Имущество, используемое для ведения личного подсобного хозяйства. Бизнес на личном подсобном хозяйстве



В процессе ведения личного подсобного хозяйства используется иное различное имущество — жилые и хозяйственные постройки (в том числе теплицы), продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственная техника и инвентарь и др. Согласно Закону «О личном подсобном хозяйстве» названное имущество и сельскохозяйственная продукция являются «собственностью граждан, ведущих личное подсобное хозяйство» (ст. 6 и п. 3 ст. 2). Но такая формулировка является недостаточно определенной, поскольку в ней, во-первых, не указан вид собственности — индивидуальная, общая долевая или общая совместная; во-вторых, не определен круг граждан, совместно ведущих ЛПХ (в юридической и экономической литературе иногда употребляется термин «член личного подсобного хозяйства», однако Закон такого понятия не содержит). Если ЛПХ ведет гражданин, проживающий один, то вопроса о принадлежности соответствующего имущества не возникает. Однако семьи, ведущие ЛПХ, могут быть самыми разными по составу. Они могут состоять из:
- супругов и их несовершеннолетних детей, не имеющих самостоятельного заработка;
- супругов и их несовершеннолетних детей, имеющих самостоятельный заработок;
- супругов и их совершеннолетних детей, не состоящих в браке;
- двух или нескольких супружеских пар (родители и их дети со своими супругами).
Все перечисленные лица подпадают под определение «граждан, ведущих личное подсобное хозяйство». Возможны и иные варианты состава семей — братья и сестры супругов, бабушки, дедушки, племянники и, наконец, просто лица, состоящие в фактических брачных отношениях. Указанные различия в составе семей влияют на правовой режим имущества. Означает ли формулировка Закона, что имущество ЛПХ во всех случаях принадлежит всем гражданам, совместно ведущим ЛПХ, на праве общей собственности. Очевидно нет, так как в Законе об этом прямо не сказано.
Следовательно, при определении собственника имущества, используемого для ведения ЛПХ, нужно руководствоваться общими нормами гражданского и семейного законодательства. Иначе говоря, правовой режим этого имущества устанавливается исходя из того, на чьи средства оно приобретено в период брака или до вступления гражданина в брак и пр. Таким образом, собственность граждан, ведущих ЛПХ, может быть и совместной собственностью супругов, и долевой собственностью граждан (если оно приобретено на общие средства не только супругов, но и других лиц; долевой собственностью будет и имущество лиц, состоящих в фактических брачных отношениях), и индивидуальной (личной) собственностью отдельных граждан, ведущих ЛПХ. В этом плане правовой режим имущества ЛПХ ничем не отличается от режима другого имущества (имущества культурно-бытового назначения), и законодателю не было необходимости выделять его в отдельную категорию.
Государственная поддержка личного подсобного хозяйства. Личные подсобные хозяйства граждан традиционно пользовались различными мерами поддержки. В современных условиях Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства»1 (ст. 3) личные подсобные хозяйства отнес к сельскохозяйственным товаропроизводителям и распространил на них меры государственной поддержки, оказываемые сельскохозяйственным организациям и фермерским хозяйствам. Однако впервые такое «приравнивание» (но все же не отнесение!) ЛПХ к сельскохозяйственным товаропроизводителям в плане оказания им государственной поддержки за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и бюджетов муниципальных образований было закреплено в Законе «О личном подсобном хозяйстве».
Федеральный закон «О личном подсобном хозяйстве» (ст. 7) определил направления государственной поддержки граждан, ведущих личное подсобное хозяйство:
- формирование инфраструктуры обслуживания (подъездные пути, средства связи, водо- и энергоснабжение и др.) и обеспечения деятельности ЛПХ, содействие созданию сбытовых (торговых), перерабатывающих, обслуживающих и иных сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
- стимулирование развития ЛПХ путем создания организационно-правовых, экологических и социальных условий, в том числе предоставление личным подсобным хозяйствам и (или) обслуживающим их сельскохозяйственным кооперативам и иным организациям государственных финансовых и материально-технических ресурсов на возвратной основе, а также научно-технических разработок и технологий;
- проведение мероприятий по повышению качества продуктивных и племенных сельскохозяйственных животных, организации искусственного осеменения сельскохозяйственных животных;
- ежегодное бесплатное проведение ветеринарного осмотра скота, организация его ветеринарного обслуживания, борьба с заразными болезнями животных.
Значительное внимание личным подсобным хозяйствам уделено в приоритетном национальном проекте «Развитие АПК», в котором стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе выделено в качестве одного из его (проекта) основных направлений. Самой распространенной, самой массовой «малой формой» хозяйствования является именно ЛПХ.
Одна из главных трудностей, с которой сталкиваются граждане, ведущие ЛПХ, как, впрочем, и фермеры, и сельскохозяйственные организации, — недостаток собственных финансовых средств на расширенное воспроизводство сельскохозяйственной продукции. Поэтому приоритетный национальный проект и Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» рассматривают обеспечение доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей (в том числе и граждан, ведущих ЛПХ) как одну из основных мер государственной поддержки производства сельскохозяйственной продукции. При этом субъекты Федерации за счет средств, выделяемых им из федерального и собственного бюджета, должны субсидировать гражданам, ведущим ЛПХ, часть затрат на уплату процентов по займам (кредитам), полученным в российских кредитных организациях. Размер субсидии составляет не менее 95% ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка РФ, действующей на дату заключения договора кредита (займа).
Кредитование граждан, ведущих ЛПХ, осуществляют Сберегательный банк РФ и другие банки. Однако одним из основных участников реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» является ОАО «Россельхозбанк». В зависимости от целей использования денежных средств кредиты могут быть краткосрочными (на срок До двух лет) и среднесрочными (на срок от двух до пяти лет).
В Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-201 2 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 14 июля 2007 г. № 446\ конкретизируются цели предоставления кредита гражданам, ведущим ЛПХ.
Так, кредиты на срок до двух лет предоставляются на приобретение горюче-смазочных материалов, запасных частей и материалов для ремонта сельскохозяйственной техники и животноводческих помещений, минеральных удобрений, средств защиты растений, кормов, ветеринарных препаратов и других материальных ресурсов для проведения сезонных работ, материалов для теплиц, молодняка сельскохозяйственных животных, а также на уплату страховых взносов при страховании сельскохозяйственной продукции при условии, что общая сумма указанного кредита (займа), полученного гражданином в текущем году, не превышает 300 тыс. руб. на одно хозяйство.
Среднесрочные кредиты на срок до пяти лет могут использоваться гражданами на приобретение сельскохозяйственных животных, сельскохозяйственной малогабаритной техники, тракторов мощностью до 100 л.с. и агрегатируемых с ними сельскохозяйственных машин, грузоперевозящих автомобилей полной массой не более 3,5 т, оборудования для животноводства и переработки сельскохозяйственной продукции, на ремонт, реконструкцию и строительство животноводческих помещений, а также на приобретение газового оборудования и подключение к газовым сетям при условии, что общая сумма указанного кредита (займа), полученного гражданином в текущем году, не превышает 700 тыс. руб. на одно хозяйство.
Государственная поддержка личных подсобных хозяйств путем предоставления гражданам доступных и отнᴏϲᴎтельно дешевых кредитов в таком масштабе осуществляется в нашей стране впервые. Она позволит повысить товарность производства сельскохозяйственной продукции в таких хозяйствах, ᴨҏиᴃедет к росту уровня жизни и доходов сельского населения.
Пенсионное страхование граждан, ведущих личное подсобное хозяйство. Труд граждан по ведению личного подсобного хозяйства Федеральным законом «О личном подсобном хозяйстве» не регулируется и не учитывается, поскольку осуществляется для удовлетворения собственных потребностей граждан в продовольствии. Он во многом аналогичен труду по ведению домашнего хозяйства.
Как указывалось выше, предполагается, что ведение ЛПХ осуществляется гражданами в свободное от основной работы время (отсюда и термин «подсобное» в названии данной формы хозяйствования). Вместе с тем в современных кризисных условиях в аграрной сфере для многих граждан ведение ЛПХ вынужденно стало основной сферой приложения труда. Сегодня актуальна проблема включения работы в личном подсобном хозяйстве в стаж, дающий право на получение государственной пенсии, что возможно лишь при условии внесения страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Если уплата страховых взносов гражданами, не имеющими работы, не производится, их будущее пенсионное обеспечение оказывается под угрозой. Статья 9 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве» предоставляет гражданам, ведущим ЛПХ, право добровольно вступать в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»1 добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию вправе, в частности, физические лица в целях уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ за себя, постоянно или временно проживающие на территории РФ, на которых не распространяется обязательное пенсионное страхование, в соответствии с настоящим Федеральным законом (подп. 5 п. 1 ст. 29). Для этого необходимо подать заявление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ.
Уплата страховых взносов осуществляется в виде фиксированного платежа. Размер фиксированного платежа в расчете на месяц устанавливается исходя из стоимости страхового года, ежегодно утверждаемой Правительством РФ. Минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии устанавливается в размере 150 руб. в месяц и является обязательным для уплаты. При этом 100 руб. направляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, 50 руб. — на финансирование накопительной части трудовой пенсии. Страховые взносы в виде фиксированного платежа в минимальном размере уплачиваются не позднее 31 декабря текущего года. Порядок и сроки исчисления и уплаты фиксированных платежей в размере, превышающем минимальный, определяются Правительством РФ.

Лекция, реферат. § 4. Имущество, используемое для ведения личного подсобного хозяйства - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

Оглавление книги открыть закрыть

Об авторах
Глава I Аграрное право как самостоятельная отрасль в системе права РФ
§ 1. Понятие аграрного права как отрасли права и ее место в системе права Российской Федерации
§ 2. Система аграрного права
§ 3. Понятие и предмет правового регулирования как основной критерий аграрного права
§ 4. Методы аграрного права
§ 5. Системообразующие факторы формирования аграрного права как отрасли права
§ 6. Принципы аграрного права
§ 7. Соотношение публичного и частного в аграрном праве




§ 4. Акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и их соотношение с федеральным законодательством

§ 6. Роль судебной и арбитражной практики в регулировании аграрных отношений
Глава III Аграрные правоотношения
Внутренние аграрные правоотношения, их виды и структура.
Внешние аграрные правоотношения, их виды и структура.
Глава IV. Аграрная и земельная реформы: историко-правовой аспект
§ 1. Аграрная и земельная реформы как неотъемлемое звено экономических реформ: понятия, исторические, идеологические и социально-экономические предпосылки
Земельная реформа в Российской Федерации
§ 3. Реформирование колхозов и совхозов, Продолжение аграрной реформы
Этапы агарарной реформы
Первый этап аграрной реформы
Второй этап аграрной реформы
Третий этап аграрной реформы
§ 4. Особенности приватизации и реорганизации сельскохозяйственных государственных и муниципальных предприятий
§ 5. Особенности приватизации предприятий по первичной переработке продукции АПК
Глава V. Государственное регулирование агропромышленного производства
§ 1. Понятия государственного регулирования рыночной экономики, Теоретические школы.
§ 2. Основные направления и правовые средства государственной поддержки сельскохозяйственного производства
АПК России
§ 4. Лизинг в сельском хозяйстве
§ 5. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) сельскохозяйственных организаций
Глава VI Государственное регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия
§ 1. Понятие «рынок»
§ 2. Формирование федерального и региональных фондов сельскохозяйственной продукции для государственных нужд
§ 3. Государственные закупочные и товарные интервенции, залоговые операции на рынке зерна
§ 4. Государственное регулирование оптовых продовольственных рынков
3. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в сфере агропромышленного производства. Экспорт и импорт сельскохозяйственной продукции
§ 6. Государственное регулирование качества и безопасности продовольственных товаров
Глава VII Правовое регулирование качества сельскохозяйственного производства и охраны окружающей среды в сельском хозяйстве
§ 1. Производство качественной сельскохозяйственной продукции
§ 2. Характеристика экологических проблем в аграрной сфере
§ 3. Законодательство об охране окружающей среды в сельском хозяйстве
§ 4. Правовые меры охраны окружающей среды в сельском хозяйстве
Глава VIII Особенности создания и правового положения сельскохозяйственных хозяйственных обществ и товариществ
§ 1. Сельскохозяйственные акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью
§ 2. Сельскохозяйственные товарищества
Глава IX Правовое положение сельскохозяйственных кооперативов
§ 1. Понятие, классификация, принципы создания и деятельности
§ 2. Правовое положение сельскохозяйственных производственных кооперативов
§ 3. Особенности правового положения сельскохозяйственных потребительских кооперативов
Глава X Правовое положение крестьянских (фермерских) хозяйств
§ 1. Понятие и основные признаки крестьянского (фермерского) хозяйства и его правосубъектность. Состав крестьянского хозяйства
§ 2. Порядок создания и регистрации крестьянского хозяйства
§ 3. Условия и порядок предоставления земельных участков для создания крестьянского хозяйства. Условия наделения земельными участками лиц, выходящих из сельскохозяйственных коммерческих организаций для организации крестьянских (фермерских) хозяйств
§ 4. Право частной собственности на землю граждан, ведущих крестьянское (фермерское) хозяйство. Аренда земли. Право купли-продажи, залога, наследования земли в крестьянском (фермерском) хозяйстве
§ 5. Право частной собственности на имущество крестьянского (фермерского) хозяйства: субъекты и объекты права частной собственности
§ 6. Налоговые обязательства крестьянского (фермерского) хозяйства. Налоговые и иные льготы в связи с ведением крестьянского (фермерского) хозяйства
§ 7. Вопросы приема и выхода из состава крестьянского (фермерского) хозяйства. Правовое регулирование труда членов и лиц, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве по трудовому договору
§ 8. Особенности банкротства крестьянских (фермерских) хозяйств
Глава XI Личное подсобное хозяйство как форма сельскохозяйственной деятельности граждан
§ 1. Правовые основы ведения гражданами личного подсобного хозяйства
§ 2. Понятие и признаки личного подсобного хозяйства
§ 3. Земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства
§ 4. Имущество, используемое для ведения личного подсобного хозяйства
Глава XII Правовое регулирование ведения гражданами коллективного садоводства, огородничества дачного хозяйства
Глава XIII Правовое регулирование селекционной деятельности, племенного животноводства и элитного семеноводства

Скажем прямо, во второй половине 80-х годов и в первой 90-х - годы тяжелых метаний в политике и экономике страны, когда за обычной колбасой в магазинах возникали очереди, урожаи на личных подсобных хозяйствах (ЛПХ), на огородах и дачах, во многом спасли Россию.

Да, что там говорить! По данным статистики именно личные подсобные хозяйства в 1998 году дали больше 57% всего урожая. Именно в личных подворьях у нас паслось больше трети всего крупного рогатого скота (точнее - 34,8%), больше трети свиней (42,9%) и больше половины овец и коз (почти 60% - 59,7).

Поэтому, сама ситуация, просто уважение к этому виду бескорыстной во многом деятельности любителей трудиться на природе, заставила законодателей, в конце концов, выпустить закон «О личном подсобном хозяйстве» под № 112-ФЗ, который вступил в силу после подписания президентом 7 июля 2003 года.

Через пять лет, в 2008 году, в закон были внесены поправки - 22 и 23 июля, а также 30 декабря. Последняя поправка была внесена ещё через 3 года - 21 июня 2011 года. Уже только эти четыре поправки говорят о том, большом внимании, которое уделяется ЛПХ на самом высоком, государственном, уровне.

С другой стороны, то внимание, которое уделяется данному вопросу, заставляет любого владельца ЛПХ очень скрупулёзно подойти к организации своего участка, а учитывая множество выпущенных подзаконных актов, здесь, скорее всего, не обойтись без консультаций у юристов. Обращаем внимание, если собрать все выпущенные документы и рассмотреть их содержание, то вы получите нечто итальянское, как говорят знатоки программирования - БС-структуру - структуру, с таким количеством перекрещивающихся ссылок, что она, действительно, будет напоминать блюдо спагетти (БС - Блюдо Спагетти). Что поделаешь, наши законы пока далеки от совершенства, а их представление государственными органами кишит такими несуразицами, что порой приходиться только хвататься за голову. Вот где юрист или ваша настойчивость в изучении вопроса и могут помочь.

Закон о личном подсобном хозяйстве

Закон состоит из 11 статей, регулирующих все аспекты деятельности ЛПХ.

Основой закона, конечно же, является Конституция страны. Но во многом закон опирается на подзаконные акты, принимаемыми органами местного самоуправления, о чём говорится в первой же статье Закона, и что нужно иметь в виду каждому, кто собирается серьёзно подойти к ведению своего ЛПХ.

Отсюда вывод и настоятельный совет - обязательно познакомиться со всеми постановлениями, касающимися ЛПХ, принятыми в вашем регионе. Они ни в коем случае не должны и не будут противоречить федеральным законам, но могут дополнять их, учитывая специфику (климатическую, почвенную, специфику традиций) именно вашего региона.

Что такое личное подсобное хозяйство?

Закон во 2-ой статье точно определяет, что же понимается под личным подсобным хозяйством. Это определение приводится в двух положениях статьи, которые приводим дословно:

“1. Личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.
2. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.”

Обращаем внимание на два принципиальных момента, вытекающих из приведённой выдержки закона:

  • Во-первых, ЛПХ является формой непредпринимательской деятельности, другими словами не ставит своей главной целью получения дохода с выращенной продукции.
  • Во-вторых, главная цель ЛПХ - удовлетворение личных потребностей в сельскохозяйственной продукции.

Таким образом, владелец ЛПХ освобождается от уплаты налогов в случае реализации излишков продукции, полученной на своём участке. Собственно, данное послабление вытекает из главного положения ЛПХ - работа здесь не относится к предпринимательской деятельности.

Более того, даже несмотря на то, что реализация продукции будет увеличивать ваш денежный доход, вам не придётся выплачивать и подоходный налог, что закреплено в 217-ой статье (13-ый пункт) Налогового Кодекса России. Там же оговариваются два простых условия, которые только нужно соблюсти:

  • Участок не превышает по размеру половину гектара, и,
  • В работе, включая переработку продукции, не используется наёмный труд, всё выполняется только членами семьи самого владельца участка.

Далее, любой владелец ЛПХ должен строго понимать, защищаясь от возможных нападок со стороны, что всё произведённое им на своём участке является его личной собственностью, которое, в том числе, отправить и на продажу, что, тем не менее, не относится к предпринимательству.

Лица, имеющие права вести Личное Подсобное Хозяйство

Третья статья закона определяет лиц, имеющих право вести ЛПХ. Здесь всё просто:

  • Если вы вполне работоспособны или рассчитываете, что работа на свежем воздухе пойдёт вам ещё больше на пользу;
  • Если вы по праву владеете земельным участком, как хозяин или добросовестный временный приобретатель;
  • Если у вас определены права на участок, он прошёл государственную регистрацию по правилам закона № 122-ФЗ от 21 июля 1997 года - то у вас есть все права считать свою работу вполне законной.
  • Тут есть один нюанс, касающийся жителей сельской местности. Участки для рассматриваемого вида деятельности должны предоставляться местными органами власти, но при их наличии и если вы официально зарегистрированы, как житель данной деревни или села.

Земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства и правила его использования

  • В качестве участка может использоваться местность в пределах населённого пункта, тогда он, действительно, называется «приусадебным», или вне населённого пункта - это уже «полевой».
  • На приусадебном участке допускается любой вид деятельности - от выращивания огурцов и смородины до строительства сооружений любого назначения.
  • На полевом участке любое строительство запрещена, в вашем распоряжении только работа на земле и с тем, что она даёт.
  • Размер участка Законом не оговаривается - всё отдаётся на усмотрение местных органов власти, если им приходится управлять выдачей участка. Тем не менее, минимальные и максимальные размеры полевых участков и требования к ним определены в Законе № 101-ФЗ от 24 июля 2002 года.
  • Существует только одно ограничение - количество участков может быть разное, не обязательно - один, но суммарная их площадь не должна превышать половину гектара (другими словами, суммарные размеры участков должны быть в пределах 70 на 70 метров). Увеличение допускается, но по специальному закону и не более чем в 5 раз.
  • Кроме того, если вам выделен участок сельскохозяйственного назначения, то на него распространяется и специальный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» № 101-ФЗ.

Чем может привлечь ведение ЛПХ самостоятельных граждан, не терпящих вмешательства государственных органов в свою работу, так это тем, что в Законе (5-ая статья) прямо говорится не недопустимости такого вмешательства, если, конечно, деятельность, ведущаяся на приусадебном участке, не подпадает в ограничения уголовного характера. При нынешнем состоянии дел имеется в виду самое главное - недопустимо выращивание растений, содержащих наркотический дурман. Вся ответственность за соблюдение ограничений ложится лично на владельца ЛПХ и местные органы власти.

Ограничений же на инструменты (6-ая статья), применяемые при работе, нет никаких - всё на усмотрение самого работника. Тут полная свобода творчества и реализации своего права собственности - от сооружения теплиц до установки погружного насоса для обеспечения участка водой.

Не обойдены ЛПХ и вниманием со стороны государства, которое призвано оказывать поддержку по следующим направлениям:

  • Они должны обеспечить полноценную инфраструктуру, обеспечивающую функционирование хозяйства - это дороги, снабжение водой и электричеством;
  • Помощь в организации сбытовых и обрабатывающих предприятий;
  • Стимулирование развития хозяйств предоставлением льготных кредитов, сопровождение на уровне научного и технического обеспечения работы;
  • Для занимающихся разведением скота - организация бесплатного ветеринарного обслуживания.

Государство, понимая важность развития такой отрасли как сельское хозяйство , постоянно заботится о его состоянии, поставлена и последовательно претворяется в жизнь задача, так называемой, «продуктовой безопасности» страны. Именно поэтому и на ЛПХ распространяются все меры государственной поддержки, что закреплено специальным постановлением Правительства № 758 от 27 июня 1996 года (Обращаем внимание, что положения государственной поддержки были существенно уточнены уже в «новую» эпоху - Законом России от 30 декабря 2008 года № 302-ФЗ).

Учитывая давнее и повальное увлечение народом России подсобными хозяйствами (достаточно эту тягу к работе на земле проследить в больших городах, когда кое-где выращиваемые помидорки можно встретить даже под окнами больших домов прямо центре города), очень актуальным становится вопрос учёта ЛПХ. Правила учёта оговариваются в 8-ой статье Закона.

Каждый владелец ЛПХ должен проследить присутствие информации о своём участке в, так называемой, «похозяйственной книге», хранимой в органе местного самоуправления. Информацию для такой «Книги» предоставляет сам владелец участка, причём на добровольной основе.

Если вы всё же решили предоставить подобную информацию, то не забудьте в неё включить и всех членов своей семьи, которые будут помогать вам в работе. Среди предоставляемых сведений:

  • Указание культур, предполагаемых к посадке, и площадей, отводимых под каждую;
  • Количество выращиваемых животных, включая количество улей, если вы ещё и пчеловод;
  • Используемый набор техники, призванный вам помогать в осуществлении своей деятельности на ЛПХ.

У вас есть достаточно времени, чтобы внести свои данные в похозяйственную книгу - срок её хранения по закону № 125-ФЗ (принят 22 октября 2004 года) составляет 75 лет.

Советуем обратить внимание на особый вопрос, который достаточно, по крайней мере, в полностью понятной форме пока не отработан. Вопрос связан с определением отношений работы на ЛПХ и обязательного пенсионного страхования. Здесь оговаривается только принцип добровольности, закреплённый даже не в законе, а в письме Пенсионного Фонда Российской Федерации, выпущенное 7 октября 2003 года (№ СД-09-24/10623). Вот когда без помощи юриста снова не обойтись.

Ведение ЛПХ ложится полностью на его владельца. Вы можете просто на выделенном участке засеять траву и устроить теннисный корт или поставить по всей площади теплицу или разметить целый рой грядок. Права на деятельность за вами сохраняются в любом случае, пока существуют, естественно, права на сам участок.

Мы привели основные моменты законодательства о личном подсобном хозяйстве. Все они важны с правовой точки зрения, ведь не зря же говорится, что все мы «пациенты психологов и юристов». Тем не менее, не стоит особо беспокоиться. Если Кадастровый Регистр зарегистрировал ваш участок, вы получили документы государственного образца на право владения, то дальнейшие ваши действия будут связаны только с покупкой семян и поиском удобного кресла-качалки. Другое дело, что «прогресс души» не остановить - вот у вас уже и помидоры свои и картошка, а там глядишь, по примеру соседа, вы занялись и кролями. И пошло-поехало. В ЛПХ стоит только войти, а дальше затянет, причём так, что вы откажетесь и от баньки, которую собирались возвести на участке - лучше на том месте посадить смородину. А дальше агротехника и совсем новые справочники, но это уже, как говорится, совсем другая «история».

Видео "Что такое Личное Подсобное Хозяйство? В чем отличия ЛПХ от КФХ?"

В результате рыночных преобразований в Дагестане личные подсобные хозяйства стали доминирующим сектором аграрной экономики. В республике личным подсобным хозяйством занимаются около 400 тыс. семей, за которыми закреплено более 100 тыс. га земель (в среднем по 0,25 га на одно хозяйство, при 0,44 га по стране). Личные подсобные хозяйства производят около 80% валовой продукции сельского хозяйства, 86,8% овощей, 92,5% картофеля, 88,1% плодов, 82,4% мяса, 83% молока от общего объема основных видов сельскохозяйственной продукции, производимой в республике, что говорит о ключевой роли сектора в жизнеобеспечении региона. Именно этим и было обусловлено принятие в 2003 году федерального, затем и республиканского законов «О личном подсобном хозяйстве», заложивших прочную правовую основу для их устойчивого развития.

В соответствии с законодательством личные хозяйства не подлежат государственной регистрации, их учет согласно упомянутому закону осуществляется в похозяйственных книгах. Однако порядок их ведения до сих пор не был законодательно установлен.

Похозяйственная книга - документ первичного административного учета сельского населения, наличия у него земли, скота, жилых построек и другого имущества.
Как известно, похозяйственные книги были введены с 1935 года на основании постановления СНК СССР от 26 января 1934 г. № 185 "О первичном учете в сельских советах", которое устанавливало обязательную для всех сельских советов систему первичного учета. Первоначально они вводились в сельсоветах на 3 года, а с 1986 года – на 5 лет. По истечении срока действия книг в сельсоветах заводились новые книги, но, к сожалению, система организации первичной информации была несколько ослаблена в средине 90-х годов. Последним нормативным актом по этому вопросу было распоряжение Совета Министров РСФСР от 16 марта 1990 г. № 294-р. Перезакладка похозяйственных книг и других форм первичного учета в сельских администрациях была произведена в 2001 году. Срок их действия истек 1 января 2007 года.

В условиях формирования рыночных отношений решающим фактором стабильного развития ЛПХ является внедрение в повсеместную практику рыночных механизмов, но основной проблемой для выработки обоснованных и эффективных мер в этом направлении стало отсутствие достоверных сведений, поскольку не было системной работы по обновлению информации в этих книгах.
Поэтому крайне актуальным и своевременным является принятие 30 декабря 2008 г. №302-ФЗ Федерального закона «О внесении изменений в статью 8 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве». Данный закон устанавливает, что учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство. Можно сказать, что он предусматривает закрепление реально исполняемых органами местного самоуправления поселений полномочий по ведению похозяйственных книг, а также определяет перечень вносимых в такие книги сведений о личных подсобных хозяйствах.

Кроме того, закон создает правовые основы для получения органами местного самоуправления необходимой информации для решения вопросов в рамках их полномочий по планированию бюджета и социально-экономическому развитию и позволит наладить учет личных подсобных хозяйств и его единообразие, позволит органам местного самоуправления на основании похозяйственных книг выдавать справки гражданам, связанные с заключением сделок гражданско-правового характера, получением государственной поддержки и предоставлением льгот.
Поэтому нужно особо подчеркнуть, что в первую очередь в интересах самих же граждан добровольно предоставлять соответствующие сведения о составе семьи, наличии земель, скота, техники и т.д., поскольку сведения, содержащиеся в похозяйственных книгах, жизненно важны для них. Вот несколько примеров.

Во-первых, выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у гражданина прав на земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства служит основанием для государственной регистрации права собственности на данный земельный участок.

Во-вторых, для освобождения от налогообложения доходов от продажи выращенной в личных подсобных хозяйствах продукции животноводства согласно подпункту 13 статьи 217 Налогового кодекса РФ требуется выписка из похозяйственной книги.

В-третьих, выписки из похозяйственных книг нужны для получения из бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.

Одновременно с учетом проводимой в республике широкомасштабной работы по переводу ведения похозяйственных книг на электронную основу унификация вносимых в похозяйственные книги сведений предоставит возможность интеграции информационных систем органов местного самоуправления на основе общих стандартов и требований в рамках общего информационного пространства.

Поэтому с учетом слабого развития муниципальной статистики реализация установленных законом норм позволит сформировать развернутую, постоянно обновляемую информационную базу состояния и динамики развития экономики сельских поселений, а значит, значительно увеличатся возможности для развития личных подсобных хозяйств в рамках принимаемых мер по государственной поддержке агропромышленного комплекса.

Как гласит закон, форма и порядок ведения похозяйственных книг в целях учета личных подсобных хозяйств будут устанавливаться уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, которые, надеемся, в ближайшее время будут утверждены. До сих пор эти функции выполняли статистические органы. Теперь дело за органами местного самоуправления, которым предстоит организовать необходимую работу по исполнению требований закона.

Организационно-управленческое управление в с/х.

Организационно-управленческий правоотношения :

a. внутренние (с/х общества и с/х предприятия: локальные НПА, диспозитивные нормы, уставные соглашения);

b. внешние (государственное регулирование, взаимодействие государства и с/х обществ, кредитные отношения, страхование, налоги и т.д.)

Опираясь на отечественное и зарубежное аграрное законодательство, можно заключить, что современное аграрное право охватывает 3 взаимосвязанные между собой сферы правового регулирования:

a. традиционная область в сфере с/х отношений;

b. при обработке земли; в сфере производства продукции, растениеводства, животноводства; в сфере промышленной переработки с/х продукции, её реализации;

c. сфера агрообслуживания.

Личное подсобное хозяйство: правовой статус, экономико-правовая сущность.

Личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.

Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.

Сельскохозяйственная продукция, произведенная и переработанная при ведении личного подсобного хозяйства, является собственностью граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.

Реализация гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства, не является предпринимательской деятельностью.

Сейчас на практике сложилось 3 группы ЛПХ:

1. Мелкие хозяйства потребительского типа, которые ориентированы на удовлетворение потребностей данной семьи. (12%)

2. Потребительско-товарные (средние) хозяйства, для себя + реализация излишек (55%)

3. Преимущественно товарные (крупные) основная часть идёт на реализацию, использование семейного + наёмного труда. (33%).

До принятия действующего ГК было 2 модели правового режима ЛПХ:

1. основанные на общей совместной собственности членов колхозного двора;

2. основанные на общей совместной собственности супругов.

Имущество, используемое для ведения личного подсобного хозяйства

Для ведения личного подсобного хозяйства используются предоставленный и (или) приобретенный для этих целей земельный участок, жилой дом, производственные, бытовые и иные здания, строения и сооружения, в том числе теплицы, а также сельскохозяйственные животные, пчелы и птица, сельскохозяйственная техника, инвентарь, оборудование, транспортные средства и иное имущество, принадлежащее на праве собственности или ином праве гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство.


Учёт ЛПХ осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления.

Местные органы власти должны разрабатывать специальные программы развития ЛПХ.

Выводы:

1. ЛПХ – форма производства гражданами сельхозпродукции, в основном для личного потребления, следовательно, это форма хозяйствования, не производственная.

2. Характеристика ЛПХ как формы вторичной занятости предполагает лишь наличие у них основного места работы, но это не значит что наличие работы является обязательным условие для предоставления земельных участков для ЛПХ. Вторияная занятость должна выходит на первый план не при предоставлении з/у а при его нормировании.

3. Законодатель должен учитывать реально существующее положение в сфере использования ЛПХ при корректировке действующего ФЗ об ЛПХ.

4. Законодатель должен позволять субъектам учитывать местные условия при предоставлении земельных участков + при оказании гос. поддержки социальной инфраструктуре сельского хозяйства независимо от федеральной поддержки и поддержки субъектов РФ.

Выбор редакции
Особое место по популярности среди консервированных зимних солений, занимают огурцы. Известно множество рецептов огуречных салатов:...

Телятина – превосходное диетическое мясо молодых животных, разумеется, оно гораздо нежнее, чем мясо взрослых бычков. Регулярное включение...

В конце прошлого столетия кукурузу называли не иначе как королева полей. Сегодня ее выращивают, конечно, не в таких масштабах, но, тем не...

Блины — это традиционное русское блюдо. По традиции блины всегда пекут на Масленицу, а также радуют этим лакомством себя и своих близких...
После закипания температура воды перестает расти и остается неизменной до полного испарения. Парообразование - это процесс перехода из...
Звуки относятся к разделу фонетики. Изучение звуков включено в любую школьную программу по русскому языку. Ознакомление со звуками и их...
1. Логика и язык .Предметом изучения логики являются формы и законы правильного мышления. Мышление есть функция человеческого мозга....
Определение Многогранником будем называть замкнутую поверхность, составленную из многоугольников и ограничивающую некоторую часть...
Мое эссе Я, Рыбалкина Ольга Викторовна. Образование средне - специальное, в 1989 году окончила Петропавловский ордена трудового...