Игры-драматизации и развивающие воображение. Право на игры отдых и релаксацию
Анна Овада
Групповая консультация для родителей дошкольников «О Правах ребенка дошкольного возраста»
Цель : повышение правовых знаний по вопросу защиты и охране прав ребенка дошкольного возраста среди родителей .
Добрый день, уважаемые родители ! В рамках проведения Дня правовой помощи детям , представляем Вашему вниманию информацию об основных документах, регламентирующих права ребенка .
Дошкольное детство считается уникальным периодом в жизни человека, в процессе которого формируется физическое здоровье ребенка , происходит становление его личности и первичная социализация. В период дошкольного детства ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых. Главную роль в становлении личности ребенка играют его родители . Именно поэтому в международной практике и в России уже с середины ХIХ века начали появляться документы в которых педагоги, врачи, ученые, литераторы и общественные деятели стремились оказать содействие родителям в воспитании и образовании детей.
Соблюдение прав детей во многом определяет их полноценное физическое и социальное развитие. У ребенка , который обделен вниманием и заботой отсутствует возможность полноценного физического и социального развития.
Всемирная декларация прав ребенка об обеспечении выживания, защиты и развития детей констатирует : «Дети мира невинны, уязвимы и зависимы» . В соответствии с этим положением международным сообществом по защите прав ребенка приняты документы , призванные обеспечить защиту прав ребенка во всем мире , к ним относятся :
Декларация прав ребенка (1959) ;
Конвенция ООН о правах ребенка (1989) ;
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990) .
В нашей стране, кроме этих документов, принят ряд законодательных актов.
Семейный кодекс РФ (1996) .
Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ » .
Закон «Об образовании» .
Декларация прав ребенка возглавляет список международных документов. В ней излагаются 10 принципов, которые провозглашаются права детей : на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование, развиваться физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства. Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка . На основе Декларации прав ребенка был разработан международный документ – Конвенция о правах ребенка .
Конвенция признает за каждым ребенком независимо от расы , цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения – юридическое право :
На воспитание;
На развитие;
На защиту
Конвенция о правах ребенка - правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью , самостоятельным субъектом права и призывает строить взаимоотношения взрослого и ребенка на нравственно- правовых нормах , в основе которых лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка , его мнениям и взглядам.
- Ребенком считается человек , не достигший 18 летнего возраста , если по закону он не стал совершеннолетним ранее (статья 1) .
Все дети равны в своих правах (статья 2) . Дети имеют одинаковые права независимо от пола , цвета кожи, религии, происхождения, материального положения и других различий.
Интересы ребенка должны быть на первом месте (статья 3) . Государство, принимая решения, затрагивающие интересы детей, учитывая права ребенка в первую очередь .
Ст. 65 п. 1 Семейного кодекса гласит, что «родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей . При осуществлении родительских прав взрослые не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство, обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.
- Право на жизнь (статья 6) . Никто не может лишить ребенка жизни или покушаться на его жизнь. Государство обязано обеспечить в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка .
- Право ребенка на заботу своих родителей (статья 7) . Каждый ребенок имеет право на имя и гражданство при рождении, а также право знать своих родителей и право на их заботу .
- Право на сохранение своей индивидуальности (статья 8) . Каждый ребенок единственный в своем роде; со всеми своими особенностями внешности, характера, именем, семейными связями, мечтами и стремлениями.
- Право свободно выражать свое мнение (статья 12, 13) ребенок может выражать свои взгляды и мнения. При осуществлении этих прав должны уважаться права и репутация других людей.
- Право на защиту от физического или психологического насилия, оскорбления, грубого или небрежного обращения (статья 19) . Государство должно защищать ребенка от всех видов насилия, отсутствия заботы и плохого обращения со стороны родителей , а также помогать ребенку , подвергшемуся жестокому обращению со стороны взрослых
- Право на охрану здоровья (статья 24) . Каждый ребенок имеет право на охрану своего здоровья : на получение медицинской помощи, чистой питьевой воды и полноценного питания.
- Право (статья 34) ребенок
- Право на образование и обеспечение школьной дисциплины с помощью методов, уважающих достоинство ребенка (статья 28) Каждый ребенок имеет право на образование . Начальное образование должно быть обязательным и бесплатным, среднее и высшее должно быть доступным для всех детей. В школах должны соблюдаться права ребенка и проявляться уважение к его человеческому достоинству
- Право на защиту от жестокого обращения (статья 34) . Государство обеспечивает, чтобы ни один ребенок е подвергался пыткам, жестокому обращению, незаконному аресту и лишению свободы.
Семейный кодекс Российской Федерации регулирует вопросы семейных отношений на основе действующей Конституции Российской Федерации и нового гражданского законодательства. IV раздел Семейного кодекса РФ посвящен правам и обязанностям родителей и детей . Особый интерес представляет 12 глава «Права и обязанности родителей » .
В семейном кодексе оговариваются права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей. Подчеркивается их ответственность за здоровье, образование, духовное и нравственное развитие ребенка . Так же рассматриваются вопросы об ответственности родителей за воспитание и развитие своих детей.
В целях создания правовых , социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов детей, предусмотренных Конституцией РФ был принят Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013.)
В законе об образовании в Статье 44. Раскрываются права , обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. В статье говорится, о том, что :
- Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами; рассматриваются вопросы помощи органов государственной власти и органов местного самоуправления родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития; Раскрываются права Родителей (законных представителей) ;
- Родители (законные представители) вправе выбирать формы получения образования и формы обучения, организацию, языки образования;
- Родители должны дать ребенку дошкольное , начальное общее, основное общее, среднее общее образование. Так же объясняется, что ребенок , получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации;
- Родители имеют право знакомиться с уставом, лицензией организации, осуществляющей образовательную деятельность, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебной программной, документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;
- Родители имеют право знакомиться с содержанием образования, и методами обучения и воспитания, образовательными технологиями.
В этой же статье речь идет о защите прав и законных интересов обучающихся (воспитанников) :
- Родители имеют право получать информацию о всех видах планируемых обследований детей, давать согласие на проведение таких обследований или участие в них, отказаться от их проведения или участия, получать информацию о результатах проведенных обследований;
- Родители могут принимать участие в управлении организацией , осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации;
Присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, при обсуждении результатов обследования и рекомендаций, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей;
Здесь же раскрываются вопросы об обязанностях родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
- родители , (законные представители) обязаны обеспечить получение детьми общего образования;
Соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся.
Уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Лишение свободы движения,
Уход родителя из дома на несколько часов и оставление ребенка одного (ст. 156 Уголовного Кодекса РФ предполагает, что запирание на длительное время квалифицируется как неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего,
Применение физического насилия к ребенку ,
Унижение достоинств ребенка - грубые замечания , высказывания в адрес ребенка (воспитывает в ребенке озлобленность , неуверенность в себе, комплекс неполноценности, занижение самооценки, замкнутость, трусость, садизм,
Угрозы в адрес ребенка ,
Ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний,
Отсутствие элементарной заботы о ребенке , пренебрежение его нуждами,
Отсутствие нормального питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи.
Юлия Евмененко
Дошкольникам о правах. Конспект занятия в старшей группе «Мои права»
"Мои права "
Цель занятия :
познакомить детей с Конвенцией ООН о правах ребёнка , формировать понимание того, что права принадлежат детям , они неотъемлемы и неделимы.
Задачи :
Дать знания о правах ребёнка на жизнь , на имя и фамилию, семью, на жильё, медицинское обслуживание, образование, отдых и досуг;
Формирование умения подбирать ласкательные имена к своим именам;
Обогатить словарь детей словами "конвенция", "право ";
Расширить опыт познания, интеллектуальные способности, создать эмоциональный комфорт;
Научить понимать ценность своей личности.
Предварительная работа :
Чтение сказок К. И. Чуковского «Айболит» , В. Н. Катаев «Цветик – Семицветик» , русская народная сказка «Лиса и заяц» , «Волк и семеро козлят» , «Три поросёнка» , «Малыш и Карлсон» и д. р
Рассматривание иллюстраций к сказкам;
- Беседы с родителями : как объяснить ребенку смысл статей "Конвенции по защите прав ребенка ";
Раздаточный материал :
листы бумаги и карандаши на каждого ребенка, бэйджики с именами у каждого ребенка.
Демонстрационный материал :
конвенция о правах ребенка (в картинках) .
Оборудование :
проектор для показа слайдов.
Ход занятия:
Воспитатель : (держит в руках Конвенцию)
У нас сегодня встреча не простая,
Мы с вами эту книгу полистаем.
Едва страницу первую откроем,
Увидите вы сказочных героев,
Смотрите зорче, и тогда у них
Вы о правах узнаете своих .
Ведь о правах не зря идет молва ,
Хоть ты и мал, есть у тебя права ! (Слайд №2)
Воспитатель : Посмотрите на экран, вспомните эту сказку. В этой сказке волк перехитрил маленьких деточек? Мама пришла, а их нет.
Ответы детей : «Волк и семеро козлят» . (Слайд № 3)
Воспитатель : Подумайте, какое право здесь еще нарушено ?
Дети : право на жизнь . (Слайды №4)
Воспитатель :
И папина сила, и мамина ласка,
От их доброты ведь рождаются сказки.
Коль ребенку жизнь дана,
Протекать должна она с папою и мамою,
Милой, доброй самою.
Право на семью . (Слайды №5, 6)
Воспитатель : Ребята, вы же знаете, что у каждого человека должно быть имя. А у вас есть имена? Назовите их, а теперь попробуйте назвать своё имя ласково. Право на имя . (Слайд №7)
Воспитатель : Ребята, как вы понимаете выражение «Мой дом - моя крепость?»
Ответы детей (дома не страшно, дома тебя защищает, дом крепкий и)
Воспитатель : Посмотрите на экран, вспомните теперь эту сказку «Три поросенка» . (Слайд № 8)
За что, поросята наказали волка? Правильно , никому не позволено врываться в чужой дом. Каждый из нас должен чувствовать себя дома безопасно. Как называется это право ?
Дети : право на жилье . (Слайд №9)
Воспитатель : В Конвенции говорится, что каждый ребенок имеет право на жилье и его неприкосновенность. А как вы понимаете слово неприкосновенность?
Ответы детей : никто без разрешения не должен туда входить, не должен его ломать и …
(На экране картинка Айболита) .
Воспитатель : Ребята, посмотрите, кто это? Доктор Айболит.
Доктор Айболит :
Быть здоровыми хотят и взрослые и дети.
А что для этого нам нужно?
Я могу ответить.
Чтоб жизнь счастливую прожить,
Долго не лежи в кроватке,
Утро начинай с зарядки. (Слайд №10)
Физкультминутка
Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше подтянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо , влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали.
Айболит : (на экране написаны слова Айболита)
На прощание, ребята, я хочу вам всем сказать :
Чтобы были вы красивы, чтобы не были плаксивы,
Чтоб в руках любое дело дружно спорилось, горело.
Чтобы громче пелись песни, жить, чтоб было интересно
Физкультурой занимайтесь, спортом все вы увлекайтесь.
Воспитатель : Дорогие друзья, а какое это право ? (Слайд 11)
Ответы детей : право на медицинское обслуживание и физическое развитие детей.
Воспитатель : Ой, ребята, тише-тише. Что за звук я слышу.
(На проекторе появляется картинка Карлсон (Слайд №12)
Карлсон : (на экране написаны слова Карлсона)
Что повесили носы,
Загрустили, малыши?
Я пропеллер заведу,
Прямо с крыши к вам приду.
И давай играть со мной!
Я ужасно заводной!
Воспитатель : Ребята, а давайте расскажем Карлсону, в какие игры вы любите играть. Право на отдых имеет каждый ребёнок. (Слайд № 13)
Мы сегодня с вами говорили о ваших правах . А защищать эти права должны взрослые . Чтобы дети были счастливы, здоровы. Тогда детство можно будет назвать золотым. (Слайд № 14) .
Золотое детство.
Почему мы называем,
Наше детство золотым?
Потому что мы играем,
Веселимся и шалим.
Потому что окружает
Нас заботою семья,
Потому что обожают
Нас родные и друзья!
Воспитатель : Ребята, а в завершение нашего занятия давайте попробуем нарисовать наши права . Молодцы! (Слайд №15)
Публикации по теме:
Ребенок не может трудиться как взрослые,ведь ему не хватает знаний, умений, опыта. Но может не ломать, беречь все, что делают другие. Может.
Игровое занятие «О правах играя» Целевая аудитория: от 7 до 13 лет. Форма и методы работы: сюжетно - игровая. Цель: продолжать знакомить детей с правами человека, записанных.
Классный час «Права ребёнка - это ваши права» Классный час "Права ребёнка - это ваши права" Цель: Познакомить детей с Всеобщей декларацией прав человека и Конвенцией о правах ребенка.
Консультация для родителей «Как правильно рассказать дошкольникам о безопасности на дорогах» Консультация для родителей «Как правильно рассказать дошкольникам о безопасности на дорогах». Все мы, взрослые, пытаемся ответить на вопрос:.
НОД «Вот я какой!» (старшая группа) Программное содержание: 1. Закрепить знания детей о внешнем строении человека 2. Подвести детей к пониманию того, что каждый человек индивидуаелен.
О правах ребенка дошкольника
Уважаемые родители! Мы хотим затронуть очень важную и актуальную проблему, связанную с защитой прав и достоинств маленького ребенка, а также рассмотреть права и обязанности родителей по отношению к ребенку.
Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей и педагогов. Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяется эффективностью по защите их прав. У ребенка, обделенного заботой и вниманием, нет второй возможности для нормального роста и здорового развития,
«Дети мира невинны, уязвимы и зависимы», – констатирует Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. В соответствии с этим положением международным сообществом по защите прав ребенка приняты важные документы, призванные обеспечить защиту прав ребенка во всем мире:
К основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимся прав детей относятся:
Декларация прав ребенка (1959);
Конвенция ООН о правах ребенка (1989);
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).
Декларация прав ребенка является первым международным документом. В 10 принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование, развиваться физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.
Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка. На основе Декларации прав ребенка был разработан международный документ – Конвенция о правах ребенка.
Конвенция признает за каждым ребенком независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения – юридическое право:
На воспитание;
На развитие;
На защиту
Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.
Конвенция о правах ребенка - правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и призывает строить взаимоотношения взрослого и ребенка на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнениям и взглядам.
«Защита прав детей начинается с соблюдения основных положений Конвенции о правах ребенка» (А. Жаров – уполномоченный по правам ребенка в Московской области):
Ребенком считается человек, не достигший 18 летнего возраста, если по закону он не стал совершеннолетним ранее (статья 1).
Все дети равны в своих правах (статья 2). Дети имеют одинаковые права независимо от пола, цвета кожи, религии, происхождения, материального положения и других различий.
Интересы ребенка должны быть на первом месте (статья 3). Государство, принимая решения, затрагивающие интересы детей, учитывая права ребенка в первую очередь.
Право на жизнь (статья 6). Никто не может лишить ребенка жизни или покушаться на его жизнь. Государство обязано обеспечить в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.
Право ребенка на заботу своих родителей (статья 7). Каждый ребенок имеет право на имя и гражданство при рождении, а также право знать своих родителей и право на их заботу.
Право на сохранение своей индивидуальности (статья 8). Каждый ребенок единственный в своем роде; со всеми своими особенностями внешности, характера, именем, семейными связями, мечтами и стремлениями.
Право свободно выражать свое мнение (статья 12, 13) ребенок может выражать свои взгляды и мнения. При осуществлении этих прав должны уважаться права и репутация других людей.
Право на защиту от физического или психологического насилия, оскорбления, грубого или небрежного обращения (статья 19). Государство должно защищать ребенка от всех видов насилия, отсутствия заботы и плохого обращения со стороны родителей, а также помогать ребенку, подвергшемуся жестокому обращению со стороны взрослых
Право на охрану здоровья (статья 24). Каждый ребенок имеет право на охрану своего здоровья: на получение медицинской помощи, чистой питьевой воды и полноценного питания.
Право на образование и обеспечение школьной дисциплины с помощью методов, уважающих достоинство ребенка (статья 28) Каждый ребенок имеет право на образование. Начальное образование должно быть обязательным и бесплатным, среднее и высшее должно быть доступным для всех детей. В школах должны соблюдаться права ребенка и проявляться уважение к его человеческому достоинству
Право на защиту от жестокого обращения (статья 34). Государство обеспечивает, чтобы ни один ребенок е подвергался пыткам, жестокому обращению, незаконному аресту и лишению свободы.
Лишение свободы движения,
Уход родителя из дома на несколько часов и оставление ребенка одного (ст. 156 Уголовного Кодекса РФ предполагает, что запирание на длительное время квалифицируется как неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего),
Применение физического насилия к ребенку,
Унижение достоинств ребенка - грубые замечания, высказывания в адрес ребенка (воспитывает в ребенке озлобленность, неуверенность в себе, комплекс неполноценности, занижение самооценки, замкнутость, трусость, садизм),
Угрозы в адрес ребенка,
Ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний,
Отсутствие элементарной заботы о ребенке, пренебрежение его нуждами,
Отсутствие нормального питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи.
Мы хотим подробнее остановиться на таком праве ребенка дошкольного возраста, как право на игру.
«Игра - ведущая деятельность дошкольника». Это знают многие, но далеко не всегда в системе жизнедеятельности ребенка она занимает должное место. В настоящее время в семье зачастую вместо игр ребенок много времени проводит за телевизором или за компьютером. Ответственность за обеспечение интересов ребенка в игре возлагается на семью, однако «общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права», - утверждает Декларация прав ребенка.
Д.Б. Эльконин, известный ученый, установил, что сюжетная игра в дошкольном возрасте особенно благоприятна в сфере человеческой деятельности и межличностных отношениях. Основным содержанием детских игр является человек, его деятельность и отношения людей друг к другу. Кроме того, игра изменяет отношения детей и взрослых, они становятся теплее и ближе, возникает взаимопонимание. Часто во многих капризах и шалостях малыша мы повинны сами, потому что вовремя не поняли его. Пожалели свои силы и время. Стали требовать от ребенка то, что он попросту не может нам дать - в силу особенностей своего возраста и характера.
Ребенок не слушается, неуправляем. Причина не в ребенке, а в педагогической беспомощности взрослых. Для себя мы должны определиться: каким мы хотим вырастить своего ребенка? Кто из Вас хотел бы видеть ребенка злым и жестоким? (ответы родителей). Вот поэтому надо категорически запретить детям бить и обижать других детей, животных, насекомых, бездумно рвать траву и цветы, ломать деревья и кустарники.
Не следует покупать, приносить в детский сад всевозможных чудовищ, пистолеты. Эти игры негативно влияют на психику ребенка, вызывают агрессию. При играх с пистолетами (лучше, если дети будут играть в солдат, а не в грабителей и разбойников) учить их не целиться в человека. А лучше предлагать детям развивающие игрушки, игрушки-персонажи наших добрых сказок, играть с ними в сюжетные игры...
Призываем Вас изъять те игрушки, которые способствуют развитию в ребенке жестокости и агрессивности. Не давать детям возможность смотреть фильмы-ужасы, убийства, безобразные американские мультфильмы. Лучше использовать наши диафильмы и мультфильмы, добрые детские книги и игрушки. Особенно хороши герои передачи «Спокойной ночи, малыши».
Знание и понимание права ребенка на игру всеми участниками образовательного процесса позволяет осуществить полноценное развитие ребенка при условии совместных усилий семьи и детского сада.
Декларация прав ребенка
Согласно Конвенции о правах ребёнка, ребёнок-это лицо, не достигшее 18 лет.
В 1959 году ООН была принята Декларация прав ребёнка, которая сыграла большую роль в деле защиты детства.
Декларация призывала к добру, справедливому отношению к детям.
Документ имеет лишь рекомендательный характер, её нормы необязательны для исполнения.
Дети во всём мире нуждаются в особой защите со стороны государства.
20 ноября 1989 г. Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребёнка. Это правовой международный документ о законных правах и условиях существования детей.
На протяжении веков право на жизнь, свободу и равенство было привилегией лишь части населения. Только в середине XX века угроза фашизма показала необходимость провозгласить во всемирном масштабе право на жизнь, свободу и равенство как неотъемлемые качества, присущие каждому человеку. После создания Организации Объединённых наций в 1945 г. это стало возможно. Права человека должны охраняться властью и законом. 10 декабря 1948 г. ООН была принята Всеобщая декларация прав человека. Впервые в истории человечества были определены и рекомендованы для всех стран главные права и свободы человека. В 1996 г. Наша страна была принята в Совет Европы. С этого года в России стали соблюдаться права и свободы человека согласно Всеобщей декларации прав человека.
* Ребёнок имеет право на семью.
* Ребёнок имеет право на заботу и защиту со стороны государства, если нет временной или постоянной защиты со стороны родителей.
* Ребёнок имеет право посещать школу и учиться.
* Ребёнок имеет право на равенство, на свободное выражение своих мыслей.
* Ребёнок имеет право на собственное мнение.
* Ребёнок имеет право на имя и гражданство.
* Ребёнок имеет право на получение информации.
Ребёнок имеет право на защиту от насилия и жестокого обращения.
Ребёнок имеет право на медицинское обслуживание.
Через 10-15 лет мир пополнится молодыми гражданами, которые вырастут из Вас, сегодняшних детей. Скоро Вы будете молодой энергичной основой общества, интеллектуальной и культурной его производительной силой. От того, как государство сумеет обеспечить соблюдение Ваших прав сегодня, как этими правами воспользуетесь Вы, зависит то, каким будет наш народ, наше государство в ближайшие десятилетия. Вы можете внести новые предложения о своих правах в государственные документы.
Дорогие ребята!
Вы родились в одной из самых больших стран мира России и с самого рождения получили право быть её полноправными гражданами. Во всех странах во все времена люди очень серьёзно относились к понятию ГРАЖДАНИН, а так же к его правам и обязанностям в государстве, где он родился.
Права ребёнка установлены и гарантированы:
* Конвенцией о правах ребенка от 20 ноября 1989 года;
* Конституцией Российской Федерации;
* Семейным кодексом Российской Федерации;
* Федеральным законом "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
* Федеральным законом "Об образовании".
Презентации к уроку
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Назад
Вперёд
Каждый ребенок – это маленький человек со своими правами, которые в обязательном порядке должны соблюдаться взрослыми. Помните о том, что ребёнок будет уважать права других людей, если будут уважать права ребёнка.
Цель: способствовать правовому воспитанию дошкольников, донести до сознания детей в доступной форме “Конвенцию о правах ребенка”.
Задачи:
- способствовать формированию у детей дошкольного возраста представлений о Конвенции ООН “О правах ребенка”, познакомить в соответствующей их возрасту форме с основными правами на примере сказок;
- способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности;
- способствовать развитию интеллектуальных и личностных качеств детей - развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека независимо от его социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста;
- продолжать формировать навыки работы с компьютером.
Предварительная работа: чтение сказок: “Золотой ключик или приключение Буратино”, “Красная шапочка”, “Гуси-лебеди”, “Три поросенка”, “Снегурочка”; инсценировка по сказкам “Заюшкина избушка” и “Маша и медведь”; подготовка необходимого дидактического материала (карточек с пиктограммами, иллюстраций по сказкам).
Материалы и оборудование: костюмы лисы, зайца, медведя, атрибуты к игре “Три поросенка”; карточки с пиктограммами; презентация “Конвенция о правах ребенка”, авторская развивающая игра “Я ребенок - я имею право”; ноутбуки, проектор.
Ход занятия
Воспитатель.
Собрались все дети в круг.
Я твой друг, и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Надеюсь, настроение у вас стало хорошее!
Сегодня, я принесла необычную книгу. Я думаю, вы её узнали? Это книга о правах ребенка. Мы ведь с вами знаем, что права есть не только у взрослых, но и у детей. Взрослые люди понимают: из бесправного, запуганного ребенка может вырасти только бесправный, запуганный взрослый, который не сможет писать стихи, сочинять музыку, запускать космические корабли и многое другое. Это значит, что права взрослого и права ребенка важно знать.
Ребята, а кто из вас запомнил, как называется главный документ, в котором записаны права детей? (Ответы детей) Конвенция прав ребенка Презентация 1
1 слайд - Конвенция прав ребенка
Я очень хочу, ребята, чтобы вы не только сами запомнили эти права, но и смогли своим друзьям рассказать - какими правами может воспользоваться каждый ребенок.
Поэтому я предлагаю вам, прогуляться по страницам детских сказок. Путешествуя по сказкам, мы посмотрим, всегда ли соблюдаются права героев. Где обижают сказочных героев, значит там, нарушают их права. А если герои веселы, счастливы - то их права соблюдаются. Вы согласны путешествовать со мной? (Звучит музыка “В гостях у сказки”)
Тогда отправляемся. Внимание на экран.
2 слайд - На экране фрагмент сказки Ш. Перро “Красная Шапочка”
Вы узнали эту сказку? Это сказка “Красная Шапочка”, которую написал Ш. Перро.
3 слайд - Скажите ребята, какое сейчас настроение у Красной Шапочки?
- А что произошла с ней потом? (Ответы детей)
- Права каких героев сказки нарушены и кем? (Ответы детей)
- Значит, волк нарушил права Красной Шапочки и её бабушки.
- А какое право нарушил волк? (Ответы детей)
Мы знаем, что никто не вправе лишить жизни ни ребенка, ни взрослого.
4 слайд – Право на жизнь.
Илья выбери, пожалуйста, на столе значок пиктограммы, которым мы обозначали право ребенка на жизнь, и прикрепи его на доску.
А сейчас, снова внимание.
5 слайд - Воспитатель зачитывает отрывок из сказки:
Карло вошел в каморку, сел на единственный стул у безногого стола и, потерев так и эдак полено, начал вырезать из него куклу.
“Как бы мне её назвать? – раздумывал Карло. – Назову-ка я её Буратино. Это имя принесет мне счастье...”
Ребята, что это за сказка? (Ответы детей)
6 слайд - на экране иллюстрация к сказке А. Толстого “Золотой ключик или приключение Буратино”.
- Какое настроение у героев сказки в этом отрывке?
- Значит, что мы может сказать о правах героев? Они здесь не нарушены.
- О каком праве мы можем здесь говорить? (Ответы детей)
7 слайд - Право на имя.
Да, ребята каждый ребенок имеет право на имя.
- А знаете что, когда дети рождаются, то они очень маленькие и похожи друг на друга. Как вы думаете, может быть, необязательно давать детям имена, а просто называть их числами? (Размышления детей)
- А вот еще одно наблюдение. Как вы думаете, может быть все должны обращаться друг к другу по прозвищам? (Ответы детей)
- Вспомните, дразнил ли кто-нибудь вас, и что вы при этом чувствовали? (ответы детей)
Бывает обидно и неприятно. Итак, Саша, выбери, пожалуйста, значок пиктограммы, которым мы обозначили право ребенка на имя.
У вас всех очень красивые имена. Я просила вас, поинтересоваться у родителей, что означают ваши имена. Кто из вас узнал о своем имени? (Ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а к нам спешат гости
8 слайд – иллюстрация к сказке “Заюшкина избушка”.
Инсценировка с героями из сказки “Заюшкина избушка”.
Заяц. Помогите! Помогите же кто-нибудь! Ребята со мной приключилась беда, попросилась ко мне Лиса в лубяную избушку, да меня и выгнала.
Лиса . А я что виновата, что ли? Мой дом растаял. Ведь он был ледяной, где теперь мне жить? Выгнала? Да, выгнала, ну и что? Подумаешь какой, другой дом себе найдешь.
Заяц . Но ведь это мой дом. Не имеешь право, Лиса, ты меня выгонять (плачет).
Лиса . Я в лесу хозяйка, на все имею право!
Воспитатель : подожди, Лиса, успокойся. Сейчас разберемся. Мы у ребят спросим. Скажите, ребята, кто здесь прав и почему? (Ответы детей)
Каждый имеет право на неприкосновенность жилища.
Воспитатель . Илюша, выбери, пожалуйста, значок пиктограммы, которым мы обозначили право ребенка на неприкосновенность жилища.
9 слайд - Теперь Лиса, ты поняла, что не имеешь права выгонять Зайца из его собственного дома.
Лиса . Ну, хорошо, я больше не буду. Пойдем, Заинька вместе поиграем.
Воспитатель. Я вас, ребята, тоже приглашаю поиграть.
Три братца дружно строят дом,
Тепло, уютно будет в нём.
В работе братцы знают толк,
Не сможет в дом пробраться волк.
Вы догадались ребята, о каких братцах идет речь? (Ответы детей)
10 слайд – Это сказка У.Диснея “Три поросёнка”
Я предлагаю поиграть в игру “Три поросенка”.
Нам нужно выбрать волка. Кто помнит считалку?
Например:
Раз, два, три, четыре, пять
Нам друзей не сосчитать,
А без друга в жизни туго,
Выходи скорей из круга.
Проводится подвижная игра “Три поросенка”.
Звучит музыка из мультфильма “Три поросенка”.
Дети поют:
Мы маленькие поросятки,
На полянке мы гуляем, цветы собираем,
песенки поем, волка в дом не ждем.
Воспитатель: Вдруг выходит волк, он зубами щелк!
Условие игры : когда поросят в домике трое, волк трогать их не может.
Под музыку поросята бегают по полянке. Все поросята должны занять свои домики.
Ребята, а какое право поросят нарушил серый волк? Ответы детей. (Право на неприкосновенность жилища).
Проходите и снова внимание.
11 слайд - Воспитатель зачитывает отрывок из сказки. ...Глядь, а у Снегурочки губы порозовели, глазки открылись; смотрит она на стариков и улыбается. Потом закивала она головкой, зашевелила ручками, ножками, стряхнула с себя снег – и вышла из сугроба живая девочка.
Не нарадуются старики на дочку, души в ней не чают. Растет дочка и умная, и смышленая, и веселая. И работа у Снегурочки в руках спорится, а песню поет – заслушаешься.
Вы узнали, что это за сказка? (Ответы детей)
12 слайд – на экране иллюстрация к русской народной сказке “Снегурочка”.
Какое настроение стало у героев сказки? А почему? (Ответы детей)
У Снегурочки появилась семья.
- О каком праве девочки можно сказать в этой сказке? (Ответы детей)
- Каким значком пиктограммы мы отметим право на воспитании в семейном окружении или право иметь семью? (Ответы детей)
Воспитатель: Мы знаем, что родители должны не только любить ребенка, но и заботится о нем. Скажите, а ваши родители заботятся о вас? А как? (Ответы детей)
Хорошо, а вы помогаете своим родителям, заботитесь о них?(Ответы детей)
У меня к вам такой вопрос: как вы думаете, может быть нужно, разлучить ребенка с мамой, если она не разрешает бегать ему на улице до вечера и целый день смотреть телевизор, кормит манной кашей? А почему? (Ответы детей)
А сейчас я предлагаю вам послушать загадку?
Птицы страшные летали,
Братца милого украли.
Ничего с ним не случится -
Выручит его сестрица.
О какой сказке идет речь в загадке? (Гуси-лебеди)
13 слайд - На экране иллюстрация к сказке “Гуси-лебеди”.
Воспитатель. Посмотрите на иллюстрацию, как вы думаете, какое настроение у главных героев сказки? (Ответы детей)
Какое право детей было нарушено в этой сказке? (Ответы детей)
14 слайд - Право не разлучаться со своими родителями . Кирилл, найди нам значок пиктограммы, которым мы обозначили право ребенка не разлучаться со своими родителями.
А теперь я предлагаю вам вспомнить небольшое стихотворение о семье.
Пальчиковая гимнастика “Семья”
Это пальчик – дедушка,
Это пальчик – бабушка,
Это пальчик- папочка,
Это пальчик – мамочка,
Это пальчик – это я
Вот и вся моя семья.
На каком языке мы рассказали это стихотворение? На русском.
Кирилл, какой язык для тебя родной, а для тебя Егор. Ляйсан, а какой твой родной язык? А сможешь ли ты рассказать это стихотворение на своем родном языке.
Пальчиковая гимнастика “Семья” на татарском языке.
Значит, мы ребята можем сказать еще об одном праве - праве общаться на своем родном языке.
15 слайд - Посмотрите, пожалуйста, на этот значок пиктограммы. Он говорит нам, что все дети, любой национальности, с любым цветом кожи имеют равные права, и могут общаться на своем родном языке.
Воспитатель. К нам снова спешат сказочные герои.
16 слайд - инсценировка с героями сказки “Маша и медведь”.
Маша. Ребята, я слышала, что вы изучаете права человека? Помогите мне, пожалуйста.
Воспитатель . А что случилось?
Медведь. Что случилось, что случилось? Ничего не случилось. Надоело мне самому кашу варить да в избе прибирать – вот и все.
Маша. Он хочет, чтобы я у него жила в лесу, в избушке убирала, кашу варила, да его кашей кормила. А если убегу, то он поймает меня и съест.
Воспитатель . Давайте ребята поможем героем сказки разобраться, кто прав, а кто нет.
(Ответы детей).
17 слайд Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии.
Воспитатель. Миша нарушил права Маши.
Егор найди нам значок пиктограммы, которым мы обозначили право ребенка не быть в подневольном состоянии.
Снова прошу вашего внимания.
18 слайд - отрывок из сказки А.Толстого “Золотой ключик”:
Воспитатель:
Покуда Буратино ел, папа Карло смастерил ему из бумаги курточку и штанишки, а из старого носка – колпачок с кисточкой.
Папа Карло сказал: “Я продал свою куртку и купил тебе азбуку. Ты должен ходить в школу и стать умным и благоразумным.
“Я буду умненьким и благоразумненьким”, - сказал Буратино. Он взял азбуку и пошел в школу.
19 – на экране иллюстрация к сказке А.Толстого “Золотой ключик”
В каком настроении здесь наш сказочный герой? (Ответы детей)
“Я буду умненьким, благорозумненьким”, – так сказал Буратино, взял азбуку и куда отправился? Правильно, в школу. Каким правом воспользовался Буратино? (Ответы детей)
20 слайд - Каждый человек имеет Право на образование.
Ребята, а как вы думаете, что такое образование? Для чего оно нужно? (Ответы детей).
Давайте подумаем, где можно получить образование? (Ответы детей).
Воспитатель . А вы, пользуетесь правом на образование? Что вы посещаете? (Ответы детей - детский сад, кружки, музыкальную школу и прочее).
Совсем скоро и вы отправитесь в школу.
Сейчас я предлагаю вам пройти за ноутбуки, чтобы закрепить знания о правах ребенка в компьютерной игре “Я ребенок. Я имею право”. Презентация 2
Перед вами на экране герои сказок. Вам необходимо выбрать значок пиктограммы, который обозначает право сказочного героя, или право героя, которое было нарушено в данной сказке. Если вы правильно выбрали значок пиктограммы, то на экране вы сможете прочесть название права. А если вы выбрали значок пиктограммы неправильно, то он исчезнет с игрового поля.
Приступаем.
Индивидуальная работа с детьми.
Молодцы! Вы справились с заданием. Давайте же, перечислим права ребенка, о которых вы сможете рассказать своим друзьям.
21 слайд - Я ребенок. Я имею право... (Дети перечисляют права детей)
Всем спасибо, до свидания.
Литература.
- Шорыгина Т.А., “Беседы о правах ребёнка”, М. ТЦ “Сфера”, 2011.
- Доронова Т.Н., Защита прав и достоинства маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада , М.: Просвещение, 2006.
- Нищева Н.И., Мои права. Дошкольникам о правах и обязанностях. ООО “Издательство “Детство-пресс”,2014.
- Зеленова Н.Г, Осипова Л.Е. “Я – ребенок, и я имею право”, М., 2007.
- Евгений сатановский — последние видео Сатановский последние публикации
- Священник Игорь Затолокин
- Человек — существо духовное
- Основные ошибки заполнения
- Отчет рсв в году сроки сдачи
- Салат из огурцов на зиму «Пикантный Салат из огурцов пикантный на зиму
- Телячья вырезка в духовке
- Кукурузная крупа – что это?
- Ажурные блинчики на молоке — рецепты тонких блинов с дырочками Блины ажурные тонкие дрожжевые
- Отличается насыщенный пар
- Чем звуки отличаются от букв?
- Магические способности по дате рождения — особенности расчета
- PR в мифологии Древнего Китая
- Как приготовить мидии Сколько времени занимает варка
- Рулетики из бекона с черносливом и грецким орехом
- Рецепт вареная колбаса с языком Колбасный язык
- Отстранение работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр Отказаться от медкомиссии на работе
- Табель учета рабочего времени: расшифровка сокращений Как в табеле обозначается учебный оплачиваемый отпуск
- Какая норма продолжительности рабочего времени в неделю устанавливается данным работникам?
- Сергей михеев — железная логика (видео) последний выпуск Политолог михеев