Государственный и общественный строй Византии. Государственный строй византии Высшее сословие Византии включало в себя


Общественно-политический строй Византии имел

свои специфические черты. Процесс разложения ра-

бовладельческих порядков шел в Византии медленно.

Господствующий класс Византии IV-VII вв. был

неоднороден.

Экономические и социальные пози-

ции занимали сенаторские круги и земельная

аристократия. Экономической основой их господ-

ства была крупная частная собственность на зем-

лю рабовладельческого типа. Высокое место в со-

циальной структуре византийского общества

занимала городская муниципальная верхушка круп-

ных городов Империи, особенно столицы - Кон-

стантинополя.

Рабы, находясь на самой низкой ступени общест-

венного развития, входили в отношения социальной

носились прежде всего свободные крестьяне-зем-

левладельцы. Сохранение в IV-VI вв. свободного

крестьянства - основная специфическая черта об-

щественного строя Византии.

Свободные крестьяне жили соседскими община-

ми и обладали правом частной собственности на

землю. Крестьяне уплачивали поземельную подать

и несли разного рода тяжелые имущественные

и личные повинности. Широко использовалась в Ви-

зантии этого периода позднеримская форма экс-

плуатации крестьян - колонат.

В X-XI вв. социальное положение византийских

рабов несколько улучшается. Пресекается обраще-

ние свободных в рабство. В XI-XII вв. усилилась тен-

денция к стиранию граней между рабами и другими

Только к X в. возобладала тенденция к формиро-

^ванию феодальной сеньориальной системы, осно-

Византийское государство IV-VII вв. унаследова-

ло основные ч^рты государственного строя поздней

Римской империи. Во главе государства стоял им-

ператор, наследник власти римских цезарей. Он

обладал всей полнотой законодательной, судебной

и исполнительной власти и являлся верховным по-

кровителем и защитником христианской церкви.

Византийская православная церковь играла огром-

Именно Церковь разработала и освятила официаль-

ную доктрину божественного происхождения импера-

торской власти и проповедовала единение государства

и Церкви, духовной и мирской власти (их симфонию)

с явным приоритетом светской власти.

Ранневизантийская церковь была прямо подчине-

на императору. Власть византийского императора

в IV-VII вв. не была произвольной. При всей широте

полномочий императора она умерялась необходи-

мостью следовать «общим законам» Империи и осо-

бенно отсутствием принципа наследственности пре-

стола. Новый византийский император избирался

сенатом, «народом Константинополя» и армией.

Византийские императоры должны были нередко

делать ставку в своей политике на одну из город-

ских партий («голубые» и «зеленые»).

Другим фактором, сдерживающим самовластие

императора, являлось наличие особого государствен-

ного органа византийской аристократии - констан-

тинопольского сената. Его влияние обеспечивалось

самим составом сената, включавшим практически

всю правящую верхушку господствующего класса

^!/ Византии.

С VIII в. начинается новое укрепление центральной

власти Византии. Базой централизации и широкой за-

воевательной политики Византии в IX-X вв. послужила

стабилизация экономики на новой феодальной основе.

В VIII в. политические организации и учреждения,

ранее сдерживавшие всевластие византийского импе-

ратора, приходят в упадок или полностью ликвидиру-

С IX в. даже номинальное провозглашение им-

ператора «народом Константинополя» прекращается.

Политическая роль константинопольского сената,

упавшая еще в конце VII в. , окончательно сводится на

не! императорским указом конца IX в. , лишившим се-

нат права участия в законодательстве Империи.

Единственной крупной политической силой в Ви-

зантийском государстве остается православная

ществе повышаются. Она являлась единственным

сдерживающим фактором во времена политической

нестабильности, Византийская церковь предприни-

мала попытки подняться выше светской власти.

Император сохранил право выбирать патриарха из

хами, и низлагать неугодного патриарха. Но императо-

ры практически не пользовались данным правом.

После периода политических потрясений наступило

относительное спокойствие. Укрепление основ импера-

торской власти в VIII-IX вв. сопровождалось изменени-

ем ее атрибутов. За византийскими императорами окон-

чательно утверждаются греческие титулы василевса

(царя) и автократора (самодержца). Василеве издавал

законы, назначал и смещал высших чиновников, являлся

верховным судьей и командующим армией и флотом.

Начиная с IX столетия выборность императора сме-

няется его переходом по наследству (принцип леги-

тимности).

ванной на труде зависимого крестьянства от земель-

ных собственников при сохранении контроля со сто-

роны государства.

Медленный характер развития феодальных отноше-

ний определил специфику социального состава гос-

подствующего класса византийского общества на вто-

ром этапе его развития. Эта сила долгое время не

была консолидирована и не складывалась в замкну-

тые сословия. Наследственная вассально-сеньо-

риальная система начинает складываться в Визан-

тии только к XI-XII вв. Незавершенность развития

феодального сеньориального строя обусловила от-

носительную слабость византийской землевладель-

ческой знати. Ведущее место в структуре господствую-

щего класса Византии принадлежало столичной знати

и высшему чиновничеству Империи, соперничающим

с военно-землевладельческой провинциальной

На протяжении данного исторического периода

сохранялись многочисленные различия в правовом

положении отдельных слоев подданных. В Византии

формирование класса зависимого крестьянства за-

тягивалось из-за сохранения пережитков рабовла-

дельческого строя.

Крестьяне эксплуатировались главным образом

в централизованной форме посредством государ-

ственной налоговой системы.

Крупные землевладельцы и военная знать (динаты -

«сильные») захватывают крестьянские земли, подчи-

няют себе сельские общины, добиваются нового при-

крепления крестьян к земле. С XI-XII вв. идет неук-

лонный рост крестьян, прикрепляемых к земле.

С этого времени основная фигура в византийской

деревне - феодально зависимый парик. Парики не

имели права собственности на землю и были обя-

заны выплачивать господину ренту в натуральной

и денежной формах, а также в форме отработки.

Население страны было пестрым в национальном

составе. По подсчетам историков, его численность

достигала 30-35 млн человек.

Византийская империя называлась «ромейским» государством. Во главе стоял император, в его руках – власть законодательная, исполнительная и судебная; он распоряжался светскими и церковными делами. Господствовавшая в Византии православная церковь утверждала, что власть императора от Бога, его личность считалась священной. Не было определенного порядка престолонаследия. Формально императора избирал сенат, армия и «народ» в лице своеобразных политических партий Византии. Некоторые императоры при жизни назначали себе преемника или «соправителя».

При императоре создавался совещательный орган – сенат (синклит), который обсуждал важнейшие вопросы внутренней и внешней политики Византии, рассматривал законопроекты, осуществлял судебные функции по важнейшим уголовным делам Государственный совет (консисторий) – другой совещательный орган при императоре, стоявший во главе центрального государственного управления в Византийской империи. Консисторий регулярно обсуждал все текущие вопросы государственного управления, осуществлял некоторые судебные функции Высшие должностные лица империи – подчинявшиеся императорам два префекта претория, префект столицы, начальник дворца, квестор, два комитета финансов и два магистра армии.

Константинополь с прилегающей к нему сельской местностью до 100 миль составлял самостоятельную имперскую административную единицу. Во главе города стоял префект (эпарх) столицы, являвшийся по должности председателем сената. Квестор являлся председателем Государственного совета, ведал разработкой и рассылкой императорских указов, обладал судебной властью. Во главе армии – два магистра. Один командовал пехотой, другой – кавалерией В VII в. все византийское чиновничество было разделено на 60 разрядов или чинов. Лица, занимавшие высшие государственные должности, – логофеты.

Административное деление. Вся страна делилась на две префектуры. Префектуры делились на семь диоцезов, в каждом из которых было по 50 провинций. Первоначально гражданская власть отделена от военной, но в VI в. правительство в некоторых пограничных областях объединило в одних руках военно-гражданскую власть. В VII в. в связи с военной угрозой правительство перевело на военное положение многие пограничные провинции и передало управление ими военным начальникам. Возникла новая система местного управления – фемный строй. Фема – военный округ, на территории которого были расквартированы войска. Во главе фемы стоял командующий войсками – стратиг.

Высшим судебным органом был императорский суд, который рассматривал дела о государственных преступлениях (восстаниях и заговорах против императора). Этот суд был также высшей апелляционной инстанцией. Судебные функции осуществлял Государственный совет по делам о государственных преступлениях и преступлениях высших должностных лиц. Высшим церковным судом являлся суд константинопольского патриарха. Церковные суды рассматривали дела о преступлениях духовенства, а также о преступлениях против религии, брака и нравственности, совершенных лицами, не принадлежащими к духовенству.


Местный государственный аппарат империи в IV-VII вв. целиком базировался на позднеримской системе управления (деление на префектуры, диоцезы и провинции). Гражданская власть была отделена от военной и обладала в этот период приоритетом над последней. Во главе местного управления империи стояли два префекта претория. Эти высшие гражданские чиновники обладали широкой административной, судебной и финансовой властью. В непосредственном подчинении префектов находились гражданские правители диоцезов и провинций. Правители провинций, основного звена местного управления, наряду с обширными административными и финансовыми полномочиями обладали и судебной властью. Они являлись судьями первой инстанции по всем значительным судебным делам в пределах провинции.

В VII в. на смену старой системе местного управления пришла новая, фемная система. Фемы возникли как военные округа и были первоначально гораздо крупнее старых провинций. Во главе фемов стояли стратиги, которые объединяли в своих руках всю полноту военной и гражданской власти. Военизация местного управления империи была следствием обострения внешнеполитической обстановки и социально-классовых антагонизмов византийского общества. В дальнейшем, с усилением феодализации византийского общества, фемная организация местного управления начинает ослабевать и в XI в. окончательно приходит в упадок.

Еще при Константине Великом (306—337) было решено перенести столицу Римской империи в Константинополь — столицу Византийской империи (город был основан в 324—330 гг. на месте г. Византий).

В 395 г. Римская империя окончательно разделилась на Западную Римскую империю (Рим, Равенна) и Восточную Римскую империю (Византия). В состав Византии вошли: Греция, Малая Азия, Сирия, Палестина, Египет, Балканский п-ов, часть Месопотамии, Армения, южное побережье Крыма и Кавказа (через эти страны Византия вела оживленную торговлю с Индией, Китаем, Ираном, Северной Африкой, славянами и скандинавами). В последующие века на ее территории селились готы, славяне, арабы, печенеги, половцы. Однако доминирующую роль всегда играли греки.

В то время как Рим с IV в. стремительно терял свои позиции под напором варварских племен и внутренних противоречий, Византия приобретала могущество и влияние в своем регионе.

Консисторий (государственный совет) также был совещательным органом при императоре. Однако его функции были гораздо шире и реальнее. По сути, консисторий являлся центральным органом исполнительной власти , а также имел некоторые судебные функции. Важнейшими чиновниками в нем являлись префекты:

  • префект претория Востока (управлял территориями Малой Азии, Египтом и Фракией), префект претория Иллирии (руководил управлением владениями империи на Балканском п-ове);
  • префект Константинополя (эпарх) был председателем сената, заведовал высшей судебной властью в столице, обеспечивал ее продовольствием и разбирал дела ремесленных цехов и торговых коллегий, подчинялся лишь императору;
  • начальник дворца (ведал охраной императорских апартаментов и присутственных мест, полицейской и почтовой службами, дипломатическими отношениями);
  • квестор дворца (председательствовал в госсовете, ведал подготовкой законопроектов, разбирал дела по земельным спорам и завещаниям);
  • два комитета финансов (государственный, комит «священных щедрот») и комит частных дел (императорские имения, дворцы, конные заводы);
  • два магистра (пехоты и кавалерии).

В ходе административных реформ VII в. все чиновничество было разделено на 60 разрядов. Высшие сановники — логофеты — руководили соответствующими канцеляриями (секретами), в которых работало остальное мелкое и низкооплачиваемое чиновничество. Все должностные лица назначались монархом. С конца IX в. установилась система, в соответствии с которой все государственные должности стали подразделяться на 18 последовательных разрядов.

Армия долгое время была сильной и организованной. Для обеспечения этих качеств в VII в. из общинников создано особое военное сословие — стратиотов (воинов), получавших земельный надел (один из сыновей обязательно служил в войске). С XI в. увеличивается число наемников, в армию вступают целые племена (например, готы).

Более того, Восточная Римская империя в ходе своего самостоятельного развития пошла еще дальше. Опираясь на положения древнеримского права, она создала свою, особую правовую систему — византийское право. Сложившееся в течении VI—XV вв. на основе адаптированных к специфике развивающихся феодальных отношений положений Свода Юстиниана и последующего законотворчества византийских императоров, оно оказало огромное влияние на формирование национального права многих восточноевропейских и некоторых других стран. В отличие от собственно римского права характерной чертой византийского права был дуализм церковного и светского права. Эта особенность была воспринята возникающими государствами, где положения византийского права зачастую становились основой действующего законодательства. Не избежали этого и страны, оказавшиеся в лоне Римско-католической церкви.

Основные источники византийского права

После реформы Юстиниана пользование какими-либо иными источниками, кроме его Кодекса, а также его произвольное истолкование были категорически запрещены. Однако дальнейшее развитие общественных отношений, последовательная череда реформ требовали внесения соответствующих корректив в правовую систему . Особенности отдельных префектур также требовали определенной гибкости в использовании имперского законодательства. Так, появлялись эдикты префектов по вопросам налогов , пошлин, управления , действовавшие на территории префектур.

В самой Византии с IV по VIII в. действовали Кодекс Феодосия и Свод Юстиниана, затем вновь начались периодические работы по систематизации и кодификации права . Наиболее значительными стали такие нормативно-правовые акты , как Эклога, Номоканоны, Земледельческий закон , Прохирон, Эпанагога, Базилики, Шестикнижие Арменопула и др.

Эклога (726) — сборник гражданских, уголовных и процессуальных законов, созданный в Византии на основе обновленного свода Юстиниана, имевший целью облегчения восприятия правовых предписаний чиновниками и судьями , а также упрощения понимания для широких слоев населения. Эклога получила широкое распространение в некоторых славянских странах, а на Руси стала основой Кормчей книги.

Земледельческий закон (VIII в.) — памятник византийского обычного права, регламентировавший взаимоотношения людей, компактно проживающих в сельской общине. Также был распространен среди славянских народов. Его положения были посвящены установлению ответственности за некоторые, наиболее распространенные в сельской среде правонарушения (кража зерна, плодов, леса, потрава посевов и т.п.).

Номоканоны представляли собой общее название для сборников норм церковного и светского права — Номоканона Схоластика (VI в.) и Номоканона Фотия (IX в.). На Руси, где получили широкое распространение, были известны под именем Кормчих книг.

Прохирон (879), означающий «находящийся под рукой», был выполнен на основе греческих вариантов Свода Юстиниана. Он представлял любой консолидированный сборник норм гражданского, уголовного, судебного и церковного права и являлся обязательным руководством для судей. Он заменил собой Эклогу и впоследствии наряду с Эпанагогой был одним из источников норм право-славного церковного права.

Базилики (Василики, царские законы, ок. 888 г.) стали последним обновлением к тому времени уже строго кодифицированной и упрощенной редакции Свода Юстиниана. Кроме того, базилики содержали действующие положения церковного права и Прохирона в 60 книгах. После базиликов византийское право официально больше никогда не систематизировалось; на славянские языки они не переводились.

Эпанагога (возвращение) представляла собой сборник византийского права конца IX в., основой которого явились положения Свода Юстиниана, Прохирона и Эклоги, отразившие особенности и тенденции взаимоотношений феодального государства и церкви.

Книга Эпарха (Х в.) — это своеобразный консолидированный сборник специальных уставов различных корпораций и цехов, надзор за деятельностью которых был возложен на константинопольского эпарха.

Шестикнижие Арменопула (1345) стало последней систематизацией византийского права, предпринятой в частном порядке фессалоникским (г. Салоники) судьей Арменопуло в попытке дополнить действующий, но к тому времени уже устаревший Прохирон новыми нормами уголовного и гражданского права . Примечательно, что после падения Византии в 1354 г. Шестикнижие было распространено в Греции, Валахии, Бессарабии. С присоединением Бессарабии к России в 1812 г. продолжало действовать в местных

  • 9. Общее понятие полиса: содержание понятия, происхождение понятия
  • 10. Государственный строй древних Афин
  • 11. Право и суд в древних Афинах
  • 13. Государственный строй древнего Рима от эпохи царей до домината
  • Interregnum
  • 2)В случае продажи в рабство. «за Тибр» говорили римляне.
  • 15. История римского частного права
  • 16. История римского уголовного права; уголовный процесс в древнем Риме
  • 17. Христианство и право. Понятие Церкви. Система канонического права
  • 18. Государственный строй Византийской империи
  • Византийское право представляет собой небывалый пример кодификации римского права.
  • А) кодекс Григорианус (295 г.); б) кодекс Гермогенианус (324 г.);
  • Г) кодификация Юститниана (529-534гг.)
  • Имела три аппендикса:
  • 1)Ius militaris(власть, раздел добычи)
  • 2)Лекс номарис(торговля и мореплавание). Родосский закон
  • 3)Земледельческий закон(лекс рустика) (в 8 части – понятие общины, что говорит о том, что основное население Византии – славяне, общинные порядки); Вещное, найм, рента
  • 22. Государственность варваров
  • 24. Суд и процесс LegesBarbarorum
  • 25. Понятие феодализма: содержание феодального права основные виды феодального землевладения
  • 26. Поземельные отношения по Саксонскому зерцалу
  • § 1. Если кто земельную собственность продает, или закладывает, это должно быть засвидетельствовано судьей и 7 свидетелями числа людей, которые с ним участвуют в вынесении решения.
  • 27. Уголовное право и Суд и по Саксонскому зерцалу
  • 28. Уголовный процесс по Каролине
  • 1) Против государственной власти:
  • 2) Против личности:
  • 3) Против собственности:
  • 5) Против нравственности:
  • Процесс:
  • 29. Рецепция римского права в средневековой Европе. Основные формы рецепции. Университеты как инструмент рецепции
  • 31. Государственность Англии периода Революции
  • 32. Становление парламентского правления в Англии: хviii–xiXвв.
  • Раздел 1. Право граждан Соединенных Штатов, достигших восемнадцатилетнего или более старшего возраста, участвовать в голосовании не должно оспариваться или ограничиваться Соединенными Штатами.
  • 35. Развитие и становление американского федерализма
  • 36. Конституционная история Французской революции: 1789-1814 годы
  • 37. Законодательство эпохи Французской революции
  • 38. Государственный строй II-ой республики, II-ой империи и III-ей республики во Франции
  • IiIреспублика
  • 39. Конституционное положение Германии в xiXв.
  • 40. Германское Гражданское Уложение 1896г.
  • 42. История становления единой государственности Италии
  • 43. Конституционное развитие Австро-Венгерской монархии
  • 44. Веймарская конституция Германии
  • 18 Век.
  • 46. История развития Японского общества и государства
  • 47. Социальная функция государства постиндустриальной эпохи: история становления, основные формы осуществления
  • 2 Тенденции в развитии нового общества:
  • Обязательственное право
  • Брачно-семейное право
  • Социальный вопрос
  • 48. Фашистское государство Италии
  • 49. Национал-социализм в Германии
  • 1 Августа 1934 «о главе германского государства».
  • 30 Января 1934 г. Был принят «Закон о новом устройстве империи».
  • 1935Г. «Закон об имперских наместниках»
  • 14 Февраля 1934 г - «Закон об упразднении Рейхсрата»
  • 50. Социалистическая государственность в странах Восточной Европы и Азии
  • 18. Государственный строй Византийской империи

    Византийское государство IV-VII вв. унаследовало, с теми или иными особенностями, основные черты государственного строя позднеримской империи.

    Император.

    По форме правления - монархия.

    Продолжение принципата еще на 1,5тыс.лет. Во главе государства - басилевс автократов рамеев(с 629 года, до этого - принцепс.)

    - Наследник власти римских цезарей.

    - Обладал всей полнотой судебной и исполнительной власти и являлся верховным покровителем и защитником христианской церкви .

    Независим и неограничен (Но!!не мог изменять закон!!!)Может законодательствовать только при помощи мудрых мужей, которые подсказывают, как поступать. Если посмотреть на кодификации императоров, видим воплощение этой идеи. Потом эти идеи приобретают форму права.

    - В церкви он высшая надзирательная власть - потому что со времени Юстиниана был установлен принцип симфонии(богу божье, кесарю кесарево - информация дана в 6 новелле.).

    - Если изменяет православию, то мог быть лишен полномочий .

    При Юстиниане же император регулярно вмешивался в дела церкви и обращался с церковными иерархами как с чиновниками.

    Общая норма в том, что император и церковь соблюдают правило симфонии, установленное в 6 новелле

    Власть византийского императора не была произвольной.

    При всей широте полномочий императора она умерялась необходимостью следовать "общим законам" империи и особенно отсутствием принципа наследственности престола.

    Новый византийский император избирался сенатом, "народом Константинополя" .

    Еще в IV в. императорским указом "народу Константинополя" - различным социальным слоям и группировкам населения столицы, собиравшимся на константинопольском ипподроме, было предоставлено право выражать просьбы и предъявлять императору требования.

    Самый гуманный способ лишения престола императора - услепление.

    Политические организации.

    Это так называемые городские партии (димы ).

    Социальная опора двух наиболее крупных димов - "голубые" и "зеленые" - составляли различные группировки господствующего класса.

    Получали поддержку:

    "голубые" - сенаторская и муниципальная аристократия,

    "зеленые" - торгово-финансовая верхушка византийских городов.

    Димы имели определенную организацию и даже вооруженные отряды.

    В V в . аналогичные организации по типу столичных димов были созданы и в других городах Византийской империи. Они превратились с течением времени в своего рода общеимперские организации, тесно связанные друг с другом.

    В IV-VI вв. роль димов в политической жизни была значительной.

    Византийские императоры должны были нередко делать ставку в своей политике на одну из названных партий .

    Армия

    Армия играла огромную роль. (чаще всего в военном перевороте), роль которого в избрании императора Византии неуклонно росла.

    Факторы, сдерживающие самовластие императора:

    1)Неоходимость одобрение кандидатуры императора "народом Константинополя" .

    2)Наличие особого государственного органа византийской аристократии - константинопольского сената .

    В сенате могли рассматриваться любые дела империи .

    Влияние обеспечивалось самим составом сената, включавшим практически всю правящую верхушку господствующего класса Византии.

    К V в . число сенаторов составляло 2 тыс. человек .

    1)Обсуждение государственных дел сенатом.

    2)Право участвовать в избрании нового императора

    3)До 7 века рассматривал законопроекты,

    4)обсуждалась внешняя политика,

    5)расследование громких уголовных дел.

    Государственный Совет (Консисторий) - это совещательный орган при императоре, разрешающий также наиболее важные судебные дела.

    Возглавлялся квестором.

    В VIII в. политические организации и учреждения, ранее сдерживавшие всевластие византийского императора, приходят в упадок или полностью ликвидируются.

    С IX в. даже номи­нальное провозглашение императора «народом Константино­поля» прекращается. Политическая роль константинопольского сената, упавшая еще в конце VII в., окончательно сводится на нет императорским указом конца IX в., лишившим сенат права участия в законодательстве империи.

    Православная церковь

    Остается единственной крупной политической силой в византийском государстве.

    Возрастает роль главы церк­ви константинопольского патриарха в общественно-политиче­ской жизни Византии.

    Патриархи нередко становятся регента­ми малолетних императоров и непосредственно вмешиваются в политическую борьбу за трон , пользуясь тем, что единственной процедурой, узаконивающей «поставление на царство », стано­вится с VII в. венчание императора патриархом в храме Св. Со­фии. Но византийской церкви не удалось до­биться независимости от императорской власти .

    Император - право выбирать патриарха из трех кандидатов, рекомендованных церковными иерархами, и низлагать неугодного патриарха.

    Император стал именоваться базилевсом , т. е. царем, считавшимся наместником бога на земле .

    Укрепление основ императорской власти в VIII-IX вв. сопровождалось изменением ее атрибутов.

    За византийскими императорами окончательно утверждаются греческие титулы василевса (царя) и автократора (самодержца).

    Культ императора-василевса достигает невиданных ранее размеров. Божественный император считался владыкой вселенной (Ойкумены).

    Его прерогативы были неограниченными.

    Василевс

    1) издавал законы,

    2) назначал и смещал высших чиновников,

    3) являлся верховным судьей и командующим армией и флотом.

    Но его положение не было очень прочным.

    Примерно половина всех византийских императоров была лишена власти насильственно. Система престолонаследия длительное время у византийцев отсутствовала : сын василевса не рассматривался обычаем как обязательный законный наследник.

    Императором делало не рождение, а "божественное избрание". Поэтому императоры широко практиковали институт соправителей, выбирая, таким образом, еще при жизни наследника, принцип законного престолонаследия начинает утверждаться в Византии только с конца XI в .

    Традиционализм, рутина церемониалов, отработанных до мельчайших подробностей и освященных обычаем, серьезно сковывали личные возможности императоров. Их реальная власть начинает неуклонно ослабевать.

    Не мог сам всем управлять, была установлена палатинская (палата) система управления.

    Бюрократический аппарат

    Для государственного строя Византии на основных этапах его развития характерно наличие огромного бюрократического аппарата, как центрального, так и местного . В его основе лежа­ли начала строгой иерархии .

    Все византийское чиновничество было разделено на ранги (титулы) , система которых была де­тально разработана.

    В X в. в византийской «табели о рангах» насчитывалось 60 таких титулов (Существовала Табель, павшие русские князья были на 26 месте и занимали должность стольника).

    Государственном совете

    Сосредоточивалось центральное управление им­перией (в консисто­ рии, а позднее в синклите).

    Это был высший орган при императо­ре, руководивший текущими делами государства.

    Его функции не были четко определены, и на практике он играл немалую политическую роль.

    Состоял из высших государственных и дворцовых чинов, являющихся ближайшими помощниками императора .

    В их число входили два префекта претория, префект Константинополя, магистр и квестор двор­ца, два комита финансов.

    Эти высшие чиновники империи об­ладали обширными полномочиями, в том числе судебными.

    Два префекта претория являлись высшими руководителя­ми местного государственного аппарата , префект Константино­поля являлся гражданским правителем столицы и председате­лем сената.

    Важные функции имели высшие дворцовые чины:

      магистр - начальник дворца и

      квестор - главный юрист и председатель консистория.

    Они осуществляли непосредственно управление делами империи с помощью разветвленного бюро­кратического аппарата.

    Общая численность византийских чи­новников в это время была огромной. Только в ведомствах двух префектов претория служило не менее 10 тыс. гражданских чи­новников.

    Роль центрального государственного аппарата возросла в IX-XI вв. Государственный бюрократический аппарат в эту пору контролировал все сферы политической, экономической и даже культурной жизни Византии.

    Его структура стала более сложной и громоздкой. Количество ведомств («секретов» ) увеличилось до 60 .

    С IX в . вследствие роста императорского хо­зяйства и двора усложняется дворцовая администрация . Разли­чия между государственными ведомствами и дворцовыми служ­бами становятся все менее четкими . Дворцовая администрация все чаще вторгается в руководство общегосударственными де­лами .

    В Византии наблюдается распыление отдельных государст­венных функций между различными, нередко дублирующими друг друга государственными ведомствами. Так, финансовое управление было разделено с VII в. на несколько неподчинен­ных друг другу «секретов» .

    Судебные функции были разделены между различными учреждениями:

      судом патриарха,

      судом го­родского префекта (эпарха),

      особым судом для дворцовых служб императора.

    Многочисленные секретики (секретари) : профессиональные чиновники, сравнимы с министрами.

    1) логофет дрома - пути сообщения, позже МВД и полиция, позже - премьер;

    2) логофет геникона - гос. казна, фин. Система4

    3) логофет - стратег (2 чел.) - один - флот; другой - сухопутная армия;

    4) логофет деменов - председатель госкомимущества.

    Византийское государство IV-VII вв. унаследовало, с теми или иными особенностями, основные черты государственного строя позднеримской империи. Во главе государства стоял император, наследник власти римских цезарей. Он обладал всей полнотой законодательной, судебной и исполнительной власти и являлся верховным покровителем и защитником христианской церкви. Византийская православная церковь играла огромную роль в укреплении авторитета императора.

    Именно церковь разработала и освятила официальную доктрину божественного происхождения императорской власти и проповедовала единение государства и церкви, духовной и мирской власти (их симфонию). В отличие от католической (западной) византийская церковь в гораздо большей мере экономически и политически зависела от императора, так как существовала в условиях мощного централизованного государства.

    Ранневизантийская церковь была прямо подчинена императору. Наиболее полновластно вмешивался в руководство делами церкви император Юстиниан I, нередко обращавшийся с высшими церковными иерархами (епископами и патриархами) как со своими чиновниками.

    Власть византийского императора в IV-VII вв. не была произвольной. При всей широте полномочий императора она умерялась необходимостью следовать "общим законам" империи и особенно отсутствием принципа наследственности престола. Новый византийский император избирался сенатом, "народом Константинополя" и армией, роль которой в избрании императора Византии неуклонно падала.

    Важным фактором политической жизни Византийского государства этого времени было одобрение кандидатуры императора "народом Константинополя". Еще в IV в. императорским указом "народу Константинополя" - различным социальным слоям и группировкам населения столицы, собиравшимся на константинопольском ипподроме, было предоставлено право выражать просьбы и предъявлять императору требования. На этой основе в Византии возникли особые политические организации - так называемые городские партии (димы). Социальную опору двух наиболее крупных димов - они назывались "голубые" и "зеленые" - составляли различные группировки господствующего класса. Первых поддерживала сенаторская и муниципальная аристократия, вторых - торгово-финансовая верхушка византийских городов. Димы имели определенную организацию и даже вооруженные отряды. В V в. аналогичные организации по типу столичных димов были созданы и в других городах Византийской империи. Они превратились с течением времени в своего рода общеимперские организации, тесно связанные друг с другом. В IV-VI вв. роль димов в политической жизни была значительной. Византийские императоры должны были нередко делать ставку в своей политике на одну из названных партий.

    Другим фактором, сдерживающим самовластие императора, являлось наличие особого государственного органа византийской аристократии - константинопольского сената. В сенате могли рассматриваться любые дела империи. Его влияние обеспечивалось самим составом сената, включавшим практически всю правящую верхушку господствующего класса Византии. К V в. число сенаторов составляло 2 тыс. человек. Обсуждение государственных дел сенатом, а также его право участвовать в избрании нового императора обеспечивало византийской аристократии известную долю участия в руководстве делами империи.

    Именно поэтому ранневизантийские императоры, включая наиболее могущественного Юстиниана I, признавали в законодательных актах необходимость "согласия великого сената и народа". Это свидетельствует об устойчивости некоторых политических традиций, сохраняющихся со времен республиканской государственности.

    С VIII в. начинается новое укрепление центральной власти Византии. Оно надолго определило пути развития византийской государственности. Базой централизации и широкой завоевательной политики Византии в IX-Х вв. послужила стабилизация экономики на новой феодальной основе. Византийское государство, достигшее наивысшего развития во время правления Македонской династии (867-1057 гг.), стремилось контролировать с помощью огромного бюрократического аппарата все стороны экономической, политической и культурной жизни страны. Жестко централизованный характер империи резко отличал Византию от современных ей феодальных государств Европы.

    В VIII в. политические организации и учреждения, ранее сдерживавшие всевластие византийского императора, приходят в упадок или полностью ликвидируются. С IX в. даже номинальное провозглашение императора "народом Константинополя" прекращается. Политическая роль константинопольского сената, упавшая еще в конце VII в., окончательно сводится на нет императорским указом конца IX в., лишившим сенат права участия в законодательстве империи.

    Единственной крупной политической силой в Византийском государстве остается православная (греческая) церковь. Ее авторитет и влияние укрепляются. В частности, возрастает роль главы церкви константинопольского патриарха в общественно-политической жизни Византии. Патриархи нередко становятся регентами малолетних императоров и непосредственно вмешиваются в политическую борьбу за трон, пользуясь тем, что единственной процедурой, узаконивающей "поставление на царство", становится с VII в. венчание императора патриархом в храме Св. Софии. Однако и в это время византийской церкви не удалось добиться независимости от императорской власти. Император сохранил право выбирать патриарха из трех кандидатов, рекомендованных церковными иерархами, и низлагать неугодного патриарха.

    Укрепление основ императорской власти в VIII-IX вв. сопровождалось изменением ее атрибутов. За византийскими императорами окончательно утверждаются греческие титулы василевса (царя) и автократора (самодержца). Культ императора-василевса достигает невиданных ранее размеров. Божественный император считался владыкой вселенной (Ойкумены). Его прерогативы были неограниченными. Василевс издавал законы, назначал и смещал высших чиновников, являлся верховным судьей и командующим армией и флотом.

    Характерно, что при такой всевластности его положение не было очень прочным. Примерно половина всех византийских императоров была лишена власти насильственно. Система престолонаследия длительное время у византийцев отсутствовала: сын ва-силевса не рассматривался обычаем как обязательный законный наследник. Императором делало не рождение, а "божественное избрание". Поэтому императоры широко практиковали институт соправителей, выбирая, таким образом, еще при жизни наследника, принцип законного престолонаследия начинает утверждаться в Византии только с конца XI в.

    Традиционализм, рутина церемониалов, отработанных до мельчайших подробностей и освященных обычаем, серьезно сковывали личные возможности императоров. Их реальная власть, по мнению ряда исследователей, начинает неуклонно ослабевать. Этому способствовали новые тенденции, порожденные воздействием феодальных отношений. По мере развития в Византии феодализма между императорами и крупными феодальными землевладельцами (динатами) складываются новые для византийской государственной практики сеньориально-вассальные отношения. Начиная с Х в. византийский самодержец нередко вынужден заключать феодальные договоры с некоторыми своими подданными - динатами, беря на себя обязанности феодального сеньора.

    Для государственного строя Византии на основных этапах его развития характерно наличие огромного бюрократического аппарата, как центрального, так и местного. В его основе лежали начала строгой иерархии. Все византийское чиновничество было разделено на ранги (титулы). Их система была глубоко разработана. В Х в. в византийской "табели о рангах" насчитывалось 60 таких рангов. Центральное управление империей сосредоточивалось в Государственном совете (консистории, а позднее синклите). Это был высший орган при императоре, руководивший текущими делами государства. Его функции не были четко определены, и на практике он играл немалую политическую роль. Государственный совет состоял из высших государственных и дворцовых чинов, являющихся ближайшими помощниками императора. В их число входили оба префекта претория, префект Константинополя, магистр и квестор дворца, два комита финансов. Эти высшие чиновники империи обладали обширными полномочиями, в том числе судебными. Так, два префекта претория являлись высшими руководителями местного государственного аппарата; префект Константинополя являлся гражданским правителем столицы и председателем сената.

    Право Византии. Общие положения

    Византийское право, история которого насчитывает более тысячи лет, представляет собой уникальное явление для средневековой Европы. Оно характеризуется относительно высокой степенью стабильности, внутренней цельности, а также способностью приспосабливаться к меняющимся социально-экономическим и политическим условиям. Эти качества права в Византии определялись рядом исторических факторов, среди которых особое значение имели традиционно сильная центральная императорская власть, римское правовое наследие, византийская христианская церковь. Эти факторы оказывали интегрирующее влияние на право, придавали ему свойства системности.

    Уже на ранних этапах развития государства в Византии сложилась своеобразная правовая система, которая выросла непосредственно из римского права, но испытала на себе влияние специфических переходных к феодализму отношений в обществе, отличавшемся большой социальной и этнической пестротой. Под влиянием времени и чисто местных условий, в частности разнообразных правовых обычаев, римские правовые институты постепенно эволюционировали. Но принципиальные основы римского права и правовой культуры не были подорваны и не подверглись коренным изменениям, чему в немалой степени способствовало длительное сохранение в Византии рабовладельческого уклада.

    Прямая преемственность римского и византийского права нашла свое отражение в использовании императорского законодательства в качестве основного источника права. Относительная стабильность политической системы Византии способствовала тому, что именно здесь были предприняты первые попытки кодификации императорских конституций, а затем и римского права в целом. Так, первым официальным сводом римских законов был составленный в 438 году Кодекс византийского императора Феодосия (Codex Theodosianus), в который вошли все императорские конституции со времени правления Константина (с 312 года). Тем самым в Византии утратило силу более раннее римское законодательство, не включенное в этот сборник.

    В IV--VI вв. в Византии наблюдается высокий уровень развития правовой мысли, складываются самостоятельные юридические школы (наиболее известные -- в Бейруте и Константинополе). Среди юристов бейрутской школы, которые преподавательскую работу сочетали с участием в императорских кодификационных работах, особенно прославились Домнин, Скилиаций, Кирилл, Патрикий и др.

    Византийские юристы были не просто хранителями античных правовых и культурных традиций. Они адаптировали римское право применительно к новым потребностям общества, внося при этом изменения и вставки (интерполяции) в классические тексты римских юристов. Таким образом подготавливалась почва для проведения крупномасштабных кодификационных работ. Не случайно именно в Византии, как уже указывалось, в середине VI в. под руководством выдающегося юриста Трибониана была осуществлена всеобъемлющая систематизация римского права, итогом которой явился Свод законов Юстиниана (Corpus juris civilis). Эта кодификация вплоть до XI в. оставалась не только важнейшим источником действующего права Византии, но и была тем фундаментом, на котором окончательно сформировалась ее правовая система.

    Выбор редакции
    Три дня длилось противостояние главы управы района "Беговой" и владельцев легендарной шашлычной "Антисоветская" . Его итог – демонтаж...

    Святой великомученик Никита родился в IV веке в Готии (на восточной стороне реки Дунай в пределах нынешней Румынии и Бессарабии) во...

    РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 07 мая 2014 года г. Ефремов Тульская областьЕфремовский районный суд Тульской области в...

    Откуда это блюдо получило такое название? Лично я не знаю. Есть еще одно – «мясо по-капитански» и мне оно нравится больше. Сразу...
    Мясо по-французски считается исконно русским блюдом, очень сытное блюдо, с удачным сочетанием картофеля, помидоров и мяса. Небольшие...
    Мне хочется предложить хозяюшкам на заметку рецепт изумительно нежной и питательной икры из патиссонов. Патиссоны имеют схожий с...
    Бананово-шоколадную пасту еще называют бананово-шоколадным крем-джемом, поскольку бананы сначала отвариваются и масса по консистенции и...
    Всем привет! Сегодня в расскажу и покажу, как испечь открытый пирог с адыгейским сыром и грибами . Чем мне нравится этот рецепт — в нём...
    Предлагаю вам приготовить замечательный пирог с адыгейским сыром. Учитывая, что пирог готовится на дрожжевом тесте, его приготовление не...