Как исполняется фз 122 о монетизации льгот. Что такое монетизация льгот? Кто вправе монетизировать льготы


Законодатель дает право получателям социальной помощи – пенсионерам по возрасту, инвалидам и ветеранам труда монетизировать льготы. Если гражданин не желает получать бесплатный проездной или путевку в санаторий, он может оформить денежную выплату, которая будет добавлена к пенсии.

Размер выплат

В 2019 году пенсии для всех категорий получателей — федеральных льготников повышаются на 2,5%. Прибавка к ЕДВ составляет 57 рублей. Показатель ЕДВ входит в общий пакет социальных услуг.

Гражданам выплачиваются компенсации в следующем размере:

Получить субсидии можно по выбору – в денежной, или «натуральной» форме. Общая сумма всех компенсаций составляет 1075 рублей в месяц. Более высокие показатели ЕДВ установлены для инвалидов 3 группы – ежемесячная сумма компенсации по льготам составляет 2073 рублей.

Ветераны войны/ боевых действий, при отказе от получения льгот на медикаменты получают денежную выплату в размере 2022 рублей.

Какие льготы для пенсионеров можно монетизировать

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Ветеранам ВОВ или труда дается возможность монетизировать те льготы, которыми они не желают воспользоваться. При этом пособия выплачиваются вместе с ежемесячными пенсиями.

Возможна монетизация следующих видов льгот:

  1. Проезд на общественном транспорте.
  2. Выдача бесплатных медикаментов.
  3. Путевки на санаторно – курортное лечение.

Так, если человек практически не осуществляет поездки на общественном транспорте, он может получать денежное возмещение.

В некоторых случаях можно монетизировать и льготы по ЖКХ, при условии, что гражданин не нуждается в их получении.

Монетизация происходит следующим образом:

  1. Гражданин за счет собственных средств осуществляет полную оплату ЖКХ по квитанциям.
  2. Затем подается заявление, на основании которого осуществляется компенсация потраченных средств. Деньги поступают на расчетный счет гражданина в банке России.

Получить такую компенсацию не могут граждане, имеющие задолженность по услугам ЖКХ.

Следует учесть, что получать денежные выплаты вместо льгот могут лишь те граждане, которые относятся к категории федеральных льготников, это:

  • инвалиды 1,2,3 группы;
  • ликвидаторы аварии на ЧАЭС;
  • военные;
  • пенсионеры по возрасту;
  • ветераны ВОВ.

На государственном уровне монетизация услуг по ЖКХ не предусматривается. Региональные органы самоуправления могут самостоятельно устанавливать нормы по предоставлению гражданам – пенсионерам тех или иных видов помощи, компенсаций.

Необходимо учесть, что оформляя денежную компенсацию, пенсионер отказывается от получения услуг. Особенно важно учесть, что при отказе от выдачи медицинских препаратов и монетизации этой льготы, пенсионеры должны будут покупать лекарство самостоятельно.

Как это сделать

Для того, чтобы начать получать социальную помощь от государства в денежном эквиваленте, гражданин должен подать в Пенсионный Фонд России заявление на отказ в получении некоторых социальных услуг.

Алгоритм действий:

  1. Сбор документов, составление заявления в бумажной форме или в электронном виде на официальном сайте ПФР.
  2. Обращение в государственную организацию.
  3. Ожидание принятия решения.
  4. Получение компенсации.

К заявлению необходимо приложить паспорт и документ, подтверждающий право на получение льгот – это может быть справка МСЭ, удостоверение ветерана труда или ВОВ, документ, в котором указано, что семья является многодетной (имеет более 3 детей).

В соответствие с нормами законодательства, возможен отказ от 1-2 или сразу всех услуг. Специалисты утверждают, что граждане, которые получают дорогостоящие лекарства, получат больше выгоды при получении данной части социального пакета в натуральной форме, не обналичивая.

Чаще всего осуществляется частичный отказ от соц. услуг. Так, заявитель может обналичить льготы на лекарства и санитарно – курортные услуги, но оставить на проезд, ЖКХ.

Как заполнить заявление

В первую очередь необходимо составить заявление.

В документе должны содержаться следующие сведения:

  1. Наименование организации – Пенсионный фонд России и номер отделения, в которое подается документ.
  2. Страховой индивидуальный номер счета.
  3. Персональные данные – фамилия, имя, отчество, место и дата рождения.
  4. Паспортные данные.
  5. Описание социальных услуг, от которых гражданин планирует отказаться.
  6. Излагается просьба о прекращении предоставления услуг с 1 января.
  7. Подпись.

Отказываясь от социальных льгот, гражданин начинает получать ту денежную сумму, которая направлялась государством для оплаты социального пакета.

Подавать заявление и остальные документы можно в территориальное отделение ПФР, или через отделение многофункционального центра. Также пенсионер, который не имеет возможности явиться лично в учреждение, может отправить документы почтой России или через интернет.

Кроме того, граждане, имеющие опекуна или личного представителя, могут подать документы через него. Необходимо учесть, что подать заявку на отказ от услуг нельзя через сайт Госуслуг.

Все услуги по подаче заявлений и составлению документов предоставляются бесплатно. Для того, чтобы изменить решение по поводу предоставления денежной компенсации, нужно подать заявление до 1 октября. Также можно добавить еще одну льготу для монетизации.

После приема заявки подавать новое заявление каждый год не требуется. Денежные средства постоянно будут поступать на счет льготника.

Следует учесть, что за предоставление услуг отвечает ПФР и другие государственные организации. Многие пенсионеры стали ругаться с кондукторами и другими работниками, в надежде, что им представят льготный проезд, однако решение принимают сотрудники гос. инстанций.

Плюсы и минусы

Среди основных плюсов монетизации льгот можно выделить следующие:

  1. Граждане, которые не часто, или вообще не пользуются бесплатным проездом, медикаментами, не отдыхают в санаториях, имеют возможность получать денежную компенсацию, которая является прибавкой к пенсии.
  2. Тратить полученную компенсацию гражданин может по собственному усмотрению.
  3. Жители деревень, которые не пользуются общественным транспортом, имеют возможность получать компенсацию за проезд.
  4. Граждане, которые болеют один раз в год, могут получать возмещение льготы на медикаменты, и использовать денежные средства для приобретения других, более важных вещей.

Несмотря на то, что возможность оформления денежной компенсации для многих является существенным плюсом, данное действие имеет и минусы, которые необходимо учитывать:

  1. Некоторые медикаменты стоят очень дорого, и граждане которым лекарства требуются достаточно часто, не смогут приобрести их, используя средства, полученные в результате компенсации. В данном случае рекомендуется сохранить льготу.
  2. Необходимо посещать отделение ПФР для подачи заявления на отказ от услуг.
  3. Получаемой компенсации не хватит для того, чтобы самостоятельно восполнить те или иные услуги.

Наибольшую пользу от монетизации льгот получают жители деревень, по той причине, что они не могут воспользоваться правом на бесплатный проезд в общественном транспорте, или санаторно – курортным лечением, бесплатной установкой городского телефона.

До монетизации данные льготы по сути существовали лишь не бумаге. Для таких граждан монетизация льгот является возможностью получать небольшую прибавку к пенсии.

Государственная помощь, предоставляемая определенным категориям граждан, делится на несколько видов. По разным причинам некоторые льготники пользуются только частью привилегий, а некоторые не оформляют дополнительные преференции вообще. Исходя из этой ситуации, правительством было принято решение дать возможность людям заменить их на денежную компенсацию.

Что такое монетизация льгот

Официальная льготная политика Российского правительства дает право гражданам, получающим федеральные или региональные льготы, заменить их на денежное пособие. Система предоставления социальной помощи гражданам за долгие годы своего существования требовала изменений, и для реализации этих решений у руководства страны были такие причины:

  • оформление помощи ложным ;
  • отсутствие адекватного финансирования;
  • хищение средств из бюджета и ненадлежащий контроль за ними;
  • неравноправие в пользовании натуральными привилегиями.

Не все население страны одобрило такие перемены. Негатив вызвали такие моменты, как небольшой размер компенсаций: объем бюджета, который предназначается для социальной помощи, распределяется равномерно между всеми получателями, и для некоторых эта сумма получается мизерной. Кроме того, отдельные категории потеряли возможность многократного использования некоторых видов послаблений – выделяемый объем пособия не покрывает их.

Тем не менее, монетизация льгот имеет и положительные стороны, причем как для государства, так и для населения. Среди них выделяют следующие моменты:

  • уменьшение коррупции;
  • обеспечение равноправного использования всеми льготниками;
  • при небольших пенсиях у граждан появляется возможность ожидать дополнительных финансовых поступлений;
  • уменьшение расходов из бюджета (особенно местного);
  • снижение уровня бедности в селах;
  • улучшение развития бизнеса (вместо борьбы за госдотации).

ВНИМАНИЕ! Чтобы монетизировать помощь, человек подает заявление на отказ от нее. Льготники самостоятельно и добровольно решают, какой вид пособия заменить на финансовую поддержку.

Правовые основы монетизации льгот

Процедуру предоставления помощи в виде денежного эквивалента регулирует ФЗ № 122 от 22.08.2004. Законом № 178-ФЗ предусмотрен список услуг, от которых человек может отказаться.

Региональные власти самостоятельно принимают решение по поводу наличия и порядка предоставления социальных льгот на местах, но и на федеральном уровне доступны способы замены дополнительных пособий. В первую очередь это единовременные денежные выплаты.

Кто вправе монетизировать льготы

Заменить помощь на денежные средства могут далеко не все категории граждан. Право на монетизацию, в соответствии с ФЗ №178 , предоставляется:

  • матерям-одиночкам;
  • жителям блокадного Ленинграда;
  • людям с ограниченными возможностями (с любой группой инвалидности);
  • ветеранам ВОВ и участникам боевых действий;
  • работающим на военных объектах в период войны;
  • врачам и учителям из сельской местности;
  • детям-инвалидам;
  • людям пенсионного возраста.

В настоящее время проводится работа по созданию Единой государственной информационной системы социального обеспечения, в которой будет вестись персонализированный учет всех льготников с указанием суммы и вида помощи, которой воспользовался человек.

Перечень льгот, которые можно заменить денежной компенсацией

Возможность монетизации касается не всех видов льгот. Замена на денежные выплаты доступна в отношении:

  • лекарственного обеспечения;
  • компенсации проезда в транспорте;
  • оздоровления на базах отдыха санаторного и курортного типа.

Эта денежная замена разрешена гражданам на . Однако в регионах имеют полное право принять решение о дополнительных замещениях пособий (льготы по налогу на землю, путевки в детский лагерь и т.д.).

Пенсионный возраст не является причиной для получения федеральных привилегий. Чтобы воспользоваться набором социальных услуг, нужны дополнительные условия, дающие на это право: инвалидность, участие в боевых действиях и т.д.

ВАЖНО! Запрещенные к денежной замене на федеральном уровне льготы не могут быть монетизированы в соответствии с региональными программами. В то же время любые привилегии местного масштаба дозволено менять без ограничений.

  • человек оплачивает в полном объеме полученные услуги ЖКХ;
  • государство делает возврат 50% на карту банка.

Если у пенсионера нет никаких дополнительных оснований для льгот, то он вправе воспользоваться компенсацией на капитальный ремонт. Если его возраст превысил 70 лет, то возвращается половина стоимости, а после 80 лет – 100%.

Как оформить компенсацию вместо льгот

Чтобы оформить отказ от льгот для замены на финансовые выплаты, гражданину придется обратиться в Пенсионный фонд по месту жительства. Человек вправе отказаться от пользования всеми льготными услугами или только их частью. Для этого предоставляются такие бумаги:

  • заявление;
  • пенсионное свидетельство и паспорт гражданина РФ (оригинал и копия);
  • свидетельство, подтверждающее право на набор соцуслуг;
  • справку из ПФР об имеющихся льготах.

Могут понадобиться и другие документы: это зависит от вида льгот и категории, под которую попадает обратившийся гражданин. Сотрудники в региональных представительствах проконсультируют заявителя при обращении по поводу этих подробностей.

В заявлении необходимо конкретно указать, от какого вида помощи будет оформляться отказ. Подать его нужно до 1 октября текущего года, в противном случае обращение рассматриваться не будет.

ВНИМАНИЕ! Если возникает желание или необходимость вернуть помощь обратно, нужно снова обратиться с просьбой в управление ПФ.

Оформление бумаг на замену проводится каждый год. Направить их можно, помимо личного визита в ПФ, и при помощи многофункционального центра. Граждане, которые желают воспользоваться помощью своих представителей, оформляют на них доверенность, обязательно заверяя у нотариуса.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Тульский государственный университет

Кафедра социологии и политологии

Контрольно-курсовая работа на тему:

«Монетизация льгот и ее последствия для населения»

Выполнил: Ф.И.О.

гр.ХХХХХХ

Проверил:Ваховский А.М.

Введение 1

Причины принятия закона о монетизации льгот и основные его положения. Кому была выгодна отмена льгот………………………………………………………………………1-4

Проблемы, с которыми столкнулись при реализации закона, и их причины…………………………………………………………………..4-8

Последствия для населения: плюсы и минусы………………………...8-9

Заключение…………………………………………………………………….9-10

Список литературы…………………………………………………………..11-12

Приложения…………………………………………………………………..13-15

Введение

Монетизация льгот – этот вопрос волнует всю нашу страну с середины прошлого года. Нет смысла говорить об актуальности этой темы - в каждой второй российской семье были те или иные категории льготников. Вопрос о монетизации не имеет возрастных рамок: он в равной мере затронул интересы как школьников, так и пенсионеров. К решению о принятии законопроекта страна отнеслась по-разному (см. приложение №2). Это вполне объяснимо, ведь кому-то монетизация оказалась выгодной, часть населения выиграла от перевода льгот в денежную форму, другая, наоборот, - проиграла. Предполагалось, что реформа принесет стране только пользу, но, возможно, правительство не учло мирового опыта. Нет ни одной экономически развитой страны, где все льготы переведены в денежную форму, будь то Соединенные Штаты или Швеция.  Это означает, что схема, предложенная правительством, нигде экспериментально не подтверждена. Попробуем разобраться, к чему привела монетизация в нашей стране.

Причины принятия закона и его основные положения.

Кому была выгодна монетизация?

2 июля 2004 года депутаты Госдумы в первом чтении большинством голосов поддержали законопроект о монетизации льгот. Идеологами и главными реализаторами этой реформы стали министр здравоохранения и социального развития М.Зурабов, Герман Греф, Алексей Кудрин.  Правительство убедило Думу принять законопроект, представив целый ряд преимуществ:

    Во-первых, помощь придет по точному адресу, тем, кто действительно в ней нуждается, минуя чиновников.

    Во-вторых, она будет конкретной, а не в виде пустых обещаний. По словам А.Исаева (председателя комитета Госдумы, ответственного за принятия 122 закона) новый закон дает населению деньги вместо существовавших только на бумаге льгот и приводит меры социальной защиты в соответствие с рыночной экономикой.  Часть льгот уже давно не работает (например, бесплатные лекарства: лекарственных препаратов часто не оказывалось в аптеках; кроме того, по льготам можно было приобрести только 150 препаратов (обычно самых дешевых и неэффективных)). Доказывая необходимость принятия закона, сторонники монетизации опирались на то, что большинство льготников поддерживают монетизацию. Однако исследования, проводимые Аналитическим Центром Юрия Левады, показывают совсем другое: решение о замене льгот денежными выплатами целиком поддерживают 12% от всех опрошенных, по большей части поддерживают 21%, по большей части против этого 23%, целиком против 34%. 

    К тому же, «отказ от бартера в социальной сфере», по мнению правительства, приведет к снижению тарифов.

    И, наконец, эта реформа позволит разграничить полномочия федеральной и региональной власти.

Цель реформы определил Алексей Кудрин: она состоит в «переходе от популизма к выполнению государством своих обязательств»  - многообещающий, но довольно обтекаемый ответ; по народному мнению, цели закона несколько другие: лишь 13% полагают, что замена производится для того, чтобы улучшить положение самых обездоленных, 25% предполагают, что целью является уравнение положения льготников с теми, кто не пользовался льготами, но по мнению большинства (53%) дело просто в том, чтобы "сэкономить бюджетные средства" за счет самых бедных.  Законопроект был принят Госдумой 5 августа 2004 г., одобрен Советом Федерации 8 августа. Впоследствии были внесены изменения от 29 ноября, 21, 29, 30 декабря 2004 года. Он принят «в целях защиты прав и свобод граждан Российской Федерации на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оптимизации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти» 

Что же предложило правительство населению взамен натуральных льгот?

По 122-му федеральному закону все льготники разделены на федеральных и региональных, в зависимости от того, кто финансирует социальную поддержку этих граждан. Финансирование за счет федерального бюджета сохранилось для Героев СССР, России, Соцтруда, полных кавалеров ордена Славы и Трудовой Славы, инвалидов и участников ВОВ и их семей, узников фашизма, ветеранов боевых действий, проходивших военную службу в ВОВ не в действующей армии, блокадников, инвалидов всех трех групп, чернобыльцев. Финансирование ветеранов труда, тружеников тыла и пострадавших от политических репрессий производят региональные бюджеты. Взамен всех льгот (бесплатный проезд городским и пригородным транспортом; лекарства; абонентская плата за телефон и его установка; протезирование и зубопротезирование и др.) они получают от 150 до 1550руб. + соцпакет (скидки по оплате жилья и коммунальных услуг, бесплатные лекарства, бесплатные санаторные путевки (с оплатой проезда на курорт и обратно), бесплатный проезд в пригородных электричках) стоимостью 450руб. (при желании можно от него отказаться и с 1.01.2006 получать деньги). Причем, по новому закону можно выбирать только одну компенсацию. Так что, если гражданин принадлежит к нескольким льготным категориям, он сможет получить деньги только по одной из них.

Проблемы, с которыми столкнулись при реализации закона, их причины.

При реализации закона власти столкнулись с множеством проблем и самая масштабная из них – отсутствие средств в региональных бюджетах. Регионы оказались неподготовлены к осуществлению перевода льгот в денежные компенсации. Чтобы не «будить в народе зверя» некоторые субъекты сохранили льготы (Камчатка, Красноярский край, Ростовская обл., Тюменская обл., Москва, Ульяновская обл., Челябинская обл. (подробнее – см. Приложение№1)). Но народного волнения, социальной напряженности не удалось избежать. Многие города встретили Новый год демонстрациями. Если до Нового года телевидение пестрело репортажами о довольных льготниках, уверенных в том, что после монетизации жить станет легче, после вступления закона в силу картина резко изменилась. Возмущенные пенсионеры и инвалиды недовольны порядком выплаты компенсаций и требуют вернуть натуральные льготы. С 9 января практически по всей стране проходят массовые акции протеста: митинги в Москве, Санкт-Петербурге, Пензе, Ставрополе, Георгиевске; пикеты зданий администрации в Курске, Нальчике, Самаре, Казани, Барнауле, Ангарске; блокирование движения транспорта в Твери, Вологде, Альметьевске, Хабаровске.  Митинг прошел и в нашем городе: 20 января тульские льготники вышли на пл.Ленина.  Некоторые политики считают эти выступления не стихийными, а хорошо спланированными: кто-то использует народ для достижения своих целей. Олег Ковалев ("Единая Россия") утверждает, что «под видом протестов идет политическая борьба, стариков обманом и подкупом вовлекают в преступные действия»  . По данным соцопроса, проведенного «Левадой», 59% считают, что нынешние протесты "носят в основном стихийный характер", 18% - что они организованы "противниками Путина".  Но митингующие предъявляли конкретные требования (вернуть льготы), не выдвигая политических лозунгов.

На фоне всеобщих волнений Сибирь оставалась спокойной. Это объясняется социальной политикой, проводимой местными властями. В Кузбасс средства из федерального бюджета поступают всего на 1/3 всех льготников, остальных финансирует область. «Но, несмотря на это, - отмечает Аман Тулеев, губернатор Кемеровской области, - мы не будем отменять свои льготы…Подписан указ о сохранении бесплатного проезда федеральным льготникам и милиции, сохранении бесплатного слухо - и зубопротезирования для инвалидов и ветеранов войны, блокадников».

Спокойно отнеслась к монетизации и Челябинская область. 20 января более 20 общественных организаций Уральского федерального округа выступили с заявлением в поддержку проводимых в стране реформ, осуждая митингующих.  Стоит отметить, что 41% опрошенных заявили о поддержке акций протеста, еще 41% относятся к ним "с пониманием", но не готовы поддержать, лишь 10% решительно высказались против действий протеста.

Чем вызвана волна протеста, прокатившаяся по всей стране? Ведь до вступления закона в силу многие льготники выступали за монетизацию. Причина очевидна: правительство не оправдало ожиданий (компенсации, по мнению 74% опрашиваемых, не соответствуют размеру утраченных льгот  , более того, власти не организовали своевременную их выплату) (приложение №2).

Что касается военных и милиции, государство обделило их не меньше других. Но Министерство обороны предприняло ряд мер, призванных улучшить их положение.

    Во-первых, с 1 января 2005г. Увеличена надбавка за сложность, напряженность и специальный режим службы (теперь он составляет примерно 1000 руб.)

    Во-вторых, увеличена выплата за поднаём жилья (до 1500 руб. вместо прежних 500 руб., а если в семье бесквартирного военнослужащего есть дети – 2250руб.)

Что можно сказать об обеспечении льготными лекарствами? Лучше всего ситуация обстоит в Дальневосточном округе (здесь в январе лекарства не получили лишь 3,5 % льготников ). В остальных регионах картина печальная: с началом года в аптеках и больницах выстроились огромные очереди, льготных лекарств не хватает. Чем объяснить подобную ситуацию?

    Одна из причин – ажиотажный спрос: люди запасались впрок, брали лекарства и себе, и родственникам, боясь, что что-нибудь изменится.

    Другая причина - несовершенный перечень лекарств.

    И третья, самая главная, - неподготовленность к реформе врачей и работников аптек. Врачам поликлиник приходится заполнять несколько анкет, помнить многозначные коды лекарств. Поэтому процедура получения рецепта довольно длительная и утомительная.

Сибирь нашла решение этой проблемы: для директоров и работников аптек, фармацевтов были проведены выездные семинары, на которых разъяснялся порядок заполнения бланков и работы с новыми списками лекарств. Немалые деньги вложены также и в компьютеризацию аптек. 

Сложно обстоит ситуация в Туле. В городе всего 11 аптек, работающих с льготниками, по области – 121. К тому же льготные лекарства на 30-50% дороже обычных. Это объясняют тем, что лекарства поставляют в аптеки не напрямую, а через посредников – фирмы, одобренные правительством. К тому же аптеки не получают лекарства в необходимом объеме (в январе всего 25-30%). Поэтому льготники вынуждены либо ждать, томиться в очередях, либо покупать лекарства за свой счёт.

Чем можно объяснить сложившуюся ситуацию? Почему через полгода после принятия закона власти не смогли его реализовать, чем вызвали народное недовольство? Почему долгожданная монетизация не улучшила жизнь всей страны? Причин, на мой взгляд, несколько:

    Во-первых, все это говорит о непродуманности самого закона и несоответствии его российской действительности. (Кстати соцопрос показал, что "продуманной и подготовленной" считают замену льгот всего 13% опрошенных, не согласны с этим 81%). Создается впечатление, что власти не имели представления о реальном числе льготников и необходимых суммах компенсаций.

    Во-вторых, регионы оказались неподготовлены к переводу натуральных льгот в денежную форму. Когда настало время выплачивать компенсации, выяснилось, что в местных бюджетах не хватает средств.

    Третья причина – недостаточная информированность населения. Многие льготники не были ознакомлены с порядком выплат и не знали, какая сумма полагается взамен потерянных льгот.

Последствия закона о монетизации для населения: плюсы и минусы.

Как же отразился новый закон на населении? Ответом на этот вопрос могут быть акции протеста, требования вернуть льготы. Бывших льготников не устраивает ни порядок выплат, ни размер компенсаций (в большинстве случаев их не хватает ни на лекарства, ни на проезд). По данным соцопросов, в том, что социальная реформа принесет стране пользу, уверены только 34% населения (причем из них лишь 23% считают, что она улучшит положение наименее социально защищенных слоев населения (приложение №3)). За примером далеко ходить не надо: если раньше пенсионеры имели право на 50% - ную оплату за телефон и могли разговаривать без ограничений, то после отмены этой льготы пожилые люди лишились, возможно, единственного способа общения.

Еще один пример. До Нового года пенсионеры пользовались правом на бесплатный проезд в городском транспорте, после «отмены льгот» они его лишились (в большинстве регионов). И что мы видим? Ни одна поездка в общественном транспорте не обходилась без стычек между пенсионерами и кондукторами, порой доходило до того, что деды врукопашную бросались на кондукторов, как будто те виноваты во всем. Ветераны Труда, труженики тыла, репрессированные граждане не могли смириться с отменой льгот, ведь за это они почти ничего не получили.

С введением льготного проездного положение несколько улучшилось.

Сильно монетизация ударила по карману семей, где есть учащиеся, ведь школьники остались без компенсаций, о них власти просто-напросто забыли.

Но наиболее предприимчивые бывшие льготники нашли способ увеличения выплат: они записываются в инвалиды (это самая «выгодная» категория льготников – из федеральной казны они получают ежемесячно до 950 руб.). Число инвалидов в Калининградской обл. резко возросло с середины 2004г. В Карелии неожиданно возникли огромные очереди желающих получить звание ветерана труда республики (по данным республиканского Минздрава, количество заявлений о присвоении звания увеличилось в два раза)  . Не имея возможности честно получить от государства достойные выплаты, льготники идут на хитрости.

Кому монетизация и принесла пользу, так это жителям деревень. Для них, действительно, льготы существовали лишь на бумаге. Они не могли пользоваться бесплатным проездом в городском транспорте, правом на льготную установку телефона (просто нет возможности провести телефонную линию в отдаленные поселки и деревни)  . Поэтому денежные компенсации для этих людей оказались хоть и небольшой, но помощью.

Заключение

Монетизация оказалась серьезным общественным потрясением. Пожалуй, ни одна из сторон-участниц (ни министры, разрабатывавшие законопроект, ни сами льготники) не предполагала, насколько сильна будет реакция. Оценить последствия социальной реформы довольно сложно. С одной стороны, некоторые(!) группы населения оказались в выигрыше – вместо несуществующих льгот они получили реальные деньги. Выполнены ли остальные цели?

Да, действительно удалось разграничить полномочия региональной и федеральной власти. Но к чему это привело? К сокращению социальных обязательств государства и частично к перекладыванию их с федерального на региональный уровень. Кто от этого выиграл (если кто и выиграл), трудно сказать. Но уж точно не региональные льготники, мизерные компенсации которым выплачиваются из местных бюджетов. По мнению Оксаны Дмитриевой, депутата Госдумы, подобные действия приведут к «дезинтеграции, ликвидации единой политики федерального центра в области социальной защиты, образования и культуры»  .

На мой взгляд, монетизация льгот – поспешный и необдуманный шаг, действия правительства не основаны на анализе реальной социально-экономической ситуации в стране. Безусловно, идея монетизации правильная: необходим перевод части (!) натуральных льгот в денежные компенсации, но эта реформа должна была проводиться постепенно, в несколько этапов. При этом важно было провести ряд организационных мероприятий по переходу от льгот к выплатам, чему наше правительство, к сожалению, уделило мало внимания. И последнее - государство с самого начала должно было предоставить населению право выбора: льготы или деньги. Возможно, в этом случае удалось бы избежать социального взрыва.

Список литературы :

    Агентство социальной информации. Реформа "монетизации" льгот. Горькие "уроки" монетизации льгот. 20.10.2005

    Большинство россиян не знают, какую сумму будут получать взамен льгот.Аналитический Центр Юрия Левады (Левада-Центр). Брянцева Г. «Социальный пакет: хватит на всех»// «Российская газета»-2004г.-№143(3520)-стр.4-5.

    «Еще раз о выплатах и льготах»// «Российская газета»-2005.-№6(3675)-стр.-11-12.

    Каковы отрицательные последствия монетизации льгот? | Опросы за январь 2005 года... Нижний Новгород / Новости / Участники акции против монетизации льгот перекрыли...22.01.2005. http://8312.ru/0-889-7154-0/20050122-20050122/1085700--0/

    Н.Коньков. «Лишняя страна Кремля (парламентский репортаж)»

    Овчарова Л.Н. Монетизация льгот: экспертиза социальных последствий. Политический журнал - ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА - Монетизация льгот: цена вопроса 24.07.2004г

    Россияне о монетизации льгот. Аналитический Центр Юрия Левады (Левада-Центр)

    Сергей Черешнев. Обиженные льготники записываются в инвалиды… 17.12.2004 Сивкова В. Жертвы и герои монетизации.// «Аргументы и факты»-2005г.-№5-стр.9

    Социально-политическая ситуация в России в январе 2005 года. Аналитический Центр Юрия Левады (Левада-Центр)

    С. Юринский «Что будет с льготами?» // «Российская газета»-2004г-№141(3518)-стр.3

    Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

    ФОМ > Акции в поддержку замены льгот выплатами. (29.02.2005)

Приложение №1

Какие льготы сохранились в регионах

Алтайский край

зубопротезирование

Ивановская обл.

Иркутская обл.

зубопротезирование

Калининград

Камчатка

Проезд в пригородном транспорте

Красноярский край

Все льготы сохранены

Все льготы сохранены

Ростовская обл.

Все льготы сохранены

Свердловская обл.

Все льготы сохранены

Тюменская обл.

Все льготы сохранены

Ульяновская обл.

Все льготы сохранены

Челябинская обл.

Все льготы сохранены

Ярославская обл.

Приложение №2

22 августа 2014 года исполнилось 10 лет с того момента, как был подписан Федеральный закон № 122, касающийся монетизации натуральных льгот.

В 2004 году 22 августа президент России Владимир Владимирович Путин подписал Федеральный закон № 122, который вносил изменения в законодательные акты РФ. Он признавал утратившими силу некоторые законодательные акты по причине принятия Федеральных законов, вносящих изменения и дополнения в Федеральный закон, регулирующий общие принципы организации исполнительных и законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в закон, прописывающий общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации.

122-й закон вступил в силу (с рядом исключений) 1 января 2005 года. В быту он получил название «о монетизации льгот». Монетизация льгот представляет собой замену денежными выплатами натуральных льгот.

История системы льгот

Эта системы была выстроена во времена Советского Союза. Примерно до 1980 годов льготами пользовалась относительно небольшая прослойка населения. А в период 1980−1990 годов с началом экономического упадка количество льгот значительно возросло.

Согласно информации Министерства финансов России только федеральных льгот до 2005 года было около 120 видов. Ими пользовались более 200 категорий получателей. Около 70 процентов граждан (103 миллиона человек) имело те или иные льготы. В частности, среди пользователей были свыше 1 миллиона ветеранов ВОВ, 20 миллионов ветеранов труда, 800 тысяч инвалидов ВОВ и приравненных к ним лиц, 880 тысяч семей погибших, 5,2 миллиона тружеников тыла и прочие категории.

Целью 122-го закона был пересмотр федерального законодательства в плане разграничения полномочий органов власти разного уровня и их финансовой базы.

Категории льготников согласно 122-му закону

В результате данной реформы категории получателей льгот были разделены на региональные и федеральные.

  • Ветераны.
  • Бывшие несовершеннолетние узники фашизма.
  • Инвалиды (включая детей-инвалидов).
  • Герои Советского Союза, Российской Федерации или полные кавалеры ордена Славы (имеющие орден Славы трёх степеней).
  • Члены семей погибших либо умерших Героев Советского Союза или Российской Федерации, а также полных кавалеров ордена Славы (вдовец, вдова, родители, дети до 18 лет, дети-инвалиды старше 18 лет, которые получили инвалидность до 18 лет, дети до 23 лет, проходящие очное обучение в образовательных учреждениях).
  • Лица, получившие радиоактивное облучение в результате ядерных испытаний или аварий на предприятиях, использующих атомную энергию.
  • Герои Социалистического Труда или полные кавалеры ордена Трудовой Славы (имеющие орден Трудовой Славы трёх степеней).

Граждане, социальную поддержку которых осуществляли федеральные органы государственной власти, получили в результате принятия 122-го закона вместо основной части натуральных льгот ежемесячные денежные выплаты (ЕДВ).

Региональная власть должна была создавать собственные механизмы монетизации, не допускающие при этом ухудшения положения льготников.

Основные моменты 122-го закона

Вначале разработчиками закона планировалось провести замену всех натуральных льгот деньгами, что привело к широкому резонансу в обществе. В результате самые значимые льготы были сохранены в натуральном виде и составили «социальный пакет», сумма которого в 2005 году равнялась 450 рублям.

Состав «социального пакета»:

Остальные льготы были заменены на денежные компенсации, которые гражданин должен получать ежемесячно в установленном законом размере. Их выплаты поручили Пенсионному фонду Российской Федерации вместе с пенсией. Если человек имеет право на социальную поддержку по нескольким основаниям, то компенсация выплачивается лишь по одному из них. Вместе с базовой частью пенсии, индексирующейся в соответствии с инфляцией, повышаются и выплаты льготникам с постоянным коэффициентом индексации.

С 2006 года гражданин вправе частично либо полностью отказаться от «социального пакета» и получать денежные выплаты.

Итоги реформы

Принятие 122-го закона тем или иным образом коснулось свыше 40 миллионов россиян: около 14 миллионов, чьи льготы оплачивались из федерального бюджета (например военнослужащих, инвалидов, ветеранов ВОВ), а также до 30 миллионов, которые получали выплаты из региональных бюджетов (пенсионеров, ветеранов труда).

Федеральный бюджет 2005 года имел 171,8 миллиарда рублей на замену льгот деньгами. Для стимуляции местных властей к проведению реформы центр дал обещание выплачивать регионам компенсацию в размере 40 процентов расходов, понесённых в результате проведения монетизации.

На дату 1 января 2005 года полностью монетизированы льготы были лишь в четырёх регионах: Тверской, Пензенской, Вологодской областях и Татарстане.

Большинство регионов остановили свой выбор на смешанной форме социальной поддержки граждан. Ряд же субъектов федерации, таких как Новгородская и Калининградская области, Ханты-Мансийский автономный округ, Красноярский край, Дагестан, Хакасия и Северная Осетия не стали проводить монетизацию и оставили старую систему натуральных льгот.

Президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон №122 "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Монетизация льгот — замена натуральных льгот денежными компенсациями.

Сама система льгот сформировалась в нашей стране в советское время. Примерно до 1980-х годов льготы распространялись на относительно небольшое количество граждан. В 1980-1990 годы, когда экономика страны начала рушиться, количество льгот было резко расширено.

По данным министерства финансов РФ, до 2005 года только на федеральном уровне существовало около 120 видов льгот, которыми пользовались свыше 200 категорий получателей. Всего правом на льготы обладало более 103 миллионов человек, или около 70% населения. Ими, в частности, пользовались около 20 миллионов ветеранов труда, более 1 миллиона участников ВОВ, 800 тысяч инвалидов войны и лиц, приравненных к ним, а также 5,2 миллиона тружеников тыла и 880 тысяч семей погибших и др.

Категории федеральных льготников:

— ветераны;

— инвалиды, включая детей-инвалидов;

— бывшие несовершеннолетние узники фашизма;

— лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний;

— лица, удостоенные звания Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации либо кавалера ордена Славы трех степеней (полный кавалер ордена Славы);

— члены семей умерших (погибших) Героев или полных кавалеров ордена Славы (вдова (вдовец), родители, дети в возрасте до 18 лет, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, и дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения);

— лица, удостоенные звания Героя Социалистического Труда либо награжденные орденом Трудовой Славы трех степеней (полные кавалеры ордена Трудовой Славы).

В отношении граждан, социальная поддержка которых относилась к полномочиям федеральных органов государственной власти, законом устанавливалась замена основой части натуральных льгот ежемесячными денежными выплатами (ЕДВ).

Первоначально разработчики закона предполагали заменить все натуральные льготы "живыми" деньгами, что вызвало широкий общественный резонанс. Было принято решение наиболее значимые льготы сохранить в натуральном виде. Они составили так называемый "социальный пакет" (в 2005 году — 450 рублей). В него вошли: предоставление бесплатных лекарств (из специально составленного и утвержденного Минздравсоцразвития списка лекарственных средств), санаторно-курортное лечение, включая льготный проезд до места лечения и бесплатный проезд в пригородном железнодорожном транспорте.

Начиная с 2006 года, гражданин может отказаться от "социального пакета" (полностью или частично) и получать соответствующие денежные выплаты.

Все остальные льготы были переведены в денежные компенсации, которые должны ежемесячно выплачиваться в размере, установленном законом. Выплачивать их поручено Пенсионному фонду РФ вместе с пенсией. При наличии у человека права на меры социальной поддержки по нескольким основаниям денежная компенсация предоставляется по одному из них. Одновременно с базовой пенсией, которая по законодательству индексируется в зависимости от инфляции, повышаются и социальные выплаты с постоянным коэффициентом индексации.

Региональным властям предписывалось разрабатывать свои механизмы монетизации, но положение льготников не должно было ухудшаться.

Реформа так или иначе затронула более 40 миллионов человек: около 14 миллионов федеральных льготников (например, инвалидов, военнослужащих, участников Великой Отечественной войны, чьи льготы оплачивал федеральный бюджет), и до 30 миллионов региональных (ветеранов труда, пенсионеров, издержки по предоставлению льгот которым лежали на местных бюджетах).

На замену льгот денежными компенсациями в федеральном бюджете 2005 года было заложено 171,8 миллиарда рублей. Чтобы стимулировать местные власти к проведению реформы, центр пообещал в случае проведения монетизации компенсировать регионам 40% расходов.

Полностью монетизировали льготы с 1 января 2005 года только четыре региона: Вологодская, Тверская, Пензенская области и Татарстан.

Ряд регионов, среди которых Красноярский край, Северная Осетия, Хакасия, Дагестан, Ханты-Мансийский автономный округ, Калининградская и Новгородская области, оставили прежнюю систему натуральных льгот. Большинство же ввели смешанную форму социальной поддержки населения.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Выбор редакции
Все, кто любит синенькие, должны обратить свое внимание на этот простой рецепт и обязательно приготовить это вкусное кушанье для сытного...

1343 11.07.12 Есть в Италии город Болонья, основанный 510 году до н. э. - кулинарная столица страны. За глаза Болонью называют...

В осенне-зимний период, брокколи — это замечательный продукт для приготовления свежих, но в тот же момент, сытных вегетарианских блюд....

Рецепт приготовления супа с овсяными хлопьями: Куриную грудку промыть и разрезать для удобства на средние куски. Положить курицу в...
ПОДЕЛИЛИСЬ Расклад показывает состояние человека в настоящее время и его ближайшее будущее. Автор расклада - Ляйсан Smaragd. Первая...
Расклад применяется, если надо сделать выбор между двумя или несколькими возможными вариантами. Рассмотрим сначала ситуацию с двумя...
Меню - основа ресторанного бизнеса. Это не просто список блюд, которые подают в заведении, а способ предложить посетителю то, что ему...
Вы всё ещё сомневаетесь в своих силах? Отставить все сомнения, пришло время вооружиться уверенностью в себе и двигаться к собственному...
Вы всё ещё сомневаетесь в своих силах? Отставить все сомнения, пришло время вооружиться уверенностью в себе и двигаться к собственному...