Государственный строй в византии. Государственный строй Византии


византия император право раздел

Византийское государство IV-VII вв. унаследовало, с теми или иными особенностями, основные черты государственного строя позднеримской империи. Во главе государства стоял император, наследник власти римских цезарей. Он обладал всей полнотой законодательной, судебной и исполнительной власти и являлся верховным покровителем и защитником христианской церкви. Византийская православная церковь играла огромную роль в укреплении авторитета императора.

Именно церковь разработала и освятила официальную доктрину божественного происхождения императорской власти и проповедовала единение государства и церкви, духовной и мирской власти. В отличие от католической (западной) византийская церковь в гораздо большей мере экономически и политически зависела от императора, так как существовала в условиях мощного централизованного государства.

Ранневизантийская церковь была прямо подчинена императору. Наиболее полновластно вмешивался в руководство делами церкви император Юстиниан I, нередко обращавшийся с высшими церковными иерархами (епископами и патриархами) как со своими чиновниками.

Власть византийского императора в IV-VII вв. не была произвольной. При всей широте полномочий императора она умерялась необходимостью следовать «общим законам» империи и особенно отсутствием принципа наследственности престола. Новый византийский император избирался сенатом, «народом Константинополя» и армией, роль которой в избрании императора Византии неуклонно падала.

Важным фактором политической жизни Византийского государства этого времени было одобрение кандидатуры императора «народом Константинополя». Еще в IV в. императорским указом «народу Константинополя» - различным социальным слоям и группировкам населения столицы, собиравшимся на константинопольском ипподроме, было предоставлено право выражать просьбы и предъявлять императору требования. На этой основе в Византии возникли особые политические организации - так называемые городские партии (димы). Социальную опору двух наиболее крупных димов - они назывались «голубые» и «зеленые» - составляли различные группировки господствующего класса. Первых поддерживала сенаторская и муниципальная аристократия, вторых - торгово-финансовая верхушка византийских городов. Димы имели определенную организацию и даже вооруженные отряды. В V в. аналогичные организации по типу столичных димов были созданы и в других городах Византийской империи. Они превратились с течением времени в своего рода общеимперские организации, тесно связанные друг с другом. В IV-VI вв. роль димов в политической жизни была значительной. Византийские императоры должны были нередко делать ставку в своей политике на одну из названных партий.

Другим фактором, сдерживающим самовластие императора, являлось наличие особого государственного органа византийской аристократии - константинопольского сената. В сенате могли рассматриваться любые дела империи. Его влияние обеспечивалось самим составом сената, включавшим практически всю правящую верхушку господствующего класса Византии. К V в. число сенаторов составляло 2 тыс. человек. Обсуждение государственных дел сенатом, а также его право участвовать в избрании нового императора обеспечивало византийской аристократии известную долю участия в руководстве делами империи.

Именно поэтому ранневизантийские императоры, включая наиболее могущественного Юстиниана I, признавали в законодательных актах необходимость «согласия великого сената и народа». Это свидетельствует об устойчивости некоторых политических традиций, сохраняющихся со времен республиканской государственности.

С VIII в. начинается новое укрепление центральной власти Византии. Оно надолго определило пути развития византийской государственности. Базой централизации и широкой завоевательной политики Византии в IX-Х вв. послужила стабилизация экономики на новой феодальной основе. Византийское государство, достигшее наивысшего развития во время правления Македонской династии (867-1057 гг.), стремилось контролировать с помощью огромного бюрократического аппарата все стороны экономической, политической и культурной жизни страны. Жестко централизованный характер империи резко отличал Византию от современных ей феодальных государств Европы.

В VIII в. политические организации и учреждения, ранее сдерживавшие всевластие византийского императора, приходят в упадок или полностью ликвидируются. С IX в. даже номинальное провозглашение императора «народом Константинополя» прекращается. Политическая роль константинопольского сената, упавшая еще в конце VII в., окончательно сводится на нет императорским указом конца IX в., лишившим сенат права участия в законодательстве империи.

Единственной крупной политической силой в Византийском государстве остается православная (греческая) церковь. Ее авторитет и влияние укрепляются. В частности, возрастает роль главы церкви константинопольского патриарха в общественно-политической жизни Византии. Патриархи нередко становятся регентами малолетних императоров и непосредственно вмешиваются в политическую борьбу за трон, пользуясь тем, что единственной процедурой, узаконивающей «поставление на царство», становится с VII в. венчание императора патриархом в храме Св. Софии. Однако и в это время византийской церкви не удалось добиться независимости от императорской власти. Император сохранил право выбирать патриарха из трех кандидатов, рекомендованных церковными иерархами, и низлагать неугодного патриарха.

Укрепление основ императорской власти в VIII-IX вв. сопровождалось изменением ее атрибутов. За византийскими императорами окончательно утверждаются греческие титулы василевса (царя) и автократора (самодержца). Культ императора-василевса достигает невиданных ранее размеров. Божественный император считался владыкой вселенной (Ойкумены). Его прерогативы были неограниченными. Василевс издавал законы, назначал и смещал высших чиновников, являлся верховным судьей и командующим армией и флотом.

Характерно, что при такой всевластности его положение не было очень прочным. Примерно половина всех византийских императоров была лишена власти насильственно. Система престолонаследия длительное время у византийцев отсутствовала: сын ва-силевса не рассматривался обычаем как обязательный законный наследник. Императором делало не рождение, а «божественное избрание». Поэтому императоры широко практиковали институт соправителей, выбирая, таким образом, еще при жизни наследника, принцип законного престолонаследия начинает утверждаться в Византии только с конца XI в.

Традиционализм, рутина церемониалов, отработанных до мельчайших подробностей и освященных обычаем, серьезно сковывали личные возможности императоров. Их реальная власть, по мнению ряда исследователей, начинает неуклонно ослабевать. Этому способствовали новые тенденции, порожденные воздействием феодальных отношений. По мере развития в Византии феодализма между императорами и крупными феодальными землевладельцами (динатами) складываются новые для византийской государственной практики сеньориально-вассальные отношения. Начиная с Х в. византийский самодержец нередко вынужден заключать феодальные договоры с некоторыми своими подданными - динатами, беря на себя обязанности феодального сеньора.

Для государственного строя Византии на основных этапах его развития характерно наличие огромного бюрократического аппарата, как центрального, так и местного. В его основе лежали начала строгой иерархии. Все византийское чиновничество было разделено на ранги (титулы). Их система была глубоко разработана. В Х в. в византийской «табели о рангах» насчитывалось 60 таких рангов. Центральное управление империей сосредоточивалось в Государственном совете (консистории, а позднее синклите). Это был высший орган при императоре, руководивший текущими делами государства. Его функции не были четко определены, и на практике он играл немалую политическую роль. Государственный совет состоял из высших государственных и дворцовых чинов, являющихся ближайшими помощниками императора. В их число входили оба префекта претория, префект Константинополя, магистр и квестор дворца, два комита финансов. Эти высшие чиновники империи обладали обширными полномочиями, в том числе судебными. Так, два префекта претория являлись высшими руководителями местного государственного аппарата; префект Константинополя являлся гражданским правителем столицы и председателем сената.

Важные функции имели и высшие дворцовые чины: магистр - начальник дворца и квестор - главный юрист и председатель консистория. Они осуществляли непосредственно управление делами империи с помощью разветвленного бюрократического аппарата. Общая численность византийских чиновников в это время была огромной. Только в ведомствах двух префектов претория служило не менее 10 тыс. гражданских чиновников.

Роль центрального государственного аппарата возросла в IX-XI вв. Государственный бюрократический аппарат в эту пору контролировал все сферы политической, экономической и даже культурной жизни Византии. Его структура стала еще более сложной и громоздкой. Количество ведомств увеличилось до 60. С IX в. вследствие роста императорского хозяйства и двора усложняется дворцовая администрация. Различия между государственными ведомствами и дворцовыми службами становятся все менее четкими. Дворцовая администрация все чаще вторгается в руководство общегосударственными делами. Другая черта, характерная для центрального управления Византии этого времени, - распыление отдельных государственных функций между различными, нередко дублирующими друг друга государственными ведомствами. Так, финансовое управление было разделено с VII в. на несколько неподчиненных друг другу «секретов». Судебные функции были разделены между различными учреждениями: судом патриарха, судом городского префекта (эпарха), особым судом для дворцовых служб императора и др.

Основные черты феодального общественного и государственного строя Западной Европы.

Феодальный строй формировался на развалинах римской империи.

Черты феодализм:

· связь собственности на землю с политической властью.

· органы самоорганизации общества. Сословия: феодалы, духовенство, работники, торговцы.

· корпоративное общество.

· договорное общество.

Гибель Римской империи, хотя и повлекла за собой на долгое время утрату богатейших духовных ценностей античного мира, но все же не означала регресса в истории государственности. Развал империи сделал возможным выход на политическую арену Западной Европы новых этносов и народов , которые сумели создать свои более перспективные формы организации экономической, социальной и политической жизни.

I. В период ранних (варварских) государств , когда формирующийся класс феодалов сплачивался вокруг королевской власти, пользовавшейся поддержкой крестьян-общинников и церкви, преобладала раннефеодальная монархия .

II. Постепенно в условиях крайней децентрализации единственным способом организации и поддержания гос. власти становится закрепление отношений сюзеренитета-вассалитета – к IX-XIII вв. преобладающей формой правления становится сеньориальная монархия .

III. Экономический подъем XIII-XV вв., связанный с ростом городов и развитием торговли, породил сословную консолидацию общества. Усиливавшаяся королевская власть искала поддержки у населения, что привело к становлению сословно-представительных монархий .

IV. В Позднем Средневековье (XVI-XVII вв.) разложение феодализма и опора власти на бюрократию и военно-политическую силу приводят к становлению абсолютных монархий .

V. Падение же абсолютизма означает уже начало Новой истории.

Особенностью западноевропейской модели средневекового государства:

o последовательной смены форм монархического строя,

o диффузия политической власти, которая переходит от короля к отдельным светским и духовным магнатам, становясь неотъемлемым атрибутом земельной собственности.

o Чрезвычайно сложные и неоднозначные взаимоотношения королевской власти и христианской церкви.

Христианская церковь:

ü «Варварские» короли подносили церкви обширные земельные владения, вследствие чего церковь превратилась в крупного земельного собственника, а земли ее не подлежали дроблению и возврату («мертвая рука»).

ü Однако до XI в. церковь еще находилась под эгидой императоров и королей, а не папского престола. Политические амбиции пап вскоре привели к расколу христианской церкви на греко-православную и римско-католическую, в основе чего лежала борьба за руководство христианским миром и светской властью.

ü Усиливающаяся римско-католическая церковь опиралась на свои земельные владения, религиозные чувства верующих, мощную и централизованную церковную организацию

ü В XI-XIIвв. церковь фактически превращается в общеевропейскую теократическую монархию.

ü Наибольшего могущества она добивается в XIIIв. при папе Иннокентии III, установившего порядок, при котором коронация европейских монархов должна была осуществляться актом римского папы.

ü Они могли прибегать к таким средствам, как наложение интердикта или отлучение от церкви.

ü Создавалась система особых церковных судов – инквизиций, вычищавшей из общества антицерковные настроения и породившей презумпцию виновности.

Города.

Иную роль в формировании политического и правового сознания в Европе сыграли города, ориентировавшиеся на старинные демократические порядки и «мешавшие» феодальным отношениям.

v Они обладали значительным экономическим и политическим потенциалом. Некоторые из них даже приобретали статус городов-государств.

Однако главным институтом по-прежнему считалось государство , так как королевская власть являлась единственным общепризнанным представителем страны и народа в целом.

36. Понятие рецепции права. О сущности явления, называемого «рецепцией римского права». Глоссаторы. Комментаторы. Гуманисты.

«Рецепция римского права » - его усвоение средневековым обществом. Этот процесс начинается в XI-XII вв. После образования «варварских» королевств римское право было предано забвению: примитивные варварские общности не нуждались в достижениях античного права. Хотя элементы римского права были сохранены и развиты каноническим правом. Второе рождение римского права происходит в 9 веке в городских республиках Северной Италии и Южной Франции после обнаружения Дигест Юстиниана . Эпоха Возрождения создала условия для восстановления элементов классического римского права (этого требовало развитие общественно-экономических отношений).

Необходимость рецепции:

· Он был вызван экономическим фактором (точные нормы для регулирования имущественных отношений),

· Социальные и духовные потребности общества, нуждавшегося в правовом порядке и стабильности.

· Поддержала и католическая церковь, увидев в нем средство укрепить позиции канонического права.

· Было санкционирована королевской властью, стремящейся к централизации всей общественной и государственной жизни.

Базой для возрождения и развития римского права стали университеты Италии (Болонский университет), Германии (Гайдельбергский университет), Франции (Парижский университет), Испании. Здесь стали преподавать «новое», «Справедливое» право в его связи с философией, религией и моралью. Появляется ряд юридических школ, изучавших римское наследие.

Цель – найти справедливые нормы, которые судьи и юристы-практики могли бы применять в своей деятельности. Целью университетской науки стало создание словаря и методов для поиска справедливых решений.

Обучение занимало 5-7 лет. Для получения образования необходимо было овладеть 7 свободными искусствами: грамматика, риторика, логика, арифметика, геометрия, астрономия и музыка.

Обучение строилось на лекциях и диспутах (семинарах).

Глоссы – объяснения правовых текстов. Глоссаторы – объясняющие люди.

Исторически первой школой стала школа глоссаторов , созданная на юридическом факультете Болонского университета (глосса - замечания на полях). Цель глоссаторов – установление первоначального смысла римских законов . Многие разделы кодификации Юстиниана были забыты (например, институт рабства). Школа обработала классическое римское право, разъяснила устаревшие термины, ввела широкие обобщения, провела систематизацию права, были выработаны общие понятия договора, института владения, вещного права. С глоссаторов начинается развитие юридической науки в собственном смысле слова. Однако глоссаторы ограничились только рекомендациями, составленными на основе устаревших Дигест, которые противоречили новому королевскому законодательству.

Последний выдающийся представитель глоссаторов, Аккурций, собрал в едином сборнике глоссы своих предшественников и современников. Этот сборник получил название «Большая Глосса» и в течении нескольких веков рассматривался как образцовое и наиболее авторитетное руководство по римскому праву.

В конце 13 века появляется школа постглоссаторов , которая «очистила» римское право и подвергла его переработке, приспособлению к новым историческим условиям и нуждам практического применения. Они анализировали не тексты, а правовые принципы и институты, многие из которых отсутствовали в классических источниках. Постглоссаторы ввели понятие собственности, обязательства, держания, юридического лица (с его помощью стали разрешаться вопросы взаимных требований учреждений, государства, церкви). Таким образом, возникло новое систематизированное право, основанное на разуме и предназначенное для всеобщего применения.

После зародилось движение постглоссаторов, наиболее выдающимся представителем которых был Бартоло. Они занимались главным образом толкованием правовых понятий и отрывков из кодификации Юстиниана с целью выведения «общего мнения ученых». В своих комментариях они нередко отступали от первоначальных римских правовых конструкций, но провели большую работу по согласованию его с нормами средневекового канонического, городского и обычного права.

Глоссаторы основывались на принципах естественного права, т.е. вырабатывали общие правовые понятия как универсальные, основанные на естественной справедливости.

В начале 16 века возникает гуманистическое направление, которое анализировало римские памятники исторически и филологически. Была выявлена историческая обусловленность правовых институтов, динамика римского права. Таким образом, римское право было положено в основу возникавших национальных правовых систем.

Университеты помогли установить транснациональный характер права . Право стало наукой, а не дисциплиной, обособилось от других дисциплин.

Государственный строй Византии.

Византия – преемница Рима. Основа – восточная часть Римской империи (разделение в конце 3 века и окончательное утверждение в конце 4 века).

3 фактора основали Византию:

o античное политическое мышление

o римское право

o христианская религия Греко-восточной православной церкви.

Идея самодержавной власти и взаимоотношения между церковью и государством восходит к Византии.

Византийское гос-во IV-VIIвв. унаследовало основные черты гос. строя позднеримской империи:

· Во главе стоял император, обладавший всей полнотой законодательной, судебной и исполнительной власти, а также являлся верховным покровителем христианской церкви, которая разработала и освятила официальную доктрину божественного происхождения императорской власти и проповедовала единение государства и церкви. Ранневизантийская церковь была прямо подчинена императору.

· Власть императора в IV-VIIвв. не была произвольной: она умерялась необходимостью следовать «общим законам» империи и отсутствием принципа наследственности. Новый монарх избирался «народом Константинополя» (политические партии – димы : «синие » - сенаторская аристократия; «зеленые » - торгово-финансовая верхушка) и армией. Самовластие также сдерживалось органом византийской аристократии – константинопольским сенатом , который обсуждал государственные дела и участвовал в избрании нового императора. Поэтому в актах ранневизантийских императоров признавалась необходимость «согласия великого сената и народа».

· С VIIIв. начинается новое укрепление центральной власти, базой которого стала стабилизация экономики на новой феодальной основе. Наивысшего развития Византийское государство достигло во время правления Македонской династии, когда жизнь страны контролировалась с помощью огромного бюрократического аппарата.

o Политические организации, сдерживавшие всевластие императора, ликвидируются.

o Единственной крупной политической силой остается православная церковь: возрастает роль патриарха в общественно-политической жизни Византии, который участвует в борьбе наследников за престол и венчает их на царство. Однако император сохранил право выбирать патриарха из трех предложенных ему кандидатур и низлагать неугодного ему.

o Изменяются атрибуты императорской власти: за ним утверждаются греческие титулы василевса (царя) и автократора (самодержца)

o Однако, несмотря на полное всевластие, власть василевса не была очень прочной: императором делало не рождение, а «божественное избрание», вследствие чего бытовало насильственное устранение монархов.

· По мере развития феодализма между императором и крупными землевладельцами складываются новые сеньориально-вассальные отношения, что приводит к ограничению реальной власти императора.

o В основе огромного чиновничьего аппарата лежала строгая иерархия: 60 титулов.

o Центральное управление сосредотачивалось в Государственном совете (консистории) , функции которого не были четко определены.

o Магистр и квестор дворца осуществляли непосредственное управление делами империи с помощью бюрократического аппарата, роль которого особенно возросла к XI в.

o C IXв. происходит постепенное слияние дворцовых и государственных ведомств, что приводило к частому дублированию функций.

Административное деление вначале было равнозначно позднеримскому (префектуры, диоцезы, провинции). В VIIв. появилась фемная система местного управления. Фемы возникли как военные округа, во главе которых стояли стратеги, объединявшие в своих руках всю полноту военной и гражданской власти. К 11 в. в связи с развитием феодальных отношений эта система окончательно приходит в упадок.


Похожая информация.


Государственный строй Византии

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Государственный строй Византии
Рубрика (тематическая категория) Государство

Византийская империя называлась ʼʼромейскимʼʼ государством. Во главе стоял император, в его руках – власть законодательная, исполнительная и судебная; он распоряжался светскими и церковными делами. Господствовавшая в Византии православная церковь утверждала, что власть императора от Бога, его личность считалась священной. Не было определœенного порядка престолонаследия. Формально императора избирал сенат, армия и ʼʼнародʼʼ в лице своеобразных политических партий Византии. Некоторые императоры при жизни назначали себе преемника или ʼʼсоправителяʼʼ.

При императоре создавался совещательный орган – сенат (синклит), который обсуждал важнейшие вопросы внутренней и внешней политики Византии, рассматривал законопроекты, осуществлял судебные функции по важнейшим уголовным делам Государственный совет (консисторий) – другой совещательный орган при императоре, стоявший во главе центрального государственного управления в Византийской империи. Консисторий регулярно обсуждал всœе текущие вопросы государственного управления, осуществлял некоторые судебные функции Высшие должностные лица империи – подчинявшиеся императорам два префекта претория, префект столицы, начальник дворца, квестор, два комитета финансов и два магистра армии.

Константинополь с прилегающей к нему сельской местностью до 100 миль составлял самостоятельную имперскую административную единицу. Во главе города стоял префект (эпарх) столицы, являвшийся по должности председателœем сената. Квестор являлся председателœем Государственного совета͵ ведал разработкой и рассылкой императорских указов, обладал судебной властью. Во главе армии – два магистра. Один командовал пехотой, другой – кавалерией В VII в. всœе византийское чиновничество было разделœено на 60 разрядов или чинов. Лица, занимавшие высшие государственные должности, – логофеты.

Административное делœение. Вся страна делилась на две префектуры. Префектуры делились на семь диоцезов, в каждом из которых было по 50 провинций. Первоначально гражданская власть отделœена от военной, но в VI в. правительство в некоторых пограничных областях объединило в одних руках военно-гражданскую власть. В VII в. в связи с военной угрозой правительство перевело на военное положение многие пограничные провинции и передало управление ими военным начальникам. Возникла новая система местного управления – фемный строй. Фема – военный округ, на территории которого были расквартированы войска. Во главе фемы стоял командующий войсками – стратиᴦ.

Высшим судебным органом был императорский суд, который рассматривал дела о государственных преступлениях (восстаниях и заговорах против императора). Этот суд был также высшей апелляционной инстанцией. Судебные функции осуществлял Государственный совет по делам о государственных преступлениях и преступлениях высших должностных лиц. Высшим церковным судом являлся суд константинопольского патриарха. Церковные суды рассматривали дела о преступлениях духовенства, а также о преступлениях против религии, брака и нравственности, совершенных лицами, не принадлежащими к духовенству.

Местный государственный аппарат империи в IV-VII вв. целиком базировался на позднеримской системе управления (делœение на префектуры, диоцезы и провинции). Гражданская власть была отделœена от военной и обладала в данный период приоритетом над последней. Во главе местного управления империи стояли два префекта претория. Эти высшие гражданские чиновники обладали широкой административной, судебной и финансовой властью. В непосредственном подчинœении префектов находились гражданские правители диоцезов и провинций. Правители провинций, основного звена местного управления, наряду с обширными административными и финансовыми полномочиями обладали и судебной властью. Οʜᴎ являлись судьями первой инстанции по всœем значительным судебным делам в пределах провинции.

В VII в. на смену старой системе местного управления пришла новая, фемная система. Фемы возникли как военные округа и были первоначально гораздо крупнее старых провинций. Во главе фемов стояли стратиги, которые объединяли в своих руках всю полноту военной и гражданской власти. Военизация местного управления империи была следствием обострения внешнеполитической обстановки и социально-классовых антагонизмов византийского общества. В дальнейшем, с усилением феодализации византийского общества, фемная организация местного управления начинает ослабевать и в XI в. окончательно приходит в упадок.

Государственный строй Византии - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Государственный строй Византии" 2017, 2018.

История государства и права зарубежных стран: Шпаргалка Автор неизвестен

29. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ ВИЗАНТИИ

Византийская империя называлась «ромейским» государством. Во главе стоял император, в его руках – власть законодательная, исполнительная и судебная; он распоряжался светскими и церковными делами. Господствовавшая в Византии православная церковь утверждала, что власть императора от Бога, его личность считалась священной. Не было определенного порядка престолонаследия. Формально императора избирал сенат, армия и «народ» в лице своеобразных политических партий Византии. Некоторые императоры при жизни назначали себе преемника или «соправителя».

При императоре создавался совещательный орган – сенат (синклит), который обсуждал важнейшие вопросы внутренней и внешней политики Византии, рассматривал законопроекты, осуществлял судебные функции по важнейшим уголовным делам Государственный совет (консисторий) – другой совещательный орган при императоре, стоявший во главе центрального государственного управления в Византийской империи. Консисторий регулярно обсуждал все текущие вопросы государственного управления, осуществлял некоторые судебные функции Высшие должностные лица империи – подчинявшиеся императорам два префекта претория, префект столицы, начальник дворца, квестор, два комитета финансов и два магистра армии.

Константинополь с прилегающей к нему сельской местностью до 100 миль составлял самостоятельную имперскую административную единицу. Во главе города стоял префект (эпарх) столицы, являвшийся по должности председателем сената. Квестор являлся председателем Государственного совета, ведал разработкой и рассылкой императорских указов, обладал судебной властью. Во главе армии – два магистра. Один командовал пехотой, другой – кавалерией В VII в. все византийское чиновничество было разделено на 60 разрядов или чинов. Лица, занимавшие высшие государственные должности, – логофеты.

Административное деление. Вся страна делилась на две префектуры. Префектуры делились на семь диоцезов, в каждом из которых было по 50 провинций. Первоначально гражданская власть отделена от военной, но в VI в. правительство в некоторых пограничных областях объединило в одних руках военно-гражданскую власть. В VII в. в связи с военной угрозой правительство перевело на военное положение многие пограничные провинции и передало управление ими военным начальникам. Возникла новая система местного управления – фемный строй Фема – военный округ, на территории которого были расквартированы войска. Во главе фемы стоял командующий войсками – стратиг.

Высшим судебным органом был императорский суд, который рассматривал дела о государственных преступлениях (восстаниях и заговорах против императора). Этот суд был также высшей апелляционной инстанцией. Судебные функции осуществлял Государственный совет по делам о государственных преступлениях и преступлениях высших должностных лиц. Высшим церковным судом являлся суд константинопольского патриарха. Церковные суды рассматривали дела о преступлениях духовенства, а также о преступлениях против религии, брака и нравственности, совершенных лицами, не принадлежащими к духовенству.

Из книги История Средних веков. Том 1 [В двух томах. Под общей редакцией С. Д. Сказкина] автора Сказкин Сергей Данилович

Аграрный строй Византии в IV-VI вв. Византийская империя включила области с разнообразными природно-климатическими условиями. Мягкий, местами субтропический климат прибрежных районов постепенно переходил в континентальный климат внутренних областей. Горный рельеф

Из книги История Древнего Востока автора Авдиев Всеволод Игоревич

Государственный строй На основании трактата Чжоу-ли можно изучить систему государственного строя периода династии Чжоу.В обширном древнекитайском государстве этого периода постепенно образуется сложный бюрократический аппарат, управляющий всей страной от имени

Из книги Всемирная история. Том 2. Бронзовый век автора Бадак Александр Николаевич

Государственный строй Рабовладельческое государство Шан (Инь) за достаточно долгий период своего существования пережило значительные изменения. На самом раннем этапе оно сохраняло пережитки родоплеменной военной демократии, о чем свидетельствует существование в то

автора Музыченко Петр Павлович

2.7. Государственный строй Киевская Русь сложилась в форме раннефеодальной монархии. На вершине государственной власти стоял Великий князь. К органам власти относились также боярский совет (совет при князе), вече.Великий князь. Им мог быть только член семьи Владимира

Из книги История государства и права Украины: Учеб, пособие автора Музыченко Петр Павлович

3.4. Государственный строй Органами власти в Галицко-Волынском княжестве были князь, боярский совет и вече, но их роль в жизни государства была несколько иной, чем в Киевской Руси.Князю, который стоял во главе государства, формально принадлежала верховная власть. Он мог

Из книги История государства и права Украины: Учеб, пособие автора Музыченко Петр Павлович

4.5. Государственный строй Присоединение украинских и белорусских земель к Литве существенно повлияло на структуру ее государственной власти, которая во многих отношениях копировала систему государственных органов Киевской Руси.Во главе Литовско-Русского государства

Из книги История государства и права Украины: Учеб, пособие автора Музыченко Петр Павлович

6.4. Государственный строй Освободительная война 1648-1654 гг. свидетельствовала о пробуждении украинской нации, ее стремлении к самостоятельной жизни, к возрождению национальной государственности. Эта государственность охватывает, как правило, всю или часть

Из книги История государства и права Украины: Учеб, пособие автора Музыченко Петр Павлович

7.3. Государственный строй В то время когда заключался украинско-московский договор 1654 г., Украина была независимой и имела все признаки, присущие государству: территорию, которая была государственно организованной; население, признававшее только власть гетмана;

Из книги История государства и права Украины: Учеб, пособие автора Музыченко Петр Павлович

8.3. Государственный строй Имперская политика определяла систему государственного управления и изменения, которые происходили в ней в течение XIX - начала XX в. Так, тенденция усиления полицейско-бюрократической системы привела к ликвидации даже упоминаний об автономии

Из книги История государства и права Украины: Учеб, пособие автора Музыченко Петр Павлович

12.2. Государственный строй Процесс формирования высших органов власти и управления в западноукраинских землях был тождественным такому же процессу в Великой Украине. Эволюционный путь Центральной Рады от общественно-политического органа к парламенту повторила

Из книги История государства и права Украины: Учеб, пособие автора Музыченко Петр Павлович

14.3. Государственный строй Изменения в государственном строе УССР были связаны прежде всего с тенденцией к объединению экономических, политических, военных усилий советских республик. Следует подчеркнуть, что инициатива такого объединения исходила из центра, от

Из книги История государства и права Украины: Учеб, пособие автора Музыченко Петр Павлович

15.2. Государственный строй В 30-е годы в развитии политической системы произошли коренные изменения. Овладев аппаратом власти, И. Сталин и его сторонники создали такую государственную организацию, которая лишала рабочий класс и основную часть рядовых членов партии

Из книги История государства и права Украины: Учеб, пособие автора Музыченко Петр Павлович

16.3. Государственный строй Анализ государственного строя в рассматриваемый период включает в себя характеристику Украинского самостоятельного государства, которое было провозглашено в июне 1941 г. во Львове, характеристику немецкого и румынского оккупационных режимов и

Из книги История государства и права Украины: Учеб, пособие автора Музыченко Петр Павлович

18.2. Государственный строй Формирование неототалитарного режима нуждалось в установлении более жесткого контроля партийных структур над органами власти и управления. Этот процесс был завершен принятием Конституции СССР 1977 г. и соответствующих конституций союзных

Из книги История государства и права Украины: Учеб, пособие автора Музыченко Петр Павлович

19.2. Государственный строй Политика перестройки нуждалась в реформировании государственного аппарата как в центре, так и на местах.В марте 1990 г. в СССР был введен институт президентства, что подтвердило намерение М. Горбачева воплотить на практике государственного

Из книги История государства и права Украины: Учеб, пособие автора Музыченко Петр Павлович

20.2. Государственный строй После провозглашения независимости Украина сформировалась как парламентско-президентская республика. К тому времени Президент Украины был главой государства и главой исполнительной власти. Статус Украины уже как президентско-парламентской

В 395 г. Римская империя разделилась на Восточную и Западную. На востоке возникло самостоятельное государство Византия. В 330 г. император Константин провозгласил столицей Римского государства город Византии на берегах Босфора, который долгое время называли Новым Римом, а затем Константинополем.

В IV–VII вв. в состав Византии входила вся восточная часть Римской империи: Балканский полуостров с центром в Греции, Малая Азия, острова Эгейского моря, Сирия, Палестина, Египет, Крит, Кипр и т. д. Образовавшиеся в Западной Европе варварские королевства (вплоть до возникновения империи Карла Великого) признавали верховную власть византийского императора.

Византия не подверглась, как Западная Римская империя, разрушению со стороны варваров; она долго сохраняла свою сильную государственность. Многие черты поздней Римской империи присутствовали в государственной системе Византии. Государственное управление было централизованным и сосредоточивалось в императорском дворце в Константинополе. Сохранялась римская система налогообложения. Армия также строилась по римскому образцу.

Император (василевс ) руководил внешней политикой, командовал армией, был высшим судьей, его власть считалась божественной. Фактически она ограничивалась такими органами, как сенат и государственный совет (консисторий ). Власть василевса не стала наследственной, борьба за нее часто вела к мятежам и войнам.

Христианское вероучение обосновывало божественный характер и происхождение императорской монархической власти. Византийский император представлялся как глава всего христианского мира. В то же время церковь в значительной степени зависела от государства, от государственных императорских пожалований.

В противовес теории восточной деспотии византийская политическая мысль, следуя античной традиции, выработала идею гражданского общества как политического сообщества сограждан и идею непосредственного «народоправства», т. е. участия граждан во всех сферах общественной жизни.

Греческая идея таксиса (идеального общественного порядка) была воспринята в Византии в качестве идеи государства как иерархически построенного объединения всех его членов, каждый из которых в соответствии со своим положением имеет определенные права и обязанности. Христианизация императорской власти в Византии выработала представление о государстве как наиболее приближенном к небесному идеалу образце. Жесткий иерархический порядок, во главе которого стоит император, земной отец своих подданных, предусматривает соответствующее место каждому согласно его положению и заслугам. Обожествлялась не столько личность императора, сколько его место и положение в государственной иерархии.



В VII–VIII вв. менялась система управления провинциями Византийской империи. Разделение функций между гражданскими и военными властями уступило место новому порядку. Во главе провинции был поставлен стратиг, глава военного отряда (фемы ), который обеспечивал безопасность данной территории и сбор налогов. Налоговые и судебные органы были подчинены стратигу, и постепенно из военачальника он стал верховным правителем провинции, подчинявшимся только императору. Термин «фема » стал аналогом понятия «провинция».

Для усиления контроля над ведомствами в начале VIII в. Была введена должность сакеллария - чиновника с широкими контрольными полномочиями.

В ходе сложной борьбы в VIII в. императорам удалось подчинить своей власти церковную иерархию. Важной их задачей было удержание в повиновении провинций-фем.

С развитием феодальных отношений в XI–XII вв. происходит формирование крупного частного землевладения, усиливается податный гнет крестьянства. Крестьяне отдавали (за долги) или продавали свои земельные наделы «динатам » («сильным»), передавали их в собственность господам, оставаясь держателями (париками ) этих земель.

В X–XI вв. был принят ряд законов, направленных на приостановление процесса обнищания крестьян. Им предоставлялось право в рассрочку выкупать проданную или заложенную ими землю. Вместе с тем крестьянская община в порядке круговой поруки была обязана выкупать брошенные крестьянами участки. Пустующие земли казна распродавала или сдавала в аренду. Между государством и феодалами шла борьба за рабочие крестьянские руки.



С середины XI в. быстро растет условное землевладение. Светская и духовная аристократия жаловалась правом собирать государственные налоги с определенных территорий в свою пользу. В XII в. в пожалование (пронии ) стали раздаваться земли, населенные свободными крестьянами. Прония, возникшая как условное землевладение, к концу XII в. начинает превращаться в наследственную собственность.

При Льве VI (конец IX - начало X в.) была сформирована система чинов и титулов, что усиливало императорскую власть и упорядочивало структуру государственной бюрократии. Однако этим не удалось преодолеть засилья временщиков и коррупции в среде византийского чиновничества.

В 1204 г. Константинополь захватили крестоносцы. Земли империи были разделены между западноевропейскими рыцарями и венецианцами, на ее территории возник ряд «латинских» государств и владений. В Малой Азии и на Балканах образовались греческие государства, объявившие себя наследниками Византии.

Захваченные «латинянами» земли империи раздавались рыцарям или сдавались им в аренду. На зависимых крестьян налагались повинности и разного рода сборы. Многие земли передавались прибывающим с Запада колонистам.

Греческие налоговые чиновники (потарии ), предводители местных военных дружин вливались в аппарат управления, созданный завоевателями. В целом административная система управления основывалась на западноевропейских институтах, приспособленных к византийским условиям.

При этом сохранялись византийский придворный церемониал, обряд коронования василевса патриархом. Однако прежде неограниченная власть византийского императора резко сокращалась: при вступлении на престол латинский император давал обязательства соблюдать соглашения со своими вассалами и сохранять их привилегии. Новая монархия приобрела черты западноевропейской монархии периода феодальной раздробленности.

Одновременно с образованием Латинской Романии на востоке и западе Византийской империи возникли независимые греческие государства - Никейская и Трапезундская империи и Эпирское царство.

Выбор редакции
СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...

Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...

Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...

Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...
В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c) Н.Л. ШЕХОВСКАЯ, (c) Более полувека назад, предвидя суть грядущих преобразований в России,...
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...
В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...