Как определяется размер придомовой территории многоквартирного дома. Сведения о нормативах придомовой территории многоквартирного дома: каковы размеры участка по снип? Где парковаться во дворе


Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ


Судья: Надежина С.Ю.
Докладчик: Ганченкова В.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Мордовия в составе:
судьи-председательствующего Екония Г.К.
судей Ганченковой В.А., Тамарова Ю.П.
при секретаре судебного заседания К.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании от 11 февраля 2014 года в городе Саранске Республики Мордовия дело по апелляционным жалобам директора Департамента по правовым вопросам Администрации городского округа Саранск Ю. и представителя ОАО "Мордовская ипотечная корпорация" Б. на решение Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 9 октября 2013 года.
Заслушав доклад судьи Ганченковой В.А., судебная коллегия

Установила:


К.Е. обратилась в суд с иском к ОАО "Мордовская ипотечная корпорация", Администрации городского округа Саранск о понуждении обеспечить жилой дом парковочными местами и подъездными путями.
В обоснование заявленных требований указала, что 20 января 2012 года между ней и ОАО "Мордовская ипотечная корпорация" заключен договор купли-продажи квартиры N 28/12-КП, в соответствии, с условиями которого покупатели приобрели в общую долевую собственность (по 1/3 доли у каждого) квартиру, расположенную по адресу: <...>.
Жилой дом, в котором она приобрела квартиру, не имеет подъезда (подъездной дороги) к дому со стороны улицы У. Указанное обстоятельство противоречит требованиям пожарной безопасности и в случае возникновения пожара, сделает невозможным принимать меры по его тушению.
Отсутствие подъездной дороги является существенным недостатком приобретенного товара, который делает небезопасным для жизни, здоровья проживание в квартире.
Около данного жилого дома также отсутствуют парковочные места, которые предусмотрены проектом дома.
- С учетом уточненных требований просила суд обязать ОАО "Мордовская ипотечная корпорация" и Администрацию городского округа Саранск в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить устройство подъезда к жилому дому N 43 по улице М. Расковой города Саранска Республики Мордовия шириной не менее 6 метров (с заездом со стороны улицы У. и далее вдоль жилого дома N 43 по улице М. Расковой города Саранска со стороны улицы М. Расковой города Саранска) на расстоянии не менее 10,5 метров от стены жилого дома N 43 по улице М. Расковой города Саранска;
- обязать ОАО "Мордовская ипотечная корпорация" и Администрацию городского округа Саранск в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить устройство парковочных мест в количестве двадцати трех со стороны улицы М. Расковой города Саранска вдоль тротуара к жилому дому N 43 по улице М. Расковой города Саранска в соответствии с проектной документацией ОАО "Мордовский институт инженерных изысканий и проектирования" Шифр 91/10 ПР-7 на объект "Размещение домов многоэтажной жилой застройки с встроено-пристроенными нежилыми помещениями по улице М.Расковой на пересечении с улицей У. Жилой дом N 1", получившим положительное заключение Управления Государственной экспертизы по Республике Мордовия N 13-1-4-0374-10 от 2 декабря 2010 года;
- взыскать с ответчиков расходы по оплате судебных экспертиз в размере <данные изъяты> рублей.
Решением Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 9 октября 2013 года исковые требования К.Е. удовлетворены частично.
Суд обязал ОАО "Мордовская ипотечная корпорация" в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить устройство парковочных мест в количестве двадцати трех со стороны улицы М. Расковой города Саранска вдоль тротуара к жилому дому N 43 по улице М. Расковой города Саранска в соответствии с проектной документацией ОАО "Мордовский институт инженерных изысканий и проектирования" Шифр 91/10 ПР на объект "Размещение домов многоквартирной жилой застройки с встроено-пристроенными нежилыми помещениями по улице М. Расковой на пересечении с улицей У. Жилой дом N 1", получившим положительное заключение Управления Государственной экспертизы по Республике Мордовия N 13-1-4-0374-10 от 2 декабря 2010 года.
Суд также обязал Администрацию городского округа Саранск в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить устройство подъезда в жилом доме N 43 по улице М. Расковой города Саранска шириной не менее 6 м (с заездом со стороны улицы У.) и далее вдоль жилого дома N 43 по улице М. Расковой на расстоянии не менее 10,5 м от стены жилого дома N 43 по улице М. Расковой.
Не согласившись с принятым решением суда, директор Департамента по правовым вопросам Администрации городского округа Саранск Ю. обратился в Верховный Суд Республики Мордовия с апелляционной жалобой, в которой просил решение отменить. Ссылался на то, что: строительство автодороги, соединяющей улицы Попова и У. не планируется, а подъездные пути к строящемуся жилому дому обязана оборудовать строительная организация, Администрация городского округа Саранск не является в данном случае надлежащим ответчиком по делу; выводы суда в мотивировочной и резолютивной частях находятся в противоречии.
В апелляционной жалобе представитель ОАО "Мордовская ипотечная корпорация" Б. просил решение районного суда отменить и вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных истицей требований. Указал, что: СП 42.13330.2011 не является обязательным к применению документом, он содержит рекомендательные нормы и правила; объектом договора являлось жилое помещение в виде квартиры, а не жилой дом в целом, поэтому истица не может ставить вопрос о надежности и безопасности всего дома; аналогичный спор уже был предметом судебного разбирательства в Арбитражном Суде Республики Мордовия по иску ООО "СтройТехСнаб".
В судебное заседание истица К.Е., ее представитель К.С., представитель третьего лица ОАО "Мордовский институт инженерных изысканий и проектирования" не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом путем заблаговременного направления по почте судебного извещения с уведомлением о вручении, о причинах неявки суд не известили, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представили, и отложить разбирательство дела суд не просили.
При таких обстоятельствах и на основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки уважительными, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании представители ответчиков Администрации городского округа Саранск и ОАО "Мордовская ипотечная корпорация" Т. и Б. соответственно доводы апелляционных жалоб поддержали, представитель истицы П. возразил относительно жалоб.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалоб, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 27 июня 2008 года между Администрацией городского округа Саранск и ООО "Мордовский центр инвестиций" заключен договор N 006 аренды земельного участка общей площадью 10 400 кв. м с кадастровым номером 13:23:09112228:27 для размещения домов многоэтажной жилой застройки.
3 марта 2010 года между ООО "Мордовский центр инвестиций" и ОАО "Мордовская ипотечная корпорация" заключен договор б/н переуступки права аренды указанного земельного участка.
Распоряжением первого заместителя Главы Администрации городского округа Саранск от 23 июля 2010 года N 691-рз утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 13:23:09112228:27.
На основании постановления Администрации городского округа Саранск от 14 марта 2011 года N 579 "О разделе земельного участка по улице М. Расковой на пересечении с улицей У. в городе Саранске", 18 апреля 2011 года между Администрацией городского округа Саранск и ОАО "Мордовская ипотечная корпорация" было заключено соглашение о внесении изменений в договор аренды земельного участка N 006 от 27 июня 2008 года, согласно которому Арендодатель предоставляет Арендатору в аренду земельные участки площадью 4329 кв. м с кадастровым номером 13:23:09112228:35, площадью 2047 кв. м с кадастровым номером 13:23:09112228:36, площадью 44024 кв. м с кадастровым номером 13:23:09112228:34.
21 января 2011 года Администрацией городского округа Саранск ОАО "Мордовская ипотечная корпорация" выдано разрешение на строительство N 13301000-5 на объект капитального строительства: "Размещение домов многоэтажной жилой застройки с встроено-пристроенными нежилыми помещениями по улице М. Расковой на пересечении с улицей У. Жилой дом N 1".
К указанному разрешению приложено заключение Управления градостроительства и архитектуры Администрации городского округа Саранск на указанный объект капитального строительства, из которого следует, что расчетное количество машино-мест для парковки легковых автомобилей, учитывая количество квартир (126) в проектируемом доме по адресу: <...> составляет 63 машино-места. Основной подъезд к жилому дому запроектирован по внутриквартальному подъезду со стороны улицы У. и улицы Попова, также предусмотрен дополнительный проезд со стороны улицы У.
1 августа 2011 Администрацией городского округа Саранск ОАО "Мордовская ипотечная корпорация" выдано разрешение на строительство N 13301000-442 (новая редакция разрешения на строительство N 13301000-5 от 21 января 2011 года) на указанный объект капитального строительства, в котором не предусмотрено парковки для легковых автомобилей со стороны улицы М. Расковой и подъездных путей с заездом со стороны улицы У.
29 декабря 2011 года городской администрацией ОАО "Мордовская ипотечная корпорация" выдано разрешение на ввод в эксплуатацию N 13301000-132 объекта капитального строительства, расположенного по адресу: <...>.
20 января 2012 года между ОАО "Мордовская ипотечная корпорация" и К.Е., действующей за себя и за несовершеннолетних К.К.С. и К.Д.А. заключен договор купли-продажи однокомнатной квартиры, расположенной по адресу: <...>.
Из искового заявления истицы усматривается, что свои требования последняя основывает на положениях Закона от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" и Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела.
Разрешая дело и возлагая на ОАО "Мордовская ипотечная корпорация" обязанность в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу обеспечить устройство парковочных мест в количестве двадцати трех со стороны улицы М. Расковой города Саранска, суд первой инстанции исходил из того, что отсутствие парковочных мест является несоответствием проектной документации жилого дома.
Данный вывод суда основан на неправильном применении закона.
В соответствии с нормами частью 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно пункту 1 статьи 469 Гражданского кодекса Российской Федерации продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи, а при отсутствии в договоре условий о качестве товара - пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется (пункт 2 статья 469, пункт 1, 2 статья 4 Закона "О защите прав потребителей").
При этом проверка качества товара, порядок которой не установлен специально законом, осуществляется покупателем в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно применяемыми условиями проверки товара, подлежащего передаче по договору купли-продажи (пункт 2 статья 474 Гражданского кодекса Российской Федерации), что применительно к спорным правоотношениям означает осмотр покупателем приобретаемой квартиры.
Из материалов дела следует, что 29 декабря 2011 года разрешением Администрации городского округа Саранск N 13 ru 13301000-132 многоквартирный жилой дом принят в эксплуатацию.
Данное разрешение на ввод объекта в эксплуатацию никем не оспорено, является действующим и подтверждающим соответствие жилого дома предъявляемым к такому роду объектам требованиям.
Договор же купли-продажи квартиры заключен после решения приемочной комиссии о принятии дома в эксплуатацию и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
В этот же день (20 января 2012 года) между сторонами подписан акт передачи квартиры, согласно которому ответчик передал квартиру в соответствии с условиями договора купли-продажи. Претензий по передаче предмета договора у сторон не имеется.
Пунктом 5 договора купли-продажи квартиры закреплено, что до подписания настоящего договора покупатель осмотрел квартиру и не имеет претензий по качеству отделки, состояния сантехнического и электрического оборудования, что также подтверждается подписью К.Е.
На момент заключения договора купли-продажи и подписания акта передачи истица знала о состоянии передаваемого ей жилого помещения и, руководствуясь принципом свободы договора, добровольно согласилась с приобретением такого объекта недвижимости. Наличие парковки для легковых автомобилей и подъездных путей, которые просит оборудовать истица, в стоимость приобретенной квартиры, не входило.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции не учтен тот факт, что ОАО "Мордовская ипотечная корпорация" и Администрация городского округа Саранск прав истицы, как потребителя не нарушали и оснований для предъявления таких требований не имелось.
Поскольку договор купли-продажи квартиры заключен после ввода жилого дома в эксплуатацию, истица не являлась участником долевого строительства данного дома, договор долевого участия в строительстве на его начальном этапе с ней не заключался, при регулировании спорных правоотношений Закон от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" применению не подлежит.
Более того, подъездные пути относятся к общему имуществу здания, режим пользования которым должен быть установлен по правилам статей 249, 289 и 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с этим, подъездные пути не являются предметом договора купли-продажи от 20 января 2012 года.
Кроме того, материалами дела установлено, что в разрешение на строительство данного дома 1 августа 2011 года Администрацией городского округа Саранск вносились изменения, которые не предусматривали парковку для легковых автомобилей со стороны улицы М. Расковой и подъездные пути с заездом со стороны улицы У.
Так, проектной документацией ОАО "Мордовский институт инженерных изысканий и проектирования" на жилой дом в окончательном варианте не было предусмотрено строительство противопожарного проезда со стороны улицы М. Расковой с заездом с улицы У. города Саранска и парковочных мест позади жилого дома.
Несмотря на то, что данный факт был установлен судом первой инстанции, он не получил правильной правовой оценки и ошибочно был проигнорирован при разрешении исковых требований.
Экспертным заключением Центра некоммерческих судебных строительно-технических экспертиз Федерального государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Высшего профессионального образования "Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева" N 185/02-13 от 10 июля 2013 года установлено, фактическое местоположение жилого дома N 43 по улице М. Расковой города Саранска не соответствует местоположению этого дома, указанному в проектной документации ОАО "Мордовский институт инженерных изысканий и проектирования" на объект "Размещение домов многоэтажной жилой застройки с встроено-пристроенными нежилыми помещениями по улице М. Расковой на пересечении с улицей У. Жилой дом N 1".
Расхождение между местоположением жилого дома N 43 по улице М. Расковой города Саранска в проектной документации и фактическим местоположением вышеуказанного дома на местности составляет 1,25 м. По проектной документации ОАО "Мордовский институт инженерных изысканий и проектирования" жилой дом должен находиться на 1,25 м восточнее относительно фактического месторасположения.
Данным заключением также установлено, что фактически запроектированные ранее парковочные места, выходят за пределы выделенного земельного участка с кадастровым номером 13:23:09112228:27 с северной стороны на 1,4 м и с южной стороны на 2,3 м.
В связи с этим, суд первой инстанции, возлагая обязанность по устройству парковочных мест за застройщика, не учел, что устройство данной парковки может нарушить права других лиц, поскольку ОАО "Мордовская ипотечная корпорация" обязано будет произвести строительные работы на земельном участке, не предоставленном и не отведенном ему для строительства многоквартирного жилого дома.
Удовлетворяя требования истицы в части устройства подъездных путей по улице М. Расковой с заездом с улицы У. города Саранска и возлагая данную обязанность на Администрацию городского округа Саранск, суд первой инстанции исходил из того, что спорный жилой дом разрешением городской администрацией принят в эксплуатацию.
Данный вывод суда нельзя признать правильным и соответствующим действующему законодательству, поскольку на орган местного самоуправления возложена не свойственная ему обязанность.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу о том, что выполнение указываемых истицей работ объективно не может быть осуществлено ответчиками, а требования истицы к данным ответчикам о выполнении вышеперечисленных работ не имели под собой какого-либо законного основания.
Следовательно, правовых оснований, для возложения обязанности, как на ОАО "Мордовская ипотечная корпорация", так и на Администрацию городского округа Саранск об обеспечении устройства подъезда к жилому дому и устройства парковочных мест, не имеется.
С учетом этого, доводы апелляционных жалоб заслуживают внимания.
В связи с этим, решение суда подлежит отмене, по делу следует вынести новое решение, которым в удовлетворении исковых требований К.Е. к Администрации городского округа Саранск, открытому акционерному обществу "Мордовская ипотечная корпорация" об обеспечении устройства подъезда к жилому дому N 43 по улице М. Расковой города Саранска, устройства парковочных мест со стороны улицы М. Расковой города Саранска, отказать.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

Определила:


решение Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия от 9 октября 2013 года отменить, вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований К.Е. к Администрации городского округа Саранск, открытому акционерному обществу "Мордовская ипотечная корпорация" об обеспечении устройства подъезда к жилому дому N 43 по улице М. Расковой города Саранска, устройства парковочных мест со стороны улицы М. Расковой города Саранска, отказать.

Председательствующий
Г.К.ЕКОНИЯ

Судьи
В.А.ГАНЧЕНКОВА
Ю.П.ТАМАРОВ

© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на " " при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)

Вы думате, что вы русский? Родились в СССР и думаете, что вы русский, украинец, белорус? Нет. Это не так.

Вы на самом деле русский, украинец или белорус. Но думате вы, что вы еврей.

Дичь? Неправильное слово. Правильное слово “импринтинг”.

Новорожденный ассоциирует себя с теми чертами лица, которые наблюдает сразу после рождения. Этот природный механизм свойственен большинству живых существ, обладающих зрением.

Новорожденные в СССР несколько первых дней видели мать минимум времени кормления, а большую часть времени видели лица персонала роддома. По странному стечению обстоятельств они были (и остаются до сих пор) по большей части еврейскими. Прием дикий по своей сути и эффективности.

Все детство вы недоумевали, почему живете в окружении неродных людей. Редкие евреи на вашем пути могли делать с вами все что угодно, ведь вы к ним тянулись, а других отталкивали. Да и сейчас могут.

Исправить это вы не сможете – импринтинг одноразовый и на всю жизнь. Понять это сложно, инстинкт оформился, когда вам было еще очень далеко до способности формулировать. С того момента не сохранилось ни слов, ни подробностей. Остались только черты лиц в глубине памяти. Те черты, которые вы считаете своими родными.

3 комментария

Система и наблюдатель

Определим систему, как объект, существование которого не вызывает сомнений.

Наблюдатель системы - объект не являющийся частью наблюдаемой им системы, то есть определяющий свое существование в том числе и через независящие от системы факторы.

Наблюдатель с точки зрения системы является источником хаоса - как управляющих воздействий, так и последствий наблюдательных измерений, не имеющих причинно-следственной связи с системой.

Внутренний наблюдатель - потенциально достижимый для системы объект в отношении которого возможна инверсия каналов наблюдения и управляющего воздействия.

Внешний наблюдатель - даже потенциально недостижимый для системы объект, находящийся за горизонтом событий системы (пространственным и временным).

Гипотеза №1. Всевидящее око

Предположим, что наша вселенная является системой и у нее есть внешний наблюдатель. Тогда наблюдательные измерения могут происходить например с помощью «гравитационного излучения» пронизывающего вселенную со всех сторон извне. Сечение захвата «гравитационного излучения» пропорционально массе объекта, и проекция «тени» от этого захвата на другой объект воспринимается как сила притяжения. Она будет пропорциональна произведению масс объектов и обратно пропорциональна расстоянию между ними, определяющим плотность «тени».

Захват «гравитационного излучения» объектом увеличивает его хаотичность и воспринимается нами как течение времени. Объект непрозрачный для «гравитационного излучения», сечение захвата которого больше геометрического размера, внутри вселенной выглядит как черная дыра.

Гипотеза №2. Внутренний наблюдатель

Возможно, что наша вселенная наблюдает за собой сама. Например с помощью пар квантово запутанных частиц разнесенных в пространстве в качестве эталонов. Тогда пространство между ними насыщено вероятностью существования породившего эти частицы процесса, достигающей максимальной плотности на пересечении траекторий этих частиц. Существование этих частиц также означает отсутствие на траекториях объектов достаточно великого сечения захвата, способного поглотить эти частицы. Остальные предположения остаются такими же как и для первой гипотезы, кроме:

Течение времени

Стороннее наблюдение объекта, приближающегося к горизонту событий черной дыры, если определяющим фактором времени во вселенной является «внешний наблюдатель», будет замедляться ровно в два раза - тень от черной дыры перекроет ровно половину возможных траекторий «гравитационного излучения». Если же определяющим фактором является «внутренний наблюдатель», то тень перекроет всю траекторию взаимодействия и течение времени у падающего в черную дыру объекта полностью остановится для взгляда со стороны.

Также не исключена возможность комбинации этих гипотез в той или иной пропорции.

Для обеспечения безопасности жильцов многоквартирных, а в больших городах, мегаполисах, таких как Москва с Санкт-Петербургом, еще и высотных домах; работников, сотрудников предприятий/организаций, многочисленных посетителей, находящихся в многоэтажных зданиях общественного назначения – офисных, торговых, деловых, развлекательных, административных центрах, возможность беспрепятственного подъезда к ним спецтехники пожарных подразделений МЧС России крайне востребована.

В зависимости от конкретной ситуации, не менее важна, буквально жизненно необходима, как и правильно организованная, технически обеспеченная автоматическими системами оповещения безопасная , , или , исправность, укомплектованность ПК, и .

Свободные пути следования людей – не загроможденные старой мебелью, грудами ненужной документации коридоры, лестничные клетки запасных выходов, незакрытые на навесные/врезные замки двери; ключи от которых имеются неизвестно где.

Назначение

  • Для возможности установки пожарных автомобилей на гидрант для длительной бесперебойной подачи воды для тушения пожара.
  • Установки подъемной спасательной техники в надежном устойчивом состоянии на ровной площадке с твердым покрытием, предназначенной для этих целей.
  • Проезда, свободного разворота, выезда, связанного с заменой/ротацией специальной техники в ходе тушения пожара в зависимости от сложившейся, часто изменяющейся ситуации.

Надо сказать, что проблемы нормального, свободного проезда пожарных автомобилей в большей степени касаются жилой и общественно-административной застройки любых постоянно или сезонно населенных пунктов – от мегаполисов до дачных поселков.

На территории промышленных предприятий, где в большинстве случаев по-прежнему установлено единоначалие и жесткая структура управления от директора до начальника смены, бригадира, старшего оператора, имеются так или иначе ответственные, часто материально, лица; там ситуация с содержанием пожарных проездов и подъездов к зданиям цехов, складов, технологических установок, заложенных, созданных по плану, обстоит вполне нормально. Их не застраивают, не перегораживают, чаще всего даже не захламляют, что не может не радовать.

Нормы

Казенная, уже не вызывающее должного эффекта, фраза о том, что требования безопасности, в том числе пожарной, образно говоря, написаны кровью самих жертв, не выполнявших, не соблюдавших их случайно или из-за халатности, безалаберного, наплевательского отношения к любым ограничениям собственного «Я»; в данном случае неприменима к большинству ситуаций, связанных с пожарным проездом к горящим зданиям, сооружениям.

Как правило, когда пожарные подразделения не могут выполнять свои обязанности по установке автомобилей на гидранты, развертывать необходимые действия по экстренной эвакуации людей из окон здания, заполненного ядовитыми продуктами процесса горения, в котором находится очаг огня, и продолжается его стремительное распространение, то виноваты в этом обычно другие люди:

  • Проектировщики, обожающие вести так называемую точечную застройку «старых» микрорайонов, реконструкцию зданий с расширением их габаритов из-за различных пристроек, устройства/установки ранее не предусмотренных малых архитектурных форм, детских/спортивных площадок. И все это без учета существующих пожарных разрывов, проездов, площадок для разворота, установки специальной техники.
  • Работники местных администраций, направо и налево выдающие разрешения/согласования о возможности установки/строительства так нужных населению в шаговой доступности киосков, палаток, павильонов по розничной торговле ежедневно необходимых товаров, включая фальсифицированный алкоголь типа «боярышник де люкс». А то, что эти сооружения временного или капитального характера очень часто значительно уменьшают ширину пожарного проезда, подъезда к расположенным неподалеку зданиям, или делают движение по нему вовсе не возможным делом, так кто об этом знает, помнит в каждодневных неусыпных заботах об электорате.
  • Не думающие ни о ком, кроме себя и своих сиюминутных интересов, жильцы дома, сотрудники, дежурный персонал, многочисленные посетители горящего здания, припарковавшие личные автомобили по неистребимой, наглой привычке так, что, как говорится, не пройти – не проехать уже никому.

Раньше необходимость обеспечения проходов, проездов к зданиям/сооружениям, строениям в части обеспечения ПБ регламентировала ст. 67 Многие специалисты, считающие себя экспертами пожарного дела с настойчивостью, достойной лучшего применения, продолжают цитировать ее требования. Но, вот в чем проблема – данная статья «Технического регламента о требованиях ПБ» отменена еще с 12.07.2012. Вот такой казус случился.

К счастью, хоть в ст. 90 этого же закона, регламентирующей обеспечение деятельности подразделений МЧС, осталось пусть и декларативное упоминание о том, что для зданий/сооружений обязано быть обеспечено устройство:

  • Пожарных проездов/подъездных путей для пожарной техники, которые должны быть специально выполненными для этих целей или совмещенными; т.е., по-видимому, имеются существующие проспекты, улицы, переулки, а также дороги, разворотные площадки, парковки внутри дворов жилой и общественной застройки городов, поселков.
  • Средств подъема бойцов пожарных подразделений на кровлю зданий/сооружений. Надо думать, это речь идет о наружных пожарных лестницах.
  • Противопожарного водопровода, сухотрубов и пожарных резервуаров (емкостей). Ну, хоть о пожарных гидрантах и водоемах там, где нет централизованной системы водоснабжения не забыли.

Правда, остался не отмененным давнишний, переживший даже перестройку, СНиП 2.07.01-89*, знакомый всем сотрудникам пожарной охраны, занимающимся нормативно-технической деятельностью, а также проектировщикам. В 2010 году, видимо, за заслуги в деле обеспечения ПБ, его еще назвали , оставив практически в неизменном виде. Поэтому до 2013 года он один и мог выдвигать требования по обеспечению пожарных проездов к зданиям/сооружениям в застройке городских и сельских поселений.

В стороне не остались лишь власти столицы, знающие о проблемах в застройке, где с 1999 года такие требования существуют в МГСН 1.01-99, также известным как ТСН 30-304-2000 г. Москвы, регламентирующий нормы/правила проектирования планировки/застройки.

Лишь в 2013 году появился новый документ, устанавливающий жесткие комплексные требования к ограничению распространению пожара на любых защищаемых объектах. Это , в нем в главе 8 весьма подробно изложены требования того, как должен быть спроектирован, устроен проезд пожарной техники к зданиям на стадии проектирования, строительства, а также реконструкции.

В частности, он должен быть обеспечен:

  • Вдоль всего здания многоквартирного жилого дома с двух сторон, если его высота равна или более 28 м. На практике, это стандартная 9-этажная блок-секция, различные серии проектов которой построены в стране от Калининграда до Владивостока.
  • Со всех сторон, если это здания детского дошкольного заведения, больницы, дома для престарелых/инвалидов или спальный корпус детского интерната, а также средних школ, гимназий, технических и гуманитарных колледжей и училищ.
  • К цехам, складам, различных технологическим установкам, резервуарам хранения промышленных предприятий: с одной стороны здания/сооружения, если их ширина не превышает 18 м; с двух – при ширине больше 18 м, а также если имеется незастроенная внутренняя территория – двор.
  • Со всех сторон, если здание имеет общую площадь застройки больше 10 тыс. кв. м. или ширину более 100 м.

Ширина

А также четко определена минимальная необходимая ширина пожарного проезда в зависимости от высоты здания, сооружения:

  • Если меньше 13 м, то 3,5 м.
  • От 13 до 46 м – 4,2 м.
  • Выше 46 м – не менее 6 м.

Не забыты и традиционные нарушители требований обязательного наличия пожарного проезда. Так, на территории любого загородного поселка, объединяющего любителей работы в огороде, саду или отдыха на даче, ширина всех (!) улиц обязана быть не меньше 7 м, а проездов – 3,5 м; что позволит пожарным подразделениям беспрепятственно и быстро добраться до любого дома, строения на каждом участке, приступить к тушению.

Нормы пожарных проездов (подьездов) определяются согласно федеральному закону от 22 июля 2008г.

Статья 67. Проходы, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям и строениям

1. Подъезд пожарных автомобилей должен быть обеспечен:

  • с двух продольных сторон - к зданиям многоквартирных жилых домов высотой 28 и более метров (9 и более этажей) , к иным зданиям для постоянного проживания и временного пребывания людей, зданиям зрелищных и культурно-просветительных учреждений, организаций по обслуживанию населения, общеобразовательных учреждений, лечебных учреждений стационарного типа, научных и проектных организаций, органов управления учреждений высотой 18 и более метров (6 и более этажей) ;
  • со всех сторон - к односекционным зданиям многоквартирных жилых домов, общеобразовательных учреждений, детских дошкольных образовательных учреждений, лечебных учреждений со стационаром, научных и проектных организаций, органов управления учреждений.

2. К зданиям, сооружениям и строениям производственных объектов по всей их длине должен быть обеспечен подъезд пожарных автомобилей:

  • с одной стороны - при ширине здания, сооружения или строения не более 18 метров;
  • с двух сторон - при ширине здания, сооружения или строения более 18 метров, а также при устройстве замкнутых и полузамкнутых дворов.

3. Допускается предусматривать подъезд пожарных автомобилей только с одной стороны к зданиям, сооружениям и строениям в случаях:

  • меньшей этажности, чем указано в пункте 1 части 1 настоящей статьи;
  • двусторонней ориентации квартир или помещений;
  • устройства наружных открытых лестниц, связывающих лоджии и балконы смежных этажей между собой, или лестниц 3-го типа при коридорной планировке зданий.

4. К зданиям с площадью застройки более 10 000 квадратных метров или шириной более 100 метров подъезд пожарных автомобилей должен быть обеспечен со всех сторон.

5. Допускается увеличивать расстояние от края проезжей части автомобильной дороги до ближней стены производственных зданий, сооружений и строений до 60 метров при условии устройства тупиковых дорог к этим зданиям, сооружениям и строениям с площадками для разворота пожарной техники и устройством на этих площадках пожарных гидрантов. При этом расстояние от производственных зданий, сооружений и строений до площадок для разворота пожарной техники должно быть не менее 5, но не более 15 метров, а расстояние между тупиковыми дорогами должно быть не более 100 метров.

6. Ширина проездов для пожарной техники должна составлять не менее 6 метров.

7. В общую ширину противопожарного проезда, совмещенного с основным подъездом к зданию, сооружению и строению, допускается включать тротуар, примыкающий к проезду.

8. Расстояние от внутреннего края подъезда до стены здания, сооружения и строения должно быть:

  • для зданий высотой не более 28 метров - не более 8 метров;
  • для зданий высотой более 28 метров - не более 16 метров.

9. Конструкция дорожной одежды проездов для пожарной техники должна быть рассчитана на нагрузку от пожарных автомобилей.

10. В замкнутых и полузамкнутых дворах необходимо предусматривать проезды для пожарных автомобилей.

11. Сквозные проезды (арки) в зданиях, сооружениях и строениях должны быть шириной не менее 3,5 метра, высотой не менее 4,5 метра и располагаться не более чем через каждые 300 метров, а в реконструируемых районах при застройке по периметру - не более чем через 180 метров.

12. В исторической застройке поселений допускается сохранять существующие размеры сквозных проездов (арок).

13. Тупиковые проезды должны заканчиваться площадками для разворота пожарной техники

размером не менее чем 15 x 15 метров. Максимальная протяженность тупикового проезда не должна

превышать 150 метров.

14. Сквозные проходы через лестничные клетки в зданиях, сооружениях и строениях следует располагать на расстоянии не более 100 метров один от другого. При примыкании зданий, сооружений и строений под углом друг к другу в расчет принимается расстояние по периметру со стороны наружного водопровода с пожарными гидрантами.

15. При использовании кровли стилобата для подъезда пожарной техники конструкции стилобата должны быть рассчитаны на нагрузку от пожарных автомобилей не менее 16 тонн на ось.

16. К рекам и водоемам должна быть предусмотрена возможность подъезда для забора воды пожарной техникой в соответствии с требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.

17. Планировочное решение малоэтажной жилой застройки (до 3 этажей включительно) должно обеспечивать подъезд пожарной техники к зданиям, сооружениям и строениям на расстояние не более 50 метров.

18. На территории садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан должен обеспечиваться подъезд пожарной техники ко всем садовым участкам, объединенным в группы, и объектам общего пользования. На территории садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения граждан ширина проезжей части улиц должна быть не менее 7 метров, проездов - не менее 3,5 метра.

Создание удобных пожарных проездов — это неотъемлемая составляющая современного благоустройства любой территории. Такие автопроезды должны обеспечивать свободный маневр пожарной технике и быть безопасными. Зачастую пожарные бригады встречаются с полным отсутствием аварийных проездов, разъездных площадок, а также мест для парковки.

Случается, что уже оснащенные платформы не выдерживают регламентированную правилами нагрузку. Более того, одним из препятствий являются современные газонные решетки, по причине которых противопожарные пути не имеют необходимой несущей способности.

Разрушенная колея и оставленные без присмотра транспортные средства также создают помехи своевременному приезду на место трагедии пожарных команд, что, несомненно, препятствует спасению людей, эффективной и оперативной ликвидации очага возгорания.

Регламент строительства

С начала любого строительства на первом плане должны стоять вопросы обеспечения рациональной противопожарной надежности. Разумно заранее предусмотреть, что любой пожар будет намного легче предупредить или ликвидировать «в зародыше», чем устранять после того, как он уже успеет охватить всю площадь и расположенные поблизости здания. При составлении плана строительства следует учитывать оборудование пожарных проездов и подъездов.

Пожарный проезд — возможность сквозного проникновения специализированной противопожарной техники через установленную территорию. Под подъездом имеется в виду возможность продвижения транспорта непосредственно к самому объекту возгорания.

Оба момента предназначены для обеспечения свободного доступа к строениям в случае образования возгорания. Так, создаются необходимые условия для немедленного вмешательства и устранения огня.

Пожарный проезд надлежит оборудовать согласно СП 42.13330.2011 и закону № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г. Что же касается нагрузки на противопожарные пути, то здесь необходимо руководствоваться СП 4.13130.2013: п. 8.9.

Вышеперечисленные нормы противопожарной безопасности гарантируют свободный доступ пожарных автомашин к зданию.

Расчёт ширины

Именно ширина проезда в первую очередь влияет на удобство применения пожарной техники. На сегодняшний день, с учетом этажности здания, к ширине проезда предусмотрены следующие противопожарные требования:

Возникает вопрос: почему же для строений разной этажности должен быть установлена разная ширина проезда? Ликвидировать пожары высотных зданий намного сложнее, к тому же в таких ситуациях необходимо присутствие большого количества мощной специализированной техники, что, несомненно, обязывает к повышению ширины противопожарных путей.

В размах проезда обычно также включены примыкающие тротуары, что не противоречит требованиям безопасности, при условии, когда пешеходные дорожки могут вынести вес специализированной техники, а это более 16 т на одну ось. Также для обеспечения свободного прохождение пожарного автотранспорта необходимо, чтобы высота проезда составляла не менее 4,25 м.

Сам пожарный подъезд должен беспрепятственно вести к самому зданию. Учитывая метраж от его ближайшего края до стены, которое аналогично пожарному проезду, зависит от количества этажей: до 10 — не меньше 5 и не больше 8 м; 10 и более — от 8 до 10 м.

Предписанная территория подъезда не должна быть заграждена посадками деревьев и воздушными электролиниями.

Разновидности оформления

Возвращаясь к пожарному проезду, можно сказать, что его разновидность — арка, ведущая в полузакрытые и закрытые дворы, должна быть более 3,5 м. Арочные противопожарные проезды должны быть обустроены через каждые 300 м, а их высота не может быть менее 4,25 м.

В случае существования на противопожарных путях установок автоматического тушения, гидрантов и другого оборудования, вышеперечисленные нормы могут быть скорректированы.

Если в конце проезда имеется тупик, то в нем должна быть обустроена площадка 15 x 15 м для совершения разворота крупногабаритного автотранспорта. Максимальная длина тупикового проезда — не более 150 метров.

Противопожарные пути, а также платформы для транспорта оперативных служб реагирования должны быть определены разметкой, бордюрные подъездные пути покрыты отражающей свет красной краской. Также необходима установка противовандальных сигнальных спецсредств и дорожных указателей.

Уклон дороги на проездах должен быть под углом не более 6 градусов. Радиусы поворотов, предназначенных для движения специализированного автотранспорта, должны быть 12 м или больше.

Разворотную платформу требуется обработать антисептиком по всему контуру, а также оснастить водоприемниками для устранения лишней воды в сточные отверстия. В тех проездах и разворотных площадках, где имеются закругления, необходимо устанавливать бортовые камни криволинейного типа.

Толщина надземного покрытия, на всей протяженности противопожарных путей, устанавливается путем расчета обстоятельств эксплуатации и нагрузки, с учетом гидрогеологических показателей, а также материалов конструктивного слоя.

В ряде ситуаций (образовательное учреждение, девятиэтажный жилой дом, больница и т. д.), ко всем строениям должен быть оборудован беспрепятственный пожарный проезд с обеих сторон.

Конечно, это усложняет проектировку строительства, особенно в городских условиях.

Исключения

В местах исторической застройки правилами предусмотрена возможность сохранения параметров уже существующих проездов, без коррекции. Кроме вышеуказанного случая, ширина проезда может не отвечать нормам в случаях, когда:

  • огнестойкость стен соседних зданий адекватна 1-й и 2-й степеням противопожарной безопасности, также они не могут иметь окон — позволяется сократить расстояние на 20 %;
  • строения находятся в зоне высокой сейсмоактивности, достигающей показателей в девять баллов — надлежит увеличить ширину проезда на 20 %;
  • одно из строений имеет огнеупорность от 3-й до 5-й степени — необходимо расширение на 25 %;
  • соседние здания имеют возгораемые фасады и являются двухэтажными — расстояние увеличивают на 20 %.

Регламентом не обозначены расстояния между хозпостройками, им присваивается степень огнеустойчивости по ГОСТ 30247.

Выбор редакции
СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...

Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...

Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...

Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...
В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c) Н.Л. ШЕХОВСКАЯ, (c) Более полувека назад, предвидя суть грядущих преобразований в России,...
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...
В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...