История авиакосмической корпорации Boeing. Обзор компании Боинг Компани (THE BOEING COMPANY)



9 февраля 1969 года впервые взмыл в воздух самолет Boeing 747 , ставший в последующие полвека одним из самых известных и востребованных авиалайнеров от этой американской компании. Впрочем, под этим брендом за почти что сто лет было выпущено множество не менее легендарных самолетов , о которых и пойдет речь в этом обзоре.

Boeing Model 1 – первенец от Boeing

Историю корпорации Boeing следует отсчитывать, начиная с 15 июня 1916 года, когда совершил первый полет гидросамолет B&W, созданный Уильямом Боингом и его другом, военным инженером Джорджем Вестервельтом. Испытания прошли удачно, и уже через месяц товарищи учредили собственную компанию по производству самолетов – The Pacific Aero Products Company, через год переименованную в честь создателя.



B&W получил название Boeing Model 1, но в массовое производство не вышел. Всего было выпущено два подобных самолета, которые сначала поступили на вооружение Военно-морских сил США, а потом были проданы школе гражданской авиации в Новой Зеландии. Эта сделка стала первым международным договором компании Boeing.


Boeing Model C – первая серийная модель

Boeing Model C – стал первым самолетом от Boeing, запушенным в серийное производство, и первым финансовым успехом молодой компании. Испытания этого летательного аппарата прошли в ноябре 1916 года, а в апреле 1917 производитель заключил контракт с военным ведомством США, предполагающий поставку более чем пятидесяти самолетов этого типа.



Самолеты Boeing Model C (всего шесть вариаций) использовались Военно-морскими силами США для обучения пилотов, а также перевозки грузов и корреспонденции.


Boeing 247 – первый современный авиалайнер

В последующие несколько лет компания Boeing выпустила множество моделей самолетов для армии США, почтового ведомства и т.д. Но переломный момент в истории этого производителя наступил в 1933 году, когда началось производство первого в мире серийного пассажирского авиалайнера современного типа – Boeing 247.



Boeing 247 был настоящим триумфом инженерной мысли тех времен. Он имел цельнометаллический корпус со свободно несущим крылом, выдвигающиеся и задвигающиеся шасси и даже автопилот! Всего было выпущено 75 экземпляров этого 10-местного самолета, что весьма неплохо для периода, когда гражданская авиация только зарождалась.


B-29 Superfortress – летающая суперкрепость

Во время Второй Мировой войны Boeing практически полностью переключился на производство военных самолетов. При этом разработанные инженерами этой компании летательные аппараты собирались и на заводах других фирм – вся страна была нацелена на победу.



Самым массовым военным самолетом от Boeing тех времен стал бомбардировщик B-17 Flying Fortress, но самым известным – B-29 Superfortress. Этот самолет стал одним из символов победы США во Второй Мировой, к примеру, именно с летающих «суперкрепостей» были сброшены атомные бомбы на города Хиросима и Нагасаки.



B-29 Superfortress стал основой для советского бомбардировщика Ту-4, а затем, в переработанном варианте, и для американского пассажирского авиалайнера Boeing 377 Stratocruiser.

Boeing 707 – первая «семерка»

Первым по-настоящему массовым пассажирским авиалайнером от компании Boeing стал самолет Boeing 707. Впервые взмыл в небо он в 1954 году, а серийное производство началось в 1958.



Самолет выпускался в течение двадцати лет, до 1978 года, но более ста его экземпляров до сих пор бороздят воздушные просторы планеты. Причиной тому является высокая надежность аппарата, а также возможность его модифицировать под специфические нужды. К примеру, на базе Boeing 707 создавались не только пассажирские, но и грузовые самолеты, а также заправщики, разведчики, летающие лаборатории и воздушные командные пункты. И даже Джон Траволта летает на личном B-707!


Boeing 737 – самый массовый воздушный лайнер

717 и 727 модели Боинга также завоевали достаточно высокую популярность в мире, но по-настоящему легендарным летательным аппаратом стал Boeing 737. Этот самолет является самым массовым реактивным пассажирским воздушным лайнером за всю историю авиации, ведь с 1968 года и до нашего времени было произведено почти восемь тысяч его экземпляров. Всего выпущено десять моделей семейства Boeing 737.



Изучение авиационной статистики показало, что в любой момент времени в воздухе находится не менее 1200 самолетов Boeing 737. А взлет или посадка такого аппарата происходит, в среднем, каждые пять секунд. Это рекорды, о которых могут лишь мечтать другие пассажирские самолеты, в том числе, и прямой конкурент 737-го – Airbus A320.


Boeing 747 – самолет-гигант, самолет-легенда

Разработка и строительство Boeing 747 сопровождалось причитаниями скептиков. Мол, самолет этот слишком большой, не такой экономичный, как конкуренты, да еще и помещений для его сборки нету – компании-производителю пришлось даже возвести новый завод для этих целей, одно из самых крупных зданий в мире. Огромные траты поставили Boeing на грань банкротства, но высокая прибыль окупила эти риски с лихвой.



Сверхзвуковая авиация, которая должна была составить конкуренцию самолетам типа Boeing 747, не оправдала возложенные на нее надежды. Зато сам этот авиалайнер стал одним из популярнейших в истории пассажирских авиаперевозок. А количество заказов на него начало снижаться только в первом десятилетии 21 века. Всего с 1969 года было произведено почти полторы тысячи экземпляров B-747.


Boeing 767 – рабочая лошадка авиаперевозчиков

Появлению самолета Boeing 767 мир обязан американской авиакомпании United Airlines, которая проявила заинтересованность к экономному авиалайнеру средней и большой дальности полета и сделала заказ на тридцать его экземпляров. Произошло это в 1978 году, через три года в небо взлетел первый B-767, а еще через год началось серийное его производство, которое продолжается до сих пор.



Boeing 767 завоевал всемирную популярность благодаря высокому уровню комфорта, сравнимому с 747 моделью, экономичности, использованию новых технологий и безопасности. Известен случай, когда этот авиалайнер пролетел более ста километров с пустым баком, спланировав с высоты 8,5 километров и успешно приземлившись без существенных повреждений.


Boeing 777 – три семерки

На постосоветском пространстве бренд «три семерки» связан с дешевым портвейном, а в Америке – с Boeing 777, самым большим в мире двухмоторным реактивным пассажирским самолетом. Кроме размеров, этому авиалайнеру принадлежит также несколько других достижений. К примеру, абсолютный рекорд дальности полета на одной заправке топливных баков – 21601 километр.



Разработка этого авиалайнера началась в 1990 году, а в первый полет он отправился в июне 1994. Примечателен факт, что Boeing 777 стал первым самолетом, полностью сконструированным на компьютере, без какого-либо использования бумажных чертежей. А в работе над новым летательным аппаратом приняли активное участие авиакомпании и даже пассажиры, которые дали немало советов, каким должен быть новый продукт от Boeing, чтобы нравиться людям и заказчикам.


Boeing 787 Dreamliner – лайнер мечты

Специалисты компании Boeing знают цену своей работе и создаваемым ими летательным аппаратам. Доказательством тому может послужить имя, которое получил новый самолет, выпускаемый этой компанией, – Dreamliner, лайнер мечты. Впервые он поднялся в воздух 15 декабря 2009 года.



Boeing 787 Dreamliner, на данный момент, является самым дефицитным самолетом в мире. Ведь компания Боинг уже имеет заказы более чем на тысячу экземпляров этого аппарата, а выпустила она всего чуть более сотни штук. Такой ажиотаж среди авиакомпаний понятен – «лайнер мечты», несмотря на свои большие размеры, очень экономный, экологичный и выгодный самолет, да еще и созданный с использованием «зеленых» технологий, что весьма модно в наши дни.



Самолет Boeing 787 Dreamliner может принять на своем борту от 210 до 330 пассажиров и летать на расстояние до 16299 километров.

11 дней - именно столько времени нужно, чтобы собрать один новенький и сверкающий Боинг-737, самый популярный в мире пассажирский самолет! Всего на заводе в Рентоне собирают 38 самолетов в месяц, а сама линейка 737 производится с 1967 года! Заказчикам уже поставлено более 7600 самолетов... А еще 3000 бортов заказано и ожидают своей сборки и поставки! При этом на самом сборочном конвейере атмосфера более чем вальяжно-расслабленная. Визуально никто никуда не спешит, ведь самое главное - это безопасность, именно тут цена ошибки очень велика. Поэтому каждый сотрудник сборочной линии работает в очень комфортном темпе без спешки и усталости.

Пишет Александр Чебан : В этом репортаже приглашаю вас на завод, где собирают Боинги-737, ведь все вы, почти наверняка, летали на этом самолете хотя бы раз в жизни! Значит, с этого типа я начну большую серию репортажей с заводов Боинг в Сиэтле.

1.

Но для начала схема расположения заводов вокруг Сиэттла. В Рентоне собирают 737, затем самолет перелетает на Boeing Field Airport, где после серии тестовых полетов происходит его передача заказчику. Дальнемагистральные самолеты собирают и передают заказчику в Эверетте, там же есть центр для посещений туристами, на завод можно пройти в составе экскурсии.


2.

Производственный комплекс в Рентоне включает в себя производственные линии, занятые сборкой узкофюзеляжных самолётов Boeing 737 NG и модификаций. Производство в Рентоне было развёрнуто накануне Второй Мировой войны. Здесь создавались знаменитые летающие крепости Boeing B-17.

После войны, в 1952 году со стапелей завода сошёл первый реактивный пассажирский самолет Boeing 707. Здесь разрабатывались все последующие серии и модификации узкофюзеляжных самолётов Boeing: -707, - 727, -737 и -757. Сегодня в производственной программе Рентона остаются 4 модификации самолёта Boeing 737 NG. Здесь же будет запущена сборка новейшей версии самолёта Boeing – 737, - модификация 737 – MAX.

3.

4.

В 2003 году была проведена консолидация производства в Рентоне. Все конструкторские и вспомогательные подразделения получили прописку в помещениях, непосредственно примыкающих к производству. Такая перестройка повысила эффективность управления и взаимодействия. При этом производственные площади сократились более чем на 40 %. Производство организовано как двигающаяся сборочная линия, по существу, - это первая в мире конвейерная сборка пассажирских самолётов.

Обратите внимание на две следующие фотографии, они висят у входа на производство. Первая сделана в 80х, вторая - современная конвейерная (!) схема работы. Вся сборочная линия непрерывно двигается со скоростью 5см/мин!

5.

6.

Фюзеляжи для Boeing 737 строят в г. Вичита, штат Канзас. Доставляются железнодорожным транспортом на расстояние 3218 км. Доставка на завод в Рентоне занимает около 8 дней.

В одном из репортажей ранее кто-то в комментариях отметил - почему фюзеляж Боинга равномерно зеленый, а у Эйрбас зеленый имеет разные оттенки. Ответ: у Боинга-737 весь фюзеляж собран на одном заводе, у Эйрбаса разные части производятся на разных предприятиях. Впрочем, у больших Боингов тоже на разных, но об этом в одном из следующих репортажей.

7.

Ритмичное производство самолётов стало возможным благодаря реализации виртуальной модели каждого собираемого самолёта. Задолго до закладки самолёта виртуальная модель обеспечивает безупречную сборку всех компонентов и комплектующих (кухни, - из Японии, кресла – из Италии), в соответствии с самыми разнообразными требованиями заказчиков. Здесь полностью реализованы принципы “Lean Manufacturing”. С другой стороны это позволило сократить весь цикл от заказа до поставки с 2-х с половиной лет до 11 месяцев. Каждый месяц из ворот завода выходят до 38 самолетов Boeing -737 и всего в 2012 году было поставлено заказчикам 415 самолётов.

Сейчас один самолет собирают 11 дней, в планах достигнуть отметки в 10 дней! Причем не за счет увеличения кол-ва сотрудников или площадей, а именно за счет оптимизации сборочного процесса:

8.

9.

Новый 737-800 для FlyDubai. Именно для этой авиакомпании 16 декабря 2011года Boeing поставила 7000й 737й!

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

Практически все - это ручная работа!

18.

19.

20.

Переходим на вторую линию.
В общем высота павильона со сборочной линией 737 составляет 33м, ширина 230м, дина 340м.

21.

22.

23.

В этой позиции происходит монтаж вертикального и горизонтального стабилизаторов:

24.

25.

Территория огромна - поэтому для переездов сотрудники используют велосипеды:

26.

В центре зала происходит монтаж галерей, гидравлики, шасси,

27.

В следующей позиции монтируют салон и кресла, туалеты, багажные отделения:

28.

29.

30.

31.

И наконец, последняя позиция перед выкаткой - инсталляция двигателей CFM:

32.

33.

Затем самолет выкатывают и перевозят для покраски в следующий цех, однако первый полет он совершает будучи неокрашенным полностью! Вот этот самолет для китайцев вернулся в цех сборки для дополнительной доработки узлов после тестовых полетов:

34.

35.

А рядом озеро, красота!

36.

После выкатки самолеты на 5 дней буксируются на аэродром Рентона, это всего в паре сотней метров от сборочного цеха. Тут происходит заправка; выполнение предполетных испытаний, включая процедуры опробования двигателей. Самолет выполняет свой 1й полет в центр поставок Сиэтла на аэродром Boeing Field; покраска самолета осуществляется в Сиэтле или Рентоне; покраска занимает 3 дня; покраска 1/3 всех самолетов производится в Рентоне.

Затем выполняются летные испытания, в которых задействуются пилоты Boeing и пилоты заказчика и занимает все это примерно 7 дней.

37.

В цех покраски мне ни на Боинге, ни на Эйрбасе попасть не удалось, очень хотелось, но нужно было много всего одевать, а времени, как обычно не хватило... Обычно требуется около 190 литров краски дли покраски 737. После высыхания вес краски на одном самолете составляет примерно 113 килограмм в зависимости от схемы нанесения краски.

В следующем репортаже я расскажу о том, что увидел на аэродроме Boeing Field.
К примеру, новенький 737-900 для украинской МАУ, только что вернувшийся после своего первого полета с завода в Рентоне на Боинг Филд:

38.

70% всех проданных компанией Boeing гражданских самолетов приходится на семейство 737. Именно здесь происходила передача первого из сорока Боингов, которые заказал ЮТэйр в рамках программы по обновлению и пополнению флота.

39.

Спасибо за экскурсию!

40.

Каждую секунду в небе в мире в воздухе находятся более 1700 Боингов-737! Монитор "живой", можно просматривать каждый тип ВС из тех, что находятся в воздухе. На момент моего посещения было: 787 - 14: А380 - 80.

41.

42.

Основатель компании, лидирующей сегодня на мировом рынке авиастроения, - Уильям Эдвард Боинг появился на свет 1 октября 1881 года в Детройте. О том, как проходили его детские голы практически ничего не известно, зато начиная с университета о нём можно узнать довольно много. Высшее образование Боинг получил не где-нибудь , а в одном из лучших университетов США. Он был выпускником инженерного факультета Йельского университета.

В 1903 году, когда отцы авиации - братья Райт совершили свой первый полёт на биплане, пролетев за 12 секунд 36 метров, молодой Уильям Боинг ещё был студентом. Идея покорить воздушные пространства его вдохновила и пять лет спустя, в 1908 году будущий глава корпорации отправился в Лос Анжелес, где проходил первый съезд американских авиаторов.

Уильям Боинг к тому времени был уже вполне состоявшимся бизнесменом и посетить мероприятие решил с целью получения нового опыта и заведения полезных знакомств. Мероприятие было достаточно зрелищным и Боинг буквально пропал, раз и навсегда влюбившись в самолёты. Именно тогда он решил посвятить всю свою жизнь технике и небу.

История основания компании

Боинг вернулся из Лос Анжелеса в Сиэтл и принялся разбираться в новой для себя области - самолётостроении. На первых порах пришлось совсем непросто. Общество относилось к идее полётов более чем скептически, а в прессе появлялись время от времени публикации, критикующие зарождающуюся авиацию.

Идею покорить воздух воспринималась как некое чудачество (причём не совсем безобидное). А уж о том, чтобы тратить на это деньги... Многие всерьёз считали, что вкладываться в это не просто рискованно, а совершенно бессмысленно. Но Боинга мнение других не остановило.

Вскоре к нему присоединился Джродж Уэстервельт - бывший моряк, знавший об аэронавтике чуть больше компаньона: закончил курсы при Массачусетском Технологическом Институте. Вместе они активно принялись разбираться в вопросах конструирования аэропланов и даже совершили один совместный полёт.

Впечатления у Боинга были весьма яркие. Но самым, пожалуй, важным, было то, что он никак не мог понять, как же ему удалось удержаться в пассажирском кресле, которое располагалось... на крыле биплана. В общем, начинающие конструкторы решили сделать летательные аппараты более комфортабельными.

Первым опытным образцом стал гидроплан, который Боинг и Уэстервельт собирали в лодочном сарае на берегу озера. Когда дело дошло до испытаний, был приглашён опытный пилот, но всё пошло не по плану. Уэстервельт был вынужден уехать, оставив компаньона одного, а приглашённый пилот опоздал. Испытания Боинг провёл лично и были они настолько успешными, что это вдохновило начинающего самолётостроителя продолжить работу.

15 июля 1916 года зарегистрировал компанию Pacific Aero Products, которая через некоторое время получила название Boeing Airplane. Стартовый капитал у Боинга уже имелся - прежде чем заняться самолётами он весьма успешно торговал древесиной. Так что возможность пригласить опытных специалистов имелась.

Первыми приглашёнными сотрудниками стали: Цзю Вонг - конструктор, Клэр Эктвид и Филипп Джонсон - инженеры. Для проведения испытаний на обтекаемость форм Боинг арендовал в университете Сиэтла аэродинамическую трубу. Также в штат компании принимались плотники, портные, слесари: фюзеляж первых "Боингов" был деревянным, а крылья - полотняными.

Развитие "Боинг"

Все расходы Боинг оплачивал из своего кармана вплоть до Первой Мировой. Когда Боинг узнал, что морскому флоту США требуются тренировочные самолёты, Цзю Вонг довольно быстро сконструировал модель гидроплана, которую и отправили военным. Те остались довольны и компания получила первый крупный заказ - 50 машин.

После войны Боингу пришлось совсем туго: военным самолёты стали не нужны, а гражданской авиации ещё и не было толком. Впрочем, существующее предприятие бизнесмен закрывать не стал и сотрудников не уволил, а просто сменил профиль. Теперь его компания занималась производством мебели и лодок.

В 1919 году Боинг на своём самолёте перевёз 60 писем и бандеролей из Канады в Сиэтл. Это положило начало международной авиапочте. В 20-ых годах армии вновь понадобились самолёты и Боинг оказался конкурентом компании Curtis Airplane & Motor Company. Первые 15 моделей самолётов оказались не слишком удачными, но с 15ой всё сложилось иначе - самолёт, собранный компанией "Боинг" оказался лучше и началось активное развитие компании. "Боинг" очень быстро заняла лидирующие позиции на рынке военной авиатехники.


Одновременно с этим самолёты компании продолжали перевозить почту. Было открыто почтовое сообщение Сан-Франциско - Чикаго. За первый же год масса доставленной корреспонденции составил 0,5 тонны, а число перевезённых пассажиров - почти 100 человек. С 1929 года были открыты регулярные пассажирские перевозки, а компания сменила название и стала ведущей авиастроительной компанией в Штатах.

Такой успех был связан с весьма прогрессивным подходом: "Боинг" одной из первых перешла на металлические конструкции в самолётостроении. В 1930 году публике был продемонстрирован грузопассажирский самолёт, ставший прообразом современных машин.

Великая Депрессия не сильно пошатнула положение компании, зато внёс коррективы антимонопольный закон, согласно которому одно предприятие не могло заниматься транспортными и почтовыми перевозками. Компания была разделена на три части, которые специализировались на:

  • почтовых перевозках,
  • пассажирских перевозках и
  • собственно самолётостроении.

В 1934 году Уильяму Боингу исполнилось 53 года и он решил оставить руководство компанией, посвятив время разведению лошадей. Его место занял Клэр Эктвейд, сразу же предложивший долгосрочную программу развития компании, которая включала в себя одновременную работу с вооружёнными силами по строительству тяжёлых бомбардировщиков и больших пассажирских авиалайнеров.


С начала Второй мировой заводы компании в Сиэтле работали без перерывов. Если в 1942 году выпускалось 60 самолётов в месяц, то уже через два года эта цифра перевалила за 300. На заводах "Боинг" были собраны первые тяжёлые бомбардировщики, дальность вылета которых составила порядка 4 тысяч километров.

После окончания войны заказы от военных поступать перестали и основным направлением деятельность компании стало развитие гражданской авиации. Требовался достаточно вместительный и комфортабельный авиалайнер, которой мог бы совершать длительные перелёты, в том числе и через Атлантику.

Начавшаяся вскоре эпоха реактивной авиации потребовала от компании ряда нововведений и освоения более современных технологий. Строительство реактивных самолётов требовало большого количества испытаний и компания выделила средства на строительство в Сиэтле крупнейшей в мире частной аэродинамической трубы.

Именно в этой трубе проходили испытания бомбардировщика Б-52, долгие годы бывшего флагманом американской тяжёлой авиации. Что же до пассажирского реактивного судна, то первой успешной моделью стал самолёт Б-707 - бесспорный лидер трансатлантических перелётов в 60-е годы прошлого века.

Космические разработки


В 1961 году Боинг стала аэрокосмической компанией. В ходе работы над "Лунной программой" и проектом "Аполлон" именно "Боинг" занималась конструированием и изготовлением первых ступеней ракетоносителей. Затем на протяжении полутора лет компания переживала кризис - отсутствие заказов привело к сокращению штата и закрытию ряда дочерних предприятий корпорации.

Филипп Кондид, возглавивший компанию после пережитого ею кризиса, вывел корпорацию на первое место в авиапромышленности США. Годовой доход "Боинг" составил 60 млрд долларов, а по экспорту компания вышла на первое место в стране.

При нём же было сделано два крупнейших приобретения:

  • в 1996 была куплена компания Rockwell - разработчик космических челноков,
  • в 1998 McDonald Douglas - единственная в Штатах компания по производству гражданских самолётов, долгие годы бывшая конкурентом "Боинг".

Сегодня капитализация компании составляет порядка 48 миллиардов долларов в год, в небе каждую минуту находится 1200 авиалайнеров "Боинг".

  • Официальный сайт компании Boeing
  • Свободная электронная энциклопедия Википедия, раздел "Boeing"

В 1903 году в США произошло важное событие для истории мировой авиации: на пляже Китти-Хок в Северной Каролине аэроплан братьев Райт совершил первый в истории полет. В то же время в Нью-Хейвене, штат Коннектикут, 22-летний будущий основатель корпорации , покинул стены Йельского университета и решил заняться бизнесом.

Из университета Уильям Боинг направился «в чащу леса». В начале ХХ века лесоторговля была вторым по прибыльности после золотодобычи бизнесом в США. Лесоторговля позволила Уильяму Боингу быстро сколотить приличное состояние, и в 1909 году он уже был одним из самых уважаемых граждан Сиэтла. В конце 1909-го в Сиэтле прошла торговая выставка Аляска-Юкон-Тихий океан, во время которой жители западного побережья впервые увидели летающую машину - небольшой дирижабль.
Именно тогда Уильям Боинг понял, что сердце его принадлежит авиации. Когда несколько месяцев спустя в соседнем городке Джорджтаун состоялись показательные полеты на новом аэроплане Curtiss Reims Racer известного пионера американской авиации Чарльза Гамильтона, Боинг специально ездил посмотреть на его выступления. Полеты Гамильтона закончились аварией - 13 марта 1910 года аэроплан Гамильтона рухнул в пруд. Пилот не погиб лишь чудом. Увиденное не остудило пыл Уильяма Боинга, и следующие несколько лет он потратил на то, чтобы уговорить кого-нибудь из авиаторов взять его в полет.

Мечта оставалась неосуществленной вплоть до 1915 года, когда судьба свела Боинга с родственными душами - энтузиастами воздушных полетов лейтенантом флота Конрадом Уэстервельтом и пилотом Тирой Марони. На двухместном аэроплане Марони Боинг впервые сам поднялся в воздух, а приземлившись уже твердо знал, что ему нужен свой самолет.
Боинг отправился в Лос-Анджелес учиться пилотированию самолетов у Гленна Мартина - непревзойденного авторитета тех лет. Из Лос-Анджелеса он вернулся на собственном гидроплане.

На берегу озера Юнион Боинг перестроил старый лодочный ангар для самолетов и организовал Pacific Aero Club, который давал возможность всем желающим за небольшие деньги совершить прогулку на аэроплане. Конструкция гидроплана Мартина не устраивала Боинга, и Уильям решил создать собственный самолет. Вместе с Уэстервельтом они нашли инженера-самоучку Херба Мантера, экспериментировавшего с аэропланами в своем сарае недалеко от Сиэтла, на островке Дюэмиш. Он помог разработать конструкцию нового гидроплана (названного B&W по первым буквам фамилий заказчиков) и построил два первых самолета. 15 июля 1916 года Уильям Боинг впервые поднялся в воздух на своем самолете, а всего месяц спустя зарегистрировал корпорацию Pacific Aero Products Co. (в дальнейшем предприятие переименовали в Boeing Airplane), которая должна была строить гидропланы для военно-морского флота США. В эту компанию Боинг вложил почти $100000 - гигантские по тем временам деньги.

Благодаря стратегии диверсификации производства Boeing Airplane освоила рынок почтовых перевозок. А в 1927 г., выиграв контракт Федерального почтового ведомства США (победу одержал самолет модели 40-А), стал первым в мире авиапочтальоном. Для реализации проекта почтовых и других перевозок глава компании создал первое сервисное подразделение - Boeing Air Transport. Начала функционировать и первая авиатранспортная трасса Сан-Франциско - Чикаго. Но и этого инноватору было недостаточно. В 1929 г. в небо поднялся новый трехмоторный самолет модели 80As на 12 пассажиров. На борт самолета впервые поднялись стюардессы. В 1930 г. Уильям Боинг представил на суд общественности грузопассажирскую машину Monomail (обтекаемостью форм ее напоминают современные «Боинги»).

Вскоре Boeing Airplane Company превратилась в Boeing Airplane & Transport Corporation. Появились и новые подразделения: Boeing School of Aeronautics in Oakland, Boeing Aircraft of Canada и др. Компания собирала самолеты, строила аэродромы, выпускала двигатели и пропеллеры, обучала летчиков и авиатехников, оказывала авиатранспортные услуги. А 1 февраля 1929 г. на свет появился настоящий колосс - United Aircraft & Transportation Corporation. Корпорация Боинга стала могущественной авиастроительной и транспортной империей, а ее глава - одним из богатейших и преуспевающих бизнесменов Америки.
Чтобы не допустить единовластия в авиатранспортной сфере, парламент США принял в 1934 г. закон, разрушивший империю Боинга. Новый документ запрещал авиастроительным фирмам одновременно быть владельцами и транспортных и почтовых компаний. Огромный холдинг распался на:

  • United Air Lines (авиаперевозки)
  • United Aircraft;
  • Boeing Aircraft Company (строительство самолетов на восточном и на западном побережье Америки).

Уильям Боинг долгое время не мог оправиться от удара: все, что создавалось с таким трудом, было уничтожено одним росчерком пера. Сломленный и уставший, магнат ушел на покой, решив наблюдать свое авиационное детище со стороны. Бразды правления были переданы друзьям и коллегам - Филиппу Джонсону и Клермонту Эгтведту. Однако жизнь рантье не отвечала беспокойной натуре Боинга. В возрасте 53 лет он открыл новое дело. Его новой страстью стали чистокровные племенные лошади.

После 1934 года компания направила все свои усилия на разработку новых моделей самолетов. В 1935-м на свет появился истребитель Kaydet, ставший главным учебным самолетом авиации США. Этих машин было построено более 10000 штук. В 1936 году заключила контракт с авиакомпанией PanAmerican и на долгие годы стала ее главным партнером. В 1938-м свет увидела пассажирская модель 307 Stratoliner, ставшая образцом самолета для пассажирских линий на следующие 10 лет. В это же время были разработаны бомбардировщики В-17 и В-29, а также морской бомбардировщик XPBB-1 Sea Ranger.

Во время второй мировой войны компания стала крупнейшим производителем военной авиатехники в мире. На ее мощностях собирались не только В-17 и В-29, но также самолеты, разработанные конкурентами - штурмовики Douglas DC-7B. Воздушный флот союзников, обрушивший в конце войны тысячи тонн бомб на Германию, был почти полностью собран на заводах Бомбардировщик, сбросивший атомную бомбу на Хиросиму, - это тоже детище 1944 год вошел в историю компании под названием «Битва при Канзасе». В этом году на сборочном заводе в Уичите были побиты все мыслимые рекорды производительности. Работая в авральном режиме, завод выпускал до 16 самолетов в день - рекорд, который не побит до сих пор.

После войны заказы иссякли, для опять начались тяжелые времена. В 1946 году компании пришлось уволить 70000 человек. Занявшему пост генерального директора Уильяму Аллену пришлось срочно искать пути выхода из кризиса. Компания начала работу над новыми пассажирскими самолетами, представила правительству США модели новых бомбардировщиков и впервые занялась производством баллистических ракет и ракет-перехватчиков класса «земля - воздух». Под руководством Аллена компания начала выпускать легендарные «летающие крепости» В-52, воздушные заправщики КС-135 и первые американские реактивные пассажирские самолеты модели 707.

В 1958 году три самолета модели 707-120 приобрели военно-воздушные силы США для президента страны и его ближайшего окружения. Этому конвою были присвоены позывные Air Force One. С тех пор в большинстве стран мира самолет президента страны называется «борт номер один».

В 1960 году корпорация начала развивать космическое направление. Появились первые проекты обитаемой орбитальной станции Dyna-Soar и ракеты-носителя Saturn V, предназначенные для программы Apollo. В 1963 году NASA выбрало для организации полета на лунную орбиту и фотографирования лунной поверхности с близкого расстояния. Этот проект был реализован в 1966 году, а в 1969-м космический корабль Apollo 11, выведенный на орбиту с помощью носителя Saturn, доставил астронавтов на Луну.

В 1967 году в первый полет отправился лайнер 737, которому было суждено стать самым продаваемым самолетом всех времен и народов. Общее число проданных машин превысило 2000 штук. Спустя год на сцене появился самый большой в мире пассажирский лайнер 747: размах его крыльев был больше, чем протяженность первого полета братьев Райт.

Полоса удач прервалась в 1970-1972 годах, когда из-за свертывания государственной программы по разработке сверхзвукового самолета SST, прекращения программы Apollo и начинавшегося нефтяного кризиса. пришлось сократить больше половины рабочих мест. Именно тогда местные власти почувствовали, что значит для экономики Сиэтла и всего штата Вашингтон. Тысячи безработных покинули город, а на шоссе, ведущем в центр страны, появился знаменитый плакат: «Если вы последний, кто уезжает из Сиэтла , - погасите за собой свет! » Выводить компанию из очередного кризиса пришлось уже новому генеральному директору - Торнтону Уилсону.
По мере преодоления нефтяного кризиса портфель заказов пополнялся, и дела компании снова пошли в гору. Уилсон справился с задачей по восстановлению компании и передал своему преемнику Фрэнку Шронцу, от которого пост генерального директора перешел к Филипу Кондиту.
При Кондите корпорация окончательно утвердилась как мировой лидер авиационной промышленности, крупнейший производитель гражданских и военных самолетов, основной американский подрядчик в строительстве международной космической станции, компания номер один в США по объему экспорта, гигант с годовым объемом продаж, достигающим $60 млрд. При Кондите совершила два грандиозных корпоративных приобретения: в 1996 году была куплена компания Rockwell - разработчик знаменитых «космических челноков», а в 1997-м - McDonnell Douglas, единственный американский производитель гражданских самолетов, который долгие годы составлял конкуренцию

На границе тысячелетий корпорация вновь попала в «зону турбулентности». В 2003 году впервые в истории отдала первое место среди поставщиков гражданских самолетов европейскому концерну Airbus. В первой половине 2003 года разразился «шпионский» скандал, в ходе которого была обвинена в использовании секретов Locheed Martin; кроме того, компании пришлось выслушать обвинения в неэтичном лоббировании своих интересов в правительстве США. Эти скандалы вынудили Фила Кондита сначала отправить в отставку нескольких сотрудников из высшего руководства компании, включая финансового директора Майка Сирса, которого многие называли будущим генеральным директором компании, а затем и самому подать в отставку.
Теперь компанией будет управлять группа бывших менеджеров McDonnell Douglas, причем пост генерального менеджера достался Гарри Стоунсайферу, бывшему СЕО приобретенной компании. В Сиэтле шутят, что «McDonnell Douglas купил Boeing на деньги Boeing ».

Конкуренты утверждают, что у лидера мировой авиапромышленности нет новых идей. Это не совсем так: компания готовилась к технологическому прорыву, разрабатывая модель скоростного суперлайнера Sonic Cruiser, но решила не рисковать с выводом революционного самолета и заморозила этот проект. Запущенный в срочном порядке в производство лайнер 7J7 по большому счету является революционным только с точки зрения эргономики салона и внешнего дизайна, а в качестве ответа выходящему в 2006 году суперлайнеру компании Airbus А380 Superjumbo может предложить только модифицированную версию модели 747, находящейся на пороге своего сорокалетия.
Военное подразделение проиграло компании Locheed Martin тендер на разработку истребителя пятого поколения, который оценивается в $200 млрд. Если руководство в срочном порядке не найдет путей выхода из кризиса, то компанию, чье имя стало символом успехов мировой авиации, ждет незавидное будущее.

История компании Boeing. Часть 1 – “Золотой век авиации” July 18th, 2016

15 июля 2016 года исполнилось 100 лет с момента основания одной из самых больших авиастроительных компаний мира, американской корпорации BOEING . Уже целый век эта компания трудится над созданием авиационной и космической техники. За это время Boeing переживал взлеты и падения, был на грани разорения и чудом поднимался обратно на ноги. Я предлагаю вашему вниманию историю развития корпорации BOEING. Рассказ состоит из 4-х частей. В этой речь пойдет о винтовых самолетах компании. Ссылки на другие части находятся ниже:



1.

Основатель компании Уильям Эдвард Боинг (William Edward Boeing) родился 1 октября 1881 года в городе Detroit, штат Мичиган. Ему было 28 лет, когда он впервые увидел полет аэроплана. Это случилось в январе 1910 года, когда Билл Боинг пошел на авиашоу в Los Angeles. Он влюбился в самолеты с первого взгляда. У него были другие увлечения, и на жизнь он зарабатывал в другой сфере. Он занимался торговлей лесоматериалами на тихоокеанском северо-западе и уже был состоятельным человеком. Но тот самый момент перевернул всю его жизнь. Чудо полета притягивало его. И он понимал, что эта конструкция из дерева, проволоки и ткани однажды станет неотъемлемой частью повседневной жизни, как железная дорога и автомобили.
2.

Его родители Вильгельм (Wilhelm) и Мария (Marie) Bőing. В 1888 году отец изменил фамилию, когда стал директором Peoples Savings банка в городе Detroit. Немецкое “ő” в фамилии он поменял на американское “oe”. Его супруга Мария была дочкой его партнера по бизнесу.
3.

После своего первого полета на самолете Уильям Боинг стал искать способы усовершенствования авиатехники. Он всегда стремился к инновациям. В 1916 году Боинг со своим другом военно-морским инженером Конрадом Уэстервельтом (Conrad Westervelt) спроектировали и построили свой первый самолет B&W, названный по первым буквам их фамилий. Это был легкий гидросамолет, имеющий полотняно-деревянную конструкцию типа биплан с крыльями разного размаха и элеронами на верхнем крыле. Бипланная коробка состояла из большого количества стоек и проволочных растяжек. Нижнее крыло крепилось непосредственно к фюзеляжу, в котором тандемно располагались две открытые кабины пилотов. Хвостовое оперение имело типичную для того времени подкосно-расчалочную схему. Двигатель Hall-Scott A-5, установленный в носовой части фюзеляжа, приводил в движение тянущий воздушный винт. Шасси включало два однореданных поплавка, которые крепились в нижней части фюзеляжа с помощью ферменной конструкции и расчалок, а также маленький поплавок под хвостовой частью.
4.

15 июня 1916 года Уильям Боинг впервые поднял этот самолет в воздух. В надежде получить контракт с военными, Боинг показал этот самолет военно-морскому флоту США. Однако они не заинтересовались им. Но Уильям все же продал первые два самолета в Новую Зеландию. Первый носил имя “Bluebill”, а второй “Mallard”. Они использовались для доставки почты и военных полетов. В 1924 году они были уничтожены. В музее авиации "Museum of Flight" в городе Seattle имеется копия самолета B&W, которая была построена в 1966 году к 50-летнему юбилею компании Boeing.
5.

6.

15 июля 1916 года Уильям Боинг со своим другом Конрадом Уэстервельтом основали компанию “Pacific Aero Products Company” для производства своих собственных самолетов. 9 мая 1917 года фирма была переименована в “Boeing Airplane Company” . В США и в Европе были десятки мастерских подобных этой компании. Чаще всего в них брали за основу самолет братьев Райт и дорабатывали его.

Первый офис компании Boeing располагался в сооружении бывшей лодочной верфи на берегу реки Duwamish и за свой цвет получил название Red Barn (Красный Амбар). Производство самолетов и бухгалтерия находились на первом этаже.
7.

А инженеры на втором.
8.

Здание использовалось компанией с момента основания в 1916 году и до 1970 года.
9.

16 декабря 1975 года здание было перевезено по реке Duwamish к аэродрому Boeing Field и стало частью музея авиации "Museum of Flight" в городе Seattle.
10.

Уильям Боинг умел находить и хороших управленцев и талантливых конструкторов. В мае 1916 году компания наняла своего первого авиационного конструктора - Вонг Тсу (Wong Tsu).
11.

Первым заказчиком компании Boeing стала американская армия. Конструктор Вонг Тсу принял участие в разработке самолета Model C. Он был аналогичен первым самолетам B&W, но верхнее крыло с увеличенным поперечным "V" было вынесено вперед, а внутренние стойки изменены. Кроме того, было переделано хвостовое оперение: задний поплавок и неподвижная часть стабилизатора убраны, а перед рулем направления добавлен неподвижный киль. Флот заказал 50 учебно-тренировочных аппаратов. Но окончание первой мировой войны в 1918 году продемонстрировало непостоянство авиационного бизнеса. Военные приобрели только два самолета. Заказы иссякли, и две третьих рабочих пришлось распустить. Сама компания на время занялась производством мебели.

После первой мировой войны появилась необходимость в быстрой доставке почты по всей армерике. Договоры о перевозке почтовой корреспонденции привели к появлению внутренних авиакомпаний. В то время не было сети федеральных автострад. Поэтому самолеты были очень востребованы. Даже несмотря на то, что авиация того времени была очень ненадежной, а погодные условия усложняли выполнение полетов, авиапочта обещала стать прибыльным бизнесом. В 1919 году Боинг лично совершил полет из города Seattle в Канадский Vancouver, установив первый международный авиамаршрут. В 20-е годы единственным двигателем авиапромышленности были контракты на перевозку почты. За счет них авиапроизводители выживали.

Для перевозки почты компания Boeing создала Model 40. Это был первый гражданский самолет, воплотивший идею Уильяма о достижении конкурентного преимущества путем создания самых передовых моделей своего времени. Прототип этого самолета впервые поднялся в воздух 7 июля 1925 года.
12.

13.

Каркас из стальных труб и двигатель воздушного охлаждения сделали самолет почти на 100 кг легче конкурентов. С Model 40 Боинг выиграл государственный контракт на перевозку почты между San Francisco в Chicago, обеспечив своей компании первое место в этой сфере. Вскоре стали появляться и другие маршруты.
14.

В фюзеляже 40-й модели Boeing кроме пилота могли поместиться два человека. Но со временем состоятельные люди стали рассматривать воздушные путешествия всерьез. Всего через 14 месяцев после Model 40 фирма Boeing представила Model 80. Это был первый самолет компании Boeing, разработанный специально для пассажиров. 12 человек могли разместиться на кожаных сиденьях в теплом комфортабельном салоне, где имелись индивидуальные лампы для чтения, а та же горячая и холодная вода. Кабина пилотов впервые была сделана закрытой и отделена от пассажирского салона. В 80-й модели впервые появились бортпроводницы. Это были медсестры, которые ухаживали за пассажирами и успокаивали тех, кто боялся летать. Состоятельные люди стали передвигаться по воздуху. В новой модификации Model 80A количество пассажиров увеличилось до 18. Всего было построено 12 самолетов разных модификаций.
15.

16.

Уильям Боинг затеял объединить несколько компаний в одну. Зачем строить самолеты, если у тебя нет авиакомпании, которая будет на них летать? Это был прообраз современных корпораций. Сначала Боинг приобрел производство двигателей Pratt & Whitney. Затем основанная им новая компания “United Aircraft & Transport Corporation” начала скупать более мелкие авиационные предприятия, всего за несколько лет превратившись в невероятно успешный авиахолдинг, процветавший даже во времена общего кризиса в стране. Боинг скупал других перевозчиков и объединял их маршруты в национальную сеть, которая вскоре выполняла 50% всех почтовых и пассажирских перевозок в США, образовав компанию United Airlines. Сейчас странно себе представить, чтобы производитель самолетов владел еще и авиакомпанией. Но тогда это было естественно.

Boeing производила самые передовые самолеты тех времен. В 30-е годы компания принялась за разработку самолета революционной конструкции. Boeing 247 стал первым современным пассажирским лайнером. Он прошел полный цикл статических испытаний. Имел винты с изменяемым шагом, отапливаемый салон, убирающиеся шасси, антиобледенительные устройства на крыле и хвосте, триммеры и автопилот. Салон был оборудован звуко- и теплоизоляцией. Это был первый двухдвигательный самолет, который мог продолжать полет при отказе одного двигателя, а посадочная скорость в 100 км/ч позволила отказаться от механизации крыла.
17.

18.

19.

Наклоненное вперед лобовое остекление кабины было попыткой избавиться от бликов на нем от освещения приборной панели. Однако такое решение вызывало блики посадочных огней на ВПП. Поэтому на более поздних моделях остекление кабины приобрело традиционные очертания, а проблему бликов от приборной панели решили применением традиционных теперь козырьков на приборной панели.
20.

Это был огромный скачек вперед. Для компании United Airlines строилось 60 таких самолетов.
21.

Другим авиакомпаниям приходилось стоять в очереди, пока United Airlines не получит свои самолеты. Это заставило их обратиться к другим производителям с задачей построить самолет лучше этого. Авиакомпании TWA (Trans World Airlines), American Airlines и KLM обратились к конкуренту компании Boeing - компании Douglas Aircraft и ее основателю Дональду Дугласу (Donald Douglas). Борьба Боинга и Дугласа стала величайшим противостоянием в американском авиастроении. Однако Боинг отстал в этой гонке. Ведь одних передовых идей уже было не достаточно. Дуглас взял все передовые конструкторские идеи 247-й модели и существенно развил их. Усовершенствовал конструкцию, провел более тщательные испытания в аэродинамической трубе. Так появился DC-1. Затем вышли новые модификации DC-2 и DC-3. Они имели огромный успех и стали доминировать в отрасли. Авиакомпании закупали сотни этих моделей, а 247-й был забыт. На фото DC-3.
22.

Однако у Уильяма Боинга по прежнему оставались контракты на почтовые перевозки, а так же авиакомпания, перевозившая с каждым годом все больше пассажиров. Но именно они со временем обернулись против Уильяма. Во времена депрессии успех вызывал подозрения. “United Aircraft & Transport C orporation” процветала и контролировала 50% рынка. Поэтому люди предположили что все дело в коррупции. В 1933 году за свержение гиганта взялся сенатор Хьюго Блэк (Hugo Black), который обвинил Boeing в сговоре с почтовыми отделениями с целью получения контрактов. Сенатор обвинил их в том, что они наживаются за счет налогоплательщиков. Он требовал, чтобы контракты были расторгнуты, а компания “United Aircraft & Transport Corporation” расформирована.

Уильям Боинг был вызван для дачи показаний в суд. Его допрашивали почти 6 часов. А потом обвинили в том, что он незаконно наживается на почтовых контрактах. Решение конгресса было беспощадным. Холдинги было приказано разбить. Поскольку слияние авиастроительных фирм и авиакомпаний давало их владельцам слишком большую власть. Новые правила гласили, что авиастроитель не может быть одновременно авиаперевозчиком. Это привело к развалу холдинга Boeing, который создавался с большим трудом. Однако президент Франклин Рузвельт (Franklin Roosevelt) пошел еще дальше. Он приказал министру связи отменить все контракты с авиакомпаниями на перевозу почты. Планировалось, что впредь почту будут доставлять вооруженные силы. 83 компании лишились контрактов. Но у армейской авиации не было ни опыта, ни подходящих самолетов. И вскоре при перевозке почты военными произошло 12 катастроф и более 60 аварий. Отлаженная авиатранспортная система страны практически развалилась. Но когда через несколько месяцев Рузвельт осознал ошибку своего решения и отменил его, компания Boeing была разрушена. Сам Уильям Боинг отошел от дел. Он оставил авиационный бизнес, продал свой пакет акций и занялся разведением лошадей. В конце жизни он уединился на собственной яхте у берегов Канады, где и умер 28 сентября 1956 года, не дожив до своего 75-летия всего три дня.

Первыми на перевозке пассажиров, а не почты стали зарабатывать самолеты компании Douglas. Авиаперевозки достигли определенного уровня безопасности, комфорта и изысканности, что поменяло взгляды людей на этот способ передвижения. Полеты стали не испытанием, а удовольствием. Но они все еще оставались привилегий богачей. Владельцы авиакомпаний быстро поняли, что для привлечения пассажиров нужно превзойти конкурентов. В моду вошли роскошные элементы интерьера.

В 1936 году авиакомпания Pan American World Airways, настроенная осуществлять первые трансатлантические перелеты, обратилась ко всем ведущим авиапроизводителям Америки с задачей спроектировать самолет, который удовлетворял бы следующим параметрам: он должен был быть способен перевозить 4,5 тонны грузов и 70 пассажиров, развивать скорость 240 км/ч при встречном ветре 50 км/ч и иметь дальность беспосадочного полета 3100 км. Требования были так амбициозны, что некоторые компании просто не взялись за разработку. Но инженеры компании Boeing использовали необычный подход для создания нового самолета. Они представили его в виде лодки. Под палубой конструкторы разместили 11 водонепроницаемых отсеков, расположенных между двумя корпусами. Даже если внешний корпус даст течь, вода не попадет во внутренний корпус и не потопит лодку. Самолет был оснащен якорем и спасательными плотами. Проект получил название Boeing 314 “Clipper”. После того, как компания Boeing прислала эскизы авиакомпании Pan American, 21 июля 1936 года они подписали контракт на постройку 6-и самолетов, которые позволили авиакомпании Pan American открыть первую грузовую и пассажирскую линию через Атлантику. Первый полет новой машины состоялся 7 июня 1938 года. Этот самолет стал символом роскоши в авиаперевозках. Его салон был оснащен кондиционером и отдельным баром. Пассажирские кресла могли раскладываться и использоваться как спальные полки. На борту имелась комната отдыха и ресторан, обслуживаемый стюардами. Еда сервировалась на фарфоровой посуде с серебряными столовыми приборами. Однако всего было построено только 12 самолетов. Каждый из них имел собственное имя. К сожалению, до наших дней не сохранилось ни одного. Поэтому фотографию этой машины я взял из интернета.
23.

В 30-е годы компания Boeing переживала тяжелейший кризис. Количество сотрудников было сокращено с 1700 до 700 человек. В эпоху золотого века авиации на рынке доминировала компания Douglas Aircraft.

Но 22 августа 1934 года в компанию пришел официальный циркуляр от армии США. Boeing вместе с Douglas Aircraft и Lockheed Corporation пригласили принять участие в конкурсе на создание нового бомбардировщика. Армии требовался многомоторный аппарат, способный перевозить тонну бомб и покрывать расстояние до 3500 км со скоростью более 320 км/ч. Победитель конкурса получал заказ на 200 самолетов. Для компании Boeing это был последний шанс. Опытный образец B-17 был спроектирован и построен всего за 11 месяцев. Это был самолет нового уровня. Один из журналистов назвал его “Летающей крепостью” (“Flying Fortress”) и прозвище закрепилось.
24.

25.

На испытаниях было очевидно, что самолет отвечает всем требованиям военных. Однако в предпоследний день испытаний произошла катастрофа. Самолет оторвался от земли, а через какое-то время рухнул на землю и загорелся. Двое летчиков погибли. Расследование показало, что в B-17 не было механических проблем. Катастрофа случилась из-за ошибки. Опытный образец был оснащен устройством блокировки руля высоты на земле. А летчик-испытатель взлетел, не сняв блокировку. Boeing проиграл. Конкурс выиграла компания Douglas Aircraft. Но компания создала самолет, настолько превосходивший конкурентов, что представители армейской авиации убедили командование купить эскадрилью B-17. ВВС заказали 13 бомбардировщиков. Этот заказ удержал Boeing на плаву.
26.

Одновременно с B-17 копания разработала пассажирский вариант самолет, получивший название Boeing 307 “Stratoliner”. Впервые в истории гражданской авиации на самолете был выполнен герметизированный фюзеляж, позволявший лететь на высоте 7500 - 7800 метров, выше грозовых облаков. Плохая погода была тогда главной помехой пассажирским перевозкам. Высота, на которой должен был летать 307-й, была по тем временам огромной. Boeing 307 стал первым пассажирским самолетом в мире с герметичной кабиной. Крыло, хвостовое оперение, двигатели и шасси были целиком взяты от В-17. Фюзеляж же был полностью новым. Он имел круглое сечение, чтобы давление воздуха на большой высоте распределялось равномерно. Самолет был рассчитан на 33 пассажира. Система герметизации фюзеляжа с наддувом от двух компрессоров, приводимых от внутренних двигателей через коробки отбора мощности и промежуточные валы, обеспечивала на высоте 7000 метров давление в салоне, равное атмосферному давлению на высоте 3600 метров.
27.

31 декабря 1938 года самолет впервые поднялся в воздух. Однако он не вызвал особого интереса у авиакомпаний. Они осторожничали, не зная, как поведет себя новый герметичный фюзеляж.
28.

18 марта 1939 года прототип “Stratoliner” потерпел катастрофу. Погибли все находившиеся на борту. По словам очевидцев трагедии, самолет развалился в воздухе. Анализ показаний контрольно-записывающей аппаратуры позволил выяснить, что произошло. Злополучный полет имел целью проверить путевую устойчивость самолета при отказе одного двигателя. После выключения одного из внешних двигателей самолет потерял скорость и свалился в штопор, а при попытке выйти из него крыло не выдержало перегрузки и разрушилось. Оказалось, что элероны и руль направления были слишком малы и практически бесполезны при выводе из штопора. Киль, позаимствованный с В-17, тоже был мал. Срочно требовалась переделка. На оставшиеся машины срочно поставили увеличенный киль с мощным форкилем, доработали элероны, а на внешних консолях крыла установили предкрылки.
29.

Репутация самолета еще более ухудшилась после того, как один из самолетов в приемочном полете для авиакомпании попал в сильную грозу на высоте 6000 метров. Все четыре двигателя заглохли из-за обледенения карбюраторов. Этот недостаток впоследствии также был устранен. Однако эти два случая сделали свое дело: новых заказов на Boeing 307 больше не поступало.
30.

Всего было построено 10 самолетов. На сегодняшний день сохранился только один. Лайнер с бортовым номером NC-19903 и именем “Clipper Flying Cloud” летал до 70-х годов. Сейчас он установлен в национальном музее авиации США.
31.

Компания Boeing была в тяжелом положении. Почто 10 лет ее самолеты не приносили прибыль. Но война все изменила. Шедшая в Европе война потребовала подготовиться к защите своей страны и помочь защитить союзников. Президент Рузвельт потребовал построить 50 000 самолетов. В тот момент вся военная авиация США состояла из 1200 самолетов. Это заставило конкурирующие компании Boeing, Douglas Aircraft и Lockheed Corporation объединиться. Одних только B-17 было заказано 12 000 единиц. Это изменило всю авиапромышленность Америки. Самолеты выпускались с конвейера по 12-15 штук в день.
32.

Противостояние Японии на тихом океане потребовало бомбардировщик с дальностью полета больше чем у B-17. И во время войны компания Boeing разработала новый бомбардировщик B-29, известный как “Суперкрепость” (“Superfortress”). По дальности полета и бомбовой нагрузке он превосходил любой самолет того времени. Командование приказало в течении 2-х лет наладить производство 25-и самолетов в месяц. Всего за 18 месяцев в городе Wichita, штат Канзас был построен огромный завод. B-29 сильно отличался от B-17. Его кабина была герметичной.Он был оснащен самой передовой авионикой, радиолокационными системами и пушками с дистанционным управлением. К лету 1944 года заводы производили более 50 самолетов B-29 в месяц. Они сыграли большую роль в войне с Японией. 33.

Самолет B-29 стал участником событий, аналогов которым нет в мировой истории. 6 августа 1945 года бомбардировщик с прозвищем “ Enola Gay ”, преодолев 2500 км, сбросил на город Хиросима первую атомную бомбу “Малыш” (“Little Boy”). Через несколько дней 9 августа была сброшена вторая бомба “Толстяк” (“Fat Man”) на Нагасаки. Сейчас B-29 “ Enola Gay ” находится в национальном музее авиации США.
34.

35.

В годы Второй мировой войны приоритет отдавался боевым самолетам, а транспортная авиация финансировалась по остаточному принципу. Однако руководство компании Boeing опасалось, что после войны может упустить рынок гражданской авиатехники. К 20 июля 1942 года компания завершила предварительные работы по проекту военно-транспортного самолета C-97 “Stratofreighter”, отличавшегося от базового B -29 в основном конструкцией фюзеляжа. Машина создавалась двухпалубной. Нижняя часть фюзеляжа B -29 была сохранена. Вместо бомбоотсеков были оборудованы грузовые палубы. Сверху к сечению фюзеляжа был “пристроен” еще один фюзеляж с окружностью диаметром 3,35 метра. В результате самолет из среднеплана превратился в низкоплан, а новый фюзеляж приобрел характерное сечение в виде восьмерки или “ D ouble-bubble” (“Двойной пузырь”). Вдоль бортов появились характерные глубокие складки.
36.

37.

Первый прототип самолета “Stratofreighter” поднялся в небо 9 ноября 1944 года. А первый серийный самолет был введен в эксплуатацию в 1947 году. Транспортник мог брать до 18,5 тонн груза, погрузка которого осуществлялась через задний грузовой люк, а при помощи электролебедки груз перемещался по протянувшимся направляющим через всю 24-метровую кабину. Автомобили или легкая бронетехника заезжала на грузовую палубу самостоятельно. Самолет мог брать на борт не менее 134 военнослужащих, а в медико-эвакуационном варианте - 83 раненых на носилках и четырех медработников.

В 50-е годы Стратегическое авиационное командование (САК) ВВС США остро нуждалось в большом количестве танкеров для дозаправки стратегических бомбардировщиков в полете. Поэтому компания Boeing провела цикл испытаний, установив на трех самолетах C-97 систему дозаправки в воздухе “Flying Boom” собственной разработки, а затем приступила к выпуску серийных самолетов-заправщиков КС-97. В 1964 году часть самолетов была дооборудована двумя турбореактивными двигателями General Electric J47-GE-25A. В итоге воздушный танкер имел 4 основных поршневых двигателя и 2 вспомогательных турбореактивных. Самолет получил обозначение KC-97L. Он был принят на вооружение ВВС Национальной гвардии США. Именно этот самолет я встретил в музее военной авиационной техники “Castle Air Museum” в городе Atwater, штат Калифорния.
38.

На базе военно-транспортного самолета C-97 “Stratofreighter” был создан его пассажирский вариант - Boeing 377 “Stratocruiser”. Он был рассчитан на 55-100 человек в зависимости от планировки салона. На “нижней палубе” за крылом имелся дополнительный салон на 14 мест, куда можно было спуститься по винтовой лестнице. Этот салон использовался как бар, а не для размещения дополнительных пассажиров. Были предусмотрены женский и мужской туалеты, а кухонный блок, размещенный в хвостовой части салона, был по тем временам самым совершенным. Первый заказ на 20 самолетов поступил от авиакомпании Pan American World Airways.
39.

“Stratocruiser” поставлялся шести авиакомпаниям. Northwest Orient Airlines заказала десять самолетов Boeing 377. Их особенностью были не круглые, а квадратные окна пассажирского салона. Руководство авиакомпании считало, что круглые окна очень уж смахивают на корабельные иллюминаторы и не дают пассажирам достаточного обзора. Boeing 377 был, пожалуй, единственным в мире пассажирским самолетом, у которого форму окон определял покупатель.
40.

Всего было построено 55 самолетов Boeing 377 “Stratocruiser”. Пассажирская версия оказалась менее популярной, чем транспортная, а уж тем более чем самолеты воздушной дозаправки. C -97 “Stratofreighter” был построен в количестве 77 экземпляров, а дозоправщик KC-97 в количестве 811 экземпляров. Я пока так и не встретил ни одного из самолетов Boeing 377 “Stratocruiser” в своей жизни.

Интересным фактом является то, что на базе пассажирского Boeing 377 в начале 60-х годов фирма Aero Spacelines создала транспортный самолет для перевозки негабаритных грузов “Pregnant Guppy”. Он совершил первый полет 19 сентября 1962 года. А в 1965 году в небо поднялся его увеличенный вариант “Super Guppy”. В 1967 году французская фирма Aerospatiale приобрела два самолета для транспортировки частей строящихся авиалайнеров. Позже Airbus приобрел лицензию на производство и в начале восьмидесятых годов было построено еще два экземпляра “Super Guppy”. Они использовались для доставки крупногабаритных частей на завод окончательной сборки в Тулузе. В 90-х годах их заменили специально спроектированными самолетами Airbus A300-600ST “Beluga”.
41.

Выбор редакции
Каждая хозяйка должна научиться правильно варить бульон, чтобы он был прозрачным. Его используют для заливного, супа, холодца и соуса....

Домашние вечеринки настолько вошли в моду у европейцев, что их устраивают едва ли не каждую неделю. Вкусная еда, приятная компания, много...

Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...

Характерными блюдами для национальной венгерской кухни считаются те, в которых использовано большое количество молотой паприки, репчатого...
Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...
Три дня длилось противостояние главы управы района "Беговой" и владельцев легендарной шашлычной "Антисоветская" . Его итог – демонтаж...
Святой великомученик Никита родился в IV веке в Готии (на восточной стороне реки Дунай в пределах нынешней Румынии и Бессарабии) во...
РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 07 мая 2014 года г. Ефремов Тульская областьЕфремовский районный суд Тульской области в...
Откуда это блюдо получило такое название? Лично я не знаю. Есть еще одно – «мясо по-капитански» и мне оно нравится больше. Сразу...