История возникновения международного права кратко. Возникновение международного публичного права и его периодизация


Международное право зародилось благодаря эволюции развития личности и государства, наций и народов. Считается, что международное право возникло в древнем мире с тех пор, когда между государствами начинаются международные отношения. Эта черта заключается не в том, что народы желали отношений с другими государствами, а для обустройства внутренней жизни своего государства, которое исключало бы любое вмешательство извне.

Прослеживая развитие международного права, можно разбить его на следующие этапы:

Период древнего времени;

От падения Римской империи до Вестфальского мира 1648;

От Вестфальского мира до Гаагских конференций мира 1899 и 1907 г. .;

От Гаагских конференций мира до основания ООН и формирования современного международного права.

I этап - древние времена.

Международное право возникло и начало складываться, развиваться одновременно с зарождением международных отношений в древнем мире, точнее в тех государствах, где был высокий уровень цивилизации (государствах, находящихся в долине Тигра и Евфрата, Нила, районы Китая и Индии, Эгейского и Средиземного морей) .

Древнейшим договору - между городами Лагаш и Умма ("3100 до н.э.) согласовывались такие вопросы: государственная граница, незыблемость знаков; разрешение споров международным путем (на основе арбитража) санкции гарантировались клятвами и обращением к богам.

Другим важным договором этого периода стал Договор между царем Хаттушиля и фараона Рамзеса II (≈ 1300 до н.э.) о заключении мира "вперед и до конца вечности". Субъектами правоотношений определялись фараоны, цари, князья и т.д., однако условия этого договора не всегда соблюдались.

В свою очередь, Договор между династиями Чу и Цзинь (577 г. до н.) Был заключен о союзе и совместного ведения войн (Китай).

Первому этапу становления международного права свойственно начала развития норм посольского права (личная неприкосновенность в Древней Индии, Проксена в Древней Греции), права войны и тому подобное.

Важную роль в развитии международного права сыграла Римское государство.

Осуществление внешних сношений и заключение договоров (договоры мира и союза, дружбы и гостеприимства) осуществляли народное собрание и сенат. Придерживались принципа дипломатической неприкосновенности.

Формируется "римское право народов" (jus gentium), основным институтом которого было положение человека в государстве и международных отношениях.

Важную роль в средние века в международном праве сыграла Киевская Русь. Здесь активизировался процесс заключения договоров, прежде всего двусторонних. Только с Византией был подписан три договора киевских князей: договор "мира и любви" 907 p .; равноправная, межгосударственное соглашение по политическим, экономическим, военным и юридическим вопросам 911 p., союзный договор о территориальных вопросов и посольского права 944.

Еще во времена Киевской Руси имела место "тайная дипломатия", примером которой был договор киевского князя Святослава и византийского патриция Калокира.

II этап - международное право от падения Римской империи до Вестфальского мира 1648

Падение Западной Римской империи в V в. сопровождалось "частными войнами" между феодалами. Это обусловило развитие права войны, права внешних сношений и права международных договоров. В частности, возникает право самостоятельного производства внешних сношений и заключение договоров (прежде всего, союзнических договоров) с целью защиты прав и интересов.

Как правило, распространенными были договоры в письменной форме (латынью или языком сторон). Обязательными признавались гарантийные обеспечения договора - выдача заложников (родственники лица), залог ценностей, территории и тому подобное.

Активно развивается дипломатическое право, создаются постоянные дипломатические представительства, возникает институт консулов, а также признавалась неприкосновенность послов.

И77 этап развития международного права - от Вестфальского мира 1648 гг. До первой Гаагской конференции мира.

Вестфальский мирный конгресс завершил разделение Европы после Тридцатилетней войны подписанием Вестфальского трактата (Вестфальского мира) 1648 Условия этого договора обсуждались еще с 1634 p., Среди которых ключевыми стали: религиозные отношения; территориальные изменения; политическое устройство Европы. Международные принципы, которые исторически созданные этим договором, позднее, в 1789 p., Были воспроизведены в Декларации прав человека и гражданина.

После войн между Францией и Россией 1812 заслугой внешней политики России стало объединение европейских государств в своеобразный союз для реализации общих целей и защиты от внешних посягательств, их результатом является Парижский трактат 1814 по территориальных претензий.

В 1815 г.. На Венском конгрессе был принят ряд международно-правовых документов, а именно: Декларация о прекращении торговли неграми, Венский регламент, соглашение о делимитации границ, свободное судоходство и тому подобное.

Итак, в этот период активизировался международный договорный процесс, который способствовал территориальным изменениям в мире и определенным сдвиги в области прав человека.

IVетап - от Гаагских конференций к формированию современного международного права.

Гаагские конференции были посвящены двум основным направлениям сотрудничества государств того времени:

Регулированию вооруженных конфликтов;

Мирному разрешению споров.

Первая Гаагская конференция 1899 проходила по инициативе российского императора, в ней приняли участие 26 государств. ее результатом стало подписание 3-х конвенций:

1) о мирном решении споров;

2) о законах и обычаях сухопутной войны;

3) о применении Женевской конвенции о раненых и больных к морской войне (1864).

Первая Гаагская конференция определила круг вопросов для обсуждения на следующей Второй Гаагской конференции. Последняя состоялась в 1906-1907 гг. По инициативе СЕЛА. С участием 44 государств мира подписано 13 конвенций, 1 декларация и Заключительный акт, касались в основном вопросов мирного разрешения споров, ограничения применения силы, нейтралитета государств, условий ведения войны и т.д.

Проведению Третьей Гаагской конференции помешала Первая мировая война, после завершения которой возникла необходимость создания международной политической организации, которая должна была обеспечить вопросы безопасности и мира в мире и сотрудничества государств. Таким образом, 1919 была создана Лига Наций с соответствующей системой органов, контрольными полномочиями над мандатарию, а также защиты национальных меньшинств; регистрацией договоров. Она имела таки три существенных черты: ассоциация правительств; международная организация; определенный метод организации международной жизни, а не надгосударственный орган.

Лига Наций стремилась к созданию организованного международного сообщества, при этом не запрещала войну, а лишь ограничивалась регулированием ее ведения. ее решения не имели обязательной силы. Эта организация прекратила свое существование де-факто 1939 (1946 де-юре), так и не обеспечив выполнение поставленных задач и целей, поскольку не удалось с началом Второй мировой войны гарантировать мир и безопасность в мире.

Право наций на самоопределение продемонстрировала в начале. XX в. (с марта 1917 по апрель 1918) Украинская Центральная Рада, история которой символизирует противоречивый процесс восстановления украинской государственности. В период существования Украинской Народной Республики (УНР) 27 января 1918 был подписан мирный договор между Германией, Турцией, Австро-Венгрией, Болгарией и УНР, где оговаривались вопросы границ, дипломатических и консульских отношений, порядок обмена военнопленными, а также намерение активного развития внешнеэкономических связей.

На этот период приходится также появление в международном праве доктринальных вопросов признания государств. Так, доктрина Эстрада, изложенная в Коммюнике мексиканского министра иностранных дел о признании государств (27 сентября 1930), заключается в том, что Мексика в вопросе "признание правительств" отказалась от поспешного высказывания по поводу законности или незаконности того или с другого иностранного правительства. Этим Мексика избегала создания "оскорбительной практики, которая, кроме того, что посягает на суверенитет? Других наций, приводит к тому, что внутренние дела последних могут стать объектом оценки... со стороны других правительств".

Другим примером толкования института признания государств является резолюция 40-й сессии Института международного права о признании ь новых государств и их правительств 1936

Не менее интересной с исторической точки зрения является и трансформация вопрос о правопреемстве в международном праве (Декрет Всероссийского центрального комитета советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов об аннулировании государственных займов, опубликованный 28 января 1918).

Для исторического периода характерен дальнейшее развитие международно-правого института прав и обязанностей государств. Межамериканская конвенция о правах и обязанностях государств 1933 стала успешной попыткой кодификации прав и обязанностей государств.

Среди других тенденций в развитии международного права в начале XX в. следует назвать противоречия между государствами, среди которых основной была противоречие между победителями и побежденными в Первой мировой войне. Именно это противоречие стала причиной в 1925 Локарнскому конференции, которая приняла 8 актов, регулирующих отношения между западноевропейскими странами.

На международно-правовые отношения государств влияли и мировые экономические кризисы, приход к власти фашизма в Германии в 1933 г.. Мюнхенское соглашение, подписанное 1938 Великобританией, Францией, Германией и Италией, стала дипломатической предтечей Второй мировой войны. Она начинала новый раздел мира и решения других проблем международного общения.

На современное международное право значительное влияние имело создание Организации Объединенных Наций, НАТО и ряда региональных международных организаций с целью обеспечения мира и безопасности, демократического развития, свободы и общего благосостояния в мире и отдельных странах.

Прежде всего необходимо отметить, что эта система права стала так называться лишь в XVIII в. До этого ее именовали как "право народов", "общенародное право", используя существовавший в юриспруденции Древнего Рима термин jus gentium, переводя его с латыни на современные языки. Нельзя также не сказать, что в XIX и XX вв. неоднократно высказывалось предложение назвать эту систему "межгосударственным правом", ссылаясь на то, что оно регламентирует отношения между государствами, а не отношения физических и юридических лиц.

Если обобщить все высказывания о том, когда возникло международное право, то они могут быть сведены к трем вариантам:

а) международное право возникло еще во времена межплеменных отношений, до возникновения государств;

б) международное право появилось одновременно с государствами, которые придавали существовавшим до этого межплеменным правилам качество правовых норм и создавали новые;

в) международное право возникло в конце Средних веков, когда в Европе сложилась система суверенных государств.

Наиболее распространенным было мнение, что государство и право - это явления, которые появились одновременно. Сторонники этой точки зрения считали, что, поскольку международное право - совокупность принципов и норм, регламентирующих отношения между субъектами этого права, т.е. государствами, оно не могло появиться раньше возникновения государств. В подтверждение этого тезиса обычно ссылались на один из наиболее ранних дошедших до нас договоров, заключенный в XIII в. до н.э. египетским фараоном Рамзесом II и царем хеттов Хатушили III, т.е. после того, как уже появились государства.

В соответствии с этим мнением международное право рассматривалось с учетом принятой периодизации истории человечества, государств, их общественного устройства. Оценивались характер и особенности международного права, присущие рабовладельческому или феодальному обществу, капитализму и империализму, а также периоду после Октябрьской революции; поэтому внимания тому, что было до возникновения государств и какие были правила взаимоотношений при первобытнообщинном обществе, не уделялось.

Однако еще до появления государств и писаных договоров человечество прошло долгий путь развития. Даже первобытные люди не были абсолютно обособлены друг от друга. Постепенно отношения между ними принимали постоянную основу. Родовые отношения вели к появлению племен, затем возникали союзы племен и т.д. Союзы племен могли появиться, употребляя современную терминологию, лишь в результате заключения договоров, хотя археологи пока не нашли соответствующих письменных источников.

Но договорам о союзах племен предшествовало осознание необходимости таких союзов как формы отношения племен. А это могло означать только одно: еще задолго до появления письменных договоров у людей, живших в те далекие времена, возникало, говоря современным языком, правосознание, присущее племенным народам. Это означало понимание необходимости установления некоторых правил взаимоотношений, что и выражалось в создании определенных правил, например о разграничении угодий охоты, рыболовства и т.п. Конечно, рассматривать эти правила как нормы международного права или как их зачатки было бы наивно. У них была другая природа, и они определялись иными критериями, чем нормы международного права. Но тем не менее это были правила, на основе которых строились взаимоотношения между племенами и союзами племен. Поэтому не случайно, что ряд видных ученых, исследовавших историю международного права, например Гуго Гроций, которого часто именуют "отцом международного права", говоря о волеизъявлении, в результате чего создаются правила поведения, отмечали, что правоотношения между субъектами этих отношений формировались задолго до того, как появились государства. Такими субъектами при первобытнообщинном строе были существовавшие тогда структуры (племена, их союзы), которые организовывали жизнь людей в те далекие времена.

После возникновения государств прошло уже несколько тысячелетий. Государства воспринимали и постепенно закрепляли сложившиеся до этого правила поведения, а также создавали новые нормы. Таким образом, правила поведения, существовавшие до появления государств и воспринятые ими, преобразовывались в правовые нормы и являлись зачатками международного права, которое было результатом развития человечества в течение длительного периода.

Упомянутые правила поведения, а затем и нормы международного права возникали не произвольно. Они создавались под воздействием реальных объективных процессов, проходивших на тех или иных этапах развития человечества... и прежде всего развития производства. Такие процессы проходили не только в материальной сфере, но и в общественно-политической жизни, например революции во Франции в конце XVIII в. или в России в феврале и октябре 1917 г., война за независимость в США, Первая и Вторая мировые войны, ликвидация колониальной системы в XX в. Происходившие в жизни человечества события формировали правосознание людей, общества, влияли на разрабатываемые правовые нормы и практику их применения. Но эти нормы становились реальностью только тогда, когда они отражали общественно-политические, экономические и иные потребности государств, всего мирового сообщества, поскольку жизнь мирового сообщества под воздействием объективных процессов постоянно изменяется; постоянно меняется и международное право: на смену устаревшим нормам приходят новые.

Что касается роли государств, то именно они создают нормы международного права. Нельзя не отметить, что под влиянием мощных держав порой создаются нормы, отражающие в большей степени их интересы. Примером может быть так называемое "международное право цивилизованных народов", созданное в XIX - начале XX в. крупными государствами Европы, США. Однако в современных условиях, поскольку в создании международно-правовых норм участвуют все члены ООН, эти нормы в целом отвечают интересам всего мирового сообщества.

Ныне в создании международно-правовых норм возрастает роль международных организаций... и прежде всего ООН. Количество международных организаций растет, что является закономерным процессом в жизни мирового сообщества.

Ученые, неправительственные организации не создают право, они анализируют происходящие объективные процессы, существующие международно-правовые нормы и вносят рекомендации по их совершенствованию. Доктрины наиболее квалифицированных специалистов по международному праву могут использоваться в международной практике. Но рекомендации ученых, неправительственных организаций могут стать нормой поведения только в случае признания их таковой государствами.

Учитывая роль государств в создании норм международного права, исключительно важно, чтобы правильно понимался ход исторического развития, его логика. Государство только тогда может оказать влияние на развитие международного права своей волей, когда ему удается правильно оценить объективный ход исторического развития; поэтому государственные деятели при осуществлении внешней политики, дипломатии должны опираться на науку, научные разработки, обладать широким кругозором, поскольку, как говорили ученые мужи древности Конфуций, Аристотель и Платон, нельзя доверять власть непросвещенным людям.

Итак, можно сделать следующие выводы:

Международное право является продуктом исторического развития; оно возникает объективно, независимо от воли людей;

Международное право и сегодня продолжает развиваться в основном объективно; люди оказывают влияние на его развитие только тогда, когда им удается правильно оценить объективный ход исторических событий;

Договоры должны соблюдаться - это незыблемый принцип международного права, однако любой договор есть юридическая форма, которая со временем может перестать адекватно отражать объективную действительность и нуждается в изменении.

Таким образом, под воздействием объективных факторов, именуемых источником международного права в материальном смысле, оно постоянно изменяется.

Введение

Международное право в историческом развитии

Современное международное право

Система и источники современного международного права

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Международное право зародилось во время распада родоплеменных отношений и становления первых государств. В ту эпоху у древних людей уже накопился опыт межродовых и межплеменных отношений. Сложились определенные правила, регламентировавшие эти отношения, которые получили закрепление в обычаях. Свод этих правил, существовавший в первобытно - общинном обществе и регулировавший отношения между родами и племенами, с определенной натяжкой можно назвать догосударственным межплеменным "правом". Затем в ходе своего развития оно превратилось в международное право.

В основе зарождения международного права лежит государственное разделение общества и необходимость связей между государствами. В свою очередь, межгосударственные связи обусловливаются такими причинами, как международное разделение труда, объединение усилий государств для решения общих проблем экономического, политического, военного и иного характера, демографическая ситуация в тех или иных регионах планеты, время становления, формирования и развития государств, уровень знаний, степень развития коммуникационных связей ремесел, промышленности, сельского хозяйства, религии, идеологии, культуры, военного потенциала и так далее.

Ни одно государство, ни в какую эпоху не могло существовать длительное время абсолютно изолированным от других государств. Тысячами нитей (политическими, экономическими, военными, культурными, научными и так далее) оно было связано с другими. Научно-технический прогресс, возникновение глобальных проблем, упрощение коммуникационных связей лишь увеличивали взаимозависимость субъектов государственно-разделенного общества. Тем самым усиливалась роль норм права, регулировавших отношения между государствами. Таким образом, международное право является естественным продуктом исторического развития, существует объективно и реально, и, возникнув однажды на определенной стадии человеческого общества, оно будет развиваться и далее по законам диалектики.

Цель работы рассмотреть основные вопросы возникновения и развитие международного права, а также определить роль, место и задачи международного права в развитии многофункциональных отношений СНГ.


Международное право в историческом развитии

Древние века

Международное право стало складываться и развиваться вместе с возникновением государств и зарождением системы отношений между ними. Связи между древними государствами в значительной мере испытывали на себе влияние их общественно-экономической основы - рабовладения. О систематических международных отношениях рабовладельческих государств можно говорить применительно к концу III - началу II тысячелетия до нашей эры.

Особенностью этих отношений был их очаговый характер, то есть первоначально международные отношения и регулирующие их нормы развивались в тех районах земного шара, где зарождалась цивилизация и возникали центры международной жизни государств. Это в первую очередь долины Тигра и Евфрата, Нила, районы Китая и Индии, Эгейского и Средиземного морей.

Международные нормы, применявшиеся между государствами в этих районах, первоначально имели религиозный и обычно-правовой характер. Эти особенности нашли отражение в зарождавшихся институтах международного права, касавшихся: законов и обычаев войны; заключения, действия, обеспечения и прекращения международных договоров; обмена послами; установления правового режима иностранцев; образования межгосударственных союзов.

Практика выработала определенные типы договоров: о мире; союзные; о взаимной помощи; границах; арбитраже; торговле; нейтралитете и другие.

Немалое влияние на содержание международно-правовых норм древнего мира оказала система регулирования международных отношений Римской империи с иностранными государствами, а также с подвластными ей провинциями.


От падения Римской империи до Вестфальского мира

Этот период связан с развитием международных отношений феодальных государств в процессе их образования, преодоления раздробленности, возникновения крупных феодальных сословных монархий, а также с началом формирования абсолютистских государств. Особенностью регулирования международных отношений феодальных государств явилась преемственность ими многих международно-правовых правил рабовладельческого периода. Вместе с тем эти нормы обогащались и получали дальнейшее развитие.

Одной из особенностей феодального международного права в Западной Европе явилось влияние на него католической церкви. Римские папы осуществляли такое влияние, опираясь на каноническое право, формировавшееся постановлениями церковных соборов и" папских указов.

Заметное влияние на международное право в отношениях между арабскими государствами оказывал ислам.

В этот период еще не было общего для всех государств международного права. Применение международно-правовых норм связывалось с существованием нескольких регионов в Западной Европе, Византии, арабских халифатов на территории Индии и Китая, Киевской, а позднее - Московской Руси.

В сфере посольского права следует выделить появление с XV века постоянных посольств. Нарушение неприкосновенности послов подвергалось суровому наказанию. Стало складываться суждение, что основанием их прав и привилегий является суверенитет государя, от имени которого они действовали.

Военные обычаи в средневековый период оставались весьма жестокими. Различий между сражающимися войсками и мирным населением не проводилось. Захваченные воюющими населенные пункты подвергались разграблению, раненые бросались на произвол судьбы.

В ходе военных действий применялось "право добычи" захватившей ее стороны.

Мирные средства разрешения международных споров стали обогащаться в связи с достаточно широким обращением к третейским судам и арбитражу.

Существенное влияние на развитие международного права оказал Вестфальский трактат от 24 октября 1648 года. Этим договором устанавливалась система европейских государств, их границы, принцип политического равновесия. Вестфальский договор участником международного общения того времени признал Московскую Русь. Договор предусмотрел для всех его участников "право на территорию и верховенство" и равноправие европейских государств. Он исходил из идеи согласованных действий европейских держав, которые были призваны решать общие проблемы не на религиозной, а на светской основе.

От Вестфальского мира до Гаагских конференций мира

Этот период истории международного права связан с развитием идеи суверенного равенства государств и с утверждением новых принципов и норм международного права, основанных на концепциях естественного права. Побудительным мотивом этого явилось провозглашение естественно-правовых идей в актах французской революции конца XVIII века. В них феодально-абсолютистским взглядам на государство и на положение в нем человека были противопоставлены идеи, свойственные взаимоотношениям между людьми. Народы находятся между собой в естественном состоянии, их связывает всеобщая мораль. Народы по отношению друг к другу независимы и суверенны, каковы бы ни были численность населения и размеры территории, которую они занимают, гласила Декларация Грегуара. В ней также провозглашались принципы невмешательства в дела другого государства, территориального верховенства, соблюдения международных договоров.

В этот период суверенитет государства начинает связываться с суверенитетом народов. Все народы, а, следовательно, и государства независимы и равноправны, обладают рядом основных прав и обязанностей. Одна из них - делать в мирное время как можно больше добра, а во время войны - причинять друг другу как можно меньше зла.

Проводится гуманизация правил ведения войны. Начало ей положила принятая в Петербурге в 1868 году Декларация о запрещении разрывных пуль.

Под влиянием идей естественного права по-новому стали решаться вопросы территориальных изменений между государствами, в частности на основе плебисцита - итогов голосования населения передаваемой территории.

В международном праве утверждается принцип свободы открытого моря, чему в немалой степени способствовала провозглашенная 28 февраля 1780 года Россией Декларация о вооруженном нейтралитете, требовавшая обеспечения свободы морского судоходства для нейтральных государств.

Существенное содействие международно-правовому развитию оказали в этот период ряд важных международных конгрессов и конференций.

Так, Венский конгресс 1814-1815 годов породил возникновение постоянного нейтралитета Швейцарии, содействовал запрещению работорговли, развитию дипломатического права, становлению статуса международных рек.

Парижский конгресс 1856 года упразднил каперство - захват, разграбление или потопление судов воюющих государств, а также нейтральных стран; объявил нейтрализованным Черное море.

Берлинский конгресс 1878 года ознаменовался коллективным признанием независимости Сербии, Черногории и Румынии, провозглашением принципа недопустимости дискриминации кого-либо в отношении пользования гражданскими и политическими правами, доступа к публичным должностям в силу различия в религиозных верованиях и исповеданиях.

Существенный вклад в право вооруженных конфликтов внесли Гаагские конференции мира 1899 и 1906-1907 годов. Первая из них приняла, в частности, Декларацию о неупотреблении снарядов, имеющих единственное назначение распространять удушающие и вредоносные газы, и Декларацию о запрещении метания снарядов и взрывчатых веществ с воздушных шаров или при помощи иных подобных новых способов, а также Конвенцию о мирном разрешении международных столкновений. На второй Гаагской конференции были приняты десять новых конвенций и пересмотрены три акта конференции 1899 года.

Нижегородский институт менежмента и бизнеса

Кафедра экономики ифинансов

РЕФЕРАТ

по предмету «Международное право»

Тема: « Возникновение и развитие международного права»

(Международное публичное право)

выполнила студентка

5курса 26 потока фБАиА

Вырошникова С.Б.

проверила

Орлова Ю.М.

Оценка______________

«_________»_______________2009г

Н.Новгород (р.п.Бутурлино)

Введение............................................................................................................3

    Понятие международного права и его особенности

1.1 Понятие международного права отличия, международного права от внутригосударственного и международного частного права........................5

1.2.История становления и развития международного права.......................6

1.2Становление международного и российского права.................................8

2. Источники и принципы международного права

2.1.Норматворчество и источники международного права..........................9

2.2. Основные принципы международного права.......................................10

Зключение.......................................................................................................14

Литература.....................................................................................................15

ВВЕДЕНИЕ

Любая сфера международной жизни имеет свои особенности, чту должно найти отражение в международно-правовых нормах, призванных регулировать сложные международно-правовые отношения. Только в результате учета всех этих особенностей в правовых нормах можно говорить об эффективности международного права, без чего невозможно обеспечить развитие международного сообщества, предвосхищая и разрешая все проблемы, могущие возникнуть в процессе развития человеческой цивилизации, с тем, чтобы предотвратить те последствия, которые полны реальной опасности, угрожающей установившемуся качеству международного сообщества. Для понимания тенденции развития и роли международного права в жизни международного сообщества необходимо представить качество той среды, в которой оно функционирует и должно функционировать, оценивая статические и динамические аспекты этой среды, являющейся выражением специфичного сознания человечества. Эта специфичность заключается в том, что человечество по мере своего развития создало международное сообщество, отличающееся от механической совокупности стран и народов. Сообщество по мере своего развития, переоценивая и осмысливая основные катализаторы своего развития, усовершенствовало, эволюционизировало свою правовую базу, основным предназначением которой на современном этапе является обеспечение безопасности и мира, определенной стабильности в международных отношениях и предсказуемости поведения участников этих отношений. Именно эти черты отличают общность от простой совокупности.

Очевидно, что основой успеха дальнейшего развития международного сообщества является равновесие между общими и национальными интересами, регулируемое и контролируемое международным сообществом посредством международного права. Жизнь показала, что пределы свободного усмотрения для действий государств должны быть поставлены в строгие юридические рамки, выход за которые является противоправным, преступным.

Чем взаимосвязаннее становится международное сообщество, тем заметнее необходимость взаимосогласованного, общеприемлемого нормативного регулирования происходящих в мире процессов. Таким образом, взаимосвязанность международного сообщества является объективной предпосылкой развития международного права, всех его институтов, прогрессирующих, в свою очередь, эту взаимосвязанность. Следовательно, необходимая для развития стабильность в международном сообществе зависит от эффективного развития институтов международного права, позволяющих поддерживать определенный правопорядок в сообществе, обусловленный взаимосвязанностью последнего. Вместе с тем необходимо констатировать, что существуют недостаточно развитые, недостаточно эффективные институты международного права, призванные регулировать жизненно важные вопросы, вставшие перед международным сообществом в последнее десятилетие, в наши дни. И здесь наука международного права должна реализовать свое призвание, оценивая, переосмысливая и предлагая подходы для разрешения тех или иных проблем, что должно служить созданию международного правопорядка, имеющего целью обеспечить мир, безопасность, стабильность, свободу и благоденствие отдельных наций, народов и всего человечества.

1. ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА И ЕГО ОСОБЕННОСТИ

1.1. Понятие международного права, отличия международного права от внутригосударственного и международного частного права

Международное право – это особая система правовых норм, регулирующая отношения между государствами и производными от их воли субъектами на международной арене.

Характеризуя сущность международного права, следует исходить из существования двух правовых систем – внутригосударственной правовой системы (правовых систем, существующих в каждом отдельном государстве) и международно-правовой системы (системы межгосударственного общения). От внутригосударственного права международное право отличают:

1) особый предмет правового регулирования: у внутригосударственного права – это отношения в пределах юрисдикции соответствующего государства, а у международного права – это преимущественно межгосударственные и иные отношения, выходящие за рамки юрисдикции отдельного государства, требующие совместного регулирования со стороны нескольких государств или международного сообщества государств в целом;

2) особый метод правового регулирования: если внутригосударственное право создается в результате властных решений компетентных органов, то международное право – в процессе согласования интересов различных субъектов международного права;

3) наличие специфических субъектов международного права: в отличие от внутригосударственного права, где основными субъектами выступают индивиды (физические лица) и коллективные образования (юридические лица), в международном праве основными субъектами являются государства, народы и нации, борющиеся за национальное самоопределение, а также производные от их воли субъекты. Физические лица могут быть признаны субъектами международного права лишь в исключительных случаях;

4) особый порядок урегулирования международно-правовых споров и привлечения к международной ответственности: в силу отсутствия надгосударственных образований в случае необходимости сами государства коллективно обеспечивают поддержание международного правопорядка и привлечения виновных субъектов к ответственности;

5) особые источники международного права: обычай и договор.

Необходимо также различать международное публичное право и международное частное право . То международное право, о котором мы ведем речь как о регуляторе межгосударственных отношений, именуют международным публичным правом. Международное частное право – это система правовых норм, регулирующих гражданско-правовые, семейные и трудовые отношения с ино­странным (международным) элементом.

1.2. История становления и развития международного права

Существуют две различные точки зрения по вопросу о том, когда возникло международное право:

Одни ученые полагают, что международно-правовые обычаи зарождались еще до становления государственности, поскольку отдельные родовые общины не являлись совершенно обособленными, а были объединены с другими общинами, прежде всего соседними и родственными им, определенными неписанными законами (Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов и др.);

Другие считают, что международное право стало складываться и развиваться вместе с возникновением государств и зарождением системы отношений между ними (Г.В. Игнатенко, О.И. Тиунов).

Решение данного вопроса зависит от понимания самого явления международного права. В этом случае следует иметь в виду, что нельзя отождествлять современное и древнее международное право (например, на стадии межплеменного развития считается правомерным грабить или уводить в плен своих соседей, также как и заключать с ними мир).

Для ранних международных отношений были характерны:

а) региональный (локальный) характер – международные связи устанавливались только лишь с соседними или находящимися в том же географическом регионе государствами;

б) регулирование на основе обычных норм права (например, возникает обычай неприкосновенности послов).

Существенное развитие международное право получило в Древнем Риме, где существовало jus gentium – право народов и jus inter gentium – право между народами, узаконивается право международных договоров, основные принципы дипломатии.

В ходе рецепции римского права в страны Европы переходят основные положения римского права, однако международные правоотношения в ранней средневековой Европе характеризовались отсутствием признаваемых в качестве общеобязательных международных правил поведения, наличием межнацио-нальной и межрелигиозной вражды.

Становление международного права как науки происходит в эпоху Возрождения. Отцом науки международного права считается Гуго Гроций (в 1625 г. ввел в широкий обиход понятие международного права в трактате «О праве войны и мира»).

Заметной вехой в истории международного права стало заключение Вестфальского трактата 1648 г., которым была подведена черта под кровопролитной и разорительной общеевропейской Тридцатилетней войной. Фактически впервые в истории с участием всех государств региона, выступавших как равноправные партнеры, в официальном документе получили закрепление принципы политического равновесия, независимости светской власти от церковного диктата, суверенного равенства государств, было зафиксировано прохождение границ между государствами Европы на момент заключения трактата.

Важную роль в развитии международного права сыграли: Венский конгресс 1814–1815 гг., оформивший результаты антинаполеоновского сотрудничества крупнейших держав Европы, а также Парижский (1865 г.), Берлинский (1878 г.) мирные конгрессы и Гаагские конференции мира (1899 и 1907 гг.).

В конце XIX – начале XX вв. началась универсализация международного права. Международное право становится всеобщим, появляются международ-но-правовые нормы, распространяющиеся на все мировое сообщество. В настоящее время международное право находится на этапе его всеобщего признания и применения, хотя региональные тенденции все еще продолжают сказываться (точка зрения о формировании права Европейских сообществ, о специфике международного права в практике мусульманских стран и т.п.).

1.3. Соотношение международного и российского права

Эти две самостоятельные системы права не существуют изолированно друг от друга. На нормообразование в международном праве оказывают влияние национальные правовые системы, которые находят отражение и учитываются во внешней политике и дипломатии государств. Международное право, в свою очередь, влияет на национальное законодательство.

Часть 4 статьи 15 Конституции России устанавливает правило, согласно которому «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предус-мотренные законом, то применяются правила международного договора».

Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» 1995 г. дополняет данное конституционное правило следующим: «Положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров Российской Федерации принимаются соответствующие правовые акты» (п. 3 ст. 5).

Таким образом, международное право – часть российского права. В результате принятия Россией международной нормы содержащееся в ней правило включается в правовую систему страны, становится ее элементом и уже в этом качестве обретает способность регулировать отношения с участием физических и юридических лиц.

2. ИСТОЧНИКИ И ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

2.1. Нормотворчество и источники международного права

Нормы международного права – это общеобязательные правила деятельности и взаимоотношений субъектов международного права.

Процесс создания норм международного права отличается тем, что в международных отношениях отсутствуют специальные нормотворческие органы. Нормы международного права создаются самими его субъектами, прежде всего государствами. Единственным способом создания международно-правовых норм является соглашение субъектов международного права. Только субъекты международного права придают тем или иным правилам своего поведения качество юридической обязательности. Соглашение субъектов международного права относительно международно-правовых норм может быть явно выраженным или молчаливым. В первом случае они носят наименование договорных норм, а во втором – норм обычного права (обычаев).

Международный обычай – сложившееся в международной практике пра­вило поведения, за которым субъекты МПП признают (по большей части молча­ливо) юридически обязательный характер. Совокупность обычных норм принято называть общим меж­дународным правом , которое является ядром всей международно-правовой си­стемы, поскольку распространяет свое действие на всех субъектов. При форми­ровании норм общего права основную роль играет протест. Если нет протеста на возникшее правило поведения, значит госу­дарство согласно с ним, и оно переходит в разряд обычной международно-право­вой нормы.

Международный договор – соглашение между субъектами МПП относи­тельно установления, изменения или прекращения их взаимных прав и обязанно­стей (более подробно см. т.7).

Вспомогательными источниками международного права в соответствии со ст. 38 Статута Международного Суда ООН являются: общие принципы права, признанные цивилизованными народами, судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных юристов по международному праву.

2.2. Основные принципы международного права

Принципы международного права – основополагающие нормы, руководящие начала, лежащие в основе международного права и выражающие его сущность. Основные принципы международного права являются нормами jus cogens – императивными нормами общего международного права, прини-маемыми и признаваемыми международным сообществом государств в целом как нормы, отклонение от которых недопустимо. Нарушение государством какого-либо основного принципа может рассматриваться международным сообществом как посягательство на весь международный правопорядок.

Основополагающими документами, раскрывающими содержание основ-ных принципов международного права, являются:

    Устав ООН 1945 г.;

    Декларация о принципах международного права, касающаяся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г.;

    Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1975 г.

Основными принципами международного права являются:

1. Принцип суверенного равенства сложился и получил закрепление в названных выше документах как синтез традиционных правовых постулатов – уважения государственного суверенитета и равноправия государств. Однако, несмотря на то, что формально правовой статус всех государств одинаков, по-прежнему сохраняется фактическое неравенство, в результате которого вели­кие государства имеют больше механизмов влияния на процесс международного нормотворчества.

2. Принцип неприменения силы и угрозы силой . Запрещается не только применение вооруженной силы, но и невооруженное насилие, которое носит характер противоправного применения силы. Устав ООН предусматривает лишь два случая правомерного применения вооруженной силы: в целях самообороны (ст. 51) и по решению Совета Безопасности ООН в случае угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии (ст. 39 и 42).

3. Принцип мирного разрешения споров. Каждое государство должно разрешать свои между­народные споры с другими государствами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедли­вость. Такими средствами являются переговоры, консультации сторон, обследование, примирение, добрые услуги, посредничество, международный арбитраж или судебное разбирательство.

4. Принцип всеобщего уважения прав человека. Права и свободы человека подлежат соблюдению во всех государствах и действуют в отношении всех лиц без какой-либо дискриминации. При этом целью международного сотрудничества в этой области является разработка стандартов, которые служат для государств отправной точкой для выработки собственного национального законодательства.

5. Принцип невмешательства во внутренние дела. Для понимания сущности этого принципа важно раскрытие определения «внутренняя компетенция госу­дарства», как это зафиксировано в п.7 ст.2 Устава ООН. Эта дефиниция является относительной и четкого определения и границ не имеет. Между тем, вмеша­тельством считаются любые меры государств или международных организаций, с помощью которых последние пытаются препят-ствовать субъекту международ­ного права решать дела, по существу входящие в его внутреннюю компетенцию, за исключением применения принудительных мер в случаях угрозы миру, нару­шения мира, акта агрессии. Государство не может произвольно относить к своей компетенции любые вопросы.

6. Принцип территориальной целостности и неприкосновенности. Этот принцип был выделен в качестве самостоятельного Заключительным актом СБСЕ 1975 г. Первая часть принципа (территориальная целостность) означает недопустимость незаконного расчленения государства, отделения от него частей, оккупация и т.п. Вторая его часть (территориальная неприкосновен­ность) означает более широкое понятие, охватывая не только случаи отторже­ния, но и иные виды посягательств, например, вооруженное нападение, которое не ставит целей захвата территории, транзит любых транспортных средств без разрешения территориального суверена, разработка иностранными лицами или государствами природных ресурсов без разрешения суверена и т.д. Приобрете­ние территории вследствие нарушения этого принципа признается незаконным.

7. Принцип нерушимости границ . Этот принцип впервые был четко сформу­лирован в Заключительном акте СБСЕ 1975 г. и в настоящее время может рас­сматриваться в качестве дополнительного принципа к принципу уважения терри­ториальной целостности. Он означает:

    признание существующих границ в качестве юридически установленных в соответствии с международным правом;

    отказ от каких-либо территориальных претензий на данный момент или в будущем;

    отказ от каких-либо посягательств на эти границы, включая угрозу силой или ее применение.

8. Принцип равноправия и самоопределения народов. Содержание данного принципа впервые раскрыто в Декларации 1970 г.: «Создание незави-симого го­сударства, свободное присоединение к независимому государству или объедине­ние с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом, являются формами осуществления этим народом права на самоопределение». Первоначально этот принцип мыслился в неразрывной связи с широкими процессами деколонизации во второй половине текущего сто­летия. Теперь же учитывается и фактор территориальной целостности. Таким образом, данный принцип должен пониматься как очень тонкое соотношение требований самоопределения и целостности государства, что достигается только в стабильном обществе.

9. Принцип сотрудничества. Был сформулирован впервые в Декларации 1970 г. Он обязывает государства сотрудничать друг с другом независимо от разли­чий их политических, экономических и социальных систем, а также сотрудничать с ООН. Принцип имеет характер идеи, так как не­возможно обязать государства сотрудничать.

10. Принцип добросовестного выполнения обязательств по междуна-родному праву. При осуществлении своих суверенных прав, включая право устанавливать свои законы и административные правила, госу­дарства должны сообразовывать свои действия со своими обязательствами по международ­ному праву.

Основные принципы международного права являются фундаментом системы международного права и пронизывают все ее струкутрообразующие элементы.

Заключение

В современном взаимозависимом и едином мире невозможно не оценить ту роль, которую играет международное право в международных отношениях. В разные периоды истории оно играло неоднозначную роль во внешней политике и дипломатии государств. Невозможным представляется рассмотрение роли международного права в разрыве от внешней политики, дипломатии государств в системе международных отношений. Их взаимосвязь и взаимовлияние друг на друга на столько сильны, что невозможно недооценить роль какой-либо из них в этой системе.

Долгое время в западной в международно-правовой и политической литературе международному праву отводилось вспомогательная роль в политике. Этот подход оправдывался тем, что «национальный» или «государственные» интересы стоят выше международного права, что государства в своей внешней политике должны руководствоваться именно этими принципами, а международному праву отводилась второстепенная роль, что очень часто приводило к его грубым нарушениям, развязыванием войн, нагнетанию гонки ядерных вооружений, противостоянию военно-политических союзов и государств, конфронтации в глобальном масштабе.

Можно считать, что после принятия Устава ООН и его учреждения наступила новая эпоха в истории международного права. Разгром фашисткой Германии во второй мировой войне показал, что пренебрегать международным правом нельзя, поскольку оно играет свою особую роль в мировом правопорядке - это роль стабилизирующего и балансирующего фактора в мировой политике, что любые действия государств нарушающие нормы и принципы международного права с точки зрения защиты своих национальных и государственных интересов несостоятельны, поэтому государства должны придерживаться примату международного права во внешней политике и добросовестно выполнять взятые на себя обязательства.

Литература

    Бирюков, П.Н. Международное право. Учеб. пособие / П.Н. Бирюков. – М., 1999.

    Действующее международное право. В 3 т. Учеб. пособие. – М., 1999.

    Додонов, В.Н. Международное право: Словарь-справочник / В.Н. Додо-нов, В.П. Панов, О.Г. Румянцев. – М., 1997.

    Европейское право. Учебник для вузов / Под общей ред. Л. М. Энтина. – М., 2000.

    Лукашук, И.И. Международное право. Общая часть. Учебник / И.И. Лукашук. – М., 2000.

    Лукашук, И.И. Международное право. Особенная часть. Учебник / И.И. Лукашук. – М., 2000.

    Лукашук, И.И. Международное право: Элементарный курс / И.И. Лука-шук, Г.Г. Шинкарецкая. – М., 2000.

    Мартенс, Ф.Ф. Современное международное право цивилизованных народов. Т. I-II / Ф.Ф. Мартенс. – М., 1996.

    Международное право в документах // Сборник важнейших международно-правовых актов. – М., 1969.

    Международное право в документах: Учеб. пособие. – М., 1982.

    права (объективного и субъективного), как и возникновение государства, связанно с вхождением общества в цивилизацию. Процессы возникновения права и государства...
  1. Международное публичное и международное частное право соотношение и взаимодействие

    Курсовая работа >> Государство и право

    ... права . 2. Развитие взаимодействия международного публичного и частного права 2.1 Проблема «противоположности» компонентов публичного и частного в международном праве Ответ на вопрос о соотношении международного публичного и международного ...

В литературе выделяют четыре основных этапа развития международного права: рабовладельческий, феодальный, буржуазный и современный. Представляется целесообразным рассмотреть каждый из этих этапов.

Международное право как особая правовая система начало складываться и развиваться с возникновением государств и зарождением системы определенных отношений между ними. Связи между древними государствами в значительной мере в то время были обусловлены рабовладением как общественно-экономической основой межгосударственных отношений. О возникновении систематических международных отношений между рабовладельческими государствами можно говорить применительно к концу III - началу II тысячелетия до н.э.

Основной особенностью этих отношений, как это подчеркивается в литературе, был их очаговый характер. Первоначально международные отношения и регулирующие их нормы развивались в тех районах земного шара, где зарождалась цивилизация и возникали центры международной жизни государств (долины Тигра и Евфрата, Нила, районы Китая и Индии, побережья Эгейского и Средиземного морей).

Одним из самых древних дошедших до современных историков международных договоров является договор египетского фараона Рамзеса II с царем хеттов Хаттушилем III , заключенный в 1278 г. до н.э., в котором восстанавливались дружественные отношения между двумя государствами после длительной войны, заключались оборонительный и наступательный союзы, предусматривались помощь в случае внутренних беспорядков и взаимная выдача перебежчиков. Этот договор послужил образцом для многих международных соглашений.

Источником международного права, сохранившимся до нашего времени, можно считать и Законы Ману (I век н.э.), достаточно подробно урегулировавшие вопросы посольского права. Дипломатическую деятельность осуществляли древнегреческие города-государства, обменивавшиеся многочисленными посольствами и заключавшие договоры о военной помощи.

Существовал институт защиты иностранцев (проксения). Споры по нарушениям международных договоров рассматривались третейскими комиссиями; на нарушителей договора налагался крупный штраф, который в случае неуплаты взыскивался с помощью вооруженных сил.

В период древнеримской республики послы выбирались в сенате и обязаны были давать отчет о своей деятельности. В период империи происходит становление "права народов" (jus gentium) как особой правовой системы.

В это время уже проводится различие между справедливыми и несправедливыми войнами. Возникает один из важнейших принципов международного права - принцип соблюдения договоров (pacta sunt servanda), при этом нарушение договора рассматривалось как нарушение божественного права.


Итак, международные нормы, применявшиеся между государствами в этих районах, первоначально имели религиозный и обычно-правовой характер, что было обусловлено особым характером общественных отношений. Эти особенности отразились в зарождавшихся институтах международного права, которые затрагивали законы и обычаи войны. Приблизительно в этот же период начало зарождаться право международных договоров и появился институт обмена послами. Правовой режим иностранцев также претерпел существенные преобразования.

Развитие международного права в эпоху феодализма характеризуется некоторой "заторможенностью". В первую очередь, это обусловлено существованием так называемого "кулачного права". Война и только война признавалась справедливой формой разрешения международных споров.

В этот период заключаются в основном договоры о военных союзах, мирные соглашения. Так, торговые города заключали союзы (Ганзейский союз) для защиты торговли и торгующих граждан. Международное признание получили сборники, кодифицирующие нормы и обычаи морского права и послужившие обоснованием принципа свободы открытых морей. Отмечается некоторая регламентация "законов и обычаев войны", начинает складываться консульское право.

Активную роль в феодальных международных отношениях играла церковь, особенно католическая. Периодически проводившиеся соборы играли роль кодификаторов обычных норм международного права. Особенностью регулирования международных отношений феодальных государств явилась преемственность многих международно-правовых норм рабовладельческого периода. Вместе с тем эти нормы обогащались и получали дальнейшее развитие. Заметное влияние на международное право в отношениях между арабскими государствами оказывал ислам.

Итак, в этот период еще не было общего для всех государств международного права. Феодальная раздробленность обусловила применение международно-правовых норм в нескольких регионах Западной Европы, в Византии, арабских халифатов на территории Индии и Китая, Киевской, а позднее - Московской Руси.

Буржуазный период истории международного права связан с развитием идеи суверенного равенства государств и с утверждением новых принципов и норм международного права, основанных на концепциях естественного права, которые были провозглашены в актах французской революции конца XVIII в.

В этих теориях феодально-абсолютистским взглядам на государство и на положение в нем человека были противопоставлены идеи естественного происхождения права, всеобщей морали, а также принципы невмешательства в дела другого государства, территориального верховенства, соблюдения международных договоров.

Немаловажно, что в этот период суверенитет государства начинает связываться с суверенитетом народов. Все народы, а следовательно, и государства независимы и равноправны, обладают рядом основных прав и обязанностей. Одна из них - делать в мирное время как можно больше добра, а во время войны - причинять друг другу как можно меньше зла.

Буржуазный период истории международного права также характеризуется гуманизацией правил ведения войны, что было установлено в принятой в Петербурге в 1868 г. Декларации о запрещении разрывных пуль.

Под влиянием идей естественного права по-новому стали решаться вопросы территориальных изменений между государствами. В практику был введен новый демократический институт - голосование на основе плебисцита, т.е. учитывалось волеизъявление населения передаваемой территории.

В международном праве утверждается принцип свободы открытого моря, чему в немалой степени способствовала провозглашенная Россией 28 февраля 1780 г. Декларация о вооруженном нейтралитете, требовавшая обеспечение свободы морского судоходства для нейтральных государств.

Существенное содействие международно-правовому развитию оказали в этот период ряд важных международных конгрессов и конференций.

Понятие и сущность международного права

В литературе выделяют два типа правовых систем - международное право и внутреннее право государств. Они существуют независимо друг от друга, имеют как общие черты, так и специфические, присущие им как самостоятельным системам права.

Общие черты следующие: обе системы представляют собой совокупность юридических принципов и норм, обязательных для субъектов права, выполнение которых может быть обеспечено принудительно. И международное право, и внутригосударственное право обладают сходной структурой: они делятся на отрасли, подотрасли, институты, а "первичным элементом" обеих систем являются правовые нормы.

Среди отличительных черт принято выделять:

1) предмет регулирования. Предметом национального права являются отношения между субъектами национального права отдельных государств, которые ограничиваются пределами государственной территории и рамками внутренней компетенции.

Международное право регламентирует главным образом взаимоотношения субъектов международного права, к которым относятся государства, народы, борющиеся за свою независимость, международные организации, государствоподобные формирования;

2) способ создания правовых норм. Как правило, нормы национального права создаются в результате односторонней государственно-властной деятельности, в то время как нормы международного права создаются его субъектами на основе свободного волеизъявления участников международного общения;

3) источники права. Внутригосударственные нормы сформулированы в виде нормативных актов, нормативных договоров, обычаев и т.д., в то время как международно-правовые нормы выражаются в форме международных договоров, международных обычаев, актов международных конференций и совещаний, в документах международных организаций;

4) субъекты права. Субъектами внутригосударственного права являются: государство, государственные органы и должностные лица, субъекты федерации, органы местного самоуправления, юридические и физические лица и т.д. К субъектам международного права относятся адресаты международно-правовых норм и их создатели.

Итак, международное право можно определить как особую систему права - совокупность международно-правовых принципов и норм, создаваемых субъектами международного права и регулирующих отношения между государствами, народами, борющимися за свою независимость, международными организациями, государствоподобными образованиями, а также, в некоторых случаях, отношения с участием физических и юридических лиц.

Функции международного права

Под функциями международного права принято понимать основные направления воздействия международного права на отношения, являющиеся предметом международно-правового регулирования. Функции международного права отличаются многообразием и зависят не только от объекта международно-правового воздействия, но и от достигнутого уровня международно-правового регулирования тех или иных сфер отношений. Результатом действия международного права является возникновение, упорядочивание, прекращение или сокращение каких-то отношений.

Выделяют следующие функции:

1) стабилизирующая - ее значение состоит в том, что международно-правовые нормы призваны организовывать мировое сообщество, устанавливать определенный международный правопорядок, стремиться упрочить его, сделать более стабильным;

2) регулятивная - при ее выполнении устанавливается международный правопорядок и соответствующим образом регулируются общественные отношения;

3) охранительная - состоит в обеспечении надлежащей охраны международных правоотношений. При нарушении международных обязательств субъекты международных правоотношений вправе использовать меры ответственности и санкции, допускаемые международным правом;

4) информационно-воспитательная - состоит в передаче накопленного опыта рационального поведения государств, в просвещении относительно возможностей использования права, в воспитании в духе уважения к праву и охраняемым им интересам и ценностям.

Соотношение международного и международного частного права

К международному частному праву традиционно относят правила поведения и взаимоотношения участников международных отношений негосударственного характера. Имеются в виду прежде всего гражданско-правовые и родственные им отношения с иностранным (международным) элементом. Такие правила содержатся как во внутреннем праве государств, под юрисдикцией которых находятся соответствующие физические и юридические лица, так и в международных договорах и международных обычаях.

Международное частное право представляет собой совокупность норм, регулирующих частноправовые отношения, осложненные иностранным элементом.

В литературе выделяют несколько точек зрения по вопросу о соотношении международного публичного и международного частного права. Некоторые ученые придерживаются точки зрения, согласно которой международно-правовая система состоит из двух подсистем: международного права, регулирующего отношения между государствами и другими его субъектами, и международного частного права, регулирующего гражданско-правовые, брачно-семейные, трудовые и иные отношения с участием иностранных предприятий и граждан.

В соответствии с другой точкой зрения международное частное право представляет собой независимую правовую систему и включает в себя нормы как международного права, так и национальных правовых систем.

Однако большая часть исследователей считает, что международное частное право является не самостоятельной правовой системой, а комплексным образованием, включающим в себя как международно-правовые, так и внутригосударственные нормы, регулирующие более или менее однородные отношения.

Таким образом, современное соотношение международного публичного и международного частного права характеризуется их сближением, взаимопроникновением, поскольку, с одной стороны, международные отношения с участием физических и юридических лиц вышли за гражданско-правовые рамки, охватив вопросы семейного, административного, трудового права, с другой стороны, международные договоры стали играть более важную роль в регулировании такого рода отношений, непосредственно устанавливая правила поведения физических и юридических лиц, находящихся под юрисдикцией различных государств. Однако не следует забывать о кардинальных отличиях международного публичного права как самостоятельной правовой системы от международного частного права, входящего в национальную правовую систему.

Международное право, внешняя политика и дипломатия: соотношение этих понятий

Внешняя политика представляет собой общий курс государства в международных отношениях и его конкретные шаги в направлении реализации этого курса, в то время как дипломатия является важнейшим инструментом осуществления внешней политики государства. В целом внешняя политика и дипломатия должны соответствовать международному праву и опираться на него.

Устав ООН в качестве одной из целей создания этой организации ставит задачу "создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права".

Международное право развивается под влиянием совокупности внешнеполитических курсов государств, а дипломатия, в свою очередь, обеспечивает достижение общего знаменателя при осуществлении государствами своей внешней политики, которым и является международное право.

В дипломатии важно умение не только достигать политического компромисса, но и выражать его специфическим юридическим языком. В этом и заключается единство и взаимодействие внешней политики, дипломатии и международного права.

Ни внешняя политика, ни дипломатия не должны вступать в противоречие с международным правом, являющимся единственным общим языком межгосударственного общения.

Таким образом, международное право как средство дальнейшей демократизации и гуманизации современной системы международных отношений оказывает непосредственное воздействие на внешнюю политику государства и его дипломатию.

Выбор редакции
СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...

Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...

Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...

Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...
В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c) Н.Л. ШЕХОВСКАЯ, (c) Более полувека назад, предвидя суть грядущих преобразований в России,...
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...
В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...