Гражданское общество выступает в качестве. Гражданское общество: примеры стран


Гражданское общество - основа современной цивилизации, без которой невозможно представить Изначально позиционировалось в противовес военным, командно-административным системам, где все граждане подчинялись указаниям власти и никак не могли на них повлиять. Но совсем иначе выглядит Пример развитого самосознания граждан легко найти в Западной Европе. Без существования развитого гражданского общества невозможно построение действительно где все граждане, независимо от своего положения и статуса, от простого рабочего до президента страны, подчиняются закону.

Для того чтобы начать размышлять о принципах функционирования и истории происхождения гражданского общества в его современном понимании, необходимо уточнить, что же подразумевается под этим термином. Итак, гражданское общество - это проявление активных действий свободных граждан страны, которые самостоятельно организовались в некоммерческие объединения и действуют независимо от государства, а также не подвергаются какому бы то ни было внешнему воздействию.

В чем суть такого общества?

Существуют некоторые примеры проявления гражданского общества, характеризующие взаимоотношения индивида и государства:

  • интересы общества и государства не могут стоять выше интересов личности;
  • наивысшей ценностью является свобода гражданина;
  • существует неотъемлемое право гражданина на частную собственность;
  • никто не имеет права вмешиваться в личные дела гражданина, если он не нарушает закон;
  • граждане заключают между собой неформальный договор о создании гражданского общества, которое является защитной прослойкой между ними и государством.

Основное отличие гражданского общества заключается в том, что люди свободно могут организовываться в профессиональные группы или группы по интересам, а их деятельность защищена от вмешательства государства.

История появления гражданского общества

Многие мыслители еще во времена древней Греции задавались вопросом, что является причиной создания государства и его неотъемлемой части - общества. Какие мотивы двигали древними людьми, когда они объединялись в такие сложные и многофункциональные общественные образования, которые занимали большие территории. И каким образом они влияли на тех, кто оказывался у власти в определенный период времени.

Несмотря на то что отечественная наука лишь недавно обратила пристальное внимание на образование гражданского общества, его формирование и развитие, в мировой политологии и философии уже сотни лет продолжается эта животрепещущая дискуссия, значение которой трудно переоценить. В рамках научных трудов такие великие умы, как Аристотель, Цицерон, Макиавелли, Гегель, Маркс и многие-многие другие пытались определить основные черты, в рамках которых стало возможным функционирование гражданского общества. Примеры они находили в тех государствах и в рамках тех политических строев, при которых жили. Одним из самых важных и насущных всегда был вопрос о природе взаимоотношений между государством и гражданским обществом. На каких принципах строятся эти отношения и всегда ли они одинаково выгодны обеим сторонам?

Какие уже существовали примеры в мировой истории?

История знает многие примеры гражданского общества. Например, во времена средневековья Венеция стал образцом демократического принципа сдержек и противовесов в рамках политической власти. Многие общественные признаки, которые являются для нас чем-то обычным, были впервые реализованы именно там. Основы ценности личности и ее свобод, осознание необходимости предоставления равных прав - эти и многие другие идеи демократии зародились именно тогда.

Еще один город-государство в Италии - Флоренция, внес свой неоценимый вклад в развитие этого исторического феномена под названием гражданское общество. Пример Венеции, безусловно, оказал свое существенное влияние.

Стоит также отметить и немецкие города Бремен, Гамбург и Любек, в них также развивались основы гражданского самосознания и наблюдалось влияние населения на стиль и методы управления этими городами.

Существовало ли что-то подобное на Руси?

Несмотря на территориальную удаленность и культурные отличия можно найти примеры гражданского общества в России как на ее современной территории, так и на территории близлежащих государств, близких ей по духу. В первую очередь речь идет о Новгороде и Пскове, в которых с развитием торговли сложился уникальный по своей сути политический и экономический строй. Благодаря наличию выхода к морю, а, соответственно, прекрасной возможности торговать с соседними городами и княжествами, в этих городах активно развивались ремесленные и торговые дома. Для их полноценной и успешной деятельности не подходил классический на тот период времени подход, поэтому здесь развилась форма правления с демократическим уклоном.

Особенности Новгорода и Пскова

Основу жизнедеятельности Новгорода и Пскова составлял сложившийся средний класс, который занимался торговлей и производством товаров, оказывал различные услуги. Управление городами осуществлялось посредством созыва народного вече. В этих собраниях имели право участвовать все свободные люди. К несвободным относились граждане, заложившиеся и работающие за часть продукта, получаемого на земле хозяина, или попавшие в кабалу за долги, также к ним причислялись холопы.

Что характерно, так это то, что князь был выборной должностью. Если горожан не устраивало то, как князь исполняет свои функции, они могли сместить его с этой должности и выбрать другого кандидата. Город заключал с князем договор, в котором было наложено довольно много ограничений на его полномочия. Например, он не мог приобретать землю в собственность, ему не разрешалось заключать договора с иноземными государствами без посредничества самих новгородцев и многое другое. Эти взаимоотношения как нельзя полно характеризуют понятие гражданское общество, пример которого демонстрируют созданные в Новгороде и Пскове институты управления.

Интерес к принципам развития гражданского общества в постсоветской России

В конце 80-х годов, а особенно после распада Советского Союза, разговоры и дискуссии о правовом государстве, его основах, а также о принципах формирования гражданского общества в новой стране зазвучали с тройной силой. Интерес к этой теме был и остается очень высоким, так как после долгих десятилетий полного слияния государства и общества необходимо было понять, каким образом быстро, но безболезненно создать то, на что в западных демократических странах ушло не одно столетие.

Молодыми историками и политологами изучались примеры становления гражданского общества, приглашались многочисленные специалисты из зарубежья для того, чтобы напрямую перенять успешный опыт других государств.

Проблемы в современных проявлениях гражданской позиции в России

Экономические неудачи и проблемы возникали на каждом шагу. Было непросто донести до граждан, что теперь их жизни, благосостояние, будущее зависят во многом от их личного выбора, и что делать его они должны осознанно. Поколения людей не обладали в полной мере правами и свободами. Этому необходимо было научить. Любое гражданское общество, пример которого изучается современными учеными, говорит о том, что в первую очередь инициатива должна исходить от самих граждан, осознающих себя как основную движущую силу государства. Помимо прав это и обязанности.

Задачи на будущее

По мнению специалистов и политологов, одной из задач посткоммунистического общества является необходимость придать новый смысл и значение, в рамках которых будет развиваться гражданское общество. Примеры стран развитых демократий помогут избежать многих ошибок, дадут возможность формирования новому обществу.

Сейчас идет активный процесс среднего класса и некоммерческих организаций. Эпоха бурного, практически неуправляемого развития подошла к концу. Начинается этап становления. Время покажет, смогут ли жители нашей страны когда-либо осознавать себя полноценными членами гражданского общества.

Впервые понятие «гражданское общество» появилось в 17 веке в трудах Т. Гоббса, Г. Гроция, Дж.Локка и развивалось в 18 веке Ш. Монтескье, В. Гумбольдтом, Д. Вико и другими исследователями .

Решающим социально-экономической предпосылкой правового государства является гражданское общество. В свое время Сен-Симон утверждал, что общество имеет двух врагов, которых оно в равной степени ненавидит: анархию и деспотизм. Гражданское общество, в объяснении которого ведущая роль принадлежит Гегелю, выступает как такая зрелость социальных связей, когда обе эти крайности исключаются в принципе .

В 17 веке принципиального различия между государством и гражданским обществом не проводилось, но они уже и не отождествлялись. Названные мыслители, будучи сторонниками договорного происхождения государства, исходили из того, что гражданское общество представляет собой государство, основанное на общественном договоре. Локк утверждал: « … абсолютная власть, у кого бы она ни находилась, весьма далека от того, чтобы быть видом гражданского общества; она настолько несовместима с ним, как рабство с собственностью» .

В 18 веке В. Гумбольдт отмечает три различия между гражданским обществом и государством:

1) Система национальных, общественных учреждений формируется снизу;

2) Естественное и общее право в гражданском обществе;

3) Человек в гражданском обществе и гражданин - в государстве .

Более четко разграничил гражданское общество и государство Г. Гегель, согласно которому гражданское общество представляет собой частную сферу экономической жизни и деятельности людей, общающихся через систему потребностей и разделение труда, правосудие и внешний порядок (полицию и корпорации), а государство - область публичной власти. Государственное вмешательство оправдано при двух условиях:

1. С целью устранения несправедливостей и неравенства внутри гражданского общества (например, при доминирующем положении одного из классов);

2. Для защиты и содействия осуществлению всеобщего интереса .

Согласно И. Канту, гражданское правовое состояние основывается на свободе каждого члена общества как человека, равенство его с каждым другим как подданным, самостоятельности каждого члена общества как гражданина.

В 19 веке К. Маркс характеризовал природу гражданского общества и его соотношение с государством так: «… форма общения на всех существующих до сих пор исторических ступенях, обусловливаемая производительными силами и, в свою очередь, обусловливающая их, есть гражданское общество… Гражданское общество обнимает все материальное общение индивидов в рамках определенной ступени развития производительных сил. Оно обнимает всю торговую и промышленную жизнь данной ступени и потому выходит за пределы государства и нации, хотя, с другой стороны, оно опять-таки должно выступать в виде национальности и строиться внутри в виде государства». Гражданское общество он рассматривал как экономический базис, обусловливающий государство .

В последние годы гражданское общество оказалось в центре внимания многочисленных субъектов политики. Это понятие стало одним из самых распространенных и употребляемых в философии политики и права, теории государства и права, политологии и политической социологии. Однако релевантность его употребления в современной политикo-правовой литературе уже привела к тому, что сущность и смысл этой категории размываются, теряют устойчивые концептуальные очертания, одновременно приобретая политизированную интерпретацию .

Среди исследователей развернулась самая настоящая дискуссия о сущности этого социального феномена. Очень интересно выразил его глубинный смысл лидер мирового пролетариата Владимир Ильич Ленин. Он заявил, что мы создадим такое общество, в котором каждая кухарка сможет управлять государством. Однако с этим очень трудно согласиться. Не может быть такого государства, в котором каждый дворник или кучер способен на высоком уровне выполнять управленческие функции.

В настоящее время многие исследователи рассматривают гражданское общество в двух плоскостях: идеологической - как идею, доктрину, утопию, и институциональной - как взаимосвязанную совокупность общественно-политических институтов. В данной работе, направленной на определение конкретных факторов, детерминирующих формирование гражданского общества, как рабочий вариант принят второй подход .

И все же что такое гражданское общество? В настоящее время существует, по крайней мере, четыре огромных блока определений данного понятия.

По мнению некоторых исследователей, гражданское общество - это совокупность всех неполитических отношений, сфера своеобразного политического пространства.

Есть точка зрения, согласно которой гражданское общество - это своего рода социальное пространство, в котором люди связаны и взаимодействуют между собой в качестве независимых как друг от друга, так и от государства индивидов .

Ряд ученых убежден, что гражданское общество - это совокупность различных неправительственных институтов и самоорганизующихся групп, независимых как от государственной власти, так и от отдельных частных структур и способных к организованным коллективным действиям в защиту общественно значимых интересов в рамках заранее установленных правил правового характера .

Согласно четвертому подходу, содержание дефиниции «гражданское общество» включает сферу властной деятельности свободных индивидов и их организаций, направленную на создание необходимых условий для самореализации, развития личности.

Мы предлагаем следующее авторское определение: гражданское общество - это обстоятельство, в котором происходит переход основных властных функций от государства к независимым от власти общественным объединениям, способным создать необходимые условия для реализации прав и свобод граждан, самоорганизации личности, реализации ее законных интересов и важнейших потребностей, роста гражданской самодеятельности.

Таким образом, гражданское общество можно также рассматривать как систему, в которой взаимодействуют развитые экономические, культурные, правовые, политические отношения между составляющими его структурами и индивидами, и направлены они на развитие властных функций и личностных качеств людей, реализацию прав и свобод граждан. Причем эти связи неопосредованы государством. В такой ситуации активно действуют различные негосударственные структуры, массовые движения, политические партии, группировки по интересам и убеждениям, политически и социально активные личности. Гражданское общество - это устойчивая система социальных отношений и определяющих их общественных интересов, отражающих эти интересы идей и реализующих их организаций, возникающая на определенном исторически обусловленном этапе развития социума и инкорпорированных в нем индивидов.

Гражданское общество является главной опорой всякой настоящей демократии. Оно способствует ее формированию и служит залогом сохранения и укрепления. Гражданское общество выступает основным противником сползания государства в сторону авторитаризма и тоталитаризма, защищает общество от любых злоупотреблений со стороны властей, препятствует наступлению на права человека, ограничивает коррупцию.

Гражданское общество имеет сложную структуру, включает хозяйственные, экономические, этнические, религиозные и правовые отношения и организации, а также не опосредованные государством политические отношения между индивидами, политическими партиями, общественными объединениями, группами интересов. В гражданском обществе, в отличие от государственной системы управления, преобладают не вертикальные, а горизонтальные связи - отношения конкуренции, поддержки и солидарности между свободными и равноправными социальными партнерами .

Важнейшими структурными элементами гражданского общества являются различные группы и организации, независимые от власти, объединенные общностью интересов, активно участвующие в политической жизни страны и выполняющие определенные властные функции. Среди них - местные органы самоуправления, политические партии, общественные объединения, профессиональные союзы, семьи, трудовые коллективы, правозащитные объединения, молодежные структуры, религиозные организации, творческие союзы и ассоциации, общественные объединения предпринимателей, общественные клубы и самодеятельные ассоциации, объединения граждан по месту жительства, средства массовой информации и многие другие. Наиболее важными из них являются:

· Советы депутатов, прежде всего базового уровня, где каждый гражданин страны, избранный в них, может представлять и защищать интересы различных социальных групп и слоев, принимать управленческие решения;

· политические партии, служащие своеобразным посредником между государством и широкими народными массами;

· общественные объединения, пытающиеся решить многочисленные проблемы людей путем целенаправленного влияния на власть;

· независимые средства массовой информации, доносящие различную информацию до людей. Прямое назначение их состоит в обеспечении информационного обмена между ячейками общества, создании в нем единого информационного пространства;

· суд присяжных как орган, разрешающий конфликты и споры между государством, обществом, индивидом и друг другом;

· церковь как общественный институт, формирующий личностные качества и властные отношения, систему прав и свобод граждан при помощи специфических идеологических методов и принципов;

· семья как институт, обеспечивающий первичное пространство частной жизни и способный в силу этого стать отправной точкой «роста снизу» гражданского общества;

· профессиональные союзы, призванные отстаивать сугубо экономические интересы людей труда .

Чтобы понять сущность гражданского общества, необходимо выделить его основные ценности и признаки.

Основными ценностями современного гражданского общества, которые необходимо формировать в процессе целенаправленной социальной деятельности, являются права человека и демократия, свобода и частная собственность, идеологический плюрализм и многопартийность; инициативность граждан и толерантность; гражданская культура и свободная конкуренция и т.д.

Основными признаками современного гражданского общества являются:

Ш относительная независимость, автономность по отношению к государству;

Ш многомерность, наличие большого количества независимых от власти общественных формирований, самостоятельно регулирующих свою общественную деятельность, выполняющих значительный комплекс властных функций;

Ш высокий уровень прав и свобод граждан;

Ш передача значительной части властных функций органам самоуправления;

Ш социальный, политический и культурный плюрализм;

Ш свобода экономической деятельности, многообразие форм собственности, свободная конкуренция между всеми субъектами экономической деятельности;

Ш широкие горизонтальные связи между членами общества;

Ш создание реальных возможностей для развития гражданской культуры и всесторонних способностей людей;

Ш учет мнения большинства и обеспечение прав меньшинства граждан .

Важным аспектом современной политической мысли является методологический поиск наиболее эффективных путей формирования гражданского общества. Сегодня все политики и исследователи согласны с тем, что для этого необходимы субъективные факторы и объективные условия. Но что важнее, как их можно создать? Одним из путей формирования личностных качеств «строителей» гражданского общества является повышение гражданской, правовой, политической культуры личности. Объективные условия создаются прежде всего при помощи законодательной деятельности, необходимого правового поля. Мы убеждены, что это намного эффективнее, чем первый фактор. Однако нас за такой подход постоянно критикуют, доказывая, что, во-первых, важнее, если политический субъект осознает, что с нужна частная собственность на средства а производства или землю, чем то, что государство законодательно разрешит и поддержит их. Во-вторых, что государство не заинтересовано в создании гражданского общества. Как утверждает известный российский исследователь Юрий Резник, государство и о гражданское общество - антиподы, что «не о может волк, которому поручено сторожить овец и создавать условия для их выживания, сдержать свой природный инстинкт, точно так же не может государство как орган принуждения и правопорядка быть защитником и заботливым «отцом» гражданского общества .

С этим утверждением, несмотря на всю сложность отношений государства и гражданского общества, трудно согласиться. В реальной жизни гражданское общество и государство соединены множеством структурных связей, так как государство, осуществляя функции управления в общественной жизни, не может постоянно не соприкасаться с основными гражданскими ценностями и структурами. Гражданское общество является одним из важных и мощных рычагов в системе «сдержек» и «противовесов» стремления политической власти к абсолютному господству. Для выполнения этой задачи у него имеется достаточно большое количество средств. Среди них - активное участие в избирательных компаниях и референдумах, большие возможности в формировании общественного мнения и организации сопротивления проведению тех или иных государственных преобразований и т.д.

Государство заинтересовано во взаимодействии с гражданским обществом. Это объясняется целым рядом причин. Именно гражданское общество является источником легитимности политической силы, стоящей у власти. Контакты со структурами гражданского общества являются для государства важными источниками информации о состоянии общества, его интересах, проблемах и настроениях

В сложные исторические периоды гражданское общество становится мощной силой, поддерживающей государство. Среди организаций гражданского общества достаточно много нуждающихся в материальной поддержке со стороны государства, однако есть и такие, которые оказывают постоянную финансовую помощь государству (ассоциации банков, предпринимательские союзы и др.). Поэтому государство, как правило, заинтересовано в развитии гражданского общества.

Разнообразие конкретных условий становления, функционирования и развития гражданского общества и его взаимоотношений с государственной властью неизбежно детерминирует наличие специфических особенностей формирования гражданского общества, находящихся в зависимости от имеющихся в обществе традиций, обычаев, от преобладающих форм верховной власти, типа государственного устройства.

В современной научной литературе гражданское общество определяется неоднозначно. О. Самородний утверждает, что понятие «гражданское общество» включает всю совокупность общественных отношений вне рамок политической структуры государства: экономических, национальных, религиозных, духовно-нравственных, семейных, культурных и т.д.

Согласно А.Б. Венгерову, гражданское общество - это система социальных институтов и общественных связей для свободной реализации каждым гражданином и объединениями граждан их творческих, трудовых потенций.

По мнению Г.А. Атаманчука, гражданское общество - это сфера свободной, творческой жизнедеятельности личности, коллективов и общностей людей .

В.А. Владимиров под гражданским обществом подразумевает систему отношений индивидов, обладающих собственностью и полнотой гражданских прав, относительно обособленных в рамках качественной однородности каждого конкретного структурного ее воплощения.

А.В. Одинцова определяет гражданское общество как совокупность общественных отношений формальных и неформальных структур, в рамках которых имеет место удовлетворение многообразных исторически обусловленных потребностей и реализации интересов индивидов и их групп .

В новейшей учебной литературе гражданское общество, в частности профессором О.Э. Лейстом, характеризуется как «общество равноправных людей, свободно проявляющих свою личность, творческую инициативу, общество равных возможностей, освобожденное от лишних запретов и дотошной административной регламентации» .

Как считает академик В.С, Нерсесянц, «современное гражданское общество - это правовое, либерально-демократическое открытое общество, основным субъектом которого является свободный индивид, реализующий свои интересы в рамках единого для всех закона и общего правопорядка» .

При всем многообразии сущностной характеристики различными авторами современного гражданского общества бесспорным является то, что оно:

а) основано на праве;

б) целенаправленно на обеспечение реализации интересов гражданина, человека;

в) индивиды в нем равноправны;

г) индивиды вступают во взаимоотношения по собственному обоюдному волеизъявлению;

д) индивиды являются инициаторами создания своих формирований в процессе реализации собственных интересов .

Современное правовое гражданское общество - это система отношений, в которой равноправные индивиды и образуемые ими объединения в соответствии с их свободным волеизъявлением на основе права реализуют свои интересы .

Глубокое осмысление понятия гражданское общество получило в трудах Гегеля, в его знаменитой «Философии права» .

В гражданском обществе реализуется свободная воля личности, ее частные интересы во всех областях жизни и деятельности, но прежде всего и главным образом в определяющей сфере - экономической. Свободная воля реально возможна только у частного собственника. Как отмечал Г.Гегель, личность без частной собственности - это голая абстракция .

Гражданское общество глубоко эгоистично, включая себялюбивых индивидов, объединяемых прежде всего нуждой. Поскольку каждый из них преследует собственные цели, коллективность эта подвержена разного рода случайностям и нуждается в более высокой «форме всеобщности» - в государстве. Таким образом, гражданское общество - связующее звено, находящееся между разрозненными индивидами и государством как высшей формы человеческой организации .

Вся история цивилизации свидетельствует о том, что в основе экономического прогресса, а значит, и общества в целом лежит частная собственность, и гражданское общество - это не что иное, как договорные отношения частных собственников.

Структурными элементами гражданского общества являются:

Собственность;

Свободный труд;

Предпринимательство;

Общественные объединения;

Образование;

Культура;

Воспитание;

Свободные средства массовой информации .

Достижение всеобщего правового гражданского общества И. Кант считал величайшей объективно обусловленной проблемой человечества: «Величайшая проблема для человеческого рода, разрешить которую его вынуждает природа, - достижение всеобщего правового гражданского общества. Только в обществе, а именно в таком, в котором членам его предоставляется величайшая свобода, а стало быть, существует полный антагонизм, и тем не менее самое точное определение и обеспечение свободы ради совместимости ее со свободой других, - только в таком обществе может быть достигнута высшая цель природы: развитие всех ее задатков, заложенных в человеке».

Гражданское общество является важнейшей предпосылкой формирования социального правового государства. Государство обусловливается гражданским обществом. Без гражданского общества нет правового государства, и наоборот. По отношению к гражданскому обществу государство должно издавать правовые законы, предусматривающие экономический и политический плюрализм, паритетность форм собственности, многопартийность, равноправие субъектов права, международно признанные права человека, их гарантии, осуществлять должную защиту всего того, что относится к обеспечению благосостояния граждан, их достойного уровня жизни .

Структурными экономическими элементами гражданского общества являются:

Частная собственность наряду с другими паритетными формами собственности, акционерные общества, концерны, консорциумы и другие хозяйственные объединения;

Социальными подразделениями - классы, нации, другие слои;

Общественными формированиями - политические партии, иные общественные организации, создаваемые свободным волеизъявлением членов общества;

Традиционными - семья, клубы по интересам и другие общности .

Гражданское общество основано на праве, которое нельзя отождествлять с действующим законодательством. Вне права гражданское общество существовать не может.

Гражданское общество представляет собой исторически определенный вид общества, характерными признаками которого являются обособленность от государства и ограничение сферы деятельности материальным производством, призванным удовлетворять частный интерес .

Гражданское общество - способ социальной жизни, основанный на праве и демократии; общественное устройство, при котором человеку гарантируется свободный выбор форм его экономического и политического бытия, утверждаются права человека .

Гражданскому обществу должны быть свойственны определенные признаки, способствующие более глубокому осмыслению его природы:

1) Общество существовала всегда, но не всегда ему были свойственны элементы гражданского общества. Идея независимого гражданского общества в период функционирования административно-командной системы была отвергнута, т.к.ограничивала формы и способы вмешательства государства в жизнь самих граждан, прежде всего контроль за ними.

2) Гражданское общество - это такое социальное пространство, в котором люди взаимодействуют относительно свободно, без непосредственного вмешательства государства

3) Гражданское общество состоит из независимых от государства субъектов, действующих самостоятельно в рамках закона. Это предприниматели, партии, общественные объединения, движения и иные негосударственные организации. Они определяют степень зрелости гражданского общества, его социальную значимость.

4) Гражданское общество функционирует в условиях равенства всех форм собственности, свободы предпринимательской и частной инициативы. Без возможности реального владения и распоряжения собственностью не может быть экономической свободы людей.

5) Гражданское общество - это такое общество, где главным действующим лицом является человек - личность-субъект, обладающий экономической и политической свободой .

Гражданское общество должно способствовать тому, чтобы личность могла наиболее полно раскрыть свою индивидуальность, добилась успехов на каком-либо поприще, получила общественное признание. Это зависит от многих факторов, в том числе от желания и способности индивидуума приобрести и развить в себе определенные положительные свойства.

В настоящее время общество не в состоянии создать необходимые условия для того, чтобы каждый индивидуум мог сформировать себя как личность сообразно своим способностям, интересам, потребностям, хотя определенные благоприятные предпосылки для этого есть .

Таким образом, понятие «гражданское общество» характеризует определенный уровень развития, его состояние, степень социально-экономической, политической и правовой зрелости .

Гражданское общество - система независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей.

Гражданское общество можно определить как совокупность семейных, нравственных, национальных, религиозных, социальных, экономических отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы личностей и их групп. Иначе можно сказать, что гражданское общество представляет собой необходимый и рациональный способ сосуществования людей, основанный на разуме, свободе, праве и демократии.

Понятие «гражданское общество» используется как в широком, так и в узком смысле. Гражданское общество в широком смысле охватывает все сферы человеческой деятельности. В более узком, наиболее распространённом смысле, это существование демократических институтов и правого государства, которое обеспечивает верховенство закона во всех сферах общественной и государственной жизни, гарантирует свободу личности.

Условия возникновения гражданского общества:

  • 1. Наличие правового государства, которое обеспечивает и реализует права и свободы граждан;
  • 2. Появление возможности у граждан экономической самостоятельности на базе частной собственности;
  • 3. Ликвидация сословных привилегий.

Гражданское общество - это негосударственная часть общественной жизни, социальное пространство, в котором люди связаны между собой и взаимодействуют друг с другом в качестве свободных независимых субъектов.

Главным субъектом гражданского общества является суверенная личность. Т.е. гражданское общество строится на основе невластных связей и отношений.

Основу гражданского общества составляют экономические отношения, основанные на многообразии форм собственности при соблюдении интересов личности и общества в целом.

Т.е. гражданское общество только тогда проявляет свою жизнедеятельность, когда его члены обладают конкретной собственностью, или правом на использование и распоряжение ею. Владение собственностью может быть частным или коллективным, но при условии, что каждый участник коллективной собственности (колхоза, предприятия) - действительно являются таковыми.

Наличие собственности служит основным условием свободы личности в любом обществе.

Гражданское общество основывается и на социокультурных отношениях, включающих семейно-родственные связи, этнические, религиозные.

В гражданское общество входят и отношения, связанные с индивидуальным выбором, политическими и культурными предпочтениями, ценностными ориентациями. Это группы по интересам, политические партии (не правящие), группы давления, движения, клубы.

Т.е. обеспечивается культурно-политический плюрализм, обеспечивающий свободное волеизъявление всех граждан.

Гражданское общество - это социальное пространство, где люди на добровольной основе объединяются в организации, центры, которые создаются не государством, а самими гражданами.

Т.е. эти объединения существуют отдельно от государства, но в рамках действующих в государстве законов.

Основные типы гражданского общества:

  • - социальные структуры;
  • - совокупность граждан страны в целом;
  • - совокупность граждан мира.

Структура гражданского общества:

  • - негосударственные социально-экономические отношения и институты (собственность, труд, предпринимательство);
  • - совокупность независимых от государства производителей и предпринимателей (частных фирм), частных собственников;
  • - общественные объединения и организации; политические партии и движения;
  • - сфера воспитания и негосударственного образования;
  • - система негосударственных средств массовой информации;
  • - семья;
  • - церковь.

Признаки гражданского общества:

  • - полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;
  • - самоуправляемость;
  • - конкуренция образующих его структур и различных групп людей;
  • - свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм;
  • - всеобщая информированность и реальное осуществление права человека на информацию;
  • - жизнедеятельность в нем базируется на принципе координации; многоукладность экономики; легитимность и демократический характер власти; правовое государство;
  • - сильная социальная политика государства, обеспечивающая достойный уровень жизни людей.

В соотношении с гражданским обществом роль государства состоит в том, что оно призвано согласовывать и примирять интересы членов общества. Гражданское общество возникает в процессе и в результате отделения государства от социальных структур, обособления его как относительно самостоятельной сферы общественной жизни и «разгосударствления» ряда общественных отношений. Современное государство и право складываются в процессе развития гражданского общества.

Категория «гражданское общество» изучалась еще в 18-19 вв., подробно была исследована в работе Гегеля «Философия права». По Гегелю, гражданское общество - это связь (общение) лиц через систему потребностей и разделения труда, правосудия (правовые учреждения и правопорядок), внешний порядок (полиция и корпорация). Правовой основой гражданского общества у Гегеля является равенство людей как субъектов права, их юридическая свобода, индивидуальная частная собственность, свобода договора, охрана права от нарушений, упорядоченное законодательство и авторитетный суд.

Гражданское общество - не только сумма индивидов, но и система связей между ними.

Определяющим моментом становления гражданского общества является социальная ответственность. Ее роль в системе координации многоаспектных форм взаимосвязи интересов личности, общества и государства заключается в том, что ответственность как социальный феномен определяет пределы допустимой деятельности отдельных индивидов, групп, организаций в обществе. Это особенно важно в российских условиях, где традиционно велико этатическое понимание роли государства и крайне сложно проходит процесс разграничения общественного, государственного и личного. Говоря об ответственности как об объективном явлении общественной жизни имеется в виду прежде всего функцию отражения в общественном и индивидуальном сознании совокупности “общественно- должных”, нормативных требований к личности и формам ее жизнедеятельности, обусловленных спецификой социального развития.

Существуя в рамках субъектно-объектных отношений, ответственность связана с теми из них, которые порождают определенные требования к личности, социальным общностям. Эти требования приобретают обязательный характер через систему политических, юридических, экономических, моральных норм. Иначе говоря, ответственность как деятельностное отношение представляет собой конкретно-исторический тип взаимодействия между личностью и обществом. Именно поэтому социальная ответственность как общественное отношение интегрирует различные элементы процесса становления гражданского общества и правового государства, ибо предполагает осознанное отношение субъекта (личности, социальной группы) к потребностям социальной действительности, реализуясь в исторически значимой деятельности. Ответственность означает единство двух аспектов: негативного и позитивного. Негативный аспект характеризуется наличием системы социальных санкций, призванных регулировать отношения личности и общества. Позитивный аспект подразумевает сознательную реализацию индивидом себя как личности в процессе формирования гражданского общества. Поэтому становление гражданского общества не сводится только к явлениям политического порядка, таким, как демократия и парламентаризм. Основой этого процесса выступает приоритетность прав индивида как самостоятельного субъекта. Отстаивая свои права, политические позиции, индивид соотносит их со своими представлениями о законности, праве, морали, социокультурными ориентациями.

Социальная ответственность личности, субъекта есть полифункциональное явление, где сливаются политические, правовые, нравственные и эстетические ценности, создающие базу для осознания человеком дихотомии своих прав и обязанностей и определяющие характер его деятельности.

Говоря о гражданском обществе, следует исходить из понятия человека и гражданина, т.е. его прав и свобод, как из основной детерминанты политической системы общества, которое стремится быть демократическим. Намного важнее оказалось положение человека в современном обществе, в социалистическом и постсоциалистическом, чем другие элементы, через которые определяли социализм до сих пор, например, собственность на средства производства, господствовавший тип общественного распределения, монопольное положение компартии. Ныне должно быть реабилитировано и понятие гражданства, т.е. следует возвратить человеку политическую и экономическую субъективность, моральную, религиозную и творческую автономию. Трудно предположить, что человек может быть свободным до тех пор, пока экономическая монополия любого рода будет жестко ограничивать его активность.

С развитием демократии в России создались реальные условия для становления в нашей стране гражданского общества. Учитывая опыт развитых в демократическом отношении западных стран, следует иметь в виду, что на Западе и у нас разные условия формирования гражданского общества. На Западе оно проходило на основе эволюционного развития и накопления демократических традиций. У нас же формирование происходит в условиях, когда в прошлом утвердился резкий разрыв между декларированными, формальными принципами общественных организаций и реальной практикой. Избавление целых поколений от внушенных им догм -- процесс длительный. Механическое перенесение на нашу почву различных институтов гражданского западного общества не принесет ожидаемых результатов.

Особенность сложившейся у нас ситуации состоит в том, что гражданское общество, вышедшее из недр административно-бюрократической системы, находится в зачаточном, аморфном состоянии. В силу этого, несмотря на демонтаж тоталитарных институтов, доминирование политической системы над гражданским обществом продолжается. При этом следует учитывать и историческое прошлое Российского государства.

Царская Россия была страной авторитарной, где вся полнота власти была сосредоточена в руках монарха. Демократические структуры власти, организации, которые могли бы выражать мнение различных групп населения, а также наличие прав и свобод граждан, находились в зачаточном состоянии. Буржуазный путь развития исчислялся всего лишь несколькими месяцами, которые хотя и дали мощный всплеск свободе мысли и слова, не смогли заложить и тем более закрепить демократические традиции.

После победы Октябрьской революции 1917 г. Россия осуществляет ряд демократических начинаний, имевших общемировое значение. Были установлены рабочий контроль, право на труд, равноправие женщин и мужчин, всех наций и народностей. С завершением Гражданской войны и иностранной интервенции были сняты многие ограничения, вызванные экстремальными условиями того времени. Были заложены основы советского права, укрепилась законность, стали функционировать законодательные, исполнительные и судебные органы. Конституция СССР 1924 г. определила принципы образования союзного социалистического государства. Таким образом, объективно закладывались некоторые элементы правового государства.

Новая экономическая политика (нэп) заложила начала гражданского общества. Свидетельством тому было становление многоукладной экономики, в том числе допущение на известных условиях и в определенных пределах государственного и частного капитализма, следствием чего было развитие рыночных отношений. Возникли самодеятельные общественные организации, выражавшие интересы трудящихся масс (профсоюзы, различные кооперации), молодого поколения (комсомол, пионерия) и др. Вместе с тем утверждалось незыблемое право большевистской партии на руководство государством, что никак не гармонировало с понятием гражданского общества, предполагающего право на функционирование равных перед законом политических партий.

Сейчас трудно сказать, каким образом развивалась бы наша страна при условии, если бы во главе ее не оказался Сталин. Но хорошо известно, что все те слабые ростки демократии, которые появились в первые годы советской власти, были загублены. Претворялось в жизнь сталинское понимание системы диктатуры пролетариата, в которой деятельность правящей партии слилась с деятельностью государства. Такие общественные организации, как профсоюзы, кооперация, комсомол, творческие союзы, которые в иных условиях могли бы стать важным фактором становления гражданского общества, полностью лишились самостоятельности, превратившись в «рычаги» и «приводы» политической власти. Человек же, являвшийся главным элементом гражданского общества, стал именоваться просто «винтиком» государственной машины.

С этого момента отношения между государством и гражданским обществом в нашей стране складывались, к несчастью, таким образом, что государство возвысилось над гражданским обществом, подмяло его под себя, навязало ему свою волю и тем самым ограничивало творческие возможности людей по организации своей жизни.

Гражданское общество не обрело своей самостоятельности, оно как бы растворилось в государстве, нарушился процесс его исторического развития. Становление и утверждение подобного рода взаимоотношений между государством и гражданским обществом идеологически оправдывалось тем, что государство является главной силой преобразования мелкобуржуазного по своей природе гражданского общества.

С возникновением Российской Федерации как самостоятельного, суверенного государства, во главе которого оказались люди бывшей оппозиции, начался период, связанный с отказом от социалистического пути развития. Стали осуществляться политические и социально-экономические реформы, которые, однако, носят противоречивый характер. Многообещающие заявления руководства и практические меры по их реализации в жизнь далеко не всегда совпадали и содействовали улучшению общей ситуации в стране. Более того, усложнилась политическая ситуация, произошел резкий спад производства, обострилась социальная обстановка, вызванная быстрым падением уровня жизни народа, безудержным ростом преступности, коррупции и т. д.

Люди не знают, куда они идут - вперед или назад, что ждет их завтра. Сегодня же они видят социальное расслоение, которое приобретает уродливые формы. Ясно, что не безоглядный оптимизм способен спасти общество, а реалистической подход к прошлому и настоящему. При этом, видимо, следует признать, что ответственность за общий кризис несут не только политики, но и многочисленные специалисты - эксперты, советники и т. п. Налицо конфликт между народом и политической властью. Исключительно живучей оказывается тоталитарная модель, где государство всецело поглощает функции гражданского общества.

Сегодня в обществе постоянно присутствует опасность появления авторитарного государства. Эта опасность значительно возрастает, когда вместо парадигмы гражданское общество - правовое государства - появляется парадигма элита - масса. На вопрос: в чьих интересах действует правительство в настоящее время? - 52% ответили: в интересах отдельных групп; 25,8% - в интересах богатых слоев; и только 3,8% в интересах общества.

Экономическое положение высшего слоя общества, составляющего по разным исследованиям от 5 до 10% населения, резко отличается от положения остальных слоев. Этот слой концентрирует в своих руках как экономическую, так и политическую власть и в условиях отсутствия демократических институций определяет социоэкономическое положение остального населения.

В связи с этим встает вопрос: в какой мере концепция гражданского общества как идея гармоничных отношений автономных частей социальной общности и государства вписывается в нашу действительность, где политическую жизнь характеризует авторитарность и приливы националистических и популистских волн? Современное российское общество является квазигражданским, структуры и институты которого, обладая многими формальными признаками образований гражданского общества, выполняют противоположные функции. С этим и связана часто звучащая пессимистическая оценка перспектив развития гражданского общества в современной России, объясняющая это российской спецификой. В преодолении этого состояния, обусловленного процессом трансформации, включающим в себя противоречия процессов деэтатизации, деидеологизации, приватизации, и состоит специфика современного этапа развития постсоциалистических обществ.

Тревога и надежда - эти два слова, пожалуй, лучше всего подходят для оценки современной политической обстановки в России. У нас нет альтернативы переходу к новому качественному состоянию через реформы. Реформы - это утверждение подлинных ценностей цивилизации и отрицание того, что олицетворяет советский тоталитаризм. Поэтому ключевой проблемой реформ в России и с точки зрения практической политики, и с точки зрения отдельного гражданина оказывается движение по пути к гражданскому обществу и правовому государству.

Можно выделить следующие направления формирования гражданского общества и правового государства в России:

· создание экономического фундамента на основе многообразия форм собственности и социально ориентированной рыночной экономики;

· формирование нового типа государственности, базирующегося на приоритете права, способного к социальному партнерству, в условиях реально сложившейся дифференциации интересов различных групп и общностей;

· создание реального плюрализма в обществе. Этому способствует рождение новых форм массовой политической деятельности, а также появление самоуправляемых структур, ассоциаций, неформальных гражданских движений;

· преодоление традиционной конфронтационной гражданской и политической культуры, т. е. стабилизация общества на основе гражданского мира с приданием ему конституционных гарантий.

Вывод

Гражданское общество возникает в ходе развития государства, это естественный и закономерный путь эволюционирования государства. При этом гражданское общество является автономной и непосредственно от государства не зависящей сферой.

Гражданское общество является формой существования социальности и отражает зрелость общества, определенный уровень развития и дает возможность присвоения личностью всего спектра общественных отношений. В то же время гражданское общество – это система удовлетворения человеком его потребностей и интересов.

Возникновение гражданского общества напрямую связано с возникновением частной собственности. Также возникновение гражданского общества обусловлено наличием общественных организаций.

Без гражданского общества, как социально-политического института невозможно развитие ни политической системы общества, ни духовной, ни экономической.

Наличие большого количества общественных отношений требует их правового регулирования. Государство должно обеспечивать необходимые права личности и организовать наглядное отражение действий органов государственной власти, то есть граждане каждого государства должны знать, чем занимается власть и каковы ее цели и задачи.

Гражданский кодекс является тем документом, который формирует основу гражданского общества в любом государстве. Именно в этом документе отражаются нормы общественных отношений и методы их регулирования. В нем отражен конституционный принцип признания прав и свобод человека наивысшей социальной ценностью.

Наиболее существенными попытками создать в России истинно гражданское общество были реформы П.А. Столыпина. Но трудности, испытываемые русским реформатором на пути создания гражданского общества, лишний раз указали на то, что гражданскому обществу тяжело ужиться с самодержавием и абсолютизмом.

Своими реформами Столыпин стремился создать социальную опору русскому трону, так как жесткие меры уже стали неэффективны.

Создание в стране гражданского общества в государстве подразумевает отсутствие разногласий между властью и широкими слоями населения, означает наличие гарантий прав и свобод личности в отдельности и всего общества в целом, гарантирует каждому человеку, что его интересы и потребности находятся под охраной государства и власти.

Заключение.

В целом в нынешнем понимании гражданское общество -- это система отношений между людьми, обеспечивающая удостоверение их неотъемлемых прав и интересов на основе самоуправления и свободы форм и направлений деятельности.

Также можно выделить ряд важных функций гражданского общества:

1) защита частных сфер жизни человека и гражданина;

2) организация общественного самоуправления;

3) защита граждан и их объединения от незаконного вмешательства в их деятельность государственной власти;

4) обеспечение реальных гарантий прав и свобод человека, равного доступа к участию в государственных и общественных делах;

5) обеспечение социального контроля по отношению к своим членам;

6) организация коммуникационных связей: задача институтов и организаций гражданского общества информировать государство о конкретных интересах граждан, удовлетворение которых возможно лишь силами государства;

7) стабилизирующая функция.

Условием стабильности гражданского общества, сохранения его целостности является наличие государственной политики, закрепленной государственно-правовыми структурами и проводимой ими в жизнь.

Подводя некоторые итоги, можно сделать вывод, что для разблокирования и развития гражданского общества в России необходимо наличие ряда факторов и выполнение многих необходимых условий, поскольку длительное подавление элементов гражданского общества определило неуправляемый, нередко разрушительный характер демократических преобразований в России, ориентированных по преимуществу на уничтожение созданных ранее социальных институтов как сферы "несвободы" и поощрение стихийных тенденций общественного развития - "свободы", что в условиях неупорядоченности правовой составляющей приводит к хаотическому развитию.

Выбор редакции
Особое место по популярности среди консервированных зимних солений, занимают огурцы. Известно множество рецептов огуречных салатов:...

Телятина – превосходное диетическое мясо молодых животных, разумеется, оно гораздо нежнее, чем мясо взрослых бычков. Регулярное включение...

В конце прошлого столетия кукурузу называли не иначе как королева полей. Сегодня ее выращивают, конечно, не в таких масштабах, но, тем не...

Блины — это традиционное русское блюдо. По традиции блины всегда пекут на Масленицу, а также радуют этим лакомством себя и своих близких...
После закипания температура воды перестает расти и остается неизменной до полного испарения. Парообразование - это процесс перехода из...
Звуки относятся к разделу фонетики. Изучение звуков включено в любую школьную программу по русскому языку. Ознакомление со звуками и их...
1. Логика и язык .Предметом изучения логики являются формы и законы правильного мышления. Мышление есть функция человеческого мозга....
Определение Многогранником будем называть замкнутую поверхность, составленную из многоугольников и ограничивающую некоторую часть...
Мое эссе Я, Рыбалкина Ольга Викторовна. Образование средне - специальное, в 1989 году окончила Петропавловский ордена трудового...