Как сделать извещение по 44 фз. Стадии проведения закупки у единственного поставщика


В настоящее время при работе на Официальном сайте (в единой информационной системе) www.zakupki.gov.ru , страницы сайта скачут между 94-ФЗ (старым дизайном Официального сайта) и 44-ФЗ (новым дизайном). Это приводит к небольшой путанице, особенно для молодых пользователей этого сайта.

В данной статье пойдет речь о формировании и публикации извещения о закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в рамках 44-ФЗ.

Войдите в личный кабинет пользователя и войдите в Реестр закупок 44-ФЗ. Как это сделать изображено на рисунке 1 (для обновленной версии сайта) или, как это изображено на рисунке 2 (для старой версии сайта).

После чего откроется реестр закупок, осуществляемых в рамках 44-ФЗ. Необходимо нажать на ссылку Создать извещение, которое приведет к появлению всплывающего меню, которое в свою очередь содержит все возможные виды создаваемых извещений, выбирайте пункт Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) .

Откроется страница формирования извещения о закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Вкладка Общая информация содержит по большей части уже предзаполненные поля: дата создания извещения, имя пользователя, способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и другую информацию. Здесь необходимо ввести Наименование объекта закупки. Поля, значения которых обязательны помечены красной звездочкой, например, Наименование объекта закупки * .

Далее необходимо внести фамилию, имя и отчество ответственного должностного лица, адрес электронной почты, номер контактного телефона и номер факса. После ввода данных в обязательные поля, размещенные в группе Контактная информация, необходимо произвести сохранение введенных данных на сервере, для чего воспользуйтесь кнопкой Сохранить и проверить извещение на нарушения. В случае наличия ошибок будет выведено специальное сообщение, в котором будут указаны ошибки; если ошибок не обнаружено, то каких-либо сообщений об их отсутствии выводиться не будет - в этом случае переходите к следующему шагу, воспользовавшись кнопкой Далее.

Вкладка Условия контракта содержит гораздо большее количество полей, обязательных для ввода. Расчет начальной (максимальной) цены контракта можно произвести с помощью калькулятора для расчета НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (путем анализа рынка) .

Если требуется обеспечение исполнение контракта, то установите соответствующий параметр и укажите необходимые данные о размере обеспечения исполнения контракта, порядке предоставления обеспечения исполнения контракта, а также платежные реквизиты.

Также здесь присутствует поле группы Дополнительная информация, где можно указать какую-либо дополнительную информацию об условиях контракта.

После ввода всех необходимых данных сохраните и проверьте извещение на нарушения, после чего переходе к следующему шагу.

Вкладка Объект закупки предлагает ввести каждую позицию закупаемого товара (работы, услуги) с вводом следующей информации: кода по ОКПД; наименования товара, работ, услуг; единицы измерения; количества; цены за единицу измерения.

В поле Код по ОКПД необходимо не просто ввести данные, а выбрать необходимую позицию из всплывающего меню, которое сортируется в зависимости от введенных в текстовое поле значений. Если вы не знаете код, то воспользуйтесь специальным справочником, который вызывается путем нажатия на изображение лупы, расположенной справа в текстовом поле.

Значение текстового поля Стоимость позиции определяется автоматически путем умножения значения, введенного в поле Количество на значение, введенного в поле Цена за единицу измерения. Ближе к середине февраля 2014 года поле Цена за единицу измерения стало обязательным полем.

Следует отметить, что обновленная версия сайта в качестве разделителя целых и дробных частей числа использует символ точка. Число символов в дробной части для значения поля Количество ограничено лишь двумя числами.

Необходимо сохранить введенную информацию в специальную таблицу, которое осуществляется кнопкой Сохранить товар, работу, услугу. Если закупается несколько товаров, услуг, работ, то необходимо ввести данные о каждом товаре, услуге, работе.

Каждая введенная позиция сохраняется в таблице, пример которой изображен на рисунке внизу. После ввода позиций, ее можно: удалить или изменить.

После ввода всей необходимой информации об объекте закупки, необходимо сохранить извещение и проверить его на наличие ошибок, после чего необходимо перейти на следующий шаг.

Предлагается прикрепить дополнительные файлы, но обязательного прикрепления каких-либо документов не предполагается. Введите путь и имя файла в текстовое поле Путь к файлу или выберите файл с помощью кнопки Обзор; введите Описание файла; после чего следует нажать на кнопку Прикрепить.

После прикрепления всех необходимых файлов, нажмите на кнопку Сохранить и закрыть извещение - что позволит перейти в реестр закупок, так как данный шаг - последний при формировании проекта извещения о закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В реестре закупок во вкладке Подготовка извещения будет находиться информация о созданном извещении о закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Нажмите на кнопку с изображением стрелочки вниз и выберите пункт Опубликовать.

Проверьте корректность введенных данных, после чего необходимо поставить галочку, которая будет говорить о том, что вы подтверждаете и принимаете всю полноту ответственности за производимые на Официальном сайте действия, после чего будет доступна кнопка Подписать и опубликовать.

После того, как проведена процедура публикации извещения о закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), данное извещение исчезнет из реестра закупок. Многих пользователей это пугает, но на самом деле необходимо лишь изменить параметры отображения информации в реестре закупок. Установите параметры: Определение поставщика завершено, Определение поставщика отменено и нажмите на кнопку Найти.

В этом случае в реестре закупок будут отображены две дополнительные вкладки: Определение поставщика завершено, где будет находиться информация об опубликованном извещении о закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также вкладка Определение поставщика отменено.

Для каждой проведенной закупки указывается: способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя); состояние и статус; номер извещения; наименование организации, которая осуществляет закупку; начальная цена; дата публикации.

При необходимости можно распечатать введенные о закупке данные, воспользовавшись ссылкой Сведения, которая расположена слева внизу каждого блока информации о закупке.

Справа имеется кнопка - ссылка для просмотра журнала событий данного извещения, перехода к печатной форме введенных данных, просмотра электронной подписи. Под этими кнопками указывается начальная (максимальная) цена контракта (можно воспользоваться Калькулятором для расчета НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (путем анализа рынка)).

В соответствии с 44-ФЗ, заказчик обязан разместить извещение не позднее, чем за 5 дней до даты заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) , что было продемонстрировано данной статьей.

Следует отметить, что необходимо быть очень внимательным при формировании извещения. Перед его публикацией - проверьте правильность введенных данных, так как в настоящее время внести изменения (или отменить процедуру) в опубликованное извещение можно только по: решению контролирующего органа, по решению суда и по результату общественного обслуждения закупки.

Электронный аукцион является наиболее популярной конкурентной процедурой, поэтому с извещением о нем сталкивается каждый заказчик. Сегодня разберем основы составления этого извещения в формате вопрос-ответ.

Как заказчик должен оповестить об аукционе?

В обязательном порядке следует разместить извещение об аукционе в ЕИС . Также заказчик может по своему желанию оповестить о проведении аукциона через другие источники. Можно опубликовать информацию на своем сайте, на отраслевых порталах, на страницах средств массовой информации. Тем не менее от размещения в ЕИС это не освобождает.

Где в ЕИС содержится извещение?

На главной странице информационной системы есть раздел поиска. В нем можно настроить фильтры для отбора подходящих закупок. После осуществления поиска система выдаст подходящие процедуры. Во вкладке «Общая информация » будет содержаться извещение о закупке.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

В какой форме должно быть составлено извещение?

Сведения, которые должны содержаться в извещении, закреплены в законе 44-ФЗ. Подробную информацию можно найти в таблице в конце статьи. Извещение формируется в ЕИС путем заполнения соответствующих полей формы. Рекомендуется формировать извещение с привязкой к плану-графику.

Как разместить извещение в ЕИС?

Пройдя авторизацию в ЕИС, следует выбрать «Извещение на основании плана-графика» . Появится форма поиск, в которую нужно вписать заказчика. Затем система покажет план-график - следует перейти в него и выбрать позицию, извещение о закупке который нужно сформировать. Некоторые данные будут перенесены в извещение автоматически.

Далее во вкладке «Общая информация » нужно указать электронную площадку, на которой будет проводиться закупка, реквизиты ответственного лица и прочие данные. Теперь следует обратиться ко вкладке «Информация о процедуре закупки» . Тут снова указывается ЭТП, кроме этого, прописывается порядок направления заявки. Заполнить нужно и все остальные вкладки - «Условия контракта» , «Объект закупки» , «Требования к участникам» . Помимо того, нужно загрузить документы по закупке - это делается во вкладке «Документация об аукционе» .

Когда все вкладки заполнены, следует внимательно проверить информацию. После этого документ можно публиковать. Он будет доступен в ЕИС не позже чем через час.

В какие сроки нужно публиковать извещение об электронном аукционе?

Срок публикации зависит от начальной максимальной цены контракта. Если она до 3 млн рублей включительно, то извещение нужно публиковать не менее, чем за 7 дней до окончания срока приема заявок. Если НМЦК аукциона более 3 млн рублей , то срок увеличивается до 15 дней.

Срок отсчитывается со следующего дня после публикации извещения. Например, если вы опубликовали извещение 13 августа, то срок отсчитывается с 14 августа.

Какие штрафы грозят за нарушение сроков?

Ответственное лицо будет оштрафовано в зависимости от того, насколько нарушен срок:

  • если до двух дней, то штраф составит 5 тыс. рублей ;
  • если более двух дней, то 30 тыс. рублей .

Можно ли изменить извещение?

Да, если в нем были допущены ошибки или изменились обстоятельства закупки, то можно внести изменения. Однако они не должны касаться объекта закупки и размера обеспечения заявки.

Каков порядок внесения изменений?

Вносить правки в аукционную документацию, в том числе в извещение, можно не позже, чем за 2 дня до окончания срока приема заявок. Еще один день заказчику дается на то, чтобы опубликовать новое извещение в ЕИС. При этом срок приема заявок нужно продлить.

Таблица. Сведения в извещении об электронном аукционе

Тип данных Что публикуется
Сведения о заказчике или специализированной организации
  • наименование и адрес регистрации;
  • почтовый адрес, телефон, email;
  • ответственное за закупку лицо — ФИО, контакты
Информацию о процедуре
  • наименование способа закупки;
  • идентификационный код закупки (ИКЗ);
  • срок приема заявок и порядок подачи;
  • адрес ЭТП
Условия контракта (кратко)
  • наименование и описание объекта закупки;
  • объем поставки;
  • адрес, по которому нужно доставит товар;
  • место осуществления работ или оказания услуг;
  • сроки исполнения контракта (этапа);
  • начальная цена и ее обоснование;
  • источник финансирования
Ограничения для участников При проведении закупки для СМП и СОНО прописывается ограничение для иных участников. Если для закупки действует национальный режим, прописываются ограничения для иностранных товаров
Преимущества для участников Преимущества для учреждений уголовно-исполнительной системы, организациий инвалидов, СМП и СОНО. Преимущества для субподрядчиков из числа СМП или СОНО
Требования к участникам Единые и дополнительные (если установлено) требования. По желанию заказчика — требование об отсутствии исполнителя в РНП. Иные требования устанавливать запрещено.
Документы, которыми участник подтвердит соответствие требованиям Декларации, допуски, лицензии и другие документы
Обеспечение заявки Размер обеспечения, требования к гарантии банка
Обеспечение контракта Сумма обеспечения исполнения контракта и требования к нему
Дату рассмотрения первых частей заявок 7 дней после окончания приема заявок
Дату проведения торгов 2 дня по окончании срока на рассмотрение первых частей заявок

Одним из конкурентных способов или заключить контракт с единственным поставщиком (ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»; далее - Закон № 44-ФЗ).

Если заказчик проводит закупку у единственного поставщика, то фактически он заключает контракт с конкретной организацией или гражданином, которые реализуют необходимые ему товары (работы, услуги). В этом случае формальная процедура определения поставщика из числа участников закупки отсутствует. Соответственно, такой способ заключить контракт - наиболее простой и удобный для заказчика, а также не требует значительных затрат времени.

О том, когда заказчик может заключить контракт с единственным поставщиком, см. отдельную рекомендацию .

Внимание! Если заказчик необоснованно примет решение о заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), ФАС России может привлечь его к административной ответственности. За такое правонарушение установлена ответственность должностного лица заказчика в виде штрафа в размере от 30 тыс. до 50 тыс. руб. (ч. 1, 2 ст. 7.29 КоАП РФ).

В процедуре закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) можно выделить несколько стадий:

Этап 1. Подготовка к закупке

Все закупки товаров (работ, услуг) у единственного поставщика необходимо включить в план-график . При этом некоторые из них нужно указать общими суммами по видам расходов. Это относится к закупкам:

  • услуг по содержанию и ремонту нежилых помещений в отдельных случаях ;
  • работ по сбору и обработке первичных статистических данных при проведении федерального статистического наблюдения .

При этом казенные учреждения должны указывать разбивку также по коду вида расходов (детализированному до подгруппы и элемента). Об этом сказано в подпунктах 2 и 4 пункта 5 приложения к совместному приказу Минэкономразвития России и Казначейства России от 31 марта 2015 г. № 182/7н.

Этап 2. Поиск и выбор единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)

Заказчику нужно найти единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Положения Закона № 44-ФЗ не устанавливают каких-либо критериев или требований для выбора.

Обычно контракты заключают с проверенными и хорошо известными контрагентами, у которых заказчик ранее уже проводил закупку необходимых товаров (работ, услуг).

Этап 3. Направление предложения о заключении контракта

Заказчик может сообщить выбранному контрагенту о своем желании заключить контра кт любым удобным способом (в письменной или устной форме).

Контрактное законодательство не устанавливает определенного порядка, который нужно соблюсти при направлении предложения о заключении контракта.

Этап 4 (факультативный). Издание приказа о проведении закупки

После выбора единственного поставщика и получения его согласия заказчик, как правило, издает приказ о проведении такой закупки .

Закон не требует его составления. Однако в некоторых учреждениях сложилась практика заключения контрактов, которая это предусматривает.

Этап 5. Направление поставщику проекта контракта для согласования

Проект контракта на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) нужно направить поставщику (подрядчику, исполнителю) для согласования.

Контракт должен содержать все существенные условия.

При этом заказчик обязан установить в нем требование об обеспечении исполнения контракта, если происходит закупка:

  • у поставщика, определенного Президентом РФ или Правительством РФ , если такая обязанность установлена соответствующим нормативно-правовым актом;
  • учреждением, исполняющим наказания, товаров для трудоустройства осужденных ;
  • услуг по участию в мероприятии для нужд нескольких заказчиков ;
  • услуг авторского контроля, технического и авторского надзора ;
  • в случае признания закрытой или конкурентной закупки несостоявшейс я;
  • оборудования, программного обеспечения образовательными организациями - инновационными площадками ;
  • жилья экономкласса у организаций, заключивших дог овор на освоение территории в целях строительства такого жилья ;
  • работ по сбору и обработке первичных статистических данных при проведении федерального статистического наблюдения на территории России ;
  • работ (услуг) по инженерным изысканиям, проектированию объектов, необходимых для обработки и утилизации отходов .

Во всех остальных случаях заказчик (уполномоченный орган) вправе, но не обязан устанавливать требование об обеспечении исполнения контракта.

Об этом сказано в частях 1-3 статьи 96 Закона № 44-ФЗ.

Поставщик должен направить заказчику обеспечение до заключения контракта. Только после этого контракт можно подписать (ч. 4, 5 ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

Этап 6 (факультативный). Публикация извещения о закупке

Закон устанавливает ряд случаев, когда заказчик обязан разместить в ЕИС извещение о закупке. Сделать это нужно не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта.

В извещении нужно указать:

  • сведения о заказчике (специализированной организации);
  • краткое изложение условий контракта с информацией по пункту 2 статьи 42 Закона № 44-ФЗ;
  • все ограничения, которые устанавливает законодательство на участие в определении поставщика;
  • размер и порядок внесения обеспечения исполнения контракта.

Об этом сказано в части 2 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Также к извещению о проведении закупки у единственного поставщика стоит прикрепить проект контракта.

Обоснование: Положения Закона № 44-ФЗ этого не требуют. Между тем Минэкономразвития России считает, что проект контракта к извещению нужно прикрепить. Ведь именно в нем перечислены все условия, предусмотренные пунктом 2 статьи 42 Закона № 44-ФЗ. Об этом сказано в письме от 9 декабря 2014 г. № Д28и-2739.

Этап 7. Подписание контракта

Если поставщик согласен со всеми условиями, то стороны подписывают контракт. С этого момента он считается заключенным.

Этап 8 (факультативный). Составление отчета о невозможности применять другие способы закупки

В некоторых случаях при заключении контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчик обязан в документально оформленном отчете обосновать невозможность или нецелесообразность применения конкурентных способов закупки, цену и иные существенные условия. Случаи, когда заказчик обязан составлять отчет, а когда нет, см. в таблице .

Сотрудники контролирующих ведомств при проведении проверок могут проверить, есть ли у заказчика данный отчет.

Его можно составить в произвольной форме .

В отчете нужно указать:

  • конкретный пункт части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, который послужил основанием для заключения контракта;
  • причину, по которой закупку нельзя было провести одним из конкурентных способов.

К таким причинам относятся, например:

  • срочность закупки в связи с определенными обстоятельствами (например, затруднение ежедневной работы);
  • риск признания конкурентной процедуры несостоявшейся из-за того, что со стороны поставщиков нет заинтересованности в заключении контракта. Например, из-за незначительной цены потенциальные поставщики могут не принимать участие в закупке;
  • отсутствие возможности получить экономию средств за счет проведения конкурентной закупки.

Готовый отчет не нужно размещать в ЕИС. Это внутренний документ заказчика. Об этом сказано в части 3 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Закупка у единственного поставщика – один из способов закупки, который позволяет приобрести товары необходимого качества, определенной торговой марки у определенного продавца, без проведения торгов в максимально короткие сроки. В статье рассмотрим особенности проведения закупки у единственного поставщика.

Необходимо повысить квалификацию? Зарегистрируйтесь на онлайн-курс для руководителя организации (государственного, муниципального заказчика) « ». Вы получите необходимые знания и удостоверение о повышении квалификации 40 ак.часов.

Что такое закупка у единственного поставщика

Закупка у единственного поставщика - это способ, при котором контракт заключается с конкретным юридическим или физическим лицом без проведения формальной процедуры выбора поставщика (ч. 1, 2 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ; далее — Закон № 44-ФЗ).

Обратите внимание, что закупка у единственного поставщика — это право, а не обязанность заказчика (исключение составляют лишь закупки у единственного поставщика при несостоявшихся конкурентных процедурах по 44-ФЗ).

В каких случаях проводится закупка у единственного поставщика

Закупать у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) можно в случаях, указанных в части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Указанный перечень содержит более 40 различных оснований, среди которых есть наиболее популярные у заказчиков:

  • осуществление закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», а также услуг центрального депозитария (п. 1 ч. 1 ст. 93);
  • осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 000 рублей (п. 4 ч. 1 ст. 93);
  • оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ (п. 8 ч. 1 ст. 93);
  • закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме (п. 9 ч. 1 ст. 93);
  • признание несостоявшимися открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, электронного аукциона, запроса котировок, запроса предложений (п. 25 ч. 1 ст. 93).

Хотелось бы остановиться на нескольких типах закупки у единственного поставщика.

Малые закупки

Стоит отметить, что закупки на сумму до 100 000 рублей не ограничены правилом об одноименных товарах. Ранее (по нормам закона № 94-ФЗ) сумма всех заказов на поставку одноименных товаров (выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг) в течение квартала не должна превышать 100 000 рублей (п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ).

Пример. В марте текущего года заказчик заключает контракт на поставку оргтехники в офис на сумму 90 000 руб. В апреле этого же года он вправе закупить тот же товар у единственного поставщика при условии, что цена каждого контракта не превышает 100 000 рублей. При этом общая сумма таких контрактов, заключенных в течение квартала, не имеет значения при условии, что годовой объем закупок у единственного поставщика на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ не превысит 2 млн рублей или 5% от совокупного годового объема закупок и составит при этом не более 50 млн руб.

Тип «закупка малого объёма» очень популярен среди заказчиков из-за своей простоты:

  • Во-первых, закупки по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ не нужно отражать в плане-графике в полном объёме. Информация о таких закупках отражается одной общей суммой за год, без указания сведений по каждой закупке.
  • Во-вторых, извещение о проведении такой закупки не размещается в единой информационной системе.
  • В-третьих, по таким закупкам не нужно составлять отчёт об исполнении этапа контракта и вносить сведения в реестр контрактов.

Неконкурентная процедура

В каком случае закупка у единственного поставщика становится не правом, а обязанностью заказчика?

Если закупка путем конкурентной процедуры признана несостоявшейся по причине подачи всего одной заявки или признания только одной заявки соответствующей требованиям, заказчик обязан осуществить закупку у единственного поставщика (п. 24, 25 ч. 1 ст. 93, ч. 18 ст. 83 № 44-ФЗ).

Обращаем ваше внимание на интересную деталь в законе: когда закупка у единственного поставщика невозможна (например, при превышении установленных лимитов совокупного годового объема закупок), то заказчик может провести открытый конкурс или электронный аукцион (ст. 48, 59), а иногда и запрос котировок или запрос предложений (ч. 2 ст. 72, ч. 2 ст. 83).

Согласовывать закупку у единственного поставщика по итогам несостоявшихся торгов больше не нужно. С 2015 года отменяется обязанность заказчика согласовывать заключение контракта в ФАС в случае признания конкурентных способов закупки несостоявшимися (п. 25 ч. 1 ст. 93).

При выборе неконкурентного способа определения поставщика заказчик должен учитывать как преимущества, так и недостатки этой процедуры.

Преимущества закупки у ЕП

  1. Как правило, заказчик знает поставщика, имеет успешный опыт взаимодействия с ним.
  2. Риск нарушения процедуры заключения контракта сведен к минимуму.
  3. Закупка у единственного поставщика проводится быстрее и проще, чем при выборе конкурентных способов закупок.
  4. Заказчику не нужно отвлекать значительные ресурсы на проведение процедуры определения поставщика и заключения контракта.

Недостатки закупки у ЕП

При закупке у единственного поставщика заказчик не может значительно снизить цену контракта, как, например, на электронном аукционе. Также ему сложно обеспечить наилучшие условия выполнения контракта, как, например, на открытом конкурсе, из-за отсутствия конкуренции.

ФАС уделяет особое внимание именно этому способу закупки, так как он связан с широкими возможностями для злоупотреблений при расходовании бюджетных средств. Заказчик может договориться с поставщиком в обход закона. Отдавая предпочтение закупке у единственного поставщика, заказчик должен понимать, что со стороны контролирующих органов повышенное внимание будет именно к неконкурентной процедуре, и ясно представлять свою ответственность в случае нарушений.

Форс-мажор

Нередки случаи, когда заказчик заключает договор с единственным поставщиком, ссылаясь на обстоятельства непреодолимой силы. Напомним, что закон о контрактной системе 44-ФЗ разрешает неконкурентную процедуру при возникновении чрезвычайных ситуаций и форс-мажорные обстоятельств(непреодолимой силы). Но далеко не все обстоятельства попадают под это определение.

Как узнать, что является форс-мажором, а что нет? Посмотреть в ГК РФ (ст. 401), где написано, какие обстоятельства являются чрезвычайными и непредотвратимыми. Другие же случае, например, некачественное выполнение обязанностей, к ним не относятся.

Пример 1. Конец финансового года

Заказчику выделили бюджетные средства в конце финансового года, и времени для проведения конкурентных процедур недостаточно. Может ли он заключить контракт с единственным поставщиком, сославшись на ФЗ-44(п.9 ч.1 с.93)?

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 93 № 44-ФЗ при закупке ТРУ, необходимых для ликвидации последствий аварии, чрезвычайных ситуаций, обстоятельств непреодолимой силы, заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком. Но сделать это заказчик может только при условии, что применение других способов определения поставщика, требующих затрат времени, нецелесообразно.

В свою очередь, недостаток времени сам по себе не обладает признаками чрезвычайности и непредотвратимости. Поэтому такие действия заказчика будут неправомерными.

На практике Минэкономразвития России, ФАС России и арбитражные суды не признают поступление денежных средств в конце финансового года обстоятельством непреодолимой силы.

Пример 2. Профилактика

Заказчик узнал о чрезвычайной (аварийной) ситуации на подведомственном ему объекте. Вправе ли они заключить контракт с единственным поставщиком, сославшись на обстоятельства непреодолимой силы?

Если обстоятельства непреодолимой силы на момент заключения отсутствуют, то заказчик не вправе заключать контракт с единственным поставщиком, так как сама по себе возможность возникновения чрезвычайной ситуации не свидетельствует об объективном наличии такого обстоятельства.

На практике арбитражные суды при рассмотрении подобных споров принимают решения, в зависимости от того, имелись ли обстоятельства непреодолимой силы (аварийная ситуация) на момент заключения контракта.

В данном случае заказчику целесообразнее провести запрос котировок.

Пример 3. Контракт после аварии

Авария на подведомственном объекте уже произошла. И заказчик, спустя длительное время после аварии, заключил контракт с единственным поставщиком, ссылаясь на обстоятельства непреодолимой силы. Правомерны ли в этом случае его действия?

Если для проведения конкурентных процедур времени было достаточно, то контролирующие органы могут расценить действия заказчика, как неправомерные. Заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком при закупке работ, необходимых для ликвидации последствий аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, обстоятельств непреодолимой силы, но сделать это заказчик может только при условии, что применение других способов определения подрядчика, требующих затрат времени, нецелесообразно. Поэтому, если заказчик заключает контракт с единственным подрядчиком на выполнение срочных работ по устранению аварийной ситуации, возникшей задолго до этого, то он явно неправ.

Арбитражные суды при рассмотрении подобных споров принимают решения в зависимости от того, было ли у заказчика время осуществить закупку конкурентным способом.

Процедура проведения проверки контролирующим органом

При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик обязан уведомить в срок не позднее 1 рабочего дня с даты заключения контракта контрольный орган в сфере закупок. Уведомление о такой закупке направляется в ФАС, орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок. К этому уведомлению прилагается копия заключенного контракта с обоснованием его заключения.

Регламента проведения проверки заключения контракта не предусмотрено.

  1. Сотрудник контролирующего органа рассматривает поступившее уведомление и оценивает действия заказчика по заключению контракта на соответствие требованиям Закона № 44-ФЗ.
  2. По итогам проверки подготавливается докладная записка.
  3. В случае отсутствия нарушений Закона № 44-ФЗ в действиях заказчика информирование последнего процедурой не предусмотрено.
  4. Если обнаружены нарушения — контролирующий органом организует внеплановую проверку, о которой заказчик обязательно будет уведомлен.

Обоснование закупки у единственного поставщика

В некоторых случаях (они указаны в ч. 3 ст. 93 Закона № 44-ФЗ) заказчику необходимо подготовить и утвердить отчет, в котором требуется обосновать (ч. 3 ст. 93 Закона № 44-ФЗ):

  • невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика, кроме закупки у единственного поставщика;
  • цену и другие существенные условия контракта.

Срок составления отчета Законом № 44-ФЗ не установлен. Но утвердить отчет необходимо все-таки до заключения контракта, а не после. На практике для этого может потребоваться от одного до трех рабочих дней.

Выводы

  1. Заказчик не всегда может сделать выбор в пользу неконкурентной процедуры, каждый раз, когда ему это удобно.
  2. Заказчикам необходимо помнить об ограничениях и соблюдать все законодательные регламенты, внимательно изучая формулировки и вникая в их тонкости.
  3. А поставщикам до заключения контракта нужно внимательно читать документацию заказчика, анализировать информацию, вникая в детали.
  4. Важно отслеживать ситуации, когда заключение контракта может оказаться неправомерным, не дожидаясь, когда такой договор будет расторгнут на основании решения контролирующего органа или суда.

Онлайн-курс для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».

400 стоимость
вопроса

вопрос решён

Свернуть

Ответы юристов (6)

    Юрист, г. Новосибирск

    Общаться в чате
    • 10,0 рейтинг

    Здравствуйте, Елена.

    Вы вправе отменить определение поставщика не позднее чем за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе либо не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок.

    Если в указанный срок Вы не укладываетесь, то заключайте договоры и расторгайте их по соглашению сторон

    Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
    (ред. от 22.02.2017)
    «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

    Статья 36. Отмена определения поставщика (подрядчика, исполнителя)

    1. Заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) по одному и более лоту, за исключением проведения запроса предложений, не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе либо не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок. После размещения в единой информационной системе извещения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик не вправе вскрывать конверты с заявками участников закупки или открывать доступ к поданным в форме электронных документов заявкам. В этом случае заказчик не позднее следующего рабочего дня после даты принятия решения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) обязан внести соответствующие изменения в план-график.

    2. По истечении срока отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 настоящей статьи и до заключения контракта заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы в соответствии с гражданским законодательством.

    3. Решение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) размещается в единой информационной системе в день принятия этого решения, а также незамедлительно доводится до сведения участников закупки, подавших заявки (при наличии у заказчика информации для осуществления связи с данными участниками). Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) считается отмененным с момента размещения решения о его отмене в единой информационной системе.

    4. При отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик не несет ответственность перед участниками закупки, подавшими заявки, за исключением случая, если вследствие отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя) участникам закупки причинены убытки в результате недобросовестных действий заказчика.

    Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

    Свернуть

    • получен
      гонорар 20%

      Юрист, г. Сыктывкар

      Общаться в чате
      • 9,4 рейтинг
      • эксперт

      Здравствуйте, Елена!

      Не соглашусь с Геннадием Кураевым, поскольку статья 36 Закона в данном случае неприменима, так как она относится только к конкурентным способам закупки, а в Вашем случае идет закупка у единственного поставщика.

      В Вашем случае согласно позиции Минэкономразвития РФ аннулировать извещение можно только на основании предписания органа, уполномоченного на осуществление контроля, решения судебного органа, по результатам общественного обсуждения в соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 112 Закона № 44-ФЗ.

      Министерство экономического развития Российской Федерации
      Письмо
      от 10 ноября 2014 года № Д28и-2439
      Об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя)
      Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о порядке отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг wwvv.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ) и сообщает.
      Согласно части 5 статьи 112 Закона № 44-ФЗ информация, подлежащая размещению в единой информационной системе, размещается в порядке, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2013 г. № 913 «Об утверждении положения о размещении на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“ для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг информации, подлежащей размещению в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд до ввода ее в эксплуатацию» (далее - Положение).
      Частью 6 Положения установлено, что удаление размещенной на официальном сайте информации допускается на основании предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, или по решению суда.
      В настоящее время функциональная возможность удаления размещенной на официальном сайте информации отсутствует.
      Функционалом официального сайта для заказчика предусмотрена возможность создания извещения об отмене определения поставщика на основании предписания органа, уполномоченного на осуществление контроля, решения судебного органа, по результатам общественного обсуждения в соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 112 Закона № 44-ФЗ.
      Таким образом, для получения разрешения на отмену извещения о закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), размещенной на официальном сайте, необходимо обратиться в орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок (ФАС России), или в суд.
      Одновременно обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов.
      В соответствии с Положением о Минэкономразвития России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 437, Минэкономразвития России не наделено полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.
      Директор Департамента
      развития контрактной системы
      М.В. Чемерисов

      С Уважением, Олег Рябинин.

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      Саченков Алексей

      Юрист, г. Москва

      • 10661 ответ

        3549 отзывов

      Добрый день!
      Статья 36 44-ФЗ в данном случае не применима так как в ней речь идет об отмени закупки определения поставщика конкурентным способом, у Вас же речь идет о закупки у единственного поставщика.

      По этому чисто технически это извещение уже ни куда день нельзя будет.
      Внесите изменения в план-график и проведите новую закупку.

      Относительно этого извещения советую сделать приказ по организации в котором признать данную закупку технической ошибкой, по сути это будет нужно только если для контрольного органа, если будет проводить проверку и возникнут вопросы.

      Ответ юриста был полезен? + 1 - 0

      Свернуть

      Уточнение клиента

      Спасибо. Надо ли обращаться в антимонопольную службу или приказа по учреждению достаточно?

      Саченков Алексей

      Юрист, г. Москва

      • 10661 ответ

        3549 отзывов

      Надо ли обращаться в антимонопольную службу или приказа по учреждению достаточно?
      Елена

      А зачем Вам обращаться в ФАС? Это по сути и не нарушение, административная ответственности за это нету. Да и вообще данную ситуацию могут просто даже контрольные органы не заметить.

      Какой именно Вы заказчик? Федеральный, муниципальный или региональный? Проверки в этом году будут?

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

      Свернуть

      Уточнение клиента

      Спасибо. Бюджетное учреждение, муниципальное.

      Саченков Алексей

      Юрист, г. Москва

      • 10661 ответ

        3549 отзывов

      Бюджетное учреждение, муниципальное.
      Елена

      Нет, тогда тем более ни кого уведомлять не нужно. Если проверка будет, думаю на местном уровне разберетесь. Как правило МБ прокуратура и ФАС особо не проверяют.

      Ответ юриста был полезен? + 0 - 0

Выбор редакции
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...

В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...

Особое место по популярности среди консервированных зимних солений, занимают огурцы. Известно множество рецептов огуречных салатов:...

Телятина – превосходное диетическое мясо молодых животных, разумеется, оно гораздо нежнее, чем мясо взрослых бычков. Регулярное включение...
В конце прошлого столетия кукурузу называли не иначе как королева полей. Сегодня ее выращивают, конечно, не в таких масштабах, но, тем не...
Блины — это традиционное русское блюдо. По традиции блины всегда пекут на Масленицу, а также радуют этим лакомством себя и своих близких...
После закипания температура воды перестает расти и остается неизменной до полного испарения. Парообразование - это процесс перехода из...
Звуки относятся к разделу фонетики. Изучение звуков включено в любую школьную программу по русскому языку. Ознакомление со звуками и их...
1. Логика и язык .Предметом изучения логики являются формы и законы правильного мышления. Мышление есть функция человеческого мозга....