Как управлять эмоциями и зачем это нужно. Управление эмоциями


Воспитанный человек отличается от невоспитанного в первую очередь тем, что он умеет управлять своими эмоциями. Эмоции часто возникают не там, не те, не тогда когда нужно или не с нужной интенсивностью. Не всегда привычная реакция является наиболее адекватным ответом, иногда своими эмоциями можно задеть других людей. Когда нас переполняют эмоции, думается значительно хуже, чем в спокойном состоянии. Иногда нужно просто отдохнуть, и лишние эмоции тогда ни к чему. Развитой личности уметь управлять эмоциями полезно.

В "западной" культуре считается, что управление эмоциями (да и чувствами вообще) дело весьма сложное и дается с большим трудом.

Надо добавить, что в самых различных культурах обычно принято считать управление каким-то каналом восприятия сложной. Североамериканские индейцы как раз считают, что управление чувствами плевое дело, а вот для того, чтобы управлять образами нужны сложные практики, вводящие в очень глубокий транс... Это вам не напоминает подход европейцев, для которых одно из свойств транса - анестезия, кажется чудом?

То, что для управления эмоциями (и состояниями вообще) нужно прикладывать определенные усилия - с этим скорее всего согласятся все. "Без труда не вынешь рыбку из пруда". Но насколько велики должны быть эти усилия?

Чуть ниже Вам будет предложено несколько методик работы с эмоциями. Они достаточно просты, хотя, естественно, требуют приложения "определенных усилий" - то есть тренировки.

Вообще говоря мы можем достаточно легко вызывать определенные состояния. Вспомните, состояние радости, прочувствуйте его...Вот вы и получили к нему доступ. Другое дело, что этот доступ очень важно получитьв нужной ситуации... Очень легко быть уверенным в себе дома лежа на диване... А еще хорошо бы научиться это состояние удерживать...

Критерии

  • Вызывать эмоцию.
  • Вызывать ее по желанию в любом контексте.
  • Удерживать ее нужное время (а не только вошел- вышел).
  • Выходить из нее (для некоторых эмоций это гораздо важнее, чем входить).
  • Произвольно управлять ее интенсивностью (например, умение радоваться слабо, сильно и очень сильно).
  • Отделять одну эмоцию от другой.

Ну, пожалуй, хватит.

Колода эмоций

Эта игра для тех, кто хочет потренироваться управлять своими эмоциями (впрочем, ее можно использовать и для работы с более широким понятием - состояниями). Хотя при ее создании применялось НЛП, эта игрушка выполнена скорее в стиле "долгих тренировок". Зато она весьма эффективна и если поиграть в нее 1-2 месяца, то можно легко научиться управлять своими эмоциями, при чем уже без помощи колоды...

Зачем ему нужно управление эмоциями я думаю каждый сможет определиться самостоятельно.

Для того, чтобы в нее играть, нужно сделать “Колоду” из 16 карт (как минимум). Вы так же можете добавлять свои собственные состояния (здесь в тексте “эмоция” и “состояние” идут как синонимы).

Например:

  • Бодрость.
  • Влюбленность.
  • Восторг.
  • Восхищение.
  • Грусть.
  • Интерес.
  • Ненависть.
  • Отрешенность.
  • Радость.
  • Раздражение.
  • Спокойствие.
  • Страх.
  • Творческий подъем.
  • Уверенность.
  • Удивление.
  • Юмор.

Порядок создания колоды

1. Карточки

Подготовьте необходимое количество карточек из плотной бумаги (таких, чтобы можно было носить в кармане). Например: 6 на 9 см. Или сделайте их из обычной бумаги, а потом наклейте на игральные карты. Как вам будет удобнее.

2. Область применения

Выберите состояние (эмоцию). Определите, в каких ситуациях это состояние будет вам полезно. (Злость может быть полезна в спорте, а ненависть - в драке на улице).

3. Состояние

Попробуйте максимально войти в это состояние, прочувствовать его. Желательно, чтобы это состояние было “чистое” - без примеси других состояний. А так же важно, чтобы оно не было завязано на конкретную ситуацию - как бы состояние “само по себе” (хотя для того, чтобы его вспомнить, можно в начале припоминать ситуацию, где у вас была эта эмоция).

Доведите его до максимума, на который способны.

4. Символ

Вверху карты нарисуйте символ, который у вас ассоциируется с этим состоянием. Это может быть нечто абстрактное, а может какой-то предмет или человек.

5. Название эмоции

Под символом напишите (вернее даже нарисуйте) “имя” этого состояния: грусть, жалость, юмор...

6. Список слов

Под названием напишите список из 6-8 слов, при помощи которых вы можете описать это состояние: тепло, расслабленность, ярко, бежать...

7. Колода

Повторите шаги 2-6 для всех состояний. При необходимости сделайте и добавьте в колоду новые нужные Вам карты.

Работа с колодой

Работают с колодой так. Вы тасуете ее и в произвольном порядке вытаскиваете карты. Делать это можно в любом месте и в любое время с условием, что вы там можете сосредоточиться на игре и это вам никак не повредит (например, играть при переходе через улицу настойчиво не рекомендуется, а при разговоре с начальником - просто не рекомендуется): в метро или автобусе, во время перерыва, дома...

1. Закрепление состояния

Сначала ваша задача вытащив карту из колоды глядя на нее “помогать” себе максимально войти в это состояние. Обычно хватает для закрепления сделать это 3-5 раз.

2. Удержание состояния

После того, как вы научитесь входить в состояние, ваша задача научиться это состояние удерживать (сначала можно при этом некоторое время держать карту перед глазами). Определите для себя интервал времени (например 3 минуты) и тренируйтесь удерживать состояние все это время. После того, как это начнет хорошо получаться добавьте еще минуту, потом еще... (Можно так - прибавляйте по минуте в 3-4 дня). Максимум, до которого имеет смысл эта тренировка - 15 минут. (Можно усложнить работу - попробуйте удерживать нужные состояния в реальных “сложных” ситуациях).

3. Осознание

После того, как вы научитесь достаточно хорошо удерживать состояние (или одновременно с этой тренировкой) попробуйте определить нюансы этой эмоции - какие характерные ощущения, какие субмодальные сдвиги в визуальном и аудиальном каналах.

4. Управление уровнем

Научитесь не только вызывать состояние но и задавать его “уровень”, его интенсивность. Можно создать себе шкалу (например от 0 до 10 по интенсивности) и “гонять” себя по ней. Для этого можно даже сделать себе вторую колоду с числами от 0 до 10 и вытаскивать по 2 карты: эмоцию и ее интенсивность.

5. Скорость перехода

Потренируйте скорость перехода от одного состояния к другому. Тое есть: вытащили карту, максимально вошли в состояние, вытаскиваете другую карту и переходите в новое состояние. В этой тренировке важно добиться максимальной скорости перехода от максимума одного состояния к максимуму другого. Можно даже замерять время (при этом время считается от “пика до пика”).

6. Мысленное представление

Через некоторое время вы обнаружите, что для того, чтобы войти в состояние, достаточно просто вспомнить образ карты. Естественно, это можно потренировать: вы делаете то же самое, что и во 1-ом пункте (“закрепление состояния”), но карту вытягиваете мысленно...

7. Полевые тренировки

После того, как вы хорошо научитесь входить и удерживать состояния мысленно, начинайте тренировать переход из состояния в состояние в реальных ситуациях, при чем не только в “нейтральных”, но и в “сложных”.

Карта эмоций

Это упражнение служит для того, чтобы вы внутренне определились с тем, какие именно переживания у вас к разным словам привязаны и дать некую "систему координат".

Это не означает, что любые эмоции можно разложить по этим двум координатам - эмоция штука гораздо более сложная. Но обычно контроля за этими двумя параметрами хватает для управления состоянием.

Вам предлагается определиться для каждой эмоции (из того списка, который вы составите - всего штук 7-10)

1. Интенсивность

Это как бы "сила переживания", его интенсивность. Грусть обычно по интенсивности меньше чем огорчение, а восхищение сильнее спокойствия. Пусть шкала будет от 0 до 10 (просто для удобства и по привычке). Один из возможных синонимов - уровень возбуждения ("Адреналиновый Барометр").

2. Знак

Уровень "приятности" и "неприятности" переживания. Или более официальным языком - "комфортности" и дискомфортности". Эмоции могут быть приблизительно одной интенсивности, но при этом одна будет неприятная, вторая нейтральная, третья комфортная.

Знак тоже можно измерять в баллах: например от -5 до +5 (или от -10 до +10). Подберите себе подходящую шкалу.

При этом обратите внимание, что эмоция это скорее не точка в этих координатах, а область: одним и тем же словом мы называем целую кучу состояний. И я надеюсь, что немного потренировавшись вы начнете замечать нюансы и поймете, что такое двухмерное представление слишком убого для описания человеческих чувств.

Итак, возьмите лист бумаге, нарисуйте на нем оси координат и обозначьте "области" эмоций (учтите, что некоторые области могут перекрывать друг друга). Можно так же для каждой подобрать цвет и шрифт.

Описание эмоций

Распишите 7-8 эмоций в терминах ощущений (более конкретно - в терминахкинестетических субмодальностей). Желательно разного знака и интенсивности. Например:

грусть: легкая вибрация в лице и плечах, расслабление в плечах, и руках, тепло в области солнечного сплетения, легкое жжение в области глаз.

спокойствие: тянущее ощущение в затылке, расслабление в области пресса, тепло снаружи бедер...

Старайтесь быть максимально точными и отмечайте даже слабые ощущения. Отметьте, если ощущения "передвигаются": очень часто они зарождаются в одной области, потом как бы "перетекают" в другую, где мы их обычно и замечаем.

Критические субмодальности

1. Для интенсивности

То есть какая субмодальность определяет интенсивность переживания. Часто это бывает "сила" ощущения: чем холоднее - тем интенсивнее переживание; иногда встречается место: чем выше, тем сильнее; иногда размер: чем большую площадь ощущение захватывает, тем оно интенсивнее...

2. Для знака

Буквально, при помощи какого ощущения вы определяете, что это переживание приятное, а это дискомфортное? Мы же должны как это для себя решить.

Здесь гораздо больше самых разных вариантов, например: теплые ощущения "+" а холодные "-"; если выше солнечного сплетения, то "+" а ниже - "-"; ощущения которые распространяются от цента приятные, а которые "сжимаются" - неприятные и т.д.

Учтите, что скорее всего будет только одна субмодальность для каждого критерия и они будут подходить почти для всех переживаний.

Вопрос на интерес?

Что происходит с эмоциями, если им поменять знак (не меняя интенсивности)? То есть существует ли для них осевая симметрия (относительно оси интенсивности)?

Тренировка

После того, как вы определите критические субмодальности для интенсивности и знака, начинайте тренироваться управлять ими.

1. Список эмоций

Создайте себе список эмоций, с которыми вы хотите поработать. Учтите, что управление неприятными эмоциями тоже стоит тренировать, хотя бы для того, чтобы из них научиться выходить. Для начала хватит 7-9.

2. Управление

Берите эмоции по одной и меняйте интенсивность переживания (до границ области).

Аналогично для знака: доводите до максимума, потом до минимума (в границах области). 3-4 раза для каждой эмоции.

3. Смена знака

Потренируйтесь менять знак эмоции без смены интенсивности. 3-4 раза для каждой эмоции.

4. Выход

Вызывайте эмоцию, и уменьшайте интенсивность до 0. 5-7 раз для каждой эмоции.

Аналогично для знака.

5. Удержание состояния

Удерживайте нужный уровень интенсивности определенное заданное время. Начните с 3-5 минут, и доведите до 15.

Аналогично для знака.

6. Тренировка на местности

Начинайте тренировать управление эмоциями в конкретной ситуации. Все предыдущие упражнения попробуйте выполнять в реальных "сложных" ситуациях.

В большинстве случаев эмоции возникают не те, не там и не когда нужно. Поэтому, если не научиться управлять ими, можно легко разрушить взаимопонимание с окружающими людьми. В то же время управление эмоциями существенно отличается от их подавления. Ведь скрытый гнев, застарелые обиды, невыплаканные слёзы — это причины многих заболеваний.

Управление эмоциями: 3 способа

1. Изменение объекта концентрации

Как правило, с на другой объект изменяются и испытываемые эмоции. Даже если не на что переключиться, стоит попробовать вызвать хорошие воспоминания. Помните, что думая о приятных событиях, вы невольно воскрешаете пережитые ощущения.

2. Изменение убеждений

Любая информация проходит сквозь фильтр наших убеждений. Поэтому, если нельзя изменить обстоятельства, нужно поменять отношение к ним. Это, в свою очередь, поспособствует изменению эмоций.

3. Управление состоянием своего организма

Эмоции сильно влияют на состояние организма: учащается дыхание и пульс, повышается давление, Но существует и так называемая мимическая обратная связь. Суть её проявляется в том, что произвольная мимика так же, как и непроизвольная, может вызывать эмоции. В частности, изображая определенную вскоре может начать её испытывать. Часто для снятия ненужного переживания достаточно убрать "неправильное лицо". Правда, сделать это нужно сразу же, пока эмоция ещё не успела раскрутиться.

Управление эмоциями: упражнения

«Перемотка»

Часто неприятные картины или слова надолго застревают в нашем мозге. Можно в сотый раз прокручивать у себя в голове определенное событие, испытывая при этом множество негативных эмоций. Тем не менее каждый способен управлять всем, что находится в его мыслях. Поэтому можно запустить своего рода «ускоренную перемотку». Благодаря ей внутренние голоса будут звучать быстрее, станут детскими, писклявыми… Воспринимать их серьезно будет невозможно. Негативные картины также можно заменить любой веселой песенкой.

«Машина времени»

Каждый знает, что время лечит всё. Эта жизненная аксиома может помочь научиться контролировать свои переживания. Так, многие согласятся, что большинство школьных трагедий сейчас кажутся смешными. Почему же не попробовать перенестись в будущее и трезво взглянуть на настоящую ситуацию, вызывающую в нас бурю эмоций? В данном случае управление эмоциями - это переживание тяжелых моментов не «сейчас», а в своем будущем.

В некоторых случаях управление эмоциями требует именно «взрыва». В чем он выражается? Если нет сил сдерживать слезы - рыдайте, если внутри кипит злоба - отлупите подушку. Но выброс эмоций все же должен оставаться управляемым. Так, плакать лучше не на работе, а дома, выплескивать агрессию не на людей, а на неживые предметы. Главное, не доводить себя до состояния, когда контролировать что-либо уже невозможно.

Контроль эмоций будет затруднительным без умения контролировать своё внимание, жесты, мимику и дыхание, а также при отсутствии развитого воображения. Работая над перечисленными навыками, вы обязательно достигнете успеха.

Как научиться управлять своими эмоциями? Часто бывает, что возникающие эмоции в данный момент нам не нужны или нужны совсем другие. Мы всеми силами стараемся переключиться на что-то другое, глубоко дышать, анализировать своё состояние. Это правильно, но малоэффективно, особенно в экстренных ситуациях. Поэтому управление эмоциями нужно в себе развивать. Для этого созданы специальные упражнения, использующиеся на тренингах и описанные в книгах по психологии.

А Эмоциональное состояние видно всем, поскольку оно выражается телом. Когда грустно, плечи сгорблены, голова опущена, а дыхание медленное и тяжёлое. Но вспомните, каковы жесты и мимика, когда радостно: плечи расправлены, подбородок приподнят, грудь вперёд, дыхание ровное, а на лице – улыбка. Воспроизведите эти действия, и тогда изменится ваше душевное состояние. Все процессы организма, физические и психические, связаны между собой. Потренируйтесь дома перед зеркалом и ощутите этот эффект.

Б Бывает так, что в голове крутится, как заезженная пластинка, одна мысль. Она мешает жить, портит настроение и морально загоняет в угол. Это могут быть чьи-то грубые слова или вымышленный разговор с человеком, с которым вы боитесь говорить. В таком случае попытайтесь представить эти голоса детскими и писклявыми, чтобы они воспринимались не так серьёзно. Спародируйте их перед зеркалом, чтобы вам стало смешно. Ещё один способ избавиться от внутренних голосов – включить музыку, но не в реальности, а мысленно.

В Взгляните на мир глазами юмориста: опишите ситуацию, которая вывела вас из эмоционального равновесия, словно некий анекдот. Ещё лучше – записать это на бумагу или рассказать близкому человеку. Сначала может показаться, что такой способ не поможет, но будьте уверены – в любой ситуации можно найти светлую сторону!

Г Если вы чувствуете, что на психологическом уровне не можете выполнить какое-то дело (кажется слишком скучным или сложным), то включайте воображение. Представьте, что это не тяжёлая ноша, а увлекательнейшее занятие, которое принесёт плоды. Или же назначьте себе награду за выполнение данной работы.

Все упражнения просты, но эффективны. Они некая опора для управления эмоциями, потому что обладают одним принципом – внутреннее переключение с одного состояния на другое. Представьте, что мозг, как компьютер, процессы которого под вашим контролем. Со временем будет легче справляться с чувствами.

Книги по развитию навыка управления эмоциями

  • Е.П. Ильин «Эмоции и чувства». Перед знакомством с управлением эмоциями, сначала узнайте, что же такое эмоции, какие они бывают, откуда берутся и как выражаются на уровне психологии и физиологии. Об этом и расскажет данная книга.
  • Пол Экман «Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь». Книга научит распознавать эмоции у себя и других людей, оценивать и корректировать на ранних стадиях проявления. В основе лежат размышления, личный опыт и исследования автора.
  • Руслан Жуковец «Как укротить эмоции. Техники по самоконтролю от профессионального психолога». Эта книга серьёзнее, поскольку в ней говорится, какие процессы происходят в организме во время переживания эмоций: почему и как негативные эмоции портят наше здоровье. Кроме того, покажет как избавляться от излишней эмоциональности.
  • Нина Рубштейн «Тренинг управления эмоциями». Здесь содержатся упражнения по контролю над эмоциями и много полезной информации об их возникновении. Книгу существует только в электронном виде.
  • Сандра Ингерман «Освобождение от неприятных мыслей и эмоций». У книги много положительных отзывов, поскольку в ней описаны конкретные методики по контролю над эмоциями. Как подчёркивает автор, написанное будет полезно тем, кто интересуется психологией и духовным развитием, а также хочет быть здоров и счастлив.

Тем, кто хочет быть менее эмоциональным, стоит обращаться к печатным источникам, видео-ресурсам и презентациям. Это могут быть платные тренинги, семинары или же бесплатные видео на YouTube. Для улучшения эффекта стоит вживую посещать подобные мероприятия, ведь там есть возможность обсудить волнующую проблему с другими участниками тренинга и задать вопросы ведущему.

Как держать под контролем эмоции, выступая публично: литература, советы, тренинги

Управлять эмоциями намного проще, когда всё происходит на бытовом уровне. Но когда ты ведёшь тренинг на глазах десятков людей, управление эмоциями сходит на нет. Перед выступлением, у неопытных ораторов появляется страх неудачи, который непредсказуемо проявляется на сцене. Поэтому учитесь держать себя под контролем и применяйте полученные знания на практике.

Литература по управлению эмоциями:

  • Радислав Гандапас «Камасутра для оратора». Это настольная книга тех, кто хочет быть или уже является профессиональным оратором. Она небольшая в объёме, но содержит много полезной информации о процессе подготовки к выступлению и преодолению страха и переживаний. Обязательно прочитайте другие книги автора и посетите или посмотрите онлайн-тренинги. Выбор большой, поэтому они полезны ораторам и тем, кто хочет быть лидером и предпринимателем.
  • Джордж Колризер «Спасти заложника. Как управлять эмоциями, оказывать влияние на людей и разрешать конфликты. Практические советы опытного переговорщика». Эта книга создана для тех, кто не желает быть заложником собственных мыслей и других людей; кто хочет разобраться в личностной психологии, а также узнать, как себя контролировать в процессе переговоров и презентаций.
  • Дейл Карнеги «Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично». Классическая книга по психологии публичных выступлений. Она научит быть уверенным на сцене, но менее эмоциональным. Рекомендации отсюда используются на тренингах по ораторскому мастерству.

1 Не бойтесь совершать ошибки. Этот страх не даёт начинающим ораторам выйти на сцену. Помните, что ошибки совершали и профессиональные тренинг-ведущие, но это нисколько не помешало им добиться успеха. Дайте ответ на вопрос: «Что будет, если я ошибусь?» Скорее всего, ничего.

2 Не зацикливайтесь на провале. Если думать о плохом развитии событий, так и произойдёт. Поэтому представляйте выступление только в лучшем виде. Ведь если постоянно прокручивать в голове, как вы заикаетесь, а слушатели смеются, то снизится работоспособность. А значит, процесс подготовки станет для вас тяжёлым испытанием, как и само выступление.

3 Не употребляйте стимуляторы. Кофе, алкоголь и успокоительное не помогут успокоиться. Вы, наоборот, станете заторможенным. Лучше выспитесь перед мероприятием.

4 Подумайте о внешнем виде. Обязательно приведите себя в порядок: сделайте причёску, подобающе накрасьтесь (если вы девушка), оденьте подходящую к случаю одежду. Одежда должна соответствовать моде, быть удобной и не шокирующей. Учитывайте реакцию широкой публики, потому что «нормальная» для вас одежда, может вызвать недоумение у остальных. Девушкам не нужно грешить с украшениями. Лучше заранее подобрать аксессуар, подходящий случаю, а не надевать всё подряд. Такие нехитрые приготовления прибавят уверенности в себе.

5 Забудьте о прошлом. Если у вас есть опыт неудачного выступления, не стоит думать, что каждый тренинг пройдёт так же. Учитесь на своих ошибках, совершенствуйтесь и двигайтесь дальше. С опытом подобных проблем станет меньше.

Быть эмоциональным человеком неплохо, если вы испытываете положительные эмоции. Но если вы чувствуете гнев, страх, уныние и не можете от них избавиться, меняйтесь. Отрицательные эмоции вредят душевному и физическому здоровью. Пробуйте, ведь сделать это проще, чем кажется на первый взгляд. Выполняйте упражнения, читайте полезные книги, посещайте тренинги, и всё у вас обязательно получится!

Этот удивительный источник даст Вам величайшую энергию для быстрого прорыва к успеху и самореализации, когда Вы научитесь им управлять с помощью этого метода…

Эмоция является реакцией системы на свою оценку важности воздействия для самореализации. Если воздействие вредно и препятствует достижению цели, то возникают отрицательные эмоции. А если полезно и позволяет или помогает достичь цели – то появляются положительные эмоции.

Их можно назвать сигналами , оповещающими систему об изменении состояния в прошлом (воспоминания), настоящем (текущая ситуация) или будущем (воображаемая ситуация). Они мотивируют систему к деятельности для сохранения своей целостности, развития, достижения успеха, гармонии и самореализации.

Эмоции, как базовые мотивы, дают начальный импульс, толчок, который выводит систему из состояния покоя (спокойствия). Они вдохновляют, мотивируют, дают энергию для выполнения действий и изменения своего состояния. Помогают принимать решения, преодолевать препятствия и действовать, пока цель не будет достигнута.

В зависимости от содержания эмоции, система получает разное количество энергии , разный по силе импульс. Как правило, позитивные эмоции дают больше энергии и действуют дольше, чем негативные (радость, счастье, энтузиазм…). А негативные эмоции могут полностью лишить энергии, обездвижить, парализовать (страх, растерянность…), что может ухудшить состояние, особенно при наличии опасности.

Эмоции могут стать ценностями , которые система будет стремиться сознательно испытать (стать счастливее, повеселиться, восхититься…). Тогда они начнут оказывать влияние на принимаемые решения, цели, действия и отношения. Но у каждой системы свои ценности и эмоция, являющаяся ценной для одной системы, может быть совершенно безразличной для другой.

Например, если для человека счастье является ценностью, то он может делать что угодно, ради того, чтобы его испытать. Но другой человек может равнодушно относиться к счастью, а делать все возможное для ощущения, например, удивления…

Эмоции позволяют определить правильность принимаемых решений относительно ценностей, предназначения и таланта системы, что влияет на ее самореализацию. Негативные эмоции сигнализируют об опасности, ухудшении состояния и отклонении от пути самореализации . Позитивные эмоции оповещают об улучшении состояния, приближении или достижении цели, правильном движении по пути самореализации. Поэтому важно осознавать свои эмоции, обрабатывать их, сознательно регулировать свою деятельность при возникновении негативных эмоций или для возникновения позитивных.

От определения и выражения эмоции зависят многие качества системы: харизматичность, авторитетность, убедительность, открытость… Они больше всего влияют на взаимодействие, отношения и формирование команды.

Только сознательно и активно используя эмоции, можно стать влиятельным лидером . Его ценность, авторитет и доверие к нему сильно зависят от эмоций, которые он вызывает у всей команды. Аналогично для компании – чем более яркие, позитивные эмоции она вызывает у команды и клиентов, тем более ценной она становится.

Концентрируя эмоции на отношениях и мотивации партнеров, можно получать от них больше ресурсов и достигать более сложных целей. Лидеры, чуткие к собственным эмоциям и эмоциям участников команды, создают более эффективную рабочую и творческую среду, что позволяет достичь бОльших успехов. Исследования показали, что более эмоциональные и внимательные к чужим эмоциям бизнесмены зарабатывают больше денег.

Доказано, что во многих случаях эмоции в большей степени определяют мышление , деятельность и достижения, чем интеллектуальные способности. Решения могут приниматься не на основе логических рассуждений, рациональности, обоснований и доказательств, а на основе эмоций, которые вызывает ожидаемый результат этого решения.

Например, человек, выбирающий новый автомобиль, может купить его не за характеристики, надежность, безопасность, соотношение цена/качество…, а за его цвет, удобное сиденье, красивую подсветку в салоне…, которые вызывают у него позитивные эмоции.

Эмоции тесно связаны с образом мышления и воображением . Если в ситуации обращать внимание на ее вредных последствиях, то будут возникать негативные эмоции, и наоборот. И если представлять хорошую ситуацию, приводящую к улучшению состояния, то возникнут позитивные эмоции, и наоборот. Поэтому человеку, хорошо управляющему своим интеллектом, мышлением и воображением, легче управлять и своими эмоциям, возбуждая в определенных ситуациях одни эмоции и подавляя другие.

Эмоции очень важно уметь распознавать и оценивать учителям (педагогам, преподавателям, тренерам…) при обучении других людей, особенно детей, т.к. они плохо осознают и управляют своими эмоциями.

Эмоции и реакции ученика позволяют учителю выбрать наиболее подходящий, правильный стиль обучения и содержание передаваемого опыта. Это значительно влияет на уровень доверия между учеником и учителем. А доверие влияет на приверженность ученика к учителю и веру в истинность передаваемого им опыта. Это является главным фактором того, будет ли ученик применять этот опыт в своей деятельности или нет, что является главное целью процесса обучения.

Возникновение эмоций

Каждая эмоция обязательно имеет источник – внешний или внутренний стимул, оказавший воздействие на систему и изменивший ее состояние. Такими источниками могут быть:
- материальные системы (вещи, предметы, техника, инструменты, люди, животные, растения…)
- ментальные образы (мысли, идеи, воспоминания…)
- условия, ситуации, обстоятельства в среде
- правила, процессы, принципы, законы, нормы…
- ценности (свобода, гармония, комфорт…)
- собственное состояние (мимика, положение тела, движения, голос…)

Наиболее часто эмоции возникают в следующих случаях:

При восприятии текущих условий , оказывающих важное воздействие на систему и формирующих переживание.

При вспоминании ситуации, вызвавшей эмоции в прошлом. Такую ситуацию можно вспомнить самостоятельно, специально или когда оказались в аналогичной ситуации. Также воспоминания могут возникнуть, когда в текущей ситуации есть элементы, вызывающие ассоциации с той ситуацией. Причем эмоции и внутренние процессы могут стать аналогичными с теми, которые были испытаны в прошедшей ситуации: частота сердцебиения, дыхание, давление…

При моделировании ситуации в воображении , когда представляешь условия и процессы, которых в реальности не было, и оцениваешь их влияние на свое состояние.

5. . Т.к. эмоции содержат информацию о произошедшем, происходящем или возможном изменении состояния, то их можно использовать при принятии решений. Это позволит определить наиболее эффективный и успешный путь достижения целей. А управляя своими и чужими эмоциями можно сформировать определенное поведение, которое поможет действовать в нужном направлении.

Модель Гоулмана включает следующие способности ЭИ:

1. личные (внутренние):

- самосознание – способность определять и идентифицировать свое состояние, эмоции, личные ресурсы, желания и цели;

- саморегуляция – способность контролировать и управлять своими эмоциями, с их помощью изменять личное состояние, принимать решения и выполнять действия;

- мотивация – эмоциональное напряжение и сконцентрированность, помогающие определять важные цели и эффективно их достигать;

2. социальные (внешние):

- эмпатия – осознание эмоций и потребностей других людей, умение слушать, а не просто слышать;

- социальные навыки – искусство вызывать у других определенную реакцию, управлять отношениями и эмоциями других людей, организовывать эффективное взаимодействие...

Эта модель является иерархической, предполагающей, что одни способности базируются на других. Например, самосознание необходимо для саморегуляции – невозможно управлять своими эмоциями, не умея их идентифицировать. А умея управлять эмоциями, можно легко мотивировать себя и быстро переходить в нужное состояние…

Развитие эмоционального интеллекта

Это повышает чувствительность к своим и чужим эмоциям, позволяет управлять ими и мотивировать себя для повышения личной эффективности и успешности.

Развитие эмоционального интеллекта базируется на следующих принципах :
расширять зону комфорта, попадать в новые условия, в которых могут возникнуть новые эмоции, например, посещать новые места, путешествовать…;
анализировать и осознавать эти новые эмоции сразу при их возникновении;
повторять ситуации, в которых возникают эмоции, чтобы лучше определить их влияние на деятельность, свою реакцию при их возникновении и пробовать управлять ими;
сознательно прекращать негативные эмоции в известных ситуациях, которые их вызывают;
сознательно возбуждать эмоции в обычных ситуациях, в которых эти эмоции не возникали;
определять эмоции других людей. Для этого можно изучить, как эмоции выражаются (например, изучить книгу П. Экмана, У. Фризена «Узнай лжеца по выражению лица»), или просто спрашивать, что ощущает человек, когда предполагаете, что у него возникла эмоция…
возбуждать эмоции у других людей. Например, с помощью историй, анекдотов, метафор… Нужно определять соответствие между воздействием и возникающей эмоцией, осознанно повторять это воздействие, чтобы появлялась одна и та же эмоция у разных людей.

Для эффективного развития эмоционального интеллекта можно применить следующие методы :

Обучение
В любом возрасте, в любой области, в любое время, важно продолжать свое обучение и самообучение. Причем чем оно дороже, чем более профессиональны и успешны учителя/тренеры/наставники, у которых учишься, тем большее влияние это обучение окажет на все сферы жизни и на личные качества, включая ЭИ. При этом в первую очередь желательно изучать общие, гуманитарные науки (философия, психология, естествознание, биология…), чтобы лучше знать мир и свое место в нем, в том числе, получая знания об эмоциональных процессах. А после осознания себя, своего таланта и предназначения, выбирать узкую область развития, свою профессию, соответствующую призванию, и становиться признанным экспертом именно в ней.

Чтение качественной литературы
Для развития в любой сфере крайне важно, как можно больше читать книги, практические руководства, журналы, статьи... Но еще важнее – анализировать и применять на практике информацию из них. Также важно выбирать качественную литературу – популярные, светские, новостные материалы в подавляющем большинстве случаев никак не влияют на развитие, а только отбирают время и засоряют память. Книги и пособия, написанные профессионалами, признанными экспертами, оказывают совсем другой эффект: они сообщают важную, проверенную информацию, позволяют сформировать личные принципы, поведение, цели, расширить парадигму, но главное – мотивируют начать действовать. Поэтому для развития ЭИ важно выбрать качественные книги, например, Дэниел Гоулман «Эмоциональный интеллект».

Ведение дневника
Самоанализ – одна из главных способностей ЭИ. А материализация мыслей при самоанализе своих и чужих эмоций, делает этот процесс наиболее эффективным. В дневник можно записывать любые ситуации, вызвавшие эмоции, описывать свои ощущения, идентифицировать и классифицировать эмоции, делать выводы, как можно было бы отреагировать в подобной ситуации в следующий раз. Для удобного ведения дневника Вы можете воспользоваться сервисом Личные дневники .

Развитие качеств
Можно улучшать отдельные компоненты ЭИ – качества, описанные в моделях ЭИ, такие как самосознание, саморегуляция, эмпатия и т.п. Как их улучшать описано в методе Развитие личных качеств .

Путешествия
Это наиболее эффективный способ расширения зоны комфорта, т.к. попадаешь в совершенно новую среду, которую даже не представляли себе. И это может дать наиболее сильные, яркие, новые эмоции, о которых раньше и не слышали. Ими можно научиться управлять и использовать в прежних, знакомых условиях, что даст дополнительную мотивацию, энергию для выполнения обычных дел и достижения новых целей. Путешествия также могут привести к изменению системы ценностей, что также меняет эмоции и их влияние на деятельность. Например, побывав в бедных странах, можно начать больше ценить привычные вещи: еду, воду, электричество, технику…, получать больше удовольствия от их использования, начать рациональнее, экономнее ими пользоваться.

Гибкость
При принятии решений можно использовать не только свой опыт, свою точку зрения, но и учитывать мнение тех, на кого это решение может повлиять, искать компромиссы. Это позволит избежать возникновение негативных эмоций и, вследствие экологичности решения, может вызвать положительные эмоции у всех, кто участвовал в его принятии и реализации. Противоположность этому подходу называется ригидность, когда действуешь только на основании своего опыта. Тогда высока вероятность того, что решение будет неэкологичным и нанесет непредсказуемый вред.

Общение
Очень часто эмоции возникают при обычном общении. Общаясь с новыми знакомыми или со старыми друзьями на новые темы, можно испытывать и новые эмоции. Оценивая и управляя ими при разговоре можно существенно изменить его результаты. Например, при переговорах, если вспылить, то можно потерять потенциальных клиентов или партнеров. А если у собеседника вызвать сильные позитивные эмоции, то можно от него получить гораздо больше ресурсов, чем ожидалось, например, больше денег от спонсора.

Творчество
Создание чего-то нового, уникального гарантирует позитивные эмоции. А создание шедевров, чего-то, что будет пользоваться интересом, спросом, за что другие будут благодарить – это, пожалуй, главный источник самых сильных, позитивных эмоций, которые человек может испытать в своей жизни. Чем более грандиозное творение создаешь, тем более новые и сильные эмоции возникают.

Победы, награды, успех
Новые эмоции часто возникают при достижении целей, участии в соревнованиях, тренировках перед ними или даже обычных спорах. А момент победы и получения награды всегда возбуждает сильные позитивные эмоции. И чем важнее победа, чем труднее ее было достичь, чем больше ресурсов на это потрачено и чем больше вознаграждение, тем более сильные эмоции возникают.

Все эти методы создают эмоциональный опыт , являющийся фундаментом для управления эмоциями. Без этого опыта невозможно сознательно возбуждать или тормозить эмоции. Он создает ясную картину того, какие эмоции могут возникнуть в ответ на определенные изменения, как они могут повлиять на состояние и деятельность, и что можно предпринять, чтобы избавиться от вредных и возбудить полезные эмоции.

Развитие эмоционального интеллекта дает возможность мотивировать и убеждать других людей на более глубинном, ценностном уровне, чем это можно сделать словами и делами. Это значительно улучшает отношения, что ускоряет достижение общих целей и самореализацию.

Идеальное развитие ЭИ приводит к появлению эмоциональной компетентности – способности осознавать и управлять любыми, даже неизвестными эмоциями в любых условиях. Она позволяет определять влияние на деятельность новых, не испытываемых ранее эмоций, даже если никогда о них не слышали, и управлять ими. Также она позволяет контролировать эмоции любой, даже самой высокой интенсивности, уменьшать или увеличивать ее до нужного уровня. Она также является защитным барьером, который не дает «взорваться» и нанести вред.

Для определения текущего уровня развития своего ЭИ можно воспользоваться следующими тестами :
Коэффициент эмоционального развития
Эмоциональный интеллект
Распознавание эмоций
Отношение к другим

Т.к. все эмоциональные процессы существенно влияют на деятельность системы, то важно уметь управлять этими процессами, чтобы улучшать свое состояние, развиваться, эффективно действовать, успешно достигать целей и самореализоваться.

Сводится к следующим основным процессам:
- возбуждение полезной эмоции, т.е. переход из спокойного в активное состояние;
- погашение вредной эмоции, т.е. переход из активного в спокойное состояние;
- изменение интенсивности эмоции.

Эти процессы относятся и к самой системе, т.е. управление личными эмоциями, и к другим системам, т.е. управление чужими эмоциями.

Эффективное управление эмоциями возможно только тогда, когда осознаешь их, можешь сознательно определить момент их возникновения и правильно их идентифицировать. Для этого необходимо накапливать эмоциональный опыт, многократно оказываться в ситуациях, которые возбуждают определенную эмоцию. Без этого управление может привести к неадекватному изменению их интенсивности (например, хотели погасить эмоцию, а она наоборот усилилась), может быть совершенно бесполезным или даже принесет вред.

Важную роль в управлении эмоциями играет воображение . Чем лучше оно развито, тем более реалистичные и масштабные образы и ситуации оно может создать, в которых эмоции будут наиболее яркими и интенсивными. Улучшить свое воображение можно с помощью тренинга воображения .

Также на управление эмоциями влияет память . Чем лучше она развита и чем больше в ней эмоционального опыта, тем более яркие воспоминания из нее можно получить. Улучшить свою память можно с помощью тренинга памяти .

Т.к. эмоции тесно связаны с волей , то чем она сильнее, тем легче управлять эмоциями. Поэтому одним из способов управления эмоциями является развитие воли, упорства и самодисциплины. Улучшить их можно с помощью метода Тренировка самодисциплины .

При управлении эмоциями важно придерживаться следующих принципов :

Если в данный момент испытываешь одну эмоцию и хочешь возбудить другую, то необходимо сначала погасить текущую, перейдя в спокойное состояние, и только после этого возбуждать необходимую.

Необходимо сознательно управлять их внешним выражением : мимикой, движениями рук, ног, тела в целом, его положением, жестами, голосом… Например, чтобы возникла радость, обычно достаточно просто улыбнуться. Чтобы погасить гнев, можно замереть, вздохнуть и сделать обычное, спокойное выражение лица.

Для возбуждения эмоций необходимы стимулы. Их можно получить по следующим каналам:

- визуальный : увидеть источник эмоций (например, красивый пейзаж), представить его в воображении, перейти в определенные условия, ситуации, посмотреть фильм, картину…;

- аудиальный : чужие и свои слова, мысли (внутренний голос), громкость голоса, темп речи, музыка, звуки…;

- кинестетический : мимика, движения и положение тела, жесты, дыхание…

Конгруэнтное , согласованное использование одновременно всех этих каналов позволяет наиболее быстро возбудить даже самую сильную эмоцию. Причем для максимальной эффективности рекомендуется использовать их в такой же последовательности: визуальный (нарисовать в сознании картинку), аудиальный (добавить слова, музыку…) и затем кинестетический (сделать соответствующее выражение лица, занят определенную позу...)

Например, можно одновременно представить или вспомнить ситуацию, в которой испытывали радость, включить радостную музыку, проговаривать «мне весело, радостно, классно» и активно пританцовывать, то можно испытать очень сильную радость, возможно даже восторг.

Но если, используя все каналы, по одному из них, например, кинестетическому, будет противоречивая эмоция (не конгруэнтно), то общее состояние может не измениться или даже стать противоположным желаемому.

Например, если хочется испытать радость, представляешь картину, слушаешь музыку, но тело очень вялое, выражение лица грустное, печальное или даже злое, то и эмоции могут возникнуть негативные, а не позитивные.

Таким образом, чтобы возбудить определенную эмоцию, можно вспомнить ситуацию, в которой она возникала в прошлом. Вспомнить детали, что окружало, какие действия выполняли, какие слова и звуки слышали, что ощущали в теле, какие были мысли… Если же опыта переживания необходимой эмоции нет или он забыт, то и эмоцию таким способом нельзя будет возбудить. Тогда можно сознательно создать условия, в которых эта эмоция может возникнуть, и получить недостающий эмоциональный опыт.

Также чтобы возбудить определенную эмоцию, можно представить визуальный образ (картину) ситуации, в которой эта эмоция могла бы возникнуть в реальности. При отсутствии эмоционального опыта трудно определить в какой воображаемой ситуации какая эмоция возникнет. Тогда нужно накопить этот опыт – переходить в новые условия, участвовать в новых ситуациях, которые могут дать новые эмоции. Приобретя такой опыт, можно будет определить базовые элементы условий и ситуаций, которые возбуждают определенную эмоцию, и использовать их в воображении.

Например, если во многих ситуациях, когда возникала радость, присутствовал определенный человек или получали определенный ресурс, то можно в воображаемой ситуации использовать аналогичные элементы и эмоция снова возникнет.

Для возбуждения чужих эмоций , нужно сделать так, чтобы эти же каналы начали работать у другого человека. Например, чтобы он вспомнил какую-то ситуацию или представил ее. Для этого можно использовать открытые вопросы, истории или метафоры, которые создадут определенный образ в сознании человека или вызовут воспоминания.

Например, чтобы человек испытал радость, можно у него спросить: «А каким был твой самый счастливый день в жизни?». Или можно сказать: «А помнишь, когда ты впервые оказался на море, помнишь каким счастливым ты тогда был…». Или: «А представь, что ты находишься в самом райском месте на земле, рядом с тобой самые близкие тебе люди… Что бы ты тогда ощущал?» Тогда у человека сразу возникнут образы и воспоминания, которые вызовут эмоции.


Чтобы погасить эмоцию, необходимо перейти в спокойное состояние с помощью следующих методов:
- расслабиться, прекратить движения, удобно сесть или лечь;
- сосредоточиться на своем дыхании, начать медленнее и глубже дышать, задерживать его на несколько секунд после вдоха...;
- изменить голос, уменьшить его громкость, говорить медленнее или совсем перестать говорить на короткий период;
- представить или вспомнить ситуацию, в которой испытываешь максимальную безопасность, комфорт, уют, тепло.

Чтобы погасить чужие эмоции , можно попросить выполнить эти действия (ни в коем случае не заставить, если конечно не дошло до аффекта с вредными последствиями). Например, можно спокойным голосом сказать: «Успокойся, сделай глубокий вдох, присядь, попей воды…». Если человек не хочет успокаиваться, то можно попробовать переключить его внимание. Например, опять же, можно рассказать историю, метафору, задать открытый вопрос…


Чтобы научиться изменять интенсивность конкретной эмоции, можно применить следующий метод:

1. Полностью осознать эту эмоцию, идентифицировать, классифицировать, определить ощущения, которые она вызывает в теле, какие действия она мотивирует, определить ее источники, вспомнить ситуации, в которых она возникала, или оказаться в такой ситуации, чтобы ярко ее испытать. Для этого потребуется эмоциональный опыт.

2. Использую шкалу от 1 до 100%, представить какой бы эта эмоция была при максимальной интенсивности (на 100%). Представить какие ощущения были бы в теле, какие действия хотелось бы выполнить, насколько интенсивно действовать...

3. Определить текущий уровень этой эмоции в данный момент по шкале.

4. Двигаясь маленькими шагами (по 5-10%) вверх по этой шкале, изменять интенсивность этой эмоции в теле. Для этого можно просто представлять, как значение на шкале увеличивается и повышается ее интенсивность. Или можно представлять/вспоминать ситуации, в которых эта эмоция была более интенсивной. Важно, чтобы изменения ощущались и в теле, изменялась активность. Если будут затруднения при переходе к большей интенсивности, то можно уменьшить шаг, например, увеличивать интенсивность на 2-3%.

5. Дойдя до максимальной интенсивности, нужно начать уменьшение интенсивности до 0, используя шаг 5-10%. Для этого также можно представлять движение вниз по шкале или представлять/вспоминать ситуации с меньшей интенсивностью этой эмоции.

6. Затем нужно снова дойти до 100%, потом снова до 0%... И продолжать этот процесс до тех пор, пока не будет получаться быстро изменять интенсивность эмоции с ее реальным выражением в теле.

7. Для закрепления навыка можно выполнить переход к определенной интенсивности, например, на 27%, на 64%, на 81%, на 42%... Главное, чтобы было ясное ощущение эмоции в теле.


Для управления настроениями достаточно знать их причины и принимать меры для их устранения (для избавления от плохого настроения) или создания (чтобы сделать настроение хорошим). К таким причинам обычно относятся:

- внутренние процессы и состояние : болезненное или здоровое, бодрое или сонливое…

Например, имея плохое настроение, можно выяснить, что болеешь. Тогда для поднятия настроения достаточно будет принять лекарства, сходить к врачу… и вылечиться.

- окружающая среда : комфорт или беспорядок, шум или тишина, чистый воздух или неприятные запахи, приятные или раздражающие люди…

Например, если за рабочим местом беспорядок, дискомфорт, то может быть плохое настроение. Тогда можно прибраться, навести красоту и чистоту.

- отношения : настроение других людей передается и человеку.

Например, если встретил друга и приятно с ним пообщался, то настроение улучшается. А если встретил человека со злым выражением лица, который еще и нахамил на пустом месте, то настроение может ухудшиться. Тогда можно просто прекратить контакт с таким человеком и пообщаться с кем-то, кто приятен.

- мысли и образы : вспоминая или представляя в воображении ситуации, они возбуждают соответствующие эмоции. Поэтому для улучшения настроения можно представить или вспомнить случай, который вызвал позитивные эмоции.

Например, вспомнить смешной случай или счастливый момент в своей жизни. Или представить поездку на красивом автомобиле, о котором давно мечтаешь. Или, например, спортсмен, думая перед соревнованием о возможных травмах, поражении и т.п., будет иметь плохое настроение. Тогда можно подумать о победе, награде и т.п., чтобы настроение улучшилось.

- желания и цели : достигая важную цель настроение может быть хорошим, а если есть нерешенные проблемы, то оно может ухудшиться.

Например, чтобы поднять настроение можно поставить себе цель, которую очень хочется достичь. Или можно решить давнюю проблему, которая доставляла дискомфорт или мешала двигаться к желанной цели.

Также существенным плюсом управления эмоциями является успешность во всех сферах жизни. Ведь в этом случае полностью отсутствует вред при сильных эмоциональных «вспышках» и всегда есть энергия для достижения любой цели.

В любом случае, даже если эмоции не использовать для развития и самореализации, то они все равно необходимы для обычной жизни, чтобы быть в хорошем настроении, тонусе, быть счастливым, испытывать радость даже от мелочей и делиться своими эмоциями с близкими людьми.

Развивайте свои эмоции и управляйте ими, тогда Ваш успех, Ваше счастье и Ваша самореализация будут неизбежны.

Как управлять своими эмоциями? Этот вопрос болезненный для многих людей. Эмоциональное состояние бывает разрушительным для человека и его окружения. Стоит отметить, что это касается только негативных состояний, например, злости, гнева, ненависти.

Люди находят оправдание выплеску негатива на окружающих людей. Затем удивляются, уменьшению количества желающих с ними общаться, невезению в делах, работе. Они хотят достигать вершин успеха, но не получается. Все время в голове сидит вопрос: почему?

Все успешные люди научились контролировать и управлять эмоциями. Это умение помогает не только в бизнесе, но и в личной жизни.

Как научиться контролировать себя

Важно научится управлять настроением, ведь в какой-то момент его резкие перепады просто могут все испортить. Чтобы научится этому, существует ряд техник и упражнений.

Техника управления эмоциями

Научится контролировать свои нервы, не давать выхода негативным эмоциям на людях, очень сложно. Это требует большого усердия, длительной работы над собой. Но не стоит сразу опускать руки. Важно начать.

Стоит запомнить, что настроение задается с утра, даже если оно не самое лучшее. Простая, легкая зарядка способна подарить заряд позитива, улучшить кровообращение и поступление кислорода в мозг.

Большое значение имеет улыбка - приветливая и искренняя. Это не получится сразу, но со временем это станет делать проще, а после войдет в привычку. Начните с себя. Утром улыбнитесь себе в зеркало так, как будто встретили старого знакомого, которого рады видеть. Выходя на улицу, поздоровайтесь с соседями, уборщицей. Здоровайтесь со всеми кого знаете. Вложите в приветствие весь позитив, на который вы способны. И, конечно, улыбнитесь.

Научитесь не отвечать грубостью на грубость. Толкнули в транспорте, наступили на ногу. Поверьте, это не повод ругаться. Вступить в конфликт - значит испортить настроение на весь день. Разве стоит ругаться с людьми, которые, скорее всего, больше не встретятся на пути?

Аутотренинг для расслабления

С негативом помогают справиться техники аутотренинга, расслабляя эмоциональное поле человека с помощью самовнушения. Они позволяют успокоиться, настроится на положительный лад. Заниматься аутотренингом лучше после пробуждения или перед сном. Главное, в этот момент очистить свой разум, не спешить.

Такая техника требует полной концентрации на своем сердечном ритме, расслабленности всех частей тела. Дыхание должно быть спокойным, сердцебиение ровным, в конечностях ощущаться тяжесть. Чтобы добиться такого состояния, нужна длительная практика. Но при должном желании этого можно достигнуть.

Многие спортсмены, артисты и просто известные личности, чья деятельность связана с сильными эмоциональными перегрузками, активно применяют аутогенные тренировки (аутотренинги) для релаксации перед выступлением, важным событием на публике.

Упражнения для контроля эмоций в психологии

Когда негативные эмоции берут вверх над людьми, это приводит к плачевным последствиям. В таком состоянии легко совершить поступки, о которых придется сожалеть.

Когда эмоции выходят из под контроля, нужно привести свои чувства в порядок. Для этого необходимо научиться выполнять следующие упражнения:

  • Попробуйте отвлечься. Когда, кажется, что внутри произойдет эмоциональный взрыв, который уже нельзя будет контролировать, нужно попробовать переключиться на что-то другое. Можно ущипнуть себя или крепко сцепить пальцы. В таком случае мозг перенаправит сигнал, и сосредоточится на болевом синдроме. Это поможет уменьшить накал страстей.
  • Дыхательные упражнения. Специалисты часто описывают дыхательные упражнения, которые позволяют держать себя в руках и не «наломать дров». Для этого нужно удобно сесть на стул, сделать глубокий вдох через нос. Воздух должен заполнить всю грудную полость. После, сделать медленный выдох через рот. Достаточно сделать 10 повторений, чтобы прийти в норму и привести свои чувства в порядок.
  • Контролировать эмоции помогает приятная негромкая музыка или чтение книг. За этим занятием мысли направляются в другое русло. Получается, отключиться от негатива, произошедшего за день, и направить свои мысли на обдумывание прочитанного или услышанного.
  • Занятия спортом также очень полезны для контроля негативных мыслей. Необязательно посещать спортзал для этого. Можно практиковать регулярные пробежки, утром или днем. Утренняя пробежка помогает настроиться на нужный лад, спланировать день и зарядиться позитивом. Дневная пробежка служит эмоциональной разгрузкой, позволяет сбросить негатив, накопленный за первую половину дня, и повышает эффективность рабочих процессов во второй половине дня.
  • Не любите бегать? Тогда пешая прогулка поможет научиться контролировать свои эмоции. Свежий воздух всегда полезнее.

Почему важно научиться управлению эмоциями

Эмоции - фундамент психики человека. Как бы нам не хотелось, но отрицать влияние их на нашу жизнь нельзя. Зато существуют методы и техники, которые позволяют научиться управлять эмоциями в зависимости от ситуации.

Почему важно уметь управлять своим эмоциональным состоянием? Во-первых, с помощью эмоций можно научиться управлять не только собой, но и другими людьми. Людям свойственно перенимать и заряжаться эмоцией другого человека. Это легко проверить на деле.

Есть исследования, доказывающие, что большая часть людей при просмотре художественного фильма или чтении художественной литературы испытывает те же эмоции, что и герои.

Эмоции это важная часть в общении между двумя людьми. Они могут как сблизить их, так и отдалить друг от друга навсегда. Под влиянием отрицательных эмоций возникают ссоры, которые могут иметь серьезные последствия. А под действием положительных формируется симпатия, дружба или даже любовь.

К чему приводят негативные эмоции


Неумение держать себя в руках может нанести непоправимый вред жизни человека. Наука управления состоянием не так сложна, как может показаться на первый взгляд. Но не стоит относиться к этому, легкомысленно.

Это кажется невозможным лишь для тех, кто не умеет уловить момент начала этой эмоции. Когда она уже настигает человека полным ходом, уже трудно что-либо сделать и повлиять на ее действие.

Несколько методов контроля от психологов

В вопросе о контроле эмоционального состояния психология становится верным помощником. Чтобы не стать постоянным пациентом психиатрической клиники нужно принять к действию методы, разработанные психологами для контроля эмоций. Вот несколько из них:

  1. Включите воображение. Используйте его как холст, где можно делать все. Трудные переговоры и эмоции переполняют. Возникает желание запустить в собеседника тяжелым предметом. Не стоит сдерживаться. Сделайте это, но только мысленно, в своем воображении.
  2. Предстоит обсуждение неприятной темы. Создайте над собой купол или мысленно огородитесь стеной. Представленное сооружение защищает от всего, там тепло и уютно. Это помогает расслабиться и защититься от негатива собеседника;
  3. Рисование. Одолевают негативные мысли? Психологи советую взять лист бумаги и начать рисовать. Неважно что, главное — выплеснуть свой негатив на бумагу. Пусть она прорвется, пусть сломается карандаш. Станет легче и окружающие люди не пострадают от плохого настроения;
  4. Нужно научиться распознавать эмоции и определять, что их вызвало. Например, сотрудник поругался с начальником. Негатив может вызвать не разговор, а неудачно начавшееся утро с пролитого кофе. Стоит спрогнозировать реакцию на возникшую эмоцию и попробовать предотвратить ее.

Психологи знают, что негативные эмоции напрямую связаны с низкой оценкой своих способностей, а значит, их развитие и признание способствует хорошему настроению и минимизации негатива в жизни. Не стоит сосредотачиваться на чем-то плохом. Человеку требуется постоянное развитие. Богатый внутренний мир, новые знания и впечатления, общение с интересными людьми помогут справиться с негативом. На него просто не будет времени.

Жить без эмоций невозможно. Но можно жить, контролируя их. Научившись этому можно заметить, как измениться жизнь. Изменения произойдут непременно к лучшему. Будьте хозяином своих эмоций, станьте хозяином своей жизни.

Выбор редакции
СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...

Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...

Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...

Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...
В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c) Н.Л. ШЕХОВСКАЯ, (c) Более полувека назад, предвидя суть грядущих преобразований в России,...
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...
В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...