Как трансформировать договор аренды в концессионное соглашение. Концессионные соглашения: лицом к инвесторам


Предлагаем вниманию читателей обзор поправок, внесенных в Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее - Закон о концессиях) Федеральным законом от 02.07.2010 № 152-ФЗ. Разработчики закона стремились повысить привлекательность концессионных соглашений для инвесторов. Посмотрим, удалось ли им это. Отметим, что некоторые изменения в Законе № 115-ФЗ учитывают пожелания, высказанные ранее в статье «Концессионные соглашения: факторы успеха и причины провала» (№ 2, 2008, стр. 8).

Большинство поправок вступило в силу в день официального опубликования Федерального закона № 152-ФЗ, то есть 06.07.2010 . Рассмотрим ключевые моменты.

Участие унитарного предприятия

В соответствии с объект концессионного соглашения, подлежащий реконструкции, должен:
- на момент заключения соглашения находиться в собственности концедента;
- на момент передачи концессионеру быть свободным от прав третьих лиц.

Теперь эта норма дополнена и допускает, что такой объект, как системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства (), на момент заключения соглашения может принадлежать государственному или муниципальному унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения. Новое правило позволит передавать в концессию имущество, закрепленное за унитарными предприятиями, а это наиболее распространенное правовое положение объектов коммунальной инфраструктуры.

Обращаем внимание, что нахождение имущества у унитарного предприятия допускается на момент заключения соглашения. А выше оговорено, что на момент передачи имущество должно быть свободно от прав третьих лиц. Означает ли это, что после заключения концессионного соглашения имущество следует изъять у унитарного предприятия и только после этого передавать его концессионеру? Если читать п. 4 ст. 3 Закона о концессиях буквально, получается именно так. В этом ли состоит воля законодателя?

Другие поправки не вносят ясности в вопрос. Например, ст. 5 Закона о концессиях дополнена новым п. 1.1 , который регулирует участие унитарного предприятия на стороне концедента. Итак, если объект концессионного соглашения представляет собой систему коммунальной инфраструктуры и принадлежит на праве хозяйственного ведения унитарному предприятию, то такое предприятие участвует на стороне концедента в обязательствах по концессионному соглашению и осуществляет отдельные полномочия концедента (право унитарного предприятия выступать на стороне концедента также подтверждено новым п. 7 ст. 18 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» ). Конкретные полномочия (в том числе полномочия по передаче имущества) унитарного предприятия прописываются в самом соглашении. Далее отмечено, что унитарное предприятие передает концессионеру права владения и пользования недвижимым имуществом и подписывает соответствующие акты приема-передачи.

Получается, что унитарное предприятие может передавать имущество концессионеру. Прекращается ли в этот момент право хозяйственного ведения? В отсутствие специальных указаний нужно обратиться к общим нормам. Согласно п. 3 ст. 299 ГК РФ право хозяйственного ведения имуществом прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия по решению собственника. В силу ст. 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности в специально оговоренных законом случаях.

Можно ли считать, что передача имущества концессионеру тождественна отчуждению собственником своего имущества другим лицам и является основанием для прекращения права хозяйственного ведения? По нашему мнению, нет, поскольку концессионеру передаются только права владения и пользования, право собственности остается у концедента. Как видим, специальных оснований для прекращения права хозяйственного ведения нет. Вместе с тем заметим, что в первоначальной редакции законопроекта, представленной в Госдуму, было предусмотрено два варианта: унитарное предприятие самостоятельно выполняет роль концедента (а значит, право хозяйственного ведения сохраняется) или же выступает на стороне концедента (тогда его право хозяйственного ведения в отношении имущества, переданного концессионеру, прекращается, причем в законопроекте были оговорены правовые последствия прекращения данного права, вплоть до банкротства унитарного предприятия).

В Федеральном законе № 152-ФЗ все указанные моменты остались за кадром. Но прекращение права хозяйственного ведения при передаче имущества концессионеру все же подразумевается, хотя бы по той причине, что объект концессионного соглашения отражается на балансе концессионера в силу прямого указания п. 16 ст. 3 Закона о концессиях . Следовательно, унитарное предприятие должно списать имущество со своего баланса. Получается, что собственник имущества (концедент) должен самостоятельно решить вопрос об изъятии объекта концессионного соглашения из хозяйственного ведения унитарного предприятия.

Добавим, что Федеральным законом № 152-ФЗ расширены полномочия унитарного предприятия в отношении распоряжения земельным участком, находящимся у него в аренде. Так, в ст. 18 Федерального закона № 161-ФЗ введен п. 6 , согласно которому унитарное предприятие вправе передать земельный участок в субаренду либо передать свои права и обязанности по договору аренды концессионеру, если использование этого участка концессионером предусмотрено концессионным соглашением.

Права концессионера как обеспечение исполнения обязательства.

Замена концессионера

Пунктом 2 ст. 5 Закона о концессиях установлен запрет на передачу в залог прав концессионера по концессионному соглашению. Однако это не означает, что права концессионера не могут выступать обеспечением исполнения обязательств концессионера в ином виде.

Конкретный случай прописан в новой редакции ст. 5 Закона о концессиях.

Итак, если объектом концессионного соглашения являются объекты коммунального хозяйства (перечислены в пп. 11 п. 1 ст. 4 Закона о концессиях ) и для исполнения своих обязательств по концессионному соглашению (видимо, имеются в виду запланированные суммы инвестиций в имущество) концессионер привлекает средства кредитора, то права концессионера по концессионному соглашению (в первую очередь, права пользования имуществом) могут рассматриваться в качестве способа обеспечения исполнения обязательств концессионера перед кредитором. Порядок и условия такого обеспечения должны быть четко прописаны в концессионном соглашении с учетом условий Закона о концессиях. В частности, заключается трехстороннее соглашение (концессионер, концедент, кредитор), определяющее права и обязанности сторон, в том числе ответственность в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения концессионером обязательств перед кредитором. Срок данного контракта ограничен сроком действия концессионного соглашения. Приведенные положения содержатся в новом п. 4 ст. 5 Закона о концессиях.

В этой же статье появился п. 5, посвященный замене лица по концессионному соглашению в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения концессионером своих обязательств перед кредитором. Схема реализации обеспечения исполнения обязательств концессионера проста: проводится конкурс по отбору нового концессионера, который в числе прочего обязан уплатить долги первоначального концессионера (а точнее, взять на себя исполнение обязательств концессионера перед кредитором). Порядок проведения конкурса в целях замены концессионера должен быть прописан в трехстороннем соглашении, о котором говорилось выше. Условия конкурсной документации должны соответствовать условиям, на которых проводился конкурс на заключение концессионного соглашения с первоначальным концессионером (с учетом фактически исполненного на момент проведения нового конкурса). Между концедентом и победителем конкурса заключается соглашение о замене лица по концессионному соглашению, с даты его заключения прекращаются права и обязанности первоначального концессионера. Добавим, что закон позволяет вносить изменения в концессионное соглашение, если новый концессионер предлагает лучшие условия по сравнению с прежним контрактом (п. 7 ст. 5 Закона о концессиях ).

Досрочное расторжение концессионного соглашения

Основанием для досрочного расторжения концессионного соглашения по решению суда могут быть существенное нарушение условий соглашения, существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении соглашения, а также иные предусмотренные законом или соглашением основания. Об этом сказано в п. 1 ст. 15 Закона о концессиях . В прежней редакции нормативного документа был приведен перечень случаев, когда концессионер считался существенно нарушившим условия соглашения.

Ранее мы обращали на данный момент внимание, отмечая, что это нарушает права концессионера, поскольку ГК РФ исходит из равноправия сторон договора, и называли несколько обстоятельств, которые могут быть квалифицированы как существенное нарушение условий концессионного соглашения концедентом. Теперь благодаря Федеральному закону № 152-ФЗ соответствующие поправки внесены в ст. 15 Закона о концессиях . Так, в нее введен новый п. 2.1 , в котором перечислены действия, являющиеся существенными нарушениями условий концессионного соглашения концедентом. Считаем необходимым привести их дословно:
- невыполнение в установленный срок обязанности по передаче концессионеру объекта концессионного соглашения;
- передача концессионеру объекта концессионного соглашения, не соответствующего условиям концессионного соглашения (в том числе описанию, технико-экономическим показателям, назначению объекта концессионного соглашения), если такое несоответствие выявлено в течение одного года с момента подписания сторонами концессионного соглашения акта приема-передачи объекта соглашения, не могло быть выявлено при его передаче концессионеру и возникло по вине концедента;
- невыполнение принятых на себя концедентом обязательств по финансированию части расходов на создание и (или) реконструкцию, на использование (эксплуатацию) объекта концессионного соглашения.
Особо важным представляется положение нового , которым урегулирован порядок расчетов сторон при досрочном расторжении концессионного соглашения. Напомним, что ранее эта проблема не была освещена в законе и являлась одной из причин непривлекательности концессионных соглашений для частных инвесторов.

Так, в случае досрочного расторжения концессионного соглашения концессионер вправе потребовать от концедента возмещения расходов на создание и (или) реконструкцию объекта, за исключением инвестиций, вложенных концедентом. Иначе говоря, концессионер вправе рассчитывать на возврат своих инвестиций. Примечательно, что по общему правилу (п. 5 ст. 453 ГК РФ ), если основанием для изменения или расторжения договора послужило существенное нарушение договора одной из сторон, другая сторона вправе требовать возмещения убытков, причиненных изменением или расторжением договора. В нашем же случае концессионер имеет право на возврат инвестиций, даже если он сам нарушил условия соглашения и оно было расторгнуто по инициативе концедента. Порядок и срок возмещения определяются в соответствии с условиями концессионного соглашения. Причем порядок возмещения расходов сторон в случае досрочного расторжения концессионного соглашения включен в состав его существенных условий (новый пп. 6.3 п. 1 ст. 10 Закона о концессиях ).

Вложение и возврат инвестиций

В целях защиты интересов инвесторов и повышения таким образом привлекательности концессионных соглашений законодатель оговорил необходимость включения в такое соглашение порядка возмещения расходов, не возмещенных концессионеру на момент окончания срока действия соглашения, а также предусмотрел возможность определения так называемых долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера. Оговоримся, что все эти нововведения (они описаны ниже в данном разделе) касаются исключительно концессионеров, которые осуществляют предусмотренную концессионным соглашением реализацию товаров, работ, услуг по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам), то есть в полном объеме распространяются на организации коммунального комплекса.

В общем случае объем инвестиций в создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения является дополнительным, не обязательным условием последнего (пп. 3 п. 2 ст. 10 Закона о концессиях ). Однако для рассматриваемой нами ситуации (реализация концессионером товаров, услуг, работ по тарифам) действует специальная норма - новый п. 1.1 ст. 10 Закона о концессиях , который гласит, что наряду с существенными условиями контракт должен содержать:
- обязательства по привлечению инвестиций в объеме, который концессионер обязуется обеспечить в целях создания и (или) реконструкции объекта в течение всего срока действия соглашения;
- порядок возмещения расходов концессионера, подлежащих возмещению в соответствии с законодательством о тарифном регулировании и не возмещенных ему на момент окончания срока действия соглашения.

Следует расшифровать, что согласно п. 5 ст. 10 Закона о концессиях перечень создаваемых и (или) реконструируемых в течение срока действия концессионного соглашения объектов, объем и источники инвестиций в эти объекты устанавливаются в соответствии с инвестиционными программами концессионера, утвержденными в определенном законом порядке. Примечательно, что зеркальная норма включена и в Федеральный закон от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» . Так, новым п. 3 ст. 10 данного закона среди прочего установлено, что при установлении тарифов для концессионера учитывается объем инвестиций, которые концессионер в соответствии с концессионным соглашением обязуется привлечь для финансирования инвестиционной программы. При прекращении действия соглашения концедент обеспечивает в установленные этим соглашением сроки возврат концессионеру инвестированного капитала, за исключением тех сумм, которые учтены при установлении тарифов.

Как было сказано выше, в случае досрочного расторжения договора концессионер вправе рассчитывать на возмещение своих расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения. Так вот, размер расходов, подлежащих возмещению, определяется в соответствии с законодательством о тарифном регулировании и с учетом расходов, уже возмещенных концессионеру на момент расторжения соглашения (п. 5 ст. 15 Закона о концессиях ).

Как видим, теперь закон допускает, что даже при прекращении концессионного соглашения в связи с истечением срока его действия не весь объем инвестиций концессионера может окупиться (несмотря на то, что суммы инвестиций принимаются в расчет при установлении тарифов). И этот невозвращенный инвестированный капитал должен быть компенсирован концедентом.

Особо отметим, что указанный объем инвестиций обусловливает размер обеспечения исполнения обязательств концессионера, которое является существенным условием концессионного соглашения в соответствии с пп. 6.1 п. 1 ст. 10 Закона о концессиях (банковская гарантия, залог депозита, страхование ответственности). Таково указание нового п. 1.1 этой же статьи (повторим, оно справедливо только в ситуации, когда концессионер реализует товары, работы, услуги по тарифам).

Долгосрочные параметры регулирования

Федеральный закон № 152-ФЗ ввел в оборот такую новую категорию, как долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера. Согласно новому п. 4 ст. 8 Федерального закона № 210-ФЗ перечень долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций коммунального комплекса, которые могут быть установлены концессионным соглашением, определяется Правительством РФ. Органы регулирования должны устанавливать тарифы и надбавки к тарифам с использованием таких параметров, установленных в концессионном соглашении. Важно отметить, что это положение вступит в силу с 01.01.2012 (п. 2 ст. 5 Федерального закона № 152-ФЗ ). Получается, что установление тарифа с учетом долгосрочных параметров будет возможно не скоро - только в 2012 году.
Данные долгосрочные параметры:
- устанавливаются решением концедента о заключении концессионного соглашения по согласованию с органами регулирования (п. 2.1 ст. 22 Закона о концессиях );
- должны быть включены в конкурсную документацию (п. 1.1 ст. 23 Закона о концессиях );
- могут выступать критерием конкурса (пп. 7 п. 2 ст. 24 Закона о концессиях );
- могут быть указаны в концессионном соглашении в качестве дополнительного условия (пп. 2 п. 2 ст. 10 Закона о концессиях ).

Кроме того, если в течение срока действия концессионного соглашения тарифы на товары, работы, услуги концессионера устанавливаются с учетом долгосрочных параметров регулирования его деятельности, не соответствующих прописанным в концессионном соглашении, условия этого соглашения должны быть изменены по требованию концессионера (п. 4 ст. 20 Закона о концессиях ).

Аренда превращается в концессию

Федеральным законом № 152-ФЗ дополнен перечень ситуаций, в которых концессионное соглашение заключается без проведения конкурса (см. п. 2 ст. 37 Закона о концессиях ). В частности, без предварительного отбора контракт допускается подписать с арендатором имущества, которое согласно закону может быть объектом концессионного соглашения, если:
- предмет аренды был создан и (или) реконструирован арендатором;
- договор аренды был заключен до 01.07.2010.

При этом договор аренды трансформируется в концессионное соглашение без изменения таких условий, как срок действия договора (остается прежним), положение потребителей товаров, работ, услуг (не ухудшается), размер инвестиционных обязательств концессионера (не уменьшается). По мнению разработчиков закона, после принятия поправок концессионные соглашения станут более привлекательными для инвесторов даже по сравнению с договорами аренды, которыми на практике в большинстве случаев оформляются права пользования объектами коммунальной инфраструктуры в настоящее время. Значит, арендаторам надо дать возможность безболезненно реализовать свои планы, воспользовавшись преимуществами концессионного соглашения. Естественно, это возможно только при согласовании воли инвестора и собственника имущества.

Некоторые другие новшества

Помимо сказанного выше следует обратить внимание еще на несколько моментов.
Во-первых, законодатель по-новому определил состав имущества, являющегося объектом концессионного соглашения. Если ранее под ним понималось только недвижимое имущество, то теперь объектом соглашения может быть (п. 1 ст. 3 Закона о концессиях ):
- недвижимое имущество;
- недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением.
Во-вторых, теперь четко оговорено, что передача объекта соглашения в установленный контрактом срок является обязанностью концедента. Срок такой передачи отнесен к числу существенных условий и оговаривается в конкурсной документации (пп. 4.1 п. 1 ст. 10, пп. 25 п. 1 ст. 23 Закона о концессиях ). Сама передача осуществляется по акту, как и возвращение объекта после прекращения соглашения (п. 4.1 ст. 3, п. 3 ст. 14 Закона о концессиях ).

В-третьих, концессионер получил гарантию соблюдения своих прав в случае смены собственника объекта концессионного соглашения (согласно п. 4 ст. 18 Закона о концессиях это обстоятельство не является основанием для изменения или прекращения концессионного соглашения).

Жилищно-коммунальный комплекс России вступил в эпоху перемен. Постепенно отрасль переходит на рельсы государственно-частного партнерства. Власти признают: за счет бюджета вывести ЖКХ из системного кризиса не получится, на модернизацию требуются триллионы рублей. Единственный выход - привлечь частных инвесторов.

Как этот процесс идет в сфере водоснабжения и водоотведения, рассказывает генеральный директор УК "Росводоканал" Антон Михальков.

Антон Юрьевич, ЖКХ всегда считалось одной из самых проблемных отраслей в России. Для изменения ситуации руководство страны делает ставку на государственно-частное партнерство. Как сегодня развивается ГЧП в сфере водоснабжения и водоотведения (ВиВ)?

О необходимости привлечения частных инвестиций в региональные инфраструктурные проекты федеральные власти говорят уже давно, наша компания - один из самых ярких примеров инвестиционного присутствия в отрасли. Сегодня бизнес в ЖКХ начал развиваться, полностью подготовлена вся необходимая нормативно-правовая база. Хотя еще два-три года назад никто особо не рассматривал отрасль водоснабжения и водоотведения как возможное поле для нормального инвестиционного процесса.

Долгое время мы работали не совсем в цивилизованном правовом поле, когда договоры аренды сетей были основной формой взаимодействия между заказчиком (муниципалитетом) и ресурсоснабжающей организацией. Сегодня в законодательство внесены изменения, которые позволяют спокойно работать в рамках концессионных соглашений и обеспечивают большую защищенность инвестора-оператора и муниципалитета.

Этот формат подразумевает долгосрочные отношения на десятилетия вперед. В рамках таких соглашений город сохраняет в собственности существующую инфраструктуру и получает новые капитальные объекты, построенные для улучшения работы систем ВиВ. Оператору же, в свою очередь, гарантируется возврат инвестированных средств, речь идет о том, что долгосрочная тарифная формула зафиксирована на весь срок концессионного соглашения. В стране заключено более 400 концессионных соглашений. На тех конкурсах, которые проводят крупные муниципалитеты, идет настоящая конкурентная борьба. Минстрой РФ делает все возможное для создания благоприятного инвестиционного климата в сфере ЖКХ.

- Однако отрасль традиционно называют убыточной, на чем же бизнес, решивший войти в нее, может заработать?

Все зависит от нормативно-правовой базы, в которой живет отрасль. Долгое время сама идея, что ЖКХ может быть полем предпринимательской деятельности, формирующей сегодня прибыль, всерьез не воспринималась. На федеральном уровне дан четкий сигнал на привлечение инвесторов и передачу частным профессиональным оператором управление муниципальными сетями ВиВ, на основе концессионных соглашений, что зафиксировано в стратегии развития ЖКХ. Однако зачастую руководителям муниципалитетов проще и привычнее в ручном режиме управлять водоканалами, функционирующими в форме МУПов, для которых высокая эффективность и экономический результат не являются приоритетом.

- За счет чего формируется доходность предприятий в группе компаний под вашим руководством?

Действующее законодательство гарантирует оператору предпринимательскую прибыль, которая составляет пять процентов.

Кроме того, повышение энергоэффективности и снижение операционных издержек, стоимость закупок и прочее тоже может принести предприятию экономический эффект.

Сегодня делается очень многое, чтобы ЖКХ стало инвестиционно-привлекательным для частной инициативы

Есть еще один источник - плата от промпредприятий за негативное воздействие на окружающую среду и за превышение допустимых концентраций вредных веществ в стоках. Эти средства мы направляем на экологические мероприятия и на реализацию производственной программы.

- Какие риски вы видите при переходе на долгосрочное тарифообразование?

В рамках нормативно-правовых актов, регулирующих тарифообразование, мы имеем несколько источников формирования денежных потоков. Один из них - это тарифная составляющая, которая идет на операционную деятельность. С 2016 года все предприятия отрасли должны перейти на долгосрочное тарифное регулирование ("Росводоканал" сделал это в 2015-м). Экономический эффект, который мы получим от грамотного управления бизнесом, позволит нам пользоваться средствами, накопленными в результате экономии, в течение пяти лет. Мы начали работать вместе с Минстроем над дополнениями к нормативным актам, которые помогут мотивировать операторов к повышению эффективности работы в следующий тарифный цикл. Так как существует риск, что экономия, которую мы получили в течение первых пяти лет, будет изъята из тарифа и следующий регулируемый период потеряет инвестиционную привлекательность. Долгосрочное и прогнозируемое тарифное регулирование позволит привлекать инвестиции в необходимых объемах для модернизации отрасли уже сегодня, так как гарантия возврата средств заложена в действующем законодательстве.

Как реализуется поручение президента о передаче неэффективных МУПов в концессию? Есть ли успешные примеры?

Концессия, самый прогрессивный метод ГЧП, который позволяет на понятных и прозрачных условиях вкладывать в отрасль собственные и заемные средства сегодня, а не через 20 лет, так как есть гарантия того, что они вернутся через будущие тарифные поступления. Сегодня мы сталкиваемся с нежеланием многих муниципалитетов переходить на концессионную модель отношений. Это связано с системой, которая складывалась в течение многих лет. В настоящее время Минстроем России и Минэкономразвития РФ разработана методика для оценки эффективности МУПов, на основании которой все субъекты Российской Федерации провели анализ эффективности МУПов, и официально неэффективными признаны 30% всех предприятий, а их передача в концессию должна состояться в ближайшие два года. Нужно найти механизмы стимулирования, например, дополнительно субсидировать малые города, куда тяжело привлечь крупных инвесторов, и, наоборот, прекращать финансирование из бюджета убыточных предприятий, владельцы которых - муниципалитеты - не принимают мер для передачи их частным операторам.

"Росводоканал" управляет предприятиями в семи городах России, и одно из них, в Воронеже, работает в рамках концессии, а благодаря четко прописанным обязательствам у нас сложились понятные деловые отношения с областной администрацией и муниципалитетом.

В регионах присутствия компанией накоплен позитивный опыт по оптимизации процессов бизнеса и производства. Мы проводим реструктуризацию долгов, переформатируем систему управления, повышаем энергоэффективность, сокращаем потери воды.

Однако в нашей практике есть и другие ситуации. Так, в Краснодаре руководство города хочет вернуть водоканал в муниципальное управление. "Краснодар Водоканал", входит в ГК "Росводоканал" уже более 10 лет, все это время достаточно успешно работает над повышением эффективности и качества предоставляемых услуг в сфере водоснабжения и водоотведения Краснодара. Хотелось бы понимания со стороны города в отношении нашего стремления максимально конструктивно разрешить ситуацию и сохранить предприятие под управлением нашей группы. В этом мы получаем поддержку со стороны Минстроя. Деятельность краснодарского водоканала была тщательно проанализирована экспертами рабочей группы Минстроя России, созданной по распоряжению вице-премьера правительства РФ Дмитрия Козака, в которую вошли представители Минстроя, эксперты НП "ЖКХ Развитие" и ОАО "Институт МосводоканалНИИпроект". Проведен детальный анализ, на основании которого подготовлен отчет о деятельности водоканала, в котором сказано, что нарушений в работе, способных стать основанием для расторжения соглашения с оператором, нет. 2 сентября прошло совещание рабочей группы под руководством заместителя главы Минстроя Андрея Чибиса с участием представителей администрации Краснодара, Краснодарского края и ГК "Росводоканал". Была констатирована необходимость урегулирования ситуации в решении вопроса о трансформации договоров аренды в концессионные соглашения без расторжения действующих договоров.

Что даст отрасли трансформация договоров аренды в концессионные соглашения? Почему пока этот механизм непопулярен?

Законодательство позволяет трансформировать договоры аренды в концессионные соглашения, однако этот процесс требует согласия обеих сторон (муниципалитета и инвестора). Мы идем по пути трансформации во всех регионах нашего присутствия. Это придаст прогнозируемости отношениям между муниципалитетом и оператором.

Подавляющее большинство частных операторов управляет предприятиями системы водоснабжения и водоотведения на основании договоров аренды, заключенными 10-15 лет назад, в них, как правило, недостаточно четко прописаны взаимные обязательства, что несет риск обеим сторонам. Кроме того, некоторые пункты этих договоров конфликтуют с сегодняшним законодательством, поэтому существует возможность недобросовестного прочтения определенных положений. Проще говоря, можно в одностороннем порядке попытаться расторгнуть договор и передать сети либо другому оператору, либо в управление МУПа.

Однако все ваши усилия могут быть сведены на нет из-за проблемы неплатежей, которая в ЖКХ уже давно приобрела хроническую форму. Какие проблемы вы видите по текущей деятельности предприятия, какие меры необходимо принять, чтобы урегулировать этот вопрос?

Да, неплатежи - это в тактическом плане основная наша проблема. Кризисные явления в экономике, потрясения на внешних рынках приводят к снижению платежной дисциплины всех категорий абонентов.

Еще одной существенной проблемой являются массовые подключения к системам ВиВ предприятий среднего и малого бизнеса в обход действующего законодательства, что негативно влияет не только на собираемость платежей, но и влечет за собой технологические риски, такие как прорывы и аварии. Мы боремся с этими нарушениями в рамках действующего законодательства, проводим серьезную разъяснительную работу, предлагаем узаконить присоединение к нашим сетям и работать в рамках заключенного договора.

Также нас беспокоят факты мошеннического характера, когда управляющие компании не платят месяцами, потом банкротятся и позже регистрируются как новое юридическое лицо. Здесь нам необходима помощь в первую очередь правоохранительных органов по выявлению недобросовестных УК и недопущению с их стороны мошенических действий.

Но у нас есть и примеры позитивного сотрудничества с властями в рамках борьбы с неплатежами, например Воронеж. Мы нашли компромисс с тепловиками, сегодня они сокращают свою задолженность. Во многом это обусловлено тем, что власти города и области максимально поддерживают нашу работу.

Мы совершенствуем нашу платежную систему, стараемся повысить удобства расчетов для клиентов, развиваем судебную практику. Ведь из-за долгов страдают потребители, так как деньги не попадают в инвестиционную программу.

- Какие еще законодательные изменения необходимы, чтобы бизнес активнее входил в ЖКХ?

На сегодня проделана работа по внесению изменений в закон о концессиях, в которой мы приняли активное участие, которые должны быть приняты в ближайшее время. Данные изменения касаются возможности передачи в концессию сетей коммунального комплекса, которые не зарегистрированы. Это очень важно, так как сейчас в муниципалитетах отсутствует регистрация на большую часть объектов имущества предприятий ВиВ, и проблема решается очень тяжело в связи с отсутствием средств в бюджетах муниципалитетов.

Мы также считаем крайне важным допускать к концессионным конкурсам только профессиональных операторов, имеющих многолетний опыт и доказавших свою финансовую состоятельность. Согласитесь, странным выглядит участие в конкурсе на управление водокоммунальным комплексом города компании, которая зарегистрирована за пару месяцев до конкурса.

Кроме того, необходимо внести изменение в действующее законодательство, повышающее ответственность за неплатежи и несвоевременную оплату услуг ЖКХ, предоставляющее возможность взыскания долгов и начисления штрафов с 1-го месяца просрочки.

По моему мнению, все это поможет вывести отрасль на новый уровень и привлечь серьезные инвестиции в модернизацию ЖКХ России.

Концессионеров обещают освободить от уплаты НДС при переходе с договоров аренды - такой законопроект разработал Минстрой. В ведомстве рассчитывают, что это позволит половине арендаторов в ЖКХ перейти на концессионные соглашения - налог не будет учитываться в тарифах или в качестве убытка инвестора. Эксперты отмечают, что число договоров аренды пока значительно: концессии, доля которых к 2020 году должна достигнуть 80%, пока есть даже не во всех крупных городах.


Минстрой планирует устранить проблему, затрудняющую переход с договоров аренды коммунальной инфраструктуры на договоры концессии,- речь идет о возникновении необходимости уплаты НДС. Арендаторы этот налог платить не должны, в отличие от концессионеров. Поэтому договоры аренды сейчас не могут быть трансформированы в концессионные без налоговых последствий.

Как сообщил вчера заместитель главы Минстроя Андрей Чибис, законопроект, предполагающий отмену НДС при переходе от аренды к концессии, уже подготовлен ведомством и направлен в Белый дом. «Предварительно все решения по одобрению приняты, надеюсь, в ближайшее время он будет направлен правительством в Госдуму»,- добавил чиновник. По оценкам Андрея Чибиса, после принятия нормы до половины арендных договоров в ЖКХ за три года могут быть трансформированы в концессию - в Минстрое ожидают, что это даст отрасли дополнительные инвестиции.

Напомним, что в силу хронической недофинансированности сферы ЖКХ (потребность в средствах оценивалась в 500 млрд руб. ежегодно) Минстрой с 2011 года пытается привлечь частные инвестиции в отрасль. Среди целей - передача 80% предприятий ЖКХ (всего около 4 тыс.) в концессию к 2020 году. По данным Минстроя, по итогам первого квартала в сфере ЖКХ действовало 2264 концессионных соглашения, объем обязательств концессионеров оценивается в 288,6 млрд руб.

Стимулы для трансформации договоров аренды (например, в сфере водоснабжения это касается 20% объектов) в концессионные соглашения обсуждались еще в рамках подготовки к заседанию Госсовета по вопросам повышения инвестиционной привлекательности регионов в 2017 году. Недопущение повторного налогообложения НДС при таком переходе предусматривается и в прогнозе социально-экономического развития РФ на 2018–2020 годы. Согласно плану законопроектной деятельности Минстроя, поправки уже должны быть в Госдуме - предполагалось, что законопроект будет внесен в правительство в первом квартале этого года, в парламент - во втором.

Как поясняет глава ассоциации «ЖКХ и городская среда» Алексей Макрушин, арендаторы тоже занимаются модернизацией объектов ЖКХ, но договоры концессий более регламентированы и удобны для всех участников рынка. Возможность трансформации аренды в концессии, напоминает эксперт, существует, но на практике при попытке такого перехода компании «попадали на НДС». «Предложение Минстроя представляется правильным - тарифы не будут меняться, поскольку в них не придется учитывать налог»,- считает Алексей Макрушин. Как отмечает исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева, НДС может быть учтен в тарифном плане, но не его двухпроцентное повышение (с 2019 года ставка налога увеличивается с 18% до 20%.- “Ъ” ). В ближайшие несколько лет, подчеркивает госпожа Разворотнева, по замыслу Минстроя, все договоры аренды должны быть преобразованы в концессии. «Это дело непростое - сплошь и рядом возникали ситуации, когда договоры аренды истекали, а предприятия оказались неинтересными для инвесторов»,- говорит она. По словам Светланы Разворотневой, концессии сейчас существует даже не во всех крупных городах, хотя именно там находятся наиболее интересные для инвесторов предприятия - договоры аренды пока преобладают.

Евгения Крючкова

Комментарий к статье 37 Федерального закона “О концессионных соглашениях”

1. Комментируемая статья предусматривает случаи, в которых концессионное соглашение может быть заключено без проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения. К данной статье отсылает норма ч. 1 ст. 13 комментируемого Закона, указывая на изъятия из общего правила, которое установлено данной нормой и в соответствии с которым концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения.

Комментируемая статья изложена Федеральным законом от 2 июля 2010 г. N 152-ФЗ полностью в новой редакции. В прежней редакции данной статьи указывалось лишь то, что концессионное соглашение может быть заключено без проведения конкурса в случаях, предусмотренных частью 6 ст. 29 и частью 7 ст. 32 комментируемого Закона, а также в иных предусмотренных федеральным законом случаях. В отличие от данной редакции в ч. 1 комментируемой статьи в действующей редакции введено указание на случай, предусмотренный частью 2 данной статьи, а также уточнено, что без проведения конкурса концессионное соглашение заключается с концессионером, определенным решением Правительства РФ.

В части 6 ст. 29 комментируемого Закона речь идет о случае, когда конкурс по решению концедента объявлен несостоявшимся по причине того, что по истечении срока представления заявок на участие в конкурсе представлено менее двух заявок на участие в конкурсе. В указанной норме предусмотрено, что концедент вправе вскрыть конверт с единственной представленной заявкой на участие в конкурсе и рассмотреть эту заявку в установленном порядке; в случае, если заявитель и представленная им заявка на участие в конкурсе соответствуют требованиям, установленным конкурсной документацией, концедент вправе предложить такому заявителю представить предложение о заключении концессионного соглашения на условиях, соответствующих конкурсной документации; по результатам рассмотрения представленного заявителем предложения концедент в случае, если это предложение соответствует требованиям конкурсной документации, в т.ч. критериям конкурса, принимает решение о заключении концессионного соглашения с таким заявителем. Порядок подписания концессионного соглашения при его заключении в этом случае определен в ч. 3 ст. 36 комментируемого Закона.

В части 7 ст. 32 комментируемого Закона речь идет о случае, когда конкурс по решению концедента объявлен не состоявшимся по причине того, что в конкурсную комиссию представлено менее двух конкурсных предложений или конкурсной комиссией признано соответствующими требованиям конкурсной документации, в т.ч. критериям конкурса, менее двух конкурсных предложений. Как предусмотрено в указанной норме, концедент вправе рассмотреть представленное только одним участником конкурса конкурсное предложение и в случае его соответствия требованиям конкурсной документации, в т.ч. критериям конкурса, принять решение о заключении с этим участником конкурса концессионного соглашения в соответствии с условиями, содержащимися в представленном им конкурсном предложении, в 30-дневный срок со дня принятия решения о признании конкурса несостоявшимся.

2 – 3. В части 2 комментируемой статьи определены два условия, при одновременном соблюдении которых концессионное соглашение может быть заключено без проведения конкурса с лицом, у которого права владения и пользования имуществом, которое в соответствии с комментируемым Законом может использоваться в качестве объекта концессионного соглашения и необходимо для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, возникли на основании договора аренды:

1) объектом заключаемого концессионного соглашения является имущество, которое было передано арендатору в соответствии с договором аренды, создано и (или) реконструировано арендатором по такому договору и в соответствии с комментируемым Законом может быть объектом концессионного соглашения;

2) договор аренды, в соответствии с которым у арендатора возникли права владения и пользования имуществом, являющимся объектом концессионного соглашения, заключен до 1 июля 2010 г.

Часть 3 комментируемой статьи устанавливает требования, которым должно удовлетворять концессионное соглашение, заключенное без проведения конкурса в соответствии с ч. 2 данной статьи:

1) срок действия концессионного соглашения не превышает срок действия договора аренды, в соответствии с которым у арендатора возникли права владения и пользования имуществом, являющимся объектом концессионного соглашения;

2) заключение концессионного соглашения не влечет за собой ухудшение положения сторон договора аренды, а также потребителей производимых арендатором товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг;

3) заключаемое концессионное соглашение содержит все существенные условия концессионного соглашения, установленные статьей 10 комментируемого Закона, и обязанности концессионера, установленные статьей 8 данного Закона, в т.ч. обязанность концессионера по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения и осуществлению деятельности с использованием (эксплуатацией) такого объекта;

4) заключаемое концессионное соглашение не может предусматривать уменьшение инвестиционных обязательств концессионера по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения по сравнению с инвестиционными обязательствами арендатора, предусмотренными договором аренды.

Части 2 и 3 комментируемой статьи введены Федеральным законом от 2 июля 2010 г. N 152-ФЗ, одной из целей которого декларировалось обеспечение возможности трансформации договоров долгосрочной аренды в концессионные соглашения. Как отмечалось авторами проекта указанного Закона, уточняется порядок трансформации в концессионные соглашения договоров аренды, заключенных на долгосрочный период и предполагающих инвестиционные обязательства; эта мера позволит перейти к более прозрачной и сбалансированной системе отношений в сферах, где в настоящее время частные операторы работают на основании договоров аренды.

4 – 5. Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 103-ФЗ с 1 января 2014 г. в комментируемую статью введены части 4 и 5, предусматривающие передачу концедентом концессионеру прав владения и (или) пользования объектами, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при исполнении концессионного соглашения, объектом которого является имущество, указанное в ч. 1.2 ст. 10 комментируемого Закона, т.е. объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.

В части 4 комментируемой статьи предусмотрена возможность передачи концедентом концессионеру прав владения и (или) пользования объектами, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если выявлены технологически связанные с объектом концессионного соглашения бесхозяйные объекты теплоснабжения, бесхозяйные объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, являющиеся частью относящихся к объекту концессионного соглашения систем теплоснабжения, систем водоснабжения и (или) водоотведения.

Передача прав владения и (или) пользования такими объектами осуществляется в случае, если оценка стоимости таких объектов в совокупности не превышает 10% от определенной на дату заключения концессионного соглашения балансовой стоимости объекта концессионного соглашения. При этом непосредственно определено, что данное ограничение балансовой стоимости имущества, права на которое могут быть переданы без проведения торгов, распространяется на все договоры или соглашения, заключаемые правообладателем без проведения торгов и предполагающие переход прав владения и (или) пользования в отношении каждого объекта теплоснабжения и каждого объекта централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в совокупности.

Часть 5 комментируемой статьи предусматривает возможность передачи концедентом концессионеру прав владения и (или) пользования объектами, находящимися в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и без учета требований, установленных частью 4 данной статьи (т.е. вне зависимости от стоимости объектов), в случае, если выявлены технологически связанные с объектом концессионного соглашения бесхозяйные объекты теплоснабжения, бесхозяйные объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, являющиеся частью относящихся к объекту концессионного соглашения систем теплоснабжения, систем водоснабжения и (или) водоотведения.

Передача прав владения и (или) пользования такими объектами в указанном порядке осуществляется концессионеру, наделенному статусом единой теплоснабжающей организации, гарантирующей организации:

единая теплоснабжающая организация в системе теплоснабжения согласно п. 28 ст. 2 Федерального закона “О теплоснабжении” – это теплоснабжающая организация, которая определяется в схеме теплоснабжения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или органом местного самоуправления на основании критериев и в порядке, которые установлены правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством РФ;

гарантирующая организация в соответствии с п. 6 ст. 2 Федерального закона “О водоснабжении и водоотведении” (в ред. Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 318-ФЗ <138>) – это организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления поселения, городского округа, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

——————————–

2. Концессионное соглашение может быть заключено без проведения конкурса с лицом, у которого права владения и пользования имуществом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом может использоваться в качестве объекта концессионного соглашения и необходимо для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, возникли на основании договора аренды, при соблюдении одновременно следующих условий:

1) объектом заключаемого концессионного соглашения является имущество, которое было передано арендатору в соответствии с договором аренды, создано и (или) реконструировано арендатором по такому договору и в соответствии с настоящим Федеральным законом может быть объектом концессионного соглашения;

2) договор аренды, в соответствии с которым у арендатора возникли права владения и пользования имуществом, являющимся объектом концессионного соглашения, заключен до 1 июля 2010 года.

(см. текст в предыдущей редакции)

1) дата окончания срока действия концессионного соглашения устанавливается соглашением сторон и не может наступить позднее даты окончания срока действия договора аренды, в соответствии с которым у арендатора возникли права владения и пользования имуществом, являющимся объектом концессионного соглашения (в случае заключения концессионного соглашения с лицом, у которого права владения и пользования имуществом, указанным в статье 51 настоящего Федерального закона, возникли на основании нескольких договоров аренды - наиболее поздняя из дат окончания срока действия договора аренды по отношению к датам окончания сроков действия иных договоров аренды);

(см. текст в предыдущей редакции)

2) заключение концессионного соглашения не влечет за собой ухудшение положения сторон договора аренды, а также потребителей производимых арендатором товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг;

3) заключаемое концессионное соглашение содержит все существенные условия концессионного соглашения, установленные и настоящего Федерального закона, и обязанности концессионера, установленные статьей 8 настоящего Федерального закона, в том числе обязанность концессионера по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения и осуществлению деятельности с использованием (эксплуатацией) такого объекта;

(см. текст в предыдущей редакции)

4) заключаемое концессионное соглашение не может предусматривать уменьшение инвестиционных обязательств концессионера по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения по сравнению с инвестиционными обязательствами арендатора, предусмотренными договором аренды.

(см. текст в предыдущей редакции)

4.2. Лицо, выступающее с инициативой заключения концессионного соглашения, вправе представить предложение о заключении концессионного соглашения с приложением проекта концессионного соглашения, включающего в себя существенные условия, предусмотренные статьей 10 настоящего Федерального закона, и иные не противоречащие законодательству Российской Федерации условия, в Правительство Российской Федерации, либо субъект Российской Федерации, либо муниципальное образование в зависимости от того, в чьей собственности находится объект концессионного соглашения, предусмотренный таким предложением.

(см. текст в предыдущей редакции)

4.3. В предложении о заключении концессионного соглашения лицо указывает сведения о соответствии этого лица установленным требованиям , а также сведения, подтверждающие соответствие его инициативы программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, государственным программам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальным программам, за исключением случаев, если объектом концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем. Форма предложения о заключении концессионного соглашения утверждается Правительством Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

4.4. Орган, уполномоченный Правительством Российской Федерации, либо субъектом Российской Федерации, либо муниципальным образованием на рассмотрение предложения о заключении концессионного соглашения, в течение тридцати календарных дней со дня поступления предложения о заключении концессионного соглашения рассматривает такое предложение и принимает решение о:

1) возможности заключения концессионного соглашения в отношении конкретных объектов недвижимого имущества или недвижимого имущества и движимого имущества, технологически связанных между собой и предназначенных для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением на представленных в предложении о заключении концессионного соглашения условиях;

2) возможности заключения концессионного соглашения в отношении конкретных объектов недвижимого имущества или недвижимого имущества и движимого имущества, технологически связанных между собой и предназначенных для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением на иных условиях;

3) невозможности заключения концессионного соглашения в отношении конкретных объектов недвижимого имущества или недвижимого имущества и движимого имущества, технологически связанных между собой и предназначенных для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением с указанием основания отказа.

(см. текст в предыдущей редакции)

4.6. Отказ в заключении концессионного соглашения допускается в случае, если:

1) деятельность лиц, выступивших с инициативой заключения концессионного соглашения, с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения не допускается в соответствии с федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом;

2) объект концессионного соглашения изъят из оборота или ограничен в обороте;

3) у публично-правового образования отсутствуют права собственности на объект концессионного соглашения;

4) объект концессионного соглашения является несвободным от прав третьих лиц, за исключением случая, предусмотренного частью 4 статьи 3 настоящего Федерального закона;

5) создание и (или) реконструкция объекта концессионного соглашения, за исключением случая, если объектами концессионного соглашения выступают объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, не соответствуют программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, государственным программам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальным программам;

6) у публично-правового образования отсутствует ресурсное обеспечение для заключения и исполнения концессионного соглашения на предложенных лицом условиях;

7) объект концессионного соглашения не требует реконструкции;

8) создание объекта концессионного соглашения не требуется;

9) лицо, выступающее с инициативой заключения концессионного соглашения, отказалось от ведения переговоров по изменению предложенных условий концессионного соглашения, предусмотренных частью 4.8 настоящей статьи, либо в результате переговоров стороны не достигли согласия по условиям концессионного соглашения;

10) в случае, если объектами концессионного соглашения выступают объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, не соответствующие утвержденным схемам теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения;

11) иные случаи, предусмотренные федеральными законами.

4.7. В случае принятия решения о возможности заключения концессионного соглашения на предложенных инициатором условиях орган, уполномоченный Правительством Российской Федерации, либо субъектом Российской Федерации, либо муниципальным образованием на рассмотрение предложения о заключении концессионного соглашения, в десятидневный срок со дня принятия указанного решения размещает на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, предложение о заключении концессионного соглашения в целях принятия заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения на условиях, определенных в предложении о заключении концессионного соглашения в отношении объекта концессионного соглашения, предусмотренного в предложении о заключении концессионного соглашения, от иных лиц, отвечающих требованиям, предъявляемым частью 4.1

4.8. В случае принятия решения о возможности заключения концессионного соглашения на иных условиях, чем предложено инициатором заключения соглашения, уполномоченный орган проводит переговоры в форме совместных совещаний с инициатором заключения концессионного соглашения в целях обсуждения условий концессионного соглашения и их согласования по результатам переговоров. Срок и порядок проведения переговоров определяются органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации, либо субъектом Российской Федерации, либо муниципальным образованием на рассмотрение предложения о заключении концессионного соглашения, в решении о возможности заключения концессионного соглашения на иных условиях, которое доводится до сведения инициатора заключения этого соглашения в письменной форме. По результатам переговоров лицо, выступающее с инициативой заключения концессионного соглашения, представляет в орган, уполномоченный Правительством Российской Федерации, либо субъектом Российской Федерации, либо муниципальным образованием на рассмотрение предложения о заключении концессионного соглашения, проект концессионного соглашения с внесенными изменениями, который подлежит рассмотрению уполномоченным органом в трехдневный срок. В случае согласования проекта концессионного соглашения с внесенными изменениями органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации, либо субъектом Российской Федерации, либо муниципальным образованием на рассмотрение предложения о заключении концессионного соглашения, и лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения, предложение о заключении концессионного соглашения размещается уполномоченным органом в десятидневный срок со дня принятия такого предложения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, в целях принятия заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения на условиях, предусмотренных в таком проекте концессионного соглашения, в отношении объекта концессионного соглашения, предусмотренного в предложении о заключении концессионного соглашения, от иных лиц, отвечающих требованиям, предъявляемым частью 4.1 настоящей статьи к лицу, выступающему с инициативой заключения концессионного соглашения.

4.9. В случае, если в сорокапятидневный срок с момента размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, предложения о заключении концессионного соглашения поступили заявки о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения в отношении объекта концессионного соглашения, предусмотренного в предложении о заключении концессионного соглашения, от иных лиц, отвечающих требованиям, предъявляемым настоящим Федеральным законом к концессионеру, а также требованиям, предъявляемым частью 4.1 настоящей статьи, орган, уполномоченный Правительством Российской Федерации, либо субъектом Российской Федерации, либо муниципальным образованием на рассмотрение предложения о заключении концессионного соглашения, обязан разместить данную информацию на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации. В этом случае заключение концессионного соглашения осуществляется на конкурсной основе в порядке , установленном настоящим Федеральным законом.

4.10. В случае, если в сорокапятидневный срок со дня размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, предложения о заключении концессионного соглашения не поступило заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения на условиях, предусмотренных в предложении о заключении концессионного соглашения, от иных лиц, отвечающих требованиям, предъявляемым настоящим Федеральным законом к концессионеру, а также требованиям, предъявляемым частью 4.1 настоящей статьи, и в случае, если в ценовых зонах теплоснабжения инициатором заключения концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, отдельные объекты таких систем, выступает единая теплоснабжающая организация с лицом, выступившим с инициативой о заключении концессионного соглашения, концессионное соглашение заключается на условиях, предусмотренных в предложении о заключении концессионного соглашения и проекте концессионного соглашения (проекте концессионного соглашения с внесенными изменениями), без проведения конкурса в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, с учетом следующих особенностей:

(см. текст в предыдущей редакции)

1) решение о заключении концессионного соглашения, предусмотренное

4.11. Лицо, выступающее с инициативой заключения концессионного соглашения, а также иные лица, подающие заявки на заключение концессионного соглашения, должны отвечать следующим требованиям:

1) отсутствие решения о ликвидации юридического лица - заявителя (лица, подающего заявку на заключение концессионного соглашения) или о прекращении физическим лицом - заявителем (лицом, подающим заявку на заключение концессионного соглашения) деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

2) отсутствие определения суда о возбуждении производства по делу о банкротстве в отношении лица, выступающего с инициативой заключения концессионного соглашения;

3) отсутствие недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности лица по уплате этих сумм исполненной) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов лица, по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за последний отчетный период;

4) наличие средств или возможности их получения в размере не менее пяти процентов от объема заявленных в проекте концессионного соглашения инвестиций (предельного размера расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, которые предполагается осуществить концессионером, на каждый год срока действия концессионного соглашения).

4.12. Лицо, выступающее с инициативой заключения концессионного соглашения, вправе проводить с органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации, либо субъектом Российской Федерации, либо муниципальным образованием на рассмотрение предложения о заключении концессионного соглашения, переговоры, связанные с подготовкой проекта концессионного соглашения, до направления предложения о заключении концессионного соглашения.

(см. текст в предыдущей редакции)

Выбор редакции
Мое эссе Я, Рыбалкина Ольга Викторовна. Образование средне - специальное, в 1989 году окончила Петропавловский ордена трудового...

Going abroad nowadays is a usual thing for many families. Some people, however, stay unsatisfied with the time they have spent in a...

Каждая хозяйка должна научиться правильно варить бульон, чтобы он был прозрачным. Его используют для заливного, супа, холодца и соуса....

Домашние вечеринки настолько вошли в моду у европейцев, что их устраивают едва ли не каждую неделю. Вкусная еда, приятная компания, много...
Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...
Характерными блюдами для национальной венгерской кухни считаются те, в которых использовано большое количество молотой паприки, репчатого...
Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...
Три дня длилось противостояние главы управы района "Беговой" и владельцев легендарной шашлычной "Антисоветская" . Его итог – демонтаж...
Святой великомученик Никита родился в IV веке в Готии (на восточной стороне реки Дунай в пределах нынешней Румынии и Бессарабии) во...