Кадастровый учет земель общего пользования в снт. Специфика использования земель садового некоммерческого товарищества (СНТ)


Если вам не нужна статья излагающая полный перечень аналитических материалов, вы можете посмотреть статью в упрощенном читательском варианте

04.07.2016 О чем эта статья

Полноценный аналитический материал о том, кому принадлежит земля в СНТ, нужна ли она в собственности, или лучше пусть она будет принадлежать администрации. Какие у садоводов права на эти земли и как ими воспользоваться?

ЗОП - что это?

Речь в этой статье пойдет о землях общего пользования (далее ЗОП), находящихся в коллективной совместной собственности граждан, земельном налоге на ЗОП с таким видом собственности о том, как он исчислялся и уплачивался ранее и как происходит это сейчас на практике и по закону согласно гл. 31 Земельный налог НК РФ.

Почему собственность коллективная

Почему коллективная совместная, а не совместная собственность, которая предусмотрена ГК РФ.
Для этого надо вернуться в недалекие 90-е годы, когда началась повальная приватизация. Большинство садовых объединений, которым были выделены земельные наделы на разных правах владения, воспользовались таким правом приватизировать земельные участки. Личные участки граждан закрепили за каждым гражданином с получением свидетельства о собственности индивидуально для каждого, ЗОП оформили в соответствии со ст. 8 Земельного кодекса РСФСР, который на то время имел юридическую силу, а именно ст. 8 указывала кому можно оформить в собственность земельные наделы с такой юридической формой содержания, включая и земли общего пользования садоводческих товариществ.

Земли разделу не подлежат

«Земельные участки могут принадлежать гражданам на праве коллективной совместной собственности без определения для каждого из них конкретной земельной доли. В коллективную совместную собственность граждан могут быть переданы земли колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерных обществ, в том числе созданных на базе государственных сельскохозяйственных предприятий, и земли общего пользования садоводческих товариществ - по решению общих собраний этих предприятий, кооперативов и товариществ. Земли общего пользования садоводческих товариществ передаются им бесплатно и разделу не подлежат.» (ст.8 ЗК РСФСР)

Земельные участки, зарегистрированные в соответствии с Земельным Кодексом РСФСР принадлежат гражданам, а ни в коей мере ни юридическому лицу. Свидетельство имеющиеся в наличии у садового товарищества, подтверждает наличие права на земельный участок у граждан. То что написано с аббревиатурой СТ, это юридическая ошибка или безграмотность чиновников (как ни назови), но тем не менее это накладывает свои определенные отпечатки а иногда и трудности, но не исключает право собственности граждан.

Подробно о документах

С введением нового Земельного Кодекса РФ, какие документы сегодня имеют юридическую силу равную с регистрацией в ЕГРП.

В федеральном законе 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» который принят 25 октября 2001 года есть п. 9 ст. 3. В котором говорится
"Государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едино государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним выданные после введения в действие федерального закона от 21 июня 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» до начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 года № 219 «Об утверждении правил введения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним», свидетельства о праве собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 года № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», а также государственные акты о праве пожизненного наследуемого владения участками, праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками по формам, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 года «Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей, свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения».

Форма документа, удостоверяющего право на землю, менялась несколько раз, но всегда выданные ранее документы признавались действительными и сохраняли свою юридическую силу. Действует или нет ранее выданный документ нужно определять по 2-м критериям
а) форма документа должна быть утверждена нормативным актом;
б) документ должен быть выдан в период, когда его разрешалось выдавать.

Посмотрим, что из выше перечисленных документов имеют юридическую силу

1. Свидетельство на право собственности на землю, утвержденное постановлением правительства РФ от 19 марта 1992 года за номером 177, выдавалось до 27 октября 1993 года.
Новая форма свидетельства на право собственности на землю утверждена указом президента РФ № 1767 от 27 октября 1993 года и выдавалась до вступления в действие в регионах России федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». В некоторых субъектах РФ этот закон вступил в действие 1 января 2000 года, так как процесс создания учреждений юстиции (регистрационных палат) для регистрации прав затянулся на два года.

2. Свидетельство о праве бессрочного (постоянного) пользования землей; свидетельство на право пожизненного наследуемого владения землей; договор аренды земельного участка
утверждены постановлением правительства РФ от 19 марта 1992 года за номером 177 и выдавались до вступления в действие в конкретном регионе федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В соответствии с этим федеральным законом права на землю удостоверяются

3. Свидетельством о государственной регистрации прав, выдаваемые учреждениями юстиции (регистрационными палатами)

Ниже приведены ссылки на законодательство, которое указано выше и из которых следует, согласно каких документов закреплялось право на землю за гражданином или юридическим лицом, и которые имеют равную юридическую силу с гос. регистрацией в ЕГРП.
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=117;fld=134;dst=4294967295
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=399;fld=134;dst=100014
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=21758;fld=134;dst=100066
Из Федерального закона № 122-ФЗ «о государственной регистрации недвижимости» (п.1 ст. 6.) так же видим, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. Именно по желанию самих граждан, а не по воле ФНС, ФРС и прочих.

Это касается не только участков, которые в собственности, но и находящиеся на другом вещном праве.

Исходя из выше изложенного, следует, что земля принадлежит гражданам на праве коллективной совместной собственности, свидетельства о регистрации права собственности, которых сегодня имеют равные права с регистрацией в ЕГРП.

Хотя Гражданский и Земельный кодексы, не предусматривают наличие такой собственности, а только совместную и долевую это не значит, что ваши земельные наделы вне закона. См. выше ФЗ № 137-ФЗ.

Нужно ли менять старое свидетельство с формой собственности коллективная совместная.
Нет, не стоит и даже опасно, принимая решение о переоформлении земель общего пользования из коллективной совместной собственности в собственность юридического лица, каждый гражданин-садовод отказывается от своей доли в общем имуществе товарищества и передает ее в собственность юридического лица. Объединение граждан -коллектив это одни права, а организация – юр. лицо другие.

Именно юридическое лицо легкая добыча рейдеров.

Почему нельзя зарегистрировать ЗОП или получить новое свидетельство взамен старого образца, как указано в ГК РФ - совместную или долевую собственность.

Потому, что нормы ФЗ №66-ФЗ после принятия закона N 93-ФЗ от 30.06.2006, предусматривают оформление ЗОП только на юридическое лицо в соответствии со ст. 14 указанного закона, земельные участки, относящиеся к имуществу общего пользования, предоставляются садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению как юридическому лицу в собственность.

Поэтому если вы захотите переоформить сегодня надел получите, только собственность юр. лица, т. е. то, что я писала выше самолично отдадите ЗОП организации юридическому лицу, а не объединению граждан.

Земля в собственности Юридического лица СНТ

Что плохого, если граждане собственники ЗОП решили передать свои земли в частную собственность юридического лица. Передавая земли в собственность юридического лица, вы навсегда привязываете себя к членству, тем самым лишаясь собственности.

Если вы выходите из членов по своему желанию или вас исключают по решению ОС, то вы уже не будете иметь свое влияние на судьбу ЗОП, так как вы уже не являетесь членами объединения. Если же ЗОП остаются в совместной собственности граждан, то выходя из членов объединения, вы все равно остаетесь собственником ЗОП до тех пор, пока вы являетесь владельцем своего индивидуального участка, Пока вы не совершили условий по сделкам (например продажа, дарение, наследство), т. е. пока у вашего ЗУ не появился новый хозяин, к которому по закону перейдет ваша доля в ЗОП и личный участок, и который в последующем будет оплачивать земельный налог на часть отошедшей ему доли в ЗОП и за личный участок.

Абзац пункта 4 статьи 14 ФЗ №66-ФЗ о закреплении земель общего пользования за юридическим лицом противоречит Конституции РФ согласно которой, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Нельзя заставить стать членом СНТ

Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем. (ст. ст. 30 и 35)
Верховенство Конституции и основанных на ней федеральных законов является одним из важнейших принципов всего конституционного права, а следовательно, и всего законодательства в России. Акты, не соответствующие Конституции, подлежат отмене в установленном порядке. В случае явного противоречия между Конституцией и законом исполнению подлежит Конституция. Это - важнейшее выражение ее верховенства (Ст.4)
Теперь рассмотрим как должны начислять земельный налог ФНС на коллективную совместную собственность и почему они так старательно продолжают истребовать оплату земельного налога с юр. лица.

Для этого вернемся опять к Налоговому Кодексу гл. 31. ст. 392 в которой говорится об особенностях определения налоговой базы в отношении земельных участков, находящихся в общей собственности.

Несмотря на то, что земельному налогу исполнилось 5 лет т. е. с тех пор как вступила в силу гл. 31 НК РФ «земельный налог», практически ничего не изменилось.

ФНС принципиально (потому что ей так удобно) ссылаясь на то, что юридическое лицо собирает членские взносы и за счет их производит оплату. Так же истребует декларации по земельному налогу с юридического лица, хотя это и не правомерно, тем самым избавляя себя от хлопот, а граждан толкает в долговую яму.

Ошибки председателей СНТ

Председатели же по старинке не отказываются от противоправных действий и несут поголовно декларации от юр. лица (организации) у которого данной базы для начисления не существует, так как нет собственности, а значит и нет начисления налога. Все это налагает определенные последствия такие как незаконное начисление штрафов за своевременно не представленные декларации и начисление пеней за не уплаченный вовремя земельный налог.

Почему продолжают начислять по старинке.

Для этого вспомним, как начислялся налог на землю до вступления гл. 31 НК РФ.
В соответствии с Законом РФ от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю (ст. 6), земельный налог за участки в границах сельских населенных пунктов и вне их черты, предоставленные гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота, взимается со всей площади земельного участка по средним ставкам налога за земли сельскохозяйственного назначения административного района.

Из закона видим, что начисление земельного налога производится со всей площади земельного участка кооператива и товарищества, в т. ч. и с площадей земель общего пользования.

Принимались так же местные законы о плате на землю в которых было прописано, что члены садоводческих, товариществ после выдачи свидетельств на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, пользования земельными участками могут уплачивать земельный налог через правления кооперативов, товариществ, для чего правления представляют решения общего собрания членов кооператива, товарищества о централизованной уплате земельного налога и расчеты земельного налога (включая земельные участки членов кооперативов, товариществ) государственным налоговым инспекциям того административного района, на территории которого находятся земельные участки указанных кооперативов и товариществ, и уплачивают налог в соответствующий местный бюджет."

Если члены объединений, указанных выше имеют документы, удостоверяющие право собственности на земельный участок, земельный налог исчисляется каждому из них налоговыми органами, и каждый член объединения уже тогда должен был уплачивать налог самостоятельно.
Выплаты производились юридическим лицом, поэтому возмещение каких-либо расходов юридического лица их членами в виде уплаты взносов не может рассматриваться в качестве уплаты налога." Задолженность по налогу фактически остается за гражданином.

Членские взносы по своей структуре согласно ст. 1 ФЗ №66-ФЗ являются собственностью юридического лица, поэтому любые выплаты за счет членских взносов считаются выплатами юридического лица, а значит не списывают задолженность с гражданина.

Поэтому если принимались такие решения общим собранием, то их следует отменить в обязательном порядке. Последствия такой оплаты в будущем не заставят себя ждать.

Если юридическое лицо ликвидируют например за долги, то земли заберут в первую очередь если даже они и находились в собственности граждан, НО земельный налог УПЛАЧИВАЛО много лет ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО, а не граждане сособственники ЗОП. Соответственно суд имеет право принять это во внимание.

Что изменилось с принятием гл. 31 Земельный налог

Для этого обратимся к Налоговому кодексу. Кто является налогоплательщиком п. 1. ст. 388 налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Что является объектом налогообложения

Согласно п. 1. Ст. 389 объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

Определены налогоплательщики и земли, которые облагаются земельным налогом.
Определяем базовый элемент, т. е. согласно п. 1 ст. 390, рассматриваемой главы налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со Ст. 389 настоящего Кодекса.

Кадастровая стоимость

п. 2. этой же ст. говорит, что Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным кодексом РФ. Определили, что базой для налогообложения являются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог и кадастровую стоимость ЗУ, которая определяется согласно Земельного кодекса.
Если обратимся к п. 1 ст. 391, который определяет налоговую базу, то увидим, что она очень сильно разнится с определением, в Законе РФ "О плате за землю", где налогооблагаемой базой являлся весь землеотвод, включая личные участки граждан со ссылкой предоставленных для садоводства. Согласно пункта 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка отдельно и зависит от его кадастровой стоимости.

А в п. 2. налоговая база определяется так же отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, которыми налогоплательщиками признаются разные лица.
Определили, что качестве объекта налогообложения выступает земельный участок, а налоговая база определяется как кадастровая стоимость этого участка.

Налогоплательщики юридические лица определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования. Это значит, что сами заполняют декларацию, и самостоятельно предъявляют ее в налоговые органы согласно срокам определенным в гл. 31 НК РФ.

Если юридическое лицо согласно установленным срокам не предоставил декларацию, да еще и вовремя не успел уплатить налог, то налоговые органы обязаны начислять штрафы и пени.
В отличии от юридического лица согласно ст. 397 физические лица, уплачивают налог и авансовые платежи по налогу на основании налогового уведомления направленного налоговым органом. Только после получения на руки гражданин сможет уплатить земельный налог и никак иначе.

Из п. 2 этой статьи следует, что налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.

Внимание: ст. 397 гл. 31 НК РФ дополнена нормой о том, что направление налогового уведомления по земельному налогу физическому лицу допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Ранее аналогичная норма содержалась в статье 17 Закона РФ "О плате за землю", который не применяется после вступления гл. 31 «Земельный налог» НК РФ. В связи с тем, что налоговые органы за всё время действия главы 31 НК РФ не проявляли должной расторопности и по многим земельным участкам своевременно не начисляли земельный налог, возникла правовая неопределённость о предельном сроке для привлечения налогоплательщиков к уплате земельного налога за предшествующие налоговые периоды. Теперь эта неопределённость устранена. Не более 3-х лет.

Напомню, что согласно пункту 4 статьи 57 НК РФ обязанность по уплате земельного налога (а также налога на имущество физических лиц и транспортного налога) возникает у налогоплательщика не ранее даты получения налогового уведомления. Поэтому, если налоговый орган не направляет налогоплательщику налоговые уведомления (причины такого бездействия правового значения не имеют), никакой задолженности по уплате налога, пеней и штрафов у налогоплательщика в связи с данным обстоятельством не образуется.

Уклонение от уплаты налога на общие земли

Если владелец участка долгое время его не регистрирует, то это считается уклонением от уплаты земельного налога. В Письме Минфина России от 24.05.2007 № 03-05-07-02/57 разъясняется, что в случае отсутствия правоустанавливающих документов надо обратиться в территориальный орган Росрегистрации для оформления права на фактически используемый участок в законном порядке. При этом факт отсутствия государственной регистрации соответствующих прав на земельный участок, не является основанием для освобождения налогоплательщика от уплаты земельного налога. Более того, если земельные участки долго не регистрируются, то такие факты в соответствии с действующим законодательством рассматриваются как уклонение от уплаты налога со всеми вытекающими отсюда последствиями – налоговой ответственностью по ст. 122 НК РФ (Письмо Минфина России от 29.12.2007 № 03-05-05-02/82).

Президиум ВАС подтверждает позицию, что отсутствие документа о праве пользования землей, получение которого имеет заявительный характер, не свидетельствует о том, что фактический землевладелец (землепользователь) не является плательщиком земельного налога (постановления от 12.07.2006 № 11403/05, № 11991/05). Впоследствии данная позиция находила свое отражение при рассмотрении споров на уровне федеральных арбитражных судов – постановления ФАС ЗСО от 11.03.2008 № Ф04-1521/2008 (1742-А27-26), ФАС СЗО от 21.02.2008 № А56-19016/2007, ФАС ВСО от 28.11.2007 № А19-4107/07-43-Ф02-8860/07, ФАС ПО от 07.08.2007 № А57-14463/2006.

Пункт 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ (НК РФ) предусматривает обязанность каждого лица уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Для того чтобы налогоплательщик выполнял эту обязанность, законодатель должен четко определить все элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения, налоговую базу, налоговый период, налоговую ставку, порядок исчисления налога, порядок и сроки его уплаты согласно п. 6 ст. 3 и п. 1 ст. 17 НК РФ.

Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (п. 7 ст. 3 НК РФ).
Пункт 4. Ст. 391 поясняет, что налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Еще раз напоминаю, что если налоговый орган именно по этой причине не направляет налогоплательщику налоговые уведомления (причины такого бездействия правового значения не имеют), никакой задолженности по уплате налога, пеней и штрафов у налогоплательщика в связи с данным обстоятельством не образуется. Основание п. 4. ст. 391 и п. 4. ст. 397

Можно ускорить это событие, тем, что граждане подают в налоговые органы заявление с приложением копий документов на земельный участок (договор купли-продажи, договор дарения, свидетельство право на наследование и другие правоустанавливающие документы).

Обязанность гражданина заплатить в бюджет указанные налоги возникает только после получения уведомления из ИФНС (п. 4 ст. 57 Налогового кодекса РФ).

В письме Минфина России от 2 декабря 2008 г. № 03-05-04-02/71, которое Федеральная налоговая служба довела до сведения ИФНС письмом от 17 декабря 2008 г. № ШС-6-3/935@, также уточняется срок уплаты налога. Он должен составлять не менее одного месяца со дня получения налогоплательщиком уведомления (п. 6 и 8 ст. 58 Налогового кодекса РФ). Это правило действует и для случаев, когда инспекторы направили уведомление с опозданием .

Исходя из толкования Налогового кодекса (п. 2 ст. 392 гл. 31 Земельный налог) следует, что за земли находящиеся в совместной собственности налог гражданами уплачиваются согласно налоговым уведомлениям, которые им направила ФНС. Граждане получают налоговые уведомления на уплату авансовых платежей в течение календарного года, а по его окончании на уплату оставшейся части годовой суммы земельного налога.

Сроки уплаты налога

Сроки уплаты налога устанавливаются в каждом муниципальном образовании
При получении налогового уведомления обратите внимание на правильность указания в уведомлении площади земельного участка, соответствия доли указанной в правоустанавливающих документах и в налоговом уведомлении, ФИО собственника, землевладельца или землепользователя. Налог садовода согласно всех перечисленных правил должен выглядеть примерно так:

  • Налог на индивидуальный участок кадастровый № 001 = 180 руб.
  • Налог на ЗОП кадастровый № 002 = 9 рублей.
  • Итого следует к уплате за 2009 год по сроку = 189 рублей.
Пример 1.

Собственник личного участка, кадастровая стоимость которого составляет 120 000 руб., а ставка земельного налога - 0,15%. Кадастровый № 001

Расчет суммы земельного налога следующий:
120 000 х 0,15: 100 = 180 руб. или (120 000 х 0,15 %) = 180 руб

Пример 2.

По участкам, находящимся в совместной собственности, налоговая база определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в РАВНЫХ ДОЛЯХ. (НК РФ)

Для примера предположим, что объединение состоит из 4-х человек являющимися сособственниками ЗОП (Иванов, Петров, Сидоров, Гаврилов)

Кадастровая стоимость земельного участка составляет 24 000 руб. кадастровый № 002
Налоговая база определяется в части доли, закрепленной за:

  • Ивановым: 24 000 руб. х 25% = 6 000 руб.; кадастр. № 002
  • Петровым: 24 000 руб. х 25% = 6 000 руб.; кадастр. № 002
  • Сидоровым: 24 000 руб. х 25% = 6 000 руб.; кадастр. № 002
  • Гавриловым: 24 000 руб. х 25% = 6 000 руб.; кадастр. № 002
Сумму земельного налога следует уплатить из расчета применяемой налоговой ставки за земли, (для садоводческих, огород, и дачных) 0,15% в части доли земельного участка, закрепленной за:
  • Ивановым: 6 000 руб. х 0,15% = 9 руб.;
  • Петровым: 6 000 руб. х 0,15% = 9 руб.;
  • Сидоровым: 6 000 руб. х 0,15% = 9 руб.;
  • Гавриловым: 6 000 руб. х 0,15% = 9 руб.;
Почему раздельный расчет сумм на ЗОП и личный участок

Разные кадастровые номера на ЗОП и личные участки граждан, а иногда может быть и разная кадастровая стоимость. Если же продолжать платить «котловым методом» т. е. согласно поданной декларации от имени юридического лица, то это повлечет задолженность по уплате земельного налога у гражданина. Плательщиком, а значит и собственником этих средств, как имущества будет являться СНТ- юр. лицо..

НО НК РФ так же указывает в частности в статье 8, что под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме ОТЧУЖДЕНИЯ принадлежащих им на праве СОБСТВЕННОСТИ, хозяйственного ведения или оперативного управления ДЕНЕЖНЫХ средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Таким образом, налог - это изъятие части имущества, принадлежащего налогоплательщику, а не третьим лицам. (СНТ здесь выступает в качестве третьего лица).

Из пункта 1 ст. 45 НК следует, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Под налоговым законодательством подразумевается НК РФ.

Кто же должен уплачивать земельный налог на ЗОП в совместной собственности.

Как уже говорилось выше, граждане выплачивают налог и авансовые платежи по налогу на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Из всего сказанного следует, что земельный налог за земли общего пользования,
находящиеся в общей совместной собственности граждан объединения (членов объединения и не являющимися таковыми, но земли ранее были предоставлены и на их долю) подлежит уплате физическими лицами – гражданами этого объединения (как членов так и не членов такого объединения)

Предоставление Декларации по земельному налогу и его оплата СНТ в случае ЗОП, находящихся в коллективной совместной собственности, неправомерно. В обязанности юридического лица НК РФ не вменяется оплата земельного налога за налогоплательщика гражданина.
НК РФ не возлагает по земельному налогу функций налогового агента. Только агенты, признанные согласно НК РФ считаются таковыми.

Согласно ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

Из этого следует, что налоговыми агентами могут быть как юридические, так и физические лица. Обязанности налогового агента могут быть возложены только на те, организации или физические лица, которые являются источниками выплат средств налогоплательщику, то есть от которых налогоплательщик получает доход. Причем эти обязанности могут быть возложены на источник выплаты только законодательством о налогах и сборах.(В нашем случае НК).

В частности, обязанности налогового агента не могут возлагаться на лицо на основании каких-либо нормативных актов, писем министерств и ведомств. Удержание налога производится из выплачиваемых налогоплательщикам денежных средств, а обязанность по перечислению удержанного налога - за счет средств налогоплательщиков.

Примеры таких наиболее распространенных выплат с участием налогового агента.
Это выплата заработной платы физическому лицу (налоговый агент по уплате налога на доходы физических лиц - (НДФЛ).

В платежном поручении в правом верхнем окошечке предусмотрен код налогового агента. (02)
Выплата дивидендов организациями (налоговый агент по уплате налога на прибыль организаций)
Выплаты связанные с арендой государственного или муниципального имущества (налоговый агент по уплате НДС).

На практике в соответствии с НК их не так-то и много

Садоводческие объединения могут выступать в роли агента только в части уплаты НДФЛ, так как НК дает прямое указание на это. Что касается земельного налога, то по закону у него нет прав налогового агента, и как третье лицо он тоже не имеет права участвовать в оплате налога, так как налог - это изъятие части имущества, принадлежащего налогоплательщику, а не третьим лицам, о чем я уже писала выше.

Для любого суда незаконность оплаты земельного налога таким способом будет очевидна.

Тем более, по обращению суды признают незаконность требований налоговых органов оплаты земельного налога и предоставления деклараций юридическим лицом, когда налогоплательщиками по зем. налогу на ЗОП являются физические лица в соответствии с НК РФ.
Что нужно сделать, что бы налоговые органы взимали налог с ЗОП, находящихся в коллективной совместной собственности с каждого гражданина, а не с юридического лица.

Нужно обратится в свою налоговую службу по месту нахождения объединения, зарегистрированного в качестве юр. лица с письмом, в котором следует сообщить, что ЗОП принадлежат гражданам на праве совместной собственности и попросить их на основании свидетельства на ЗОП и согласно гл. 31 Земельный налог НК РФ производить начисление земельного налога, на каждого владельца личного участка. Приложить копию свидетельства на ЗОП, список граждан, являющихся сособственниками ЗОП. ФНС сама начисляет налог и рассылает налоговые уведомления.

Каждый обратившийся в ФНС налогоплательщик имеет право получить консультацию и помощь в письменном виде.

Председателю нужно прекратить подавать декларации иначе начисление налога будет происходить в соответствии с декларацией. Задолженность будет числится за юр. лицом согласно этой декларацией, а за гражданами в соответствии с ЗК РФ и НК РФ.

Дополнять бухгалтерскую и налоговую отчетности, сопроводительным письмом, в котором обязательно сообщать, что на балансе организации отсутствуют земли, ЗОП столько то га находятся в собственности садоводов - физических лиц.

Что следует предпринять, если в налоговых органах до сих пор нет документов, затерялись при передачи в или вообще не были переданы регистрирующими органами.
Если вы сделали запрос в налоговые органы и получили ответ, что каких-то документов нет в наличии, то следующим этапом пишите запрос в Роснедвижимость.

Нужно приложить ксерокопии паспорта, правоустанавливающие документы на землю, в заявлении указать причины по которым вы обратились в орган.

Будет лучше, если председатель сам сделает все запросы начиная с налоговой и дальше.
Это значительно ускорит сбор документов и начисление земельного налога.

А как уплачивать земельный налог на ЗОП, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения
Что касается ЗОП, которые находятся на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, то за них начисление земельного налога производит объединение - юридическое лицо, как и прежде из членских взносов согласно утвержденной сметы ОС в которой обязательно должна присутствовать графа Земельный налог.

До 31 декабря 2020 года все члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право оформить земельный участок в свою собственность совершенно бесплатно. И проведения торгов в этом случае не потребуется. Важно, чтобы земельный участок соответствовал в совокупности всем перечисленным условиям:

1. ваш участок должен быть образован из земельного участка, который был предоставлен вам до вступления в силу Федерального Закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации № 137-ФЗ» для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой создавалось или организовывалось указанное объединение, а именно до 25 октября 2001 года, узнать об этом можно, обратившись в управление СНТ, непосредственно к его председателю, и попросить предоставить документы, которые подтверждают предоставление земельного участка товариществу в пользование до 25 октября 2001 года, при отказе в выдаче такого документа это следует указать в заявлении, приложив письменные доказательства обращения к председателю СНТ и его отказа в выдаче таких документов;

2. земельный участок был предоставлен по распределению вам, как члену садоводческого объединения по решению общего собрания (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании иного документа, который устанавливает распределение земельных участков в объединении садоводов, такое решение должно хранится в СНТ, если вам его не предоставило СНТ, то об этом нужно указать в заявлении и попросить орган местного самоуправления истребовать его у СНТ (ТСН);

3. земельный участок не изъят из гражданского оборота, не ограничен в обороте, не заложен, не подарен, не предоставлен в безвозмездное пользование иным лицам, как юридическим, так и гражданам, а также в отношении такого земельного участка не принято решение о его резервировании для государственных или муниципальных нужд. Максимально точно выяснить эту информацию можно только лишь при обращении с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, после получения отказа, в котором в качестве причины называется его ограниченность в обороте. Если земельный участок по каким - либо причинам не будет соответствовать в совокупности всем вышеперечисленным условиям, то уполномоченный орган местной власти примет решение об отказе в предоставлении земельного участка в собственность гражданину, являющемуся членом СНТ (ТСН).

Передача земельного участка в собственность лица осуществляется после вынесения исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса РФ, на основании заявления гражданина или его представителя положительного решения.

Если ранее ни один из членов СНТ не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, уполномоченные органы самостоятельно запрашивают сведения о документах, которые устанавливают принадлежность земельного участка СНТ из Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, если такие сведения содержатся в ЕГРН (в иных случаях такие сведения запрашиваются у заявителя), а также сведения о садоводческом объединении в форме выписки из ЕГРЮЛ в ИФНС, производившем государственную регистрацию СНТ или ТСН.

Заявление о приобретении права на земельный участок, входящий в состав СНТ (ТСН) пишется членом товарищества на имя руководителя уполномоченного органа и подается в уполномоченный орган по месту нахождения земельного участка. Такое заявление пишется в свободной форме, в двух экземплярах. В заявлении необходимо указать Ф.И.О. заявителя, его паспортные данные, название СНТ (ТСН), площадь испрашиваемого земельного участка в квадратных метрах, испрашиваемое право (право собственности), реквизиты документа, по которому земельный участок был предоставлен товариществу. К заявлению необходимо приложить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленную гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения граждан либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости; протокол общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения, иной устанавливающий распределение земельных участков в этом объединении документ или выписка из указанного протокола или указанного документа.

Заявление можно как и подать лично под входящий номер, дату приема, с подписью лица, имеющего право принимать корреспонденцию, так и отправить заказным письмом по почте, с уведомлением о вручении и описью вложения в ценное письмо. В течение определенного срока, установленного регламентом (от 14 до 30 дней) со дня получения вам должны предоставить письменный ответ по вашему адресу. Не лишним будет указать ваш контактный телефон, лучше мобильный, для того чтобы с вами могли связаться в случае возникновения каких-либо вопросов.

По истечении установленного срока на получение ответа на ваше заявление можно будет обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании бездействия уполномоченного органа незаконным и обязании предоставить вам земельный участок в собственность. После вынесения решения суда в вашу пользу и вступления его в законную силу земельный участок будет предоставлен вам в собственность.

Часто возникают вопросы по объектам общественного значения. Большая часть аспектов касается правового регулирования вопросов использования данных территорий. Немаловажным в данной случае является необходимость определения их принадлежности, особенно если речь идет о совместном использовании.

Что такое земли общего пользования?

Земли общего пользования по Земельному кодексу регламентируются . Она указывает на следующий перечень таких объектов:

  • площади и улицы;
  • проезды, автомобильные дороги;
  • набережные, парковые зоны;
  • водные объекты и пляжи.

Статья 85 ЗК РФ также указывает, что земли общего пользования не подлежат передаче в частную собственность . Однако в судебной практике возникают ситуации, когда определенные объекты могут быть сданы в аренду. Такие действия проводятся с обязательным условием о том, что их использование не будет ограничено ни в коей мере.

Земли общего пользования в населенных пунктах

В населенных пунктах объекты общего пользования могут быть причислены к определенным территориям. Данное распределение необходимо для назначения ответственности за обслуживание и содержание таких участков. В отдельном порядке возникает при этом вопрос, можно ли взять в аренду землю общего пользования .

Судебная практика показывает, что аренда таких объектов возможна в том случае, если будут обеспечены все условия для их функционирования. Также регулируется ситуация, когда на участке, который определяется в общественное использование, уже находятся объекты частного владения. В этой ситуации допускается сдача земли под указанной недвижимостью в аренду на срок до 49 лет.

Земля общего пользования между соседями

Вопросы земельных споров актуальны для всех владельцев земельных участков. Особенно часто они возникают между соседями, и не последнее место занимает совместное использование общественных участков.

Межевание земель общего пользования в СНТ

СНТ — садовое некоммерческое товарищество, которое предполагает выделение земельного надела под ведение огорода и соответствующей хозяйственной деятельности. Однако как и для любого иного типа территории для полноправного владения такой территорией должен быть оформлен . Он включает в себя определение границ и план всех имеющихся построек.

Межевание территорий, которые определены для общественного использования, осуществляется для разграничения всех соседних наделов. При этом оно может проводиться и в том случае, если право на собственность такой территории имеется у отдельного частного лица. В этом случае однако должно соблюдаться основное условие в предоставлении доступа к используемому объекту.

Оформление земель общего пользования в собственность СНТ

В отношении земельных участков совместного использования в СНТ в 2018 году часто возникает вопрос, оформлять их в собственность товарищества или нет. Такой обязанности в переоформлении перед СНТ по законодательству не имеется. Поэтому необходимость переоформления рассматривается им в индивидуальном порядке.

То есть при наличии ранее оформленных документов, которые соответствует действовавшим нормативам, допускается отсутствие современного кадастрового паспорта. Однако для возможности в полной мере оформлять новые документы без задержек и осложнений, рекомендуется все же привести документацию в соответствие с текущими стандартами.

Как поставить земли общего пользования на кадастровый учет в СНТ

Для постановки земли общего пользования в садовом товариществе на кадастровый учет необходимо предоставить следующую информацию:

  • схемы расположения земельных участков согласно межеванию, указание собственников, а также тех территорий, которые назначаются в общее использование;
  • подтверждение правомерности использования выделенных территорий — документы на использование и получение наделов;
  • данные по учредительной документации садового товарищества.

Все документы предоставляются в органы местного самоуправления. На основании проведенного межевания и предоставленной информации разрабатывается план территории, с указанием как частных земельных участков, так и объектов общего пользования. (О том, как поставить на учёт мотоцикл, читайте )

Правила эксплуатации земли общего пользования в СНТ предписывают при этом, что отдельная приватизация допускается только в том случае, если сохраняется совместный доступ. При этом не допускается возможность определить в частное или долевое использование старых объектов. К примеру имеется дорога. Если соседи скинутся и проведут ее улучшение — они не смогут оформить долевую собственность на нее, поскольку она уже числилась по документам.

Налог на земли общего пользования в СНТ в 2018 году

Вопрос о налогообложении земель общего пользования в садовых товариществах является актуальным для всех участников. Часто возникают ситуации, когда налог просто распределяется в равной степени на всех, без учета льгот и их возможностей.

Чтобы определить порядок внесения платежей, необходимо обратиться к правоустанавливающим документам. Если во владении указанной территории перечислены конкретные лица, то налогообложение распределяется между ними. Если такого перечня не имеется, то налоговый сбор взимается с товарищества. Внутреннее поступление взносов на уплату налогов определяется общим собранием.

Расчет размера сборов основывается также на документах, подтверждающих право на данные территории. При отсутствии кадастрового паспорта и постановки на соответствующий учет, размер определяется по общему положению, установленному в регионе.

О том как выйти из СНТ читайте

Незаконный захват земли общего пользования

Незаконный захват земли общего пользования не является редкостью. Сдвиг забора, незаконная постройка за его пределами, расширение пахотной территории — такие случаи бывают достаточно часто.

Законодательство указывает, что в случае самовольного расширения территории, назначаются штрафы:

  • от 500 рублей до тысячи для физических лиц;
  • от одной до двух тысяч — для должностных лиц;
  • от двух до 20 тыс. — для юридических.

Жалоба на захват, незаконное строение или иное нарушение подается в уполномоченные органы местной администрации. Такие заявления принимаются от любых лиц, как юридических, так и физических. Однако важным условием становится правильное оформление документа.

ØОсобенности регистрации общего имущества/земель общего пользования.
Процессом постановки на государственный кадастровый учет (далее – ГКУ) и государственную регистрацию права (далее – ГРП) земель общего пользования в СНТ занимается председатель такого СНТ. Посредством собрания и опроса всех членов СНТ принимается решение о необходимости учета и регистрации земель общего пользования, после чего они перейдут в собственность СНТ, как юридического лица. Для осуществления ГКУ и ГРП председатель, как представитель юр. лица обращается к кадастровому инженеру (как к ИП, так и к другому юр. л. — по выбору), чтобы тот подготовил все необходимые документы .
Процесс межевания земель общего пользования будет заключаться в полной геодезической съемке землепользования и обязательном согласовании местоположения уточняемых или вновь образуемых границ земель общего пользования с собственниками земельных участков, входящих в состав СНТ. Чаще всего при большом количестве членов СНТ объявление о таком уточнении границ опубликовывается в местной газете или направляется по почте со всеми необходимыми реквизитами для обратной связи в случае возникших возражений. Также, всегда возможен вариант вручения Акта согласования для подписи лично .
В случае возникающих возражений при наложении земель общего пользования на земельные участки членов СНТ и наоборот все ситуации рассматриваются и решаются в индивидуальном порядке. В большинстве случаев на практике, если на всей территории СНТ было проведено межевание, то формируемые или уточняемые границы земель общего пользования устанавливаются в соответствии с проектом межевания территории и непосредственно по границам уже существующих в Едином государственном реестре недвижимости земельных участков членов СНТ .
В ситуации, когда границы одного или нескольких участков отображены некорректно или ошибочно (например, происходит явное наложение земельного участка члена СНТ на общую дорогу), проводится уточнение таких границ после предварительного согласия собственника. Если такое наложение произошло ввиду технической/реестровой ошибки, то для собственника «вылетевшего» земельного участка по факту на местности ничего не изменится. Если же собственником была захвачена/прирезана территория общего пользования, то ему в зависимости от различных обстоятельств (согласие председателя и всех членов СНТ, предельные минимальные/максимальные размеры земельных участков) придется либо оформлять эту часть, либо отказываться от нее в добровольном или судебном порядке .

Памятка по оформлению земель общего пользования в СНТ

В памятке представлена основная информация по процедуре установления границ и оформлению прав на земли общего пользования в садоводческих товариществах.

Общая и нормативно-правовая информация

Территории общего пользования — территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) (Градостроительный кодекс РФ)

Имущество общего пользования — имущество (в том числе земельные участки), предназначенное для обеспечения в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения потребностей членов такого некоммерческого объединения в проходе, проезде, водоснабжении и водоотведении, электроснабжении, газоснабжении, теплоснабжении, охране, организации отдыха и иных потребностей (дороги, водонапорные башни, общие ворота и заборы, котельные, детские и спортивные площадки, площадки для сбора мусора, противопожарные сооружения и тому подобное) (№66-ФЗ от 15.04.1998 «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»).

Площадь земельных участков , подлежащих отнесению к имуществу общего пользования , определяется в размере двадцати пяти процентов площади садовых или огородных земельных участков, определенной по правилам, предусмотренным настоящим пунктом.

Как правило, сведения о земельном участке под землями общего пользования содержатся в Едином государственном реестре недвижимости как ранее учтенные. Такие сведения вносились на основании постановления о выделении земли садоводческому товариществу, свидетельства о праве собственности (государственных актах) или решении суда о предоставлении такой земли В свидетельствах на землю в большинстве случаев указывалась вся площадь под СНТ, выделяемая под коллективное садоводство, без указания отдельно площади земель общего пользования. Также, в Актах присутствовали схемы предоставляемых участков.

Принятие решения о проведении работ по установлению границ и об оформлении земель общего пользования СНТ осуществляется посредством решения общего собрания всех членов СНТ по инициативе председателя. В случае принятия такого решения председатель вправе обратиться к кадастровому инженеру, который может являться сотрудником юридического лица (например, ГУП МО «МОБТИ») или индивидуальным предпринимателем для заключения договора на проведение геодезических и кадастровых работ

Необходимые документы для заключения договора на проведение кадастровых работ

Для заключения договора на проведение геодезических и кадастровых работ по уточнению границ земель общего пользования председатель СНТ должен подготовить следующий перечень документов:

  1. Выписку из ЕГРЮЛ
  2. Выписку из ЕГРН на земельный участок для МОП
  3. Генеральный план СНТ
  4. Полномочия председателя и реквизиты СНТ.

Состав работ

Геодезические работы, камеральная обработка полученных измерений, подготовка комплекта документов.

Геодезические работы включают в себя выезд специалистов в СНТ с целью проведения геодезических измерений на местности, уточнения границ, конфигурации и площади земель общего пользования.

В результате камеральной обработки полученных измерений формируется схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Схема расположения утверждается администрацией муниципального образования. На основании утвержденной схемы подготавливается межевой план.

Одновременно с заявлением на проведение государственного кадастрового учета подается заявление на государственную регистрацию прав.

Дополнительная информация

Если в ходе проведения работ выявляются неиспользуемые физическими лицами – членами СНТ земельные участки, то СНТ принимает решение о проведении работ по установлению границ этих участков. Дальнейшую судьбу этих участков решает само СНТ.

При межевании земель и постановке имущества на кадастровый учет теперь можно получить скидку.

17 мая «Союз дачников Подмосковья» и Московское областное БТИ подписали соглашение, благодаря которому дачники Московской области смогут получить скидки при межевании земель и постановке имущества на кадастровый учет.

«Сегодня Союз дачников Подмосковья и МОБТИ заключили соглашение о сотрудничестве. Для нас это важный шаг, потому что дачникам и садоводам Подмосковья нужен надежный партнер, ведь одни из основных вопросов, которые волнуют дачников – это межевание, наложение границ, их согласование. Сегодня в лице МОБТИ мы обрели настоящего партнера. Помимо этого партнерства мы договорились и о скидках, которые будут предоставляться дачникам и садоводам, поэтому мы рекомендуем обращаться всем садовым товариществом, коллективно. Во-первых, это будет намного дешевле. Во-вторых, это системность, благодаря которой вы сможете избежать наложения границ и множественного согласования с соседями. Этот день значим для дачников и садоводов Подмосковья, ведь теперь мы уверены, что межевание будет проводиться качественно и недорого», — сказал Первый заместитель Председателя Московской областной Думы, Председатель «Союза дачников Подмосковья» Никита Чаплин.

« “Союз дачников” помогает садоводам в широком круге вопросов. Московское областное БТИ готово быть надёжным партнером в решении проблем, связанных с объектами недвижимости. В рамках сотрудничества мы будем совместно проводить мероприятия, консультировать граждан, предоставлять актуальную информацию на сайт союза по регистрации дач, земельных участков. Московское областное БТИ – это государственное предприятие, имеющее богатый опыт, и большой архив данных об объектах недвижимого имущества. Мы обладаем широкой филиальной сетью: 69 точек по всей Московской области. Для садоводов уже действуют и будут дальше разрабатываться специальные акции. Например, скидка на услуги при одновременном оформлении дома и земельного участка. И конечно, для дачников выгоднее всего обращаться к нам всем товариществом. Это будет и дешевле, и быстрее», — рассказал журналистам генеральный директор МОБТИ Александр Беднягин.

Соглашение между «Союзом дачников Подмосковья» и МОБТИ начало действовать с момента его подписания, также его целями являются повышение информированности граждан о правовом регулировании земельно-имущественных отношений в Московской области, оказание содействия при выполнении работ по подготовке документов для регистрации прав на недвижимое имущество садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан и их членов.

Выбор редакции
Меню - основа ресторанного бизнеса. Это не просто список блюд, которые подают в заведении, а способ предложить посетителю то, что ему...

Вы всё ещё сомневаетесь в своих силах? Отставить все сомнения, пришло время вооружиться уверенностью в себе и двигаться к собственному...

Вы всё ещё сомневаетесь в своих силах? Отставить все сомнения, пришло время вооружиться уверенностью в себе и двигаться к собственному...

Как должен выглядеть фирменный бланк организации и как его создать? Об этом читайте в нашей статье. Из статьи вы узнаете: В каких...
ХРИСТОФОР КОЛУМБ Загадка происхождения Всемирно известный мореплаватель Христофор Колумб родился в небогатой генуэзской семье в Италии...
Детально: молитва ангелу хранителю за детей - со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте сайт для наших уважаемых...
Умение красиво и правильно разговаривать пригодится на протяжении жизни каждому человеку. Грамотная поставленная речь указывает на то,...
Солдаты, одетые в костюмы химической защиты, пробираются через туннель в Кэмп Стенли, Южная Корея. В Корее угроза «туннельной войны» со...
Если Вы внезапно захворали и не можете справиться с тяжелой болезнью, обязательно прочитайте молитву Святому Луке об исцелении и...