Как продлить срок действия госконтракта. Дополнительное соглашение о продлении срока действия договора Увеличение срока контракта по 44 фз


Нормы гражданского законодательства предусматривают, что действие соглашения между сторонами может быть продлено свыше срока, на которой оно заключалось. В этом случае говорят о пролонгации договора. Применимы ли эти правила к контрактам по 44-ФЗ и при каких условиях?

Суть пролонгации

Пролонгация, в том числе автоматическая, зачастую предусматривается в соглашениях на поставку товаров и услуг, которые нужны потребителю постоянно. Например, это договор на предоставление доступа в интернет, телефонную связь, поставку электроэнергии, водоснабжение. Эта возможность очень удобна, ведь после окончания срока, на который заключался договор, как правило, у потребителя сохраняется необходимость получать упомянутые товары или услуги и далее. Поэтому нет смысла ежегодно заключать такое соглашение заново.

Для этого в договор включается условие о том, что он считается продленным на следующий год при отсутствии заявления о его расторжении от одной из сторон. Таким образом, если покупатель или поставщик захочет выйти из договора, он должен направить второй стороне упомянутое заявление.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

Пролонгация и 44-ФЗ

Как известно, госконтракты заключаются исходя из выделенных лимитов бюджетных средств. И если такие лимиты утверждены на 3 года, то заказчик может заключить контракт сразу на этот срок (письмо Минэкономразвития от 29.07.2015 № Д28и-2141). А может ли он пролонгировать в этом случае контракт, заключенный на один год? Нет, считают в Минэкономразвития и разъясняются свою позицию в письме от 14.07.2016 № Д28и-1818.

Срок госконтракта - существенное условие договора

В соответствии с частью 1 статьи 95 закона 44-ФЗ, стороны не могут изменять существенные условия договора. Исключение составляют некоторые случаи, которые, однако, строго регламентированы.

Какие же условия относительно сроков являются существенными в госконтракте? На основании пункта 1 статьи 432 Гражданского кодекса, к существенным условиям относится предмет соглашения, а также прочие условия, которые признаны существенными самими сторонами договора либо законом и иными правовыми актами.

В Гражданском кодексе содержатся несколько статей, которые относят к существенным условиям следующие:

  • статья 457 - срок поставки товара;
  • статья 708 - срок начала и окончания выполнения работ;
  • статья 783 - срок предоставления услуг.

Получается, что эти условия в соответствии с гражданским законодательством признаются существенными условиями договора. Поэтому согласно статье 95 закона 44-ФЗ, стороны не могут их менять.

Этот вывод подтверждается разъяснениями Минфина, данными в письме от 22.04.2016 № 02-02-15/24252. Отметим, что заключить отдельное соглашение с целью продлить срок госконтракта у сторон права также нет - об этом предупреждает Минэкономразвития в своем письме от 31.03.2017 № ОГ-Д28-4011.

Как было раньше

В течение двух предыдущих лет в соответствии с частью 1.1 статьи 95 закона 44-ФЗ за сторонами госконтракта оставалась возможность при взаимном согласии изменить его сроки и цену. Дело в том, что по действующим раньше правилам такая возможность определялась постановлением правительства, и разрешение устанавливалось на каждый год. Однако с начала 2017 года это правило отменили.

Когда можно изменить срок госконтракта

Сегодня существует один-единственный случай, когда срок госконтракта может быть изменен. Он описан в пункте 6 части 1 статьи 95 закона 44-ФЗ. Если заказчику снизили бюджетное финансирование, то на него накладывается обязанность согласовать с исполнителем госконтракта новые условия, к которым среди прочего относятся и сроки. Но речь идет о сокращении финансирования, поэтому если сроки и пересматриваются, то в меньшую сторону. Так что и в этом случае говорить о пролонгации госконтракта неактуально.

Как продлить госконтракт

Допустим, заказчика полностью устраивает действующий поставщик и условия договора с ним. При всем при том, что его желание сэкономить время и финансы на процедуре закупки вполне объяснимо, сделать этого он не сможет. Потому что единственным вариантом заключить контракт на следующий год является обычная процедура новой закупки. Она должна быть проведена по всем правилам 44-ФЗ. То есть заказчику следует включить ее в план-график и план закупок, обосновать цену контракта, описать предмет закупки, провести конкурентную процедуру или же, если условия позволяют, провести закупку у единственного поставщика.

Что будет, если госконтракт пролонгировать

Итак, без проведения закупки продлить действие госконтракта нельзя. Если нарушить это требование, последует административное наказание, предусмотренное пунктами 4 и 5 статьи 7.32 КоАП РФ. При этом контрактный управляющий или специалист контрактной службы будет оштрафован на 20 тыс. рублей, а самому заказчику грозит штраф в размере 200 тыс. рублей. В том случае, если незаконная пролонгация привела к затратам, то штраф будет равен двойному размеру излишне израсходованных бюджетных средств.

Есть группа товаров, работ, услуг, которые требуются заказчику постоянно, к примеру, электроэнергия, доступ в Интернет, телефония. Каждый заказчик хотел бы упростить процедуру ведения своей закупочной деятельности и не проводить ежегодно одинаковые заказы. Куда проще просто продлить период действия ранее заключенного контракта, а не утруждать себя проведением новых торгов. Это и называется пролонгация — увеличение периода действия контракта в процессе реализации сторонами своих договорных отношений.

По общему правилу, указанному в нормах гражданского законодательства, соглашение между участниками сделки может быть продлено свыше срока, на который оно заключалось. То есть стороны вправе изменять условия контракта в связи с изменением обстоятельств (ст. 451).

Но стоит учитывать, что деятельность заказчиков в сфере 44 ФЗ и 223 ФЗ должна опираться в первую очередь на специфические нормы данных законов.

Пролонгация по 44-ФЗ

Согласно ч. 1 ст. 95, стороны не вправе изменять существенные условия контракта, к которым в том числе относится срок его действия. То есть возможность пролонгации 44-ФЗ не предусматривает (письмо Минэкономразвития от 21.07.2015 № Д28и-2020, от 14.07.2016 № Д28и-1818, письмо Казначейства России от 19.05.2015 № 07-04-05/09-319).

Все закупки осуществляются согласно плану-графику, а период исполнения контракта в нем — один из главных показателей, вариативности здесь быть не может. Нарушением будет внесение в текст контракта правил о возможности продления (письмо Минэкономразвития от 31.03.2017 № ОГ-Д28-4011). Заключать доп соглашение о продлении срока действия договора заказчик не имеет права (п. 2 ст. 168 ГК, доп соглашение о продлении срока договора является ничтожным, если оно не предусмотрено законом и контрактом).

Нарушение данного требования влечет административное наказание, предусмотренное пунктами 4 и 5 статьи 7.32 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 20 000 руб. для должностных лиц и 200 000 руб. для юридических лиц.

Единственным юридически верным выходом из ситуации является публикация сведений в плане-графике и дальнейшее проведение нового заказа.

Исключение составляет случай изменений существенных условий в связи с решением Правительства, субъекта или местной администрации (пп. 2-4 ч. 1 ст. 95, Постановление от 19.12.2013 № 1186).

Пролонгация по 223-ФЗ

Иная ситуация обстоит в рамках закона 223-ФЗ. Заказчики находятся в менее строгих условиях, так как самостоятельно разрабатывают положение о закупке и могут включать в него положения о пролонгации.

Если договором, заключенным по итогам закупки, предусмотрено право его пролонгации и при этом не изменяются существенные условия (за исключением объема, цены), то продление срока без проведения повторной закупочной процедуры не противоречит требованиям Закона № 223 ФЗ. Такой позиции придерживается Минэкономразвития в своем письме от 24.03.2017 № Д28и-1993.

Таким образом, чтобы провести процедуру пролонгации, заказчику необходимо соблюсти ряд условий:

  • возможность продления должна быть указана в положении о закупке;
  • возможность должна быть указана в самом договоре;
  • изменения условий должны публиковаться в Единой информационной системе (Постановление от 31.10.2014 № 1132).

Стоит отметить, что нередко увеличение периода действия контракта, заключенного конкурентным способом, расценивается контрольными органами как ограничение конкуренции. Контролеры руководствуются тем, что вместо того чтобы провести очередную закупку и предоставить участникам равные возможности, заказчик обговаривает новые условия только с одним поставщиком

Закон 44-ФЗ четко определяет случаи, когда возможно изменение существенных положений контракта, к которым относится срок его исполнения. По закону № 223-ФЗ все несколько проще. Заказчики могут менять условия по согласованию с поставщиками. В любом случае при изменении периода исполнения должно быть подписано дополнительное соглашение о продлении срока действия договора. Подробнее о нем расскажем далее.

Дополнительное соглашение о продлении срока действия договора по 44-ФЗ

В законе о контрактной системе представлен перечень случаев, когда можно менять существенные положения контракта. Возможности пролонгации без весомых причин он не предоставляет. Все закупочные процедуры проходят согласно плану-графику, а срок исполнения обязательств в нем - один из главных показателей.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Поэтому заключать дополнительное соглашение о продлении срока действия договора по 44-ФЗ заказчик не имеет права, если нет обоснованных причин. Иначе такой документ просто признают ничтожным. А заказчика накажут штрафом в размере 20 тыс. руб. для должностных лиц и 200 тыс. руб. для юридических лиц.

Допсоглашение о продлении срока действия договора 44-ФЗ можно заключить, если:

  • изменились условия предоставления бюджетных средств;
  • контракт заключен больше чем на полгода;
  • исполнить контракт без внесения изменений невозможно;
  • возможность внесения правок предусмотрена в контракте.

Все изменения заказчик включает в контракт по согласованию с поставщиком. Они оформляются доп соглашением о продлении срока действия контракта по 44-ФЗ. Правки публикуются в ЕИС в течение 1 рабочего дня.

Кроме того, заказчик может выйти из ситуации, изменив план-график. Это возможно при изменениии плана закупок, а также в следующих случаях:

  • увеличение или уменьшение НМЦК;
  • изменение срока исполнения контракта, порядка оплаты или размера аванса до того как началась закупка;
  • изменение дат проведения закупочной процедуры;
  • выполнение решения, принятого по итогам общественного обсуждения.

Дополнительное соглашение о продлении срока действия договора по 223-ФЗ

По-другому обстоит дело с дополнительным соглашением о продлении срока действия договора по 223-ФЗ. Заказчики, работающие по этому закону, самостоятельно устанавливают условия закупки в своем положении. Туда может быть внесен порядок пролонгации соглашении с поставщиками.

Обратите внимание, что заключать дополнительное соглашение о продлении срока действия договора поставки или подряда можно, если прежними остаются другие существенные условия. В этом случае не обязательно проводить другую закупку. Об этом от 24.03.2017 № Д28и-1993. Важно также, чтобы возможность внесения правок была предусмотрена самим договором и поставщик против них не возражал. Все изменения следует отразить в ЕИС.

Дополнительное соглашение о продлении срока действия договора образец

Чтобы продлить срок действия договора дополнительным соглашением и не получить претензии от госорганов, нужно правильно оформить этот документ. В нем указывают.

Продление срока исполнения госконтракта это изменение его существенных условий. Порядок изменений существенных условий госконтракта установлен ст. 95 44-ФЗ.

1. Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в следующих случаях:

1) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом:

а) при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;

б) если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товара;

2) если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем три года контракта составляет либо превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения Правительства Российской Федерации;

3) если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации на срок не менее чем три года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, данные условия могут быть изменены на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации;

4) если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее одного года контракта составляет или превышает размер цены, установленный Правительством Российской Федерации, и исполнение указанного контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно, указанные условия могут быть изменены на основании решения местной администрации;5

) изменение в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги;

6) в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом;

7) в случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации цена контракта может быть изменена при увеличении или уменьшении по медицинским показаниям перечня услуг, связанных с лечением гражданина Российской Федерации, если данная возможность была предусмотрена контрактом с иностранной организацией.

1.1 В 2015 году допускается изменение по соглашению сторон срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги, и (или) количества товаров, объема работ, услуг, предусмотренных контрактами (включая государственные контракты, муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), срок исполнения которых завершается в 2015 году, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) новых условий контракта.

Таким образом изменение срока исполнения контракта предусмотрено п. 1.1 ст. 95 из которой мы видим, что допускается по соглашению сторон изменение срока исполнения контракта срок исполнения которых завершается в 2015 году.

Ваш контракт под действие данной статьи не подпадает.

Можете ли вы уточнить для каких целей Вы хотите продлить срок действия контракта?

Заключая государственный или муниципальный контракт, наши клиенты часто сталкиваются с объективной необходимостью продления сроков исполнения контракта. В подавляющем большинстве случаев, такая ситуация возникает в процессе исполнения договора .

Причины для переноса сроков могут быть различны, иногда это действия самого заказчика, бывают так же случаи предоставления некачественной проектной документации. Что делать в таких случаях можно посмотреть .

В настоящем материале мы обратим внимание на специфические условия переноса сроков исполнения по государственном и муниципальным контрактам.

По общему правилу (ст. 95 ФЗ 44 ФЗ) изменение условий государственного или муниципального контракта не допускается. Однако, из этого правила есть исключения (пп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 95 ФЗ «О контрактной системе). В части цены контракт может быть изменен по соглашению сторон в следующих случаях:

1) цена увеличивается пропорционально увеличению количества товаров, объема работ (услуг);
2) цена увеличивается не более чем на 10%;

3) возможность изменения условий контракта предусматривалась документацией об электронном аукционе.

В каких случаях возможно изменения сроков исполнения госконтракта?

Во-первых, изменения срока выполнения госконтракта возможно при уменьшении средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, на это прямо указывает п. 1 ст. 767 ГК РФ. При изменении (уменьшении) финансирования контракта можно требовать от заказчика и переноса сроков его исполнения.

Как было упомянуто выше, изменение цены и сроков контракта возможно по соглашению сторон. Однако, такое изменение не может быть произвольным. Порядок заключение такого соглашения установлен постановление правительства от 14 марта 2016 года №191 (такое же постановление действовало и в 2015 году).

Дополнительное соглашение возможно заключить в следующих случаях:

Срок исполнения контракта - свыше 6 месяцев

Закупка осуществляется федеральным органом власти, «Росатомом» или «наиболее значимыми» государственными учреждениями, субъектом федерации или муниципалитетом

Цена контракта выше 1 млн. рублей

Для субъектов малого предпринимательства цена контракта не должна превышать 5 млн. рублей

Предметом контракта является строительство, реконструкция, техническое перевооружение объектов капитального строительства

Контракт заключен в российских рублях

При этом, соблюдение названных условий при заключении дополнительного соглашения обязательно. Например, суд может отказать в утверждении мирового соглашения об изменении срока контракта, если сроки исполнения контракта менее 6 месяцев. (См. например Определение от 28 апреля 2016 г. по делу № А45-748/2016)

Для заключения дополнительного соглашения Исполнителю необходимо направить в адрес заказчика письменное обращение. При этом в обращении необходимо обосновать необходимость изменения госконтракта, причины изменения должны быть существенные и объективные (не зависящие от воли исполнителя). Именно существенные изменения обстоятельств рассматриваются судами в качестве основания для удовлетворения требования заказчика о переносе срока исполнения. Существенность будет составлять предмет доказывания в суде (как например указал суд в постановлении от 23 декабря 2015 г. по делу № А60-27041/2015).

В судебной защите по спору об изменении срока государственного (муниципального контракта) исполнителю может помочь новый график производства работ с соответствующим обоснованием новых сроков исполнения контракта.

Остались вопросы? Пишите в комментариях или обращайтесь за .

Выбор редакции
СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...

Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...

Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...

Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...
В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c) Н.Л. ШЕХОВСКАЯ, (c) Более полувека назад, предвидя суть грядущих преобразований в России,...
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...
В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...