Источники права: понятие, виды, общая характеристика. Понятие формы (источника) права, ее характеристика и причины многообразия Органы судебной власти


Форма права - специфическое выражение правовых норм, приданием им свойства общеобязательности путем официального закрепления их содержания. Смысловые значения термина «источника права» (ИП):

* ИП в материальном смысле - материальные условия жизни общества, или способ бытия людей;

» ИП в идеальном смысле - предполагает те философские, или мировоззренческие, начала, что легли в основу данной правовой системы; »ИП в юридическом (формальном) смысле - различные способы внешнего выражения права; формальные источники являются носителями информации о правилах, моделях поведения субъектов права. Термин «источник права» и «форма права» используются в юридической науке как тождественные. Чаще всего рассматриваются источники в юридическом смысле. Юридические источники права - официальные формы выражения и закрепления норм права, действующих (признаваемых) в данном государстве.

Виды источников права:

* Правовой обычай - исторически первый источник права - первые законы государства представляли собой санкционированные им обычаи. Обычай приобретает правовой характер после его признания и одобрения государством. Одновременно этот обычай получает и защиту со стороны государства. Сейчас признается обычай делового оборота (Статья 5 ГК РФ) - сложившееся и широко используемое в предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком- либо документе;

«Правовой прецедент - решение судебных или административных органов по конкретному делу, которое впоследствии принимается за обязательное правило при рассмотрении аналогичных дел. Судебному прецеденту присущи следующие черты:

обладает общеобязательной юридической силой;

результат правотворческой деятельности судов;

находится в подчиненном по отношении к закону положении, т.к.:

  • а) законом может быть отменено действие судебного прецедента
  • б) суд, создавая прецедент, должен действовать в соответствии с законом;
  • в) после принятия закона прецедент прекращает свое действие.

Правовая доктрина (теории, учения) - в Древнем Риме суды обязаны были ссылаться при вынесении решений на работы пяти наиболее известных римских юристов - Ульпиана, Павла, Гая, Папиниана и Модестина. Отечественная наука и практика не признают юридическую доктрину официальным источником права - судья при рассмотрении конкретного дела не вправе в основание своего решения ссылаться на труды ученых или их комментарии; эти работы могут служить только справочным, вспомогательным материалом. Для правовой доктрины характерны следующие признаки:

она результат профессиональной научной деятельности;

служит способом выражения позиций ученых по различным проблемам правового содержания;

имеет особую форму выражения -- научного исследования текстового изложения каких-либо правоположений, правовых принципов и т. д.;

обладает общезначимостью, так как отражает потребности социально-экономического, политического и духовного развития государства и общества на конкретном историческом этапе.

Нормативные договоры - это соглашения двух или более субъектов по конкретному вопросу, в результате которых устанавливаются, конкретизируются или изменяются нормы права . Нормативные договоры служат основой для принятия последующих НПА. По содержанию нормативные договоры - это юридические акты, закрепляющие волеизъявление сторон по поводу взаимных прав и обязанностей. Например, м/н акты -конвенции, соглашения, межгосударственные договоры. Они заключаются по взаимному соглашению и устанавливают для участников соответствующие права и обязанности, которые учитываются во внутригосударственном праве. Федеративный договор 1992 года «о разграничении предметов ведения между РФ и органами власти субъектов РФ». Особенности нормативных договоров:

они ставят своей целью реализацию общественного интереса, общего блага, например, распределение компетенции между органами государства, обеспечение прав и свобод человека и гражданина и др.;

представляют собой волевое соглашение не менее двух субъектов, один из которых или оба наделены государственно-властными полномочиями;

заключаются на основе норм публичного нрава -- конституционного, административного, финансового и др.;

подлежат обязательной публикации в силу общеобязательности договорных условий;

оформляются по определенным процедурно-процессуальным

правилам;

являются источником права.

* Религиозные нормы - в первую очередь играют роль в теократическом государстве - принимаемые законы не могут противоречить религиозным нормам; мусульманское, индуистское, иудейское право основаны на религиозных источниках: церковных книгах, актах религиозных органов и деятелей (Коран - священная книга всех мусульман; Сунна - предание о делах и изречениях пророка Мухаммеда; иджма - согласие исламского общества относительно обязанностей правоверного; в совокупности они образуют шариат, являющийся основным источником мусульманского права);

«Принципы права - в ГК РФ установлено, что при применении аналогии права необходимо опираться на принципы разумности, справедливости и добросовестности. Виды принципов :

* Общеправовые - присущи всем отраслям права (принципы справедливости, гуманизма, законности);

»Межотраслевые - присущи нескольким отраслям права (процессуальные отрасли закрепляют принципы независимости судей, состязательности и равноправия сторон, гласности);

* Отраслевые - отражают специфику той или иной отрасли права. СП - принцип равноправия женщины и мужчины в семейных отношениях; в ТП - принцип свободы труда, охраны труда и здоровья работников и т.д.

» Судебная практика - в РФ: суды имеют право оценить НПА на его соответствие закону; отменить акты, противоречащие закону; разъяснения Пленумов Верховного Суда РФ и высшего арбитражного Суда РФ служат нередко основанием к новому пониманию и применению норм права - это вторичный источник права, они дополняют закон. Судебная практика все больше утверждается как источник права. Применительно к современной России это означает, что:

  • * в соответствии с Конституцией у судов общей юрисдикции появилась новая функция оценки законов и иных нормативных правовых актов. Так, согласно ч. 2 ст. 120 Конституции РФ «суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом». Ранее суд выражал свое отношение к закону или иному акту путем его толкования, уясняя смысл и цель закона. Теперь одного толкования недостаточно. Суд должен оценить закон с точки зрения его соответствия Конституции и общепринятым нормам и принципам международного права. И если такого соответствия нет, то суд не должен применять данный закон или акт;
  • * существенно расширена правозащитная функция судов: в судебном порядке можно обжаловать практически любые решения, Действия и бездействие государственных органов и органов МСУ, общественных объединений и должностных л иц, которыми нарушены, ущемлены или созданы препятствия для Реализации прав и свобод граждан или незаконно возложены какие-либо обязанности. Кроме того, существенно расширены полномочия судов на дачу санкции на заключение под стражу, продление
  • * М/н право - конституции большинства государств закрепляют, что общепризнанные нормы и принципы м/н права и договоры между государствами являются источником внутригосударственного права, а нередко имеют приоритет перед последними.

«Нормативный правовой акт (НПА) - акт правотворческих органов государства, содержащий нормы права, принимаемый в особом порядке и в конкретной письменной форме, а также состоящий в иерархических отношениях с другими актами; Характеристики :

письменная форма;

исходят от государства: государственных органов и должностных лиц, наделенных правом принимать нормы права, изменять или дополнять их;

принимаются в особом порядке, называемом правотворческий процесс»;

иерархическая подчиненность актов.

Нормативные правовые акты представляют собой пирамиду, верхушку которой занимает Конституция, далее следуют законы разнообразного вида, в том числе конституционные, затем подзаконные акты, к которым относятся указы Президента, Постановления Правительства, министерств, государственных комитетов, федеральных служб.

Понятие и виды источника (формы) права

Право, как целостное явление социальной действительности, имеет определенные формы своего выражения. В юридической науке различают внутреннюю и внешнюю формы права, под которыми традиционно понимают, в первом случае, внутренняя структура права, во втором - источники права, формально закрепляют правовые явления и позволяют адресатам знакомиться с их содержанием и пользоваться ими.

В юридической литературе вместе с термином "форма права" используется термин "источник права". Они достаточно тесно взаимосвязаны, но не совпадают. Содержание этих понятий будет различным в зависимости от того, в каком контексте они используются - или по отношению к праву как целого, или по отношению к отдельной нормы или группы норм.

Термин "источник права" часто рассматривается в таких значениях:

1) источник права в материальном смысле - это общественные отношения, которые развиваются и обуславливают возникновение, развитие и содержание права;

2) источник права в идеологическом смысле - это выраженная в официальной форме совокупность юридических идей, взглядов, теорий, под влиянием которых образуется и функционирует право;

3) источник права в формальном (юридическом) смысле -

это официальные формы внешнего выражения и закрепления правовых норм, действующих в определенном государстве, то есть это и есть собственно форма права.

Таким образом, употребление термина "источник (форма) права" означает, что речь идет об источниках права в формальном (юридическом) смысле.

Источник (форма) права - это способы внешнего выражения и закрепления норм права, исходящих от государства и имеющих общеобязательное значение.

Основные источники (формы) права:

1) правовой обычай;

2) правовой (судебный, административный) прецедент;

3) нормативноправовой договор;

4) нормативноправовой акт.

Правовой обычай исторически был первым источником права, которое регулировало отношения в период возникновения и становления государства. Генетически он происходит от обычаев как специфического вида социальных норм, однако не каждый обычай становится правовым, а только тот, который соответствует интересам определенной группы людей, той или иной общности или общества в целом и признается и санкционируется государством, предоставляет ему статуса нормы права, то есть превращая его в правовой обычай и принимая под свою защиту.

Особенностью данных норм является то, что они не устанавливаются решением органов государства, а возникают в результате многократного применения в течение веков, закрепляют человеческий опыт в сознании людей и входят в привычку. Кроме того, в результате санкционирования государством, обычай приобретает общеобязательного характера, гарантируется его выполнения и обеспечивается реализация мерами государственного принуждения.

Государство признает не все обычаи, сложившиеся в обществе, а только те, которые имеют наибольшее общественное значение, отвечают его интересам и историческому этапу его развития.

Правовой обычай - это исторически обусловлено, неписаное, стихийно сложившееся, устойчивое правило поведения людей, вошло в привычку, благодаря многократному применению в течение длительного времени, которое санкционируется и обеспечивается государством.

В правовых системах большинства современных стран правовой обычай потерял характер самостоятельного источника права и играет незначительную роль, в основном он служит учету особенностей общественных отношений в конкретных зонах и в конкретных областях деятельности.

Признается правовой обычай и в правовой системе Украины. На сегодня Конституция Украины не закрепляет правовой обычай как источник права, но несмотря на это, отдельные законодательные акты содержат такие нормы. Например, в ст. 7 Гражданского Кодекса Украины предусматривается, что гражданские отношения могут регулироваться обычаем, в частности, обычаем делового оборота.

Особенностью правового обычая является то, что закон, в котором он упоминается, придает ему статуса норм права, но не раскрывает его содержания. Из этого следует, что в отличие от других норм права те, которые выражены в санкционированных обычаях, не имеют в основном текстуального закрепления в статьях соответствующего закона.

Государство санкционирует лишь те обычаи, которые не противоречат ее политике, общечеловеческим правам и свободам, моральным основам общества.

С совершенствованием системы законодательства, за некоторым исключением, сфера использования обычаев может сужаться.

Правовой прецедент в переводе с латинского языка означает идущий впереди, то есть это то, что имело место ранее и может быть примером для подобных действий в дальнейшем.

Иными словами, правовой прецедент - это решение компетентного государственного органа в отношении конкретного юридического дела, которому предоставляется формальная обязательность при решении подобных дел в будущем.

Правовой прецедент применяется тогда, когда имеют место пробелы в правовом регулировании ли необходимость в юридической квалификации конкретных обстоятельств, то есть официальной формулировки правовых норм.

Видами правовых прецедентов является судебный и административный прецеденты.

Судебный прецедент признается основным источником права в странах так называемой англосаксонской правовой системы (Великобритания, США, Канада, Австралия, Индия, Новая Зеландия и др.). В этих странах судьи в законодательном порядке наделены правотворческой функцией. Прецедент имеет обязательный характер для всех судов низшей инстанции, а высшие суды связаны своими предыдущими решениями. При рассмотрении дела судья должен обязательно учесть обстоятельства дела, в связи с которым принято предварительное решение. Соблюдение такого решения имеет целью достижение высокого уровня единообразия судебной практики.

В названных странах прецедент тесно взаимодействует с законодательством, устраняя его пробелы и определяя практику применения. Как правило, правовой прецедент содержит нормуправило поведение, регулирует общественные отношения, урегулированные нормативно-правовыми актами.

В странах романогерманськои правовой системы судебная практика, как правило, не выходила за пределы толкования закона и судебный прецедент официально источником права не признавался. В конце XX века, в условиях сближения англосаксонской и романогерманськои правовых систем, прецедент фактически превращается в источник права и в этих странах.

По правовой системы Украины судебная практика не создает судебных прецедентов и он, как источник права, не применяется. Однако, после 17 июля 1997 года, когда Верховная Рада Украины ратифицировала Европейскую Конвенцию защиты прав и свобод человека и учитывая положения ст. 9 Конституции Украины "действующие международные договоры, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, являются частью национального законодательства Украины", а также ст. 55 Конституции "каждый имеет право после использования всех национальных средств правовой защиты обращаться за защитой своих прав и свобод в соответствующие органы международных судебных учреждений или в соответствующие международные организации, членом или участником которых является Украина", судебные органы Украины не могут не считаться с судебными прецедентами, созданными Европейским судом по правам человека.

Нормативноправовой договор появился в Древнем Риме в период республик, а в XX веке, становится одной из главных юридических форм существования правовых норм.

Нормативноправовой договор - это письменное соглашение, в котором правила поведения общего характера устанавливаются по взаимному согласию двух и более субъектов правовых отношений и обеспечивается государством.

Для нормативно-правовых договора присущи следующие признаки:

1) нормативноправовой договор - это документ, который закрепляет волеизъявления сторон по поводу прав и обязанностей, устанавливает порядок его реализации, а также взаимную ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение добровольно принятых на себя обязательств;

2) договор с нормативным содержанием всегда содержит общие правила поведения и не имеет персонифицированного характера;

3) субъектом договора всегда является субъект публичноправових отношений, и прежде всего то, что властные полномочия. От того какое место занимает субъект договора в механизме государства зависит юридическая сила договора, то есть чем выше место субъекта, тем больше сила договора;

5) нормативноправовой договор имеет длительный срок действия, он вступает в силу только после проведения соответствующей процедуры (ратификации, подписания и т.п.);

7) нормативноправовой договор является частью национального законодательства и может быть основанием для заключения других правовых актов.

Нормативно-правовые договоры, как источник права, могут относиться к различным отраслям права (конституционное, международное, гражданское, трудовое право и т.д.), однако они не могут быть применены во всех формах общественных отношений, а также в процессе регулирования отношений между физическими лицами.

Источники права разнообразны и весьма отличны в разных странах, что связано с различными подходами к пониманию права в целом, с существованием различных моделей правовых систем. Для многих правовых систем, в частности, для стран романогерманськои правовой системы, а также для бывших социалистических стран, идущих по пути демократических преобразований, а следовательно и современной Украины, распространенным, основным, а иногда и единственным источником (формой) права является нормативноправовой акт.

Нормативноправовой акт - это официальный письменный документ, принятый в установленном законом порядке и форме уполномоченными на то субъектами правотворчества, который закрепляет правило поведения общего характера, обеспечивается государством.

В Конституции Украины определен перечень форм нормативно-правовых актов для каждого субъекта правотворческой деятельности, их иерархическое подчинение, границы полномочий указанных субъектов и порядок действия во времени и пространстве.

Нормативно-правовые акты имеют определенные преимущества перед другими источниками права, для них характерны следующие признаки. Они:

2) принимаются только четко определенными правотворческими субъектами и в пределах их компетенции;

3) принимаются с соблюдением определенной юридической процедуры;

4) принимаются субъектами правотворчества в формах, определенных для каждого из них Конституцией и законами Украины;

5) являются обязательными для выполнения, обеспечиваются системой государственных гарантий, в том числе и принудительными средствами;

6) действуют во времени, в течение которого нормативноправовой акт имеет юридическую силу, пространстве, на который распространяется действие нормативно-правовых акта и по кругу лиц, подпадающих под влияние нормативно-правовых акта и на основе его набирают субъективных прав и юридических обязанностей.

К нормативно-правовых актов, как официально письменного документа относятся соответствующие требования, а именно:

1) структура нормативно-правовых акта должна включать название, преамбулу, разделы, главы, статьи, пункты, подпункты статей, дату и место его принятия, а также подпись соответствующего должностного лица;

2) нормативно-правовые акты подлежат обязательной государственной регистрации и учета. С этой целью в Украине создан Единый государственный реестр нормативно-правовых актов;

3) при создании нормативно-правовых актов учитываются правила юридической техники, предусматривают требования по использованию языка, юридической терминологии, приемов и средств изложения текста, юридических конструкций и т.п.;

4) нормативно-правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях.

Нормативно-правовые акты являются основным источником права в Украине, их можно классифицировать:

1) по юридической силе - на законы и подзаконные акты;

2) по субъектам правотворчества - на нормативные акты, принятые народом на референдуме, главой государства, органами законодательной, исполнительной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, должностными лицами и тому подобное;

3) по сфере действия - на общеобязательные, специальные, локальные

4) по отраслевой принадлежности - на нормативные акты, которые содержат нормы конституционного, гражданского, трудового, семейного, административного, уголовного и других отраслей права;

5) по внешней форме выражения - на законы, постановления, указы, распоряжения, решения, приказы и т.

Наиболее распространенной считается классификация нормативно-правовых актов по их юридической силе.

Таким образом нормативно-правовые акты как источники права обладают рядом существенных специфических признаков, качественно выделяют их от других источников права. Кроме того, с их помощью государство может оперативно осуществлять правовое регулирование, реагировать на правовые потребности общества, координировать всю работу по управлению общественными процессами.

В данной лекции рассмотрены основные источники права .

ТЕМА: источники права.

Источник права является основанием возникновения права.

Источник права в материальном смысле – внеюридическое основание права, например идеология, философия.

Источник права в формально-юридическом смысле – внешняя форма закрепления и существования правовых предписаний.

Источник – внешне выраженная форма существования чего-либо.

Позитивисткая парадигма: источник права есть форма, правовые нормы – содержание.

Виды источников права:

  1. Правовой обычай – общепризнанное, официально незафиксированное в правовом тексте, сложившееся в результате многократного и длительного применения правило поведения, санкционированное государством.

Особенности правового обычая:

  1. Отсутствие официального закрепления
  2. Давность применения
  3. Конвенциональность (общепризнанность участниками правоотношений)
  4. Санкционированность государством. (Правовой обычай – догосударственная форма права. Обычное право – основано на целостных, мифологических правилах, существовало до государства. Обычай это сфера не только мыслей, но и действий. (Оммаж – церемония, оформляющая заключение вассального договора в Западной Европе средних веков).

Разновидности признания обычая в законодательстве:

  1. Secundum legem – в дополнение к закону. Имеет общий характер, например ст. 5 ГК РФ.
  2. Praeter legem – там, где нет закона, там где закон молчит. Специальная норма, например ст. 14 ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»: могут руководствоваться своими обычаями и традициями если они не противоречат закону. Кстати, в этом ФЗ есть дефиниция обычая.
  3. Conta legem – помимо закона, напротив закона. Обычай действует даже тогда, когда есть точная норма. Обычай выше закона.

Второй вид источника права – правовой прецедент.

Правовой прецедент – это решение по судебному делу, принятое властной инстанцией, которое становится образцом при рассмотрении аналогичных дел.

Виды прецедентов:

  1. Принуждающий прецедент – авторитет суда (высокие суды).
  2. Убеждающий прецедент – действует в силу аргументированности решения).

Основной постулат, которого придерживается суд: его задача решить конкретное дело по существу, а не создать новую норму.

Также прецедент можно разделить на:

  1. креативный (сложное дело, разрешая которое суд так или иначе создает норму)
  2. толковательный (интерпретация существующих норм в конкретном деле).

В соответствии со статистикой только 10% решений судов основано на креативном прецеденте и 90% на толковании существующих норм.

Что такое прецедент в романо-германской семье?

Считается, что в этой семье нет судебного прецедента. Но, так или иначе, в континентальной семье есть судебная практика, которая каждый год увеличивает свой вес. Например, в России решения Высшего и Конституционного судов приобретают все большее значение – практика этих судов de facto создает новые нормы.

Российский аналог Ratio decidendi– правовые позиции суда при решении дела.

Считается, что в континентальной семье первичными источниками права являются законы, вторичными – судебная практика и доктрины, обычаи.

В семье общего право первичен закон, вторичен – судебный прецедент, обычай.

Третий вид источника права – нормативный правовой акт (НПА).

Целью принятия НПА является прямое установление правила поведения.

НПА – официальный письменный текст, принятый в определенном порядке, компетентным публично-властным органом либо населением, содержащий норму права.

Признаки НПА:

  1. Содержит норму права. (Существует НПА и существует вспомогательный акт, цель которого введение нормы в действие либо ее аннулирование, но и вспомогательный акт тоже можно назвать нормой права).
  2. Существование иерархической системы по юридической силе НПА.
  3. Официальный процедурный порядок принятия НПА и порядок вступления в силу НПА.
  4. Официальное опубликование НПА, затрагивающих законные интересы и свободы граждан и субъектов РФ.
  5. Юридическая сила – значение, которое предписывается НПА в данной правовой системе, оценка его статуса – действительности, место в иерархии, способность порождать юридически значимые последствия.

Классификация НПА по юридической силе:

  1. Закон, обладающий высшей юридической силой. Признаки: особо усложненный порядок принятия, опубликования и вступления в силу.
  2. Подзаконные НПА

Классификация законов (именно законов, а не НПА):

  1. Конституция (Называлась основным законом в 1977году, но сегодня Конституция так не называется – это акт, делающий правовую систему возможной).
  2. Внесение поправок в конституцию
  3. Конституции и уставы субъектов РФ
  4. Законы субъектов

В строгом значении различают понятия «форма права» и «источник права» .

Под источником права (в широком значении) понимаются истоки формирования и развития права, систему факторов, предопределяющих его содержание и формы выражения. Другими словами, это то, откуда право черпает своё начало, свою силу. Источники права обусловливают его существование и содержание. В таком понимании к источникам права относят социальную необходимость, требующую нормативного урегулирования, т.е. реально складывающиеся общественные отношения с учётом социально-экономических условий жизни общества. К ним относят также волю народа и волю государства, культурные и исторические традиции народа, зарубежный и собственный правовой опыт.

Понятие формы права отражает внешнюю сторону организации и выражения содержания. То есть рассматриваются во взаимосвязи понятия «содержание» и «форма». В таком понимании формой права будут выступать, например, официальные письменные документы, содержащие нормы права (законы, подзаконные нормативные правовые акты).

Если же понятие «источник права» рассматривать в узком (формально-юридическом) значении как то, откуда мы можем узнать о существующих нормах права, то понятия «источник права» и «форма права» можно использовать как равнозначные.

Источники (формы) права – это способы закрепления и выражения норм права.

Каждый источник (форма) права имеют свои особенности, свои достоинства и недостатки. Рассмотрим основные виды источников (форм) права. Их называют основными, так как именно они зачастую используются в государствах в различном сочетании. Также то, что они являются источниками (формами) права в науке считается общепризнанным.

Основные виды :

1. НПА (нормативный правовой акт) – изданный в особом порядке офици­альный акт-документ компетентного правотворческого органа, содержащий нормы права.

Достоинства:

    НПА может быть издан оперативно, в любой своей части изменён, что позволяет относительно быстро реагировать на социальные процессы.

    НПА, как прави­ло, определенным образом систематизированы, что позволяет легко осуществлять поиск нужного документа для применения или реализации.

    НПА позволяют точно фиксировать содержание правовых норм, что помогает проводить единую политику, не допускать произ­вольного толкования и применения норм.

    фиксирует наиболее устоявшиеся нормы поведения в рамках определённого вида общественных отношений.

    исходит от строго определённых субъектов, круг которых достаточно широк (НПА могут быть приняты законодательными и исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления).

Недостатки:

    абстрактность формы не позволяет порой учитывать многообразия жизненных реалий и перед правоприменителем возникает проблема отсутствия конкретной правовой нормы для разрешения спорной ситуации. Не устраняет неопределенности и использова­ние правовой аналогии. Суд же не может отказать в правосудии из-за неполноты НПА.

    определённые проблемы возникают и при противоречивости законодательства. Требуется создание специальных правил разрешения коллизий, которые не всегда являются эффективными.

    если НПА связывает наступление определённых правовых последствий с прямым указанием на их условия в нормах права, а такие нормы отсутствуют в силу того, что НПА ещё не принят, не разработана процедура реализации норм, то возникают проблемы в области реализации.

    в тексте могут использоваться оценочные понятия, не раскрывая их содержа­ния.

2. Судебный или административный прецедент – судебное решение, принятое по конкретному юридическому делу, применяемое в качестве образца для разрешения всех других анало­гичных дел. Применяется в странах с англосаксонской правовой системой (Великобритания, США, Индия, Канада, Австралия, Новая Зеландия …). Конкретное судебное решение как индивидуальный акт приобретает нормативный характер именно в силу того, что начинает использоваться как образец для других аналогичных случаев.

Достоинства:

    быстро реагирует на изменение общественных отношений. При возникновении новых жизненных ситуаций, споров вопрос передаётся на судебное рассмотрение. То есть при возникновении ситуации впервые в рамках общества, она получает регулирования уже притом, что такие отношения ещё могут быть социально не так распространены, как это требуется для разработки и принятия НПА.

    позволяет учесть нюансы общественных отношений. Прецеденты могут отражать такие особенности отношений, которые трудно закрепить в НПА, так как отношения изменяются достаточно быстро и стопроцентно предугадать их развитие объективно невозможно.

    имеет силу закона. В странах англосаксонской правовой семьи формируется прецедентное право, особое значение имеют процессуальные нормы.

    достаточно быстрый порядок создания (путём рассмотрения дела в суде)

Недостатки :

    определённая громоздкость. Так как прецедентов, то есть решений по отдельным вопросам жизнедеятельности достаточно много, то возникают определённые трудности, связанные с необходимостью знать прецеденты в определённой сфере.

    устанавливается определённым кругом субъектов – судами, но не всеми, а только высшими.

    плохо сочетается с требованием единообразного применения норм права. Он во многом субъективен, зависит от волеусмотрения судьи, его представлений о справедливости.

    сложно изменить, так как уже принятое решение (прецедент) уже вступило в силу и исполнено в конкретном случае, а при изменении социально-экономической обстановки, когда данные общественные отношения уже оцениваются в обществе по-другому, необходимо изменить, «пересоздать» прецедент.

В разных странах судебный прецедент применяется по-разному. В российской правовой системе судебный прецедент официальным источником права не признан, хотя на вопрос о признании его таковым существуют определённые взгляды.

3. Правовой обычай – фактически сложившееся в течение длительного времени правило, регу­лирующее поведение людей, санкционированное государством. Это наиболее древний источник права. В письменной форме нигде официально содержание обычая не зафиксировано. Имеет подзаконный характер. Государственное санкционирование обычая производится путём указания в нормативном правовом акте (отсылка к обычаю) на возможность, допустимость использования обычая либо правовой обычай используется в качестве нормативной основы судебного решения. В РФ ссылка на применение международного обычая имеется в Консульском уставе, Кодексе торгового мореплавания. Гражданский кодекс говорит об обычаях делового оборота.

Не любой обычай является правовым. Например, наряжать ёлку на Новый год, отмечать заключение брака в ресторане и др. правовыми обычаями не являются. Правовые обычаи являются общеобязательными, влекут за собой юридические последствия, в случае их нарушения можно обратиться в суд.

Достоинства :

    самая демократичная форма права, поскольку вырабатывается людьми в процессе их жизнедеятельности

    позволяет учесть нюансы отношений в той или иной сфере жизнедеятельности, а так же на местном уровне (которые невозможно урегулировать НПА)

    отражает реальные потребности людей, в наибольшей степени отвечает их интересам

Недостатки :

    уходит много времени на то, чтобы он укоренился или отмер.

    наименее формализован, появляется возможность двоякого толкования.

    участники отношений не имеют возможности узнать содержание обычая из официальных документов.

    имеет локальный характер применения.

4. Нормативный договор – соглашение двух или более сторон, определяющее пра­ва, обязанности, ответственность участников общественных отношений, распространяющееся на неопределённый круг лиц. Это основной источник международного права. Он имеет место в конституционном праве (Федеративный договор, договоры и соглашения между РФ и субъектами), трудовом праве (коллективный договор). Отличается от договора как индивидуального юридического акта (договора купли-продажи и т.п.), который устанавливает не юридические правила, а конкретные юридические права и обязанности конкретных субъектов. Поэтому необходимо анализировать, какие именно вопросы и в отношении кого регулирует договор. Если договор распространяется только на индивидуально определённых субъектов, имеет «одноразовый» характер, то такой договор нормативным не является.

Достоинства :

    имеет собственный порядок принятия, введения в действие; как правило, более быстрый, чем принятие закона

    быстро реагирует на изменяющиеся общественные отношения.

    позволяет учесть нюансы общественных отношений.

Недостатки :

    подзаконный характер, то есть не может противоречить НПА (кроме международных договоров).

    локальный характер действия (по территории или сфере действия, исключая международные договоры)

    ограниченная сфера применения.

Некоторые учёные выделяют также следующие источники права :

1. судебная и арбитражная практика. Под ней понимается единообразное решение судами одной и той же категории дел. Она имеет огромное значение для выработки единообразного понимания и применения законодательства судебными органами. Однако в качестве самостоятельного источника встречается редко (например, во Франции).

2. Юридическая доктрина – разработанные и обоснованные учёными-юристами по­ложения, конструкции, идеи, принципы и суждения о праве, которые в тех или иных правовых системах имеют обязательную юридическую силу. В целом это комплексное суждение по правовым вопросам. Сегодня правовая доктрина сохраняет своё значение и в англо-саксонском праве. Он имеет распространение и в государствах мусульманского мира.

3. Принципы права – при использовании аналогии права (отраслевые и общие).

4. Священные книги (религиозные тексты) – это сакральные (священные) тексты, в которых сформулированы религиозные правовые нормы, исходящие от Бога и признанные государством и обществом в качестве общеобязательных. (Ватикан, мусульманские государства)

5. Правосознание как совокупность идей, чувств, представлений о праве.

Понятие и виды форм (источников) права

Источник права - это форма официального выражения общеобязательных предписаний, создаваемых органами государства в целях регламентации общественного порядка.

Поясним, что общеобязательные предписания (нормы права, индивидуально-властные распоряжения и т.д.) могут содержаться не только в нормативных правовых актах, но и в решениях судов, нормативных договорах, обычаях и иных источниках.

Понятие "источник права" многозначен. Если исходить из общепринятого значения термина "источник", то в сфере публичных отношений таковым может быть признана реальная сила, созидающая право. Такой силой, прежде всего, является власть государства. Именно органы государства способны принимать разнообразные правовые акты. Последние могут содержать нормы права или выступать официальной формой применения юридических норм. Это судебные и административные акты органов государственной власти (решения, определения судов, приказы, распоряжения и другие властные акты органов государства).

В дальнейшем речь будет идти об источниках права только в юридическом смысле, подразумевающем наличие "внешних" форм по отношению к содержанию (нормам права). Такими формами являются, например, закон, указ президента, решение суда, постановление правительства, договор и др. Все эти разные по юридической силе, значению, обязательности и авторитету юридические документы объединяет следующее: они содержат нормы права, а следовательно, признаются источниками права.

Обратим внимание еще на одну черту, объединяющую все источники права в одну группу. Все современные источники права - это официальные документы, содержащие правовую (общеобязательную) информацию, говорящую о правах, обязанностях либо ответственности физических или юридических лиц.

Обычно в теории государства и права указывают на четыре вида источника права: нормативный акт, судебный прецедент, санкционированный обычай и нормативный договор. В отдельные исторические эпохи источниками права выступали правосознание и высказывания юристов. Например, в 426 г. в Древнем Риме был издан закон "о цитировании юристов", по которому общеобязательное значение следовало признавать за высказываниями "знатоков права" Папиниана, Павла, Улышана, Гая и Модестина.

Наиболее древней формой права является правовой обычай, т.е. правило поведения, вошедшее в привычку народа вследствие его повторения в течение длительного времени. Правовым обычай называется потому, что он признай государством как общеобязательная норма поведения, соблюдение которого обеспечивается государственным принуждением.

В отечественном дореволюционном правоведении понятия "обычай" и "обычное право" вообще не разграничивались. Так, русский историк и правовед В. М. Хвостов в 1908 г. писал, что необходимо рассматривать в качестве обычая юридическую норму, сила которой основана не на предписании государственной власти, а на привычке к ней народа, на долговременном применении ее на практике. Другими словами, обычай суть юридическая норма, подкрепленная давностью и систематичностью применения.

Некоторые ученые рассматривают обычное право как первоначальный способ создания правовых норм, возникший прежде, чем общество конституировалось в политическом отношении. Таким образом, по их мнению, право, установленное обычаем, применялось в основном на достаточно ранних ступенях развития общества, в архаических правовых системах. Однако это не совсем так, поскольку, как утверждает этнографическая наука, обычаи применяются некоторыми народами и сегодня; более того, продолжается процесс создания новых обычаев, отражающих этнокультурное развитие общества.

Особенность обычая заключается в том, что это правило поведения, вошедшее в привычку. С юридической точки зрения это неписаный источник права, характеризующийся неупорядоченностью, множественностью и разнообразием. Причина этого заключается в многочисленности культур, населяющих тот или иной регион.

Записью древнего, исторически сложившегося обычного права были в Древнем Риме Законы XII таблиц (V в. н.э.). В рабовладельческих и феодальных обществах санкционирование обычаев проявлялось в решениях суда по поводу отдельных фактов. Обычай, санкционированный государством, - весьма редко встречающаяся форма права.

Современное российское законодательство в ст. 5 ГК РФ установило новое понятие - "обычаи делового оборота", в качестве которых признаются сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксированы они в каком-либо документе или нет (ст. 5 ГК РФ). В настоящее время сфера применения обычаев делового оборота в основном ограничена внешнеторговыми сделками, но следует полагать, что дальнейшее развитие рыночных отношений потребует более детального регулирования сложившихся в этой сфере обычаев. По этому пути уже идет законодатель, установивший в ст. 427 ГК РФ правило, по которому санкционированным обычаем можно признать примерные условия типового (примерного) договора.

Судебный прецедент получил широкое распространение в Великобритании, США, Австралии и других странах. Сущность судебного прецедента заключается в придании нормативного характера решению суда высокой инстанции по конкретному делу. Обязательным для всех нижестоящих судов является не все целиком решение или приговор, а только "сердцевина" дела, суть правовой позиции судьи, на основе которой выносится решение. Специалисты по прецедентной системе называют это ratio decidendi. Из серии однотипных прецедентов складывается тенденция правового регулирования, что приводит в дальнейшем к созданию законов.

Российская правовая система исключает возможность создания норм права судами, так как задача последних усматривается только в применении права к конкретным жизненным обстоятельствам (фактам).

В недавнем прошлом в отечественной правовой науке высказывались отрицательные оценки прецедента как источника права, однако в последнее время тон критических высказываний несколько изменился. Более того, некоторые юристы высказывают предложения о необходимости "уравнять в правах" судебную доктрину и иные источники права, ссылаясь па решения Конституционного Суда РФ, постановления Пленума Верховного Суда РФ. Думается, пока это невозможно, так как для этого нужны не только независимый суд, но и соответствующая правовая подготовка судей, способных формулировать общие правила в своих решениях. Имеет значение и высокий уровень правосознания судей, который делает возможным их правовое творчество. Необходимо учитывать и традиции российского законодательства.

Все источники права могут быть классифицированы на две группы: нормативные правовые акты (законы, указы, постановления, инструкции, договоры и т.д.) и иные источники права ненормативного характера (правовые обычаи, судебные прецеденты, решения органов власти и т.д.). В данном случае критерием разграничения источников права выступает нормативность, "подразумевающая", что юридические документы содержат нормы права, общие правила поведения, установленные и охраняемые от нарушения государством.

Нормативный договор как источник права - соглашение двух или более субъектов, в котором содержатся юридические нормы, определяющие права и обязанности сторон (междугосударственные договоры, федеративный договор и др.). Таким источником права является, например, Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений, подписанный в Праге 8 апреля 2010 г. В условиях рыночной экономики широкое распространение получили гражданско-правовые договоры. Согласно ст. 422 ГК РФ, договор должен соответствовать закону, а если закон принят после заключения договора и в нем установлены иные обязательные правила для сторон, чем те, которые действовали до заключения договора, то условия договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Нормативный правовой акт - официальный документ, изданный компетентными государственными органами и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения). Он является наиболее важным и распространенным источником права.

Отличительные признаки нормативного правового акта:

  • - издается уполномоченным государственным органом;
  • - обладает определенной юридической силой;
  • - регулирует отношения, имеющие постоянный и типичный характер;
  • - имеет конкретную сферу применения;
  • - охраняется от нарушений правоохранительными органами государства;
  • - обладает реквизитами, придающими документу индивидуально-правовую характеристику.

Нормативный правовой акт имеет ряд положительных свойств, выгодно отличающих его от иных источников права:

  • - точно фиксирует содержание правовых норм, что позволяет государству проводить единую политику, не допускать произвольного толкования и применения норм;
  • - занимает строго определенное место в иерархической системе источников права. Это способствует эффективной реализации права в единстве с другими нормативными регуляторами;
  • - может быть издан оперативно, изменен в любой своей части. Это позволяет быстро реагировать на социальные процессы и потребности общества;
  • - всегда обладает четкой внутренней структурой. Для удобства пользования текст может иметь преамбулу, делиться на разделы, главы, статьи, параграфы, пункты, подпункты, части, абзацы, примечания и т.п. Такое строение нормативного правового акта - результат длительного развития теории и практики нормотворчества.

В любом современном государстве источники права (прежде всего законы, статуты парламента, акты правительства) упорядочены, но вместе с тем они не составляют строгую систему, особенно акты подзаконного правотворчества, и тем более правовые обычаи и прецеденты. Однако в целом вся совокупность нормативных и иных юридических актов государства в конечном счете устанавливает определенный правовой режим государства, его правопорядок.

Виды источников права представлены на рис. 16.

Выбор редакции
После закипания температура воды перестает расти и остается неизменной до полного испарения. Парообразование - это процесс перехода из...

Звуки относятся к разделу фонетики. Изучение звуков включено в любую школьную программу по русскому языку. Ознакомление со звуками и их...

1. Логика и язык .Предметом изучения логики являются формы и законы правильного мышления. Мышление есть функция человеческого мозга....

Определение Многогранником будем называть замкнутую поверхность, составленную из многоугольников и ограничивающую некоторую часть...
Мое эссе Я, Рыбалкина Ольга Викторовна. Образование средне - специальное, в 1989 году окончила Петропавловский ордена трудового...
Going abroad nowadays is a usual thing for many families. Some people, however, stay unsatisfied with the time they have spent in a...
Каждая хозяйка должна научиться правильно варить бульон, чтобы он был прозрачным. Его используют для заливного, супа, холодца и соуса....
Домашние вечеринки настолько вошли в моду у европейцев, что их устраивают едва ли не каждую неделю. Вкусная еда, приятная компания, много...
Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...