Как внести изменение в извещение закупке. Внесений изменений в закупочную документацию


2.4.1. Заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении закупки, закупочную документацию в любое время, но не позднее даты окончания подачи заявок на участие в запросе предложений.

2.4.2. Любое изменение закупочной документации является ее неотъемлемой частью.

2.4.3. Изменения, вносимые в извещение о проведении закупки, закупочную документацию размещаются заказчиком на официальном сайте не позднее чем в течение 3 (трех) дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений.

2.4.4. Срок окончания подачи запроса предложений продлевается на 5 дней, с момента внесения изменений и размещения их на официальном сайте.

2.4.5. В случае если Заказчиком были внесены изменения в закупочную документацию, повлекшие продление срока представления заявок на участие в запросе предложений, претенденты на участие в запросе предложений, уже подавшие заявку на момент продления срока представления заявок, могут направить в адрес Заказчика уведомление об отказе от участия в запросе предложений и о возврате внесенного обеспечения. Не направление претендентом на участие в запросе предложений такого уведомления до момента истечения окончательного срока представления заявок считается согласием претендента на участие в запросе предложений с измененными условиями.

2.4.6. Изменения направляются Заказчиком письмами всем претендентам закупки, которыми была предоставлена закупочная документация.

Заказчик не несет ответственности в случае, если участник не ознакомился с изменениями, внесенными в закупочную документацию.

2.5. Отказ от проведения запроса предложений

2.5.1. Заказчик вправе отказаться от проведения запроса предложений на любом этапе до вскрытия конвертов с заявками участников процедур закупок.

2.5.2. Решение об отказе проведения запроса предложений размещается Заказчиком на официальном сайте, а также незамедлительно доводится до сведения участников закупки, подавших заявки.

2.6. Обязательные требования к участникам запроса предложений

2.6.1. В настоящем запросе предложений может принять участие любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.

2.6.2. При проведении запроса предложений устанавливаются следующие требования к участникам:

Участник должен обладать правоспособностью (дееспособностью для физических лиц) участвовать в закупочных процедурах и осуществлять поставку ТРУ, должен быть зарегистрирован в установленном порядке;



Не находиться в процессе ликвидации или не быть признанным по решению арбитражного суда несостоятельным (банкротом);

Не приостановление деятельности участника закупки в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день подачи заявки на участие в запросе предложений;

Обладать необходимыми лицензиями или допусками саморегулируемых профессиональных организаций на поставку ТРУ, подлежащих лицензированию или регулированию в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;

Обладать необходимыми сертификатами на товары в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации.

2.6.3. С целью защиты интересов участников закупочных процедур и создания условий для добросовестной конкуренции, Заказчиком могут быть установлены дополнительные требования к участникам:

Осуществление хозяйственной деятельности более одного года на момент участия в закупочной процедуре;

Отсутствие сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном статьей 5 Федерального закона от 18.07.2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;

Отсутствие сведений об участнике в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Федеральным законом и от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд").

2.6.4. По решению Заказчика в закупочной документации по отдельной закупке могут быть установлены дополнительные измеряемые квалификационные требования по наличию у участника:



Профессиональной компетентности, которая подтверждается объемом поставленных ранее однородных ТРУ;

Опыта и репутации, которые подтверждаются периодом осуществления определенной деятельности;

При привлечении к выполнению работ по договору иностранных граждан оформление трудовых отношений с такими работниками в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе предусмотренные ФЗ № 115-ФЗ от 25.07.2002 года «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

2.6.5. Участник процедур закупок отстраняется от участия в процедуре закупки в любой момент до заключения договора, если Заказчик обнаружит, что участник представил недостоверную (в том числе неполную, противоречивую) информацию в отношении указанных требований. Данные выводы могут быть основаны на документах и информации, полученной у третьих лиц, из публичных источников, иными не запрещенными законодательством способами. Заказчик обязан зафиксировать указанную информацию на материальном носителе и направить участнику мотивированное уведомление.

Законом о контрактной системе регулируется осуществление процедур путём проведения состязательных закупок - аукционов, конкурсов, запросов котировок и предложений. Кроме того существуют возможности осуществления закупки у единственного поставщика.

Любая закупка сопровождается опубликованием извещения в единой информационной системе. Оно в неизбежном порядке содержит информацию закреплённую статьёй 24 44–ФЗ. Нередко в связи с поступающими запросами или иными случаями, у Заказчика появляется необходимость править опубликованные извещения. Рассмотрим порядок внесения исправлений в процедуры, предусмотренные законом.

Проведение конкурса

Извещение о проведении конкурса размещается на менее чем за двадцать дней до завершения подачи заявок. В случае обнаружения упущений или ошибок, заказчик имеет право внести изменения, но не позднее, чем за пять дней до даты окончания подачи заявок. Изменения вносятся в единую информационную систему в течение одного дня с даты принятия решения. При этом срок подачи заявок продлевается не менее чем на десять дней.

Запрещено менять объект закупки и увеличивать размер обеспечения заявок.

Электронный аукцион

Срок подачи заявок на участие в электронном аукционе должен составлять не менее семи или не менее пятнадцати дней, в зависимости от начальной максимальной цены контракта – меньше или выше трёх миллионов рублей соответственно. Внести исправления в аукционную документацию можно не позднее, чем за два дня до окончания срока подачи заявок. Такие исправления публикуются не позднее одного дня с даты принятия решения заказчика.

При этом срок подачи заявок начинает идти заново. Запрещено менять объект закупки.

Запрос котировок

Срок подачи котировочных заявок колеблется от четырёх рабочих дней, если цена контракта не превышает 250 тыс. рублей, до семи рабочих дней, если цена контракта составляет от 250 тыс. до 500 тыс. рублей. Исправления извещения о проведении запроса котировок вносятся в течение одного рабочего дня с даты принятия такого решения, но оно должны быть принято не позднее двух рабочих дней до завершения подачи заявок.

При этом нельзя менять объект закупки. В случае исправления извещения, срок подачи начинает течь заново.

Запрос предложений

Частью 5 запрещено отменить, или внести изменения в закупку проводимую способом запроса предложений.

Исчисление сроков

В соответствии с гражданским законодательством течение срока начинается на следующий день после, или предыдущий день до наступления событий. Таким образом, день окончания подачи заявок не идёт в расчёт при изменении процедуры. При этом количество дней указанных в законе отсчитывается полными сутками, и последним днем совершения действий (изменения, отмены), является предшествующий крайнему.

ВНИМАНИЕ! Для автоматического формирования всех отчетов и проверки уже созданных в ЕИС, воспользуйтесь нашим программным обеспечением. Также программа бесплатно проверит ваши закупки на ошибки, рассчитает НМЦК и СКП, поможет найти необходимый

Статья 4. Информационное обеспечение закупки

  • проверено сегодня
  • закон от 09.12.2018
  • вступила в силу 01.01.2012

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Сравнить с редакцией статьи от 31.12.2017 01.07.2016 01.01.2016 01.11.2015 01.01.2014 31.12.2012 01.01.2012

Положение о закупке, изменения, вносимые в указанное положение, подлежат обязательному размещению в единой информационной системе не позднее чем в течение пятнадцати дней со дня утверждения.

Заказчик размещает в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. Порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядок и сроки размещения в единой информационной системе такого плана, требования к форме такого плана устанавливаются Правительством Российской Федерации.

План закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств размещается заказчиком в единой информационной системе на период от пяти до семи лет.

План закупки товаров, работ, услуг заказчиков, определённых Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, должен содержать раздел о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с утвержденными такими заказчиками перечнями товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется у таких субъектов.

План закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств заказчиков, определённых Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктами 1 и 2 части 8.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, должен содержать раздел о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с утверждённым заказчиком перечнем товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется у таких субъектов.

План закупки товаров, работ, услуг конкретных заказчиков, определённых Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 части 8.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, должен содержать перечень инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, закупаемой у субъектов малого и среднего предпринимательства в годовом объеме, определяемом Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 части 8.2 статьи 3

Критерии отнесения товаров, работ, услуг к инновационной продукции и (или) высокотехнологичной продукции для целей формирования плана закупки такой продукции устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" с учётом утвержденных Президентом Российской Федерации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечнем критических технологий Российской Федерации.

Заказчики, определенные Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 части 8.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на основании критериев, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, устанавливают:

  • 1) перечень товаров, работ, услуг, удовлетворяющих критериям отнесения к инновационной продукции, высокотехнологичной продукции;
  • 2) положения о порядке и правилах применения (внедрения) товаров, работ, услуг, удовлетворяющих критериям отнесения к инновационной продукции, высокотехнологичной продукции.

Правительство Российской Федерации определяет требования к критериям, предусмотренным частью 4 настоящей статьи, и порядок их установления.

При осуществлении закупки, за исключением закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и конкурентной закупки, осуществляемой закрытым способом, в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи. В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются количество, объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в итоговом протоколе, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий. При закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) информация о такой закупке, предусмотренная настоящей частью, может быть размещена заказчиком в единой информационной системе в случае, если это предусмотрено положением о закупке.

Положением о закупке может быть предусмотрена иная подлежащая размещению в единой информационной системе дополнительная информация.

Заказчик дополнительно вправе разместить указанную в настоящей статье информацию на сайте заказчика в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Извещение об осуществлении конкурентной закупки является неотъемлемой частью документации о конкурентной закупке. Сведения, содержащиеся в извещении об осуществлении конкурентной закупки, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о конкурентной закупке.

В извещении об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны следующие сведения:

В документации о конкурентной закупке должны быть указаны:

Изменения, вносимые в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке, разъяснения положений документации о конкурентной закупке размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем в течение трёх дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений. В случае внесения изменений в извещение об осуществлении конкурентной закупки, документацию о конкурентной закупке срок подачи заявок на участие в такой закупке должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе указанных изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке оставалось не менее половины срока подачи заявок на участие в такой закупке, установленного положением о закупке для данного способа закупки.

Протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.

В случае возникновения при ведении единой информационной системы федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение единой информационной системы, технических или иных неполадок, блокирующих доступ к единой информационной системе в течение более чем одного рабочего дня, информация, подлежащая размещению в единой информационной системе в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке, размещается заказчиком на сайте заказчика с последующим размещением её в единой информационной системе в течение одного рабочего дня со дня устранения технических или иных неполадок, блокирующих доступ к единой информационной системе, и считается размещенной в установленном порядке.

Размещенные в единой информационной системе и на сайте заказчика в соответствии с настоящим Федеральным законом и положениями о закупке информация о закупке, положения о закупке, планы закупки должны быть доступны для ознакомления без взимания платы.

Не подлежат размещению в единой информационной системе сведения об осуществлении закупок товаров, работ, услуг, о заключении договоров, составляющие государственную тайну, а также сведения о закупке, по которым принято решение Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 16 настоящей статьи. Заказчик вправе не размещать в единой информационной системе следующие сведения:

  • 1) о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает сто тысяч рублей. В случае, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем пять миллиардов рублей, заказчик вправе не размещать в единой информационной системе сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает пятьсот тысяч рублей;
  • 2) о закупке услуг по привлечению во вклады (включая размещение депозитных вкладов) денежных средств организаций, получению кредитов и займов, доверительному управлению денежными средствами и иным имуществом, выдаче банковских гарантий и поручительств, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме, открытию и ведению счетов, включая аккредитивы, о закупке брокерских услуг, услуг депозитариев;
  • 3) о закупке, связанной с заключением и исполнением договора купли-продажи, аренды (субаренды), договора доверительного управления государственным или муниципальным имуществом, иного договора, предусматривающего переход прав владения и (или) пользования в отношении недвижимого имущества.

Правительство Российской Федерации вправе определить:

  • 1) конкретную закупку, сведения о которой не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению в единой информационной системе;
  • 2) перечни и (или) группы товаров, работ, услуг, сведения о закупке которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению в единой информационной системе;
  • 3) перечень оснований неразмещения в единой информационной системе информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым заключён договор;
  • 4) перечни и (или) группы товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются конкретными заказчиками, сведения о закупке которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению в единой информационной системе.

Порядок подготовки и принятия актов Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 16 настоящей статьи устанавливается Правительством Российской Федерации.

Размещение заказчиками в единой информационной системе информации о закупке осуществляется без взимания платы. Порядок размещения в единой информационной системе информации о закупке устанавливается Правительством Российской Федерации. Порядок регистрации заказчиков в единой информационной системе устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на ведение единой информационной системы.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, обеспечивает ведение в единой информационной системе реестра заказчиков, зарегистрированных в единой информационной системе. Порядок ведения указанного реестра, в том числе включаемые в него информация и документы, сроки размещения таких информации и документов в указанном реестре устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает в единой информационной системе:

Порядок размещения в единой информационной системе информации, предусмотренной частью 2.1 статьи 1 настоящего Федерального закона, и требования к такой информации устанавливаются Правительством Российской Федерации. До вступления в силу такого порядка информация, предусмотренная частью 2.1 статьи 1 настоящего Федерального закона, размещается на сайтах юридических лиц, указанных в части 2.1 статьи 1 настоящего Федерального закона.

Информация о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства, размещается в единой информационной системе не позднее 1 февраля года, следующего за прошедшим календарным годом.

Юридические лица, указанные в части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, вправе создавать корпоративные информационные системы в сфере закупок товаров, работ, услуг, взаимодействующие с единой информационной системой (далее - корпоративные информационные системы).

К взаимодействию корпоративных информационных систем с единой информационной системой предъявляются следующие требования:

  • 1) порядок формирования электронных документов, подлежащих размещению в корпоративных информационных системах, информационные технологии и технические средства, применяемые при создании и эксплуатации этих систем, должны обеспечивать возможность взаимодействия корпоративных информационных систем с единой информационной системой. Если формирование таких электронных документов осуществляется в корпоративных информационных системах, исчисление предусмотренных настоящим Федеральным законом сроков размещения таких электронных документов в единой информационной системе начинается с момента фиксации времени поступления таких электронных документов в единую информационную систему;
  • 2) в корпоративных информационных системах в соответствии с порядком пользования единой информационной системой, установление которого предусмотрено частью 6 статьи 4 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", подлежат применению справочники, реестры и классификаторы, используемые в единой информационной системе;
  • 3) обмен информацией между корпоративными информационными системами и единой информационной системой, способы, сроки (периодичность) передачи информации по защищенным каналам связи в рамках этого обмена определяются порядком пользования единой информационной системой, установление которого предусмотрено частью 6 статьи 4 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
  • 4) электронные документы, передаваемые из корпоративных информационных систем в единую информационную систему, подписываются электронной подписью.

Региональные и муниципальные информационные системы в сфере закупок, созданные в соответствии с частью 7 статьи 4 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и взаимодействующие с единой информационной системой, могут обеспечивать возможность размещения информации, которая подлежит размещению в единой информационной системе в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В случае, если информация о конкурентной закупке, размещенная в корпоративных информационных системах в сфере закупок товаров, работ, услуг, региональных и муниципальных информационных системах в сфере закупок, не соответствует информации об этой закупке, размещенной в единой информационной системе, приоритет имеет информация, размещенная в единой информационной системе.


Все, что размещается в планах и планах-графиках , связано с описанием объекта закупки . Проект контракта полностью зависит от того, какой объект закупки необходим заказчику, как будут реализовываться в дальнейшем отношения с поставщиками, к какому результату заказчику необходимо прийти. В состав документации входит извещение о проведении закупки (конкурса, запроса котировок или аукциона), а также другая закупочная документация , раскрывающая все детали закупки. Контракт всегда входит в закупочную документацию и сопровождается дополнительными документами. Завершается закупочная деятельность заказчика отчетностью .

Требования к документации

Отличительная особенность контрактной системы — внушительный по объему документооборот. Требования к документации предъявляются серьезные, хотя конкретные формы документов закон не указывает. Документация составляется произвольно, но с соблюдением правил и ограничений № 44-ФЗ.

Важное правило, о котором нужно помнить: форма, состав и содержание документации зависят от объекта закупки и способа определения поставщика (и конкурсы, и аукционы, и запросы котировок содержат свои дополнительные условия, которые будут отражены в документации).

Что обязательно должна содержать документация:

  • единые требования к участникам в соответствии ;
  • порядок предоставления разъяснений и внесения изменений в уже опубликованную документацию (у участников есть возможность обратиться к заказчику с запросом дать объяснения, и заказчик обязан им ответить);
  • требования к оформлению и содержанию заявки (документация напоминает участникам, как им надо действовать);
  • права и обязанности заказчика, комиссии, участников;
  • порядок подготовки и размещения в ЕИС извещения и документации;
  • порядок подачи, изменения и отзыва заявок;
  • порядок рассмотрения и оценки заявок;
  • порядок заключения контракта.

Общая информация о закупке включает: общие сведения о заказчике (о наименовании, местонахождении, режиме работы); общие сведения о закупке (о способе определения поставщика в соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона № 44-ФЗ, цели закупки согласно ст. 13 Закона № 44-ФЗ, источнике финансирования, нормативно-правовой базе, на основании которой производится закупка), а также дополнительные пояснительные сведения.

Но правильное составление документации — это только полдела. Ее еще необходимо разместить в ЕИА, поскольку заключение контракта и его дальнейшее исполнение осуществляется именно на основании того, что находится в ЕИС.

Описание объекта закупки

Эту часть документации часто еще называют техническим заданием. В ней заказчик описывает объект закупки — товары, работы или услуги. Это обязательный документ, поскольку именно на его основании участники закупки могут разработать наиболее подходящее для заказчика предложение.

Помимо того, что описание объекта закупки обозначает способ выбора определения поставщика, диктует порядок формирования НМЦК, определяет требования к участникам закупки и другие особенности проведения тендера, оно еще, как юридически значимая информация, определяет состав извещения, документации, проекта контракта и в конечном итоге выбор лица, который станет победителем закупочной процедуры.

  • описание объекта закупки
  • основное назначение и обоснование
  • характеристики, параметры
  • требования к качеству
  • указания на количество и объем
  • гарантийные требования
  • сроки поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг

В ст. 33 Закона № 44-ФЗ указаны положения, которые обязательно нужно соблюдать при составлении описания объекта закупки. В целом описание должно нести объективный характер, использовать понятную терминологию, опираться на доступные информационные источники, указывать на следующие характеристики: функциональные (назначение объекта закупки и условия его использования по назначению; форма, производственное исполнение и др.), технические (конкретные данные, параметры, исходные и конечные величины, физические величины показателей, регламент и порядок действий при поставке товара, выполнении работ, оказании услуг), качественные (совокупность свойств, характеристик, признаков товаров, услуг, работ, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы заказчика, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям), эксплуатационные (характеристики надежности и работоспособности, условия эффективной эксплуатации, прочность, долговечность, объемно-планировочные, санитарно-гигиенические, экономические характеристики), стандартные показатели (технические и качественные характеристики объекта закупки, установленные в соответствии со стандартами, техническими регламентами и законодательством о техническом регулировании). Поставляемый товар должен быть новым.

Кроме того, при осуществлении закупки заказчик, согласно ст. 31 Закона №44-ФЗ, устанавливает единые требования к участникам закупки. Это и наличие лицензий, допусков, специальных разрешений и согласований, документов (например, сертификатов, связанных с безопасностью использования объекта закупки), и др.

Чего не должно быть в техническом задании

В техническом задании не должны содержатся требования или указания на:

  • товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, место происхождения товара, наименование производителя;
  • требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что данные требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Исключения составляют случаи, когда не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Однако если содержится указание на товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, патент, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, заказчик должен добавить слова «или эквивалент» и указать критерии эквивалентности. Именно по этим критериям можно судить, нарушены или нет нормы ст. 33 Закона №44-ФЗ.

Документация для конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок

Важно обратить внимание на особенности документации, которая зависит от способа определения поставщика — конкурсы, электронные аукционы, запросы котировок.

Конкурсы считаются самым сложным видом закупочной процедуры и включают следующие документы: извещение, документация — информационная карта, техническое задание на объект закупки, форма заявки с инструкцией по ее заполнению, проект контракта.

Извещение о проведении конкурса

Это краткий документ, который включает:

  • идентификационный код закупки (с 1 января 2017 года)
  • используемый способ (открытый конкурс)
  • срок, место и порядок подачи заявок участников закупки
  • размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок
  • размер и порядок предоставления обеспечения исполнения контракта
  • требования к участникам и их документации
  • способы получения конкурсной документации
  • место, дата и время вскрытия конвертов с заявками
  • преимущества для участников
  • условия национального режима (ограничения и запреты на приобретение продуктов иностранного производства)
  • реквизиты счета для внесения обеспечения

Документация — информационная карта

В отличие от извещения, представляет собой развернутую информацию со следующими необходимыми деталями:

  • описание объекта закупки и условий контракта в полном объеме
  • требования к содержанию и описанию предложения участника, к форме, составу заявки и инструкцию по ее заполнению
  • дополнительные требования к объекту закупки: гарантийные сроки, условия эксплуатации
  • НМЦК с обоснованием
  • форма, сроки и порядок оплаты ТРУ
  • порядок подачи заявок, сроки отзыва и изменения заявок
  • порядок предоставления участникам разъяснений положений конкурсной документации
  • финансовые условия конкурса: размер обеспечения заявки, размер обеспечения контракта, условия банковской гарантии
  • информация о возможности изменения объема и количества ТРУ

Заявка с инструкцией

Инструкция позволяет заказчику облегчить себе работу. Имея такой документ, который позволяет упорядочить информацию, участники делают меньше ошибок. Необходимость включения инструкции в конкурсную документацию установлена п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона № 44-ФЗ.

Форма инструкции произвольная, требования к ее составлению законодательством не предусмотрены, тем не менее существует целый ряд позиций, которые в ней необходимо прописать: порядок заполнения заявки на участие в конкурсе, требования к ее оформлению, в частности, язык составления заявки, способ указания предлагаемой цены контракта, количество экземпляров заявки.

Важно помнить, что при описании предложений участники должны использовать общепринятые обозначения и наименования, сведения, содержащиеся в заявке, не должны допускать двусмысленного толкования. Документы, представляемые участниками закупки, должны быть заполнены по всем пунктам, предусмотренным формой заявки.

Аукцион и аукционная документация

В составле аукционной документации есть извещение, аукционную документацию — информационную карту, техническое задание на ТРУ, форму заявки для участия в электронном аукционе с инструкцией по ее заполнению (как правило, разработку этих документов берет на себя электронная площадка), проект контракта.

Закон не прописывает структуру документации об аукционе. При этом в ст. 64 приводится перечень информации, которая в обязательном порядке должна быть отражена.

Аукцион проводится в том случае, если заказчик закупает ТРУ, поименованную в перечне, установленном .

Извещение о проведении аукциона

В извещении о проведении электронного аукциона указываются следующие сведения:

  • адрес электронной площадки
  • сроки приема и рассмотрения заявок
  • дата проведения аукциона
  • размер обеспечения заявок и контракта
  • требования и исчерпывающий перечень документов для участников
  • информация об объекте закупки и условиях контракта

Аукционная документация — информационная карта

Раскрывает все детали будущей закупки, поэтому включает много уточняющей информации:

  • сведения о заказчике
  • сведения об электронной площадке
  • сведения об объекте закупки — предмете контракта
  • НМЦК приводится в соответствии с расчетом и обоснованием заказчика
  • форма, срок и порядок оплаты контракта, выплата аванса
  • требования к участникам закупки
  • сроки подачи заявок на участие в аукционе
  • сроки рассмотрения первых частей заявок и вторых частей заявок
  • дату проведения аукциона
  • требования к составу заявки на участие в электронном аукционе
  • размер обеспечения заявок на участие в аукционе
  • сведения об обеспечении исполнения контракта

Котировочная документация

Отличается от конкурсной и аукционной тем, что в запросе котировок выкладывается сразу вся информация. Форма заявки для участия в запросе котировок разрабатывается заказчиком и входит в котировочную документацию.

Содержит запрос котировок, форму заявки для участия в запросе котировок, проект контракта.

В запросе котировок должны быть отражены:

  • сведения о заказчике и контрактной службе, источник финансирования
  • форма котировочной заявки
  • наименование, характеристики и количество поставляемых товаров, объем выполняемых работ, оказываемых услуг, требования к качеству, техническим характеристикам, к безопасности, к функционалу и потребительским свойствам, размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели
  • требования к предоставлению гарантий, к монтажу и наладке, к обучению
  • место и сроки доставки товаров, выполнения работ, оказания услуг
  • сведения о НМЦК, расходах на перевозку, страхование, уплату налогов
  • место и срок подачи котировочных заявок
  • срок и условия оплаты поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг
  • срок подписания победителем контракта
  • информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта
  • преимущества для определенных участников
  • требование об отсутствии в РНП
  • документы, подтверждающие соблюдение национального режима

В том случае, если участникам требуются пояснения по закупочной документации или они обнаруживают какие-то несоответствия, неточности и ошибки, они вправе обратиться к заказчику за дачей разъяснений. Порядок, возможности и сроки обращения за разъяснениями в каждом способе закупки свои. Но заказчик обязан отвечать на запросы в установленные сроки.

Контракты

Задача контракта заключается в достижении цели осуществления закупки ТРУ. Он может быть как в электронной, так и в бумажной форме.

О проекте контракта и его содержании рассказывает Юлия Межникова, ведущий вебинара « »:

-

Приемка товара

На приемку товара, как важнейшее условие контракта, следует обратить особое внимание. Юлия Межникова разъясняет некоторые ошибки, которые допускают заказчики на этом этапе.

Все самое интересное о бизнесе — на нашем канале в Telegram . Присоединяйтесь!

"Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2015, N 4

Автономные учреждения уже более трех лет ведут закупочную деятельность на основании Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". За это время АУ на собственном опыте убедились: единожды утвердить и разместить на официальном сайте www.zakupki.gov.ru тот или иной документ недостаточно. Важно своевременно внести в него изменения, иначе устаревшие сведения, касающиеся предмета, условий проведения конкретной закупочной процедуры и т.д., могут поставить под сомнение правомерность самой закупки. Что нужно учесть при внесении поправок в существующую документацию?

Поддержание документов в актуальном состоянии является прямым отражением принципа информационной открытости закупки, провозглашенного в пп. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона N 223-ФЗ. Более того, отсутствие корректировок закупочной документации, отражающих изменившиеся обстоятельства и потребности автономного учреждения, может стать причиной отступления от ранее установленных им правил и процедур. А это уже нарушит другой принцип, заложенный в основу Федерального закона N 223-ФЗ, - принцип равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пп. 2 п. 1 ст. 3).

Ошибки, совершаемые заказчиками и связанные с невнесением изменений в документы, могут оказаться не столь безобидными: они становятся одним из поводов для оспаривания со стороны участников закупки, а также могут повлечь штраф. Рассмотрим, какие именно документы следует оперативно обновлять и каковы последствия невнесения поправок.

Положение о закупке

Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона N 223-ФЗ изменения, вносимые в положение о закупке, подлежат обязательному размещению в единой информационной системе (в настоящее время - на официальном сайте www.zakupki.gov.ru) в течение 15 дней со дня утверждения. При этом нужно учитывать два существенных момента.

  1. Утверждать изменения, вносимые в положение о закупке, должен наблюдательный совет автономного учреждения , а не, например, руководитель учреждения (как показал выборочный анализ информации, опубликованной на сайте www.zakupki.gov.ru, случаи принятия данных поправок посредством издания приказа руководителя АУ все-таки встречаются). В пп. 3 п. 3 ст. 2 Федерального закона N 223-ФЗ говорится о том, что полномочия по утверждению названного правового акта возлагаются на наблюдательный совет. Следовательно, именно он должен принимать новую редакцию положения о закупке (поправки, вносимые в обозначенный документ, по сути, создают его новую версию).
  2. На официальном сайте необходимо размещать два документа : актуальную редакцию положения о закупке и отдельный документ, содержащий перечень внесенных изменений (это может быть, например, протокол заседания наблюдательного совета АУ, на котором приняты соответствующие поправки, или файл, где в произвольной форме зафиксирована указанная информация). Несмотря на то что данное требование законодательно закреплено в п. п. 5, 12 Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 N 908 (далее - Положение N 908), на практике автономные учреждения зачастую публикуют какой-либо один документ.

Отметим, что невнесение изменений в положение о закупке влечет наиболее серьезные последствия для заказчика (по сравнению с отсутствием актуальных версий других документов по закупкам), поскольку ставит под вопрос правомерность применения Федерального закона N 223-ФЗ в целом. Такое может произойти в ситуации, когда в правовом акте не прописан, например, порядок подготовки и проведения процедур закупки в отношении какого-либо ее вида. Как указала Федеральная антимонопольная служба в разд. 5 Письма от 24.12.2012 N ИА/44025/12, если в данном документе (утвержденном и размещенном на официальном сайте) не урегулированы отдельные виды закупок, в их отношении положение о закупке считается не размещенным в установленном порядке. При их проведении заказчик должен руководствоваться Федеральным законом N 44-ФЗ <1>.

<1> Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Несоблюдение заказчиками правила о своевременном внесении поправок уже стало поводом для жалоб участников закупки. Одну из них рассмотрело Воронежское УФАС России (Решение от 30.05.2014 по делу N 185-18.1). Заказчик разместил на сайте www.zakupki.gov.ru извещение о проведении запроса котировок, однако действовавшая на тот момент версия положения о закупке не предусматривала этого способа. Хронология событий оказалась такова. Извещение о проведении запроса котировок было опубликовано 5 мая 2014 г., а измененное положение о закупке, в котором среди способов указывался запрос котировок, было утверждено 30 апреля 2014 г. Однако размещение данного правового акта на официальном сайте произошло 14 мая 2014 г., то есть на момент публикации извещения действовала старая редакция документа. В результате антимонопольный орган признал заказчика нарушившим закупочное законодательство по причине того, что он вовремя не опубликовал изменения в положение о закупке, вынес решение о незаконности проведения данной закупки (осуществление ее способом, не предусмотренным положением) и предписал аннулировать спорный запрос котировок.

План закупки

Случаи корректировки этого документа установлены в п. 8 Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 N 932 (далее - Правила N 932). К ним относятся:

  • изменение потребности в товарах (работах, услугах), в том числе сроков их приобретения, способа осуществления закупки и срока исполнения договора;
  • изменение более чем на 10% стоимости планируемых к приобретению товаров (работ, услуг), выявленное в результате подготовки к процедуре проведения конкретной закупки, вследствие чего невозможно ее осуществление в соответствии с планируемым объемом денежных средств, предусмотренным планом закупки;
  • иные случаи, установленные положением о закупке и другими документами заказчика.

В то же время срок, в течение которого следует вносить изменения в план , законодательно определен только для закупок, проводимых посредством конкурса или аукциона. В п. 9 Правил N 932 указывается: если закупки предполагается осуществлять названными способами, вносить изменения в план нужно не позднее размещения на официальном сайте извещения, документации о закупке или вносимых в них изменений.

А вот публиковать поправки в план закупки необходимо в течение 10 календарных дней с даты их внесения - об этом сказано в п. 14 Положения N 908. Причем утверждать план, в том числе поправки в него, должен руководитель (уполномоченное лицо) заказчика (автономного учреждения) <2>, а на сайте www.zakupki.gov.ru нужно выкладывать также два документа - скорректированный план и отдельный перечень изменений (п. 18 Положения N 908).

<2> См. форму плана закупки, утв. Постановлением N 932.

Отметим, что в своей закупочной деятельности автономные учреждения допускают следующие ошибки. Реальные сроки либо способ проведения закупки могут не совпадать с теми, которые установлены в плане. Кроме того, в него иногда включаются не все приобретения - потребности в новых, ранее не запланированных закупках не отражаются. Однако все эти ситуации несут потенциальные риски для АУ и вполне могут реализоваться при возникновении спора с участником закупки.

Так, невключение в план конкретного предмета закупки вылилось для заказчика в разбирательство. Как явствует из Решения Санкт-Петербургского УФАС России от 31.03.2014 N 12/5400 по делу N Т12-103/14, претендент на закупку, не ставший победителем, пожаловался в антимонопольный орган на действия заказчика. Одна из претензий, касающаяся невнесения изменений в план закупки, состояла в следующем. В марте 2014 г. заказчик опубликовал на официальном сайте извещение о проведении открытого конкурса на право выполнения проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ, однако названная закупка не была внесена в плановый документ на 2014 г. Изучив обстоятельства дела, антимонопольный орган установил, что спорная закупка не соответствует плану, утвержденному заказчиком и размещенному на сайте. В связи с этим заказчик признан нарушившим п. 2 ст. 4 Федерального закона N 223-ФЗ. Однако, поскольку обоснованность других частей жалобы участника закупки не была доказана, антимонопольный орган посчитал, что данное действие заказчика не повлияло на результаты конкурса, и решил не выдавать ему предписание.

Информация о конкретной закупке

Документы, оформляемые в отношении конкретной закупки и подлежащие размещению на официальном сайте, составляют довольно большой пакет. Согласно п. 5 ст. 4 Федерального закона N 223-ФЗ в него входят:

  1. Извещение о закупке.
  2. Документация о закупке.
  3. Проект договора.
  4. Разъяснения документации о закупке.
  5. Протоколы, формируемые в ходе закупки, и др.

В данную информацию (кроме разъяснений) при необходимости должны вноситься изменения. Размещать их на сайте www.zakupki.gov.ru нужно в течение трех дней со дня принятия решения о внесении поправок (п. 11 ст. 4 Федерального закона N 223-ФЗ). При этом для закупок путем проведения торгов предусмотрен отдельный порядок корректировки документов: если заказчик изменил извещение или документацию о закупке позднее чем за 15 дней до даты окончания подачи заявок на участие в торгах, срок подачи указанных заявок должен быть продлен так, чтобы со дня размещения соответствующих изменений на сайте www.zakupki.gov.ru до даты окончания подачи заявок оставалось не менее 15 дней.

Обратите внимание! Как и в других случаях, при опубликовании поправок, внесенных в извещение, документацию о закупке, проект договора и протокол, составленный в ходе закупки, необходимо размещать отдельный документ, содержащий перечень обозначенных изменений. Об этом говорится в п. п. 22, 26, 37 Положения N 908.

Как показал анализ решений, выносимых антимонопольными органами, отсутствие актуальных версий документации о закупке (вкупе с иными претензиями участников закупки) чаще всего становится поводом для обжалования действий заказчиков. Один из подобных случаев рассмотрело Томское УФАС. Согласно его Решению от 24.04.2014 по делу N 06-10/52-14 заказчик установил в извещении о проведении запроса котировок и в документации о данной закупке одну дату рассмотрения и оценки котировочных заявок, а протокол оценки был составлен на два дня раньше. Иными словами, фактическая дата подведения итогов закупки не совпала с заявленной ранее. Однако при этом соответствующие изменения не были внесены в извещение и документацию о закупке, а также опубликованы на сайте www.zakupki.gov.ru (в нарушение п. 5 ст. 4 Федерального закона N 223-ФЗ). В результате антимонопольный орган выдал заказчику предписание об аннулировании спорной закупки.

Другой случай, иллюстрирующий последствия невнесения изменений, рассмотрен Псковским УФАС России (Решение от 07.04.2014 по жалобе N 18/18.1/14-ТР). Участник закупки, посчитав, что заказчик нарушил при проведении запроса предложений принципы информационного обеспечения закупки, обратился в антимонопольный орган, и тот признал заказчика не выполнившим требования п. 5 ст. 4 Федерального закона N 223-ФЗ. Внеся изменения в извещение о закупке (исправлялась техническая ошибка в написании суммы прописью начальной цены договора) и разместив их на официальном сайте, заказчик не опубликовал новую редакцию документации по запросу предложений (с исправленной технической ошибкой). В то же время прежняя версия такой документации, согласно данным официального сайта, утратила статус действующего документа. Получается, что актуальная информация о закупке не была размещена на сайте www.zakupki.gov.ru.

Сведения о договоре

Законодательство о закупках разграничивает три вида сведений о договоре, в которые следует вносить поправки:

  1. Сведения, размещаемые непосредственно в блоке информации о конкретной закупке (наряду с извещением, документацией о закупке и протоколами). Формирование и публикацию таких сведений (в добровольном порядке) предусматривают п. п. 39, 40 Положения N 908. Согласно приведенным нормам по окончании процедуры закупки заказчик при необходимости может сформировать с помощью функционала официального сайта документ, содержащий следующие сведения о договоре:
  • об объеме, цене закупаемых товаров, работ, услуг;
  • о сроках исполнения договора;
  • об участнике закупки, с которым заключается договор.

Вместе с данным документом можно разместить и сам договор в электронном либо графическом виде.

Однако если при заключении и исполнении договора изменились объем, цена закупаемой продукции или сроки исполнения договора (по сравнению с тем, что прописано в протоколе, составленном по результатам закупки), публикация этих поправок становится обязательной . Согласно п. 5 ст. 4 Федерального закона N 223-ФЗ информация об изменении договора с указанием измененных условий должна быть размещена на официальном сайте в течение 10 дней со дня внесения изменений.

  1. Ежемесячная отчетность о заключенных договорах - ее в силу п. 19 ст. 4 Федерального закона N 223-ФЗ нужно публиковать не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным. О необходимости внесения поправок в указанную отчетность <3> говорится в п. 51 Положения N 908, хотя сроки их размещения в законодательстве четко не определены.
<3> Составляется в отношении сводных данных по всем совершенным за месяц закупкам, закупок у единственного поставщика, закупок, сведения о которых составляют государственную тайну, а также закупок у малого и среднего бизнеса.

Отметим, что в этом случае вместе с новой редакцией отчета заказчику также потребуется публиковать документ, содержащий перечень внесенных изменений.

  1. Информация, вносимая в реестр договоров (в соответствии с требованиями ст. 4.1 Федерального закона N 223-ФЗ). Обязанность представлять данные сведения возникла у заказчиков 1 января 2015 г. Однако в настоящее время они должны публиковать только первоначальные сведения. Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 31.10.2014 N 1132 "О порядке ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки", информация об изменении договора с указанием условий, которые были изменены, а также документы, подтверждающие названные изменения, будут включаться в реестр с 1 января 2016 г.

Административная ответственность

Невнесение изменений в документы по закупкам может привести не только к спорам с участниками закупки, но и к наложению штрафов. И случаи привлечения заказчиков к административной ответственности за нарушение принципа информационной открытости, установленного пп. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона N 223-ФЗ, уже появились (заказчиков прежде всего наказывают за наиболее серьезные нарушения - например, за ведение закупочной деятельности в отсутствие утвержденного и размещенного на официальном сайте положения о закупке).

КоАП РФ предусматривает ответственность за две группы нарушений принципа информационной открытости.

  1. Несоблюдение сроков опубликования информации , которая в соответствии с закупочным законодательством должна быть размещена на сайте www.zakupki.gov.ru (это касается и изменений, вносимых в документы по закупкам). Согласно п. 4 ст. 7.32.3 КоАП РФ данное нарушение может повлечь за собой штрафы до 5000 (для должностных лиц) и до 30 000 руб. (для юридических лиц).

В то же время за отступление от установленных сроков опубликования изменений, вносимых в положение о закупке, предусмотрена отдельная мера ответственности: штрафы до 10 000 (для должностных лиц) и до 30 000 руб. (для юридических лиц). Об этом сказано в п. 6 ст. 7.32.3 КоАП РФ.

  1. Неразмещение информации о закупке (в том числе изменений в соответствующие документы) грозит заказчикам еще более серьезными санкциями. В силу п. 5 ст. 7.32.3 КоАП РФ должностные лица заказчика могут быть оштрафованы на сумму до 50 000, а сами юрлица - на сумму до 300 000 руб.

Напомним, что под юридическим лицом, на которое в случае нарушения требований Федерального закона N 223-ФЗ может быть наложен штраф, подразумевается само автономное учреждение. Должностными же лицами являются руководитель АУ, а также лица, осуществляющие функции по организации и проведению закупок, в том числе члены комиссии по закупкам, совершившие административные нарушения (примечание к ст. 2.4 КоАП РФ).

Заключение

Поправки, которым подвергаются документы по закупкам, нередко воспринимаются как менее значимые факты закупочной деятельности, нежели разработка, утверждение и опубликование первоначальных версий документов. Однако автономным учреждениям, как и другим исполнителям Федерального закона N 223-ФЗ, не следует упускать из виду данное направление работы. Риски невнесения (несвоевременного внесения) изменений в документы могут реализоваться в виде споров с участниками закупки либо штрафов, налагаемых на заказчика.

Чтобы этого не произошло, важно неукоснительно соблюдать установленные законодательством сроки опубликования поправок. Представим основные требования в виде таблицы.

Штраф за нарушение сроков размещения

для должностных лиц

для юридических лиц

Изменения в положение о закупке

В течение 15 дней со дня утверждения (п. 1 ст. 4 Федерального закона N 223-ФЗ)

От 5000 до 10 000 руб. (п. 6 ст. 7.32.3 КоАП РФ)

От 10 000 до 30 000 руб. (п. 6 ст. 7.32.3 КоАП РФ)

Изменения плана закупки

В течение 10 календарных дней с даты утверждения (п. 14 Положения N 908)

От 2000 до 5000 руб. (п. 4 ст. 7.32.3 КоАП РФ)

От 10 000 до 30 000 руб. (п. 4 ст. 7.32.3 КоАП РФ)

Изменения в извещение, документацию о закупке

Не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения (п. 11 ст. 4 Федерального закона N 223-ФЗ)

Изменения в извещение, документацию о проведении торгов

При внесении изменений позднее чем за 15 дней до даты окончания подачи заявок, срок их подачи должен быть продлен так, чтобы со дня размещения соответствующих изменений на сайте www.zakupki.gov.ru до даты окончания подачи заявок оставалось не менее 15 дней (п. 11 ст. 4 Федерального закона N 223-ФЗ)

Изменения в договор

Не позднее чем в течение 10 дней со дня внесения изменений (п. 5 ст. 4 Федерального закона N 223-ФЗ)

Кроме того, заказчикам следует выстраивать закупочный процесс в точном соответствии с изначально прописанными правилами и условиями (в положении о закупке, в плане закупки, а затем в документации о ней). Если же удержаться в установленных рамках, о которых уже заявлено на официальном сайте, нельзя, необходимо сначала документально скорректировать закупочные процедуры и после этого действовать уже согласно им.

Г.Зайцева

Эксперт журнала

"Автономные учреждения:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Выбор редакции
Каждая хозяйка должна научиться правильно варить бульон, чтобы он был прозрачным. Его используют для заливного, супа, холодца и соуса....

Домашние вечеринки настолько вошли в моду у европейцев, что их устраивают едва ли не каждую неделю. Вкусная еда, приятная компания, много...

Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...

Характерными блюдами для национальной венгерской кухни считаются те, в которых использовано большое количество молотой паприки, репчатого...
Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...
Три дня длилось противостояние главы управы района "Беговой" и владельцев легендарной шашлычной "Антисоветская" . Его итог – демонтаж...
Святой великомученик Никита родился в IV веке в Готии (на восточной стороне реки Дунай в пределах нынешней Румынии и Бессарабии) во...
РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 07 мая 2014 года г. Ефремов Тульская областьЕфремовский районный суд Тульской области в...
Откуда это блюдо получило такое название? Лично я не знаю. Есть еще одно – «мясо по-капитански» и мне оно нравится больше. Сразу...