Изъятие оружия коап. Порядок составления протокола об изъятии вещей и документов


Согласно положениям ст. 27.10 КоАП РФ допускается изъятие вещей , явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов , имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении. Такие вещи и документы могут быть обнаружены на месте совершения административного правонарушения либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, досмотре транспортного средства, осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий, помещений, находящихся у него товаров, транспортных средств и иного имущества.

Изъятие указанных вещей и документов представляет собой административно-правовую меру воздействия, состоящую в принудительном лишении физического или юридического лица возможности пользоваться и распоряжаться этими вещами и документами. Изъятие вещей и документов осуществляется в целях пресечения административного правонарушения и обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении, исполнения принятого по делу постановления. В ряде случаев изъятие документов необходимо для установления личности лица, совершившего противоправное деяние.

Изъятие вещей и документов, обнаруженных при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, и досмотра транспортного средства производится лицами, имеющими право осуществлять доставление и административное задержание, а также всеми иными должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях. Это: сотрудники органов внутренних дел (милиции); военнослужащие внутренних войск; старшие должностные лица ведомственной охраны или вневедомственной охраны при органах внутренних дел, находящиеся в месте расположения охраняемого объекта; должностные лица военной автомобильной инспекции; военнослужащие пограничных органов; иные военнослужащие; должностные лица таможенных органов; военнослужащие и должностные лица органов и учреждений уголовно-исполнительной системы; должностные лица органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением правил пользования транспортом; должностные лица органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением законодательства об охране окружающей среды, сотрудники других федеральных органов исполнительной власти. Изъятие вещей и документов производится в присутствии двух понятых.

Изъятие вещей и документов, обнаруженных при осуществлении осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий, помещений и иного его имущества, осуществляется должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях. Это прежде всего сотрудники органов, которые вправе рассматривать дела о соответствующих правонарушениях, а также должностные лица указанных в ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, иных государственных органов. Изъятие таких вещей и документов также производится в присутствии двух понятых.


Допустимость изъятия имущества по решению должностных лиц органов исполнительной власти в качестве меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях определена в постановлениях Конституционного Суда РФ. В этих постановлениях прямо указывается, что до вынесения судебного решения административные органы и должностные лица, реализующие полномочия по осуществлению мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, вправе изымать у нарушителей вещи и документы, поскольку подобная мера не является санкцией за совершенное правонарушение и не связана с лишением имущества. Вместе с тем Конституционный Суд РФ подчеркнул, что в силу ч. 3 ст. 35 Конституции РФ только с вынесения судебного решения конфискация (как и возмездное изъятие) может рассматриваться как мера юридической ответственности, влекущая утрату собственником его имущества.

Подчеркнем, что вещи, явившиеся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документы, имеющие значение доказательств по делу об административном правонарушении, изымаются на время, до принятия по этому делу решения. После рассмотрения этого дела в зависимости от назначенного наказания орудия совершения и предметы административного правонарушения либо конфискуются, либо реализуются (при возмездном изъятии), либо изымаются из оборота и подлежат передаче в соответствующие организации (или уничтожению), либо возвращаются законному владельцу, а при его неустановлении передаются в собственность государства.

В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах. Однако документы, являющиеся вещественными доказательствами, подлежат оставлению в деле в течение всего срока хранения данного дела либо в соответствии с законодательством передаются заинтересованным лицам.

До рассмотрения дела об административном правонарушении изъятые вещи и документы хранятся в местах, определяемых лицом, осуществившим изъятие вещей и документов, в порядке, установленном соответствующим федеральным органом исполнительной власти. Судья, орган, должностное лицо, в производстве которого находится дело, обязан принять необходимые меры по обеспечению сохранности вещественных доказательств до разрешения дела. Вещественные доказательства должны находиться в упаковке, обеспечивающей их сохранность, в опечатанном виде. В случае необходимости изъятые вещи и документы упаковываются и опечатываются прямо на месте изъятия.

Если те или иные предметы в силу их громоздкости или иных причин не могут храниться совместно с делом, они должны быть сфотографированы, по возможности опечатаны и храниться в месте, указанном лицом или органом, в производстве которого дело находится (о чем в деле должна иметься соответствующая справка). Изъятые огнестрельное оружие и патроны к нему, иное оружие, а также боевые припасы хранятся в порядке, определяемом МВД России.

В случае передачи протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности (если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, органа, должностного лица, к которым протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение, либо вынесено определение об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица) изъятые вещи и документы препровождаются вместе с делом.

Изъятые вещи, подвергающиеся быстрой порче, после их изъятия сдаются для реализации, а при невозможности реализации уничтожаются. Порядок передачи таких вещей для реализации или в случае необходимости уничтожения установлен Правительством РФ. Изъятые наркотические средства и психотропные вещества, этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, не отвечающие обязательным требованиям стандартов, санитарных правил и гигиенических нормативов, также подлежат направлению на переработку или уничтожению в порядке, установленном Правительством РФ. Подобная практика реализации и уничтожения наркотических средств, спиртосодержащей и быстопортящейся продукции, обусловленная необходимостью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и здоровья населения, разумна и принята во многих странах.

Необходимо отметить, что образцы подлежащих уничтожению наркотических средств и психотропных веществ, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, поскольку имеют значение доказательств по делу об административном правонарушении, хранятся до вступления в законную силу постановления по делу. К сожалению, законодатель в ст. 27.10 КоАП РФ ничего не говорит о необходимости хранения образцов иных изъятых вещей, которые в силу их быстрой порчи тоже должны быть направлены на реализацию или уничтожение. Между тем образцы и таких вещей, учитывая их доказательственное значение, должны храниться до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении (это, в частности, необходимо для обеспечения возможности назначения дополнительных и повторных экспертиз).

Законодатель не уточняет также, какие субъекты, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, имеют право принимать решение о реализации или уничтожении указанной выше продукции. Это определено Правительством РФ в указанном выше постановлении от 19 ноября 2003 г. № 694. Согласно данному постановлению решение о сдаче изъятых вещей для реализации принимается органом исполнительной власти, уполномоченным изымать орудия совершения или предметы административного правонарушения, а также органом, осуществляющим государственный надзор и контроль в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Уничтожение изъятых вещей осуществляется на основании заключения эксперта органа государственного надзора и контроля в присутствии комиссии, состоящей из представителей уполномоченного органа исполнительной власти, лица, у которого они изъяты, и двух понятых.

Возможность принятия таких решений судьей не вызывает никаких сомнений. В принципе, исходя из положений ч. 2 ст. 243 Гражданского кодекса РФ, согласно которой в случаях, предусмотренных законом, конфискация может быть произведена в административном порядке, принятие подобного решения допустимо не только судьей, но и другим органом или должностным лицом, в производстве которого находится дело. Однако, возможность административной конфискации противоречит положениям ст. 35 Конституции РФ, в соответствии с которой никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения». Это противоречие в законодательстве нуждается в разрешении.

При совершении административного правонарушения, влекущего лишение права на управление транспортным средством, у водителя, судоводителя, пилота изымается до вынесения постановления по делу об административном правонарушении водительское удостоверение, удостоверение тракториста-машиниста (тракториста), удостоверение судоводителя, удостоверение пилота и выдается временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующего вида до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, но не более чем на два месяца.

В случае, если дело об административном правонарушении не рассмотрено в течение двух месяцев, срок действия временного разрешения на право управления транспортным средством соответствующего вида по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, продлевается судьей, органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело об административном правонарушении, на срок не более одного месяца при каждом обращении. При подаче жалобы на постановление по делу об административном правонарушении срок действия временного разрешения на право управления транспортным средством соответствующего вида продлевается судьей, должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу, до вынесения решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении.

Такой порядок отличается от положения, существовавшего в действовавшем ранее КоАП РСФСР и предусматривавшего изъятие у водителя (судоводителя) водительского удостоверения при совершении им правонарушения, влекущего не только лишение права на управление транспортным средством, но и наложение штрафа.

В случае необходимости при изъятии вещей и документов применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.

Об изъятии вещей и документов составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении, в протоколе осмотра места совершения административного правонарушения или в протоколе об административном задержании. Таким образом, законодатель не требует составления непременно самостоятельного, специального протокола об изъятии вещей и документов. Может быть составлен и самостоятельный протокол, но допускается также фиксация необходимых сведений путем внесения соответствующей записи в протокол о доставлении, в протокол осмотра места совершения административного правонарушения или в протокол об административном задержании. К сожалению, законодатель не говорит, имеет ли право владелец изымаемых вещей и документов требовать составления самостоятельного специального протокола, между тем в ряде случаев это может иметь принципиальное значение.

Об изъятии водительского удостоверения, удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), удостоверения судоводителя, удостоверения пилота делается запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе осмотра места совершения административного правонарушения.

В протоколе об изъятии вещей и документов должны быть подробно описаны изъятые вещи и документы, в частности, зафиксированы признаки, позволяющие выделить предмет из числа ему подобных и обусловливающие его доказательственное значение. В протоколе необходимо обязательно указывать сведения о виде и реквизитах изъятых документов, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках изъятых вещей (например, о материале, форме, размере, цвете предмета, сорте и качестве изделия и т.д.), в том числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, об иных идентификационных признаках оружия, о виде и количестве боевых припасов.

Материалы, полученные при изъятии вещей и документов с применением фотосъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу. Протокол подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, у которого изъяты вещи и документы, понятыми. В случае отказа лица, у которого изъяты вещи и документы, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола вручается лицу, у которого изъяты вещи и документы, или его законному представителю.

В соответствии со ст. 3.5 КоАП административный штраф может выражаться в величине, кратной стоимости предмета административного правонарушения. В этой связи такие предметы, если предусмотрено назначение подобного штрафа, подлежат оценке. Оцениваются также изъятые вещи, которые в связи с быстрой порчей направляются на реализацию или уничтожение. Кроме того, оценке подлежат изъятые из оборота этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, направляемые на переработку или уничтожение.

Стоимость изъятых вещей определяется на основании государственных регулируемых цен в случае, если таковые установлены; в остальных случаях ‑ на основании рыночной конъюнктуры. Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции. При этом предполагается, что стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства. В случае необходимости стоимость изъятых вещей определяется на основании заключения эксперта.

Пересчет иностранной валюты, изъятой в качестве предмета административного правонарушения, в валюту РФ производится по действующему на день совершения административного правонарушения курсу Центрального банка РФ.

Когда товары, транспортные средства и иные вещи изъять невозможно или их сохранность может быть обеспечена без изъятия, они подвергаются аресту.

Текущая редакция ст. 27.10 КоАП РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

1. Изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных на месте совершения административного правонарушения либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, и досмотре транспортного средства, осуществляется лицами, указанными в статьях 27.2, 27.3, 28.3 настоящего Кодекса, в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.

2. Изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных при осуществлении осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий, помещений и находящихся у него товаров, транспортных средств и иного имущества, а также соответствующих документов, осуществляется лицами, указанными в статье 28.3 настоящего Кодекса, в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.

(Часть в редакции, введенной в действие с 15 ноября 2014 года Федеральным законом от 14 октября 2014 года N 307-ФЗ.

3. Часть утратила силу с 1 сентября 2013 года - Федеральный закон от 23 июля 2013 года N 196-ФЗ.

4. В случае необходимости при изъятии вещей и документов применяются фото- и киносъемка, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.

(Часть в редакции, введенной в действие с 15 ноября 2014 года Федеральным законом от 14 октября 2014 года N 307-ФЗ.

5. Об изъятии вещей и документов составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении, в протоколе осмотра места совершения административного правонарушения или в протоколе об административном задержании. Об изъятии водительского удостоверения, удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), удостоверения судоводителя, удостоверения пилота делается запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе осмотра места совершения административного правонарушения (часть дополнена с 1 января 2008 года Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 210-ФЗ.

5.1. В случае, если изымаются документы, с них изготавливаются копии, которые заверяются должностным лицом, изъявшим документы, и передаются лицу, у которого изымаются документы, о чем делается запись в протоколе. В случае, если невозможно изготовить копии или передать их одновременно с изъятием документов, указанное должностное лицо передает заверенные копии документов лицу, у которого были изъяты документы, в течение пяти дней после изъятия, о чем делается запись в протоколе. В случае, если по истечении пяти дней после изъятия документов заверенные копии документов не были переданы лицу, у которого изъяты документы, заверенные копии документов в течение трех дней должны быть направлены по почте заказным почтовым отправлением, о чем делается запись в протоколе с указанием номера почтового отправления. Копии документов направляются по адресу места нахождения юридического лица или адресу места жительства физического лица, указанному в протоколе.

(Часть дополнительно включена с 10 января 2009 года Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 293-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 года Федеральным законом от 23 июля 2013 года N 196-ФЗ.

6. В протоколе об изъятии вещей и документов указываются сведения о виде и реквизитах изъятых документов, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках изъятых вещей, в том числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, об иных идентификационных признаках оружия, о виде и количестве боевых припасов.

7. В протоколе об изъятии вещей и документов делается запись о применении фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации документов. Материалы, полученные при изъятии вещей и документов с применением фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу.

(Часть в редакции, введенной в действие с 15 ноября 2014 года Федеральным законом от 14 октября 2014 года N 307-ФЗ.

8. Протокол об изъятии вещей и документов подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, у которого изъяты вещи и документы, а также понятыми в случае их участия. В случае отказа лица, у которого изъяты вещи и документы, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола вручается лицу, у которого изъяты вещи и документы, или его законному представителю.

(Часть в редакции, введенной в действие с 15 ноября 2014 года Федеральным законом от 14 октября 2014 года N 307-ФЗ.

9. В случае необходимости изъятые вещи и документы упаковываются и опечатываются на месте изъятия. Изъятые вещи и документы до рассмотрения дела об административном правонарушении хранятся в местах, определяемых лицом, осуществившим изъятие вещей и документов, в порядке, установленном соответствующим федеральным органом исполнительной власти.
10. Изъятые огнестрельное оружие и патроны к нему, иное оружие, а также боевые припасы хранятся в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел.

11. Изъятые вещи, подвергающиеся быстрой порче, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, сдаются в соответствующие организации для реализации, а при невозможности реализации уничтожаются.
12. Изъятые наркотические средства и психотропные вещества подлежат направлению на переработку или уничтожению в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Образцы подлежащих уничтожению наркотических средств и психотропных веществ, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции хранятся до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 31 декабря 2014 года N 494-ФЗ.

13. Изъятые в соответствии с законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции из незаконного оборота этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, а также предметы, используемые для незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, подлежат демонтажу и (или) вывозу и хранению вне места изъятия в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Образцы указанных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, предметов хранятся до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.

(Часть дополнительно включена с 1 января 2015 года Федеральным законом от 31 декабря 2014 года N 494-ФЗ)

Комментарий к статье 27.10 КоАП РФ

1. Изъятие вещей и документов, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных на месте совершения административного правонарушения либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, и досмотре транспортного средства (далее - изъятие вещей и документов), представляет собой принудительную меру обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, направленную на сбор вещественных доказательств по данным делам, а также на недопущение продолжения использования орудий совершения или предметов административного правонарушения в противоправных целях.

2. Полномочиями по изъятию вещей и документов обладают все должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях (ст. 28.3). В связи с этим ссылка в ч. 1 данной статьи на ст. ст. 27.2 и 27.3 фактически не имеет правового смысла (см. также комментарий к ст. 27.8).

При анализе ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи следует учитывать обязательность (в отличие от положений ст. 27.7) присутствия понятых при изъятии вещей и документов.

3. Учитывая, что комментируемой статьей устанавливается порядок изъятия вещей и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении, при применении ее ч. ч. 4 - 9 необходимо учитывать положения главы 26 Кодекса. При этом особенно важна наиболее полная фиксация вещественных доказательств в протоколе об изъятии вещей и документов.

4. Следует различать изъятие вещей как меру обеспечения производства по делу об административном правонарушении и конфискацию как вид административного наказания. Изъятие является мерой обеспечивающей, конфискация - видом административного наказания, имеющим самостоятельное значение (см. ч. 3 ст. 3.7). Одновременно необходимо учитывать, что этой же нормой, а также положениями ст. 27.11 и ч. 3 ст. 29.10 вводится понятие "изъятых из оборота" орудий совершения или предметов административного правонарушения, которое в данном случае означает "запрещенные к обороту". Статья 25 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (с изм. и доп.) устанавливает условия, при которых подлежат изъятию из незаконного оборота этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция. Содержание названного понятия не совпадает с содержанием понятия "изъятых" орудий совершения или предметов административного правонарушения по смыслу ст. 27.10.

5. При решении вопроса о реализации на основании комментируемой статьи изъятых вещей и документов необходимо применять нормы Положения о сдаче для реализации или уничтожения изъятых вещей, являющихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, подвергающихся быстрой порче, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2003 г. N 694 (с изм. и доп.).

Положения ч. 12 комментируемой статьи необходимо рассматривать с учетом норм ч. 3 ст. 3.7 и ч. 3 ст. 29.10 Кодекса. В комментируемой статье указывается, что этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, не отвечающие обязательным требованиям стандартов, санитарных правил и гигиенических нормативов, подлежат направлению на переработку или уничтожению с оставлением соответствующих образцов до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении. Однако при этом следует учитывать, что в Определении Конституционного Суда РФ от 15 января 2008 г. N 408-О-П подтверждена ранее сформулированная Конституционным Судом позиция, согласно которой исключается возможность направления на уничтожение или переработку указанной продукции, изъятой в рамках производства по делам об административных правонарушениях, без судебного решения. Должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях в области оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, такая мера применяется до вынесения постановления по делу об административном правонарушении (ст. 29.10) в порядке, установленном Положением о направлении на переработку или уничтожение изъятых из незаконного оборота либо конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11 декабря 2002 г. N 883 (с изм. и доп.).

6. Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 210-ФЗ в комментируемую статью в новой редакции включена ч. 3, в которой конкретизированы правила изъятия соответствующего вида удостоверения на право вождения транспортного средства и выдачи взамен его временного разрешения; определены сроки действия этого разрешения и порядок продления его судьей, органом, должностным лицом, на рассмотрение которых поступило дело, если оно не рассмотрено в течение срока действия выданного временного разрешения.

7. Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 293-ФЗ в комментируемую статью включена ч. 5.1, в соответствии с которой с изымаемых документов (за исключением предусмотренных в ч. 3 настоящей статьи) изготавливаются копии. Они заверяются должностным лицом, изъявшим документы, и в установленном порядке передаются или направляются лицу, у которого данные документы были изъяты.

8. Руководствуясь правилами данной статьи, уполномоченные в соответствии со ст. ст. 27.2, 27.3 и 28.3 органы определяют порядок хранения изъятых вещей и документов по делам об административных правонарушениях, в отношении которых они вправе вести производство. См., например, Приказ ФСБ России от 6 июня 2007 г. N 293 "Об утверждении Инструкции о порядке хранения изъятых вещей и документов по делам об административных правонарушениях, подведомственных пограничным органам" (РГ. 2007. 25 июля). Смотрите также Приказ Федеральной таможенной службы от 18 декабря 2006 г. N 1339 "О порядке хранения изъятых вещей и документов, имеющих значение доказательств по делам об административных правонарушениях" (РГ. 2007. 23 мая); Приказ МВД России от 31 декабря 2009 г. N 1025 "Об утверждении Инструкции о порядке хранения вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих доказательственное значение по делу об административном правонарушении" (РГ. 2010. 10 марта).

Консультации и комментарии юристов по ст 27.10 КоАП РФ

Если у вас остались вопросы по статье 27.10 КоАП РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Вы думате, что вы русский? Родились в СССР и думаете, что вы русский, украинец, белорус? Нет. Это не так.

Вы на самом деле русский, украинец или белорус. Но думате вы, что вы еврей.

Дичь? Неправильное слово. Правильное слово “импринтинг”.

Новорожденный ассоциирует себя с теми чертами лица, которые наблюдает сразу после рождения. Этот природный механизм свойственен большинству живых существ, обладающих зрением.

Новорожденные в СССР несколько первых дней видели мать минимум времени кормления, а большую часть времени видели лица персонала роддома. По странному стечению обстоятельств они были (и остаются до сих пор) по большей части еврейскими. Прием дикий по своей сути и эффективности.

Все детство вы недоумевали, почему живете в окружении неродных людей. Редкие евреи на вашем пути могли делать с вами все что угодно, ведь вы к ним тянулись, а других отталкивали. Да и сейчас могут.

Исправить это вы не сможете – импринтинг одноразовый и на всю жизнь. Понять это сложно, инстинкт оформился, когда вам было еще очень далеко до способности формулировать. С того момента не сохранилось ни слов, ни подробностей. Остались только черты лиц в глубине памяти. Те черты, которые вы считаете своими родными.

1 комментарий

Система и наблюдатель

Определим систему, как объект, существование которого не вызывает сомнений.

Наблюдатель системы - объект не являющийся частью наблюдаемой им системы, то есть определяющий свое существование в том числе и через независящие от системы факторы.

Наблюдатель с точки зрения системы является источником хаоса - как управляющих воздействий, так и последствий наблюдательных измерений, не имеющих причинно-следственной связи с системой.

Внутренний наблюдатель - потенциально достижимый для системы объект в отношении которого возможна инверсия каналов наблюдения и управляющего воздействия.

Внешний наблюдатель - даже потенциально недостижимый для системы объект, находящийся за горизонтом событий системы (пространственным и временным).

Гипотеза №1. Всевидящее око

Предположим, что наша вселенная является системой и у нее есть внешний наблюдатель. Тогда наблюдательные измерения могут происходить например с помощью «гравитационного излучения» пронизывающего вселенную со всех сторон извне. Сечение захвата «гравитационного излучения» пропорционально массе объекта, и проекция «тени» от этого захвата на другой объект воспринимается как сила притяжения. Она будет пропорциональна произведению масс объектов и обратно пропорциональна расстоянию между ними, определяющим плотность «тени».

Захват «гравитационного излучения» объектом увеличивает его хаотичность и воспринимается нами как течение времени. Объект непрозрачный для «гравитационного излучения», сечение захвата которого больше геометрического размера, внутри вселенной выглядит как черная дыра.

Гипотеза №2. Внутренний наблюдатель

Возможно, что наша вселенная наблюдает за собой сама. Например с помощью пар квантово запутанных частиц разнесенных в пространстве в качестве эталонов. Тогда пространство между ними насыщено вероятностью существования породившего эти частицы процесса, достигающей максимальной плотности на пересечении траекторий этих частиц. Существование этих частиц также означает отсутствие на траекториях объектов достаточно великого сечения захвата, способного поглотить эти частицы. Остальные предположения остаются такими же как и для первой гипотезы, кроме:

Течение времени

Стороннее наблюдение объекта, приближающегося к горизонту событий черной дыры, если определяющим фактором времени во вселенной является «внешний наблюдатель», будет замедляться ровно в два раза - тень от черной дыры перекроет ровно половину возможных траекторий «гравитационного излучения». Если же определяющим фактором является «внутренний наблюдатель», то тень перекроет всю траекторию взаимодействия и течение времени у падающего в черную дыру объекта полностью остановится для взгляда со стороны.

Также не исключена возможность комбинации этих гипотез в той или иной пропорции.

Официальный текст :

Статья 27.10. Изъятие вещей и документов

1. Изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных на месте совершения административного правонарушения либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, и досмотре транспортного средства, осуществляется лицами, указанными в статьях 27.2 , 27.3 , 28.3 настоящего Кодекса, в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.

2. Изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных при осуществлении осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий, помещений и находящихся у него товаров, транспортных средств и иного имущества, а также соответствующих документов, осуществляется лицами, указанными в статье 28.3 настоящего Кодекса, в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.

4. В случае необходимости при изъятии вещей и документов применяются фото- и киносъемка, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.

5. Об изъятии вещей и документов составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении, в протоколе осмотра места совершения административного правонарушения или в протоколе об административном задержании. Об изъятии водительского удостоверения, удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), удостоверения судоводителя, удостоверения пилота делается запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе осмотра места совершения административного правонарушения.

5.1. В случае, если изымаются документы, с них изготавливаются копии, которые заверяются должностным лицом, изъявшим документы, и передаются лицу, у которого изымаются документы, о чем делается запись в протоколе. В случае, если невозможно изготовить копии или передать их одновременно с изъятием документов, указанное должностное лицо передает заверенные копии документов лицу, у которого были изъяты документы, в течение пяти дней после изъятия, о чем делается запись в протоколе. В случае, если по истечении пяти дней после изъятия документов заверенные копии документов не были переданы лицу, у которого изъяты документы, заверенные копии документов в течение трех дней должны быть направлены по почте заказным почтовым отправлением, о чем делается запись в протоколе с указанием номера почтового отправления. Копии документов направляются по адресу места нахождения юридического лица или адресу места жительства физического лица, указанному в протоколе.

6. В протоколе об изъятии вещей и документов указываются сведения о виде и реквизитах изъятых документов, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках изъятых вещей, в том числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, об иных идентификационных признаках оружия, о виде и количестве боевых припасов.

7. В протоколе об изъятии вещей и документов делается запись о применении фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации документов. Материалы, полученные при изъятии вещей и документов с применением фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу.

8. Протокол об изъятии вещей и документов подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, у которого изъяты вещи и документы, а также понятыми в случае их участия. В случае отказа лица, у которого изъяты вещи и документы, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола вручается лицу, у которого изъяты вещи и документы, или его законному представителю.

9. В случае необходимости изъятые вещи и документы упаковываются и опечатываются на месте изъятия. Изъятые вещи и документы до рассмотрения дела об административном правонарушении хранятся в местах, определяемых лицом, осуществившим изъятие вещей и документов, в порядке, установленном соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

10. Изъятые огнестрельное оружие и патроны к нему, иное оружие, а также боевые припасы хранятся в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел.

11. Изъятые вещи, подвергающиеся быстрой порче, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, сдаются в соответствующие организации для реализации, а при невозможности реализации уничтожаются.

12. Изъятые наркотические средства и психотропные вещества подлежат направлению на переработку или уничтожению в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Образцы подлежащих уничтожению наркотических средств и психотропных веществ, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции хранятся до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.

13. Изъятые в соответствии с законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции из незаконного оборота этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, а также предметы, используемые для незаконных производства и (или) оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, подлежат демонтажу и (или) вывозу и хранению вне места изъятия в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Образцы указанных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, предметов хранятся до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.

Комментарий юриста :

Данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении направлена на принудительное ограничение возможности правонарушителя пользоваться и распоряжаться вещами, транспортным средством, документами, явившимися орудием совершения или предметами правонарушения и имеющими значение доказательств по делу. Изъятие вещей и документов, обнаруженных при задержании, личном досмотре или досмотре вещей, находящихся при физическом лице, а также при осмотре принадлежащих юридическому лицу территорий, помещений и находящихся у него товаров, транспортных средств и иного имущества и соответствующих документов, явившихся орудием совершения или предметом правонарушения или имеющих доказательственное значение по делу об административном правонарушении, осуществляется уполномоченными должностными лицами в присутствии двух понятых.

Не подлежат изъятию товары, транспортные средства, документы и иные предметы, не имеющие отношения к делу об административном правонарушении, за исключением предметов, запрещенных к обращению. Изъятые вещи и документы в случае необходимости упаковываются и опечатываются на месте изъятия и хранятся в местах, определяемых лицом, осуществившим изъятие, в порядке, устанавливаемом соответствующим федеральным органом исполнительной власти. По результатам рассмотрения дела они в установленном порядке конфискуются либо возвращаются владельцу, либо уничтожаются, а при возмездном изъятии - реализуются.

Для отдельных видов изъятых вещей и документов законом устанавливается особый порядок хранения. Так, изъятые огнестрельное и патроны к нему, иное оружие, а также боевые припасы хранятся в порядке, определяемом МВД; вещи, подвергающиеся быстрой порче, в порядке, установленном Правительством РФ, сдаются в соответствующие организации для реализации, а при невозможности реализации уничтожаются; наркотические средства и психотропные вещества, а также этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, не отвечающие обязательным требованиям стандартов, санитарных правил и гигиенических нормативов, подлежат направлению на переработку или уничтожение в порядке, установленном Правительством РФ; образцы этих средств, подлежащих уничтожению, хранятся до вступления в силу постановления по делу об административном правонарушении.

"Положение о переработке или уничтожении изъятых из незаконного оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и "Положение об уничтожении конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" утверждены постановлением Правительства РФ от 22.05.2013 № 430.

Согласно Положению о переработке или уничтожении изъятых из незаконного оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции переработка или уничтожение, а также хранение продукции вне мест ее изъятия из незаконного оборота (земельные участки, здания, строения, сооружения и помещения, в которых она находилась на момент принятия решения об изъятии) осуществляются организациями, привлекаемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Организации должны соответствовать следующим требованиям:

1) наличие лицензии на хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции - при хранении продукции вне мест ее изъятия из незаконного оборота;

2) наличие лицензии на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта, в том числе денатурата, или лицензии на производство, хранение и поставки спиртосодержащей непищевой продукции - при переработке продукции;

3) наличие лицензии на хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции и лицензии на деятельность по обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности - при уничтожении продукции.

В случае принятия решения о переработке или уничтожении продукции в соответствии с частью 12 статьи 27.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях организация составляет акт приема-передачи в 3 экземплярах, один из которых остается у уполномоченного органа, а два других - у организации.

В акте приема-передачи указываются:

1) основание изъятия продукции, в том числе номер и дата судебного акта;

2) наименование каждого вида или группы однородных видов продукции;

3) описание внешнего вида продукции;

4) состояние упаковки и (или) тары;

5) описание отличительных признаков продукции (количество (объем) продукции, содержание этилового спирта, стоимость (при наличии информации о ней) и другие характеристики.

Хранение продукции вне мест ее изъятия из незаконного оборота и ее переработка осуществляются организациями в выделенной зоне, обеспечивающей невозможность смешивания продукции с другими этиловым спиртом, алкогольной и спиртосодержащей продукцией, товарами, сырьем и полуфабрикатами, находящимися на хранении или в незавершенном производстве (земельный участок или его часть, здание, строение, сооружение либо помещение организации или ее обособленных подразделений, места нахождения которых указаны в лицензии, оборудованные охранной сигнализацией, выведенной на пост охраны или на пульт подразделения вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации, изолированные капитальными стенами либо временными строительными конструкциями (перегородками) от иных земельных участков, зданий, строений, сооружений, служебных, подсобных, складских и иных помещений, используемых для хранения этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции).

Переработка или уничтожение продукции осуществляется способами, определенными Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка, с соблюдением требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательства в области охраны окружающей среды в присутствии должностного лица (должностных лиц) территориального органа и не менее 2 понятых. Переработка или уничтожение продукции фиксируется должностным лицом территориального органа с использованием средств фото- и (или) видеозаписи. Оставшаяся в результате переработки или уничтожения продукции потребительская тара (упаковка) уничтожается организациями. После уничтожения тары (упаковки) составляется акт в 3 экземплярах, в котором указываются сведения о должностных лицах территориального органа, представителях организации, дата, время, место и способ уничтожения.

После переработки или уничтожения продукции составляется акт в 3 экземплярах, в котором указываются сведения о должностных лицах территориального органа, представителях организации, понятых, дата, время, место и способ переработки или уничтожения продукции, а также номер и дата судебного акта, наименование каждого вида или группы однородных видов продукции, описание внешнего вида продукции, состояние упаковки и (или) тары, описание отличительных признаков продукции (количество (объем) продукции, содержание этилового спирта, стоимость и другие характеристики). Территориальные органы в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности проводят оценку стоимости продукции, принимаемой на переработку или уничтожение, и потребительской тары (упаковки), оставшейся в результате переработки или уничтожения продукции и подлежащей уничтожению, а также осуществляют их учет.

Положение о сдаче для реализации или уничтожения изъятых вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, подвергающихся быстрой порче утверждено постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2003 года № 694.

В целях указанного Положения к изъятым вещам, подвергающимся быстрой порче, относятся:

Вещи с ограниченным сроком годности, если этот срок истекает либо есть основания полагать, что срок истечет к моменту вступления постановления об административном правонарушении в законную силу и вещи будут непригодны для реализации;

Вещи, требующие для сохранения своих товарных и потребительских качеств и обеспечения безопасности специальных температурных режимов или иных условий хранения, соблюдение которых затруднено или издержки по обеспечению которых соизмеримы со стоимостью изъятых вещей.

Решение о сдаче изъятых вещей для реализации принимается органом исполнительной власти, уполномоченным изымать орудия совершения или предметы административного правонарушения, после осмотра изъятых вещей и проверки их качества (включая проверку безопасности) в установленном порядке органом, осуществляющим государственный надзор и контроль в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. При этом на пищевые продукты должны иметься документы, удостоверяющие их качество и безопасность, и документы изготовителя (поставщика), на продукты должна быть нанесена маркировка, содержащая сведения, предусмотренные законодательными и иными нормативными правовыми актами, а также нормативными документами федеральных органов исполнительной власти.

Лицо, у которого изъяты вещи, уведомляется о принятом решении, после чего изъятые вещи сдаются РФФИ для реализации. Изъятые вещи подлежат оценке представителем уполномоченного органа исполнительной власти и при необходимости экспертом, обладающим правом проведения оценки в соответствии с законодательством об оценочной деятельности в РФ. Оценка изъятых вещей производится исходя из их рыночной стоимости. Лицо, у которого изъяты вещи, уведомляется о проведении их оценки, и ему предоставляется право присутствовать при этой оценке. Сдача РФФИ изъятых вещей для реализации производится уполномоченным органом исполнительной власти и оформляется актом приема-передачи, в котором указываются их характеристики. К акту приема-передачи прилагаются необходимые документы.

Реализация изъятых вещей осуществляется РФФИ. РФФИ вправе привлекать к реализации изъятых вещей отобранных им на конкурсной основе юридических и физических лиц, с которыми заключается соответствующий договор. В целях обеспечения сохранности изъятых вещей, возмещения убытков в случае их утраты (гибели), недостачи или повреждения уполномоченный орган исполнительной власти или РФФИ может заключать в порядке, установленном законодательством РФ, договоры имущественного страхования изъятых вещей. Привлечение страховых организаций производится на конкурсной основе. Уполномоченный орган исполнительной власти и РФФИ в случае ненадлежащего исполнения обязанностей, связанных с реализацией изъятых вещей, несут гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Реализация изъятых вещей осуществляется с учетом срока их годности и использования по назначению. Средства, полученные от реализации изъятых вещей, перечисляются РФФИ на открытый в установленном порядке счет для учета денежных средств, поступающих во временное распоряжение уполномоченного органа исполнительной власти. Одновременно РФФИ направляет в уполномоченный орган исполнительной власти отчет о реализации изъятых вещей и связанных с этим расходах. В случае обращения в соответствии с законодательством РФ средств, полученных от реализации изъятых вещей, в доход государства они подлежат перечислению в федеральный бюджет за вычетом затрат уполномоченного органа исполнительной власти и РФФИ на реализацию изъятых вещей в соответствии с установленными нормами.

Размер затрат РФФИ на реализацию изъятых вещей определяется исходя из фактических расходов, но не более 5 процентов стоимости реализованных изъятых вещей. Сданные РФФИ изъятые вещи, реализация которых оказалась невозможной, а также изъятые вещи, которые на момент изъятия признаны некачественными и опасными, подлежат уничтожению по решению уполномоченного органа исполнительной власти. Уничтожение изъятых вещей осуществляется на основании заключения эксперта органа государственного надзора и контроля любым технически доступным способом с соблюдением требований нормативных и технических документов в области охраны окружающей среды. Уничтожение изъятых вещей производится в присутствии комиссии, состоящей из представителя уполномоченного органа исполнительной власти, лица, у которого они изъяты, и двух понятых. Отказ лица, у которого изъяты вещи, присутствовать при уничтожении не является препятствием для проведения процедуры уничтожения.

В случае уничтожения изъятых вещей, представляющих опасность возникновения и распространения заболеваний, отравления людей или животных либо загрязнения окружающей среды в состав комиссии включаются представители соответствующих органов государственного надзора и контроля. Уничтожение изъятых вещей оформляется актом. Копии акта передаются представителям органов исполнительной власти, государственного контроля и надзора и лицу, у которого были изъяты вещи. Оплату всех расходов по уничтожению изъятых вещей производит уполномоченный орган исполнительной власти, принявший решение об уничтожении. В случае если лицо, у которого были изъяты вещи, будет признано виновным в совершении правонарушения, оно возмещает уполномоченному органу исполнительной власти указанные расходы.

В соответствии с пунктами 173-180 Административного регламента МВД РФ исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, утвержденного приказом МВД РФ от 2 марта 2009 года № 185, основанием для изъятия вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об АП, является их обнаружение на месте совершения АП либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, и досмотре транспортного средства. При выявлении АП, предусмотренных пунктом 1 статьи 12.4 (установка на передней части ТС световых приборов с огнями красного цвета или световозвращающих приспособлений красного цвета, а равно световых приборов, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску ТС к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, пунктом 2 статьи 12.4 (установка на ТС без соответствующего разрешения устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов (за исключением охранной сигнализации), пунктом 3 статьи 12.5 (управление ТС, на передней части которого установлены световые приборы с огнями красного цвета или световозвращающие приспособления красного цвета, а равно световые приборы, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений), пунктом 4 статьи 12.5 (управление ТС, на котором без соответствующего разрешения установлены устройства для подачи специальных световых или звуковых сигналов (за исключением охранной сигнализации), пунктом 5 статьи 12.5 КоАП (использование при движении ТС устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов (за исключением охранной сигнализации), установленных без соответствующего разрешения) осуществляется изъятие световых приборов с огнями красного цвета или световозвращающих приспособлений красного цвета, а равно световых приборов, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений, а также устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов, за исключением наличия оснований для ареста указанных вещей.

При выявлении АП, предусмотренных пунктом 3 статьи 12.2 (установка на ТС заведомо подложных государственных регистрационных знаков), пунктом 4 статьи 12.2 (управление ТС с заведомо подложными государственными регистрационными знаками) КоАП, осуществляется изъятие подложных государственных регистрационных знаков. Обнаруженные в ходе осмотра места совершения АП, личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, или досмотра ТС вещи, явившиеся орудиями совершения или предметами АП (вещественные доказательства), или документы, имеющие значение доказательств по делу об АП, изымаются и приобщаются к делу об АП. Изъятие вещей и документов осуществляется сотрудником после их обнаружения в присутствии двух понятых. В случае необходимости изъятые вещи и документы упаковываются и опечатываются на месте изъятия, при изъятии вещей и документов применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.

Об изъятии вещей и документов в соответствии с положениями статьи 27.10 составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении, в протоколе осмотра места совершения АП или в протоколе об административном задержании. В протоколе об изъятии вещей и документов указываются сведения о виде и реквизитах изъятых документов, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках изъятых вещей, о понятых, с указанием их фамилии, имени, отчества, адреса места жительства, телефона. В случае сомнения в подлинности документов, государственных регистрационных знаков также указываются выявленные признаки подделки. В протоколе об изъятии вещей и документов делается запись о применении фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации документов. Материалы, полученные при изъятии вещей и документов с применением фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к протоколу.

В случае если изымаются документы, за исключением водительского удостоверения или удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), с них изготавливаются копии, которые заверяются сотрудником, изъявшим документы, и передаются лицу, у которого изымаются документы, о чем делается запись в протоколе. В случае если невозможно изготовить копии или передать их одновременно с изъятием документов, сотрудник передает заверенные копии документов лицу, у которого были изъяты документы, в течение пяти дней после изъятия, о чем делается запись в протоколе. В случае, если по истечении пяти дней после изъятия документов заверенные копии документов не были переданы лицу, у которого изъяты документы, заверенные копии документов в течение трех дней должны быть направлены по почте заказным почтовым отправлением, о чем делается запись в протоколе с указанием номера почтового отправления. Копии документов направляются по адресу места жительства лица, указанному в протоколе.

Протокол об изъятии вещей и документов подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, у которого изъяты вещи и документы, понятыми. В случае отказа лица, у которого изъяты вещи и документы, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола вручается лицу, у которого изъяты вещи и документы, или его законному представителю.

Содержанием рассматриваемой меры является временное изъятие из собственности трех категорий вещей и документов: вещей, явившихся орудиями совершения; предметов административного правонарушения; документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении.

При этом изымаемые вещи и документы должны быть обнаружены либо на месте совершения административного правонарушения, либо в результате применения одной из четырех мер административного принуждения: личного досмотра; досмотра вещей, находящихся при физическом лице; досмотре транспортного средства; или осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий, помещений.

Временной промежуток, в течении которого названные вещи находятся изъятыми, исчисляется с момента фактического их изъятия из собственности до момента принятия постановления по делу об административных правонарушениях. Дальнейшая судьба изъятых вещей и документов определяется в таком постановлении. Изъятые вещи и документы хранятся до рассмотрения дела об административном правонарушении в местах, определяемых лицом, осуществившим изъятие вещей и документов.

В ряде случаев содержание рассматриваемой меры административного принуждения охватывает и бессрочное изъятие вещей с последующим их уничтожением. Это изъятые вещи, подвергающиеся быстрой порче, при невозможности их реализации; либо изъятые наркотические средства и психотропные вещества, а также этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, не отвечающие обязательным требованиям стандартов, санитарных правил и гигиенических нормативов.

Обязанность хранить изъятые вещи и документы Кодексом возлагается на должностных лиц, осуществивших изъятие.

Статья 27.10 Кодекса прямо не устанавливает оснований применения изъятия вещей и документов. Однако, исходя из содержания рассматриваемой меры административного принуждения, имеется возможность определить такие основания.

Основанием применения изъятия вещей и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении, является факт их обнаружения непосредственно на месте совершения административного правонарушения, либо в результате применения одной из четырех мер административного принуждения: личного досмотра; досмотра вещей, находящихся при физическом лице; досмотре транспортного средства; или осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий, помещений.

Порядок изъятия вещей и документов довольно подробно урегулирован ч.ч. 2-12 ст. 27.10 Кодекса.

Так, изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных при осуществлении осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий, помещений и находящихся у него товаров, транспортных средств и иного имущества, а также соответствующих документов, осуществляется лицами, указанными в статье 28.3 Кодекса, в присутствии двух понятых.

При совершении административного правонарушения, влекущего лишение права управления транспортным средством соответствующего вида, у водителя, судоводителя, пилота изымается водительское удостоверение, удостоверение тракториста-машиниста (тракториста), удостоверение судоводителя, удостоверение пилота и выдается временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующего вида на срок до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, но не более чем на два месяца. В случае, если дело об административном правонарушении не рассмотрено в течение двух месяцев, срок действия временного разрешения на право управления транспортным средством соответствующего вида по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, продлевается судьей, органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело об административном правонарушении, на срок не более одного месяца при каждом обращении. При подаче жалобы на постановление по делу об административном правонарушении срок действия временного разрешения на право управления транспортным средством соответствующего вида продлевается судьей, должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу, до вынесения решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении.

В случае необходимости при изъятии вещей и документов применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.

Об изъятии вещей и документов составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении, в протоколе осмотра места совершения административного правонарушения или в протоколе об административном задержании. Об изъятии водительского удостоверения, удостоверения тракториста-машиниста (тракториста), удостоверения судоводителя, удостоверения пилота делается запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе осмотра места совершения административного правонарушения.

В протоколе об изъятии вещей и документов указываются сведения о виде и реквизитах изъятых документов, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках изъятых вещей, в том числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, об иных идентификационных признаках оружия, о виде и количестве боевых припасов.

В протоколе об изъятии вещей и документов делается запись о применении фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации документов. Материалы, полученные при изъятии вещей и документов с применением фото- и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу.

Протокол об изъятии вещей и документов подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, у которого изъяты вещи и документы, понятыми. В случае отказа лица, у которого изъяты вещи и документы, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола вручается лицу, у которого изъяты вещи и документы, или его законному представителю.

В случае необходимости изъятые вещи и документы упаковываются и опечатываются на месте изъятия.

Изъятые вещи и документы до рассмотрения дела об административном правонарушении хранятся в местах, определяемых лицом, осуществившим изъятие вещей и документов, в порядке, установленном соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

Изъятые огнестрельное оружие и патроны к нему, иное оружие, а также боевые припасы хранятся в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел.

Изъятые вещи, подвергающиеся быстрой порче, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, сдаются в соответствующие организации для реализации, а при невозможности реализации уничтожаются.

Изъятые вещи, подвергающиеся быстрой порче, сдаются в соответствующие организации для реализации, а при невозможности реализации уничтожаются в порядке, установленном, Постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2003 г. № 694 «Об утверждении Положения о сдаче для реализации или уничтожения изъятых вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, подвергающихся быстрой порче». В соответствии с ним, решение о сдаче изъятых вещей для реализации принимается органом исполнительной власти, уполномоченным изымать орудия совершения или предметы административного правонарушения. Уничтожение изъятых вещей осуществляется на основании заключения эксперта органа государственного надзора и контроля любым технически доступным способом с соблюдением требований нормативных и технических документов в области охраны окружающей среды. Уничтожение изъятых вещей оформляется актом. Копии акта передаются представителям органов исполнительной власти, государственного контроля и надзора и лицу, у которого были изъяты вещи.

Изъятые наркотические средства и психотропные вещества, а также этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, не отвечающие обязательным требованиям стандартов, санитарных правил и гигиенических нормативов, подлежат направлению на переработку или уничтожению в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Образцы подлежащих уничтожению наркотических средств и психотропных веществ, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции хранятся до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11 декабря 2002 г. № 883 «Об утверждении Положения о направлении на переработку или уничтожение изъятых из незаконного оборота либо конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», государственные органы, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлено право изымать из незаконного оборота либо исполнять решение о конфискации продукции, являющейся вещественным доказательством либо предметом административного правонарушения, передают такую продукцию на основании акта приема-передачи Российскому фонду федерального имущества (его отделениям) для направления ее на переработку в этиловый спирт для технических нужд либо в спиртосодержащую непищевую продукцию, а при невозможности осуществить такую переработку - на уничтожение.

Единственной целью изъятия вещей и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении, является обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении.

Для достижения данной цели может производиться оценка стоимости изъятых вещей и других ценностей (Статья 27.11 Кодекса)

Содержанием данного действия является оценка стоимости одной из трех категорий вещей и других ценностей. Это либо вещи и ценности, изъятые в процессе производства по делу об административном правонарушении, за совершение которого Кодексом предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа, исчисляемого в величине, кратной стоимости изъятых вещей; либо изъятые вещи, подвергающиеся быстрой порче и направляемые на реализацию или уничтожение; либо изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, подлежащие направлению на переработку или уничтожение.

Порядок оценки стоимости изъятых вещей и других ценностей Кодексом подробно не урегулирован. Не вызывает затруднений на практике определение стоимости изъятых вещей на основании государственных регулируемых цен в случае, если таковые установлены. В случае необходимости стоимость изъятых вещей может быть определена на основании заключения эксперта, что также не вызывает затруднений. В остальных случаях стоимость изъятых вещей определяется на основании их рыночной стоимости. Однако порядок определения рыночной стоимости изъятых вещей, а также вид процессуального документа, составляемый при этом, Кодексом не определен.

Государственное регулирование цен и тарифов осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.

К основным правовым актам в этой области относятся следующие:

Указ Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 г. № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 07 марта 1995 г. № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».

Основными органами по разработке и реализации единой государственной политики цен в Российской Федерации являются Комитет цен при Министерстве экономики Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от 3 марта 1992 г. № 133 «Вопросы Комитета цен при Министерстве экономики Российской Федерации»), а также органы ценообразования и контроля цен в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Таким образом, сведения о государственных регулируемых ценах на изъятые по делу вещи необходимо запрашивать в указанных выше государственных органах.

Выбор редакции
СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...

Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...

Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...

Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...
В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c) Н.Л. ШЕХОВСКАЯ, (c) Более полувека назад, предвидя суть грядущих преобразований в России,...
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...
В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...