государственной должности государственной службы лица, ранее ее замещавшего. Увольнение по этому основанию допускается при условии, если невозможно перевести государственного служащего на другую государственную должность государственной службы с его согласия (ст. 83 Трудового кодекса РФ).

8. Появление на государственной службе в нетрезвом состоянии, состоянии наркотического или токсического опьянения. Сам факт нетрезвого состояния, состояния наркотического или токсического опьянения государственного служащего во время выполнения своих должностных обязанностей в государственном органе должен фиксироваться и подтверждаться как документами (например, соответствующее медицинское заключение), так и свидетельскими показаниями других лиц.

9. Совершение по месту государственной службы (в государственном органе) хищения (в том числе мелкого хищения) государственного имущества, установленного вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, в компетенцию которого входит наложение административного взыскания.

10. Однократное грубое нарушение должностных обязанностей руководителем государственного органа и его заместителями. Главной особенностью здесь является возможность увольнения по данному основанию лишь руководителей или заместителей руководителей государственного органа. Вместе с тем в каждом конкретном случае нужно подтверждать наличие "грубого нарушения должностных обязанностей". Как уже отмечалось, Указ Президента РФ от 6 июля 1996 г. "О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы" устанавливает, что однократным грубым нарушением дисциплины в системе государственной службы, влекущим применение к виновным государственным служащим (должностным лицам и иным сотрудникам государственных органов исполнительной власти) такой меры дисциплинарной ответственности, как освобождение от занимаемой должности, являются: нарушение федеральных законов и Указов Президента РФ; неисполнение или ненадлежащее исполнение федеральных законов, указов Президента РФ и вступивших в законную силу решений судов.

Заметим, что непонятно по каким причинам из этого перечня выпали постановления Правительства РФ, невыполнение которых также может нарушать права и свободы граждан, нормальный режим функционирования государственных органов.

Дисциплинарный устав таможенной службы Российской Федерации от 16 ноября 1998 г. устанавливает понятие "нарушение

служебной дисциплины" и перечень грубых нарушений служебной дисциплины (например, утрата сотрудником имущества, задержанного или конфискованного при осуществлении таможенного оформления или таможенного контроля, личной номерной печати, боевого оружия).

11. Совершение виновных действий государственным служащим, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны руководителя государственного органа. Что касается этого (п. 7 ст. 81 Трудового кодекса РФ), то здесь имеется ярко выраженное действие такого принципа государственной службы, как принцип верности государственного служащего и доверия к нему со стороны государственного органа. Утрата доверия к государственному служащему должна быть обоснованной и подтверждаться различными материалами и документами, в которых фиксируется вина самого государственного служащего (например, злоупотребления по службе).

Увольнение по любому из рассмотренных выше оснований (за исключением увольнения в связи с полной ликвидацией государственного органа) является правом руководителя государственного органа. Руководитель (начальник) должен тщательно и всесторонне рассматривать каждый случай и применять увольнение государственного служащего лишь в качестве особой меры воздействия, когда другие меры дисциплинарного принуждения не могут дать требуемого результата, а сама деятельность государственного служащего может привести к возникновению в деятельности государственного органа проблем и даже серьезных непоправимых отрицательных последствий.

Законодательство о государственной службе предусматривает специальные дополнительные основания для увольнения государственного служащего по инициативе руководителя государственного органа (ст. 25 ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации").

1. Достижение государственным служащим предельного возраста, установленного для замещения государственной должности государственной службы. Законодательство о государственной службе устанавливает предельный возраст нахождения на

Такие же основания устанавливает законодатель для прекращения муниципальной службы (ст. 20" ФЗ "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" (в ред. ФЗ от 13 апреля 1999 г.) // СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 224; 1999. № 16. Ст. 1933).

государственной службе - 60 лет. Вместе с тем увольнение государственного служащего по достижении этого возраста зависит также и от занимаемой государственной должности государственной службы. Увольнение лиц, замещающих высшие, главные и ведущие государственные должности государственной службы и достигших 60-летнего возраста происходит не автоматически, а зависит от инициативы руководителя (начальника) государственного органа, который может принять решение об оставлении служащего на государственной службе. Лица, занимающие старшие и младшие государственные должности государственной службы, по достижении 60-летнего возраста увольняются.

Федеральные законы, устанавливающие порядок прохождения государственной службы в специальных государственных органах, устанавливают особые возрастные ограничения для службы в этих органах. Например, ФЗ от 21 июля 1997 г. "О службе в таможенных органах Российской Федерации" предусматривает, что сотрудники таможенных органов могут состоять на службе в таможенных органах до достижения ими возраста:

1) прапорщик таможенной службы, старший прапорщик таможенной службы, младший лейтенант таможенной службы, старший лейтенант таможенной службы, капитан таможенной службы - 50 лет;

2) майор таможенной службы, подполковник таможенной службы, полковник таможенной службы - 55 лет;

3) генерал-майор таможенной службы, генерал-лейтенант таможенной службы, генерал-полковник таможенной службы, действительный государственный советник таможенной службы Российской Федерации - 60 лет.

Сотрудники таможенных органов - женщины по своему желанию могут состоять на службе в таможенных органах на пять лет меньше указанных сроков. Пребывание на службе сотрудников таможенных органов, достигших предельного возраста, установленного указанным федеральным законом, может быть продлено председателем Государственного таможенного комитета РФ в каждом конкретном случае на срок до пяти лет.

В России действуют и другие нормативные правовые акты, регламентирующие для государственных служащих возрастные ограничения нахождения на государственной службе: например, Положение о службе в органах внутренних дел РФ, Положение о прохождении службы в органах налоговой полиции РФ.

Решение о продлении срока нахождения лица на государственной службе может исходить как от руководителя (начальни-

ка) государственного органа, так и от самого государственного служащего. Оно оформляется в виде приказа руководителя государственного органа, в котором должна быть указана ссылка на п. 3 ст. 25 ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации". Если государственный служащий не желает продолжать государственную службу или если ему отказано в продлении нахождения на государственной службе, он может направить руководителю государственного органа заявление с просьбой об увольнении по собственному желанию (по своей инициативе), в том числе и в связи с выходом на пенсию. Если государственный служащий не написал такого заявления, то он может быть уволен в связи "с достижением предельного возраста, установленного для замещения государственной должности государственной службы" (подп. 1 п. 2. ст. 25 ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации").

2. Прекращение гражданства Российской Федерации. Наличие гражданства Российской Федерации является принципиальным требованием при поступлении на государственную службу (п. 1, подп. 6 п. 3 ст. 21 ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации"). Нахождение на государственной службе в Российской Федерации возможно только для граждан России. Наличие гражданства иностранного государства становится препятствием для нахождения лица на государственной службе (за исключением случаев, если доступ к государственной службе урегулирован на взаимной основе межгосударственными соглашениями). В случае утраты государственным служащим российского гражданства он подлежит в обязательном порядке увольнению с любой государственной должности государственной службы.

3. Несоблюдение государственным служащим обязанностей и ограничений, установленных ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации". Для увольнения государственного служащего по данным основаниям требуется установление факта виновного нарушения им установленных законодательством о государственной службе обязанностей и ограничений, а также необходимые доказательства такого нарушения. В каждом конкретном случае руководителю государственного органа необходимо детально разобраться с фактами несоблюдения служащими установленных правоограничений и запретов.

4. Разглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну. Для увольнения государственного служащего по этому основанию необходимо установить, что:

1) тайна была доверена государственному служащему в связи с исполнением им специальных должностных обязанностей; 2) государственный служащий виновно нарушил установленный административно-правовой режим соблюдения тайны. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, а также режим соблюдения государственной тайны содержится в следующих нормативных правовых актах: Закон РФ от 21 июля 1993 г. "О государственной тайне" (в ред. ФЗ от 6 октября 1997 г.); Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне (утв. постановлением Правительства РФ от 28 октября 1995 г. № 1050); Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне (утв. Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. № 1203 (в ред. Указа Президента РФ от 24 января 1998 г. № 61)); Перечень должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне (утв. распоряжением Президента РФ от 30 мая 1997 г. № 226-рп); Положение о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне (утв. постановлением Правительства РФ от 22 августа 1998 г. № 1003).

Сведения конфиденциального характера, которые также являются иной охраняемой законом тайной, установлены в Перечне сведений конфиденциального характера (утв. Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г.)°. К ним относятся:

а) сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, которые подлежат распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях;

б) сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства;

в) служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами (служебная тайна);

СЗ РФ. 1997. № 41. Ст. 4673.

СЗ РФ. 1997. № 43. Ст. 4987.

СЗ РФ. 1998. № 5. Ст. 561.

СЗ РФ. 1997. № 22. Ст. 2573. СЗ РФ. 1998. № 35. Ст. 4407.

СЗ РФ. 1997. № 10. Ст. 1127.

См.: Фатьянов А. А. Проблемы формирования института служебной тайны в отечественном праве // ГиП. 1999. № 4. С. 14-22.

г) сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами (например, врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений);

д) сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Гражданским кодексом РФ и федеральными законами (коммерческая тайна);

е) сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

В соответствии с п. 13 Указа Президента РФ от 15 мая 1997 г. № 484 (в ред. Указа Президента РФ от 4 марта 1998 г. № 227) "О представлении лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности государственной службы и должности в органах местного самоуправления, сведений о доходах и имуществе" сведения, содержащиеся в декларации и справке, относятся к конфиденциальной информации, если законодательством РФ они не отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну. Государственные служащие, в служебные обязанности которых входят сбор и проверка указанных сведений, могут привлекаться за их разглашение к дисциплинарной и иной ответственности в соответствии с российским законодательством.

5. Увольнение по другим основаниям. Государственный служащий может быть уволен и при возникновении других обстоятельств, которые предусматриваются п. 3 ст. 21 ФЗ "Об основах, государственной службы Российской Федерации". Этими основаниями являются:

а) признание государственного служащего недееспособным или ограниченно"дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

б) лишение его права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока решением суда, вступившим в законную силу;

в) наличие подтвержденного заключением медицинского учреждения заболевания, препятствующего исполнению им должностных обязанностей;

г) отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую

законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по государственной должности государственной службы связано с использованием таких сведений;

д) близкое родство или свойство (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с государственным служащим, если их государственная служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

е) отказ от представления сведений о доходах, имуществе, принадлежащем государственному служащему на правах собственности. "

Увольнение государственных служащих при наступлении указанных обстоятельств - обязанность руководителя государственного органа, который вместе с тем обязан соблюдать законность проведения такого увольнения.

Часть 6 ст. 19 Закона РФ "О милиции" устанавливает исчерпывающий перечень оснований увольнения сотрудников милиции. Кроме тех, о которых уже шла речь, указанный закон фиксирует следующие основания для увольнения:

Окончание срока службы, предусмотренного контрактом;

В связи с нарушением условий контракта;

По болезни - на основании заключения военно-врачебной комиссии о негодности к службе в органах внутренних дел;

По ограниченному состоянию здоровья - на основании заключения военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе и о невозможности по состоянию здоровья исполнять служебные обязанности в соответствии с занимаемой должностью при отсутствии возможности перемещения по службе;

За грубое либо систематическое нарушение дисциплины;

За совершение проступка, порочащего честь сотрудника милиции.

Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации устанавливает, например, в качестве оснований для прекращения службы в органах внутренних дел (кроме уже указанных) признание сотрудника органов внутренних дел в установленном порядке безвестно отсутствующим, а также смерть (гибель) сотрудника органов внутренних дел.

Основаниями для увольнения сотрудника из органов внутренних дел являются: 1) собственное желание; 2) достижение предельного возраста, необходимого для службы; 3) выслуга срока службы, дающего право на пенсию; 4) окончание срока служ-

бы, предусмотренного контрактом; 5) нарушение условий контракта; 6) сокращение штатов - при ликвидации или реорганизации органа внутренних дел в случае невозможности использования сотрудника на службе; 7) по болезни - на основании постановления военно-врачебной комиссии о негодности к службе; 8) ограниченное состояние здоровья; 9) служебное несоответствие в аттестационном порядке; 10) грубое нарушение или систематическое нарушение дисциплины; 11) совершение проступков, несовместимых с требованиями, предъявляемыми к личным, нравственным качествам сотрудника органов внутренних дел; 12) осуждение за преступление после вступления обвинительного приговора в законную силу. Увольнение по основаниям, предусмотренным в пунктах 2, 3, 4 и 5, может осуществляться как по инициативе сотрудника, так и по инициативе начальника соответствующего органа внутренних дел.

Федеральный закон "О службе в таможенных органах Российской Федерации" устанавливает, например, такое основание для увольнения со службы в таможенных органах, как избрание сотрудника депутатом федерального органа законодательной власти, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Аналогичные основания для увольнения содержатся и в других нормативных правовых актах (например, в Положении о прохождении службы в органах налоговой полиции).

Прекращение государственной службы может быть осуществлено в соответствии с личным заявлением государственного служащего об увольнении с государственной службы по основаниям, предусмотренным законами, регламентирующими прохождение службы в различных государственных органах, и законодательством о труде, например: призыв (поступление) государственного служащего на военную службу или поступление его в учебное заведение; перевод государственного служащего с его согласия в другой государственный орган; отказ служащего от перевода на службу в другую местность вместе с государственным органом, а равно отказ от продолжения службы в данном государственном органе в связи с изменением существенных условий службы; вступление в законную силу приговора суда, которым государственный служащий осужден к лишению свободы, исправительным работам или иному уголовному наказанию, исполнение которого исключает возможность продолжения исполнения служащим своих должностных обязанностей.

Увольнение в связи с сокращением штата государственного органа, как и сокращением численности или штата других организаций, существует довольно давно. Однако в связи с принятием Федерального закона от 05.04.2013 № 57-ФЗ (далее - Закон № 57-ФЗ) были внесены некоторые изменения и дополнения в положения, регулирующие процедуру сокращения должностей гражданской службы. О том, какие особенности нужно учесть при сокращении таких должностей, какие обязанности и права при этом возникают у работодателя, какие гарантии предусмотрены для служащих при увольнении по данному основанию, расскажем в статье.

До принятия Закона № 57-ФЗ освобождение гражданского служащего от занимаемой должности в связи с сокращением штата осуществлялось по п. 6 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службеРоссийской Федерации» (далее - Закон № 79-ФЗ ): отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при непредоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы. Данное основание относилось к общим основаниям прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с нее. Сокращение же численности или штата работников организации Трудовым кодексом отнесено к увольнению по инициативе работодателя (п. 2 ч. 1 ст. 81 ).

Законом № 57-ФЗ в первую очередь данное основание увольнения было включено в перечень оснований расторжения служебного контракта по инициативе представителя нанимателя. Существенные изменения претерпели и ст. 31 и 37 Закона № 79-ФЗ , регламентирующие сокращение должностей государственной службы. Кроме этого, Правительство РФ Постановлением от 19.09.2013 № 822 утвердило Правила предоставления государственному гражданскому служащему в случае отсутствия вакантных должностей в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантной должности государственной гражданской службы в иных государственных органах (далее - Правила ).

В каком порядке после принятия закона осуществляется сокращение должностей и увольнение служащих, рассмотрим далее.

Процедура, предшествующая увольнению

В отличие от Трудового кодекса, в котором названы два отдельных основания увольнения - сокращение численности или штата (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ ) и ликвидация организации (п. 1 ч. 1 ст. 81 ), - ст. 31 Закона № 79-ФЗ одновременно регламентирует отношения, связанные с сокращением должностей гражданской службы и упразднением государственного органа, а именно предусматривает правовые последствия, наступающие для гражданского служащего в период реорганизации или ликвидации государственных органов, влекущей сокращение или прекращение замещения должностей гражданской службы.

Напомним, что ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (ст. 61 ГК РФ ). И здесь следует отметить, что при ликвидации негосударственной организации трудовые отношения с работниками прекращаются, а при ликвидации государственного органа его полномочия могут быть переданы иному государственному органу и отношения с гражданским служащим могут быть продолжены.

Так, ч. 1 ст. 31 Закона № 79-ФЗ гласит, что при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения со служащим продолжаются в случае предоставления такому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе, либо в органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе.

О предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа служащий, замещающий сокращаемую должность или должность в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения. Причем представитель нанимателя обязан в течение этих двух месяцев предложить гражданскому служащему все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой служащим должности, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки. В случае отсутствия таких должностей в указанных органах служащему могут быть предложены вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством РФ, а именно установленном Правилами .

До истечения двухмесячного срока и с письменного согласия служащего представитель нанимателя вправе расторгнуть с ним служебный контракт (ч. 7 ст. 31 Закона № 79-ФЗ).

Обратите внимание, что Законом № 79-ФЗ предусмотрено поступление на гражданскую службу и замещение государственных должностей на конкурсной основе, но при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случае сокращения штата конкурс не проводится (п. 4 ч. 2 ст. 22 ).

Предоставление вакантной должности в ином государственном органе

Итак, согласно Правилам кадровая служба органа, в котором происходит сокращение должностей, или органа, которому переданы функции упраздненного органа, не позднее чем за 30 дней до дня предстоящего увольнения служащего осуществляет поиск вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах, в том числе посредством федеральной государственной информационной системы «Федеральный портал управленческих кадров». При поиске необходимо учитывать категорию и группу замещаемой служащим должности, уровень его квалификации, профессиональное образование и стаж гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности.

В список включаются вакантные должности государственной гражданской службы в иных государственных органах, расположенных в той же местности, а при их отсутствии - должности в иных государственных органах, расположенных в другой местности в пределах РФ.

Не позднее чем за 25 дней до предстоящего увольнения кадровая служба вручает служащему уведомление о предложении вакантных должностей с приложением списка этих должностей, подписанное представителем нанимателя или уполномоченным им лицом. В свою очередь, служащий в течение двух рабочих дней со дня ознакомления с уведомлением подает в кадровую службу заявление с просьбой направить его анкету в государственные органы, в которых им выбраны вакантные должности, или отказывается от предложенных должностей.

Не позднее двух рабочих дней со дня получения заявления кадровая служба направляет в государственные органы письма с просьбой рассмотреть кандидатуру служащего на замещение вакантной должности и предоставить государственному органу, в котором сокращаются должности или которому переданы функции упраздняемого органа, соответствующую информацию. В письме указываются выбранные служащим должности и дата окончания двухмесячного срока. Также прикладывается анкета служащего.

Анкета составляется по форме, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 26.05.2005 № 667-р .

Кадровая служба государственного органа, получившего письмо, не позднее трех рабочих дней со дня его получения направляет ответ о готовности рассмотрения кандидатуры гражданского служащего, претендующего на замещение вакантной должности, или об отказе в рассмотрении его кандидатуры (с обоснованием). Если представитель нанимателя государственного органа или уполномоченного им лица готов рассмотреть кандидатуру служащего, в ответе указывается информация о месте, дате и времени проведения собеседования.

Информация, поступившая от государственного органа, доводится кадровой службой до сведения служащего под роспись в течение одного рабочего дня, следующего за днем поступления информации.

К сведению

Расходы, связанные с проведением собеседования (проезд к месту проведения собеседования и обратно, наем жилого помещения, проживание, пользование услугами средств связи и др.), осуществляются государственным гражданским служащим за счет собственных средств.

Решение, принятое представителем нанимателя государственного органа по итогам собеседования с гражданским служащим, претендующим на замещение вакантной должности, направляется кадровой службой этого государственного органа не позднее трех дней со дня собеседования в письменном виде в кадровую службу государственного органа, направившую запрос, которая доводит ответ до сведения служащего под роспись в течение одного рабочего дня, следующего за днем поступления информации.

Обратите внимание

Переписка между государственными органами может осуществляться с использованием средств факсимильной связи, электронной почты или иных средств связи, позволяющих зафиксировать факт их получения адресатом.

Если представитель нанимателя принял решение о предоставлении служащему вакантной должности, с его согласия осуществляется перевод.

Преимущественное право на замещение вакантной должности

В соответствии с ч. 4 ст. 31 Закона № 79-ФЗ преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие:

Квалификацию;

Уровень профессионального образования;

Результаты профессиональной служебной деятельности, -

и с большей продолжительностью стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки.

Обратите внимание, что на гражданских служащих не распространяется действие ст. 179 ТК РФ , согласно которой преимущественное право оставления на работе при сокращении численности или штата работников с равной производительностью труда и квалификации отдается: семейным - при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию); лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание; инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества; работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.

Да, действительно, исходя из ст. 73 Закона № 79-ФЗ Трудовой кодекс может применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, только в части, не урегулированной Законом № 79-ФЗ . Однако в силу п. 30 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении дел о восстановлении в должности гражданских служащих, уволенных в связи с сокращением должностей гражданской службы, следует руководствоваться положениями ст. 31 , 33 и 38 Закона № 79-ФЗ .

Поэтому можно сделать вывод, что к гражданским служащим применяются только критерии преимущественного права на замещения вакантной должности, установленные ч. 4 ст. 31 Закона № 79-ФЗ . Это также подтверждается судебной практикой (см., например, Апелляционное определение Новгородского областного суда от 07.11.2012 по делу № 2-3240-33-1819 ).

Аттестация служащих

Частью 3 ст. 31 Закона № 79-ФЗ установлено, что в течение двух месяцев предупреждения в государственном органе может проводиться внеочередная аттестация гражданских служащих. По ее результатам служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.

Очередная аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года.

Аттестация осуществляется согласно ст. 48 Закона № 79-ФЗ. Аттестация гражданского служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности.

Согласно ч. 5 ст. 48 Закона № 79-ФЗ внеочередная аттестация гражданского служащего может проводиться ранее указанного срока после принятия в установленном порядке решения:

О сокращении должностей гражданской службы в государственном органе;

Об изменении условий оплаты труда гражданских служащих.

Подчеркнем, что проводить внеочередную аттестацию работодатель не обязан, а имеет право.

По результатам аттестации гражданского служащего аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:

Служащий соответствует замещаемой должности гражданской службы;

Соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

Соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного получения дополнительного профессионального образования;

Не соответствует замещаемой должности гражданской службы.

В течение месяца после проведения аттестации по ее результатам издается правовой акт государственного органа о том, что гражданский служащий:

Подлежит включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;

Направляется для получения дополнительного профессионального образования;

Понижается в должности гражданской службы и подлежит исключению из кадрового резерва в случае нахождения в нем.

Если служащий отказывается от замещения нижестоящей должности или от прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации, служебный контракт с ним может быть расторгнут. При этом основанием будет не пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ (вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации), а п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ (в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе) или п. 8.3 ч. 1 ст. 37 (упразднение государственного органа).

Процедура прекращения служебного контракта

В случае отказа служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с нее. В этом случае служебный контракт прекращается в соответствии с п. 8.2 или 8.3 ч. 1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ .

Увольнение служащего оформляется приказом по унифицированной форме Т-8, утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1 . Как основание приказа указываются нормативный акт государственного органа о сокращении штата или упразднении госоргана, уведомление о прекращении служебного контракта, предложение о переводе на другую должность или уведомление об отсутствии вакантных должностей, отказ от предложенной должности, иные документы. Служащий должен быть ознакомлен с приказом под роспись.

В трудовую книжку вносится запись со ссылкой на п. 8.2 или 8.3 ч. 1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ . Служащий в день освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с нее обязан сдать служебное удостоверение в подразделение государственного органа по вопросам государственной службы и кадров.

Напомним, что служащий не может быть освобожден от замещаемой должности и уволен с гражданской службы по инициативе представителя нанимателя в периоды пребывания его в отпуске и отсутствия на службе в связи с временной нетрудоспособностью (если этот период не превышает четырех месяцев), а также в период его временной нетрудоспособности в связи с увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением должностных обязанностей, независимо от продолжительности этого периода.

Обратите внимание

Нельзя уволить по сокращению штата беременных женщин, проходящих государственную гражданскую службу (Постановление КС РФ от 06.12.2012 № 31-П ), и лиц с семейными обязанностями (Постановление КС РФ от 22.11.2011 № 25-П , ст. 261 ТК РФ ).

Согласно ч. 3.1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ в случае расторжения служебного контракта в связи с сокращением штата или упразднением государственного органа гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.

К сведению

В отличие от служащих, при сокращении работников согласно Трудовому кодексу увольняемому выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). А в исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, что в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Аналогично ст. 180 ТК РФ , если служебный контракт был прекращен до истечения двухмесячного срока, служащему выплачивается дополнительная компенсация в размере сохраняемого денежного содержания, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.

Как видно, гражданскому служащему не нужно вставать на учет в службе занятости, чтобы получить компенсацию за четыре месяца. Он ее получит в любом случае. Исключение установлено для гражданских служащих, увольняемых из государственных органов, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Так, помимо указанной компенсации, служащему северных областей дополнительно выплачивается компенсация за пятый и шестой месяцы со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, что в течение одного месяца после увольнения служащий обратился в этот орган и не был им трудоустроен. Выплата указанной компенсации производится представителем нанимателя государственного органа, в котором служащий замещал должность гражданской службы, за счет средств данного органа (п. 3.2 ст. 37 Закона № 79-ФЗ ).

  1. «О внесении изменений в статью 7 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
  2. «Об утверждении формы анкеты, представляемой гражданином Российской Федерации, поступающим на государственную гражданскую службу Российской Федерации или на муниципальную службу в Российской Федерации».
  3. «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты».
  4. «По делу о проверке конституционности пункта 4 части 1 статьи 33 и подпункта «а» пункта 3 части 1 статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки Л. А. Пугиевой».
  5. «По делу о проверке конституционности положений части 4 статьи 31, пункта 6 части 1 статьи 33 и статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки В. Ю. Боровик».

Государственная служба – это достаточно жесткая дисциплина. Просто так уволиться с нее нельзя. Необходимо подтверждать причину увольнения, а также аргументировать с помощью законодательной базы.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Необходимо помнить, что всем сотрудникам положены определенные выплаты. И госсужащие – не исключение.

Основания

Для увольнения такого сотрудника должны иметься веские . То есть причина для увольнения должна быть только уважительной, которая указана в действующем законодательстве.

Сотрудник вправе уйти с рабочего места, расторгнув трудовой договор, по собственной инициативе. В этом случае расторжение трудовых отношений производится по стандартной схеме.

Основаниями являются:

  • переезд в другой город по причине направления супруга по работе;
  • несоответствие должности или квалификации;
  • ликвидация или сокращение компании.

К последнему стоит отнести:

  • частые прогулы без уважительной причины;
  • приход в пьяном виде;
  • нарушение норм деятельности, если создается опасность для других работников;
  • разглашение конфиденциальной информации;
  • хищение собственности компании.

Уважительной причиной в этом случае становится и судимость.

Законодательная база

Увольнение с государственной службы регламентируется следующими правовыми актами:

  • статья 37 закона о государственной службе;
  • статья 39 закона о государственной службе.

В первом случае можно ознакомиться с возможностью увольнения сотрудника и основания для этого. В следующей статье оговорены различия между увольнением работника и освобождения от должности.

Дополнительно стоит отметитьТрудовой кодекс России. Также в 2013 году разрабатывался новый законопроект. Теперь существует памятка госслужащему при увольнении на основании постановления Правительства России №70 от 8 сентября 2010 года.

Увольнение с госслужбы

Увольнение с госслужбы в 2019 году возможно только по уважительным причинам. Допускается увольнение госслужащего по собственному желанию.

Но каждое отдельное основание имеет определенные особенности при оформлении.

По собственному желанию

То есть человек самостоятельно уведомляет своего работодателя о желании уйти. Заявление подается за 14 дней до прекращения рабочей деятельности.

Но в этот период гражданин вправе отозвать собственное заявление. Особенно если об этом попросит руководство по причине отсутствия иного сотрудника на замену.

Сотрудники также вправе уволиться по собственному желанию. Это оговаривается статьей 34 Федерального закона.

Для расторжения потребуется написать заявление установленного образца и подписать договор с руководством.

В связи с утратой доверия

Если обстоятельство не зависит ни от одной, ни от другой стороны, то контракт расторгается без предложения иного места в соответствии со статьей 39 Трудового кодекса.

Например, возможно увольнение по причине инвалидности сотрудника, если его деятельность может нанести ущерб иным гражданам или интересам компании.

Действующее законодательство оговаривает возможность перевода сотрудника в иные организации.

Это может происходить по инициативе работодателя или государственного служащего. Например, по причине сокращения штата или при ухудшении здоровья работника.

Перевод

Такой человек может рассчитывать на получение льготы и пособий, пенсии. Естественно, все выплаты будут высчитываться исходя из выслуги лет. И чем больше гражданин работал в организации, тем больше пенсия.

В этом случае очень важна причина увольнения. Корректные сведения позволят гражданину получать пенсию повышенного вида.

В связи со смертью

Причиной для автоматического увольнения становится смерть работника или если его признали пропавшим без вести. В этом случае делается пометка в трудовой книжке, после этого работник исключается из штата.

Во время больничного

Можно уйти с рабочего места и во время больничного. Достаточно прийти к работодателю, написать заявление установленного образца и подписать его.

При выходе с больничного человек либо отрабатывает оставшееся время, либо получает полный расчет и трудовую книжку.

Оформление

Оформление ничем не отличается от стандартной процедуры. То есть гражданин:

  • пишет заявление установленного образца;
  • подает его руководству;
  • отрабатывает положенный срок;
  • в последний день отработки посещает отдел кадров для получения трудовой книжки и выплат.

Подача заявления

Выбор редакции
После закипания температура воды перестает расти и остается неизменной до полного испарения. Парообразование - это процесс перехода из...

Звуки относятся к разделу фонетики. Изучение звуков включено в любую школьную программу по русскому языку. Ознакомление со звуками и их...

1. Логика и язык .Предметом изучения логики являются формы и законы правильного мышления. Мышление есть функция человеческого мозга....

Определение Многогранником будем называть замкнутую поверхность, составленную из многоугольников и ограничивающую некоторую часть...
Мое эссе Я, Рыбалкина Ольга Викторовна. Образование средне - специальное, в 1989 году окончила Петропавловский ордена трудового...
Going abroad nowadays is a usual thing for many families. Some people, however, stay unsatisfied with the time they have spent in a...
Каждая хозяйка должна научиться правильно варить бульон, чтобы он был прозрачным. Его используют для заливного, супа, холодца и соуса....
Домашние вечеринки настолько вошли в моду у европейцев, что их устраивают едва ли не каждую неделю. Вкусная еда, приятная компания, много...
Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...