Государственный контроль и охрана земель. Государственный земельный контроль


Обязательной сферой деятельности по специальному управлению землей является государственный контроль за использованием и охраной земель. Его задачи состоят в обеспечении соблюдения всеми землепользователями, землевладельцами и собственниками земельных участков, в том числе арендаторами, государственными и общественными органами требований земельного законодательства Республики Беларусь (ст.

139 КЗ). Он осуществляется специально уполномоченным государственным органом по земельным ресурсам и землеустройству и местными исполнительными и распорядительными органами.

Местные представительные органы (Советы депутатов) также имеют определенные полномочия по контролю за принятием решений об изъятии и предоставлении земельных участков: местный Совет депутатов может в течение месяца предложить исполкому пересмотреть решение.

Контроль состоит в проверке уполномоченными на то органами соблюдения установленных правил пользования и охраны земель, а также правильности деятельности соответствующих органов по представлению и изъятию земель. Проведение государственного контроля позволяет своевременно выявить и устранить нарушения земельного законодательства. Г осударственный контроль за использованием земель является всеобщим и постоянным. Он распространяется на все категории земель РБ и всех пользователей земли.

Порядок осуществления госконтроля определен «Положением о государственном контроле за использованием и охраной земель», утвержденным постановлением Совета Министров РБ 25 февраля 1993 г. и нормативными документами Госкомимущества. Там же определен круг обязанностей и права Главных государственных инспекторов по использованию и охране земель РБ. Контроль за соблюдением требований при производстве землеустроительных работ осуществляется Инспекциями по экспертизе проектов, связанных с использованием и охраной земель, и контролю за качеством землеустроительных и топографогеодезических работ в порядке, установленном Г оскомимущества РБ.

К сфере деятельности по специальному управлению землей относится и мониторинг земель. Он является составной частью Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республики Беларусь, предусмотренной постановлением Совета Министров Республики Беларусь 20 апреля 1993 г. и Законом об охране окружающей среды.

В соответствии со ст. 141 Кодекса о земле, мониторинг земель представляет собой систему наблюдений за их состоянием для своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов. Объектом мониторинга являются все земли, независимо от форм собственности, целевого назначения и характера использования. Мониторинг земель ведется по единой для РБ системе за счет средств государственного бюджета в неразрывной связи с ведением государственного земельного кадастра.

В процессе мониторинга проводятся систематические наблюдения за состоянием земель, включая аэрофотогеодезические, топографогеодезические, почвенные, геоботанические и другие обследования и изыскания с использованием современных технических методов. Ведение мониторинга обеспечивается Госкомимущества, который утверждает методики программ, по которым ведутся наблюдения за состоянием земель, в том числе выполняемые другими предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами. На основании полученных материалов Комитет обеспечивает систематизацию, изучение и хранение данных о земле, а также издание материалов мониторинга земель.

Еще по теме Государственный контроль за использованием и охраной земель. Мониторинг земель.:

  1. Глава 10 ОХРАНА ЗЕМЕЛЬ. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ ЗЕМЕЛЬ
  2. Система и компетенция органов, осуществляющих контроль за использованием и охраной земель
  3. § 4. Обеспечение охраны земель в сфере управления использованием и охраной земель
  4. Тема 8 Государственное управление использованием и охраной земель
  5. Глава XII. КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ОХРАНОЙ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗЕМЕЛЬ (ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ)

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования

«Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»

Кафедра государственно-правовых дисциплин

РЕФЕРАТ

по дисциплине: «Земельное право»

на тему: «Контроль за использованием и охраной земель»

Выполнила: слушатель Грекова Екатерина Александровна,

по направлению подготовки "Гражданское право"

Контроль за использованием и охраной земель - это деятельность компетентных органов, направленная на обеспечение соблюдения земельного законодательства, требования охраны и использования земель.

Выделяют 4 вида контроля:

1. государственный;

2. муниципальный;

3. общественный;

4. производственный.

Объектом государственного земельного контроля являются земельные участки и отношения, связанные и их предоставлением, использованием и изъятием.

При осуществлении государственного земельного контроля используются сведения Государственного кадастра недвижимости; Государственного мониторинга земель; производственного земельного контроля; Государственного фонда данных, полученных в результате землеустройства и иные сведения; проводятся съёмки, обмеры земельных участков и иные действия, предусмотренные законодательством РФ.

Органы, осуществляющие государственный земельный контроль:

1. Должностные лица и органы Росреестра осуществляют государственный земельный контроль в отношении всех категорий земель и, в частности, осуществляют контроль за соблюдением порядка переуступки права пользования земельными участками, выполнения требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, самовольного обмена земельными участками и использования земельных участков без документов, разрешающих определённую хозяйственную деятельность на данном участке; выполнение требований о наличии и сохранности межевых знаков, о соблюдении порядка предоставления сведений о состоянии земель, за соблюдением исполнения предписаний по вопросам соблюдения земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных правоотношений; направление по выполнению требований земельного законодательства по использованию земель по целевому назначению и выполнению обязанности по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.

2. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования в частности осуществляет контроль:

1) за выполнением обязанности по рекультивации земель;

2) по выполнению требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от процессов, ухудшающих качественное состояние земель;

3) за соблюдением выполнения требований законодательства о недопущении использования участков лесного фонда для определенных целей без специальных разрешений;

4) за соблюдением режима использования земельных участков и лесов, в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов.

3. Федеральная служба по ветеринарному, фитосанитарному контролю осуществляет контроль на землях сельскохозяйственного назначения и на земельных участках сельскохозяйственного использования в составе земель населённых пунктов в частности:

1) за соблюдением мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения;

2) за соблюдением требований по самовольному занятию, перемещению и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с опасными веществами и отходами производства и потребления;

Конечным результатом этой функции является:

1. выявление и обеспечение устранения нарушений земельного законодательства;

2. исполнение нарушителями земельного законодательства соответствующих предписаний об устранении нарушений земельного законодательства;

3. привлечение виновных лиц к административной ответственности.

Формой земельного контроля являются проверки, которые бывают 2х видов: плановые и внеплановые проверки.

Юридическими фактами для проведения проверок являются:

1. планы проведения проверок (утверждаются руководителями территориальных органов Росреестра ежеквартально, не позднее чем за 15 дней до планируемого периода);

в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей плановые проверки по каждому земельному участку проводятся не чаще, чем 1 раз в 2 года;

в отношении субъекта малого предпринимательства плановая проверка проводится не ранее, чем через 3 года с момента его государственной регистрации.

2. жалобы и обращения органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц, физических и юридических лиц о том, что есть нарушение земельного законодательства;

3. сообщение в СМИ о нарушениях земельного законодательства;

4. акты судебных органов.

Сроки проведения проверки устанавливаются распоряжением о проведении проверки. Срок не должен превышать 1 месяц. В случаях, предусмотренных законодательством РФ, срок может быть продлён до 1 месяца.

При осуществлении проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей должны соблюдаться требования ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля, надзора и муниципального контроля”.

Постановлением Правительства от 27.01.2009 г. земельный контроль был отнесён к одному из видов государственного экологического контроля.

Муниципальный земельный контроль. Муниципальный земельный контроль осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами и распространяется на территорию муниципального образования.

Муниципальный земельный контроль осуществляется в порядке, установленном нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления. кадастр недвижимость земельный контроль

Общественный земельный контроль. Общественный земельный контроль осуществляется органами территориального общественного самоуправления (ТОС), иными общественными организациями за соблюдением установленного порядка подготовки и принятия органами власти, органами местного самоуправления решений, затрагивающих права и законные интересы, предусмотренные Земельным Кодексом, а также за соблюдением требований использования и охраны земель.

Производственный земельный контроль . Осуществляется собственниками, землевладельцами, землепользователями, арендаторами в ходе осуществления хозяйственной деятельности на конкретном земельном участке.

Лица, использующие земельный участок обязаны по письменному запросу Росреестра (но не чаще 1 раза в год) предоставлять сведения об организации производственного земельного контроля.

Руководители территориальных органов Росреестра разрабатывают и утверждают годовые планы получения сведений о производственном земельном контроле.

Информационную роль в обеспечении контроля осуществляет мониторинг земель.

Мониторинг земель - это система наблюдения за состоянием земель.

Объектом мониторинга являются все земли в РФ. Выделяют подсистемы мониторинга в зависимости от категорий земель.

В процессе мониторинга проводятся изыскание, обследование, съёмки и наблюдения.

Мониторинг включает в себя следующие действия:

1. сбор информации о состоянии земель, её обработку и хранение;

2. непрерывное наблюдение за использованием земель

3. анализ и оценка качественного состояния земель.

По результатам мониторинга составляются научные прогнозы и рекомендации, оперативные сводки и доклады.

Существует 3 вида мониторинга в зависимости от изучаемого объекта:

1. федеральным (объектом являются все земли РФ);

2. региональный (предметом является территория, ограниченная административными, экономическими, физико-геологическими и иными границами);

3. локальный мониторинг (вплоть до отдельного земельного участка).

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие, сущность, формы, правовое положение, функции и цели сельскохозяйственных кооперативов. Отличия содержания права пользования земельными участками в СССР и РФ. Порядок предоставления постоянного (бессрочного) пользования земельными участками.

    контрольная работа , добавлен 23.01.2010

    Понятие, предмет и источники земельного права. Особенности государственного управления земельными ресурсами и охраной земель. Государственный земельный кадастр, контроль за использованием и охраной земель. Субъекты и объекты земельных правоотношений.

    шпаргалка , добавлен 26.09.2010

    Правовой режим земель граждан, предусмотренный законодательством РФ. Государственный контроль за использованием и охраной земель, система органов земельного контроля. Основания прекращения права безвозмездного срочного пользования земельным участком.

    контрольная работа , добавлен 05.03.2010

    Рассмотрение современного государственного кадастра недвижимости, его функции: учетная, фискальная и информационная. Принципы и основы проведения мониторинга земель в Российской Федерации. Анализ действующего законодательства по мониторингу земель.

    курсовая работа , добавлен 16.12.2014

    История развития земельно-кадастровых отношений в России. Характеристика законодательства в области ведения государственного кадастра недвижимости. Порядок проведения кадастровой оценки земель для установления земельного налога и арендной платы.

    дипломная работа , добавлен 13.05.2014

    Понятие, виды, основания и порядок возникновения и прекращения права лесопользования, оборот прав пользования лесными участками. Документы, регламентирующие права и обязанности лесопользователей. Правовые основы государственного экологического контроля.

    контрольная работа , добавлен 12.02.2012

    Понятие, основания возникновения и прекращения права безвозмездного срочного пользования земельными участками. Сущность, цели и содержание правовой охраны земель в процессе их использования. Правовой режим земель, предоставляемых для недропользования.

    контрольная работа , добавлен 26.06.2012

    Сущность, особенности земельных отношений в России, характеристика нормативно-правовой базы. Полномочия органов государственной власти по распоряжению земельными участками. Распределение земельного фонда в Российской Федерации по категориям земель.

    дипломная работа , добавлен 24.01.2018

    Государственный кадастр недвижимости как систематизированный свод сведений. Рассмотрение особенностей подготовки межевого плана. Анализ принципов ведения государственного кадастра недвижимости. Способы подготовки кадастрового паспорта земельного участка.

    дипломная работа , добавлен 27.11.2012

    Анализ состояния земельного законодательства и необходимость его совершенствования. Система органов управления земельными ресурсами. Нормативно-правовые акты, регулирующие контроль за использованием земель. Принципы проведения экологической экспертизы.

Т. Г. ШАТРОВА

КОНТРОЛЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ОБЛАСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ. РАЗРЕШЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ СПОРОВ

ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО

Минск НО ООО «БИП-С», 2002

Контроль – важнейшая правовая мера обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, в том числе землепользования и охраны земель.

Контроль за соблюдением земельного законодательства является одной из важнейших функций государственного управления в области регулирования земельных отношений. В этой связи изучение данного правового института имеет огромное значение и является обязательным. Студенты должны овладеть определенными познаниями о целях, задачах и видах контроля в области регулирования земельных отношений, а также изучить систему государственных органов, осуществляющих контроль в области рационального использования и охраны земель.

Основываясь на роли экологического контроля в механизме охраны земель, его можно рассматривать как значительную правовую меру.

Именно посредством осуществления контроля в основном обеспечивается принуждение соответствующих субъектов земельных отношений к исполнению экологических требований.



Поскольку меры принуждения или меры юридической ответственности применяются к нарушителям земельного законодательства в процессе контроля, то не менее важным представляется изучение темы «Юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства».

Юридическую ответственность за нарушение земельного законодательства рассматривают как правовой институт отрасли земельного права. Под юридической ответственностью понимают совокупность неблагоприятных последствий (взысканий), наступающих для нарушителя земельного законодательства. Посредством применения юридической ответственности реализуется государственное принуждение к исполнению природоохранных требований.

Особое значение юридической ответственности и ее место в системе земельного права объясняется также наличием в земельно-правовых нормах такого элемента как санкция. Санкция представляет собой структурный элемент нормы права, в которой изложена мера государственного взыскания за нарушение правила, предусмотренного диспозицией нормы.

Студенты должны уметь отличать земельное правонарушение от земельного преступления, уметь характеризовать дисциплинарный проступок.

Кроме того, в результате изучения данной темы студенты должны овладеть знаниями о понятии видах юридической ответственности за нарушение земельного законодательства, а также поиска нормативных правовых актов, предусматривающих меры государственного взыскания за нарушение земельного законодательства.

Защита прав и законных интересов собственников земли, землевладельцев, землепользователей, в том числе арендаторов осуществляется посредством разрешения земельных споров. Данное обстоятельство определяет значение и актуальность темы о земельных спорах. Земельные споры – это неурегулированные конфликты по поводу предоставления и изъятия земли, установления прав на земельные участки, установления и ограничения полномочий собственников, владельцев и пользователей, нарушения имущественных прав и защищаемых интересов участников земельных отношений.

Указанный правовой институт представляет собой сложное структурное образование. Это объясняется расширением круга субъектов земельных отношений, а также тесной связью земельных, гражданских, аграрных, трудовых, семейных и других правоотношений. В результате изучения данной темы студенты должны знать понятие и виды земельных споров, уметь характеризовать эти виды, а также приобрести навыки определения государственного органа, который правомочен разрешить тот или иной земельный спор.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

Тема: Контроль в области регулирования земельных отношений:

а) Понятие, задачи и виды контроля в области регулирования земельных отношений.

б) Государственный контроль в области регулирования земельных отношений.

в) Ведомственный и производственный контроль в области регулирования земельных отношений.

г) Общественный контроль в области регулирования земельных отношений.

д) Информационный, предупредительный и карательный контроль в области регулирования земельных отношений.

е) Права и обязанности государственных инспекторов по охране природы при осуществлении контроля в области рационального использования и охраны.

Тема: Юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства.

а) Понятие и виды юридической ответственности за нарушение земельного законодательства.

б) Основания возникновения юридической ответственности за нарушение земельного законодательства как результат осуществления контроля в области регулирования земельных отношений.

в) Уголовная ответственность за нарушение земельного законодательства.

г) Административная ответственность за нарушение земельного законодательства.

д) Гражданская ответственность за нарушение земельного законодательства.

е) Земельно-правовая ответственность.

ж) Дисциплинарная ответственность за нарушение земельного законодательства.

Тема: Разрешение земельных споров.

а) Понятие и виды земельных споров.

б) Стороны в земельном споре. Их права и обязанности.

в) Подведомственность земельных споров. Споры, подлежащие разрешению в административном порядке. Споры, подлежащие разрешению в судебном порядке.

КОНТРОЛЬ ЗА РАЦИОНАЛЬНОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ ЗЕМЕЛЬ

1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ.

Система контроля в области использования и охраны земель состоит из органов государственного, ведомственного, производственного и общественного контроля. Задачами контроля в области рационального использования и охраны земель служат обеспечение соблюдения земельного законодательства, норм экологической безопасности, установление порядка пользования землями, порядка ведения учёта, порядка проведения экологических и изыскательских работ, выполнение охранных мероприятий.

Государственный контроль осуществляют органы государственного управления в области регулирования земельных отношений.

Ведомственный контроль осуществляют структурные подразделения министерств и ведомств, в пределах своих полномочий.

Производственный контроль осуществляется специальными службами на предприятиях, в организациях и учреждениях.

Общественный контроль осуществляется общественными объединениями и гражданами Республики Беларусь.

2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА РАЦИОНАЛЬНЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ ЗЕМЕЛЬ.

Государственный контроль в области использования и охраны земель осуществляют: местные исполнительные и распорядительные органы, в пределах своей компетенции; специально уполномоченный государственный орган по земельным ресурсам и землеустройству; министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды; органы Минздрава (санэпидемслужбы). Государственный контроль представляет собой систему наблюдений за исполнением земельного законодательства, систему выявлений нарушений земельного законодательства и систему применения принудительных мер воздействия на нарушителей. Государственные органы, осуществляющие контроль, выполняют следующие контрольные функции:

1. организуют проверку и экспертизу изменения состояния земель;

2. принимают меры к устранению нарушений земельного законодательства;

3. принимают участие в подготовке нормативных правовых актов сфере регулирования земельных отношений;

4. вносят в установленном порядке предложения о консервации загрязнённых и деградировавших земель;

5. информируют население о состоянии земельного фонда, об эффективности использования земель и о принимаемых мерах по охране земель;

6. принимают участие в согласовании градостроительной и землеустроительной документации;

7. принимают участие в работе комиссий о приёмке земель после мелиоративных и других работ;

8. осуществляют надзор за соблюдением юридическими и физическими лицами земельного законодательства;

9. принимают меры по недопущению самовольного занятия земель;

10. предоставляют сведения о наличии земельных угодий, о наличии свободного земельного фонда и о наличии правонарушений.

Госкомзем осуществляет контроль за проектированием, размещением и строительством объектов оказывающих негативное воздействие на состояние земель, за размещением объектов обезвреживания отходов и объектов захоронения отходов. Он осуществляет контроль за проведением землеустроительных работ, за исполнением градостроительной документации и за соблюдением порядка регистрации субъектов земельных отношений, порядка выдачи документов удостоверяющих право на землю и выполняют другие контрольные функции.

В соответствии с положением о государственном контроле в области охраны окружающей среды. Государственный контроль за состоянием земель осуществляют главные государственные инспекторы, государственные инспекторы, главные инспекторы и инспекторы структурных подразделений министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды. На основании данного положения инспекторы имеют право:

1. беспрепятственно входить в учреждения, организации и на предприятия при наличии удостоверения и предписания на проверку;

2. запрашивать и получать любые документы необходимые для проверки выполнения земельного законодательства;

3. приостанавливать деятельность юридических лиц нарушающих земельное законодательство;

4. налагать штрафы на должностных лиц, в случае выявления нарушений земельного законодательства;

5. составлять акты проверок для направления в соответствующие органы, с целью привлечения виновных лиц к ответственности;

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды также осуществляет контроль за выполнением природоохранных требований при отводе земель под любые виды деятельности, а также за соблюдением экологических норм при разработке новых технологий и техники и за предотвращением захламления и загрязнения земель.

Специальные службы Минздрава осуществляют контроль за соблюдением санитарных норм при размещении объектов захоронения отходов производства и потребления, а также за соблюдением санитарных норм при проведении землеустроительных работ и при осуществлении градостроительной деятельности.

3. ВЕДОМСТВЕННЫЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ.

Ведомственный контроль в области использования и охраны земель осуществляют министерства и ведомства. Задачами этого контроля служит обеспечение соблюдения подведомственными юридическими лицами земельного законодательства.

Юридические лица и предприниматели при осуществлении своей деятельности обеспечивают проведение производственного контроля в области использования и охраны земель.

Производственный контроль является менее эффективной формой контроля, вследствии двух причин:

1. руководители организаций, прежде всего, заинтересованы в производстве продукции и её реализации, следовательно, наблюдается просто нехватка времени для осуществления контроля за соблюдением земельного законодательства;

некоторые руководители либо сознательно либо несознательно отдают предпочтение решению текущих проблем, пренебрегая перспективными задачами и осуществляют контроль за соблюдением земельного законодательства лишь в случае проверок.

4. ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ.

Общественный контроль осуществляют общественные объединения, трудовые коллективы, общественные инспекторы и граждане. Задачей этого вида контроля является проведение общественной проверки за соблюдением юридическими и физическими лицами земельного законодательства, а также проведением мероприятий по охране земель. Общественные инспекторы вправе:

1. информировать население о состоянии земель;

2. проводить общественные слушания;

5. выносить решения о приостановлении деятельности тех или иных юридических лиц, которые носят рекомендательный характер;

6. направлять соответствующие материалы в государственные органы и суд для принятия мер по приостановлению строительства объектов влияющих на состояние земель.

Контроль за использованием и охраной земель.

Контроль за использованием и охраной земель - ϶ᴛᴏ деятельность компетентных органов, направленная на обеспечение соблюдения земельного законодательства, требования охраны и использования земель.

Выделяют 4 вида контроля:

1. государственный;

2. муниципальный;

3. общественный;

4. производственный.

Государственный земельный контроль .

Объектом государственного земельного контроля являются земельные участки и отношения, связанные и их предоставлением, использованием и изъятием.

При осуществлении государственного земельного контроля используются сведения Государственного кадастра недвижимости; Государственного мониторинга земель; производственного земельного контроля; Государственного фонда данных, полученных в результате землеустройства и иные сведения; проводятся съёмки, обмеры земельных участков и иные действия, предусмотренные законодательством РФ.

59. Органы, осуществляющие государственный земельный контроль:

1. должностные лица и органы Росреестра осуществляют государственный земельный контроль в отношении всœех категорий земель и, в частности, осуществляют контроль за соблюдением порядка переуступки права пользования земельными участками, выполнения требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, самовольного обмена земельными участками и использования земельных участков без документов, разрешающих определённую хозяйственную деятельность на данном участке; выполнение требований о наличии и сохранности межевых знаков, о соблюдении порядка предоставления сведений о состоянии земель, за соблюдением исполнения предписаний по вопросам соблюдения земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных правоотношений; направление по выполнению требований земельного законодательства по использованию земель по целœевому назначению и выполнению обязанности по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целœевому назначению.

2. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования в частности осуществляет контроль:

1) за выполнением обязанности по рекультивации земель;

2) по выполнению требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от процессов, ухудшающих качественное состояние земель;

3) за соблюдением выполнения требований законодательства о недопущении использования участков лесного фонда для определœенных целœей без специальных разрешений;

4) за соблюдением режима использования земельных участков и лесов, в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов.

3. Федеральная служба по ветеринарному, фитосанитарному контролю осуществляет контроль на землях сельскохозяйственного назначения и на земельных участках сельскохозяйственного использования в составе земель населённых пунктов в частности:

1) за соблюдением мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения;

2) за соблюдением требований по самовольному занятию, перемещению и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с опасными веществами и отходами производства и потребления;

Конечным результатом этой функции является:

1. выявление и обеспечение устранения нарушений земельного законодательства;

2. исполнение нарушителями земельного законодательства соответствующих предписаний об устранении нарушений земельного законодательства;

3. привлечение виновных лиц к административной ответственности.

Формой земельного контроля являются проверки, которые бывают 2 х видов: плановые и внеплановые проверки.

Юридическими фактами для проведения проверок являются:

1. планы проведения проверок (утверждаются руководителями территориальных органов Росреестра ежеквартально, не позднее чем за 15 дней до планируемого периода);

· в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателœей плановые проверки по каждому земельному участку проводятся не чаще, чем 1 раз в 2 года;

· в отношении субъекта малого предпринимательства плановая проверка проводится не ранее, чем через 3 года с момента его государственной регистрации.

2. жалобы и обращения органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц, физических и юридических лиц о том, что есть нарушение земельного законодательства;

3. сообщение в СМИ о нарушениях земельного законодательства;

4. акты судебных органов.

Сроки проведения проверки устанавливаются распоряжением о проведении проверки. Срок не должен превышать 1 месяц. В случаях, предусмотренных законодательством РФ, срок должна быть продлён до 1 месяца.

При осуществлении проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателœей должны соблюдаться требования ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателœей при осуществлении государственного контроля, надзора и муниципального контроля”.

Постановлением Правительства от 27.01.2009 ᴦ. земельный контроль был отнесён к одному из видов государственного экологического контроля.

Муниципальный земельный контроль . Муниципальный земельный контроль осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами и распространяется на территорию муниципального образования. Муниципальный земельный контроль осуществляется в порядке, установленном нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления.

Общественный земельный контроль . Общественный земельный контроль осуществляется органами территориального общественного самоуправления (ТОС), иными общественными организациями за соблюдением установленного порядка подготовки и принятия органами власти, органами местного самоуправления решений, затрагивающих права и законные интересы, предусмотренные Земельным Кодексом, а также за соблюдением требований использования и охраны земель.

Производственный земельный контроль . Осуществляется собственниками, землевладельцами, землепользователями, арендаторами в ходе осуществления хозяйственной деятельности на конкретном земельном участке.

Лица, использующие земельный участок обязаны по письменному запросу Росреестра (но не чаще 1 раза в год) предоставлять сведения об организации производственного земельного контроля. Руководители территориальных органов Росреестра разрабатывают и утверждают годовые планы получения сведений о производственном земельном контроле.

60. Ещё одно мероприятие в рамках планирования – инвентаризация. Инвентаризация является одним из видов землеустроительных мероприятий. Инвентаризация от лат. означает “опись”. Инвентаризация земель проводится для выявления неиспользуемых, нерационально используемых, используемых не по целœевому назначению земельных участков или выявления иных характеристик земельных участков.

Впервые об инвентаризации земель был принят Указ Президента в 1993 ᴦ.

Процедура (порядок) инвентаризации . Для инвентаризации земель создаётся специальная комиссия, в состав которой включаются представители Росреестра, природоохранных органов, архитектурно-градостроительных и санитарно-эпидемиологических органов, органов сельского лесного хозяйства, представители органов местного самоуправления, собственников, землевладельцев, землепользователœей и арендаторов.

Состав комиссии утверждается Главой местной администрации. Комиссии в ходе своих работ устанавливается качественное состояние земель и причины, приведшие к ухудшению состоянию земли. На основании этих работ комиссией разрабатываются предложения по дальнейшему использованию земельных участков.

В результате инвентаризации на каждый земельный участок устанавливается самостоятельное дело по инвентаризации, куда включаются обосновывающие расчёты, графические материалы и акт о проведении инвентаризации земель. Он должен быть подписан всœеми членами комиссии.

Обобщенный результат инвентаризации с предложениями по использованию земельных участков направляется Главе местной администрации и органу исполнительной власти субъекта РФ, который утверждает результаты инвентаризации и принимает решение по дальнейшему использованию.

Субъекты РФ могут устанавливать свой порядок проведения инвентаризации земель.

Контроль за использованием и охраной земель. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Контроль за использованием и охраной земель." 2017, 2018.

План


Введение

Глава 1. Общие вопросы правового регулирования государственного земельного контроля

1 Понятие государственного земельного контроля

2 Муниципальный и общественный земельный контроль

Глава 2. Субъекты государственного земельного контроля

1 Государственные органы, осуществляющие земельный контроль

2 Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии

3 Формы и методы государственного земельного контроля

Заключение

Список литературы


Введение


Законодательство о земельной реформе предоставляет собственникам, землевладельцам, землепользователям, арендаторам широкие права по самостоятельному хозяйствованию на земле. Такая деятельность не должна, как указано в ст. 36 Конституции РФ, наносить ущерб окружающей природной среде и нарушать права и законные интересы иных лиц.

Углубление земельной реформы и формирование новых земельных отношений, основанных на введении частной собственности на землю, при сохраняющемся потребительском отношении к ее использованию вызывает необходимость усиления государственного контроля за использованием и охраной земель.

Земельный вопрос практически во все времена он требовал повышенного внимания со стороны государственной власти. Россия, площадь которой составляет 1,7 млрд. гектаров, является крупнейшим государством в мире. Большая часть территории страны занята землями лесного фонда (около 50 %), а также предприятий, организаций и граждан, занимающихся сельскохозяйственным производством (38,5 %). Значительные площади занимают земли городов и других населенных пунктов, промышленности, транспорта, природоохранного, оборонного и иного назначения.

За последние 40 лет из оборота выбыло около 12 млн. гектаров продуктивных сельскохозяйственных угодий. В настоящее время этот процесс продолжается. Во многих регионах падает плодородие почв, ухудшается качественное состояние угодий. Огромные площади пойменных земель и пахотных угодий затоплены и подтоплены. Это приводит к подъему уровня грунтовых вод до критических отметок, вторичному засолению почв, особенно на территории юго-восточной части России.

По данным государственного земельного кадастра, из 222 млн. гектаров сельскохозяйственных угодий более 50 млн. гектаров подвержено разрушительным процессам водной и ветровой эрозии, почти 70 млн. гектаров относится к категории эрозионно-опасных земель, около 30 млн. гектаров переувлажнено и заболочено, более 70 млн. гектаров имеет повышенную

кислотность почв, 16 млн. гектаров засолено, 23 млн. гектаров представлено солонцами, солонцеватыми комплексами. Во многих регионах идет истощительное использование почв, что привело к значительному снижению их плодородия. За последние десять лет для нужд промышленности, транспорта и иных несельскохозяйственных целей в России изъято 849 тысяч гектаров сельскохозяйственных угодий, из них почти половина - пашня.

Таким образом, деятельность государства, в настоящее время, должна быть направлена, прежде всего, на принятие мер по предотвращению деградации земель, в результате виновных действий хозяйствующих субъектов, а также, на рациональное использование земель, как основы жизнеобеспечения граждан России.

При переходе российского общества к рыночной экономике государственный контроль за охраной и использованием земли приобретает еще большее значение, чем раньше. Законодательство о земельной реформе предоставляет собственникам, землевладельцам, землепользователям, арендаторам широкие права по самостоятельному хозяйствованию на земле. В то же время, такая деятельность не должна наносить ущерба окружающей среде и нарушать права и законные интересы иных лиц. Государственное регулирование состоит не только в запретах. Оно строится на принципе мировой практики: «собственность обязывает», так как закон накладывает немало требований в публичных интересах. Все владельцы земли подотчетны и ответственны за свои действия перед государством, перед законом».

В настоящее время формируются основы земельного рынка и его инфраструктуры. По данным землеустроительной службы Российской Федерации, на 1 января 2000 года насчитывалось 11,9 млн. собственников земельных долей, на которые приходилось 117,6 млн. гектаров сельскохозяйственных угодий. Общее количество зарегистрированных сделок с землей по стране достигает 730 тыс. в год. В то же время, отмечается тот факт, что в России пока не созданы условия для цивилизованного рынка земли. Для государства принципиально важно избежать ситуации, когда покупателем земли сможет стать не тот, кто может работать на ней, а тот, у кого капитал. Посредством создания четкой системы органов государственного земельного контроля, жесткого контроля государства за охраной и использованием земель, выработки эффективных мер воздействия на нарушителей земельного законодательства, мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов государство может соединить интересы частных собственников с всеобщими интересами, как это сделано во многих развитых странах.


Глава 1. Общие вопросы правового регулирования государственного земельного контроля


.1 Понятие государственного земельного контроля. Виды земельного контроля


Государственный контроль за охраной и использованием земель является разновидностью земельного контроля, и относится к одной из важнейших функций государства. Статья 71 Земельного кодекса Российской Федерации определяет понятие государственного земельного контроля, в которой указано, что специально уполномоченными государственными органами осуществляется государственный земельный контроль за соблюдением земельного законодательства, требований охраны и использования земель организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами.

Задачами государственного земельного контроля являются:

·обеспечение исполнения земельного законодательства;

·определение соответствия деятельности организаций, должностных лиц и граждан правовым нормам, регулирующих земельные отношения;

·обеспечение соблюдения установленных требований (норм, правил, нормативов) при использовании земли;

·обеспечение выполнения мероприятий по охране земель органами государственной власти, местного самоуправления, юридическими лицами, должностными и физическими лицами».

Обеспечению исполнения земельного законодательства, а также условий индивидуальных земельно-правовых документов в части предупреждения и борьбы с правонарушениями служит функция государственного контроля за использованием и охраной земель, или государственного земельного контроля.

Земельным кодексом Российской Федерации установлены следующие виды земельного контроля: государственный, муниципальный, общественный, производственный .

Контроль за исполнением и соблюдением земельного законодательства в широком смысле включает деятельность, направленную на оценку соответствия поведения субъектов требованиям права. В этом смысле земельный контроль входит в содержание обязанности собственников, владельцев, пользователей обеспечить соответствие собственного поведения требованиям земельного законодательства и индивидуальных разрешительных документов. Такая форма контроля, применяемая к юридическим лицам-землепользователям, получила название производственного контроля.

Производственный земельный контроль обеспечивается путем проведения юридическими лицами добровольно, собственными силами инициативных мероприятий по организации проверки соблюдения земельного законодательства в процессе землепользования. Он распространяется только на действия данного юридического лица и членов его коллектива по отношению и закрепленному за ним земельному участку и направлен на обеспечение соблюдения земельного законодательства и внутренних правил землепользования.

Производственный контроль включает организацию внутренних текущих и периодических проверок, экспертиз и аудита.

Выявленные в результате производственного контроля недостатки служат основанием для внесения коррективов в организацию землепользования и хозяйственной деятельности. В случае квалификации производственных действий как правонарушений применяются меры дисциплинарной и материальной ответственности органами управления производством. Решения производственных контрольных органов, вынесенные в законном порядке, имеют обязательную силу и охраняются законом. Проведение производственного контроля регулируется правилами внутреннего распорядка.

В целях организации производственного контроля на предприятиях по мере необходимости могут создаваться специальные службы, либо определенными полномочиями наделяются соответствующие сотрудники предприятия. Применительно к деятельности, связанной с обеспечением рационального использования и охраны земель, субъекты хозяйственной и иной деятельности в соответствии со ст. 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ст. 73 ЗК обязаны представлять сведения и отчеты об организации производственного экологического контроля в органы исполнительной власти и местного самоуправления, осуществляющие соответственно государственный и муниципальный контроль. Организация внутреннего производственного контроля - важная мера самодисциплины и повышения эффективности земельного законодательства.

Вместе с тем организации производственного контроля недостаточно для обеспечения соблюдения земельного законодательства. В силу психологических причин землепользователи не способны объективно и в достаточной степени проконтролировать собственное поведение и добровольно принять меры к его исправлению, особенно если это затрагивает их финансовые и материальные интересы. С технической, организационной и материальной сторон отдельные землепользователи не всегда способны обеспечить собственными силами организацию некоторых форм современного контроля, например мониторинга природных объектов. Без создания специальных внешних организационных структур невозможно обеспечить единство контрольных действий, их координацию, анализ и оценку. Наконец, борьба с правонарушениями требует внешнего вмешательства.

Роль необходимого в этом случае внешнего независимого контроля играет государственный контроль. Задача и содержание государственного земельного контроля, система органов, отвечающих за его осуществление, их полномочия специально определены в Земельном кодексе, Федеральном законе «Об охране окружающей среды», Федеральном законе «О мелиорации земель», Гражданском, Лесном и Водном кодексах, а также в подзаконных актах.

Задачей государственного земельного контроля является обеспечение соблюдения физическими, должностными и юридическими лицами требований земельного законодательства в целях эффективного использования и охраны земель.

В зависимости от целей и времени государственного контроля относительно контролируемого действия различают: предупредительный, текущий и последующий государственный контроль.

Предупредительный контроль осуществляется на этапе проектирования и планирования деятельности, связанной с использованием земель и воздействием на состояние земель, и нацелен на предупреждение возможных нарушений земельного законодательства в процессе реализации проекта. К видам предупредительного контроля относятся различного рода государственные экспертизы, лицензирование видов деятельности и сертификация используемых в хозяйственной деятельности технических средств, технологий и веществ.

В процессе реализации деятельности, связанной с землепользованием и воздействием на состояние земель, осуществляется текущий контроль. Его задача - регулярные проверки хозяйственной и иной деятельности на предмет ее соответствия требованиям земельного законодательства и условиям индивидуальных разрешительных документов. Текущий контроль осуществляется при помощи инспектирования объектов землепользования и хозяйственной деятельности, а также мониторинга земель.

Последующий государственный контроль подразумевает действия государственных контрольных органов и уполномоченных лиц по оформлению правонарушений и привлечению совершивших их лиц к юридической ответственности. Последующий контроль - логическое продолжение инспекционных проверок и мониторинга земель в том случае, если в процессе их осуществления обнаружены нарушения земельного законодательства и условий индивидуальных разрешительных документов. Последующий контроль направлен на прекращение правонарушения и восстановление правопорядка. Последующий государственный контроль прямо связан с применением к правонарушителям мер юридической ответственности. Соотношение обнаруженных правонарушений и примененных к правонарушителям мер юридической ответственности служит одним из критериев определения эффективности законодательства.

Таким образом, государственный контроль за охраной и использованием земель это - деятельность государственных органов представительной и исполнительной власти, направленная на соблюдение всеми землепользователями требований охраны и рационального использования земли, носящая всеобщий и постоянный характер. Государственный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке установленном Правительством Российской Федерации.


1.2 Муниципальный и общественный земельный контроль

государственный земельный контроль

Наряду с государственным контролем проводят и другие виды земельного контроля. Один из наиболее важных - муниципальный земельный контроль. Действия муниципального законодательства определенны в соответствии со статьей 72 Земельного кодекса Российской Федерации.

Муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Действие муниципального правового акта, определяющего порядок осуществления контроля, будет ограничиваться пределами муниципального образования и распространяться на все земли в пределах муниципального образования, вне зависимости от формы собственности (государственной, муниципальной или частной) на них. Муниципальный земельный контроль в соответствии с ЗК РФ осуществляется только за использованием земель. Полномочия по осуществлению контроля за охраной земель органам местного самоуправления не предоставлены. Муниципальные правовые акты по земельному контролю регламентируют процедуру проведения проверок за использованием земель в пределах муниципального образования и определяют орган управления, осуществляющий контроль за использованием земель.

Базовым документом, регулирующим муниципальный контроль, является Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 26.04.2010) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в полной мере применимый и к муниципальному земельному контролю.

Муниципальный земельный контроль - совокупность действий должностных лиц, наделенных полномочиями по осуществлению проверки соблюдения юридическими и физическими лицами требований земельного законодательства на территории муниципального образования и закреплением результатов проверки в форме акта соблюдения земельного законодательства и приложений к нему.

Муниципальный земельный контроль, осуществляемый органами местного самоуправления, не входящими в систему органов государственной власти, и будучи самостоятельным видом контроля, тем не менее, требует тесного взаимодействия с органами государственного земельного контроля, задачей которого является обеспечение соблюдения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами земельного законодательства, требований охраны и использования земель.

В связи с этим Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости подготовлены Методические рекомендации по порядку взаимодействия органа, осуществляющего муниципальный земельный контроль, и управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по субъекту Российской Федерации (письмо Роснедвижимости от 20.07.2005 № ММ/0644 «О взаимодействии органов государственного земельного контроля с органами муниципального земельного контроля»). Данные рекомендации подробно регламентируют порядок организации и проведения муниципального земельного контроля.

Муниципальный земельный контроль возложен на местные органы самоуправления. В соответствии с Земельным кодексом (ст. 72) и Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 6) местные органы самоуправления наделены общими полномочиями по контролю за использованием земель на территории муниципальных образований, что включает соответственно их право контролировать использование не только муниципальных земель, но и земель, принадлежащих государству, физическим и юридическим лицам. Они также уполномочены осуществлять общий контроль за соблюдением законодательства РФ о градостроительстве. Кроме того, в целях выполнения государственного контроля предусматривается взаимодействие государственных органов с местными органами самоуправления, в том числе в области мониторинга, экспертизы некоторых проектов.

Общественный контроль заключается в полномочиях и деятельности органов территориального общественного самоуправления, других общественных организаций контролировать соблюдение порядка подготовки и принятия исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления решений, затрагивающих права и законные интересы граждан и юридических лиц, а также соблюдение требований использования и охраны земель. В отдельных случаях общественным организациям и гражданам предоставляются полномочия по осуществлению внешнего, независимого контроля за землепользованием в целом, ведущегося параллельно или дополнительно к государственному. К примеру, допускается проведение общественной экологической экспертизы. Однако компетенция и спектр полномочий общественных организаций в области контроля по сравнению с государственными органами существенно ограничен. Так, общественные организации и граждане, по общему правилу, не имеют права инспектировать объекты землепользования, требовать от землепользователей предъявления документов для экспертизы, осуществлять лицензирование, давать обязательные для исполнения землепользователями предписания до тех пор, пока эти полномочия не будут им переданы.

Особое место в системе общественного контроля занимает контроль, осуществляемый внештатными общественными инспекторами, которые на основании полученных государственных удостоверений имеют право выполнять инспекционные проверки землепользования.

В остальном реализация права общественного контроля зависит от различных ограничений, связанных с защитой прав собственности, коммерческой и государственной тайны, процессуальных требований земельного контроля. Наиболее реальным и действенным способом общественного контроля является право граждан обращаться с заявлениями и жалобами по вопросам соблюдения земельного законодательства в административные и судебные инстанции, а также право общественных организаций представлять и защищать права и законные интересы своих членов, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления.

Таким образом, вопрос о соотношении различных форм контроля, взаимных правах и обязанностях органов, организаций и граждан имеет важное значение и напрямую связан с разработкой эффективной защиты конституционных прав и интересов граждан, обеспечением реализации законодательства.


Глава 2. Субъекты государственного земельного контроля


.1 Государственные органы, осуществляющие земельный контроль


Государственный земельный контроль является наиболее эффективным исходя из перечня полномочий. За последние годы система государственного земельного контроля претерпевала значительные преобразования.

В соответствии с Указом Президента РФ от 25 декабря 2008 г. N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" Федеральная регистрационная служба была переименована в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). Росреестру переданы полномочия Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимости), а Роснедвижимость упразднена с 1 марта 2009 г. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 № 457, утвердившим Положение о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, к полномочиям указанной службы отнесено осуществление государственного земельного контроля. Государственный земельный контроль является постоянной работой соответствующих органов, осуществляемой в соответствии с ведомственными годовыми планами работ. Необходимые контрольные действия предпринимаются также по заявлениям и жалобам граждан.

Должностные лица и специалисты Росреестра и ее территориальных органов осуществляют государственный земельный контроль в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. N 689 "О государственном земельном контроле". Утвержденное указанным Постановлением Правительства РФ Положение устанавливает порядок осуществления государственного земельного контроля Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и их территориальными органами.

Росреестр и ее территориальные органы осуществляют контроль за соблюдением:

а) выполнения требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, самовольного обмена земельными участками и использования земельных участков без оформленных на них в установленном порядке правоустанавливающих документов, а также без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности;

б) порядка переуступки права пользования землей;

в) выполнения требований земельного законодательства об использовании земель по целевому назначению и выполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

г) выполнения требований о наличии и сохранности межевых знаков границ земельных участков;

д) порядка предоставления сведений о состоянии земель;

е) исполнения предписаний по вопросам соблюдения земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений;

ж) выполнения иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности.

Объектами государственного земельного контроля выступают действия всех субъектов земельного права - физических и юридических лиц, связанные с осуществлением прав собственности, владения, пользования, аренды земельных участков, мероприятий по обеспечению их рационального использования и охраны. В качестве самостоятельного объектагосударственного земельного контроля выступают действия должностных лиц, выполняющих функции по приватизации и предоставлению земель, оформлению и регистрации прав на земельные участки и другие управленческие функции.

Полномочия органов государственного земельного контроля распространяются на все земли в пределах территории РФ независимо от форм собственности, правового режима и целевого назначения. Решения государственных контрольных органов обязательны для исполнения. Одновременно за землепользователями сохраняется право оспорить решение, затрагивающее их права и интересы, в административном и судебном порядке.


2.2 Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии


Для осуществления госземконтроля в РФ учреждена система исполнительных органов, наделяемых необходимыми полномочиями и образующих систему специально уполномоченных государственных органов госземконтроля. Госземконтроль осуществляется как федеральными органами, так и органами исполнительной власти субъектов РФ.

В систему федеральных органов, уполномоченных осуществлять контроль за использованием и охраной земель, входят Росреестр, Министерство природных ресурсов и экологии России, Департамент санэпиднадзора Минздрава России, а также Госстрой России. Эти органы обладают как общей, так и специальной, отражающей специфику их деятельности, компетенцией. Так, перечисленные ведомства обладают общими для всех полномочиями по организации проверок качественного состояния земель и функционального зонирования городов и других поселений, внесению предложений о консервации земель. Они также имеют право принимать меры к устранению нарушений земельного законодательства, участвуют в согласовании градостроительной документации.

Дополнительно к этому Росреестр специально уполномочен контролировать соблюдение отдельных требований земельного законодательства: режим использования земель в соответствии с целевым назначением, недопущение самовольного занятия земельных участков. Он также следит за своевременной рекультивацией нарушенных земель, своевременным и качественным выполнением мероприятий по улучшению земель, предотвращению и ликвидации последствий эрозии почв и других негативных изменений, соблюдением сроков рассмотрения заявлений граждан о предоставлении им земельных участков, установлением и сохранностью межевых знаков. Руководитель Росземкадастра наделяется контрольными полномочиями по организации и осуществлению госземконтроля.

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации в дополнение к общим контрольным полномочиям контролирует соблюдение земельного законодательства в части охраны земель. В частности, Министерство контролирует выполнение природоохранных требований при отводе земель под все виды хозяйственной деятельности, соблюдение экологических норм при разработке новой технологии и материалов для обработки почв, требований по предотвращению захламления земель, загрязнению почв сточными водами, минеральными удобрениями, токсичными и радиоактивными веществами, соблюдение режима использования особо охраняемых земель, выполнение мероприятий, по предотвращению порчи и уничтожения плодородного слоя почвы и др.

Компетенция Госстроя России распространяется на земли городских и сельских поселений. Перед ним ставятся задачи по осуществлению контроля за соблюдением земельного законодательства при всех видах градостроительной деятельности, включая контроль за соблюдением норм и правил планировки и застройки, предотвращению самовольного строительства, сноса зданий и сооружений, установленного порядка использования территорий с особым режимом градостроительной деятельности.

На уровне субъектов РФ по мере необходимости могут создаваться органы государственного земельного контроля. Они осуществляют госземконтроль в рамках своей компетенции только на территории соответствующего субъекта РФ. К примеру, Государственная земельная инспекция Московского земельного комитета контролирует использование и охрану земель в г. Москве, профилактику, выявление и устранение нарушений земельного законодательства на территории города. Специально уполномоченными государственными органами, осуществляющими государственный земельный контроль за соблюдением земельного законодательства, требований охраны и использования земель, являются, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (управление Росприроднадзора), Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (управление Россельхознадзора).

Утвержденное указанным Постановлением Правительства РФ Положение устанавливает порядок осуществления государственного земельного контроля Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и их территориальными органами.

Уполномоченные органы при осуществлении государственного земельного контроля взаимодействуют в установленном порядке с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, с органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, правоохранительными органами, организациями и гражданами.

Государственные инспекторы по использованию и охране земель Росреестра имеют право:

а) запрашивать в соответствии со своей компетенцией и безвозмездно получать от федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и граждан необходимые для осуществления государственного земельного контроля сведения и материалы о состоянии, использовании и охране земель, в том числе документы, удостоверяющие права на земельные участки и находящиеся на них объекты, а также сведения о лицах, использующих земельные участки, в отношении которых проводятся проверки, в части, относящейся к предмету проверки;

б) посещать при предъявлении служебного удостоверения организации и объекты, обследовать земельные участки, находящиеся в собственности, владении, пользовании и аренде, а также земельные участки, занятые военными, оборонными и другими специальными объектами (в порядке, установленном для их посещения), для осуществления государственного земельного контроля;

в) посещать при предъявлении служебного удостоверения организации и объекты, обследовать земельные участки, находящиеся в собственности, владении, пользовании и аренде, а также земельные участки, занятые военными, оборонными и другими специальными объектами (в порядке, установленном для их посещения), для осуществления государственного земельного контроля;

в) давать обязательные для исполнения предписания по вопросам соблюдения земельного законодательства, а также предписания об устранении выявленных в ходе проверок нарушений земельного законодательства и их последствий.


2.3 Формы и методы государственного земельного контроля


Государственный земельный контроль осуществляется в форме проверок, проводимых в соответствии с планами, утверждаемыми в порядке, установленном специально уполномоченными органами, а также внеплановых проверок с соблюдением прав и законных интересов организаций и граждан.

Внеплановые проверки проводятся: для проверки исполнения предписаний об устранении ранее выявленных нарушений земельного законодательства; в случае получения от органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан документов и иных доказательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушений земельного законодательства.

Юридические и физические лица, использующие земельные участки, в отношении которых проводятся проверки, обязаны обеспечить должностным лицам специально уполномоченных органов доступ на эти участки и представить документацию, необходимую для проведения проверки.

Лица, препятствующие осуществлению государственного земельного контроля, применяющие угрозу насилия или насильственные действия по отношению к осуществляющим этот контроль должностным лицам, несут установленную законодательством РФ ответственность.

В свою очередь, должностные лица уполномоченных органов несут установленную законодательством РФ ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них функций по осуществлению государственного земельного контроля.

Государственные инспекторы по использованию и охране земель наделяются значительными правами:

·посещать организации и объекты, обследовать земельные участки, находящиеся в собственности, владении, пользовании и аренде, а также земельные участки, занятые военными, оборонными и другими специальными объектами;

·давать обязательные для исполнения предписания по вопросам соблюдения требований земельного законодательства, а также об устранении нарушений, выявленных в ходе проведения проверок;

·составлять по результатам проверок акты с обязательным ознакомлением с ними собственников, владельцев, пользователей, арендаторов земельных участков;

·составлять протоколы о нарушениях земельного законодательства и направлять их соответствующим должностным лицам для рассмотрения дел об административных правонарушениях с целью привлечения виновных лиц к ответственности;

·безвозмездно получать сведения и материалы о состоянии, использовании и охране земель;

·обращаться в органы внутренних дел за содействием в предотвращении или пресечении действий, препятствующих осуществлению инспекторами законной деятельности, а также в установлении личности граждан, виновных в нарушении земельного законодательства.

Мероприятия по государственному земельному контролю в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей должны проводиться в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Указанный Закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

В соответствии с Законом проверки подразделяются по видам на плановые и внеплановые, по форме проведения - на документарные и выездные. Предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям. Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.

Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

Основанием для проведения внеплановой проверки является:

) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;

) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

Внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого или среднего предпринимательства, может быть проведена в ряде случаев, установленных в Законе, только после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

В отдельных случаях, установленных в Законе и обусловленных неотложной необходимостью проверки (например, если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде), предварительное согласование внеплановой проверки с органами прокуратуры не требуется: допускается извещение прокуратуры в установленные сроки о начале проверки.

Срок проведения проверки не может превышать двадцать рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного земельного контроля, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на двадцать рабочих дней, в отношении малых предприятий, микропредприятий - не более чем на пятнадцать часов.

Проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного земельного контроля. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного земельного контроля.

Особые требования установлены к проверкам юридических лиц, индивидуальных предпринимателей - членов саморегулируемой организации. Так, например, плановая проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей - членов саморегулируемой организации проводится в отношении не более чем 10% общего числа членов саморегулируемой организации и не менее чем двух членов саморегулируемой организации в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок, если иное не установлено федеральными законами.

При проведении проверки должностные лица органа государственного земельного контроля не вправе:

) проверять выполнение обязательных требований, если такие требования не относятся к полномочиям органа государственного земельного контроля;

) осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, за исключением случаев, установленных в Законе;

) требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;

) отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб по установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами и правилами и методами исследований, испытаний, измерений;

) распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

) превышать установленные сроки проведения проверки;

) осуществлять выдачу юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю.

По результатам проверки должностными лицами органа государственного земельного контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.

К акту проверки прилагаются протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников юридического лица, работников индивидуального предпринимателя, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны вести журнал учета проверок по типовой форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ.

Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, проверка которых проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение 15 дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующий орган государственного земельного контроля в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в орган государственного земельного контроля.

Порядок проведения государственного земельного контроля, установленный в федеральном законодательстве, уточнен в Административном регламенте исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции по государственному земельному контролю, утв. Приказом Министерства юстиции РФ от 27 декабря 2007 г. N 254.

Прежде всего, данным Административным регламентом установлена последовательность действий при исполнении государственной функции по проведению государственного земельного контроля.

Государственная функция осуществляется в следующей последовательности:

) планирование проверок;

) подготовка к проведению проверки;

) проведение проверки и оформление ее результатов;

) подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении;

) рассмотрение дела об административном правонарушении;

) пересмотр постановлений по делам об административных правонарушениях;

) исполнение постановления о назначении административного наказания;

) контроль за устранением нарушений земельного законодательства.

В Регламенте детально прописываются процедуры, происходящие в процессе контрольных мероприятий. Кроме того, Административным регламентом установлен порядок обжалования действий (бездействия) и решений, осуществляемых (принятых) в ходе государственного земельного контроля.

Лица, виновные в совершении земельных правонарушений, а также лица, препятствующие осуществлению государственного земельного контроля, применяющие угрозу насилия или насильственные действия по отношению к осуществляющим этот контроль должностным лицам, несут административную или уголовную ответственность в порядке, установленном Кодексом РФ об административных правонарушениях (гл. 8) и Уголовным кодексом РФ (гл. 26).

Должностные лица и работники организации, виновные в совершении земельных правонарушений, несут дисциплинарную ответственность.

В случае непредставления или несвоевременного представления собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков информации они привлекаются к административной ответственности в соответствии со статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Должностные лица уполномоченных органов несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них функций по осуществлению государственного земельного контроля.


Заключение


В сегодняшних условиях государственный контроль за соблюдением земельного законодательства и рациональным использованием земель приобретает еще большее значение, чем раньше. Ведь законодательство о земельной реформе предоставляет собственникам, землевладельцам, землепользователям и арендаторам широкие права по самостоятельному хозяйствованию на земле. Но в то же время такая деятельность, по Конституции РФ, не должна наносить ущерб окружающей природной среде и нарушать права и законные интересы иных лиц. Однако действия государственного земельного контроля никогда не будут эффективными без тесного взаимодействия органов государственной власти с органами местного самоуправления.

Углубление земельной реформы в России вызывает необходимость совершенствования правового механизма государственного земельного контроля.

В последнее время нашим законодателем сделаны определенные положительные шаги в области совершенствования правового института государственного контроля за охраной и использованием земель. Действующий Земельный кодекс Российской Федерации ставит государственный земельный контроль на первое место среди видов земельного контроля, тем самым, подчеркивая его важность и актуальность в условиях рынка. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях повышает ответственность землепользователей за правонарушения в области охраны и использования земель.

Принятие указанных законодательных актов в определенной мере способствует повышению эффективности земельного контроля на основе улучшения взаимодействия контролирующих, правоохранительных и судебных органов, широкомасштабного внедрения передовых методов контроля за состоянием земель, что в комплексе с мерами организационного, экономического и воспитательного характера должно обеспечить формирование бережного отношения к земельным ресурсам и создание необходимых условий для сохранения и повышения плодородия почв в новых экономических условиях.

Для улучшения работы по организации государственного контроля за охраной и использованием земель и повышения его результативности целесообразно:

·наладить на должном уровне взаимодействие органов, осуществляющих государственный контроль за охраной и использованием земель;

·улучшить материально-техническое обеспечение государственного земельного контроля и установить систему материального поощрения государственных земельных инспекторов за эффективную работу по выявлению и устранению нарушений земельного законодательства.

В свою очередь без обеспечения рационального и эффективного использования земель невозможно создание свободного и конкурентного рынка недвижимости в России.

Конечным общественно значимым результатом достижения данной цели является создание свободного и конкурентного рынка недвижимости, обеспечивающего равные возможности для всех слоев населения и всех категорий предприятий, независимо от форм собственности.

Уровень выполнения данной цели характеризуется показателем сокращения сроков предоставления сведений из государственного кадастра объектов недвижимости, который к 2011 году должен составить 4 дня в отличие от существующих нормативов в 30 дней.

При проведении мероприятий по государственному земельному контролю Росреестр должен обращать особое внимание на факты указывающие на наличие нарушения земельного законодательства с целью включения данных объектов в план проведения проверок и проведения в установленном порядке внеплановых проверок, практиковать проведение документарных проверок, используя при этом материалы межевания земельных участков как юридических так и физических лиц, активизировать работу во взаимодействии с судебными приставами по взысканию наложенных административных штрафов, наладить в рамках информационного обмена взаимодействие с органами муниципального земельного контроля, практиковать проведение совместных проверок по соблюдению земельного законодательства с органами прокуратуры и другими федеральными контролирующими органами.

Считаю, что тема моей курсовой работы на тему «Государственный земельный контроль» раскрыта. Раскрыты понятия и значения государственного земельного, муниципального и общественного контроля для охраны использования земель Российской Федерации и роль федерального агентства кадастра объектов недвижимости как субъекта государственного контроля.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Выбор редакции
Все, кто любит синенькие, должны обратить свое внимание на этот простой рецепт и обязательно приготовить это вкусное кушанье для сытного...

1343 11.07.12 Есть в Италии город Болонья, основанный 510 году до н. э. - кулинарная столица страны. За глаза Болонью называют...

В осенне-зимний период, брокколи — это замечательный продукт для приготовления свежих, но в тот же момент, сытных вегетарианских блюд....

Рецепт приготовления супа с овсяными хлопьями: Куриную грудку промыть и разрезать для удобства на средние куски. Положить курицу в...
ПОДЕЛИЛИСЬ Расклад показывает состояние человека в настоящее время и его ближайшее будущее. Автор расклада - Ляйсан Smaragd. Первая...
Расклад применяется, если надо сделать выбор между двумя или несколькими возможными вариантами. Рассмотрим сначала ситуацию с двумя...
Меню - основа ресторанного бизнеса. Это не просто список блюд, которые подают в заведении, а способ предложить посетителю то, что ему...
Вы всё ещё сомневаетесь в своих силах? Отставить все сомнения, пришло время вооружиться уверенностью в себе и двигаться к собственному...
Вы всё ещё сомневаетесь в своих силах? Отставить все сомнения, пришло время вооружиться уверенностью в себе и двигаться к собственному...